Картины великого мазаччо. Мазаччо: картины и биография Какой вывод можно сделать про художника мазаччо

Мазаччо родился 21 декабря в день святого Фомы (в честь которого и был назван) в Сан Джованни ди Вальдарно. В этом местечке по рассказам местных людей до сих пор можно встретить некоторые работы, которые были выполнены им, еще, будучи в юном возрасте. Рассеянность и беспечность, столь характерные для людей, чьи мысли фокусируются лишь на вещах приближенных к искусству, были постоянными спутниками и его жизни.

Внимание на себя или других распространялось крайне мало. Мазаччо не вникал в бытовые обыденные заботы, собственная одежда его также не интересовала, а со своих должников деньги взимал только во времена крайне нестабильного положения. Настоящее имя мастера — Томмазо , но все нарекали его Мазаччо из-за своего рассеянного характера, который несмотря ни на что справлялся с невзгодами других людей и с готовностью оказывал всяческие немыслимые любезности и услуги.

Мазаччо в январе 1422 года в возрасте 20 лет поступает во флорентийскую гильдию врачей и аптекарей (до этого мастер уже проживал некоторое время во Флоренции). К данной школе принадлежал также и Мазолино. Если сравнивать произведения Мазаччо с работами остальных учеников, то различия в стиле становятся очевидными. Он обладал особым стилем письма, новизна исполнения которого делает его творения актуальными и в настоящее время, конкурируя с современным колоритом и рисунком.

В своей работе Мазаччо был крайне усердным и виртуозно владел преодолением трудностей перспективы, что отражено в истории с малыми фигурами. В данной работе помимо Христа, который исцеляет бесноватого, также показаны в перспективе великолепные здания, переданные таким образом, что наблюдатель видит их как внутри и снаружи. Данный эффект был создан с помощью выбора трудной в исполнении точки зрения с угла. В его творчестве преобладает изображение обнажённых тел и сокращение фигур, которое было мало распространено.

Мастер работал на одном дыхании, одежды давались ему с лёгкостью. До наших дней дошёл образ его работы (которая была написана темперой) — изображение Богоматери на коленях у святой Анны, с младенцем на руках. Ещё одно творение автора темперой находится в церкви Сан Николо (за Арно) на алтарной преграде на которой, помимо Богоматери, которой ангел приносит благую весть, имеется изображение восхитительного здания с множеством колон. Оно имеет безукоризненное линейное построение, более того мастер создал иллюзию постепенного исчезновения здания из вида с помощью уменьшения яркости цвета. Здание, бледнея, уходит из поля зрения, что позволяет говорить о его многогранном понимании перспективы.

Мазаччо во Флорентинском аббатстве написал фреской на столбе (напротив одного из тех, что несут арку главного алтаря, святого Ива Бретонского), изобразив его внутри ниши так, что ноги из-за низкой точки зрения сокращаются, а так как это никому другому так хорошо не удавалось, он заслужил немалые похвалы. Что же касается названного святого на другом уровне, то там он выполнил изображение окружающих его вдов, бедняков и сирот, которые нуждаются в помощи святого.

В Пизе находится церковь Кармине на доске, которая находится в одной из капелл трансепта, мастером была написана работа Богоматерь с младенцем. У её ног расположились несколько играющих ангелочков, из которых один играет на лютне и внимательно вслушивается в гармонию звуков. Фигуры (святого Петра, святого Иоанна Крестителя, святого Юлиана и святого Николая) наполненные жизнью и окружают Богоматерь. Ниже, на пределле, представлены малыми фигурами различные жизненные истории этих святых.

Середина произведения отдана волхвам (которые приносят дары Христу), а также коням, изумительно срисованных с натуры. Одеяния людей составляющих свиту трех царей разнообразны. В завершении данной доски наверху в нескольких клеймах разместилось много святых вокруг Распятия.

