Подвиг Зиновия Колобанова. Зиновий Григорьевич Колобанов на Карельском перешейке и в годы Великой Отечественной войны

Давно замечено, что чем хуже идут дела на фронте, тем больше у проигрывающей стороны становится выдающихся летчиков, великих подводников, и бессмертных танкистов, чьи подвиги выходят за рамки реального и возможного. Приведу один пример. В начале 1944 года под украинским городом Корсунь-Шевченковский мы взяли в котёл мощную группировку противника, и полностью её уничтожили. Но вот если почитать некоторых немецких историков, то можно узнать, что сводный полк из «Тигров» и «Пантер», который шел окруженцам на помощь, за пять дней боев уничтожил ни много, ни мало, а 267 советских танков. Это, между прочим, целая танковая армия. «Тигры» и «Пантеры» - очень хорошие танки, и пожгли они наших не мало, спору нет, но тут акцент в другом - в том, что свои потери немцы обозначили всего в ОДИН «Тигр» и ТРИ «Пантеры» . Причем, этот «Тигр» подбили НЕ русские, его якобы, по ошибке уничтожила своя же «Пантера» - случайно стрельнула ему в корму.

Так вот, в том немецком полку было 90 танков, через две недели от них осталось всего 14-ть, а в мемуарах нет ни слова, куда же пропали остальные 76 немецких машин. Наверное, сами сломались, сами утонули в реках и болотах, или у них просто закончилось топливо, а может быть, они застряли в жирном украинском черноземе. Просто гусеницы забило грязью, и танки не смогли двигаться дальше. И советские войска здесь совершенно не причем. В общем, об этой странной пропаже семидесяти шести танков немецкие историки скромно умалчивают.

Кстати, тот сводный полк, который пытался пробить дорогу окруженным под Корсунем корпусам, свою задачу так и НЕ выполнил - он не прорвал кольцо, и немецкое командование этот полк расформировало. А и в самом деле, почему бы не разогнать разгильдяев, которые потеряли свои машины исключительно из-за ужасной русской грязи.

Всё, о чём я только что рассказал, было неким размышлением на тему пропаганды подвигов, вступлением к главной теме моей заметки.

Если принимать за чистую монету утверждения немецких танкистов и журналистов, то рекордом надо считать бои под Черкассами. Однако это не так. Абсолютный танковый рекорд принадлежит нашему герою - старшему лейтенанту Зиновию Григорьевичу Колобанову.

Его подвиг вошел в Книгу Рекордов Гиннеса, как самый успешный и результативный танковый бой за всю историю войн.

Поэтому он очень рационально распределил силы и расставил машины в самых тактически верных местах. Он приказал зарыть все танки в землю по самую башню, и хорошо их замаскировать. Своему командирскому КВ-1 он выбрал очень удобное место в самом центре обороны и закопал его на пригорке. Это расположение позволяло держать под контролем огромную площадь и перекрёсток двух дорог.

Наконец появились давно ожидаемые «гости» - колонна немецкой техники. В её голове ехали мотоциклисты и грузовики. Командир батальона приказал по связи немедленно открыть огонь. Ему, наверное, из Гатчины была лучше видна обстановка. Причем приказал жестко, как это часто бывало на фронте - матом. И знаете, как на это отреагировал Колобанов? Он просто взял, и отключил связь. Потому, что стрелять по мотоциклистам-разведчикам - это значит преждевременно обнаружить себя и сорвать все свои планы.

И вот на дорогу вышла танковая колонна. Сверхчеловеки ехали совершенно расслабленные. Как до этого по Европе: люки открыты, командиры торчали из башен спокойно и смотрели нахально, у многих были расстегнуты воротники и оголены руки до локтей, один что-то жевал, другой смотрел в бинокль… И тут грянул первый выстрел. Головной танк загорелся, его развернуло поперек шоссе, и он тем самым перекрыл дальнейшее движение. Второй выстрел - второй горящий танк наехал на первый, и украсил собой стальную композицию. Следующие выстрелы были перенесены по хвосту колонны, и там заполыхало три машины. Пробка на дороге окончательно сформировалась. А потом началось расформирование этой танковой колонны. Как куропаток в лесу, как жестяные фигурки в тире, «Климент Ворошилов» командира Зиновия Колобанова и наводчика Андрея Усова за пол часа настрелял 22 вражеских танка.

А что же остальные четыре танка из роты Колобанова? Они тоже не сидели без дела, и на своих участках накрошили еще 21-ну бронированную «куропатку», а также артиллерийскую батарею и две роты пехоты. Итого: 43 вражеских машины и множество живой силы противника без единой своей танковой потери. У нас из танкистов не погиб никто! Вот так командир роты Зиновий Колобанов унизил Третий рейх и вошел в историю.

За совершенный подвиг все члены экипажа был представлены к званию Героя СССР. Но как это ни удивительно, но Золотую Звезду не дали никому. Ограничились орденом Красной Звезды для командира, орденом Ленина для наводчика Усова, остальным тоже вручили высокие награды. Причина столь несправедливого награждения кроется в том, что во время финской войны, вернее сразу после её завершения, подчиненные Зиновия Колобанова пошли брататься с финнами. И по старинной русской традиции душевно так побратались. За это, трижды горевшего в танке капитана Колобанова лишили звания Героя Союза, сняли погоны и отправили в лагерь. Освободила его начавшаяся война. И даже после столь успешного и героического разгрома Золотую Звезду Героя Колобанову не вернули.

