Хранение нефтепродуктов. Vi

К основному конструкционному материалу резервуара предъявляются следующие требования: коррозионная стойкость, неподверженность химическим воздействиям со стороны продукта и непроницаемость. Поэтому основным материалом, который идёт на изготовление резервуаров, является сталь (листовой прокат) углеродистых и низколегированных сортов, для которых характерны хорошая свариваемость, устойчивость к деформации и хорошие характеристики пластичности. В отдельных случаях используется алюминий.

Из неметаллических резервуаров наибольшее распространение получили железобетонные, в которых хранят вязкие и застывающие нефтепродукты, такие как мазуты, битумы, а также тяжелые нефтепродукты с низким процентом бензиновых фракций. Нефти с большим количеством бензиновых фракций и легкоиспаряющиеся нефтепродукты хранят в резервуарах из железобетона, непроницаемость которых достигается посредством нанесения дополнительного бензо- и нефтеустойчивого покрытия.

Мягкие резервуары, называемые также нефтетанками, из специальных полимерных материалов, отличаются гибкостью, малым удельным весом и высокой химической и коррозионной стойкостью. Такие резервуары не требуют предварительной закладки фундамента и могут располагаться на простых деревянных подкладках. Малый удельный вес и компактность в сложенном состоянии делают их предпочтительными в случаях, когда требуется организовать временное хранилище нефти без необходимости возведения капитальных сооружений. Этому также способствует простота и быстрота их установки и демонтажа.

Подводные резервуары представляют собой погруженные в воду баки. Принцип подводного хранения нефти (нефтепродуктов) основан на их разности плотностей в сравнении с водой, благодаря чему они (вода и нефть) практически не смешиваются. Хранимая нефть как бы покоиться на водяной подушке. По этой причине многие такие резервуары проектируются без днищ в виде колоколов. Они изготавливаются из железобетона, металла и эластичных материалов (синтетических или резинотканевых). Подводные резервуары размещаются на дне водоемов и закрепляются с помощью якорей. Заполнение происходит с помощью насосов, а для опорожнения оказывается достаточно гидростатического давления воды, выталкивающего нефтепродукт вверх по отводящему каналу. Применяют их на морских базах и нефтепромыслах, где они могут показать большую эффективность, чем береговые резервуары.

Наиболее распространенным по форме являются цилиндрические резервуары. Они экономичны по металлоемкости, что было показано еще на примере резервуаров Шухова, достаточно просты в производстве и монтаже, а также обладают хорошей прочностью и надежностью. Изготавливаться вертикальные резервуары могут как полистовым способом, так и из рулонных заготовок.

Наряду с резервуарами цилиндрической формы на химических производствах успешно применяют сферические резервуары, корпус которых состоит из отдельных листов 25 - 30 мм толщиной, свальцованных или сваренных по форме шара. Корпус резервуара устанавливается после сборки на железобетонный фундамент в кольцо. Также форма резервуара может быть каплевидной. Такие резервуары собираются из деталей в виде лепестков, изготовленных отдельно на заводе и доставленных на место монтажа.

При хранении нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин) в межсезонье большое значение имеют сооружаемые в отложениях каменной соли подземные хранилища, размещаемые на глубине (100 м и ниже). Они создаются размывом соли водой (выщелачивание) через скважины. Для опорожнения хранилища от нефтепродуктов в него закачивают насыщенный солевой раствор.

При хранении нефтяных продуктов в подземных резервуарах пространство вокруг них заливается бетоном, что обеспечивает безопасность хранения. Степень влажности грунта, в который погружается резервуар, определяет степень его дополнительной защиты. Это может быть как специальное антикоррозийное защитное покрытие, так и гидроизоляция резервуара. Подземные резервуары обладают рядом преимуществ, заключающихся в удобстве эксплуатации, экономии места на территории, где они устанавливаются, и возможности их размещения в местах с высокой сейсмичностью. Так же важно отметить и тот факт, что подземные резервуары меньше подвержены суточным колебаниям температур.

Для хранения нефтепродуктов под землей лучше всего подходят двустенные ёмкости, в которых резервуар (основной) находится внутри защитного резервуара, а расстояние между их стенками должно составляет не менее 4 мм. Это расстояние обеспечивается с помощью вальцовочного профиля, который крепится посредством сварки к внутренней поверхности защитного резервуара. Полость между основным и защитным резервуарами хорошо загерметизирована и заполнена газом или жидкостью, плотность которых меньше, чем плотность хранимого нефтепродукта. Постоянный контроль межстенной полости дает возможность своевременного определения повреждений и предотвращения возможной аварии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

  • Введение
  • 1. Типы резервуаров, применяемых на предприятии
  • 2. Технология монтажа резервуара
  • 2.1 Основные принципы организации монтажных работ
  • 2.2 Подготовительные работы
  • 2.3 Монтаж резервуаров
  • 2.3.1 Монтаж днища резервуара
  • 2.3.2 Монтаж стенки резервуара
  • 3. Техническая документация
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Быстрый рост нефтяной промышленности требует соответственного развития резервуаростроения. Многообразие нефтей и нефтепродуктов, особенности их свойств и условий хранения вызывают необходимость иметь емкости разных типов и назначений, удовлетворяющие индустриальности сооружения, экономичности, рациональности и удобств при эксплуатации. Своевременное строительство и пуск в эксплуатацию новых резервуарных парков и хранилищ, а также реконструкция существующих нефтебаз являются необходимыми условиями для обеспечения бесперебойной добычи нефти на промыслах, переработки ее на заводах и распределения готовых нефтепродуктов. Рациональные методы хранения и типы резервуаров позволяют сохранить качество нефти и нефтепродуктов и предотвратить потери и порчу их при хранении. Поэтому выбор наиболее эффективных методов хранения и конструкций резервуаров имеет важное практическое значение.

Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов классифицируются в зависимости от условий установки резервуаров по отношению к планировочной отметке площадки их расположения, от вида материала, из которого изготавливаются резервуары, от формы, конструктивного решения резервуаров и их технологических параметров.

Область применения резервуаров в зависимости от сорта хранимой нефти или нефтепродуктов устанавливается главным образом в зависимости от условий взаимодействия хранимой жидкости с материалом, из которого сооружается хранилище. При этом учитывается необходимость минимального расхода металла на их возведение.

1. Типы резервуаров, применяемых на предприятии

Нефтяные резервуары по назначению подразделяются на сырьевые, технологические и товарные. Сырьевые резервуары служат для приёма обводнённой нефти с месторождений. Технологическими считаются резервуары для предварительного сброса воды, а также резервуары, используемые как отстойники.

Резервуары на территории деятельности ЦДНГ-6 вблизи населенного пункта Кама-Исмагилово НПУ «Лениногорскнефть» в которые поступает обезвоженная или обессоленная нефть для последующей сдачи в магистральный трубопровод, называются товарными.

Для удобства обслуживания и сокращения длинны трубопроводной обвязки, резервуары на нефтяных месторождениях строят группами отдельно от установок. Группу сырьевых и технологических резервуаров, сосредоточенных в одном месте, обычно называют резервуарным парком, если в составе этой группы имеются товарные резервуары, то её называют товарным парком.

Нефтяные резервуары строят из несгораемых материалов. Различают наземные, полуподземные и подземные резервуары. На нефтяных месторождениях наибольшее распространение получили цилиндрические стальные наземные резервуары, реже применяются полузаглубленные или заглубленные железобетонные.

Вертикальные стальные резервуары (РВС) стандартизованы и различаются по номинальным объёмам. Так, например, резервуар РВС-1000 имеет номинальный объём 1000 м3, РВС-3000 - соответственно 3000 м3.

Основными элементами вертикального стального резервуара являются днище, корпус и крыша. Днище укладывается на специальное основание - фундамент. Вокруг фундамента для отвода ливневых вод устанавливают кювет с уклоном в сторону канализационной сети.

Рисунок 1- Цилиндрический сварной вертикальный стальной резервуар РВС

РВС применяются для хранения пластовой и пожарной воды, нефтесодержащих стоков, нефтепродуктов, жидких минеральных удобрений и пищевых жидких продуктов (при условии обеспечения санитарно-гигиенических норм), агрессивных химических продуктов; изотермические резервуары для хранения сжиженных газов; баки-аккумуляторы для горячей воды.

2. Технология монтажа резервуара

2.1 Основные принципы организации монтажных работ

Монтажом называется производственный процесс, связанный со сборкой и установкой оборудования, отдельных конструкций или всего сооружения, заранее изготовленного целиком или по частям. От правильной организации монтажных работ зависят сроки монтажа и его качество.

Организация монтажных работ характеризуется применением на монтаже мобильных грузоподъемных средств, укрупнением монтируемых элементов в крупные блоки и высоким качеством монтажа.

Монтаж технологических металлоконструкций является трудоёмким процессом в связи с тем, что технологические металлоконструкции обычно индивидуальные. Это обстоятельство обуславливает сложность типизации методов монтажа технологических металлоконструкций.