После того как Мазаччо вернулся из Пизы во Флоренцию, он написал доску с обнаженными мужчиной и женщиной в полный рост. Но спустя небольшой период времени мастер ощутил дискомфорт во Флоренции и ведомый любовью к искусству и, будучи перфекционистом он уехал в Рим. После приобретения умопомрачительной славы он расписал в церкви капеллу для кардинала Сан Клементе. На ней Мазаччо представил Страсти Христовы с разбойниками на кресте и события, случившиеся со святой Екатериной-мученицей.

В момент росписи Пизанелло и Джентиле да Фабриано в Риме стены церкви Санта Янни (для папы Мартина) часть работы была уже заказана, но, несмотря на это весть о возвращении из изгнания Козимо Деи Медичи (долгие годы покровитель мастера) взбудоражила его, и он отправился во Флоренцию. Это было сделано для того, чтобы выполнить капеллу Бранкаччи в церкви Кармине из-за смерти начавшего её Мазолино да Паникале.

Мазаччо, дабы продемонстрировать улучшения, которые были внесены им в искусство, создал возле веревок колоколов образ святого Павла. Голова святого, являясь сотворённой с натуры Бартоло ди Анджолини, выявляет бесконечный талант мастера в живописи, ибо при взгляде на творение создаётся столь сильное впечатление вложенной силы, что вот-вот кажется, что фигура заговорит. И даже тому, кто не разу не интересовался заслугами святого Петра, станет ясно при первом взгляде, что он является эталоном благородства римской гражданственности и необузданной твердости, а также души, заботящейся о вере.
Данное живописное произведение (судя по ногам названного апостола) выказывает действительно поражающее понимание сокращения при точке зрения снизу вверх. Мазаччо первым смог избавиться от манеры изображать фигуры, которые стоят на цыпочках, привычным в наши дни образом. До этого никто не менял данную традицию изображения фигур.

Данный период времени охарактеризован освящением названной церкви Кармине. Великий мастер в честь этого сотворил светотенью, а также зеленой землей во дворе над ведущими в монастырь дверьми полностью процесс освящения. Мазаччо обрисовал бесчисленное количество граждан одетых в плащи с капюшонами, следующие за процессией, не обойдя Филиппо Брунеллеско обутого в деревянные сандалии, Мазолино да Паникале , Донателло , Антонио Бранкаччи , Джованни ди Биччи деи Медичи , Никколо да Удзано , Бартоломео Валори . Эти же люди были изображены в доме флорентинского дворянина Симона Корси. Именно там мастер создал портрет Лоренцо Ридольфи (посол Флорентинской республики в Венеции), а также привратника с ключами в руках и ворота монастыря.

Мазаччо (1401-1428). Настоящее имя - Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи. Прозвище Мазаччо («неряха»), по словам Вазари, он получил за то, что, будучи погружен в проблемы творчества, абсолютно не уделял внимания мирским заботам, в частности внешнему виду.

Родился 21 декабря в тосканском городке Кастель-Сан-Джованни. К сожалению, о детстве и юности художника практически ничего не известно. В 1422 году во Флоренции Мазаччо вступил в гильдию врачей и аптекарей, в которую входили и художники. В ранний период творчества он создал ряд алтарных образов, в том числе композицию «Мадонна с Младенцем и святыми» для маленькой церкви Сан-Джовенале в Касади Реджелло, а также полиптих «Мадонна с Младенцем и ангелами» (1426) для церкви Санта Мария дель Кармине в Пизе.

Решительный разрыв художника с предшествующей художественной традицией в полной мере обозначился во время работы над фреской «Троица» (ок.1427) для флорентийской церкви Санта Мария Новелла. Художник поместил изображение трех ипостасей Бога в маленькой сводчатой капелле, создав на стене иллюзионистическое изображение архитектуры, ставшее первой удачной попыткой использования в живописи принципа линейной перспективы с единой точкой схода. В нижней части композиции художник изобразил скелет, лежащий на саркофаге под надписью: «Я был некогда тем, чем вы являетесь, а тем, чем я являюсь, вы еще станете», что придает драматизм главной теме фрески - победе веры над смертью.

