Триз как педагогическая технология. Теория решения изобретательских задач на пальцах

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

ДЕВИЗ ТРИЗ:

« Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Средство работы с детьми – педагогический поиск.

Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…»

Занятие- не форма, а поиск истины»

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества - воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Основные положения ТРИЗа

Основные функции ТРИЗ

1.Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

3. Развитие качеств творческой личности.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.

Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.

Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).

Обязательная активизация творческого воображения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, - занимательная игра, с другой - развит ие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

Дает возможность проявить себя.

Стремление получать новую информацию об окружающем.

Развивает потребность в познавательной деятельности.

Дает возможность созидать, творить.

Способствует развитию аналитических способностей.

Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.

При проведении занятий можно применять следующие формы работы с детьми: беседу, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прослушивание музыки, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ. Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации. В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей. Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ :

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Основные этапы методики ТРИЗ

  1. Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

  1. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

  1. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Методы

3 ноября 2016 в 20:00

Теория решения изобретательских задач на пальцах

  • Алгоритмы ,
  • Занимательные задачки

Представьте, перед вами встала проблема, как улучшить какую-то вещь, или как что-то заставить работать. Как придумать что-то новое? Для этого и была придумана Теория решения изобретательских задач. В данном топике я на пальцах попробую рассказать, о чем это

Для разминки

Жизненная ситуация: в хорошую погоду окна в квартире должны быть открыты, но если на улице пойдет дождь, то появится необходимость их закрыть. У нас нет желания следить за этим и закрывать их самостоятельно. Какое решение приходит в голову?
Интересный факт: нам всегда приходят на ум вещи, которые мы когда-то уже видели, или просто какие-то готовые решения.

Правильная постановка задачи

Одна из первых проблем с которой сталкивались все – это не понимание условия. По заданной проблеме нужно выстроить альтернативные вопросы, которые так же решают проблему.

Например: найти недорогой экспресс-метод обнаружения мест утечки воздуха в автомобильной шине (это проблема как дана ПКД).

Альтернативные вопросы (это проблема как понятна (ПКП)):

  • Как найти утечку в шине
  • Как предсказать возможное место появления утечки в шине
  • Как найти способ самоустранения утечки в шине
Первый вариант понятнее, чем исходный, так как он более конкретен. Чем конкретнее выделена проблема, тем легче её решить.

Метод активации перебора решений

Есть множество способов активировать вариативный подход к решению изобретательских задач (на случай, если нужно придумать конкретно новое, а не новый способ применения уже имеющегося). Приведу основные:
  1. Морфологический метод
    Создаём таблицу, где оси - важные нам параметры, характеристики. По каждой оси расписываем возможные достижения данной характеристики. Таким образом, выбирая по одному способу с каждой оси, можно подобрать наиболее верный и оптимальный вариант решения всей технической системы.
  2. Переосмысление задачи
    Одну и ту же задачу можно решить по-разному в зависимости от цели. К примеру: нужно, чтобы таран при столкновении с дверью не ломался.
    Можно изменить материал тарана; попробовать сделать так, чтобы таран становился прочнее от удара о дверь (как бараны и их рога при столкновении).
  3. Метод аналогий
    Прямая аналогия: любая аналогичная ситуация или проблема, решённая в другой сфере деятельности, науки или природы.
    Личная аналогия: попытка взглянуть на задачу, отождествляя себя с объектом, попытка войти в его образ, найти личные аналогии в опыте человека.

Пример

Рассмотрим обычную чашку. Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Но ведь мы хотим ей воспользоваться!
Сформулируем задачу (противоречие. Ведь именно противоречие вынуждает решать задачу): Нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.

С чем работаем?

Один из способов сохранить температуру налитой жидкости, не допуская нагрева чашки, - это сделать ее из более толстого материала. Это не приведет к существенным изменениям в производстве кроме дополнительных затрат на материал. Аналогичным решением будет считаться изменение материала, из которого делают чашку.

А если ли другие варианты? Можно сделать так, чтобы у чашки было не нагревающееся место. Эта мысль и привела к созданию ручки у чашек.

Чашка осталась чашкой и почти не приобрела в весе. Дополнительные затраты минимальны, так как ручка состоит из того же материала.

А почему не сделать иначе?

Безусловно, это не единственные способы решения задачи. Кроме одного НО. Чем проще решение, тем проще его применить.

Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется
Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.

Решения других областей

Порой некоторые задачи, которые были большой проблемой долгое время в одной области, уже были решены в другой.