Хороший анимационный фильм-реконструкция о подвиге Колобанова:

20 августа 1941 года состоялся исторический танковый бой, который называют «самым успешным боем» за всю историю танковых противостояний. Руководил боем Зиновий Колобанов – танкист-ас Красной Армии.

Зиновий Колобанов родился в конце декабря 1910 года, в селе Арефино, Владимирской губернии. Отец Колобанова погиб во время Гражданской войны, и Зиновий уже с малых лет постоянно работал. Окончил 8 классов школы, поступил в техникум, а на 3-ем курсе его призвали в армию. Колобанова определили в пехотные войска, но армии нужны были танкисты, и его отправили учиться в бронетанковую школу им. Фрунзе. В 1936 году он с отличием ее окончил, и в звании старшего лейтенанта отправился в Ленинградский военный округ.

Зиновий Колобанов прошел «боевое крещение» во время советско-финской войны. Он встретил ее в качестве командира танковой роты. За короткий промежуток времени Колобанов три раза едва не погиб в горящем танке, но каждый раз возвращался в строй. Его наградили орденом Красного Знамени.

После начала Великой Отечественной войны Колобанову пришлось в ускоренном порядке осваивать тяжелый советский танк КВ-1, чтобы не только воевать на нем, но и обучать новобранцев.

Наступление на Гатчину

В начале августа 1941 года группа армий «Север» начали наступление на Ленинград. Красная Армия отступала. В районе Гатчины (в то время Красногвардейск) немцев сдерживала 1-ая танковая дивизия. Обстановка была тяжелой – у вермахта было танковое превосходство, и со дня на день гитлеровцы могли прорвать оборону города и захватить город. Почему для немцев был так важен Красногвардейск? На тот момент он был крупным транспортным узлом перед Ленинградом.

Зиновий Колобанов 19 августа 1941 года получил приказ от командира дивизии – перекрыть три дороги, идущие со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Приказ комдива был короткий: стоять насмерть. Рота Колобанова была на тяжелых танках КВ-1. КВ-1 хорошо противостоял панцерваффе – танковым частям вермахта. Но у КВ-1 был существенный недостаток: отсутствие маневренности. Кроме того, в начале войны и КВ-1 и Т-34 в Красной армии было мало, поэтому их берегли и по возможности старались избегать боев на открытой местности.

Самый успешный танковый бой 1941 года

Экипаж лейтенанта Колобанова состоял из старшего сержанта Андрея Усова, старшего водителя-механика Николая Никифорова, младшего водителя-механика Николая Родникова и стрелка-радиста Павла Киселькова. Экипаж танка был таким же, как и лейтенант Колобанов: люди с опытом, хорошей подготовкой.

После того, как Колобанов получил приказ комдива, он поставил своей команде боевую задачу: остановить немецкие танки. В каждый танк заложили бронебойные снаряды, по два комплекта. Прибыв на место около совхоза Войсковицы, Зиновий Колобанов расставил «боевые точки»: танки лейтенанта Евдокименко и Дегтяря около Лужского шоссе, танки младшего лейтенанта Сергеева и Ласточкина около Кингисеппа. Старший лейтенант Колобанов и его команда встали в центре обороны, на приморской дороге. КВ-1 поставили в 300 метрах от перекрестка.

22 танка за 30 минут

В 12 часов 20 августа немцы попытались захватить Лужское шоссе, но Евдокименко и Дегтярь подбили 5 танков и 3 БТР, после чего немцы повернули назад. Примерно в 14 часов показались немецкие мотоциклисты-разведчики, но команда Колобанова на КВ-1 не выдала себя. Спустя некоторое время показались немецкие легкие танки. Колобанов скомандовал «огонь!» и бой начался.

Сначала командир орудия Усов подбил 3 головных танка, потом обрушил огонь на замыкающие колонну танки. Проезд немецкой колонны захлебнулся, танки горели в начале колонны и в конце. Теперь возможности уйти от обстрела не было. В это время КВ-1 обнаружил себя, немцы открыли ответный огонь, но тяжелая броня танка была непробиваемой. В один момент башня КВ-1 вышла из строя, но старший механик Никифоров начал маневрировать машиной, чтобы у Усова была возможность и дальше бить немцев.

30 минут боя – уничтожены все танки немецкой колонны.

Такого результата не могли себе представить даже «асы» панцерваффе. Позже достижение старшего лейтенанта Колобанова занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

20 августа 1941 года пять танков роты Колобанова суммарно уничтожили 43 немецких танка. Кроме танков, были подбиты артиллерийская батарея и две роты пехоты.

Неоцененный герой

В 1941 году экипаж Колобанова приставили к званию Героя Советского Союза. Спустя время высшее командование заменило звание Героя на орден Красного знамени (награжден Зиновий Колобанов), Андрея Усова наградили орденом Ленина, водителя-механика Никифорова – орденом Красного знамени. В подвиг экипажа Колобанова просто «не верили», хотя документы были предоставлены.

В сентябре 1941 года Зиновий Колобанов получил тяжелое ранение, и вернулся в ряды Красной Армии уже после окончания войны, летом 1945 года. Он прослужил в армии до 1958 года, после этого вышел в запас полковников и обосновался в Минске.

