Пиотровский борисович борисович биография. Жизнь в музее



Пиотровский Борис Борисович – директор Государственного Эрмитажа, академик Академии наук СССР, город Ленинград.

Родился 1 (14) февраля 1908 года в Санкт-Петербурге. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. В 1915 году, когда Пиотровскому было 7 лет, его семья переехала в город Оренбург и проживала здесь до 1922 года. В 1929 году, будучи студентом последнего курса историко-лингвистического факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ), Пиотровский поступил на работу в Академию истории материальной культуры (Институт археологии АН СССР), в Сектор языка, которым руководил тогда академик Н.Я.Марр. В 1930 году окончил университет и спустя год стал параллельно работать в Эрмитаже научным сотрудником.

Начиная со студенческих лет, Борис Борисович принимал участие в различных археологических экспедициях на Северном Кавказе. В 1930 году, по инициативе Н.Я.Марра, он впервые отправился в Армению искать следы существовавшего там некогда древнего государства Урарту. Археологическое изучение, комплексный анализ и историческое осмысление урартских памятников на долгие годы стали основным направлением его научной деятельности.

С 1931 года Пиотровский начал возглавлять научные экспедиции в Армению, целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации. В результате раскопок древнего города Тейшебаини были получены ценные сведения о культуре и искусстве Урарту. Результаты экспедиций были подробно описаны Пиотровским в его научных работах – археологических отчётах по раскопкам Кармир-блура (1950, 1952, 1955) и монографиях «История и культура Урарту» (1944), «Кармир-Блур» (1950-1955), «Ванское царство (Урарту)» (1959) и «Искусство Урарту VIII–VI вв. до н.э.» (1962). В них впервые были изложены результаты исследования всех известных на тот момент памятников культуры и искусства Урарту в их археологическом и историческом контексте. Они по сей день не утратили своей научной ценности и относятся к числу наиболее часто цитируемых работ по урартологии.

Выбор Кармир-блура – «Красного холма» – на западной окраине Еревана в качестве объекта раскопок был плодом кропотливых поисков, долгих размышлений и тонкой научной интуиции Пиотровского. Этот выбор в полной мере оправдал себя. Благодаря многолетним раскопкам (1939-1971) совместной археологической экспедиции Академии наук Армянской ССР и Эрмитажа под руководством Пиотровского, древний город Тейшебаини, руины которого скрывались под «Красным холмом», и в настоящее время является одним из самых интересных и наиболее полно изученных памятников урартской цивилизации. Пиотровский был основателем отечественной урартологии. Благодаря его раскопкам урартских крепостей в Армении и публикациям найденных там памятников, на смену интерпретации случайных находок пришло систематическое исследование культуры и искусства урартского царства.

В ходе раскопок была исследована цитадель, а также несколько жилых домов поселения, лежавшего у подножия Кармир-блура. Тейшебаини – «город бога Тейшебы» – был основан одним из последних урартских царей, Русой II, в VII веке до нашей эры. Он являлся крупным административно-хозяйственным урартским центром в Закавказье, где пребывал наместник, стоял гарнизон, куда свозилась собранная в окрестных областях дань. Цитадель занимала поверхность скалистого холма площадью около 4 гектаров и представляла собой единое здание, имевшее два-три этажа.

С начала Великой Отечественной войны Пиотровский – заместитель начальника команды МПВО Эрмитажа. В блокадную зиму 1941-1942 годов Пиотровский написал в Ленинграде капитальный труд «История и культура Урарту», который был опубликован 1944 году. За эту книгу ему была присуждена учёная степень доктора исторических наук (1944) и Сталинская премия (1946).

После войны Пиотровский продолжил исследования в Кармир-блуре, а в 1956 году он получил возможность посетить Египет. Позднее, в 1961-1963 годах, он возглавил работу международной археологической экспедиции в Нубии на территории, затопляемой водами строящейся Асуанской плотины.

