2 год открытия южного полюса. Как человек впервые покорил южный полюс

«Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику - Амундсен»
Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, и это было началом драмы, разыгравшейся в южных полярных широтах 100 лет назад….

В декабре 2011 года исполняется 100 лет одному из важных событий в ряду географических открытий ХХ века — впервые был достигнут Южный полюс.

Это удалось норвежской экспедиции Руала Амундсена и английской экспедиции Роберта Скотта.

Полюс был открыт Амундсеном 14 декабря 1911 года, а месяц спустя (18 января 1912 года) его достигла группа Скотта, погибшая на обратном пути к морю Росса.

Южный географический полюс, математическая точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии, находится не в центральной части материка Антарктиды, а ближе к ее тихоокеанскому побережью, в пределах Полярного плато на высоте 2800 м. Толщина льда здесь превышает 2000 м. Минимальное расстояние до берега ― 1276 км.

Солнце на полюсе полгода (с 23 сентября по 20―21 марта без учета рефракции) не заходит за горизонт и полгода не всходит над горизонтом,

но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Климат в районе полюса очень суровый. Средняя температура воздуха на полюсе составляет -48,9 °С, минимальная ― -77,1 °С (в сентябре). Южный полюс не самая холодная точка в Антарктиде. Самая низкая температура на поверхности Земли (-89,2 ºС) зафиксирована 21 июля 1983 года на советской научной станции «Восток». В географической точке Южного полюса находится американская научная станция «Амундсен-Скотт».

Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1772-75 годах дважды довольно близко (менее чем на 300 км) подходил к Антарктиде. В 1820 году русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» подходила к берегам Антарктиды почти вплотную. Были проведены большие научные работы в антарктических водах, исследованы течения, температуры воды, глубины, открыты 29 островов (Петра I, Александра I, Мордвинова и др.). Суда экспедиции обошли вокруг Антарктиды. В 1821-23 годах к Антарктиде подходили зверобои Палмер и Уэдделл. В 1841 году английской экспедицией Джеймса Росса был открыт шельфовый ледник (ледник Росса, откуда начинались пути к полюсу). Его внешний край представляет собой ледяной обрыв высотой до 50 м (барьер Росса). Барьер омывается водами моря Росса. К концу XIX и началу ХХ века у берегов Антарктиды провели работы многие экспедиции, собравшие данные о глубинах, рельефе дна, донных отложениях, морской фауне. В 1901-04 годах английская экспедиция Скотта на судне «Дискавери» вела океанологические работы в море Росса. Участники экспедиции проникли вглубь Антарктиды до 77°59" ю. ш. В море Уэдделла в 1902-04 годы производила океанологические исследования английская экспедиция Брюса. Французская экспедиция Ж. Шарко на судах «Франс» и «Пуркуа-Па» вела в 1903-05 годах и 1908-10 годах океанографические исследования в море Беллинсгаузена.

В 1907-09 годах в море Росса зимовала английская экспедиция Э. Шеклтона (участником которой был и Р. Скотт), проведшая здесь океанологические и метеорологические исследования и совершившая поход на южный магнитный полюс.

Шеклтон сделал также попытку дойти до географического полюса.

9 января 1909 года он дошел до широты 88° 23" и, находясь в 179 милях от полюса, повернул назад из-за недостатка продовольствия. В качестве тягловой силы Шеклтон использовал низкорослых лошадей маньчжурской породы (Siberian pony), однако во время подъема на ледник Бирдмор пони поломали ноги, были застрелены и оставлены в качестве пищи для использования на обратном пути.

Впервые Южного полюса удалось достичь 14 декабря 1911 года норвежской экспедиции под руководством Руала Амундсена.

Первоначальной целью Амундсена был Северный полюс. Экспедиционное судно «Фрам» было предоставлено другим великим норвежцем Фритьофом Нансеном, совершившим на нем первый в истории дрейф через Северный Ледовитый океан (1893-1896). Однако, узнав, что Северный полюс покорен Робертом Пири, Амундсен принял решение идти к Южному полюсу, о чем и уведомил Скотта телеграммой.

14 января 1911 года «Фрам» прибыл к выбранному Амундсеном месту высадки экспедиции ― Китовой бухте. Она находится в восточной части ледяного барьера Росса, расположенного в тихоокеанском секторе Антарктики. С 10 февраля по 22 марта Амундсен занимался созданием промежуточных складов. 20 октября 1911 г. Амундсен с четырьмя спутниками на собаках выступил в поход на юг и 14 декабря был на Южном полюсе, а 26 января 1912 года вернулся в базовый лагерь. Вместе с Амундсеном на Южном полюсе были норвежцы Олаф Бьяланд, Гельмер Гансен, Сверре Гассель и Оскар Вистинг.

Экспедиция Роберта Скотта на судне «Терра-Нова» высадилась 5 января 1911 года на острове Росса, в западной части ледника Росса. С 25 января по 16 февраля организовывались склады. 1 ноября группа англичан во главе со Скоттом, сопровождаемая вспомогательными отрядами, вышла к полюсу. Последний вспомогательный отряд ушел обратно 4 января 1912 года, после чего Роберт Скотт и его товарищи Эдвард Уилсон, Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и Эдгар Эванс пошли дальше, буксируя сани со снаряжением и провизией.

Достигнув полюса 18 января 1912 года, на обратном пути Скотт с товарищами погибли от голода и лишений.

Последняя запись в дневнике Скотта (It is a pity but I do not think I can write more - R.Scott - For God"s sake look after our people - Жаль, но не думаю, что смогу еще писать - Р. Скотт - Ради Бога, не оставьте наших близких) относится к 29 марта.

