Высказывание лии ахеджаковой. Ахеджакова: в России творится что-то невероятное

Гость программы «На троих» с Екатериной Котрикадзе и Тихоном Дзядко - актриса театра и кино Лия Ахеджакова. Обсуждаем, как развивается «московское дело», почему на Юрия Дудя ополчились федеральные телеканалы и чем жертвуют артисты с активной гражданской позицией.

Тихон Дзядко ― Мы сегодня будем о многом говорить. В первую очередь об актуальных событиях, которых не мало и которые с вашей сферой деятельности связаны по касательной. В последние дни много говорят об актере Павле Устинове, который стал одним из фигурантов так называемого «московского дела». Вдруг все актерское сообщество всколыхнулось, начались выступления, заявления, флешмоб, пикет у администрации президента. И вот, судя по всему, дело движется к благополучному завершению. Это победа?

Лия Ахеджакова ― Победа - то, что столько ребят откликнулись. Это большая победа. Вообще, победа - что «моя хата с краю, ничего не знаю» ушло куда-то в прошлое. Почему-то всегда очень талантливые в нашем деле люди оказываются еще и граждански чувствующими очень обостренно и время, и ситуацию, способными защитить друг друга. Не всех спрашивают, не всех опрашивают.

У нас в театре Дима Смолев - очень хороший артист, молодой парнишка, по-моему, из Нижневартовска. Он хорошо играет на гитаре, у него есть концертный номер. Когда-то я его попросила, чтобы он сыграл в Сахаровском центре, где были благотворительные концерты и собирали деньги на адвокатов «болотникам». И он мне начал говорить: «Ой, я вот совсем не могу». Вдруг сейчас нечаянно он снялся в каком-то блоге - сыграл пьяного мента.

Т.Дзядко ― А, это он был?

Л.Ахеджакова ― Это Димка Смолев. И вдруг его - на 10 суток.

Т.Дзядко ― Причем забрали с репетиции, если я не ошибаюсь.

Л.Ахеджакова ― Нет, со спектакля. Более того, был второй состав. Он пришел в общежитие, за ним пришли и взяли его. Я была возмущена, почему театр не отменил спектакль, почему не был поднят хай. Какое же это безобразие. Мы же видим про этих ментов - и пьяных, и больных, и всяких - во всех сериалах. Такие же люди, как все. И тут вдруг выборочно Димка Смолев оказался врагом народа.

Он отсидел 10 дней, а потом мне звонит: «Лия Меджидовна, а вы знаете с кем я был эти 10 дней? Там еще сидел Навальный. Я с ним познакомился, и когда нас выпускали погулять, мы с ним общались». Думаю: «Ну, Димочка, не хочешь политики? Она сама к тебе придет!»

Екатерина Котрикадзе ― А вот вы говорите, что талантливые люди не могут не проявить гражданскую позицию.

Л.Ахеджакова ― По-моему, да.

Е.Котрикадзе ― Всегда ведь был спор: гений и злодейство - две вещи несовместные. Вы согласны с этим?

Л.Ахеджакова ― Часто вдруг определяю, что совместные, но потом оказывается, что несовместны. Мне кажется, что это не закон, всяко может быть. Но чаще всего, по-настоящему чувствующая, талантливая… А иначе, чем играть? Надо чувствовать. Надо чувствовать чужую боль. Это профессия. Надо влезть в чужую шкуру и плакать слезами того человека, которого играешь, хотя его и нет на свете. А как это? Надо подключаться к жизни. Поэтому талантливые люди очень чувствуют чужую боль.

Е.Котрикадзе ― Тем не менее, победа это или не победа, очевидно, что благополучный исход у дела Устинова. Но одновременно возникает простой вопрос, его сейчас все задают и все им задаются. Ведь это точечный успех: отпустили одного, а одновременно сажают другого, люди, которые находятся в этой системе, тот же судья Криворучко, скорее всего останется на своем месте или пойдет на повышение. Даже если его уволят, то, тем не менее, останется еще с десяток, а может быть и сотни других судей, которые останутся на своих местах.

Как вам кажется, не является ли это изменение в обществе каким-то единичным подъемом, который схлынет завтра-послезавтра, и мы упремся в ту же стенку, в которую упирались до сих пор?

Л.Ахеджакова ― Да, конечно. Но знаете, что… Криворучко нам известен со времен Магнитского.

Т.Дзядко ― Это правда.

Л.Ахеджакова ― Кипяточку не дал, скотина. И вот вся эта система правосудия имени Криворучко все-таки придет. Придет момент, когда мы вспомним эти имена и, надеюсь, они будут наказаны. Это - жестокость. Это - неправосудие.

Я же не политик, может чего-то не понимаю, но мне кажется, что главная беда, ужас того, что с нами происходит, именно в этой системе неправосудия имени Криворучко. Вот тут все закопано. «Суди меня, судья, судом неправедным…» Тут главное, что можно схватить человека безнаказанно. Восемь – девять амбалов схватят парнишку, который по телефону разговаривает с кем-то, изобьют палками. Я видела эту палку, много раз видела это видео задержания. Лена Рыковцева много раз показала это на «Свободе». Девять раз. Все видно, все понятно. И как эти озверевшие… Откуда берутся эти люди? Я не могу понять, какие мамы воспитывают этих «космонавтов».

Т.Дзядко ― Из соседнего двора.

Л.Ахеджакова ― Почему у них озверелые лица? Их так воспитывают? Их так натравливают? Я не понимаю, в чем дело.

У меня был спектакль в Петрозаводске. Самолетов там нет, надо только поездом ехать. А в этот день был суд над Юрием Алексеевичем Дмитриевым. И я пошла, я была свободна. В этом коридоре, который ведет в зал, сидела масса людей, которые каждый раз приезжают из Москвы, из Питера, из Медвежьегорска. Это поразительно. Я сидела с этими людьми, плакать хотелось от благодарности.

И вдруг ведут Юрия Алексеевича, человека не очень большого роста, очень худенького, седого, шесть амбалов в бронежилетах. Так можно вести только страшного убийцу, на счету которого тысячи загубленных душ. Заломив ему руки и согнув в три погибели, вели его эти огромные амбалы в бронежилетах в зал. Потом суд отменили, что-то перенесли, его обратно волокли. И он вот в этом состоянии здоровался, уже знает этих людей, этих журналистов.

У меня нет слов. И сколько бы мы не подписывали писем в защиту этого человека… И был ведь и оправдательный приговор. Первый, один. У нас нет оправдательных приговоров, кругом Криворучки засели.

Т.Дзядко ― Скажите, Лия Меджидовна. Вы говорите про этих «амбалов». Как думаете, они ходят в театр?

Л.Ахеджакова ― Нет!

Т.Дзядко ― Вы их можете увидеть в зрительном зале?

Л.Ахеджакова ― Нет. Вот когда я была на суде, один раз, на «театральном деле», мне поручили, чтобы я была общественным защитником Леши Малобродского. Я подготовилась, сидела вместе с адвокатами, пришли изумительные люди, цвет нашей театральной жизни: чудные актеры, художники. Еще были журналисты замечательные.

И вот что поразительно. Когда стали обсуждать какие-то дела, связанные с работой Кирилла (Серебренникова), который сидел рядом со мной, я поняла, что ни судья, ни две девчонки - прокурор, кажется, и следователь - никогда в театре не были. Они ничего не понимали, что говорит Малобродский. Причем тогда он был в СИЗО, его показывали по видео через решетку. И его камера была рядом с камерой Магнитского. Кто-то там кричал. То ли били его, то ли что, я не понимаю. И Леша пытался перекричать то, что там происходило, за его спиной. Все, что он говорил о театре, эти три женщины вообще не понимали.