В 1953-1964 годах Пиотровский был заведующим Ленинградским отделением института археологии АН СССР, а затем возглавил один из крупнейших музеев мира. В 1964 году Пиотровский стал директором Государственного Эрмитажа и оставался им в течение 26 лет до самой смерти. Большую научную деятельность и административную работу Пиотровский сочетал с педагогической и общественной деятельностью. С 1966 года он заведовал кафедрой Древнего Востока на Восточном факультете ЛГУ, вёл подготовку научных кадров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 февраля 1983 года за большие заслуги в развитии советской науки и культуры и плодотворную общественную деятельность Пиотровскому Борису Борисовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил и работал Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Скончался 15 октября 1990 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище рядом с могилой отца и матери.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964) и Армянской ССР (1961), академик АН СССР (1970) и АН Армянской ССР (1968), член-корреспондент Баварской АН, Британской АН и Академии надписей и изящной словесности во Франции.

Награждён 3 орденами Ленина (15.03.1968; 17.09.1975; 25.02.1983), орденом Октябрьской Революции (12.02.1988), 3 орденами Трудового Красного Знамени (10.06.1945; 27.03.1954; 21.06.1957), медалями, в том числе медалью «За оборону Ленинграда» (1944), а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе командорским знаком Ордена литературы и искусства (1981, Франция), орденом «Кирилл и Мефодий» 1-й степени (1981, Болгария).

Лауреат Сталинской премии (1946).

В 1992 году в Санкт-Петербурге на доме 25 по улице Набережная реки Мойки, в котором жил Пиотровский, была установлена мемориальная доска.

Сын Б.Б.Пиотровского – Михаил Борисович Пиотровский (род. 9 декабря 1944, Ереван), историк, доктор исторических наук (1985), профессор, член-корреспондент РАН (с 1997), директор Государственного Эрмитажа (с 1992). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й (9.12.2009) и 4-й (09.12.2004) степени, орденом Почёта (17.03.1997), медалями. Лауреат премии Президента РФ (2003). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (25.05.2011).

Дополните информацию о персоне

Пиотровский, Борис Борисович
Boris Piotrovskiy
На английском: Boris Piotrovskiy
На армянском: Պիոտրովսկի Բորիս Բորիսի
Дата рождения: 14.02.1908
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 1990
Краткая информация:
Выдающийся ученый-археолог, в течение многих лет возглавлял Государственный Эрмитаж

Биография

В 1929 году, будучи студентом историко-лингвистического факультета ЛГУ, поступил на работу в Академию истории материальной культуры (Институт археологии РАН). В 1930 году окончил университет и спустя год стал параллельно работать в Эрмитаже научным сотрудником.

С 1931 года Пиотровский начал возглавлять научные экспедиции в Армению, целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации. В результате раскопок древнего города Тейшебаини были получены ценные сведения о культуре и искусстве Урарту.

Деятельность на посту директора Эрмитажа

С 1930 года Борис Пиотровский работал в Эрмитаже в качестве научного сотрудника.

С 1964 по 1990 год Пиотровский возглавлял Эрмитаж.

Зал в Эрмитаже, где представлена экспозиция "Искусство Урарту", посвящен памяти академика Бориса Борисовича Пиотровского, о чем свидетельствует мемориальная доска, увековечивающая его имя.

Сочинения

Результаты экспедиций подробно описаны Б. Б. Пиотровским в его книгах:

  • «История и культура Урарту» (1944 год)
  • «Ванское царство (Урарту)» (1959 год)
  • «Искусство Урарту VIII-VI вв. до н. э.» (1962 год)
  • Пиотровский Б.Б. Страницы моей жизни. - Санкт-Петербург: Наука, 1995. - 287 с. - ISBN 5-02-028205-7
  • Склад:Библиография работ Бориса Борисовича Пиотровского
  • Ourartou / auteur(s) : Boris Borisovitch PIOTROVSKY - Traduit de l"anglais par Anne Metzger. Editeur: nagel. Année:1970

