Индейцы - знаменитости, лидеры, вожди. О чём предупреждали вожди индейцев северной америки

"У человека, который так долго молчал, наверняка найдётся о чем поговорить."
"Тот, кто идет не в ногу, слышит другой барабан"
"..Эти люди хотят сделать тебя слабым, чтоб держался в их рамочках, выполнял их правила, жил,
как они велят… хотят победить, но ни тем, чтобы самому быть сильнее, а тем, чтобы тебя слабее сделать…"

Кен Кизи "Пролетая над гнездом кукушки"
Трубка мира
Индейца старого морщины,
Сквозь краски пестрые видны,
Вокруг него сидят мужчины,
Почетом все окружены..

Их головных уборов перья,
Колышутся беседе в такт,
И обретают плоть поверья,
В час зажигающий закат…

На шеях бусы амулетов,
Людские кости в них видны,
И скальпы сверженных атлетов,
Они врагам уж не нужны…

И вьется сизым покрывалом,
Дымок душистый табака,
В собранье этом небывалом,
Врагов, чья ненависть крепка..

По кругу мерно ходит трубка,
Кури, судьбу не искушай,
Пока ведь перемирье хрупко…
Еще покурим.
Набивай.
(с)

takamisakari

Когда то давным давно на континенте Абайя Айала жили, воевали, мирились очень разные народы...


Charles Bird King (Чарльз Бёрд Кинг)
Молодой Омаха, Орёл Войны, Маленький Миссури и два воина из племени пауни. 1821.

Вам это название ничего не говорит? А ведь именно так коренные жители нынешней Центральной Америки называли континент задолго до прибытия к его берегам экспедиции Христофора Колумба 12 октября 1492 года.

«Я - красный человек. Если бы Великий Дух желал, чтобы я был белым человеком, он бы сделал меня им в первую очередь. Он вложил в ваши сердца определенные планы, в мое он вложил другие и отличающиеся планы. Каждый человек хорош на своем месте. Орлам не обязательно быть Воронами. Мы бедны, но мы свободны. Ни один белый не направляет наши шаги. Если мы должны умереть, мы умрем защищая наши права». Татанка Йотанке (Сидящий Бык), сиу, 1831-1890


Фешин Николай. Индеец изТаоса

Один из самых распространенных мифов об индейцах -их красный цвет кожи. Когда мы слышим слово «краснокожий», то тут же представляем индейца с раскрашенным лицом и перьями в волосах. Но на самом деле, когда европейцы стали появляться на Североамериканском континенте, они называли местных аборигенов «дикими», «язычниками» или просто «индейцами». Они никогда не употребляли слова «краснокожие». Данный миф придумал в XVIII веке Карл Линней, шведский ученый, который поделил людей на: homo Europeans albescence (человек белый европейский), homo Europeans Americus rubescens (человек красный американский), homo asiaticus fuscus (человек желтый азиатский), homo africanus niger (африканский черный человек). При этом Карл отнес красный цвет лица к боевой раскраске индейцев, а никак не к естественному цвету, но людьми, которые никогда в своей жизни не встречали этих самых раскрашенных личностей, идейцы были навсегда названы «краснокожими». Настоящий цвет кожи индейцев - бледно-коричневый, поэтому сами индейцы стали называть европейцев «бледнолицыми».

Таосский знахарь (1926).

Таосский вождь (1927—1933).

Пьетро (1927—1933).

Индейцы - коренные жители Северной и Южной Америки. Это название они получили из-за исторической ошибки Колумба, который был уверен, что приплыл в Индию. Вот некоторые из самых известных племен:

Абенаки. Это племя жило на территории США и Канады. Абенаки не были оседлыми, что давало им преимущество в войне с ирокезами. Они могли бесшумно растворяться в лесу и неожиданно нападать на врага. Если до колонизации в племени насчитывалось около 80 тыс. индейцев, то после войны с европейцами их осталось меньше одной тысячи. Сейчас их численность достигает 12 тыс., и живут они преимущественно в Квебеке (Канада).

Команчи. Одно из самых воинственных племен южных равнин, насчитывавших некогда 20 тыс. человек. Их храбрость и мужество в боях заставляло врагов относиться к ним уважительно. Команчи первые, кто интенсивно стал использовать лошадей, а также поставлять их другим племенам. Мужчины могли брать себе в жены несколько женщин, но если жена была уличена в измене, ее могли убить или отрезать ей нос. Сегодня команчей осталось около 8 тыс., и проживают они в Техасе, Нью-Мексико и Оклахоме.

Апачи. Кочевое племя, селившееся в Рио-Гранде, а затем переселившееся на юг, в Техас и Мексику. Основным занятием была охота на буйвола, который и стал символом племени (тотемом). Во время войны с испанцами были почти полностью истреблены. В 1743 году вождь апачей заключил с ними перемирие, положив свой топор в яму. Отсюда и пошла крылатая фраза: «зарыть топор войны». Сейчас в Нью-Мексико проживает примерно полторы тысячи потомков апачей.

Чероки. Многочисленное племя (50 тысяч), населявшее склоны Аппалачей. К началу 19 века чероки стали одними из самых культурно развитых племен Северной Америки. В1826 году вождь Секвойя создал слоговую азбуку языка чероки; были открыты бесплатные школы, учителями в которых были представители племени; а самые богатые из них владели плантациями и чернокожими рабами.

Гуроны - племя, насчитывающее в 17 веке 40 тыс. человек и проживавшие в Квебеке и Огайо. Они первыми вступили в торговые отношения с европейцами, и благодаря их посредничеству стала развиваться торговля между французами и другими племенами. На сегодняшний день в Канаде и США проживает около 4 тыс. гуронов.

Могикане - некогда могущественное объединение пяти племен, численностью около 35 тыс. человек. Но уже в начале 17 века в результате кровопролитных войн и эпидемий, их осталось меньше тысячи. В основном они растворились в других племенах, однако небольшая горстка потомков знаменитого племени проживает сегодня в штате Коннектикут.

Ирокезы. Это наиболее известное и воинственное племя Северной Америки. Благодаря способностям к изучению языков, они успешно вели торговлю с европейцами. Отличительная особенность ирокезов - их маски с крючковатым носом, которые были призваны защищать хозяина и его семью от болезней.

Это карта расселения индейских племен, крупных и мелких. В состав одного крупного племени могут входить несколько мелких. Тогда индейцы называют это "союзом". Например, "союз пяти племен" и т. д.

Очередное исследование, посвященное расселению человека по планете, обернулось сенсацией: оказалось, что прародиной индейцев является Алтай. Об этом ученые говорили еще сто лет назад, но только сейчас антропологи из университета Пенсильвании совместно с коллегами из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН смогли представить доказательства этой смелой гипотезы. Они взяли образцы ДНК у индейцев и сравнили их с генетическим материалом алтайцев. И у тех и у других обнаружили редкую мутацию в Y-хромосоме, передающейся от отца к сыну. Определив примерную скорость мутации, ученые поняли, что генетическое расхождение народностей произошло 13—14 тысяч лет назад — к тому времени предки индейцев уже должны были преодолеть «Берингов» перешеек, чтобы обосноваться на территории современных США и Канады. Теперь ученым предстоит выяснить, что заставило их сняться с комфортного с точки зрения охоты и обитания места и пуститься в дальнее и опасное путешествие.

