Командное фехтование на рапирах. Как смотреть фехтование, чтобы всё понимать

На летних Олимпиадах присутствует такой вид состязаний, как спортивное фехтование.

Это один из пяти видов спорта, входящих в программу всех Игр современности. И в зависимости от используемого оружия он подразделяется на фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах.

Рапира

Рапира - это колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной от 90 до 110 см и массой 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см. Общая длина рапиры не должна превышать 110 см.

В фехтовании на рапире засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты).

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах. Источник: Commons.wikimedia.org

Шпага

Шпага - тяжёлое колющее оружие, похожа по конструкции на рапиру и чуть больше по длине, массой до 770 г. Клинок её трёхгранного сечения, более жесткий, чем у рапиры. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

При фехтовании на шпагах уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам.

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах. Источник: Commons.wikimedia.org

Сабля

Сабля — рубяще-колющее оружие. Т.е. ей можно наносить не только уколы острием, но и рубящие удары всем клинком. Имеет длину до 105 см, массой 500 г, стальной гибкий клинок с гардой овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

Удары и уколы при фехтовании на саблях наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой со специальной серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (а «скрестный шаг назад» разрешён).

Фехтование в Москве - обзор различных направлений

На сегодня в Москве сложилось довольно значительная прослойка различных школ фехтования по самым разным направлениям.

Основную массу на сегодня среди школ фехтования в Москве занимают клубы и школы ножевого боя. В целом это понятно. Сам по себе ножевой бой - одно из самых востребованных направлений фехтования, востребованных на бытовом уровне.

Все хотят уметь владеть ножом. Все лелеют голубую мечту подсадить на нож гопника в темном переулке, ну а кто то лелеет и мечту подсадить на нож порядочного гражданина и своего «заклятого друга», таких, кстати, не мало. Все они идут в школы ножевого боя. Основные школы ножевого боя в Москве - это, по сути, выходцы из рукопашного боя.

То есть их техника - это всего лишь модернизированный вариант рукопашного боя, когда вместо кулака или боксерской перчатки - у вас в
руке нож. Чем это чревато? А вот чем. Для знатоков не секрет, что рукопашный бой и бой с ножом - это сильно разные вещи. Разные во всем, в стойке, в технике удара, в задействованных мышцах при ударе, в движениях, в идеологии боя наконец. То, что приемлемо для рукопашного боя - совершенно неприемлемо для ножевого боя. Ножевой бой исповедует один точный удар. Это - аксиома.

Если вы набегаете и пытаетесь истыкать человека десятком ударов, то почти на 100% гарантированно получите хоть один удар, но в ответ. А проблема ножа такова, что в нем и один пропущенный удар часто может быть летальным. Следовательно, основа ножевого боя - это мгновенный вход, поражение, и не менее мгновенный выход, все остальное благоглупости, приводящие к обоюдному поражению, допустить которое не просто нежелательно, а смерти подобно в самом прямом смысле.

Katana Club придерживается техники только чистого поражения, с максимальной безопасностью для себя - этим мы разительно отличаемся от остальных школ ножевого боя в Москве, и вообще от школ фехтования в Москве.


Второй момент, а точнее проклятие ножевого боя в Москве - это турниры.

То есть, как все благоглупости, они задумывались как проверка силы и ловкости участников, и как все благоглупости через пару лет достигли апогея дурости. Их правила рассчитаны на турнир, а не на реальный бой на улице, о котором обычно красиво рассказывают инструктора, завлекая новичков.

Не секрет, что правила турниров далеки от реального боя как Юпитер от Земли. Турнирные правила большинства клубов в целом
приветствуют удары руками и ногами, хотя в реальном ножевом бою на улице этого практически никогда не случается, а тот, кто по дурости махнул ногой - получает в нее гарантированный удар ножом и проигрывает драку а часто и жизнь.