Организация работ по монтажу металлических конструкций разрабатывается в проекте организации строительства и в проекте производства работ. Проект организации строительства входит в виде раздела в состав проектного задания, а проект производства работ является рабочим проектом. Монтаж металлических конструкций должен производиться только по проекту производства работ или по технологическим запискам, которые составляются для монтажа отдельных мелких конструкций или оборудования.

Перед монтажом металлических конструкций необходимо закончить работы по возведению фундаментов, планировке площади, устройству постоянных и временных дорог.

Для производства монтажных работ к месту монтажа подводят электроснабжение для подключения сварочных аппаратов и монтажных кранов. Устраивают пути под краны. Вблизи монтажной площадки сооружают бытовые помещения, передвижные инструментальные склады и комнаты производителей работ. При необходимости около места монтажа устраивают площадку для складирования и укрупнительной сборки.

При монтаже технологических металлоконструкций рабочие-монтажники имеют дело со сложными тяжёлыми подъёмами, работают на большой высоте почти без ограждений, пользуются самыми различными видами монтажных приспособлений, производят работы по соединению монтажных узлов при помощи болтов или электросварки.

В этих сложных условиях вопрос безопасного ведения монтажных работ приобретает большое значение. Поэтому все вновь поступающие рабочие могут быть допущены к работе только после прохождения:

вводного (общего) инструктажа по технике безопасности;

инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте.

2.2 Подготовительные работы

Для обеспечения безопасной работы на высоте устраивают подмости, временные площадки и люльки. Это особенно важно при монтаже металлических конструкций на большой высоте, где все соединения отдельных элементов, марок и узлов осуществляют на болтах или сваркой. Применение монтажных подмостей увеличивает стоимость монтажных работ, но зато создает безопасные условия труда монтажников. Исходя из этих условий, вытекают следующие требования, предъявляемые к подмостям:

а) необходимо устанавливать их на элементе до его подъёма;

б) они должны быть сборно-разборными, лёгкими и по возможности инвентарными; обладать достаточной прочностью и устойчивостью.

Подмости должны отвечать следующим конструктивным требованиям:

а) иметь ограждения (перила) высотой 1000мм;

б) настил следует изготовлять из металлического листа или из досок толщиной не менее 40мм;

По своему назначению различают два вида подмостей: подвесные, закрепляемые на смонтированных конструкциях, и наземные, устанавливаемые на земле и не связанные со смонтированными конструкциями.

Подвесные подмости закрепляют около мест примыкания стропильных и подстропильных ферм, подкрановых балок и других элементов к колоннам. Их крепят перед установкой самой колонны, а снимают при помощи монтажных кранов.

Подмости имеют разнообразную конструкцию. Их выполняют из уголков с деревянным или металлическим настилом. Подмости крепятся к строительным элементам крюками или другими приспособлениями.

Для производства монтажных работ применяются монтажные мачты, шевры, порталы, различные подъемники и грузоподъемные краны. В большинстве случаев от правильного выбора монтажных механизмов зависит экономическая эффектность всего монтажа. При выборе механизмов для монтажа каких-либо отдельных конструкций цеха, сооружения, галерей, эстакад или резервуаров учитывают объем и вес монтируемых конструкций, наибольшую высоту подъема отдельных элементов и необходимый вылет стрелы монтажного механизма. Только при наличии всех необходимых данных производят выбор монтажного механизма с обязательным учетом местных условий на монтажной площадке.

Для подъема металлоконструкций и их установки в проектное положение производят закрепление поднимаемых элементов к крюку грузоподъемного крана - строповку

Безопасность работ, возможность легкого оперирования с элементом при его подъеме и установке зависят от правильной строповки. Строповку выполняют при помощи стального каната - стропа. Длина стропа зависит от геометрических размеров конструкций.

Работы по строповке грузов и конструкций производят специально выделенный для этого человек - стропальщик.

а) соответствие грузоподъемности стропа весу поднимаемого груза;

б) правильность закрепления стропа;

в) возможность свободного прохода груза около близкостоящих конструкций или оборудования;

г) отсутствие людей возле поднимаемого груза.

В местах прикрепления стропа к верхнему поясу фермы, для предохранения повреждения уголков фермы и каната, под него подкладывают инвентарные подкладки.

2.3 Монтаж резервуаров

2.3.1 Монтаж днища резервуара

К монтажу днища приступают только после приемки основания резервуара и фундамента под шахтную лестницу и разметки рисок, определяющих проектное положение окраек днища резервуара по отношению к разбивочным осям и окружности резервуара. Разметка выполняется при помощи теодолита и рулетки. При сборке днища резервуара должна быть обеспечена сохранность основания (фундамента) и гидроизолирующего слоя от воздействия различных монтажных нагрузок.

Монтаж днища производится в следующей последовательности:

а) Укладывают в проектное положение окрайки, контролируя правильность их укладки с помощью разметочного приспособления, закрепленного в центре основания. По окончании сборки кольца окраек необходимо проверить:

Отсутствие изломов в стыках окраек;

Отсутствие прогибов и выпуклостей;

Горизонтальность кольца окраек;

Соответствие зазоров проектным.

При разработке технологии сборки элементов днища, имеющего кольцо окраек, должно быть предусмотрено следующее:

1 - окрайка; 2 - окрайка; 3 - гребенка; 4 - сварочный шов;

5 - частичная сварка; 6 -риска установки первого пояса

Рисунок-2 Схема сварки стыков окраек

б) Прихватывают собранное кольцо окраек и сваривают радиальные щиты в проектном положении на длине 200-250 мм в зоне расположения стенки.

Остальную часть шва между элементами окраек доваривают после сварки кольцевого шва, соединяющего стенку с днищем. Такая технология сварки позволяет снизить напряжения после сварки в кольцевом шве за счет усадки, которая компенсируется изменением зазоров между элементами окраек.

Накатывают рулон на основание и устанавливают его в положение 1 как показано на рис.10, при этом начальный участок полотнища должен быть прижат к днищу рулона.

При наличии остаточной деформации на периферийных участках центральной части днища до установки полотнища в проектное положение необходимо выполнить их правку.

в) Накатывают рулон на основание и устанавливают его в положение 1 как показано на рис.10, при этом начальный участок полотнища должен быть прижат к днищу рулона.

При наличии остаточной деформации на периферийных участках центральной части днища до установки полотнища в проектное положение необходимо выполнить их правку.

На днище резервуара наносят кольцевые риски.

Конструкция пандуса должна обеспечить сохранность формы основания и бетонного кольца во время накатывания рулонов.

г) Развертывают полотнище 1. Срезку планок следует производить по мере развертывания при натянутых канатах приспособления. Перекатить рулон в положение 4.

д) Наносят на развернутом полотнище шнуром, натертым мелом, две параллельные риски (ось монтажного стыка и риску укладки полотнища). Перемещают, при необходимости полотнище трактором так, чтобы ось монтажного стыка совпала со шнуром А-А", а концы были на одинаковом расстоянии от центра.

Для удобства укладки полотнища 2 на полотнище 1 следует приварить уголки-ограничители нахлеста, далее развертывают полотнище 2.

ж) Укладывают полотнище 2 в проектное положение, проверяют соответствие размеров днища проектным, соблюдение размеров в нахлесточных соединениях, сваривают днище в соответствии с ППР.

При наличии остаточной деформации на периферийных участках центральной части днища до установки полотнища в проектное положение необходимо выполнить их правку.

По окончании монтажа и сварки днища производят его разметку в следующей последовательности:

Фиксируют центр резервуара приваркой шайбы и наносят оси резервуара;

На днище резервуара наносят кольцевые риски:

Установки ограничительных уголков (по наружному радиусу резервуара);

Установки вертикальных листов и ребер открытого понтона;

от точки пересечения оси резервуара с кольцевой риской установки ограничительных уголков наносят радиальные риски:

Начала развертывания первого рулона;

Положения осей монтажных стыков стенки;

Наносят также риски, определяющие места расположения стоек понтона.

По этим рискам приваривают к днищу опорные плиты под стойки (кроме плит, находящихся в зоне развертывания рулонов стенки).

Центральную часть понтона монтируют после разметки днища и прихватки плит под опорные стойки в следующей последовательности:

Накатывают рулоны и развертывают их на днище резервуара;

Развернутые элементы сваривают между собой;

По окончании сборки и сварки полотнищ центральной части понтона в центре днища закрепляют разметочное приспособление, обеспечивающее точность кольцевой разметки;

Проверяют правильность расположения центральной части относительно криволинейной кромки окраек и прихватывают днища понтона к днищу резервуара.

После завершения монтажа центральной части понтона на нее переносят центр днища резервуара, закрепляют в центре разметочное приспособление и производят разметку кольцевых рисок установки подкладного листа под монтажную стойку (на 10 мм больше радиуса подкладного листа) и контроля вертикальности монтажной стойки. Кроме того, наносят риски, определяющие положение опорных стоек понтона.

2.3.2 Монтаж стенки резервуара

Установка рулонов стенки в вертикальное положение.

Перед установкой рулона стенки производят следующие подготовительные работы:

1.Подготовить площадку для роботы крана, обеспечив несущую способность площадки не менее паспортных характеристик крана.