Причины трагического исхода экспедиции Скотта и предпосылки успешного похода Амундсена давно рассмотрены в различных литературных источниках, начиная от крайне эмоциональной по духу новеллы Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс» (на мой взгляд, весьма предвзятой) и кончая публикациями самого Амундсена и научными статьями, основывающимися на современных знаниях о климате Антарктиды.

Вкратце они состоят в следующем:

у Амундсена имелись точный расчет сил и средств и жесткая установка на успех; у Скотта можно видеть отсутствие четкого плана действий и ошибку в выборе транспорта.

Как следствие, Скотт возвращался в феврале-марте, то есть в начале антарктической осени, с более низкими температурами и с метелями. Именно из-за сильнейшей восьмидневной метели Скотт с товарищами не смогли пройти последние 11 миль до склада с продовольствием и погибли.

Не претендуя на исчерпывающий обзор причин и предпосылок, все же рассмотрим их чуть подробнее.
Начало пути
Норвежская экспедиция оказалась в более выгодных условиях, чем английская. Место стоянки «Фрама» (базовый лагерь экспедиции Амундсена) располагался на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта. В качестве транспортного средства использовались собачьи упряжки. Однако последующая дорога до полюса была не менее трудной, чем у англичан. Англичане шли по пути, разведанному Шеклтоном, зная место подъема на ледник Бирдмор; норвежцы же преодолевали ледник по неизведанному пути, поскольку маршрут Скотта был единогласно признан неприкосновенным.

Остров Росса располагался в 60 милях от ледяного барьера, путь до которого уже на первом этапе стоил участникам английской экспедиции огромных трудов и потерь.

Основные надежды Скотт возлагал на моторные сани и маньчжурских лошадок (пони).

Одни из трех специально изготовленных для экспедиции мотосаней провалились под лед. Оставшиеся моторные сани вышли из строя, пони проваливались в снег и гибли от холода. В результате Скотту с товарищами за 120 миль от полюса пришлось тянуть сани со снаряжением самим.

Важнейший вопрос - транспорт
Амундсен был убежден, что собаки являются единственными подходящими ездовыми животными в снегах и льдах. «Они быстры, сильны, умны и способны двигаться в любых условиях дороги, где только может пройти сам человек». Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу, Амундсен учитывал и мясо собак, тащивших продовольствие.

«Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. …

Я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием.

Этого расчета мы придерживались с точностью приблизительно одного дня и одной собаки». В поход вышли пятьдесят две собаки, на базу вернулись одиннадцать.

Скотт верил не в собак, а в пони, зная об успешном их использовании в экспедициях на Земле Франца-Иосифа и на Шпицбергене. «Пони тащит тот же груз что и десять собак, а пищи употребляет втрое меньше». Это верно; однако, пони нуждается в объемном корме в отличие от собак, питавшихся пеммиканом; кроме того, мясо погибшего пони нельзя скормить другим пони; собака, в отличие от пони, может идти по насту, не проваливаясь; наконец, собака гораздо лучше, чем пони, переносит морозы и метели.

Ранее Скотт имел неудачный опыт использования собак и пришел к ошибочному выводу, что они непригодны для полярных путешествий.

Между тем все успешные экспедиции осуществлялись именно на собаках.

Участник полюсной группы Лоуренс Отс, отвечавший за лошадей, убедился, что собаки приспособлены к полярным условиям лучше, чем пони. Когда он заметил, как лошади слабеют от холода, голода и тяжелой работы, он стал настаивать, чтобы Скотт забивал на маршруте самых слабых животных и оставлял их туши в хранилищах на будущий сезон в качестве корма для собак, а если понадобится, то и для людей. Скотт отказался: ему претила мысль об убийстве животных.

Отрицательно относился Скотт и к убийству собак в отряде Амундсена, выступая против жестокого обращения с животными.

Кстати, та же участь постигла собак в походе Нансена к Северному полюсу и в переходе к Земле Франца-Иосифа в 1895 году, однако его никто не упрекал в жестокости. Это та высокая цена, которую приходится платить, чтобы достичь успеха, а часто - и чтобы выжить.

Мне не в меньшей степени жалко несчастных пони, которые сначала, в дороге, мучились от морской болезни, а затем, проваливаясь в снег и страдая от холода, тянули сани. Они были изначально обречены (Скотт прекрасно понимал это: в полюсной группе корма для пони взяли «в один конец») и погибли все до единого, причем 9 декабря были застрелены последние и… пошли на корм и собакам, и людям в группе Скотта. В дневнике Скотта при возвращении с полюса читаем: «Большое счастье, что наши рационы пополняются кониной (24 февраля)».

При подготовке продовольственных складов и в походе к полюсу использовались и мотосани (пока не вышли из строя из-за трещин в блоке цилиндров), и пони, и… все те же собаки. Запись в дневнике Скотта от 11 ноября: «Собаки работают великолепно». От 9 декабря: «Собаки бегут хорошо, несмотря на плохую дорогу».

Однако 11 декабря Скотт отправляет собак назад и остается без транспортных средств.

Смена, казалось бы, незыблемых принципов наводит на мысль, что у Скотта не было твердого, четкого плана действий. Например, только во время зимовки «Терра Нова» в Антарктиде некоторые участники маршрутных групп впервые в жизни встали на лыжи. А вот запись в дневнике от 11 декабря: «Везде… такой рыхлый снег, что при каждом шаге уходишь в него по колени…

Одно средство - лыжи, а мои упрямые соотечественники питают против них такое предубеждение, что не запаслись ими».

Весьма странное заявление для руководителя экспедиции - простая констатация факта.

