Что значит зона деэскалации. Зоны деэскалации в сирии включают в себя уже более двух тысяч населенных пунктов

В соответствии с достигнутыми 3-4 мая в Астане договорённостями на сирийской территории начинают действовать четыре зоны деэскалации, где прекращаются любые столкновения между правительственными войсками и вооруженными группировками.

О процессе подготовки меморандума и его имплементации рассказали в ходе специального брифинга представители Министерства обороны и Генерального штаба Вооружённых Сил РФ. По мнению военных, выполнение меморандума о создании зон деэскалации в Сирии позволит фактически остановить гражданскую войну в этой стране. Документ даст возможность отделить сирийскую оппозицию от террористов, уничтожение которых будет продолжено. Действие меморандума начинается с 00.00 часов 6 мая, однако российские ВКС прекратили полёты над предполагаемыми территориями зон деэскалации с 1 мая.

Заместитель министра обороны РФ Александр Фомин сообщил, что меморандум готовился ведомством по прямому поручению президента России Владимира Путина. Подписанию документа предшествовала серьёзная подготовительная работа со всеми участниками переговорного процесса: «Вопросы политического урегулирования в Сирии неоднократно обсуждались президентом Российской Федерации с руководством Турции, США и других государств. В частности, вопрос о зонах деэскалации обсуждался в ходе переговоров руководителей России и Турции 3 мая в городе Сочи».

Одновременно министр обороны России Сергей Шойгу провел рабочие встречи с коллегами из Ирана, Турции, Сирии, Израиля; постоянные контакты велись по линии разведок и внешнеполитических ведомств. Большая работа была проведена с властями Дамаска и с лидерами формирований вооруженной оппозиции с тем, чтобы убедить их в необходимости принятия практических шагов по снижению напряжённости. По словам Фомина, Тегеран и Анкара поддержали идею укрепления режима прекращения боевых действий, что сыграло важную роль в оперативной подготовке меморандума к подписанию. Кроме того, «позитивное значение в вопросе создания зон деэскалации имела позиция Соединенных Штатов, приветствовавших шаги по снижению насилия в Сирии, улучшению гуманитарной ситуации и созданию условий для политического урегулирования конфликта».

Заместитель начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Станислав Гаджимагомедов отметил участие в переговорах не политиков и эмигрантов, а полевых командиров, реально контролирующих обстановку «на земле». В целом меморандум удалось согласовать с 27 предводителями отрядов, действующих непосредственно в зонах деэскалации.

По мнению участников брифинга, реализация документа позволит, наконец, отделить оппозицию от запрещенных в России террористических группировок ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра», облегчить положение мирного гражданского населения и перемещённых лиц. Начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергей Рудской рассказал о территориальном охвате зон деэскалации: «Первая , наиболее обширная - на севере Сирии, захватывает [приграничную с Турцией - Прим. ред. ] провинцию Идлиб, а также граничащие с ней северо-восточные районы провинции Латакия, западные районы провинции Алеппо и северные районы провинции Хама с населением более 1 миллиона человек». Данную зону контролируют вооруженные формирования общей численностью как минимум 14,5 тысячи человек. Заметим, что в Идлибе сильны позиции «Джебхат ан-Нусры», что, конечно, не уходит от внимания Москвы. «Дальнейшее соблюдение режима прекращения боевых действий в большей степени будет зависеть непосредственно от тех формирований вооруженной оппозиции, которые находятся в зонах деэскалации, но и от террористических организаций, прежде всего "Джебхат ан-Нусры", присутствие которых на этих территориях достаточно значительно», - заявил накануне спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев.


Зона деэскалации на северо-западе Сирии

Вторая зона расположена на севере провинции Хомс с городами Эр-Растан и Тель-Биса и прилегающими районами, удерживаемыми отрядами оппозиции численностью до 3 тысяч боевиков. Здесь проживает около 180 тысяч мирных жителей, причём ситуация является предельно сложной вследствие этноконфессиональной чересполосицы (сунниты, шииты, алавиты, христиане) с непосредственным соприкосновением враждующих сторон.


Зона деэскалации в районе Растанского котла

Третья зона - это Восточная Гута, район, где имеется до 9 тысяч боевиков и до 600-700 тысяч мирных жителей, а многие территории городской застройки практически полностью разрушены в результате многолетних столкновений. Здесь «уже развернули восемь контрольно-пропускных пунктов; многие жители утром выезжают на заработки в Дамаск, а вечером беспрепятственно возвращаются домой», отметил Рудской. В эту зону не включен район Кабун, который полностью контролируется боевиками «Джебхат ан-Нусры» и является базой обстрелов Дамаска, в том числе российского посольства. Подконтрольные ИГ анклавы в зону деэскалации также не вошли, и операция по уничтожению террористов, позиции которых в этом районе стали куда менее прочными, будет продолжена.