Памятник под Войсковицами

В начале 1980-х, на месте знаменитого боя решили поставить памятник. Колобанов написал письмо в министерство обороны СССР, с просьбой выделить танк, чтобы увековечить подвиг героев. Дмитрий Устинов, министр обороны, дал положительный ответ, и для памятника выделили танк – но не КВ-1, а ИС-2.

Посмотрело: 1 855

… или методология Mythbusters - разрушения советского мифа

Данная статья разбирает (а не пропагандирует) переплетения идеологических составляющих советского политического режима 40-х годов прошлого века.

В становлении постсоветского мифа о «подвиге » старшего лейтенанта З.Г Колобанова, приняли активное участие абсолютно все современные военные историки России (Московии). Такой видный военный историк, как Виктор Суворов (Резун) вообще писал о том, что подвиг старшего лейтенанта З.Г Колобанова подтверждается не только по советским, но и по немецким архивным документам (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема боя, которая прилагается в описании официальной версии прошедшего боя. Настораживает именно схема боя. А не та же схема, которая была бы на топографической карте датируемой 1941 годом или близкой к нему.

Однако, не смотря на многочисленные заявления, ни один военный историк (повторивший не однократно о «подвиге » старшего лейтенанта З.Г Колобанова) так и не предъявил доказательств того, что командир роты тяжелых танков КВ-1, старший лейтенант З.Г Колобанов в промежутке между 19 и 22 августа подбил 22 танка за один бой. А также того, что в тот же день ротой Колобанова было уничтожено 43 немецких танка.

Более того, постсоветский миф о «подвиге » старшего лейтенанта З.Г Колобанова живет своей собственной жизнью. В настоящее время аргументами в спорах между приверженцами и сомневающимися в совершении «подвига », больше не являются даже выложенные в сети переводы журналов боевых действий на соответствующие даты 1-й, 6-й и 8-й танковых дивизий Вермахта.

Вообще ситуация с «подвигом » старшего лейтенанта З.Г Колобанова - более чем не соответствует реальности, а из разряда «28-и панфиловцев » (рисунок 2). Ни разу ни один исследователь даже не попытался найти топографическую карту местности, близкую по дате к 1941 году.

И посмотреть на позицию танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова с точки зрения тактики его возможных действий относительно той местности, которая была на август 1941 года. Ни один исследователь не пытался перевести количество немецких танков в соответствующую длину колонны. Как раз именно эти положения в этой статье будут исправлены.

Рисунок 2. Советская операционная карта, с обстановкой на конец августа 1941 года, масштаба 1:100 000. Состояние местности по состоянию на 1931 год.

Разрушение мифа о подвиге Колобанова

В данной статье, можно так сказать, впервые на просторах бывшего советского союза, представляется методология разрушения постсоветского «подвига » возведенного в ранг мифа. Методов разрушения мифов существует несколько. В данной статье часть методов объединена в один, наиболее существенный - называемый топографическая карта и работа с ней. Кроме того, этот метод дополняется еще несколькими:

  • основной метод - топографическая карта, лучше всего, если эта карта будет датироваться временем близким к совершенному «подвигу» (топографические карты, датируемые 1937 - 1944 годами);
  • дополнительный метод первый - тактико-технический, связан с тактическими и техническими аспектами мифа. То есть, 22 танка - это общее количество танков в колоне, а какова была ее возможная длинна и могла ли 76,2-мм пушка Л-11, установленная на танке КВ-1 вести стрельбу на такие дальности. Кроме того, это и возможные тактические варианты действий советского танка относительно той местности, на которой была его позиция;
  • дополнительный метод второй - литературный, обор прессы тех лет, что она писала, что публиковала, и какие при этом наблюдаются несоответствия между тем, что писалось и тем, что было на самом деле.

По большому счету могут быть еще дополнительные методы в виде альтернативной информации . И этот метод - безусловно, верный и имеющий место. Однако, в таком запутанном постсоветскими идеологами мифе, как «подвиг » старшего лейтенанта З.Г Колобанова - данный метод не подходит.

Так как, повторю, несмотря на то, что журналы боевых действий наступавших на «Ленинград » немецких танковых дивизий в контексте интересующих дней, давно переведены - они уже не являются аргументами в спорах о том, что ничего рота старшего лейтенанта З.Г Колобанова - не совершала. Официально так и пишется:

«Несмотря на то, что за 20 августа крупные потери в танках не были зафиксированы в немецких документах, это не опровергает заявленное советской стороной число подбитых танков. Так, 14 танков 65-го танкового батальона 6-й танковой дивизии, списанных на безвозвратные потери в период с 23 августа по 4 сентября, могут быть отнесены на результаты боя с ротой З. Г. Колобанова …».

То есть, буквально говорится следующее - какой бы вы альтернативный документ не предъявляли - доказательством он не будет являться. Именно по этой причине нужна методология разбора «подвига », чем просто какие-либо документы.

Топографическая карта - основной метод разрушения мифа

Обычная топографическая карта масштаба 1:50 000, но лучше если будет 1:25 000. К величайшему удивлению в сети есть и та и другая. Причем советская топографическая карта масштаба 1:25 000 - оказалась издания 1939 года. В 1941 году она стала немецким трофеем.