2.Разметить место установки крана, шарнира, отметить
продольные оси крана, рулона и шарнира (схема 1).

3.Установить рулон стенки в исходное перед подъемом положение (схема 1.2), для чего:

1) установить рулон одним концом на днище резервуара, а другим - на шпальную клеть (схема 2. этап I).

2) приподнять краном нижнюю часть рулона, подвести шарнир под рулон и опустить рулон в ложе шарнира, при этом торец рулона должен плотно прилегать к вертикальной стенке ложа, а продольная ось рулона должна быть строго перпендикулярна продольной оси шарнира, рулон должен располагаться строго горизонтально;

3) Произвести строповку грузового каната через захват. К захвату прикрепить тормозной канат. Проверить перпендикулярность продольных осей рулона и трубы шарнира. Ось рулона, грузовой и тормозной канаты должны находиться в одной вертикальной плоскости.

Схема 1- Подготовка рулона к подъему.

4) закрепить шарнир к днищу приваркой наружных пластин;

5) закрепить рулон канатом шарнира, предварительно приварив приставки к рулону, натянуть канат и затянуть талрепы шарнира, приварить шарнир внутренними пластинами к днищу.

Схема-2 Установка рулона в шарнир.

4. Разметить угловой сектор и приварить его к рулону.

5. На верхний конец рулона установить захват, предварительно приварив к каркасу рулона две распорки.

6. Произвести строповку грузового каната через захват. К захвату прикрепить тормозной канат. Проверить перпендикулярность продольных осей рулона и трубы шарнира. Ось рулона, грузовой и тормозной канаты должны находиться в одной вертикальной плоскости.

7. Разметить и приварить к поддону четыре упора и установить поддон на рулоне, так чтобы он не мешал подъему.

8. Приварить к верху рулона скобу, прикрепить к ней канат, с помощью которого обмотать рулон тремя витками.

9. Перед подъемом наружную поверхность поддона обильно смазать солидолом.

резервуар нефтепродукт монтаж хранение

3. Техническая документация

1. Комплект технической документации на резервуар должен включать:

а) документацию на изготовление и монтаж резервуара;

б) эксплуатационную документацию;

в) ремонтную документацию.

Документация на изготовление и монтаж резервуара

1.1 На законченный строительством и монтажом резервуар должна быть следующая техническая документация:

а) проектно-сметная документация на резервуар и понтон;

б) паспорт резервуара;

в) заводские сертификаты на изготовление стальных конструкций;

г) документы (сертификат и прочие), удостоверяющие качество металла, электродов, электродной проволоки, флюсов и прочих материалов, примененных при монтаже;

д) заключение по качеству сварных соединений стенки физическим методом контроля со схемами расположения мест контроля;

е) копии удостоверений (дипломов) о квалификации сварщиков, выполнявших сварку, с указанием присвоенных им цифровых или буквенных знаков;

ж) акт на скрытые работы по подготовке и устройству насыпной подушки под резервуар;

з) акт на скрытые работы по устройству изолирующего слоя под резервуар;

и) акт на испытание сварных соединений днища резервуара;

к) акт на испытание сварных соединений стенки резервуара керосином;

л) акт на испытание резервуара наливом водой;

м) акт на испытание сварных соединений кровли резервуара на герметичность;

н) акт на испытание резервуарного оборудования;

о) журнал сварочных работ;

р) заключение на просвечивание швов гамма-лучами только для резервуаров вместимостью 2000м3 и более, изготовленных из отдельных листов;

с) документы о согласовании отступлений от проекта при строительстве;

т) ведомость металла, израсходованного на резервуар, необходимо заполнять только для резервуаров, изготовленных из отдельных листов;

у) схема и акт испытания заземления резервуара;

ф) схема нивелирования основания резервуара;

х) акт приемки резервуара в эксплуатацию

2. Для резервуаров с понтоном или плавающей крышей кроме документов, перечисленных в п.1.1, должны быть приложены:

а) акт испытания сварных соединений центральной части днища металлического понтона или плавающей крыши на герметичность;

б) акт заводских испытаний коробов понтона или плавающей крыши на герметичность и акт испытания их после монтажа;

в) акт проверки заземления понтона или плавающей крыши;

г) документы, удостоверяющие качество материалов, использованных для уплотняющего затвора;

д) документы, удостоверяющие качество резинотканевого или другого синтетического материала, использованного для изготовления неметаллического ковра понтона;

е) документы, удостоверяющие качество клеев, использованных при склеивании неметаллического ковра понтона;

ж) ведомость отклонений от вертикали направляющих понтона и направляющих патрубков понтона или плавающей крыши и наружного цилиндрического листа короба (борта понтона).

3. Для резервуаров повышенного давления кроме документов, указанных в п.1.1, должны быть предъявлены дополнительно:

4. Общие сведения о применяемом резервуаре РВС-2000М3

Вертикальный стальной резервуар типа РВС-2000м3 объемом 2000м3 состоит из стенки, днища и конического покрытия. Масса конструкции 59 т. днище резервуара состоит из центральной части толщиной 5 мм и окрайков толщиной 8 мм, сваренных с центральной частью на заводе. Такие окрайки называются прямыми. Резервуар предназначен для хранения нефтепродуктов (избыточное давление в газовом пространстве 200 мм. вод. ст). Для уменьшения влияния на конструкцию солнечной радиации, то есть снизить нагрев хранящегося в резервуаре нефтепродукта, стенку и покрытие окрашивают двумя слоями лака с добавлением 15% алюминиевой пудры.

Резервуар изготовлен по проекту заводом - изготовителем. Широко применяется отечественный индустриальный методы рулонирования. При этом методе значительная часть сварочно-монтажных работ и изготовление укрупненных блоков переносится в заводские условия, вследствие чего повышается качество работ.

Резервуар эксплуатируют в различных географических районах, отличающихся климатическими, грунтовыми и сейсмическими условиями.

Таблица 1 - Техническая характеристика РВС-2000м3

Наименование

Ед. измерения

Количество

Диаметр резервуара

Высота стенки

Расчетная температура

до минус 40

Избыточное давление

Общая масса

4.1 Назначение и конструкция РВС-2000м3

1. Стальные резервуары, для хранения нефти и нефтепродуктов, находящиеся в эксплуатации, различны по конструкции - в зависимости от назначения (технологических параметров), расположения резервуаров (наземные, подземные), от формы (вертикальные цилиндрические, горизонтальные цилиндрические, сфероидальные и специальные формы), от вида соединений листовых конструкций (сварные и клепание).

Вертикальные стальные резервуары в зависимости от их конструкции подразделяют по внутреннему давлению:

а) резервуары без давления (с понтоном, плавающей крышей и др.);

б) резервуары низкого давления (до 200 мм вод. ст.

и вакуум до 25 мм вод. ст);

в) резервуары повышенного давления (до 7000 мм вод. ст. и вакуум от 25 до 100 мм вод. ст).

Горизонтальные резервуары рассчитаны на внутреннее давление до 4000 мм вод. ст.

Резервуары вертикальные сварные (РВС) имеют формы покрытий: конические, сферические и сфероидальные, клепаные (РВК) - конические. Стенки РВС имеют соединения листов встык, внахлестку и частично встык (вертикальные) и внахлестку (горизонтальные), а РВК внахлестку или встык с накладками.

Резервуары горизонтальные сварные (РГС) и клепаные (РГК) имеют плоские, конические, сферические и цилиндрические днища:

Листы стенок РГС соединены встык или частично встык и внахлестку, РГК - внахлестку.

По вместимости резервуары РВС бывают от 100 до 30000 м3; РВК - от 100 до 10000 м3; резервуары РГС и РГК - от 3 до 100м3.

Резервуары эксплуатируются в различных климатических условиях с температурой окружающего воздуха до минус 60° С в зимнее время и до плюс 50° С в летнее время при различной температуре продукта в резервуаре.

2. Выбор того или иного типа резервуара для хранения нефтепродуктов должен быть обоснован технико-экономическими расчетами в зависимости от климатических условий, эксплуатации и характеристики нефтепродуктов, а также с учетом максимального снижения потерь.

3. Для хранения нефтепродуктов с температурой вспышки паров 28° С (301 К) и ниже независимо от категории и группы резервуарных парков следует применять: резервуары вертикальные с плавающими крышами и (при соответствующем обосновании) - с понтонами; резервуары горизонтальные цилиндрические и другие резервуары, конструкции или оборудование которых сокращают или не допускают потери нефтепродуктов от испарения.

4. Понтоны могут быть применены с целью сокращения потерь паров нефтепродуктов как в новых, так и в действующих наземных стальных вертикальных резервуарах со щитовой кровлей и расчетным давлением в паровоздушном пространстве до 200 мм вод. ст.

5.Стальные резервуары для хранения нефтепродуктов должны соответствовать типовым проектам. В отдельных случаях по согласованию допускается строительство опытных резервуаров по специальным проектам.

6. Каждый действующий резервуар должен быть постоянно оснащен полным комплектом соответствующего оборудования, предусмотренного проектом.

7.Каждый наземный резервуар, используемый для хранения нефтепродуктов, должен иметь порядковый номер, четко написанный на корпусе и значащийся в технологической схеме резервуарного парка, номер заглубленного резервуара должен быть указан на специально установленной табличке.

