Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов. Чередование знакомого-незнакомого текста

В начальной школе учителя часто проводят технику чтения как критерий оценивания умений и успеваемости ребенка. Периодически дети должны читать текст на время. Вначале выбирается отрывок из знакомого произведения, а при последующих проверках дается незнакомый текст.

Техника чтения должна определить сколько слов ребенок читает в минуту и понимает ли он прочитанный текст. При этом также учитывается правильность произношения слов и окончаний, наличие ошибок и повторов.

Соотношение класса и необходимой скорости чтения:

  • 1 класс – минимум 3 слов в минуту;
  • 2 класс – более 50 слов в минуту;
  • 3 класс – от 70 слов;
  • в 4 – начале 5 класса – более 100 слов в минуту;
  • в средней школе – от 120-150 слов в минуту.

Показатель, к которому нужно стремиться – 150-180 слов в минуту. Это при чтении незнакомого текста.

Обучать ребенка быстрому чтению нужно сразу же, как начинаете учить читать вообще. Когда ребенок уже знает все буквы и может читать по слогам, можно начинать выполнять упражнения на увеличение внимания, пополнение словарного запаса и улучшению дикции. Все это поможет освоить скорочтение в дальнейшем.

Сложнее вопрос, когда правильно начинать само обучение чтению. Лучше всего это делать, когда малыш уже умеет говорить, излагая свои мысли логично и в виде небольшого рассказа. Приблизительно это 4-5 лет.

Быстрота чтения влияет на общее развитие ребенка и успеваемость в школе. Для чего может понадобиться умение быстро читать:

  • увеличение словарного запаса;
  • развитие логического, пространственного мышления;
  • скорость чтения непосредственно влияет на количество усваиваемой информации, при высокой скорости чтения воспринимается 80% текста, тогда как при низкой скорости всего 60% и меньше;
  • навыки чтения позволяют лучше усваивать и другие школьные предметы.

Медленное чтение, в том числе и чтение по слогам, не только выступает препятствием в развитии каких-либо возможностей, но и общему успеванию и получению хороших оценок. Низкая скорость имеет и свои причины, устранение которых уже решит половину проблемы:

  1. Низкий уровень памяти. В детстве у ребенка память еще недостаточно хорошо развита. Когда малыш читает 4-5 слово, то он уже не помнит какое было первым. В результате он теряет мысль и не понимает, о чем говорится. Это не только влияет на усвоение материала, но и на интерес к процессу.
  2. Рассеянное внимание. Скорость мыслительных процессов высокая, и при медленном чтении малыш начинает думать о чем-то другом, кроме текста. Он отвлекается, ему становиться скучно и интерес к книгам и обучению пропадает.
  3. Низкий объем оперативного зрения. При чтении текста малыш видит только несколько букв (1-3), а не слово целиком.
  4. Возвратные движения глаз. При чтении ребенок начинает возвращаться глазами к уже прочитанному тексту и перечитывает слово заново.
  5. Слаборазвитый артикуляционный аппарат. В этом случае детям сложно выговаривать слова и из-за этого понижается скорость.
  6. Литература, выбранная не в соответствии с возрастом и запасом знаний ребенка.

С чего начинать обучение

Чтобы научить ребенка скорочтению, нужно:

При быстром чтении человек способен догадываться о следующих словах и продолжении мысли, что значительно повышает скорость. Для развития этого качества важны память, словарный запас, внимание, высокий уровень оперативного зрения, развитое мышление.

Именно их и нужно развивать, просто увеличение прочитываемого текста не поможет повысить показатели.

Как научить быстро читать ребенка дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста только начинает учиться и ему еще сложно дается этот процесс. Поэтому важно постоянно поддерживать его интерес к процессу и преподносить игры в виде игры и развлечения.

Три игры, которые помогут развить навыки, необходимые для скорочтения:


Методы и упражнения для обучения быстрому чтению детей в 6 и 7 лет

С детьми 6-7 лет можно использовать упражнения посложней. Но не забывайте поддерживать интерес, проводя занятия в виде игры и соревнований.