Зона деэскалации в Восточной Гуте

Четвертая зона - это район на юге Сирии в приграничных с Иорданией районах провинций Дейра и Кунейтра, в основном контролируемый отрядами так называемого «Южного фронта» общей численностью до 15 тысяч человек. В указанном районе проживает до 800 тысяч мирных жителей, включая шиитов у границы с Ливаном, что предполагает участие в мониторинге иранской стороны.


Зона деэскалации на юге Сирии

В границах зон деэскалации прекращаются боевые действия между правительственными войсками и формированиями вооруженной оппозиции, присоединившимися или готовыми присоединиться к режиму прекращения боевых действий, отметил С. Рудской. Это касается применения любых видов вооружений, включая авиационные удары, пояснил он [позже в Пентагоне уточнили, что силы проамериканской коалиции будут продолжать бомбить сирийскую территорию по своему усмотрению. - Ред. ]. Для предотвращения инцидентов и боевых столкновений между конфликтующими сторонами вдоль границ зон деэскалации создаются полосы безопасности, которые включают наблюдательные пункты для контроля за соблюдением режима перемирия и контрольно-пропускные пункты для обеспечения перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной помощи и содействия экономической деятельности. Работа контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также управление зонами безопасности будет обеспечиваться персоналом и формированиями России, Турции и Ирана, причем по взаимной договоренности стран-гарантов могут привлекаться силы других сторон, добавил Рудской.

В целях практической реализации пунктов меморандума в течение двух недель из числа представителей стран-гарантов будет создана совместная рабочая группа. До 4 июня она должна представить точные границы зон деэскалации и полос безопасности, а также карты отмежевания формирований вооруженной оппозиции от террористических группировок. Отчеты о деятельности группы будут заслушиваться в ходе международных встреч по сирийскому урегулированию в рамках астанинского процесса (очередная встреча в столице Казахстана намечена на середину июля).

Что же касается нарушителей меморандума, то не исключено, что по ним будет открываться огонь. При этом реализация достигнутых договорённостей не означает прекращение борьбы с ИГ и "Джебхат ан-Нусрой" на территории Сирии, подчеркнул С. Рудской. Высвободившиеся в результате установления зон деэскалации силы правительственных войск будут привлечены к действиям против ИГ. Основные усилия будут направлены на развитие наступления на восток от Пальмиры и последующее деблокирование кварталов Дейр эз-Зора, а также освобождение северо-восточных территорий в провинции Алеппо по Евфрату, причём «ВКС России будут поддерживать эти действия».

Поддержка подписания меморандума всеми основными заинтересованными игроками - ООН, администрацией США, руководством Саудовской Аравии и другими странами - «является определенной гарантией его претворения в жизнь», считает А. Фомин. Впрочем, декларируемые добрые намерения вовсе не гарантируют от ножа за пазухой и от очередных провокаций со стороны «друзей сирийского народа».

Очередная постановка «белых касок»: «удар Асада по палаточному лагерю беженцев в Джиср-эш-Шугуре» 5 мая 2017 г.

На этом фоне обращает внимание информация агентства Reuters о позиции представителей просаудовского «высшего комитета по переговорам», считающими меморандум о создании четырех зон деэскалации в Сирии «неясным» и «нелегитимным», ведущим к «разделению страны». Кое-кто уже объявил о «русско-иранской» оккупации Сирии, обвиняя Москву в «политике обессиливания и истощения сирийцев» и возмущаясь «навязыванием делегации оппозиции в Астане требования борьбы с терроризмом». На фоне антииранской риторики Эр-Рияда и турецкой активности в Идлибе с примечательным заявлением выступил командующий сухопутными силами иранского КСИР генерал М. Пакпур, заявивший, что Иран направит большее число военных советников в Сирию для поддержки официального Дамаска: «Мы направим советников по всем аспектам, чтобы фронт сопротивления не был нарушен, и мы предложим любую возможную помощь».

Всё это говорит о том, что задача, которую придётся решать государствам-гарантам, окажется чрезвычайно сложной.

