17 октября по старому стилю. Ерофеев день

Ерофеев день - старинный церковный праздник, который унаследовал старославянские языческие традиции и поверья. Мы расскажем, как отмечали, и чего боялись в день святого Ерофея наши предки, а также, подскажем какие работы можно выполнить на участке 17 октября.

День святого Ерофея - история праздника

Православная церковь ежегодно 17 октября (4 октября по старому календарю) отмечает день памяти святого Ерофея, великомученика из Афин. Этот человек был обращен в христианство апостолом Павлом, после чего стал истинным приверженцем православной веры.

Согласно преданиям, он был епископом, и вел благочестивую жизнь. О последних днях Ерофея нет сведений, но известно, что он был замучен идолопоклонниками за попытки привлечь неверных к Богу.

Ерофеев день совпал по дате с древним языческим праздником, который называли Лешегон. Наши предки верили, что в этот период у лешего в лесу начинался последнее торжество перед наступлением холодов.

Славянские традиции и поверья на Ерофеев день

В народе Лешегон имел дурную славу, а потому и к церковному празднику относились с недоверием. Старожилы уверяли, что в лесной чаще, перед зимней спячкой, леший начинает настоящее веселье. Нечисть и злые духи собирались на пир, дико кричали, свистели, гоняли лесных животных и пугали птиц. Разгулье заканчивалось тем, что мистические существа проваливались под землю, прихватывая с собой все и всех, кто попадался.

По сказаниям леший мог затянуть под землю животных, ягоды, деревья, или даже человека. Если крестьянам приходилось отправиться в лес на Ерофеев день, нужно было обязательно брать с собой березовые прутья, чтобы отпугнуть нечисть, "лешего отойти".

Нечистая сила на этот праздник покидала лес. Верующие славяне говорили, что это Ерофей ее прогоняет. Но в последние часы жизни на земле злые духи старались напакостить, поэтому выходить из дома не советовали.

С этого дня крестьяне ждали зимних холодов. Мужики готовили настойку, которую называли "Ерофеич". Уверяли, что только она может согреть в зимнюю стужу. Готовилась она на душистых травах: чабрец, донник, душицу, земляничный и смородиновый лист заливали крепким самогоном и ставили в темное место на 14 дней. Такой напиток использовали в качестве аперитива и закусывали обязательно салом, жирными мясными блюдами, или рыбой.

Какие работы выполнить на участке 17 октября

Наши предки к Ерофееву завершали сбор урожая поздних культур, и начинали "убирать городами", подготавливали грядки и деревья к зимним холодам.

В этот день можно выполнить следующие работы:

  • обрезать малину, убрать мусор, замульчировать малинник;
  • внести минеральные подкормки;
  • обработать деревья и кустарники от вредителей;
  • убрать на участке сухую траву и гнилые плоды.

Если к этому времени не начались морозы, можно продолжить высаживание луковиц тюльпанов и гиацинтов.

Итог

Ерофеев день - старинный церковный праздник с древними традициями, перешедшими из языческой религии, и интересной историей. С этого дня могут начаться заморозки, поэтому следует завершить сбор позднего урожая, и закончить основные работы в саду, связанные с подготовкой участка к зимовке.

Другие названия праздника: Лешегон, Иерофей, Ерофей-лешегон, День Ерофея.

По народному поверью, 17 октября леший сквозь землю проваливается. Расстаётся лесной хозяин со своим зелёным, успевшим уронить наземь почти всю листву, царством, - ломает со злой досады встречные деревья.
Суеверные люди в лес не ходят.

Будучи членом афинского ареопага (орган власти в Афинах), Иерофей повстречал апостола Павла, который помог ему прозреть и стать на путь истинной веры. Впоследствии именно он поставил новообращенного христианина епископом города Афины.

При каких обстоятельствах умер епископ Иерофей, неизвестно. Доподлинно известно только то, что смерть его была мученической.

Традиции и обряды на Ерофеев день

Главные традиции 17 октября — употребление спиртовой настойки под названием «ерофеич», нельзя ходить в лес – леший буянит, нежелательно даже выходить из дома по причине разгуливания злобных духов.

— На Ерофея ни в коем случае нельзя ходить в лес – в этот день леший буянит перед долгой спячкой. Он куражится и веселится, ломая деревья и гоняя лесную живность. Говорят, дух леса легче услышать, чем увидеть. Свист, вой, щелканье, разноголосые крики, хохот, визг, хлопанье в ладоши – все это он, леший. Так как лесовик перед спячкой не в духе, к лесу не стоит приближаться даже в случае крайней нужды. Считается, что в этот день лешак и человеку может нанести физический вред. Заканчивается его «веселье» только с первыми петухами. Тогда уходит он под землю, где спит до весны.

