Общественный строй России в первой половине XIX в. Во второй половине XVIII — начале XIX в

Капитализм проникал и в крестьянское хозяйство, способствуя процессу социального расслоения и нарастания противоречий в деревне. В то время, как большинство крестьян беднело, в сёлах появляются разбогатевшие крестьяне, которые занимались торговлей, заводили промыслы, вкладывали свои капиталы в промышленность.

Феодально-крепостнический строй замедлял развитие капиталистических отношений в промышленности. Однако применение наемного труда, особенно на частновладельческих мануфактурах, постепенно росло. Даже в металлургической промышленности, в которой прежде преобладал крепостной труд, многие работы (заготовка руды, древесного угля и др.) стали выполняться наемными рабочими, что было выгоднее заводчикам. В 30-50-х годах XIX в. мануфактуры стали превращаться в капиталистические фабрики, основанные на применении паровых машин. Были построены первые железные дороги. Развивались новые классы - буржуазия и пролетариат, интересы которых, заключавшиеся в уничтожении крепостничества, на данном этапе совпадали.

Большое влияние на усиление кризисных явлений в российском обществе оказали войны, в которых Россия принимала участие. Так, если следствием Отечественной войны 1812 г. стало движение «декабристов» и их восстание 14 декабря 1825 г., то результаты русско-турецкой войны 1853-1856 гг. послужили мощным толчком к отмене крепостного права.

Население империи по-прежнему разделялось на сословия - дворянство, духовенство, крестьянство и мещан, к которым тесно примыкало купечество. Господствующим классом оставалось дворянство. Его экономическое и политическое могущество основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, большинство которых считалось их собственностью. Представители дворянского сословия занимали почти все важные должности в государственном аппарате.

Император Александр I восстановил действие «Жалованной грамоты дворянству»(1785 г.), которую отменил его отец Павел I. Дворянство сохранило все старые привилегии и даже получило новые права: владеть фабриками и заводами, вести торговлю наравне с купечеством. Феодальное государство оказывало дворянам экономическую поддержку через государственный Заемный банк и другие кредитные учреждения.

Вместе с тем, среди дворянства увеличивалось расслоение. Многие из них были беспоместными (в 1835 г.-14 %), тогда как богатые дворяне (1,1 %) владели 33 % крепостных. Самодержавная власть стремилась усилить свою главную опору - крупных землевладельцев. Для этого в 1834 г. был увеличен земельный ценз при выборах дворянских сословных органов, что усилило влияние богатых помещиков на местное управление.

В целях сохранения крупных помещичьих хозяйств был принят закон (16 июля 1845 г.), который запрещал дробление заповедных дворянских имений (майоратов). Они должны были переходить по наследству только к старшему сыну и не подлежали отчуждению в пользу посторонних лиц.

Большинство помещиков полностью одобряло политику правительства, проводимую в интересах дворянского сословия. Вместе с тем, в первой четверти XIX века среди небольшой части дворян, под влиянием французской и американской революций, возникло либеральное движение, лидеры которого (П.И. Пестель, Н.М. Муравьёв и др.) выступили за отмену крепостного права и за ограничение, или даже уничтожение, самодержавного строя. Апогеем развития этого движения стало вооружённое выступление в Петербурге 14 декабря 1825 г., получившее известность как «восстание декабристов» и жестоко подавленное императором Николаем I.

Духовенство - второе привилегированное сословие - по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). В развитии правового положения духовенства необходимо отметить следующие особенности. С одной стороны, все его представители получили еще большие привилегии. Так, в 1801 г. они лично, а с 1835 г. и их семьи, были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 г. - от военного постоя. Священнослужители, награжденные орденами, приобретали дворянские права. Только за период 1825-1845 гг. дворянские права получили более 10 тыс. священнослужителей. При этом наследственное дворянство жаловалось лишь представителям белого духовенства, а черное духовенство вместе с орденом получало так называемое «командорство», т.е. право на пользование участком населенной земли с целью извлечения доходов.

С другой стороны, самодержавие хотело превратить духовное сословие в немногочисленную и управляемую социальную группу. Чёрное духовенство количественно сокращалось, а остальное - ограничивалось только лицами, непосредственно связанными с несением церковной службы. В этих целях ограничивались штаты монастырей, был установлен образовательный ценз для всех кандидатов на церковные должности. По указу 1828 г. детям священнослужителей, «за излишеством», предлагалось поступать по их выбору в гражданскую или военную службу. Тем, кто не делал этого в течение года, надлежало «непременно» записывать в одно из податных сословий. После 1831 г. был прекращён набор в армию безместных священников. С 1842 г. осуществлялся постепенный перевод приходского духовенства на государственное содержание.

В целом российское духовенство занимало консервативные, верноподданнические позиции. Но преследования раскольников, хотя и в меньших масштабах, продолжались. Репрессиям со стороны правительства подвергались, особенно после польского восстания 1831-1832 гг., многие представители католического духовенства.

Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Среди них выделялись крестьяне помещичьи (владельческие), государственные, посессионные и удельные. Особо тяжелым, как и прежде, оставалось положение помещичьих крестьян, которые считались собственностью своих владельцев. В «Своде законов Российской империи» (1835 г.) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу.

При Александре I делались попытки начать крестьянскую реформу, но дальше обсуждений и принятия некоторых незначительных мер дело не пошло. Всё же следует отметить как положительный факт, что был положен конец расширению крепостного состояния: запретили раздачу казённых имений в частную собственность.

