Значение экскурсий в школьном биологическом образовании. Уроки - экскурсии по биологии Оформить экскурсию по биологии

В воспитании учащихся огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя биологии, в дополнения к уроку, проводят разнообразную , которая обогащает общее развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с жизнью.

Каждая — сильное средство воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к природе. «Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях призвание, если не открываем молодежи глаза на «красоты окружающего мира», - писал академик Н.П.Анучин.

Место курса в учебно-воспитательном процессе

Курс предназначен для учащихся начальной и средней школы и является одной из составных частей в изучении образовательной области «Биология», «Экология». Преподавание дисциплины осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами естественного направления. Данный курс ориентирован на формирование экологической культуры учащихся, воспитание уважительного и бережного отношения к природе, освоение учащимися практических умений и навыков.

Цели и задачи, образовательные результаты

Цель: разработка учебно-методического курса и создание интерактивного мультимедийного пособия «Виртуальная экскурсия».

Задачи:

  • формирование умений и навыков, необходимых для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;
  • развитие у учащихся желание познать многообразие живой природы;
  • развитие научных основ рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
  • создание представлений о положительном и отрицательном воздействии человека на природу;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование у учащихся навыков самообучения при помощи компьютера, предоставление ему дополнительной информации по изучаемому предмету, формирование навыков отбора и анализа информации, повышение качества образования с использованием компьютерных технологий;
  • развитие познавательных, творческих, интеллектуальных способностей учащихся.

Концепция курса

Основа курса — практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению эмоционального, интеллектуального, смыслотворческого опыта учащихся.

Образовательные результаты

В результате освоения курса учащиеся получат:
  • понимание современных проблем экологии и осознание их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
  • возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
  • навыки применения теоретических знаний в практической и исследовательской деятельности;
  • навыки информационно-аналитической работы с разнообразной информацией.
После изучения курса учащийся должен знать:
  • методы изучения живой природы;
  • редкие, охраняемые виды животных и растений региона;
  • биологические законы и закономерности;
  • современные проблемы экологии.
Учащийся должен понимать:
  • значение живых организмов в биологических сообществах, биологические законы и закономерности;
  • актуальность экологических проблем;
  • необходимость сохранения всего многообразия жизни;
  • назначение человека, как части природы.
Учащийся должен уметь:
  • работать с определителями животных и растений, описывать свойства биосистем, характеризовать значение практической биологии;
  • руководствоваться в своей деятельности законами природы;
  • прогнозировать последствия игнорирования законов природы в различных сферах деятельности человека.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • формирования целостной картины мира;
  • гуманного этического поведения в природе;
  • охраны природы и редких исчезающих видов;
  • доказательства уникальности и ценности жизни;
  • сохранения своего здоровья;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования;
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, электронных таблиц;

Контроль знаний и умений

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, примерный перечень которых содержится в пособии.

Организация учебного процесса

Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах.
Урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий.
Внеурочная форма в виде экскурсии, на которых учащиеся самостоятельно выполняют практические задания. Виды экскурсий

Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.

Экскурсии различают:

  • по профилю: ботанические, анатомические, общебиологические, экологические;
  • по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;
  • по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;
  • по времени: одно, двух-часовые, однодневные и многодневные.
Структура экскурсии

Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы:

  • подготовка учителя к экскурсии;
  • подготовка учащихся;
  • работа учащихся на экскурсии;
  • беседа с учащимися;
  • проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.
Наряду с экскурсиями в природу существуют экскурсии в музеи, на выставки, в «океанариум» и т.д. Здесь свои особенности, т.к. их обычно проводят опытные и профессиональные экскурсоводы. Но в этом случае часто допускаются ошибка: учащиеся остаются только зрителями и слушателями, поэтому целесообразно план экскурсии составлять с методистом музея и обязательно обсудить увиденное и услышанное с учениками.

Методика подготовки к экскурсии

Экскурсии должны быть предусмотрены и продуманы учителем еще при составлении календарно-тематического плана. Нужно помнить следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:

  1. Экскурсия — не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  2. Определить тему экскурсии, изучить место ее проведения, составить четкий план экскурсии.
  3. Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
  4. Рассказывать только о том, что можно показать.
  5. Избегать длинных объяснений.
  6. Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной работе.
  7. Не перегружать учащихся новыми названиями.
  8. Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.
  9. Уметь вовремя прекратить экскурсию.
  10. Закрепить материал экскурсии на последующих уроках.
Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные объекты, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и методы проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для беседы.

Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у учащихся радость, оживление. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения. Поэтому, чтобы заинтересовать учащихся учебным предметом с первых дней изучении, можно провести тематические экскурсии на природу или в музей. Перед проведением экскурсии учитель может показать маршрут (особенно, если экскурсия выездная - это делается с целью ориентировки).

Учитель должен сформировать у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать), наблюдать (но не ловить), птичьи гнезда не фотографировать, не шуметь, не бегать, не лазать без надобности по деревьям, не причинять вреда. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет назад были обычными, сейчас стали редкими и исчезающими.

Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет учащихся в группы по 4-5 человек, где избирают старшего, отвечающего за дисциплину.

Заключение

Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия. Конкретность наблюдаемых явлений, процессов, необходимость кратко записывать увиденное, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а затем применить полученные знания на уроке и в жизни-все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания. Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом они входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние: у них вырабатывается ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, развивается чувство коллективизма.

На экскурсиях по биологии легко осуществить индивидуализацию обучения, применить дифференцированный подход, что позволяет учесть разносторонние интересы учащихся. Экскурсии дают большие возможности для ознакомления учащихся с научными основами охраны природы, дают возможность приобщить учащихся к труду, вооружить их умениями и навыками использования биологических закономерностей в практической деятельности.

Приложение 1

Методика проведения экскурсии
(на примере экскурсии в 7-м классе)

Самыми распространенными ботаническими экскурсиями являются экскурсии на природу по следующим темам: «Жизнь растений осенью», «Жизнь растений зимой», «…весной». Это - обширные темы, из них можно выделить конкретные подтемы, а можно оставить их общими.

Например, в 7-ом классе, по новой программе, цветковые растения и их классификация изучаются, к сожалению, в зимний период. Но заключительную экскурсию по данному разделу можно перенести на конец учебного года, и это будет хорошим повторением пройденного материала, к тому же можно будет увидеть цветущими те растения, которые не цветут летом. При желании эту экскурсию можно провести за 2 урока. Методика проведения данной экскурсии довольно-таки проста, но учитывая, что этот раздел был изучен еще зимой, перед экскурсией обязательно (можно не целый урок) повторение, где повторяются семейства цветковых растений, их морфология, различия, сходства, разнообразие. Обязательно нужно вспомнить классификацию цветковых растений. Простота этой экскурсии в том, что цветковые растения встречаются повсюду, и, чтобы провести эту экскурсию, достаточно выйти на аллею, пришкольный участок, клумбу.