Советская черно-белая карта 1939 года - по ней и воевал старший лейтенант Колобанов (рисунок 3). И немецкая топографическая карта масштаба 1:50 000 (рисунок 4), местность по состоянию на 1942 год, она не противоречит советской карте 1939 года. На август 1941 года - местность без изменений, что для советской карты 1939 года, что для немецкой карты 1942 года.

Рисунок 3. Советская топографическая карта масштаба 1:25 000, датируемая 1939 годом.

Рисунок 4. Немецкая топографическая карта масштаба 1:50 000, датируемая 1942 годом.

Для того, чтобы понять то где были болота, а где болот не было специально для наглядности сделан рисунок 5 - это часть немецкой карты масштаба 1:50 000, эта карта цветная и по ней проще и наглядней показать места, которые на 1941 год были заболоченными. Под цифрой 1 (в кружочке) на карте обозначены заболоченные места в лесу. Под цифрой 2 (в кружочке) - просто леса, в которых болот нет. При желании по рисунку 5 можно найти не только заболоченный лес, но и заболоченные поляны.

Рисунок 5. Часть немецкой топографической карты, масштаба 1:50 000, на которой для наглядности нанесены заболоченные леса, а также леса, в которых болота отсутствуют.

Теперь отыскиваем ту позицию, с которой старший лейтенант Колобанов «громил фашистов ». И при уточнении местности и позиции на ней танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова, которая имелась на 1941 год, наблюдаем несколько нестыковок, с теми, что описываются в Колобановском мифе.

  • во-первых: ни каких болот, ни справа, ни слева от дороги, по которой катили проклятые немцы, банально нет - обочина дороги более чем проходимая для всех видов техники;
  • во-вторых: укрыться немецким танкам от возможного воздействия 76,2-мм пушки танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова - было где. При этом не факт, что в том бою были потеряны немецкие танки, даже просто один танк. Танков было слишком мало у немцев на 1941 год, и они были слишком дорогим инструментом ведения войны, чтобы можно было их терять даже в единичных количествах;
  • в-третьих: указанный в официальной версии сектор стрельбы танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова - далеко не тот, что мог быть на местности 1941 года. Приборов наблюдения через лес на танке Колобанова не стояло, так как подобных приборов не существует по настоящее время. Кроме того, на танке Колобанова не было снарядов, свободно проходящих через лес и поражавших немецкие танки.

Для наглядности объединяем официальную схему боя с советской топографической картой 1939 года, масштаба 1:25 000. И получаем детализированный рисунок с позицией танка № 864 старшего лейтенанта З.Г Колобанова относительно той местности, которая была на август 1941 года (рисунок 6).

Рисунок 6. Схема возможного боя танка № 864 старшего лейтенанта З.Г Колобанова (точкой в центре ромба обозначена сама позиция танка), перенесенная на советскую топографическую карту 1939 года, масштаба 1:25 000.

И вот теперь, после того как мы нанесли позицию танка старшего лейтенанта Колобанова на карту - нам становится ясно, понятно, а главное - наглядно, что бой был, но проходил он несколько иначе, чем его описывают его постсоветские идеологи:

  • Во-первых: позиция танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова выбрана на проселочной дороге, естественное укрытие - лес, тактика действий - кочующий танк. Так действовать танку позволяла грунтовая дорога (проходившая через лес), на которой была позиция танка. При этом - был один существенный недостаток данной позиции - отсутствие существенной высоты.
  • Во-вторых: сектор стрельбы танка КВ-1 №864 далеко не тот, который указан в официальном описании подвига. На сектор стрельбы 76-мм танкового орудия, существенное влияние могла оказать только местность. Этот сектор стрельбы говорит о том, что немцев не ждали с западного направления, немцев ожидали с южного направления и ошиблись.
  • В-третьих: для немцев с целью подавления или уничтожения стрельбой советского танка - есть одна позиция для артиллерийского орудия (на господствующей высоте), и один обходной путь для немецкой пехоты - с выходом в тыл позиции танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова.
  • В-четвертых: и это самое главное - зная отношение немецких офицеров к карте, местности и их общему профессиональному кругозору на основании рисунков 3 и 5 можно сделать вывод о том, что бой был. Но, он проходил (мягко говоря) несколько иначе, чем это описывает официальная постсоветская историография. Но эта гипотеза будет представлена в заключительной части.

Заключение к основному методу

Если в постсоветском мифе есть привязка к местности - даны названия населенных пунктов находящихся радом, и дана схема боя, а также типу советской технике, то первый метод - топографическая карта, многое ставит на свои места.

Можно даже ответить на первый возможный вопрос - почему старший лейтенант З.Г Колобанов сам не занял господствующую высоту 121,1 находящуюся на северной окраине деревни Питкелево? На самом деле - это прекрасная позиция. Но все упирается в то, что называется: а) отсутствие разведки; и б) дальность стрельбы, то есть дистанция прямого выстрела советской 76,2-мм танковой пушки Л-11 - она была ограничена 450 метрами. А вводить соответствующие дальности стрельбы поправки - советские танкисты были не обучены.

В случае с «подвигом » старшего лейтенанта З.Г Колобанова - топографическая карта является самым действенным и наиболее серьезным разрушителем постсоветского мифа. Отсутствие топографической карты в описании «подвига » для любого исследователя - является сигналом, который сообщает то, что в описании «подвига » присутствует больше чем обман.