Из приведенной ниже информации видно, насколько отличались темпы движения групп Амундсена и Скотта. Скотт стартовал на 13 дней позже Амундсена, на полюсе отставание составляло уже 22 дня. К месту последнего лагеря, ставшего могилой Скотта и товарищей, отставание составляло 2 месяца (это уже зима). Амундсен вернулся на базу всего за 41 день, что говорит об отличном физическом состоянии участников.

Старт с базы Полюс Итого Старт с полюса Конец маршрута Итого Всего
Амундсен 20.10.1911 14.12.1911 56 17.12.1912 26.1.1912 41 97
Скотт 1.11.1911 17.1.1912 78 19.1.1912 21.3.1912 62 140

Поиски складов с продовольствием
При подготовке продовольственных складов на предварительном этапе экспедиции Амундсен обезопасил себя от их поисков в случае плохой видимости на пути к полюсу и обратно. С этой целью от каждого склада протягивалась цепочка вешек на запад и восток, перпендикулярно направлению движения. Вешки располагались в 200 м друг от друга; длина цепочки достигала 8 км. Вешки были промаркированы таким образом, чтобы, найдя любую из них, можно было определить направление и расстояние до склада. Эти хлопоты полностью оправдали себя во время основного похода.

«Мы как раз встретили тогда ту погоду с туманом и метелью, на которую заранее рассчитывали, и эти приметные знаки не раз спасали нас».

Англичане складывали по пути ледяные гурии, что также помогало ориентироваться при возвращении, однако отсутствие перпендикулярно расположенных цепочек знаков иногда затрудняло поиски складов.

Обувь
Испытав лыжную обувь во время поездки для устройства первого склада и выявив ее недостатки, норвежцы перешили свои сапоги, сделав их более удобными и, главное, просторными, что позволило избежать обморожений. Чуть позже этим занялись и англичане. Обморожения ног у группы Скотта на обратном пути связаны, скорее всего, с общим истощением.

История с керосином
Очень показательна история с керосином, ускорившая роковую развязку в группе Скотта.
Вот записи в дневнике Скотта
24.02.1912: …До склада дошли… Запасы наши в порядке, только вот керосина мало.
26.02 Топлива ужасно мало…
2.03. … Дошли до склада… Первым делом мы нашли очень скудный запас горючего…При строжайшей экономии его едва может хватить до следующего склада, до которого 71 миля…

Вместо ожидаемого галлона (4,5 л) керосина Скотт обнаружил в канистре меньше кварты (1,13 л). Как выяснилось впоследствии, нехватка керосина на складах вовсе не была следствием неправильного расчета потребности в горючем. Это произошло оттого, что под влиянием низких температур кожаные прокладки в банках с керосином сжались, герметичность емкости нарушилась, и часть горючего улетучилась. С подобными керосиновыми утечками в условиях экстремально низких температур Амундсен столкнулся во время плавания через Северо-Западный проход и приложил все усилия, чтобы избежать этого в экспедиции к Южному полюсу.

Пятьдесят лет спустя на 86-м градусе южной широты была найдена герметично закрытая канистра с керосином, принадлежавшая Амундсену.

Ее содержимое сохранилось полностью.

Холодостойкость
На мой взгляд, немаловажное значение имела исключительная способность норвежцев переносить низкие температуры, не теряя сил и сохраняя работоспособность. Это относится не только к экспедиции Амундсена. То же в качестве примера можно сказать и об экспедициях другого великого норвежца Фритьофа Нансена. В книге ««Фрам» в полярном море», в той ее части, где рассказывается о походе Нансена и Йохансена к Северному полюсу, читаем поразившие меня строки (помня о том, что жили они в брезентовой палатке, обогреваясь лишь за счет примуса и лишь во время приготовления пищи):

«21 марта. В 9 ч. утра было -42 ºС. Солнечная, прекрасная погода, превосходная для путешествия.

29 марта. Вчера вечером температура поднялась до -34 ºС, и мы провели такую приятную ночь в спальном мешке, какой давно у нас не было.

31 марта. Подул южный ветер, и температура поднялась. Сегодня было -30 ºС, что мы приветствуем как наступление лета».

В результате норвежцы двигались с расчетной скоростью в таких погодных условиях (например, во время метели по пути к полюсу), в которых англичане вынуждены были пережидать или по крайней мере сильно теряли темп.

«Ужасное разочарование!.. Печальное будет возвращение… Прощайте, золотые грезы!» — это слова Скотта, произнесенные на полюсе. Осталась бы в живых группа Скотта, если бы не было «ужасного разочарования» и англичане были бы на полюсе первыми? Предположим, что Пири не дошел бы до Северного полюса к 1910 году. В этом случае Амундсен, безусловно, отправился бы на «Фраме» в новый дрейф в Северный Ледовитый океан со своей первоначальной целью — достичь Северного полюса. Мне кажется, что этот «виртуальный» вопрос заслуживает внимания. Существует мнение, что

главной причиной гибели группы Скотта явилось тяжелое моральное состояние ее участников,

а также сложные маршрутные и климатические условия. И если бы не гонка с Амундсеном… Однако анализ произошедших событий позволяет сделать иной вывод.

Маршрутные условия группы Амундсена были не менее сложными. Преодолевая ледник при подъеме на Полярное плато, норвежцы столкнулись с гигантскими зонами трещин, чего не было у англичан. А жесткий график при возвращении (чередование 28- и 55-километровых дневных переходов вплоть до возвращения на базу) позволили Амундсену вернуться до наступления осени. Основной же причиной гибели группы Скотта является в первую очередь неправильный выбор транспортных средств, не соответствующий поставленной цели. Следствием этого была потеря темпа и - из-за более позднего возвращения - попадание в сложные климатические условия надвигающейся зимы (температура воздуха опускалась до -47 ºС). К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников.

