Иза высоцкая биография личная жизнь. «Иза Высоцкая умерла на руках у сына»: коллеги о последних днях первой жены Владимира Высоцкого

Народная артистка РФ.

Единственная актриса необластных театров Урала и единственная тагильчанка, удостоенная этого высшего актерского звания.

Иза Константиновна Высоцкая окончила Школу-студию имени В.Немировича-Данченко при МХАТ СССР. Работала в Киевском театре имени Леси Украинки, в Ростове, Перми, Владимире. С 1970 года - артистка нашего театра.

Лауреат премии "Браво!" 1994 года за роль Елизаветы Английской ("Ваша сестра и пленница") и 2006 года в самой почетной номинации "И мастерство, и вдохновение" за личный вклад в театральное искусство, за честь и достоинство.

Лауреат премии имени В.П.Пашнина 2015 года.

Исполнительница главных ролей в спектаклях "Золотая пыль", "Последний пылкий влюбленный", "Мать" К.Чапека, "Ваша сестра и пленница", "Гарольд и Мод" и многих других.

В 2002-2012 годах - преподаватель сценической речи на актерском отделении Нижнетагильского колледжа искусств.

Иза Высоцкая. От первого лица. Читать
Иза Высоцкая. От третьего лица. Читать
Юбилейный вечер Изы Высоцкой. Читать
Фоторепортаж Кирилла Глазырина. Смотреть
Репортаж телеканала TVMChannel-Екатеринбург с презентации уникальной биографической книги "С тобой... и без тебя" Изы Константиновны Высоцкой
Презентация книги "С тобой... и без тебя". АН "Между строк"

Телевизионный фильм "Горное гнездо" (И.Высоцкая - Нина Леонтьевна) 1 часть 2 часть
ТРК "Телекон". Иза Высоцкая в программе "Открытый вопрос"

Королева

Ни мастерство и многолетний опыт, ни звание и заслуги, ни любовь поклонников артисту лёгкой жизни не гарантируют. Каждый раз он должен заново доказывать свою творческую состоятельность, в каждой новой роли. И хорошо, когда она есть и она - твоя, словно написана драматургом специально для тебя. Каким-то непостижимым образом услышал он молитвы страждущего и, как господь Бог, внял им - дал кусок хлеба насущного изголодавшемуся актёру, чтобы тот в муке и радости мог жить на сцене и творить.

Но "своей" роли иногда приходится ждать много лет. Даже если повезёт и дождёшься, неизвестно ещё, будет ли всё так, как увидел, понял, прочувствовал сам. У режиссёра собственное видение пьесы, а значит, и её героев. Совпадут ли взгляды? Придёт ли взаимопонимание в работе? Ведь театр - творчество коллективное…

Когда сыграли премьеру "Вашей сестры и пленницы…", заслуженная артистка России Иза Высоцкая могла быть счастлива. Роль, о которой неотступно думала последние два года, стала наконец-то её ролью. Приглашённый на постановку в Нижнетагильский драматический театр режиссёр Алексей Песегов оказался единомышленником, понимали друг друга с полуслова. А образ, созданный актрисой в спектакле, открыл такие глубины и изгибы души человеческой, такой масштаб личности, что для зрителей, знающих толк в искусстве, сомнений не было: Высоцкая здесь королева!

А она и играет королеву. Её героиня - Елизавета Английская. Та самая, которая вдохновила писателей разных времён и народов не столько своими государственными деяниями, сколько многолетней враждой и расправой с венценосной соседкой-родственницей, королевой Шотландии Марией Стюарт.

Драма "Ваша сестра и пленница…" - ещё одна вариация на известную тему. Однако к конфликту королев автор пьесы - наша современница и соотечественница Людмила Разумовская подошла по-своему, по-женски. В центре её внимания борьба двух соперниц, двух женских типов, характеров настолько разных, что взаимное отторжение неизбежно. Мария живёт любовью, Елизавета - разумом. Первая - в плену страстей и чувственных порывов, вторая - во власти холодного расчёта, злобы, зависти.

Но если бы Иза Высоцкая играла только злобную завистницу на троне, вряд ли открылась бы в спектакле захватывающе интересная, сложная внутренняя жизнь её героини. И не вызвала бы она у нас наряду с праведным осуждением ещё и сожаление, сочувствие даже. Сожаление - о недюжинном, остром уме, изуродованном подозрительностью и потраченному на хитроумные интриги в борьбе за власть; о непреклонной воле, которая обернулась жестокостью и ведёт под топор палача не только давнюю врагиню, но и недавних друзей. Ну, а сочувствие, оно относится к несостоявшейся женской судьбе.

Тема судьбы становится для актрисы в этом образе главной. Елизавете-Высоцкой мало быть всесильной королевой. Она хочет быть женщиной. Она стремится к любви и бежит от неё, боясь потерять себя в рабстве или оказаться преданной. И её фавориты действительно один за другим предают свою возлюбленную королеву, вступая в тайные сношения с Марией, претендующей на английский престол. Для Елизаветы это двойной удар. Отвечает она на него с мужской жестокостью и с изощрённым женским коварством.

Как кошка с мышью, играет она со своими жертвами вокруг трона: дразнит, соблазняет, отталкивает, лицемерием вызывает на откровенность и не верит в искренность. Тут Елизавета в своей стихии. Изменчивая, неуловимая, она меняет не только тактику поведения, но и облик. Ох уж эти разные, разные, разные лица Елизаветы-Высоцкой!

Надменная, величественная, с торжествующей злой улыбкой во время ареста Норфолка (артист А. Шебаршин), она потом, как капризная девочка с куклой, забавляется с очередным фаворитом-"мартышкой". Горечь и подлинная боль прорываются у неё при последнем свидании с Норбумберлендом (Ю. Дунаев) - кажется, единственным достойным мужчиной, которого любила и теперь отправляет на казнь. А какой блестящий спектакль в жанре мелодрамы разыгрывает Елизавета перед Лестером (А. Рывкин).

Сброшены парик и парадное платье королевы, а с ними - царственное величие, надменность. К Лестеру вдруг является полумонахиня, немолодая женщина, некрасивая и не скрывающая этого. Она так искренне кается в грехах, демонстрирует такую кротость и смирение, что не пробудит сочувствия разве только у слепого и глухого. Лестер же хоть и глуп, но не глух. Цель достигнута: он попадает в ловушку. И тотчас кающаяся грешница становится карающей королевой.

Эти молниеносные переходы актрисы из одного состояния в другое, динамизм внутреннего действия - всегда напряжённого, без передышки и отдыха - зримо выражают накал борьбы, которую ведёт её сценическая героиня как с окружающими людьми, так и сама с собой. Потому что женская часть души её не борьбы хочет, а согласия и покоя, обыкновенной нежности, ласки.

Усталая, разбитая, некрасиво расставив босые ноги в язвах, королева-девственница одиноко сидит у себя в спальне. Наедине с собой можно дать волю чувствам. Сесил (М. Юрченко) не в счёт, он верный раб. И тут вместе с сомнениями (может, всё-таки помиловать Норбумберленда?) Елизавета мучается своей женской ущербностью, обделённостью простыми человеческими радостями. Они доступны даже нищему, но не ей. Кто виноват? Тяжкий груз короны или она сама?

