Ар нуво в архитектуре. Витражи – лучшее украшение для ар-нуво в интерьере

→ МОДЕРН - стиль или эпоха?

7 октября 2013 г.

Согласитесь, приятно чувствовать себя человеком образованным, осведомленным, понимающим. Но иногда предмет понимания может оказаться не так прост,

каким казался. В этой статье, как я надеюсь, вы сможете найти максимально логичную, простую и понятную информацию по сложному вопросу -

Что такое и в чем разница между МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО .

ТАК ЧТО ЖЕ С МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО?????

В 1860-1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики , который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Модерн (от французского moderne – «современный»)
появился в конце XIX века. В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.
В различных странах стиль модерн называется по разному: Франция, Бельгия - Ар Нуво,
Италия - Либерти,
Англия - модерн стайл,
Шотландия - Макинтош,
Голландия - Nieuwe Kunst,
Щвейцария - еловый стиль,
Германия - Югендстиль,
Испания - модернизм,
Австрия - Сецессион,
США - Тиффани,
Россия - просто - Русский модерн.
"Начиная с 1890 года, в культуре наблюдаются глобальные изменения, которые касаются всех областей человеческого самовыражения.
Эпоха Серебряного века в русской поэзии - завораживающая и романтичная, прекрасная и незабываемая, словно поцелуй женщины,
сопровождалась рождением изящного искусства форм во Франции.
"

Стиль Ар–нуво относится к стилю модерн , точнее является его частью.

То есть, художественное решение Ар-Нуво - это составная часть НОВОГО РЕШЕНИЯ, НОВОГО МЫШЛЕНИЯ, называемого и стилем, и эпохой МОДЕРН.

Из-за этого Ар–нуво воспринимают несерьезно и больше обращают внимание на модернистский стиль, что несправедливо.
Стиль Ар–нуво заслуживает отдельных лавров и повествования. Словосочетание L’Art Nouveau впервые начало широко использоваться во Франции в середине 19 века.

L’Art Nouveau переводилось как «новое искусство» и имело прямое отношение к стилю модерн. Однако Модерн и Ар–нуво совсем не одно и тоже. Ар–нуво означает декоративно–орнаментальный

стиль и, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Аналогичного в Японии стиля тогда не существовало. Зато были отдельные элементы характерные японской культуре, которые

как – то присмотрел французский живописец и мастер по керамике Ф. Бракмон. Он увидел японские цветные гравюры, сделанные на дереве. В них заворачивали пачки китайского чая.

Свою находку Ф. Бракмон привез во Францию. Благодаря этому, французские художники начали использовать японские мотивы в своем творчестве, развивая их и видоизменяя. Особенности ар-нуво,

как и модерна в начале его возникновения, это волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), также лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т. п.

Это период свободного всплеска в художественном искусстве после сакраментального, статичного восприятия обществом человека и его окружающего мира нашел свое выражение в интерьере и

ознаменован появлением стиля ар нуво, который позже проявился во множественных интерпретациях и жанрах. Рождение этого стиля исторически связано с промежутком времени, когда окончательно

утвердились промышленные технологии изготовления продуктов потребления в результате господствующей в то время промышленной революции.

Итак, основа стиля модерн – это символ. Вообще, не стоит забывать, что Серебряный век был поистине утончен и романтичен – и как раз этими качествами был наделен новый
архитектурный стиль, получивший название модерн.
Символ модерна и, так сказать, фирменный знак - орнамент Германа Обриста "Удар бича"

Девиз модерна (в начальной форме - Ар-нуво) - "Назад к природе" ,
В архитектурных формах и живописи преобладают:
- извилистые линии,
- необычное сочетание дорогих и экзотических материалов,
- изображение фантастических существ,
- формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин.