В соответствии с Указом 1803 г. «О вольных хлебопашцах», помещики получили право отпускать своих крестьян на волю с земельными наделами за установленный самими помещиками выкуп. Однако лишь немногие крестьяне могли его заплатить. До 1861 г. «вольными хлебопашцами» стали всего 112 тыс. душ.

В целях развития промышленности в 1818 г. был издан Указ, который разрешил всем землевладельцам, в том числе крестьянам, учреждать фабрики и заводы.

После окончания Отечественной войны 1812 г., в целях сокращения расходов казны на содержание армии, часть государственных крестьян (общее их количество доходило до 400 тыс. душ) была переведена на положение военных поселенцев. Жители военных поселений, созданных в 1816 г. свирепым генералом А.А. Аракчеевым, обязывались заниматься сельским хозяйством и одновременно нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, вся их жизнь была скована строгими правилами военной дисциплины. Это вызывало ненависть к «аракчеевской» системе в обществе, а среди военных поселенцев - массовые беспорядки. Не выполнив своего предназначения, после ряда восстаний в военных поселениях (1831 г.) они стали постепенно упраздняться и полностью были ликвидированы в 50-х годах. При этом бывшие военные поселенцы превращались либо в государственных, либо в удельных крестьян.

В 1842 г. был принят «Указ об обязанных крестьянах». Он разрешал помещикам сдавать крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности. Однако лишь всего шесть помещиков воспользовались этим разрешением.

В 1847 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, которому поручалось управление государственными крестьянами. Оно упорядочило оброчное обложение, увеличило земельные наделы государственных крестьян и определило правила работы органов крестьянского самоуправления: волостного схода, волостного управления, сельского схода и сельского старосты.

В ряде промышленных отраслей преобладающее место занимали посессионные крестьяне. Так, в 1860 г. в обрабатывающей промышленности их насчитывалось до 85 % от всех рабочих. Для фабрикантов они были менее выгодны, чем вольнонаёмные рабочие, так как их заработная плата включала стоимость оброка. В 1835 г. право помещиков отзывать посессионных крестьян было ограничено. В 1840 г. Государственный совет постановил начать ликвидацию посессионных предприятий, а заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян, превращая их в вольнонаёмных рабочих.

Положение удельных крестьян по сравнению с предшествующим периодом не изменилось.

Выводы по вопросу . Российская история унаследовала от предыдущего периода не только форму правления, но и всю социальную организацию. Дворянское сословие продолжало оказывать огромное влияние на государственные дела. Дополнительные привилегии получает духовенство, которое освобождается от земельного сбора и от постоя. Образование новых классов (буржуазии) проходило в рамках прежней сословной системы. Несмотря на все сдвиги в экономике, правовое положение отдельных групп населения было прежним. Однако пришлось сделать маленькую уступку буржуазии.

Первая половина XIX в. - Российская империя представляла собой одно из крупнейших государств в мире. Население страны к середине XIX в достигло 69 млн. человек. Россия являлась аграрной страной, в государстве имелись большие территории, не занятые под сельское хозяйство и государство проводило политику колонизации.

Увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию внутри страны и в Европе ставили перед Россией новые возможности. Однако феодально - крепостническая система мешала развитию отраслей хозяйства.

В 1830 - 1840 - е гг. в России начался промышленный переворот, который по причине тормозящего влияния феодально - крепостнической системы затянулся до 1870 - 1880 - х гг. Мануфактурное производство в дореформенной России получило конкуренцию в виде фабрично - заводского. В России появились первые пароходы, железные дороги.

Первая половина XIX в. характеризуется единым периодом в социально - экономическом развитии России, но в этом периоде были и свои особенности. В годы правления Александра I (1801 - 1825 гг.) наблюдалась более либеральная внутренняя политика, особенно до Отечественной войны 1812 г. Во время царствования Николая I (1825 - 1855 гг.) отмечались реакционно - охранительные меры самодержавия и попытка перестроить госаппарат к складывавшимся новым историческим реалиям.

Частичные внутриполитические преобразования самодержавия первой половины XIX в. не могли разрешить накапливавшихся противоречий между складывавшимися капиталистическими

отношениями и феодально - крепостнической системой.

Противоречия между нарождавшимися капиталистическими и разлагавшимися феодальными отношениями наглядно видны на социальной структуре общества и политике самодержавия по отношению к сословиям. Официально население страны делилось на дворянство, духовенство, сельских и городских обывателей Фактически уже существовали новые слои населения - классы, которые отличались друг от друга по их имущественному признаку, то есть по отношениям к средствам производства. Новыми, зарождавшимися классами являлись буржуазия и пролетариат.

Дворянство продолжало являться самым немногочисленным сословием и подразделялось на личных и потомственных. Дворяне составляли около 1,5% от состава населения страны. Дворяне, как и прежде, являлись социальной опорой абсолютизма и политика самодержавия была направлена на консолидацию этого сословия, сохранению их сословных привилегий. Многие из дворян не являлись землевладельцами. Только потомственные дворяне имели право владеть поместьями и иметь крепостных, а таковых было не более 600 тысяч (1% от всего населения страны). Из них только 109 тысяч семей реально обладали поместьями, в основном небольшими. В таком поместье в среднем было 7 душ крепостных и сами помещики вынуждены были вести хозяйство наравне со своими крестьянами. Помещики вынуждены были закладывать свои имения и к середине XIX в. более половины поместий оказались заложены.

Правительство пыталось экономическими и социальными мерами поддержать дворянство. Александр I восстановил действие Жалованной грамоты дворянству отмененной Павлом I. С этой же целью в 1827 г. дворяне получили право торговать с купцами и иметь союзы в городах, а указ 1845 г.