Пожалуй, только один человек - государственный канцлер Сесил, давний друг и слуга её королевского величества, мог бы дать правдивый ответ. Но этот политик с умными печальными глазами молчит. Да и что изменилось бы от его слов! Елизавета останется такой, какой её сделала жизнь. И она будет вести свою игру до конца, приближая одних, отправляя на плаху других (или тех же), вымещая гнев на третьих и лукавя со всеми, в том числе и с собой.

В предисловии к пьесе Л. Разумовская отмечает, что не стоит искать тут исторической «правды», буквальной достоверности героев и событий: "для меня, - пишет автор, - мои героини уже не столь историчны, сколь мифологичны".

А мифы бессмертны, потому что, отсекая частное, несут нам общечеловеческое и каждое новое поколение находит в них вечные темы, конфликты, идеи, характеры. Наверное, поэтому драма характера английской королевы, которую раскрыла сегодня на сцене актриса Иза Высоцкая, не уводит в далёкое прошлое. Резкими светотенями нашего времени отмечен этот женский портрет.

Ада ЕГОРОВА, "Тагильский рабочий", 1994

Блистательная Иза

Сегодня впервые в роли Мод вы увидите народную артистку России Изу Высоцкую! - торжественно прозвучал голос за сценой. Зал Нижнетагильского драматического взорвался аплодисментами.

В ходе спектакля "Гарольд и Мод" овации сопровождали даже те реплики юного героя, где раньше они воспринимались зрителями спокойно. Например, обращаясь к Мод, Гарольд предлагал тост: "За Вас - вчера, сегодня, завтра!" - и зрители не жалели ладоней, адресуя это пожелание ей, любимице тагильской публики Изе Константиновне Высоцкой. В репертуаре театра спектакль уже много лет, давно "состарилась" программка, где исполнители главных ролей - И.Булыгин, ещё просто актер, без звания "заслуженного", И.Высоцкая - именно в этом статусе. А театралы идут на встречу с "Гарольдом и Мод" во второй, в третий раз, наслаждаясь игрой актрисы мхатовской школы и огромного сценического опыта и ее молодого партнера.

"Блистательная Иза!", "Дорогая наша тагильчанка!", "Достояние России, достояние города!" - поздравляя актрису после спектакля с присвоением высшего на театре звания, обращались к ней первый заместитель главы города В.Погудин, заместитель председателя городской Думы В.Исаева, руководители управлений культуры, образования и просто поклонники таланта актрисы. Она стояла на сцене, принимала цветы и поздравления, волнуясь не меньше, чем на премьерах всех сыгранных ею ролей в нашем театре. Почти 20 лет не было в Нижнетагильском драматическом народного артиста. Первой высшего в Российской Федерации актерского звания удостоена Иза Высоцкая, уж несколько десятилетий радующая тагильчан своим талантом. Гордись, "провинциальный" город!

Талисманы Изы

"В Нижний Тагил я попала по глупости. Ну, как часто бывает в жизни. Думала, на год, а осталась на всю жизнь. Когда приехала сюда, то в первый день меня отправили на Вагонку, на творческую встречу. Мне задали вопрос - за что вас сюда? Я сказала: приехала сама. Но это не в хулу Тагилу. В 1970 году драматический был твёрдым, прочным, периферийным, достаточно хорошего вкуса театром. С сильными труппой и режиссурой…"

Единственное в городе звание "Народная артистка РФ" и собственная книга - вот что принёс уходящий год актрисе драматического театра Изе Константиновне Высоцкой. До неё народным в Тагиле становился только Фёдор Генрихович Штоббе, актёр драмы.

Её книга, выпущенная в столичном издательстве, тоже исключительна. В мемуарах первой жены Высоцкого, о которой почти ничего не было известно, - история знакомства со студентом Володей. Свадьба, трудная жизнь в разных городах. Переговоры по телефону так пронзительно нежны, что телефонистки разрешают говорить бесплатно, но когда речь заходит о каком-нибудь деле, требуют "про любовь". Расставания и встречи, размолвки и примирения. В книге описано, как, мягко говоря, по-разному поступал Высоцкий. Но нет ничего, кроме благодарности, - за встречу, за возможность быть рядом.Накануне Нового года с новой народной встретился корреспондент "ТР".

"Зал - чёрная бездна, сказка Гофмана, загадка"

Сегодня "народными артистами" на канале "Россия" делают за несколько недель. Как вы относитесь к своему званию?

Лет 15-20 назад в Рязани был слёт Всероссийского общества. Я была там. Вел его Михаил Ульянов. И весь огромный зал проголосовал за отмену званий, в мире их ни у кого нет. Это логично - у человека есть имя. Какое звание может быть у Репина? Но вышел Миша Бушнов и сказал: "Что мы делаем? Звания помогают нам открывать двери!" И все проголосовали. Мне кажется, на нынешнем этапе развития нашей страны звания имеют значение. Для меня лично это официальное признание.

Вы на сцене больше 60 лет. Когда было интереснее играть?

Трудный вопрос. Был прекрасный первый театр - киевский им. Леси Украинки. Там актёры огромного таланта. Тянешься за ними, забываешь, кто ты. Интересно, когда прекрасный ролевой материал и партнёры. Я просто обожала Мишу Юрченко. Он многие годы был болен, не знал этого, а мы раздражались, что не может, недотягивает, а он в это время погибал...

А спектакль по Чапеку "Мать"! Или "Ваша сестра и пленница". Судьба послала предпоследнюю роль в "Гарольд и Мод" Пашнина. Это подарок судьбы… очень нежно люблю Гарольда - Булыгина в нём.

Работаем очень мало. Не можем репетировать по нескольку лет, как в больших театрах. Раз - раз, за месяц. В этой судороге многое пропускается.

Нет ощущения рутины?

Что вы! Ведь в зале люди. Порой зал словно несёт тебя на воздушной подушке, как на крыльях. Это - то удовольствие, которое мы получаем. А рутина - это дурная работа, халтура. Правда, сейчас многие актёры и пальцем не шевельнут, пока им не заплатят.

Вы часто чувствуйте такое слияние с залом?

Нет. Сегодня у меня остался один спектакль. Дорога тема Гарольда и Мод. Потому что я в том возрасте, когда важно не как, а что ты, во что веришь, что несёшь… Подпитываешь и сам питаешься. А в таких спектаклях, которые только на хохот рассчитаны, не участвую. Да меня и не занимают в них…

Помните первый выход на сцену?

В хореографическом училище были экзамены выпускного курса. Мы, первокурсники, участвовали. За занавесом открылась чёрная бездна! Страшно и совсем нерадостно. Как будто попадаешь в сказку Гофмана. И дыхание людей… Я никогда не смотрю в зрительный зал. Даже через щёлочку. МХАТовская школа учила зал ощущать. Он для меня загадка. Нечто единое.