И со мной случилось. Когда сказали: «Можно ли выступит Лия Меджидовна Ахеджакова, народная артистка, общественный защитник Малобродского?» А я подготовилась. И вот эта девчонка, которая оказалась прокурором, сказала что-то такое: «Юридическое образование есть?» Я говорю: «Что?» Она говорит: «У вас юридическое образование есть?» Я говорю: «Откуда у меня юридическое образование может быть?» Она: «Значит нельзя». Дальше судья спрашивает вторую девочку, мол, согласна ли она. «Юридического образования нет. Нельзя». Это сказал уже судья.

Хотя это было противозаконно. Нет такого закона, мол, надо, чтобы у меня было два высших образования, и только тогда я могла бы сказать что-то про людей, которых знаю на протяжении многих – многих лет. Я все знаю. Я знаю, что Кирилл свои деньги вкладывает, на свои деньги покупает материалы на костюмы, ездит. Эти люди не могут ничего украсть. Я не знаю Соню Апфельбаум, но я наслышана, какой это замечательный человек. Я Итина не знаю совсем. Но я знаю, что судят ни в чем не повинных людей.

Более того… Я очень хорошо знаю Кирилла, я с ним работала, я его папу, Семена Михайловича, хорошо знаю. Невозможно, чтобы этот человек обокрал наше Министерство культуры. Это невозможно. И вот сидят эти три: «Нет юридического образования».

Т.Дзядко ― Уже это закончилось вроде бы.

Е.Котрикадзе ― Да. Закончилось ведь дело.

Л.Ахеджакова ― Ну, начнется другое. В чем дело?

Е.Котрикадзе ― Вот о том я и говорю: одно дело закрыли, второе начнется. А где конец этому? Достаточно ли созрело общество для того, чтобы…

Т.Дзядко ― Ключевой вопрос называется: «Доколе?»

Е.Котрикадзе ― Доколе, да. Ключевой вопрос о том, допустима ли цеховая солидарность и достаточно ли ее? За артиста заступаются артисты, за журналиста Голунова заступились журналисты, и тогда гражданское общество победило, очевидно. А что касается остальных людей, когда никто не является заступником, у кого нет Лии Меджидовны Ахеджаковой, которая придет на суд. И пусть она не получит слово, тем не менее, она будет бороться, будет приходить на RTVI. Что делать?

Л.Ахеджакова ― Вот я все время это слышу: «А вот простому крановщику, которого ни за что, ни про что засадили на 10 лет. Кто за него заступится?» Тема эта есть. Мне кажется, что сейчас созрело что-то в людях, что уже не только за своих коллег, а вообще за каждого человека кусаться будем. Это созрело. Более того, для меня очень дорого, что 27 июля вышла молодежь, и я видела этих ребят. Там были и постарше люди: Миняйло, вот этот замечательный Константин Котов, я про него в «Новой газете» прочла, занимался благотворительностью, но такой, адресной.

Т.Дзядко ― Ходил на пикеты, как на работу.

Л.Ахеджакова ― Он вышел за это «Новое величие», которое мы все проклинали, но не выходили. Мы все знали, но не выходили. И вдруг вышли ребята. И вот я ехала из театра мимо Трубной именно в тот момент, когда там народ собирался, дальше через Пушкинскую, и нас тормозили. Я долго там стояла и видела, какие ребята там собирались. У них были спокойные, очень хорошие лица. Они неагрессивные были. Но эти «космонавты», эта Росгвардия стояли «ручка в ручку», на них страшно было смотреть. Это просто какое-то жестокое устрашение. Но сзади была масса ребят, которые не боялись.

Дальше я увидела какие-то интервью в интернете, на «Дожде» и по «Свободе». Они не боятся. Они умные, образованные. Это уже не то, что называется «простые люди». Это уже вышли образованные: некоторые студенты, некоторые уже вышедшие в жизнь с определенной специальностью. И вот эти люди… И вот этот замечательный мальчишка Егор Жуков. Их таких два: и тот замечательный, и этот.

Т.Дзядко ― Кирилл.

Л.Ахеджакова ― Да. Это образованные люди, и они не боятся.

Т.Дзядко ― А вы сами не ходите на митинги?

Л.Ахеджакова ― Я была несколько раз, по «болотному делу». В этот раз я не выходила. Я уже никуда не дойду. Они же гуляют еще по Москве…

Т.Дзядко ― С какой-то невероятной скоростью…

Л.Ахеджакова ― Передвигаются. Я не дойду, у меня ног не хватит, чтобы гулять. Но я очень жадно это все смотрю и так горжусь этими ребятами, которым не все равно. И вот это опять, понимаете, Галич: «Вот так просто попасть в палачи: промолчи, промолчи, промолчи! Вот так просто попасть в первачи: промолчи, промолчи, промолчи!» Это идет какое-то расслоение, даже интеллигенции, на тех, которые вынуждены молчать, потому что они отвечают за огромный коллектив, допустим.

Е.Котрикадзе ― Есть в театральной среде разделение на либералов и тех, кто поддерживает власть. Как, например, в журналистской среде, согласись…

Т.Дзядко ― О да.

Е.Котрикадзе ― Очень четко проходит грань: вот есть либеральные СМИ и либеральные журналисты, и есть, скорее, провластные журналисты. И мы как-то не общаемся, скажем честно. Для примера могу привести Дмитрия Певцова, знаменитый артист, который записал ролик со словами, что вообще непонятно, кто это был: Павел Устинов или не Павел Устинов.

Л.Ахеджакова ― Закон разберется.

Е.Котрикадзе ― Да. Как-то он оказался белой вороной среди людей, которые поддержали Устинова, что удивительно и, конечно, круто.

Так вот, существует ли это расслоение и насколько оно вам неприятно?

Т.Дзядко ― В театральном сообществе.

Е.Котрикадзе ― Да. Как вы это воспринимаете?

Л.Ахеджакова ― Я очень мало этого встречаю среди своих коллег, но… Не скажу фамилию. Вот сейчас на сцену идти. Заходит партнер и говорит: «Лилек, я путинист. Я вас, «болотников», ненавижу».

Е.Котрикадзе ― Ой. Это шутка?

Л.Ахеджакова ― Нет. Это правда. Но вся жизнь рядом, мы почти сверстники все. Даже этим уже нельзя это все разрушить. Вся жизнь рядом.

Т.Дзядко ― А сложно играть в паре с артистом, с которым такие разногласия? Или это не имеет значения? На сцене все стирается или нет?

Л.Ахеджакова ― В этом случае стирается, потому что гораздо дороже то, что незнамо сколько лет мы партнерствовали. Но может быть и такой случай, когда можно оскорбить мою душу до такой степени, что будет трудно играть. Возможно.

Т.Дзядко ― Мы несколько дней назад в эфире говорили с актером, режиссером Александром Молочниковым, который сейчас один из инициаторов этой кампании в поддержку Павла Устинова. Еще за несколько дней до того, как кампания началась, он нам говорил о том, что в театре боятся.

Л.Ахеджакова ― Да!

Т.Дзядко ― В театре мало высказываются, потому что боятся. А почему боятся? Боятся, что не дадут театр, что не дадут роль? Боятся, что…

Е.Котрикадзе ― Посадят.

Т.Дзядко ― Посадят, в конце концов.

Л.Ахеджакова ― Нет, есть еще одно. Когда впендюрят штраф 15 тыс. рублей человеку, у которого зарплата такая, а то и миллион. И это туда же.