Alfredo Rodriguez .

Kirby Sattler.

George Catlin (1796-1872).

Iron Horn (Blackfeet Indian) (Бизонье сало - главный вождь черноногих индейцев. 1832).

Little Bear Hunkpapa Brave.

The White Cloud, Head Chief of the Iowas (Белое облако - главный вождь индейцев айова).

Robert Griffing.

A Mountain Ute.(Наследие. Индеец из племени горных юта. 1976).

Пауни. 1991.

Charles Frizzell.

Pow-WowSinger.

To-mak-us, Томахас, воин каюсов.

Портрет Омоксесисиксани (Omoxesisixany) или Большого Змея, вождя черноногих индейцев.

Cun-Ne-Wa-Bum, Тот, Кто Смотрит На Звёзды.

Kee-A-Kee-Ka-Sa-Coo-Way, Тот Кто Издаёт Боевой Клич, воин степных кри.

William Ahrendt-Two-Moons Две Луны, вождь северных чейеннов.

Elbridge Ayer Burbank - Chief Joseph (Nez Perce Indian).

Elbridge Ayer Burbank - Ho-Mo-Vi (Hopi Indian).

Karl Bodmer - Chief Mato-tope (Mandan Indian.

Gilbert Stuart Chief Thayendanega (Mohawk Indian).

Ma-tu, Pomo Medicine Man, painting by Grace Carpenter Hudson.

Eanger Irving Couse.

Ниже работы художника с ником Венделин (

Перед вами - уникальная коллекция фотографий американских индейцев, сделанных в конце XIX - начале ХХ века. Специалистам удалось не только восстановить старые снимки, но и придать им цвет. Благодаря им, мы теперь можем теперь увидеть индейских вождей и воинов такими, какими они были на самом деле!

Поррум и Педро ил племени юта, 1899 год. Юта были большим племенем, жившим в горных районах Колорадо, Юты, Вайоминга, на востоке Невады и в северной части Нью-Мехико. Индейцы юта были умелыми охотниками. После того, как в XVII веке они стали охотиться на лошадях, они прослыли мастерами в охоте на крупного зверя, особенно на бизонов. Кроме того, юта славились как храбрые и жестокие воины. Испанцы часто говорили об их великолепной физической форме и умении переносить любые лишения. Все индейцы юта были всегда готовы к бою, даже женщины и дети без колебаний вставали на защиту своего лагеря.

Питер Высокий Мандан, внук Длинного Мандана. 1900. Племя сиу - одно из известнейших индейских племен, жило на Великих Равнинах Миннесоты. Сиу славились как яростные и безжалостные воины, легенды о самых грандиозных сражениях племени передавались из поколения в поколение.

Белый Человек из Железа, сиу, 1900. Несмотря на свою воинственность, сиу придавали большое значение духовному развитию человека. Главным в своей жизни они считали семью и воспитание детей.

Сидящий Орел, племя кроу, начало ХХ века. Кроу были искуснейшими всадниками, поражавшими зрителей умением удержаться на скачущей лошади, вися практически у нее на брюхе. Умение хорошо держаться на коне помогало индейцам в охоте.

Попатрикаш ("Равнинная Сова"), племя кроу, начало ХХ века. Одежда племени кроу отличалась особой затейливостью, а в искусстве вышивки бисером им не было равных среди индейцев. Они затейливо расшивали бисером не только одежду, но и конскую сбрую, превращая ее в произведение искусства.

Виви Йокпа, она же Мэри Эльманико, племя пассакмакуоди, 1913 год. Племя пассамакуоди несколько тысячелетий жило на северо-востоке США и стало первым племенем американских индейцев, встретившимся с европейскими переселенцами в XVII веке.

Ке-ва-ко (Добрый Лис), племя пауни, 1902 год. Пауни славились силой и стойкостью в бою. Подтверждая свою воинственную репутацию, пауни традиционно служили в американской армии, участвуя во всех конфликтах, начиная с 1622 года.

Желтое Перо, племя марикопа. Марикопа, жители Аризоны, не были воинственны, в отличие от большинства индейских племен. Они возделывали землю и славились как искусные ремесленники. Особую известность им принесло плетение корзин, изготовление тканей и глиняной посуды.

Грозовое Облако, племя черноногих. Племя черноногих проживало в Монтане, Айдахо и на территории канадской провинции Альберта. Их главным промыслом была охота на бизонов. Когда к концу XIX века белые колонизаторы практически уничтожили бизонов, тысячи членов племени черноногих умерли с голоду. Женщины племени славились искусностью в вышивке и изготовлении бус. Но еще больше черноногие славились своей неуживчивостью, из-за которой постоянно конфликтовали с соседними племенами.

Приветствую, дорогие друзья. На связи Артур Быков и я хотел порадовать вас новым видео уроком. Однако, мне попалась под руку статья (письмо) вождя племени индейцев. Мне очень понравилась его философия и цитаты. Поэтому видео выложу завтра, а сегодня рекомендую приобщиться к культуре коренных жителей Америки (приготовьтесь, там очень много букв)!

Речь индейского вождя Сиэтла в 1854 году

«Великий Вождь из Вашингтона извещает, что желает купить нашу землю. Великий Вождь также посылает нам весть дружбы и доброй воли. Он очень добр, ибо мы знаем, что наша дружба - слишком малая плата за его расположение. Однако, мы обдумаем Ваше предложение, ибо понимаем, что если не продадим землю, бледнолицый придет с ружьями и отберет ее силой.

Как вы сможете купить небо или тепло земли? Эта мысль нам непонятна.
Если мы не распоряжаемся свежестью воздуха и всплесками воды, то как вы можете купить их у нас?

Для моего народа каждая пядь этой земли священна. Каждая сверкающая сосновая шишка, каждый песчаный берег, каждый клочок тумана в темном лесу, каждая поляна и каждая жужжащая мошка - все они святы для памяти и чувств моего народа. Сок, текущий в стволах деревьев, несет в себе память краснокожих.

Вступив на путь среди звезд, усопшие бледнолицые забывают страну своего рождения. Наши усопшие никогда не забывают этой прекрасной земли, ибо она - мать краснокожих. Мы - часть этой земли, и она часть нас самих. Душистые цветы - наши сестры, олень, конь, большой орел - наши братья. Горные вершины, сочные луга, теплое тело мустанга и человек - все они одна семья.

Когда Великий вождь из Вашингтона говорит, что хочет купить у нас землю, он требует от нас слишком многого. Великий вождь извещает, что он оставит нам место, чтобы мы жили в удобстве. Он станет нам отцом, а мы станем его детьми. Но все не так просто, ибо для нас эта земля - священна.