Обман - это количество подбитых немецких танков - за один бой, а также всего в течении дня. Мягко говоря, больше чем обман - это сектор стрельбы 76,2-мм танковой пушки Л-11 установленной на танке КВ-1 старшего лейтенанта З.Г Колобанова и наличие болот вдоль дороги, по которой шла немецкая танковая колонна. При этом при наличии топографической карты выясняется, что ни каких болот вдоль дороги не было.

Тактико-технические характеристики - дополнительный метод разрушения всяких мифов

Проблема, как всегда, заключается в отсутствии элементарной образованности не у самого Колобанова, а тех, кто записывается в его многочисленные сторонники. Ни кто - ни разу не только не подверг критике описание «подвига », а кроме того, даже не попытался определить общую длину колонны немецких танков, которых так успешно «громил » старший лейтенант З.Г Колобанов.

И основной вопрос: почему на официальной схеме боя - только два ориентира? Неужели местность так бедна ориентирами? Нет, ориентиров не мало, даже более чем. Отсутствие третьего ориентира в описании «подвига » многое ставит на свои места.

  • позиция танка Колобанова:
    X = 06480 Y = 65680 h = 111,62 м
  • ориентир 1-й:
    X = 06140 Y = 65680 h = 111,32 м.
  • ориентир 2-й:
    X = 06000 Y = 65260 h = 111,00 м.
  • якобы замыкающий танк в колонне:
    X = 06225 Y = 64265 h = 124,00 м.
  • угол леса - ориентир 3-й (фактически, с течением времени, этот ориентир несколько сместился (в левую сторону по дороге) и превратился в «замыкающий немецкий танк»):
    X = 06135 Y = 65040 h = 120,37 м.

Теперь посмотрим на расстояния, которые указаны из официального рисунка, которые существуют фактически:

  • расстояние между головным и замыкающим танками составляет 1 417 м;
  • расстояние между позицией Колобанова и замыкающим танком составляет не 800 метров, 1 438 метров, и самое главное - с позиции танка это пространство не наблюдаемое и не простреливаемое.
  • почему в «подвиге» фигурирует цифра 800 метров? 800 метров - это не замыкающий танк в колоне - это расстояние от позиции танка Колобанова, до ориентира 3-го (угол леса), это расстояние равно 727 метрам. Но, это мы сейчас можем определить такое расстояние (решением обратной геодезической задачи). 800 метров, которые определялись на глаз - по большому счету ничему не противоречат.

Кроме того. 800 метров - это максимально возможная результативная дальность стрельбы советской 76,2-мм танкового орудия Л-11 при стрельбе бронебойно-трассирующим снарядом БР-350А. Заявленные характеристики бронепробиваемости на дистанции 1000 метров составляют - 50 мм, но проблема была с попаданием в цель. Для этого нужно две не совсем заметные вещи: хорошая оптика на танке и хорошая подготовка наводчика танковой пушки.

По этим двум направлениям советская «танковая школа » являлась отстающей. Причем вне зависимости от рассматриваемого временного периода. Хоть во время Второй мировой войны, хоть после ее окончания.

Делаем выводы

На той местности, на которой вел бой танк старшего лейтенанта З.Г Колобанова, его экипаж физически не мог действовать против 22 вражеских танков.

Первое . Позиция танка Колобанова - несмотря на то, что не просматривалась со стороны наступающих немцев, - не находится на господствующей высоте. Наступающие немцы проходят по дороге, справа и слева от которой нет болот. То есть - ничего вообще не мешает не только подавить советский танк, но и уничтожить его.

Второе . Вообще, позиция танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова относительно наступающих (с любого направления) немцев - совершенно не выгодна. Угол леса - ориентир 3-й находится на одной высоте с позицией советского танка. Вообще складывается впечатление, что позицию танка выбирали не танкисты. Данная позиция была удобна 45-мм противотанковой пушке, но не тяжелому танку КВ-1.

Третье . Если бы рота тяжелых танков, которыми командовал старший лейтенант З.Г Колобанов, ожидала немцев с западного направления, то лучшей позиции для танка, чем господствующая высота на дороге (которая на схеме указана, как замыкающий танк) представить сложно (на самом деле - это уже вторая возможная результативная позиция).

В этом случае позиция находится на опушке леса - это естественная маскировка и на высоте, что позволяет простреливать ниже проходящее пространство. Кроме того, это место позволяет проводить удобную тактику действий - просто откатиться назад на несколько десятков метров по той же дороге в другом направлении. Через неравные промежутки времени появляться вновь и наносить поражение.

При организованной и стойкой обороне такой танк, как КВ-1 так может действовать до тех пор, пока у него не закончатся боеприпасы и топливо. Или не закончится их подвоз. Или танк будет уничтожен, что в данном случае было бы произвести сложно.

20 августа 1941 года состоялся исторический танковый бой, который называют «самым успешным боем» за всю историю танковых противостояний. Руководил боем Зиновий Колобанов – танкист-ас Красной Армии.

Зиновий Колобанов родился в конце декабря 1910 года, в селе Арефино, Владимирской губернии. Отец Колобанова погиб во время Гражданской войны, и Зиновий уже с малых лет постоянно работал. Окончил 8 классов школы, поступил в техникум, а на 3-ем курсе его призвали в армию. Колобанова определили в пехотные войска, но армии нужны были танкисты, и его отправили учиться в бронетанковую школу им. Фрунзе. В 1936 году он с отличием ее окончил, и в звании старшего лейтенанта отправился в Ленинградский военный округ.