— Когда же приходило время и лешие проваливались под землю, то они тянули за собой зверей и птиц, травы и ягоды, грибы и орехи – пусто становится в лесу. Если же попадался лешему человек, то и его он мог утащить под землю, чтобы одному зимовать не скучно было. В народе говорили: «Леший - не родной брат: переломает косточки не хуже медведя». Единственной управой против лешего в этот день была тлеющая березовая головешка или горящая березовая ветка, страх как они ее боялись.

— В народе считалось, что лешие бесятся оттого, что святой Ерофей их с земли гонит, а лешие ничего поделать с этим не могут. Поэтому напоследок набезобразничавшись, они проваливались сквозь землю на зимовку и появлялись в своей лесной вотчине только весной, когда земля полностью оттает.

— Так как Ерофеев день в народе слыл нехорошим не только из-за проделок лешего, но и потому, что по земле в этот день гуляли злобные духи, из дома 17 октября выходить не стоило даже ненадолго. Но если уж пришлось, следовало помнить о нательных крестиках и образках.

— С Ерофея начинались зимние холода. Поговаривали: «С Ерофея и зима шубу надевает». А еще многие мужики шутили: «На Ерофея один «ерофеич» душу греет». Ерофеичем называли крепкую настойку на травах без сладкого составляющего, в состав которой входили мята, анис, зверобой, душица, чабрец, донник, тысячелистник, полынь, земляничный и смородиновый лист. Все это заливалось самогоном четвертой или пятой выгонки, имевшим около 70-73°, и ставилось в темное теплое место на 2 недели.

Пили ерофеич как аперитив перед обедом, заедая его жирными мясными и рыбными закусками. Даже глоток ерофеича вызывал в желудке такое обильное выделение пищеварительного сока, что принявший «на грудь» уже не просто ел, а ел с великим аппетитом.

Приметы и поговорки на Ерофеев день

  • С Ерофея холода сильнее.
  • С Ерофея зима шубу надевает.
  • 17 октября в лес ходить было нельзя – леший все кости переломать может.
  • Нежелательны в Ерофеев день свадьбы – супружество недолгим будет.
  • В этот день лишь «ерофеич» кровь греет.
  • У белки цвет шерсти изменился - к морозной зиме.
  • Снегирь поет у подножья изгороди - к непогоде.
  • Телеграфные провода гудят сильнее обычного - к ненастью.

Именины 17 октября

Василий, Вероника, Владимир, Дмитрий, Михаил, Николай, Павел, Пётр, Степан, Тихон, Яков.

4 октября по старому стилю православная церковь отмечает память священномученика Иерофея, жившего в Афинах в I веке. В христианство его вместе с Дионисием Ареопагитом, память которого совершается накануне, обратил апостол Павел. Он же посвятил Иерофея, бывшего на тот момент членом афинского ареопага, в сан епископа. По преданию, оба епископа - Иерофей и Дионисий - присутствовали при погребении Девы Марии. Святой погиб от рук язычников, войдя в историю как мученик.


«Как ни ярись, мужик Ерофей, а на Ерофея и зима шубу надевает».», - говорили наши предки, замечая, что «с Ерофея холода сильнее».


Некоторые мужики добавляли: «На Ерофея один «ерофеич» душу греет».
Так называли крепкую настойку на душистых травах.
Традиционный рецепт этого напитка включает: мяту, анис, зверобой, душицу, тимьян, донник, майоран, тысячелистник и полынь. Все эти травы заливают водкой и оставляют на 10–12 дней в теплом месте.
Говорили, что такая настойка вызывает аппетит и лечит некоторые недуги.

Даже лешие с этого дня переставали бродить по лесу, потому и называли крестьяне Ерофеев день Лешегоном, Проводами лешего. Досадно было лесным хозяевам с лесом расставаться, поэтому они ломали деревья, будто тросточки, землю на полянах на семь пядей вырывали, загоняли всех зверей по норам, громко крича, хохоча и хлопая в ладоши.В Ерофеев день с утра до вечера выли по лесам ветры, даже птицы не смели прилетать к деревьям. Поэтому суеверные крестьяне не решались ходить в лес даже в случае крайней нужды, боясь прогневать лешего.


Такое «веселье» продолжается до самого утра: с первыми петухами лесные духи проваливались сквозь землю, чтобы вновь выскочить наружу уже весной, и лес снова становился безопасным. Да только делать там уже было нечего - все ягоды, орехи и грибы были собраны, запасы на зиму - сделаны. Однако в некоторых регионах верили, что не все лешие на зиму исчезают: кое-где считали, что леший зимой становится демоном зимних вьюг.