В этих условиях увеличивается риск обморожений - и у всех были обморожены ноги.

Ситуация крайне обострилась еще и тем, что при возвращении погибли Эванс (17 февраля) и Отс (17 марта). Возвращение в таких условиях было за пределами человеческих возможностей. Реальных шансов спастись практически не было.

Научное значение экспедиций
На оценке научных результатов экспедиций Амундсена и Скотта в определенной степени отразился драматизм событий. К тому же в зимовочном составе норвежской экспедиции не было научных сотрудников.

Это иногда приводило к предвзятым мнениям о «ненаучности» экспедиции Амундсена.

Действительно, британская антарктическая экспедиция получила больше результатов по своей научной программе, чем экспедиция Амундсена. Однако оказалось, что наблюдения, сделанные группой Амундсена, позволяют распространить выводы английских исследователей на гораздо более обширные территории. Это касается геологического строения, рельефа, метеорологии. Именно наблюдения Амундсена внесли весомый вклад в современные принципы расчета бюджета массы льда антарктического ледникового покрова. Есть и другие примеры. Подлинный исследователь не станет оценивать, какая из экспедиций «более научная», он воспользуется результатами работ и тех и других.

Несмотря на «ужасное разочарование», при возвращении Скотт действовал активно, не теряя волю к жизни.

Страницы последней тетради дневника Скотта - впечатляющие свидетельства подлинного мужества и огромной силы воли.

Экспедиция Амундсена и поныне является образцом точнейшего расчёта сил и средств. Так, еще находясь в Норвегии и составляя план похода, он записал в 1910 (!) году: «Возвращение после покорения Южного полюса в базовый лагерь - 23 января 1912 г.» Он вернулся 26 января.

Расчетное время в никем не пройденном ранее пути до полюса и обратно, 2500 км «самой трудной на земле дороги», с точностью до трех дней совпало с фактическим.

Даже в XXI веке такой точности расчетов можно позавидовать.

Руал Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный. Он погиб 18 июня 1928 году где-то в районе острова Медвежий, вылетев на спасение экспедиции У. Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса.

На острове Росса, на его южной оконечности, установлен крест в память Роберта Скотта и его товарищей Эдварда Уилсона, Лоуренса Отса, Генри Боуэрса и Эдгара Эванса, на котором начертаны их имена и девиз: To strive, to seek, to find and not to yield - «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

После того, как весной 1909 года американский полярный путешественник Роберт Пири достиг на собачьих упряжках Северного полюса, во всем мире с нетерпением ожидали покорения другого полюса.

Кто будет первым? Уже через несколько месяцев английский исследователь Антарктиды Роберт Скотт объявил о том, что он собирается на Южный полюс . Такую же экспедицию готовил другой известный полярный путешественник, норвежец Руал Амундсен . Правда, до известной поры он об этом никому не говорил. Все стало ясно, когда судно норвежской экспедиции уже находилось в Атлантическом океане.

Скотт , который был в Австралии, понял, что гонки за первенство не избежать.

Без особых трудностей мореходы достигли берегов Антарктиды и высадились на противоположных берегах моря Росса. Впереди было самое опасное.

С началом антарктической весны англичане и норвежцы устремляются к полюсу. Отряд Скотта в составе восьми человек выступил в поход 1 ноября 1911 года. Кроме собак и пони, которых запрягали в сани, в отряде были ещё мотосани. «попытка использовать сразу три вида транспорта, – писал домой Отс, – поражает меня… я абсолютно уверен, что у скотта ничего не получится». У Амундсен а были только собачьи упряжки.

Первая серьезная неприятность в английском отряде – начали падать одна за другой пони. Животные не выдерживали жестокого мороза. Сильно страдали от холода и люди. Меховая одежда у них была далеко не лучшей. Ослабленные скверным питанием, с обмороженными лицами, они медленно продвигались к заветной цели… А там уже развевался норвежский флаг.

Отряд Амундсен а водрузил его над полюсом 14 декабря 1911 года. Только через месяц сюда пришли англичане.

Первые дни их возвращения на базу у моря росса не предвещали трагедии. В спину дул устойчивый полярный ветер, сани шли, как на парусах. Под ногами хрустел прочный наст. Впереди был удобный спуск с вершины плато. Но скоро этих отважных людей постигла большая беда: они не смогли разыскать несколько хранилищ с продуктами питания, оставленных на пути к полюсу.

Ориентиры – флажки и пирамиды из снега – не помогли, снежные бури сделали свое дело. Теперь люди заметно слабели с каждым днем, продвигались из последних сил.

Первым умер Эванс, больше других страдавший от цинги. У Отса после частых обморожений началась гангрена. У руководителя экспедиции была настолько обморожена нога, что он сам стал обузой для отряда.

Во время отдыха в палатке Отс долго что-то писал в своем дневнике, а потом попросил товарищей передать записки матери: «Она единственная женщина, которую я любил». Затем он с трудом вылез из прорванного. Отсыревшего спального мешка, проковылял к выходу и исчез в снежном буране. Совсем.

Остальные участники этого несчастного похода ещё неделю боролись за жизнь. Последние три человека – скотт, Уилсон и Бауэрс – умерли в лагере, не дойдя до базы всего восемнадцать километров. «Мужества, твердости, силы им было не занимать. Немного больше опыта – и их предприятие увенчалось бы успехом» – писал позднее Амундсен о походе Скотт а к Южному полюсу .

Смерть Скотт а сделала его национальным героем. Соотечественники перечитывали строки его послания к общественности: «В нашем крушении определенно виновата плохая погода… Не думаю, чтобы когда-либо человек испытал то, что мы пережили за один месяц».

