Open Library - открытая библиотека учебной информации. Психологические особенности возраста студента 1 психологическая характеристика студенческого возраста

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

Студенческий возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом теперь выражается самостоятельность студента. Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении с взрослыми. Подобная потребность объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые молодому человеку бывает трудно. Возросший уровень самосознания и способствует развитию уровня требований молодых людей к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют требования более высокого порядка к моральному облику взрослого и сверстника.

Студенческий возраст характерен и развитием так называемой «экономической активности», которая включает в себя понимание самостоятельной производственной деятельности, начало трудовой жизни и подготовку к созданию собственной семьи.

Студенческий период является центральным периодом преобразо­вания и становления всей системы ценностных ориентаций и мотивации.

В исследованиях, посвященных студенческому возрасту, отме­чается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования неповторимой, творческой индивидуальности .

Главная социальная задача студенческого возраста - профес­сиональный выбор. Специальное образование является следующим этапом по отношению к общему образованию. Профессиональный выбор и выбор специального учебного заведения приводит к тому, что жизненные пути юношей и девушек разграничиваются. Расши­ряется диапазон общественно-политических интересов и степень ответственности.

Некоторые особенности психики студенческого возраста опреде­ляются промежуточностью общественного положения и статуса. Молодого человека занимает собственная возрастная специфика, право на независимость и др. Выраженная ориентировка и опреде­ление своего места в мире взрослых людей предполагает личностное и социальное самоопределение. Социально-психологические свойства этой возрастной категории зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от социально-профессионального определения, самостоятельности личности, выбора жизненного пути.

Студенческий возраст характеризуется развитием интеллекту­альных и физических возможностей. Однако здесь кроются противоречия, касающиеся этих возможностей и действительной их реализацией. Рост творческих возможностей, развитие интеллек­туальных, технических, художественных и научных достижений не может продолжаться вечно, ибо имеет свой логический предел.

В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.

Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленности, реши­тельности, настойчивости, самостоятельности, инициативы, умения владеть собой.

Само поступление в ВУЗ создает у молодого человека ощущение веры в собственные возможности и определяет его дальнейшую жизнь. Однако дальнейшая учеба в ВУЗе раскрывает и изменения в настро­ении молодых людей: эйфория первых месяцев учебы сменяется скептическим отношением к преподаванию, системе оценивания и др.

Однако необходимо констатировать и тот факт, что способность к произвольности и сознательной регуляции своего поведения развита у молодых людей не в полной мере. И в основе такого поведения зачастую лежат немотивированный риск, неумение ставить себя на место другого человека, предвидеть последствия своих поступков. Это возраст проявления альтруистических чувств и полной самоотдачи.

Успешность учебной деятельности молодого человека опреде­ляется освоением новых для него особенностей учебы в ВУЗе. В процессе учебы складывается студенческий коллектив, вырабаты­ваются навыки и умения организационной работы, формируется система работы по выработке профессионально значимых качеств личности.

Нередко на выбор профессии влияют случайные факторы или целенаправленное влияние родителей. В своем выборе родители руководствуются зачастую теми факторами, которые, по их мнению, в настоящее время являются более значимыми и актуальными: материальное благосостояние, престижность положения, получение определенной выгоды при выборе той или иной профессии.

Знание индивидуальных особенностей молодого человека позво­ляет сделать процесс адаптации к новым видам деятельности более гладким и ровным.

Комплекс интеллектуального потенциала молодого человека, а также личностные особенности, которые включают в себя адаптив­ность, мотивацию, пластичность личности, определяют успешность обучения разным видам деятельности, особенно учебной.

Наличие определенных мотивов и интересов, индивидуально-типологических особенностей, направленности личности, ее самосоз­нания способствуют более успешному обучению студентов.

Направленность личности молодого человека предполагает использование целого комплекса потребностей, которые в свою очередь предполагают свое дальнейшее удовлетворение. При этом, несомненно, важна активность молодого человека, которая проявляется через стремления, влечения, желания и эмоциональные состояния.

Выражение ясно осознанных духовных и материальных потреб­ностей молодого человека проявляется в стремлении стать профес­сиональным и эрудированным специалистом.

В формировании деятельности важную роль играет система представлений, убеждений и взглядов на окружающую действи­тельность. Данная система проявляется в анализе и оценке событий действительности, в социальном поведении, его реакциях и поступках.

