Гробница нефертари две левые руки. Нефертари

Рамсес Второй - один из самых известных царей Древнего Египта, и написано о нем больше, чем о других фараонах. Клинописная копия найденного у города Хаттусы первого известного в истории международного мирного соглашения - Кадешского договора - встречает посетителей при входе в нью-йоркскую штаб-квартиру ООН. Кроме того, Рамсесу приписывается возведение наиболее известных достопримечательностей Египта: гробницы Нефертари, Рамессеума, большей части дворца Пер-Рамсес, Луксорского комплекса, гипостильного зала в Карнаке и огромных заупокойных храмов в Нубии (современный Абу-Симбел).

Рамсес пережил почти всех своих детей и умер на десятом десятке; целые поколения египтян жили при одном и том же фараоне - Рамсес, должно быть, казался им бессмертным. Когда в 1881 году обнаружили его мумию, ученые установили, что фараон имел рост около ста семидесяти пяти сантиметров, ярко-рыжие волосы и крупный нос, который унаследовали многие его сыновья.

В истории египетской Девятнадцатой династии остается немало белых пятен. Стараясь придерживаться известных генеалогических таблиц, событий и фактов, я заполняла эти белые пятна с помощью собственной фантазии; моя книга в первую очередь - произведение художественное.

К сожалению, в романе выведены не все важные исторические личности эпохи Рамсеса, но такие персонажи, как Сети, Туйя, Рахотеп, Пасер и многие другие, имеют в основе реальных людей, и, описывая их, я придерживалась исторической правды.

Рамсеса принято считать великим полководцем и выдающимся строителем, хотя его величайшее сражение - битва при Кадеше - кончилось не победой, а всего лишь перемирием. На стенах храма в Абу-Симбеле Рамсес изображен летящим на своей колеснице в гущу врагов; он разит и со славой побеждает хеттов. Рамсес прекрасно владел приемами пропаганды. На его стелах изображались только победы, независимо от действительного исхода сражения. Считается, что Нефертари сопровождала его в исторической битве при Кадеше и в шестнадцать лет стала главной женой фараона.

У нас нет сведений, что Нефертити или Нефертари произвели на свет близнецов. Я использовала этот сюжетный ход, чтобы подчеркнуть сходство между своей героиней и имевшей в народе дурную славу царицей-еретичкой. В точности неизвестно, в каком родстве состояли Нефертити и Нефертари. Если Нефертари - дочь царицы Мутноджмет, то правление Хоремхеба было недолгим, хотя, по его собственным утверждениям, он занимал престол в течение пятидесяти девяти лет. Уничтожив город Нефертити - Амарну - и присвоив заупокойный храм Эйе, Хоремхеб стер со стен имена Нефертити и ее родных и прибавил годы их правления к собственным. Согласно древнеегипетскому историку Манефону, Хоремхеб правил всего несколько лет, а значит, Нефертари вполне могла быть дочерью царицы Мутноджмет. Однако все это только предположения. О Нефертари известно лишь, что их с Рамсесом связывала глубокая любовь. О ней свидетельствуют многочисленные архитектурные и литературные памятники. В одном из наиболее известных стихотворений Рамсес называет Нефертари «той, ради которой восходит солнце». Стихи, посвященные Рамсесом Нефертари, можно встретить от Луксора до Абу-Симбела. В письме Рамсеса хеттской царице Пудухепе есть и подпись Нефертари; ясно, что она играла важную роль во внешней политике Египта.

Нефертари родила супругу не меньше шести детей, но ни один из них не пережил отца и не стал фараоном. Престол Рамсеса унаследовал сын Исет - Мернептах. В романе Исет описывается как вероломная супруга, но какой она была в жизни, никому не известно. Я также допустила вольность, приписав отравлению смерть фараона Сети, умершего в возрасте около сорока лет. Мумии многих царей Восемнадцатой династии, включая фараона Эйе и царицу Анхесенамон, до сих пор не обнаружены, и потому я решила объяснить их отсутствие пожаром.

Читатели, знакомые с историей Древнего Египта, заметят также, что в книге изменены некоторые имена и названия. Например, Фивы и Луксор - названия современные, но они более привычны, чем древние названия Ипет-Ресит и Уасет. Ради простоты я использовала имя Исет вместо Исетнофрет, так же как Аменхе вместо длинного и неудобопроизносимого Аменхерхепешеф. Самая очевидная замена имен - это, конечно, замена Моисея на Ахмоса. Читателей, желающих видеть на страницах романа библейского Моисея, ждет разочарование. Помимо Ветхого Завета, нет никаких достоверных подтверждений его пребывания в Египте. Как известно, в Египте той эпохи проживали люди племени хабиру, но доказательств того, что они имеют отношение к библейским евреям, не найдено. И поскольку исторического материала у меня было немного и я пыталась изобразить события такими, какими они могли быть, то решила ввести в повествование персонажа по имени Ахмос.