Достижения

  • академик АН СССР (1970)
  • академик АН Армянской ССР (1968)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)
  • Член-корреспондент Баварской АН
  • Член-корреспондент Британской АН
  • Член-корреспондент Академии надписей и изящной словесности во Франции

Награды

  • Герой Социалистического Труда и орден Ленина (1983)
  • Орден Ленина (1968)
  • Орден Ленина (1975)
  • Орден Октябрьской революции (1988)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1945)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1954)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1957)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1944)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)
  • Заслуженный деятель науки Армянской ССР (1961)
  • Орден искусств и литературы степени командора (1981, Франция)
  • Орден Кирилла и Мефодия I степени (1981, НРБ)
  • Орден «Pour le merite fur Wissenchaften und Kunste» (1984, ФРГ)
  • Юбилейные медали СССР

Разное

  • В 1997 году в честь отца и сына - Бориса Борисовича и Михаила Борисовича Пиотровских - Международный Астрономический Союз присвоил одной из открытых малых планет имя "Пиотровский".

Изображения

Где и провела первые годы революции и гражданской войны . В Оренбурге Борис проходил обучение в гимназии. К этому же периоду его жизни относится и первое увлечение историей, которое было связано с местным музеем археологии и этнографии . Спустя много лет Пиотровский вспоминал:

Спустя год, при поддержке Н. Я. Марра, без прохождения аспирантуры, Пиотровский начал работу в Эрмитаже на должности младшего научного сотрудника. С 1930 года Пиотровский принимал участие в научных экспедициях в Армению , целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации . В 1938 года без написания кандидатской работы (лишь по положительному отзыву Флиттнер, подтвердившему его соискательство) ему была присуждена степень кандидата исторических наук .

Начало Великой Отечественной войны застало Пиотровского в экспедиции. Вернувшись в Ленинград, он пережил блокадную зиму 1941-1942 годов, а затем с группой сотрудников Эрмитажа, возглавляемой И. А. Орбели , эвакуировался в Ереван . В годы войны Пиотровский не прекращал научную работу, результатом которой стала его первая книга «История и культура Урарту» (1943), которая принесла автору славу одного из крупнейших специалистов по истории Закавказья.

30 января 1944 года в Академии наук Армянской ССР состоялась защита докторской диссертации Бориса Борисовича. В том же году Пиотровский женился - на Рипсимэ Джанполадян и в скором времени стал отцом. Тогда же учёный получил свою первую правительственную награду - Медаль «За оборону Ленинграда» . В 1945 году Б. Б. Пиотровского избрали членом-корреспондентом АН Армянской ССР, а в 1946 году ему была присуждена Сталинская премия второй степени в области науки и техники за книгу «История и культура Урарту».

Вернувшись в 1946 году в Ленинград, Борис Борисович начал читать курс археологии для студентов восточного факультета ЛГУ . Тщательно проработанные конспекты для лекций позволили Пиотровскому в скором времени на их основе выпустить книгу «Археология Закавказья» (1949).

Созданное как партнер Государственного Эрмитажа, издательство «Арка» стало главным в городе поставщиком интеллектуальных бестселлеров, а идеолог проекта Борис Пиотровский - пионером виртуальной реальности в музейном деле.

Как вы пришли к созданию издательства, выпускающего книги по искусству? Это детская любовь к чтению дала о себе знать или что-то другое?