"Я хочу закрыть глаза"

Какое влияние на вас оказала школа МХАТа?

Там приветствовали актёра - личность. В актёре ценилось своё видение материала. У нас было филфаковское образование по литературе. И лучшие мастера по всем предметам. А что уж говорить о самой атмосфере МХАТа!

Сейчас не могу судить о театре. Знаю, что им руководит Табаков, который выпускался на год раньше меня. Учились у одних педагогов. Но какого актёра МХАТа ни назови, это гиганская личность. Ну, пожалуйста - Ефремов. Всегда узнаваем, но всегда интересен. Личностный актёр. А из старого МХАТа! Это были ГЛЫБЫ.

Вы часто спорите с режиссёром. Но некоторые актёры считают, что их задача - играть, а не рассуждать. Почему вы отстаиваете свою точку зрения?

Во МХАТе нас учили тому, что настоящий театр - сотворчество личностей, содружество режиссёра и актёра. Режиссёр должен быть умнее и шире меня. И тогда я пойду за ним без оглядки. А быть тряпичной куклой в руках любого, кто скажет - пошла налево, пошла направо, я не хочу. Надо уважать себя.

Не любите современный театр и эксперименты?

Эксперимент - хорошо, если он держится на какой-то основе, классике. К сожалению, чаще классика прикрывает убогость. Попробуйте-ка окунуться в пушкинскую или в толстовскую глубины… Там утонешь!

Вот у меня студенты в прошлом году читали композицию по "Евгению Онегину". Начали неохотно. Потом влюбились. И всё это было современно. Почему-то сейчас есть тенденция: современностью называют человеческую помойку - бандиты, зона, алкоголики. Мне не свойственен этот мир. Я хочу закрыть глаза. Понимаю, что он существует, но я хочу видеть прекрасное. И оно у меня есть - дети, внуки, ученики. Люблю исторические пьесы. Когда шикарные костюмы, красивые декорации. Не люблю ущербную условность.

"Актёр с микрофоном - это какая-то мутация"

Вы смотрите ТВ?

Раньше, в другом городе, я даже работала на ТВ ведущей музыкальных программ. Сейчас слушаю и смотрю канал "Культура". Он мне даёт возможность увидеть балет, оперу, чего нет у нас.

А как относитесь к технике в театре - микрофонам, фонограммам, спецэффектам?

Это хорошо. Но если театр настоящий, то можно без всего, на двух стульях сыграть так, что вы будете смеяться, рыдать, сопереживать. Много лет вспоминаю гончаровский спектакль "Визит дамы". Когда герои сидят и просто разговаривают, а у зала потрясение и очищение! Театр драматический - это всё-таки воздействие словом, развитие души. А сейчас во многих театрах "переоснащение" техникой. Мне не нравится, когда актёр с микрофоном. Это какая-то мутация. Не нравится "фанера". Вот разговаривает актриса, сегодня она чуть-чуть простужена и устала. Каждый раз голос разный. Доходит дело до вокала, а запись совершенно выбивается из контекста. Нормальная драма требует души и профессии. Профессии становится мало - плохо говорим, речь невнятная, голоса скучные, блеклые. Ведь можно влюбиться по телефону. Радиотеатры были - помните? Вдруг всё это закрывается. Очень много музыки в спектаклях. Как будто актёру не доверяют…

"Если бы Володя не был поэтом и актёром…"

Долгое время вы ничего не рассказывали о Владимире Высоцком. Как появилась книга?

Много лет мои друзья, однокурсники и научный сотрудник музея Высоцкого Андрей просили меня написать о нашей с Владимиром Высоцким истории. Потому что о нём ходит много воспоминаний, от которых нам всем очень хорошо. О себе читала такое, чего и в страшном сне не увидишь. Много неправды, вымысла. И знаете… всё как-то скучно. А о Володе что порой пишут… Это же большой человек! Я всегда говорю: если бы он не был актёром, поэтом, он всё равно был бы талантлив как человек. А я была рядом с ним в самую юность, в его становление.

В общем, меня убедили написать. Познакомили с издателем "Молодой гвардии". Книгу замечательно приняли. Как в сказке. Я не прилагала никаких усилий. Мне очень нравится формат. Маленькая, приятная книжечка. Называется "Короткое счастье на всю жизнь".

Иза Константиновна, а талисман на счастье у вас есть?

Мой дом полон их - не могу выбросит ни одну безделушку. Вот давным-давно ребёнок из хлеба собачку сделал. Без слёз смотреть нельзя, храню. Но настоящие талисманы надо хранить в сердце. У меня такие есть. О них не говорят…

Неописуемо талантливая Высоцкая

Событием для театральной публики в начале марта станет бенефис заслуженной артистки России Изы Высоцкой: любимая тагильчанами актриса сыграет главную героиню комедии Д. Патрика "Странная миссис Сэвидж". Бенефисными были многие роли Изы Константиновны - Елизавета в "Вашей сестре и пленнице", Анисья в "Золотой пыли", Мария в драме "Деньги для Марии" по роману В. Распутина, Мать в одноименной пьесе К. Чапека, в спектакле "Последний пылкий влюбленный", где она сыграла сразу трех героинь.

Накануне своего юбилея Иза Высоцкая будет играть тоже бенефисную и одну из самых любимых своих ролей - Мод в трагикомедии "Гарольд и Мод". Об этом спектакле, о его героине с Изой Высоцкой сегодня беседует корреспондент "Горного края" Анастасия Садриева.

Сюжет? Самый актуальный. Об очень одиноком ребенке, мать которого, прекрасный администратор собственной жизни, не уделяет сыну ни малейшего внимания. Чтобы обратить на себя ее величавый взор, Гарольд инсценирует самоубийства (всего 17). Другое его любимое занятие - ходить на похороны, где он и познакомится с графиней Матильдой Шарден, Мод, которой через несколько дней исполнится 80 лет. Эта эксцентричная дама берет "без спроса" чужие машины ("разве понятие собственности не абсурдно?"), еще недавно выпускала канареек из клеток ("зоопарки полны, тюрьмы переполнены"), ходила на митинги протеста и дралась с полицией зонтиком. Заботливая мать в брачном агентстве, "основанном на компьютере", отберет для сына трех невест, а он влюбится в Мод и предложит ей стать его женой. А Мод… уйдет, добровольно умрет в день своего рождения.

