Как платить за общежитие. Дума решила, как будут платить студенты за общежитие в этом году Нужно ли платить за общежитие в колледже

Настоящим шоком стало начало учебного года для студентов ряда российских вузов. Плата за проживание в институтских общежитиях выросла от 2 до 10 раз. Теперь для того чтобы арендовать койко-место, обычной стипендии уже не хватит.

Новый учебный год у тех студентов, что учатся вдали от дома, начался волнительно. Да и как тут не волноваться: чтобы заплатить за общежитие, многим теперь стипендии не хватит.

"Мы платили по 3200 в год за проживание, в начале этого года комендант нас вызывает к себе ознакомиться с приказом, что теперь нужно будет платить 2500 тысячи в месяц. Обычная стипендия - 1400. Родители меня не содержат, я сейчас не работаю. Как это должно происходить?" - недоумевает студентка Московского государственного университета дизайна и технологии им.А.Н.Косыгина Анастасия Логинова.

Новые правила, как внезапно наступившая сессия. Студентов застали врасплох. Раньше за место в общежитии они платили 5% от стипендии, примерно 50-60 рублей в месяц, плюс дополнительные услуги - по желанию самого студента. Но с 1 сентября вступил в силу измененный закон об образовании, и схема поменялась.

Теперь вуз сам решает, сколько студент должен платить за комнату в общежитии. Учитываются коммунальные расходы, состояние самого общежития. Чем условия в нем лучше, тем дороже. А стоимость проживания, по новому закону, может превышать стипендию.

С такой ситуацией в начале учебного года столкнулись студенты многих вузов. В новых квитанциях об оплате теперь другие суммы. К примеру, в общежитии Мединститута имени Пирогова стоимость проживания подняли в 10 раз - с 350 рублей в месяц до 3,5 тысяч. Платить нужно сразу за 3 месяца - 10 тысяч рублей.

"Мы попросили предоставить нам документ, где была бы смета расходов на текущий год, но нам пока не предоставили", - отметила студентка Российского государственного медицинского университета им.Н.Н.Пирогова Любовь Тихменева.

По новому закону руководство университетов должно не только разъяснить из чего складывается стоимость проживания в общежитиях, но и согласовывать ее со студенческими профсоюзами. В вузах отвечают: рост цен неизбежен. Нужно делать ремонт, менять сантехнику. Под это выделяют субсидии, но денег не хватает. И 5% от стипендии - сумма давно неактуальная.

"Сегодня проживание студента составляет в среднем 5 тысяч рублей, вы представляете сколько это обходится любому вузу. Тот жилой фонд, который мы получаем, мы его приводим в порядок и вкладываем сюда большие средства", - объясняет проректор Московского государственного юридического университета Владимир Башкирцев.

Впрочем, есть и такие вузы, где нашли способ цену не поднимать. "Сейчас пока понимаем, что можем нести эти затраты, не взимая со студентов, то есть университет пока финансово устойчив", - рассказала начальник финансово-экономического управления Ульяновского государственного университета Татьяна Фадеева.

В Министерстве образования, тем временем, готовятся к проверкам. Ведь всех ректоров предупреждали. Перед началом учебного года в вузы разослали письмо с требованием резко оплату не поднимать.

"У нас сегодня уже есть сигналы есть и положительные, и отрицательные истории, каким образом вузы реагируют. Формального повода для какого-то повышения на сегодняшний день нет. Другой вопрос, что развитие территорий, развитие имущественного комплекса - это компетенция высшего учебного заведения. И ректор несет за это ответственность, за эту самую реализацию", - говорит директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Александр Страдзе.

Студенты, в свою очередь, уже начали собирать подписи - отказываются платить по новому, совсем не студенческому тарифу.

"Об образовании в Российской Федерации"

Статья 39 . Предоставление жилых помещений в общежитиях

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций. При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в специализированный жилищный фонд организации, осуществляющей образовательную деятельность, жилой площади общежитий (в том числе ее сдача в аренду и иные сделки). С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством.

2. Обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций.



3. Размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при их наличии). Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать ее с отдельных категорий обучающихся в определяемых ею случаях и порядке.

4. Лицам, указанным в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.