Эта сверкающая вода, текущая в ручьях и реках, - не просто вода, а кровь наших предков. Если мы продадим вам землю, вы должны помнить, что она священна. Вы должны учить своих детей тому, что она священна, и любой призрачный отблеск в чистых водах озер повествует о делах жизни и памяти моего народа. Журчание воды - это голос отца моего народа. Реки - наши братья, они утоляют нашу жажду.

Реки переносят наши каноэ и кормят наших детей. Если мы продадим вам землю, вы должны помнить и учить ваших детей, что реки - наши братья и ваши братья; и впредь вы должны относиться к рекам с той же добротой, с какой относитесь к своему брату.

//////////////////
Вам может быть интересно почитать статью .
//////////////////

Краснокожий всегда отступал перед идущим вперед бледнолицым, как горный туман отступает перед утренним солнцем. Но прах наших отцов свят. Их могилы - священные места, и поэтому эти холмы, деревья и участки земли стали для нас святыми. Мы знаем, что бледнолицый не принимает наших мыслей.

Для него один участок земли ничем не отличается от другого, ибо он - чужак, который приходит ночью и берет от земли все, что захочет. Для него земля не брат, а враг, и он идет вперед, покоряя ее. Он оставляет могилы отцов позади, но это его не заботит. Он забывает о могилах отцов и о правах своих детей. Он относится к своей матери-земле и к своему брату-небу как к вещам, которые можно купить, ограбить и продать, как овцу или яркие бусы. Его жадность пожирает землю и оставляет за собой пустыню.

Я не понимаю: Наши мысли отличны от ваших. Зрелище ваших городов - боль для взора краснокожего. Возможно, что так происходит потому, что краснокожие - дикари, и они многого не понимают. В городах бледнолицего нет тишины. В них нет такого места, где можно послушать, как весной распускаются почки, как шелестят крылья насекомых.

Возможно, что я просто дикарь и многого не понимаю. Мне кажется, что шум только оскорбляет слух. Разве это жизнь, если человек не может расслышать одинокий крик блуждающего огонька или ночной спор лягушек у пруда? Я - краснокожий, я многого не понимаю. Индейцы предпочитают мягкое звучание ветра над водами пруда, запах этого ветра, омытого полуденным дождем и пропитанного ароматом сосновой смолы.

Для краснокожего воздух - сокровище, ибо одним (им) дышит все живое: и зверь, и дерево, и человек дышат одним дыханием. Бледнолицый не замечает воздуха, которым дышит. Он не ощущает зловония, как человек, который умирает уже много дней.

Но если мы продадим вам свою землю, вы должны помнить, что для нас воздух - сокровище, что воздух делится своим духом со всем живым. Тот ветер, который вдохнул дыхание в наших дедов, принимает их последний вздох. И поэтому ветру предстоит наполнить духом жизни наших детей. Если мы продадим вам свою землю, вы должны держаться в стороне от нее и относиться к ней как священной, как к тому месту, куда даже бледнолицый, сможет прийти, чтобы ощутить вкус ветра, сладкий от луговых цветов.

Мы обдумаем ваше предложение купить нашу землю. Если мы решим принять его, я поставлю одно условие: бледнолицый должен относиться к животным этой земли как к своим братьям. Я - дикарь, я не могу думать иначе. Я видел тысячи мертвых бизонов в прериях - их оставил бледнолицый, стрелявший из проходившего мимо поезда.

Я - дикарь, и я не могу понять, как дымящийся железный конь может быть важнее бизона, которого мы убиваем, только оказавшись на краю гибели. Что будет с человеком, если не станет зверей? Если все звери погибнут, люди умрут от полного одиночества духа. Чтобы ни случилось с животными, это случается с человеком. Все взаимосвязано.

Вы должны учить своих детей тому, что земля у их ног - прах наших предков. Тогда они будут почить землю, в которой кроются жизни нашего рода. Учите своих детей тому, чему учим своих детей мы, а говорим им, что земля - наша мать. Что бы ни случилось с землей, это случается и с ее детьми.

Когда человек плюет на землю, он плюет в самого себя.

//////////////////
Также читайте статью .
//////////////////

Вот что мы знаем: не земля принадлежит человеку, а человек принадлежит земле, Вот что мы знаем: все в мире взаимосвязано, как кровь, которая объединяет целый род. Все взаимосвязано. Чтобы ни случалось с землей, это случается с ее детьми. Не человек плетет паутину жизни, он лишь одна нить в ней. Если он делает что-то с паутиной, то делает это и самим собой.

И все же мы обдумаем ваше предложение уйти в ту резервацию, которую вы приготовили для моего народа. Мы будем жить в стороне от вас, мы будем жить спокойно. Не так уж важно, где мы проведем остаток своих дней.

Наши дети уже видели своих отцов униженными поражением. Наши воины уже ощутили стыд. После поражения их жизнь обернулась праздностью, и они губят свои тела сладкой пищей и крепкими напитками. Не так уж важно, где мы проведем остаток своих дней, их осталось не так много. Лишь несколько часов, всего несколько зим, и не останется ни одного сына великих племен, которые когда-то так любили эту землю и которые сейчас скитаются малыми группами в лесах. Никто не сможет оплакивать тот народ, который когда-то был столь же могуч и полон надежд, как ваш. Зачем же мне оплакивать смерть своего народа? Племя - это всего лишь люди, ничего больше. Люди приходят и уходят как морские волны.

Даже бледнолицый, чей Бог идет рядом и говорит с ним, как друг, не может избежать всеобщей судьбы. В конце концов, быть может, мы еще станем братьями - посмотрим. Но мы знаем нечто такое, что бледнолицему предстоит когда-нибудь узнать: у нас с вами один Бог. Сейчас вы считаете, что владеете своим Богом точно так же, как хотите овладеть нашей землей, но это не так. Он - Бог всех людей и равно сострадает и краснокожим, и бледнолицым. Для Него эта земля - сокровище, и причинять вред этой земле означает поднимать руку на ее Творца. Бледнолицые тоже уйдут, хотя быть может позже, чем остальные племена. Продолжайте пачкать свое ложе, и однажды ночью вы задохнетесь в собственных отбросах. Но в своей гибели вы будете ярко пылать, объятым племенем мощи Бога, который привел вас господством над этой землей и над краснокожими.

Для нас такая судьба - загадка, ибо мы не понимаем, зачем нужно убивать бизонов, зачем приручать диких лошадей, зачем нарушать таинственные думы леса тяжелым запахом толпы людей, зачем пятнать склоны холмов говорящими проводами.

Где заросли? Их нет. Где орел? Его нет. Почему нужно прощаться с быстрым пони и охотой? Это - конец жизни и начало выживания.