Деятельность студенческого возраста предполагает наличие и использование способностей, которые позволяют успешно овладеть системой знаний и умений. Здесь характерна зависимость способ­ностей от развития психических способностей, в частности внимания, памяти, воображения и мышления.

При этом необходимо отметить, что на начальном этапе обучения не все молодые люди успешно осваивают программу обучения и воспитания в ВУЗе. И связано это не с тем уровнем подготовки в средней школе, которую они получили. Налицо такой факт, как несформированность готовности к обучению, проявлять самостоя­тельность, уметь произвольно контролировать свое поведение и деятельность, оценивать себя и окружающих людей, уметь правильно распределять свое рабочее время, чередуя его с отдыхом.

Многие проблемы молодых людей на первых порах обучения связаны с отсутствием у них навыков самостоятельной работы, в первую очередь, неумение конспектировать лекционный материал, работать с источниками, анализировать полученный материал, ясно и логично излагать свои мысли.

Определенная форма контроля над самостоятельной деятель­ностью молодых людей предполагает проведение семинарских, практических и лабораторных занятий. Также необходимой формой контроля, применяемой в ВУЗе, является написание рефератов, докладов, проведение конференций и форумов, которые позволяют студенческой молодежи раскрыть свои потенциальные творческие возможности и достижения.

Общественная работа, выполняемая молодыми людьми, способ­ствует их интеллектуальному развитию, развивает организаторские способности и индивидуальное самостоятельное решение проблем.

Постоянное повышение требований к способностям молодых людей способствует формированию волевой направленности и регуляции учебной деятельности.

Психологическое развитие и становление студенчества имеет свои периоды подъема и спада, что обусловлено определенными противоречиями, взаимопереходами, самовыражением, самодвиже­нием, активной жизненной позицией.

Студенческий возраст - это возраст объединения молодых людей, которые заняты общим видом деятельности - учением, предусмат­ривающим специальное образование. Это возраст, характеризующийся определенными отличительными особенностями: характер их труда, раскрывающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятель­ности, а также в самостоятельном приобретении знаний.

В советское время существовало возрастное ограничение для поступления на очное отделение - до 35 лет. Сейчас же ни низшего, ни высшего возрастного порога для поступления в ВУЗ нет. Вот и выходит, что на одной студенческой скамье могут сидеть рядышком и семнадцатилетняя девушка, и семидесятипятилетний старичок-пенсионер.

В Кембридж, например, недавно поступил Арран Фернандес. Пятнадцатилетний студент стал самым молодым учащимся за последние 200 лет. В Боливии выдали диплом политолога Герману Петерсу. 90-летний выпускник посвятил дипломную работу революции 1952 года в Боливии, непосредственным участником которой он, собственно, и был.

Однако самый старый студент мира, имеющий не только детей и внуков, но даже 4 правнука, не останавливается на достигнутом. Петерс уже подал документы для поступления в еще одно высшее учебное заведение. А вот в России самым взрослым студентом стал Марк Гольдман. Ему уже перевалило за 75 лет. Преклонный возраст не мешает студенту «Высшей школы экономики» сдавать сессию на «отлично».

В каком возрасте поступать в ВУЗ?

В каком возрасте поступать в ВУЗ и становится студентом - личное дело каждого. Но затягивать с поступлением все же не следует. Во-первых, в этом случае Вы не потеряете навыки обучения и самообразования. Вливаться в учебный процесс после длительного перерыва нелегко. Во-вторых, способности к обучению с возрастом снижаются. Учитывать следует и дальнейшее трудоустройство. Работодателю выгоднее взять на работу двадцатипятилетнего молодого человека, уже имеющего к тому же опыт работы, чем тридцатилетнего выпускника ВУЗа без практики.

Еще одна проблема - вечный студент. Он то переходит с одной специальности на другую, то топчется на месте, просиживая несколько лет на одном и том же курсе. При этом тратится огромная сумма денег, прилагаются моральные и психические усилия - а все безрезультатно. Не зря фразеологизм «вечный студент» имеет ярко выраженную негативную окраску: досадно всю жизнь двигаться к цели, но так ее и не достичь.