В этот день в народе говорили: «Леший - не родной брат: переломает косточки не хуже медведя»


Ко второй половине XX века сложилось представление о том, что лешие стали появляться гораздо реже, а то и вовсе исчезли. Но, тем не менее, леший до настоящего времени остаётся одним из самых популярных персонажей быличек.

Месяц долькой апельсина
Между тучами ютится,
Гулко чавкает трясина,
Деду-Лешему не спится.

Он гуляет по болоту,
То вздыхает, то бормочет,
То ругает он кого-то,
То поймать кого-то хочет.

Раньше звери в страхе жили,
А теперь вот – не боятся!
В наши дни нечистой силе
Просто некуда податься!

Напугать хотел корову,
Но навстречу вышел бык,
Посмотрел в глаза сурово,
Старый леший тут же сник.

Бродит Леший по дорожке,
Может встретится хоть кто-то!
Хоть чуть-чуть, ну хоть немножко
Попугать зверей охота!


Народный праздник «Ерофеев день» отмечается 17 октября (по старому стилю – 4 октября). В православном календаре в этот день почитают священномученика Иерофея Афинского, епископа. Другие названия праздника: «Иерофей», «Ерофей», «Лешегон». По народному поверью, 17 октября леший сквозь землю проваливается. Расстаётся лесной хозяин со своим зелёным, успевшим уронить наземь почти всю листву, царством, ломает со злой досады встречные деревья.

В христианство Иерофея Афинского вместе с Дионисием Ареопагитом, память которого совершается накануне, обратил апостол Павел. Он же посвятил Иерофея, бывшего на тот момент членом афинского ареопага, в сан епископа. По преданию, оба епископа - Иерофей и Дионисий - присутствовали при погребении Девы Марии. При каких обстоятельствах умер епископ Иерофей, неизвестно. Доподлинно известно только то, что смерть его была мученической.

В народе верили, что на Ерофея в лесах перед долгой зимой происходит последний разгул леших. Поэтому в лес 17 октября не ходили даже по очень большой надобности. Лешие на Ерофея творили в лесу большие беды: ломали деревья, гоняли диких животных, загоняя их по норам, бродили по всему лесу, дрались, свистели, кричали и жутко хохотали, хлопали в ладоши так, что слышно было в соседних деревнях.

Когда же приходило время и лешие проваливались под землю, то они тянули за собой зверей и птиц, травы и ягоды, грибы и орехи – пусто становилось в лесу. Если же попадался лешему человек, то и его он мог утащить под землю, чтобы одному зимовать не скучно было. В народе говорили: «Леший - не родной брат: переломает косточки не хуже медведя». Единственной управой против лешего в этот день была тлеющая березовая головешка или горящая березовая ветка, страх как они ее боялись.

В народе считалось, что лешие бесятся оттого, что святой Ерофей их с земли гонит, а лешие ничего поделать с этим не могут. Поэтому напоследок набезобразничавшись, они проваливались сквозь землю на зимовку и появлялись в своей лесной вотчине только весной, когда земля полностью оттает.

Так как Ерофеев день в народе слыл нехорошим, не только из-за проделок лешего, но и потому, что по земле в этот день гуляли злобные духи, из дома 17 октября выходить не стоило даже ненадолго. Но если уж пришлось, следовало помнить о нательных крестиках и образках.

С Ерофея начинались зимние холода. Поговаривали: «С Ерофея и зима шубу надевает». А еще многие мужики шутили: «На Ерофея один «ерофеич» душу греет». Ерофеичем называли крепкую настойку на травах без сладкого составляющего, в состав которой входили мята, анис, зверобой, душица, чабрец, донник, тысячелистник, полынь, земляничный и смородиновый лист. Все это заливалось самогоном четвертой или пятой выгонки, имевшим около 70-73°, и ставилось в темное теплое место на 2 недели.

Пили «ерофеич» как аперитив перед обедом, заедая его жирными мясными и рыбными закусками. Даже глоток «ерофеича» вызывал в желудке такое обильное выделение пищеварительного сока, что принявший «на грудь» уже не просто ел, а ел с великим аппетитом.

Поговорки и приметы:

С Ерофея холода сильнее.
- С Ерофея зима шубу надевает.
- В этот день ходить в лес было нельзя – леший все кости может переломать.
- Нежелательны в Ерофеев день свадьбы – супружество недолгим будет.
- Родившиеся 17 октября отличаются честностью, хотя и любят повеселиться, пошутить. Носить им следует берилл.