Мои взаимоотношения с книгами очень сложные. Дело в том, что мой отец (Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. - Прим. ред. ) очень любит книги, но эта любовь уже больше похожа на форму зависимости. У нас всегда был очень закрытый дом, но те, кто попадали в родительскую квартиру, обращали внимание, что фолианты занимают больше половины ее пространства. Фактически, человеку там выделены только небольшие проходы между томами, чтобы добраться до места, где поесть или поспать. Когда книжная пыль уже стала сказываться на состоянии здоровья, мы пытались вывезти часть литературы из дома и куда-то ее передать. Но сделать это удавалось только втихаря, пока Михаил Борисович находился в командировке. Однако толку от этого не было никакого, потому что на месте ушедших в кратчайшие сроки появлялись другие издания. Так что к моменту, когда я окончил университет и выбирал, чем заниматься дальше, книги я любил, но старался держать их в стороне от себя - сказались долгие годы борьбы.

Но все-таки книги победили?

Выходит, что так. «Арка» появилась двенадцать лет назад. В тот момент в Эрмитаже был книжный магазин, для которого подбирали книги по всему миру. Но собственные издания до уровня других главных мировых музеев - Лувра, Метрополитен, Прадо - немного недотягивали. И тогда мы вместе с группой учредителей - профессионалов издательского дела решили попробовать развить это направление. Мы стали делать необычные книги. Начали с детских изданий: «Эрмитажную азбуку» готовили года полтора, и по сей день она остается хитом продаж. За двенадцать лет она была выпущена в больших и малых форматах на десятках языков, недавно вышла на иврите. Вообще, издательство принимало разные векторы развития - и научные, и развлекательные. Это позволило сформировать широкий ассортимент и открыть прекрасные магазины в Зимнем дворце, Главном штабе и самый большой - в универмаге Au Pont Rouge, где представлено более 3500 наименований книг.

Мы всегда много сотрудничали с западными издательствами, покупали права на их книги и печатали в переводе здесь. Скажу честно: ни одна из них не принесла финансового успеха, но зато мы научились выпускать продукцию на самом высоком уровне. И теперь уже ведущие иностранные компании издают наши вещи за рубежом. Например, книгу «Мой Эрмитаж» на мировом рынке мы выпускаем совместно со знаменитым американским издательством Rizzoli.

Эта книга Михаила Борисовича действительно стала событием в музейном мире. Он сложный в работе автор?

Обычно, когда мы говорим с ним о работе, то я во всем виноват, так что это процесс не очень продуктивный. (Смеется.) Но у нас есть замечательные редакторы - Полина Ермакова и Неля Даниловна Михалева, которая с давних пор является еще и близким другом нашей семьи, она редактировала книги моей бабушки о Борисе Борисовиче (директор Государственного Эрмитажа в 1964–1990 годах, дед Бориса Пиотровского. - Прим. ред. ). Часто им помогает Мария Халтунен, секретарь Михаила Борисовича и главный хранитель всего, что связано с эрмитажными кошками, она же - соавтор всех посвященных им книг.

Вам не позавидуешь - с одной стороны, груз ответственности за фамилию, с другой - люди, которые говорят: «Конечно, он же сын Пиотровского». Как вы с этим справляетесь?

Спокойно. Вообще, для меня этот вопрос - из разряда: «У вас две руки. Как вам живется со второй?» Это просто часть меня. Мое счастье и мое обязательство. С возрастом я стал примерно представлять, как должен вести себя, чтобы не сильно опозорить родителей. (Смеется.) У нас армянские корни, поэтому делать все с радостью и удовольствием у нас в крови. Вот и я стараюсь восхищаться родителями весело и получать от этого удовольствие. По-моему, Михаилу Борисовичу это нравится. Мы уже сделали его книги «Мой Эрмитаж», «Для музеев нет табу», а сейчас вместе готовим сборник его предисловий к выставкам, который, надеюсь, выйдет до конца года.

В детстве, когда все хотели быть космонавтами и пожарными, вы мечтали стать директором Эрмитажа?

