Рукотворный мир и природа. Кто поможет природе? Урок «Природа и рукотворный мир Живая неживая природа рукотворный мир

ТЕМА: ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР

(экскурсия)

Цели: 1. учить находить взаимосвязи живой и неживой природы; 2.формировать представление об отношении людей к окружающему миру.3 воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Какие книги о природе вы читали? Что вам больше всего по­нравилось, что заинтересовало вас? Что нового узнали?

П. Экскурсия.

Посмотрите вокруг: какое великолепие красок нас окружает! -Перечислите всё, что относится к природе. (Дерево, куст,

трава, ворона, камень, солнце.)

    Вы много назвали предметов. Природа - это всё, что не сде­лано руками человека. Всё, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Какие? (Живая и неживая природа.)

    Назовите предметы неживой природы. (Ветер, дождь, солнце.)

    Подставьте щёчки к солнышку. Что вы чувствуете? (Немного тепла.)

    А как светило солнце летом? (Оно светило ярко, поэтому бы­ ло жарко.)

    Посмотрите на небо. Что вы там видите?

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

    Часто ли вы видели облака, плывущие по летнему небу? (Редко.)

Какие облака вы видите осенью? (Серые.)

Отгадайте загадку.

Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. (Ветер.)

Ветер стал дуть сильнее, сгибает деревья.

Какие изменения с приходом осени происходят в неживой природе? (Солнце светит и греет слабее, по небу плывут серые облака, усиливается ветер, часто идёт дождь, становится про­хладнее.)

Посмотрите на небо. Что вы видите? (Облака, солнце.)

А почему вы не видите звёзды? (Солнце яркое, поэтому звёзд не видно.)

    Что придёт на смену солнцу? (Луна или месяц.)

    Что происходит в природе с наступлением ночи?

Ш. Работа по учебнику (с. 14-15).

    Можно ли отнести к природе то, что сделано руками челове­ка? (Нет.)

    Что такое природа? (Природа Щ это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)

На какие две группы делят природу? (На живую и неживую.) На доске записаны две группы предметов.

Назовите представителей двух групп, а также как можно больше признаков, которыми они отличаются.

Живая природа Неживая природа Рукотворный мир

Растения, животные, Воздух, песок, камни, Города, храмы, па-
бабочки, насекомые, вода, солнце, земля и мятники и т. д.
и т. д. т. д.

Представители живой природы питаются, растут, приносят потомство, умирают. А представители неживой природы не обла­дают этими признаками. К какой группе относится человек? (Часть живой природы. Он относится к миру животных.)

IV. Работа по тетради (с. 5, задания 1,2).

Как вы думаете, влияет ли неживая природа на живую? (Жи­вым организмам необходимы кислород для дыхания, а также сол­ печное тепло, вода для питания растений, являющихся пищей для живы* организмов.)

Прочитайте первый абзац на с. 16.

Рассмотрите рисунки и расскажите, каким может быть отно­шение человека к себе, к другим людям, к природе, к рукотворному миру.

    Ответьте на вопросы на с. 17. IV. Итог урока.

    Как связаны неживая и живая природа?

Домашнее задание: учебник, с. 14-17; рабочая тетрадь, с. 6, задания 3,4.

1. Подчеркни зелёным карандашом объекты природы, а красным - предметы рукотворного мира.

2. Подумай, как составить пары из этих рисунков. Соедини парные рисунки линиями.
Дополни рисунки, придумав свою пару.

3. Наш друг Попугай любит всё, что светит, гремит, блестит, плавает или летает. Он предлагает тебе заполнить таблицу.

4. Приведите примеры (напишите не менее трёх в каждом пункте). Не повторяйте того, что уже написано в таблице!

1) Объекты природы: море, горы, лес
2) Предметы рукотворного мира: машины, мебель, посуда

5. Проведите игру-соревнование: кто назовёт больше объектов природы. Следуйте правилу: тот, кто ошибётся (назовёт предмет рукотворного мира), выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой, следуя тому же правилу.

