Соловей Т.Г. Нужны ли людям чудеса? Сопоставление героев феерии А.Грина Алые паруса и рассказа С

Кон­курс­ное со­чи­не­ние по повести А.С.Грина «Алые паруса» уче­ни­цы 8 класса НОУ ЦО «Татьянинская школа» Кристины Акоповой (Москва).

Всегда следуй
за своей мечтой

по повести А.С.Грина «Алые паруса»

«Ребята, надо верить в чудеса... в чудеса». Так начинается песня, известная многим людям. С раннего детства мы начинаем мечтать. Сначала об игрушках, потом о книгах, позже о компьютере... С возрастом мечты становятся более существенными, важными. Но, безусловно, каждый человек о чем-то мечтает. Александр Грин написал романтическую повесть о состоянии души любого из нас, ведь у всех есть заветная мечта.

Что такое мечта? Почему нужно следовать за своей мечтой? Ответ на этот вопрос не так уж прост, но он все же есть. Добрая, светлая мечта несет в себе яркие, сильные эмоции. Сначала ты ее с нетерпением ждешь, порой переносишь усмешки, в один миг можно потерять веру в то, что мечта сбудется. Но как же ты счастлив, когда однажды понимаешь, что осуществилась твоя мечта, в которую ты почти перестал верить. Улыбка, смех, слёзы радости! Но главное, что в этот момент становится хорошо всем, кто тебя окружает. И когда ты видишь их счастье, ты чувствуешь еще большую радость и понимаешь, ради чего стоило ждать и верить.

Погас свет, и все замерли в ожидании чуда. Люди спешили забрать детей из школы, пораньше уйти с работы, только бы успеть на спектакль о девушке, которая верила в добрую, светлую, красивую мечту. Имя этой скромной героини — Ассоль. В раннем детстве девочка потеряла маму, поэтому ее воспитывал отец. Он отдавал дочурке свою любовь, утешал, когда над ней насмехались сверстники. Ассоль и Лонгрен жили не как остальные. Они отличались от других характерами, принципами жизни. Отец с раннего детства учил свою дочку во всем ценить внутреннюю красоту, а не смотреть на обманчивую «внешнюю обертку». Ассоль не могла понять, почему их с отцом не любят, она тогда еще не осознавала, что они не такие как все.

«Скажи, почему нас не любят?» — «Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». — «Как это — уметь?» — «А вот так!» Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия».

Однажды в лесу Ассоль встретила загадочного волшебника, который сказал ей: «Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус... Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он...». С этого дня девочку не покидала мечта о том, что когда-то приплывет тот, кто заберет её из деревушки, где их с отцом не понимают. Ассоль мечтала о простом человеческом счастье. Она переносила упреки, кривые усмешки; её считали сумасшедшей, но она верила, что где-то, быть может, на другом конце земли, живет тот, кто ей в одно утро скажет: «Здравствуй!» И такой человек на самом деле был: «Если Цезарь находил, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме, то Артур Грэй мог не завидовать Цезарю в отношении его мудрого желания. Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». У мальчика, как и у Ассоль, была мечта. Грей с раннего детства мечтал стать морским воеводой и добился этого. Оба героя верили и надеялись, а это самое главное.

Нужно верить в свою мечту, надеяться, что когда-то она принесет счастье не только тебе, но и окружающим тебя людям. Если рассказывать о своей мечте всем, вероятность того, что она сбудется крайне мала, а если «мечтать о чем-то молча», то наверняка все заветное и сокровенное станет явью. Ассоль хранила свою надежду втайне от всех. Она закрывала глаза на оскорбления, просто ждала и верила, что её мечта сбудется. Быть может, если бы с раннего детства Лонгрен не научил Ассоль быть не такой, как все, быть более искренней и ранимой, то мы бы не увидели такую чудесную сказку. Героиня избрала более трудный, более долгий путь, но, как в итоге оказалось, её решение было правильным.

Важен, конечно же, и смысл мечты. Ассоль и Грей мечтали о том, что не могло причинить никому вреда. А если мы обратимся к истории, то вспомним мечту о власти над миром. Наполеон мечтал управлять всем миром, как позже хотел и Гитлер. И эта мечта обернулась катастрофой для всех людей. В этом случае не было выполнено главное правило мечты: она не принесла счастья окружающим их людям. А зачем такая мечта? Поэтому, конечно же, недостаточно просто иметь мечту. Важно, чтоб она была доброй.
Наверное, каждый человек, сидящий на этом спектакле, думал о чем-то своём. Кто-то, подобно мне, думал о мечте, кто-то переживал за судьбу Ассоль... Но, безусловно, всех присутствующих восхищала сама атмосфера. Давайте представим... Вы на берегу моря, шум воды, солнце немного припекает, волны накрывают ваши ноги теплой, как молоко, водой... На горизонте нет ни одного корабля, ни одной живой души рядом. Умиротворение, спокойствие, блаженство — и вдруг в один миг все это исчезает, и над вами взмывает алый парус... Кажется, что сейчас зазвучат слова из песни:

«Не три глаза, ведь это же не сон,
И алый парус правда гордо реет,
В той бухте, где отважный Грей
Нашел свою Ассоль, В той бухте, где Ассоль
Дождалась Грея...»