В формах - подчеркнутая асимметрия .
Листья, цветы, стволы и стебли, так же как и контуры тела человека или животного с присущей им асимметрией являются руководством к действию и источником вдохновения.
В основе стиля - тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания .
Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы» стали природа и женщина. Этому стилю свойственны
изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов - блеклые, приглушенные ; преобладание плавных, сложных линий.
Набор символов - причудливые цветы, морские редкости, волны.
Стилевые свойства модерна иногда сопоставляют с пластической системой барокко, справедливо усматривая между ними некоторое сходство в желании художников использовать
в качестве выразительных средств формы органической природы. Многое модерн также взял от искусства стран Азии.
Цвета - природные оттенки в сочетании с золотом и серебром .

МОДЕРН пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии,
opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.

Обязательным атрибутом этого стиля стали великолепные изделия из чугуна и кованого железа. Металлические ограды и навесы особняков начала XX века привлекают наше внимание и сегодня.
Особенно великолепно смотрится гармоничное сочетание плавности, романтичности, легкости и превосходного внешнего вида.

Главная деталь модерна – натуральное дерево. Но особенной популярностью в этом стиле пользуется камень и гип с, являющиеся частью природы.
Следует также отметить, что особенной ценностью становится стекло , на котором художники выполняли свои превосходные работы. Нередко в интерьерах использовались венецианское
стекло, вазы с изображением диковинных растений, хрусталь. Таким образом, стекло стало главной составляющей интерьера в стиле модерн. Насыщенностью красок, цветов и
творческой ценностью поражали великолепные расписанные витражи, украшающие шкафы, двери и многие другие предметы.

Обои, выполненные в эпоху модерна, вобрали в себя и элементы обоев и росписи, носившей символический характер.
Следует привести несколько примеров, а именно:
колокольчик - символизировал желание,
кувшинка – тревогу.

Художественный стиль Ар-Нуво активно развивался с 1880 года вплоть до 1905, после стал второстепенным составным
компонентом коммерческого дизайна, который известен под названием модерн.

Особенно популярной в это время становится стеклянная, керамическая и из других материалов мозаика. Из мозаики выкладывались превосходные
картины, служащие украшением стен комнат и других помещений. Особенно ценится в модерне то, что в этом стиле отлично гармонируют между
собой совершенно разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и стекло, роспись и обои.
Основными цветами этого стиля являются естественные природные оттенки, придающие интерьеру легкость и романтичность.
Освещение в помещениях, выполненных в стиле модерн, стараются выполнять нежно приглушенным, которое создает атмосферу романтики и уюта.
Потолки комнат в стиле модерн поражают своеобразием оформления - тонкие, темного дерева балки, обрамляющие белые штукатуренные кессоны,
или легкая лепнина, имитирующая ряску заросшего пруда, или причудливо изгибающиеся линии с витражными вставками. Впрочем, это может быть
и гладкий открашенный потолок с какой-нибудь изысканно-процветшей витражной люстрой. Интерьер помещения, созданного в данном стиле,
представляет собой единое целое – различные узоры повторяются в очертаниях мебели, изображены на тканях и могут повторяться в аксессуарах.
Стиль ар-нуво благодаря своей вычурности и изяществу до сих пор вдохновляет современных дизайнеров на создание различных роскошных имитаций.

Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений.

Очертания зданий расплываются,амебообразно вдавливаются, образуют спиралевидныепланы или аморфные фигурации, выступающих в самых

неожиданных местах внутрь или наружу. Иногда даже превращаются в структурную бесформенность.

Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. На основе изогнутых линий

они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели,

бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и

органичность Ар-Нуво.

В рисунках и расцветках интерьера в стиле Ар–нуво преобладают цвета, которые существуют в природе и рисунки – геометрические фигуры, формирующие природные образы.

Это могут быть зигзаги, треугольники, овалы и т.д. Особое предпочтение отдается кругу.

«Символ солнца» можно встретить в этом стилевом дизайне интерьера намного чаще, чем другие фигуры.

дизайна мебели - Эмилем Галле

Камилем Готье,

Михаэлем Тонетом («папа» «венского стула»),

архитектурных объектов -

Густавом Эйфелем,

Антонио Гауди,

Виктором Орта,

живописи -
Густавом Климтом,


Альфонсом Мухой.

В свою очередь Ар-Деко - декоративное искусство, появившееся в результате синтеза неоклассицизма и модерна (или точнее - последствий Ар-нуво) .