Вводил запрет на отчуждение и дробление поместий. Дворянские имения можно было завещать только старшему

сыну. Данная мера реанимировала похожее законодательство XVIII в. Поддержать дворянство экономически можно было бы классическим феодальным способом - передачей в собственность дворян государственных крестьян, но самодержавие выступало против этой меры. Только в трудные для правительства 1810 - 1817 гг. Александр I с неохотой пошел на продажу дворянам 10 тысяч крепостных. Вместо этих мер правительство пыталось выдавать ссуды некоторым из помещиков и пропагандировать рачительное ведение хозяйства, но такими половинчатыми мерами ситуацию изменить было

невозможно. Более удачными оказались действия правительства в ограничении возможности дворян покупать поместья и уменьшения притока в дворянство представителей других сословий. Вместе с этим в своей сословной политике правительство пыталось опираться не на всех дворян, а только на крупных землевладельцев. Остальных же экономическими мерами подталкивали на продолжение несения государственной службы.

В 1831 - 1832 гг. правительство ограничивало право мелкопоместных дворян избираться на общественные должности в дворянских собраниях, существенно повысить имущественный ценз. Достигшие такого имущественного ценза (100 душ крепостных или 3 тысячи десятин земли), как правило, представляли собой потомственных, даже родовитых дворян. Этой же цели достигала введенная в 1832г. градация почетных граждан на потомственных и личных. В разряд почетных граждан включались лица, достигшие высокого образовательного ценза и чиновники, достигшие девятого ранга. Из этих граждан только купцы первой гильдии, ученые и художники получали чин потомственных, почетных граждан. Почетные граждане не являлись податным сословием, освобождались от рекрутской повинности, с 1848 г. получали право покупки незаселенных земель, имели другие привилегии, но дворянами не являлись. Таким образом, государство отсекало от дворянского сословия целый

слой служилых людей, интеллигенции и лиц, обладавших высоким имущественным цензом. Указы 1848 - 1856 гг. еще больше увеличивали чин, достижение которого давало право на потомственное дворянство. Стать полноправным дворянином можно было только достигнув соответственно чин пятого и четвертого класса по гражданской службе и восьмой - девятый в военной. Не достигшие достаточно высоких чинов представители недворянских сословий становились почетными гражданами. По указу 1815 г. право получить потомственное дворянство получал служащий личный дворянин, отец и дед которого 20 лет беспорочно прослужили государству.

В XIX в. собственно дворянами стали считать потомственных дворян. Сюда относились лица, которым это состояние было пожаловано именным царским указом, заслуги в несении военной или государственной службы. В качестве потомственных дворян признавались "древние благородные роды" и отпрыски иностранных аристократов

В отличие отXVIII в., когда государственная служба и успешная карьера давала возможность получения дворянского состояния, сословная политика первой половины XIX в. заключалась в следующем толковании закона: "Чем более затруднительно возведение в дворянство, тем полезнее будет для государства". Таким образом, государство пыталось сохранить консолидированное привилегированное сословие как служащих престолу и приспособить немногочисленное российское дворянство и новым историческим условиям.

Духовенство первой половины XIX в. являлось самым немногочисленным сословием и насчитывало в общей сложности 150 тыс. человек. Политика правительства по отношению к этому сословию старалась сохранить его замкнутым, наследственным, недоступным для представителей других, прежде всего, податных сословий. В начале XIX в. усилилась тенденция трансформации духовенства в служащих. Эти меры привели к тому, что к духовенству относились

только непосредственно(священнослужители и небольшое число черного духовенства (около 30 тыс. монахов и послушников). Достижению этой цели способствовали добровольно - принудительные меры первой четверти XIX в. Всем священникам, не имевшим должностей в церквах, было предписано перейти на светскую службу или записаться в податное сословие. Перешедшим в государственную службу предоставлялось потомственное почетное гражданство, то есть сословные привилегии за ними сохранились. Во второй четверти XIX в. духовенство постепенно перевели на денежное довольствие из казны, вынуждая безместное духовенство, оставшееся без средств к существованию, перейти к "другому роду занятий".

Имущественное и правовое положение оставшихся в "духовном звании" неуклонно повышалось. В первой четверти XIX в. священнослужители было освобождены от телесных наказаний и поземельного сбора, а их дома от постоя. Во второй четверти XIX в. белому духовенству стали жаловать дворянское звание, дозволяли покупать недвижимость, улучшалось содержание монастырей. Государство содействовало духовным, просветительским, благотворительным мероприятиям русской православной церкви.

Городское население. Городское население к 1861 г. достигло 6,5 млн человек, что составляло 8% населения России. Капиталистические отношения в первой половине XIX в. быстрее всего развивались в городах, поэтому в большей степени затронули городское население. Политика самодержавия также сказалась на развитии городского сословия. Павел I отменил действие Жалованной грамоты 1785 г., а сословную систему городского управления заменил в Москве и в Санкт - Петербурге жестким администрированием, в 1800 г. распространил ее на все города России. Во главе города стояла "Комиссия о снабжении резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции принадлежащих", находящаяся с 1801 г. в подчинении губернаторов.

В состав "Комиссии" входили городское правление (ратгауз) и две конторы по продовольственному снабжению и городскому благоустройству.

Права городских сословий были восстановлены Александром I, который отменил бессословное городское управление и вновь ввел в действие Жалованную грамоту городам.