Я обращалась к некоторым актерам, чтобы пошли… У меня нет концертной программы, я уже опоздала. Когда-то была, я бы сама с удовольствием. А просто говорить на этих благотворительных… Вот в Сахаровске нужно было. «Ой, Лия Меджидовна, я от политики так далека». Думаю: «Ну подожди, она к тебе придет еще». Есть такое, есть. Не вылазят. Дальше, «Оккупай Абай» был напротив «Современника». Спрашиваю: «Кто-нибудь был там?» «Ой, Лия Меджидовна, это такая глупость, это такая ерунда». Мать вашу, ребята.

Е.Котрикадзе ― Но одновременно существует зависимость от государства. Об этом тоже сказано много слов, особенно на волне дела Серебренникова. Все обсуждали, а как правильно? Этично ли брать деньги у государства на спектакли, на проекты? А как себя вести, если без государственной помощи ты не можешь поставить спектакль? Вы делаете выбор, отвечаете себе на этот вопрос: должен ли человек, деятель культуры зависеть от государства?

Л.Ахеджакова ― Не должен. Ну что же, если у нас такое министерство культуры, которое вместо того, чтобы защищать лучших своих представителей, их на два года вырубило из жизни. Мама у Кирилла умерла за это время, папа в инвалидном кресле. И плачет. Я с ним разговаривала, он зарыдал… Семен Михайлович.

Ну конечно, я понимаю: те, кто руководит театром, - и дирекция, и главный режиссер - отвечают за огромный коллектив. И должны идти спектакли. И где находить эти деньги? Плюс зарплаты. От них зависит огромный коллектив. Я знаю двух – трех главных режиссеров, которые вынуждены искать формулировки, чтобы занять какую-то позицию, хотя я знаю, что они думают так же. Иначе коллектив…

«А как? За моей спиной огромный коллектив». Я знаю таких людей. И в наших разговорах мы абсолютно понимаем друг друга, мы стоим на одной позиции. Но я артистка. Меня, в крайнем случае, чем-то другим накажут. Но за мной не стоит огромный коллектив.

Е.Котрикадзе ― А вас когда-нибудь наказывали за вашу гражданскую позицию?

Л.Ахеджакова ― Вот эти мерзавцы Пригожинские. В интернете иной раз такое про себя читала. У меня несколько твитов было, где я такую несла пургу страшную, за которую сажать пора. Я бы сама посадила ту, которая эти твиты написала. А я очень болезненно это воспринимаю. И в каких-то блогах издевательства. Вот меня интернет в основном наказывает.

Т.Дзядко ― А вас это задевает?

Л.Ахеджакова ― Да, очень.

Е.Котрикадзе ― Это травля?

Л.Ахеджакова ― Я не знаю, как это назвать. Все-таки травля - более серьезная вещь. Но я знаю, кто это. Адрес известен.

Е.Котрикадзе ― Одновременно с травлей, вы испытывали какие-то попытки давления со стороны руководителя театра или…

Л.Ахеджакова ― Нет, никогда. Я в приличных местах работаю. Меня не заносило на помойку.

Т.Дзядко ― Недавно в интервью Галина Волчек сказала: «Лия Ахеджакова, которую я ценю как артистку, хотя мы с ней на разных гражданских позициях существуем…» А что значит «на разных гражданских позициях»?

Л.Ахеджакова ― Она же была доверенным лицом Путина.

Т.Дзядко ― Было дело, да.

Л.Ахеджакова ― Ну вот как-то я имею возможность не быть доверенным лицом в отличие от моих друзей, которые вынуждены: в отличие от Чулпаши, которая за этот фонд отвечает…

Е.Котрикадзе ― Чулпан Хаматова.

Л.Ахеджакова ― Да. Раздавить этот фонд ничего не стоит. А сейчас такой беспредел, что нужна отмашка, и все. Вот кто-то дал отмашку… Мне кажется, может я не права, я не знаю, но с того момента, как расстреляли напротив Кремля Борю Немцова, начался другой отсчет. Что-то произошло, когда любой беспредел не вызывает удивления.

Т.Дзядко ― И сейчас по-прежнему?

Л.Ахеджакова ― Да. Люди, которые формулируют свое безумное недовольство и возмущение тем, что происходит на улице и в правоохранительной системе, что закон не работает нигде и никак, что в тюрьмах творится, эти пытки, они очень рискуют. Я не буду называть имена, чтобы не оказалось, что я на них натравила. Эти люди очень рискуют. Это возможно, что какой-то совершенно неизвестный человек с Кавказа или Средней Азии обозлился на Борю Немцова и застрелил его. Но кто-то ведь ждал отмашку.

Т.Дзядко ― Это правда.

Е.Котрикадзе ― Вот вы сейчас говорили, что понимаете Чулпан Хаматову.

Л.Ахеджакова ― Конечно. Понимаете, когда в семье онкология у ребенка, у нас в театре это было, все. Дальше человек иначе начинает понимать, что можно, чего нельзя, что нужно, кого осуждать. Когда больной ребенок, когда это еще и онкология, все замолкает. А вот так устроена как-то наша жизнь, что все-таки без главного распоряжения там, в Кремле, ничего не получается.

Т.Дзядко ― Но вы же знаете тоже это большое количество комментаторов, которые ту же Чулпан Хаматову осуждали и говорили: «Пока вы ходите к главному за главным распоряжением, никаких изменений не будет. Все решается в режиме ручного управления. Когда вы перестанете ходить за распоряжениями к главному, то что-то начнет меняться». Это так или нет?

Л.Ахеджакова ― Да, просто дети будут умирать сплошняком.

Е.Котрикадзе ― Объясни это родителям.

Т.Дзядко ― Я просто излагаю некую позицию.

Е.Котрикадзе ― Меня просто трясет каждый раз, когда вот этот морализм дикий…

Л.Ахеджакова ― Это жуткая подлость так говорить. Жизнь не разделяется таким образом. Понимаете, жизнь - очень сложная вещь. И поползешь. И на коленях поползешь, если такое случится. И рот заклеишь себе. Это сложнейшие вещи. Для того и существуют и Шекспир, и Чехов, и Пушкин, и Булгаков. Я могу много имен назвать. Для чего это существует? Чтобы жизнь не казалась: «тут половина черная, а тут - белая», «это подлец, а это - нет». Люди - сложные устройства, и мир очень сложен.

Вы читали книжку Чулпан и Кати Гордеевой?

Т.Дзядко ― Пока нет.

Л.Ахеджакова ― Изумительная книжка! И очень многое для меня было неизвестно, хотя я дружу с Чулпан, и все в одном театре, все на виду. Но книжка потрясающая.

Е.Котрикадзе ― Давайте поговорим о выборах в Мосгордуму, которые прошли. Мы много говорили в эфире о том, как можно было себе вообразить, что локальные выборы в орган, который никому не был интересен вообще и который, в принципе, мало что решает, вдруг окажутся общероссийским событием, привлекающим внимание западной прессы, в том числе. Вы ходили на выборы?

Л.Ахеджакова ― Нет! Меня не было в Москве.

Е.Котрикадзе ― А если бы были, вы бы сходили?

Л.Ахеджакова ― Не знаю. Я не очень верила в «Умное голосование» и боялась его. В то же время, а какой выход? Я не видела никакого выбора. Никакого.

Е.Котрикадзе ― Ну, был выбор не пойти, испортить бюллетень или как-то иначе свою позицию зафиксировать.