Студенческий возраст классифицируется как завершающий этап взросления и становления личности. Период с 18 до 25 лет, когда большинство молодых людей обучаются в высших учебных заведениях, называется поздней юностью или ранней взрослостью. Студенческий возраст имеет определенные социально-психологические отличия от зрелого периода. Особенности данного этапа в жизни человека заключаются в активном развитии процессов самосознания и решении вопросов, касающихся профессионального самоопределения.

Характеристика студенческого возраста

Молодые люди, ставшие студентами, отличаются от других социальных групп (в том числе и от сверстников, которые отказались от идеи обучения в вузе) следующими чертами:

  • более высоким образовательным уровнем;
  • стремлением к получению углубленных профессиональных знаний и навыков;
  • высокой активностью на социальном уровне;
  • познавательной мотивацией;
  • интеллектуальной и социальной зрелостью, которые гармонично сочетаются между собой.

На психологическом и социальном уровне студент становится дееспособным членом семьи, который вносит свой вклад в семейный бюджет и заботится о младших членах семейства. Однако зачастую родители не готовы принимать взрослость своего ребенка, что приводит к конфликтам, которые по своей природе напоминают противоречия в подростковом возрасте.

Полученные в вузе профессиональные навыки и знания побуждают студента искать пути реализации своих трудовых стремлений. При этом на данном этапе актуальной становится потребность в познавательной и учебной деятельности. Кроме того, среди особенностей студенческого возраста нужно отметить следующие:

  • процессы восприятия достигают наивысшего уровня развития, что позволяет человеку продолжительное время концентрироваться на объекте или учебном материале;
  • сформированные гражданские качества находят выход в необходимости быть частью коллектива;
  • дружеские отношения приобретают признаки многоплановости (углубляется содержание понятия дружбы, расширяется поле интеллектуальных и эмоциональных контактов);
  • система убеждений и нравственных понятий приобретает завершенный формат.

С физиологической точки зрения возраст студентов является переходным периодом между юностью и зрелостью. Совершенствование процессов мышления и памяти проявляется в преобладании смыслового запоминания. Студент целенаправленно выявляется смысловые связи и опорные пункты, которые имеются в учебном материале, это позволяет быстро запоминать и усваивать полученные знания, чтобы в дальнейшем применять их в ходе профессиональной деятельности.

Студенческий возраст (юность) - завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста - выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Период профессиональной подготовки (стадия адепта в терминологии Е. А. Климова) не имеет жестко фиксированных возрастных границ и может начинаться как в подростковом возрасте, так и в период ранней или поздней юности. Учащихся профтехучилищ, средних и высших специальных учебных заведений роднит приверженность к профессии в форме соответствующей учебной или самовоспитательной деятельности, ориентация на определенную профессиональную общность и приобщение к ней на основе усвоения специфически профессиональных норм и требований, профессионального содержания выбранной сферы трудовой деятельности. Однако на предыдущих возрастных этапах становление профессиональной направленности являлось продуктом разнообразных, но не профессиональных видов деятельности. Теперь она включена в профподготовку и определяет все иные виды деятельности человека. До окончания школы становление профессиональной направленности выступает одной из сторон развития личности и индивидуальности, а в студенческом возрасте профессиональная направленность является центральным, стержневым,аспектом психического развития

Исследования В. И. Степанского показывают, что одними из важных психологических условий, позволяющих полностью раскрыться тем качествам студентов, которые присущи профессионалу, является включение юношей и девушек в среду профессионализации . Переход человека к профессиональной подготовке, профессиональному обучению открывает качественно новый этап в становлении его профессиональной направленности на основе преобразования личности и индивидуальности.

Индивидуальность рассматривается в психологии как интегральная форма душевно-духовного бытия человека как уникальной самобытной личности, реализующей себя в творческой деятельности . «Человек как индивидуальность, - отмечает В. И. Слободчиков, - раскрывается в самобытном авторском «прочтении» социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального (уникального и неповторимого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного («необщего») лица, в следовании голосу собственной совести» . Работа психолога, как отмечалось выше, очень специфична по своему предмету индивидуальности другого человека. Ее специфичность заключается в том, что сам психолог должен выступать как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. Таким образом, индивидуализация душевной жизни студента на этапе обучения в вузе есть постоянный процесс рассекречивания собственной самости, направленной на понимание истинного, внутреннего «Я» человека в свете высших смыслов и высших ценностей. Соответственно, чтобы ценности стали достоянием души студента, необходимо создать условия приобщения его к ценностям профессиональной сферы, наполняя учебно-профессиональную деятельность различными событиями, включающими в себя системы смыслов, которые могут служить ориентирами для текущих целей студентов, базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач.

