Положение о программе гиа в спо. С изменениями и дополнениями от

"Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования"

Редакция от 17.11.2017 — Действует с 01.01.2018

Показать изменения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 16 августа 2013 г. N 968

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 31.01.2014 N 74 , от 17.11.2017 N 1138)

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 1995 г. N 563 "Об утверждении Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 1996 г., регистрационный N 1043);

постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. N 10 "Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 января 1996 г., регистрационный N 1018).

Первый заместитель Министра
Н.В. ТРЕТЬЯ

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

от 31.01.2014 N 74)

I. Общие положения

1. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - Порядок) устанавливает правила организации и проведения организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - образовательные организации), государственной итоговой аттестации студентов (курсантов) (далее - студенты, выпускники), завершающей освоение имеющих государственную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена) (далее - образовательные программы среднего профессионального образования), включая формы государственной итоговой аттестации, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации, а также особенности проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется образовательными организациями.

3. Образовательные организации используют необходимые для организации образовательной деятельности средства при проведении государственной итоговой аттестации студентов.

4. Студентам и лицам, привлекаемым к государственной итоговой аттестации, во время ее проведения запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

5. Лица, осваивающие образовательную программу среднего профессионального образования в форме самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего профессионального образования, вправе пройти экстерном государственную итоговую аттестацию в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования, в соответствии с настоящим Порядком.

II. Государственная экзаменационная комиссия

6. В целях определения соответствия результатов освоения студентами образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, которые создаются образовательной организацией по каждой образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой образовательной организацией.

Государственная экзаменационная комиссия формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

В случае проведения демонстрационного экзамена в состав государственной экзаменационной комиссии входят также эксперты союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (далее - союз). (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается распорядительным актом образовательной организации.

7. Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность государственной экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается не позднее 20 декабря текущего года на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря) органом местного самоуправления муниципального района и городского округа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого соответственно находится образовательная организация, по представлению образовательной организации. Председатель государственной экзаменационной комиссии частной образовательной организации утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, на территории которого находится частная образовательная организация, по представлению частной образовательной организации. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.01.2014 N 74)

Председателем государственной экзаменационной комиссии образовательной организации утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа:

руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники; (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

Абзац пятый. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

8. Руководитель образовательной организации является заместителем председателя государственной экзаменационной комиссии. В случае создания в образовательной организации нескольких государственных экзаменационных комиссий назначается несколько заместителей председателя государственной экзаменационной комиссии из числа заместителей руководителя образовательной организации или педагогических работников. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

9. Государственная экзаменационная комиссия действует в течение одного календарного года.

III. Формы государственной итоговой аттестации

10. Формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

11. Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.

12. В зависимости от осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах: (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа либо демонстрационный экзамен - для выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

дипломная работа (дипломный проект) и (или) демонстрационный экзамен - для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

13. Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.

Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляется распорядительным актом образовательной организации.

14. Государственный экзамен по отдельному профессиональному модулю (междисциплинарному курсу, дисциплине) определяет уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебным планом, и охватывает минимальное содержание данного профессионального модуля (междисциплинарного курса, дисциплины), установленное соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.01.2014 N 74)

14(1). Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

15. Программа государственной итоговой аттестации, методика оценивания результатов, требования к выпускным квалификационным работам, задания и продолжительность государственных экзаменов определяются с учетом примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования и утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

16. Государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.

16(1). Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией "WorldSkills International", осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, засчитываются в качестве оценки "отлично" по демонстрационному экзамену. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

IV. Порядок проведения государственной итоговой аттестации

17. К государственной итоговой аттестации допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего профессионального образования <*>.

18. Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения студентов, не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

18(1). Образовательная организация обеспечивает проведение предварительного инструктажа выпускников непосредственно в месте проведения демонстрационного экзамена. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 17.11.2017 N 1138)

19. Сдача государственного экзамена и защита выпускных квалификационных работ (за исключением работ по закрытой тематике) проводятся на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

20. Результаты любой из форм государственной итоговой аттестации, определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий.

21. Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.

22. Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию без отчисления из образовательной организации.

Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются в установленные образовательной организацией сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине.

23. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, проходят государственную итоговую аттестацию не ранее чем через шесть месяцев после прохождения государственной итоговой аттестации впервые.

Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившее на государственной итоговой аттестации неудовлетворительную оценку, восстанавливается в образовательной организации на период времени, установленный образовательной организацией самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Повторное прохождение государственной итоговой аттестации для одного лица назначается образовательной организацией не более двух раз.

24. Решение государственной экзаменационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем государственной экзаменационной комиссии (в случае отсутствия председателя - его заместителем) и секретарем государственной экзаменационной комиссии и хранится в архиве образовательной организации.

V. Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья

25. Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).

26. При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;

присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссией);

пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).

27. Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.

28. Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации, подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.

VI. Порядок подачи и рассмотрения апелляций

30. Апелляция подается лично выпускником или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего выпускника в апелляционную комиссию образовательной организации.

Апелляция о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации подается непосредственно в день проведения государственной итоговой аттестации.

Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации подается не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственной итоговой аттестации.

31. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трех рабочих дней с момента ее поступления.

32. Состав апелляционной комиссии утверждается образовательной организацией одновременно с утверждением состава государственной экзаменационной комиссии.

33. Апелляционная комиссия состоит из председателя, не менее пяти членов из числа педагогических работников образовательной организации, не входящих в данном учебном году в состав государственных экзаменационных комиссий и секретаря. Председателем апелляционной комиссии является руководитель образовательной организации либо лицо, исполняющее в установленном порядке обязанности руководителя образовательной организации. Секретарь избирается из числа членов апелляционной комиссии. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.01.2014 N 74)

34. Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии.

Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.

С несовершеннолетним выпускником имеет право присутствовать один из родителей (законных представителей).

Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность.

35. Рассмотрение апелляции не является пересдачей государственной итоговой аттестации.

36. При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия устанавливает достоверность изложенных в ней сведений и выносит одно из решений:

об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускника не подтвердились и/или не повлияли на результат государственной итоговой аттестации;

об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускника подтвердились и повлияли на результат государственной итоговой аттестации.

В последнем случае результат проведения государственной итоговой аттестации подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию для реализации решения комиссии. Выпускнику предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию в дополнительные сроки, установленные образовательной организацией.

37. Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации, полученными при защите выпускной квалификационной работы, секретарь государственной экзаменационной комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию выпускную квалификационную работу, протокол заседания государственной экзаменационной комиссии и заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при защите подавшего апелляцию выпускника.

Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации, полученными при сдаче государственного экзамена, секретарь государственной экзаменационной комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию протокол заседания государственной экзаменационной комиссии, письменные ответы выпускника (при их наличии) и заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного экзамена.

    Приложение. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования

Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968
"Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, N 2326) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 1995 г. N 563 "Об утверждении Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 1996 г., регистрационный N 1043);

постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. N 10 "Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 января 1996 г., регистрационный N 1018).

Обновлен порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников учреждений среднего профобразования. Это обусловлено введением в действие нового Закона об образовании.

Можно выделить следующие основные новшества.

Формируемые для проведения аттестации государственные экзаменационные комиссии (ГЭК) действуют в течение 1 календарного года. Преподаватели, включаемые в состав ГЭК, должны иметь высшую или первую квалификационную категорию. Определены требования к кандидатуре председателя ГЭК и сроки его утверждения.

Итоговая аттестация может проходить в форме защиты выпускной квалификационной работы или государственного экзамена. Выпускники, осваивающие программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, выполняют выпускную практическую квалификационную работу и письменную экзаменационную работу. Для будущих специалистов среднего звена предусмотрена дипломная работа (проект).

Госэкзамен вводится по усмотрению образовательной организации и проходит по отдельной дисциплине.

Программа итоговой аттестации, требования к выпускным работам, а также критерии оценки знаний должны быть доведены до сведения студентов не позднее чем за 6 месяцев до аттестации.

