Изложение на проверку. Сжатое изложение Кто из людей не испытывал наслаждение

Уже при первом чтении изложения нужно постараться записать текст на черновике. Безусловно, важно владеть скорописью. Если что-то не запомнилось, лучше оставлять пустые места, чтобы восполнить пропуски позже. Во время десятиминутной паузы между прослушиванием аудиозаписи можно расшифровать сокращённые слова, попытаться определить микротемы.

Часто ученики ошибочно выделяют абзацы, деформируют смысл текста, вставляя то, чего не было в исходном тексте, или упускают важное и сохраняют ненужные детали.

Когда текст полностью записан, можно приступать к его сжатию. Работу нужно организовать поэтапно - с каждым абзацем отдельно. Лучше всего начать с поиска повторяющихся слов. Их мы заключаем в овалы или подчёркиваем. Потом находим однородные члены и заменяем их обобщённым понятием. Из простых предложений выстраиваем сложные, а сложные превращаем в простые, прямую речь меняем на косвенную. Исключаем причастные и деепричастные обороты, вводные слова, цитаты.

Не забываем вести счёт словам, даже таким маленьким, как союзы А, И, предлоги О, В. Подсчитываем количество слов как в каждом абзаце, так и во всём тексте целиком.

Предлагаем вашему вниманию материалы из опыта работы по сокращению текстов изложения в формате ОГЭ-2017.

В исходных текстах уже подчёркнуто то, что подлежит сокращению. Всего слов в предложенных для сжатия текстах может быть от 150 до 175, нужно сократить предложенный текст в два раза, чтобы получилось не менее 70 слов. Хорошо, если сумеем уложиться до 80 слов.

Работа с текстом о маме

Слово «мама» - особое слово . Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. 44 слова

Место матери в нашей жизни особое , исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». 66 слов

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению , мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час . Ведь благодарные дети - лучший подарок для них. 55 слов

Всего 165 слов

Вариант 1 сжатия текста о маме

Слово «мама» особенное. Оно сопровождает нас в годы взросления и зрелости, а в языке любого народа звучит нежно и ласково. 20 слов

Место матери в нашей жизни исключительное. Мы разделяем с ней радость и горе. Материнская любовь вдохновляет нас на подвиг. Человек верит, что мама всегда придёт на помощь. 27 слов

Художники, композиторы и поэты создали замечательные произведения о маме. Мы поздно понимаем, что не сказали вовремя добрые слова маме. Нужно всегда дарить ей радость, ведь благодарные дети - лучший подарок. 29 слов

Всего 76 слов

Вариант 2 сжатия текста о маме

Слово «мама» особое. Оно сопровождает нас всю жизнь: от колыбели до старости. Это слово есть в любом языке мира, и звучит оно ласково. 23 слова

Место матери исключительное. Мы делимся с мамой своей радостью и болью, в сложных обстоятельствах зовём на помощь. Слово «мама» равнозначно слову «жизнь». 22 слова

Многие талантливые люди создали замечательные произведения о маме. Нужно беречь матерей, говорить им хорошие и добрые слова, дарить радость каждый день и час. Ведь благодарные дети - лучший подарок для них. 30 слов

Всего 75 слов

Работа с текстом о шуме в природе

Этот текст достаточно сложен. В нём много рядов однородных членов, есть обобщающие слова, обособленные члены предложения и повторы. Части его не совсем равноценны, поэтому ученики неправильно выделяют абзацы.

Кто из людей не ис­пы­ты­вал на­сла­жде­ния, вни­мая вздо­хам лет­не­го дож­ди­ка, шур­ша­нию осен­ней лист­вы, вол­нам, пле­щу­щим­ся вдоль бе­ре­гов озера , жур­ча­щей воде, го­лу­бям, вор­ку­ю­щим ту­ман­ным утром ? Что может срав­нить­ся с пе­ни­ем птиц , осо­бен­но таких вы­да­ю­щих­ся му­зы­кан­тов , как со­ло­вьи? Пение людей может на­до­едать, пение птиц - ни­ко­гда. Птицы со­зда­ют зву­ко­вую окрас­ку ланд­шаф­та . Дикая при­ро­да об­ла­да­ет не толь­ко зри­тель­ной, но и зву­ко­вой кра­со­той. Раз­лич­ные виды на­се­ко­мых, зве­рей, птиц до­пол­ня­ют друг друга в су­точ­ных и се­зон­ных рит­мах зву­ча­ния , ис­пол­нен­ных под­лин­ной кра­со­ты. 76 слов

Самая бо­га­тая му­зы­ка - му­зы­ка при­ро­ды. Один ка­над­ский ком­по­зи­тор ввёл спе­ци­аль­ное по­ня­тие - "зву­ко­вой ланд­шафт ". По его мне­нию , для жи­те­лей лесов каж­дый вид де­ре­ва имеет свой голос. Когда ве­те­рок про­ле­та­ет в ёлках - они всхли­пы­ва­ют и сто­нут, ясень шипит, бе­рё­зы ше­ле­стят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои "го­ло­са", раз­ные днём и ночью . 52 слова

При­ро­да не про­из­во­дит шум . Рёв бури, ше­ле­стя­щий лист, ско­ро­го­вор­ка дождя - во всём этом есть из­на­чаль­ная и не­из­ве­дан­ная гар­мо­ния. Пение птиц, ква­ка­нье ля­гу­шек, ше­лест трав, шум при­боя, рёв во­до­па­да - вся эта сим­фо­ния зву­ков дикой при­ро­ды есть огром­ная и не­до­ся­га­е­мая иде­аль­ная цен­ность. 42 слова

(По В. Бо­рей­ко)