Задача экскурсии: ознакомиться с миром цветковых растений окружающей местности, понять причину их разнообразия. Перед экскурсией проводится беседа по правилам поведения на природе, о бережном отношении к растениям. Затем учитель делит класс на звенья (группы). На этой экскурсии можно в большом разнообразии применить игровые формы. Например, уже в начале объявить конкурс на звено наблюдательных, смышленых и организованных. Затем идет организация работы.

Задание 1:

Учащимся предлагается сосчитать число видов растений, растущих в пришкольной зоне. Ученики дают обоснование подсчетам, пользуясь понятиями «особь», «вид», затем решают задачу, можно ли растущие на клумбе растения объединить в один отдел, класс, семейство.

Задание 2:

Каждое звено получает инструктивную карточку по какому-либо семейству.
Инструктивная карточка
1. Внимательно рассмотрите внешнее строение растений разных видов одного семейства и оформите записи в таблице.

1. Проанализируйте записи и сделайте выводы:
а) Чем отличаются растения разных видов данного семейства?
б) Какие признаки являются общими для растений данного семейства?
в) Чем объяснить сходство в строении растений?
г) К какому классу и типу относятся растения данного семейства?

Задание 3.

Обследовать пришкольную зону, найти растения семейства, данного каждому звену, изучить особенности их внешнего строения и данные внести в таблицу (перед выполнением задания учитель проводит инструктаж по заполнению таблицы).
Видовое название Особенности внешнего строения листьев
цветков (формула) плодов (тип)

При подведении итогов по этим заданиям каждое звено называет число видов растений семейства и общую характеристику.

Здесь можно провести игру «Отгадай растение» : раздаются карточки с описанием растения, которые встретились каждому звену, учащиеся должны вспомнить, где они увидели это растение и его название.

Примеры карточек:

Карточка №1. Травянистое растение, листья очередные, с трилистниками. Цветы одиночные, неправильные. Венчик небольшой, окружен в белый или желтый цвет. Корни нитевидные.

Обобщая результаты, учитель предлагает учащимися 2 вопроса: «Какими общими чертами строения характеризуются растения каждого семейства?», «Чем объяснить эти сходства?».

Причины сходства и различий учащиеся находят с трудом, но наводящие рассуждения учителя облегчают этот путь.

Второй этап экскурсии - изучение придорожных растений. Учащимся предлагается сравнить подорожник и одуванчик, растущие у дороги, устанавливаются сходство в строении стебля и расположении листьев. В поисках причин данного явления учащиеся обращаются к условиям жизни растений у дороги и отличают роль вытаптывания как постоянно действующего доктора. Обсуждается значение укороченного стебля, расположение листьев розеткой и утолщение жилок на листьях для выживаемости особей придорожных растений и для сохранения вида.

Учитель предлагает учащимся сравнить подорожник большой и одуванчик лекарственный, выросшие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги, и охарактеризовать условия их жизни. В результате учащиеся делают вывод о влиянии местообитания на внешний вид растения.

Учитель предлагает определить, к каким классам цветковых растений относятся подорожник и одуванчик. Учащиеся правильно классифицируют одуванчик и ошибаются с подорожником (так как у подорожника дуговое жилкование листьев, но семя с двумя семядолями). Учитель объясняет, что дуговое жилкование - есть приспособительная особенность, результат влияния вытаптывания. В результате эволюции жилки приобрели дуговое направление и утолщались, что значительно повысило упругость листа.

Демонстрируются другие придорожные растения, рассказ учителя о соответствии их строения условиям жизни. Учащиеся находят черты приспособленности у гусиной лапки, клевера ползучего, ромашки пахучей.

Затем устраивается небольшой отдых, который посвящается закреплению увиденного. Здесь можно предложить игру: «Вспомни увиденное». Ведущий задает вопросы играющим о том, что они видели на пройденном пути. Кто быстрее и правильнее дает ответы, тот выигрывает. Можно предложить другую игру: «Будь внимателен». Играющие становятся в круг, и ведущий дает каждому название растения. Затем ведущий называет растение и говорит, где оно растет. Если он правильно сказал, то ведущий должен сказать «да»,а если неправильно-«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы ведущего.

Учитель ведет класс на пустырь, где учащиеся наблюдают лопух большой, чертополохи, крапиву двудомную и др. и отвечают на вопросы: почему лопух вытесняет другие растения? Почему животные и человек обходят растения пустырей?

Почему животные не поедают эти растения? Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений? Какие приспособления выработались у этих растений?

Учащиеся определяют, к какому семейству принадлежат встреченные растения. Проводится беседа о практическом значении этих растений.

Вернувшись к школе, ученики изучают сорные растения на пришкольном участке.

Задание 4

С помощью копалки удаляются сорняки участка, указанного учителем. Распределяют на 3 группы (с помощью учителя): многолетние, двулетние, однолетние. Заполняется таблица:
№ особенности внешнего строения органов Меры борьбы Семейство Видовое название
надземных
подземных
Учитель проводит беседу с учащимися, дополняет ответы и рассказывает о биологии наиболее злостных сорняков.

Завершается экскурсия итоговой обобщающей беседой. Также можно провести игру «Поставь на свое место». Цель игры - как ученики запомнили различают плодовые, декоративные, сорные, овощные растения. Для этого учащимся раздают карточки с названиями растений в произвольном порядке. Учащиеся должны сгруппировать их в 4 колонки: плод, сорняки, декоративные, овощные.

По результатам экскурсии ученики оформляют 4 карточки с описанием растений, увиденных в процессе работы.

Приложение 2 (игры, которые можно использовать на экскурсии)

  1. «Ботаническая эстафета»: играющие садятся в круг, ведущий объявляет, что все участники игры, начиная с первого, должны назвать по одному растению, причем каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего слова. Можно видоизменить эту игру, прибавив к названию растения место, где оно растет.
  2. Подобным образом можно провести «Зоологическую эстафету».
  3. «Проверь свою наблюдательность»: на экскурсии руководитель выбирает наиболее интересный уголок природы и предлагает ученикам внимательно рассмотреть его, затем повернуться в противоположную сторону,и рассказать о том, что он запомнил.
  4. «Птичьи силуэты»: для этой игры заготавливаются не сколько карточек с симметричным изображением птиц. Ведущий показывает силуэты птиц,а участники должны правильно определить их принадлежность.
  5. «Учись различать запахи»: подбираются душистые листья или плоды, веточки, грибы, лук. По запаху определяется растение.
  6. «Что знаешь и чего не знаешь»: подготовить несколько рисунков с изображением животных в несвойственных для них условиях. Объяснить ошибки.
  7. «Инвентаризация»: подсчитать видовое разнообразие определенного участка.
  8. «Отгадай растение»: раздаются карточки с описанием растений,а учащиеся по признакам должны определить о каком растении идет речь.
  9. «Вспомни увиденное»: задаются вопросы об увиденных по пути растениях и животных. Кто быстрее и правильнее даст ответ, тот выигрывает.
  10. «Будь внимателен»: ведущий каждому дает название растения и говорит, где оно растет. Если он сказал правильно, то играющий должен сказать «да»,а если неправильно-«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы ведущего.
Список использованной литературы:

1. Бастракова Т.А., Жарких А.В. «Летняя экскурсия в лес», Казань «КГУ»,1981 г.
2. Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология»:М. «Дрофа» 1996 г.
3. Петросова Р., Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника»:М. «AST пресс»,1998 г.
4. Тетюрев В.А. «Рассказы о наблюдениях в природе»:М. «Просвещение»,1971 г.
5. Трайтак Д.И. «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии», М. «Просвещение»,1971 г.

