Что можно сказать про цифру 1. Дидактический материал по математике

Цель:
Закрепить знания о числе и цифре 1;
Учить писать циыру 1;
Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
Познакомить с пословицами, в которых упоминается число один;
Закреплять умение сравнивать знакомые предметы по велечине (больше, поменьше, маленький), употреблять эти понятия в речи;
Закреплять умение выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку;
Познакомить с названием первого осеннего месяца – сентябрь;
Учить понимать учебную задачу и выполнять еесамостоятельно;
Формировать навыки самоконтроля и сомооценки.

Ход деятельности:
1. Заучивание стихотворения И. Блюмкина.
Педагог: Давайте выучим стихотворение
Эта цифра – единица.
Видишь, как она гордится?
А ты знаешь почему? –
Начинает счет всему!
2 Педагог: Игровое упражнение «Сосчитай и нарисуй» (лист 1, рис. 1)
Задание: Нарисуйте под каждой карточкой столько кружков, сколько на ней предметов или геометрических фигур.
Педагог: Под какими предметами нарисовали один кружок?
ДЕТИ: Под яблоком, машиной
Педагог: Под какими геометрическими фигурами нарисовали один кружок?
ДЕТИ: Под квадратом, кругом
3. Педагог: Учимся писать цифру 1 (лист 1, рис. 1) Обведите цифру один по тоскам, а затем напишите ее в каждой клеточке до конца строчки.
4. Педагог: Игровое упражнение «Закрась правильно» (лист 1, рис. 2) Закрасте изображение только тех предметов, которых по одному.
Педагог: Какие предметы закрасили?
ДЕТИ: Рыбку, грибок, пирамидку.
Педагог: Почему?
ДЕТИ: Рыбка – одна, грибок – один, пирамидка – одна, а елочка и шарик – по два.
Педагог: Выучим одну из пословиц:
Одна пчела немного меду натаскала.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Один раз солгал, навек лгуном стал.
ФИЗМИНУТКА
5. Педагог: Игра «Соедини правильно» (лист 1, рис. 3) Из какой сказки эти медведи?
ДЕТИ: «Три медведя»
Педагог: Какого они размера?
ДЕТИ: Михайло Иванович – большой, Настасья Петровна – поменьше, Мишутка – маленький.
Педагог: Покажите стрелочкой и скажите, кто на каком стуле будет сидеть?
ДЕТИ: Михайло Иванович – на большом стуле, Настасья Петровна – на сткле поменьше, Мишутка – на маленьком.
Педагог: Логическая задача «Когда это бывает?» (лист 1, рис. 4) Какое сейчас время года?
ДЕТИ: Осень.
Педагог: В каком месяце лето кончилось, а осень началась?
ДЕТИ: В сентябре
Педагог: Рисунки небольшого размера соедините с большим рисунком так, чтобы они относились к одному времени года. Какие рисунки соединили?
ДЕТИ: На дереве мало листьев, овощи, ежик с грибом.
Педагог: С какой картинкой не соединили?
ДЕТИ: Со скворечником, скворци прилетают весной.
Педагог: (Детям показывается заранее приготовленная правельно выполненая работа и предлогается сравнить свою работу с образцом). Если ваша работа соответствует образцу, нарисуйте внизу зеленый кружок, если есть 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный. Эти цвета символизируют светофор: зеленый – все в порядке, можно переходить к следующей страничке; желтый – надо поработать над небольшим количеством ошибок; красный – материал усвоен недостаточно хорошо и прежде, чем перейти к следующей страничке, надо еще поработать над этими заданиями.

Программное содержание:

Познакомить детей с цифрой 1, учить соотносить цифру с количеством предметов.
Закреплять умение определять пространственное расположение и копировать его.
Закрепить навыки счета, сравнения предметов по величине.
Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Закрепит приемы лепки: раскатывание, прижимание, оттягивание.
Развивать мышление, мелкую моторику

Оборудование:

Демонстрационный материал: цифра «1», предметные картинки, наборное полотно или магнитная доска.
Раздаточный материал: тетради или листы бумаги, ручки, кассы цифр или веера «цифры», по три кирпичика каждому ребенку из набора строительного материала, цветные карандаши, листы картона, пластилин.