Всего 164 слова

Пример сжатия текста

Многие люди ис­пы­ты­вают на­сла­жде­ние, обращая внимание на дож­дь, лист­ву, вол­ны, ту­ман­ное утро. И пение птиц ни­ко­гда не надоедает. Дикая при­ро­да об­ла­да­ет зри­тель­ной и зву­ко­вой кра­со­той. Раз­лич­ные виды живого мира до­пол­ня­ют друг друга. 31 слово

Му­зы­ка при­ро­ды самая бо­га­тая. Ка­над­ский ком­по­зи­тор считает, что для жи­те­лей лесов каж­дое де­ре­во имеет свой голос: от ветра ёлки сто­нут, ясень шипит, бе­рё­зы ше­ле­стят, сосны гудят, и злаки имеют свои "го­ло­са. 31 слово

В при­ро­де есть какая-то не­из­ве­дан­ная гар­мо­ния. Сим­фо­ния зву­ков окружающего мира имеет не­до­ся­га­е­мую цен­ность. 13 слов

Всего 75 слов

Работа с текстом о культуре

Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура ? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо , если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, цент р творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. 63 слова

Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди , хорошо понимающие, что такое настоящая культура , из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина , красота. Было бы хорошо , если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. 59 слов

Культура - огромный океан творчества, места хватит всем , для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. 30 слов

(По С. Цветовой)

Всего 150 слов

Пример сжатия текста

Слово "культура" многогранно. Истинная культура несёт в себе понятие духовности, знание и красоту. Когда люди поймут это, наша страна станет процветающей. Нужно иметь центры творчества для детей и взрослых. 29 слов

Подлинная культура направлена на воспитание и образование. Поэтому руководить такими центрами должны честные и преданные делу люди, хорошо понимающие значение настоящей культуры. 22 слова

Культура - океан творчества, в котором каждому найдётся дело по душе. Всем нужно участвовать в её укреплении, и тогда наша планета станет прекраснее. 23 слова

Всего 74 слова

Работа с текстом о сказках

Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир . Мир , в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило , все счастливы. Нет, конечно , и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. 50 слов

Бывают , правда , и злые сказки , в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые . А между прочим , даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы , люди . 64 слова

Вы , люди , специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам , причиняете друг другу боль. Вы, люди , забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его . А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки . 61 слово

Всего 175 слов

Пример сжатия текста

Мир сказок прекрасен и увлекателен. В нём всегда торжествует добро, а в финале все счастливы. Но есть сказки, которые вызывают грусть и святые слёзы. 24 слова

Как и люди, есть злые сказки, но их меньше, чем добрых. Сказки не могут быть злыми от природы. 18 слов

Человек специально или случайно причиняет другому боль, забывает об исцеляющей доброте сказок и не находит выхода из жизненного тупика. Надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. 30 слов

Всего 72 слова

Работа с текстом о детских игрушках

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки . Пожалуй , у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание , которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека . 37 слов

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника , игрушка всё-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка , с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. 58 слов

Игрушка - это ключ к сознанию маленького человека . Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку , помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты , а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. 63 слова

Всего 158 слов

Пример сжатия текста

У каждого из нас были любимые игрушки. С ними связаны самые яркие воспоминания из детства, которые бережно хранятся в сердце. 20 слов

В век компьютерных технологий реальные игрушки не привлекают к себе внимания, но остаются незаменимыми в обучении и развитии ребёнка. Они помогают ему общаться, играть и приобретать жизненный опыт. 28 слов

Игрушка - это ключ к сознанию. Чтобы сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Она принесёт в мир ребёнка систему ценностей и воспитает полноценного человека. 27 слов

Амбивалентность, фрустрация, ригидность - если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.
1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

- Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция


Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм


Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты - короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. У студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность


С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт


В переводе с английского «insight» - это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность


В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников.
Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм


«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм - ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге и т. д. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия


Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области

учитель русского языка и литературы высшей категории

Аннотация:

Методический проект «Организация работы с текстом на уроке русского языка на основе речеведческих понятий» ориентирован на формирование коммуникативно-речевых компетенций у учащихся 5-6 классов и их развитие у учащихся 7-9 классов. Рассмотрены примеры работы с текстами на уроке на основе методики по абзацного изучения текста.

Methodical project "Organization of work with text in Russian language lesson based rechevedcheskih concepts" focused on the formation of communicative speech competencies in students grades 5-6 and the development of students in grades 7-9. We consider examples of work with texts at the lesson based on the methodology for the study of the paragraph text.

Ключевые слова:

коммуникативно-речевые компетенции, нормы литературного языка, речеведческие понятия, культура речи

communicative competence of speech, norms of the literary language, the culture of speech

УДК 811. 161

«Из всех знаний, умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке» ,- писал известный ученый и лингвист В.И.Чернышев. Развитие культуры речи учащихся всегда считалось одной из главных проблем в школе. Обобщая свой педагогический опыт, великий русский писатель Л.Н.Толстой утверждал, что задача преподавания языка в школе состоит в руководстве учеников к пониманию содержания книг, написанных литературным языком. Чтение и анализ лучших художественных произведений необходимы в качестве важнейшего коммуникативного умения, на базе которого развиваются и совершенствуются другие умения.

Чтобы научить учащихся излагать грамотно свои мысли, передавать и воспринимать информацию различного характера, необходимо дать им соответствующие знания об основных речеведческих понятиях. Затем на основе их сформировать коммуникативные умения: определять основную мысль текста и строить самостоятельное высказывание, собирать и систематизировать нужный материал для создания соответствующего текста, уметь планировать содержание высказывания; продумывать композиционное построение, придавать высказыванию определенную форму и соответствующую стилистическую окраску, при этом уметь правильно отбирать необходимые языковые средства для оформления высказывания, а затем уже продолжать работать над совершенствованием написанного.