8. Дыхательная арматура, установленная на крыше резервуара, должна соответствовать проектным избыточному давлению и вакууму.

9. Для контроля давления в резервуаре на крышке светового люка следует установить штуцер с запорным устройством для подключения мановакуумметра автоматического сигнализатора предельных значений давления и вакуума или других приборов.

10. Резервуары, в которые при отрицательной температуре окружающего воздуха поступают нефтепродукты с температурой выше 0°С (273 К), следует оснащать не примерзающими дыхательными клапанами.

11. Не допускается установка дыхательных клапанов горизонтальных резервуаров на вертикальные, и наоборот.

12. Запорная арматура (задвижки), устанавливаемая на подводящих трубопроводах резервуаров, для нефтепродуктов с температурой вспышки паров 45° С (318 К) и ниже, независимо от температуры и давления среды, должна быть стальной.

При хранении в резервуарах нефтепродуктов с температурой вспышки паров выше 45° С (318 К) допускается установка арматуры из коксового чугуна при условии, что температура окружающего воздуха не ниже минус 30° С (303 К) и рабочее давление в трубопроводе не выше 16 МПа (ру = 25 МПа).

13.Основание резервуара должно быть защищено от размыва поверхностными водами, для чего должен быть обеспечен беспрепятственный отвод вод с площадки резервуарного парка или отдельно стоящего резервуара к очистным канализационным устройствам. Недопустимо погружение нижней части резервуара в грунт и скопление дождевой воды по контуру резервуара.

5. Техническое обслуживание РВС-2000М3

У вновь сооруженных резервуаров в первые четыре года эксплуатации (до стабилизации осадки) необходимо ежегодно проводить нивелирование в абсолютных отметках окрайки днища или верха нижнего пояса не менее чем в восьми точках, но не реже чем через 6 м. В последующие годы, после стабилизации основания, следует систематически (не реже одного раза в пять лет) проводить контрольное нивелирование.

Примечание. Величины допустимых отклонений от горизонтальности наружного контура днища резервуара изложены в части II настоящих Правил.

Для измерения осадки основания резервуара на территории предприятия должен быть установлен глубинный репер, закладываемый ниже глубины промерзания грунта. При осмотре сварных резервуаров особое внимание должно быть уделено сварным вертикальным швам нижних поясов корпуса, швам приварки нижнего пояса к днищу (швам упорного уголка), швам окрайков днища и прилегающим участкам основного металла. Результаты осмотров швов должны быть зарегистрированы в журнале текущего обслуживания резервуара.

При появлении трещин в швах или основном металле днища действующий резервуар должен быть немедленно опорожнен и зачищен.

При появлении трещин в швах или основном металле стенки действующий резервуар должен быть опорожнен полностью или частично в зависимости от способа его ремонта.

Выявленные дефектные участки сварных соединений должны быть исправлены согласно специально составленной технологической карте.

Визуальный осмотр поверхности понтона должен проводиться ежемесячно, а плавающей крыши - ежедневно с верхней площадки резервуара.

В верхнем положении понтон осматривают через световой люк, в нижнем положении - через люк-лаз.

Заключение

Применение резервуаров хранения не ограничивается одной областью, потому что топливные материалы стали обязательным ресурсом при функционировании всевозможных сельскохозяйственных, промышленных, пищевых предприятий. Конструкционные варианты, которые применяются работниками при производстве емкости для нефти, допускают создание резервуаров многих моделей или же объемов. Если фирма, которая приобретает резервуары для нефти и нефтепродуктов, специализируется в переработке либо добыче нефти, тогда всевозможные емкости для этой компании в основном разрабатываются достаточно больших размеров.

В основном это вертикальные резервуары для хранения нефти с наземным монтажем, а также объемами до пяти куб.м. или же даже более.

Крайне практичными в эксплуатации довольно давно можно считать двустенные резервуары для нефти и нефтепродуктов, которые разрабатываются по индивидуальному проекту. Изготовление резервуаров выполняется таким образом, дабы стальной резервуар при любых условиях предотвращал потери нефтепродуктов. Для большей безопасности в 2-стенных резервуарах для хранения нефтепродуктов всегда пространство между сосудами наполняют определенным газом либо жидкими веществами. Регулировать давление в емкости для нефти позволяет специально созданный манометр либо специальный бачок с указателями давления.

Все резервуары для хранения нефти должны соответствовать столь важным параметрам, как устойчивость к коррозии и физическим повреждениям, герметичность, увеличенная надежность сосуда, эко безопасность, эргономичность и экономность.

Список использованной литературы

1. Закожурников Ю.А. Хранение нефти, нефтепродуктов и газа - ИнФолио - 2010 г. - 432 с.

2. Коннова Г.В. Оборудование транспорта и хранения нефти и газа / Г.В. - Феникс - 2006 г. - 128 с.

3. Левитин Р.Е. Хранение нефтепродуктов в вертикальных стальных резервуарах с использованием инертных газов: Диссертация / Р.Е. - Тюмень - 2008 г. - 138 c.

4. Бунчук B. A. Tранспорт и хранение нефти, нефтепродуктов и газа: учебн. пособие/

M.: Недра, 1999 - С.232.

5. Земенков Ю.Д. Хранение нефти и нефтепродуктов: учебн. пособие/ Тюмень.: 2001 - C.347.

6. Еременко Н. А. Справочник по геологии нефти и газа: учебн. пособие/

М.: Недра, 2002 - С.321.

7. Константинов Н.Н, Тугунова П.И. Транспорт и хранение нефти и газа: учебн. пособие/ Н.Н. Константинов, П.И. Тугунова.

М.: Недра, 2003 -- 248 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные принципы организации работ по монтажу металлических конструкций. Безопасная работа на высоте. Монтаж резервуаров для хранения нефтепродуктов, воды и других жидкостей. Техника безопасности при монтаже технологических металлоконструкций.

    реферат , добавлен 19.09.2008

    Изучение стандартизации, норм и правил сооружения резервуара для хранения нефти и нефтепродуктов. Основы проектирования площадки и заложение фундамента вертикального стального резервуара. Сооружение стенки и крыши емкости и основного оборудования.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2014

    Причины нарушения прочности резервуаров. Очистка резервуаров от парафина и механических осадков. Организация планово-предупредительного ремонта резервуаров. Осмотровой, текущий и капитальный ремонты резервуаров. Расчёт системы размыва отложений.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2012

    Особенности перекачивания и хранения нефтепродуктов, основные требования к хранилищам. Типы резервуаров и их конструкции, техническая документация и обслуживание. Классификация потерь нефти от испарения при хранении в РВС, мероприятия по их сокращению.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2010

    Технические средства для механизированной зачистки резервуаров. Организация работ по зачистке. Зачистка горизонтальных резервуаров механизированным способом моечной установкой УМ-1, техническое обслуживание ее установки, транспортировки и хранения.

    реферат , добавлен 17.09.2016

    Потери легких фракций нефти, малые и большие "дыхания" резервуаров. Устройства для борьбы с потерями нефтепродуктов. Хранение нефтепродуктов под слоем газа. Улавливание паров и нефтепродуктов с помощью эжектора. Снижение температуры газового пространства.

    презентация , добавлен 26.06.2014

    Подготовительные работы к ремонту. Способы очистки резервуаров. Ремонт оснований и фундаментов. Удаление дефектных мест без применения сварочных работ. Контроль качества ремонтных работ и испытание резервуаров. Приемка резервуаров после ремонта.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    Оборудование наземных резервуаров. Расчет потерь нефтепродукта из резервуара от "больших" и "малых дыханий". Сокращение потерь нефтепродукта от испарения. Применение дисков-отражателей, газоуравнительных систем, систем улавливания легких фракций.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Классификация и оборудование резервуаров. Элементы и технологическая характеристика вертикального стального резервуара. Принцип работы технологического и товарного резервуаров, уровнемера Ерошкина, радарного уровнемера. Средства пожаротушения резервуара.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Изучение конструктивных особенностей вертикальных цилиндрических резервуаров низкого давления для нефти и нефтепродуктов. Характеристика метода наращивания поясов резервуара. Расчёт стенки резервуара на прочность. Технология сварочных и монтажных работ.

К складам относится комплекс сооружений и установок, предназначенных для приема, хранения и отпуска потребителям нефти и нефтепродуктов, которые поступают (на склад к потребителю) по железнодорожному, автомобильному, водному или трубопроводному транспорту.

Хранение нефти и нефтепродуктов осуществляется на нефтебазах. Нефтебазы относятся к пожаровзрывоопасным объектам. Пожарная опасность этих объектов обуславливается тем, что во время производственных операций обращается большое количество ЛВЖ, ГЖ. При работе нефтебаз возможны аварийные разливы жидкостей, а также выделение паров при нормальной работе резервуаров.