Объекты природы: камни, солнце, небо, радуга, насекомые, люди, растения, животные, рыбы, бактерии, микробы, вода, планеты, горы, железо, бронза, золото, алюминий, огонь, гроза, лава, песок, валун, скала, холм, пещера, астероид, звезда, комета, снежинка, сугроб, лед, ледник, лужа, море, океан, воздух, грибы, птицы, рыбы, звери и т.д.

Конспект урока технологии.
Дата проведения___________.
Тема:
Руко­творный и природ­ный мир города и села .
Цель:
Познакомить с новым учебником, его особенностями, раскрыть содержание понятий «технология», «условные обозначения», познакомиться с условными обозначениями, дать представление о связи человека с природой и предметным миром.

Тип урока: Урок откры­тия нового знания.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся наблюдать связи человека с природой и предметным миром.

Познавательные: осознавать познаватель­ную задачу; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в форме тек­ста и иллюстраций в учебнике.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: соблюдать правила рече­вого поведения; делиться своими размыш­лениями, впечатлениями.

Регулятивные: понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; по­нимать перспективы дальнейшей учебной работы.

Формирование жела­ния выполнять учеб­ные действия, приоб­ретать новые знания; проявлять интерес к содержанию пред­мета технологии; развитие мотивов учебной деятельно­сти; формирование личностного смысла учения, бережного отношения к окру­жающему миру

Ход урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово:

    - Ребята, у вас на парте ещё один новый учебник.
    - Кто прочитает его название?

Правильно, это учебник по технологии.

О чем нам может рассказать обложка учебника? Глядя на иллюстрации предположите, чем мы будем заниматься на уроках технологии.

- (после ответов детей) На уроках мы будем знакомиться с материалами и инструментами, узнаем их свойства, будем осваивать простейшие технологические приемы.

Этот учебник составили для вас Лутцева Елена Андреевна И Зуева Татьяна Петровна.
- откройте 3 страницу учебника. Послушайте обращение авторов учебника к школьникам. (Чтение текста «Дорогой друг!»

Коллективная работа: знакомство с новым предметом, учебником и с системой условных обозначений (учебник, с. 4).

    Мотивация и целеполагание.

Демонстрация предметов и предметных картинок.

Что мы видим вокруг себя? (Ответы детей ).

Всё, что вы назвали можно разделить на 2 группы. Как вы думаете, на какие?
(предположения детей)

Ответ на этот вопрос мы найдём в названии темы урока. Откроем учебник, прочитаем название темы, целевые установки.

Прогнозирование содержания раздела «Природная мастерская» (учебник, с . 5).
- Кто изображён на с.5? (Это мастер-бобёр).
-
Вместе с ним ты узнаешь:

    Какие материалы использует мастер в природной мастерской;

    Что можно сделать из этих материалов;

При помощи каких инструментов мастер изготовляет изделия.

Физкультминутка (Музыкальная).

    Актуализация знаний и умений.

Работа с учебником на с.6-7.

Р ассматривание фотографий в учебнике, учебный диалог.

- Что вы видите на фотографии? (Город, телевышка, фонари, машины, горы, дома, деревья).
-Что запечатлено на следующей фотографии? (Село, деревня, лошади, дома, электрические опоры, стог сена, трактор, лес, деревья).


Постановка проблемной ситуации.
- Найдите на фотографиях всё то, что создано природой.
- Теперь перечислите то, что создано человеком.

(Дают ответы и объясняют свои предположения).

    Освоение нового содержания и его применение.

Слово учителя:

Человек создает предметы, продукты, необходимые для его существования. Все окружающие нас вещи сделаны из материалов и с помощью инструментов. Все необходимое для своей жизни люди производят, изменяя и преобразовывая то, что дает им природа, с помощью определенного способа действий - технологии. Технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Современный человек может сделать самые разнообразные вещи!

Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждет

Бьет копытом у ворот,

(Повороты туловища вправо-влево,
ноги на ширине плеч)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

(Наклоны головы вправо-влево)

Быстро на седло вскочу.

(Приседания)

Не поеду - полечу.

Цок-цок-цок-цок.

(Поочередное высокое поднятие колен
с одновременным цоканьем языком)

Там за дальнею рекой

Помашу я всем рукой.

5. Закрепление и обобщение материала.