Эти умения опираются на речевые навыки, которые формируются в ходе овладения языком, - орфоэпические, грамматические, лексические. Речевая же деятельность характеризуется в свою очередь как деятельность интеллектуальная, познавательная, требующая от учащихся творческого подхода к решению коммуникативной задачи. Понятие «культуры речи» тесно связано с литературным языком. Уметь четко и правильно выражать свои мысли, говорить грамотно, уметь не только привлекать внимание слушателей своей речью, но и воздействовать на них. Владение культурой речи необходимо людям самых различных профессий. Каждый понимает под культурой речи главное - владение нормами литературного языка. Л.А.Введенская, считает, что культура речи содержит три компонента: нормативный, коммуникативный и этический. «Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка…» .

Выразительность речи учащихся зависит от ряда условий: интереса говорящего или пишущего к тому, о чем он говорит или пишет, хорошего знания языка и его возможностей, а также умение контролировать свою речь, замечать, что в ней особенно выразительно. Разнообразие речи каждого из нас зависят от того, насколько мы понимаем, в чем заключается истинное богатство родного языка. Исследователи считают, что в среднем современный человек владеет чуть больше 13 тысяч слов, а Пушкин, например, употребил в своих произведениях 21 тысячу слов. Очень важно каждому из нас постоянно заботиться о расширении словарного запаса.

Организация речевой коммуникации предполагает умение находить слова, синонимичные друг другу, понимать, чем слова различаются. В каждом синонимичном ряду имеется стержневое слово, оно является наиболее употребительным. Синонимия характерна для многих частей речи. Синонимы в русском языке возникают путем словообразования и в результате усвоения иноязычных слов. Если мы сравним синонимы - бежать и мчаться - то заметим, что первый указывает на большую интенсивность движения. Синонимы, которые различаются оттенками значения, называются идеографическими. Синонимы могут выполнять и стилистическую функцию, т.е. придавать нашей речи книжный или разговорный характер.

Существует механизм оценки различных сторон речи - это нормированность языка, которая является признаком развития литературного языка и реализуется посредством норм. Норма - это то, как должно быть. Наиболее весомыми нормами общения считаются этические и коммуникативные . Коммуникативные качества речи - это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. Основными коммуникативными качествами речи являются, по мнению многих лингвистов, уместность и богатство, чистота и точность, логичность и доступность, выразительность и правильность. Богатство речи - это особое качество, свидетельствующее об определенном уровне речевого мастерства и о стремлении разнообразить свою речь при помощи использования различных языковых и выразительных речевых средств. Точной называют речь, если значение слов и словосочетаний, употребленных в ней, полностью совпадает со смысловой и предметной сторонами речи.

Не менее важным качеством культуры речи является выразительность. Главное условие выразительности - наличие у автора речи своих чувств и мыслей, позиции и стиля. Выразительность - это оригинальность, неповторимость и неожиданность. Норма - это совокупность правил (выбора и употребления языковых единиц), которые узаконены литературой, предпочтены и признаны обществом в качестве обязательных» . По мнению П.С. Пустовалова, следует различать понятия «культура языка» и «культура речи». «Культура речи - это степень развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенность его семантики, многообразие и гибкость его интонации. Культура речи - это совокупность и система коммуникативных качеств речи» .

«Языковая норма - это наиболее предпочтительная для обслуживания носителей данного языка и наиболее целесообразная система средств выражения (произношение, словоупотребление, и т.д.)» . Языковая норма - это правила использования речевых средств устной и письменной речи.

С учетом всего выше изложенного, рассмотрим, что же используем мы на уроках русского языка для достижения намеченных результатов? Необходимо так организовать учебную деятельность обучающихся, чтобы результаты эти были весомыми, использовать приемы, методы и средства, способствующие решению профессиональных задач. Методика организации работы над текстом на основе речеведческих понятий направлена на формирование коммуникативно-речевых компетенций у учащихся 5-7 классов и их развитие - в 8-9 классах.

Основы филологического подхода к комплексному анализу текста закладываются на уроках русского языка, начиная с 5 классов, у обучающихся формируются понятия о тексте, о роли в нем ключевых или опорных слов, о метафоре и метонимии, о сравнении как художественно-изобразительных средствах, они узнают о типах текста, стилях речи. Но видеть художественное своеобразие текста можно лишь при системном овладении суммой грамматических знаний. Базой для этого является анализ текста. Для методики работы с текстом на уроке русского языка характерно, конечно же, особое внимание к процессу чтения. Знания о тексте, полученные на этих уроках, переносятся на изучение других школьных предметов, учащиеся получают навыки работы с учебно-научным текстом, а также с публицистическим и художественным.

Работа с текстом должна идти в двух направлениях. В процессе комплексного анализа текста осуществляется повторение, обобщение и систематизация изученного учащимися ранее. Все это готовит их к составлению собственных текстов обучающего и творческого характера. На этапе формирования коммуникативных умений учащихся, т.е. для реализации практических целей обучения школьников культуре речи, в качестве дидактического материала используется текст. При этом основной прием работы с текстом - анализ. Содержанием такой работы является, по моему мнению, после внимательного прочтения - озаглавливание текста и определение темы, а также выделение основной мысли и обязательное составление плана, затем - сопоставление плана и текста, составление вопросов к тексту, определение способов соединения предложений в тексте, характеристика стиля, жанра, типа речи и роли языковых средств в передаче текста.

«Необходимо направить внимание учащихся на осмысление содержания текста, его композиционного членения, стилистической окраски характеристики. С этой целью упражнения на списывание текста сопровождаются заданиями аналитического характера», - утверждает Н.А. Ипполитова .