Эпиграф: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”. Паустовский.

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с растительным миром Алтайского края на примере деревьев и кустарников школьного дендрария.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений школьного дендрария;
  2. Научить отличать некоторые виды растений, произрастающие в с. Соколово и характерные для края;
  3. Научить делать гербарии из листьев деревьев и кустарников;
  4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
  5. Развивать навыки поведения на природе;
  6. Развивать навыки оформления работы.

Оборудование: тетрадь и карандаш; задания.

Подготовительный этап: Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что тему и задачи экскурсии сообщаются накануне. Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии. Разрабатывается маршрут, по которому будет проходить экскурсия.

Ход экскурсии

1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

Учитель. Ребята, знаете ли вы правила поведения в природе. Давайте их вспомним.

Ученики. Не ломать деревья и кустарники. Не рвать цветы. Не затаптывать растения, а ходить по дорожкам и тропинкам. Собирать плоды с минимальным ущербом для растений. И т. д.

Учитель. Молодцы!

2. Учащимся выдаются карточки-задания.

3. Объясняются требования к выполнению отчёта по проведенной экскурсии.

4. Учащимся напоминается о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.

5. Движение по маршруту

1. Вступительное слово учителя.

“Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: деревья, кустарники, травы, цветы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Только задумайтесь: природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. А мы сегодня попадем в удивительный мир растений нашего дендрария и попытаемся познать частичку природы.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”

Игра “Похлопали – потопали” (приложение 1)

2. Рассматривает вместе с учащимися деревья школьного дендрария. Дети отгадывают загадки и собирают листья для гербария. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.

    Жду в лесу я вас
    В любой день и час.
    К вам сама приду
    Только раз в году. (Ель)

    Стоит Алена – платок зеленый,
    Тонкий стан – белый сарафан. (Береза).

    Сучки рогатые,
    Плоды крылатые,
    А лист – ладошкой,
    С длинной ножкой. (Клен).

    Осенью, как только свистнет
    Зыбкий ветер –дождевик
    У каких деревьев листья
    Покраснеют в тот же миг? (Рябина, клен, осина)

    У маленькой елочки
    Колкие иголочки

    Шарики синие,
    Словно бы в инее. (Можжевельник).

    Летом рады мы свежей
    Ягодке медвежьей,
    А сушеная в запас
    От простуды лечит нас.(Малина)

    То ли с крыши, то ли с неба,
    Или вата, или пух,
    Или, может, хлопья снега
    Появились летом вдруг?
    Кто же их исподтишка
    Сыплет, будто из мешка? (Тополь).

    Хоть не плохо я одета,
    Бьет озноб меня всегда,
    И весной, и жарким летом
    Вся дрожу как в холода. (Осина)

    Цветки белые кистями,
    Плоды черные с костями. (Черемуха)

    Есть у родственницы елки
    Неколючие иголки.
    Но, в отличие от елки,
    Опадают те иголки. (Лиственница).

    В сенокос горька,
    А в мороз сладка.
    Что за ягодка. (Рябина).

    Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок -
    Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья зимой, когда с них опадут все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму.

У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

4) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно “узнать” дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

Игра – задание “Поиск листьев” (приложение 3)

5) Подведение итогов экскурсии. Обобщения. Выводы.

“Сегодня мы с вами сделали еще один шаг к познанию удивительного и многогранного мира нашей Природы. На этом наша экскурсия окончена, и мы пройдем в школу, где каждый из вас получит форму отчёта.”

Форма отчета

  1. Составить коллекцию листьев с указанием дерева или кустарника, которому они принадлежат;
  2. Оформить книжки-малютки с загадками или стихами о деревьях;
  3. Приложить фотографии растений с места экскурсии (по возможности).

Итог: Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку “Деревья и кустарники Алтайского края, произрастающие в школьном парке Соколовской школы” Учащиеся читают друг другу приготовленные стихи о деревьях и кустарниках увиденных во время экскурсии.

Список используемой литературы:

  1. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2000.
  2. Электронное учебное издание. Дрофа. Биология. 6 класс.
  3. Журналы “Биология в школе”.
  4. Л.Д. Парфилова Уроки биологии 6-7 класс. Книга для учителя. М.: Сфера, 2003.
  5. Измайлов И. В. и др. Биологические экскурсии. М, Просвещение, 1983.

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект урока-экскурсии по биологии

для 5 класса

основной общеобразовательной школы

Многообразие живых организмов

Выполнила: учитель

первой квалификационной категории

Красинская Елена Валентиновна

2016 год

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: э кскурсия

Цель урока:

– формирование мировоззренческих представлений учащихся о единстве живой и неживой природы
– воспитание познавательной активности, интереса к миру живой природы

– развитие умения анализировать и обобщать фактический материал

Задачи:

– познакомить с видовым составом растений УОУ

– создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

– содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности

Методы:

  1. Словесные – беседа, рассказ;
  2. Наглядные – демонстрация натуральных объектов

Средства обучения:

  1. Основные:
  1. Реальные (живые – растения и животные);
  2. Вербальные (инструкции, слово).
  1. Вспомогательные: лабораторное оборудование.

Оборудование: карточки-задания для обучающихся, лабораторное оборудование – лупы.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:
- выделять и характеризовать главные признаки объектов живой природы
- знать видовой состав растений выращиваемых на УОУ;
-
Метапредметные:
- регулятивные:
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:

Работать с планом отчета по экскурсии;
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные

2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в паре и группе.

Регулятивные

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Ход урока

Организационный этап:
Особенности работы на уроке – урок в форме экскурсии. Правила ТБ на экскурсии

Экскурсия на УОУ

1. Краткое вступление (разместить обучающихся на участке так, чтобы в поле зрения были травянистые и древесные растения, растущие на УОУ )

2. Какие тела неживой и живой природы окружают нас? Назвать растения. Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы?