Ч. 5 ст. 36:

5. Государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 иподпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51

Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 405

О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии

В связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» Минобрнауки России было направлено в адрес руководителей образовательных организаций высшего образования письмо от 9 августа 2013 г. № МК‑992/09 «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии» (далее – письмо) с требованием не допускать резкого повышения указанной платы. В письме Минобрнауки России обращало внимание необходимость публикации копий локальных нормативных актов на официальном сайте образовательной организации, а также на персональную ответственность руководителей образовательных организаций по вопросу определения платы за проживание в студенческом общежитии.

В соответствии с указанным письмом Минобрнауки России провело мониторинг соблюдения законодательства при установлении платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги для обучающихся в образовательных организациях.

По результатам мониторинга выявлены нарушения законодательства и увеличение стоимости платы за проживание в студенческом общежитии в несколько раз.

В связи с этим Минобрнауки России дополнительно обращает внимание руководителей образовательных организаций высшего образования на следующие аспекты определения порядка оплаты за жилое помещение в общежитии.

Сфера отношений, связанных с предоставлением жилых помещений в общежитиях, регулируется Жилищным Кодексом Российской Федерации с особенностями в части предоставления мест в общежитии обучающимся, введенными Законом об образовании.

В соответствии со статьей 39 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций.

При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в специализированный жилищный фонд организации, осуществляющей образовательную деятельность, жилой площади общежитий (в том числе ее сдача в аренду и иные сделки).

Обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций.

Частью 3 статьи 39 Закона об образовании установлено, что размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при их наличии). Копии указанных локальных нормативных актов, а также информацию об условиях предоставления жилого помещения в общежитии необходимо размещать и обновлять в установленные законодательством Российской Федерации сроки на официальном сайте образовательной организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать ее с отдельных категорий обучающихся в определяемых ею случаях и порядке.

Кроме того, жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно и в первоочередном порядке следующим категориям обучающихся:

1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства;

3) подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

4) инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранам боевых действий;

5) имеющим право на получение государственной социальной помощи;

6) студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» – «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» – «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Как было отмечено выше, локальными нормативными актами образовательной организации определяется размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся.

Таким образом, для обучающихся в отличие от части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации Закон об образовании исключает из платы за жилое помещение, предоставляемое обучающимся в образовательной организации, плату за содержание и ремонт жилого помещения.

В этой связи в размер платы, взимаемой с обучающихся за жилое помещение в общежитии, не должны включаться затраты на содержание и ремонт жилых помещений, к которым, в частности, относятся затраты на:

1) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

2) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

3) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования;

4) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

5) соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

6) проведение обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

7) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Обучающиеся, проживающие в общежитии, вправе отказаться от предоставления дополнительных бытовых услуг в случае, если они в них не нуждаются или по иным причинам. В связи с чем определение порядка оплаты предоставляемых обучающимся при проживании в общежитии бытовых услуг должно осуществляться отдельно, и плата за них не должна включаться в размер платы за жилое помещение в общежитиях.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться, исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям приборов учета (индивидуальных или домовых, установленных непосредственно в общежитии). Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную проживающему в жилом помещении, производится в соответствии с пунктом 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

При определении размера оплаты вышеуказанных коммунальных услуг необходимо учитывать получаемые образовательными организациями субсидии на содержание имущества и финансовое обеспечение выполнения государственного задания, формируемые в соответствии с совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н/527 и приказом Минобрнауки России от 27 июня 2011 г. № 2070.

Следовательно, несмотря на то, что предоставление общежития не выделено в отдельную целевую государственную услугу, непосредственное предоставление ее является одной из мер социальной поддержки, обеспечивающейся в рамках государственного задания. В этой связи установление платы за жилое помещение в общежитии не может рассматриваться как извлечение прибыли с помощью недвижимого имущества, финансовое обеспечение содержания которого осуществляется в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания.

В связи с изложенным Минобрнауки России обращает внимание на необходимость выполнения положений писем Минобрнауки России, а также на необходимость своевременной публикации актуальной информации на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Формат оплаты за полгода практикуется во многих вузах страны. И хотя в Жилищном кодексе сказано, что платить необходимо до 10-го числа следующего месяца за предыдущий, в договоре могут быть указаны другие сроки. Если в вашем такого пункта нет, платите помесячно – имеете полное право.

«В целях повышения финансовой устойчивости […] проживающим в студенческом общежитии рекомендовано вносить плату за […] год или семестр», – говорится в ответе БелГУ на запрос редакции. Ключевое слово – «рекомендовано».