Все становится ясно только в тот момент, когда на сцену выбегает девушка с маленьким корабликом в руках со словами: «Я здесь, я здесь! Это я!».

Счастливым можно назвать человека, чья мечта сбылась. Но настоящее счастье мы испытываем, лишь когда видим счастье других. Некоторые в этот момент плачут, а некоторые искренне улыбаются. И когда на сцену выбежала Ассоль, весь зал встал и начал аплодировать. «Алые паруса» — поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса«, — это сказал известный писатель К. Паустовский. И нет человека, который бы не согласился с этой фразой. Каждый должен всегда следовать за своей мечтой, ведь она обязательно принесет счастье не только ему, но и всем людям. Прочитав замечательную повесть А. С.Грина «Алые паруса», мы без сомнений можем сказать: «Ребята, надо верить в чудеса».

НОУ ЦО «Татьянинская школа»


СОЛОВЕЙ Татьяна Григорьевна —

заслуженный учитель Республики Крым, учитель-методист МБОУ «Гимназия им. И.Селъвинского», г. Евпатория

НУЖНЫ ЛИ ЛЮДЯМ ЧУДЕСА? СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ ФЕЕРИИ А.ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА» И РАССКАЗА С.МАЛИЦКОГО «ТАНЬКА-ДУРОЧКА»

VI—IX КЛАССЫ

Аннотация. В материале представлен урок сопоставления героев феерии А.Грина «Алые паруса» и рассказа С.Малицкого «Танька-дурочка», показывается, какую роль играет мечта о чуде в жизни человека, какого большого духовного труда требует её осуществление. В уроке заложен большой воспитательный потенциал.
Ключевые слова: чудо, мечта, духовный мир, красота, вера, труд, феерия, ирония, прагматизм.

Мечта о чуде живёт в каждом человеке, даже в том, который всё в своей жизни прагматически рассчитывает и уверен, что чудес не бывает, а все чудеса — это хорошо продуманные и организованные действия человека. Но вспомним, как мы удивляемся пробившемуся через асфальт цветку или сосне, приютившейся на голой вершине скалы; как замираем, глядя на падающую звезду, как склоняем голову перед человеком, преодолевшим непреодолимые, казалось бы, препятствия... И разве не чудеса творили почитаемые всем православным миром святые, возвращая людям здоровье, помогая побеждать врага или осуществлять какие-то невозможные на первый взгляд проекты?..
Вера в чудо, в возможность невозможного, в сказку, которая может стать былью, помогает людям осуществлять заветные мечты. Поэтому с таким волнением и интересом слушают и читают они о чудесах... Особенно — дети. Да это и понятно: в большинстве случаев их воспитание и образование начинается с чудесного — со сказок. Но и взрослея, дети не перестают мечтать о чуде: ведь чудо раздвигает горизонты повседневности и поднимает нас к Небу, заставляет работать над собой, трудиться, чтобы добиться цели.

Правда, в наше время многое делается для того, чтобы заменить мечту прагматическим целеполаганием и расчётом. Может быть, в чём-то это и хорошо, но мечта о чуде одухотворяет человека, чего не скажешь о расчёте... Вот почему мне кажется важным проникновение в суть таких художественных произведений, где мечта становится двигателем человеческой жизни, где она торжествует над прагматизмом... Безусловно, здесь первое место занимает феерия Александра Грина «Алые паруса». Но есть и другие произведения, в чём-то созвучные, а в чём-то диссонансные «Алым парусам» и этим тоже воспитывающие. Я имею в виду рассказ современного писателя Сергея Малицкого «Танька-дурочка», в котором как раз и сталкиваются прагматизм и мечтательность — так же как у Грина, но ещё более жёстко и драматично.

Рассказ интересно прочесть после изучения феерии, но можно и в другое время (небольшой объём его позволяет сделать это прямо на уроке). Сопоставление возможно на самых разных возрастных уровнях от 6 до 9 класса. К уроку готовится специальная презентация, фонограмма песни «Ребята, надо верить в чудеса...».