Внимание обучающихся уже с 5 классов обращается на главные признаки текста: связность, последовательность - это наличие формальных и смысловых связей предложений в смысловых частях и смысловых частей в тексте и цельность - это смысловое внутренне единство, которое неразрывно связано с его связностью, - а также единство и завершенность. Цельность и связность создают целостное впечатление о тексте, которое обусловлено единством темы. Тема текста определяет все его характеристики: способы выражения темы, типы речи (описание, повествование, рассуждение), стили речи (разговорный и книжный - официально-деловой, публицистический, научный и художественный), синтаксис текста, способы и средства связи частей, а также основные виды тропов и их использование в тексте. Тема текста может быть представлена заглавием, начальным и конечным предложениями, ключевыми словами и другими средствами.

Текст - это сложное целое. Кроме одной главной темы в исходном тексте выделяются еще и другие темы. В текстах бывают представлены разные типы речи: повествование, описание и рассуждение. В рассказе о каком-либо событии или протекании и развитии действия сюжета повествование может идти от первого или третьего лица. Изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков - это описание, которому свойственны выразительность и точность. При таком типе речи часто используются олицетворения, метафоры, эпитеты. Основная цель рассуждения - разъяснение, подтверждение какой-либо мысли Этот тип речи более сложен по своей структуре, он чаще всего состоит из трех частей: тезиса, доказательства и вывода. Иногда в текстах встречается смешение всех типов речи.

В 7 - 8 классах учащиеся уже должны овладеть такими понятиями, как типы речи и средства связи между частями в тексте, цепная связь и параллельная связь предложений в отрывке. Пользуясь планом, составленным ранее, учащиеся 8- 9 классов пересказывают эпизоды исходного текста, соблюдая при этом условия цепной связи. Это последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д. А параллельная связь - это соподчинение второго предложения, третьего и других - первому. Оно содержит тему, дает как бы общий план картины. А все последующие предложения и по смыслу, и грамматически с ним связаны. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста. Чаще всего предложения в тексте связаны в повествовании цепной связью, при описании - параллельной, а для сочинения-рассуждения характерны смешанные виды связи.

Обучающиеся должны знать, что средства связи делятся на три группы. (Приложение №1). Лексические средства связи - это повтор, синонимическая замена, отношения род -вид, использование антонимов, слов одной семантической группы. Грамматические средства связи - это местоименная замена, именные части речи и глаголы одного вида и времени, использование союзов, частиц. наречий со значением времени и пространства. Синтаксические средства связи - это использование вводных слов, односоставных и неполных предложений, различные предложения по цели высказывания, предложения-скрепы. В процессе учебной деятельности учащиеся уже с 5 классов понимают, что композиционное построение текста имеет свои структурные особенности. В тексте должен быть зачин. Это может быть ключевая мысль высказывания или цитирование как особый зачин. В средней части сопоставляются понятия, приводятся аргументы, доказывающие верность вашей точки зрения. А в заключении - вывод, он может быть в виде риторического вопроса, в виде призывной конструкции или цитаты обобщающего характера.

При работе с текстами хорошо бы учителю владеть методикой КСО или для начала ознакомиться с этой методикой и постепенно вводить ее на уроках, включать в традиционную систему обучения элементы методик технологии КСО. Многие учителя уже используют не только фронтальные и индивидуальные формы работы на уроке, но и парные, групповые, коллективные. Это позволяет изменить и содержание деятельности учителя в учебном процессе, и систему взаимоотношений учителя с учащимися, организацию взаимодействия между учащимися, направленную на формирование коммуникации и регулярной рефлексии.

На своих уроках и при изучении нового материала, и при повторении и закреплении я чаще использую работу в парах постоянного состава, иногда - сменного состава, а также работаем по группам, особенно при составлении таблиц обобщающего характера. В конце успехи каждого оцениваются с разных позиций: и как он сам усвоил материал, и как помог товарищу, и как справилась с заданием вся группа.

Умения коммуникации занимают особое место в процессе обучения: взаимодействие учеников с учителем, учащихся между собой, общение с разными типами текстов при использовании методики «Поабзацное изучение текста». Одна из методик технологии «Коллективный способ обучения» по В.К.Дьяченко - это методика поабзацного изучения текста в парах сменного состава. Она направлена на формирование коммуникативных умений: умение слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться с товарищем о совместной деятельности, формулировать вопросы по тексту, восстанавливать прочитанный текст, озаглавливать его, выделять в нем главную мысль, определять тему.

Одновременно на уроке изучаются четыре текста, раскрывающие близкие по содержанию проблемы. Каждый имеет свой текст, который прорабатывает по очереди с другими. В группе 4 учащихся и 4 разных текста (Приложение № 2). Рекомендации по организации работы по методике «Поабзацное изучение текста» можно найти в учебно-методическом пособии Г.М.Вялковой (рецензент А.Г.Котова,к.ф.н.). а также в «Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 кл. учебное пособие под редакцией Л.М.Рыбченковой». Работая по методикам Ривина и Дьяченко, обучающиеся учатся договариваться, понимать точку зрения собеседника, аргументировано излагать свою точку зрения.

С самого начала перед каждым учащимся ставится конкретная цель: в совершенстве овладеть материалом так, чтобы рассказать его в развернутом или свернутом виде. Каждый абзац текста ученик обсуждает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, более тщательно и детально разобраться в теме. И в результате у каждого учащегося в тетради будет записан план, соответствующий количеству абзацев в тексте. А на последнем этапе урока рекомендуется посадить вместе учащихся, работающих над одной и той же темой. Задача на данном этапе урока - обсудить составленные планы и предложить одному участнику выступить перед классом. Далее можно, используя различные приемы компрессии, сжать текст и сформулировать основную проблему текста. Домашнее задание может быть вариативным: или написать сжатое изложение, или написать сочинение по одной из проблем исходного текста.