Самым масштабным произведением Мазаччо стали фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, написанные в соавторстве с Мазолино да Паникале. Начатые в 1427 году, они долгое время оставались незавершенными (оба художника в 1428 году уехали в Рим), пока Филиппино Липпи около 1484 года не завершил роспись всей капеллы. В этом комплексе Мазаччо приписываются фрески «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Крещение Петром неофитов», «Апостол Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Апостол Петр, распределяющий имущество общины между бедными», «Воскрешение сына антиохийского царя», а также частично - «Исцеление калеки» и «Воскрешение Теофила». Написанные энергичной и смелой рукой, персонажи фресок Мазаччо исполнены героическим духом, что отличает их от хрупких и изящных образов позднеготической живописи. Мощная светотеневая моделировка придает фигурам объемность и полнокровность, они мастерски вписаны в окружающий пейзаж, написанный с учетом световоздушной перспективы.

Художник умер в Риме в 1428 году в возрасте 27 лет, однако то, что он успел сделать, можно без преувеличения назвать революцией в живописи. Имя Мазаччо стоит в одном ряду с такими мастерами, как Брунеллески, Донателло и Гиберти, считающимися основоположниками итальянского Ренессанса.

  1. Художники
  2. "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…

  3. Знаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…

  4. Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на…

  5. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели... Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно…

  6. Основатель собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: "Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь…

  7. Делакруа так начинает исторический очерк о художнике: "Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству". "Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим…

  8. В историю мировой живописи Тёрнер вошел как родоначальник принципиально нового отношения к цвету, создатель редких свето-воздушных эффектов. Знаменитый русский критик В.В. Стасов писал о Тёрнере: "...Будучи около 45 лет от роду, он нашел свою собственную дорогу и совершил тут великие чудеса.…

  9. Блистательному, самобытному художнику XIX - начала XX века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен…

МАЗАЧЧО


«МАЗАЧЧО»

(1401 - ок. 1429)

Творчество Мазаччо открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства. Не будет преувеличением сказать, что наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо дал решающий импульс развитию ренессансного искусства. "...Флорентиец Томазо, прозванный Мазаччо, показал своим совершенным произведением, что те, кто вдохновлялись не природой, учительницей учителей, трудились напрасно", - писал Леонардо да Винчи.

Мазаччо продолжил художественные искания Джотто. "В умении распределять свет и тени, в создании четкой пространственной композиции... Мазаччо намного превосходит Джотто. Кроме того, он первым в живописи изображает обнаженное тело и придает человеку героические черты, возвеличивая человека в его мощи и красоте", - пишет Л. Любимов.

Мазаччо (настоящее имя Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи) родился 21 декабря 1401 года в местечке Сан-Джованни-Вальдарно недалеко от Флоренции. Отец, молодой нотариус Джованни ди Моне Кассаи, умер, когда мальчику исполнилось пять лет. Мать, мона Джакопа, вскоре вторично вышла замуж за пожилого состоятельного аптекаря. Томмазо и его младший брат Джованни, ставший впоследствии также художником, жили с семьей в собственном доме, окруженном небольшим участком земли.

Свое прозвище Мазаччо (от итальянского - мазила) он получил за беспечность и рассеянность.


«МАЗАЧЧО»

Совсем молодым Мазаччо переехал во Флоренцию, где учился в одной из мастерских. В цех врачей и аптекарей, к которому были приписаны также живописцы, он вступил 7 января 1422 года. Еще через два года его приняли в товарищество живописцев св. Луки.

Самое раннее из сохранившегося творческого наследия Мазаччо - картина, написанная около 1424 года для церкви Сант-Амброджо, "Мадонна с младенцем и со св. Анной". Уже здесь он смело ставит те проблемы (композиция, перспектива, моделировка и пропорции человеческого тела), над решением которых будут работать художники на протяжении всего XV столетия.

19 февраля 1426 года в Пизе Мазаччо приступил к созданию за невысокую оплату большого алтарного полиптиха для капеллы, принадлежавшей нотариусу Джулиано ди Колино дель и Скарси в церкви пизанского монастыря Санта-Мария дель Кармине. Его части ныне рассеяны по музеям и собраниям разных стран мира.