Нефтебазы подразделяются:

    по общей вместимости и максимальному объему одного резервуара – на категории в соответствии СНиП 2.11.03-93;

    по функциональному назначению – на перевалочные, перевалочно-распределительные и распределительные;

    по транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов – на железнодорожные, водные (морские, речные), трубопроводные, автомобильные, а также смешанные;

    по номенклатуре хранимых нефтепродуктов – на нефтебазы для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, а также нефтебазы общего хранения;

    по годовому грузообороту – на 5 классов в соответствии с ВНТП 5-95.

По годовому грузообороту нефтебазы подразделяются на 5 классов.

Классификация нефтебаз по годовому грузообороту

Термины и понятия, примененные в сНиП 2.11.03-93 Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы. (Приложение1)

1. Склады нефти и нефтепродуктов - комплекс зданий, резервуаров и других сооружений, предназначенных для приема, хранения и выдачи нефти и нефтепродуктов.

К складам нефти и нефтепродуктов относятся: предприятия по обеспечению нефтепродуктами (нефтебазы); резервуарные парки и наливные станции магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов; товарно-сырьевые парки центральных пунктов сбора нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий; склады нефтепродуктов, входящие в состав промышленных, транспортных, энергетических, сельскохозяйственных, строительных и других предприятий и. организаций (расходные склады).

В соответствии со СНиП 2.11.03-93 «СКЛАДЫ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ НОРМЫ» склады по своему назначению и вместимости подразделяются на следующие категории:

Таблица 1

Общая вместимость складов нефти и нефтепродуктов определяется суммарным объемом хранимого продукта в резервуарах и таре. Объем резервуаров и тары принимается по их номинальному объему*.

Примечание. Номинальный объем резервуара - условная округленная величина объема, принятая для идентификации требований норм для различных конструкций резервуаров при расчетах номенклатуры объемов резервуаров, вместимости складов, компоновки резервуарных парков, а также для определения установок и средств пожаротушения. (Приложение 1 к СНиП).

При определении общей вместимости допускается не учитывать:

    промежуточные резервуары (сливные емкости) у сливоналивных эстакад;

    расходные резервуары котельной, дизельной электростанции общей вместимостью не более 100м 3 ;

    резервуары сбора утечек:

    резервуары пунктов сбора отработанных нефтепродуктов и масел общей вместимостью не более) 100м 3 (вне резервуарного парка);

    резервуары уловленных нефтепродуктов и разделочные резервуары (уловленных нефтепродуктов) на очистных сооружениях производственной или производственно-дождевой канализации.

Минимальные расстояния от зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов с взрывопожароопасными и пожароопасными производствами до других объектов следует принимать по табл. 2. СНиПа 2.11-03-93 в главе 2 «Генеральный план»

Таблица 2

Минимальные расстояния от зданий и сооружений

Минимальное расстояние, м, от зданий и сооружений складов категории

I II IIIa IIIб IIIв

1.Здания и сооружения соседних предприятий

2.Лесные массивы:

хвойных и смешанных пород

лиственных пород

3.Склады: лесных материалов, торфа, волокнистых веществ, соломы, а так же участки открытого залегания торфа

4.Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки):

на станциях

на разъездах и платформах

на перегонах

5.Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):

6.Жилые и общественные здания

7.Раздаточные колонки автозаправочных станций общего пользования

8.Гаражи и открытые стоянки автомобилей

9.Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к складу

10.Водозаправочные сооружения, не относящиеся к складу

11.Аварийный амбар для резервуарного парка

12.Технологические установки с взрывоопасными производствами и факельные установки для сжигания газа

Установка для слива и налива нефти и нефтепродуктов в зависимости от способа их транспортировки может быть в виде железнодорожных сливо-наливных эстакад, сливо-наливных причалов и пирсов, а также сливо-наливных устройств для автоцистерн.

Железнодорожные сливо-наливные эстакады по конструкции представляют собой сооружения, состоящие из односторонних и двусторонних галерей с железнодорожными подъездными путями, коллекторов со сливными установками, отводными трубопроводами и дыхательными свечами (вантузами).

Пожарная опасность на эстакадах. Пожарная опасность на эстакадах для слива и налива нефти и нефтепродуктов обусловлена возможностью образования горючих паровоздушных смесей как внутри технологического оборудования (в вагонах-цистернах, сливных коллекторах, промежуточных резервуарах и т.п.), так и на прилегающей территории.

Опасность среды внутри технологического оборудования определяется рабочей температуры жидкости.

Например, температурные пределы распространения (воспламенения) пламени Ромашкинской нефти (-36,1 - -2,8 о С) создают возможность для образования горючей паровоздушной смеси внутри «дышащего» технологического оборудования даже в период нормальной его работы: зимой, весной и осенью – при неподвижном или увеличивающемся уровне жидкости, а летом – при снижении уровня жидкости.

Образование горючей концентрации на прилегающей территории связано с вытеснением паровоздушной смеси наружу из сливных коллекторов через дыхательные свечи при сливе и из внутреннего объема цистерн при наливе. Эта опасность зависит от количества вытесняемых паров и метеорологических условий, а количество вытесняемых паров зависит от свойств сливаемого продукта, его рабочей температуры, способа слива-налива и конструкции используемых сливоналивных устройств.

Верхний слив-налив по сравнению с нижним обладает повышенной пожарной опасностью вследствие неполного опорожнения цистерн при сливе и увеличенного выхода паров нефтепродуктов через открытые люки при наливе, когда образуется открытая падающая струя продукта, приводящая к разбрызгиванию жидкости и резкому увеличению скорости ее испарения.

Максимальная загазованность эстакад при проведении операций слива-налива наблюдается летом в вечерние, ночные и утренние часы в условиях полного безветрия.

При сливе и наливе легковоспламеняющихся нефтепродуктов через закрытые сливоналивные устройства опасная загазованность на эстакаде создается при скорости ветра менее 3 м/с.

Основными источниками загазованности на эстакадах являются дыхательные свечи сливных коллекторов и открытые люки железнодорожных цистерн. Однако особую опасность представляют аварии технологического оборудования, при которых возможен неизмеримо больший выход огнеопасных жидкостей. Наиболее характерными авариями на эстакадах являются повреждение цистерн с продуктами при взаимном столкновении и обрыв сливоналивных устройств при внезапном движении с места цистерн или группы цистерн, находящихся под сливом-наливом.

Специфическими источниками зажигания при проведении сливоналивных операций являются искры топок и высоконагретые поверхности тепловозов, искры механических ударов, искры трения при торможении цистерн, разряды статического и атмосферного электричества, а также тепловое проявление электрической энергии при неисправности электрооборудования.

Характерными путями распространения пожара на эстакадах могут быть сливные коллекторы, поверхность разлитого нефтепродукта, парогазовоздушные смеси (облака). Пожары на эстакадах часто сопровождаются взрывами железнодорожных цистерн и сливных коллекторов, при которых возможны выбросы горящего продукта на большие расстояния и значительное увеличение площади пожара.

Резервуарные парки . При резервуарном хранении нефти и нефтепродуктов используются стальные и железобетонные резервуары.

Наибольшее распространение получили наземные стальные резервуары типа РВС со стационарной крышей объемом от 100 до 50000 м 3 . Размеры этих резервуаров колеблются в широких пределах. Например, резервуар типа РВС-50000 при высоте 17,9 м достигает в диаметре 60,7 м.

Для хранения нефти и мазута часто используют также прямоугольные заглубленные (подземное хранение) железобетонные резервуары типа ЖБР объемом 10000 и 30000 м 3 .

Пожарная опасность хранения нефти и нефтепродуктов определяется возможностью образования горючей концентрации внутри и снаружи емкостной аппаратуры.

Основными источниками зажигания при хранении нефти и нефтепродуктов является теплота прямых ударов молнии, разрядов статического электричества, искр механического происхождения, самовозгорания пирофорных отложений, а также пусковой, регулирующей аппаратуры, электроприводов задвижек и другого оборудования.

Меры пожарной безопасности.

    Защиту от прямого попадания ударов молнии осуществляют устройством молниезащиты (устройство специальных приемников и токоотводов); кроме того, осуществляют заземление корпуса резервуара.

    Подземные резервуары от прямых ударов молнии защищают отдельно стоящими молниеотводами.

    Профилактику разрядов статического электричества обеспечивают главным образом надежным заземлением резервуаров, других емкостей и соединенных с ними трубопроводов.

    Для предупреждения механических искр, образующихся при выполнении ручных операций, ремонте оборудования, замере уровня и отборе проб нефтепродуктов из резервуара используется искробезопасный инструмент и приспособления.

    Для снижения опасности образования пирофорных отложений осуществляется предварительная очистка нефти от серы и сернистых соединений перед ее подачей на хранение и переработку; снижение температуры хранимого продукта; использование подземного метода хранения нефти и нефтепродуктов; антикоррозийные покрытия внутренних поверхностей емкостных аппаратов.

    Для предупреждения самовозгорания пирофорных отложений обеспечивается уменьшение или полное исключение поступления в газовое пространство резервуаров воздуха.

    Для исключения возможности возникновения пожара от искр электрооборудования, электрооборудование располагают в помещении операторной. Используют взрывозащищенное электрооборудование.