Очень интересен в работе прием диалога с текстом, который развивает внимание к слову. Можно находить ключевые слова в тексте, помогающие понять мысль автора, незнакомые слова, значение которых уточнить в толковых словарях. Необходимо найти слово-образ, сравнение с авторской оценкой или скрытые вопросы, попытаться дать на них ответ. И на уроках русского языка, и на уроках литературы при анализе текстов обязательно определяем выразительные средства языка, учащиеся находят те или иные тропы, характеризуют их основные особенности. Все это способствует в итоге лучшему освоению приемов оптимального построения различных текстов, а также помогает учащимся подготовиться к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Приложение №1.

Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства

Пример

Слова-заместители: местоимения, наречия, синонимы и т.д.

Береза- она, в лесу - там, быстро- стремительно, деревья- береза

Лексические повторы

Золотая полка-это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом- завести золотую полку

Соответствие видовременных глагольных форм

Человек берет книгу, проверяет свои слова и поступки, формирует себя как личность

Предлоги

В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимым произведениям.

Анафора и эпифора

Вдали слышался шум. Вдали грохотало.

Параллелизм

…что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь.(М.Цветаева)

Противопоставление

Она потянулась вперед, он попятился назад .

Вопросно-ответная форма

Какие же это слова? Их так много…

Я тоже хотел стать доктором.

Порядок слов- прямой, обратный

Нахохлились оба…

Последовательность в изложении мыслей

Встал, умылся, позавтракал

Слова-организаторы логических связей

Вот, почему, из этого следует и др.

Вводные слова, организующие порядок высказывания

Итак, наконец, в заключение разговора

Приложение №2.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ «Поабзацное изучение текста»

1.1 . Люди разные. Одни видят в природе нашу колыбель и обитель, другие все пытаются захватить, переиначить, не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, присваивая это право исключительно только себе…

Нами погублено множество ни в чем не повинных существ. Возьмите самый наглядный пример- стеллерова корова. Питалась водорослями. А вес достигал трех с половиной тонн! А где она, эта корова, сейчас? Нету! Ни одного экземпляра! Но это не все. Увлекаясь достижением исключительно материальной пользы, мы можем лишать себя пищи не менее важной. Ведь жизнь человеческая заключается не только в том, чтобы есть, одеваться. Еще несколько десятилетий назад мало кому приходило в голову, что многие из нас будут стремиться выехать на как можно более дикую природу, чтобы насладиться ее красотой…

Еще в период завоевания Америки пришельцами из Европы возникло два противоположных подхода к природе. Европейцы полагали, что с природой необходимо бороться и безжалостно истреблять в ней все бесполезное людям. Индейцы же считали, что великий дух не создал в природе ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для ежедневного пропитания. Эти два мнения бытуют среди людей и сейчас. А состояние природы сейчас таково, что все больше ученых склоняется к тому, что правы все-таки индейцы…(По Ю. Аракчееву).

1.2. Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц - никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.

Самая богатая музыка - музыка природы. Один канадский композитор ввел специальное понятие -«звуковой ландшафт». По его мнении., для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в елках- они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои «голоса», разные днем и ночью.

Природа не производит шума. Рев бури, шелестящий лист, скороговорка дождя - во всем этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рев водопада - вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность. (По В. Борейко)

1.3. Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далеким предкам дерево напоминало человека. его ствол казался туловищем, корни -ногами, крона - головой, ветви - руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нем шло движение живительных соков - точно так же, как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твердость.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же ее страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами - дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, человек может избрать в своей жизни как путь добра. так и путь зла. Об этом и думает верующий человек. когда видит изображение дерева на иконах.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские поэты и художники оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом. (По А. Камкину).

1.4 Много во Вселенной удивительных планет, но одна совершенно сказочная. Когда на верхней ее половине лето, на нижней - зима. Если справа день, то слева - ночь. Сверху и снизу венчают планету два пятна: куда ни посмотри с одного—все будет юг, а с другого - все север. И есть океан. Где встречаются восток и запад. И в какую бы сторону ни пошел, всегда вернешься назад. А если на планету взглянуть со стороны - удивительной красоты перламутровый шар сияет над бездной.

Ученые сейчас упорно копаются в лунной пыли, пытаясь найти в ней хоть признаки жизни. Если бы так же трепетно относились мы к жизни на нашей Земле! Зачем человеку тигр? На что надеется цветок? О чем свистят дикие крылья?

Все мы на иждивении у природы - и телом, и духом. Спешим в лес непременно за чем-то: за грибами, за ягодами, подышать. Встретиться с тайной и красотой. И природа нам верно служит. Служила питекантропу, служит и современному человеку. И вместо благодарности мы пытаемся скрутить ее в бараний рог. А зачем? Только потому что она безропотная и поддается.!

Природа много значит в нашей жизни: она нас поит, кормит, одевает и радует. Человек будущего - конечно же - станет беречь каждое живое существо. Хотя бы потому, что радости духа станет ставить выше радостей живота. Для живота мы вывели молочных коров, мясных свиней, яйценоских кур. А в диком лебеде, журавле, олене, тигре, соколе, в тысяча других удивительных и прекрасных существ проявилась творческая линия дикой природы.

Мы все создаем для чего-нибудь. Стоит взглянуть на дело человеческих рук - и сразу понятно, это затем-то и для того-то. Нами движет необходимость. А что движет природой? Какая цель и какой смысл в ее созданиях. Зачем птица? Для чего дерево? Звери, насекомые, рыбы. Сами по себе…(По Н. Сладкову.)