Турнирные правила вырабатывают полное до дебелизма отсутствие боязни клинка противника - ну еще бы, это же всего лишь имитация, чего ее боятся. Как следствие, люди лезут на клинок не разбирая брода, получают множественные удары и наносят сами, не понимая, что в реальном бою это два трупа, отвалившихся от друг друга с дырками в пузе.


Еще один момент - это само тренировочное оружие. Короткие деревянные тупые имитации.

Такой вид тренировочного снаряда распространен в большинстве клубов Москвы. Чем это плохо. Ну во-первых вес и длинна. Деревяшка весьма коротка и легка. Если сделать ее больше, что потребуется более серьезная, ЗНАЧИТЕЛЬНО более серьезная защита, чем просто фехтовальная маска. Это лишние расходы и не только участников, но и клубов, в том числе на безопасность занятий. Тяжелым и длинным деревянным оружием можно легко убить. В самом прямом смысле, я не шучу. Или жестоко искалечить. Даже то оружие, что обычно есть - это опасность для противника при поражении шеи, живота, кистей, если они плохо защищены. Вплоть до летального исхода. Если вы тупой деревящкой со всей силы ударили в печень или селезенку - вы конечно не проткнете человека.

Но, кроме здоровенной гематомы, он может получить разрыв внутренних органов и

Умереть от сильнейшей потери крови еще до конца тренировки. Особенно с учетом того что из чистого бахвальства 90% участников не одевает защитные жилеты. Это с одной стороны. По этому достаточно

Распространена практика ослабления удара в конечной точке, чтобы ненароком не получить груз 200 и приличный срок в тюрьме.

А с другой стороны, малый вес и размеры не дают нормально набивать руку, тренируясь с таким оружием. Некоторые приемы вообще невозможно натренировать с малым весом ножа, например быстрые удары по руке. Не летит вперед нож такой развесовки и такого веса, хотя взяв в руки даже обычный
складной нож вы получаете совсем другую картину.

Katana Club использует в своих тренировках и спаррингах не травмаопасные массогабариты реальных ножей, тяжелых - от 200 - 250 грамм и более, например Raja 2 или Ontario. Наши имитации не причиняют увечий, хотя получить синяк на пальцах вполне реально, если вы приходите на спарринг без перчаток. Все участники спаррингов, в обязательном порядке имеют защитные шлемы, предохраняющие от контузии и надежно закрывающие лица и перчатки. Кроме того женщинам рекомендуется носить нагрудники, во избежание травм груди.

Такой подход Katana Club к тренировкам дает возможность не ослаблять удар в его крайней точки, из боязни покалечить человека, а наносить его в полную силу. Это формирует рефлекс у человека ВСЕГДА бить именно так, сильно и жестоко, не допуская смазанных ударов. Во вторых реальная развесовка позволяет наносить быстрые, точные и мощные удары, в отличие от легкой деревянной имитации.

Еще одно направление фехтования в Москве, достаточно популярное - это дуэльное фехтование. Тут выбор клубов и школ и направлений весьма широк. От фехтования на двуручных мечах, от сабель и палашей и до


Тяжелых исторических шпаг. Всех их объединяет одно - это как правило оружие из текстолита, весом более 1,1 кг, хотя иногда встречаются и клубы, фехтующие на стальных клинках.

Основным отличием этого направления является его крайняя травмаопасность. Текстолитовый клинок, в отличие от стального практически
не гнется. Бьют им, как правило, в полную силу и со всей дури. Этот вид фехтования вынуждает иметь достаточно дорогостоящий защитный доспех, фехтовальную маску, модернизированную, ибо если вы получаете прямой удар в лицо в стандартную спортивную фехтовальную маску, то последствием бывает рассечение сеткой лица и сломанный нос, хорошо, если сломанный так что его собрать можно.

Впрочем защита не гарантирует от мелких травм, таких как разбитые пальцы, гематомы от уколов, травмы суставов и прочее прочее.