Ход занятия:

Эта цифра – единица.
Видишь, как она гордится.
А ты знаешь, почему?
Начинает счет всему.
(И. Блюмкин)

Единица или цифра один всегда впереди, она начинает счет.
Найдите цифру один и покажите ее (дети используют кассы цифр или веера «цифры».)

Дидактическое упражнение «Обведи и раскрась цифру»

Дети обводят цифру ручкой и закрашивают ее цветным карандашом.

Дидактическое упражнение «Покажи один предмет»

На местах:
Покажите один палец.
Покажите один карандаш.
Покажите один кирпичик.
У доски или мольберта:
Покажи один кубик, одну книгу, одну куклу, один мяч (картинки).

Дидактическое упражнение «Соедини линией»

Дети предлагается соединить линией круг с цифрой один и круги. В которых нарисован один предмет. Детям задаются вопросы: «А почему ты не соединил с цифрой один вот эту картинку? Сколько предметов изображено на этой картинке?»

Динамическая пауза «Солдатики»

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади …
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

Дидактическая игра «Повторялки»

Воспитатель выкладывает на столе три бруска в разных положениях, после команды «повторяйте» дети выкладывают свои бруски точно по образцу. Воспитатель усложняет задания и сокращает время, отведенное для выполнения задания.

Дидактическое упражнение «Геометрические фигуры»

Вот фигуры - непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте ж их, ребята,
Будем глазками искать.

Влево, вправо посмотрите,
Поищите? Где же круг?
И тебя мы отыскали.
Вот он где, любимый друг.

Дружно глянем все налево.
Что там? Где же там квадрат
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.

Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
Это – треугольник.
А где – прямоугольник?

Посмотрите в тетради и найдите в них эти фигуры.
Сколько фигур всего?
Какая фигура первая?
Раскрасьте квадрат желтым цветом.
Какая фигура следующая? Какая она по счету? Вторая.
Раскрасьте круг красным цветом.
Какая фигура следующая? Какая она по счету? Третья.
Раскрасьте треугольник синим цветом.
Какая фигура следующая? Какая она по счету? Четвертая.
Раскрасьте прямоугольник любым цветом на свой вкус.

Разминка для пальчиков «Пальчики-детки»

(Л. Мухоморина)

Мама отпустила деток погулять
(раскрыть ладонь, выпрямить все пальцы),
Их у мамы много. Деток этих пять!
Погуляли, детки? А теперь домой!
Приходи скорее, пальчик ты большой
(дети загибают поочередно все пальцы),
А теперь внимательный, пальчик указательный,
А теперь и средний. Это – не последний.
Безымянный пальчик, к дому ты беги
И мизинца-братика с собою прихвати!

Лепка «Единица»

Дети раскатывают из пластилина длинный жгутик, прикладывают и придавливают к листу картона, затем пальцем оттягивают вниз и в сторону «носик» единицы.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Марина Соловьева
Занятие по математике «Один, много. Число, цифра 1»

Тема: «Один, много. Число, цифра 1»

Базовый учебник: Шевелев К. В. Занимательная математика. Рабочая тетрадь для дошкольников 4-75лет. / К. В. Шевелев. – М. : /Издательство «Ювента», 2013. – 40 с. : ил.

Задачи:

Образовательная: дать представление о понятиях: один, много. Познакомить с образованием и называнием числа 1.

Практическая: содействовать формированию графических навыков при срисовывании предметов по клеткам.

Развивающая: продолжать развитие мелкой и общей моторики рук, зрительное восприятие, внимание, память, речь, логическое мышление, воображение.

Воспитательная: воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Тип урока: знакомство с новым материалом

Дидактический материал для педагога:

Для педагога: ноутбук, игрушка Петрушка, карточки с картинками, литература.

Для учащихся: тетради по математике, яблочки красные и зеленые.

План урока:

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

2. Актуализация знаний.

