Смотреть что такое "Егэ" в других словарях. Обязательный егэ по истории перегрузит школьников, считает эксперт Первый год введения егэ

Михаил Задорнов

ЕГЭ был введен во Франции после того, как бывшие французские колонии в Африке стали независимыми государствами. Во Францию хлынула волна афро-иммигрантов. Образование их было настолько примитивным, что внятно отвечать они могли на уровне «да», «нет»... Многие из них считать умели только до десяти. Все, что дальше, обозначали словом «много». Слышали, что существуют миллионы, но сколько это, точно не представляли.

Именно из-за них и была упрощена система экзаменов, введен ЕГЭ и тестовая система опроса, при которой умение размышлять подменяется угадыванием. Уже через год во Франции начались демонстрации, волнения... Народ протестовал, мышление молодежи из многополярного начало превращаться в двуполярное. Короче, хотели, как лучше, а получилось по Черномырдину!

Однако французы оказались молодцы! Жить по пророку будущего не захотели. Через три года правительство Франции вынуждено было от новшеств отказаться, потому что тупеть начал не только французский народ, но и само правительство.

Казалось бы, на системе единого экзамена-тестирования можно было поставить точку. Ан нет! Англия все эти годы внимательно и с радостью наблюдала за тупеющей Францией – своей вечной соперницей. Как раз в те годы Англию все более начинала раздражать Америка. Она набирала такую экономическую мощь, что не желала более оставаться дочерним лондонским финансовым филиалом. Энергию этого зазнавшегося младосущего государства надо было немедленно обрубать на корню. Тут-то и пригодились выводы, которые сделала английская разведка, наблюдая за «успешными» результатами ЕГЭ во Франции.

Именно в недрах английской разведки был разработан план «кастрирования» американского образования. Там понимали, что зомбировать американцев надо начинать с молодежи. Для этого необходимо пропиарить систему тестированного обучения, как более выгодную. Отключить ученика от учителя-собеседника. Наплодить среднечеловеков-зубрилок вместо тех, кто должен научиться творить.

И вот… в середине 60-х годов группа из нескольких человек, подготовленная английской разведкой, отправилась в Америку заниматься пиаром новой системы образования, которая должна была отбросить все последующие поколения американской молодежи в своем развитии на несколько веков назад. Тогдашние американцы оказались не менее падки на пиар, чем мы сегодняшние. Не прошло и двух десятков лет, как появилось самое популярное выражение по отношению к американцам среди мировой интеллигенции – «узкоумственные» (narrow-minded).

На примере Америки стало ясно, что ЕГЭ и тестовая система образования оказались самым массовым средством поражения молодежи! С радиусом действия значительно большим, чем у водородной бомбы.

Менее затратная тестовая система обучения быстро вжилась в умеющую считать прибыль Америку. Творческие способности целого поколения были переключены на развитие моторных функций памяти. И молодые американцы на глазах превращались из «орлов» в «разжиревших голубей».

Пройдет много лет, на Америку нахлынет подряд несколько волн советских эмигрантов. По энергии мышления, образованию, умению соображать – это будут даже не волны, а настоящие «девятые валы». Многие приедут в Америку с детьми, будут устраивать их в американские школы и безумно радоваться, что все их детишки на фоне американских сплошные Ньютоны, Менделеевы и Лейбницы… Выражение «Какие ж они тупые!» я впервые услышал в Америке от наших эмигрантов.

А вот система образования Советского Союза продолжала оставаться предметом зависти для западных научных кругов. Даже в самые тяжелые годы сохранялся интеллект нации. Именно благодаря ему, а не советской власти и не экономике наша держава была величайшей в мире. Потому что во главу угла советского образования всегда ставилось широкоформатное развитие способностей ребенка. Учителя старались научить его самостоятельно мыслить, а не бездумно заучивать.

«Научение» и «обучение» - слова разные! «Научение» предполагает выработку условных рефлексов. Академик Павлов показал, что научению подвержены даже животные. Поэтому они и живут в мире потребления: дёрнула обезьянка за верёвочку – сам Павлов несёт ей поесть! Обучение предусматривает развитие мозга. «Наученный» может воспроизводить только то, что в него было заложено. «Обученный» – рождать новые идеи! Научить можно и обезьяну, и собачку… Обучить – только человека! Поэтому, если «обучение» у молодёжи заменить «научением», начнётся обратный процесс эволюции от человека к обезьяне! Что, собственно, произошло во многих западных странах, которые пошли по американскому пути.