Я видела три постановки пьесы "Гарольд и Мод" - в московском театре "Сфера" (реж. Н. Красноярская), в академическом театре драмы в Екатеринбурге (реж. В. Гурфинкель) и, наконец, постановка В. Пашнина в Нижнем Тагиле. Спектакли настолько разные, что в темном зале Екатеринбургского театра драмы с его алхимическими светильниками-ретортами мне иногда казалось, что сейчас Гарольд и Мод вдруг начнут самовольно произносить другие слова, не думая, что же написали эти чудаковатые поклонники хиппи К. Хиггинс и Ж.-К. Каррьер. Не узнали бы друг друга и их герои. В Екатеринбургском театре драмы Гарольд (О. Ягодин) -несчастный задерганный нервный подросток, он ходит по сцене, словно по канату - напряженно и боясь оступиться. Мод (нар. арт. РФ Г. Умпелева) - психотерапевт, который каждый раз оказывает ему экстренную помощь, а в сумме - этакий гуру, который учит бедного Гарольда жить. Непонятно, почему же в конце концов он решил на ней жениться? В спектакле театра "Сфера" Мод (нар. арт. РФ Р. Быкова) - хрупкая старушка в разноцветных бомжовских лохмотьях. Актрисе за семьдесят, она ходит по сцене осторожно и танцуют они с Гарольдом, конечно, не восхитительный вальс, как у нас, а что-то вроде полонеза - церемонное и тяжеловесное. Гарольд (С. Коршунов) - абсолютно благополучный мальчик из провинции, который успешно завоевал Москву. Еще не избавился от грубоватого выговора, еще не научился легкой московской вежливости, но уже доволен своей победой. Может ли такой мальчик воспринимать Мод иначе, чем сумасшедшую старуху. А в нашем театре это спектакль о любви. Мод так прекрасна, что Гарольд просто не может в нее не влюбиться.

Когда я пришла в пьесу, она мне напомнила страшно атмосферу Брэдбери. "Вино из одуванчиков". Существует в мире такая нежнейшая, огромная, чистая любовь. Все к ней стремимся, признаемся мы в этом или нет. И в этой пьесе такая любовь есть. Я активно не хотела быть мудрой бабушкой. Когда человек мудр, сам по себе, ему не надо эту мудрость демонстрировать, она проявляется в его жизни. Пьеса начинается с того, что Мод уже знает, что ей осталось три дня. Три последних, три прекрасных дня, а дальше будут звезды. Что же она делает в эти дня? Она спасает дерево, спасает тюленя и спасает мальчика. И судьба, природа, Бог ей еще дарит вот эту юную, чистую, прекрасную любовь. Это пир души ее, трехдневный пир, это светлейшая пьеса. Она мне очень нравится, безумно нравится. Вот почему эта пьеса, если суметь такое ее прочтение воплотить, может задеть любого зрителя.

На спектакле были критики из Екатеринбурга, они сказали фразу: спектакль произошел в зрительном зале. Это самое дорогое. Бывают спектакли, о которых интересней говорить, чем их смотреть. А вот когда спектакль рождается в зрительном зале, когда приходят зрители к нам с другими лицами за кулисы - это прекрасно.

Но как всякая хорошая пьеса, "Гарольд и Мод" допускает множество прочтений. В. Гурфинкель с печалью говорит о том, что чудаки в нашем рациональном мире обречены. Мы начинаем слышать их только тогда, когда они умирают, хотя они нам так необходимы. Его спектакль - об одиночестве. О его жестоком, неотвратимом и элегантно-холодном шествии. Неслучайно в финале спектакля все герои (среди которых уже не будет ни Мод, ни Гарольда, разбившегося на мотоцикле) возьмут в руки причудливые музыкальные инструменты (флейту, гармонику, ксилофон) и тихонько зазвучит волшебная мелодия. В. Пашнин рассказывает о любви к жизни и людям, знамени чудачества, переходящем от Мод к Гарольду, рассказывает щедро и красочно. В его спектакле Гарольд не может погибнуть. Даже и Мод остается как будто жива. Режиссер так тщательно продумывает финальные выходы артистов, что они кажутся продолжением спектакля - и Гарольд и Мод вместе выходят к зрителям.

Если бы я читала пьесу о том, что чудаки в нашей жизни не могут жить, мне бы не хотелось играть. Мод до последней капли рада жизни. Последний день остался, она говорит: какой день предстоит!

Для меня самая главная сцена в "Гарольде" - это когда мальчик говорит: мне понравилось быть мертвым. Вот когда я мертвый, на меня все обращают внимание. Мама обращает внимание. Причем это очень распространено. Мой сын очень часто меня пугал. Ему нравился мой испуг. Потом я стала специально переходить улицу на красный свет - я старая и ничего не вижу. Он бежал впереди и кричал: иди, зеленый. Детское желание на себя взять внимание. Герой нашего спектакля мужает, он становится ответственным. Когда он говорит Мод: вы ни в чем не будете нуждаться, все, он становится мужчиной, он берет на себя обязательства. Она мальчика выпускает в жизнь. Вот теперь он будет мир воспринимать ее глазами. Теперь у него цветы будут иметь индивидуальность, музыка будет звучать, тюлени должны быть не в зоопарке, а в море. Она ему передает свое мироощущение. И в финале в первый раз, единственный она называет его на ты: Люби еще! Любите (ко всем). Как завещание любви и дальнейшей жизни.

Моя знакомая сказала, что у спектакля нехристианский конец. Мод приручила Гарольда и ушла. Почему она умирает? Как она могла, такая сильная, такая стойкая, вдруг отказаться от жизни?

У меня когда-то был очень тяжелый разговор с одиннадцатилетним ребенком, который настаивал, что человек имеет право на самоубийство. Если человек свободен, то он имеет право распорядиться собственной жизнью. Это сложная философская тема. Мы все, люди, о смерти думаем. В молодости иначе. Вас никогда не удивляло, что огромное количество самоубийств совершается в юном возрасте, потому что там острей воспринимается, и еще к жизни не так привыкли, с ней проще расстаются. Ведь в спектакле есть маленькие-маленькие штрихи, их можно не заметить: "Я становлюсь немного неловкой", "Кажется, тело немного устало". Не в том дело, что Мод жить не хочет, она не хочет быть обузой. Ведь она одна. У нее нет ни дома, ни кола, ни двора по сути. У нее есть мир, звезды, ее огромная любовь ко всему. У нее все друзья, все человечество. А в нашем нормальном бытовом понимании у нее нет ничего. Свободный гражданин, бомж в общем-то. И она решила, что когда не сможет наслаждаться жизнью, а будет только мучиться и тяготиться, она уйдет. Мы все так хотим - если смерти, то мгновенной…

Причем для нее уход - светлый… Это, конечно, дело актрисы, есть дело режиссера - поставить задачу, а актриса должна наполнить ее собой. Если я все знаю заранее, то зачем я вдруг начну плакать. Поэтому мы не выстраивали никаких похорон, иначе появится фальшь.

Даже короткие паузы - когда Мод вспоминает погибшего мужа, находит старые письма - даже здесь я не хочу плакать, я ни разу на этом спектакле не заплакала. Я вообще очень не слезливая актриса. Когда я готовлю какие-то трагические вещи, читаю, допустим, "Реквием" Ахматовой, я отплакиваю дома. Легкие слезы мне не даны - и смеяться, и плакать должен зритель.