2.1. Знакомство с понятием «один», «много»

2.2. Закрепление понятий «Один», «много»

3. Обобщение и систематизация изученного материала.

3.1. Работа с тетрадями на печатной основе

3.2. Работа с демонстрационным материалом

3.3. Работа с тетрадями на печатной основе

4. Итог урока

5. Релаксация

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, дети!

Педагог:Сегодня к нам на занятие пришел Петрушка (Педагог показывает картинку с изображением Петрушки)

Сегодня он будет помогать проводить мне занятие.

2. Актуализация и систематизация полученных знаний.

Педагог: Он – веселая игрушка, а зовут его…

Дети хором произносят: «Петрушка!».

Педагог: Петрушка нам принес интересную игру. Давайте поиграем?

Педагог показывает парные карточки и спрашивает, что нарисовано на одной и что – на другой (на одной один мячик, а на другой – много мячиков). Затем раздает каждому ребенку по одной карточке и спрашивает:

У кого один мячик?

А у кого много мячиков? И т. д.

Когда все парные картинки будут рассмотрены, педагог ставит перед детьми две коробки разной величины и предлагает положить туда свои карточки: в маленькую коробку – карточки с одной игрушкой, в большую коробку – с несколькими игрушками и т. д.

Педагог: Какие молодцы! Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем в игру «Правильно закончить стихотворение»

Вечером встает луна.

Сколько в небе лун? (одна)

Петух как важный господин,

Гуляет по двору (один)

Винни-Пух спешит в берлогу:

Там горшочков с медом (много)

Лес в снегу, бела дорога,

Навалило снега (много)

3. Знакомство с цифрой 1.

Педагог: Откройте тетради, попробуем в клеточках написать цифру 1.

Ребята выполняют задание

Педагог: Ребята, наш Петрушка не знает геометрических фигур! Давайте ему покажем геометрические фигуры!

Педагог показывает карточки с геометрическими фигурами, дети называют.

Педагог: В ваших тетрадях тоже нарисованы геометрические фигуры. Раскрасьте те фигуры, которых нарисовано по одной.

Ребята выполняют задания.

Педагог: Молодцы! Устали? Отдохнем!

Руки требуют заботы,

(руки вытягивают перед собой)

Ведь у них полно заботы:

Трудно целый день писать,

(сжимают и разжимают кулачки)

И лепить, и рисовать.

(хлопать в ладоши)

Потянулись вверх, потом

(поднимают руки вверх)

Руки шире разведем.

(разводят руки в стороны)

Вот и все. Конец зарядке.

Сели вновь за стол, ребятки.

Педагог: Ребята наш Петрушка прощается с нами, ему идти еще на другое занятие к ребятам. Давайте скажем ему до свидания! Вам понравилось играть с Петрушкой?

Расскажите, что нового вы сегодня узнали на нашем занятии?

Татьяна Туева
Конспект занятия «Знакомство с цифрами 1 и 2»

Задачи. Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, высказывать и обосновывать свои ответы.

Демонстрационный материал: две цифры 1; наборное полотно; счётная лесенка; игрушки (кубики, медвёжонок, кукла, юла, ведёрко, мяч, карандаш); карточки с цифрами; матрёшка; чашка, цифра 2, картинки (кубики - 1 красный, 2 синих; 2 самолета; 2 машины; 2 электровоза; лебедь).

Раздаточный материал : палочки, карандаш, касса цифр или математический набор.

Ход занятия. Воспитатель показывает поочерёдно один кубик, одну куклу, один мяч, один карандаш и каждый раз спрашивает, сколько предметов дети видят. Затем предлагает несколько заданий:

1) показать один карандаш и одну палочку;

2) рассмотреть лежащие на столе педагога предметы и сказать, сколько их;

3) посмотреть вокруг себя и назвать предметы, которых в группе по одному.

Воспитатель говорит: «Сегодня будем учиться обозначать число предметов цифрами». Выставляет на наборное полотно один кубик. Спрашивает: «Какую цифру надо взять, чтобы показать, сколько здесь кубиков?» Предлагает ребёнку найти цифру 1 и поставить её на наборное полотно справа.