Л.Ахеджакова ― Я бы что-нибудь придумала. Но меня Бог спас. У меня отпуск, и другого не будет. И надо было ехать, лечиться и так далее.

Е.Котрикадзе ― Тихон поленился сходить на выборы, в отличие от вас…

Т.Дзядко ― Не смог, скажем так. Скажите, Лия Меджидовна, вам кажется, что сейчас, оборачиваясь на эти три месяца, в которые продолжалась эта кампания в Мосгордуму, митинги и прочее, игра стоила свеч или нет?

Л.Ахеджакова ― Да!

Т.Дзядко ― Почему?

Л.Ахеджакова ― Во-первых, я совершенно попала под влияние и обаяние этих людей, которых постоянно запирали в спецприемник. Я их узнала. Я совершенно влюблена в Любовь Соболь. Огромного обаяния, ума и недюжинной смелости молодая женщина. Редко встретишь такое сочетание, это невозможное что-то. Это прелесть.

Я мало знала Дмитрия Гудкова. Замечательный парень. Яшина я уже знала и каждый раз, когда его на пороге встречали новым арестом, за это время мы прикипели к этим людям. А это очень важно. У нас есть эти люди, и мы их не забудем. Замечательные люди. Вот Милов, который отсидел где-то в спецприемнике, не знамо за что.

И это очень показательно, когда ни за что человека все время суют в спецприемник. За его порядочность, за его открытость, за его образованность, за его желание работать. И хорошо работать, не воровать… Может я непонятно говорю, но я так думаю…

Т.Дзядко ― Все понятно.

Е.Котрикадзе ― Все понятно.

Л.Ахеджакова ― И люди колоссального обаяния, что не мало. И я уже думаю: «Вот это - премьер-министр, потом вот президент, а нет, президент - вот этот».

Е.Котрикадзе ― А вот они не рассорятся, когда они… И если они одержат победу.

Л.Ахеджакова ― Нет. Это очень хорошие люди. Вот у меня портреты их. Этот Котов чего стоит? Ходил с передачами к Анечке Павликовой, и потом они к нему уже ходили, к этому Котову, который занимался благотворительностью, этими детскими домами. Как он придумал, как помочь этим воспитанникам детских домов? То, что я прочла про него… А вот это… Ну это будущий президент - вот этот Егор Жуков.

Е.Котрикадзе ― А не Дудь - будущий президент?

Л.Ахеджакова ― Или Дудь. Я посмотрела «Колыму», меня прям… Это какие-то новые люди пришли. И несмотря на то, что есть совсем молоденькие, а есть постарше и уже пора быть президентом, уже можно. Я посмотрела и «Колыму», и «Беслан». Более того, я посмотрела, как окрысились.

Т.Дзядко ― А почему окрысились, как думаете?

Л.Ахеджакова ― Завидки берут.

Т.Дзядко ― Зависть?

Л.Ахеджакова ― Конечно.

Е.Котрикадзе ― Давайте мы сейчас уточним, кто окрысился, потому что мало ли, кто-то не знает.

Т.Дзядко ― Владимир Соловьев, в частности.

Е.Котрикадзе ― Владимир Соловьев, весь федеральный эфир - все, кому не лень.

Т.Дзядко ― Лия Меджидовна, недавно мы упоминали и вспоминали, что 20 лет как у власти находится Владимир Путин. Есть формулировка, которая страшно раздражает и не нравится мне, но, тем не менее, ее многие часто используют. «Народ заслуживает ту власть, которую имеет». Вы согласны с этим или нет?

Л.Ахеджакова ― Я же не сильно умный человек, чтобы уже иметь какое-то по этому поводу мнение. Разве мы Сталина заслуживали?

Т.Дзядко ― Я думаю, нет.

Л.Ахеджакова ― И я думаю, нет. Столько хороших людей. Я же очень много езжу по России. Вот мы актеры: то съемки, то антреприза, то гастроли театра. Я нашу Россию всю объездила. Я таких замечательных людей видела. Но они, правда, не заслуживают товарища Сталина с его… Как его называют, какой-то менеджер.

Т.Дзядко ― Эффективный менеджер.

Е.Котрикадзе ― Крепкий хозяйственник еще.

Л.Ахеджакова ― Вот. Не приведи бог. В данном случае я их не сравниваю, это все-таки разные вещи абсолютно. То, что в те годы творилось, мы пока не достигли этого, но направились в эту сторону. Мы это увидели 27 июля и на суде Юрия Алексеевича Дмитриева, на этом новом процессе. И то, как быстро посадили в Медвежьегорске этого замечательного директора музея Калтырина. Он на 20 лет сел.

Сейчас же очень легко делается видео. Его можно сделать. А то видео настоящее, которое можно проверить, ему можно сделать экспертизу, Криворучко отказывается посмотреть. Ему некогда, надо посадить за три дня. Вот три дня, больше мы не имеем времени, быстро, ребят. Пошел в лагеря.

Е.Котрикадзе ― А где тот момент, тот барьер, точка невозврата, когда люди перестанут как-то терпеть?

Л.Ахеджакова ― Вы меня спрашиваете, как будто я Николай Карлович Сванидзе. Он историк.

Т.Дзядко ― Нет, вы - Лия Ахеджакова.

Л.Ахеджакова ― Понимаете, мы же не знали, что не будет Советского союза. Вот вы молодые, а я была уверена, что это навеки. Ну, мне даже в голову такое не могло прийти, что раз, и нет совка.

Е.Котрикадзе ― Но сейчас же лучше.

Л.Ахеджакова ― И разделились, отделились все эти суверенитеты. Вот это, я так понимаю, сделал Борис Николаевич, которого сейчас метут так, что главный враг России - это Борис Николаевич Ельцин. Это уже становится опасным.

Е.Котрикадзе ― Дышится все-таки свободнее сейчас в современной России?

Л.Ахеджакова ― Я не знаю. Нет.

Е.Котрикадзе ― Нет?

Л.Ахеджакова ― Нет – нет. Мне кажется, что сейчас, после выстрела в Немцова, случилось что-то страшное. Даже и с Аней Политковской… Тех отравили, этих… Такого не было. Как замечательно совершенно, говорил Виктор Степанович Черномырдин: «Никогда такого не было. И вот опять».

Е.Котрикадзе ― Любимая фраза Тихона.

У меня один короткий вопрос. Скажите, вы смотрите телевизор?

Л.Ахеджакова ― Я смотрю, во-первых, «Культуру», потому что там бывают вещи для меня очень интересные. Но если я включаю пропагандон, я тут же выключаю, потому что я все знаю, абсолютно. Я в теме. Я знаю, что мы будем сейчас слушать, и на меня эта агрессия пышет.

И каждый раз, когда нечаянно включаю, может сериал интересный, хороший актер, мало, когда бывает свободное время, а потом думаешь: «Ну вот придут другие времена». И так, как я, на моей жизни было, перелицеваться в одну минуту. Вот как они будут перелицовываться эти Криворучки, как они все станут в струю и прям попадут, куда надо? Снимут одни ордена, наденут другие. Одни погоны поменяют на другие. Вот как это будет?

Т.Дзядко ― Я думаю, что это будет стремительно и ярко.

Л.Ахеджакова ― И ярко!

Т.Дзядко ― Скажите, Лия Меджидовна, мы с вами в начале говорили о том, что те люди, амбалы, которые задерживают, не ходят в театр. И прокуроры, и следователи не ходят в театр. А вот если представить, что к вам в суде подходит прокурорша или следовательша и говорит: «Лия Меджидовна, на что мне сегодня нужно обязательно сходить в театр?»