Мы обдумаем ваше предложение купить нашу землю. Если мы согласимся, то будем в безопасности обещанной вами резервации. Там мы сможем прожить короткий остаток своих дней так, как захочется нам. Когда с этой земли исчезнет последний краснокожий, а памятью о нем будет только тень облака, парящего над прерией, в этих берегах и лесах по-прежнему сохранится дух моего народа, ибо он любит эту землю, как новорожденный любит сердцебиение своей матери. Если мы продадим вам эту землю, любите ее так, как любим ее мы. Заботьтесь о ней так, как заботились о ней мы.

Сохраните в своей памяти вид этой земли, какой она была, когда вы забрали ее. И всеми своими силами, всеми своими мыслями, всем сердцем сберегите ее для своих детей - и любите ее так: как Бог любит всех нас.
Мы знаем одно: у нас с вами один Бог. Для Него эта земля - сокровище.

Даже бледнолицым не избежать всеобщей судьбы. В конце концов мы еще можем стать братьями. Посмотрим.» (индейский вождь Сиэтл).

//////////////////
Возможно вас заинтересует статья .
//////////////////

_______________
Цитаты индейских вождей
_______________

(Эти высказывания принадлежат Сидячему Быку, Белому Облаку, Сизтлу и другим знаменитым вождям североамериканских индейцев XIX века):

«Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей».

«В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет – они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек».

«Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания – это прошлое. Мудрость – это будущее».

«Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о Боге».

«Одно «возьми» лучше двух «я отдам»».

«Не нужно много слов, чтобы сказать правду».

«Хороший человек видит хорошие знаки».

«Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун».

«Сначала посмотри на следы своих мокасинов, прежде чем судить о недостатках других людей».

«Прежде чем любить, научись ходить по снегу, не оставляя следов».

«Смерти нет. Есть только переход между мирами».

«Те, кто ложатся с собаками – встают с блохами».

«Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правильное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правильное».

«Мой сын никогда не займется земледелием. Тот, кто работает на земле, не видит снов, а мудрость приходит к нам во снах».

«Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате».

//////////////////
Вам будет полезно почитать статью .
//////////////////

«Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».

«Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая».
«Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой».

«Для того чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни».

«Для того чтоб понять про себя, пообщайся с камнем в горах…».

«Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади – слезай!».

«Когда Великий Дух дает новый день, он посылает его всему».

«Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви».

«Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждете вы, что она нагуляет силу?».

«Даже твое молчание может быть частью молитвы».

«Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?».

«Есть много способов пахнуть скунсом».

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию – и я пойму».

«Старое время было чудесным. Старики сидели под солнцем у порога своего дома и играли с детьми до тех пор, пока солнце не погружало их в дрему. Старики играли с детьми каждый день. А в какой-то момент они просто не просыпались».

«Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия».

«Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым».

«Правда – это то, во что люди верят».

«Даже маленькая мышь имеет право на ярость».

«Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено. В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить».

«Тот, кто рассказывает истории, правит миром».

«У воды нет волос».

«Лягушка не выпивает пруд, в котором живет».
«Ветер, давший нашим дедам их первое дыхание, получает и их последний вздох, и ветер также должен дать нашим детям дух жизни».

«О Великий Дух, чей голос я слышу в ветрах, я прихожу к тебе, как один из множества твоих детей. Мне нужны твоя сила и мудрость. Сделай меня сильным не для возвышения над моим братом, но для победы над моим величайшим врагом – самим собой».

«Я был на краю земли. Я был на краю вод. Я был на краю неба. Я был на краю гор. Я не нашел никого, кто не был бы моим другом».

«Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели».

«Ворон кричит не потому, что предвещает беду, а потому, что в кустах враги».

«Помни, что человек тоже животное, только умное».

«Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах».

«Человек должен сам сделать свои стрелы».

«У белого человека слишком много начальников».

«У всего в мире – своя песня».

«Надо мной – красота, подо мной – красота. И когда я покину тело – я тоже пойду тропой красоты».

«Ребёнок – гость в твоём доме – накорми, выучи и отпусти».

«Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца».

«Говори с детьми, когда они едят, и сказанное тобою останется, даже когда ты уйдешь».

«Когда видишь, что гремучая змея готовится к удару – бей первым».

«Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит».

«Белый человек жаден. В кармане он носит холщовую тряпку, в которую высмаркивает свой нос – как будто боится, что может высморкать и упустить что-то очень ценное».

«Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеется».

«Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора».

«Даже мёртвая рыба может плыть по течению».

«У души не будет радуги, если в глазах не было слез».

«Жизнь течет изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной».

«Все на земле имеет свою цель, каждая болезнь – лекарство, которое лечит ее, а каждый человек – предназначение».

«Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверями, случается и с человеком».

«Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда».

«Если ты будешь говорить с совами или змеями, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится».

«Родина там, где тебе хорошо».

«Не всегда враг является врагом, а друг – другом».

«Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал».

И вот почему то именно эта тема вспомнилась мне, когда я читал нижеследующую историю.

История советского летчика Ивана Даценко, на первый взгляд, может показаться фантастической, уж слишком много в ней загадок. Герой советской авиации не вернулся назад в один из боевых вылетов и был признан пропавшим без вести, а, спустя много лет, советская делегация повстречалась с ним в Канаде в резервации местных индейцев. Иван к тому времени получил новое имя "Пронзающий Огонь" и стал вождем племени аборигенов.

Давайте узнаем подробности этой истории или легенды...

Историю спасения Ивана Даценко принято относить к числу легенд, поскольку прямых доказательств того, что Герой Советского Союза прожил остаток своей жизни за океаном, - нет. В войну Иван проявил себя отважным летчиком, командовал авиационной эскадрильей. Выходец из Полтавской области начал войну 22 июня 1941 года, официальной датой его смерти считается день последнего боевого вылета - 10 апреля 1944 года. Несмотря на это, бытует мнение, что все сложилось совсем иначе.

В официальном заключении о смерти значится, что Иван Даценко погиб при бомбардировке жд/станции Львов-2, оккупированной немцами. По неподтвержденной версии пилоту удалось выпрыгнуть из горевшего самолета, после чего, приземлившись, он попал в немецкий плен. Судя по всему, украинец совершил побег, был задержан сотрудниками "Смерша", осужден и пошел по этапу. В дороге - сбежал и каким-то чудом пробрался в Канаду. Существует и другая версия: Иван был советским шпионом и выполнял служебное задание в стране кленового листа.

Однополчанин Даценко, Герой Советского Союза Алексей Кот свидетельствовал, что лично наблюдал гибель экипажа бомбардировщика, пилотируемого командиром звена Даценко в ночном небе над железнодорожной станцией Львов-2. "Мы повторили налет, - писал Кот в послевоенных мемуарах. - На железнодорожных путях горели вагоны, взрывались склады с горючим <…> В этом налете в числе других цель освещал экипаж Ивана Даценко. Когда самолет, сбросивший САБы [светящие авиационные бомбы] поймали несколько прожекторов, сердце у меня замерло. Фейерверки разрывов окрасили небо в багровый цвет, но летчик вел самолет по боевому курсу сквозь огненный вихрь. И вдруг раздался взрыв. Видимо, снаряд, а может и не один, попал в бензобак. Во все стороны разлетелись пылающие обломки. Многие из тех, кто был в это время в районе цели, видели эту страшную картину. Никто из членов экипажа не успел воспользоваться парашютом…" (Кот А. Н. На дальних маршрутах. Киев, 1983. С. 47).