При проведении итоговой аттестации запрещено иметь при себе и использовать средства связи. Это касается как студентов, так и привлекаемых к аттестации лиц.

Определены сроки проведения повторной аттестации и аттестации лиц, не прошедших ее по уважительной причине. Повторная аттестация может назначаться не более 2 раз.

Регламентирован порядок проведения аттестации выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Прописаны правила подачи и рассмотрения апелляций.

Порядок итоговой аттестации выпускников учреждений начального профобразования и получения указанного образования в форме экстерната утратил силу. Дело в том, что новый Закон об образовании не выделяет начальное профобразование как отдельный уровень. Оно включено в среднее профобразование.

Особенности проведения ГИА в СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО и нормативными документами Минобрнауки РФ

Основные нормативные документы среднего профессионального образования 1. ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ» 2. ФГОС 3+ СПО и ФГОС среднего полного общего образования 3. Приказ Минобразования и науки от 14. 06. 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам СПО» 4. Приказ Минобразования и науки от 18. 04. 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих профессиональные образовательные программы СПО» 5. Приказ Минобрнауки от 16. 08. 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам СПО» и Приказ Минобразования и науки от 31. 01. 2014 г. № 74 «О внесение изменений в Порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО, утвержденный приказом Минобразования и науки от 16. 08. 2013 г. № 968 6. Приказ Минобрнауки РФ от 25. 10. 2013 г. № 1186 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о СПО и их дубликатов»

Статья 11. ФГОС и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии). Консультант. Плюс: примечание. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до 1 июля 2016 года, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 (в редакции Федерального закона от 02. 05. 2015 N 122 -ФЗ), в течение одного года с 1 июля 2016 года.

ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 59. Итоговая аттестация 1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. 2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. 3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 59. Итоговая аттестация 4. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. 8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации. 6

ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 59. Итоговая аттестация 4. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 59. Итоговая аттестация 6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. 7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ» Ст. 60 Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении 1. В Российской Федерации выдаются: 1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; 2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность. 2. Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации и заверяются печатями организаций.

ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ» Ст. 60 Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении 2. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность. 3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ» Ст. 60 Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении 4. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 11

ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ» Ст. 60 Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении 7. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании). 16. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается. 12

ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ» Ст. 60 Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении 12. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 13

Приказ Минобразования и науки от 14. 06. 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам СПО» 12. Образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя - учебный план, - календарный учебный график, - рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), - оценочные и методические материалы и др. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации. 14

Приказ Минобразования и науки от 14. 06. 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам СПО» 18. Образовательные организации ежегодно обновляют образовательные программы среднего профессионального образования с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 20. Образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования организуется в соответствии с утвержденными образовательной организацией учебными планами, календарными учебными графиками, в соответствии с которыми образовательной организацией составляются расписания учебных занятий по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования. 15

Приказ Минобразования и науки от 14. 06. 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам СПО» 30. Освоение образовательной программы СПО, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно. ---------------- Часть 1 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). 16

Требования Приказа от 16. 08. 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам СПО» 11. Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе. 17

Требования Приказа от 16. 08. 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам СПО» 12. В зависимости от осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах: выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа - для выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; дипломная работа (дипломный проект) - для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена. 18

Требования Приказа от 16. 08. 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам СПО» 13. Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования. 19

Требования Приказа от 16. 08. 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам СПО» 15. Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий. 20

Требования Приказа от 16. 08. 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам СПО» 18. Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения студентов, не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации. 21

Требования ФГОС 3+ к курсовой работе ППССЗ: 7. 8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение. 22

Требования ФГОС 3+ к промежуточной аттестации 8. 3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей. Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). 24

Требования ФГОС по ТОП-50 к промежуточной аттестации 2. 4. …В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения. 4. 3. 1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов. 25

Требования ФГОС 3+ к ВКР ППКРС 8. 6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО. 26

ФГОС СПО по ТОП-50 ППССЗ ППКРС 2. 9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена. 2. 8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.