Сокращение числа священнослужителей, увольнения из армии офицеров не дворян, увеличение числа разорившихся дворян привели к формированию в городах новой группы - разночинцев, то есть "людей разных чинов".

Разночинцы не являлись податным сословием, так как юридически относились к тем сословиям, из которых они проходили Профессионально разночинцы составляли городскую интеллигенцию и мелких служащих. В России насчитывалось 24 тыс. разночинцев. Кроме разночинцев в городах иногда селились получившие "вольную" крестьяне, некоторые из однодворцев и иностранцы. В 1840 г. многие из посессионных рабочих были переведены в разряд мещан, пополнив тем самым городское население.

Городское население имело ряд льгот. Указ 12 декабря 1801 г. давал городским обывателям право покупать незаселенные земли. В 1807 г. учреждалось "первостатейное купечество". В эту социальную группу входили именитые граждане, задекларировавшие капитал свыше 30 тыс. рублей, осуществлявшие внешнюю торговлю, судовладельцы. Первостатейное купечество обладало правом "приезжать ко двору его Императорского Величества", являться поставщиком товаров ко двору. Социальное положение подтверждалось правом носить шпагу (как дворяне), первостатейных купцов заносили в так называемую "бархатную книгу". Первостатейные купцы награждались орденами и медалями, имели другие экономические и социальные льготы.

"Второстатсйное купечество" имело право осуществлять розничную торговлю, для чего разрешалось учреждать и развивать торговые, производственные предприятия, а при декларировании

состояния 30 тыс. рублей можно было стать первостатейным купцом.

Таким образом, отменялось деление купцов на три гиль? дни и вводилась градация этого слоя на две статьи.

В 1832 г. первостатейские купцы стали называться почетными гражданами. Почетные граждане подразделялись на потомственных и личных. К потомственным относились дети личных дворян, священнослужащих, указанная выше крупная буржуазия, ученые, творческая интеллигенция. К личным почетным гражданам относились все остальные слои интеллигенции, например, учителя, инженеры, а также усыновлены дворянами.

Почетные граждане не несли рекрутской повинности, освобождались от подушной подати, не подлежали телесным наказаниям.

Следующие группы населения являлись податными. Сюда относились цеховые ремесленники и мещане. Эти городские обыватели являлись мелкими собственниками, но различались по роду деятельности и по имущественному положению. Часть из них примыкала к почетным гражданам, другая часть переходила в состав низшей группы городского населения, так называемых рабочих людей.

Рабочие люди составляли группу работавших по найму, многие из них не имели в городе собственности, не платили податей или платили их неисправно, а потому не могли считаться мещанами. По сведениям полиции, в числе рабочих людей были и маргинальные элементы, то есть лица с "дурным поведением". Рабочие люди составляли население заводских и фабричных слободок. Эта часть городского населения росла быстрее других за счет вновь прибывающих представителей крестьян, посессионных рабочих и так далее. Рабочие люди являлись основой формировавшегося российского пролетариата.

Крестьяне в России первой половине XIX в. составляли более 90% населения страны. Крестьяне делились на три большие группы, различаемые по своей ведомственной

принадлежности. Три основных разряда крестьян назывались государственные (казенные), "владельческие" (помещичьи), удельные. Существовали и неосновные малочисленные подгруппы крестьян (посессионные - не более 12 тыс. душ, крестьяне военных поселений - они насчитывали до 1/3 численности состава армии и однодворцы - таковых насчитывалось 2 млн). Некоторые исследователи склонны различать две группы: ("сельские обыватели" и крепостные крестьяне). Крестьяне отличались и по имущественному положению, например, "водворенные на собственных землях", "инородцы", крестьяне южных, более богатых регионов. Как и в предыдущий период, в более выгодном положении оказались государственные и удельные (до 1797 г. дворцовые) крестьяне.

Вне зависимости от своей принадлежности на расслоение крестьянства оказывало влияние развитие капитализма. Небольшая часть крестьян вовлекалась в капиталистические отношения, массовый характер приобрело отходничество. В промышленных губерниях страны на заработки отправлялись до 40% мужского населения. Крестьянам, уходившим на долгосрочные заработки, как и в XVIII в. выдавались паспорта, отправлявшимся на краткосрочные работы, выписывались так называемые билеты. В городах таковые учитывались как рабочие люди, на мануфактурах как вольнонаемные. Однако по ведомственной принадлежности все они оставались крестьянами. Вообще же, классификации крестьян, как отмечал в 1826 г. М.М. Сперанский, - достаточно сложный вопрос.

Крестьяне, независимо от своей принадлежности, профессиональных отличий, имущественного положения заносились в ревизские списки, подлежали рекрутским наборам, телесным наказанием и являлись податным населением. Размер подушной подати в этот период вырос с 1 руб. 26 коп. до 3 руб. 30 коп. В крестьянской среде существовала община,

а в крупных владениях она обладала функциями самоуправления.

В более выгодном положении оставались государственные (казенные) крестьяне. Однако и эта группа крестьян не была однородной и распадалась на несколько групп. Наряду с термином "казенные крестьяне" в первой четверти XIX в. продолжает употребляться термин "черносошные крестьяне" (в основном население северных губерний России). Черносошные, как и казенные крестьяне, не подлежали переводу в крепостное состояние (Александр I, Николай I были против такого рода "пожалований"). Государственные крестьяне являлись податным сословием, кроме установленной законом подушной подати платили фиксированный оброк, подлежали рекрутской повинности. Их могли перевести в военные поселения, а до 1840 - х гг. могли сдать в аренду (посессию) частным лицам. Вместе с тем "казенные" крестьяне реально пользовались льготами, которыми их наделило правительство.