Небольшой пример

Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Если мы не можем видеть, то кто может? (про себя сразу формируем противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться).

Тут можно вспомнить животных, которые хорошо ощущают себя в темноте. На эту роль больше всего претендуют кошки и летучие мыши. В первом варианте нужен хотя бы слабый источник света (прямого или отраженного). А в случае с летучей мышью свет и вовсе не нужен, они перемещаются при помощи отраженного звука.

На примере летучих мышей были сделаны эхолокаторы, а вот в основу очков ночного видения легла способность кошек ориентироваться при малом свете.

Другой занимательный пример

И ещё пример из мира животных: как избавиться от шнуровки в одежде? Одно из хороших решений - повязывать одежду дополнительным лоскутом этой самой одежды, что и легло в основу большинства халатов.

Второе достаточно распространенное решение состоит в том, чтобы вместо креплений использовать закрепки, вариантом которых являются липучки (их прототипом в свое время служили плоды репейника).

В итоге

Краткую схему применения ТРИЗ в общем виде можно представить в виде:

1. Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна)
2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации)
3. Выделить ресурсы, которыми обладаем
4. Применить уже имеющиеся приемы решений (в пространстве, временной экран, решение из других областей и так далее)
5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить

Надеюсь, что несмотря на краткость, смог объяснить в общих чертах, что из себя представляет ТРИЗ (или хотя бы побудил самих узнать подробнее).

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.
В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

Пусть вас не смущает это громкое название:
ТРИЗ - его расшифровка ничего не даёт, наоборот, может оттолкнуть. Но не судите поверхностно ТРИЗ поможет нам в решении задач по школьной программе, но он поможет и больше - ТРИЗ поможет решать задачи жизненно-важные каждому человеку.

Дошкольный возраст уникален.
Как сформируется ребенок, та¬кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обу-чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью использования данной технологии в дошкольных учреждениях является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под¬вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой разработа¬ны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения; активнос¬ти, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
В современных методичках часто звучит «развивайте у детей творческое воображение» и даётся максимум советов, как отучить детей мыслить творчески. А на тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.
Девиз тризовцев - «Можно говорить всё» — и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают.
Сказка «Колобок всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти? Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы» — т.е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику.

Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации.

Пример Лжезагадок для тризовского занятия:

Кто быстрее плавает - утёнок или цыплёнок?
. Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
. На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
. Летели два крокодила - один красный, другой - синий. Кто скорее долетит?
. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
. Что едят крокодилы на северном полюсе?
. Что является второй подушкой для щеки?
. Кто громче замычит: петух или корова?
. Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
. От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
. Как лучше сорвать арбуз с дерева?
. Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
. Когда собака бывает в конуре без головы?
. Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
. Упали два горшка - железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества - воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Школа Юрия Окунева

Доброго времени суток, уважаемые читатели! В одной из статей я уже рассказывал про уникальную технику решения изобретательских задач ( ), которая была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Сегодня я хотел бы поговорить про те печатные издания, которые помогут вам освоить данную технологию и в разы повысить свою личную продуктивность на творческом поприще.

Считаю вполне логичным предложить сначала те работы, которые были написаны основателем методики. Ведь кто как не сам автор сможет максимально детально рассказать о своем детище и объяснить, в чем же его смысл, ценность и преимущество.

Сразу подчеркну, что работы этого автора, так же, как и произведения других исследователей и практиков широко представлены в интернете. Какие-то удастся скачать на безвозмездной основе. Но большинство из них вам все-таки будут предлагать купить. Как вариант - попытаться найти книги в городской библиотеке. Учитывая их популярность, это вполне реально.

Книги Альтшуллера

  • «Основы изобретательства».

Одно из ведущих произведений ученого на данную тематику. Генрих Саулович с ранней юности увлекался созданием изобретений, а потому эта тема ему по-настоящему близка и интересна. Задаваясь привычными для любого «самоделкина» организационными, теоретическими вопросами, в какой-то момент он принял решение раз и навсегда найти на них ответы. И действительно преуспел! В книге излагаются основы метода, дается его подробное разъяснение, приводятся понятные и яркие примеры.

  • «Найти идею».

В этой книге теория решения изобретательских задач детально разъясняется Альтшуллером. Что, для чего, почему? Как и по какой причине была создана им эта методика? Что она может дать тому, кто стремится выйти на новый уровень творческой самореализации в изобретательстве? Что будет если пренебречь советами автора и продолжить работать, опираясь лишь на интуицию и вдохновение? Ответы на эти и многие другие вопросы вы и найдете в одной из самых популярных работ Генриха Сауловича.