Для этого жанра характерна графическая закономерность, орнаментальность, преимущественно этническая, использование дорогих современных материалов как слоновая кость,

редкая кожа, дорогие породы дерева и инкрустации серебром.

А теперь чуть четче...

Ар-нуво – одно из названий разноликого стиля, существовавшего приблизительно с 1885 по 1914 годы.

Означает «новое искусство» - оно и было таковым, в момент происхождения. В русской литературе до революции его называли «новейший стиль».

В советское время был принят термин «модерн». Сейчас в связи с тем, что англоязычная литература активно использует термин «modern» в прямом

смысле – то есть «современный», предпочтительно использовать общепринятую же англоязычную терминологию – «Art Nouveau».

Ар-деко – 1925 -1940 гг. – происходит от названия выставки проведенной в 1925 году в Париже - Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes –

где были представлены новые работы европейских дизайнеров – пожалуй впервые в таком количестве после Первой Мировой войны.

Термин, по большому счету, прижился в конце 60-х годов ХХ века, когда стиль начали описывать искусствоведы.

Для Ар-Нуво источниками поиска идеи были:
- готика, точнее интерпретация готики мастерами движения «арт-энд-крафт»,
- искусство современной ему Японии,
- отчасти Древний Египет
- народное искусство – причем влияние последнего очень и очень велико – до такой степени, что фактически в некоторых странах стиль арт-нуво стал выражением

национального возрождения и самоутверждения.

Для Ар-Деко:
– искусство Древнего Египта – в очень высокой степени,
- искусство Древней Месопотамии (их влияние связано с активными раскопками в этих регионах);
- искусство Дальнего Востока,
- далекие друг от друга кубизм и эдвардианский неоклассицизм,
- этника и примитивное искусство – от африканских мотивов до древнегреческой архаики.

Отсюда кстати, вытекает их основное, принципиальное различие:
Ар-нуво – стиль национальный, раздробленный так и не ставший интернациональным – об этом свидетельствует даже отсутствие единого названия – в каждой стране оно самобытно,

соответственно арт-нуво так и не стал Большим Стилем – в отличие от Ар-деко.

Ар-нуво по ощущениям - женское, томное, изысканно и мягко эротично . Каждым изгибом орнамента, силуэта, материала.

Посмотрите на примере ювелирных украшений:

Ар-деко - гораздо более стремительно и мужественно, брутально и даже несколько агрессивно сексуально.


Основополагающий мотив фонтана – полностью укладывается в теорию Фрейда.

Краски Ар-нуво – приглушенные, «природные», пастельные - за исключением, может быть бело-золотого стиля Сецессиона.


Краски Ар-деко – яркие, кричащие, контрастные – сошедшие с полотен Матисса, и прочих художников той поры.


В орнаментах Ар-нуво стилизуются мотивы самых обычных растений и цветов – тех, что растут прямо тут, под окном у художника.
Ар-деко вдохновляют буйные тропические растения из далеких заморских стран.

Ар-нуво – молочный мрамор, тусклое серебро, красное дерево, полудрагоценные камни.
Ар-деко – полированное серебро, блистающая латунь, слоновья кость, черное дерево и хромированная сталь.

Ар-нуво питает любовь к птицам и насекомым и рыбам.
Ар-деко прославляет пантер, львов и их добычу – лань (сказывается влияние Месопотамии).

Женщины Ар-нуво духовно-анемичны или томно-пухлы, а бесконечно-текучие волны их волос – вообще фирменный знак стиля.

И, кстати, создается впечатление что все они – высоки ростом. Мужчины же выглядят как вечные юноши – это в лучшем случае.


Женщины Ар-деко маленькие, крепкие, колюче-спортивные, вечно куда-то летящие, а если и полны, то особой,

здоровой полнотою – тоже крепкой и звенящей.


Ар-нуво с самого рождения своего любит плавную длинную практически бесконечную линию.