МОСКВА, 15 сен — РИА Новости. Шестая встреча в Астане стран-гарантов режима перемирия в Сирии стала финальной по определению четырех зон деэскалации.

Накануне Россия, Турция и Иран объявили о создании таких зон к северу от города Хомс, в пригороде Дамаска — в районе Восточной Гуты, на границе Сирии с Иорданией — в провинции Дераа, а также в провинции Идлиб. Мониторинг в зоне деэскалации в провинции Идлиб будут вести силы Ирана, России и Турции, а в остальных зонах — российская военная полиция.

В российской делегации считают, что завершение этапа создания зон деэскалации открывает путь к полному прекращению огня в Сирии. Представители сирийской оппозиции назвали итоги переговоров позитивными.

По итогам шестого раунда астанинских переговоров был принят ряд документов: правила функционирования полос безопасности, КПП и наблюдательных пунктов; правила применения военной силы подразделениями Сил контроля деэскалации; мандат на развертывание Сил контроля деэскалации; положение о совместном ирано-российско-турецком координационном центре по рассмотрению вопросов, связанных с соблюдением режима прекращения боевых действий в зонах деэскалации.

Зоны деэскалации в Сирии созданы

Зоны деэскалации станут временной мерой с первоначальным сроком действия в полгода. Стороны также сообщили о создании совместного координационного центра для контроля за ситуацией.

Россия, Турция и Иран развернут там силы контроля. В документе отмечается, что это делается в целях предотвращения инцидентов и боевых столкновений между сирийской армией и формированиями вооруженной оппозиции, которые уже присоединились или присоединятся к режиму прекращения боевых действий.

При этом, как подчеркивается в заявлении, создание зон деэскалации не подрывает суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Сирии.

Как сообщил глава иранской делегации, замглавы МИД Ирана Хоссейн Ансари, результаты шестого раунда переговоров в Астане могут быть закреплены резолюцией Совета Безопасности ООН.

Мониторинг в Идлибе

Основные сложности на переговорах возникли вокруг того, кто будет заниматься мониторингом в провинции Идлиб.

Как сообщил РИА Новости источник в одной из делегации перед финальной пресс-конференцией, в итоге стороны договорились, что мониторинг по внутренней границе северной зоны деэскалации будет вести Турция, по внешней — Россия и Иран.

Позже глава российской делегации, спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев подтвердил, что такая договоренность достигнута, а конкретные места размещения определят страны-гаранты.

"Я бы не сказал, что были противоречия по этому вопросу, потому что у нас была единая позиция, выработанная еще до вчерашних и сегодняшних консультаций, что в районе Идлиба по линии соприкосновения, которая определена, будут размещаться подразделения наблюдателей всех трех стран-гарантов — турецкие, российские и иранские", — сказал Лаврентьев.

"Сам механизм, конкретные места будут, естественно, определяться уже по согласованию всех трех стран-гарантов в процессе реализации достигнутых договоренностей на местах", — отметил он.

Сирийская оппозиция назвала итоги переговоров позитивными.

"На этом раунде достигнуто соглашение о зоне деэскалации в Идлибе, там живут более трех миллионов сирийцев. <…> Это была истинная цель этого раунда. Этот позитивный шаг поможет в будущем политическому решению, к которому мы стремимся в Женеве", — сказал журналистам член делегации Айман аль-Асими.

Он добавил, что сирийские власти пытаются отложить вопрос об освобождении заключенных, но казахстанская и российская стороны пообещали, что помогут в его решении. По словам аль-Асими, из Сирии необходимо вывести всех иностранных ополченцев.

Путь к прекращению огня

Завершение этапа создания зон деэскалации в Сирии открывает путь к полному прекращению огня и возвращению страны к мирной жизни, считает глава российской делегации Александр Лаврентьев.

"Сегодня мы с вами присутствовали при завершении этапа создания четырех зон деэскалации", — сказал Лаврентьев, выразив мнение, что встреча в Астане "стала серьезным достижением в поиске формулы сирийского урегулирования".

"На наш взгляд, завершение этапа создания зон деэскалации открывает путь к реальному прекращению кровопролития, к полной стабилизации ситуации в Сирии и предметному обсуждению вопроса повышения мер доверия между противоборствующими сторонами и возвращению республики к мирной жизни", — отметил он.

По словам Лаврентьева, российская делегация уверена, что итоги очередного астанинского раунда внесут вклад в запуск процесса политического урегулирования в Сирии на переговорах в Женеве.

Замглавы иранского МИД Хоссейн Ансари, в свою очередь, выразил уверенность в скором окончании кризиса в Сирии.