В моей вселенной директором Эрмитажа всегда был либо дедушка, либо папа, как я мог об этом мечтать? Не мог даже думать о том, чтобы занять их место. У меня всегда была мысль о том, что я хочу быть успешным человеком. И пойти на экономический факультет было абсолютно осознанным решением, после окончания университета я ненадолго ушел в науку и защитил диссертацию об эффективном управлении предприятиями малого бизнеса. Я не хотел быть ни историком, ни искусствоведом, хотя впоследствии был избран членом-корреспондентом Российской академии художеств. Сегодня меня знают не только как сына своего отца и внука своего дедушки, но и как достаточно состоявшегося человека.


Каким было ваше детство?

Конечно, оно было прочно связано с Эрмитажем. Случалось и так, что меня не с кем было оставить, и говорили: «Иди в залы, посмотри что-нибудь». Первое осознанное воспоминание - это статуя Зевса. Она поразила меня своими масштабами в мои четыре года. Еще хорошо помню визит Билла Клинтона. Представьте: лимузины с американскими флагами подъезжают к атлантам, выходит президент США. Это было очень яркое впечатление.

Вам нравилось учиться в школе?

Я не ходил в детский сад и класса до пятого был крайне замкнутым ребенком. А потом что-то изменилось во мне, я стал активным учеником, у меня появились друзья. В восемнадцать лет Михаил Борисович отправил меня на все лето в Америку заниматься подготовкой мероприятий в Музее современного искусства в штате Массачусетс, фактически это была работа грузчика. Трижды в неделю нам надо было построить сцену, расставить пятьсот стульев, ценные вещи мне, конечно, никто не доверял. Я отказался от выходного, потому что знакомых там у меня не было и некуда было пойти: в городке был один супермаркет и один ресторан, который я не мог себе позволить - стейк там стоил двадцать долларов, а мы в неделю зарабатывали сто. И еще я не знал ни слова по-английски, но надо было общаться, и я довольно быстро начал говорить. Со стороны это выглядело чудовищно, я просто составлял разные слова в одно предложение и интонацией давал понять, о будущем или о прошлом идет речь. Потом, уже когда вернулся, решил, что было бы неплохо подучить кое-какие времена. Эта поездка была очень важным опытом. На следующий год я поехал стажироваться в отдел по работе с детьми Музея Гуггенхейма, а потом - в отдел Sotheby’s по продаже антикварита.

А не было желания уехать из Петербурга или из России?

Нет, никогда. Мне здесь очень комфортно. У меня есть определенный круг общения - для меня вообще нет ничего интереснее бесед с умными людьми, это мое главное увлечение. Мне сложно перечислить всех, с кем я дружу, но это, например, Сергей Минаев - талантливый писатель и журналист, Таш Саркисян - один из основателей Comedy Club, Семен Михайловский, ректор Академии художеств. В последнее время мы часто общаемся с Сергеем Шнуровым - готовим один интересный проект, который вскоре сможем анонсировать. Кстати, невероятное удовольствие я получил от общения с Константином Хабенским. Он, конечно, человек близкий к гениальности. Константин оказал нам честь своим согласием .

Расскажите, пожалуйста, об этом проекте подробнее.

Мы представили его в конце мая на фестивале «Интермузей», а скоро его можно будет увидеть и на специальной площадке во дворе Главного штаба. Посетителям будут выдавать 3D-очки, чтобы вместе с Константином Хабенским в роли проводника они пронеслись за десять минут сквозь века, познакомились с Екатериной II, Николаем I и современным директором музея, роль которого любезно согласился исполнить Михаил Борисович. В фильме он показывает фондохранилище в Зимнем дворце. Мы снимали «Эрмитаж VR. Погружение в историю» четыре дня, а готовились целый год. Участие Константина Хабенского - большая удача, во многом благодаря ему этот проект, который начинался просто как VR, в итоге стал фильмом, близким к художественному.

В сюжетной линии есть пересечения с посвященным Эрмитажу «Русским ковчегом» Сокурова?

«Русский ковчег» - это большая игровая картина, настоящее произведение искусства, которое признано во всем мире. У нас перекликаются только исторический сюжет и идея проводника. А в остальном это абсолютно разные проекты. Мы делали экспериментальный фильм в формате 360 градусов с технически сложным процессом производства, который Александру Николаевичу не был нужен для его художественного высказывания.