Скотт был прав, говоря о погоде, но ведь в этом отношении он допустил серьезный просчет. Задержавшись со стартом, он обрек отряд на приход к полярному плато на три недели позже летнего солнцестояния. Морозы были уже на десять градусов ниже тех, что застали в районе полюса экспедицию Амундсен а.

В начале XX века лихорадка открытия новых земель начала затихать. Полностью исследованы земли Южной Америки, Австралии, Новозеландских островов и Африки. И лишь немногие решались обратить взор к суровым землям полюсов. Имена тех, кто достиг первым Южного полюса, знают все. Но не всем известно, что «наполеон полярных стран», покоритель южной точки Земли Рауль Амундсен готов был отдать свой триумф за жизнь тех, кто туда не дошел.

Морем на юг

Первый человек, достигший южного континента на хрупком судне из дерева, - Дж. Кук. В 1772 году его корабль добрался до 72 градуса южной широты, но дальше путь ему преградили непреодолимые льды.

Официально открытие материка приписано Ф. Беллинсгаузену и М. Лазареву. На двух ботах в 1820 году они подошли к берегам Антарктиды.

Двадцатилетие спустя вокруг материка по береговой линии прошли корабли Дж. К. Росса.

Покорение суши

Соревнование за звание «Первый человек, достигший Южного полюса» полно трагических событий. В 1895 году на суше стоял лагерем австралиец Г. Буль. Но он не предпринимал попыток пройти вглубь материка.

Попытку стать тем, кто первым достиг Южного полюса, сделал в 1909 году Э. Шеклтон. Англичанин не дошел 179 километров, закончилось продовольствие и иссякли силы. До него, в 1902 году, неудачей стала попытка его соотечественника Роберта Скотта, трое исследователей чудом вернулись к исходной точке.

Соревнование за первенство

Октябрь 1911 года, в борьбу за покорение полюса вступили два известных исследователя: норвежец Руаль Амундсен и британец Роберт Фолкон Скотт. Интересно, что Амундсен собирался на Северный полюс. Но первооткрывателем он уже стать не мог: американский флаг стоял там с 1908 года. Честолюбивый Руаль предлагает партнерам Оскару Вистингу, Хелмеру Хансену, Сверре Хааселю и Олафу Бьяланду стать первыми среди покорителей другого полюса. Именно эти имена войдут в историю Антарктики как те, кто достиг первым Южного полюса.

История тех, кто дошел, но оказался вторым

После неудачной пробы в 1902 году Роберт Скотт возлагал большие надежды на поход. Он тщательно и долго готовился, приобрел моторные сани и разработал маршрут. С самого начала его преследовали разочарования. Моторные сани оказались бесполезными в преодолении торосов. Пони, которые были средством передвижения экспедиции, очень скоро истощились, их усыпили. Роберт принял решение часть группы отправить обратно, а к заветной цели продолжили путь пять человек.

Преодолевая невероятные трудности, таща на себе всю поклажу, они 17 января 1912 года дошли до математического полюса. Но оказались вторыми: тут уже побывали норвежцы. Моральное потрясение сказалось на их обратном пути. Первым умер самый молодой участник Эдгар Эванс, он ударился головой при падении в трещину. Потом ушел в ночь Лоуренс Отс, посчитавший себя обузой для товарищей (у него были обморожены ноги).

Оставшиеся исследователи в лагерь не пришли. Лишь через восемь месяцев спустя их нашли в 18 километрах от конечного пункта. Об их судьбе известно из дневника Роберта, который умер последним. Застигнувшая их метель, закончившиеся припасы и лютый холод стали причиной их гибели.

Роберт Фолкон Скотт, Генри Бауэрс, Лоуренс Отс и Эдгар Эванс, а также врач Эдуард Уилсон - дневники и геологические экспонаты, весившие около 15 килограммов, и их героический подвиг записали эти имена в историю Антарктиды.

История тех, кто достиг первым южного полюса

Честолюбивый Амудсен продумал каждую деталь своего путешествия. Он поставил на собак как тягловую силу. При этом, как ни жестоко, но вес собак он просчитал как провиант и расписал график использования этого источника белка. Костюмы были специально пошиты из одеял - прочные, легкие и теплые. Экспедиция из пяти человек 14 декабря 1911 года достигла цели и через 99 дней вернулась в исходную точку в полном составе, став мужественной пятеркой тех, кто достиг первым Южного полюса.

Горькая победа

Сам Амундсен, узнав о судьбе своего соперника Роберта Скотта, написал: «Я пожертвовал бы славой, абсолютно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!». Этот триумф вошел в историю вместе с трагедией. Но полюс помнит обоих целеустремленных полярников, их имена навеки соединены в названии научной станции Амундсен-Скотт, расположенной на месте поражения одного и победы другого.

Сотни смельчаков покорили Южный полюс после первопроходцев.

Где находится Южный полюс

Южный полюс – это одна из двух точек пересечения воображаемой оси вращения Земли и земной поверхности, где сходятся все географические меридианы. Он расположен в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте примерно 2800 м над уровнем моря. Интересно, что географические координаты Южного полюса обычно указывают просто 90° ю. ш., поскольку долгота полюса геометрически определена. В случае необходимости, она может быть указана как 0°.

На Южном полюсе все направления указывают на север и потому привязываются к Гринвичскому (нулевому) меридиану.

Попытки покорения Южного полюса

Общее понимание географии Антарктического побережья появилось лишь в середине XIX века, поэтому первые попытки покорить континент начались именно в это время.

В 1820 году несколько экспедиций одновременно заявили об открытии Антарктиды. Первой из них была русская экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которая достигла берегов материка 16 января.