3. Понятие «вид». Сравните два экземпляра растений одного вида, чем похожи, чем отличаются? С чем могут быть связаны различия? Понятие о дикорастущих и культурных растениях.

4. Каких животных можно найти на участке? Как доказать что в природе присутствуют не только растения, но и животные, даже если мы не видим животных? Внимательно рассмотреть растения и почву под ними, найти животных или следы деятельности животных. Почему за растениями в природе наблюдать проще, чем за животными? Понаблюдать за характером движений животных, обсудить, почему для животных важно двигаться.

5. Обобщение материала. Чем отличаются тела неживой природы и живые организмы?

Домашнее задание: оформить результаты экскурсии в карточке-задании

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 Актуализация знаний

Вы изучили предмет « Окружающий мир» в начальной школе. Сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир живых организмов, как велико их значение в природе и какую роль они играют в жизни человека.

Запишем дом. Задание оформить отчет по экскурсии

Учащиеся слушают информацию

Записывают

дом. задание

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.

3. Объяснение плана работы на уроке. Знакомство с правилами поведения на экскурсии

Знакомство с особенностями работы во время экскурсии, с формой отчета по экскурсии

Слушают информацию, участвуют в обсуждении

Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

Познавательные:

Понятие об уроке-экскурсии

Коммуникативные:

Умение слушать других людей.

4. Экскурсия

Работа с объектами живой и неживой природы

Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

Познавательные:

Знакомство с видовым составом растений выращиваемых на пришкольном участке

Коммуникативные

1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

5 Итог урока (рефлексия)

Что нового узнали?.

Делятся впечатлениями

Коммуникативные:

Умение участвовать в общем обсуждении

Ф.И.__________________________________________________

Экскурсия « Живая и неживая природа. » 5 класс

Цель: сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе

1. Найди по три-четыре тела неживой и живой природы. Назови их. Тела неживой природы: ____________________________________________________________________________
Тела живой природы: ____________________________________________________________________________

2. Вспомни признаки живых организмов, перечисли их _____________________________________________________________________________

3. Зарисуй в тетради две березы (две яблони) разной высоты. Поясни, какое свойство живых организмов ты отобразил на рисунке.

4. Понаблюдай за каким-нибудь животным и опиши его движение.
Животное: ___________________________________________________________________

Характер движения (быстрое, медленное, хаотичное, целенаправленное, всем телом, с помощью конечностей)__________________________________________________________________
Почему для животных важно двигаться? _____________________________________________________________________________

5. В природе наблюдать проще за растениями или за животными? Как ты думаешь, почему? ____________________________________________________________________________

6. Сделай вывод о различиях тел неживой природы и живых организмов
Живые организмы отличаются от тел неживой природы тем что _____________________________________________________________________________


Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Аргаяшский аграрный техникум»

по проведению экскурсий по биологии

2016 г

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕН О

на заседании предметно-цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от «___» __________ 2015г

Председатель комиссии ______________/А.Р.Хазырова/

Разработчик: Дусматова А.С., преподаватель биологии высшей квалификационной категории ГБПОУ « Аргаяшский аграрный техникум»

Рецензент: Киреева Ф.А. преподаватель биологии высшей квалификационной категории Аргаяшского филиала Челябинского медицинского колледжа

Рецензия.

Методические рекомендации для проведения экскурсий по биологии предн азначена для проведения экскурсий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Методические рекомендации разработаны на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Пояснительная записка;

Методические указания при проведении экскурсий;

План проведения экскурсий;

Подготовка к экскурсии;

Методы обучения, используемые при проведения экскурсий;

Место и значение экскурсий в процессе познания;

Инструкция по охране труда при проведении экскурсий по биологии;

Методика проведения экскурсий.

19.01.17 «Повар-кондитер»

Рецензент: Ф.А.Киреева, высшая категория.

Пояснительная записка

Методические рекомендации для проведения экскурсий по биологии составлена для студентов 1 курса специальности: 19.01.17 «Повар-кондитер» , в соответствии с программой учебной дисциплины «Биология» для закрепления и контроля знаний, умений обучающихся по основным темам курса.

Экскурсии – главнейшее после урока звено процесса воспитывающего обучения. Экскурсии по биологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения. На уроке и даже лабораторном занятии обучающиеся познают отдельные предметы и явления живой природы изолированно друг от друга, не видят связей растений и животных со средой обитания. В связи с изучением искусственного и естественного отбора, методов и успехов селекции проводятся экскурсии на производство, в научные учреждения, в процессе которых раскрываются особенности организации производства, пути использования достижений биологической науки, методы научного исследования. Они помогают обучающимся проникнуться уважением к труду.

Преподавание биологии невозможно без проведения экскурсий. Главная цель экскурсий заключается не в том, чтобы показать виды и названия нескольких десятков живых существ, не в том, чтобы научиться их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать и научить видеть жизнь природы, видеть и понимать биологические процессы. Не на отдельный организм нужно обращать внимание, а на явления общего характера, причём отдельные организмы являются, только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии можно достигнуть того, что мы будем представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями.

Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют обучающимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Экскурсия в природу - увлекательная форма работы преподавателя с группой. На экскурсии обучающиеся учатся видеть нужные объекты, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Каждая экскурсия - сильное средство воздействия, формирующее у обучающихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к природе. «Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях призвание, если не открываем молодежи глаза на «красоты окружающего мира», - писал академик Н.П.Анучин.

Методические указания при проведении экскурсий

Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки преподавателя и обучающихся. Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между обучающихся распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.

Нельзя вести экскурсию по неизвестной для преподавателя местности. За день-два до экскурсии преподаватель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания - остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.

Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если преподаватель мало знаком с флорой и фауной данной территории, то необходимо просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, справочную литературу и определители растений и животных. Такая предварительная работа поможет преподавателю составить план проведения экскурсии.

Обучающиеся должны быть обеспечены соответствующим снаряжением:

    блокноты и карандаши для записи

    ботанизирки и коробки для сбора материала

    лупы

    сачки

    копалки

    и прочее оборудование

в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть обучающихся не сможет принять участия в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала. Очень важно подготовить обучающихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно преподаватель может ознакомить обучающихся с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.

План проведения экскурсии

Как для урока, так и для экскурсии преподаватель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:

1. Тема экскурсии, ее цель и задачи.

2. Маршрут экскурсии. (Следует заметить, что маршрут - это не путь движения обучающихся, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.)

3. Снаряжение экскурсии (Необходимое оборудование для преподаватель, для самостоятельной работы обучающихся и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности обучающихся во время экскурсии.)

4. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 - 7 мин).

5. Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).

6. Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10-15 мин).

7. Итоговая беседа по теме экскурсии (3 - 5 мин).

8. Осмотр территории и приведение ее в порядок.

9. Общее заключение по экскурсии (в природе).