Невиданной новизной отличалась эта сцена, передававшая реальное событие в знакомой всем части Флоренции, с массой реальных персонажей, портреты которых были даны среди участников торжества. Характерно, что композиция вызвала не только удивление и восхищение современников, но и упреки в "писании с натуры", т.е. в слишком большом впечатлении реальности, ею производимом. В ней не было украшенности, развлекательности, чуждых строгому стилю Мазаччо.


«МАЗАЧЧО»

Знамеровская пишет: "На центральной доске полиптиха, находящейся в лондонской Национальной галерее, изображена мадонна на троне. Стрельчатое обрамление срезает по бокам верхние части трона, создавая иллюзию открывающегося за аркой пространства, в глубину которого отступает золотой фон. Мадонна сидит тяжело и прочно. Сильного поворота фигуры вправо, выступающих вперед широко расставленных колен, рук, склоненной головы достаточно, чтобы почувствовать трехмерность фигуры и место, занимаемое ею в трехмерной среде. Так же пространственно дан обнаженный младенец на ее колене. То, как трон срезает и частично прячет фигурки двух стоящих по бокам ангелов и как выдвинуты двое других, сидящих на ступеньке, опять усиливает иллюзию глубины..."

Основным трудом всей жизни художника были росписи капеллы Бранкаччи. Во Флоренции, на левом берегу Арно, стоит старинная церковь Санта-Мария дель Кармине. Здесь в 1424 году Мазолино начал роспись капеллы, расположенной в правой части трансепта. Затем работу продолжал Мазаччо, а после его смерти, много лет спустя, закончил Филиппино Липпи.

К бесспорным шедеврам Мазаччо принадлежит "Чудо со статиром", "Изгнание из рая", а также "Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью" и "Св. Петр и св. Иоанн, раздающие милостыню" - фрески из капеллы Бранкаччи, их будут изучать и на них учиться Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.


«МАЗАЧЧО»

В то время как другие живописцы по средневековой традиции изображали человеческие фигуры так, что "ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках" (Вазари), Мазаччо придал им устойчивость. Нагие тела Адама и Евы не только анатомически правильны, но и движения их естественны, позы выразительны. Никогда прежде грехопадение прародителей рода человеческого не было показано столь волнующе и драматично.

"На фоне широкого обобщенно трактованного пейзажа развертывается действие другой знаменитой фрески Мазаччо - "Чудо со статиром". Три различных момента евангельской легенды объединены здесь в одной сцене. В центре большой ярко освещенной группы апостолов - широкоплечих, массивных фигур простых и мужественных людей из народа - стоит Христос в розовом хитоне и синем плаще. Спокойным и величественным жестом руки он умиротворяет спор, возникший между апостолом Петром и сборщиком городской подати, который изображен спиной к зрителю в живой и естественной позе, отчего его диалог со св. Петром - разгневанным могучим старцем - приобретает жизненную убедительность. В глубине слева, у озера, изображен тот же апостол, по велению Христа достающий из пасти пойманной рыбы статир (монету). Вручение монеты сборщику изображено в правой части фрески.

Готическая отвлеченность, свойственная многим итальянским мастерам конца XIV - начала XV века, была наконец преодолена в этих композициях.

В ряде других росписей той же капеллы Мазаччо изображает различные эпизоды из жизни апостола Петра, превращая евангельские легенды в живые выразительные повествования, вводя в них реальные человеческие типы и архитектуру своего времени" (Н.А. Белоусова).

Есть кадастровое свидетельство от июля 1427 года. Из него можно узнать, что Мазаччо весьма скромно жил с матерью, снимая помещение в доме на Виа деи Серви. Он держал лишь часть мастерской, деля ее с другими художниками, имел много долгов.

В 1428 году, не завершив роспись капеллы Бранкаччи, художник уезжает в Рим. Вероятно, его призвал Мазолино, которому понадобился помощник для выполнения больших заказов. Из Рима Мазаччо не вернулся. Внезапная смерть художника в столь молодом возрасте, ему было 28 лет, вызвала толки о том, что он был отравлен из зависти. Эту версию разделял и Вазари, но никаких доказательств ее нет. Как нет точной даты смерти Мазаччо.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Итальянцы всегда являлись одними из самых ярких и значимых представителей разных направлений искусства - от живописи до архитектуры. Кватроченто - наиболее известный период в истории итальянской культуры. Итальянец Мазаччо является представителем этой эпохи и заслуживает внимания по множеству причин.