Название «Ар-нуво» не так распространено, как его русский аналог - «Модерн». С одной стороны, кажется, что модерн является классическим минимализмом, где всё лаконично и по-европейски. С другой стороны, ар-нуво является историческим стилем. Но это ошибка, которая давно укоренилась. Если клиент хочет выбрать интерьер вроде модерна, то дизайнеры всегда нужно уточнять, что именно подразумевает заказчик? Одним словом - путаница.

«Модерном» называют современные интерьеры не только обыватели. В статьях по дизайну специалисты тоже зачастую применяют именно данное слово. В мебельных каталогах мы его тоже постоянно видим. Видя масштабы напутанного, мы пришли к выводу, что нужно пролить свет на ситуацию, и рассказать читателям, что такое модерн в интерьере.

Модерн - это исторический стиль, который зародился в конце XIX века. Однако он почти сразу уступил пальму первенства стилю Ар-деко, основанному на модерне. Удивительно, но стиль во многих странах получил своё имя. В строгой Германии - «Югендстиль», в Италии - «Либерти», в Шотландии - «Макинтош». В США он прославился под гордым именем «Тиффани». Международное же название закрепилось за «Ар-нуво» (от французского «Art Nouveau»).

Почему же мы выбрали именно слово «Модерн»? Этому есть простое объяснение, по-английски “modern” значит «современный, новый». Когда к нам везли каталоги с мебелью, то продавцы не стали долго ломать голову, а просто использовали кальку со слова. Ведь и так звучит красиво, загадочно. Чья-то ошибка дала не совсем точное название стилю.

История стиля модерн

Если сказать, что вторая половина XIX века была богата на открытия в мире искусства, то это будет не совсем правдой. Главенствовала эклектика - смесь черт предыдущих стилей. Но народ жаждал нового, иного, того, чего ещё не было. И в нужный момент родился новый архитектурный стиль .

Мы можем проследить новые черты в работах самых разнообразных мастеров, все хотели отдать должное веянию новорожденного стиля: художники, ювелиры, скульпторы, а так же многие другие деятели изобразительных искусств. Главный источник для вдохновения - флора. Орнаменты растительного мира явились основополагающей деталью. Стоит особо отметить вышивку Германа Обриста под названием «Удар бича». Её значение превратилось в своеобразный культ. Плавные волнистые линии стали эталоном.

Стиль сразу завоевал своё место в сердцах любителей прекрасного, стремительно развивался и распространялся. Он вышел за пределы живописи и архитектуры, выразив себя в оформлении книжных обложек, самой разнообразной мебели, а так же в предметах быта. Вот тогда и получилась структурированная система новых черт с присущими им характерными признаками.

Расцвет стиля пришёлся на начало XX века на Парижской всемирной выставке. О нём узнали все, и его ожидало ещё одно десятилетие триумфа. Однако в 1910 его влияние начало ослабевать. Всему виной - сгущающиеся тучи над ситуацией в мире, и такая ярко выраженная декоративность, плавность и женственность начала сдавать свои позиции. Но стилю было суждено возродиться с новой силой в ар-деко.

Энергия ар-нуво, или модерн в интерьере

Какие основные черты ар-нуво, который иногда называют модерном? Самые разнообразные изогнутые линии - без них стиль не может существовать. Умело выполненные линии придают и громоздким предметам волшебную невесомость на вид.

Мотивы флоры во всём, - тоже явный признак ар-нуво. Птицы (павлиний хвост), и вьюнки, и волны, всё красивое, плавное. Обильные орнаменты, повторяющие совершенство природных форм, тоже являются отличительной чертой стиля. Вышеперечисленные узоры присутствуют на ткани, на мебели, и т.д.

Особую прелесть модерну придаёт ассиметричность. Симметрия прекрасна, но в данном стиле она нарушается с целью придать неповторимость, уникальность предмету или интерьеру. Ассиметричность должна быть предельно гармоничной.

В модерне, помимо орнамента, всегда должна присутствовать ещё одна отличительная черта - арки. Они придают помещению изящность, уют, ощущение завершенности мысли в создании интерьера. Арочная форма может присутствовать везде: проёмы, камины, спинки кроватей, в общем, везде, где только можно.

В модерне много внимания уделяется сложному дизайну проёмов, полупроёмов и перегородок. Их вид поразит воображение гостей.