Дополнительным плюсом книги является разъяснение теории на практических примерах из жизни. Благодаря этому у читателя будет минимум шансов для того, чтобы чего-то не понять.

Каждая книга Альтшуллера по ТРИЗ заслуживает самого пристального внимания, но список работ по данной тематике далеко не ограничен произведениями отца-основателя метода. В связи с этим я вам рекомендую также познакомиться и с другими работами.

Другие авторы - студентам, школьникам, педагогам

  • Михаил Орлов «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления» .

Издание было разработано для студентов и учащихся старших классов, как имеющих самое непосредственное отношение к созданию каких-то инновационных разработок, так и для тех, кто видит свое будущее в дизайне, педагогике, менеджменте, инженерии, маркетинге и т.д. В общем, для всех, кому ценны креативность, вариативность мышления, умение смотреть на привычные вещи под новым углом.

  • Анатолий Гин «Теория решения изобретательских задач» .

Это учебное пособие для студентов и школьников, над созданием которого трудилась целая команда признанных экспертов в области ТРИЗ. Задача состояла в том, чтобы не просто изложить принципы техники, но сделать это в максимально понятной, легкой в прочтении форме. Стараниями авторов, задумка удалась, о чем свидетельствует тот факт, что книга была издана не только в РФ, но и в США, Китае и Японии, Эстонии и других странах.

  • Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика» .

А эта работа нацелена, в первую очередь, на учителей и родителей, работающих по системе ТРИЗ в детском саду, в школе, дома. Как насчет того, чтобы воспитать по-настоящему интеллектуально развитого ребенка, который уже в раннем подростковом возрасте порадует вас своей сообразительностью, тягой к наукам и творчеству?

Думаю, среди моих читателей не найдется людей, которые бы ответили на этот вопрос отрицательно. Ведь с таким багажом знаний и умений ребенок пойдет по жизни деловитой уверенной походкой, добиваясь успеха сначала в учебе, а потом и в профессии. Если вы желаете такое будущее своему чаду, воспитаннику, то эта книга для вас!

  • Анатолий Гин «Приемы педагогической техники» .

Еще одна работа для преподавателей. Специально для них подобрана ценная информация на тему организации увлекательной работы с детьми. Как сделать обучение занимательным? Как научить школьников работать в условиях взаимовыручки и максимальной отдачи? Как подобрать нетривиальные формы преподавания с учетом потребностей той или иной группы учеников? Как научить детей мыслить и грамотно выражать свои идеи? Об этом и многом другом и пойдет речь в книге.

Книги для дошкольников

  • Владимир Богат «Большие открытия маленького львенка» .

Занимательное красочное издание для дошколят среднего и старшего возраста, которым только предстоит сделать свои первые шаги в ТРИЗ. В книжке множество ярких картинок со смыслом, призванных помочь малышам найти ответы на поставленные вопросы.

  • Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина».

Издание, заслужившее внимание и признание читателей по всему миру. Юным изобретателям предстоит решить вместе с симпатичным котофеем 36 хитроумных задачек. Картинки, подсказки и советы от Гина - в помощь! К слову, книга была «протестирована» автором и его коллегами на школьниках России и стран СНГ, от которых получила самые положительные отзывы.

В трилогии про Колобка ребятам предлагается помочь своему круглому другу в интереснейших делах. Например, им предстоит придумать веселое занятие для заскучавших в зоопарке слонов и там же измерить длину кобры. А еще переколдовать Колобка в… ежика и сложить огромное количество подарков в один рюкзак.

Ну, а потом дети смогут отправиться в путешествие по Африке, где изобретут самый настоящий слонолет с реактивным мотором. А для всех этих чудес им нужно будет освоить - как вы уже, наверное, догадались - тот самый заветный ТРИЗ!

Ну что, думаю, у вас есть, что почитать на ближайшее время. А для тех, кто хочет еще больше полезной информации, посоветую дополнительно книгу Юрия Саламатова «Как стать изобретателем» и его же тренинг по ТРИЗ для тех, кто планирует освоить методику максимально правильно и ультрабыстро.

Теперь точно все. Если есть вопросы - смело задавайте их в комментариях к статье. Всем непременно отвечу. Не забывайте, что впереди еще много всего нового и полезного. Чтобы ничего не пропустить оформите подписку на блог. Это займет не более минуты.

Всем добра, до новых встреч, ваш Юрий Окунев!

Поделиться