«Студентам […] предоставляется возможность оплачивать проживание помесячно, а также по их личному заявлению за несколько месяцев или полгода», – комментарий из БГТУ. «Возможностью» пользоваться не обязательно.

«Предупредите всех проживающих в общежитии, что им необходимо найти 16–26 тыс. рублей (6 тыс. – обеспечительный платёж и 10–20 тыс. – оплата вперёд приблизительно за 5–10 месяцев). Несогласных приглашаю к себе в кабинет написать заявление на выселение из общежития».

Пока договор найма не прекращён (а прекращается он лишь в случае отчисления), университет может выселить студента только в судебном порядке и по причинам более веским, чем неоплата вперёд. Например, если по факту ты живёшь в другом месте. Или не платишь за коммуналку больше полугода. Портишь имущество. Систематически нарушаешь права соседей.

Фото bsu.edu.ru

Но угрозы останутся угрозами (и обернутся их авторам неприятностями) при условии, что студенты будут отстаивать свои права. И тут сбой: большинство не готово раскрывать имена – ни авторов, ни даже собственные.

«Студенты обращаются ко мне за помощью, но боятся идти со мной к ректору, чтобы решить проблему», – говорит председатель студсовета БелГУ Владислав Скибин .

А студсовет, к слову, по закону может влиять на решения ректората: тот же размер платы за общежитие принимают «с учётом мнения советов и представительных органов студентов».

Понимаем студентов, которые не хотят палиться и наживать себе лишние проблемы. Но понимаем и то, что ноунейм ничего не добьётся. Нет имени – значит, и проблемы нет.

В начале октября на школе актива «Стимул-2018» нашлись студенты, которые задали вопросы напрямую ректору Олегу Полухину .

«Олег Николаевич пообещал разобраться. На самом деле на всех факультетах по‑разному: кому‑то удалось получить расписку от деканата и не платить за полгода, а где‑то заставляют. После беседы с ректором ситуация изменилась: от ребят хотя бы перестали требовать полугодовые квитанции», – отмечает Скибин.

Не устрой дестрой

Отдельно поясним про обеспечительный платёж – 6 тыс. рублей, которые студенты БелГУ вносят с этого года. Это своего рода страховка на случай, если вы вдруг перестанете платить за общагу или начнёте её крушить (из этих денег погасят задолженность или оплатят ремонт). Если проживёте без жёстких инцидентов, всю сумму при выселении вернут.

«Закон ничего не говорит о таком виде платежа. Скорее всего, его ввели из‑за большого количества долгов студентов», – считает Руслан Лапшин .

Об этом же говорит председатель объединённого студенческого совета общежитий Наталья Ладик :

«Когда знаешь ситуацию изнутри, понимаешь, что у всего есть причины. В прошлом году студенты много задолжали университету. Часты случаи, когда родители дают деньги на оплату общежития, а ребята тратят их на что‑то другое».

При нажатии на картинку диаграмма откроется в полном размере

Что почём

Студенты, которые без возмущений платят наперёд, тоже есть. С их точки зрения это оправдано: заплатил – и живи спокойно. В «технологе», например, таких больше, и это объяснимо: за полгода получается максимум 3 777 рублей . Откуда в БелГУ выходит 10–20 тыс.?

Давайте считать. В общаге вы обязаны платить за наём жилья (то есть за саму комнату) и коммунальные услуги (электричество, воду, газ, отопление). Если университет государственный, то в счёт студента не включают общедомовые нужды. Это значит, что вы не оплачиваете вывоз мусора, работу лифта, освещение на лестнице. Наём – это всегда дёшево, даже в самых крутых студенческих общагах страны редко больше 100 рублей . В общежитии № 5 БелГУ это стоит всего 4 рубля 12 копеек за квадратный метр жилплощади.

История с коммуналкой сложнее. Её размер зависит от типа общежития (коридорное, секционное, квартирное), количества проживающих в комнате, вида плиты (электро- или газовая) и других факторов. Студент, который поселился в одноместном номере 5-го общежития БелГУ, может заплатить 900 рублей в декабре (большой расход отопления), а его однокурсники из четырёхместки в тёплом мае уложатся в 500 . Разброс может быть небольшой, как в БГТУ (где бы и в какое время года вы ни жили, отдадите 530–600 рублей ), а может вообще отсутствовать, как в БГИИК (наём + коммуналка – 600 рублей для всех).