Фото 5.


В то же время заместитель штурмана 10-го Краснознаменного Сталинградско-Катовицкого дальнебомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза Николай Гунбин в своих воспоминаниях утверждал, что никто не знал подробностей гибели экипажа и в полку ждали его возвращения до самого конца войны (Гунбин Н. А. В грозовом небе. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1984. С. 187). Еще один сослуживец Героя, бывший начальник медслужбы полка Владимир Тверденко, в 1967 году написал письмо в политотдел Оренбургского высшего военного авиационного училища, где до войны учился Даценко. Он просил сообщить, не появились ли какие-либо сведения о судьбе однополчанина после того, как он не вернулся с боевого задания.

Тем самым он косвенно подтвердил слова Гунбина, что многие из тех, кто служил и воевал бок о бок с Даценко, так и не сумели примириться с мыслью о его гибели и продолжали надеяться на чудо. Ведь летом 1942 года Даценко и члены экипажа в аналогичной ситуации сумели прыгнуть с парашютами из охваченного огнем подбитого бомбардировщика, а затем дойти до своих. Политотдельцы ничем не смогли порадовать медика: свидетельства нескольких бывших летчиков и штурманов дальнебомбардировочного авиационного полка, собранные ими, неизменно заканчивались тем, что 18 апреля 1944-го Даценко погиб смертью храбрых.

Однако в том же 1967 году появилась информация, заставившая усомниться в этом.

Фото 3.


Пронзающий Огонь вместе со своим племенем.

Как бы там ни было, впервые Ивана обнаружил эстрадный танцор Махмуд Эсамбаев.

В 1967 году в Канаду на выставку "Экспо-67" прибыла официальная советская делегация во главе с первым заместителем Председателя Совмина СССР Дмитрием Полянским, в которую входила группа артистов московских театров, в том числе известный танцовщик Махмуд Эсамбаев. По его просьбе в программу визита была включена поездка делегации в резервацию индейского племени мохавков для ознакомления с их ритуальными танцами. После возвращения в Москву Эсамбаев обнародовал сенсационные подробности визита в индейскую деревню. По словам танцовщика, вождь племени по имени Пронизывающий Огонь встретил его словами "Здоровеньки булы!", а потом пригласил его в вигвам, где они пили "горилку" и пели украинские песни.

Вождь представился артисту Иваном Ивановичем Даценко с Полтавщины. После возвращения в СССР Эсамбаев послал вождю набор открыток с видами Украины и получил ответное письмо. О "вожде краснокожих" с полтавскими корнями Эсамбаев поведал, в частности, в интервью журналу "Советский экран", а будучи на гастролях в Полтаве рассказал о своей встрече с человеком по имени Даценко в областном комитете партии.

Фото 4.


Среди индейцев Иван Даценко получил имя Пронзающий Огонь.

В разные годы были опубликованы также свидетельства еще нескольких членов тогдашней делегации. Герой Социалистического Труда из Белоруссии Зинаида Горячко, например, обратила внимание, что вождь долго не сводил глаз с ее Золотой Звезды и вдруг молча показал пальцем на свою грудь. Горячко решила, что он просит подарить ему свою Звезду. "Нет, нет", - ответила она. И ей показалось, что он, отходя от нее, тихо сказал по-русски: "Жаль…" (С. Лицкевич. "Луч" судьбы". Газета "Советская Белоруссия". № 14, 24 января 2006).
В 1997 году расследование этой необычной истории предпринял журналист "Известий" Эдуард Поляновский. Он пришел к выводу, что Пронизывающий Огонь и летчик Даценко - разные люди.

При этом газетчик сослался на Эсамбаева, который сказал ему, что вождь, назвавшийся Даценко, действительно имел полтавские корни, но никогда не жил в СССР, а в 1967 году ему было всего около 30 лет. Между тем эти данные противоречат утверждению участницы посещения резервации мохавков Н. Ф. Чугуновой, которая подчеркнула, что на "вид ему [вождю] лет 50, но он сохранил горделивую молодую осанку <…>, офицерскую выправку и стать". Ей также удалось сфотографироваться с ним, и в дальнейшем эта фотография стала предметом для сравнительного исследования, которое предприняла редакция телепередачи "Жди меня" по просьбе племянницы летчика Ольги Рубан. Известный эксперт-криминалист Московского института судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин, сопоставив ее с фотографией летчика, констатировал, что "масштабное наложение двух фото позволило установить полную аппликацию основных, неизменных на протяжении жизни параметров лица: спинки носа, линии смыкания губ и контура подбородка", т. е. на обоих снимках изображено одно и то же лицо.

Историей "второй жизни" авиатора заинтересовался и военный судья в отставке, полковник юстиции запаса Вячеслав Звягинцев. По его мнению, исчезновение фамилии Героя Советского Союза Даценко из Книги памяти и отмена увековечивания его имени в названии деревни могли быть связаны с итогами выяснения личности необычного вождя со стороны КГБ в 1967 году. Представитель этого ведомства, по принятому в СССР обыкновению, сопровождал советскую делегацию за рубеж и не мог не доложить по команде о контактах членов делегации с вождем племени родом с Украины. В ходе дальнейших проверок "компетентный орган" идентифицировал вождя по имени Пронизывающий Огонь с Героем Советского Союза Иваном Даценко. Звягинцев также заметил, что примерно в тот же период Эсамбаев вдруг начал уклоняться от вопросов журналистов, касавшихся обстоятельств визита в индейскую резервацию.

Много лет спустя, найти Ивана пыталась его племянница, заручившись для этого поддержкой программы "Жди меня". К сожалению, явных результатов достичь не удалось: Эсамбаев к тому времени уже ушел из жизни, Джон Маккомбер (канадское имя Ивана) тоже умер, а оставшихся после него двух детей найти не удалось. Ныне резервация в Канаде расформирована, индейцы разъехались в разные части страны.

Этот снимок вождя индейского племени сделали в 1967 году члены советской делегации, приезжавшие на всемирную выставку «Экспо-67» (фото gazeta.ua)

— Я прочла о том, что Эсамбаев встречал в Канаде моего дядю, только через несколько лет после опубликования его интервью, — рассказывает «ФАКТАМ» племянница Даценко 66-летняя Ольга Рубан из Полтавы. — Бросилась искать Махмуда Алисултановича. Но он к тому времени уже умер. Тогда я позвонила журналисту Чекалину, который готовил с ним интервью. Корреспондент заверил, что в статье все так, как рассказал прославленный танцор, сохранилась кассета с диктофонной записью.