В романе упоминается миф о Саргоне, согласно которому некая жрица помещает свое незаконнорожденное дитя в корзину и пускает по реке, где его потом находит царский водонос. Этот миф старше мифа о Моисее на тысячу лет, подобно тому как свод законов вавилонского царя Хаммурапи, якобы полученный им на вершине горы от бога солнца, на полтысячелетия старше законов Моисея. Мне хотелось ввести этот миф в книгу, поскольку его знали египтяне, так же как вавилоняне знали наиболее значительные египетские мифы.

Помимо восполненных мною пробелов в романе есть эпизоды, которые могут показаться вымышленными. Таково, например, сражение Рамсеса с пиратами-шардана. Кроме того, Троянская война была, как полагают, в эпоху Девятнадцатой династии. Во время битвы при Кадеше египтяне схватили двух лазутчиков, которые позже сообщили о засаде, устроенной хеттами. После смерти царя Муваталли его сыну и вправду пришлось искать помощи у Рамсеса.

Неудивительно, что быт древних египтян иногда кажется слишком современным. Это потому, что они пользовались множеством вещей, которые можно счесть более поздними изобретениями: колыбели, кровати, постельное белье, духи, притирания для кожи и даже складные скамьи. И хотя устройство, обнаруженное Пенра в гробнице Мерира, кажется совсем невероятным, тем не менее это первое в Египте изображение колодезного журавля.

Что касается царицы Нефертари, то она царствовала вместе с супругом не меньше двадцати пяти лет. Рамсес построил ей в Абу-Симбеле заупокойный храм рядом со своим, и дважды в году восходящее солнце освещает статуи так, как описано в романе. Когда Нефертари умерла, ее похоронили в Долине цариц. Ее гробница - под номером QV66 - самая большая и красивая во всем некрополе. На стене погребальной камеры Рамсес так написал о своей любви к Нефертари:

«Моя любовь не имеет равных, и с ней никто не может соперничать… Просто пройдя мимо, она похитила мое сердце».

У Рамсеса II было пять великих царских супруг, но самой влиятельной из них, и притом самой любимой, бесспорно, оставалась царица Нефертари. Она была окружена особым почетом при жизни, а после смерти, как и другие супруги, удостоилась чести быть погребенной в Долине Цариц.

Из фараонов-строителей Рамсес II, пожалуй, оставил в истории самые грандиозные и красноречивые архитектурные свидетельства своей деятельности. Именно ему мы обязаны величественными сооружениями, благодаря которым он был прозван Рамсесом Великим, и памятью о тех временах, когда боги царили на земле. При нем построены самые знаменитые ритуальные сооружения, рассказывающие нам историю Древнего Египта: Луксор, Абидос, Абу-Симбел, Танис, Мемфис, Гелиополь, Пи-Рамсес… Повсюду слава Рамсеса утверждалась с небывалым размахом, и мало кто из правителей мог соперничать с этим фараоном. Никто иной, даже сам Сети I, его отец, никогда не дерзал строить памятники подобных масштабов.

Исполин весом в тысячу тонн

Колосс, части которого были найдены рядом с Рамессеумом, — должно быть, одно из самых больших изображений человеческого существа, когда-либо созданных древними цивилизациями. Руки этого колоссального скульптурного изображения больше пяти метров в обхвате на уровне плеч, длина каждого уха составляет больше метра… В высоту этот каменный исполин достигал двадцати метров, и весил при этом около тысячи тонн.

На фоне этой потрясающей своими размерами скульптуры правителя еще более трогательными кажутся маленькие каменные статуи, помещенные у ее подножия — то есть буквально у ног, потому что по высоте каждая из них была не выше колена величественного портрета царя. Эти статуи изображают всех его жен: всех великих царских супруг Рамсеса II, которых, как мы уже говорили, было пять. Среди этих пяти жен одна была особенно любима правителем и занимала подле него особенно важное место, причем это относилось не только к частной жизни. Она имела над ним огромное влияние и в общественной жизни, и в государственной сфере. Ее звали Нефертари — и само ее имя говорит нам о красоте.

СУПРУГА В ОБМЕН НА МИР

После заключения мирного договора с Египтом Хаттусили, царь хеттов, желая скрепить соглашение, предложил Рамсесу II руку своей дочери и обратился к подданным с такой речью: «Возьмем все, что нам принадлежит, я отдам даже свою старшую дочь, и принесем наши почетные дары совершенному богу (Рамсесу II), чтобы взамен он дал нам мир, и чтобы мы жили». После этого он приказал привести свою старшую дочь и сложил перед ней драгоценные дары: золото, серебро, многочисленные диковины, упряжки лошадей, быков, коз, тысячи баранов — словом, все, что только производилось в их стране.