Зиновий Колобанов прошел «боевое крещение» во время советско-финской войны. Он встретил ее в качестве командира танковой роты. За короткий промежуток времени Колобанов три раза едва не погиб в горящем танке, но каждый раз возвращался в строй. Его наградили орденом Красного Знамени.

После начала Великой Отечественной войны Колобанову пришлось в ускоренном порядке осваивать тяжелый советский танк КВ-1, чтобы не только воевать на нем, но и обучать новобранцев.

Наступление на Гатчину

В начале августа 1941 года группа армий «Север» начали наступление на Ленинград. Красная Армия отступала. В районе Гатчины (в то время Красногвардейск) немцев сдерживала 1-ая танковая дивизия. Обстановка была тяжелой – у вермахта было танковое превосходство, и со дня на день гитлеровцы могли прорвать оборону города и захватить город. Почему для немцев был так важен Красногвардейск? На тот момент он был крупным транспортным узлом перед Ленинградом.

Зиновий Колобанов 19 августа 1941 года получил приказ от командира дивизии – перекрыть три дороги, идущие со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Приказ комдива был короткий: стоять насмерть. Рота Колобанова была на тяжелых танках КВ-1. КВ-1 хорошо противостоял панцерваффе – танковым частям вермахта. Но у КВ-1 был существенный недостаток: отсутствие маневренности. Кроме того, в начале войны и КВ-1 и Т-34 в Красной армии было мало, поэтому их берегли и по возможности старались избегать боев на открытой местности.

Самый успешный танковый бой 1941 года

Экипаж лейтенанта Колобанова состоял из старшего сержанта Андрея Усова, старшего водителя-механика Николая Никифорова, младшего водителя-механика Николая Родникова и стрелка-радиста Павла Киселькова. Экипаж танка был таким же, как и лейтенант Колобанов: люди с опытом, хорошей подготовкой.

После того, как Колобанов получил приказ комдива, он поставил своей команде боевую задачу: остановить немецкие танки. В каждый танк заложили бронебойные снаряды, по два комплекта. Прибыв на место около совхоза Войсковицы, Зиновий Колобанов расставил «боевые точки»: танки лейтенанта Евдокименко и Дегтяря около Лужского шоссе, танки младшего лейтенанта Сергеева и Ласточкина около Кингисеппа. Старший лейтенант Колобанов и его команда встали в центре обороны, на приморской дороге. КВ-1 поставили в 300 метрах от перекрестка.

22 танка за 30 минут

В 12 часов 20 августа немцы попытались захватить Лужское шоссе, но Евдокименко и Дегтярь подбили 5 танков и 3 БТР, после чего немцы повернули назад. Примерно в 14 часов показались немецкие мотоциклисты-разведчики, но команда Колобанова на КВ-1 не выдала себя. Спустя некоторое время показались немецкие легкие танки. Колобанов скомандовал «огонь!» и бой начался.

Сначала командир орудия Усов подбил 3 головных танка, потом обрушил огонь на замыкающие колонну танки. Проезд немецкой колонны захлебнулся, танки горели в начале колонны и в конце. Теперь возможности уйти от обстрела не было. В это время КВ-1 обнаружил себя, немцы открыли ответный огонь, но тяжелая броня танка была непробиваемой. В один момент башня КВ-1 вышла из строя, но старший механик Никифоров начал маневрировать машиной, чтобы у Усова была возможность и дальше бить немцев.

30 минут боя – уничтожены все танки немецкой колонны.

Такого результата не могли себе представить даже «асы» панцерваффе. Позже достижение старшего лейтенанта Колобанова занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

20 августа 1941 года пять танков роты Колобанова суммарно уничтожили 43 немецких танка. Кроме танков, были подбиты артиллерийская батарея и две роты пехоты.

Неоцененный герой

В 1941 году экипаж Колобанова приставили к званию Героя Советского Союза. Спустя время высшее командование заменило звание Героя на орден Красного знамени (награжден Зиновий Колобанов), Андрея Усова наградили орденом Ленина, водителя-механика Никифорова – орденом Красного знамени. В подвиг экипажа Колобанова просто «не верили», хотя документы были предоставлены.

В сентябре 1941 года Зиновий Колобанов получил тяжелое ранение, и вернулся в ряды Красной Армии уже после окончания войны, летом 1945 года. Он прослужил в армии до 1958 года, после этого вышел в запас полковников и обосновался в Минске.

Памятник под Войсковицами

В начале 1980-х, на месте знаменитого боя решили поставить памятник. Колобанов написал письмо в министерство обороны СССР, с просьбой выделить танк, чтобы увековечить подвиг героев. Дмитрий Устинов, министр обороны, дал положительный ответ, и для памятника выделили танк – но не КВ-1, а ИС-2.