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ

1.Прочитай текст внимательном. 2.Прочитай первый абзац вслух своему партнеру. 3.Попытайтесь вместе ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите ключевые слова, озаглавте абзац. 4.Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь. 5.Поменяйтесь ролями и приступайте к работе со 2 текстом в той же последовательности. 6.После окончания работы с абзацем 2 текста, найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац в том же порядке, что и первый. 7.Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3-6. 8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ПО ТЕКСТАМ:

В итоге у учащихся в тетрадях появятся примерные планы по тексту №1:1)Люди бывают разные. 2)Погублено множество ни в чем не повинных существ. 3)Два противоположных подхода к природе Домашнее задание может быть следующим: по этим текстам написать или сжатое изложение, или сочинение-рассуждение по исходному тексту с использованием аргументов из остальных текстов.

Библиографический список:


1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Изд-во «Феникс», 2005. – 284 с.
2. Головин Б.Н. Культура речи. М.: Просвещение, 1988. – 231 с.
3. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: М.: Проспект, 2007. – 440 с.
4. Космарская И.В. Русский язык: тесты и задания по культуре речи. М.: Аквариум, 2001. – 204 с.
5. Никитина Е.И. Уроки развития речи. М.: Дрофа, 2006. – 192 с.
6. Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи. М., 1987. – 287 с.
7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: уч. пособие. М.: Русское слово, 2004. – 336 с.

Рецензии:

31.03.2014, 19:28 Середа Евгения Витальевна
Рецензия : Работа З.С. Антамошкиной представляет несомненный интерес для теории и практики обучения русскому языку. Организация работы обучающихся среднего образовательного концентра с текстом является одним из важнейших приемов формирования коммуникативных ключевых компетенций и способствует формированию речевой грамотности наших детей. Предложенная для рецензирования статья написана грамотно, в последовательно выдержанном научном стиле, логична и аргументирована. Особую значимость имеют Приложения к статье, в которых содержатся практические разработки по предложенной теме. Работа выполнена на высоком научно-методическом уровне и может быть опубликована без каких-либо изменений. С уважением, к.ф.н. Середа Е.В.


Тексты для сжатого изложения

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст 1

Исходный текст

Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц - никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.

Самая богатая музыка - музыка природы. Один канадский композитор ввел специальное понятие "звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках, они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои голоса, разные днём и ночью.

Природа не производит шума. Рев бури, шелестящий лист, скороговорка дождя - во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада - вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность.

(По В. Е. Борейко)

Музыка природы_Борейко В.Е.

Оразец сжатого изложения

Образец сжатого изложения к тексту 1

Текст 2

Исходный текст

Я давно мечтаю об этом: завести золотую полку. Это та полка, на которую ста-вятся только любимые книги. Почему я ограничиваюсь только мечтой? Может быть, это происходит потому, что не так легко золотой полке стать реальностью. Все же это золотая полка, которых не так уж много на свете. Может быть, я не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? Верно: теперь её не продают. Помню эти золотые, с тисненым рисунком листы, которые так украшали детство. Кажется, они применялись при изготовлении елочных игрушек. На них был тиснён рисунок, нечто вроде замерзших цветов на окне, только цветы были золотые.

Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в течение посто-янно перечитываем, не удерживаются в памяти. Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление, должна была бы запомниться во всех подроб-ностях. Нет, этого не происходит. Разумеется, мы знаем, о чем в основном идёт в этой книге речь. Но как раз подробности для нас неожиданны, новы.

Безусловно, так: замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново. И в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, они - вне времени.

(По Ю.К.Олеше )

Золотая полка по Ю.К.Олеше

Образец сжатого изложения

Образец сжатого изложения ко второму тексту

Текст 3

Исходный текст

Не помню где, в воспоминаниях какого-нибудь революционера, я вычитал трогательную историю о травинке. Арестанту, заключенному в одиночке, принесли из большого мира стопу книг. Он стал читать книги и вдруг увидел, что к книжной стра-нице прилипло крохотное семечко. Непонятное волнение охватило его. В безжизненном каменном мешке арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес, и оно помещается в крохотной, едва различимой соринке.

У арестанта появилась банка с землей. Дрожащими руками человек опустил семечко в землю. Семечко в конце концов проросло, и это очень обрадовало человека. Да и как могло не обрадовать! Чудо, к которому мы так привыкли только потому, что оно происходит вокруг нас всегда в миллионно-миллиардном повторении, начало происходить и развертываться на глазах у потрясенного узника. Кустик был красив, а вернее сказать - прекрасен. Он радовал глаз законченностью, стройностью и той ра-зумностью, которая не поддается анализу и объяснению, но которая воспринимается человеком, может быть, потому, что и сам он является ее частицей.

Арестант в воспоминаниях утверждал, что у него в жизни не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке. А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смяг-чать его нрав, приносить успокоение и отдых - вот одно из побочных назначений всякого растения и в особенности цветка.

(По В.А. Солоухину)

О травинке по В_А_Солоухину

Образец сжатого изложения

Образец сжатого изложения к тексту 3

Текст №4

Исходный текст

Истинная Любовь и истинная Дружба приходят сами, не как простое увлечение, а как высшее состояние. Как и любая Мечта, Любовь или Дружба сбываются не сразу, а после долгих сражений, неудачных попыток, страданий, преодоления корыстных побуждений. Она приходит только к тому человеку, который никогда не прекращает мечтать о ней как о высшем принципе жизни.