«Нефертари» — «прекрасная спутница»

Нефертари Меренмут, таково ее полное имя, и оно означает «прекрасная спутница». Она была отдана Рамсесу II в жены еще в самом начале его правления. Эта царица изображена утонченно красивой и эффектной. Скульптура неизменно очаровывает всех, кто ее видит, и в полной мере соответствует имени Нефертари, красота которой на долгие века запечатлена в статуе. Ее великолепно сложенное тело облачено в облегающее платье, обрисовывающее безупречные женственные формы.

Лицо ее очень изящно и отличается тонкими чертами. Маленький, гордо поднятый подбородок четко очерчен и свидетельствует об энергичности и решительности его обладательницы — и, возможно, некоторой заносчивости и высокомерии. Все в фигуре и осанке царицы выдает ее благородное происхождение и высокое положение в обществе, но одновременно также говорит о мудрости. Ее тонкая рука изящно лежит на ноге гигантского супруга, но, как это ни удивительно, несмотря на разницу в размерах, от маленькой скульптуры исходит такая сила, что эта молодая особа кажется нам скорее опорой для своего могущественного мужа, нежели слабой женщиной, ищущей защиты.

На самом деле мы не слишком много знаем о той роли, которую Нефертари играла в жизни Рамсеса II, и в частности в жизни политической. Однако многое указывает на то, что царица занимала очень важное место. В этом отношении особенно показательна информация, которую мы узнаем из табличек Богазкёй. Именно она позволила ученым заметно продвинуться в исследованиях. Когда на 21 году правления Рамсес II заключил договор с Хаттусили, владыкой хеттов, этот царь адресовал фараону послание с поздравлениями, в котором он многократно упоминает имя царицы Нефертари, расточая ей самые восторженные комплименты.

Подобное отношение к супруге правителя в то время было очень редким, чтобы не сказать исключительным. Этот факт дает право предполагать, что хеттский царь, очевидно, имел счастье встретиться с царицей лично по случаю подписания этого договора. А ведь жены фараона, пусть даже и обладающие титулом великой царской супруги, обычно оставались в стороне от событий политической жизни Египта!

Погребенная в Долине Царей

Добавим, что после заключения этого мирного договора царь Хаттусили, желая скрепить его, отдал в жены Рамсесу II собственную дочь. Совсем еще юная принцесса вскоре прибыла ко двору Египта, где она, в свою очередь, вошла в число супруг правителя.

Есть и другое свидетельство, на сей раз неоспоримое, того, что царица Нефертари занимала особое место (скорее в сердце фараона, нежели в жизни государства), оно было обнаружено в одном из двух храмов Абу Симбела. Это святилище полностью посвящено «Нефертари, чтобы солнце взошло».

И наконец, Нефертари единственная супруга фараона, чья усыпальница находится в Долине Царей. Эта гробница может по праву считаться величайшим шедевром погребального искусства, несмотря на то что некоторые ее части были серьезно повреждены и она сильно пострадала от рук расхитителей, растащивших все ее несметные сокровища. Лестница спускается в гипостильный зал, из которого вторая лестница ведет в зал с четырьмя колоннами, где хранился саркофаг. В первом зале, в одной из сцен, изображенных на стене, Нефертари предстает перед нами за игрой в сенет. Это игра — предшественник шашек, в которую тоже играли на доске и при помощи фишек.

Другая сцена, изображенная на стене лестницы, ведущей в погребальную камеру, показывает нам особенно элегантный образ Нефертари. Царица облачена в широкое платье из белого плиссированного льна, которое оживляет яркий шарф. Она совершает подношения богиням Хатор и Нейт (покровительнице ткачества). На голове у супруги фараона головной убор в виде грифа, традиционный атрибут богини, украшенный двумя длинными перьями.

Нефертари скончалась примерно на 30 году правления Рамсеса П. Она была матерью Амон-хер-хепешефа, старшего и первого сына супружеской четы, который на протяжении сорока с лишним лет был наследным принцем короны, но скончался на 52 году правления своего отца. У Рамсеса II были и другие великие царские супруги, всего пять, но ни одна из них не могла даже надеяться занять то же место, что царица Нефертари, и добиться того же влияния.

Длинная вереница царских отпрысков

Исиснофрет стала второй великой супругой фараона. Она была матерью того, кто однажды унаследовал Рамсесу II под именем Мернептаха. Утверждается, что этот сын был тридцатым в длинной веренице царских отпрысков. При жизни Нефертари Исиснофрет держалась скромно, оставаясь в тени, что лишний раз показывает, какую роль ее соперница играла подле своего супруга. После смерти царицы Исиснофрет стала несколько активнее, однако она так никогда и не заняла место умершей.