10. Обработка (на занятиях, дома) обучающихся собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета сообщения. Экскурсия не должна быть очень продолжительной и походить на урок или тем более на лекцию под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям.

Экскурсия обычно начинается с введения в проблему - рассказа или беседы. Затем преподаватель поясняет цель и индивидуальные задания для обучающихся, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти обучающихся.Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым обучающимся, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия - оставляет у обучающихся неизгладимые впечатления.

Во время самостоятельной работы преподаватель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.

В установленное время обучающиеся собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах обучающихся по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии. Преподаватель дополняет и обобщает сообщения обучающихся помогает правильно разложить собранный материал для составления гербария или коллекции (личной или для школы), рекомендует животных отпустить, а растения с корнями прикопать в местах их сбора. Преподаватель разрешает взять некоторые растения и мелких животных (насекомые, черви) для уголка живой природы и посадки на школьном участке.

«Десять заповедей экскурсионного дела».

По проведению экскурсий Б. Е. Райков дал преподавателю ряд полезных советов. В методике обучения биологии они известны как - Десять заповедей экскурсионного дела.

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8.Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Экскурсии имеют огромное значение и для самого преподавателя. Оказавшись вместе с обучающимися лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность натуралиста знать и понимать живой мир. Появляется понимание необходимости собирать для учебного процесса гербарий, коллекции, работать с определителями, совершенствовать свои натуралистические умения, ботанические, зоологические и экологические знания.

Биология как предмет призвана вооружить обучающихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления обучающихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого преподаватель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса -экскурсию. Экскурсии воспитывают обучающихся в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.

Экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с группой или группой обучающихся, проводимой вне занятий с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору преподавателя по темам, связанным с программой. Это определение, данное Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обучения.

Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Обучающиеся учатся находить в природе объекты по заданиям преподавателя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях обучающиеся, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине.

Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью. Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет обучающимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у обучающихся целостной картины мира.

На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы),который будет нужен на уроке, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации. Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.

Экскурсии могут быть организованы по учебно-опытному участку на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.

Подготовка к экскурсии.

Методика подготовки экскурсии включает подготовку преподавателя и обучающихся. Определяют задачи экскурсии. На предшествующим экскурсии уроке устанавливается связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между обучающимися распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.

Очень важно подготовить обучающихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно преподаватель может ознакомить обучающихся с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.

Экскурсии – главнейшее после урока звено процесса воспитывающего обучения. Экскурсии по биологии и экологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения. На уроке и даже лабораторном занятии обучающиеся познают отдельные предметы и явления живой природы изолированно друг от друга, не видят связей растений и животных со средой обитания. В связи с изучением искусственного и естественного отбора, методов и успехов селекции проводятся экскурсии на производство, в научные учреждения, в процессе которых раскрываются особенности организации производства, пути использования достижений биологической науки, методы научного исследования. Они помогают обучающимся проникнуться уважением к труду.

Содержание экскурсии преподаватель конкретизирует с учетом природного и производственного окружения. Важно правильно определить место экскурсии в системе уроков, чтобы придать работе обучающихся поисковый характер, активизировать их мыслительную деятельность. О времени, месте и цели проведения экскурсии преподаватель оповещает обучающихся заранее, рекомендует прочитать соответствующую литературу.
Проведение экскурсии должно быть подготовлено. Уже при составлении годового плана преподаватель определяет цель и место экскурсии в системе уроков, разрабатывает ее задачи, описывает ход, намечает географический пункт, составляются задания для обучающихся. Преподаватель заранее посещает место проведения экскурсии, отбирает объекты для изучения, запоминает их расположение, знакомит сотрудников организации с задачами экскурсии, изучает литературу, уточняет индивидуальные и групповые задания для обучающихся, в которых предлагается самостоятельно рассмотреть объекты и проследить за рассказом экскурсовода, записать необходимые сведения.

Во время работы на экскурсии и сбора материала необходимо соблюдать следующие правила:

1.Работать, не отклоняясь от плана.

2.Соблюдать аккуратность в работе, в оформлении сборов и в записях.
3.Избегать захватывать с собой большее количество материалов, чем нужно для последующей работы; охранять природу от уничтожения ценных и редких объектов.

4.Результаты наблюдений записывать на месте, не полагаясь на память, иначе многое забудется

5.Соблюдать во время экскурсии полную дисциплину.
6. Собранные растения привести в порядок, обработать: живые растения поставить в ящики, горшки, полить; сорванные растения необходимые для изучения в классе, поставить в воду; растения, подготовленные для сушки, поместить в пресс и т. д.
Методы обучения, используемые при проведении экскурсий

Методы проведения экскурсий приучают обучающихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы - навыки элементарного исследования природы.
На экскурсиях собирается материал (с учетом охраны природы), используемый в дальнейшем на уроках, во внеурочных работах и внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора живых объектов, коллекционирования и гербаризации
Основной метод обучения на экскурсии наблюдение, которое применяется в сочетании с беседой, небольшим рассказом. При этом не следует злоупотреблять объяснением, так как на экскурсии в природу обучающиеся не склонны долго слушать. Экскурсия в музей или на производство имеет иную специфику. Там квалифицированный экскурсовод читает лекцию и хорошо иллюстрирует ее. Но и в этом случае важна самостоятельная работа обучающихся с экспонатами музея, на опытных делянках или полях.

Наблюдение природных явлений на экскурсиях при надлежащем руководстве преподавателя способствует образованию первичных представлений о материальности мира, взаимосвязях и развитии в природе, значении природных богатств для народного хозяйства, о необходимости всемерной охраны и воспроизводства их. На экскурсиях обучающиеся испытывают эмоции эстетического характера. Живое восприятие красоты природы вызывает любовь к родной природе. Наблюдение обучающиеся проводят в соответствии с заданием, при составлении которого следует учитывать объект экскурсии и познавательные возможности обучающихся

Предварительные итоги преподаватель подводит в конце экскурсии, а окончательно результаты обучающиеся оформляют в виде отчета, смонтированных стендов. Целесообразно вначале давать план отчета, который облегчит обучающихся работу над ним. Преподаватель оценивает не только отчеты, но и работу обучающихся на экскурсиях, их активность при выполнении заданий, умение вести целенаправленные наблюдения, оформлять материалы. Знания обучающихся, полученные на экскурсии, необходимо всемерно использовать и развивать на последующих уроках.

Экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с группой или группой обучающихся, проводимая вне учебного заведения с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору преподаватель и по темам, связанным с программой. Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью в курсах «Живой организм», «Многообразие живых организмов» и общей биологии. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на соответствующих уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих уроках.