Витражи - одни из любимейших предметов декора в ар-нуво. Ими украшены двери, окна, мебель, потолки, лампы. Теперь понятно, почему в США стиль именуется Тиффани, - в честь гениального дизайнера по стеклу.

Роскошь лестниц стиля «модерн» ласкает наш взгляд. Перегородки и лестницы предельно красивы. Их линии волнистые под стать орнаментам ар-нуво.

Дизайн интерьера в стиле модерн

Каждый уважающий себя дизайнер хочет поработать в этом стиле. Тут смешаны история, шик, свобода для фантазии, переиначивание некоторых деталей на современный лад. Результаты работ приводят в восторг. Но, увы, данный стиль является весьма затратным. Мебель стоит дорого, материалы тоже дешевыми не заменить… Так же он смотрится лишь в просторных помещениях, так как ассиметричности и богатству нужен размах.

Поговорим о некоторых деталях модерна.

Цвет в интерьере ар-нуво, югендстиля и модерна

Оттенков, которые уместны в ар-нуво, совсем немного. В интерьерах мы видим цвет тёмного дерева, песочный. Как фон используется белый, благородный бежевый.

С палитрой надо быть осторожным. Как правило, дизайнеры разнообразят интерьеры другими природными оттенками. Это травянисто-зелёный, или цвет серых камней. Узкий спектр расцветок вполне дополним золотистым, бронзовым, редких случаях даже серебряным.

Отделка помещений в стиле модерн

В помещениях в стиле модерн или ар-нуво наиболее применимый материал - это дерево. То, что из него делают пол, логично (например, паркетная доска). Для стен применяются специальные панели. Проёмы, как и во многих других стилях, конечно, тоже выполнены из дерева. Но не только дерево и стекло уместны в ар-нуво. Каменная плитка тоже хорошо вписывается в общую картину. Перила лестниц, как правило, кованые.

Орнаменты пола и стен, которые напоминают удары бича, в ванной бывают часто выложены мозаикой. Орнаментальная роспись на стенах тоже приветствуется. Обои могут быть фактурными, а так же с орнаментом цветов.

Мебель для интерьера в стиле модерн

Она может быть только деревянной, дорогой и увесистой. Но и металл тоже может подчеркнуть очарование стиля, так как может принимать разнообразнейшие формы, а для ар-нуво это то, что и требуется. Любая тяжелая мебель получает в ар-нуво оригинальные арочные формы. Кстати, многие полки в шкафах должны быть открытыми.

Витражная роспись, а так же пескоструйный рисунок прекрасно впишется гарнитуры ар-нуво.

Текстильный стиль в интерьере ар-нуво, и особые предметы декора

Шторы - удобный материал, из штор можно создавать любые ассиметричные формы. Ламбрекен лучше сделать волнистым. Гардинам подобает быть непременно роскошными. В случае, если в помещении использовано много предметов с орнаментом, то ткань штор будет однотонной. Но растительный орнамент будет смотреться на них более органично.

Звучит удивительно, но в интерьерах ар-нуво предметов декора не так много. Витражные светильники а-ля Тиффани (витражные), такие же вазочки, картины с соответствующими мотивами, арочная форма зеркал, статуэтки, - всё это придаст помещению ощущение атмосферы ар-нуво.

Чтобы не забывать, что мы использовали исторический стиль, можно дополнить комнату старинными часами, фотографиями со специальным состаренными рамками, и другими винтажными предметами.

Стиль модерн в интерьере видео

Одно из названий стиля модерн.

Ар нуво (Art Nouveau) - одно из названий стиля модерн. Оно происходит от наименования парижской галереи La maison de l’art nouveau (Дом нового искусства), где проводились первые выставки художников, архитекторов, дизайнеров, керамистов, ювелиров, работавших в этом стиле.