Любые попытки искусственно вызвать любовь, форсировать подлинные взаимоотношения, навязывать себя, требовать любви, планировать и подстраивать ситуации для её осуществления рано или поздно заканчиваются провалом. Эта тонкая и хрупкая «птица счастья» чувствует угрозу и, не желая стать рабой каких бы то ни было формальных ситуаций, улетает из приготовленной для неё золотой клетки, чтобы потом избегать всех приманок, с помощью которых мы тщетно будем пытаться вернуть её обратно.

Любовь требует полной отдачи и бескорыстия, ставит себя на первый план, в центр внимания, заставляя всех плясать вокруг нас, наших проблем и интересов, постоянно требовать доказательств любви, делать добро и любить только для того, что-бы нам ответили тем же. Всё это убивает истинную Любовь и истинную Дружбу.

(По Е. Сикирич)

Образец сжатого изложения

Образец сжатого изложения к 4 тексту

Варианты аудио для сжатого изложения из открытого банка заданий ОГЭ ФИПИ 2016 год

Ссылка на аудио Текстовой вариант

Текст №5

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты - подлинной теплоты сердца - невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен - и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать - это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых - это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

(По В.А. Сухомлинскому)

Текст №6

В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребёнок - существо, инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он всё равно радуется и постоянно находит для этого все новые и новые поводы. Возможно, потому, что ему пока не с чем сравнить свою жизнь, он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе. Но, скорее всего, всё-таки потому, что детская душа еще не успела покрыться защитным панцирем и более открыта добру и надеждам, чем душа взрослого человека.

А с возрастом всё словно бы выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась наша жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней, и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на неё друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы…

Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет чтобы жить в своё удовольствие и наслаждаться каждой минутой».

(По тексту О.Роя)

Текст № 7

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор - дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

(По А.Н. Москвину)

Текст 8

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов, кроме наших собственных? И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично, дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы.

Понимаете, насколько это глубже, чем кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.

И что же больше отвечает нашим общим интересам - взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод, тогда и тебе в ответ помогут, обязательно.

(По материалам сети Интернет)

О дружбе. mp3

Текст №9

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня - изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время - цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся ред-кими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Нужно сжатое изложение. Кто из людей не испытывал наслаждения, внимания вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц-никогда. птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты. Самая богатая музыка-музыка природы. Один канадский композитор ввёл специальное понятие -"звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках-они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои "голоса", разные днём и ночью. Природа не производит шум. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя- во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада-вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность .

От свободы и инерции людей

Все пороки имеют свой естественный предел, который они не могут пересечь: два человека, может быть, даже десять, могут бояться одного; но если тысяча, если миллион, если тысяча городов не справится с одной, то это не трусость; она не заходит так далеко; так же, как храбрость пока не распространяется, что один человек штурмует крепость, атакует армию, покоряет королевство. Итак, какое чудовище порока состоит в том, что это даже не заслуживает названия трусости? что не находит имени, потому что природа не сделала такой противный, потому что язык отказывается произносить его?

Ответ оставил Гость

Кто из людей не испытывал наслаждения, внимания вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи?Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.Один канадский композитор ввёл специальное понятие-"звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках-они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя- во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада-вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность.(не сильно сократила...ну так думаю сойдет...

Поставить пятьдесят тысяч вооруженных людей с одной стороны и столько же - с другой; устроить их для битвы; они станут обычными: одни будут свободными людьми, борющимися за свою свободу, другие выйдут, чтобы ограбить их от них: кому из них, по-видимому, будет обещана победа? Что, как думаешь, будет мужественно сражаться? Те, кто взамен за свои труды, надеются сохранить свою свободу, или те, кто не может ожидать какой-либо другой цены за трюки, которые они налагают или получают, чем рабство других?

У некоторых всегда есть счастье в их прошлых жизнях, ожидании подобного процветания в будущем; им не имеет большого значения для них, что они переживают в короткий промежуток битвы, как то, что они, их дети и все их потомки должны терпеть навсегда. У других есть только небольшая желательность, чтобы обманывать себя, что ослепляет себя от опасности, которая, однако, не может быть столь пылкой, но должна выходить с самой маленькой каплей крови, которая течет из их ран. Подумайте о знаменитых сражениях Мильтиада, Леонида, Фемистокла, которые были побеждены две тысячи лет назад и до сих пор живут так недавно в памяти книг и людей, как будто они сделали свой след в Греции для спасения греческого народа и всего мира имело место; Что, как считается, не давало власти столь маленькой группы, как греки, но мужество, чтобы противостоять натиску стольких кораблей, которые изменило ими лицо моря; преодолеть так много народов, которые поднялись в таких огромных массах, что отряд греков не мог даже поставить капитанов в вражеские армии?

МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области

учитель русского языка и литературы высшей категории

Почему мы ничего не знаем о своем тонком теле?

По правде говоря, совершенно бессмысленно спорить о том, является ли свобода естественной, поскольку нельзя держаться в рабстве, не делая его неправым, и поскольку ничто в мире не противоречит природе, как несправедливость. Поэтому остается сказать, что свобода естественна, и, на мой взгляд, мы рождаемся не только во владении нашей свободой, но и в стремлении ее защитить. Если мы можем сомневаться в этом, и если мы настолько выродимся, что мы, кажется, не признаем наши качества и наши первоначальные импульсы, тогда мне необходимо сделать вам честь, которая приходит к вам, и поставить диких зверей на сцену, так сказать научить вас своей природе и конституции.