Одно из самых неприятных явлений в дуэльном фехтовании это его страшная оторванность от реальной жизни. Турниры, которые проводятся на очки, не дают никаких навыков реального боя, более того, они этот навык у человека размывают. В целом все знают - оружие не настоящее, удары не смертельны, и чтобы заработать очки - лезут, не глядя на вражеский клинок. Повторяется та же картина, что и в ножевом бое. Даже еще хуже. Более того, практика, сложившаяся в дуэльном фехтовании не привносит почти ничего из спортивного фехтования, а напрасно, в спортивном фехтовании, несмотря на всю его воплощенность есть чему поучиться.

Katana Club в своем обучении берет самое лучшее и из спортивного фехтования, мы стараемся изучать и приемы мастеров спортивного фехтования и вдумчиво переносить их на более тяжелое оружие.

Особняком стоит фехтование в айкидо, кендо и прочее обучение приемам с катаной.


К сожалению, сегодняшнее кендо очень далеко отстоит от реального боевого фехтования. В нем ряда приемов - например запрещены

Колющие удары в лицо, нет возможности отступать во время схватки и многое другое. Не намного лучше обстоят дела в айкидо.

От своего первоначального варианта - боя с мечом, сегодняшнее айкидо далеко как небо от земли. Я уж не говорю о том, что спаринги с мечом в современном айкидо не практикуются. Кроме того, все эти школы не обучают бою на разном оружии, нарабатывая приемы только на двуручный меч - катану, и оставляя в стороне приемы с коротким мечом и ножом.

Еще одна проблема - это доспехи для того же кендо. Исто стоимость очень высока, так что на сегодня это спорт для весьма состоятельных людей.

В своей практике Katana Club ориентируется на тщательное изучение практик восточных боевых искусств, с разным оружием, как с двуручным, так и с одноручным, коротким и длинным, унифицируя и осовременивая классику боя с мечом. Katana Club привносит в него элементы и из спортивного фехтования, которые к слову никогда не применялись в классическом японском боевом искусстве, но которые максимально эффективны.

Еще одно из направлений - это реконструкторское фехтование в Москве. Несомненный плюс этого фехтования - это исторический антураж. Минусов же достаточно много.


Во первых - это достаточно жесткие ограничения на бугуртах (показательных боях типа рыцарского турнира) на типы ударов, оружие, приемы фехтования. Например на стальном оружии запрещены колющие удары даже тупыми клинками, из за боязни нанести жестокие
травмы, увечья или даже убить участников.

Во вторых, крайне высокая травмоопасность. Клинки в целом тупые, но лупят ими от души, так что часто не спасают и стальные доспехи. Частенько кто-то получает травмы, выводящие человека из строя на многие недели. В третьих еще большая оторванность от жизни, чем дуэльное фехтование. Ну разве встретите вы в жизни человека, одетого в тяжелые доспехи?

В отличие от этих направлений, Katana Club как школа фехтования в Москве обучает своих учеников таким приемам и ударам, которые будучи направленны на бездоспешного противника в о первых полностью универсальны - вам не важно, какое оружие у вас в руках - палка, меч, мачете, нож, сабля, палаш или туристический топорик.

Вы сможете успешно защитить себя ЛЮБЫМ оружием. Во вторых, все наши приемы применимы для самозащиты, и включают в себя весь
арсенал ударов - как рубящих, так и колющих. Универсальность мышечных движений развивает умение использовать любой предмет в качестве оружия самообороны. Наши приемы не вычурны, не искусственные, чем например, грешит часто дуэльное фехтование, мы применяем максимально эффективные приемы совмещая как спортивное фехтование, как исторические приемы, так и приемы из восточных школ фехтования, включая классику.

В Katana Club вы сможете научиться максимально эффективному стилю боя, при это на разном оружии и без переучивания отдельно приемам ножевого боя, боя с мачете или мечом - как двуручным, так и одноручным. После обучения в Katana Club любой предмет станет вам оружием, любой предмет в ваших руках поможет вам само оборониться на улице.