Л.Ахеджакова ― Я ей скажу.

Т.Дзядко ― На что?

Л.Ахеджакова ― Посмотреть сначала «Крутой маршрут» в нашем театре, кстати, который поставила Галина Борисовна. Пойти в Вахтанговский театр посмотреть Римаса Туминаса. Потом сходить в «Гоголь-центр» и посмотреть спектакли «Кому на Руси жить хорошо», «Кафка» - вот эти лучшие спектакли. Да, еще последнее.

Уже когда Кирилл был под домашним арестом, он не успел закончить, - наверно сейчас уже все сделал, - а я видела чуть-чуть недоделанный свежий продукт пушкинские «Маленькие трагедии». Вот это надо смотреть. Во МХАТе можно посмотреть «Человек-рыба», и там есть что посмотреть. Ну как?

В ТЮЗе есть прекрасные спектакли. Да! Ехать в Питер, я бы это прокурору сказала, и немедленно - «Три толстяка» Могучего и «Губернатор»! Немедленно выучить наизусть.

Е.Котрикадзе ― Тихон, давайте составим список.

Л.Ахеджакова ― К сожалению, убрали. У нас был спектакль с Могучим «Circo Ambulante». Вот это надо было смотреть этому прокурору. Но увы, «поздно, Рита, пить боржоми, когда печень отвалилась».

Е.Котрикадзе ― А вы над чем работаете? Например, с тем же Серебренниковым. Мы знаем, что вы сотрудничали. Сейчас есть какие-то проекты?

Л.Ахеджакова ― Я боюсь озвучивать. Бывает так. Мы, например, работали, это было восхитительно, изумительное время во МХАТе. Он взял Покровскую, меня, Тенякову и еще двух хороших актрис, и «В ожидании Годо» женщины играли мужчин. Месяц работали и очень было вкусно. Потом дальние родственники запретили, чтобы женщины играли мужчин. Вот такие вещи.

Я у Кирилла и снималась, и играла в «Фигаро». В общем, у меня с ним очень личностные связи, человеческие.

Е.Котрикадзе ― А что у вас сейчас масштабное? Масштабный проект.

Л.Ахеджакова ― Ну вот сейчас заканчиваем с Могучим, но я не хочу… У меня там маленькая роль, но зато изумительный текст он мне нашел. У Луцика и Саморядова, помните, были два таких вгиковца, рано очень ушли. У них фильм «Окраина», всем надо посмотреть, он есть в интернете. У них тексты изумительные. И он нашел для меня текст. В том спектакле не было моей роли. Я сидела, как человек, у которого крошечная роль, сидела в зале и наслаждалась. У него одна молодежь и я. Называется «Сказка о последнем ангеле». Это из текста вот этих Луцика и Саморядова, который я произношу. Потрясающий текст.

И он нашел для меня эту роль, потому что мне в кино не хочется играть. Всякие сладкие рождественские вещи, где все хорошо, или пулялки – стрелялки. Мне не хочется. Мне даже вот этот маленький текст дороже в тысячу раз, потому что он мною прожит. У меня слезы текут, когда я это говорю. Мне это важно сказать.

Он мне такой монолог в «Circo Ambulante» написал. Я говорила, его зал не чувствовал. Однажды, когда был последний спектакль, мы пригласили коллег, хороших журналистов, хороших режиссеров. Зал был битком набит нашими друзьями. И это был такой спектакль! И этот монолог, который мне Андрей Могучий сам написал, он прозвучал. В первый раз в полную силу прозвучал. Я плакала от …

Е.Котрикадзе ― От чего?

Л.Ахеджакова ― От счастья.

Е.Котрикадзе ― Сейчас будет вопрос из серии «вам его задавали тысячу раз другие журналисты»…

Л.Ахеджакова ― «Что вы больше любите: театр или кино?» Упаси бог. Я зверею от этого.

Е.Котрикадзе ― Нет – нет. Мы, конечно, зададим этот банальный вопрос…

Т.Дзядко ― Но после эфира.

Е.Котрикадзе ― Вопрос другой. Естественно, мы все смотрели ваши фильмы, смотрели вас в театре. Но особенно запоминаются те старые фильмы, потому что они сильно связаны с детством, с моментами счастья. Вот Лия Ахеджакова - это, для меня, ассоциация со счастьем, с детством, какими-то совершенно невозвратными моментами.

Вот сегодня мы с вами много говорили о тех ребятах, которые выходят на митинги, о новых людях, о новых лицах. Вас не расстраивает, что они, скорее всего, не смотрели «Служебный роман» …

Л.Ахеджакова ― Нет.

Т.Дзядко ― А почему не смотрели? Смотрели.

Е.Котрикадзе ― Мне кажется, что они не смотрели. Это поколение планшетов…

Т.Дзядко ― Вот они на планшете и смотрят.

Е.Котрикадзе ― Я очень сомневаюсь.

Л.Ахеджакова ― Нет, многие из них мимо прошли.

Е.Котрикадзе ― Мы с ними разные вообще. То есть я понимаю, что я буду цитировать какой-нибудь «Служебный роман» или «Иронию судьбы», и меня не поймут. То есть это разные культурные коды уже.

Т.Дзядко ― Не знаю.

Е.Котрикадзе ― При том, что я не такая старая еще. Видите, это такая штука. И вам это не обидно?

Л.Ахеджакова ― Абсолютно. Я даже это в голову не беру. Мне самое главное не это. Самое главное, что они мне родные. Я вижу родных людей. И когда я смотрю их интервью на «Дожде», они не боятся. И главное, их родители, которым 38 – 40, тоже не ругаются: «Куда ты полез? Как ты мог? Ты о маме подумал? Как мама переживает? А папа вон, у него инфаркт будет скоро из-за тебя, сволочь такая». Этого нет. Вот это интеллигенция.

Я была в Словении и там встретила врача. Я не знаю, сколько ей лет, но мне показалось к 50 идет. У нее 2 сына. Они вместе ходили на эти митинги и ходят. И я с ней разговаривала. У меня впечатление, что я говорю с Николаем Карловичем Сванидзе моим любимым.

Е.Котрикадзе ― Который знает тот самый предел.

Л.Ахеджакова ― Умная, глубокая, серьезная. И она ходит со своими детьми. Представляете? Эти люди достойны такого…в жизни.

Е.Котрикадзе ― Это требует определенного мужества. Боюсь, что я бы очень волновалась, если бы узнала через 20 лет, что мой ребенок пошел на митинг. Это требует гражданской позиции.

Л.Ахеджакова ― Я у Ксюши Лариной была в эфире, когда это «Болотное дело» было. И вдруг там сказали, что уже кидаются на людей эти амбалы и бьют. И при том, что она королева эфира, а у нее сын там был. И все. Она потеряла нить, и я почувствовала, что ей сейчас не до меня. У нее там сын. Вот это я увидела на ее лице. И дальше мы быстро поскакали к финалу, потому что у нее одно было в голове: повязали ли ее ребенка или нет?

Е.Котрикадзе ― Да, это тяжко.

Т.Дзядко ― Это тревожно.

Е.Котрикадзе ― Но правильно - не запрещать.

Совершенно незабываемые образы, которые вы воплотили в кино, в театре.

Л.Ахеджакова ― Не преувеличивайте.

Е.Котрикадзе ― Поверьте. Вам это говорили миллион раз, но я не склонна к лести, и это правда.

Уникальные, незабываемые образы, то, чего я не видела у других актеров. Это ваша находка или режиссеров? Это вы придумали ваши тексты? Это во многом экспромт или это, например, Рязанов или сценарист?