Открываем урок коротким музыкальным эпиграфом — словами песни В.Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса...».
Так поётся в популярной бардовской песне, которую мы услышим немного позднее. А нужно ли верить в чудеса? На этот вопрос мы и попытаемся найти ответ в течение урока, перечитывая знакомое произведение и открывая новое.

Что даёт человеку вера в чудо?
Она наполняет его жизнь смыслом, он старается приблизить это чудо, ждёт его, мечтает о нём и верит, что когда-то оно обязательно случится — и жизнь его изменится.
- Но, может быть, эта вера и отнимает что-то у человека?
Погружённость в мечту о чуде может увести человека от реальной жизни, оторвать от неё, и, если чуда не произойдёт, он может впасть в отчаяние, затосковать, потерять смысл жизни.
- Что нужно для того, чтобы вера в чудо помогала жить и достигать своей мечты, а не уводила от реальности?
Человек не должен уходить в себя — он должен вести обычную жизнь, в которой есть место и труду, и общению, и мечте. Реальная жизнь закаляет его, воспитывает в нём терпение, стойкость, волю, как это было у гринов-ской героини Ассоль. Заметим, мечта не мешала ей вести домашнее хозяйство, заботиться об отце, мастерить игрушки, читать книги.
- Может ли сотворить чудо обычный человек?
Смотря что понимать под чудом... Если мы говорим о чудесах из сказок, то нам потребуются или волшебники, или волшебные предметы. Хотя и в сказках чудеса совершают зачастую обычные герои: крестьянские сыновья или царевичи, дочери купцов или бедные падчерицы, которые свои трудом, добротой и старанием добиваются счастья.

А если говорить о реальной жизни, то для кого-то чудом будет обретение семьи (например, для детдомовского или беспризорного ребёнка), неожиданное возвращение давно потерянной вещи, достижение желанного результата, встреча с дорогим человеком, исцеление от неизлечимой болезни и т. п. И вот эти чудеса зависят прежде всего от самих людей.
- Вспомните, в каких художественных произведениях мы уже встречались с такими чудесами. (В рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор», в феерии А.С.Грина «Алые паруса».)
- Вспомните, кому принадлежат эти слова: «...благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». Как вы их понимаете?

Это слова Артура Грэя. В них он выразил своё понимание чуда и его значения для человека. Он назвал чудо «пламенным растением». Эта метафора помогает нам понять, что мечта о чуде, желание его осуществления — это зерно, которое помогает человеку расти, развиваться, совершенствоваться. И свершение долгожданного чуда дарит человеку обновление — новую душу. И не только тому, кто мечтал об этом чуде и ждал его, но и тому, кто помог чуду произойти, осуществиться. Чудеса, оказывается, можно делать «своими руками».

— У кого из литературных героев душа имеет такое «зерно»? Обоснуйте.
Конечно, это Ассоль. Она с огромным вниманием слушала фантастические истории, которые рассказывал ей отец, и потом засыпала «с головой, полной чудесных снов». Она придумывала истории про самодельные игрушки, разговаривала с ними, вглядывалась в растения и морские волны.
И «Артур Грэй родился с живой душой»: он неутомимо изучал старинный замок, рассматривал диковинные предметы, слушал истории старого Польдишока, читал приключенческие книги, мечтал о море. И потому пути этих двух удивительных героев обязательно должны были пересечься.

— Почему родители не понимали Гоэя?
«Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить "мы". Часть их души, занятая галереей предков, мало достойна изображения, другая часть — воображаемое продолжение галереи — начиналась маленьким Грэем, обречённым по известному, заранее составленному плану прожить жизнь и умереть так, чтобы его портрет мог быть повешен на стене без ущерба фамильной чести».

— Почему жители Каперны не видели «зерна пламенного растения - чуда» в Ассоль?
Они слишком приземлены, примитивны и поглощены только повседневными делами и заботой о хлебе насущном. Их души не способны видеть красоту, они не откликаются на сказки и песни. Эгль говорит о них: «Я был в той деревне — откуда ты, должно быть, идёшь, словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом...»

— КТО первым заметил «зерно пламенного растения» в девочке? Это как раз и был Эгль.
— Перечитаем описание портрета Ассоль.

«Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой. <...> Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. "Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы, — решил он"».

— Чьими глазами мы видим Ассоль? (Глазами Эгля.)
— А теперь познакомимся с портретом другой героини — из рассказа современного писателя Сергея Малицкого «Танька-дурочка»: «Танька была дурочка-фигурочка, косые окна, мокрый нос, ноги-спички, красная вязаная шапка, штопаные колготки, пальцы в чернилах, острые коленки».
— Есть ли в портретах Ассоль и Таньки какие-то детали, сближающие их?
Да, есть. Обе девочки одеты достаточно непритязательно и даже бедно, обе худенькие. В обеих чувствуется какая-то обособленность от внешнего мира.
— В каком портрете мы чувствуем любование героиней, а в каком — иронию? Чем это объяснить?