Фехтование является одним из пяти видов спорта, которые включены в программу всех Олимпийских игр.

Впервые в программе оно появилось в 1896 г. С 1900 — проводились Олимпийские турниры уже на всех видах оружия, используемые сейчас.

Когда фехтование стало спортивным

Как искусство владения колющим оружием, фехтование зародилось в XV веке в Испании . Чуть позже в Германии и Англии были созданы ассоциации преподавателей фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые установили принципы фехтования. Был создан теоретический курс по его изучению. Этот период можно считать зарождением фехтования как вида спорта.

Его первый международный устав правил был определён в 1914 году , хотя на то время фехтование уже считалось отдельным видом спорта, и было включено в программу Олимпийских игр. В 1921 году провели первый чемпионат мира, организованный немного ранее созданной Международной федерацией фехтования.

Справка. Первые соревнования, похожие на современные турниры, проводились ещё 3 тысячи лет назад в Египте, Индии, Древней Греции, Риме, Японии и Китае. Об этом говорят древние фрески.

Какие виды этого спорта есть сейчас

В современном фехтовании используется три вида оружия: шпага, рапира и сабля .

Шпага

Представляет собой колющее оружие. Этот тип считается самым распространённым. Поединок наиболее приближен к опасному боевому фехтованию.

Фото 1. Шпага для спортивного фехтования. На конце клинка есть специальный электронный наконечник, фиксирующий уколы.

Такой вид фехтования самый тяжёлый из трёх . В частности, вес шпаги составляет более 700 г.

У этого типа поединка имеются следующие особенности:

  • Поражаться может любая часть тела: туловище, голова или конечности, а также снаряжение и одежда фехтующего. При этом баллы начисляются за любой укол.
  • Баллы за уколы, которые противники нанесли одновременно друг другу, засчитываются сразу обоим.
  • Бой соревнующихся на шпагах обычно длится долго из-за того, что противники выбирают выжидающую стратегию, так как получить укол и очко за него очень легко.
  • Многие считают, что преимущество в поединке имеет высокий спортсмен с длинными руками. Однако у такой теория нет статистических подтверждений: в международных турнирах выигрывают фехтующие с разным ростом.

Рапира

Представляет собой колющее спортивное оружие. Среди трёх видов считается самой безопасной, поэтому в поединке на рапирах участвуют женщины и дети в возрасте от 10 до 12 лет. У неё относительно небольшой вес — 500 г , а длина такая же, как и у шпаги — 110 см.

Отличия боя на рапирах:

  • Поверхность тела, которую можно поразить рапирой и получить очко, самая маленькая среди трёх видов фехтования . В частности, это туловище и шея (нижняя часть язычка маски).
  • Существует так называемое понятие приоритета или «тактической правоты». Это правило заключается в том, что противнику сначала нужно отразить атаку и получить, таким образом, приоритет перед тем, как нанести ответный удар.
  • Если происходит обоюдная атака (одновременная), очки за возможные уколы начисляться не будут.

Важно! Фехтование на рапирах считается базовым видом , которым должны овладеть все спортсмены. После этого они уже выбирают другой профиль (шпага или сабля) либо остаются рапиристами.

Сабля

В отличие от первых двух типов (шпаги и рапиры) сабля — не только колющее, но и рубящее оружие. Вес у неё такой же, как и у рапиры, а вот длина отличается: на 5 см меньше.

Главная особенность этого вида фехтования состоит в том, что здесь начисляются баллы как за уколы, так и за удары . При этом удар может быть нанесён всей поверхностью клинка или его обухом.

Особенности фехтования на саблях:

  • Поражаться может голова (маска), руки и туловище.
  • Кроме нанесения удара для начисления очка, нужно так же получить приоритет, как и в случае рапир.
  • Сабельное фехтование отличается большей динамичностью и зрелищностью . Все действия спортсмены выполняют очень быстро.
  • В этом виде время не фиксируется.