Я счастливый человек, у меня прекрасные друзья. Многих уже нет. Вот полтора года назад ушла из жизни моя подруга, душевная-предушевная, удивительной, трагической жизни человек. Она по сути Мод. Она очень намного пережила своего мужа и жила уже там. Неверующий человек, она верила, что с ним там встретится. Недаром Мод все время говорит о космическом пространстве, о звездах: "Одна моя подруга все время говорила о звездах". Ведь она же сама не говорит: "Вот она умерла". Она только отвечает на вопрос Гарольда. Потому что для нее эта подруга не умерла. Как у Гарсия Лорки: мы не расстаемся со своими мертвыми. Это не православная пьеса. Это не идеологический спор. Это просто человеческая пьеса.

Мод по отношению к себе иронична?

В ней есть детская наивность и есть мудрость, а мудрый человек не может быть не ироничен к себе. Он видит все свое несовершенство.

И раз Мод чуть подсмеивается над собой, она может быть столь бесстрашно патетична. Она чувствует себя ненужной в этом агрессивно нормальном мире ("когда цветы становятся ненужными, они чувствуют себя одинокими и умирают"). Но, парадокс, умирает она как раз тогда, когда появляется человек, которому она очень нужна. Им так хорошо друг с другом. И в абсолютной тишине зала, вполголоса звучат несколько строк из совсем неамериканской песни "Снится мне сад в подвенечном уборе…". Она так беззащитна, ваша Мод. И так прекрасна. Зал с восторгом принял бы их союз. Зал как-то сразу чувствует себя выше отца Финегана, который пытается (и не может "О, мне сейчас станет плохо!") представить себе здесь плотскую сторону. Зал, между прочим, воспитывается на глазах. Но - нет. "Телефон, где здесь телефон?!" - кричит Гарольд, уже понимая, что не сможет спасти Мод.

Валерий Павлович Пашнин попросил меня: вы не можете спеть один куплет. Я попробовала. У меня не вызвало это отторжения. А раз он меня не остановил и не останавливает, значит, я это делаю...

В общении она великолепна - резкая и прямая, фантастически умная, красивая и элегантная, всезнающая, речистая, неописуемо талантливая Иза Высоцкая.

«Он взял мой чемодан и привел домой»

Иза Высоцкая, до конца дней своих проживавшая в Нижнем Тагиле и единственная из трех жен знаменитого артиста и поэта носившая его фамилию, скончалась в возрасте 81 года в Нижнем Тагиле - там Изольда Константиновна служила в драмтеатре имени Мамина-Сибиряка. Журналистов она не жаловала - только для нас несколько лет назад сделала исключение. И рассказала нам свою историю любви с Владимиром Высоцким.

С фамилией Высоцкая Изя жила с 1960 года, но никогда не пользовалась ей как ключом в лучшую жизнь. Жила скромно - трехкомнатная квартирка в обычной пятиэтажке, работа в местном драмтеатре...

Из досье «МК»: «Иза Высоцкая - в девичестве Изольда Жукова - окончила школу-студию МХАТ в 1958 году. На один год старше Владимира Высоцкого. Работала актрисой в Киеве, в Театре им. Леси Украинки, в Ростове, в Перми, во Владимире, в Лиепае. В настоящее время служит в Нижнетагильском театре драмы. Имеет сына».

Первое знакомство

Мы познакомились в Школе-студии МХАТ. Я была на один курс старше: я - на третьем, он - на втором. Был мальчик - такой румяненький, хорошенький, коренастый, конопатенький немножко. Темно-русые волосы, светлые глаза. Очень симпатичный домашний мальчик, у которого папа - строгий военный, мама - переводчик, архивный работник, и вторая жена отца - Евгения Степановна - тоже очень интеллигентная женщина. Ну мальчик и мальчик, бегает по студии.

А я уже замужем была, у меня своя, взрослая жизнь. Когда наш курс выпускал спектакль «Гостиница «Астория», его пригласили на крошечную роль - нужен был солдат, даже не помню, были ли у него слова. И вот после сдачи спектакля начались отношения. И с этого дня он вообще был при мне, со мной. Я приходила в столовую, а мне несли обед и не говорили от кого. «Я не буду, я не буду!» - возмущалась я. «Да ты не бойся...» Или я заболевала, и моментально появлялись лекарства. В Москве тогда невозможно было достать цветы, а он находил. Таскал еду из дома. Этот ребенок в 19 лет... Дай бог так себя зрелым мужчинам вести.

Очень красиво ухаживал? Я была убеждена, что Володя не может некрасиво ухаживать. Мне кажется, он любил всех женщин. Он носил меня на руках. Дарил, бесконечно дарил - что угодно - конфетки, мандаринки или отрез на платье. Духи и туфли, но туфли только без каблуков. Я сама не заметила, как вдруг мне стало его не хватать. Если мне поначалу казалось, что это мальчик, то очень быстро я превратилась в маленькую девочку. Благодаря ему мне всю дальнейшую жизнь хотелось быть маленькой, беспомощной и глупой. Но не пришлось.

Свадьба

Он взял мой чемодан и привел домой на 1-ю Мещанскую. Там жила Нина Максимовна с Жорой (ну, ее мужчина) и соседка Гися Моисеевна с сыном Мишей. Мы с Володей занимали третью комнату, причем так: эта комната одновременно принадлежала и Высоцким, и Гисе Моисеевне. Эта Гися Моисеевна даже в песне у Володи есть про коммуналку. У меня были хорошие отношения с семьей - до последних дней.

Расписались мы, когда Володя заканчивал студию. Он меня называал Изуля. По паспорту я - Иза, хотя меня часто называют Изольдой. А я звала его Волчека, Волчонок.

С помощью Володиной бабушки по линии отца (она была очень влиятельным человеком в Киеве, врачом-косметологом, - меня развели с первым мужем). Я прилетела на свою собственную свадьбу 25 апреля 1960 года. Мы никакого торжества не хотели делать, но Семен Владимирович сказал: «Свадьба - значит, свадьба». И вот маленькая, крошечная квартирка в две комнаты, народу пропасть, на подоконниках сидят...

Мне покупали в магазине «Наташа» на улице Горького прелестное платье в палевых розах, очень пышное. Материал назывался перлон, такого сейчас нет. Туфли, естественно, без каблуков, бледно-лимонного цвета. Никакой фаты. А Володя... Он был в рубашечке, мы купили ему костюм, но он его не носил. А может, и в костюме был, не помню. Расписались в Рижском ЗАГСе, под патефон, где почему-то был не марш Мендельсона, а музыка из фильма «Укротительница тигров». Мы хохотали страшно.

Совместная жизнь с Высоцким

Однажды я сказала: «Володя, нет денег». - «Хорошо, Изуля, добудем». Как он добывал, меня это не очень интересовало. Вот какой он был муж? Он меня даже к портнихе возил. Помню, привез отрез - серебряный, под березку. А пальто кораллового цвета с начесом... Сам надел, сам обул, сам причесал. Я же не просила норковое манто. Откуда бы этот, тогда неудачник, взял деньги? В Пушкинском театре Равенских (Борис Равенских - режиссер. - М. Р.) пинал его как хотел. Спасибо Раневской, она его опекала. Когда Володю собирались убирать из театра, она пошла в дирекцию: «Оставьте его - или уйду».