Но первой доказанной высадкой на берег считается высадка экспедиции Борхгревинк в 1895 на берег Земли Виктории.

Экспедиция Амундсена

Изначально Руаль Амундсен собирался покорить Северный полюс, но во время подготовки к экспедиции стало известно, что его уже открыли. Но ученый не стал отменять поездку, просто поменял цель своего путешествия.

«Чтобы поддержать статус полярного исследователя, – вспоминал Амундсен, – мне необходимо было как можно быстрее достичь любого другого сенсационного успеха… И я сообщил своим товарищам, что поскольку Северный полюс открыт, я решил идти на Южный».

19 октября 1911 года экспедиция на санях, запряженных собаками, отправилась в путь. Сначала он проходил по снежной холмистой равнине шельфового ледника Росса, но на 85-й параллели поверхность круто пошла вверх –шельфовый ледник закончился. Начался подъем по крутым заснеженным склонам. По словам исследователей, было сложно и физически, и морально. Ведь они не знали, что будет дальше.

В начале подъема путешественники устроили главный склад с едой на 30 дней. На весь дальнейший путь Амундсен оставил продовольствия из расчета на 60 дней. За этот срок он планировал дойти до Южного полюса и вернуться обратно к главному складу.

14 декабря экспедиция Амундсена достигла точки на белой равнине, на высоте 3000 м, где, по расчетам, должен был находиться Южный полюс. Именно этот день считается открытием Южного полюса. В экспедиции также участвовали Оскар Вистинґ, Гелмер Хансен, Сверре Гассель, Олаф Бйоланд.

Они оставили небольшую палатку, над которой на шесте закрепили норвежский флаг и вымпел с надписью «Фрам». В палатке Руаль Амундсен оставил письмо норвежскому королю с коротким отчетом о походе.

В своем дневнике норвежский ученый подробно описал свое прибытие в желаемую точку.

«Утром 14 декабря была отличная погода, идеальная для прибытия на полюс… В полдень мы достигли 89° 53′ по любым расчетам и приготовились пройти остаток пути за один заход… Мы продвигались в этот же день так же механически, как всегда, почти молча, но все больше заглядывая вперед… в три пополудни одновременно от всех погонщиков прозвучало «Стой». Они тщательно осмотрели приборы, все показывали полное расстояние – Полюс, по нашему мнению. Цель была достигнута, путь закончился. Я не могу сказать – хотя знаю, что это прозвучало бы гораздо убедительнее – что я достиг цели своей жизни. Это было бы романтично, но слишком прямолинейно. Я предпочитаю быть честным и предположить, что я никогда не видел человека, который находился бы в более диаметрально противоположной позиции к своей цели и желаниям, чем я в тот момент».

Амундсен назвал свой лагерь «Пульхайм» (в переводе с норвежского – «Полярный дом»), а плато, на котором непосредственно находится полюс, было названо в честь норвежского короля Хокона VII.

Все путешествие Амундсена к Южному полюсу и обратно продолжалась 99 дней. 7 марта 1912 года с города Хобарта на острове Тасмания ученый известил мир о своей победе и удачном возвращении экспедиции.

Норвежский полярный путешественник и исследователь Амундсен не только первым достиг Южный полюс, но и первым побывал на обоих географических полюсах планеты. Норвежец совершил непрерывный морской переход Северо-западным проходом (по проливам Канадского арктического архипелага), позже осуществил переход Северо-восточным проходом (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию ​​за Полярным кругом.

Погиб ученый в 1928 году в возрасте 55 лет во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. В честь путешественника названы море, гора и американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, залив и впадина в Северном Ледовитом океане, а также лунный кратер.

Руал Амундсен и Роберт Скотт. О том, что где-то на самом Крайнем Юге Южного полушария есть земля, люди начали догадываться еще в незапамятные времена, хотя ни о каких плаваниях в южные высокие широты не могло быть и речи. Однако уже в 1501 году знаменитый Америго Веспуччи, именем которого названы обе Америки, побывал в пятидесятых широтах Южной Атлантики. Почти через три столетия прославленный английский мореплаватель Джеймс Кук приступил к планомерным поискам Terra Australis Incognita – Неведомой Южной Земли. Во время своего второго кругосветного плавания в 1772 – 1775 годах он трижды пересек Южный полярный круг, достигнув 72-й параллели. Материка Антарктиды он так и не увидел, но с плавучими льдами и могучими антарктическими айсбергами успел свести близкое знакомство.

В январе 1820 года моряки Первой Русской Антарктической экспедиции на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева увидели, как им показалось, очертания неизвестной суши, но подойти к ней ближе не смогли. Это сделал спустя 20 лет англичанин Джеймс Кларк Росс. Его экспедиция на прочных деревянных парусниках «Эребус» и «Террор» достигла 78-й параллели и открыла сплошную береговую полосу наконец-то обретенного человечеством шестого континента Земли. На первую достоверную карту Антарктиды были положены и Земля Уилкса, и Земля Виктории, и гигантский ледяной Барьер Росса, и два высоких вулкана среди снегов и льдов, получивших названия в честь экспедиционных судов.

В 1895 году на антарктический берег впервые ступил ногой человек – австралиец норвежского происхождения Генрих Иоганн Булль. Три года спустя другой норвежский участник его экспедиции, Карстен Борхгревинк, остался здесь на первую в истории материка зимовку. Но к этому моменту в антарктические воды уже устремились и китобои, и исследователи многих европейских стран. Англичане, бельгийцы, шведы, немцы, французы штурмуют новонайденный континент с не меньшим азартом, чем примерно в те же годы высокоширотную Арктику – Норденшельд и Нансен, русские полярные мореплаватели и американские фанатики Северного полюса. И очень быстро встает вопрос: кто первым достигнет другого полюса – Южного.