Вам также будет интересно:

Спортсмены, добившиеся больших результатов

Самые знаменитые фехтовальщики:

Среди мужчин:

  1. Аладар Геревич. Кроме огромного количества медалей, полученных на европейских и мировых чемпионатах, этот венгерский фехтовальщик мог похвастаться 10 медалями на Олимпийских играх. Среди них были 7 золотых. Он также известен как спортсмен-долгожитель, проживший 81 год . Умер спортсмен в 1991 году.

Фото 2. Профессиональный фехтовальщик Аладар Геревич. В руках спортсмен держит спортивную саблю и защитную маску.

  1. Эдоардо Манджаротти родом из Италии. В общей сложности, он завоевал 39 медалей на мировых турнирах и Олимпийских играх. Специализировался в фехтовании на шпаге и рапире.
  2. Недо Нади. Огромное уважение этот спортсмен получил благодаря 5 золотым медалям , которые завоевал в течение одного Олимпийского турнира. При этом стал первым фехтовальщиком, который взял золото сразу в трёх видах оружия.

Среди женщин:

  1. Елена Белова . Советская спортсменка, которая стала олимпийской чемпионкой четыре раза . Кроме этого, она неоднократно побеждала на международных турнирах и соревнованиях СССР. Елена — единственная олимпийская чемпионка в истории советского фехтования, одержавшая победу в отдельных схватках.
  2. Мария Веццали . Эта женщина считается одной из лучших фехтовальщиц мира благодаря 6 победам на Олимпийских играх, 16 на чемпионатах мира и 13 на европейских турнирах. Спортсменка выиграла 5 Олимпийских медалей в одной личной дисциплине.
  3. Ирина Эмбрих. Эстонская фехтовальщица, была признана лучшей в этом виде спорта в своей стране в 2007 году . Ирина является многократным призёром мировых, европейских и эстонских первенств.

Чем полезно спортивное фехтование

Занятия спортом благоприятны для здоровья. Фехтование не исключение. Поединки на шпагах, рапирах или саблях полезны следующим:

  • Тренируются все группы мышц , подтягивается фигура человека.
  • Развивается скорость реакции, координации, ловкости, выносливости, внимания.
  • Начинают хорошо функционировать сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
  • Благодаря циклической и динамической работе организм сбрасывает балласт в виде лишних жировых отложений.
  • Развивается способность быстро принимать решения в сложных положениях.

Фехтование - это олимпийский вид спорта, суть которого заключается в ведении боя с использованием холодного оружия. Различают следующие виды спортивного фехтования: на рапирах, на саблях, на шпагах. Фехтовальщикам необходимо нанести укол сопернику и отражать или избегать уколов по себе. Соревнования по фехтованию проводятся как между мужчинами, так и между женщинами.

Международная федерация фехтования была основана 29 ноября 1913 в Париже. Сегодня она располагается в Лозанне (Швейцария). Федерация Фехтования России (ФФР) официальный сайт.

История возникновения и развития фехтования

Еще 3 тыс. лет назад египетский фараон Рамзес III устроил в честь победы над ливийцами турнир по фехтованию. На фресках тех времен отчетливо различается оружие очень похожее на современное, которое используется в фехтовании, а также маски защищающие лица. Помимо Египта соревнования устраивались также в Древней Греции, Индии, Риме, Китае и Японии.

В средние века фехтованием занимались в основном представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простые горожане и крестьяне фехтовали на палках, обитых железом или на алебардах.

Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке, примерно в тоже время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы. В это время популярность набирали такие виды оружия, которые могли проникнуть острием клинка в щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

Первые соревнования по фехтованию (в современной их трактовке) были проведены в 1986 году в Будапеште.

9 ноября 1913 года в Париже была создана Международной федерации фехтования. В 1914 году были сформулированы первые международные правила. В 1921 году в Париже под её эгидой был организован первый международный турнир, который позже получил статус чемпионата мира. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года.

Первый Чемпионат Европы был проведен в 1981 году под эгидой Европейской конфедерацией фехтования, а с 1972 года стал проводиться Кубок мира по фехтованию.

