Природа и рукотворный мир. Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей Ютуб презентации природные и рукотворные материалы

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких царств состоит мир природы?

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Мир, который нас окружает, прекрасен и неповторим. Есть такая песня: "Как прекрасен этот мир, посмотри!". Было бы очень хорошо сохранить всю эту неповторимую красоту. Хочется, чтобы люди будущих поколений любовались красотами природы так же, как и мы.

Природа и рукотворный мир

Если осмотреться вокруг, можно увидеть много интересного. Зеленый лес, голубые облака, собака за забором - все это можно отнести к природе. Естественная природа существовала давно и еще долго будет существовать. Человек тоже относится к природе. Рукотворным миром называют все то, что создано людьми. Человечество воздействует на природу, создавая различные предметы рукотворного мира: машины, приборы, дома, заводы.

Появление рукотворного мира

Естественный мир был создан давным-давно. Человек, поселившийся здесь, в силу своей любознательности, жажды творчества и желания усовершенствовать свой мир начал создавать свои рукотворные произведения. Сначала простую палку он превратил в орудие. Заострив ее конец, он получил оружие. С тех пор так и пошло - человек совершенствовал старые и создавал новые предметы, все больше погружаясь в мир вещей - рукотворный мир.

И чем больше он создавал новых предметов рукотворного мира, тем дальше отдалялся от естественной природы. Примерами рукотворного мира могут служить:

  • построенные асфальтированные дороги, с помощью которых появляется возможность быстро и удобно перемещаться. Они заменили человеку зеленые тропинки;
  • стены домов, которые укрыли от холодов, ветров и дождей, но они же отгородили людей от природы;
  • изобретенная одежда сделала жизнь человека комфортной, но изолировала человека от влияния природных явлений;
  • обувь обеспечила удобство при ходьбе, но она отделила человека от земли;
  • при обработке натуральных продуктов огнем человек получил множество вкусных и разнообразных блюд, но применение жареных и соленых блюд пагубно сказалось на работе пищеварительной системы.

Как взаимодействуют природный мир и рукотворный мир

Природа и рукотворный мир находятся в постоянном взаимодействии. У природного мира есть замечательное качество: он может развиваться и восстанавливаться, а рукотворный мир может только разрушать. Естественная природа сможет прожить без вмешательства человека, а человек без природы никогда не проживет.

Понимая это, человек постоянно вел борьбу с природой. Итог этой борьбы плачевный: уничтожены тысячи животных и растений, появился очень важный документ - Красная книга, где перечислены очень редкие экземпляры флоры и фауны, встретиться с которыми людям практически невозможно

Рукотворный мир все больше и больше вытесняет природу. Современные люди так далеки от природы, что контактируют с ней очень редко, а дети о зайцах и колокольчиках узнают из телевизоров.

Человечество постоянно производит мусор, загрязняя все на планете: поверхность земли, океанские просторы и воздушное пространство. Дошло до того, что появилась проблема засорения космоса!

Результат взаимодействия природы и рукотворного мира

Все чаще появляются тревожные сообщения о том, что люди, которые будут жить в следующем тысячелетии, не смогут увидеть, как цветут цветы, и не услышат, как журчит прозрачный ручей.

Им не суждено будет узнать, что их предки в угоду научно-техническому процессу, не задумываясь о будущем, истребляли леса, загрязняли реки, накапливали радиоактивные отходы. Сейчас собралось так много экологических проблем, что стоит вопрос выживания человеческого социума. И эту проблему необходимо решать не только россиянам.

Важно помнить, что баланс в дикой природе идеален. И ей не надо помогать, она может обеспечить себя самостоятельно. А вмешательство в природу очень часто приносит неожиданные результаты. Когда в Австралии начали сажать колючие изгороди, не предполагали, что эти "колючки" окажутся такими живучими и заполонят все свободные поверхности.

Люди постоянно пытались "усовершенствовать" природу: осушали болота, поворачивали реки вспять, строили плотины. По прошествии многих лет стало понятно, что природные ресурсы использовались безграмотно, их надо беречь и уважительно относиться к природе.

Чтобы добиться результатов в решении экологической проблемы, необходимо начать прививать младшему поколению бережное и грамотное отношение к окружающему миру, чтобы они жили в согласии с законами природы.

Окружающий нас мир прекрасен и неповторим. Все, что окружает нас вокруг, и при этом не создано руками человека - деревья, горы, небо, реки и земля - относится к природе. Она существовала с самого начала сотворения планеты, в то время как рукотворный мир появился с развитием человеческой расы.

Что такое природа?

Природа существовала на Земле с самого начала существования планеты. Она представлена объектами живой и неживой природы, которые самым тесным образом взаимодействуют друг с другом.

К объектам живой природы относят:

  • микроорганизмы;
  • растения;
  • животные;
  • человек.

Рис. 1. Растения - объекты живой природы.

Однако они не могли бы существовать без объектов неживой природы, к которым относятся:

  • небесные светила;
  • почва;
  • воздух;
  • вода;
  • минералы.