Надо отдать должное американцам, далеко не все из них приняли новую систему образования. Отчаянно сопротивлялся и президент США Джон Кеннеди. В одной из своих речей он, не стесняясь, высказал мнение, что лучшая система образования в Советском Союзе.

Реформа проводилась под руководством Владимира Филиппова. Он с 1997 года по 2004 год во главе Министерства образования. Уже в 1997 году началось тестирование новой системы оценки знаний школьников. Прототип ЕГЭ на добровольной основе прошли учащиеся некоторых школ. Единый государственный экзамен должен был стать спасением от коррупции и взяточничества, которые процветали в школах и высших учебных заведениях. Было решено ввести тестовые задания, обработкой которых занималась . Пятибалльная уже была не столь эффективна. По задумке правительства, ЕГЭ должен был сделать доступным высшее образование для школьников из отдаленных регионов.

В 1999 году в России был создан Федеральный центр тестирования. Задача его сотрудников заключалась в разработке системы тестирования, а также отслеживании по стране качества знаний, получаемое в образовательных учреждениях. Под руководством директора центра началась усиленная работа над формированием идеи и методики проведения ЕГЭ.

Первые этапы новой системы

Внедрение новой системы потребовало не один год, и проходило оно поэтапно. В 2001 году в силу вступило постановление Правительства РФ об экспериментальном проведении единого государственного экзамена. Участие приняли 5 областей. Экзамен проводился по восьми предметам из школьной программы. Перед стартом эксперимента в обязательном порядке прошла масштабная кампания по информатизации общества о новой системе оценки знаний учащихся. Средства массовой информации не остались в стороне. На телевидении выходили передачи, в которых рассказывалось о плюсах и минусах ЕГЭ. Для преподавателей и школьников были организованы тренинги и конференции.
Из года в год новая система тестирования набирала обороты, и к 2005 году планировалось сделать ее обязательной.

В 2002 году уже 16 регионов России приняли участие в эксперименте по проведению ЕГЭ. По результатам экзамена велся прием абитуриентов в 117 ВУЗах по всей стране. В 2003 году количество регионов возросло до 47.

В эксперименте приняли участие высшие учебные заведения, готовящие специалистов в области культуры и спорта, и некоторые медицинские ВУЗы.

Несмотря на видимые плюсы единого государственного экзамена, росло количество недовольных. В их число входили сами школьники и родители, преподаватели, деятели науки и культуры. Такой способ оценки знаний не учитывал разницу в условиях обучения, не имел индивидуального подхода. Не все ВУЗы принимали по результатам экзамена, поэтому школьники испытывали двойную нагрузку, потому что сдавали экзамены повторно. В Министерстве образования все эти жалобы и предложения рассматривались, и каждый год появлялись нововведения в ЕГЭ.

ЕГЭ (Единый государственный экзамен) - это централизованный экзамен, который проводится в учебных заведениях среднего общего образования с помощью контрольных измерительных материалов.

С в школе (или лицее) и одновременно основной формой вступительных экзаменов в вузы. Так, ученики сдают ЕГЭ по следующим предметам: русский язык, математика, иностранный язык (английский, французский, немецкий и испанский), физика, химия, биология, география, литература, история, обществознание, информатика.

При этом , а остальные - это предметы по выбору. Сдавать можно любое количество необязательных предметов - всё зависит от того, какие требования предъявляет вуз (перечни предметов обычно вывешиваются на информационных стендах и на сайтах вузов). Результаты ЕГЭ в баллах оформляются в виде свидетельства о результатах ЕГЭ.

Экзамен является общеобязательным для всех, кто окончил школу, колледж, техникум или лицей после 1 января 2009 года. Кроме того, его обязаны проходить иностранные граждане, проходившие обучение за границей.

По сути, основное время для сдачи ЕГЭ - май и июнь.

Однако существует ещё два этапа сдачи ЕГЭ: это досрочный период - в апреле и дополнительный период - в июле.

Досрочно сдать ЕГЭ имеют право выпускники текущего года, а именно :

Ученики вечерних школ, призываемые в армию;
- выезжающие на российские или международные спортивные соревнования и олимпиады;
- выезжающие за рубеж или направляемые на лечение;
- выпускники школ, расположенных за пределами РФ, в государствах со сложными климатическими условиями.