Кроме разных методик чтения, нужно использовать и различные упражнения:

  1. Улучшение артикуляции. Проговаривайте разные скороговорки, следя за правильностью выполнения. Можно устроить соревнование, и кто лучше справиться получит маленький приз.
  2. Развитие сообразительности. Возьмите лист и напишите пары слов, схожие по написанию и звучанию, но отличающиеся по смыслу и на одну букву, например, кот – пот, лес – вес, сон – тон и т.д. Попросите ребенка найти отличие и объяснить значение каждого слова.
  3. Развитие поля зрения. Возьмите таблицу, для начала ограничьтесь 5 столбцами и 5 строками. В каждую клетку впишите букву или слог. Попросите ребенка прочитать про себя их все, а потом по просьбе назвать их очередность, найти определенную букву или назвать соседнюю букву от заданной. Для увеличения сложности увеличивайте количество букв или используйте слоги.

Программа беглого чтения для детей старше 8 лет

Например, можно написать какое-нибудь длинное слово (алмазный, сельскохозяйственный и др.) и предложить из его букв составить 5 других слов. Постепенно можно усложнять задачу и увеличивая количество слов.

Но предварительно попробуйте составить их сами, чтобы не требовать от ребенка невозможного.

Другие упражнения, развивающие способности для беглого чтения:

  1. Развитие антиципации (предсказывание последующего слова, смысловая догадка). Нужно выписать предложения и в некоторых словах пропустить буквы, а потом попросить ребенка прочитать его, по ходу вставляя недостающие части. Со временем увеличивайте нагрузку убирая целые слоги из слов.
  2. Деформированные предложения. Нужно выписать предложения с нарушенным порядком слов. Например, вместо «Никита пошел в лес за грибами» пишите «Никита за грибами лес пошел в». Сделайте несколько разных карточек, а потом попросите ребенка составить предложения правильно.
  3. Сочинение вслух. Суть упражнения в том, что нужно дать малышу исходную фразу или вопрос и 5-10 минут на обдумывание. А потом он должен высказать свое отношение к проблеме или рассказать придуманную историю. Нужно следить за стройностью и логичностью повествования.

Кроме упражнений, есть еще и ряд методик чтения текста:

  1. «По вершкам». Нужно взять непрозрачную линейку и закрыть нижнюю часть текста. Ребенок должен прочитать текст только по верхней части букв. После того, как такое занятие не будет вызывать затруднений, закрывайте верхнюю часть текста.
  2. Перевертыш. Эта техника выполняется в три этапа. Сначала нужно просто читать текст, потом книга переворачивается на 90 градусов. Через несколько предложений поворачивайте книгу на 180 градусов и слова воспринимаются «вверх тормашками».
  3. Ролевое чтение. Чтение со сменой интонации позволяет лучше вникнуть в его суть и запомнить. Дети в этом случае концентрируются на написанном, а новые слова лучше запоминаются.

Как быстро научить ребенка читать по-английски

Три метода, соблюдение которых поможет научить своего малыша читать по-английски:

  1. Учите буквы. Прежде чем переходить к чтению, изучите алфавит. Его нужно знать очень хорошо и спокойно произносить отдельные буквы.
  2. Выбирайте слова короткие и с однозначным произношением. Чтобы не путать ребенка в самом начале и не «отбить» у него интерес к изучению, найдите список простых слов. В них должно соотноситься написание и прочтение, это позволит малышу сделать первые шаги в изучении.
    Примером подходящих слов для начала являются: pot, spot, dog, box и т.д. Постепенно нужно переходить к чтению целиком более трудных слов. Обращайте внимание, чтобы малыш запоминал правильное произношение и не допускал ошибок.
  3. Чтение с пониманием. После того как основные слова выучены и легко читаются, можно переходить к знакомству с короткими текстами. Просите ребенка, после прочтения, говорить о чем он прочитал.
    Не требуйте идеального перевода, вам нужно добиться осмысленного чтения, а не просто механического воспроизведения. В идеале ребенок должен потом читать иностранный текст, понимая все по ходу. Как при изучении материала на родном языке. Это позволит ему непросто хорошо читать, но и овладеть английским.

При обучении ребенка, нужно постоянно поддерживать интерес к процессу и не переутомлять малыша.

Лучше сделать несколько занятий вдень, но коротких, чем одно, но длинное. Это может привести к развитию отторжения у ребенка к учебе и скуке в процессе.

Еще несколько важных моментов:

А главное, делайте занятия регулярными. Оптимально будет 3-4 урока в неделю в комплексе со школьными заданиями. Можете периодически заменять одни упражнения другими, делая занятия более разнообразными и интересными.