17 октября Православная церковь чтит память священномученика Иерофея, епископа Афинского, который был советником или членом Ареопага. Обращен в христианство он был святым апостолом Павлом, и им же поставлен в епископы Афин.

Иерофей вместе с апостолами присутствовал при погребении Пресвятые Богородицы. Он воспевал божественные песнопения, провожая к гробу Пречистое тело Богоматери. Все верующие люди, видевшие и слышавшие это, признали его за святого и праведного мужа. Святой Иерофей вел благочестивую жизнь и мудро управлял своей паствой, мученически скончался в I веке.

17 октября: обычаи и традиции дня

Каноническое житие святого Иерофея (в народной огласке – Ерофея) никоим образом не повлияло на то, что день его памяти связали с похолоданием и буйством лесной нечисти. И действительно, с этого дня холода усиливаются, близится наступление зимы. Дни становятся короче, а ночи – длиннее, земля покрывается первым снегом, с деревьев повсеместно опадают листья, а лес «шумит» от студеных ветров. В народе по этому поводу говорили: «С Ерофея зима шубу надевает ».

Ещё к этому дню приурочены поговорки, которые, с одной стороны, затрагивают тему похолодания, а с другой – отсылаются к другим реалиям и представлениям:

В Ерофеев день один ерофеич кровь греет.

Ерофеич временами друг, а временами враг.

Мне всё нипочем, был бы ерофеич с калачом.

Под «ерофеичем» подразумевается настоянное на травах вино.

Также Ерофеев день наши пращуры связывали с особым поведением лешего. В одних местах считали, что лешие буйствуют ), в других – на Ерофея. В народе верили, что в этот день лешие перестают бродить по лесу. Расставаясь с ним, они от досады начинают ломать деревья, вырывать с корнем кусты, выть, пытаясь перекричать ветер. Осенью лешие заговаривают по норам всех зверей, а затем сами проваливаются под землю.

В этот день в лес не ходили. Ведь леший, встретив человека, может переломать ему все кости не хуже медведя. На этот счет существовала распространенное предание об удалом мужике, желавшем увидеть, как леший будет сквозь землю проваливаться. Мужику действительно удалось встретиться с лешим и даже поговорить с ним, но за своё любопытство пришлось серьёзно поплатиться. Стал мужик дурак дураком, так дураком и помер.

Представление о том, что с приходом холодов птицы улетают в неизвестные теплые края, а разные пресмыкающиеся (змеи, ящерицы и т. п.) и нечисть, вроде леших, под землю проваливаются, где находятся до весны, присуще всем славянским народам. Но приурочивали этот уход к определенным датам по особым причинам. В народе святого Иерофея прозвали Ерофеем. Это имя имеет много фамильярно-уменьшительных вариантов, созданных по законам разговорного языка, например, Ерошка, Ероха. Эти слова связываются с лохматостью и неопрятностью, шумом, яростью и буйным поведением. Все эти признаки характеризуют лешего, который в народном представлении пучеглаз и покрыт длинной зеленой шерстью. Он хохочет, визжит, хлопает в ладоши, кричит на разные голоса, дразнится.

Крестьяне считали, что лешего увидеть сложно, а вот услышать вполне вероятно. Потому что ведет хозяин леса себя очень шумно. Леший может превратиться в дерево, птицу, зверя и даже в маленькое насекомое. Иногда он является людям в человеческом обличии. Он практически всегда путает обувь на ногах – обувает левый ботинок на правую ногу, а правый – на левую. Волосы царя лесного зачесаны налево, а кафтан запахнут на женскую сторону. Глаза у него зеленые, брови и ресницы отсутствуют.

Считается, что леший боится горящей березовой ветки и березовых головешек. Чтобы задобрить хозяина леса, нужно на пень положить кусок хлеба с солью. Человеку, которого леший обойдет, нужно снять обувь и перестелить стельки с пятки на носок.

Чтобы избежать встречи с лесным духом, читали специальный заговор.

17 октября: приметы и поверья

  1. Вечерняя заря красного цвета – к ветреной погоде.
  2. Если в этот день выпал первый снег, то через сорок дней наступит настоящая зима.
  3. Если птицы нахохлились, то грядет ненастье.
  4. Лошадь фыркает – к теплу, храпит – к непогоде.
  5. Свинья таскает солому – к буре.

Человек, родившийся 17 октября, любит пошутить и повеселиться. В качестве талисмана ему подходит берилл.

Видео: народный праздник Ерофеев день (17 октября)

Поделиться