Что можно есть в пост мусульманам. Священный месяц Рамадан

Время сухура и ифтара (последнее соответствует времени молитвы магриб) для городов России на текущий год представлен в таблице, доступной для скачивания .

Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат).

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185)

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост:

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы - это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

2. Несовершеннолетним

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

6. Беременным

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост - это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, когда желательно держать уразу:

  • День Арафа - за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
  • День Ашура - постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Пост в служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим). Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка (с.г.в.) - имам Хусейн, который особо почитаем у мусульман-шиитов.
  • Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа - об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
  • Месяц Мухаррам - ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то изрёк: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха - Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
  • Месяц Шаабан - ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
  • 6 дней месяца Шавваль - так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
  • Ураза через день , или пост Пророка Дауда (а.с.), который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад (с.г.в.), «является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
  • 3 дня в середине каждого месяца - Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
  • Каждый понедельник и четверг - именно в эти дни Посланник Всевышнего (с.г.в.) регулярно соблюдал уразу. «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, - говорил он. - И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).

Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187)

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада (с.г.в.) о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил: «Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

Транскрипция: «Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Сразу же после разговения - при ифтаре - произносят дуа:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Транскрипция: «Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приё м пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу - такой пост будет считаться действительным.

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, - попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

7. Менструация

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает , ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка (с.г.в.): «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).

Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).

В-третьих, ураза влечёт за собой , о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).

Рамадан — месяц поста и духовного очищения, в разных мусульманских странах может начинаться в разное время — зависит это от способа астрономического вычисления или прямого наблюдения за фазами Луны.

Мусульмане поздравляют друг друга с наступлением Рамадана, так как именно в этот месяц был ниспослан Священный Коран, который играет в жизни каждого правоверного особую роль.

Священный месяц Рамадан

Месяц Рамадан, который верующие мусульмане считают своей главной обязанностью в году, очень важен в Исламе. Это священный месяц обязательного поста и ежедневных молитв — время зарабатывать вечный Рай.

В священный месяц Рамадан удостоить великой награды могут многие дела: пост, пять ежедневных молитв (намаз), молитва "Таравих", искренняя мольба-ду"а, вечерний (ифтар) и предрассветный прием пищи (сухур), а также пожертвования и многие другие благие поступки и дела.

Праведники считают, что пост помогает мусульманину контролировать негативные эмоции и качества, такие как гнев, ненависть, жадность, а также бороться с одолевающими его страстями.

В Исламе приблизиться к Всевышнему надеются посредством поста. А ввиду того, что приближение к Аллаху и есть смысл жизни правоверного, пост занимает важное место в Исламе. В первую очередь, пост призван усмирить душу и тело, а также точно исполнить указания Аллаха.

Как соблюдать пост

Священный пост Рамадан начинается с рассветом и заканчивается с заходом солнца — в дневное время правоверные отказываются от приема пищи.

В Исламе во время поста предусмотрены два ночных приема пищи: сухур — предрассветный и ифтар — вечерний. Завершить предрассветную трапезу желательно хотя бы за полчаса до рассвета, а ифтар нужно начать сразу после вечерней молитвы.

Соблюдение этих двух приемов пищи поощряется дополнительной наградой, хотя пропуск - не является нарушением поста. Согласно Корану, лучшая пища для ночной трапезы - вода и финики.

Предрассветная трапеза

Еще пророк Мухаммад говорил о важности предрассветного приема пищи. Он говорил: "Принимайте пищу перед рассветом в дни поста! Воистину, в сухуре — Божья благодать (баракят)!"

Мусульмане в течение всего Рамадана проводят утренний прием пищи еще до рассвета. Они верят, что за такое действие Аллах очень сильно вознаградит. Переедать во время сухура не стоит, но съесть следует достаточное количество еды - он придает сил на целый день.

Вечерняя трапеза

К вечернему приему пищи нужно приступить сразу же после захода солнца, то есть после четвертой, предпоследней молитвы в эти сутки.

Иша — ночная молитва — последняя из пяти обязательных ежедневных молитв, следует после ифтар. Медики ифтар пропускать не рекомендуют, это может плохо отразится на организме.

Что можно и нельзя есть

Употреблять во время сухура рекомендовано сложные углеводы - салат из овощей, хлеб из пророщенного зерна, блюда из круп. Сложные углеводы обеспечат организм энергией, притом что они долго перевариваются. Подойдут также сухофрукты - финики, орехи - миндаль и фрукты - бананы.

