Архивные фото. Верфь в г.Бойценбург

Все хорошо знакомые нам четырехпалубные теплоходы проектов 301 и 302 появились на свет именно в Бойценбурге. Верфь строила теплоходы по заказу СССР с 1975 по 1991 год. Всего было построено 22 теплохода проекта 301 и 27 теплоходов в разных модификациях проекта 302. Все эти суда поступили в самые разные пароходства СССР, три последних теплохода отправились аж в Китай, а 28-й теплоход проекта 302 так никогда и не был достроен. В этом посте некоторые фотокартинки из "родового гнезда", из архива верфи. Какие-то из фотографий я уже раньше выкладывал, но, думаю, если ии будут повторы, то не страшно.

#1. Самая, наверное, известная фотография с верфи. Спуск на воду теплохода "Маршал Кошевой" (лето 1988 года). "Маршал Кошевой" после достройки отправится работать на Украину. Потом в 2011 году его перегонят в Россию. Сейчас теплоход называется "Викинг Акун" и проходит переоборудование в Санкт-Петербурге.

#2. Еще один спуск на воду теплохода проекта 302. Строительный номер на скуле не читается. В подписи к фотографии указано, что спуск состоялся 1-го мая.

#3. А на борту этого теплохода видно название. Это . Сейчас о нем остались только воспоминания, а вот фотография с дня его рождения.

#4. Отдельно от корпуса на баржах размещаются элементы надстройки теплохода. Впереди проход под мостами Гамбурга, где с полностью смонтированной четырехдечной надстройкой никак не пройти.

#5. Тоже часть надстройки и труба.

#6. Проводка под мостами Гамбурга теплохода "Константин Симонов". Две верхние палубы демонтированы. Потом надстройку теплохода соберут и он продолжит свой перегон.

#7. Сборка секций будущего теплохода.

#8. Корпус теплохода проекта 301 перед спуском на воду. Впереди еще один почти готовый теплоход.

#9. После прохождения лимитирующих мостов, надстройка снова устанавливается на место и теплоход готов. Вот в Гамбурге собирается теплоход "Александр Грин".

#10. Теплоход "Александр Грин" у шлюза Кильского канала. Теплоход полностью смонтирован и готов к дальнейшему перегону. Увы, в Волго-Донское пароходство, для которого он строился, теплоход не попадет. От его покупки Россия откажется и он попадет в Китай, где .

#11. Теплоход проекта 302 у причальной стенки верфи.

#12. Торжественное мероприятие по случаю спуска на воду очередного теплохода - "Маршал Рыбалко" (проект 302). Сегодня он называется "Зiрка Днiпра" и работает на Днепре и Черном море.

#13. Мероприятие для пущей торжественности с оркестром.

#14. Обязательная процедура при спуске корабля - разбить о борт бутылку шампанского.

#15. Последние приготовления.

#16. Готово!

#17. Рулевое устройство и гребные винты свежепостроенного теплохода проекта 301. Именно это рулевое устройство изобрел и запатентовал немецкий конструктор верфи Бойценбург Фридрих Энкель. С учетом мощных подруливающих устройств, немецкие четырехпалубники отличались отменной маневренностью.

#18. После досборки производилась официальная передача новых теплоходов. На судах поднимали советский флаг.

#20. Советские капитаны приезжали в Германию получать свои будущие теплоходы.

#21. В рубке нового теплохода.

#22. Сегодня стандартные интерьеры сохранились на немногих теплоходах и они уже мало кого впечатляют. Но в те годы, когда суда только строились, они были супер комфортабельными. Поэтому во многих буклетах пестрили фотографии кают и внутренних помещений. Одноместная каюта.

#23. Гостинная каюты люкс.

#24. Верхний ресторан теплохода.

#25. Салон отдыха.

#26. Внутренние трапы в корридорах.

#28. А теперь немного свежепостроенных теплоходов. Теплоход "30 лет ГДР" у дебаркадера.

#29. Теплоход "Академик Виктор Глушков" ныне "Игорь Стравинский" с родным длинным названием на борту.

#30. Только что построенный теплоход "Тихий Дон" - пятый из проекта 301 (первая серия проекта).

#31. Теплоход "Тарас Шевченко" - это последний теплоход проекта 302МК и вообще последний пассажирский теплоход, попавший на водные пути постсоветского пространства. После 1991 года новые теплоходы в Россию и Украину больше не поставлялись. "Т.Г.Шевченко" сегодня находится на Каспийском море, где .

#32. Теплоход "Владимир Маяковский" проекта 301.