"Надеемся, что с помощью усилий гарантов урегулирования в Сирии — России, Турции и Ирана — мы увидим серьезные положительные сдвиги, реализацию всех положений, касающихся зон деэскалации. Надеемся, что успех на поле боя и политический успех в Астане ускорят переговоры между конфликтующими в Сирии сторонами, чтобы кризис закончился", — сказал он.

Размежевание оппозиции и террористов

Лаврентьев подчеркнул, что удалось добиться определенного размежевания умеренной оппозиции и террористических организаций. Однако, по его словам, нужно приложить еще много усилий для завершения этой работы.

"Нам бы очень хотелось слышать, что процесс размежевания сил умеренной оппозиции и группировок, связанных с ИГИЛ*, связанных с "Джебхат ан-Нусрой"*, полностью завершен. К сожалению, это не так", — заявил спецпредставитель президента.

По его словам, к примеру, в южной и юго-западной зоне безопасности находится "достаточно большое количество" подразделений "Джебхат ан-Нусры"*, которые удерживают ряд территорий и предпринимают "дерзкие вылазки" против отрядов умеренной оппозиции.

"Определенное размежевание, конечно, произошло, но присутствие террористических организаций в этих зонах по-прежнему остается. Именно здесь встает вопрос о том, чтобы полностью избавить эти территории, зоны деэскалации от деструктивных элементов в лице "Джебхат ан-Нусры"*, — сказал Лаврентьев.

Мнение экспертов

Итоги шестого раунда переговоров в Астане внушают оптимизм, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников.

"Конкретные договоренности и документы, которые были приняты, внушают такой оптимизм потому, что, на самом деле, на фоне тех успехов, которых достигла сирийская правительственная армия в борьбе против *, она способна теперь практически очистить территорию полностью от боевиков", — считает он.

Однако реализовать договоренности о зонах деэскалации будет непросто, полагает ведущий научный сотрудник МГИМО Юрий Зинин.

Эксперт в разговоре с РИА Новости назвал итоги переговоров в столице Казахстана "вполне ощутимым достижением". По его словам, вопрос создания зоны деэскалации в провинции Идлиб является "непростым", так как в этом регионе "собралось много тех, кто не согласен с нынешним развитием событий".

Таким образом, достигнутые в Астане договоренности, на его взгляд, "реализовывать будет непросто, но первый шаг сделан, так что можно надеяться на дальнейшее продвижение", хотя "торопиться здесь не следует, чтобы не вызывать резкую реакцию неприятелей этого".

*Террористические организации, запрещенные в России.

Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости " " >>

© Иллюстрация ИА «Росбалт»

Сирийская оппозиция на переговорах в Астане отказалась одобрить предложенное Россией соглашение о создании четырех зон деэскалации в Сирии на линии соприкосновения правительственных и оппозиционных войск. Об этом сообщает «Радио Свобода».

Представитель делегации сирийской оппозиции Усама Абу Зейд заявил, что данное предложение ставит под угрозу территориальную целостность Сирии. Еще одной причиной отказа от компромисса стало присутствие Ирана в числе стран-гарантов.

«Мы против какого-либо разделения Сирии. Что же касается достигнутой договоренности, то мы в ней не участвуем и не можем ее поддержать, пока Иран называют государством-гарантом», — сказал Абу Зейд.

По его словам, Россия не в состоянии гарантировать выполнение каких-либо своих обещаний и вмешалась в конфликт на стороне Башара Асада.

Отмечается, что в ходе пленарного заседания, на котором рассматривалось предложение, несколько представителей оппозиции покинули зал в знак протеста.

Ранее генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш одобрил создание зон деэскалации в Сирии, меморандум по созданию которых был подписан 4 мая.

Подписание меморандума о создании «безопасных зон» на территории Сирии поддержала также Саудовская Аравия. Министр иностранных дел страны Адель аль-Джубейр заявил, что Эр-Рияд ждет дальнейших деталей по рамочному соглашению.

Согласно документу, подписанному Россией, Ираном и Турцией, внутри зон будет запрещено оружие и будут установлены безопасные районы для пресечения боестолкновений. Зоны будут расположены в провинции Идлиб, к северу от города Хомса, в Восточной Гуте и на юге страны, в районе города Даръа.