Портрет Ассоль дан глазами собирателя сказок Эгля, он любуется девочкой, замечая в ней «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы». А вот портрет другой девочки дан явно в сниженных тонах, ребята замечают его грубоватость и даже иронию. Кто же видит её такой? Это мы попытаемся понять, читая рассказ.
Теперь рассказ читается вслух учителем.
— Так чьими же глазами мы видим Таньку? Глазами дворовых мальчишек. Это они прозвали её «дурочкой-фигурочкой», приметили и обсмеяли её острые коленки и штопаные колготки, глаза сравнили с косыми окнами. Во всём чувствуются насмешка и презрение.
— Почему автор называет Таньку «козой отпущения»? С какой интонацией звучит это определение?

Прежде чем ребята выскажутся, познакомим их с происхождением выражения «козёл отпущения».
Козёл отпущения — в иудаизме (религии иудеев) особое животное, которое после символического возложения на него грехов всего народа отпускали в пустыню, после чего уводившие козла в пустыню мылись и мыли свою одежду.
Танька верила всему, что ей говорили, выполняла все дурацкие поручения: «она послушно ходила от одного парня к другому или от одной девчонки к другой и передавала самые глупые и насмешливые поручения. Танька была козой отпущения во дворе. Её бы совсем сжили со свету...». «Коза отпущения» звучит, конечно, иронически.

— Как выдумаете, как чувствовала себя Танька среди дворовых ребят и по чему можно догадаться об этом?
Ей одиноко, сиротливо. Её постоянно обижают, дразнят, смеются и даже издеваются над ней. То, что Таньке плохо, мы понимаем из её просьбы к лесному принцу: сделать так, чтобы её не обижали во дворе.

— Похожи ли современные дети на детей Каперны? Чем?
Ещё как похожи! Они так же жестоки и агрессивны: избрали себе жертву, над которой можно безнаказанно издеваться и получать удовольствие от простодушия и доверчивости Таньки-дурочки, которая верит каждому их слову и выполняет все их приказы и поручения. Здорово, когда кто-то смешнее и глупее тебя!.. Так, наверно, думают дворовые ребята.

— Попробуем себе представить, как могла появиться мечта о лесном принце у Таньки.
Демонстрируем яркий осенний пейзаж. Он подсказывает ребятам ответ.
Вероятно, Танька очень любила природу, особенно лес, который был неподалёку от дома на окраине. Туда Танька любила ходить — может быть, ей нравилось разглядывать цветы, листья и травы, чувствовать тишину и гармонию, которых не было в городском дворе, отдыхать душой и глазами на красоте. И вот однажды она увидела чудесную полянку. «За крапивой обнаружилась полянка. Папоротник густо застилал землю, не давая ходу столпившейся по краям пустырной поросли. Посередине стояла рябинка. Какой-то человечина в прошлом рубанул её шутки ради ножом, срезал верхушку. Три верхних ветви потянулись к обрубку, соединились, переплелись и теперь тремя оголовками поддерживали тёмно-красные рябиновые грозди». Рябиновые кисти будто обозначили корону, и Таньке представилось, что где-то здесь живёт лесной принц...

Сказку и мечту об алых парусах подарил Ассоль Эгль. Почему он это сделал?
Он увидел в девочке «зерно пламенного растения — чуда», увидел на её лице ожидание прекрасного. Кроме того, в глазах Ассоль был «грустный вопрос», подсказывающий собирателю сказок, что девочке живётся нелегко. И он подарил ей сказку...
А сказку о лесном принце придумала сама Танька.

— О чём это говорит, что рассказывает о её характере?
Она мечтательная, обладает живым воображением, ей хочется, чтобы у неё появился друг-покровитель. Она умеет замечать неожиданное и прекрасное.
— Как изменилась Танька, когда получила ответ от «принца»? Почему?
«По двору девчонка теперь передвигалась с высоко поднятой головой, на насмешки и выкрики не реагировала, отвечая таинственной улыбкой. Борьке даже казалось, что глаза у неё меньше косить стали, раздвигаться начали в стороны от чуть вздёрнутого носа». Она почувствовала себя уверенной, принц, которого она придумала и в которого поверила, оказался реальностью (он ответил!) и обещал исполнить её желание. Тань-кина жизнь наполнилась чудесным тайным содержанием. Поэтому она даже внешне изменилась: исчезло чувство ущербности, она стала чаще улыбаться...