По указу 12 декабря 1801 г. государственные крестьяне имели право покупать незаселенные земли (крепостные крестьяне стали обладать таким правом 47 лет спустя). Указ 28 декабря 1818г. давал право всем крестьянам (в том числе помещичьим) заводить фабрики и заводы, но этими правами чаще пользовались более зажиточные государственные крестьяне. В 1827г. казенные крестьяне получили право владеть домами в городах, а спустя 21 год им разрешили покупку недвижимости в Москве и Санкт - Петербурге. Г осударственные крестьяне традиционно жили компактно, большими группами, по этой причине в их среде сохранились, поддерживались патриархальные общинные отношения. Например, Циркуляр 1829 г. предписывал считать землю казенных крестьян - общинной. В 1810 г. в виде эксперимента появились первые военные поселения, которые с 1816 - 1818 гг. начали вводиться повсеместно, а в период царствования Николая I численность военных поселян насчитывалось

уже 800 тыс. Суть реформы заключалась в следующем. К государственным крестьянам подселяли на жительство солдат, при этом и те и другие объявлялись военными поселенцами. С одной стороны, они являлись солдатами и обязаны были нести военную службу. С другой стороны, "военные поселяне" являлись крестьянами и должны были сами вести сельское хозяйство и обеспечивать себя продуктами. В некоторых случаях солдаты селились на пустовавших "Новороссийских землях". Военные поселяне - солдаты, "солдатские жены" и "солдатские дети" несли службу и вели свое хозяйство, строго подчиняясь уставу, регламентировался даже распорядок дня (от подъема до отбоя). Дети военных поселян несли военную службу со своими отцами с 7 - летнего возраста, обязательно обучались в школе и военному делу, а с 18 лет переводились в воинские части на младшие командирские должности. Следует отметить, что положение военных поселян как категории государственных крестьян было наиболее обременительным, тяжелым.

Немногочисленной группы являлись однородцы. В собственности некоторых из них имелось свыше 20 тыс. крепостных. Однородцы - потомки служилых людей XVII в., ландмилиции XVIII в. В годы правления Николая I они потеряли право покупки, а затем и владения крепостными крестьянами. В последующем социальный статус однородцев сравнялся с остальными государственными крестьянами.

В социальной политике по отношению к крестьянству большое значение имела реформа государственной деревни 1837 - 1841 гг., оказавшая влияние на последующую реформу 1861 г. Реформу проводил П.Д. Киселев, который был поставлен во главе созданного Министерства государственных имуществ. Несколько законодательных актов этого периода вводили четырехступенчатую систему управления общиной (губерния, округ, волость, сельское общество). Кроме четкого административного устройства законодательство определяло местные выборные органы самоуправления в волостях и сельских обществах.

Реорганизации подвергалась система сбора повинностей. В соответствии с переписью 1836 г. и проведенным земельным кадастром (оценкой и размежеванием земли) была упорядочена система сбора оброка. Оброк рассчитывался по "душам" мужского пола в соответствии с размерами земельных наделов и их качеством. Другие меры стимулировали развитие сельского хозяйства. В частности, крестьяне переселялись на юг страны, выдавались льготные ссуды, пропагандировалось и экономически поощрялось выращивание "новых" сельскохозяйственных культур - картофеля и подсолнечника.

Удельные крестьяне получили такое название в 1797 г. от Департамента уделов, в управление которому были переданы крестьяне, принадлежавшие лично императорской семье. Всего удельных крестьян насчитывалось свыше 830 тыс. душ мужского пола, они подразделялись на "государевых" и "конюшенных". Удельные крестьяне являлись податным населением, несли те же повинности в пользу государства, но оброк выплачивали в пользу своего феодала, то есть царя. Удельные крестьяне занимали промежуточное положение между государственными и помещичьими.

Самую большую группу "сельских обывателей" по - прежнему составляли помещичьи, то есть "владельческие", крестьяне. Таковых насчитывалось свыше 11 млн душ мужского пола, что составляло более 50% всего крестьянского населения страны. Формы и методы эксплуатации крепостных крестьян различались, изменялись в связи с внутренней политикой самодержавия. Уже в начале XIX в. современники различали двойственность, противоречивость в определении крепостного, помещичьего крестьянина. Согласно старым нормам права XVII - начала XVIII в. существовало положение, что крепостной крестьянин является неотъемлемой частью поместья, то есть недвижимого имущества, этим и объясняется слово "крепостной". Помещик же является только владельцем крестьян, в обмен на государственную

или военную службу. Развитие крепостного права XVIII в. привело к противоположному определению крепостного состояния крестьянина. К началу XIX в. помещичий крестьянин определялся как движимое имущество, условно соотносящееся с недвижимостью, посредством "ревизских сказок". Крепостной по воле владельца мог быть продан, заложен, отчужден от земли. Поэтому в XIX в. помещичий крестьянин рассматривался также вне перечня недвижимого имущества.

Изменения претерпели и формы эксплуатации крестьян. Вместо "барщины старинной" ограниченной в 1797 г. тремя днями в неделю, распространялся оброк, который вырос в 3,5 раза в центральных и в 2,5 раза в черноземных губерниях. Барщина интенсифицировалась в форме месячины. Держать крестьянина на барщине более трех дней было нельзя, но вполне можно было перевести в дворовые, изъять земельный надел и заставить крестьянина обрабатывать барскую землю шесть дней в неделю в обмен на минимальный ежемесячный паек, своего рода заработную плату. Такая форма эксплуатации практически ничем не отличалась от рабства и распространялась в черноземных губерниях, где насчитывалось до 1,5 млн дворовых крестьян. Кроме этого, барщина была общепринята у сдаваемых в аренду (посессионных) крестьян, то есть реальное распространение барщины было шире.