Утром не следует вкушать белковую пищу — она загружает печень, которая во время поста работает без перерыва. В это время суток не стоит есть жареную, жирную и копченую пищу, а также рыбу, так как после нее пить захочется. Отказаться нужно и от кофе.

Мясные и овощные блюда можно есть во время ифтара, а также блюда из круп и сладости в небольшом количестве. Кстати, сладости можно заменить финиками или фруктами. А вот воды пить нужно много. Также можно выпить компот, чай, морс, сок и кисель.

Жирную и жареную пищу принимать вечером не желательно — она вызовет изжогу и отложится в лишних килограммах. Продукты быстрого приготовления - различные каши в пакетах, также нужно исключить из вечернего рациона. Такие блюда вас не насытят, и буквально через час или два вы вновь захотите есть, так как они содержат соль и другие специи.

На время поста Рамадан из меню лучше вообще исключить колбасу и сосиски. Колбасные изделия, которые плохо влияют на печень и почки и утоляют голод лишь на несколько часов, способны развить жажду.

Правила Рамадана

Пост в Рамадан соблюдать обязан каждый совершеннолетний мусульманин. Во время поста все должны придерживаться установленных правил — много молиться и подтверждать ежедневно свое намерение участвовать в этом празднике во имя Аллаха.

Мусульмане в течение месяца Рамадан в дневное время с целью искупления своих грехов отказываются не только от приема пищи, но и питья, курения и интимной близости.

Рамадан - это священный месяц, который предназначен для очищения души и тела, для переосмысления жизни в целом. Поэтому исполнение религиозного долга Аллах не засчитает без ежедневных молитв (намазов).

Воздерживаться в этот строгий пост следует от злых мыслей и намерений, совершать чаще намазы, избегать порочащих поступков и неблагочестивых людей.

Освобождаются от поста в священный Рамадан старики и воины, больные люди, путешественники, беременные и кормящие женщины, а также дети. Возмещение поста является обязательным в другой, более благоприятный период.

Что нельзя делать в пост

Пост нарушают в священный месяц Рамадан и требуют искупления (кяффара) следующие действия — преднамеренное принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению, а также курение и супружеская близость.

Возмещения требуют и следующие обстоятельства, которые нарушают пост: использование клизмы; попадание лекарств внутрь организма через нос и уши; попадание воды в носоглотку при совершении омовения; преднамеренный вызов рвоты; начало менструации или послеродовой период.

Мусульманин, нарушивший пост, должен определенную сумму деньгами или продуктами заплатить нуждающемуся, таким образом восполняя пост.

Вступление в интимные отношения является одним из самых серьезных нарушений. За это нарушение мусульманин должен либо накормить 60 бедняков, либо соблюдать 60 дней непрерывный строгий пост.

Ночь Предопределения

Последние десять дней поста являются особенно строгими и ответственными, так как самая важная ночь в году для каждого мусульманина — Ляйлят-аль-Кадр или Ночь Могущества и Предопределения, приходится на одну из 10 последних ночей Рамадана.

По приданию, именно в это время пророк Мухаммед получил первые откровения от архангела Джебраила - он спустился к молящемуся пророку и передал ему Коран. Хотя, некоторые источники указывают, что Ночь Могущества и Предопределения приходится на 27 число Рамадана

Этой Ночи в священном Коране посвящена целая сура — "Инна анзалнагу". В ней говорится, что Ночь Могущества лучше, чем тысяча месяцев, в которых ее нет.

© photo: Sputnik / Alexander Polyakov

Считается, что судьба каждого человека — его жизненный путь, трудности и испытания, которые предстоит пройти, предопределяется на небесах именно в Ляйлят-аль-Кадр. И если правоверный проведет эту ночь в молитвах, в осмыслении своих деяний и возможных ошибок, то Аллах будет милостив и простит ему грехи.

Поэтому, мусульмане стараются в священный месяц Рамадан с большим усердием молиться и придерживаться указаний Аллаха. Считается, что за благодеяния, совершенные в период Рамадана, Аллах воздает верующим сторицей, одаривая их благосостоянием, здоровьем и удачей.

Добровольный намаз

Мусульмане на протяжении всего Рамадана должны читать Коран, посвящать свое время благочестивым размышлениям и поступкам, работе и благотворительности. Кроме того, к привычным пяти намазам в день добавляется еще один — "таравих".

"Таравих" означает добровольный намаз, который совершают в священный месяц Рамадан после ночной молитвы (иша). "Таравих" является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин.

Пророк Мухаммад эту молитву совершал в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совместно со своими сподвижниками в мечети. И чтобы люди эту молитву не восприняли как обязательную, пророк не возносил ее ежедневно.