#33. В Бойценбурге по заказу СССР строились не только пассажирские теплоходы, но и грузовые. Суда-контейнеровозы смешанного плавания "река-море" проекта 326. На фото: "СТК-1001".

#34. Теплоходы-рефрижераторы проекта 037. На фото: "Рефрижератор-601" (списан и разделан в 2005 году).

#35. Теплоходы-рефрижераторы проекта 342. На фото: "Рослау" (в настоящее время не эксплуатируется). Эти теплоходов было построено всего три в 1990 году. Все они находятся в Якутии, два благополучно работают.

#36. Один из сухогрузов перед спуском на воду.

#37. Жаль, что все контракты "Судоимпорта" были заброшены. К началу 90-х готов верфь в Бойценбурге подготовила несколько новых предложений проектов речных судов. Так, например, на наши реки должны были прийти новые трехпалубные теплоходы проекта 311 - очень симатичная уменьшенная копия 302-го проекта. А ведь могли бы бегать сейчас и вот такие...

#38. Тоже очень известная в речных сообществах фотография. На переднем плане корпус какого-то мосркого грузового судна. Нам интересен не он. Обратите внимание - на заднем плане у причальной стенки стоит корпус теплохода без надстройки. Это последний из заложенных на верфи теплоход проекта 302. Он предназначался для СССР и должен был называться "Владимир Высоцкий". Построить успели только корпус, когда стало понятно, что выкупать теплоход Россия не будет. Корпус несколько лет простоял на верфи, после чего на его основе был построен прогулочный теплоход-ресторан для Амстердама.

Пока из Бойценбурга все. Как-нибудь досканирую книжку.

Наиболее комфортабельные суда на данный момент. Соответственно путевки на них самые дорогие. Большинство лайнеров обслуживают иностранцев по маршруту Москва – Санкт-Петербург.

Теплоходы проекта 301 (типа ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ, немецкое обозначение 125M, судно 125 метров) - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов, ставшие первой массовой серией судов такого класса в СССР. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные санузлами и кондиционерами, ресторан, бар, два салона, кинозал с раздвижной крышей, сувенирный киоск. За последние годы внутреннее оборудование некоторых судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам.

Суда произведены в Германии на судостроительном предприятии VEB Elbewerften Boizenburg / Rosslau.

Первоначальный проект был модифицирован после постройки нескольких судов. Внешне модифицированные теплоходы отличаются от построенных по первоначальному проекту сплошными, а не сетчатыми фальшбортами, скругленными, а не прямоугольными окнами кают и другими элементами дизайна. На более поздних судах была увеличена мощность носового подруливающего устройства. Два судна были построены с уменьшенной шириной корпуса. Сильно модифицированное продолжение серии - проект 302.

Всего за период 1974 - 1983 гг. теплоходов пр. 301 было построено 22 единицы, из них 6 - первоначального проекта.

Теплоходы пр. 301 эксплуатируются(лись): в России - на Волге, Каме, Дону, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, Амуре; на Украине - на Днепре с выходом в Черное море вдоль побережья Крыма. В основном они работают на туристских маршрутах: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Астрахань и других маршрутах по Волге, Киев - Одесса, а также на менее протяженных: Санкт-Петербург - Валаам, Москва - Углич, Киев - Канев. В межрейсовый и межнавигационный период теплоходы могут использоваться в качестве плавучих гостиниц. Суда этого типа поставлялись Северо-Западному, Волжскому, Московскому, Беломорско-Онежскому, Волго-Донскому, Камскому, Амурскому пароходствам России, Украинскому Днепровскому пароходству.

Во всех каютах: шкаф для одежды, телевизор, холодильник, сейф, фен, радио, душ, санузел, обзорное окно, электророзетка 220V.

Люкс 3-местный теплохода «Николай Чернышевский»

Двухкомнатная каюта с удобствами (расширена площадь санблока, отдельный душ, санузел, кондиционер) рассчитана на размещение от двух до трех человек. Площадь каюты - 30 кв.м. Комфортабельная гостиная с современным интерьером, мягкая мебель (два кресла, диван), журнальный столик, шкаф, телевизор, холодильник, сейф, радио, два обзорных окна, электророзетка на 220V. В спальне: двуспальная кровать, шкаф, трюмо, два обзорных окна.

Делюкс 2-местный с двуспальной кроватью теплохода «Николай Чернышевский»

Просторная однокомнатная каюта с удобствами (расширена площадь санблока, отдельный душ, санузел, кондиционер) рассчитана на размещение двух человек. В каюте: двуспальная кровать, шкаф для одежды, трюмо, телевизор, холодильник, сейф, радио, одно обзорное окно, электророзетка на 220V.