У Рамсеса II была еще одна супруга, которой он, судя по всему, очень гордился — прежде всего, потому что она в его глазах сделалась напоминанием о важнейшей политической и дипломатической победе. Эта история отсылает нас к 21 году правления, когда фараон заключил мирный договор с царем хеттов Хаттусили. Тот, чтобы в отношениях между двумя государствами не осталось никакой натянутости и подозрительности, предложил Рамсесу II взять в жены одну из своих дочерей.

Но, двинувшись в Египет, хеттская делегация столкнулась с крайне неблагоприятными погодными условиями. Снег и холод сделали путь через горные районы, которые должен был пересечь караван, особенно сложным и опасным. Тревожась за участь своей невесты, Рамсес II обратился с мольбой к Сету, богу гроз и бурь, прося его проявить милосердие. Сет соблаговолил услышать молитву фараона и сделал так, чтобы погода наладилась в кратчайшие сроки.

Прибытие юной принцессы в Пи-Рамсес, стало, разумеется, поводом для пышных торжеств, организатором которых был не кто иной, как один из сыновей фараона, Хаэмуас, великий жрец Птаха, великий маг и управляющий праздниками Сед. Солдаты, придворные, египетские и хеттские сановники братались, пили и ели вместе, от всей души желая процветания обоим царствам. Когда хеттскую девушку подвели к ее царственному супругу, тот был очарован ее изяществом и красотой. «Его Величество увидел, что она прекрасна лицом… Она пришлась по сердцу Его Величеству, который полюбил ее более всего на свете».

Свадебная стела

В память об этом событии, которое стало одним из счастливейших дней в годы правления Рамсеса II, потому что принесло двум могущественным государствам мир после долгого периода войны и разногласий, была установлена так называемая «свадебная стела». Нам известны несколько ее версий, сохранившихся в Карнаке, Абу-Симбеле, Элефантине, Амаре и многих других местах. Эта стела повествует о перипетиях, которые пришлось претерпеть хеттской делегации, сопровождавшей принцессу, по пути в Египет.

После этого союза, обеспечившего мир, Рамсес начал праздновать свои юбилеи, которые неизменно организовывал его сын, чародей Хаэмуас. Во время первого из этих юбилеев в Египте случился необычайный разлив Нила, ставший настоящим благословением для сельского хозяйства. Что же до юной хеттской принцессы, которой правитель особенно гордился, то она стала называться египетским именем Манефрура. С ней обращались с уважением, подобающим ее положению в обществе. Однако после смерти Манефрура не удостоилась чести быть погребенной в Долине Цариц. Не удостоилась -в отличие от Нефертари!

ТИИ — ВЕЛИКАЯ ЦАРСКАЯ СУПРУГА СЕТИ I И МАТЬ РАМСЕСА II

Царица Тии, мать Рамсеса II, была великой царской супругой Сети I. Она пережила своего мужа на много лет, оставаясь при дворе подле сына, который осыпал её Почестями. В Рамессеуме Тии был свой храм и сидящая статуя. Это свидетельствует о том, что даже в старости мать всемогущего государя продолжала играть важную роль, С ней связана легенда о божественном рождении фараона. Как и Нефертари, Тии получила в свой адрес немало лестных слов от царя хеттов во время заключения мирного договора между двумя государствами на 21 году правления Рамсеса. На тот момент вдовствующая царица была же очень стара. Два или три года спустя она скончалась.

Во времена Восемнадцатой династии был период, когда Египтом правила семья царицы Нефертити. Царица и муж ее, фараон Эхнатон, отвергли древних египетских богов и стали поклоняться таинственному богу солнца Атону . Нефертити посмертно осудили как еретичку, однако Египтом продолжала править ее дочь Анхесенамон вместе со своим сводным братом Тутанхамоном. В возрасте приблизительно девятнадцати лет Тутанхамон умер от болезни, и престол захватил отец Нефертити - визирь Эйе, который властвовал всего год. После его смерти из царской семьи осталась в живых только младшая сестра Нефертити - Мутноджмет.

Полководец Хоремхеб, понимая, что Мутноджмет сама не сможет заполучить египетский престол, желал узаконить собственные на него притязания и принудил ее выйти за него замуж. Мутноджмет скончалась в родах; так завершилась эта эпоха в истории страны. Хоремхеб положил начало Девятнадцатой династии, передав трон военачальнику Рамсесу. Но Рамсес Первый был уже немолод; вскоре он умер, и корона перешла к его сыну, фараону Сети.

И в 1283 году до нашей эры род Нефертити представляла только дочь Мутноджмет - Нефертари, сирота, живущая при дворе фараона Сети Первого.