Ранние годы

Флорентийский художник по имени Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи прославился под псевдонимом Мазаччо. Будущий великий живописец появился на свет в небольшом городке Сан-Джованни-Вальдарно, что под Флоренцией, двадцать первого декабря 1401 года. Детство его было не слишком счастливым - мальчику было всего пять лет, когда его отец умер. Главе семьи было лишь 27 лет. Владелица небольшой гостиницы, мать Мазаччо, снова вышла замуж - ее новым избранником стал местный аптекарь. Когда Томмазо было шестнадцать, умер и его отчим. Так он стал главным кормильцем. Современники отмечают, что Томмазо отличался удивительно мягким и добрым характером, но не слишком внимательно относился к уюту и своей одежде, отчего его и прозвали неуклюжим - именно это псевдоним Мазаччо означает на итальянском.

Начало обучения

В семнадцать лет он отправился учиться живописи во Флоренции. Есть разные мнения о том, кто стал его наставником. Некоторые историки считают, что он обучался у Мариотто ди Кристофано и Мазолино да Паникале, но такая теория не находит подтверждения в хронологии и технике Томмазо - его работы не носят и следа их влияния. Куда более вероятно, что он стал учеником Биччи ди Лоренцо, а также немало общался с Донателло и Брунеллески, величайшими мастерами скульптуры и архитектуры тех времен.

Расцвет карьеры и смерть

В 1424 году обрели настоящую популярность. Художник стал членом гильдии Святого Луки, организации, объединявшей флорентийских мастеров, и начал сотрудничать с Мазолино. Последний был очень известен - его техника нравилась современникам, а стиль аристократической готики с нарядной религиозной сказочностью был одним из ключевых для первой половины пятнадцатого века, поэтому сотрудничество с ним было удачей для Мазаччо. Картины молодого подмастерья повлияли на творчество известного мастера Мазолино - уникальная ситуация, когда ученик изменил манеру работы учителя. К сожалению, талантливому флорентийцу не суждено было прожить долго - как и отец, Томмазо умер в 27 лет. Причина гибели неизвестна - предположение историка Вазари о возможном отравлении было впоследствии опровергнуто, а других документов об этом событии не сохранилось. Известно лишь, что это произошло в Риме и что собратья-художники посчитали это сокрушительной потерей - соответствующую отметку можно найти в записях Брунеллески.

Работа в сотрудничестве с Мазолино

Во время ученичества у более именитого флорентийца появились самые Мазаччо. Например, полотно «Мадонна с младенцем и Святой Анной», о котором все еще не утихают споры - эксперты затрудняются установить, кто в большей мере является автором. Картина была создана около 1424 года для церкви Сант-Амброджо. По мнению искусствоведа Роберто Лонги, Мазолино создал большую часть картины. Мазаччо изобразил и правого ангела, поддерживающего занавес, а остальные части принадлежат кисти его учителя, которому и заказывали полотно. Оригинальной особенностью работы является новая композиция. Находки Мазаччо прослеживаются в невероятной пространственной глубине и необычных положениях тел.

Работы художника в технике фрески

Самый почитаемый во Флоренции вклад в искусство Мазаччо, картины которого стали прорывом в искусстве тех времен, сделал в фресковой манере. Они стали основой его наследия. Самые лучшие картины Мазаччо с названиями «Крещение новообращенных» и «Чудо со статиром» изготавливались для капеллы Санта-Мария-дель-Кармине. Их заказал известный флорентиец Феличе Бранкаччи. Состояние фресок сильно ухудшилось при пожаре 1771 года, но в 1988 их отреставрировали, и сейчас их можно увидеть в первоначальном виде.