Номера кают: 347-350, 403, 405-409, 412, 414, 419-422

Делюкс 2-местный теплохода «Николай Чернышевский»

Просторная однокомнатная каюта с удобствами (расширена площадь санблока, отдельный душ, санузел, кондиционер) рассчитана на размещение двух человек. В каюте: две односпальные кровати (сдвинуть нельзя), шкаф для одежды, трюмо, телевизор, холодильник, сейф, радио, одно обзорное окно, электророзетка на 220V.

Номера кают: 201-224, 301-306

Полулюкс 3-местный теплохода «Николай Чернышевский»

Однокомнатная каюта с удобствами (расширена площадь санблока, отдельный душ, санузел, кондиционер) рассчитана на размещение до трех человек. В каюте: двуспальная кровать, прикроватные тумбы, диван и кресло, журнальный столик, шкаф, телевизор, холодильник, радио, фен, сейф, три обзорных окна, электророзетка на 220V.

1-местная каюта теплохода «Николай Чернышевский»

В каюте: одно спальное место, шкаф для одежды, радио, телевизор, холодильник, сейф, душ, санузел, кондиционер, обзорное окно, электророзетка на 220V.

2-местная одноярусная каюта теплохода «Николай Чернышевский»

Однокомнатная каюта с удобствами (расширена площадь санблока, отдельный душ, санузел, кондиционер). В каюте: два спальных места, шкаф для одежды, трюмо, радио, телевизор, холодильник, сейф, обзорное окно, электророзетка на 220V.

Речные пассажирские теплоходы проекта 301 - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. Проект 301 – это первая серия построенных для нашей страны именно круизных, а не транспортных судов.
Строительство судов проекта 301 для нашей страны велось на судостроительном предприятии VEB Elbewerften Boizenburg / Rosslau в г.Бойценбург (Восточная Германия). Головным судном серии стал теплоход «Владимир Ильич» (нынешнее название «Санкт-Петербург») спущенный на воду в 1974 году. Строительство судов проекта 301 велось в трех сериях. От первой серии более поздние суда отличаются внешним оформлением и некоторым оборудованием судна. Так на судах второй серии, в отличие от первой, появились сплошные фальшборта вместо сетчатых, скругленные окна кают, вместо прямоугольных, прожектора под бортовыми постами управления в рубке. На суда третьей серии ставилось более мощное подруливающее устройство. Всего было построено 22 теплохода проекта 301.

Построенные теплоходы проекта 301 были распределены Северо-Западному, Волжскому, Волго-Донскому, Днепровскому, Московскому, Беломорско-Онежскому, Камскому и Амурскому пароходствам. В 90-е годы два российских теплохода были проданы за границу, где они использовались как стоечные суда. Остальные же теплоходы продолжают работу и сегодня, в основном они совершают туристические круизы между Москвой и Санкт-Петербургом, некоторые суда совершают круизы по Волге.

Изначально проектом 301 на теплоходах были предусмотрены одно-, двух-, трехместные каюты, каждая из которых оборудована индивидуальным санузлом, помещения ресторана, кафе, салонов и кинозала с раздвижными стенами и крышей. Воздух в пассажирских помещениях судна кондиционировался. В ходе эксплуатации теплоходы подвергались модернизациям – так салоны на некоторых судах были трансформированы в бары, в бары и конференц-залы переделали кинозалы, на некоторых судах помещения верхнего зала были расширены за счет демонтажа раздвижных стен и крыши. Частично переделывались каюты, на некоторых теплоходах увеличено количество кают класса «люкс» и «полулюкс» путем совмещения нескольких стандартных кают в одну. На сегодняшний день два теплохода прошли комплексную модернизацию в Румынии с полной перепланировкой пассажирских помещений, на этих кораблях установлены лифты в главном пролете, уменьшена пассажировместимость. Для работы на Северо-Западном направлении (Ладожское и Онежское озера) теплоходы укомплектованы большим количеством спасательных средств (спасательные плоты) для соответствия требованиям классу «М».

Основные технические характеристики судов проекта 301:
Длина судна: 125 м
Ширина судна: 16,7 м
Высота судна (от основной линии): 15,9 м
Количество пассажирских палуб: 4 (дополнительно пассажирские каюты в трюме)
Средняя скорость движения: 24-26 км/ч
Количество главных двигателей: 3
Мощность каждого из двигателей: 1000 л/с
Класс Речного регистра: «О» (внутренние водные пути, реки и водохранилища, проход по Ладожскому и Онежскому озерам при ограничении высоты волны))

Поделиться