Мне кажется, что если посидеть в тишине, подальше от дворца, от придворной суеты, то я смогу припомнить себя в самом раннем детстве. Смутно видятся гладкие плиты пола, приземистые столики с ножками в виде львиных лап. Помню запахи кедра и акации от ларцов, в которых няня хранила мои любимые игрушки. Если посидеть денек под сикоморами, где ничто, кроме ветра, не отвлекает моих мыслей, то вспоминаются звуки систров , звеневших во внутреннем дворе, где курились благовония. Но картины эти выглядят очень туманно, словно смотришь сквозь толстое полотно, а первое мое явственное воспоминание - Рамсес, рыдающий в темном храме Амона .

То ли я упросила, чтобы мне позволили пойти с ним, то ли няня, которая хлопотала у ложа больной царевны Пили, не заметила моего ухода. Мы шли по темным залам храма, и лицо Рамсеса сделалось в точности как у нарисованной на фреске женщины, молившей о милости богиню Исиду. Мне было шесть лет, и болтать я могла непрерывно, но понимала уже достаточно многое, а потому в тот вечер рта не раскрыла.

В дрожащем свете нашего факела мимо проплывали изображения богов. Мы достигли внутреннего святилища, и Рамсес произнес:

Жди здесь.

Я подчинилась и спряталась подальше в тень, а он подошел к огромной статуе Амона, освещенной расположенными по кругу светильниками. Рамсес опустился на колени перед творцом всего живого. У меня в висках стучала кровь, заглушая и без того еле слышный шепот, но последние слова Рамсес выкрикнул:

Помоги ей, Амон! Ей только шесть лет. Прошу, не позволяй Анубису забрать ее. Она совсем дитя!

У противоположной двери святилища что-то шевельнулось; шорох сандалий по каменному полу дал Рамсесу понять, что он не один. Рамсес поднялся, вытирая слезы, а я затаила дыхание. Словно леопард, из тьмы возник человек. На плечах у него, как у всех жрецов, лежала пятнистая шкура, левый глаз зловеще багровел, словно озеро крови.

Где фараон? - сурово спросил верховный жрец Рахотеп.

Девятилетний Рамсес, собрав всю свою храбрость, вышел в освещенный круг и сказал:

Фараон во дворце, господин. Он не может оставить мою сестру.

Тогда где твоя мать?

Она… тоже там. Лекари говорят, моя сестра умрет!

И твой отец послал детей, чтобы обратиться к богам?

Только теперь я поняла, для чего мы сюда пришли.

Я поклялся отдать Амону все, что он только захочет! - воскликнул Рамсес. - Все, что у меня когда-нибудь будет!

Твой отец даже не захотел позвать меня?

Он хотел! Он просил тебя прийти во дворец. - У Рамсеса дрогнул голос. - Как ты думаешь, Амон ее исцелит?

Верховный жрец двинулся по каменным плитам.

Кто знает?

Я встал на колени и пообещал ему все, что он захочет. Я все сделал, как полагается.

Ты-то, может, и сделал, - бросил верховный жрец. - А вот сам фараон в мой храм не пришел.

Рамсес взял меня за руку, и мы пошли во внутренний двор, глядя на колышущийся впереди подол верховного жреца. Тишину ночи пронзил голос трубы. Во дворе появились жрецы в белых одеяниях, с неразличимыми в темноте лицами, и я вспомнила про мумию бога Осириса . Верховный жрец скомандовал:

Во дворец, в Малькату!

Предшествуемые факелами, мы двинулись во тьму. Наши колесницы летели сквозь прохладную ночь к Нилу. Вскоре мы переправились через реку и приблизились к дворцу. Стража сопроводила нас в зал.

Где семья фараона? - спросил верховный жрец.

В спальне царевны, господин.

Верховный жрец стал подниматься по ступеням.

Она жива?

Стражники не отвечали; Рамсес пустился бегом, а я поспешила следом, боясь оставаться в темном зале.

Пили! - крикнул он. - Пили, подожди!

Рамсес перескакивал через две ступеньки; перед ним расступились вооруженные стражи у входа в покои Пили. Рамсес толкнул тяжелые деревянные двери и замер. Я вгляделась в полумрак. Воздух был тяжел от благовоний, царица в скорбной позе склонилась над ложем. Фараон стоял в тени, вдалеке от единственной горевшей в комнате лампы.

Пили… - прошептал Рамсес и закричал: - Пили!

Его не заботило, что царевичу плакать не пристало. Он подбежал к кровати и схватил руку сестры. Глаза у нее были закрыты, худенькая грудь больше не сотрясалась от холода. Царица Египта зарыдала.

Рамсес, прикажи, чтобы звонили в колокола.

Рамсес посмотрел на отца так, словно царь Египта мог победить саму смерть.