Дополнительная информация по обучению чтению есть в следующем видео.

Чтение — это познание мира и закладка основных навыков. Поэтому очень важно подойти к этому процессу со всей ответственностью и осведомленностью. От того, как вы выстроите систему обучения, будет зависеть, станет ли ваш ребенок заинтересованным учеником или этот процесс будет мучительным и болезненным. Начать, конечно, необходимо со знакомства с буквами и звуками.

Не «сжимайте» этот этап до катастрофичных сроков — завтра в школу, значит, за ночь нужно заставить ребенка все изучить. Начните как можно раньше: пусть для малыша это будет интересной и неторопливой игрой — один день одна буква. Когда этап пройден — можно переходить к обучению. Мы представим вам практические советы и самые популярные методики, которые позволяют понять, как научить читать первоклассника:

1. Пойте вместе!
Как утверждают психологи: пение для ребенка намного увлекательней, чем чтение слогов и букв. Начните с составления несложных слогов и научите малыша их не проговаривать, а именно напевать. Буквы должны соединяться плавно нараспев! Это не только легкий процесс, но и интересный ребенку. Припевайте слоги и придумайте, в какой песне есть такое же словосочетание, отдохните, поговорите об этом произведении.

2. Наглядность — настоящий «золотой ключик».
Сделайте процесс обучения максимально наглядным — не нужно начинать с книг! Разноцветные кубики со слогами, яркие таблички, веселые поделки. Такой подход вам точно обеспечит успех. Научите своего первоклашку играть с буквами и слогами: пусть пробует соединять буквы и проговаривать получившийся слог. Даже если есть ошибки — превратите это в смешное недоразумение. Проговорите, как эта ошибка будет звучать в слове и тогда ребенок легко запомнит, что так сочетать слоги неправильно.

3. Ассоциации
Такой метод позволяет ребенку сначала легко запомнить значение слова, а потом и быстро его прочитать. Напишите маленькое слово и расскажите ребенку, что оно означает. И когда он его «проговорит» — пробуйте читать по слогам. Запоминание происходит быстро и доступно для ребенка.

4. Читайте вслух

Это отличный способ научить ребенка воспринимать не только буквы и слоги, но и разбираться в звуках. Возьмите маленький отрезок интересного текста и прочитайте его с выражение вслух, проговаривая все сложные «места». А далее попросите ребенка про себя повторять за вами, пусть следить за каждой буквой и слогом. Так малыш будет запоминать, и слышать, как звучат буквы.

5. Прослушивание аудиозаписей

Действенный способ не только развить память, но и научиться читать! А секрет прост: ребенок сосредотачивается на интересной информации, легко запоминает звучание слогов и букв, начинает различать звуки. Запишите любимую сказку или познавательную информацию и предложите малышу ее просто прослушать. И даже если ваш читать, такое времяпрепровождение ему наверняка придется по душе!

Как научить первоклассника быстро читать

Мало научить малыша читать, необходимо оттачивать технику — это поможет ему научиться быстро читать и воспринимать информацию. Чтобы добиться результата -необходимо работать ежедневно! И здесь важно понять: читать надо недолго, а часто. Весь процесс оттачивания скорости не должен превышать 15 минут. Это оптимальное время, за которое ребенок не устанет и сможет концентрировать свое внимание. Пусть таких сеансов в день будет 5-7. Так как научить первоклассника быстро читать:

1. Игра — залог успеха. Добавьте игровой момент в процесс обучения. Соревнуйтесь с ребенком, придумайте приз победителю. Сначала прочитайте текст сами, останавливаясь на «сложных» момента, а потом предложите ребенку самому прочитать. Объясните ему, что он может задавать вопросы в процессе чтения.

2. Повторение — мать учения. Очень важно дать малышу возможность читать один и тот же текст несколько раз. Так ребенок станет намного увереннее, и лучше будет слышать звуки. Выбирайте простые и интересные заметки.

3. Ищем слова. Это очень полезное упражнение: попросите ученика найти определенное слово в коротеньком тексте. При поиске ребенок будет бегло просматривать слова и их запоминать. Это научит его видеть текст в общем. Он будет легко ориентироваться и попутно воспринимать другие слова — техника чтения значительно улучшиться.