Правила фехтования

Перед началом поединка оружие должно быть проверено на жесткость, длину, наличие микротрещин, а экипировка и маска должна быть проверена на прочность и электропроводимость.

Победа в поединке присуждается спортсмену, который первым нанесет определенное количество уколов сопернику или нанесет большее их количество за отведенное время. Все уколы фиксируются специальной электронной системой, после фиксации укола раздается звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Арбитр может не засчитать укол или удар, если он был нанесен с нарушением правил. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается, был ли укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность.

За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.

Фехтовальная дорожка

Фехтовальная дорожка имеет размеры 14 метров в дину и 1,5 - 2 метра в ширину. Она изготовлена из электропроводящего материала и изолирована от системы регистрирующей уколы и удары. На дорожке нанесена следующая разметка:

  • центральная линия;
  • 2 линии исходной позиции (на расстоянии 2 метров от центральной линии);
  • боковые границы дорожки;
  • задние границы дорожки.

С каждой стороны дорожки обозначены двухметровые отрезки (по всей ширине), которые предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Фехтовальная экипировка

Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Рассмотрим виды оружия которые используются в фехтовании (отличия):

  • Рапира - колющее холодное оружие с гибким клинком. Длина рапиры варьируется от 90 до 110 сантиметров, а масса рапиры равна 500 гр. Для защиты рук спортсменов, в рапире предусмотрена гарда диаметром 12 сантиметров.
  • Шпага - колющее холодное оружие, по конструкции очень похожее на рапиру. В отличие от рапиры у шпаги более жесткий клинок (трехгранное сечение) и она на 270 грамм тяжелее. Гарда, защищающая руки спортсмена равна 13,5 сантиметров в диаметре.
  • Сабля — рубяще-колющее холодное оружие трапециевидного сечения длиной до 105 см и массой 500 г.

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.

Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.

Соревнования по фехтованию

  • Олимпийские игры.
  • Чемпионат мира по фехтованию - ежегодное международное соревнование на рапирах, шпагах и саблях.
  • Кубок мира по фехтованию — ежегодное международное соревнование по фехтованию, которое проводится под эгидой Международной федерации фехтования. В сезоне проводится ряд турниров, за каждое место на отдельном турнире присуждаются очки, которые потом суммируются.
  • Национальные чемпионаты.
2016-06-30

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Фехтование".

Wed, 04 Apr 2018 19:00:25 +0300

До чемпионата России - считаные дни. Самое время разобраться, чем сабля отличается от рапиры и что кричат судьи по-французски. Гид Team Russia не оставит вопросов.

История

Фехтование - один из четырёх видов спорта, входивший в программу всех Олимпийских игр начиная с 1896 года. Но история его уходит своими корнями гораздо глубже. Начиная со времён Древнего Египта, люди разных стран и культур любили упражняться в ведении боя с использованием холодного оружия. Как искусство владения шпагой и рапирой фехтование начало формироваться в XV веке в Испании. В то время набирало популярность лёгкое и тонкое оружие, которым можно было поразить соперника, облачённого в латы, попав между соединениями в доспехах. Так появилась шпага, а затем и тренировочное оружие - рапира. Мирный характер этот вид спорта приобрёл только после появления автоматического огнестрельного оружия. Первые современные международные правила были сформированы в 1914 году и дорабатывались на протяжении всего XX столетия.

Костюмы и оружие

Совершенствовались и экипировка, и оружие спортсменов. Белые костюмы фехтовальщиков - дань традициям. Это сейчас удары фиксируются электронной системой, а раньше идентификатором служила чёрная краска, которую наносили на наконечники оружия, и на белом цвете определить количество ударов было проще всего.

Изменился и материал костюмов. Ещё 30-40 лет назад для их изготовления использовались хлопчатобумажная ткань и вата, но они не всегда обеспечивали полноценную защиту от повреждений. Поэтому на замену им пришёл кевлар - лёгкий и очень прочный материал, из которого также делают бронежилеты. Теперь костюм фехтовальщика может выдержать даже выстрелы из пистолета.