Фараон Сети кивнул сыну:

Я так старался! - воскликнул Рамсес. - Я умолял Амона.

Сети прошел через комнату и обнял сына за плечи.

Знаю. А теперь прикажи звонить в колокола. Пили забрал Анубис.

Я видела, что Рамсес не в силах уйти от сестры. Она всегда боялась темноты, как и я, и ей будет страшно оттого, что все вокруг плачут. Рамсес медлил, но голос отца звучал твердо:

Рамсес посмотрел на меня, и я поняла: нужно пойти с ним.

Во дворе под корявыми ветками акации сидела старая жрица, держа в морщинистых руках бронзовый колокол.

Рано или поздно Анубис всех забирает, - сказала она.

От ее дыхания в холодном воздухе заклубился пар.

Но не в шесть лет! - воскликнул Рамсес. - И ведь я молил Амона оставить ее в живых.

Старая жрица хрипло засмеялась.

Боги детей не слушают! Что такого великого ты совершил, чтобы Амон выполнял твои просьбы? Выиграл войну? Воздвиг памятники?

Я спряталась за Рамсеса, и оба мы замерли.

Как же Амону узнать твое имя, как отличить тебя среди многих тысяч, возносящих к нему мольбы?

Никак, - прошептал Рамсес.

Жрица уверенно кивнула.

А если боги не могут распознать твое имя среди прочих, они и молитвы твоей не услышат.

Глава первая

ЦАРЬ ВЕРХНЕГО ЕГИПТА

Фивы, 1283 год до н. э.

Стой спокойно! - строго велел Пасер.

Пасер только обучал меня грамоте и не мог указывать царевне, как себя вести, но если его не послушаться, он заставит меня переписывать на несколько строк больше. В расшитом бисером наряде я покорно замерла рядом с детьми из гарема Сети. В тринадцать лет мне не хватало терпения. К тому же все, что мне было видно, - позолоченный пояс стоявшей передо мной женщины. Из-под парика ей на шею тек пот, оставляя пятна на белом льняном платье. Когда пройдет царская процессия, придворные вслед за фараоном укроются от зноя в прохладном храме. Но процессия двигалась невыносимо медленно. Я посмотрела на Пасера, который пытался отыскать в толпе проход.


История любви египетской царицы Нефертити и фараона Аменхотепа , которой более трех тысячелетий, жива в памяти потомков и поныне. И она, как всякая любовь, была преисполнена безудержной страсти и трепетности. Были в ней также и любовный треугольник, и хладнокровное предательство, и сладкая месть.

Тайна происхождения Нефертити

Одна из легенд, дошедших до наших дней, о необычайной красоте, мудрости и предприимчивости египетской царицы Нефертити, жены фараона Аменхотепа IV, гласит, что родилась она в Месопотамии в семье царя Ташрута. Приблизительной датой рождения будущей правительницы Египта считается 1370 год до н.э. Вполне вероятно, что настоящее имя Нефертити – Тадухепа. Девочка от самого рождения отличалась поистине неземной красотой, и в 13-летнем возрасте была отправлена в Египет в качестве подарка фараону Аменхотепу III, с целью укрепления династических связей.


По другой же легенде вполне вероятно, что настоящим отцом Нефертити был сам Аменхотеп III, а матерью девушки – наложница его гарема, в котором подросшая красавица позже оказалась и сама. Существует еще несколько второстепенных версий, но, увы, ни одна из всех не имеет под собой достаточного количества исторических доказательств.

В большинстве случаев, хотя и условно, но все же считается, что первым супругом молодой красавицы стал престарелый фараон Аменхотеп III. С тринадцати лет Нефертити жила наложницей в его гареме. А когда правитель скончался, всех его жен ожидала гибель, так как по законам многовековых традиций Египта наложниц фараона хоронили вместе с почившим.

Нефертити любимая жена фараона


Юную Нефертити спасает случай: судьбоносное знакомство с сыном правителя Аменхотепом IV (позже он будет известен под именем Эхнатон), которое в корне изменило судьбу девушки. Плененный необычайной красотой и грацией наложницы своего отца, он женился на Нефертити. И вместо мучительной смерти, которой подверглись все обитательницы гарема почившего владыки, она неожиданно становится «главной женой» нового правителя Египта Аменхотепа IV. Девушка действительно была умопомрачительно прекрасна, и не зря считалась дочерью самой богини красоты.


Вскоре между фараоном и «главной супругой» разгорелись сильные чувства. Невзирая на то, что правитель Египта обладал тщедушным телосложением, непривлекательным лицом, а также несносным характером, в котором главными чертами были вспыльчивость, капризность, злопамятность, Нефертити полюбила его всей душой. И нужно отметить, что эта любовь, безусловно, была взаимной. Вскоре Аменхотеп отказался от многочисленных жен и возвеличил единственную и неповторимую, объявив ее «великой царской женой».