В дополнительный период имеют право сдавать ЕГЭ выпускники прошлых лет или выпускники начального и среднего профессионального образования, иностранные граждане.

Кто проводит ЕГЭ?

На территории России ЕГЭ проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при содействии органов исполнительной власти субъектов РФ. Если ЕГЭ проводится за пределами России, то Рособрнадзор проводит его совместно с учредителями образовательного учреждения, которое должно иметь госаккредитацию.

Кто не должен сдавать ЕГЭ?

Выпускники средних школ, которые окончили учебное заведение до 1 января 2009 года, то есть до того, как ЕГЭ стал обязательным, получают выбор. При поступлении в вуз они могут сдавать экзамены в традиционной форме, а могут самостоятельно пройти ЕГЭ. Кроме того, необязательным ЕГЭ является для выпускников с ограниченными возможностями, воспитанников спецучреждений закрытого типа для детей с девиантным поведением и выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Современные школьники и их родители прекрасно знают, что такое ЕГЭ. Жаркие споры и дискуссии ведутся уже несколько лет. Не все согласны с форматом и результатами этого экзамена. Но Минобр остается непреклонным и отменять ЕГЭ не собирается. Давайте узнаем подробнее о том, когда и почему появился этот экзамен.

Когда ввели ЕГЭ в России?

Многие выпускники школ и вузов помнят те времена, когда экзамены сдавали по билетам и никакого тестирования не было. Кажется, что ЕГЭ появился совсем недавно. Но это вовсе не так. Чтобы ответить на вопрос, в каком году введен ЕГЭ, нужно заглянуть в историю всей системы образования.

Еще в прошлом веке, в конце 80-х, появились первые предпосылки. Именно тогда обратили внимание, что существует большой разрыв в требованиях к выпускным и вступительным экзаменам. Вузы предъявляли более серьезные требования. Поэтому вчерашний школьник мог не справиться с вступительными испытаниями.

Итак, в каком году введен ЕГЭ? Факты утверждают, что первые попытки проводились уже в 1997 году. В некоторых школах выпускники могли добровольно участвовать в экспериментах по сдаче тестирования.

Сложно однозначно сказать, в каком году введен ЕГЭ. Разработка и внедрение единого экзамена проводились постепенно.

В 1999-м появились первые разработки. Реализацию идеи не стали откладывать надолго. И уже в 2001 году был организован эксперимент. К нему присоединились не только школы, но и не которые учебные заведения, принимавшие результат ЕГЭ как альтернативу традиционным вступительным испытаниям для школьников.

В качестве экспериментальных выбрали несколько регионов. Участниками первых тестирований стали 30 тыс. человек. Примерно 50 госвузов стали принимать сертификат ЕГЭ, выданный в школе, вместо вступительных испытаний.

Если вести отсчет с момента введения эксперимента, ответ на вопрос, в каком году введен ЕГЭ, будет прост: в 2001-м.

В 2001-2008 гг. не существовало единого списка предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ. Каждый регион формировал перечень самостоятельно.

В 2002 году ЕГЭ еще оставался экспериментом, но к тому моменту число его участников насчитывало 8400 школ и 117 вузов.

В 2003 году 18,5 тысячи школ проводили выпускные экзамены в форме ЕГЭ, а 245 вузов принимали сертификаты у абитуриентов.

Если говорить о том, когда ввели ЕГЭ как обязательный экзамен, можно вспомнить 2004 год. Именно тогда эксперимент посчитали успешным и заговорили о планах на его повсеместное распространение. При этом никто не учитывал мнение недовольных, резко высказывавшихся против ЕГЭ.

Переходный период растянулся еще на несколько лет, пока в 2009 году не были приняты правки в закон «Об образовании». Именно с этого момента ЕГЭ признали обязательным. Даже для тех, кто после окончания школы не планировал продолжить обучение в вузе.

Теперь вы знаете, когда ввели ЕГЭ.

Кто ввел единый экзамен?

Идея ввести ЕГЭ в России принадлежит Владимиру Филиппову, занимавшему пост главы Минобра в 1998-2004 годах. По его мнению, ЕГЭ позволит не только обеспечить качественную проверку знаний, но и победить коррупцию, процветавшую при традиционной форме экзаменов, когда их результат зависел от одного или нескольких преподавателей.