Отдельного упоминания заслуживает картина Мазаччо «Изгнание из рая». На ней впервые было изображено человеческое тело с правильными анатомически деталями. Раньше людей изображали со ступнями, не касающимися земли. Совсем иначе изобразил Еву и Адама Мазаччо. Картины «Чудо со статиром» и «Мадонна, щекочущая младенца» тоже достаточно реалистично изображают людей, их композиция наполнена динамикой и смотрится весьма убедительно. Кроме того, в первой живописец нарушил еще один канон - сцены происходящего не идут одна за другой, хотя все и остается очевидным. Удивительное чувство перспективы и умение создавать объемное воздушное пространство не в последнюю очередь стали причинами того, что Мазаччо, картины которого восхищают людей и сейчас, считается одним из главных творцов Кватроченто.

Мазаччо, наряду с его современниками архитектором Брунеллески и скульптором Донателло, относится к величайшим реформатором не только итальянского, но и всего западноевропейского искусства. Его недолгий, продолжавшийся всего около шести лет творческий путь приходится на 1420-е годы, когда в флорентийской живописи еще задавали тон позднеготические мастера и работало последнее поколение так называемых «джоттесков» - эпигонов, выхолостивших дух традиций Джотто. Искусство Мазаччо кажется отделенным от их работ огромной временной дистанцией, настолько глубок переворот, который он совершил в живописи Флоренции и всей Италии.

Прозвище Мазаччо (Большой Мазо, т. е. Томмазо) художник получил от современников, наградивших одновременно живописца Томмазо ди Кристофоро ди Фино, с которым постоянно сотрудничал Мазаччо и у которого он, возможно, учился, прозвищем Мазолино (Маленький Мазо).

Первые дошедшие до нас работы Мазаччо - алтарные картины, входившие в состав многостворчатого алтаря, написанного для церкви Кармине в Пизе, ныне хранящиеся в музеях ряда итальянских городов. Жанр алтарной картины сам по себе наиболее консервативный, требовал следования определенным канонам и обязательного для алтарей золотого фона. Но уже в этих композициях проявляется мощь художественного темперамента Мазаччо, поражает неординарность его решений. Таково входившее в этот полиптих «Распятие» (1426, Неаполь, Музей Каподимонте) с мощно и обобщенно вылепленными контрастами света и тени фигурами распятого Христа, Марии, Иоанна и поразительно экспрессивной фигурой Магдалины в ярко-красном одеянии.

В менее канонической композиции алтаря «Мадонна с Младенцем и Святой Анной» (1424, Флоренция, Галерея Уффици) почти в той же степени, что и пластическая мощь живописной манеры Мазаччо, широта и обобщенность форм, поражает жизненная достоверность, даже некоторая простонародность образов Марии и ее матери Анны.

Главной работой Мазаччо, ставшей этапной для истории итальянского Возрождения, являются росписи небольшой капеллы Бранкаччи флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине (ок. 1425-1428). Работа над фресками была поручена Мазаччо и Мазолино. Последний расписал не сохранившимися до наших дней фресками своды и люнеты капеллы, верхнюю часть правой стены капеллы и создал одну из четырех композиций на алтарной стене. Но доля росписей Мазаччо более значительна: ему принадлежат две большие, расположенные друг над другом в два регистра композиции на левой стене и три из четырех, также расположенных в два регистра, композиции на алтарной стене.

Росписи капеллы Бранкаччи посвящены истории апостола Петра. Но открывают этот цикл две расположенные на больших пилястрах у входа вертикальные композиции, посвященные истории Адама и Евы - «Грехопадение» Мазолино на правой стене и «Изгнание из рая» Мазаччо на левой стене. Эта композиция поражает не только своей драматической силой, огромной жизненной энергией образов, но и мощью, свободою живописного языка Мазаччо. Он работает большой кистью, иногда даже оставляющей следы ворсинок на поверхности фрески, лепит формы мощными контрастами света и тени; обобщенность и экспрессия, с которой написано искаженное криком лицо Евы, может найти аналогии только в европейской живописи гораздо более позднего времени.