В итоге средний чек по четырём белгородским вузам и одному старооскольскому – 700 рублей в месяц (это обязательные платежи, об остальных чуть позже). В СПбГУ – почти в два раза меньше, хотя питерские электроэнергия, газ, вода вряд ли дешевле белгородских. Дело в том, что, когда в вузе определяют тарифы за коммуналку для студентов, учитывают «субсидии на содержание имущества и финансовое обеспечение выполнения государственного задания». Лапшин поясняет, что государство выделяет СПбГУ очевидно больше, чем БелГУ, и это позволяет питерцам снижать нагрузку на карман студента.

Фото из архива редакции

Большая разница

Впрочем, коммуналка для жильцов не самая серьёзная проблема. В БелГУ при заселении в общежития повышенной комфортности вам предложат договор об оказании допуслуг. Это дополнительные 1 000 (общежития № 1–4) или 1 300 (общежитие № 5) рублей.

«К таким услугам относятся […] отдельные секции со всеми удобствами, дополнительная мебель в секциях и помещениях общего пользования, тренажёрный зал, зал аэробики, зал настольного тенниса, комнаты отдыха, комнаты для занятий, бытовая комната с автоматическими стиральными машинами, камера хранения, пункт проката спортивного инвентаря и др.», – сообщили «ОнОнасу» в департаменте социальной политики вуза.

В письме Минобрнауки «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии» говорится, что дополнительные услуги «должны оплачиваться и предоставляться отдельно в случае, если студент в них нуждается». А если не нуждается?

«Студенты могут отказаться от указанных услуг, – ответили нам в БелГУ.

И добавили, что «в университете есть общежитие (на ул. Преображенской – прим. ред.) , в котором дополнительные бытовые услуги не предоставляются, только взимается плата за наём жилого помещения и за коммунальные услуги».

То есть де-факто в случае отказа от дополнительных услуг у студента два пути – в общагу на Преображенской (без тренажёров, аэробики и всего остального) или на съёмную квартиру.

В общежитиях квартирного типа БелГАУ им. В. Я. Горина тоже есть доплата «за качество повышенной комфортности и благоустройство инфраструктуры» – 1 020 и 1 460 рублей (при двухместном и одноместном размещении соответственно). Получается, жильё аграрного вуза дороже, но тут только две общаги премиум-класса из пяти, а в БелГУ – пять из шести.

Логично, что новенькое ценится выше старенького, комфортное стоит дороже некомфортного. Но и варианты бывают гибче. В том же БелГАУ в обычных общагах за дополнительную плату студент может, если хочет, поставить в комнату стиральную машину (и доплачивать за это 19 рублей в месяц), микроволновку (62 рубля), мультиварку (353 рубля) и так далее. В Старооскольском технологическом институте им А. А. Угарова за допуслуги берут всего 78 рублей (в них включено общее пользование холодильником, кипятильником, кухонным гарнитуром, утюгом и прочими мелочами).

Конечно, мультиварка не зал аэробики, а утюг не теннисный корт. Но и в СПбГУ, и во многих других российских вузах студент идёт в тренажёрку или велопрокат (на территории студгородка или нет) и сам решает, за что он хочет доплатить. Это называется свобода выбора.

Наталья Малыхина

В связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) и постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» Минобрнауки России было направлено в адрес руководителей образовательных организаций высшего образования письмо от 9 августа 2013 г. № МК-992/09 «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии» (далее - письмо) с требованием не допускать резкого повышения указанной платы. В письме Минобрнауки России обращало внимание необходимость публикации копий локальных нормативных актов на официальном сайте образовательной организации, а также на персональную ответственность руководителей образовательных организаций по вопросу определения платы за проживание в студенческом общежитии.

В соответствии с указанным письмом Минобрнауки России провело мониторинг соблюдения законодательства при установлении платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги для обучающихся в образовательных организациях.

По результатам мониторинга выявлены нарушения законодательства и увеличение стоимости платы за проживание в студенческом общежитии в несколько раз.

В связи с этим Минобрнауки России дополнительно обращает внимание руководителей образовательных организаций высшего образования на следующие аспекты определения порядка оплаты за жилое помещение в общежитии.

Сфера отношений, связанных с предоставлением жилых помещений в общежитиях, регулируется Жилищным Кодексом Российской Федерации с особенностями в части предоставления мест в общежитии обучающимся, введенными Законом об образовании.