  • 1 из 1

На фото:

Ар нуво возник в Европе в 1880-х годах. Его приверженцы выступали против насаждения «историзма» в искусстве, дизайне и архитектуре, беспорядочного смешения элементов барокко, рококо, классицизма и т.д. Они стремились создать принципиально новый стиль, который распространялся бы на все сферы жизни человека и делал ее гармоничной. В едином ключе должны были быть оформлены дом, как внутри, так и снаружи, мебель, предметы интерьера, бытовые принадлежности. Все должно быть функционально, красиво и эстетично. Подражание природе, использование плавных линий, повторяющих формы растений, сочеталось с широким применением последних технических достижений и новых материалов.


  • 1 из 1

На фото:

В архитектуре в стиле ар нуво одинаково успешно строили как загородные виллы и городские особняки крупных буржуа, так и многоквартирные доходные дома. В последних впервые появились кондиционер и лифт, а также чердак. Стены и крыша украшались пестрой терракотовой мозаикой или стукко (искусственный мрамор), углы сглаживались за счет лепнины в виде древесного ствола, переплетенных лиан и т.п.

На фото: обои в стиле ар нуво.

В особняках и на виллах благодаря увлечению культурой Востока выделялись новые помещения, например просторная курительная комната, обычно оформленная в лаконичном японском стиле. Существенно была модернизирована ванная комната, которая начала восприниматься как интимное пространство.

Интерьеры в этом стиле были нарядными и выглядели просторными и светлыми благодаря большим окнам и палевой цветовой гамме. Полы могли быть мраморными или выложенными паркетом из древесины светлых тонов (ясень, ольха, дуб, береза). Для отделки стен использовались бумажные или шелковые обои с узорами, часто это были огромные причудливые цветы или насекомые.


  • 1 из 1

На фото:

Формы мебели вторили плавным, изогнутым линиям интерьера. Широкое распространение получили небольшие предметы интимного свойства - тумбочки, маленькие столики. Для корпусной мебели характерным было сочетание деревянного каркаса и больших по площади стеклянных поверхностей. В ее отделке активно применялась техника фанеровки древесиной светлых тонов (ольха, орех, дуб). Для украшения использовалась инкрустация темной древесиной (черное дерево), слоновой костью или перламутром. Обивка мягкой мебели по темам узоров перекликалась с обоями.

Популярные мотивы:

Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Чем может заинтересовать дизайнера и потребителя компания, производящая колонки для воспроизведения музыки рассказывает Олег Люгин, директор по развитию дистрибьюторской компании MMS Cinema.

Архитектурный стиль лофт, возникший из промышленных помещений, дает огромные возможности для фантазии. Именно здесь, в оживленных старинных фабричных зданиях, «производятся» самые креативные идеи.

Сегодня во многих российских домах появилось отдельное помещение для приема пищи. Но так было не всегда. Откуда берет свое начало столовая? Кто ее придумал, и почему она исчезла почти на столетие?

Массовому выпуску самых знаковых предметов повседневного быта предшествовали годы, а порой и десятилетия инженерных поисков. Представляем вам самые полезные изобретения для дома в истории.

В прежние века украшения новогодних ёлок символизировали евангельское предание, затем - достаток и богатство. А в XX веке по декору елей в России можно было узнать о ключевых событиях в жизни страны.

В наше время почти все родители стараются выделить для ребенка отдельную комнату. Но относительно недавно у детей не было собственных «апартаментов» или они сильно отличались от сегодняшних.

Название происходит от англ. hi-tech, сокращения от high technology – высокие технологии. Хай-тек известен также как промышленный стиль. Зародился на волне постмодернизма в Великобритании.

Постмодернистское направление в дизайне, возникшее в Великобритании в 1970-1980-х годах. Характеризуется отказом от проектирования предметов массового производства в пользу выпуска ограниченных

Название стиля происходит от сокращенного popular art (англ.) – популярное искусство. Второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. нечто

Название происходит от фр. postmodernisme – после модернизма. Главной особенностью этого направления считается хаотическое использование элементов, заимствованных из исторических стилей прошлого.

Постмодернистская группа «Мемфис» (Memphis Group) была организована 11 декабря 1980 года в Милане дизайнерами Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки.