Преподаватель заранее в годовом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед намеченной экскурсией создает для, обучающихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. При этом выделяются вопросы, которые нужно выяснить в природе, даются задания для повторения и предварительного ознакомления с материалом в плане подготовки к экскурсии. Преподаватель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения: что следует, потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для демонстраций и практических работ.
Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания обучающихся. Обучающиеся видят растения и животных в естественной среде: растения - в связи с почвой, животных - в связи с растениями, получая представление о биоценозах, о целостности природы в определенное время года. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе. При этом многие знания практикуются в узнавании изученных объектов, в объяснении увиденного явления. Непосредственное соприкосновение с природой, познание ее явлений не только дают обучающиеся конкретные, правильные биологические понятия, но имеют и большое воспитательное значение.
Экскурсии в сельскохозяйственное производство, на опытно-селекционные станции, в плодовые питомники, показывающие применение биологических знаний на практике, многообразные сорта растений и породы животных, созданные человеком, условия, повышающие урожайность растений и продуктивность животных, знакомят обучающихся с управляемой человеком природой, что имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Уточнение и расширение биологических понятий, воспитание мировоззрения, мышления, эстетических чувств, приобретение умений наблюдать в природе - все эти возможности преподавателю нужно иметь в виду при проведении экскурсий.

Учебно-воспитательное значение школьных биологических экскурсий огромно. Эта форма организации учебно-воспитательного процесса заслуживает со стороны преподавателя самого серьезного внимания, так как на экскурсиях знания обучающихся развиваются, совершенствуются и превращаются в умения, которые способствуют их профессиональной ориентации. Экскурсии воспитывают коллектив обучающихся в иной, отличной от учебной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.

Инструкция по охране труда при проведении экскурсий по биологии

1. Общие требования охраны труда

1. К участию в экскурсиях по биологии допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по охране труда и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

2. При проведении экскурсий обучающиеся должны избегать воздействия следующих опасных и вредных факторов:

Травмирования ног при передвижении без обуви или без соответствующей одежды;
- заражения инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызунами, клещами, насекомыми и пр.);

Отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

Заражения желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов.

3. Обучающиеся обязаны при проведении экскурсии:

Пройти инструктаж по охране труда при проведении экскурсий по биологии;
- соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу;

Во время экскурсии по биологии обучающиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены;

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии;
- одеваться в соответствии с погодными условиями.

4. Обучающимся запрещается:

Отправляться на экскурсию без прохождения инструктажа по охране труда

во время экскурсий по биологии;

Бегать, толкать друг друга; кидать различные предметы друг в друга;

Отлучаться без разрешения преподавателя.

5. Преподаватель обязан:

Наличие медицинской аптечки обязательно;

Проверить наличие у обучающихся головных уборов в жаркое время года,

Соответствие одежды учащихся погодным условиям;

6. Преподавателю запрещается:

Организовывать экскурсию без проведения инструктажа по охране труда;

Оставлять без присмотра обучающихся;

Выводить обучающихся на экскурсию без аптечки.

7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, который обязан оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить врачу и администрации.

8. Обучающимся, допустившие невыполнение или нарушение инструкций по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования охраны труда перед проведением экскурсии

1. Обучающиеся имеют право совершать экскурсии по биологии только после того, как руководитель экскурсии тщательно обследует тот участок местности, куда будут выведены обучающиеся, и выбран безопасный маршрут передвижения.

2. Обучающиеся обязаны:

Пройти инструктаж по охране труда во время экскурсии по биологии;
- ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами;
- обучающиеся должны надеть соответствующую сезону и погоде обувь. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки. Чтобы избежать натирания ног, обувь должна быть подобрана по размеру.

3. Обучающимся запрещается:

Приносить с собой колющие, режущие, легковоспламеняющиеся предметы;

Толкать друг друга, кидать различные предметы друг в друга.

4. Преподаватель обязан:

Провести инструктаж по охране труда во время экскурсии;

Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами;

Подготовить медаптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочными средствами;

Проверить соответствие одежды и обуви обучающихся погодным условиям.

5. Преподавателю запрещается:

Допускать к экскурсии обучающихся, не прошедших инструктаж по охране труда на экскурсиях по биологии;

Отправляться на экскурсию без медаптечки.
3. Требования охраны труда во время экскурсии

1. Обучающиеся обязаны:

При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми;

При изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков не разрешается.
2. Обучающимся запрещается:

Во избежание лесных пожаров и ожогов разводить костры;

Запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых;

Во избежание отравлений пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы;
- во избежание укусов и травм трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючие кустарники и растения;

Выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.;

Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.

3. Преподаватель обязан:

Осуществлять постоянный контроль за движением обучающихся и их поведением во время экскурсии.

4. Преподавателю запрещается:

Оставлять обучающихся без присмотра
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

1. Обучающиеся обязаны:

При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми и других происшествиях необходимо немедленно поставить в известность руководителя экскурсии.

2. Преподаватель обязан:

При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми и других происшествиях оказать первую помощь и при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации.
5. Требования охраны труда по окончании экскурсии

1. Обучающиеся обязаны тщательно вымыть руки с мылом и сделать тщательный осмотр тела.

2. Преподаватель обязан:

Тщательно вымыть руки с мылом и сделать тщательный осмотр тела;
- проверить наличие обучающихся по списку.

Методика проведения экскурсий

Экскурсия по теме: «Многообразие видов»

Цель экскурсии :

    ввести понятие многообразие видов как результата действия естественного отбора.

    ввести понятия « критерии вида», « популяция», « изменчивость», « наследственность».

    выявить различные взаимоотношения особей одного и того же вида, различных видов.

    показать на конкретных примерах приспособленность организмов к перенесению неблагоприятных условий в осеннее и зимнее время.

    учить трудиться коллективно, формировать чувство бережного отношения к природе, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы.

    развивать интерес к биологии, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.

Материально–техническое оснащение : тетрадь, ручка, карандаш, линейка, компас.

Задание :

1. Составить план участка и дать характеристику его рельефа, влажности, освещённости, вида почв.

2. Определить основные виды деревьев, кустарников, трав и выявить приспособленность их к совместному обитанию и к факторам неживой природы. Результаты занести в таблицу:

Виды деревьев

Виды кустарников

Виды трав

Черты приспособленности к совместному обитанию

Черты приспособленности к абиотическим факторам

3. определить критерии одного вида деревьев (кустарников или трав). Данные занести в таблицу.

Название вида:

Морфологические признаки:

Физиологические признаки

Экологические признаки

4. Сравнить 2-3 особи одного вида растения, произрастающих на одном месте. Признаки сходства, признаки различия.

5. Сравнить 2-3 особи одного вида растения, произрастающих в различных условиях.

6. Какое воздействие на природу вы наблюдали в лесу? Задания для обучающихся одинаковые, но каждая группа работает на своём участке.