    Игра «Ру­котворное - природное» (учебник с.7);
    (Две команды называют объекты рукотворного и природного мира. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок).

    Дидактическая игра «Мир природный – мир рукотворный».
    (
    Работа в группах: дети получают конверты с предметными картинками. Задание: найди лишний предмет, объясни его происхождение).

    Подведение итогов.

Какие задания на уроке вам были интересными?

Какие условные обозначения учебника (знаки-помощники) вы запомнили?

Чему можно научиться на уроках технологии?

Цели : формировать представление о том, что такое природа; учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их.

Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира, презентации «Виды природы», «Творения человека» (можно видеофрагменты, картинки, фотографии); у учащихся — цветные фишки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Что вы знаете о своем городе или селе?

— Назовите свой адрес.

— На какой улице стоит ваш дом?

— Кто узнал, сколько лет вашему дому?

— Что украшает ваш дом, создает уют и тепло?

(Конкурс рисунков «Мой дом». Можно использовать КИМы (тесты 2, 3, с. 7-8).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.)

— Ребята, посмотрите внимательно на доску. На какие две группы вы разделили бы данные предметы? (То, что есть в природе, и то, что сделано человеком.)

— Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 14 учебника. (Природа и рукотворный мир.)

— Какие учебные задачи поставим пред собой? (Узнать, что относится к природе, а что — к рукотворному миру.)

— Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Ребята, посмотрите вокруг. Как много объектов нас окружает! Порассуждайте, что мы отнесем к природе, а что к природе не относится. (Ответы детей.)

Природа — это весь многообразный мир, который окружает человека и существует без его участия. К живой природе мы относим растения, животных, грибы, бактерии, к неживой — камни, воду, воздух и др. Часть окружающих нас предметов создал сам человек — это искусственные объекты, изделия или вещи. К ним относятся машины, одежда, посуда, мебель, здания и т. д.

— Рассмотрите фотографии на с. 14—15. То, что относится к природе, накройте зелеными фишками, а то, что создано человеком, — желтыми. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.

— Как вы поняли, что такое рукотворный мир? (То, что создано руками человека.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

— Поиграйте в слова с соседом по парте: один называет объекты природы, а другой — рукотворного мира (по очереди). Кто больше слов назовет. Затем поменяйтесь.

— Заполните таблицу.

V. Физкультминутка

Игра «Природа — не природа»

(Учитель называет предмет или показывает рисунок с его изображением. Если предмет относится к природе, дети хлопают, если создан человеком — топают.)

VI. Продолжение работы по теме урока

(Учитель показывает презентации «Виды природы», «Творения человека». Если нет презентаций, можно показать видеофрагменты, фотографии или картинки.)

— Какие чувства вызывает у вас увиденное? (Восхищения, удивления природой, гордости за человека.)

А теперь поговорим об отношении человека к этой красоте, к окружающему миру.

(Класс делится на группы.)

— Рассмотрите рисунки на с. 16—17 учебника. Обсудите в группах отношение человека к себе и другим людям, к природе, рукотворному миру.

— Ответьте на вопросы к рисункам.

(Обсуждение в группах. Затем каждая группа отвечает на один вопрос.)

— Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Ответы детей.)

— Прочитайте, какой вывод сделала Черепашка.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 17, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Прочитайте еще раз задачи урока. Проверьте, все ли мы выполнили.

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 2 (с. 5).

Где мы живём?

ГБОУ гимназия 45 имени Л.И. Мильграма

Город Москва



окружающий мир

природа

рукотворный мир






Природа – это то, что нас окружает, но НЕ создано

человеком.

Солнце, воздух, вода, растения, животные – это всё объекты природы.


Рукотворный мир – это то, что нас окружает создано людьми . Разнообразные вещи, транспорт, здания – это объекты рукотворного мира.


Всё – от старой сосны у забора

До большого тёмного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

И котёнок Васька небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в пруду отражения крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису…

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда.


Подумайте и расскажите, каким должно быть

отношение человека к себе, к другим людям,

к природе, к рукотворному миру.


Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полёте…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву

на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая

участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши

души сохраним,

Тогда мы на земле

Поделиться