Появление рукотворного мира

Природа существовала на планете всегда, в то время как рукотворный мир был создан относительно недавно - когда первобытный человек додумался заострить палку и сделать из нее орудие. С тех пор так и повелось: люди создавали новые предметы и совершенствовали старые, все более погружаясь в мир вещей или рукотворный мир.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В результате человеческой деятельности окружающий мир все больше видоизменялся, ведь основная цель человека - сделать свою жизнь максимально комфортной, даже в ущерб природе. Для защиты природы был разработан важный документ - Красная книга, в которой перечислены все виды растений и животных, которые нуждаются в самом бережном отношении.

Рис. 2. Красная книга.

К объектам рукотворного мира относят:

  • Одежда, благодаря которой стали не так страшны морозы и другие погодные явления.
  • Дома и другие сооружения, в которых можно укрыться от непогоды, хищников и недоброжелателей.
  • Сельское хозяйство и животноводство. Приручение диких животных и распашка целинных земель под посадку культур позволило позабыть о голоде.
  • Асфальтированные дороги, которые пришли на смену зеленым тропинкам и бездорожью.

Поначалу влияние человека на природу было незначительным и не наносило большого вреда. Ситуация кардинально изменилась с развитием научно-технического прогресса. Вырубка лесов, распашка степей под нужды сельского хозяйства, строительство большого количества фабрик и заводов самым негативным образом сказалось на состоянии планеты.

Рис. 3. Загрязнение окружающей среды.

Взаимодействие предметов природы и рукотворного мира

Объекты природы и рукотворного мира находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Природный мир обладает замечательным качеством - способностью развиваться и восстанавливаться. Это значит, что природа в состоянии прожить без вмешательства человека, а человек без природы - нет.

Человек постоянно оказывает воздействие на окружающий мир, который чаще всего оказывается негативным. Осушаются болота, поворачиваются реки вспять, строятся плотины - подобные «усовершенствования» никогда ни к чему хорошему не приводят, ведь природа находится в удивительной гармонии с собой.

Только бережное отношение к окружающему миру способно сберечь все его богатства, чтобы и наши потомки могли ими воспользоваться в полной мере.

Что мы узнали?

При изучении темы «Природа и рукотворный мир» по программе 2 класса окружающего мира мы узнали, в чем заключается различие между природой и рукотворным миром. Мы выяснили, что все их объекты находятся в тесном взаимодействии, а также поняли, насколько важно беречь природу.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 201.

Тема урока: Природа и рукотворный мир

Цель: побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира, развивать внимание, память, сообразительность, воспитывать бережное отношение к природе.

Прогнозируемые результаты: учащиеся узнают, что такое природа, научатся различать объекты природы и предметы рукотворного мира; смогут обсудить то, каким должно быть отношение людей к окружающему миру.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс, Москва, Просвещение 2015 г., рабочая тетрадь для 2 класса А.А. Плешаков «Окружающий мир»карточки для проверки д.з, картинки с изображениями предметов природы и сделанных руками человека; презентация.

План урока.

    Актуализация знаний.

    Мотивация учебной деятельности

    Усвоение новых знаний.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

1. Актуализация знаний

На парте карточки, на которых написаны характеристики: многоэтажные дома, заводы, фабрики, вокруг много лесов, подвал в доме, много видов транспорта, просёлочные дороги, чистый воздух, много кинотеатров и театров, в доме живет много семей, есть земельный участок.

Распределите карточки на две группы: жизнь в городе- жизнь в селе.

Чем город отличается от села?

Какие плюсы и минусы жизни в городе и селе вы можете назвать?

(должна получиться картинка дома городского или сельского)

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель читает стихи.

Всё – от старой сосны у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось.

И котенок Васька небось?

Даже муха – вот это да!-

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.

Я люблю на озере тишь

И в пруду отраженья крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису…

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда.

О чем говорилось в стихотворении?

Попробуйте предположить, о чем пойдет речь у нас на уроке?

Что хотелось бы узнать?

На странице 14 учебника прочитайте, чему мы будем учиться.

3. Усвоение новых знаний.

С нами по страницам учебника путешествуют Серёжа и Кеша. Они очень наблюдательные, часто бывают на природе и делают красивые снимки. Откройте учебники, страницы 14-15. Рассмотрите фотографии. Какие предметы вы видите? Всё это существовало много столетий и будет существовать независимо от человека. Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир некоторые изменения. Что сделал человек?

Найдите эти предметы на фотографиях. Почему парусник, паровоз, воздушный шар не относятся к природе?

На какие группы можно разделить эти предметы?

Вывод на странице 15

На доске прикреплены картинки, на какие группы их можно разделить?

Докажите, почему плодовые деревья и домашние животные не рукотворный мир.

Работа в рабочих тетрадях на странице 5. Зеленым карандашом подчеркнуть названия предметов, которые относятся к природе, красным – сделано руками человека.

Физкультминутка

Кто все сделал, встает. Немного поиграем, я называю предмет, если он относится к рукотворному миру – топаем, если к природе – хлопаем.