В отличие от Арктики здесь, в Антарктиде, ответ на этот вопрос прозвучал почти мгновенно: уже в декабре 1911 года в заветной точке Южного полюса взвился национальный флаг Норвегии.

Вот какие случаются парадоксы: Южного полюса человек достиг через считанные годы после своего появления в Антарктиде, тогда как знаменитые «гонки» в Арктике продолжались едва ли не сто лет подряд. Но первым документально подтвержденным «полюсным» событием на Севере стал полет дирижабля «Норге» в 1926 году. Почти вся история рекордных достижений в Центральной Арктике в 20 – 30-е годы связана с самолетами и дирижаблями. В Антарктиде же именно люди на лыжах, сопровождаемые собачьими нартами и запряженными в сани лошадками, «покорили» полюс безоговорочно, раз и навсегда, а самолет, пилотируемый уже известным нам американским полярником Ричардом Бэрдом, впервые пролетел над Южным полюсом только в ноябре 1929 года.

О Южном полюсе мечтали многие. Среди них – французский мореплаватель Жан-Батист Шарко, известный исследователь Арктики и Антарктики (он и погиб в 1936 году во время очередной экспедиции в Гренландию). Мечтал о полюсном триумфе в Антарктиде и Нансен, намеревавшийся направиться в южные полярные моря на своем любимом «Фраме». В 1909 году англичанин Эрнст Шеклтон с товарищами проник в самое сердце материка и вынужден был повернуть к побережью всего в ста милях от полюса из-за острой нехватки продуктов. А в октябре 1911 года, морозной антарктической весной, к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции, норвежская и британская.Одной руководил Руал Амундсен (он уже зимовал на судне в антарктических судах в конце XIX века и успел прославиться в Арктике, преодолев на крошечном суденышке «Йоа» лабиринт Канадского архипелага в 1903 – 906 годы), второй – капитан I ранга, кавалер ордена Виктории Роберт Фолкон Скотт. Скотт был морским офицером, успевшим на своем веку покомандовать и крейсерами, и линкорами. В самом начале XX века он провел два года на антарктическом берегу, руководя исследовательской зимовкой. Возглавляемый им небольшой отряд сделал тогда попытку проникнуть вглубь континента, и за три месяца Скотт продвинулся почти на тысячу миль по направлению к полюсу. Едва возвратившись на родину, он начал готовиться к следующей экспедиции, и хотя отнюдь не был фанатиком полюса, страстное желание достичь этой точки быстро завладело его мыслями и сердцами его товарищей. Но когда их судно «Терра Нова» было уже на пути и Антарктиде, англичане узнали, что туда же на всех парах идет «Фрам» с экспедицией Амундсена на борту и цель норвежцев – все тот же единственный и неделимый Южный полюс.

В событиях тех дней принимали участие представители России. На «Фраме» вел исследования молодой талантливый океанограф Александр Кучин, среди зимовщиков-англичан были Дмитрий Гирев и конюх Антон Омельченко. Все трое, однако, не участвовали в рекордных походах.)

Поначалу Амундсен вовсе не собирался в Южное полушарие. Он одолжил у Нансена «Фрам» с тем, чтобы повторить его предыдущий дрейф и непременно достичь на лыжах Северного полюса. Но тут поступили сообщения о том, что американцы Кук и Пири уже сделали это. Норвежец, желавший поддержать свой полярный престиж, мгновенно переменил планы и повернул «Фрам» в Южное полушарие. Таким образом, он бросил Скотту открытый вызов, и дальнейшее состязание шло уже под девизом: «Кто кого?»

Англичане выбрали в качестве основного транспортного средства низкорослых и выносливых маньчжурских лошадок, хотя имелись у них и собаки, и даже моторные сани – новинка для того времени. До Южного полюса было 800 миль пути по страшным, разбитым бездонными трещинами ледникам, на этом маршруте (плюс столько же – обратно, к побережью!) их ждали сорокаградусные морозы даже в разгар антарктического лета, свирепая пурга с полной потерей видимости, всевозможные лишения, травмы, обморожения, гибель всех лошадей, поломка мотонарт. Когда до цели оставалось 150 миль, повернули назад последние участники группы сопровождения, и пятеро англичан, впрягшись в тяжеленные нарты с поклажей, вышли на финишную кривую, петлявшую среди трещин и ледяного хаоса антарктического высокогорья.

Норвежцы сделали основную ставку на собак – 52 отборные лайки тянули четверо нарт со снаряжением. Когда животные выбивались из сил, их скармливали более выносливым сородичам (люди тоже не отказывались от обеда из своих недавних четвероногих друзей...). Амундсен исключительно умело выбрал место зимовки и будущего старта - на целых сто миль ближе к полюсу, чем у Скотта. На своем пути, который проходил под углом к маршруту британцев, люди Амундсена не встретили ни страшных холодов, ни убийственных затяжных метелей. Норвежский отрядик осуществил поход туда и обратно в более сжатые сроки, не выйдя из пределов антарктического лета, и здесь можно лишь снова и снова воздать должное организатору экспедиции, его таланту искусного штурмана и впередсмотрящего. 17 января 1912 года Роберт Скотт и его товарищи приплыли в математическую точку Южного полюса, Здесь они увидели остатки чужого лагеря, следы нарт, собачьих лап и палатку с флагом – ровно за месяц до них полюса достиг соперник. С присущим ему блеском, без единой жертвы, без тяжких травм, едва ли не до минуты выдержав составленный им же график маршрута (и, что выглядит совершенно фантастическим, с такой же точностью предугадав сроки возвращения на береговую базу), Амундсен продемонстрировал очередное и далеко не последнее свое достижение. В дневнике Скотта появилась душераздирающая запись: «Норвежцы нас опередили. Ужасное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей. Никто из нас вследствие полученного удара не мог заснуть».