Со слов журналиста следовало, что он пошел на «военную» хитрость: взял бутылочку хорошего коньяка и напросился вечером в гости к Эсамбаеву, когда тот приезжал в Харьков. После пары рюмок Чекалин включил диктофон. Тут нужно сказать, что знаменитый танцовщик и до этого рассказывал журналистам о вожде-украинце, но ни разу не сообщал его фамилию. А за бутылкой коньяка — назвал. Есть люди, которые считают свидетельства Эсамбаева выдумкой. Откуда он мог знать о Герое Советского Союза летчике Иване Даценко? Я окончательно убедилась в правдивости его рассказа, когда в телепередаче Игоря Кваши и Марии Шукшиной «Жди меня» показали сюжет о моем дяде, после чего откликнулись несколько участниц советской делегации на выставке «Экспо-67», которые ездили с Махмудом Алисултановичем в резервацию и тоже видели вождя, говорившего на украинском и русском.

Они привезли на съемки передачи фотографии, запечатлевшие моего дядю в индейской одежде. Рассказали, что вождь лично провел для советской группы экскурсию по музею быта индейцев. Но о подробностях своей удивительной жизни не распространялся. Фотографии вождя и гвардии капитана Ивана Даценко телевизионщики передали в Институт судебно-медицинских экспертиз. Вывод экспертов: на снимках запечатлен один и тот же человек. Мама тоже признала в вожде своего брата.

Журналистам удалось разыскать дипломата из Москвы Владимира Семенова, который в 1967-м был советником посла СССР в Канаде. Он рассказал, что экскурсию в резервацию индейцев сопровождал лично посол Иван Шпедько. Он прихватил с собой бутылку украинской горилки, чтобы подарить индейцам как сувенир. Вернувшись, Шпедько рассказал: «Когда я вручил вождю племени горилку, он изменился в лице, а сам заговорил со мной
на украинском языке. Я был изумлен: надо же было хохлу затесаться в племя индейцев, да еще стать вождем!» По словам Семенова, посол не пытался продолжить контакты с этим человеком, ведь в те времена подобная инициатива могла стоить дипломату карьеры.
*Ольга Рубан дала своей маме слово найти могилу дяди Ивана в Канаде и высыпать на нее горсть украинской земли

— В редакцию «Жди меня» из Украины прислали стенограмму Всесоюзного совещания работников культуры, состоявшегося в марте 1991 года в Житомире, — продолжает Ольга Рубан. — В этом документе записан рассказ Эсамбаева о поездке в резервацию.

Фото 7.


Иван Даценко: советский летчик, ставший вождем индейского племени.

«Во время проведения «Экспо-67» мое выступление в Оттаве видел премьер-министр Канады Лестер Пирсон, — вспоминал танцор Махмуд Эсамбаев. — После концерта он подошел с вопросом: «Мистер Эсамбаев, что бы вы хотели увезти из нашей страны на память?» — «Меня интересуют танцы народов мира. Поэтому хотел бы увидеть, как танцуют индейцы». — «Пожалуйста». Мы приехали в резервацию в выходной. На моих глазах одновременно танцевали человек 800-900: мужчины, женщины, дети. Я спрашиваю: «А где вождь?» И тут вижу: идет крепкого телосложения мужчина. Оказалось, это и был предводитель племени. Ростом он с меня, может, немного выше. На голове праздничный убор из перьев. Рядом с ним была красавица-жена, индианка.

Он поклонился мне и говорит: «Здоровеньки булы. Счастлив вас приветствовать. Будь ласка до моей хижины».

— «Вы что, по-украински говорите?!» — «Так я украинец. Наш батько (предыдущий вождь племени. — Авт.) 12 рокив назад помер. Жинка моя — его дочка». И я пошел к нему в дом. У вождя четыре сына. Его жена могла говорить по-украински, дети — тоже. Поели, и вождь запел «Розпрягайте, хлопцi, коней». Пели его жена и дети — как в украинской хате. У хозяина навернулись на глаза слезы. Спрашиваю: «А вы откуда?» — «З-пид Полтавы». Звали его Иван Даценко. Но в племени он носил индейское имя. Когда я приехал в Полтаву, зашел к первому секретарю, рассказал об этой встрече. Он предложил: «Махмуд, расскажи всему обкому».

Фото 8.

«На счету Даценко 283 боевых вылета, из них 265 — ночных»

— Как раз в это время по инициативе военного летчика майора в отставке Лазуткина и других фронтовиков, которые воевали вместе с моим дядей, наше село Чернечий Яр Диканьковского района хотели переименовать в Даценковское, — продолжает Ольга Васильевна. — Даже привезли огромный камень для обелиска. Но вдруг дело спустили на тормозах, камень увезли. Возможно, причиной тому стала встреча в Канаде советских граждан с Иваном Даценко. Не секрет, что в те времена в состав делегаций, отправлявшихся за рубеж, обязательно включали сотрудника КГБ. Так что компетентные органы не могли не знать о вожде-украинце.

— Как получилось, что Иван Даценко оказался в Канаде?

— Это пока загадка. Его самолет был сбит во время ночной бомбардировки железнодорожной станции «Львов-2» в апреле 1944 года. На борту были еще три человека — двое членов экипажа Светлов и Безобразов, а также начальник политотдела Завирухин, решивший слетать на боевое задание. Они сбрасывали на парашютах особые бомбы, которые не взрывались, а освещали цель для остальных бомбардировщиков. Немецким зенитчикам удалось поймать лучами прожекторов и сбить машину Даценко. Она взорвалась в воздухе. Летевший следом пилот Николай Жуган якобы видел, что Иван успел выпрыгнуть с парашютом. Об этом Жуган написал моей маме (письмо сохранилось). Как бы там ни было, тело дяди Вани не нашли. Считалось, что он пропал без вести при выполнении боевого задания. Вероятно, Даценко попал в плен, а после войны решил не возвращаться на родину, где мог запросто оказаться в лагере.

Советские власти хотели было переименовать в честь Героя Советского Союза Ивана Даценко его родное село Чернечий Яр, но отказались от этой идеи после того, как стало известно, что он выжил и перебрался в Канаду

Фото 9.


Племянница держит в руках фото Ивана Даценко.

— Иван Даценко учился в нашей школе, поэтому мы бережно храним память о нем, — рассказывает завуч школы в селе Большие Будища Ярослава Городницкая. — Среди собранных материалов есть воспоминания британского офицера украинского происхождения Виктора Роенко. Будучи в Канаде, он заблудился в лесу в штате Онтарио. Вышел к лесному ручью, возле которого играли дети. Офицер был поражен, услыхав, что они говорят по-украински. Ребятишки привели его к своему отцу, вождю племени. Возле вигвама росли подсолнухи, чернобривцы. Вождь говорил с Роенко по-украински. Но много о себе не рассказывал.