(тетрадь, кошка, яблоко, ручка, дом, груша, компьютер, трактор, корова, спутник, планета, человек, утюг, горы, камень, брюки, книга)

Работа в рабочей тетради

Подбор предметов, которые светят, гремят, блестят, плавают, летают.

Занести в таблицу на странице 6 тетради задание 3.

Задание на доске.Найти лишнее .

Откройте учебник на страницах 16-17. Прочитайте задание страница 16.

Рассуждаем о нашем отношении к увиденному. Сделайте вывод.

Чтение стихов

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полете…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа – мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся.

4. Рефлексия

Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Смогли мы научиться тому, что запланировали? Какие сделали выводы? Сравните их с выводами Мудрой черепахи. В заключение послушаем песню «Не дразните собак»

5.Домашнее задание

Рабочая тетрадь страница 6, задание 4.

Использованные ресурсы

Список литературы

1. Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова «Школа России», Издательство «ВАКО», 2013 г.

2. Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», издательство «Экзамен», Москва, 2012 г.

МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ

Урок 10

Тема. Природные и рукотворные объекты (тела)

Цель: дать общую классификацию объектов окружающего мира, формируя целостное представление о нем; учить приводить примеры объектов живой и неживой природы, объектов, созданных руками человека; закреплять навыки группировать объекты неживой и живой природы и рукотворные объекты по существенным признакам; воспитывать бережное отношение к природы и вещей, созданных человеком.

Упражнение «Погода»

Какая сейчас пора года?

Какой месяц?

Какое число?

Тепло или холодно на улице?

Какое состояние неба?

Какая температура воздуха?

Были сегодня в течение дня осадки?

II. Сообщение темы и цели урока

Игра «Я знаю три названия...»

Учитель бросает мяч ученикам и предлагает назвать представителей живой природы.

Например:

Лиственные деревья;

Насекомые и тому подобное.

Кроме растений, животных, грибов, нас окружает множество других предметов. Сегодня на уроке мы научимся ориентироваться в этом многообразии.

III. Изучение нового материала

1. Ознакомление с природными и рукотворными объектами

На уроках мы изучаем природу. А что такое природа? Выгляньте в окно. Что вы там видите? (Солнце, небо, деревья и т. др.)

Лес и река, небо и воздух, вода, дождь, снег, птицы, звери и растения - все это природа. Не относится к природе лишь то, что сделано руками человека.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Ветер в поле повіва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы, мир красоты,

Человек и погода -

Все вокруг... (природа).

Как вы считаете, на какие две группы можно разделить предметы, что окружают нас?

2. Работа по рисункам

Назовите и распределите предметы, изображенные на рисунке, на две группы.

Дополните каждую группу своим примером.

Природные объекты и Рукотворные объекты

3. Упражнение «Микрофон»

Продолжите перечень, начатый художником. (Дети называют то, что создано руками человека: дома, машины, мебель, школьные принадлежности и др.)

На протяжении всей истории человечества руками и умом людей было создано огромное количество разнообразных вещей, зданий, машин и механизмов (искусственный спутник Земли, компьютер, телефон и прочее). Эти вещи создал человек.

Вывод: растения, животные, люди, Солнце, Луна, звезды, воздух, вода, почва - все это природа. То, что сделано руками человека не относится к природе.

Физкультминутка

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

Небо, Луна, вода, звезды, песок, карта.

Дуб, камень, Солнце, воздух.

Ветер, река, белка, радуга, дождь.

Волк, лиса, врач, чашка, комар.

1) Назовите из перечня то, что сделано руками человека.

Космический корабль

Воробей

2) Нарисуйте два любых предметы, сделанные руками человека.

3) Назовите то, что не сделано руками человека.

Самолет

4) Нарисуйте любые два объекта природы.

5) Какое предложение правильное?

Природой называется все то, что окружает человека.

Природой называется все то, что сделано руками человека.

Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками.

6) Природные объекты - это то, что:

Создано человеком;

Создано нашей планетой;

Создано природой.

7) Что не относится к природным объектам?

а) Животные, растения;

б) сделанное руками человека;

в) реки, моря, океаны.

8) Укажите природные объекты.

а) Учебники, тетради, дома, здание школы, машины, космические станции;

б) человек, растения и животные, моря и океаны, Солнце, Земля, фабрики и заводы;

в) Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения и животные, грибы и микробы.

9) Что создано руками человека? Отметьте лишнее. Почему вы так считаете?

3. Работа в группах

Игра «Потерялись слова»

Ребята, в течение урока вы получили новые знания о природе и о вещи, созданные людьми. Теперь в группах составьте предложение, как нужно относиться к природе и вещей, созданных людьми. (Предложения - на отдельных листах на доске.)

Беречь природу. Нужно

Людей. труд Почитай

Вывод. Нужно беречь природу и уважать труд людей.

V. Итог урока

На какие две группы можно распределить предметы, что окружают нас?

Что такое природные объекты?

Что такое рукотворные объекты?

Приведите примеры природных объектов.

Приведите примеры рукотворных объектов.

Как необходимо относиться к вещам, созданным человеком?

Поделиться