Отряд англичан двинулся в обратный путь, от одного промежуточного склада с продуктами и топливом до другого. Люди быстро теряли силы.

Неожиданно умер самый молодой и крепкий из них Эдгар Эванс. Капитан драгунского полка Лоуренс Отс отморозил руки и ноги и, понимая что стал обузой для других, на одной из ночевок покинул палатку, добровольно уйдя на смерть. Трое оставшихся в живых надолго застряли в пути из-за жестоких метелей. До ближайшего вспомогательного склада, где их ждали пища и тепло, было 11 миль, всего 11 из тех 1600, которые они почти полностью прошли в оба конца! Но их навеки остановила нескончаемая мартовская пурга. Тела лейтенанта Генри Бауэрса, доктора Эдварда Уилсона и Роберта Скотта семь с лишним месяцев спустя обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа.

Рядом с телом Скотта лежала сумка с дневниками и прощальными письмами. Тут же были и 35 фунтов геологических образцов, собранных во время маршрута на скалах, обрамляющих антарктические ледники. Англичане продолжали тащить эти камни до последнего дыхания, когда смерть уже глядела им в глаза.

В своих последних дневниковых записях и письмах Роберт Скотт тщательно разобрал причины постигшей их катастрофы. Он дал наивысшую нравственную оценку каждому из своих спутников. Об одном из них сказано: «Он умер, как жил, – храбрым, истинным мужчиной и самым стойким из друзей. И ни единого слова упрека мне за то, что я заварил всю эту кашу». О другом: «Чем труднее нам становилось, тем ярче нам светил его неукротимый дух, и таким он оставался до конца - бодрым, полным надежд и непоколебимым». Последней строкой в дневнике стала фраза, облетевшая впоследствии весь мир: «Ради Бога, не оставьте наших близких».

Жене и друзьям капитан Скотт пишет так: «Мы были у полюса и умрем как джентльмены. Жалею только оставляемых нами женщин»; «Мы могли бы справиться, если бы бросили заболевших»; «Если бы мы остались в живых, то какую бы я поведал повесть о твердости, выносливости и отваге своих товарищей! Мои неровные строки и наши мертвые тела должны поведать эту повесть».

Признаваясь жене, что никаких шансов на спасение нет, Роберт Скотт просил ее заинтересовать их сынишку естественной историей, чтобы он мог в будущем продолжить его дело путешественника-натуралиста. Скончавшийся в 90-х годах доктор Питер Скотт (которому не было и года, когда его отец отправился в экспедицию, из которой так и не вернулся) стал выдающимся биологом и экологом, одним из руководителей Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

Едва весть о гибели пятерых англичан дошла до остального мира, история состязания двух экспедиций получила громкий резонанс. Многие не только в Великобритании, но и в Норвегии, на родине Амундсена, задумались над моральной стороной его поступка. Несомненно, появление конкурента, дотоле скрывавшего свои истинные замыслы, его победа, обернувшаяся для Скотта поражением, не могли не сказаться на настроении несчастных англичан. Получив на полюсе страшной силы удар, они уже не могли не думать о том, как глянут в глаза друзьям, которые много месяцев подряд, страдая от недоедания, холода, полярной тьмы, проваливаясь в ледниковые трещины, теряя дорогу в пургу, не жалея себя, готовили их так и не состоявшийся успех.

Тела троих англичан погребены участниками поисковой партии в вечных снегах Антарктиды. Тела Эванса и Отса, несмотря на все усилия товарищей, так и не найдены. А на побережье материка рядом с базой британской экспедиции, на вершине высокого холма, обращенного к величественному ледяному Барьеру Росса, поднялся трехметровый крест, сделанный из австралийского эвкалипта.

На нем – надгробная надпись в память о пятерых погибших. И – заключительные слова стихотворения классика британской поэзии XIX века Альфреда Теннисона «Улисс»: «То strive, to seek, to find and not to yield! (что в переводе с английского означает: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»). Много позже, с выходом в свет романа Вениамина Каверина «Два капитана», именно эти слова стали жизненным девизом миллионов читателей, громким призывом для советских полярников разных поколений.

Простил ли себе Амундсен то, что случилось обжигающе-холодным летом 1911 – 1912 годов в Антарктиде? Наверное, все же не простил. Иначе не стал бы в последующие годы оправдываться перед мировым общественным мнением – ведь он был горд и самолюбив.

Если бы простил – кто знает, полетел бы он на верную смерть арктическим летом 1928 года? Тогда, перед самым отлетом «Латама», Амундсен покончил со всеми земными делами. Распродал вещи, расплатился (чуть ли не впервые в жизни) с кредиторами и отправился спасать недруга. Через 1 ч 40 мин после старта самолета связь с ним оборвалась – он погиб где-то в Баренцевом море. Несколько месяцев спустя волны прибили к северному побережью Норвегии один из поплавков «Латама».

Если бы Амундсен простил себя – не написал бы он, узнав о гибели Скотта и его спутников, поразительные по откровенности и силе слова: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!»

Амундсен и Скотт, Скотт и Амундсен. Сегодня в той самой точке, которая принесла великую победу одному и смертельное поражение другому, ведет научные исследования антарктическая станция «Амундсен – Скотт». Южный полюс и мудрая географическая карта навеки соединили былых соперников, ушедших в бессмертие.

Поделиться