Об их большой любви можно судить по многочисленным фрескам, скульптурам и барельефам. Везде молодая женщина и ее муж изображены озаренные счастьем: в саду, на троне, молящиеся новому единому богу Солнца – Ра, который по приказу Аменхотепа сменил всех прежних египетских богов.


Новая религия Египта

Молодая 16 летняя супруга с первого дня приняла здравое решение - не перечить амбициям супруга, а поддерживать его. Пришедший на престол Аменхотеп IV провозгласил эру новой религии, по которой на смену множеству богов пришел Атон – единственный бог, олицетворяющий солнце. Спустя время уже Эхнатон и Нефертити, создав культ бога Атона, сами стали считать себя богами на земле. Имя "Нефертити" трактовалось как "пришла прекрасная женщина". Она олицетворяла женский элемент творения, а Эхнатон - мужской элемент бытия, вместе они считались очень важными составляющими для культа бога Солнца. Фараон провозгласил себя сыном Атона и велел называть себя Эхнатоном, чем подчеркивал свое божественное происхождение.


Во всех начинаниях повелителя поддерживала юная жена, что принесло для Нефертити немалые привилегии – фараон объявил супругу соправительницей. Получив власть, жена владыки Египта не стала второй фигурой в державе. Она не сидела в покоях дворца, в вместе с мужем принимала послов и великих особ других государств, выезжала с ним на различные церемонии и лично проводила мероприятия, прославляющие нового бога.


По прошествии 12 лет совместного правления фараон Эхнатон имел огромную власть, его империя стала, как никогда, могущественной. Одно омрачало счастливый союз Эхнатона и Нефертити - супруга, исправно рождая фараону детей, произвела на свет шестеро дочерей, но никак не могла подарить фараону наследника престола.

Предательство

А после смерти матери правителя и троих его дочерей, Эхнатон охладел к Нефертити. Смерть детей фараона однозначно расценивалась как плохой знак, и культ Атона был под угрозой. Теперь правитель буквально начал бредить сыном, которого не смогла родить ему жена. Эхнатон отвернулся от собственного семейства и обратил свой взор на красавиц гарема.


И, когда новая столица Ахетатон, была наконец-то возведена, он перебирается туда один, оставив супругу в древних Фивах. Постройку этого сказочного города царствующая чета задумала, только поженившись. Немногим более чем за десятилетие город был возведен. На "раскаленных песках возвышались роскошные дворцы с мозаичными полами, бассейны с чистой водой, пальмовые рощи, просторные мостовые" . Задумали вместе, а переселился в новую столицу фараон один. Невыносимая обида выжигала душу царице Нефертити, но ничего поделать было нельзя, пришлось смириться.


Вторая жена фараона

Среди наложниц гарема особой красотой выделялась Кийя – девушка царского рода. На ней и остановил свой выбор изрядно постаревший фараон. Кийя в скором времени наконец-то родила ему долгожданного сына, и счастью правителя не было меры. Он буквально осыпал новую жену подарками и почестями. Однако объявить Кийю «великой женой» при живой Нефертити, он не посмел. Но и тут хитроумный фараон придумал выход, он даровал новой любимой титул «младшего фараона», возвел ее на трон и надел на ее голову венец высшей власти – тиару с изображением священной змеи.

Однако, не успев насладиться царской властью, юная Кийя по неизвестным причинам вскоре умерла. Фараон не особо сокрушался по поводу ее кончины, так как к тому времени он уже начал охладевать к ней. Вторая жена оказалась далеко не такой преданной и верной его помощницей в государственных делах, какой была Нефертити. Именно ее все чаще и чаще стал вспоминать фараон, которому было одиноко в новой столице. В конце концов, не выдержав, он послал за ней эскорт. Однако покинутая царица отказалась даже видеть предателя-мужа! Она так и не смогла простить ему измены…

Месть дочери за поруганную честь матери


Титул «великой царской жены» вскоре Нефертити передала своей дочери Меритатон, которую сама и обучила всем изысканным ласкам, нравившимся ее мужу... Не удивляйтесь, близкородственные браки в то время были в порядке вещей, а вовсе не исключением. И фараон взял в жены собственную старшую дочь, которая родила ему и внучку, и дочку в одном лице. Такие браки, как известно, в конце концов и привели к вырождению царской династии Египта.

А Меритатон, будучи третьей женой фараона, по полной отомстила за поруганные чувства своей матери, велев стереть имя Кийи со всего того, что могло пережить века: каменных стел, барельефов, стен дворцов. И сейчас доподлинно известно, что на семнадцатом году правления фараона Эхнатона имя второй жены Кийи уже нигде не фигурировало рядом с его именем.