Характерные пути распространения пожара. Характерными путями распространения пожара на складах могут быть дыхательная арматура (патрубки) трубопроводы газоуравнительной обвязки резервуаров, разлившиеся нефтепродукты, горючие парогазовоздушные смеси, образующиеся при загазованности территории.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 10 минут

А А

Главные правила хранения нефтепродуктов

Хранение нефти и нефтепродуктов на нефтебазах в России регламентируют «Правила технической эксплуатации нефтебаз» (далее – Правила), утвержденные приказом номер 232 Министерства энергетики РФ в июне 2003-го года. В этих Правилах технической эксплуатации прописаны основные требования, которым должны соответствовать прием и отгрузка нефтепродуктов, хранение светлых нефтепродуктов, нефти и её темных фракций, сроки хранения нефтепродуктов и многое другое.

Настоящие Правила используются нефтебазами для составления внутренних нормативных документов и инструкций. Они обязательны для всех существующих, находящихся в процессе строительства или реконструируемых предприятий этого направления всех форм собственности. Основные положения этого нормативного документа мы и рассмотрим в этой статье.

Общие положения

Транспорт и хранение нефти и газа, а также готовых нефтепродуктов являются важными составляющими нефтяной и газовой отрасли. Хранение обеспечивается в основном нефтебазами крупного, среднего и мелкого масштаба.

Нефтебаза

Режим работы на нефтебазе устанавливается эксплуатирующей её организацией в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, за исполнение которых несет ответственность руководитель предприятия. Ответственным за выполнение требований настоящих Правил на нефтебазе является ее руководитель, а при выполнении отдельных технологических операций (приемка нефтепродуктов, их хранение и распределение, операции отпуска нефтепродуктов на сторону и так далее) ответственность за соблюдение вышеуказанных правил несет производитель работ.

Доставка нефтепродуктов на базу для последующего хранения и распределения может производиться с помощью любого вида транспорта: трубопроводного, железнодорожного, водного и автомобильного.

Все сооружения и здания, а также энергетическое и технологическое оборудование и вспомогательные устройства нефтебазы необходимо эксплуатировать в строгом соответствии с требованиями, разработанными при проектировании и закрепленными в проектно-эксплуатационной документации. Если в процессе монтажа, технической проверки или в процессе эксплуатации обнаружены несоответствия этим требованиям, то такое оборудование эксплуатировать нельзя.

Нефтебазы должны быть полностью укомплектованы необходимыми техническими средствами и материалами, предназначенными для локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций, а также для их предупреждения. Действия персонала предприятия в таких ситуациях регламентируются соответствующими планами, утвержденными руководством нефтебазы.

Надзор и текущий контроль за соблюдением Правил в установленном порядке ведет Министерство энергетики РФ.

Любая нефтебаза должна иметь в наличии и постоянно вести следующую документацию:

  • техпаспорт нефтебазы;
  • журнал для отражения результатов осмотров ремонта сооружений, зданий и оборудования;
  • утвержденные в установленном порядке экологические нормы, регламентирующие выбросы, сбросы и складирование образующихся в процессе эксплуатации отходов;
  • при наличии вентиляционных систем – паспорта на них;
  • паспорта на все резервуары;
  • журнал распоряжений, отражающих все внутрибазовые перекачки и приемки нефтепродуктов;
  • градуировочные таблицы на резервуары;
  • паспорта или формуляры на все используемое в процессе работы технологическое оборудование.

Для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций (паводки или аварийные разливы) на нефтебазе должен быть создан резерв материальных ресурсов, объем которых определяется специалистами на основании прогноза возможных последствий таких ситуаций.

На предприятии, обеспечивающем приемку нефтепродуктов, а также их хранение и отпуск, необходимо дополнительно вести учет товарно-материальных ценностей и учет контроля качества хранимых нефтепродуктов.

Эксплуатация базы нефтепродуктообеспечивающей организацией должна предусматривать все необходимые меры для недопущения любых загрязнений окружающей среды (почвы, природных вод и атмосферы) вредными веществами сверх установленных законодательством норм.

Источниками таких загрязнений могут быть:

  • резервуары, заполненные нефтепродуктами;
  • сливоналивные эстакады (как железнодорожные, так и автомобильные);
  • вентиляционные системы зданий, в которых эксплуатируется технологическое оборудование (насосные станции и пункты, химические лаборатории и так далее);
  • очистные сооружения разного рода (нефтеловушки, разделочные резервуары, шламонакопители, пруды-отстойники и другие);
  • насосные площадки открытого типа для перекачки нефтепродуктов;
  • котельные;
  • недостаточная герметичность коммуникаций и оборудования;
  • нефтепродуктовые пары, которые образуются в процессе испарения при хранении, отгрузке и приемке нефтепродуктов;
  • продукты газовой природы, выделяющиеся вместе с дымом котельных – диоксиды азота и серы, диоксид углерода и прочие взвешенные вещества.

Для каждой конкретной нефтебазы определяются и в установленном порядке утверждаются нормы ПДВ (предельно-допустимых выбросов) в атмосферу, а также ПДС (предельно-допустимых сбросов) со сточными водами вредных веществ.

За их соблюдением на предприятии должен осуществляться постоянный контроль – либо своими силами, либо с привлечением сторонней сертифицированной организации.

Чтобы минимизировать естественную убыль хранимых нефтепродуктов, в Правилах технической эксплуатации перечислен комплекс мероприятий, выполнение которых позволяет сократить такие потери.

Ниже перечислены основные такие меры с указанием примерного процента сокращения потерь:

Полезная информация
1 применение резервуаров понтонной конструкции при большой оборачиваемости в них продуктов – 80-90 процентов
2 специальное оборудование резервуаров для хранения светлых нефтепродуктов – 20-30 %
3 герметизация дыхательной арматуры и самих резервуаров, а также проведение своевременного профилактического ремонта запорной арматуры и трубопроводных систем – 30-50 %
4 покрытие наружных поверхностей используемых резервуаров материалами, обладающими низким значением коэффициента излучения – 30-50 %
5 проведение одновременной окраски внешних и внутренних стенок емкостей – 27-45 %
6 применение во время отпуска нефтепродуктов автомобильным транспортом (например, для последующей разгрузки на автозаправочных станциях) автоматизированных устройств нижнего налива – 30-70 %
7 герметизация налива с применением рекуперации паров, выделяемых нефтепродуктами – 80 – 90 %

Чтобы предупредить потери нефтепродуктов, возникающие в результате их переливов, необходимо использовать ограничительные устройства, которые автоматически останавливают подачу нефтепродукта либо после достижения им заданного уровня налива, либо в случае разгерметизации наливныхкоммуникаций.

Нефтебаза, в зависимости от различных критериев, может быть:

  • по своему назначению:
  1. перевалочной;
  2. распределительной;
  3. базой для хранения.

Резервуарный парк

  • по транспортному критерию:
  1. трубопроводной;
  2. железнодорожной;
  3. водной;
  4. глубинной (находящейся на большом расстоянии от основных транспортных путей и снабжаемой автомобильным или воздушным транспортом).
  • общая вместимость и максимальный размер резервуара:
  1. свыше 100 тысяч кубометров – первая категория;
  2. от 20 до 100 тысяч – вторая;
  3. от 10 до 20-ти тысяч (максимальный резервуар – до 5 тысяч м 3) – категория три А;
  4. от 2-х до 10-ти тысяч (максимальный резервуар – до 2-х тысяч м 3) – три Б;
  5. до 2-х тысяч (максимальный резервуар – до 700 м 3) – три В.
  • по объему годового оборота:
  1. более 500 тысяч тонн – первая группа;
  2. от 100 до 500 тысяч тонн – вторая;
  3. от 50-ти до 100 тысяч – третья;
  4. от 20-ти до 50-ти – четвертая;
  5. до 20-ти – пятая группа.

Порядок приема продукции на хранение, её отпуска и проведения прочих операций (отбор и хранение проб нефтепродуктов, внутренние перекачки и так далее) регламентируются внутренними документами предприятия в соответствии с вышеуказанными Правилами (инструкция по хранению, по приемке и т.п.).

Приемка нефтепродуктов и их отпуск на нефтебазе производится при помощи специальных устройств слива/налива:

  • в ж/д цистерны – через эстакады, отдельные сливные установки или стояки;
  • в нефтеналивные суда – причальным или беспричальным способом;
  • в автоцистерны – через наливные станции, эстакады либо через отдельно стоящие стояки;
  • в мелкую тару (бочки, бидоны и так далее) – в расфасовочных и разливочных;
  • по отводам от нефтепродуктопроводов магистрального назначения.

В целях недопущения смешивания различных нефтепродуктов во время операций слива/налива каждый продукт необходимо перекачивать через отдельные сливоналивные устройства. Операции по сливу и наливу горючих и легковоспламеняющихся нефтепродуктов, которые имеют 1 и 2 класс опасности, необходимо герметизировать.

Температура отгружаемых нефтепродуктов не должна быть больше установленной стандартом.

Разогретые нефтепродукты с высокой вязкостью необходимо наливать при температурах, которые установлены правилами перевозок грузов (ж/д, водным или автотранспортом) и нормативными документами на конкретный нефтепродукт.