4. Читаем про себя. Такой вид обучения дает отличные результаты. Ребенку легче сконцентрироваться, воспринять информацию, скорость чтения значительно повышается.

5. Тренируем внимание. Когда малыш начнет читать — резко его остановите и попросите посмотреть на вас, а затем быстро отыскать место в тексте, где он прервался. Такое упражнение отлично тренирует зрительную память, позволяет сконцентрировать внимание и быстро включиться в процесс.

6. Правильный порядок. Напишите предложение, где слова перепутаны местами, а затем попросите ребенка создать правильный ряд.

7. Научите видеть весь текст. Это очень важно: расскажите, что при чтении необходимо непросто проговаривать буквы, но и понимать, что обозначает каждое слово.

8. Читаем все и везде. Поиграйте с ребенком: читайте случайные надписи, объявления, титры к фильмам. А чтобы процесс был увлекательней — соревнуйтесь, кто быстрее увидит новые слова и надписи.

Помните, что беглое чтение ребенок может освоить только тогда, когда он научится хорошо писать. Ему станет намного легче воспринимать информацию и создавать аналогии. А вот ? Прививайте любовь к эстетике с самого раннего возраста, больше рисуйте, чертите геометрические фигуры, раскрашивайте картинки.

Как правильно мотивировать ребенка

Приступая к обучению своего малыша, необходимо понимать, что для него весь этот процесс чужд. Нужно найти правильную мотивацию, которая разбудит желание читать. И здесь все зависит от родителей:

Объясните ребенку, что навык чтения откроет перед ним такой огромный и интересный мир. Он сможет познавать новое самостоятельно, быстрее повзрослеет, сможет переписываться с друзьями, писать книжки и т.д.

Придумайте историю, в которой малыш не умел читать и поэтому ничего не знал, и так и остался маленьким!

У вашего ребенка есть ? И это можно сделать весомым аргументом — научишься читать, сможешь не только играть в игры, но и переписываться с друзьями, находить интересную информацию.

«Золотые правила»
Уважаемые родители, чтобы процесс обучения был легким и приятным для вашего ребенка возьмите на вооружение несколько правил.

Предупредить отставание помогут несложные упражнения. Главное: настойчивость, совместные занятия, помощь логопеда, правильная организация мини-уроков. И, конечно, личный пример. В семьях, где родители любят читать, проще привить уважение к литературе.

Проблемы с литературой у первоклассников

Вчерашний малыш гордо носит школьную форму. Игры отошли на второй план, теперь учёба стала важнее. Но школьники всё равно остаются детьми, не терпят скуки и монотонности.

Чтение – несомненно, интересное занятие. Почему же некоторые первоклашки к концу учебного года разочаровываются, отказываются читать не только дополнительную литературу, но и то, что задают учителя?

Причин несколько:

  • невнимание родителей к развитию речи;
  • логопедические проблемы;
  • отсутствие у членов семьи культуры чтения;
  • застенчивость, излишняя скромность, боязнь задать вопрос учителю;
  • дислексия – проблемы с чтением;
  • упрямство, нежелание учиться;
  • неправильный подход к обучению;
  • неинтересная подача материала.

У многих хромает техника чтения, что тянет за собой «целый воз» проблем:

  • сложность с восприятием новых тем по другим предметам. Первоклассник плохо понимает непонятные термины;
  • при долгом чтении фразы ребёнок часто не может связать воедино начало и конец предложения;
  • отставание от коллектива. Большинство учеников уже прочитали задание, начали работать, а некоторые детки всё ещё пытаются понять, что же им делать;
  • неуверенность в своих силах, нередко, насмешки одноклассников, хвастающихся высокой техникой чтения;
  • к сожалению, бывает и такая ситуация. Первоклассника ранят замечания учителя, называющего медлительного ученика «копушей», другими обидными словами.

Совет! Не отчаивайтесь, если дочка или сын относятся к категории медленно читающих детей. Ваша настойчивость, знание маленьких секретов и хитростей поможет исправить положение. Если вы уделяли недостаточно внимания развитию речи, обучению чтению до школы, придётся в первом классе навёрстывать упущенное.