Законодательство почти не ограничивало помещика в формах и методах эксплуатации крестьян. Кроме названного уже ограничения трехдневной барщиной (1797 г.) и общих рекомендаций самодержавия облегчить участь крестьянина, правительство приняло несколько мер, уменьшивших степень крепостного гнета.

В 1816г. Александр I окончательно запретил продавать крестьян, приписанных к фабрикам и заводам (до этого действовал указ Павла I разрешавший такие продажи). Указ 1801 г. запрещал публикацию в газетных объявлений о продаже

дворовых крестьян, в 1808 г запрещалась публикация продажи крестьян на ярмарках в розницу. В 1809 г. было отменено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные поступления, вообще подтверждалось изъятие у помещика права уголовного суд над крестьянами. Нельзя было истязать, калечить крестьян. Аналогичные указы выходили и позже, во второй четверти XIX в.

В последние десятилетия крепостного права отмечался всплеск социальной активности крестьян. Сам Николай I и его правительство неоднократно отмечали, что "нынешнее состояние крестьянства есть зло", и что "государство находится как бы на пороховой бочке". В связи с этим вводятся некоторые изменения в законодательство "по крепостному вопросу". Всего с 1825 по 1860 гг. вышло более 100 таких законов продолжающих "ограничения" предыдущего самодержца. Вот наиболее важные из них. В 1827 г. помещикам вновь запретили при продаже отделять движимое имущество or недвижимости и отдавать крестьян на заводы. В 1828г. ограничивали право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Указ 2 мая 1833 г. запрещал продавать крестьян на торгах публично и разделять при продаже крестьянские семьи.

Согласно другим общепринятым нормам подтверждалось правило, "единожды получивший свободу не может быть вновь закрепощен", свободным становится крестьянин по возвращению из воинской службы из плена или из - за границы. Помещики не должны были разорять своих крестьян, а в неурожайные годы помещик обязан был кормить крестьян и обеспечивать их необходимым минимумом посевного материала для возобновления сельскохозяйственной деятельности.

За соблюдением помещиками названных ограничений должны были следить предводители дворянства, то есть те же помещики. Понятно, что при таком надзоре даже эти незначительные ограничения не исполнялись, и положение крепостного всецело зависело от барской воли и прихоти.

Развитие капитализма, рост антифеодальной борьбы подталкивало правительство к принятию мер, способствовавших выходу крестьян из крепостной зависимости. Однако осуществить выход крестьян из крепостной зависимости было возможно только с согласия помещиков. Поэтому в первой половине XIX в. выходит несколько законов, действия которых были возможны только с согласия помещиков.

20 февраля 1803 г. Александр I подписал указ "О вольных хлебопашцах". Указ предусматривал освобождение крестьян на волю за выкуп, размер которого устанавливался с обоюдного согласия помещика и крепостного. Этот закон, который в оригинале назывался "Об отпуске помещиками крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных" предусматривал отпуск крестьян на волю с земельным наделом, чтобы "крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой под жизни". Определялся минимальный надел, равный 8 десятинам. По своему социальному положению вольные хлебопашцы приравнивались к государственным крестьянам, то есть являлись податным населением, несли рекрутскую и другие повинности. Действием указа в первой половине XIX в. воспользовались около 150 тыс. душ мужского пола.

Другие акты также исходили из соблюдения при заключении сделок обоюдных интересов. При этом в решении "крепостного вопроса" обязательно учитывались интересы государства - сохранить крестьянина как сельхозпроизводителя. В частности, указ "О цене ревизской души" от 3 августа 1806 г. предписывал при сделках с крестьянами исходить из стоимости ревизской души мужского пола в 75 рублей серебром, женского пола в половину от этой стоимости. (В последующем цена крестьянина выросла до 100 рублей).

Указом 20 июля 1809 "О пресечении бродяжничества" (сыске беглых крестьян) предписывалось возвращать крестьян своим владельцам или же предавать этих крестьян в Приказ общественного призрения.

2 апреля 1842 г. был издан указ "О представлении помещикам заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условленные повинности с принятием крестьянами, заключившими договор, названия обязанных крестьян". Этот указ получил известность под названием "Об обязанных крестьянах" и развивал положения предыдущего законодательства, в частности, указа "О вольных хлебопашцах". Поскольку крестьяне не имели возможности внести помещику единовременно всю выкупную сумму, было определено, что крепостные обязаны отбыть соответствующие повинности или внести сумму, оговоренную со своим владельцем по частям в виде оброка. Крестьяне получали свободу как бы в кредит. За время выкупа на волю себя и своей семьи крепостное состояние сохранялось, оно называлось временно обязанным. Действие договора могло быть прекращено в случае несоблюдения крестьянами его условий. Указ 1841 г. также не был распространенным, его действием воспользовались шесть помещиков, отпустив на волю 27 173 крестьянина.

Крестьяне, получившие свободу по названным законам, выкупившиеся или получившие "вольную" в силу других причин, становились лично свободными сельскими обывателями, водворенными на собственных землях (если имели земельные наделы).