— Что стали замечать ребята в её внешности?
У Таньки «светлые кудряшки», «зелёные глаза», «стройная фигура» и «тонкие длинные ноги».
— Вспомните, как они называли все эти достоинства прежде.
«Косые окна», «ноги-спички», «фигурочка» и т. п.
— А изменилось ли отношение ребят к девочке? Обоснуйте.
Нет, отношение к Таньке осталось прежним и даже стало ещё более презрительным.
— Как её называют в начале рассказа и как потом?
В начале она просто «Танька-дурочка», потом «круглая дура» и, наконец, «идиотка».
— Кто даёт эти характеристики-оценки? Кто оказывается самым жёстким? А вы согласны с таким взглядом на героиню?
Характеристики дают Борька и Серёга. Наиболее жёстким оказывается Борька.

Ребята категорически возражают героям рассказа, называя Таньку простодушной, наивной, доверчивой, не похожей на других, но это отнюдь не признак глупости.
— Что пришлось преодолевать, претерпевать обеим героиням? (Насмешки, издевательства, унижения.)
— Почему ни та ни другая не отказывались от своей мечты?
В их душах жило «зерно пламенного растения-чуда», они берегли свою мечту и верили, что чудо обязательно произойдёт, они очень хотели этого и готовы были ради осуществления своей мечты претерпеть что угодно.

И Ассоль дождалась своего чуда... Как реагировала Каперна на свершившееся на её глазах чудо?
Осуществлённая на глазах жителей Каперны мечта потрясла их: «...у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство, теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла. Мужчины, женщины, дети впопыхах мчались к берегу, кто в чём был; жители перекликались со двора в двор, наскакивали друг на друга, вопили и падали; скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Пока её не было, её имя перелетало среди людей с нервной угрюмой тревогой, с злобным испугом. Больше говорили мужчины; сдавленно, её имя перелетало среди людей, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины, но если уж которая начинала трещать — яд забирался в голову». Жители Каперны посрамлены: сказка, которую они осмеивали много лет, на их глазах стала явью. И это вызывает у них злобу и зависть...

— Почему Танька даже не поверила Борьке, когда он сказал ей про обман?
Раз он отвечал ей от лица лесного принца, значит, она ему небезразлична: ведь нельзя играть с чувствами! Так по крайней мере думает Танька.
— Почему мечта Ассоль исполнилась, а Танькина - нет? Почему Борька оказался неспособным подарить девочке чудо?
В жизни Ассоль случился рыцарь Грэй — человек, созвучный девушке, способный понять и оценить её внутренний мир, её духовную красоту, способный подарить чудо душе, жаждущей этого чуда.
А у Таньки не рыцарь, хотя он и хочет слыть защитником слабых (во дворе он считался «покровителем слабых и беззащитных»), но, выходит, это только на словах, а на самом деле всё иначе. Он — не рыцарь. Рыцари не обижают слабых — они берут их под защиту, чего, собственно, и потребовал от Борьки в конце рассказа его друг Серёга. Но для этого надо поступиться своим я, а на это Борька не способен...

—А кто оказывается способен?
Серёга — «убеждённый троечник, любитель поспать и сладкого, сначала делаю, потом думаю, и то не всегда...». Его сестра и отец, по-видимому, сумели объяснить мальчишке суть поступка, совершённого ребятами, возможные его последствия, помогли понять состояние и чувства девочки, и вот Серёга пытается сотворить чудо...

— Принесёт ли Таньке радость то, что на месте рябины появился клён? Расстанется ли она со своей мечтой? Сохранит ли в себе «зерно пламенного растения - чуда»?
Таньке предстоит пережить потрясение и разочарование в лесном принце, но у неё может появиться верный друг, который не даст её в обиду.

Ребята считают, что вряд ли девочка перестанет мечтать и утратит «зерно пламенного растения». Просто она поймёт, что для осуществления мечты нужно идти навстречу друг другу, как шли навстречу друг другу Ассоль и Грэй, и работать не только над собой, но и над тем, кого хочешь видеть рядом...

На самом деле в рассказе Малицкого тоже произошло чудо: только не с Танькой, а с Серёгой, который после этой истории наверняка поймёт «нехитрую истину», открытую Грэем, и почувствует радость обновления своей души, которая благодаря Таньке станет другой, по-настоящему «очеловеченной», рыцарской...

Познакомившись с этой поучительной историей, рассказанной Сергеем Малицким, зададимся ещё раз вопросом, прозвучавшим в начале урока: нужны ли людям чудеса?
— Да! — хором отвечает класс.
Будем же верить в них и стремиться к их осуществлению — так, как стремились наши мудрые и терпеливые герои.

И в заключение я предлагаю спеть всем песню, строчкой которой начинался наш урок: «Ребята, надо верить в чудеса...»
Учащимся раздаются слова песни, включается видеоролик к ней, и песня с удовольствием исполняется всем классом.