Л.Ахеджакова ― Вы знаете, у меня в результате моей огромной творческой биографии, хотя я очень мало сыграла, я могла бы больше сыграть, конечно…

Т.Дзядко ― Вам кажется, вы мало сыграли?

Л.Ахеджакова ― Мало, очень мало.

Е.Котрикадзе ― А это почему мало?

Л.Ахеджакова ― У меня было даже восемь лет, когда у меня в театре ни одной роли не было.

Е.Котрикадзе ― Это был ваш выбор?

Л.Ахеджакова ― Нет! Как мой выбор? Как я могу восемь лет сидеть на диване, вязать?

Е.Котрикадзе ― Ну, мало ли.

Л.Ахеджакова ― Нет, такого не бывает. Мы, актеры, такие, какие у нас режиссеры. Вот у меня твердое мнение и тут у меня нет вариантов. Вот какой режиссер, такая я актриса. Какой у меня Рязанов, такая я Ахеджакова. Какой у меня Могучий, такая я Ахеджакова. Какая у меня Волчек, такая я и буду. Маленькая роль в «Крутом маршруте», но я дорожу ею, как огромной ролью, то, что я имею возможность в этом участвовать. 30 лет уже играем это. И все мало.

Т.Дзядко ― «Крутой маршрут» пронзительный.

Л.Ахеджакова ― Пронзительный. И он сейчас более актуален, чем 30 лет назад, когда мы узнали про пытки в тюрьмах, и тюрьмы вдруг всплыли, как главное событие нашей жизни. Вот это Галине Борисовне спасибо. А там спасибо Виктюку. Он сделал для меня совершенно потрясающий спектакль, который долго шел в «Современнике» с огромным успехом. Спасибо Петрушевской, которая это написала. Мы такие, какой у нас автор, какой у нас режиссер. К сожалению, зависимая профессия. Но и к счастью.

Лия Ахеджакова – одна из самых ярких звезд отечественного кино. "Гараж", "Служебный роман", "Небеса обетованные", "Старые клячи" – ее комичные образы в этих и других картинах давно полюбились зрителям. Правда, резкие заявления актрисы в адрес России не всегда нравятся поклонникам.

ПО ТЕМЕ

Многие помнят, как Ахеджакова читала в эфире стихи Орлуши о том, что "малайзийский боинг сбили мы". А теперь по Сети гуляет статья, в которой звезда советского кино якобы признается, что испытывает к взявшим золото на Олимпиаде в Корее российским хоккеистам ненависть и ждет, что их поймают на употреблении мельдония.

Ознакомилась с этой статьей и актриса Елена Коренева. "Я ее нашла в Facebook – на странице одного из ее коллег, не являющегося, к счастью, автором. Но комментарии под публикацией в его ветке не заставили себя ждать: Лию называли безумной старухой, дурой, больной... Обвинили в том, что она не любит Родину. Многие комментаторы сразу заявили о разочаровании в гениальной актрисе", – рассказала Коренева.

"Я узнала телефон Ахеджаковой и позвонила ей. Извинилась, что беспокою – Лия ехала в театр на спектакль, – продолжила артистка. – Выслушав статью, которую я ей зачитала, она закричала от возмущения, сказав, что никогда не следила за хоккеем, не давала интервью по событиям Олимпиады, и ни слова правды в этой статье нет. Посетовала на то, сколько бредовых слов ей приписывают и привела пример из другой публикации, где говорилось, что она якобы требует вынести труп Ленина из Мавзолея и положить на его место себя".

Сравнительно недавно вошёл в обиход новый мем «ахеджаки». Но он уже успел стать народным. Слово, как нетрудно догадаться, производное от фамилии советской актрисы театра и кино, заслуженной артистки РСФСР, народной артистки России Лии Ахеджаковой.

«Ахеджаки» - это автоматизация «извиняшек» от Лии Меджидовны из цикла «Простите нас кто-нибудь за что-нибудь».

«Прости нас, Немцов, что заранее сделали футболки и плакаты!», «Простите нас, люди добрые, ну не дал Бог ума», «Простите меня, изба и конь, не шмогла...», «Простите, здесь я могу продать свою долю Родины?», «Прости меня, Европа! Насильно в проклятый кинематограф советский загнали!», «Кличко поражает меня своей гениальностью! Гений!», «Прости меня, Доренька, Бурю грешную!», «Прости меня, Мыкола! И кастрюля борща, ты тоже меня прости!», «Савченко сидит в самой лучшей стране мира! И остальные укропы ей завидуют!», « Простите меня, это я всех ежей съела», «Простите нас, если мы с Андрюшей где-нибудь, когда-нибудь, что-нибудь ахеджакнули или кукарекнули», «Прости нас, Гончаренко, что теперь все думают, что ты - агент КГБ!», «Простите, не подскажете, как пройти в библиотеку?», «Простите, а закурить не найдется?», «Простите, извините, что обращаюсь, но не могли бы вы меня простить?», «Прости нас, Надя, что пришлось отведать бульона с пампушками!», «Простите нас, грибы, за наши видения!», «Простите нас, штаны Мосийчука!», «Простите меня, коровки! Плачу, но жру», «Прости нас, НАТО, за приближение к твоим границам!», «Прости нас, гривна!»

Всего народное творчество явило миру около 900 «ахеджаков», коллекция которых ежедневно пополняется на сайте «Ахеджакнуло.ру»

Вот она, слава! Казалось бы, зачем состоявшейся, популярной актрисе в свои 76 лет становиться шутом, спекулируя сомнительными заявлениями?

Слова «Ахеджакова» и «простите» стали синонимами после заявления Лии Меджидовны о том, что трагедия малайзийского «Боинга» в июле 2014 года целиком и полностью на совести русских, и поэтому актрисе стыдно являться представителем русской нации. Тогда Ахеджакова перед всем миром покаялась за Россию, в частности, зачитав произведение «Реквием по МН-17» авторства Андрея Орлова. Цитируем первый и последний куплеты «покаяния»:

«Я сейчас на первых полосах
Мировых газет, жесток и страшен,
Я и сам себе внушаю страх
Тем, что я частица слова RUSSIAN.
И пока политиков умы
Не готовы для перезагрузки,
Я за них признаюсь: сбили мы.
Я – виновен, потому, что – русский!»

Ну, кто сбил «Боинг» сейчас, наверное, понятно даже самой Ахеджаковой. А что касается публичных извинений от имени русского народа… Безусловно, понятие «русский» - растяжимое. Русские по крови, русские по духу, россияне, в конце концов… Что там у нас по Лии Меджидовне? Родилась в Днепропетровске, выросла в Майкопе (Адыгея). Утверждает, что происходит из адыгского княжеского рода Ахеджаковых . Но Википедия говорит, что, скорее всего, это семейная легенда, так как в Российской империи не было зарегистрировано такой княжеской фамилии, а отчим, удочеривший Лию в четырёхлетнем возрасте (!), в своих документах указывал, что он из крестьянской семьи. Поди разберись! Вполне возможно, что Ахеджакова – украинка (её мать звали Юлия Александровна), к тому же, в 1938 году украинцы, с лёгкой руки Лазаря Моисеевича Кагановича, уже были…

Ахеджакова сыграла множество разноплановых ролей не только на сцене и в кино, но и в общественно-политической жизни России. Она неоднократно выражала своё несогласие с властью, в частности, выступала против суда над Михаилом Ходорковским и процесса по делу «ЮКОСа» . На выборах традиционно голосовала за «Союз правых сил» , критикуя деятельность президента Путина , выступала на разного рода «болотных митингах».