Затем педагог ставит под кубиком одну чашку, просит найти цифру, которая покажет, сколько чашек, и тоже предлагает поставить её на наборном полотне справа.

Чтение стихотворения С. Маршака «Веселый счет»; «Вот один иль единица, очень тонкая, как спица».

Задания детям:

1) на наборном полотне слева положить круг;

2) под кругом положить столько квадратов, чтобы их было на один больше, чем кругов;

3) показать цифру, которая обозначает число, на единицу меньшее, чем 2;

4) отгадать загадку: «Стоит Антошка на одной ножке. Пляшет крошка, а всего одна ножка».

Выставляет цифру 1 на наборном полотне справа, вызывает одного ребенка и дает ему задание выложить на наборном полотне справа цифру 1, а слева столько красных кубиков, сколько эта цифра обозначает. (Остальные выполняют аналогичную работу за столом.)

Педагог спрашивает: «Когда мы считаем, какое число называем после единицы?» Затем показывает одну машину (электровоз, корабль) и выкладывает ее на фланелеграфе. Задает вопросы: «Что еще видите на фланелеграфе? Как сделать, чтобы машин (электровозов, кораблей) стало две?» (К одному прибавить еще одну.) Дети выполняют задание у доски.

Воспитатель выясняет, кто из детей знает цифру 2, предлагает найти ее и поставить на наборное полотно справа под цифрой 1. Дает задание: «Отсчитайте и положите слева столько синих кубиков, сколько соответствует цифре 2». (Один ребенок выполняет задание у доски, остальные дети работают на местах, используя квадраты.)

Вопросы: «Какое число больше 1 или 2? Какая цифра при счете стоит первой, какая - второй?»

Воспитатель читает стихи С. Маршака: «А вот эта цифра 2. Полюбуйтесь, какова. Выгибает двойка шею. Волочится хвост за нею». Предлагает детям внимательно посмотреть на цифру 2 и сказать, на что она похожа (выставляет на фланелеграфе изображение лебедя). Проводится игра: педагог показывает цифру, а дети выкладывают на планшетке соответствующие количество предметов (повторяется три-четыре раза).

Воспитатель предлагает вспомнить загадки с числом 2: «Два кольца, два конца, посредине гвоздик», «Два братца пошли на речку купаться».

Выслушав ответы детей, спрашивает: «После какой цифры идет цифра 2? Какая из этих цифр показывает большее число? Какая - меньшее? На сколько?».

Нарисуйте в своих альбомах это число. Теперь сделаем рисунок: вот здесь два. Чего? Отлично, у Тани яблони, у Алеши - машины, у Пети - слоны. Кто хочет, может рисовать предметы, а кто хочет - точки, как я. Мне нравятся все ваши идеи и предложения, а точкой можно изобразить что угодно. К тому же я не умею хорошо рисовать машины и слонов. На какие две группы можно разбить это множество? Давайте нарисуем. Итак, два - это один и один. - Достаньте, пожалуйста, ваши камешки. Два камешка. Теперь разделите их на один и один. Какое число идет по порядку за числом два? Да, три (3, с ним мы познакомимся на следующем занятии.

Публикации по теме:

Дидактическая игра "Веселый счет до 5" Цели: Продолжать знакомить детей с цифрами 1,2,3,4,5. Учить считать в прямом и обратном порядке.

Конспект занятия «Знакомство с термометром» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативная», «Развитие речи», «Художественно-эстетическая». Цель: ознакомление.

Как я писала раньше, игра – является ведущей деятельностью для дошкольника. Математические игры - это отличная возможность обучить детей.

Игра – является ведущей деятельностью для дошкольника. Игры с целью развития познавательной активности ребенка, позволяют ему в простой.

Конспект занятия по математике для средней группы «Знакомство с цифрами 1 и 2» (4–5 лет) Тема: Знакомство с цифрами 1 и 2 Цель: - Познакомить детей с цифрами 1 и 2, соотносить цифры и соответствующие им количество.

Поделиться