Самая большая композиция Мазаччо «Чудо со статиром» расположена в верхнем регистре левой стены капеллы. Ее сюжетом является один из эпизодов Евангелия, повествующий о том, что, когда Христос и его ученики приблизились к воротам города Капернаума, стражник не пустил их, потребовав заплатить подать. По велению Христа апостол Петр отправился на берег озера, выудил там рыбу и в ее внутренностях обнаружил необходимую для уплаты монету - статир.

Огромная фреска Мазаччо совмещает три эпизода легенды: в центре несколько растерянный сборщик подати обращается к стоящим величественным полукругом апостолам; слева, на втором плане Петр потрошит уже пойманную рыбу, справа он же величественно и несколько гневно вручает монету сборщику. Действие разыгрывается на фоне широкой пейзажной панорамы, поражающей своей достоверностью и естественностью. У предшественников Мазаччо пейзаж обычно был условен, обозначался скалистыми горками и деревьями с одинаковыми, похожими на зонтики или шарообразными кронами. В фреске Мазаччо поражает естественность и широкое дыхание осеннего пейзажа с уходящими в глубину плавно ограниченными, чуть размытыми дымкой сизыми громадами гор, сбросившими листья деревьями, бурой землей. Поразительны герои Мазаччо - седобородые старцы, наделенные внешностью простолюдинов черноволосые мужчины, юноши со свежим деревенским румянцем. Полные величия и достоинства, они являют нам целую галерею крупных и ярких характеров. Исследования современных реставраторов показали, что Мазаччо работал над каждой головой целый день, в то время как пейзажный фон в «Чуде со статиром» написан всего за три дня.

Еще одно замечательное новшество Мазаччо - его трактовка света. У его предшественников свет и тени были лишь способом моделировать форму, придавать ей объемность; фигуры и предметы обычно не отбрасывали теней. В «Чуде со статиром» и «Изгнании из рая» свет падает справа (именно там находится реальное окно, освещающее капеллу), фигуры апостолов отбрасывают на землю длинные тени.

Замечательно и решение алтарной стены, где Мазаччо объединяет единой перспективой с одной точкой схода две расположенные справа и слева от окна и небольшого алтаря композиции - «Святой Петр, исцеляющий увечных своей тенью» и «Раздача имущества и смерть Анании». Благодаря этому обе сцены разыгрываются в неком едином пространстве. И в то же время каждая из них изображена в энергичном ракурсе, что делает композицию более динамичной, действие - напряженным, а громады вплотную придвинутых к нам колоссальных домов становятся особенно внушительными.

Особое место в творческом наследии Мазаччо и истории живописи Раннего Возрождения занимает его последняя работа - фреска «Троица» (ок. 1427-1428, Флоренция, церковь Санта Мария Новелла). Эта роспись была заказана Мазаччо знатным флорентийцем Лоренцо Ленци, занимавшим высокий государственный пост гонфалоньера (знаменосца) Справедливости. По-видимому, эта композиция воплощает какую-то достаточно сложную теологическую программу - об этом свидетельствуют написанное на цоколе стены и включенное в композицию фрески изображение саркофага с открытой крышкой, в которой лежит скелет; по мнению некоторых исследователей, это символ «ветхого Адама», бренности человечества. Однако наиболее существенно то, что после полных дыхания жизни фресок капеллы Бранкаччи Мазаччо создал некий эталон идеальной композиции. Это позволяет предположить, что ему не были чужды проблемы теоретического характера, уже интересовавшие в это время художественную среду. Композиция фрески с преклонившими колени у входа в капеллу Лоренцо Ленци и его супругой, распятым Христом и стоящими у подножия Распятия Марией и Иоанном, подобна ступенчатой пирамиде, вписанной в двойное - арочное и прямоугольное - обрамление; увиденный в ракурсе снизу свод капеллы изображен в безупречном перспективном сокращении. Возможно, что в разработке архитектурных мотивов и перспективного построения пространства принял участие архитектор Брунеллески. Так или иначе, эта фреска, завершившая недолгий жизненный путь Мазаччо, стала неким манифестом нового, ренессансного искусства, величественной демонстрацией его эстетических принципов и возможностей.

Ирина Смирнова

Поделиться