Приобщение к профессиональной сфере рассматривается как необходимое основание жизнедеятельности, которое упорядочивает бытие студента, делает его осмысленным. При создании условий моделирования профессиональных ситуаций, выполнения профессиональной или адекватной ей социальной деятельности происходит понимание сущности профессии , формируется образ профессии , складывается профессиональное самосознание и профессионально важные качества личности , профессиональная пригодность . Возникают психологические характеристики, близкие к характеристикам профессионала .

Эмоциональная увлеченность профессией является основным механизмом профессионализации на начальном этапе обучения в вузе. Положительное отношение к профессии будет заключаться в том, что в эмоционально привлекательной профессиональной деятельности может быть реализован ряд потребностей субъекта, социальных, экономических, личностных, которые способствуют становлению выполнения данной деятельности мотивированной, в результате чего профессиональная направленность будет более устойчивой.

Эмоциональный компонент профессиональной направленности будет иметь устойчивый характер при условии наблюдения студентами за деятельностью профессионалов, которых на этапе обучения представляют преподаватели вуза. Профессиональная деятельность должна соответствовать ряду требований: она должна быть доступна для наблюдения, иметь выраженный эмоциональный характер, чтобы затронуть чувства студента и стать социально-значимой, привлекательной, престижной для него. Именно в студенческом возрасте позитивные эмоции, возникающие при включении в среду профессионализации, приобретают особое значение для творческого и ответственного осуществления студентами учебно- профессиональной и далее собственно профессиональной деятельности, для максимальной социальной отдачи специалистов с высшим образованием . В данный возрастной период профессиональная направленность выступает как новообразование и формируется в особой, не присущей студентам ранее, деятельности . Впервые учебно-профессиональная или трудовая деятельность, или та и другая вместе, становятся ведущим типом деятельности, в рамках которой и формируется осознание себя в профессии (когнитивный компонент), которое позволяет студенту перейти на новый социальный уровень, направленный на развитие себя в профессии .

Среди важных преобразований мотивационно-потребностного компонента выделяется такая тенденция, как повышение роли внутренней мотивации, то есть усиливается побуждение к самореализации и формируется личностное отношение к профессии. Происходит осознание трудностей, связанных не только с обучением в вузе, но и со спецификой реализации в будущем профессиональных функций. По мере усвоения знаний, формирования опыта в профессии внешние цели обучения интериоризируются и все больше совпадают с личными целями. Такое преобразование мотивационной сферы придает будущему профессионалу автономию в сфере профессионального роста, независимость от сопутствующих факторов в профессиональном развитии и возможность объективно оценивать условия собственной деятельности, собственные успехи по ее освоению. С развитием мотивационно-потребностного компонента профессиональная направленность начинает носить более устойчивый характер. Происходят глубокие изменения значимых смысловых образований, обусловливающих проникновение в профессиональные проблемы . Постепенно отношение к профессии начинает формироваться под влиянием условий, проистекающих из самой трудовой деятельности, ее специфики, в профессиональный контекст включаются личностные цели и ценности.

Меняется иерархия побуждений, происходит решение вопроса, состоящего в установлении соотношения общественной значимости и личностного смысла труда. Возникает взаимосвязь между личными и общественными побуждениями к труду, что вызывает у студента стремление рассматривать профессиональную деятельность как средство самореализации. Период профессиональной подготовки в вузе связан с нарастанием тенденции к индивидуализации во всех компонентах профессиональной направленности, поскольку закладывается профессионально-психологический тип на основе развития самосознания и качеств, важных для профессионала. Итогом развития профессиональной направленности выступает осмысление своей будущей профессии и себя в ней, возникновение определенного отношения к своему труду, а также готовности к активной самостоятельной деятельности в профессиональной сфере и стремление к совершенствованию в ней. Профессиональной направленности принадлежит ведущая роль в формировании профессионализма.