Термин восходит к франц. rococo, от rocaille - осколки камней, раковины. Рококо возник во Франции в первой половине XVIII века. Его расцвет (примерно 1725-1750 годы) пришелся на времена правления

Стиль в европейском искусстве и литературе XVII - начала XIX века. Название происходит от лат. classicus - образцовый и выражает суть стиля: он ориентирован на формы античного искусства как на

Основная концепция этого стиля – подражание природным формам и преимущественное использование натуральных материалов. Он зародился в рамках стиля модерн в начале XX века.

Сюрреализм (фр. surréalisme - сверхреализм) - художественное направление, сложившееся в рамках модернизма к началу 1920-х годов во Франции. Его основателем и идеологом считают писателя и поэта

Стиль, существовавший в 1920-х годах преимущественно в России (в архитектуре, оформительском, плакатном, театрально-декорационном искусстве, издательском деле, конструировании, дизайне).

Стиль ар-нуво (из французского, дословно «новое искусство»), он же модерн (из французского, дословно «современный»), художественное направление в искустве наиболее распространённое в последней декаде 19 — начале 20 века (до начала Первой мировой войны).

Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека

Стиль ар-деко , так же, арт-деко (из французского, дословно «декоративное искусство») свое название получил от названия парижской выставки 1925 года.

Это влиятельное течение появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это стиль, представляющий собой синтез модернизма и неокласицизма. Стиль ар-деко также испытало значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

С хронологией, филологией и историей покончили, будем со всем остальным разбираться!

Очень многие люди путают предметные примеры этих стилей между собой, например:


Эти два здания приводят в пример, как иллюстрации стиля ар-нуво, а они, несмотря на свою похожесть, принадлежат к разным стилям! Эйфелева башня — нуво, Крайслер-башня — деко!

А эти картины нередко встретишь в статьях об ар-деко:



А они — икона ар-нуво!

А вот эта, хоть и похожа на них, явно испытала влияние Климта и Мухи, но сама принадлежат стилю ар-деко:

Так как нам, людям творческим, все дается проще на примерах — буду иллюстративна!

Ар-нуво — часть, продолжение, вырост более раннего и широкого стиля модерн . Модерн так никогда и не стал мировым течением (в отличии от ар-деко, влиянию которого поддался весь мир).

Ар-деко — своеобразное продолжение ар-нуво, с применением кубизма и футуризма не пошутишь...

Ар-нуво в архитектуре:



Ну, конечно, весь прекрасный Гауди — ар-нуво, и русский модерн — ар-нуво. Как я обожаю этот стиль!

Ар-деко в архитектуре:

Грандиозные головы орлов по углам башни небоскреба Крайслер (Это его фото стоит заглавным к статье):


И шедевр ар-деко — принадлежащая нам станция метро «Маяковская»:


Можем поехать — полюбоваться, хоть сейчас!

Продолжаем!

Ар-нуво в живописи (ура! — тихо-тихо себе в кулачек — люблю их несказанно):



Обоих обожаю! И Климта, и Муху!

Ар-деко в живописи:



Ар-нуво в интерьере и мебели:





Ар-деко в интерьере и мебели:




Ар-нуво в ювелирном искусстве:



Ар-деко в ювелирном искусстве:




В первой и последней работе прослеживается влияние модерна на ювелирное ар-деко:)

Ар-нуво в орнаменте:


Ар-деко в орнаменте:



Ар-нуво в одежде:

Ар-деко в одежде:

Вот собственно, и все сравнение, так как число фотографий в статье конечно, а мне еще хочется несколько шедевров показать.

К концу сравнительного анализа я поняла несколько вещей:

1. Их нельзя перепутать: женственный, текучий, струящийся ар-нуво, с его лилиями, цветами и бесконечно плавными линиями, и мужской брутальный страстный и активный ар-деко, с его львами орлами и углами! Их нельзя перепутать!

2. Мы с дочерью поделили ровно поровну (простите за тавтологию) — она — ар-деко, я — ар-нуво. Это выражается во всем — одежде, музыке, наших работах.

3. Я, сама того не понимая, страстно люблю ар-нуво: Климт, Муха, Бердслей, русский модерн начала 20 века, Бакст, Врубель. А Гауди! Люблю нуво, а творить хочу научится, как дочь в деко... Вот такой парадокс!