Вы планируете продолжать этот проект?

У нас есть огромное желание развивать это направление. Следующая идея, которую мы собираемся реализовать, - небольшой VR-фильм - путешествие по крышам Эрмитажа.

У вас обширная сфера интересов - от издания книг до проектов по созданию виртуальной реальности. Над чем еще вы работаете?

Сфера моих интересов лежит в области информационно-инновацион­ных проектов. С двенадцати лет я в той или иной степени участвовал в создании музейного сайта и образовательного центра. Позже уже сам инициировал ряд проектов. Например, запуск всех социальных сетей Эрмитажа, которые существуют и успешно функционируют. Очень долго я «продавливал» идею завести инстаграм, сложно было объяснить ценность публикации «бездумных картинок», но теперь, когда его ведет Юра Молодковец, все согласились с тем, что это без преувеличения лучший музейный фотоблог. Работа над мобильными приложениями порой захватывала уже и реальное выставочное пространство. Например, когда мы снимали фильм про часы «Павлин», пришла в голову идея поставить в Павильонном зале Малого Эрмитажа экран, где в хорошем качестве показано, как функционируют часы, и посетителям больше не нужно ждать определенного времени, чтобы это увидеть. Теперь около экрана собираются толпы посетителей. Сейчас ждем, как люди отреагируют на наш VR-проект. А я пока что пытаюсь внедрить блокчейн, ИТ-термин, который никто не может доступно объяснить. С этим все еще есть определенные сложности, но я работаю в этом направлении и стараюсь почаще повторять это слово здесь, в Эрмитаже, чтобы музейщики к нему привыкали.

Текст: Екатерина Петухова

Стиль: Джейн Сытенко.

Советский археолог и историк-востоковед, академик Б.Б. Пиотровский родился в Петербурге 1 (14) февраля 1908 года. Пиотровские - русский дворянский род с польскими корнями, традиционно старшие поколения Пиотровских были военными.

Любовь к истории и археологии родилась, как утверждал сам академик, в Оренбургском музее. В 1915 году, когда мальчику было только 7 лет, семья Пиотровских переехала в Оренбург и прожила здесь до 1922 года. Свое образование Борис Пиотровский начинал в гимназии, которая располагалась в школе № 30. С детства его притягивал к себе Древний Египет. Вернувшись в Петроград еще школьником, он ходил на занятия в Эрмитаж, в Отдел древностей, объединявший в те годы древневосточные и античные коллекции, а затем продолжал изучать египтологию в Ленинградском университете.

В 1929 году, будучи студентом последнего курса историко-лингвистического факультета Ленинградского Государственного университета, Б.Б. Пиотровский поступил на работу в Академию истории материальной культуры (Институт археологии Академии Наук), в Сектор языка, которым руководил тогда академик Н.Я. Марр. В 1930 году Б.Б. Пиотровский окончил университет и спустя год стал параллельно работать в Эрмитаже научным сотрудником.

Начиная со студенческих лет, Борис Борисович принимал участие в различных археологических экспедициях на Северном Кавказе. В 1930 году, по инициативе Н.Я. Марра, он впервые отправляется в Армению искать следы существовавшего там некогда древнего государства Урарту. Археологическое изучение, комплексный анализ и историческое осмысление урартских памятников на долгие годы становятся основным направлением его научной деятельности. Кавказ, по его собственным словам, стал постепенно вытеснять из его жизни далекий Египет.