Исламская Республика Иран, Российская Федерация и Турецкая Республика как страны-гаранты соблюдения режима прекращения боевых действий (РПБД) в Сирийской Арабской Республике (далее – Гаранты):

руководствуясь положениями резолюции Совета Безопасности ООН № 2254 (2015);

подтверждая приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики;

заявляя о стремлении снизить уровень военного противостояния и обеспечить безопасность мирных граждан Сирийской Арабской Республики,

договорились о нижеследующем.

  1. В целях скорейшего прекращения насилия, улучшения гуманитарной ситуации и формирования благоприятных условий для продвижения политического урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике будут созданы следующие зоны деэскалации:
  • провинция Идлиб, а также определенные части соседних провинций (провинции Латакия, Хама и Алеппо),
  • определенные части на севере провинции Хомс,
  • Восточная Гута,
  • определенные районы на юге Сирии (провинции Деръа и Кунейтра).

Создание зон деэскалации и полос безопасности является временной мерой, продолжительность которой составит 6 месяцев с автоматическим продлением на основе консенсуса Гарантов.

  1. В границах зон деэскалации:
  • прекращаются боевые действия между конфликтующими сторонами (Правительство САР и формированиями вооруженной оппозиции, которые уже присоединились или присоединятся к РПБД), в том числе применение любых видов вооружений, включая авиационные удары;
  • обеспечивается быстрый, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ;
  • создаются условия для оказания населению медицинской помощи и удовлетворения первоочередных нужд граждан;
  • принимаются меры по восстановлению объектов инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения;
  • создаются условия для безопасного, добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.

3. Для предотвращения инцидентов и боевых столкновений между конфликтующими сторонами вдоль границ зон деэскалации создаются полосы безопасности.

4. Полосы безопасности включают:

  • контрольно-пропускные пункты – для обеспечения беспрепятственного перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной помощи и содействия экономической деятельности;
  • наблюдательные пункты – для обеспечения соблюдения РПБД.

Работа контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также управление зонами безопасности, будет осуществляться силами Гарантов на основе консенсуса. При необходимости могут быть использованы силы третьих сторон на основе консенсуса Гарантов.

5. Гаранты обязуются:

  • принять все необходимые меры для обеспечения выполнения противоборствующими сторонами РПБД;
  • принять все необходимые меры для продолжения борьбы с ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусрой» и всеми другими лицами, группами, предприятиями и организациями, связанными с «Аль-Каидой» или ИГИЛ, и прочими террористическими группами, которые признал таковыми Совет Безопасности Организации Объединенных Наций как внутри, так и за пределами зон деэскалации;
  • продолжить усилия по присоединению к РПБД формирований вооруженной оппозиции, которые до настоящего времени не присоединились к РПБД.

6. Для определения границ зон деэскалации и полос безопасности, а также решения других оперативных и технических вопросов выполнения настоящего Меморандума Гаранты в течение двух недель после его подписания создадут Совместную рабочую группу по деэскалации (далее – Совместная рабочая группа), состоящую из уполномоченных представителей.

Гаранты предпримут шаги для завершения подготовки карт зон деэскалации и полос безопасности до 4 июня 2017 г., а также отмежевания формирований вооруженной оппозиции от террористических группировок, указанных в параграфе 5 Меморандума.

К этому же сроку Совместная рабочая группа подготовит для утверждения Гарантами на основе консенсуса карты зон деэскалации и полос безопасности, а также проект Положения о Совместной рабочей группе.

Совместная рабочая группа докладывает о результатах своей деятельности в ходе Международных встреч по Сирии в Астане.

Настоящий Меморандум вступает в силу на следующий день после подписания.

Совершено в г. Астана 4 мая 2017 г. в трех экземплярах каждый на английском языке, все тексты имеют одинаковую силу.

Подписано:

За Исламскую Республику Иран За Российскую Федерацию За Турецкую Республику

Меморандум о создании в Сирии четырех «зон деэскалации» называют историческим и переводящим затянувшийся конфликт на новую стадию. Интерес при этом вызывает не только вопрос о том, почему выбраны именно эти четыре участка на карте, но и каково их значение в военно-стратегическом плане. Что там происходит такого, для чего пришлось изобретать новый миротворческий формат?

Примерное расположение в Сирии было очевидно изначально, но более конкретные границы утверждались с трудом. На практике это действительно сложная история, поскольку только в одном случае – в Идлибе – зону можно сформировать по имеющейся устойчивой линии фронта. Она и так уже давно превратилась , разбираться с которым – отдельная история и тяжелый труд.