Клинки для рапир, сабель и шпаг раньше изготавливали только из высокоуглеродистой пружинной стали, которая позволяла оружию быстро возвращать форму. Но поворотным стал чемпионат мира 1982 года, а точнее, поединок советского спортсмена Владимира Смирнова и Маттиаса Берга из ФРГ. У немца сломалась рапира, и её обломок, пробив маску Смирнова, нанёс ему травму мозга, оказавшуюся смертельной. После этого случая специалисты начали искать материал для замены и в итоге пришли к марагеновой стали, которая также используется при производстве газовых баллонов для космических станций. Она гораздо прочнее высокоуглеродистой и вместе с защитным костюмом обеспечивает спортсмену безопасность при тренировках и поединках. Теперь фехтовальщик может пораниться только в том случае, если не наденет какой-то из элементов экипировки.

Французская терминология

Судейство в фехтовании традиционно ведётся на французском языке. Но для того чтобы понимать арбитров, необязательно владеть им в совершенстве, достаточно знать основные команды судьи:

Ан гард (En garde) - К бою. Команда участникам занять свои позиции.

Эт ву прэ? (Êtes-vous prêt?) - Вы готовы? Вопрос перед началом боя к обоим участникам. Если один из них не готов, он должен подать соответствующий сигнал судье.

Алле! (Allez!) - Начинайте! Команда к началу поединка.

Альт! (Halte!) - Стой! Остановка боя.

А друат (À droite) - Направо. Очко присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.

А гош (À gauche) - Налево. Очко присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.

Кудубль (Coup doubles) - Обоим. Одновременные уколы засчитывают обоим фехтовальщикам.

Па конте! (Pas compter!) - Не считать. Недействительный удар.

Быстрота

Фехтование не зря сравнивают с быстрыми шахматами - на принятие решения у спортсмена есть буквально доли секунды. Порой всё происходит настолько стремительно, что уследить за событиями на помосте может быть довольно сложно. В этом случае понять, почему укол засчитан именно так, а не иначе, помогут видеоповторы и комментаторы.

Общие правила

Фехтовальные поединки проводятся на дорожке длиной 14 метров и шириной 1,5-2 метра. Если спортсмен пересекает границу за его спиной, ему назначается штрафной укол. В групповых этапах бои продолжаются до пяти очков, на финальной стадии поединки делятся на три раунда по три минуты, но могут завершиться раньше, если один из соперников наберёт 15 очков. В командных соревнованиях каждый участник должен провести поединок с каждым из трёх участников команды-соперницы. Всего выходит девять индивидуальных поединков, в которых счёт ведётся до пяти уколов и все очки команды суммируются.

Все уколы фиксируются электронной системой, при этом раздаётся звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Если укол был нанесён с нарушением правил, судья имеет право его не засчитать. При принятии решения арбитр может воспользоваться видеоповтором, попросить его пересмотреть момент могут сами спортсмены.

Правила разнятся в зависимости от главного в фехтовании - вида оружия.

Рапира

Рапира - колющее оружие длиной не более 110 см и массой не более 500 г с клинком четырёхгранного сечения, утончённым к концу, и 9-12-сантиметровой гардой (круглой пластиной, защищающей руку фехтовальщика). В поединках на рапирах засчитываются только уколы, нанесённые в металлизированную куртку и воротник маски. При всех остальных уколах лампа загорается белым светом.

Основное в фехтовании на рапирах - право атаки или фактор тактической правоты. Это означает, что атака соперника должна быть отражена прежде, чем начнётся ответное действие. Начавший первым нападение спортсмен считается атакующим. Если соперники одновременно совершили уколы, преимущество имеет именно атаковавший. Если защищавшийся спортсмен отразил укол и совершил ответное действие, приоритет отдаётся ему.

Поделиться