С 1931 года Пиотровский начал возглавлять научные экспедиции в Армению, целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации. В результате раскопок древнего города Тейшебаини были получены ценные сведения о культуре и искусстве Урарту. Результаты экспедиций были подробно описаны Б.Б. Пиотровским в его научных работах - археологических отчетах по раскопкам Кармир-блура (1950, 1952, 1955 годы) и монографиях: "История и культура Урарту" (1944 год), "Кармир-Блур" (1950-1955 годы), "Ванское царство (Урарту)" (1959 год), "Искусство Урарту VIII-VI вв. до н.э." (1962 год). В них впервые были изложены результаты исследования всех известных на тот момент памятников культуры и искусства Урарту в их археологическом и историческом контексте. Они по сей день не утратили своей научной ценности и относятся к числу наиболее часто цитируемых работ по урартологии. Основные труды Б.Б. Пиотровского посвящены истории, культуре и искусству Кавказа и Древнего Востока, в частности государства Урарту и вопросам происхождения и древней истории армянского народа.

Выбор Кармир-блура - "Красного холма" - на западной окраине Еревана в качестве объекта раскопок был плодом кропотливых поисков, долгих размышлений и тонкой научной интуиции Бориса Борисовича. Этот выбор в полной мере оправдал себя. Благодаря многолетним (с 1939 по 1971 год) раскопкам совместной археологической экспедиции Академии наук Армянской ССР и Эрмитажа под руководством Б.Б. Пиотровского, древний город Тейшебаини, руины которого скрывались под "Красным холмом", и в настоящее время является одним из самых интересных и наиболее полно изученных памятников урартской цивилизации. Б.Б. Пиотровский был основателем отечественной урартологии. Благодаря его раскопкам урартских крепостей в Армении и публикациям найденных там памятников, на смену интерпретации случайных находок пришло систематическое исследование культуры и искусства урартского царства.

В ходе раскопок была исследована цитадель, а также несколько жилых домов поселения, лежавшего у подножия Кармир-блура. Тейшебаини - "город бога Тейшебы" - был основан одним из последних урартских царей, Русой II, в VII в. до н.э. Он являлся крупным административно-хозяйственным урартским центром в Закавказье, где пребывал наместник, стоял гарнизон, куда свозилась собранная в окрестных областях дань. Цитадель занимала поверхность скалистого холма площадью около 4 гектаров и представляла собой единое здание, имевшее, по-видимому, два-три этажа. На первом этаже было около 150 помещений хозяйственного назначения - например, кладовых для вина, с крупными сосудами-карасами общей емкостью около 400 тысяч литров, и для зерна, куда помещалось в общей сложности около 750 тонн. Стены здания были сложены из сырцового кирпича, камень использовался для цоколей и карнизов. Парадные помещения верхних этажей рухнули во время пожара, возникшего во время штурма крепости. Очевидно, она погибла при внезапном нападении. Обвалившиеся перекрытия погребли под собой содержимое кладовых, в том числе и огромное количество металлических изделий (в основном, из бронзы), которые, как выяснилось из вычеканенных на них надписей, были старше самой крепости. Большая часть их принадлежала царям VIII в. до н.э. - Менуа, Аргишти I, Сардури II и Русе I. На некоторых прямо сказано, что они были изготовлены для крепости Эребуни, которая располагалась недалеко от Тейшебаини и к моменту строительства последней была, возможно, уже заброшена, а хранившиеся в ней предметы перенесли в кладовые новой цитадели.

Именно в этой экспедиции, вошедшей позднее в учебники по истории древнего мира, в 1941 году научный сотрудник Эрмитажа Борис Пиотровский нашел свою судьбу. На раскопках Кармир-блура он познакомился с выпускницей Ереванского университета Рипсимэ Джанполадян, ставшей впоследствии выдающимся археологом-востоковедом. Их познакомила бронзовая статуэтка урартского бога войны (неслучайное совпадение 1941-го года), найденная Рипсимэ Микаэловной.