Резервуар горизонтальный стальной РГС-50

Максимальная скорость приема нефтепродуктов на нефтебазе и их отпуска, обеспечивающая должный уровень безопасности, зависит от:

  • эксплуатационные свойства нефтепродуктов и их физические и химические характеристики;
  • диаметра трубопровода;
  • свойств материалов, из которых изготовлены трубы.

Эта скорость устанавливается в соответствии с рекомендациями по недопущению возникновения опасной электризации.

Все проводимые технологические операции по внутренней перекачке нефтепродуктов должны отражаться в журнале распоряжений, связанных с подготовкой к такой перекачке.

  • проводить операции слива/налива на водных причалах, ж/д и автомобильных эстакадах во время грозы и при скорости ветра от 15-ти метров в секунду включительно:
  • проводить иные работы на резервуарах, ж/д и автоцистернах и прочих высоких конструкциях, если скорость ветра от 12,5 метров в секунду включительно, и/или во время грозы;
  • проводить слив нефтепродуктов и их налив на причале без предварительно установленных боновых заграждений, а также без приведения в полную готовность средств для борьбы с пожарами и аварийными разливами;
  • выполнять погрузо-разгрузочные работы с тарными нефтепродуктами портальными и башенными кранами, а также погрузочными мостами, если скорость ветра превышает 12 метров в секунду; всеми остальными погрузо-разгрузочными средствами – от 15 метров в секунду;
  • швартовка нефтеналивных судов к сливоналивным причалам, а также их бункеровка, если скорость прижимного ветра больше 7,4 метра в секунду, а отжимного – больше 10 м/с.

Проводить работы на высоте резервуаров, цистерн всех типов и прочих высоких конструкциях при наличии тумана или обледенения, разрешается только с применением дополнительных мер по обеспечению безопасности (посыпка наледей песком, присутствие дублера, устройство должного освещения, установка ограждений, наличие страховочного пояса и тому подобных мер).

Если температура окружающего воздуха ниже минус 40-ка градусов, или общие погодные условия (ветер + температура) соответствуют этому значению, то работы вне помещений проводить нельзя.

Отпуск нефтепродуктов на АЗС (автозаправочных станциях) при заправке автомобилей нормируется другими документами.

Выбор резервуаров происходит по результатам технико-экономических расчетов, которые проводятся с учетом конкретного вида нефтепродукта, условий будущей эксплуатации ёмкости и с учетом минимизации потерь хранимого продукта в результате испарения в процессе хранения.

Полуприцеп-цистерна Stokota для перевозки нефтепродуктов

Нефтепродукты различных видов и марок необходимо храниться в различных резервуарах. При эксплуатации резервуаров необходимо уделять повышенное внимание их техническому состоянию, а также исправности установленного на них оборудования, устройств для защиты от статического электричества и молниезащиты.

При хранении бензинов для минимизации потерь от испарительных процессов следует использовать понтонные конструкции резервуаров, ёмкости с плавающей крышей или резервуары, которые оборудованы газовой обвязкой. Авиационные бензины в ёмкостях с плавающей крышей хранить нельзя.

Запорные устройства резервуаров должны быть в исправном состоянии, а люки емкостей – иметь стойкие к нефтепродуктам и герметичные прокладки.

Замеры массы и уровня, а также забор проб в резервуарах, находящихся под избыточным давлением, должны проводиться без разгерметизации газового пространства при помощи допущенных к применению измерительных средств.

С целью максимального снижения потерь от испарения необходимо:

  • обеспечение полной герметичности крыши резервуара;
  • поддержание в нем проектного давления;
  • перекачку летучих нефтепродуктов между резервуарами следует проводить только в случае крайней необходимости, и лучше – в ночное время суток;
  • максимальное заполнение резервуара, в котором хранятся продукты с высокой склонностью к испарению;
  • наружная поверхность резервуара должна быть покрыта отражающими материалами светлых цветов;
  • теплоизолировать поверхность резервуара, в котором хранятся застывающие нефтепродукты.

Производительность опорожнения и наполнения резервуара не может превышать суммарную пропускную способность его дыхательных и предохранительных клапанов, либо патрубков для вентиляции.

При проведении операций по наполнению и опорожнению резервуаров, оборудованных плавающей крышей или металлическим понтоном, скорость движения такой крыши или понтона в вертикальной плоскости (вверх/вниз) не должна быль больше:

  • для резервуаров ёмкостью до 700 м 3 – 3,5-ой метра в час;
  • свыше 700 м 3 – 6-ти метров в час.

Скорость сдвига или горизонтального вращения понтонов и плавучих крыш для резервуаров объемом менее 700 м 3 не должна быть больше 2,5-ой м/ч.

Эти показатели для понтонов, изготовленных из синтетических материалов, указана в их технической документации.

В процессе хранения нефтепродуктов в резервуарных емкостях уровень подтоварной воды не должен превышать минимальный уровень, обеспечиваемый конструкцией дренажного устройства (примерно 25 миллиметров от дна).

Если температура окружающего воздуха – отрицательная, то нужно по мере необходимости производить слив из резервуара подтоварной воды, а сифонный сливной кран следует промывать нефтепродуктом и оставлять в боковом положении.

Резервуары для застывающих нефтепродуктов должны быть оборудованы теплоизоляцией и обогревателями, для обеспечения сохранения качества продукта и соблюдения правил пожарной безопасности.

Если меняется марка хранимого нефтепродукта, то резервуары следует подготовить к заполнению в соответствии с требованиями стандарта.

Резервуары вертикальные стальные для нефтепродуктов

На территории резервуарного парка не должно быть мусора, сухих листьев и травы. В случае разлива нефтепродуктов на почву его устраняют путем снятия почвенного слоя до глубины, которая должна на один – два сантиметра превышать глубину проникновения нефтепродукта. Загрязненный грунт помещается в отведенное специально для этих целей место, а полученная выемка засыпается либо чистым песком, либо свежим грунтом.

Горючие материалы на территории парка резервуаров складировать запрещено.

Вязкие и застывающие продукты нефтепереработки нуждаются в подогреве для увеличения их текучести и снижения уровня их гидравлического сопротивления.

Нефтепродукты в таре можно хранить:

  • в специально оборудованных помещениях;
  • на площадках под навесом;
  • на открытых площадках.

Выбор метода хранения зависит от климата, вида используемой тары и физико-химических характеристик продукта.

На открытых площадках запрещено хранение легковоспламеняющихся нефтепродуктов, чья температура 45 градусов и меньше, а также нефтепродуктов, расфасованных в деревянную тару. Хранение легковоспламеняющихся продуктов под навесом разрешается только в исключительных случаях, если на то есть веское обоснование.

Горючие продукты, расфасованные в тару, можно хранить в подземных сооружениях глубиной один этаж.

Предприятия, на которых производится фасовка нефтепродуктов по металлическим бочкам, должны быть оснащены средствами автоматизации и механизации для обработки использованной при транспортировке тары, а также необходимым оборудованием и инструментом для мелкого и среднего её ремонта. Операции по очистке тары включают в себя:

  • очистку;
  • пропарку;
  • промывку;
  • просушку;
  • окраску (после проверки на герметичность).

Новая металлическая тара должна изнутри быть покрыта маслобензостойкими и паростойкими материалами, с целью обеспечения должного уровня электростатической искробезопасности.

Погрузо-разгрузочные работы в складских помещениях и открытых площадках для хранения тарных нефтепродуктов должны обеспечиваться средствами механизации.

Капитальные хранилища для нефтепродуктов в таре должны предусматривать:

  • наличие подъездных путей для автотранспорта и погрузчиков;
  • эстакады для обеспечения погрузки и выгрузки тары, заполненной нефтепродуктами, из ж/д вагонов;
  • вентиляционную систему, способную обеспечивать двух – трехкратный воздухообмен;
  • наличие не меньше, чем двух ворот или дверей.

Окна хранилищ необходимо защитить металлическими решетками. Стекла в окнах, направленных на солнечную сторону, следует закрасить белой краской.

Полы в таких складах должны иметь негорючее покрытие и уклоны, обеспечивающие сток разлитых продуктов в спецриемники.

В хранилищах затаренных нефтепродуктов должна быть документация следующего рода:

  • план склада с нанесенной на него схемой расположения штабелей и стеллажей;
  • картотека на хранящиеся продукты;
  • необходимый набор инструкций для персонала.

Металлические бочки должны храниться в лежачем положении, если отверстие для налива расположено на цилиндрической поверхности бочки, и в стоячем положении, если это отверстие – в дне. Штабель из бочек не должен быть выше пяти ярусов.

Хранение нефтепродуктов в металлических бочках 200л первый сорт

Нижний ярус необходимо разместить на деревянных подкладках, толщина которых – не меньше 100 миллиметров.

Порожняя тара, побывавшая в употреблении, должна перед очисткой храниться на площадках открытого типа.

Штабель из порожних бочек не должен быть выше четырех ярусов.

Их горловины необходимо закрыть пробками, а если у бочек – съемное дно, то необходимо наклеивать на них специальные прокладки, на которое уже ставиться само съемное дно, стянутое обручем.