Ивану Даценко было 11 лет, когда умерла его мама. Отец женился во второй раз. Мачеха оказалась женщиной сердечной. Старожилы говорят, что она любила Ваню. У него были брат Василий и сестра Дарья. Семья пережила коллективизацию и ужас Голодомора: пекли коржики из растертых в муку желудей, ловили воробьев... Помогало им то, что отец был не только хлеборобом, но и портным. После окончания школы Иван выучился на ветеринара. По распределению попал на Урал. Вскоре его призвали в Красную армию. Все, кто знал, говорят, что он вырос сильным, стройным парнем с характером лидера. Тогда очень популярным среди молодежи была профессия летчика, и Ваня написал заявление в летное училище.

— Хотя вся родня в письмах отговаривала его от этого шага, — добавляет Ольга Рубан. — В 1939 году умер его отец, мой дед. Родственники решили Ивану об этом не сообщать. Дело в том, что он как раз сдавал очередные экзамены. Домашние решили: если парень сейчас узнает о смерти папы, может получить плохие оценки, и его, не дай Бог, отчислят из училища. Так что на похороны он не приехал. Училище закончил перед войной, попал в полк бомбардировщиков дальнего действия. На его счету 283 боевых вылета, из них 265 — ночных. Фронтовики говорят, что это очень много. Дядю удостоили звания Героя Советского Союза. После освобождения нашего села, осенью 1943 года, его отпустили в краткосрочный отпуск. Добрался до села под вечер, доложил о прибытии председателю сельсовета и пошел к сестре Дарье, моей маме. Утром встретился с молодежью — агитировал парней идти бить фашистов. Сам Иван поклялся отомстить за гибель брата Василия. Ребята вдохновились, многие, приписав себе год, а то и два, пошли записываться в солдаты. Свою офицерскую зарплату — 500 рублей в месяц — Иван высылал моей маме.

— У Даценко была невеста?

— Да. Ее звали Мария Антимонова. Они познакомились в России. Она писала нашей семье письма о том, какой Иван хороший человек. Но и в родном селе у него была девушка. Старожилы рассказывали, что когда летчик уезжал на фронт после короткого отпуска в 1943-м, его до околицы провожала молодая учительница Мария Миняйло. У них были романтические отношения до того, как Ивана призвали в армию. Потом они переписывались.

Фото 6.

— Иван Даценко присылал весточку о себе из Канады?

— Мама рассказывала о загадочной истории, которая произошла в 1970-х годах, — отвечает Ольга Рубан. — К нам в село приехали двое незнакомых мужчин. Вначале они побывали в райцентре Диканька, разузнали, в каком селе живет моя мама. О сестре Героя Советского Союза в райцентре знали тогда все. Незнакомцы добрались до нашего села. Спрашивают у дедушки, сидевшего на лавке у крайней хаты, где можно найти Дарью Ивановну Король. «Так вон она, — отвечает дед, — возле своего тына». Гости подошли, попросили воды. Они подробно расспросили маму ее о жизни, семье, родственниках, в том числе и об Иване. На прощанье подарили несколько купюр с цифрой сто. Деньги были иностранные. Мама брать не хотела, сказала: «Зачем они мне?» «Чтобы помнили, как нас водичкой угощали», — ответил один из незнакомцев. В те годы, если у человека была валюта, он мог запросто оказаться в тюрьме. Поэтому мама решила деньги спрятать и никому о них не говорить. Через много лет наша невестка узнала о купюрах и уговорила отдать их ей. Как знать, возможно, это были канадские доллары — завуалированная весточка от дяди Вани. Меня почему-то не покидает мысль о том, что он просил Эсамбаева навестить мою маму. Ведь они с Махмудом Алисултановичем нашли общий язык. Если верить танцору, то он даже какое-то время переписывался с Даценко. Артист якобы высылал дяде Ване фотографии украинских пейзажей, хат с тынами и подсолнухами... К сожалению, дом в Грозном, где находилась квартира Эсамбаева и хранился его архив, сгорел во время чеченской войны. Возможно, там были письма от дяди Вани.

— Вы пытались разыскать родственника или его детей в Канаде?

— Конечно. Неоднократно обращалась в Украинское общество Красного креста. Получала один и тот же ответ: недостаточно данных для проведения поиска. Но члены творческой группы программы «Жди меня» сообщили мне, что дядя уже умер. По их сведениям, он носил имя Джон Маккомбер. Индейцы же называли его по-своему — Пронзающий Огонь. Телевизионщики даже показали видеосъемку его могилы. Якобы удалось разыскать двух внуков вождя — журналистку Нину и Джона, который служит в полиции. Ведущий Игорь Кваша заверял меня: «Ольга Васильевна, мы уже у финиша. Вы обязательно встретитесь с родней». Это было еще десять лет назад. Потом энтузиазм творческой группы вдруг иссяк. Ни адресов, ни номеров телефонов Джона и Нины они мне так и нее сообщили.

— Я думаю, что вмешались спецслужбы — «попросили» больше не развивать эту тему, — говорит исследователь биографии Ивана Даценко Григорий Титаренко.

— Я прихожусь Ивану Ивановичу троюродным братом — наши деды были родными братьями. Почему у меня возникла версия о спецслужбах? У нашей семьи есть знакомый, занимающий высокий пост в одном из государственных органов России. Мы попросили его посодействовать в наших поисках. Вначале чиновник очень заинтересовался, был полон желания помочь. Но закончилось тем, что он сказал: «Лучше вам оставить эту затею». А еще был такой случай: приезжала к нам подозрительная женщина, выдававшая себя за журналистку. Вот вы записываете наш разговор на диктофон. А у нее не было ни диктофона, ни блокнота, ни фотоаппарата. Сказала, что все и так запомнит. Ее интересовало одно — поедет ли племянница Даценко Ольга Васильевна в Канаду.

— Одна я, конечно, за океан не отправлюсь, — говорит Ольга Рубан. — А вот, например, с кинематографистами, снявшими фильм о моем дяде, поехала бы. На презентации этой киноленты минувшей осенью министр культуры Украины обещал посодействовать мне с поездкой в Канаду. Я дала маме слово найти могилу дяди Ивана и оставить на ней горсть родной украинской земли и букет цветов. Для начала мне нужно разыскать его внуков. Я не пожалела бы денег, чтобы позвонить им. Даже готова ради этого поголодать — доходы-то у меня небольшие. Получаю пенсию и подрабатываю охранницей на автомобильной стоянке.

*Многое в биографии Ивана Даценко пока остается неизвестным, поэтому в фильме отражена одна из версий его истории

Уже упоминавшийся дипломат Владимир Семенов рассказал газете «Московский комсомолец», что он обратился за помощью в поиске внуков Даценко к своему другу канадскому дипломату Бляру Симборну. Симборн попросил посодействовать члена сената Канады, этнического индейца. Тому удалось выяснить, что действительно в одной из резерваций вождем был иностранец. Один из его внуков Джон служит в полиции, а внучка Нина якобы занимается туристическим бизнесом.