Теоретический анализ литературы позволил нам выделить особенности становления профессиональной направленности студентов на различных этапах обучения в вузе. На начальном этапе вузовского обучения эмоционально - чувственные переживания и отношения являются значимыми составляющими таких психических феноменов как образы «профессии» и «Я-профессионала». Под образом профессии мы понимаем представления человека о выбранной профессии и его отношение к ней. «Образ Я-профессионала» знание о своем профессионально-функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межличностных отношений, своих возможностях и ограничениях. Эмоциональный компонент направленности наполняет эти образы чувственным содержанием, а когнитивный и поведенческий компоненты - рациональным. Образы профессии и Я-профессионала являются одной из особенностей становления профессиональной направленности, ориентируя субъекта профессионализации в пространстве профессионального самоопределения.

В процессе дальнейшего обучения профессиональная направленность личности наполняется рациональным содержанием, когнитивные структуры психики отвечают за реализацию личных целевых программ профессионального развития. Цели учебно-профессиональной деятельности - это осознанные и сознательно принятые как желаемые, образы профессии и Я-профессионала, выступающие в качестве промежуточных или конечных результатов профессионализации. Цели профессиональной и учебно - профессиональной деятельности разнообразны и могут быть промежуточными и конечными, легкодостижимыми и труднодостижимыми, но осознанные цели, как правило, выражаются в виде концептуального проекта будущего в профессиональной сфере личности. Способность субъекта профессионализации к целеполаганию является особенностью становления профессиональной направленности на уровне перспективно - целевого и мотивационно - потребностного компонентов.

Таким образом, на заключительном этапе обучения студентов прослеживается тенденция формирования смысловых образований, связанных с профессиональной деятельностью и тем, что с ней сопряжено. По степени влияния на устойчивость субъективного отношения к профессии, выделяют следующие смысловые образования: личностный смысл, смысловую установку, личностную ценность.

творческая работа

1.3 Социально-психологические особенности студенческого возраста.

Студенчество - отдельная возрастная категория. Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева . Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.

При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации.

В отечественной психологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н. Рыбниковым, который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность, «акмеологией». Психологов на протяжении достаточно долгого времени интересовала проблема психического развития ребенка, и человек стал «жертвой детства». Психология зрелых возрастов, к которым относится и студенческий возраст как переходный от юности к зрелости, стала относительно недавно предметом психологической науки. Здесь юношеский возраст рассматривался в контексте завершения, свертывания процессов психического развития и характеризовался как наиболее ответственный и критический возраст.

Л.С. Выготский, не рассматривавший специально психологию юношеского возраста, впервые не включил его в детские возрасты, четко разграничив детство от взрослости. «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии...». Следовательно, в отличие от всех ранних концепций, где юность традиционно оставалась в пределах детских возрастов, она впервые была названа Л.С. Выготским «началом зрелой жизни». В дальнейшем эта традиция была продолжена отечественными учеными.

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общего психического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Если изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям.

Выявление взаимосвязи профессиональной направленности с самооценкой студентов-психологов

Студенческий возраст (юность) - завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста - выбор профессии...

Девиантное поведение подростков

Современные студенты - это, прежде всего, молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. На сегодняшний день отсутствует единый подход к возрастной периодизации, выделению фаз развития взрослого человека. По международной классификации...

Мотивационный комплекс личности

В старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост...

Особенности восприятия времени у студентов

Профилактика девиантного поведения среди подростков

В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои...

Профилактика Интернет-зависимости у студентов

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. По утверждению Б.Г. Ананьева, он является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека ...

Психологические особенности возраста студента

Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями...

Психологические особенности эмоционального здоровья студентов

Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка в онтогенезе единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию...

Развитие этнической толерантности у студентов-психологов

Годы студенчества выступают как особый, вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности...

Социальная работа с подростками, испытывающими трудности в общении

Поведение человека является функцией, с одной стороны, личности, с другой - окружающей ее среды. Свойства личности и свойства среды взаимосвязаны...

Становление общественной активности студентов в педагогическом вузе

Суицид в молодёжных субкльтурах

Теоретическое и эмпирическое изучение особенностей проявления лжи у студентов с различным уровнем локуса контроля

Студенчество, период становления личности, когда закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе к людям, к обществу. Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека...

Формирование личности студента

Отечественным психологом Самариным Ю.А. были выделены следующие противоречия студенческого возраста: Социально-психологическое противоречия...

Поделиться