В отношении подавляющей массы крестьянства, оставшейся в крепостном состоянии правительством предпринимались меры, ограничивавшие предпринимательскую деятельность. Крестьяне не могли без разрешения помещика покидать поместья, в городах они не имели права содержать лавки, а торговать могли только на рынке. Эти ограничения устанавливались и в XVIII

в., а теперь подтверждались указами 1810 и 1812 гг Крестьяне по указу 12

декабря 1801 г. не имели право покупать земли, но в целях развития промышленности могли по закону 28 декабря 1818г. организовывать фабрики и заводы. В дальнейшем права собственности крестьян были расширены законом от 3 марта 1848 г.

12 июня 1844 г. появился указ, разрешавший отпускать крестьян на волю по их обоюдному согласию с помещиком, а с 1853 г. ограничивалось право сдачи крестьян в посессию (аренду) не дворянам. По указу 8 ноября 1847 г. крестьяне получили преимущества выкупать себя на волю при продаже с торгов имений разорившихся помещиков. Всего этим указом воспользовалось около 960 тыс. душ крестьян. Они переводились в разряд "лично свободных сельских обывателей, водворенных на собственных землях", так как с личной свободой выкупали свои наделы. В других случаях такие крестьяне назывались "безоброчными", поскольку владели собственной землей, а значит, оброк в пользу государства не платили. Динамика выкупа крестьян на волю, показывает глубину кризиса феодализма, когда крестьяне оказывались состоятельнее своих владельцев, закладывавших свои имения.

Крестьянский вопрос неоднократно ставил перед правительствами Александра I и Николая I. В 1830 - 1850 - х гг. проблема крепостного состояния крестьян многократно рассматривалась на заседаниях различных "секретных комитетов", но из - за противодействия дворян, политической реакции 1848 - 1855 гг. сроки Крестьянской реформы постоянно отодвигались. В результате росла социальная активность крестьян, а ситуацию в России перед отменой крепостного права можно назвать революционной. Правительство не справлялось с растущим протестом крестьян, боялось новой "пугачевщины", и вступивший на престол Александр II вынужден был признать необходимость скорейшего решения крестьянского вопроса "сверху", пока крестьяне сами не освободят себя революционным путем "снизу".

  • ГЛАВА 6. Российское государство и право в первой половине XTX в.
  • Государственный строй. Изменения в государственном механизме
  • К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия. Крестьянский вопрос с середине XIX в. стал острейшей проблемой в России. Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась рядом причин: 1.Крепостническая система изжила себя экономически: помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных, все более приходило в упадок. 2.Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов. 3.Крестьяне открыто протестовали против крепостного права. 4.Среди европейских государств крепостное право оставалось только в России, что являлось позором для нее и низводило страну в разряд отсталых государств. Подготовкой крестьянской реформы занимался Главный комитет по крестьянскому делу. 19 февраля 1861 г. был опубликован Манифест об отмене крепостного права. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин освобождался от личной опеки помещика, мог владеть имуществом заключать сделки. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась сохранением общины. При освобождении крестьянам предоставлялись наделы земли, которые на 20% были меньше тех участков, которыми они пользовались при крепостном праве. За землю крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупа помещикам выплачивало государство. Крестьяне в течении 15 лет должны были выплачивать долг государству с процентами. Реформа 1861 г. принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян и способствовала становлению капиталистических отношений в деревне. Однако реформа позволила сохранить помещичье землевладение и обрекла крестьян на малоземелье и нищету. Таким образом, реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России. Отмена крепостного права в России повлекла за собой земскую, городскую, судебную, военную и другие реформы. В 1864 г. было введено местное самоуправление - земство. Представители всех сословий избирали уездные земские собрания, которые посылали депутатов в губернское земское собрание. Земства ведали хозяйственными вопросами, школами, медициной. В 1870 г. органы самоуправления были созданы в городах. Городские избиратели избирали городскую думу, которая формировала управу. В 1864 г. была проведена судебная реформа. Сословный, закрытый суд был отменен. Более простые дела передавались мировым судьям и судебным палатам. Решение о виновности подсудимого выносили присяжные заседатели. Судебный процесс стал устным, публичным, состязательным. В 1863 г. был утвержден университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректоров, деканов, университетский совет получал право самостоятельно решать ряд вопросов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа должны были заниматься государство, церковь и общество. В 1865 г. для столичных изданий была отменена предварительная цензура. Реформы затронули и армию. Страна была разделена на 15 военных округов. С 1871 г. вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет (срок службы в сухопутных войсках до 6 лет, а на флоте - до 7 лет). Проведенные реформы имели прогрессивный характер. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской модели. Однако многие реформы отличались непоследовательностью и незавершенностью. Кроме того, они были тесно связаны с личностью самого Александра II.После гибели Александра II от бомбы террориста императором в 1881 г. стал его сын Александр III. Ближайшее окружение царя составляли наиболее реакционно-настроенные политические деятели: обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков. Во внутренней политике России началась эпоха реакции. В апреле 1881 г. был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия", а в августе последовало "Положение об усиленной охране", которое давало правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов. С 1883 г. стали действовать охранные отделения. С целью усиления позиций дворян в системе местного управления и ограничения функций земств были приняты новое "Положение о губерниях и уездных земских учреждениях" (1890 г.) и "Городское положение" (1892 г.). Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви. В 1887 г. был введен циркуляр о "кухаркиных детях", не допускавший в гимназии детей из низших сословий. В 1884 г. новый Университетский устав ликвидировал автономию вузов. "Временные правила о печати" 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получили не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Реакционные преобразования 1880 - 1890-х гг. получили название контрреформ. Они фактически отменили многие результаты реформ 1860-ых гг., законсервировали кризисные явления и подготовили почву для кризиса начала ХХ века.