Ход экскурсии :

Задания по группам, состав групп определяется на предшествующем уроке. В начале экскурсии проверяется состав групп, проводится инструктаж по поведению на экскурсии. Затем отправляемся на экскурсию. Во время движения обучающиеся называют виды деревьев первого яруса, второго яруса, травянистые растения, виды кустарников. Обращаем внимание на то, чтобы обучающиеся давали правильные (двойные) видовые названия. Обращать внимание обучающихся, что на небольшом участке леса, произрастают растения разных видов. Формулирую главный вопрос: « Каковы причины многообразия видов?». Это основной вопрос нашей экскурсии. Затем предлагаются обучающимся выяснить, чем отличаются виды, например одного рода, (клён американский, клён татарский) друг от друга. Для раскрытия понятия « вид», используем растения близких видов, это хорошо получается на таких растениях, как лютик едкий, ползучий, кашубский. На этих же примерах рассматривается данная тема в учебнике. Сравниваем условия их произрастания и отмечаем, что особенности существования вида составляют экологический критерий. Далее изучаем их внешний вид. Определяем сходные признаки и их различия в строении цветка, листьев. Делаем выводы. Сообщаем обучающимся, что особенности строения составляют морфологический критерий вида. В ходе беседы выясняем, что у этих растений разные сроки цветения. Мы видим цветение лютика едкого. Лютик кашубский цветёт в конце мая, а лютик ползучий- в июле. (это мы знаем из прошлых экскурсий). Делаем выводы, что растения разных видов различаются сроками цветения, скоростью роста и развития. Отмечаем, что особенности ответной реакции организмов одного вида на изменения условий жизни, составляют физиологический критерий вида.

Вывод: все виды отличаются друг от друга морфологическими, экологическими, физиологическими признаками.

Движемся дальше. Вышли на полянку, где много лютика едкого. А в лесу встречался лютик едкий? Нет. А где мы ещё видели это растение? Вспоминаем, что когда входили в лес, на той полянке и видели это растение. Попадает ли пыльца лютика с одной поляны на другую? Молчание. В ходе беседы выясняем, что это маловероятно, ведь полянки расположены далеко друг от друга. Значит эти растения живут обособленно друг от друга. Вводим понятие « популяция». Группа особей одного вида, длительно существующая на определённой территории обособленно от других таких групп, называют популяцией. Берёза бородавчатая, клён татарский, дуб черешчатый, произрастающие в нашем лесу, также представляют собой популяции видов. Популяция – это форма существования вида. Популяция устойчива, если в ней имеются разные по возрасту особи. Задание: найдите в популяции клёна татарского особи разного возраста. Обучающиеся это делают с большим удовольствием. Далее предлагаю рассмотреть 2-3 особи берёзы бородавчатой. Найдите черты сходства. Общих признаков много. В чём причина их сходства? Они близкородственные, т.к. относятся к одной популяции. Совокупность основных признаков передаётся от родителей к потомству. Всем живым организмам свойственно сохранять и передавать свои признаки и свойства потомству. Это свойство – наследственность. Именно это свойство и обуславливает сходство близкородственных организмов. Затем предлагаю найти у этих особей черты различия. Вывод: все особи, даже в одной популяции, различаются между собой, значит, организмам свойственна изменчивость. Поясняю, что изменчивость проявляется в различной степени развития тех или иных признаков, например, интенсивности окраски, размеров тела и т.д. Изменение этих признаков происходит под действием условий окружающей среды. Обращаем внимание на различия в окраске листьев сныти обыкновенной, произрастающей на открытых местностях и в лесу. У второй листья темнее, в них больше образуется хлорофилла. Благодаря этой особенности у растений в лесу при пониженной освещённости синтез органических веществ происходит достаточно интенсивно. Но эти изменения не передаются по наследству. Это пример ненаследственной изменчивости. По наследству передаются только такие изменения признаков, развитие которых вызвано изменениями в наследственном материале. Именно наследственная изменчивость обуславливает возникновение новых признаков, которые являются материалом для естественного отбора и предпосылкой образования новых видов. Далее мы обращаем внимание на огромное разнообразие живых организмов, населяющих лес. Обучающиеся стараются установить какие взаимоотношения существуют между ними. Совокупность всех взаимоотношений Ч.Дарвин назвал борьбой за существование. По ходу экскурсии находим травянистые растения и подсчитываем количество семян (плодов) на нём. Вырастут ли из всех этих семян взрослые растения? Конечно, нет. Почему? Если все семена осыпятся на этом месте и прорастут, то в густых всходах между проростками будет идти острая борьба за существование – за влагу, питательные вещества, свет. Такую борьбу Ч.Дарвин назвал внутривидовой. Затем обращаем внимание на некоторые угнетённые растения тополя, берёзы бородавчатой, клёна татарского. Почему они такие? Ч.Дарвин утверждал, что сложные отношения устанавливаются и между организмами разных видов. Это межвидовая борьба за существование. А ещё растения вступают в борьбу с неблагоприятными условиями окружающей среды. Многие организмы погибают от сильных морозов, пожаров, сильного ливня, да и человек иногда виновен. В борьбе за существование в популяции растений (животных) происходит естественный отбор: одни особи погибают, а другие выживают, дают жизнеспособное потомство, характеризуются высокой приспособленностью к новым условиям внешней среды. Предлагаем обучающимся установить признаки приспособленности растений и животных к условиям обитания. Ребята работают. Далее изучаем, какие приспособления имеют растения к перенесению неблагоприятных условий в осенне-зимний период. Обращаем внимание на красоту осеннего леса. Затем обучающиеся работают в группах, выполняя задания.

Содержание отчета:

1 . Составить план участка;

2.Заполнить таблицу;

3. Определить признаки сходства и различия растений, произрастающих на одном месте.

4. Определить признаки сходства и различия растений, произрастающих в различных условиях.

Контрольные вопросы :

    Каковы причины многообразия видов?

    Какое воздействие на природу вы наблюдали в лесу?

    Какие признаки приспособленности растений и животных к условиям обитания вы наблюдали?

Экскурсия

Х. Лабораторные и практические работы по биологии.

1. Перечень обязательных для проведения лабораторных и практических работ по биологии находится в:

а) практикуме учебника;

б) программе;

в) программе и практикуме учебника.

2. Основное отличие лабораторных работ от практических работ состоит:

а) в использовании различных методов обучения;

б) в использовании различных средств обучения;

в) в решаемых дидактических задачах.

3. Характерной особенностью лабораторных и практических работ является:

а) использование практических методов обучения;

б) использование групповой работы учащихся;

в) использование наглядных средств обучения.

4. Лабораторные работы проводят:

а) на этапе изучения нового материала;

б) на этапе закрепления ранее изученных знаний.

5. Практические работы проводят:

а) на этапе изучения нового материала;

б) на этапе закрепления ранее изученных знаний.

6. Продолжительность лабораторных работ:

а) 10-15 мин;

б) 15-20 мин;

в) различна, в зависимости от содержания и объема работы.