ФГОС СПО по ТОП-50 ППССЗ 4. 6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы. 4. 6. 1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе. 4. 6. 2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации. 4. 6. 3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессиональнообщественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля. ППКРС 4. 6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы. 4. 6. 1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе. 4. 6. 2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации. 4. 6. 3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Структура образовательной программы Общая характеристика образовательной программы Учебный план Календарный учебный график Рабочие программы дисциплин, МДК, модулей Программы практик Программа государственной итоговой аттестации Оценочные средства. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации. ФОС для ГИА. (ФОС для текущего контроля успеваемости) Учебно-методические материалы. Методические материалы: Методические рекомендации по написанию курсовой работы. Метод. рекомендации по ВКР. Учебно-методический комплекс по дисциплине 29

Определение курсовой работы и ВКР Курсовая работа - это вид учебной деятельности, направленный на выполнение обучающимся элементов научно-исследовательской работы по освоению и углублению содержания дисциплины, МДК. Выпускная квалификационная работа – это вид научноисследовательской работы, отражающий теоретические и практические навыки обучающегося, позволяющий оценить сформированность общих и профессиональных компетенций в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности 31

Требования к курсовой работе и ВКР в СПО 1. Требования к содержанию работы К структуре К содержанию 2. Требования к оформлению работы - Текстового материала - Графического материала 3. Требования к защите работы Визуализации материала (презентации, чертежам, раздаточному материалу) текстовой части выступления студента во время защиты (временные, содержательные) 32

Требования к структуре курсовой работы и ВКР 1. Вступление Актуальность Цели и задачи работы 2. Основная часть 2. 1. Теоретическая часть (теория вопроса) 2. 2. Практическая часть (описание технологии и анализ реализации на практическом предприятии с предложениями по повышению качества, по возможности) 3. Заключение Основные выводы Выполнение задач Список использованных источников и литературы Приложения 33

Сравнение структуры дипломной работы и дипломного проекта дипломная работа Введение Основная часть Заключение дипломный проект Пояснительная записка Расчетная часть (Чертежи, расчеты) 34

Общие требования к содержанию ВКР 1. Актуальность 2. Научность 3. Соответствие структуры Метод. рекомендациям 4. Полнота раскрытия темы 5. Глубина анализа источников по теме исследования 6. Соответствие результатов исследования целям и задачам 7. Исследовательский и/или аналитический характер работы 8. Практическая направленность 9. Самостоятельность подхода в раскрытии темы, наличие собственной точки зрения 10. Соответствие современным нормативным и правовым документам 11. Правильность выполнения расчетов (при наличии) 12. Логичность, последовательность изложения 13. Наличие обоснованных выводов 35

Сравнение требований к содержанию курсовой работы и ВКР (рекомендовано) курсовая работа Объем работы 25 -35 стр. (без приложений) Содержание работы отражается не менее чем в 4 - 5 пунктах Количество используемой литературы не менее 10, источников – не менее 3 Наличие ссылок (указание в тексте), сносок (внизу стр.) – не менее 3 ВКР Объем работы 30 -50 стр. (без приложений) 40 -60 с. Содержание работы отражается не менее чем в 5 - 7 пунктах Количество используемой литературы не менее 20, источников – не менее 5 Наличие ссылок (указание в тексте), сносок (внизу стр.) – не менее 5 36

ВКР по ППКРС (рекомендовано) Письменная экзаменационная работа: объем 20 -25 стр. 1. Введение 2. Основная часть: 2. 1. Описательная: - описание рабочего места (цеха, отдела и т. п.), - технологического процесса, параметров и режимов ведения процесса, виды применяемых материалов и их свойств, - краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, безопасность использования, - вопросы организации рабочего места и охраны труда, - краткая характеристика продукта деятельности. 2. 2. Графическая часть: чертежи, схемы, таблицы 3. Заключение Выводы. Достигнутые результаты. 4. Список источников и литературы 5. Приложения (при необходимости) 37