    45. Судебная реформа 1864 года.

    Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной. Судопроизводство, как и раньше, носило канцелярский характер, в нем продолжала применяться теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, обвиняемый не имел права на защиту. Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство даже привилегированных сословий (не только буржуазии, но и дворянства)". В 1864 г. после длительной подготовки были утверждены следующие документы, составившие в целом судебную реформу: 1) Учреждения судебных установлений; 2) Устав уголовного судопроизводства; 3) Устав гражданского судопроизводства; 4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Судебная реформа 1864 г. провозгласила буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства: независимость и отделение суда от администрации; создание всесословного суда; равенство всех перед судом; введение присяжных заседателей; установление прокурорского надзора; создание более четкой системы судебных инстанций. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда. Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года. При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз. Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных. Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции. Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же - министр юстиции. Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов. Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры. 20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

    46. Земская реформа 1864 года.

    1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” - законодательный акт, которым вводилось земство. Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия - дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне. Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления - предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы - уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих. Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет - вплоть до создания Государственной думы.

    47. Городская реформа 1870 года.

    Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган - думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы - гласных - было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе - от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской - 180, Петербургской - 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления - управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов. Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры. На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.)

    В первой половине XIX веке Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Во главе империи стоял царь, все больше сосредоточивший все; нити управления в своих руках. Однако официально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.

    Дворянство , как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.

    Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось. С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквях.

    Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. В 10-м томе Свода законов Российской империи (законы гражданские и межевые) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу. С 1816г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством, сдавая государству половину урожая, и нести военную службу.

    Купцы и мещане составляли всего несколько процентов населения.

    На особом положении находилось казачество - военизированное сословие, выполнявшее функцию охраны приграничных территорий государства.

    С началом промышленного переворота связано формирование нового социального слоя - вольнонаемных рабочих . На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные.

    Во второй половине XIX социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы и развитием капиталистических отношений.

    Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы - классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.


    Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам . Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.

    Быстро росла буржуазия , которая формировалась из купечества, мещанства, представителей разбогатевшего крестьянства. Она постепенно набирала экономическую силу, однако играла незначительную роль в политической жизни страны. Слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, которое обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся.

    Крестьяне оставались наиболее многочисленной социальной группой. Получив в 1861 г. свободу, они с трудом приспосабливались к своему новому общественному положению. Для этого сословия продолжали сохраняться многочисленные ограничения в самых разнообразных социальных сферах. Незыблемой оставалась община, ограничивавшая правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьянина. Община тормозила социальное расслоение крестьян, но не смогла предотвратить его. Оно шло замедленными темпами. Однако проникновение в деревню капиталистических отношений способствовало разделению сельских жителей на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты и полуразорившегося крестьянства.

    Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили источником формирования пролетариата . Особенность рабочего класса России состояла в том, что он не порывал своих связей с деревней. Поэтому созревание кадрового пролетариата шло медленными темпами..

    Во второй половине XVIII - начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изменению классовой структуры российского общества. Зарождались новые классы - буржуазия и пролетариат. Все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

    Господствующим классом являлось дворянство. Экономическое и политическое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, живших на принадлежавших дворянам землях. Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. Представители дворянского сословия занимали все важные должности в органах государственного управления. Феодальное государство стремилось усилить позиции дворян.

    Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Дворянство обладало такими привилегиями, как свобода дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства.

    Среди личных прав дворян можно отметить: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний и т. д. К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; право иметь в городах фабрики и заводы; право вести торговлю наравне с купечеством и др.

    С увеличением земельного ценза на выборах усилились роль крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление.

    С 1798 г. военнослужащие, не являвшиеся дворянами, не представлялись к офицерскому званию, а все офицеры-недворяне были уволены с военной службы.

    Духовенство по-прежнему делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В развитии правового положения духовенства необходимо отметить два следующих момента.

    С одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телесных наказаний, дома духовенства освобождались от поземельного сбора, от постоя и т. д.

    С другой стороны, самодержавие старалось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.

    Наиболее преданных служителей церкви власть стремилась привязать к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Таким образом самодержавие хотело превратить духовенство в немногочисленную и управляемую социальную группу.

    Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных.

    В 1801 г. был принят Указ, в соответствии с которым купцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам - Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли.

    В соответствии с Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. До крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали около 112 тыс. человек.

    В 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они были обязаны заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, их жизнь регламентировалась Воинским уставом.

    В целях развития промышленности в 1818г. был издан Указ, который разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.

    В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В соответствии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.

    В 1847 г. для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ. Также было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы государственных крестьян и регламентированы органы крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский сход, сельский староста.

    Первая половина XIX в. характеризуется бурным ростом городов: увеличивается численность городского населения, усиливается процесс его расслоения.

    В 1832 г. было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Почетным гражданам предоставлялись некоторые привилегии: они не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

    Вследствие заинтересованности государства в развитии торговли и промышленности особыми правами наделялось богатое купечество. Купечество разделялось на две гильдии: в первую гильдию входили оптовые торговцы, во вторую гильдию - розничные.

    Группу цеховых составлял и ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цехи имели свои органы управления.

    Рабочие люди, к которым относились лица, не принятые в состав мещанских обществ, составляли самую низшую группу городского населения.

    В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности, жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др. Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.

    Горожане имели свой сословный суд

  • Поделиться