Я застала юность его, очень чистую, когда Володя не пил. То есть мы выпивали в компаниях, но это не было болезнью, а просто застольем. Про наркотики я узнала только после его смерти. Однажды мне принесли его «бревнышком», а наутро, поднявшись, он попросил: «Изуля, дай шампанского». Не помню, какие уж пламенные монологи произносила. Он слушал-слушал, а потом сказал: «Изуля, ну ладно, только не сутулься». Эти байки я несла в студию, рассказывала, что мой Высоцкий творил. А для него самое главное - распусти волосики, возьми кофточку и не сутулься. Кофточку он мне подарил из американской посылки (кто-то получил), ни у кого такой не было - пуховая серенькая кофточка. И вот жара не жара, а Володя за свое: «Возьми кофточку». И волосы надо обязательно распустить. И еще туфли без каблука. И все замечательно.

Песни

К песням его я относилась легкомысленно: зачем это? Ведь я выросла в оперном театре, училась в хореографическом училище и эти трень-брень балалайка не понимала.

Он учился играть на гитаре, а вот потрынькай у вас над ухом - вам, наверное, не понравится. Во-вторых, кругом пели все. И Володя пел. Но он был для меня тогда Володя, а не Владимир Семенович.

Посвящения прямого нет. Вот он привез мне одну песню «О нашей встрече что и говорить. Я ждал ее, как ждут стихийных бедствий». Тогда действительно была необычная встреча. Я иду недалеко от улицы Правды и чувствую, что кто-то смотрит на меня. Я вся извертелась, но никого не увидела. Прихожу к подруге, телефонный звонок: «Изулька, я видел тебя из автобуса». И он приехал к нам с Каришей (Карина Филиппова - сокурсница Высоцкой. - М. Р.) и привез эту песню. У меня был черновик, карандашом написанный, но он не сохранился. Да мало ли что он написал: «Длиннющий хвост твоих коротких связей». Мне больше нравилось «Я подарю тебе Большой театр и Малую спортивную арену». Я понимала, что это шутка, но в какой-то момент мне это не помешало порвать.

Не родившийся ребенок

Мы ждали ребенка, но этого не случилось. Он должен был родиться, но не родился... Был выкидыш. Но не сам по себе... Сначала был скандал, хотя я даже не могу назвать это скандалом. Нина Максимовна стояла посреди комнаты и кричала. Ни я, ни Володя не могли вставить ни слова. Теперь я понимаю, что это была истерика: у нас будет ребенок, а у нее своя жизнь, Жора...Срок был небольшой, у меня началось кровотечение - я попала в больницу. И улетела из Москвы, удержать меня было невозможно.

Разрыв

В официальном браке прожили года четыре. Развод я получила в 65-м в мае. Володя должен был прилететь в Ростов, где я в это время работала в театре, и его туда брали. А незадолго до этого одна моя подруга сообщила мне, что Люся Абрамова ждет от него ребенка. И тут же позвонила Володе. Я его спросила: «Правда?» И он сказал: «Нет». Он сказал: «Я вылетаю». - «Как влетишь, так и вылетишь», - сказала я и бросила трубку. Я не знала, кто такая Люся. Какая Абрамова? Потом узнала, что они вместе снимались в «713-й просит посадки». Развод мне не нужен был как таковой. А ему нужен: Люся была беременна.

После развода он помогал он не помогал мне - у нас вообще не было никогда таких разговоров. Вот в 1976 году, когда мы встречались последний раз, он сказал мне: «Изуля, у меня много денег, возьми ради Бога». Он смехом это говорил, но я: «Володя, ни в коем разе». Это не гордость, это, наверное, ущербность. Ведь лишних денег не было и нет. Сейчас я бы, наверное, не отказалась.

Последняя встреча

1976 год. Володя позвонил. «Приедешь на «Гамлета»?» - спросил. Друзья меня не пускали, говорили, что у него «Мерседес», а «куда ты в таком виде в калашный ряд». Если бы видели, как я закатилась на Таганку: свитер-самовяз, брюки за пять рублей, туфли невозможные. Нет, я не комплексовала, но вокруг меня комплексовали.

Вот он выбежал из машины, подбежал ко мне, схватил за руку, мы побежали к проходной. А вокруг толпа кричит: «Володя! Высоцкий! Владимир Семенович!» «Посиди, сейчас билет принесу», - сказал он и убежал. И не было для меня никакой его звездности. Да если бы не эта звездность, я была бы ближе к нему, я бы от него не пряталась.

И вот «Гамлет». После - три сольных концерта в Коломне с короткими перерывами. В эти перерывы он съедает кусок колбасы, глоток кофе и еще поет за кулисами то, что не может петь со сцены. После этого он едет поздравлять Беллу Ахмадулину, а на следующий день утром рано уже в какое-то посольство. И я сказала ему: «Володя, как ты можешь?» - «О чем ты говоришь? Я боюсь остановиться». А ведь жизнь-то разорванная: с Мариной живут врозь, все время круговерть, вокруг огромное количество людей. И всем что-то надо. Однажды мне Нина Максимовна сказала: «Какая ты счастливая, что ты всего этого не видела».

В Нижнем Тагиле

В 70-м году мы с мужем ушли из Театра Балтфлота в Лиепае. «Позвони Высоцкому», - сказал он мне. И я позвонила. Володя сразу сказал: «Приезжай». Я приехала на улицу Телевидения, он тогда там жил в двухкомнатной квартире. Позвонила - никто мне не открыл. Ну, думаю, приехала. И тут поднимается Володя с Ниной Максимовной, несут конфеты, несколько коробок. «Володь, ты можешь помочь с работой? У нас такая ситуация, кошмарный режиссер». Он сказал: «Я сделаю все, только подожди, когда я вернусь». Но как только я сказала мужу, что Володя обещал помочь, он тут же на бирже подписал контракт с Нижним Тагилом. Тем более что в Тагиле сразу давали квартиру. В ней я до сих пор и живу. Мне хотелось иметь свой угол и чтобы у ребенка была комната. А здесь, как видите, целых три.

Смерть

Нет. Я о смерти узнала в тот день, когда мне присвоили звание «заслуженная артистка». Приехала в Москву только на 41-й день.В смерти Володи для меня много странного. Я много слышала о его смерти всякого разного. Вот врач Игорь, фамилию его не помню, позвонил Нине Максимовне: «Мне надо вам кое-что рассказать». - «Я не могу сегодня, давайте назначим встречу на завтра». Завтра его уже не стало - покончил жизнь самоубийством. А вскрытие показало, что у него столько в желудке лекарств, что никакого самоубийства не надо. Насколько все это достоверно? И главное - не было вскрытия тела Володи. Семен Владимирович сказал: «Не дам!» Сейчас я могу это объяснить: он всегда хотел скрыть, что сын его - наркоман, что у него много жен, хотя ко всем женам хорошо относился, а ко мне так очень замечательно.