Почему ввели ЕГЭ

Из-за обилия методов обучения и школьных пособий усложнилась проверка знаний. Поэтому нужно было разработать единую систему тестирования и обеспечить одинаковый уровень базовых знаний, с которыми выпускники покидают школу.

Еще одна важная причина введения ЕГЭ, как мы уже упомянули, состоит в противодействии коррупции. Раньше, при традиционном экзамене, результат зависел от преподавателя, что способствовало росту числа взяток. Ведь каждый выпускник желал получить высший балл в аттестате. Результаты ЕГЭ оценивает не преподаватель, а машина, которую невозможно подкупить.

Доступное образование

Еще одна глобальная проблема, с которой призвано бороться ЕГЭ, связана с поступлением. Раньше экзамен нужно было сдавать и в школе, и в вузе. Теперь достаточно один раз сдать ЕГЭ, получить сертификат и предъявить его приемной комиссии вуза.

Теперь в престижное заведение могут пробиться даже школьники из регионов. Раньше они не имели такой возможности. Для поступления в вуз нужно было нанимать репетитора или посещать подготовительные курсы.

Впервые ЕГЭ появился во Франции в середине шестидесятых годов. После признания бывших французских колоний независимыми государствами, Францию заполонили потоки афро-иммигрантов, которые в поисках работы и лучшей жизни стремились в Европу. Уровень образования в бывших колониях было настолько низким, что иммигранты практически не умели читать и считать. Именно наплыв в страну малограмотных слоев населения Франция была вынуждена максимально упростить систему экзаменов. Была введена тестовая система проверки знаний, которая подразумевала частичное или полное угадывание правильного ответа при полном отсутствии знания предмета.
Через три года в результате широкой волны протестов среди коренного населения Франции правительство признало несостоятельность системы тестирования, и ЕГЭ был отменен.

Следующим полигоном для опробования системы ЕГЭ стала Америка. И вот, через несколько лет США, переняв опыт у французов, ввели вместо обычных экзаменов, единый государственный экзамен в виде теста. Тестовая система обучения показалась правительству США более рентабельной и разумной, несмотря на то, что было очевидно, что она полностью останавливала развитие логики и творческого мышления у молодого поколения и направлена была только на механическое заучивание правильных ответов. Не все американцы оказали поддержку такой системе образования. В частности, президент Кеннеди открыто выступал против обезличенного тестирования, однако сделать ничего не смог.

В это же самое время система образования СССР долгое время сохраняло приоритетное развитие разносторонней личности ребенка, развитие умения самостоятельно мыслить, творчески подходить к решению задач и безупречно владеть устной речью. Такое направление долгие годы считалось верным и изменению не подвергалось.
Однако с распадом Советского Союза стали рассматриваться пути усовершенствования системы обучения, выискиваться новые варианты обучения и проверки знаний. В результате долгих поисков Министерство образования России остановилось на ЕГЭ в форме тестирования.
К этому времени ЕГЭ уже успели проверить на собственной системе и отказаться от него большинство стран. В США единый экзамен все еще существует. Но он не является обязательным для всех. Все желающие могут сдать ЕГЭ, но только заплатив за эту процедуру. При этом сертификат о сдаче ЕГЭ учитывается при поступлении в высшие учебные заведения, но не заменяет обязательную сдачу экзаменов в традиционной устной форме.

Население России недоумевает. Кому выгодно было вводить систему тестирования, от которой отказались все другие страны? Советская система образования действительно нуждалась в пересмотре и коррективах. Однако в большей степени это касалось некоторых предметов и тем, выбранных для изучения коммунистами. Основная цель любого образования – вырастить разносторонне развитую личность, способную мыслить логически, творчески, включая смекалку и фантазию. Сможем ли мы сохранить наш великий и могучий русский язык, если дети будут механически ставить галочки на правильных ответах, если перестанут рассказывать материал устно, будут лишены возможности диалога с учителем на экзамене? Остается только надеяться, что личный опыт в школах и здравый разум чиновников все же приведут нас к тому же выводу, который уже сделали многие страны мира: тестирование – проверка знаний, но не проверка личности. Надо готовить людей не к лотерее, а к честной и открытой жизни.

Поделиться