Упражнения для развития техники чтения

Вначале несколько советов родителям:

  • настройтесь на регулярные занятия, верьте в результат, запаситесь терпением;
  • внимательно изучите предложенный материал, подберите несколько упражнений, на которые у вас будет время. Некоторые упражнения несложно выполнить по дороге домой, в транспорте, магазине и так далее;
  • не относитесь к чтению, как к повинности. У вас такой настрой? Сложно заинтересовать первоклашку, если родители отрицают важность литературы;
  • чаще объясняйте малышу, что компьютер, планшет, другие гаджеты – это правильно, современно, но бумажная книга также актуальна. Подберите интересную литературу с яркими картинками, крупными буквами, увлекательными сюжетами;
  • проводите занятия дома, на улице, в поликлинике, на прогулке;
  • учитывайте характер сына или дочки. Непоседе требуется больший перерыв между занятиями, его сложнее заинтересовать, чем усидчивого ребёнка. Приложите фантазию, создайте приятную атмосферу для занятий. Обучение проводите в игровой форме;
  • не сетуйте на недостаток финансов: многие игры «в слова» не требуют ни копейки средств, важно лишь ваше желание.

Совместное обучение

Во время занятий усадите рядом любимую игрушку: с мишкой или куклой читать интереснее. Пусть ребёнок покажет «другу», как он хорошо читает. Предложите развлечь зверюшек, прочитать мишке сказку на ночь. Обычно детки с радостью соглашаются, чувствуют себя покровителями, «родителями», читают с важным видом.

Секретная переписка

Первый вариант:

  • перед уходом из дому объясните, что идёте по делам, но не можете сказать куда, чтобы не нарушились планы;
  • сохранить тайну поможет записка, где вы указываете причину, место нахождения;
  • дети любят секреты, охотно соглашаются поиграть в «спецагентов»;
  • такие записки могут писать другие члены семьи;
  • отличная развивающая игра для мальчиков. Многие девочки также с удовольствием принимают условия.

Второй вариант игры:

  • поиск «клада» в квартире;
  • каждый следующий шаг, направление движения указано в новой записке;
  • пишите не слова или словосочетания, а короткие предложения.

Рациональное чтение

Предложите короткий текст интересной тематики. Задача – предупредить сильную усталость глаз, избавить от понятия «чтение – это повинность».

Материал даётся тяжело? Достаточно 3–4 строки, затем отдых. Не провоцируйте отвращение, упрямство слишком настойчивыми занятиями.

Занятия перед сном

Вспомните наблюдение о том, что хорошо запоминается последнее из прочитанного. Купите интересную книгу, каждый день перед сном давайте первокласснику немного почитать, чтобы сохранилась интрига. История должна быть увлекательной, но без монстров и погонь.

Найди предложение

Полезное упражнение тренирует внимание, развивает восприятие на слух. Возьмите книгу с крупным шрифтом, скажите ребёнку, пусть внимательно слушает вас. Начните читать предложение, остановитесь. Задача ученика – найти прерванную фразу, продолжить дальше.

Меняйтесь ролями: пусть первоклассник побудет учителем, проделает ту же работу.

Скороговорки

Отличное занятие не только для деток, которые учатся выговаривать букву «р». Короткие фразы, забавные четверостишия тренируют речевой аппарат, учат чётко, бегло произносить слова.

Скороговорение чем-то напоминает скороговорки, но быстро, чётко произносить нужно не две-три фразы, а целый текст. Покажите пример, дайте тот же текст первокласснику. Регулярно проговаривая слова в быстром темпе, с максимально чёткой артикуляцией, ребёнок учится бегло читать, развивает речевой аппарат.

Хорошая библиотека

Подберите интересные книги. На полку поставьте познавательную литературу, подходящую по возрасту. Предложите сказки, детские энциклопедии, развивающие игры, рассказы с любимыми героями. Младших школьников заинтересуют панорамные книжки. Выбирайте больше интересных стихов о животных с яркими иллюстрациями.

Обучение между делом

Занятия аналогичны обучению счёту. По дороге домой предложите ребёнку почитать вывески на магазинах, кафе, названия продуктов на ценниках, наименования учреждений.

В поликлинике часто вешают плакаты (информацию по профилактике) с крупными картинками. Дети часто интересуются, что там такое, на большой картинке. Объясните, что он может сам понять смысл, предложите изучить плакат «для взрослых детей». Расскажите по ходу прочтения надписей, что такое микроб, профилактика дизентерии и так далее, доступно раскройте сложные понятия. Двойная польза: чтение и ознакомление с правилами предупреждения многих болезней.