Обучающиеся должны знать, что средства связи делятся на три группы. (Приложение №1). Лексические средства связи - это повтор, синонимическая замена, отношения род -вид, использование антонимов, слов одной семантической группы . Грамматические средства связи - это местоименная замена, именные части речи и глаголы одного вида и времени, использование союзов, частиц. наречий со значением времени и пространства. Синтаксические средства связи - это использование вводных слов , односоставных и неполных предложений , различные предложения по цели высказывания, предложения-скрепы. В процессе учебной деятельности учащиеся уже с 5 классов понимают, что композиционное построение текста имеет свои структурные особенности . В тексте должен быть зачин. Это может быть ключевая мысль высказывания или цитирование как особый зачин. В средней части сопоставляются понятия, приводятся аргументы, доказывающие верность вашей точки зрения. А в заключении - вывод, он может быть в виде риторического вопроса , в виде призывной конструкции или цитаты обобщающего характера.

При работе с текстами хорошо бы учителю владеть методикой КСО или для начала ознакомиться с этой методикой и постепенно вводить ее на уроках, включать в традиционную систему обучения элементы методик технологии КСО. Многие учителя уже используют не только фронтальные и индивидуальные формы работы на уроке, но и парные, групповые, коллективные. Это позволяет изменить и содержание деятельности учителя в учебном процессе , и систему взаимоотношений учителя с учащимися, организацию взаимодействия между учащимися, направленную на формирование коммуникации и регулярной рефлексии.

На своих уроках и при изучении нового материала, и при повторении и закреплении я чаще использую работу в парах постоянного состава, иногда - сменного состава, а также работаем по группам, особенно при составлении таблиц обобщающего характера. В конце успехи каждого оцениваются с разных позиций : и как он сам усвоил материал, и как помог товарищу, и как справилась с заданием вся группа.

Умения коммуникации занимают особое место в процессе обучения: взаимодействие учеников с учителем, учащихся между собой, общение с разными типами текстов при использовании методики «Поабзацное изучение текста». Одна из методик технологии «Коллективный способ обучения» по В.К.Дьяченко - это методика поабзацного изучения текста в парах сменного состава. Она направлена на формирование коммуникативных умений: умение слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться с товарищем о совместной деятельности , формулировать вопросы по тексту, восстанавливать прочитанный текст, озаглавливать его, выделять в нем главную мысль , определять тему.

Одновременно на уроке изучаются четыре текста, раскрывающие близкие по содержанию проблемы. Каждый имеет свой текст, который прорабатывает по очереди с другими. В группе 4 учащихся и 4 разных текста (Приложение № 2). Рекомендации по организации работы по методике «Поабзацное изучение текста» можно найти в учебно-методическом пособии Г.М.Вялковой (рецензент А.Г.Котова,к.ф.н.). а также в «Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 кл. учебное пособие под редакцией Л.М.Рыбченковой». Работая по методикам Ривина и Дьяченко, обучающиеся учатся договариваться, понимать точку зрения собеседника, аргументировано излагать свою точку зрения.

С самого начала перед каждым учащимся ставится конкретная цель : в совершенстве овладеть материалом так, чтобы рассказать его в развернутом или свернутом виде. Каждый абзац текста ученик обсуждает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, более тщательно и детально разобраться в теме. И в результате у каждого учащегося в тетради будет записан план, соответствующий количеству абзацев в тексте. А на последнем этапе урока рекомендуется посадить вместе учащихся, работающих над одной и той же темой. Задача на данном этапе урока - обсудить составленные планы и предложить одному участнику выступить перед классом. Далее можно, используя различные приемы компрессии, сжать текст и сформулировать основную проблему текста. Домашнее задание может быть вариативным: или написать сжатое изложение, или написать сочинение по одной из проблем исходного текста.

Очень интересен в работе прием диалога с текстом, который развивает внимание к слову. Можно находить ключевые слова в тексте, помогающие понять мысль автора, незнакомые слова , значение которых уточнить в толковых словарях . Необходимо найти слово-образ, сравнение с авторской оценкой или скрытые вопросы, попытаться дать на них ответ. И на уроках русского языка, и на уроках литературы при анализе текстов обязательно определяем выразительные средства языка, учащиеся находят те или иные тропы, характеризуют их основные особенности. Все это способствует в итоге лучшему освоению приемов оптимального построения различных текстов , а также помогает учащимся подготовиться к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Приложение №1.

Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства

Пример

Слова-заместители: местоимения, наречия, синонимы и т.д.

Береза- она, в лесу - там, быстро- стремительно, деревья- береза

Лексические повторы

Золотая полка-это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом- завести золотую полку

Соответствие видовременных глагольных форм

Человек берет книгу, проверяет свои слова и поступки, формирует себя как личность

Предлоги


1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Изд-во «Феникс», 2005. – 284 с.
2. Головин Б.Н. Культура речи. М.: Просвещение, 1988. – 231 с.
3. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: М.: Проспект, 2007. – 440 с.
4. Космарская И.В. Русский язык: тесты и задания по культуре речи. М.: Аквариум, 2001. – 204 с.
5. Никитина Е.И. Уроки развития речи. М.: Дрофа, 2006. – 192 с.
6. Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи. М., 1987. – 287 с.
7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: уч. пособие. М.: Русское слово , 2004. – 336 с.

Рецензии:

31.03.2014, 19:28 Середа Евгения Витальевна
Рецензия : Работа З.С. Антамошкиной представляет несомненный интерес для теории и практики обучения русскому языку. Организация работы обучающихся среднего образовательного концентра с текстом является одним из важнейших приемов формирования коммуникативных ключевых компетенций и способствует формированию речевой грамотности наших детей. Предложенная для рецензирования статья написана грамотно, в последовательно выдержанном научном стиле , логична и аргументирована. Особую значимость имеют Приложения к статье, в которых содержатся практические разработки по предложенной теме. Работа выполнена на высоком научно-методическом уровне и может быть опубликована без каких-либо изменений. С уважением, к.ф.н. Середа Е.В.

Поделиться