С начала Великой Отечественной войны Б.Б. Пиотровский - заместитель начальника команды МПВО Эрмитажа. В блокадную зиму 1941-1942 годов Пиотровский написал в Ленинграде капитальный труд "История и культура Урарту", который был опубликован 1944 году. За эту книгу Борису Борисовичу была присуждена ученая степень доктора исторических наук (1944) и Государственная премия СССР (1946). Борис Пиотровский и Рипсимэ Джанполадян поженились в 1944 году, в Ереване, куда в 1942-м умиравший от истощения Пиотровский был эвакуирован из блокадного Ленинграда. В Ереване в декабре 1944 года родился их первенец - Михаил.

После войны Пиотровский продолжил исследования в Кармир-блуре, а в 1956 году он получил возможность посетить Египет. Позднее, в 1961-1963 годах, он возглавил работу международной археологической экспедиции в Нубии на территории, затопляемой водами строящейся Асуанской плотины.

В 1953-1964 годах Б.Б. Пиотровский был заведующим Ленинградским отделением института археологии АН СССР, а затем возглавил один из крупнейших музеев мира. В 1964 году Пиотровский стал директором Государственного Эрмитажа и оставался им в течение 26 лет до самой смерти. Большую научную деятельность и административную работу Борис Борисович сочетал с педагогической и общественной деятельностью. С 1966 года он также заведовал кафедрой Древнего Востока на Восточном факультете ЛГУ, вел подготовку научных кадров.

Борис Пиотровский был избран действительным членом Академии наук СССР по Отделению истории (история культуры) с 24 ноября 1970 года и действительным членом Академии Наук Армянской ССР (1968), членом-корреспондентом Баварской Академии Наук, Британской Академии Наук, Академии надписей и изящной словесности во Франции, Королевской академии Марокко, почетным членом еще пятнадцати зарубежных академий и обществ. Б.Б. Пиотровский - заслуженный деятель искусств РСФСР (1964), заслуженный деятель науки Армянской ССР (1961).

За свою многолетнюю деятельность Б.Б. Пиотровский в 1983 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда, был награжден тремя орденами Ленина (1968, 1975, 1983), Орденом Октябрьской революции (1988), тремя орденами Трудового Красного Знамени (1945, 1954, 1957), а также медалями, в том числе "За оборону Ленинграда" (1944). Кроме того, академик был награжден орденами Франции, Болгарии, ФРГ.

С археологией и искусством была связана вся семья академика Б.Б. Пиотровского. Его супруга Р.М. Джанполадян-Пиотровская (1918-2004) многие годы не оставляла научной работы в Институте Археологии Академии Художеств СССР и в отделе Востока Эрмитажа. Но еще она делала, быть может, главное дело своей жизни: хранила семейный очаг, согревавший дом Пиотровских наперекор непростым советским и постсоветским социально-политическим ветрам. Она же была и редактором трудов Б.Б. Пиотровского, увидевших свет уже после его смерти: среди них энциклопедическая "История Эрмитажа", дневниковые "Путевые заметки" и автобиографические "Страницы моей жизни". Сын академика Б.Б. Пиотровского, Михаил Борисович, ныне директор Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор исторических наук.

Умер академик Б.Б. Пиотровский 15 октября 1990 года в Ленинграде. Он был похоронен на Смоленском православном кладбище рядом с могилой отца и матери. В 2004 году на семейном месте Пиотровских похоронили и вдову академика, Р.М. Джанполадян-Пиотровскую.

Сфера научных интересов Бориса Пиотровского была необычайно широка и разнообразна: археология и Древний Восток, методика атрибуции памятников культуры и искусства, Эрмитаж - его история и коллекции, личности, внесшие значительный вклад в создание музея. Его знаменитые раскопки крепости на холме Кармир-Блур около Еревана по сути открыли миру новое древнее государство Урарту, явились научной сенсацией своего времени. Большая часть жизни Бориса Борисовича была связана с Эрмитажем. Он прошел здесь путь от любознательного школьника, интересующегося древней историей, до всемирно известного ученого и директора музея, которым стал в 1964 году и оставался до конца жизни.

Поделиться