«Литература в школе» . - 2017 . - № 7 . - С. 23-26.



"Алые паруса" Александра Грина давно стали символом веры в безграничное и безусловное счастье. Повесть была написана автором в голодном и холодном Петрограде 1919 года, когда от голода людей умерло не меньше, чем в блокаду, и опубликована в 1923 году. Написана она для взрослых, не только для наивного юношества, и прошла советскую цензуру. Правда, с годами партийные боссы решили, что с мечтателем-Грином им не по пути, и писатель был вычеркнут из списка советских творцов. Свою жизнь он доживал в нищете, его не печатали, и только любимая жена помогла ему выжить.

Когда я читала в юности произведения Грина, они казались мне нереальными. Что-то подсказывало, что так не бывает. Ведь именно в юности разбиваются наши розовые очки, и нас шокирует циничная, грубая и меркантильная реальность. В юности ты начинаешь осознавать, что жизнь поимеет тебя, очень грубо, внезапно, без наркоза и не предохраняясь. Тысячи видов страданий придут, чтобы шокировать, втоптать в грязь и обидеть, и самые первые столкновения с реальностью будут самыми болезненными, доводящими до отчаяния и даже до желания самоубийства. Позже шок проходит, и ты превыкаешь жить в ужасном, лживом и беспощадном мире. Так откуда же возьмутся там скахочные Алые паруса?!!

Ты начинаешь искать ответ в религиях и философиях, пока не понимаешь, что всё это тоже ложь. Философы учат быть зрелым и принимать жизнь такой, какая она есть. Но этот совет наподобие циничному совету расслабиться и получить удовольствие, если вас насилуют, и этого нельзя избежать. (Как говорил Курт Кобейн, никто не умрет девственником, жизнь вмех поимеет).

Нельзя быть недоступным тревогам и не принимать страдания, если на твоей душе лежит груз грехов ростом с египетские пирамиды. Страдания порождаются ложью, а этот мир, бесспорно, лжив.
Если кто-то и научился обходиться без страданий в этом мире, подобном кромешному аду, то это тот, кто пришёл на Землю совсем недавно и не успел ещё набрать грехов. Нам показывают вечно улыбающегося мужчину, который родился без рук и без ног, но стал счастливым, обрёл жену и детей. Будь его карма чуть похуже, он бы кончил жизнь никому не нужным и одиноким, и умер где-нибудь под забором. Потому что нельзя быть свободным и счастливым, просто настроившись на счастье. Это возможно только благодаря познанию Истины, которую этот мужчина явно не познал. Завтра он родится с руками и с ногами, но без хорошей кармы, и может покончить с собой, как это делает множество молодых и здоровых людей, не нашедших счастья. Потому что без Истины нельзя быть счастливым.

И вот мой окончательный вердикт относительно того, можно ли верить Алым парусам, то есть надежде на безусловное и полное счастье на этой грешной земле. Да, можно, потому что Истина существует, и она постижима. Мы не можем её найти, но приходит время, и Бог приоткрывает её. Правда постижима, но не для всех, а лишь для немногих избранных, которые могут стать истинными рядом с истинным Отцом. В их жизни самые несбыточные мечты сбываются, и на их горизонте обязательно появляются Алые паруса!..

Но это вещи настолько тонкие и необычные, что я не решусь писать об этом подробнее.

Александр Грин был удивительным человеком. Он писал, что именно в алом цвете есть ликование, то есть понимание того, чему радуешься. Этим он намекал на истинность, недоступную обыденным, грубым сердцам. Прожив свою не очень долгую и не очень счастливую жизнь, я могу с уверенностью сказать, что Алые паруса любви, истины и счастья существуют, и они то, что уже сбылось в моей жизни. От души желаю, чтобы каждый из вас тоже нашёл свои Алые паруса!

Произведения А. Грина наполнены искренностью, мудростью и наблюдательностью. С раннего детства в памяти каждого человека живут рассказы, которые обогатили в свое время душу каждого из нас, вселили чувство надежды и веры в мечту.

«Алые паруса» - это удивительное произведение, которое формирует внутреннее сознание людей, делая его более гуманным, открытым новым впечатлениям и эмоциям. Оно насыщено поразительными контрастами между мироощущением общества и отдельно взятого человека, который смог сохранить в своей душе то, что было давно уже потеряно другими.

О чем повесть «Алые паруса»

Черствым, духовно бедным жителям маленького приморского городка противостоит девочка Ассоль, которая в силу жизненных обстоятельств стала изгоем этого общества. У Асоль не было подруг, только с отцом она могла делиться своими переживаниями, мечтами и мыслями.