7. Лабораторные и практические работы могут проводиться в двух формах:

а) самостоятельно и под руководством учителя;

б) индивидуально и фронтально;

в) фронтально и по предварительному заданию.

8. Преимущества фронтальных лабораторных работ заключаются в:

а) высокой степени самостоятельности учащихся;

б) простоте их организации и проведения;

в) руководящей роли учителя.

9. Преимущества лабораторных работ по предварительному заданию заключаются в:

а) высокой степени самостоятельности учащихся;

б) простоте их организации и проведения;

в) руководящей роли учителя.

10. Недостатком фронтальных лабораторных работ является:

а) простота организации и проведения;

б) неполная самостоятельность учащихся;

в) единовременность выполнения всеми учениками класса.

11. При выполнении лабораторных работ учащимися, зарисовки лучше проводить с:

а) натуральных объектов;

б) таблицы;

в) иллюстраций учебника;

г) рисунков на доске.

12. Лабораторные и практические работы, предусмотренные программой, оцениваются:

а) обязательно;

б) по усмотрению учителя.

13. В лабораторных и практических работах оцениваются:

а) биологические знания;

б) специальные и общеучебные умения;

в) биологические знания и умения.

14. Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» проводится в курсе:

а) «Ботаника»;

б) «Животные»;

в) «Общая биология»



1. Форма организации учебных занятий, проводимая вне школы с познавательной целью, по темам программы и выбору учителя -…

а) экскурсия;

б) внешкольная работа;

в) внеклассная работа.

2. Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии в отечественной школе разработал:

а) Зуев В.Ф.

б) Герд А.Я.;

в) Райков Б.Е.

3. 10 заповедей экскурсионного дела сформулировал:

а) Райков Б.Е.;

б) Кайгородов Д.Н.;

в) Зуев В.Ф.

4. Значение экскурсий:

а) позволяют изучать объекты живой природы в их естественной обстановке;

б) придают преподаванию краеведческую направленность;

в) способствуют развитию у школьников наблюдательности, интереса к живой природе.

г) все варианты.

5. По своему содержанию экскурсии могут быть:

а) ботанические, зоологические, экологические, общебиологические, комплексные;

б) вводные, текущие, заключительные.

6. Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на:

а) ботанические, зоологические, экологические, общебиологические, комплексные;

б) вводные, текущие, заключительные.

7. Подготовка учителя к экскурсии начинается с:

а) выбора маршрута экскурсии;

б) формулировки цели и задач экскурсии;

в) составления плана проведения экскурсии;

г) и определения содержания и методов работы с учащимися.

8. Экскурсия может проводиться в двух формах:

а) иллюстративно и по заданию в виде самостоятельной работы;

б) фронтально и по группам;

9. Оптимальная продолжительность маршрута экскурсии:

в) 1,5-2 км.

10. Основное внимание на экскурсии необходимо уделять:

а) изучению приспособлений растений и животных к условиям существования

б) подробному изучению строения растений и животных.

11. Одно из правил проведения экскурсии гласит:

а) «Рассказывай на экскурсии только о том, что соответствует теме урока»;

б) «Рассказывай на экскурсии только о наиболее характерных растениях и животных»;

в) «Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать».

12. Оптимальное количество новых названий на одной экскурсии:

б) 10-12;

13. Мелкие и подвижные объекты на экскурсии лучше рассматривать:

а) в бинокуляр;

б) в пробирках;

в) с помощью лупы.

14. Экскурсия «Видовое разнообразие в окрестностях школы» проводится в курсе:

а) «Ботаника»;

б) «Животные»;

в) «Общая биология»

15. Экскурсия это:

а) форма организации обучения;

б) метод обучения;

в) средство обучения.

ХII. Внеклассная и внеурочная работы по биологии

1. Внеклассная работа по биологии – это …

а) обязательная форма работы;

б) добровольная форма работы.

2. В зависимости от периодичности проведения, различают следующие формы внеклассной работы:

а) эпизодическая и периодическая;

б) эпизодическая и систематическая;

в) периодическая и систематическая.

3. Внеклассная работа, рассчи­танная на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся, является:

а) эпизодической;

б) периодической;

в) систематической.

4. Внеклассная работа, рассчи­танная на проведение отдельных разовых меро­приятий, заданий, является:

а) эпизодической;

б) периодической;

в) систематической.

5. В зависимости от количества участников различают следующие формы внеклассной работы:

а) фронтальную и групповую;

б) индивидуальную и фронтальную;

в) фронтальную, групповую и индивидуальную.

6. Биологические олимпиады, научно-практические конферен­ции, праздники «День птиц», «День здоровья» следует отнести к:

а) фронтальным внеклассным работам;

б) групповым внеклассным работам;

7. Биологические кружки, экс­курсии, экспедиции, походы следует отнести к:

а) фронтальным внеклассным работам;

б) групповым внеклассным работам;

в) индивидуальным внеклассным работам.

8. Наиболее широко распространенной формой внеклассной работы являются:

а) курсы по выбору;

б) факультативы;

в) биологические кружки.

9. Количественный состав кружка, как правило, не должен превышать:

а) 10-12 человек;

б) 15-18 человек;

в) 20-25 человек.

10. Занятия биологического кружка обычно проводятся:

а) 1-2 раза в неделю;

б) 1-2 раза в месяц;

в) 1-2 раза в четверть.

11. Внеурочная работа по биологии – это …

а) обязательная форма работы;

б) добровольная форма работы.

а) определяется школьной программой по биологии;

б) зависит от интересов учащихся.

13. Результаты внеурочных работ:

а) обязательно оцениваются;

б) как правило, не оцениваются.

14. Внеурочные работы выполняются:

а) в кабинете биологии

б) на учебно-опытном участке

в) в природе

г) все варианты.

а) внеклассной работой;

б) уроками;

в) внешкольной работой.

16. Организация внеурочных работ учащихся диктуется в первую очередь:

а) необходимостью проведения исследовательской деятельности в природе;

б) необходимостью развития познавательного интереса учащихся;

в) необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в рамки урока.

17. Наиболее широко внеурочные работы проводятся в курсе:

а) «Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения»;

б) «Животные»;

в) «Человек и его здоровье»;

г) «Общей биологии».

18. Значение внеурочных работ состоит в:

а) развитие интереса учащихся к предмету;

б) формирование у школьников специальных биологических умений;

в) формирование личности учащихся;

г) все варианты.

19. Внеурочные работы могут проводиться:

а) предварительно, до изучения материала на уроках;

б) в процессе изучения материала на уроках;

в) а+б.

20. Опыты и наблюдения по курсу биологии 9 класса, как правило, проводятся:

а) вне урока, т.к. они длительны;

б) на уроке, т.к. они не занимают много времени.

Поделиться