Требования к темам ВКР 1. Научность формулировки темы 2. Развернутость, точность формулировки, конкретность (возможно с указанием конкретного предприятия) 3. Отражение в теме или объекта, или предмета, или цели исследования 4. Соответствие содержанию одного или нескольких профессиональных модулей 5. Однозначность соответствия темы направленности образовательной программы 6. Из одного предложения 38

Требования к написанию методических рекомендаций по подготовке и защите ВКР Примерное содержание Методических рекомендаций: 1. Введение. Цели и задачи ВКР. Формируемые компетенции 2. Методические указания по разработке ВКР и этапы работы 3. Требования к структуре, объему и содержанию ВКР (подробно по каждому разделу) 4. Требования к оформлению ВКР 5. Подготовка к защите и защита ВКР. Условия допуска к защите (Предзащита) Требования к выступлению, презентации, раздаточному материалу. 6. Критерии, показатели и шкала оценивания ВКР 7. Примеры оформления отдельных разделов ВКР 39

Организация преддипломной практики при подготовке ВКР 1. Особенности организации преддипломной практики: - четкая направленность на тему ВКР, сбор практического материала и его обработка 2. Требования к заданиям: - Что сделать? Когда и Как? - Для чего? - Как обработать материал? - Куда вставить в ВКР? 3. Требования к отчету по преддипломной практике - Готовая глава ВКР + страница с целями, задачами практики и видами работ 4. Консультации. Трудности по анализу видов выполняемых работ и их отражении в ВКР. 40

Содержание отзыва и рецензии к ВКР Общее: Дают анализ выполненной работы выделяя положительные и отрицательные стороны Оценивают качество выполнения ВКР Отличие: Рецензия – внешняя оценка, направленная на профессиональную значимость работы Отзыв научного руководителя кроме характеристики работы содержит описание процесса выполнения ВКР студентом, проявления у него личностных качеств 41

Перечень нормативных документов ОО для проведения ГИА Общие: 1. Положение о ГИА 2. Положение о ВКР 3. Положение о государственном экзамене (если предусмотрен) По каждой специальности: 1. Программа ГИА 2. Методические рекомендации по ВКР 3. Фонд оценочных средств для проведения ГИА по специальности 4. Программа преддипломной практики 5. Рецензия на программу ГИА и ФОС (при необходимости) 42

Перечень основных организационных документов ОО для проведения ГИА Общие: 1. Положение о форме и порядке выдачи справки об обучении 2. Положение (регламент) работы с бланками дипломов 3. Книга регистрации выданных документов об образовании 4. Книга регистрации справок об обучении 5. Бланки заявления студента: Тему ВКР Преддипломную практику 6. Бланк заявления студента о согласовании вносимых в приложении к диплому сведений 43

Перечень основных организационных документов ОО для проведения ГИА По конкретной специальности: 1. Приказ органов управления образованием об утверждении председателя ГИА (копия) 2. Приказ о составе ГЭК, апелляционной комиссии 3. Приказ об утверждении тем ВКР 4. Приказ о направлении на преддипломную практику 5. Приказ о допуске к ГИА 6. Расписание ГИА 7. Протоколы защиты ВКР, протоколы апелляций 8. Оценочные листы или лист экзаменатора (при необходимости) 9. Отчет председателя ГЭК 10. Заявления студентов по преддипломной практике, теме ВКР, сведений для диплома 44

Будем вместе держаться и друг за друга стоять, будем силу нашу умножать и умножать - чтобы в нужное время ее использовать, как это сделал Кузьма Минин много лет назад. С Днем народного единства!

3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

4. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

5. Формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы и порядок проведения (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по образовательным программам высшего образования - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации.

9. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются:

1) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации.

10. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.

11. При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети "Интернет") устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

12. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется:

1) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации;

3) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.

13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее - единый государственный экзамен), а также в иных формах, которые могут устанавливаться:

1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

14. Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

15. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации;

2) учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации.

16. К проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений.

17. Обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

Поделиться