Но «политическую славу» ей принесла именно украинская тема, в которой «Боинг» стал венцом «патриотической эволюции» 76-летней актрисы.

Как всё было. Звезда Советского Союза сильно прониклась событиями на киевском Майдане. В декабре 2013 г. она рассказала журналистам ТСН, что очень переживает и восхищается смелостью украинцев: «Я всей душой болею за Майдан! Мы так завидуем, так благодарны вам!», - отметила она.

А разгон «онижедетей» и вовсе тронул актрису до глубины души. Со слезами на глазах Ахеджакова подчеркнула, что России есть чему поучиться у Украины. «Что нам делать с этим наследием советской власти? Я не знаю! Но очень горжусь украинцами! У нас в России это невозможно. У нас уровень человеческой храбрости и сознательности ниже. Наш народ можно оскорблять бесконечно. Пусть учится Россия у Украины!» - чуть не расплакалась актриса.

Далее Лия Ахеджакова настойчиво твердила, что «Крым украинский», выступала против поддержки Донбасса, подписала письмо «Союза кинематографистов РФ», осуждающее российскую военную интервенцию на Украину, обращение в защиту музыканта Андрея Макаревича , выступившего с критикой политики российских властей на Украине.

В декабре 2014 г. Ахеджакова заявила, что «процент думающих в России ничтожно мал по сравнению с патриотическим большинством», поэтому «страну ждут беды». И пожаловалась, что из-за её гражданской позиции в отношении Украины с ней перестали общаться родственники. Которые, судя по всему, относятся к «ничтожно малому проценту думающих».

Вместе с Эльдаром Рязановым, Андреем Кончаловским, Борисом Гребенщиковым, Андреем Макаревичем и другими представителями российского «культурного бомонда» Лия Меджидовна всячески клеймила «армии Пореченковых и Кобзонов», которые, по её разумению, также относятся к вышеупомянутому «ничтожному проценту».

Но гешефт старушка всё-таки поимела. Президент Российской академии кинематографических искусств Андрей Кончаловский огласил имена лауреатов почётных премий «Ника». Они будут вручены актрисе Лие Ахеджаковой в номинации «Честь и достоинство», бывшему директору «Музея кино» Науму Клейману - «За вклад в науку кино» и сценаристу Юрию Клепикову - «За вклад в киноискусство». Церемония вручения «Ники» стоится 31 марта в Москве. Отметим, что среди номинантов отсутствует картина Никиты Михалкова «Солнечный удар», получившая в этом году премию Союза кинематографистов России «Золотой орёл» в категории «Лучший фильм года». Просто Михалков оказался не той политической ориентации…

Когда-то давно актёр Валентин Гафт посвятил Лие Ахеджаковой одну из своих знаменитых эпиграмм: «Всегда играет одинаково актриса Лия Ахеджакова». Безусловно, вся жизнь – игра, и люди в ней – актёры. Долгие годы либеральная позиция актрисы оставалась практически незамеченной, пока болотная тина окончательно не проглотила «культурную оппозиционерку». Ахеджакова показала всему миру, как в один момент можно стать объектом неуважения и насмешек - таким себе прототипом украинского боксёра Кличко, положившего на политическую плаху свой статус спортивного кумира.

Простите, Лия Меджидовна, но вас абсолютно не жаль! И потом, искренне попросить прощения у народа России никогда не поздно. Мы как бы намекаем: начните каяться по сбитому «Боингу», только с учётом доказательств, что его сбила украинская армия! Может, вас простят…

После аннексии Крыма и боевых действий на Донбассе больше нельзя говорить, что украинцы и россияне - братские народы, сказала в программе "Факты недели с Оксаной Соколовой" на телеканале ICTV народная артистка России Лия Ахеджакова.

"Уже нельзя говорить, что это братский народ. Это будет как с Польшей, когда Россия поучаствовала вместе с Гитлером в разделе Польши. И это навсегда осталось в народе на генетическом уровне - расстрел в Катыни. И то же самое будет с Украиной. То же самое. Моих зрителей, которые мне верили, перестреляли на Донбассе. Их кто-то надул, развел, ограбил, довел до состояния помоечных каких-то бездомных. Что они сделали? Детей перестреляли. Кто это сделал? А там мои зрители… Какая падла это сделала?", - сказала Ахеджакова и расплакалась.

По ее словам, у российских властей уже не получается скрывать факт присутствия войск на территории Украины.

Зачем нам эта нищая земля, которую мы разворотили, разворошили, испоганили?

"Везут "Груз-200", а матери криком кричат. Везут оттуда, с Донбасса. Этого скрыть нельзя. Зачем нам эта нищая земля, которую мы разворотили, разворошили, испоганили? Я не знаю, сколько времени теперь надо, чтобы просто накормить людей, чтобы они не сдохли от голода на той помойке, которую мы там устроили", - заявила актриса.

Ахеджакова не понимает, зачем Россия оккупировала Крым.

"Ведь кто-то это запрограммировал заранее, еще до того, как объявили - давайте выйдем из Украины. Придумали, что лучше будет, кричали: "Мы любим Россию, она нас оденет и накормит". Я вижу в этом только одну цель - дестабилизация обстановки. Но зачем дестабилизировать ситуацию у соседей? Ну, еще можно было бы так подумать: "Эх, нет у нас моря в России. Везде уже нагадили, пойдем в Крым". Но ведь было же. В общем, у меня есть такое ощущение, что я участвую в каком-то бандитском ограблении, сама того не желая, против своей воли", - сказала Ахеджакова.

Мне угрожали. Немного, но очень страшно

По мнению актрисы, Россия после убийства политика Бориса Немцова стала другой страной.

"С минуты убийства Немцова мы оказались в другой стране. С этой минуты я боюсь стоять на Москворецком мосту, еще больше я боюсь оказаться рядом с человеком, которому стреляют в спину. Я не знаю что делать. Мне угрожали. Немного, но очень страшно. Говорили: "Еще раз тронешь нашего Путина, будешь нюхать не цветочки на своей даче, а головешки. А я-то его и не трогала", - сказала она.

Очень многие из деятелей культуры в России, по словам Ахеджаковой, уже присягнули на верность власти.

"Среди моих друзей есть люди, расписавшиеся в верности власти, которая в каких-то своих поступках даже преступна. Они говорят - я могу потерять работу, мне будут запрещать спектакли. Они не пользуются интернетом, они не ищут правды, они получают ее из телеящика, в таком хорошем консервированном виде, и легко ее принимают, ни капли не сомневаясь.

Моя среда обитания - люди, которые говорят правду и не скрывают ее, рискуя собой

Иногда вот думаю - столько прекрасных людей вокруг. Я их очень много встречаю. А кто были вертухаи в сталинских лагерях? Кто были палачи, которые пытали? Кто эти люди, где они брались и куда девались? Где они сейчас? Я думаю, это какая-то мутация, и есть специалисты, которые умеют ее вызывать", - сказала актриса.

В интервью «Еспресо ТВ» актриса Лия Ахеджакова признала, что из-за ее гражданской позиции в отношении Украины с ней перестали общаться родственники. По ее словам, «процент думающих» в России ничтожно мал по сравнению с «патриотическим большинством», и поэтому страну «ждут беды».

Актриса Лия Ахеджакова, осуждающая политику российских властей, в интервью «Еспресо ТВ» заявила, что в отличие от Андрея Макаревича ничего плохого в свой адрес она не слышала. Однако, как кажется Ахеджаковой, из-за ее позиции относительно Украины от нее отвернулись родственники.