Это было намного больше, чем месть, ибо утеря имени для древнего египтянина было самым страшным наказанием. Без него невозможна была вечная загробная жизнь, и поэтому считалось, что потеряв его, человек канул в небытие.

Тутанхамон


После ухода в мир иной Эхнатона и Нефертити, культ бога солнца Атона окончательно потерял свою актуальность. После смерти старшей дочери и третьей жены фараона Меритатон, правление перешло к единственному сыну Эхнатона – Тутункатону. Невзирая на юный возраст, он взойдет на трон, а в историю войдет под именем - Тутанхамон. Со временем новый царь вернет религию Египта к прежним канонам – вновь будут открыты храмы для поклонения другим богам, а своего отца - Эхнатона-Аменхотепа IV он объявит еретиком. Таким образом, выстраданный сын фараона, обесчестил имя своего отца, возомнившего себя божеством.


Неизвестное захоронение египетской царицы

Но, что интересно, настоящее место захоронения влиятельной царицы, в отличие от ее мужа, до сих пор не найдено. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий ученые-археологи время от времени делают громкие заявления, что гробница первой жены фараона обнаружена. Однако тщательная экспертиза и анализ находок не подтверждают достоверность этих фактов.

Почти пять лет тому назад египтолог Карл Николас Ривз с уверенностью заявил, что саркофаг с останками Нефертити находится в тайной комнате, которая расположена в гробнице Тутанхамона. Но далее дискуссионных споров о том, разбирать ли стену, скрывающую возможную гробницу Нефертити, дело не продвинулось.


А вот об облике прекрасной правительницы Египта Нефертити потомки вот уже более трех тысячелетий судят по сохранившемуся бюсту, который обнаружен при археологических раскопках древнеегипетского города Ахетатона. Сейчас бюст царицы хранится в стенах Нового музея в Берлине.


Усыпальница Нефертари, высеченная в скалах Долины цариц (QV66), является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» (Книги Мертвых) и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.
Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».


Нефертари, играющая в сенет.

Первая камера гробницы «С» (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.

Бену и богиня Нефтида.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида. Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом. Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

План гробницы Нефертари.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход «D» с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Камера "Е"

Далее проход расширяется («E»); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея;

Исида, ведущая Нефертари к Хепри.

Фрагмент той же сцены.

Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Хор, сын Исиды, ведущий Нефертари к Ра-Хорахте и Хатхор Иментет.

Фрагмент той же сцены.

Зрительная перспектива прохода через эту дверь завершается изображенными на противоположной стене сидящими спина к спине фигурами Атума и Осириса. Две фигуры богини Маат по внутренним сторонам двери символизируют проход в Чертог Двух Истин - зал, где проходит психостасия - суд богов и определение веса грехов, накопившихся в человеческом сердце.
Камера «G» (3x5 м) содержит изображения предстояний Нефертари перед Птахом, владыкой Мемфиса и Тотом, повелителем «божественных изречений» - письма, а также магии.
«Вот, великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота. Вот, я прихожу с душой, могучая, знающая Писания Тота... Принесите мне сосуд, принесите мне палетку Тота с их тайнами в них. О, боги! Вот я писец... Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день... О Ра-Хорахте, я буду следовать Истине, я постигну Истину».

Нефертари перед Тотом.
На длинной восточной стене камеры «G» показаны богатые дары: мясо, хлеба, овощи, которые жертвует Осирису и Атуму Нефертари, держащая в правой руке скипетр хереп.

Осирис и Атум.

Сцена жертвоприношения Атуму.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.

Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами.

Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.

Священные коровы, бык и весла.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Ра и Осирис как предвечное божество.

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.
Нисходящий проход ведет из камеры «С» на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

Нефертари перед Хатхор и Селкет.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.

Анубис. Расписанный рельеф стены лестницы.

Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы «К»(10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.

Страж врат иного мира.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).

Нефертари и Хатхор фиванская. Рельеф на столбе в погребальной камере.

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

Погребальная камера. Хор Иунмутеф и Хор Неджитеф перед Осирисом.

Осирис на одном из столбов.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения («М», «Q», «О»), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере «М». Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

Осирис, Хатхор Иментет, Анубис. Рельеф стены погребальной камеры.
На стенах камеры «О» сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.
Декорировка камеры «Q» практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.
Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.

Эрнесто Скьяпарелли.

Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли.

Во время реставрации.

Во время реставрации.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

Руки Нефертари и богини. Расписанный рельеф одного из столбов погребальной камеры.

Долина цариц и священный грот богини Хатхор.

(с) Цит. по: Солкин В.В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. М., 2000, сноски опущены.
(с) фото - Guillermo Aldana и др.

Поделиться