Как выбрать детскую смесь для новорожденных? Посмотрите характеристику статье.

На странице прочтите о симптомах и первых признаках пневмонии у ребенка.

Игра в слова

Эффективное упражнение для развития речи, пополнения словарного запаса, концентрации внимания, улучшения скорости мышления.

Самая простая игра:

  • выберите гласную или согласную букву, например, «к»;
  • подбирайте названия животных, растений, явлений, овощей, имена девочек/мальчиков, начинающиеся с «К».

Города:

  • популярную игру знает не одно поколение;
  • суть: каждое следующее слово начинается на букву, которая стоит на конце предыдущего. Например, Москва – Анкара – Армавир – Ростов и так далее;
  • если ребёнок плохо знает названия населённых пунктов, предложите другую тему, например, животные. Например, кот – тигр – рысь – слон – носорог – гиена и так далее;
  • играть можно до бесконечности, тем достаточно. Игра в слова долго не надоедает, позволяет содержательно провести время в транспорте, поликлинике.

Параллельные упражнения

Ещё одно эффективное упражнение. При регулярных занятиях улучшается память, проходит тренировка концентрации, активизируется восприятие на слух.

Суть метода:

  • у взрослого и ребёнка одинаковые тексты;
  • «учитель» читает фразы в разном темпе, «ученик» следит за словами карандашом или пальцем;
  • взрослый читает текст чётко, громко, первоклассник – про себя;
  • текст не очень длинный, 8–10 коротких предложений;
  • после прочтения взрослый выясняет, заметил ли ребёнок изменение темпа, может ли показать отрывок, где скорость была быстрее/медленнее;
  • поменяйтесь ролями. Пусть первоклассник побудет учителем, выразительно прочитает текст, а взрослый выполнит ту же задачу.

Борьба с регрессией

Иногда быстрому чтению мешают возвратные движения глаз: ученик всё время «оглядывается» на прочитанные фразы, медленнее выговаривает новые слова в следующем предложении. Логопеды предлагают простой способ решения проблемы.

Что делать:

  • предложите ученику закладку или лист бумаги, желательно плотной;
  • ребёнок читает, взрослый сразу закрывает прочитанное слово;
  • получается, что видны только новые предложения;
  • постепенно детки перестают смотреть на предыдущую фразу, увеличивается скорость чтения.

Устранение логопедических проблем

К школе ребёнок должен правильно произносить все звуки. Если у первоклассника до сих пор неверное произношение, непременно посещайте логопеда, исправляйте огрехи. Без чёткого произношения всех букв сложно составить правильные слова.

Нередко над учеником, плохо выговаривающим «р», «теряющим» часть слова или окончания, смеются одноклассники. Первоклассник боится ответов на школьных занятиях, опасается насмешек. Со временем нежелание читать вслух отрицательно скажется на скорости чтения. Задача родителей – поддержать сына или дочку, подбодрить, поговорить с логопедом, подобрать комплекс эффективных упражнений.

Не отчаивайтесь, если ребёнок пока не может бегло прочесть предложение. Некоторые детки читают медленнее, но более вдумчиво. Возможно, литература не его конёк: сделайте упор на любимый предмет, но чтение всё равно не запускайте.

Регулярно занимайтесь сыном или дочкой, придумывайте интересные игры для развития речи, подавайте личный пример. Чем чаще у вас в руках будет книга или журнал, тем скорее ребёнка заинтересует полезное занятие. Ещё раз изучите советы, подумайте, все ли приёмы вы использовали, чтобы научить первоклассника быстрому чтению.

Далее видео о том, как развить технику чтения у детей методом «стихотворения»:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкция

Никогда не вынуждайте ребенка учиться читать против его воли и не наказывайте за ошибки. Занятия должны быть не только регулярными, но и позитивными, приносящими положительные эмоции. В противном случае вы лишь внушите первокласснику отвращение к чтению.

Время от времени пишите ребенку записки. Это может быть список дел, который ему нужно выполнить, пока вы на работе, список покупок или просто пожелание удачного дня. Оставляйте ребенку смешные и интересные записки, чтобы ему хотелось прочесть их. Так малыш вскоре поймет, что уметь читать необходимо не только для того, чтобы хорошо учиться в школе.