Ленинград в августе 1941 года находился в очень сложном положении, события на фронте на подступах к городу развивались по очень плохому, драматическому для обороняющихся советских войск сценарию. В ночь с 7 на 8 августа немецкие части из состава 4-й танковой группы нанесли удары в районах населенных пунктов Ивановское и Большой Сабск, наступая в сторону населенных пунктов Кингисепп и Волосово. Всего через три дня боев войска противника подошли к шоссе Кингисепп-Ленинград, а 13 августа немецким войскам удалось перерезать железную и шоссейную дороги Кингисепп-Ленинград и форсировать реку Луга. Уже 14 августа 38 армейский и 41 моторизованный немецкие корпуса смогли вырваться на оперативный простор и выдвинуться к Ленинграду. 16 августа пали города Кингисепп и Нарва, в тот же день части из состава 1-го немецкого корпуса заняли западную часть Новгорода, угроза прорыва немецких войск к Ленинграду становилась все более реальной. До знаменитого танкового боя, который прославит имя Колобанова, оставались считанные дни.

18 августа 1941 года командира 3-й танковой роты из состава 1-го батальона 1-й Краснознаменной танковой дивизии старшего лейтенанта Зиновия Колобанова вызвал к себе лично командир дивизии генерал-майор В. Баранов. В то время штаб части находился в подвале собора, который являлся одной из достопримечательностей Гатчины, которая в то время называлась Красногвардейском. В устной форме Баранов отдал Колобанову приказ перекрыть любой ценой три дороги, которые вели к Красногвардейску со стороны Кингисеппа, Волосово и Луги.


На тот момент в роте Колобонова имелось 5 тяжелых танков КВ-1. Танкисты загрузили в машины по два боекомплекта бронебойных снарядов, осколочно-фугасных брали мало. Основной целью танкистов Колобанова было не пропустить на Красногвардейск немецкие танки. В тот же день, 18 августа, старший лейтенант Зиновий Колобанов вывел свою роту навстречу наступающим немецким частям. Две свои машины он послал на лужскую дорогу, еще две отправил к дороге на Волосово, а свой собственный танк разместил в засаде, организованной у перекрестка дороги, которая соединяла таллиннское шоссе с дорогой на Мариенбург - северной окраиной Гатчины.

Зиновий Колобанов лично провел со своими экипажами рекогносцировку местности, отдав указания о том, где именно следует оборудовать позиции для каждого из танков. При этом Колобанов предусмотрительно заставил танкистов оборудовать по 2 капонира (один основной и запасной) и тщательно замаскировать позиции. Стоит отметить, что Зиновий Колобанов был уже достаточно опытным танкистом. Он прошел с боями финскую войну, трижды горел в танке, но всегда возвращался в строй. С задачей перекрыть три дороги, ведущие к Красногвардейску, мог справиться только он.

Свою позицию Колобанов оборудовал возле совхоза Войсковицы, расположенного напротив птицефермы «Учхоза» - на развилке Таллинского шоссе и дороги, ведущей на Мариенбург. Он оборудовал позицию примерно в 150 метрах от шоссе, подходившего со стороны Сяскелево. При этом был оборудован глубокий капонир, который скрывал машину так, что торчала лишь башня. Второй капонир для запасной позиции был оборудован недалеко от первого. С основной позиции отлично просматривалась и простреливалась дорога на Сяскелево. К тому же по бокам этой дороги имелись заболоченные участки местности, которые очень сильно затрудняли маневр бронетехнике и сыграли в предстоящем бою свою роль.

Позиция Колобанова и его КВ-1Э располагалась на небольшой высоте с глинистым грунтом на расстоянии в 150 метров от развилки дорог. С этой позиции был хорошо виден «Ориентир №1» две березы, растущие у дороги, и примерно в 300 метрах от Т-образного перекрестка, который был обозначен как «Ориентир №2». Всего простреливаемый участок дороги составлял примерно километр. 22 танка легко могли разместиться на этом участке при сохранении между ними походной дистанции в 40 метров.

Выбор места был обусловлен тем, что отсюда можно было вести огонь по двум направлениям. Это было важно, так как противник мог выйти на дорогу на Мариенбург либо по дороге от Сяськелево либо от Войсковиц. Если бы немцы появились от Войсковиц, им бы пришлось стрелять в лоб. По этой причине капонир был вырыт прямо напротив перекрестка с расчетом на то, что курсовой угол будет минимальным. При этом Колобанову пришлось смириться с тем, что расстояние между его танком и развилкой дорог сократилось до минимума.

После оборудования замаскированных позиций оставалось лишь дожидаться подхода сил врага. Немцы появились здесь только 20 августа. После полудня экипажи танков лейтенанта Евдокимова и младшего лейтенанта Дегтяря из роты Колобанова встретили колонну бронетехники на Лужском шоссе, записав на свой счет 5 уничтоженных танков и 3 бронетранспортера противника. Вскоре противника увидел и экипаж танка Колобанова. Первыми они заметили разведчиков-мотоциклистов, которых танкисты беспрепятственно пропустили дальше, дожидаясь появления основных сил немецких войск.

Около 14:00 20 августа после безрезультатно закончившейся для немцев авиаразведки по приморской дороге на совхоз Войсковицы проехали немецкие мотоциклисты. Следом за ними на дороге появились танки. За те полторы, две минуты, пока головной танк врага преодолевал расстояние до перекрестка, Зиновий Колобанов успел убедиться, что в колонне нет тяжелых танков противника. Тогда же в его голове созрел план предстоящего боя. Колобанов решил пропустить всю колонну до участка с двумя березами (Ориентир №1). В этом случае все неприятельские танки успевали пройти поворот в начале насыпной дороги и оказывались под огнем орудия его экранированного КВ-1. В колонне, по всей видимости, шли легкие чешские танки Pz.Kpfw.35(t) из состава немецкой 6-й танковой дивизии (в ряде источников принадлежность танков приписывают также 1-й или 8-й танковым дивизиям). После того как план на бой был составлен, все остальное было делом техники. Подбив танки в голове, середине и конце колонны, старший лейтенант Колобанов не только перекрыл дорогу с обеих сторон, но и лишил противника возможности съехать на дорогу, которая вела на Войсковицы.