Фамилия Высоцкого

Его фамилия мне помогает: вот плитку на кухне выложили поклонники Володины. Несколько лет назад пришли и просто спросили: что вам сделать?.. Пока был Володя жив, на мою фамилию никто не обращал внимания. Но как только Володи не стало, в первый год - это был какой-то ужас. «Скажите, это правда, что...» Я уходила из очереди, потому что сказать «неправда» - значит, отказаться от него. Однажды после гастролей в Новочеркасске мне артисты устроили обструкцию - слишком много мне цветов дарят. Говорили, что это все за счет фамилии.

Вот уже жизнь подходит к концу. Ни мужей, ни мужчин давно уже нет. А Володя - это Володя. И я вас уверяю, поверьте мне, если бы не было песен, ролей, а он был просто Володя, просто актер, он для меня все равно бы остался самым значительным из всего, что произошло в моей жизни.

Роман был стремительным. Очень быстро Владимир и Иза стали неразлучными. Он называл ее Изулей, она его – Волчонком. Володя посвящал любимой стихи, забрасывал цветами, делал милые, иногда нелепые подарки.

Помню, он принес мне спелый мандарин и туфли, от которых оторвал каблуки. Володя сделал это, чтобы на прогулках мы были одного роста, и меня можно было держать за шею - это тогда было модно, - улыбается Иза Константиновна. – «Шпильки» создавали лишние проблемы, и Володя без сожаления от них избавился.

Высоцкому в ту пору исполнилось 19 лет, Изольде – 20, чувства были по-юношески горячими, и в один прекрасный день Владимир привел любимую домой, в коммуналку на Первой Мещанской.

Получилось как-то все очень естественно и просто, - вспоминает Иза Константиновна. - Без этих вопросов: почему, да не рано ли, и зачем это надо…

Междугородняя любовь

Комната, где поселились влюбленные, была проходной, вить семейное «гнездышко» пришлось за ширмой, но жили весело – молодость грустить не желает. А потом пришло время разлуки - окончив МХАТ, Иза уехала работать в Киевский драматический театр. Володя остался в Москве, у него впереди был еще один курс.

При этом мы довольно часто общались - самолетом от Москвы до Киева лету немного, были еще телефон и почта. А летом 1958 года мы с Володей ездили в Горький, к моим родным - знакомиться. Я дала телеграмму: «Еду домой с новым мужем...» - вспоминает Иза Константиновна. - На вокзале нас никто не встретил, Володя помчался искать такси, и в это время откуда-то появились мама. Помню ее шутливый вопрос: «Этот клоун не твой ли муж?» Володя был в своем буклистом пиджаке, а таких, в Горьком еще не видели: для провинции это было нечто.

Высоцкий заботливо и трогательно относился к родственникам любимой, которые, по словам Изы Константиновны, отвечали тем же.

Лучшие дня

Бабушку Володя пленил тем, что, придя к нам в гости, съел целую пол-литровую банку земляничного варенья, - смеется актриса. - Жил он в тот приезд на дебаркадере и снимал там каюту. У нас в доме негде было раскладушку поставить - да и самой раскладушки не было.

Свадьба с подснежниками

После того как Иза вернулась в Москву, было решено играть свадьбу. Мешало только одно - невеста все еще не была разведена с прежним мужем. Проблема была решена при помощи влиятельной родственницы Володи, и в апреле 1960 года Иза Мешкова-Жукова стала Высоцкой.

Наша с Волчонком свадьба – отдельная история. У нас не было ни колец, ни фаты, в руках я держала охапку подснежников, а туфли мои снова были без каблуков – так захотел Володя, - продолжает рассказ героиня. - В Рижском загсе, где нас расписывали, вместо марша Мендельсона звучала музыка из фильма «Укротительница тигров». Хохотали все. От смеха я дважды роняла цветы.

Первое время жизнь казалась пусть не всегда веселой, но сказкой. Единственным, что раздражало молодую жену, была Володина гитара.

Он не расставался с ней ни на минуту и мучил меня своим бреньканьем. Песням, которые он тогда сочинял, я не придавала никакого значения, и время от времени злилась, что гитаре достается больше внимания, чем мне, - говорит Высоцкая. – Ругались мы весело. Так упоительно наговорить кучу слов, выбежать из дома, сесть в такси: «Прямо, пожалуйста!» - и при этом знать, что следом уже гонит в такси Володя. И мириться дома тоже было так замечательно!

Потом начались проблемы - у обоих не складывалось с работой, денег катастрофически не хватало, и Владимир начал выпивать. Семью мог спасти ребенок, Изольда забеременела, но тут в дело вмешалась свекровь Нина Максимовна, категорически не желавшая быть бабушкой. Был страшный скандал, после которого у Изы случился выкидыш. Бывшая свекровь извинится много лет спустя, когда Иза тоже будет носить звание «бывшей».

Другая женщина

Вскоре супругам снова пришлось разлучиться - Иза приняла предложение ростовского театра и, полная творческих надежд, уехала из столицы.

С Володей мы переписывались, созванивались. Я ждала его – ростовский театр предлагал ему работу, и вдруг моя московская подруга сообщила мне, что некая Люся Абрамова беременна от Высоцкого, - вспоминает Иза Константиновна. - Я немедленно позвонила ему, а он мне наврал. Сказал, что свято хранил верность.

Тем не менее, весть, принесенная участливой подружкой, оказалась чистой правдой. Вскоре по Москве поползли слухи о том, что жена Высоцкого не хочет развода, скрывается и якобы уже объявлена во всесоюзный розыск. Узнав об этом, Иза Константиновна немедленно выслала в столицу необходимые для развода документы, и с этого момента ее пути с Высоцким разошлись. Владимир остался в Москве, Изольда колесила по разным театрам страны. Работала в Перми, Владимире, Лиепае и Нижнем Тагиле, где обосновалась навсегда и вышла замуж. Весть о смерти Высоцкого застала ее врасплох, приехать на похороны она не смогла, вырвалась лишь на «сороковины».

P.S. Последние годы Иза Высоцкая живет одна, сын Глеб работает главным инженером в одной из частных фирм Екатеринбурга. Актриса по-прежнему играет в театре, некоторое время назад ей присвоили звание народной артистки России. В прошлом году Высоцкая выпустила книгу воспоминаний о Владимире Семеновиче «Короткое счастье на всю жизнь».

Во всевозможных воспоминаниях о Высоцком, я читала о нем и о себе такое, что волосы на голове вставали дыбом, слишком много там неправды, - говорит Иза Константиновна. – Надеюсь, в своей книге мне удалось показать молодого Володю таким, каким он был в действительности.

ВОСПОМИНАНИЯ

Раннее утро ранней весны 1957 года. Улица Москвина. С однокурсницей ждем такси. И вот тебе, пожалуйста, Вовочка Высоцкий, незаметный, тихий… И случилось чудо. Мальчик с торопливой, чуть вздрагивающей походкой, дерзкий и нежный, смешной и заботливый, стал родным и любимым.