Читайте вместе с ребенком. Возьмите несложный, интересный текст, дайте один экземпляр малышу, а второй возьмите сами. Пусть ребенок читает вместе с вами. Читайте очень медленно, а когда убедитесь, что он успевает за вами – постепенно ускоряйте темп. Делайте это плавно, чтобы ребенок не замечал изменения скорости чтения.

Выберите легкий текст и попросите ребенка прочесть его. Засеките время. На первых занятиях можно засекать 1 минуту, чтобы ребенок не уставал слишком сильно, но потом это время можно постепенно увеличивать. Отметьте, сколько малыш успел прочесть за минуту, а затем попросите его перечитать текст еще раз. Скорее всего, ребенок сможет прочитать текст уже быстрее, поскольку он будет уже знаком малышу.

Напишите несколько слов со сложными сочетаниями согласных. Дети нередко запинаются, когда видят в тексте такие слова как «строительство», «агентство» и т.п. Регулярно просите малыша прочитать эти слова, время от времени добавляя новые.

Обучение чтению — процесс длительный. Кроме всего прочего, он требует от ребенка «совершить открытие» — понять, как из ряда графических изображений — букв — получается звучащее слово. Это далеко не просто, и каждый ребенок совершает подобное открытие в тот момент, кода его интеллект и жизненный опыт позволяют ему это. Не надо торопить события и сетовать, что сын соседки уже в 5 лет бегло читал, а ваш и в 7 читает медленно. С течением времени это выровняется.

Но на самотек этот процесс бросать нельзя: если ребенок уже читает, надо . Ведь хорошо читающий школьник лучше успевает по всем предметам.

Как же научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе и в более старшем возрасте?

Для начала надо осознать, что в процессе чтения задействованы разные механизмы. Это и , и наблюдательность с одной стороны, и различные функции мозга — с другой. Важна также и мотивация. Если ребенку неинтересно, он читать не захочет.

Ребенок должен запомнить начертание букв, научиться соотносить их со звуками, причем не с конкретно звучащим звуком, а с его моделью, которая существует в сознании человека. Мы, взрослые, делаем это не задумываясь, в силу привычки, ребенку это трудно, мыслительные процессы, которые при этом задействованы, сложны и многообразны.

Три проблемы низкой скорости чтения

Проблема 1. Собственно чтение

Когда человек читает, он:

  • различает буквы;
  • складывает их в слова;
  • понимает смысл.

Вот в этих направлениях и надо работать.

Проблема 2. Различение букв

Упражнение «Буква-шутница»

Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть малыш читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.

Упражнение «Муха»

Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.

Упражнение «Кто больше»

Надо придумывать слова на заданную букву.

Упражнение «Цепочка»

Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА - АпельсиН — НоС — Силач —…)

Упражнение «Вычеркивание»

Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».

Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а Б — зеленым». Или: «А вычеркивай, а Б обводи кружком»

  • Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
  • Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
  • Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
  • Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.

Понимание смысла прочитанного

Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.

Смотрите также :

В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.

Упражнение «Тарабарский язык»

«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».

Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.

Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.

Упражнение «Письмо в бутылке»

Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.

Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.

«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».

«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.

Упражнение «Что на картинке?»

Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.

Упражнение «Печатная машинка»

Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова». Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!». Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.

Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)

Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:

  • «Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
  • «Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.

Проблема 3. Мотивация

У ребенка в первом классе не столь уж велика возможность полюбить чтение. Самые интересные книжки для него недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?

Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:

  • книга стихов;
  • сборник анекдотов;
  • детская (по-настоящему детская!) энциклопедия;
  • комиксы.

Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.

  • Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
  • Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
  • По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».
  • Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.

Обратите внимание, что стойкие проблемы при чтении, наличие постоянных однотипных ошибок может говорить о том, что у ребенка — нейрологическое нарушение, которое приводит к неспособности правильно читать, обычно распространяется лишь на некоторые буквы. С таким нарушением работает логопед. Чаще всего ребенок с дислексией также ошибочно или нечетко произносит некоторые слова — но далеко не всегда. В случае такого нарушения вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, должен решать специалист. Дислексия не приговор, но чтение от такого ребенка всегда будет требовать бОльших усилий.

Если же логопед не обнаружил никаких нарушений, можно работать самим — и лучше сразу по трем направлениям.

Повышение техники чтения — это задача не одного дня (часто даже не одного года). Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание. В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку нравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние. Тогда спустя время занятия обязательно дадут результат.

Поделиться