«Военные недоумевали, почему боевикам позволялся выезд в «заповедник Идлиб» в ситуации, когда их можно уничтожить»

В обозримом будущем сложно представить, как именно нужно обойтись с этой зоной и кто в итоге будет нести за нее ответственность. Даже Турция, к границе которой провинция Идлиб примыкает, не стремится установить там тотальный контроль, ограничиваясь манипуляциями с протурецкими группировками.

Остальные три «зоны деэскалации» представляют собой джихадистские анклавы, окруженные правительственными войсками. Они были обречены на уничтожение в той или иной степени раньше или позже, если бы не прекратили сопротивления. Более того, в двух из них речь уже шла о ликвидации смешанного типа: часть боевиков соглашалась уехать в Идлиб по проверенной схеме, а часть сдавалась под гарантии безопасности.

В первую очередь речь идет о Восточной Гуте – многострадальном спутнике Дамаска, практически самостоятельном городском образовании, которое было оплотом разнообразных боевиков более четырех лет. В последние полтора года бывшие городские кварталы многоквартирной застройки были практически разрушены в результате уличных боев, а территория, подконтрольная террористам, сократилась почти в десять раз. При этом открытые территории и вади – русла высохших рек – полностью перешли под контроль правительственных войск, а отдельные группы боевиков были отрезаны друг от друга и окружены.

В такой обстановке даже непримиримые части ИГИЛ* и «Аль-Каиды», окруженные в Восточной Гуте, периодически просили себе «билет в Идлиб», и им такую возможность периодически предоставляли, что вызывало критику даже внутри окружения Башара Асада. В первую очередь – среди военных, которые недоумевали, почему боевикам позволялся выезд в «заповедник Идлиб» в ситуации, когда их можно уничтожить.

Другое дело, что война до победного конца в Восточной Гуте могла затянуться надолго, пусть и не влекла за собой потери среди мирного населения – там такового практически не осталось. Жители застройки бежали в Дамаск еще три года назад, а пустынные жители («сахрауи») окрестностей и вади стоически переживали и оккупацию, и бои последних лет.

Создание в Восточной Гуте «зоны деэскалации» позволит исключить опасность для центральной части Дамаска. Другое дело, сложно представить, как именно будут налажены взаимоотношения между войсками по периметру, гражданскими властями и остающимися в Восточной Гуте непримиримыми частями джихадистов. По некоторым данным, общение с «непримиримыми» может быть возложено на те части «умеренных», которые участвуют в и присутствуют в Восточной Гуте в военном плане. Такие прецеденты уже были, главное, чтобы они в итоге не закончились резней, поскольку в этом случае все начинания пойдут прахом.

Остается добавить, что в целом в Гуте живут почти 600 тысяч человек, многие из которых регулярно выезжают через линию фронта в Дамаск на работу. При этом в зону безопасности не включены территории, контролируемые ИГИЛ.

Примерно такая же ситуация сложилась и севернее города Хомс, но там гораздо ярче представлены религиозная и этническая проблемы. Небольшие анклавы, которые удерживают джихадисты и «умеренные», протянулись узкой полосой севернее Хомса и блокируют несколько крупных населенных пунктов с алавитским и христианским населением. Ситуация в этом регионе особенно сложная – это не просто линия фронта, как в Идлибе или Алеппо, а соприкосновение напрямую противоборствующих религиозных сторон конфликта.

Продолжение военной операции в этом регионе предсказуемо привело бы к большим людским потерям. Например, в районе города Эр-Растан сконцентрировано до трех тысяч боевиков при населении более чем в 100 тысяч человек. Здесь особенно важно уже заявленное создание «полосы безопасности», что предоставит возможность избежать в дальнейшем блокады отдельных населенных пунктов с изолированным населением специфического вероисповедания.

Наконец, в предполагаемой «зоне деэскалации» на юге страны – в провинциях Дераа и Кунейтра – проживает до полумиллиона человек, а численность вооруженных отрядов джихадистов и умеренных оценивается примерно в 15 тысяч человек. Население там тоже смешанное, но из-за значительной концентрации шиитов у границы с Ливаном вести наблюдение за соблюдением перемирия предполагается со стороны Ирана.

Окончательное географическое размежевание по всем четырем зонам должно быть проведено до 22 мая, что само по себе говорит о сложности этого процесса. Только через пять дней после этого будет создана рабочая группа, которая разрешит практические вопросы собственно размежевания. По большому счету после определения точных границ всех зон основа работы будет именно гуманитарной. И дай бог, чтобы на этом удалось сосредоточиться.

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

Поделиться