Именно отец открывал для девочки все таинственные загадки природы, рассказывал о морских путешествиях, о тонкостях человеческих взаимоотношений. Ассоль впитала то, чему научил ее отец, и обрела собственное мировоззрение, которое еще дальше отделило ее от социума.

Но негатив общества не задевал девочку, так как она четко понимала, что собственное мнение для нее более важно, чем необъективное отношение «слепой» толпы. Ассоль верила, что однажды к ней придет тот человек, который полностью ее поймет, и с ним она обретет настоящее счастье.

Однажды во время прогулки Ассоль встретился Эгль, известный сказочник и собиратель легенд. Он поведал девочке, что однажды утром в гавань зайдет величественный корабль с алыми парусами. С него выйдет красивый храбрый принц, который уже сейчас ищет Ассоль и заберет ее с собой в свое королевство, где они долго будут жить любя друг друга.

Ассоль искренне поверила Эглю и начала ждать своего принца. Это стало еще одним поводом для подтрунивания над девочкой со стороны людей. Ее дразнили мечтательницей, не воспринимали ее слов и злорадствовали, что идут года, а Ассоль так и остается в ожидание своего фантастического принца.

Но девушка, несмотря ни на что верила, что однажды это произойдет. И однажды судьба вознаградила ее за это: пророчество Эгля сбылось, и она встретила своего принца.

Она познакомилась с молодым человеком, который узнав о ее мечте и о том, как эту мечту воспринимают в обществе, купил для своего корабля самые дорогие алые паруса. Он вышел с корабля навстречу девушке, таким образом, воплотив ее мечты в реальность.

Вера в прекрасное и мечта о счастье

Героиня Ассоль учит нас верить в то, что на первый взгляд абсолютно не осуществляемо. Ведь сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ.

Главное сохранить в своем сердце доброту и искренность, которая рано или поздно приведет к осуществлению мечты. «Алые паруса» ни в коем случае не следует воспринимать как сказку, ведь в жизни каждого человека может произойти чудо, если он открыт ему.

Не следует бояться противостоять общественным ложным и низким нравам, а смело идти к своей мечте, невзирая на трудности и препятствия. Но также следует помнить о своих близких людях, ведь каждый из нас может исполнить их заветные мечты, главное просто постараться узнать о них.

Многие ли люди верят в чудеса? Бытует мнение, что чудеса бывают только в детских сказках. Взрослея, люди часто теряют способность верить в чудо, удивляться ему. И совсем немногие верят в свою способность делать чудеса своими руками. К счастью, с героями повести-сказки А. Грина «Алые паруса» все произошло совсем не так.

С детства главная героиня повествования, Ассоль, отличалась от других детей. Ей сложно было найти друзей, ей так хотелось верить в чудо, в сказку. Не встречая понимания окружающих, Ассоль часто погружалась в иллюзорный, романтический мир, где живут настоящее рыцари и мечты сбываются. Она всей душой поверила старому Эглю, который сказал однажды, что ее ждет необычное и счастливое будущее.

Говорят, если очень сильно чего-то хочешь, это обязательно сбудется. Ассоль ни капли не сомневалась, что ее мечта о прекрасном незнакомце, который приплывет за ней под алыми прусами, осуществится. Неудивительно, что такая сильная мечта нашла своего талантливого исполнителя. Грэй – именно из тех людей, которые верят в себя, верят в мечту и знают, что счастье человека – в его собственных руках. Юный путешественник узнал о мечте Ассоль и сразу понял, что они с девушкой – родственные души. Поэтому, особо не раздумывая, он стал реализовывать мечту юной красавицы, чтобы сделать ее счастливой.

Был ли чудом поступок Грэя? Для Ассоль, несомненно, был. Конечно, юное девичье сердце не может не потрясти такое зрелище, как прекрасный корабль под алыми парусами. А Грэй оказался не только романтиком, но и человеком действия, способным на настоящие мужественные поступки.

Кто-то может сказать, что «Алые паруса» — не более чем красивая сказка, а кто-то увидит в ней руководство к действию. На самом деле, создавать чудеса своими руками совсем не сложно, нужно только захотеть сделать мир немного красивее и найти человека, способного увидеть это чудо. Удивительно, что некоторые люди настолько погрязли в повседневности, что даже в самом расчудесном чуде не увидят ничего не обычного. А для кого-то каждый новый день приносит небольшие чудеса: и нежный розовый рассвет, и чашка душистого травяного чая, и котенок, уютно прикорнувший возле батареи…

Я думаю, повесть-сказка «Алые паруса» учит читателя радоваться прекрасным вещам, которые окружают нас в повседневности, и верить в свою мечту. И, конечно, важно помнить о том, что каждый из нас способен сделать чудо своими руками на радость другим.

    • Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
    • Повесть «Выстрел» отличается многоуровневой композицией, которую создают несколько рассказчиков и сложно построенный сюжет. Сам А. С. Пушкин находится на верхней ступени композиционной лестницы. Но право стать автором он как бы передает Ивану Петровичу Белкину, именно поэтому и называет свои сочинения, куда входит и «Выстрел», «Повестями Белкина». Содержание повести было передано ему людьми, которые были свидетелями всего случившегося или имели хотя бы какое‑то отношение к тем, с кем все это произошло. С одной […]
    • Когда мы читаем интересную повесть или рассказ, задумываемся, а жил ли на самом деле понравившийся герой на самом деле. А может быть, его придумал писатель? В художественном произведении чаще всего так и бывает. Обычно автор долго наблюдает жизнь и людей, прежде чем родится история, о которой он будет писать. Он наделяет своего героя такими качествами, которые видел у реально живущих людей. Он обобщает поступки, манеру одеваться и говорить в поведение, внешность и речь своих вымышленных героев. Автор […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду…» - сказал когда-то Иван Бунин, который был не только поэтом, но и замечательным прозаиком. В его коллекции есть множество рассказов и повестей, мотивы которых немного позже позаимствовали Куприн и Чехов. Это извечная проблема счастья, которая нашла свое отражения в творчестве этих трех писателей. Герои рассказов Бунина не думают о том, что счастье можно найти во всем окружающем. Каждый рассказ имеет несчастливый конец, который заставляет читателя […]
    • В повести “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин поднимает тему любви простой девушки к дворнику. Идея повести заключается в том, что нельзя никому доверять и верить, кроме себя. В рассказе можно выделить проблему любви, потому что все произошедшие события были из-за влюбленности Лизы и увлеченности Эраста. Главная героиня повести – Лиза. На внешность она была редкой красоты. Девушка была трудолюбивой, нежной, ранимой, доброй. Но, несмотря на ее ранимость, она никогда не показывала свою тоску, а казалась […]
    • В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих […]
    • Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
    • Соединение музыки и поэзии породило в Средние века такой жанр, как баллада. Возникший в первой половине XIX века русский романтизм обратился к этому жанру и внес в него много нового. Крупными поэтами-романтиками в русской литературе стали Батюшков и Жуковский. В своем творчестве они обращались к опыту европейских поэтов, у которых романтизм переживал пору расцвета. Выдающийся человек своей эпохи, В. А. Жуковский придал своим романтическим стихотворениям глубоко личный характер. Он считал, что «жизнь и поэзия – […]
    • Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают […]
    • На уроке литературы мы познакомились с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души». Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотёсанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями. Главным героем поэмы является Чичиков. […]
    • Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова‑Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются «Бедный волк», «Сказка о щуке зубастой» и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет. Мы привыкли к определенным […]
    • Легендарная Запорожская Сечь - это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они - особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, - это лишь малая часть того, что нужно юноше. "Всё это дрянь, чем набивают […]
    • Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность. В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Творчество М. Е. Салтыкова‑Щедрина занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше. Однако сатира его нередко едкая и злая, но всегда правдивая и справедливая. М. Е. Салтыков‑Щедрин в своих сказках изображает множество типов господ. Это и чиновники, и купцы, и дворяне, и генералы. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили […]
    • На уроке литературы мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и решила написать Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала». В нём нам рассказывается о полковнике, который посетил бал со своей дочерью Варенькой, и о его двуличном образе. Сначала нам открывается очень красивое описание полковника, и особенно его прелестный танец «мазурка». «Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик» - такое первое впечатление нам рассказывают о полковнике Б. На балу всё внимание приковано к нему, о […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Первое, имевшее огромный успех собрание стихотворений Некрасова 1856 г., открывалось программой, творческим манифестом – «Поэт и гражданин». Не только первое место к книге, но и особый шрифт призваны были подчеркнуть значение этого произведения. Здесь новый поэт предстает перед нами как реальность «во плоти и крови», со своим мироощущением и характером. Он вступает в диалог, который, как подчеркивает Некрасов, происходит в трудное и бурное время, в «годину горя». Гражданин напоминает Поэту о суровости и […]
    • Любое преступление – это не только нарушение законов того или иного государства, это, в первую очередь, пренебрежение всяческими морально-нравственными нормами и вообще природой человека как компонента живой оболочки Земли. Тысячи людей умирают постоянно от болезней, несчастных случаев да и просто от старости. Это закономерность, естественный отбор; так нужно. Но преступление (в данном случае под словом «преступление» подразумевается убийство) нельзя считать частью необходимого, ибо оно – мотивированное […]
  • Поделиться