Допускается не отапливать склады и хранилища, в которых нормами проектирования внутренняя температура не нормирована, а также если их внутренняя температура может быть отрицательной.

Логистика хранения товаров: Практическое пособие Волгин Владислав Васильевич

Требования к хранению нефтепродуктов

Извлечение из документа: “Правила технической эксплуатации нефтебаз (утв. приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. № 232)”.

Хранение нефтепродуктов в таре осуществляют в специально оборудованных складских зданиях, под навесом и на открытых площадках. Способ хранения принимают в зависимости от климатических условий, физикохимических свойств хранимых нефтепродуктов, вида тары. Хранение легковоспламеняющихся нефтепродуктов с температурой вспышки 45 °C и ниже, а также нефтепродуктов в деревянной таре на открытых площадках не допускается. Хранение легковоспламеняющихся нефтепродуктов под навесом может быть допущено в исключительных случаях при соответствующем обосновании. Вид тары для хранения нефтепродукта должен соответствовать требованиям стандарта. Горючие нефтепродукты в таре допускается хранить в одноэтажных подземных сооружениях. На предприятиях III в категории с общим объемом резервуаров до 20 ООО м3 включительно допускается хранить нефтепродукты с температурой вспышки выше 120 °C в количестве до 60 м в подземных сооружениях из сгораемых материалов при условии засыпки этих сооружений слоем земли (с уплотнением) толщиной не менее 0,2 м и устройства пола из несгораемых материалов. Предприятия, затаривающие нефтепродукты в металлические бочки, должны оснащаться автоматизированными и механизированными средствами по обработке бывшей в употреблении транспортной тары (очистка, пропарка, промывка, просушка, проверка на герметичность и окраска), а также оборудованием по производству мелкого и среднего ремонта. Вновь изготовляемая металлическая тара должна иметь внутреннее маслобензостойкое и паростойкое защитное покрытие, обеспечивающее электростатическую искробезопасность. Допускается по согласованию с потребителем затаривать нефтепродукты в тару разового использования, не имеющую внутреннего защитного покрытия. После налива нефтепродуктов тара должна быть снаружи чистой и сухой, за исключением тары, покрытой консервационными смазками. Нефтепродукты, поставляемые в районы Крайнего Севера, должны упаковываться согласно стандарту. Складские здания и площадки для хранения нефтепродуктов в таре должны быть оснащены средствами механизации для погрузочноразгрузочных и транспортных операций. Капитальные сооружения (хранилища) для хранения нефтепродуктов в таре должны иметь: подъездные пути для автомобилей и механических погрузчиков; эстакады для погрузки (выгрузки) тарных нефтепродуктов из железнодорожных вагонов; систему вентиляции, обеспечивающую 2-Зкратный обмен воздуха; не менее двух дверей (ворот).

Окна складских зданий (хранилищ) должны быть оборудованы металлическими решетками; стекла на солнечной стороне окрашиваются в белый цвет. Полы в хранилищах должны быть выполнены из негорючих материалов, иметь уклоны для стока разлитых нефтепродуктов в специальные приемники. Хранилища должны быть оборудованы средствами механизации для работ по погрузке (выгрузке), необходимыми контрольноизмерительными приборами и приспособлениями. Стеллажи и штабеля с затаренными нефтепродуктами должны быть пронумерованы и установлены с учетом обеспечения свободного доступа к таре и применения необходимых средств механизации. В хранилищах должна иметься следующая документация: план хранилища со схемой размещения стеллажей и штабелей, картотека на хранимые нефтепродукты, инструкции для обслуживающего персонала.

Металлические бочки следует хранить в положении лежа (наливное отверстие расположено на цилиндрической образующей бочки) и стоя (отверстие расположено в дне). Бочки укладываются в штабеля не более пяти ярусов. Бочки нижнего яруса должны укладываться на деревянные подкладки толщиной не менее 100 мм. Порожняя металлическая и деревянная тара, бывшая в употреблении и загрязненная нефтепродуктами, должна храниться на открытых площадках. Количество ярусов порожних бочек по высоте – не более четырех. Горловины бочек должны быть закрыты пробками, а у бочек со съемным дном должна быть приклеена прокладка, установлены съемное дно и стяжной обруч. Складские помещения, в которых нормами технологического проектирования температура внутреннего воздуха не нормируется или допускается ниже 0 °C, могут не отапливаться. Электротехнические установки и осветительная сеть в складских помещениях должны отвечать требованиям правил устройства электроустановок (ПУЭ). Не допускается транзитная открытая прокладка проводов и кабелей через складские помещения. Погрузку и выгрузку грузов, поступающих железнодорожным и автомобильным транспортом, выполняют на закрытых, с навесом или открытых грузовых платформах исходя из требований технологии хранения грузов и защиты их от атмосферных воздействий. Длина и ширина грузовых платформ для выгрузки и погрузки тарных нефтепродуктов в железнодорожный и автомобильный транспорт должны соответствовать грузообороту, вместимости хранилища, а также габаритам применяемых транспортных средств. В тарных хранилищах запрещается отпускать нефтепродукты, хранить укупорочные материалы, пустую тару и другие посторонние предметы. Вокруг тарного хранилища необходимо иметь отмостки и водоотводные каналы с уклоном для стока воды. Водоотводные лотки, трубы, отмостки должны содержаться исправными и периодически очищаться. Тарные хранилища должны ежесуточно осматриваться ответственным работником нефтебазы. При осмотре проверяется состояние укупорки тары. При наличии течи принимаются меры к ее устранению.

Из книги Правовое регулирование рекламы автора Мамонова Е

Из книги Нормы естественной убыли автора Краснослободцева Г К

Глава 6. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировке. Порядок применения норм Нормы естественной убыли используют все организации независимо от форм собственности, реализующие и получающие нефтепродукты по магистральным

Из книги Делопроизводство для секретаря автора Смирнова Елена Петровна

РАЗДЕЛ 2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ. ГОСТ Р 6.30-2003 «УНИФИЦИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ. УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО – РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ» Глава 1. Состав реквизитов документов В делопроизводстве

Из книги Логистика хранения товаров: Практическое пособие автора Волгин Владислав Васильевич

Требования к хранению специфических товаров В качестве примера специфических требований к хранению некоторых товаров и оборудованию зон хранения ниже приведены извлечения из нормативных

Из книги Капитал. Том второй автора Маркс Карл

Требования к хранению пищевых продуктов Извлечение из документа: Санитарноэпидемиологические правила СП 2.3.6.106601 “Санитарноэпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов”Пищевые продукты,

Из книги Вмененка и упрощенка 2008-2009 автора Сергеева Татьяна Юрьевна

Требования к хранению мясопродуктов Извлечение из документа: Санитарные правила для предприятий мясной промышленности (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 27 марта 1985 г. № 323885)При хранении пищевого сырья и вспомогательных материалов используют

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора Уткина Светлана Анатольевна

Требования к хранению рыбных товаров Извлечение из нормативного документа: “Инструкция по хранению рыбных товаров на складах (базах) и в магазинах розничных торговых организаций (Код – 80 119, 35.1.004) (утв. Минздравом СССР 21.03.1984 № 297784, приказом Минторга СССР от 30.03.1984

Из книги Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение автора Соснаускене Ольга Ивановна

Требования к хранению лекарств Извлечение из документа: “Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Приложение к приказу Минздрава РФ от13 ноября 1996 г. № 377”.Устройство, состав,

Из книги Залоговик. Все о банковских залогах от первого лица автора Вольхин Николай

Требования к совместному хранению материалов Извлечение из приложения № 2 к документу “Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 0103) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313)”.Требования распространяются на все организации, имеющие склады или базы для

Из книги автора

II. ИЗДЕРЖКИ ПО ХРАНЕНИЮ Издержки обращения, вытекающие из простого изменения формы стоимости, из обращения, рассматриваемого в чистом виде, не входят в стоимость товаров. Затрачиваемые таким образом части капитала являются, поскольку мы имеем в виду капиталиста,

Из книги автора

15.4. Оказание услуг по хранению автотранспортных средств своих клиентов В соответствии с действующей редакцией статьи 346.27 НК РФ платные стоянки – это площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению

Из книги автора

19.2. Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, если такое решение

Из книги автора

19.3. Услуги по хранению автотранспортных средств на гостевых стоянках Многие торговые организации и организации общественного питания содержат платные автостоянки, предназначенные для хранения автотранспортных средств клиентов.В соответствии с п. 4.1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ

Из книги автора

Пример 12. Организация-продавец уступила право требования другой организации. Полученный от уступки права требования убыток отнесен единовременно на расход, уменьшающий налогооблагаемую прибыль Согласно ст. 382 ГК РФ определено, что право (требование), принадлежащее

Из книги автора

3.3.5. Услуги по хранению автотранспортных средств на платных стоянках Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, если такое решение принято

Из книги автора

Вычисление объема нефтепродуктов Расчет объема нефтепродуктов в резервуаре с днищем сложной геометрической формы, учитывающий толщину стенок и стрелу выпуклости емкости, часто вызывает закономерные сложности у залоговиков. Наиболее доступным в

Поделиться