источники

Все кочевые племена делились на общины, так же как оседлые делились на отдельные деревни. Каждой руководил вождь. Иногда его избирали на совете, а иногда от общины отделялась небольшая группа, к которой, если ею руководил влиятельный человек, постепенно присоединялись другие семьи. Если вождь по той или иной причине терял авторитет, последователи покидали его, и община прекращала существование. Несмотря на утверждения некоторых авторов, не имели наследственных вождей, хотя на практике сын действительно часто занимал место отца. Объяснение этому весьма банально, но не имеет ничего общего с наследованием должности. Как уже упоминалось выше, община формировалась вокруг удачливого лидера, которого, в свою очередь, поддерживали семья и друзья. Вождем не мог быть бедный человек и, соответственно, его сын изначально принадлежал к богатой семье и пользовался поддержкой этой семьи и ее друзей. Будучи сыном вождя, он постоянно находился в курсе дел общины и мог учиться у отца премудростям руководства. Но если в его характере не было черт, необходимых лидеру, путь к должности вождя для него был закрыт.

Вождь

Как люди становились вождями

Как люди становились вождями, хорошо видно из термина, которым их называли , - Батсетсе, что означает Хороший Человек или Достойный Муж. на вопрос, как человек становился вождем, отвечали: «Никто не избирал его, он просто становился им». Джон Брэдбери писал в 1811 году по поводу и некоторых других племен, с которыми встречался: «Щедрость и великодушие, а скорее даже безразличие к себе - вот качества, необходимые для вождя. Желание получить или владеть большим, чем другие, считается страстью, недостойной храброго человека. Поэтому часто бывает так, что вождь является беднейшим человеком среди них». И хотя последнее утверждение не совсем верно, в целом Брэдбери удалось подметить некоторые из основных качеств, необходимых для руководства свободолюбивыми краснокожими. Очень важным качеством для избрания вождем была храбрость. Ни один индеец не последовал бы за трусливым лидером, как бы богат и щедр тот ни был. По словам сиу Белый Теленок, прежде чем человека избирали вождем, он должен был проявить себя и во многих битвах, и в мирное время. Шошоны говорили, что верховным вождем у них мог стать только храбрый человек, убивший нескольких врагов. В прежние времена, рассказывали шошоны, вождь носил палку, обернутую мехом выдры и загнутую на конце в виде крюка, которой он ловил убегающих врагов и сбрасывал их с лошади. Это высказывание едва ли говорит об обязательном атрибуте шошонского вождя, а являет собой лишь отголосок некоего боевого поступка одного из них. У кроу вождем общины мог стать только человек, проявивший себя на тропе войны и совершивший одно из четырех деяний - предводительство успешного военного отряда, кража лошади от вражеских палаток, первый « » на враге и выхватывание лука или ружья из рук противника. Люди, имевшие на счету одну из вышеприведенных заслуг, являлись элитой племени и составляли совет общины. Вождь общины у кроу не был правителем своего народа и большой власти не имел. Он решал лишь, когда и куда отправится его община, и назначал одно из военных обществ выполнять полицейские функции в лагере.

Верховные вожди индейских общин и другие участники совета вождей

Племя, состоявшее из общин, управлялось либо верховным вождем, либо советом вождей. Например, у - пиеганов, сиксиков и бладов - были верховные вожди, но все важные вопросы решались на совете, в котором участвовали представители всех общин племени. Весьма необычная для Равнин структура управления племенем существовала у . Все важные племенные проблемы решались советом из 44 вождей, в состав которого входили 4 верховных вождя и по 4 вождя от каждой из 10 общин. Верховные вожди имели равные права и авторитет, тогда как остальные 40 были скорее советниками, чей авторитет распространялся только на их общины. Тем не менее их положение вызывало уважение, и люди прислушивались к ним. Нельзя сказать, что верховные вожди обладали большей властью, чем другие участники совета вождей, но благодаря своему статусу и человеческим качествам, которые позволили им занять этот пост, к их мнению прислушивались с большим вниманием, чем к мнению советников. Вожди избирались на десятилетний срок, после чего могли быть переизбраны снова. Любой из четверых верховных вождей по истечении 10 лет мог назвать преемника, которым иногда становился его сын. Выбор вождя был делом важным, и ему предшествовали серьезные обсуждения. Человек должен был быть храбр, честен, щедр, мудр, рассудителен, спокоен и т.п. Обязательства вождя были достаточно суровы, и многие отклоняли предложение занять этот почетный пост. Если вождь хотя бы раз проявлял себя не с лучшей стороны (например, ссорился с кем-нибудь, даже если ему было нанесено оскорбление), он лишался своего поста. У , напротив, племенных вождей не было, каждая община имела своего, и только после поселения в резервацию оно стало действовать как единое племя. У команчей также не было верховного вождя или совета вождей, действующих от имени всех их племен.

Мирные и военные вожди

Не совсем верны и утверждения о разделении на мирных и военных вождей, что хорошо прослеживается на примере черноногих. Кларк Висслер писал: «Некоторые авторы утверждают, что черноногие назначали двух вождей, мирного и военного, но мы не смогли найти никаких свидетельств тому, за исключением того факта, что вождями некоторых общин были известные военные предводители, чьими услугами пользовались в критические времена». Несмотря на широко распространенное мнение, у индейцев Равнин не существовало института постоянных военных вождей. Человек был таковым только на время военного похода и только для находившихся в отряде воинов. После возвращения в лагерь он складывал с себя полномочия и становился обычным общинником. Поэтому в данной работе руководители боевых экспедиций названы предводителями военных отрядов, что более точно отражает их статус.

Бумажные и авторитетные вожди

Начав устанавливать взаимоотношения с племенами воинственных кочевников, правительство США столкнулось с проблемой отсутствия централизованной власти. На подписание договоров зачастую являлась лишь часть племени, а общины, не посетившие договорного совета, отказывались выполнять его условия, справедливо указывая на то, что вожди других общин не имеют полномочий принимать решения за них. Особенно много подобных проблем возникало с многочисленными и команчами. В результате правительство стало планомерно навязывать племенам институт верховных вождей, назначая на эти должности людей, круг влияния которых, как правило, распространялся лишь на горстку друзей и родственников. Индейцы называли их бумажными вождями. Лишь к 1870-м годам стали назначаться люди, действительно пользовавшиеся среди соплеменников большим авторитетом, - например, у оглала-сиу и Пятнистый Хвост у брюле-сиу. Но и в этих случаях люди, недовольные политикой этих вождей, покидали их и присоединялись к другим лидерам - таким, как Бешеный Конь или , не желавшим жить в резервациях. Только после полного разгрома враждебных индейцев и их поселения в резервации бумажные вожди получили реальную власть над соплеменниками.

По материалам Ю.В. Стукалина

Поделиться