После того как на дороге образовалась пробка во вражеской колонне началась страшная паника. Некоторые танки, пытаясь выйти из-под огня, спускались под откос и вязли в болотистой местности, где их добивал экипаж Колобанова. Другие вражеские машины, пытаясь развернутся на неширокой дороге, натыкались друг на друга, сбивали себе гусеницы и катки. Перепуганные немецкие экипажи выскакивали из горящих и подбитых машин и в страхе метались между ними. При этом многие были убиты пулеметным огнем из советского танка.

Первое время гитлеровцы не понимали, откуда именно их расстреливают. Они начали поражать все копны сена в зоне видимости, думая, что в них замаскированы танки или противотанковые орудия. Однако вскоре они засекли замаскированный КВ. После этого началась неравная танковая дуэль. На КВ-1Э обрушился целый град снарядов, но сделать что-то окопанному по башню советскому тяжелому танку, который был оборудован дополнительными 25-мм экранами, они не смогли. И хотя от маскировки не осталась и следа, а позиция советских танкистов была известна немцам, на исход боя это уже не повлияло.

Бой длился всего 30 минут, но за это время экипаж Колобанова смог разбить немецкую танковую колонну, подбив все 22 машины, которые в ней были. Из взятого на борт двойного боекомплекта Колобанов расстрелял 98 бронебойных снарядов. В дальнейшем бой продолжился, но немцы уже не лезли напролом. Наоборот они начали использовать для огневой поддержки танки Pz.Kpfw.IV и противотанковые орудия, которые вели огонь с дальней дистанции. Этот этап боя не принес сторонам особых дивидендов: немцы не смогли уничтожить танк Колобанова, а советский танкист не заявлял об уничтоженных машинах противника. При этом на втором этапе боя на танке Колобанова были разбиты все приборы наблюдения и заклинена башня. После того как танк вышел из боя экипаж насчитал на нем более 100 попаданий.

Вся рота Колобанова за тот день уничтожила 43 танка противника. В том числе экипаж младшего лейтенанта Ф. Сергеева - 8, младшего лейтенанта В. И. Ласточкина - 4, младшего лейтенанта И. А. Дегтяря - 4, лейтенанта М. И. Евдокименко - 5. Также была заявленная уничтоженная легковая машина, артиллерийская батарея и до двух рот пехоты противника, в плен удалось взять одного из мотоциклистов.

Удивительно, но за такой бой Колобанов не получил звания Героя Советского Союза. В сентябре 1941 года командиром 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии Д. Д. Погодиным все члены экипажа танка Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза, данное представление было подписано и командиром дивизии В. И. Барановым. Но в штабе Ленинградского фронта по какой-то причине изменили это решение. Данное изменение до сих пор не поддается разумному объяснению и вызывает массу споров и версий. Так или иначе, Колобанов был представлен к ордену Красного знамени, а наводчик А. М. Усов к ордену Ленина. Возможно, командование Ленфронта просто посчитало невозможным присваивать звание Героя Колобанову на общем фоне больших стратегических неудач, да и Красногвардейск был все-таки вскоре сдан немцам. По другой версии, в деле Колобанова была какая-то компрометирующая его информация, что-то такое, что помешало ему получить награду. Правды мы в любом случае уже не узнаем.

15 сентября 1941 года Зиновий Колобанов получил тяжелое ранение. Это произошло ночью на кладбище города Пушкин, где танк старшего лейтенанта заправлялся боеприпасами и горючим. Рядом с его КВ разорвался немецкий снаряд, осколками танкист был ранен в голову и позвоночник, помимо этого, Колобанов получил контузию спинного и головного мозга. Сначала он находился на лечении в Травматологическом институте Ленинграда, но потом был эвакуирован и до 15 марта 1945 года лечился в эвакуационных госпиталях в Свердловске. 31 мая 1942 года ему было присвоено звание капитана.

Несмотря на тяжелое ранение и контузию, Колобанов после войны снова поступил на службу в танковые войска. Зиновий Колобанов находился на службе до июля 1958 года, после чего уволился в запас уже в звании подполковника. Работал и жил в столице Белоруссии. Умер 8 августа 1994 года в Минске, похоронен там же.

Сегодня на месте знаменитого боя советских танкистов на подступах к Гатчине установлен памятник. На монументе стоит тяжелый танк ИС-2. К сожалению, к моменту сооружения данного памятника тех самых танков КВ-1Э, на которых и воевал Колобанов, найти уже не удалось, поэтому пришлось использовать то, что было под рукой. На высоком постаменте появилась табличка, на которой сказано: «Танковый экипаж под командованием старшего лейтенанта Колобанова З. П. в бою 19 августа 1941 года уничтожил 22 танка противника. В составе экипажа находились: механик-водитель старшина Никифоров Н. И., командир орудия старший сержант Усов А. М., стрелок-радист старший сержант Кисельков П. И., заряжающий красноармеец Роденков Н. Ф.».

По материалам из открытых источников

Поделиться