«Вопрос отделения Крыма от Украины разделил много семей, друзей и общество. У меня такое впечатление, что от меня родственники отказались, но не знаю, может, и не факт », — заявила актриса украинскому каналу.

На вопрос о том, что может «вылечить умы» россиян, Ахеджакова ответила, что «экономика - хороший врач» и из-за тяжелой ситуации в стране люди, может быть, проснутся. Но, как добавила актриса, процент думающих людей в России ничтожно мал по сравнению с «патриотическим большинством» , которое поддается пропаганде российского телевидения.

«Я не ясновидящая, я актриса, я не могу сказать, что ждет нашу страну, но сейчас уже есть зарницы большой беды. Все, что происходит в стране - это очень страшные и плохие приметы времени », — заключает Ахеджакова.

источник Еспресо ТВ Украина Европа теги

Сегодня в СМИ

Популярное

INFOX.SG

Лента новостей RT

  • 03:00

    За лето мошенники подменили по меньшей мере 198 банковских номеров. Об этом информирует «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Центробанка России.

  • 03:00

    Глава белорусской общины Крыма Роман Чегринец пригласил лидера Белоруссии Александра Лукашенко посетить полуостров.

  • 03:00

    Глава российского МИД Сергей Лавров провёл встречу с министром иностранных дел Эквадора Хосе Валенсией на полях Генассамблеи ООН.

  • 03:00

    В Самарской области девять человек эвакуировали с горящего сухогруза. Об этом информирует РИА Новости со ссылкой на МЧС России.

  • 03:00

    На Чукотке береговой комплекс «Бастион» впервые выполнил пуск сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты «Оникс». Об этом сообщили в Минобороны России.

  • 03:00

    Советник МИД КНДР Ким Ке Гван заявил, что перспективы будущего саммита «не так светлы из-за того, что практические меры по осуществлению согласованных на саммите вопросов не принимаются на должном уровне».

  • 03:00

    Глава российского МИД Сергей Лавров в рамках участия в Генеральной ассамблее ООН посетил бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера.

  • 03:00

    В течение недели 27 летательных аппаратов вели разведку возле российских границ. Об этом свидетельствуют данные инфографики газеты Вооружённых сил России «Красная звезда».

  • 03:00

    Глава белорусского МИД Владимир Макей призвал страны мира подписать декларацию об отказе от размещения и производства ракет средней и меньшей дальности, передаёт РИА Новости.

  • 03:00

    Глава российского МИД Сергей Лавров провёл встречу с министром иностранных дел Словакии Мирославом Лайчаком на полях Генассамблеи ООН.

  • 03:00

    Заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин заявил, что комиссия ООН по расследованию авиаударов на северо-западе Сирии не обладает правом определять виновных, передаёт РИА Новости.

  • 03:00

    Глава польской государственной нефтегазовой компании PGNIG Петр Вожняк прокомментировал отмену судом ЕС решения Еврокомиссии об изменении режима использования газопровода OPAL.

  • 03:00

    Спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри считает, что «Сирийские демократические силы» примут участие в конституционном комитете САР, передаёт РИА Новости.

  • 03:00

    Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что в ходе встречи в Нью-Йорке он обсуждал с украинским лидером Владимиром Зеленским членство Украины в организации.

  • 03:00

    Глава российского МИД Сергей Лавров и министр иностранных дел Сирии обсудили в ходе встречи на полях Генассамблеи ООН запуск работы конституционного комитета САР.

  • 03:00

    Итальянская делегация прибыла в Крым с культурной миссией. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на координатора первого русско-итальянского фестиваля-пленэра «Лигурийские сезоны на крымском побережье» Владимира Диханова.

  • 03:00

    Заместитель главы Министерства иностранных дел России Сергей Вершинин и заместитель Генсека ООН Марк Лоукок обсудили гуманитарную ситуацию в Сирии, Венесуэле, Йемене и КНДР.

  • 03:00

    Венесуэльский лидер Николас Мадуро заявил, что Каракас получил от Москвы «полную поддержку... во всех сферах военно-технического сотрудничества».

  • 03:00

    Глава российского МИД Сергей Лавров провёл встречу с премьер-министром Судана Абделлой Хамдуком на полях Генассамблеи ООН.

  • 03:00

    Венесуэльский лидер Николас Мадуро заявил, что власти Венесуэлы готовы к переговорам с оппозицией при посредничестве Осло.

  • 03:00

    Украинский президент Владимир Зеленский заявил, что не следил за слушаниями в конгрессе США по поводу его телефонных переговоров с американским коллегой Дональдом Трампом. Об этом сообщает ТАСС.

  • 03:00

    Самолёт, который выполнял рейс из Вены в Токио, совершил аварийную посадку в аэропорту Хабаровска. Об этом рассказала представитель аэропорта Анастасия Хаустова.

  • 03:00

    В МИД России, комментируя введение Вашингтоном новых антироссийских санкций за «организацию поставок авиатоплива для российских сил в Сирии», заявили, что США «превзошли себя в собственном безрассудстве».

  • 03:00

    Торговые переговоры между США и Китаем должны возобновиться 10 октября в Вашингтоне. Об этом информирует CNBC со ссылкой на три источника, близких к переговорам.

  • 03:00

    Глава российского МИД Сергей Лавров провёл встречу с руководителями и высокими представителями островных государств южной части Тихого океана на полях Генассамблеи ООН.

  • 03:00

    На юге Чили произошло землетрясение магнитудой 6,0. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Национальный сейсмологический центр республики.

  • 03:00

    «Милан» потерпел поражение от «Торино» в матче пятого тура итальянской Серии А.

  • 03:00

    Глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что Россия с ведома Совета Безопасности ООН безвозмездно поставила Центрально-Африканской республике две партии оружия.

  • 03:00

    Абсолютный бойцовский чемпионат (UFC) анонсировал турнир UFC Fight Night в Москве, главным поединком которого станет бой между бывшим чемпионом UFC в тяжёлом весе Джуниором Дос Сантосом и Александром Волковым.

  • 03:00

    В общежитии на юге Москвы неизвестный устроил стрельбу из травматического пистолета, в результате чего пострадали по меньшей мере три человека. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

  • 03:00

    Иранский президент Хасан Рухани в ходе пресс-конференции заявил, что «лучшим решением» проблемы сирийской провинции Идлиб будет уход США с территории Сирии.

  • 03:00

    Представитель команды российского боксёра Александра Поветкина сообщил о ходе переговоров о проведении поединка с американцем Майклом Хантером.

  • 03:00

    Летевший из Жуковского в Киргизию самолёт совершил экстренную посадку в аэропорту Самары из-за плохого самочувствия ребёнка, находившегося на борту, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Куйбышевской транспортной прокуратуры.

  • 03:00

    Российский баскетбольный клуб «Нижний Новгород» одержал победу над польской «Легией» в первом матче второго отборочного раунда Лиги чемпионов.

  • 03:00

    Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что скончавшийся 26 сентября бывший президент страны Жак Ширак воплощал собой «идею Франции».

  • 03:00

    Следственный комитет России предъявил обвинение в окончательной редакции ещё одному фигуранту уголовного дела о беспорядках в ходе несанкционированной акции 27 июля в Москве Эдуарду Малышевскому.

  • 03:00

    В Куйбышевском районе пресекли работу подпольной нарколаборатории, сообщает «Ридус» со ссылкой на пресс-службу управления ФСБ России по Ростовской области.

Поделиться