Очень надеюсь, что вам не наскучил мой долгий самоанализ, и он будет, возможно, вам полезен.

И на посошок — любимое:









И в финале вам от меня — «Поцелуй»:

Хотя, репродукции Климта — дело абсолютно бесполезное — он писал на светящихся фонах, на золоте, например, и ни одна репродукция не может передать, что пока ты идешь вдоль картины, она меняет свою колористику, свечение, и смысл...

В планах преображение квартиры и смена привычного дизайна? Душа желает чего-то интересного, свежего, и оригинального? И вы не знаете, с чего начать? В таком случае, стоит продумать стиль, который предпочтителен.

Если по душе естественность и натуральность, а также плавность линий в оформлении, то стоит остановить свой выбор на арт-нуво.

Арт нуво стиль, как можно заметить на сегодняшний день, рождается заново.

Большинство простых людей считает, что современный модерн и арт-нуво – один стиль с разным названием, но это не так, потому как второй на фоне первого имеет ряд отличий.

Оформление интерьера

Символы стиля – это такие цветы, как лилия, цикламен, коколькольчик и водоросли. Плоскими изображены все орнаменты, как животные, так и растительные.

В оформлении своей квартиры, стоит ориентироваться на некоторые черты, присущие стилю. Так вот, концепция современного интерьера в данном стиле – это все особенности страны, и потому стиль проявляется преимущественно в акцентах.

Палитра цветов

Стоит выбирать такую гамму цветов, в которой преобладают все оттенки, характерные для стихии «вода»:

  • Зеленый является основным цветом, и используются все его оттенки – такие, как голубой, снежно-белый, серебро, золото, что имитируют блеск воды на солнышке.
  • Цвет дополнение – лиловый с серебром, коричневый, сероватый, нежно-розовый.


Линии и формы

Волны декора поверхностей, мягкие и главное плавные линии, слегка изогнутые – все это перетекает в элементы конструкций на стенах, потолке.

Свое отражение обилие орнаментов находит на фактурных обоях и также в используемых тканях.

Стены нередко декорируют панелями из дерева, гобеленами из ткани, росписью. В оформлении поверхностей обыгрывается так называемая природная тематика. Стиль арт нуво в интерьере подразумевает использование конструкций из металла, что выглядят как цветочные заросли.

Потолки должны быть необычной формы – нередко встречается сочетание натяжных потолков с гипсокартоновыми конструкциями с бордюрами из гипса, лепниной.

Материалы, окна

Направление тяготеет к тому, чтобы окна были оформлены весьма специфично – стекло обрабатывается особо, за счет чего достигается эффект так называемого мерцающего льда. Нередко используются зеркала круглой формы, витражи.

Стиль арт нуво в интерьере подразумевает использование тканей, выполненных из натурального материала, с весьма богатой расцветкой, металлические элементы, каменные и стеклянные. Каждый из материалов гармонирует с другим.

Аксессуары, мебель

Каждый из предметов меблировки выполняется из древесины, с изысканной резьбой ручной работы и ножками изогнутой формы – никаких углов в привычном понимании – ничего острого. Если угол есть, то он плавный. Тяготеет стиль к обтекаемым формам. Полки и шкафы – все должно быть украшено вставками из бронзы.

На многочисленных фото стиля арт нуво в интернете можно проследить, что стиль отлично сочетается с иными стилями.

Как пример, все поверхности могут быть оформлены в арт-нуво, но при этом в комнате размещена будет современная бытовая техника, электроника.

Стиль импонирует тем, кто любит природу и естественность, натуральность во всем. Также нередко выбирается стиль молодыми семьями, юными девушками, что еще не «связаны» семейными узами. В современной интерпретации данный стиль становится визитной картой квартиры, демонстрируя вкус хозяина и все его предпочтения.

Если вы решили оформить интерьер в стиле арт нуво, фото в интернете его вас натолкнут на путь истинный, позволив выбрать тот вариант оформления, что больше всего по душе.


Фото стиля Арт-Нуво в интерьере

Поделиться