В соответствии со статьей 39 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций.

При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в специализированный жилищный фонд организации, осуществляющей образовательную деятельность, жилой площади общежитий (в том числе ее сдача в аренду и иные сделки).

Обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций.

Частью 3 статьи 39 Закона об образовании установлено, что размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при их наличии). Копии указанных локальных нормативных актов, а также информацию об условиях предоставления жилого помещения в общежитии необходимо размещать и обновлять в установленные законодательством Российской Федерации сроки на официальном сайте образовательной организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать ее с отдельных категорий обучающихся в определяемых ею случаях и порядке.

Кроме того, жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно и в первоочередном порядке следующим категориям обучающихся:

1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства;

3) подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

4) инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранам боевых действий;

5) имеющим право на получение государственной социальной помощи;

6) студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» - «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» - «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Как было отмечено выше, локальными нормативными актами образовательной организации определяется размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся.

Таким образом, для обучающихся в отличие от части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации Закон об образовании исключает из платы за жилое помещение, предоставляемое обучающимся в образовательной организации, плату за содержание и ремонт жилого помещения.

В этой связи в размер платы, взимаемой с обучающихся за жилое помещение в общежитии, не должны включаться затраты на содержание и ремонт жилых помещений, к которым, в частности, относятся затраты на:

1) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

2) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

3) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования;

4) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

5) соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

6) проведение обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

7) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Обучающиеся, проживающие в общежитии, вправе отказаться от предоставления дополнительных бытовых услуг в случае, если они в них не нуждаются или по иным причинам. В связи с чем определение порядка оплаты предоставляемых обучающимся при проживании в общежитии бытовых услуг должно осуществляться отдельно, и плата за них не должна включаться в размер платы за жилое помещение в общежитиях.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться, исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям приборов учета (индивидуальных или домовых, установленных непосредственно в общежитии). Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную проживающему в жилом помещении, производится в соответствии с пунктом 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

При определении размера оплаты вышеуказанных коммунальных услуг необходимо учитывать получаемые образовательными организациями субсидии на содержание имущества и финансовое обеспечение выполнения государственного задания, формируемые в соответствии с совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н/527 и приказом Минобрнауки России от 27 июня 2011 г. № 2070.

Следовательно, несмотря на то, что предоставление общежития не выделено в отдельную целевую государственную услугу, непосредственное предоставление ее является одной из мер социальной поддержки, обеспечивающейся в рамках государственного задания. В этой связи установление платы за жилое помещение в общежитии не может рассматриваться как извлечение прибыли с помощью недвижимого имущества, финансовое обеспечение содержания которого осуществляется в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания.

В связи с изложенным Минобрнауки России обращает внимание на необходимость выполнения положений писем Минобрнауки России, а также на необходимость своевременной публикации актуальной информации на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

В.Ш. Каганов

Обзор документа

Минобрнауки России были выявлены факты незаконного повышения платы за проживание в студенческом общежитии. В связи с этим разъяснены отдельные моменты определения ее размера.

Величина платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами образовательной организации, принимаемыми с учетом мнения советов и представительных органов обучающихся (при их наличии). Копии этих актов, а также условия предоставления жилого помещения в общежитии должны размещаться на официальном сайте образовательной организации.

Образовательная организация вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии или вообще не взимать ее с отдельных категорий обучающихся.

Обращается внимание, что в плату за общежитие не должны включаться затраты на содержание и ремонт жилого помещения. К ним, в частности, относятся расходы на уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, сбор и вывоз бытовых отходов, пожарную безопасность, проведение обязательных мероприятий по энергосбережению, установку и эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.

Обучающиеся вправе отказаться от дополнительных бытовых услуг. Поэтому плата за такие услуги должна определяться отдельно. Ее не следует включать в плату за общежитие.

Плата за коммунальные услуги определяется исходя из объема их потребления, устанавливаемого по показаниям приборов учета. Размер платы рассчитывается по формулам, предусмотренным для коммунальных квартир. При определении платы за коммунальные услуги следует учитывать субсидии, получаемые образовательным учреждением на содержание имущества и финансовое обеспечение выполнения госзадания.

Минобрнауки России обращает внимание, что предоставление общежития - одна из мер соцподдержки, обеспечивающаяся в рамках госзадания. Взимание платы за жилое помещение в общежитии не может быть направлено на извлечение прибыли.

Поделиться