Теплым, солнечным апрелем 25-го числа 1960 года в рижском загсе... С трудом удерживаю охапку подснежников, подходит забавный парень и нахально говорит: «Невестушка, поделись цветочками с нашей невестушкой!» Я делюсь, мне не жалко, нам смешно. Наши свидетели - Володины однокурсники - Марина Добровольская и Гена Ялович. Они тоже влюбленные и смешные. Нас вызывают. Грянул марш из «Укротительницы тигров», и мы, давясь смехом, входим в торжественную комнату, и торжественная женщина нам вещает: «Дорогие товарищи, крепите советскую ячейку!» Нам становится совсем смешно. Нас быстро приглашают расписаться и объявляют мужем и женой. Отныне я - Высоцкая.

Осень шестидесятого - сплошные огорчения. Мы пытались что-то сыграть с Володей, но у нас ничего не получилось, как не получалось танцевать или быть на людях рядом... Начались мои безработные муки. Володя маялся. Он получил обещанную ему центральную роль в «Свиных хвостиках», верил, что сыграет, фантазировал, но ему не дали даже репетиций. В конце концов, ходил Володя из кулисы в кулису с барабаном в массовке. Позже сыграл Лешего в «Аленьком цветочке». Вот, пожалуй, и все. Было горько. Мы так наивно верили в святое искусство.

В городе афиши "В. Высоцкий, И. Бортник". Пробиваемся сквозь толпу до грим-уборной, где заботливо приготовлены бутерброды, чай, кофе, пирожные.

Торопят с началом. "Какие, Владимир Семенович, просьбы?" - "Только одна. Устройте Изу поудобнее". На меня смотрят подозрительно и озабоченно и уводят в переполненный зал. С грехом пополам усаживают в центре дополнительного ряда прямо перед сценой. Володя выходит, я оказываюсь у него в ногах, запрокидываю голову, чтобы видеть его, и растворяюсь во всеобщем порыве любви. Перерыв между концертами минут десять, не больше. Мы снова одни. По просьбе Володи к нам никого не пускают. Володя кормит меня, сам съедает несколько ломтиков колбасы, прихлебывает кофе и поет мне одной то, что не может петь со сцены. Второй и третий концерты я слушаю за кулисами, где мне поставили стул. Володя поет другие песни, почти не повторяясь, и ставит микрофоны так, чтобы мне было лучше видно. – «Тебе удобно?» Я плачу, не пряча слез.

Откликнитесь, Изольда!
Надежда ЮДИНА 13.03.2007 05:27:02

В 1998 году Изольда гастролировала с театром в Брянске. Мы после концерта пригласили ее к нам в Дятьково в клуб В.Высоцкого "Горизонт". Переписывались. Затем связь оборвалась. Сообщаем, что клуб до сих пор живет. Помним встречу с Изольдой. Просим откликнуться. Спасибо. С уважением рук. клуба Надежда Юдина и Виктор Гринев.

Огромная потеря для театра… ушла из жизни народная артистка России Иза Высоцкая . Почти 43 года муза и первая жена поэта Владимира Высоцкого прожила в Нижнем Тагиле . Трудилась в местном Театре драмы. Играла главные роли в спектаклях «Деревья умирают стоя», «Дорогая Памела». Утром и вечером Иза Константиновна ходила на репетиции, а еще успевала обучать актерскому мастерству студентов. Многие считали, что первая супруга стала затворницей, мол не дает интервью, с журналистами не раговаривает вообще. Но это было не так.

По словам коллег Иза Высоцкая никогда не была одинокой.

Сын Глеб хоть и переехал в Екатеринбург - всегда был с ней на связи, - рассказывает близкая подруга Изы Константиновны актриса Нелли Саловская . - Звонил чуть ли не каждый день. Причем, у них была такая связь с мамой, которой можно только позавидовать. Иза говорила: "Сейчас Глебушка будет звонить и в ту же секунду раздавался звонок. В Нижнем Тагиле у нее живет племянник Глеб - Иза воспитывала его, как родного сына. Друзей у нее здесь много. Ее знали от Москвы до окраин. Даже сейчас в ее комнате стоит бандероль из Израиля . На днях однокурсники звонили из Австралии . Советская актриса Маргарита Володина из Парижа ей платочек прислала... Иза никогда не была затворницей! Отчасти она любила одиночество, но одинокой она никогда не была!

Последний год Изу Константиновну стало подводить здоровье. А сегодня в 5:30 первая жена Владимира Высоцкого умерла. Ушла из жизни в окружении родных и близких друзей.

Последние 10 дней мы все дежурили у ее постели: она очень плохо себя чувствовала. Из Екатеринбурга приезжал сын Глеб. Племянник Кирилл был, друзья приходили, - продолжает актриса Нелли Саловская. - Только в августе ей сделали подряд три операции: удаляли грыжу. У нее ноги больные были. У нее даже сейчас есть больничный. Представляете, она болела, но так усердно работала. Она была настоящий боец… В эту ночь с ней были все ее родные люди. Сын Глеб, его супруга Ольга, Кирилл. Я ушла в 23:00 вечера, хотела, чтобы они в семейном кругу побыли. А в 5:30 позвонил Глеб и сказал: «Мамы больше нет». Она умерла у него на руках.

Изу Константиновну должны были похоронить на Аллее славы на Рогожинском кладбище в Нижнем Тагиле. Там покоятся самые известные люди города. Но оказалось, что Иза Константиновна была против этого. Она даже не хотела никаких прощальных церемоний в родном театре.

Мы с ней часто разговаривали. Как сделать так, чтобы умереть во сне и, чтобы никакой боли… Наверное, у пожилых людей такие разговоры часты, - говорит Нелли Ивановна. – И она говорила мне: «Я не хочу никаких речей. Хочу, чтобы было все поскромнее. Мне важно, чтобы меня запомнили живой, на сцене». Думаю ей это делает честь, как человеку. Когда мы сказали ее сыну Глебу, что Изу Константиновну можно похоронить на Аллее славы. Он категорически сказал: «Нет, мама этого не хотела». Она завещала кремировать себя. А урну с ее прахом Глеб увезет в Екатеринбург.

Как таковой церемонии прощания с актрисой не будет. Но зрители все равно смогут проститься с Изой Константиновной - в театре драмы 22 июля в 13:30 по адресув Нижнем Тагиле по адресу ул. Челюскинцев, 47.

В пятницу, 20 июля, в возрасте 81 года скончалась актриса, народная артистка России Изольда Высоцкая . Сообщение о её смерти появилось в паблике Нижнетагильского драматического театра, где служила актриса. «Нет слов, чтобы описать наше горе. Этим утром ушла из жизни народная артистка России Иза Высоцкая. Прощайте, удивительная, блистательная Иза Константиновна!», — говорится в сообщении.

Прощание с артисткой пройдёт в воскресенье, 22 июля, в ритуальном комплексе в Нижнем Тагиле. Ранее екатеринбургская интернет-газета Znak.com писала, что не известно, будет ли панихида публичной, так как есть информация, что сама Высоцкая этого не хотела.

Поделиться