После каждых четырех ракяатов (порядок слов и действий, составляющих мусульманскую молитву), по примеру сподвижников пророка, желательно делать небольшой перерыв. В это время рекомендуется предаваться размышлениям о Боге, восхвалять и поминать Всевышнего или слушать короткую проповедь.

Праздник Разговения

Священный месяц Рамадан завершается вторым по значению великим праздником — Ид аль Фитр или так называемый Праздник Разговения. Праздник наступает после заката в последний день Рамадана.

Мусульмане в это время должны предаться размышлениям о духовных ценностях и переосмыслить жизнь за период поста. Ид аль Фитр считается праздником спасения от ада — днем любви, примирения и дружеских рукопожатий. В праздник принято посещать обездоленных и ухаживать за стариками.

Праздник начинается с наступлением времени вечернего намаза. С этого времени всем мусульманам желательно читать "такбир" (формулу возвеличивания Аллаха). Такбир читают до совершения праздничного намаза в день праздника. Ночь на праздник желательно провести во всенощном служении Аллаху.

В праздник правоверные облачаются в чистые одежды, душатся благовониями, надевают на палец серебряное кольцо и, поев немного, отправляются пораньше в мечеть для совершения праздничного намаза.

В праздник выплачивают обязательный закят аль-фитр или "подаяние разговения", проявляют радость, поздравляют друг друга и желают принятия поста Всевышним, а также посещают родственников, друзей, соседей и знакомых и принимают гостей.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Где только не побывали известные чехословацкие путешественники Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд! Что ни страна, то богато иллюстрированная книга - о том, как живут ее люди, какие обычаи у них существуют, что боль ше всего поражает путешественников, впервые побывавших здесь.
«Мир вверх ногами»- это название одной из глав их книги «Африка грез и действительности». Таким предстал арабский мир в священный месяц рамадан ее авторам. «С того момента, когда на ночном небосводе появляется серп молодого месяца,- рассказывают путешественники,- мусульманский мир на четыре недели переворачивается вверх ногами. Ночь превращается в день, а день - в ночь. От восхода до заката солнца верующим нельзя дотрагиваться до пищи и пить, курить и общаться с представителями другого пола».
Месяц рамадан - время поста, обязательного для всех мусульман. Пост в этот месяц называется уразой.
Как следует из учения ислама, его установили по воле Аллаха. «Ешьте, пейте до тех пор,- записано в Коране,- пока вам нельзя будет различить белую нить от черной нити. От зари же и до ночи исполняйте пост».
Условия его довольно сложные. Нельзя не только есть, пить, курить, но вообще заниматься тем, что способно доставить удовольствие. Мусульманин обязан быть бдительным: не дай бог, если он нечаянно проглотит муху, если капля дождя или росы попадет ему в рот, если он нальет полные ладони воды, вдохнет запах цветов. Этот день поста будет «испорчен». Его заменяют дополнительным и подкрепляют искупительной жертвой.
Во время уразы нельзя принимать лекарство, прикладывать его к ране. Зато рекомендуется усиленно читать Коран. Потому что именно в месяц рамадан, как утверждают богословы, Аллах дал священную книгу в руководство людям.
Какое же истинное происхождение исламского поста? За ответом придется обратиться к доисламской истории народов Аравии, потому что пост в месяц рамадан существовал уже тогда. По религиозному учению секты ма-нихеев, пост у них продолжался тридцать дней, прерываясь при заходе солнца.
От чего зависела эта особенность обряда? Оказывается, от распространенного у древних арабов культа луны. В знак ее почитания они разрешали себе есть и пить только по ночам.
Сам месяц рамадан считался у арабов священным, или запретным, еще до ислама. Он был первым в их неподвижном календаре и приходился на середину лета, тяжелого времени года. Слово «рамадан» и переводится как «сильный жар», «знойное время».
Солнце беспощадно выжигало степь, и днем из-за жары жизнь замирала. Когда высоко в небе над головами людей поднималась луна, своим холодным светом она словно бы изгоняла палящий зной, и люди могли работать.
Обращаясь к спасительнице-луне, арабы молили ее послать дождь, драгоценную воду, которую приходилось экономить днем во время вынужденного ничегонеделания. На еду днем тоже устанавливали запрет, потому что летом ее запасы бывали ничтожными.
Так первоначально складывался пост рамадана.

Одним из пяти столпов Ислама является пост в священный месяц Рамадан. Мусульмане всего мира стараются в эти благословенные дни больше совершать добрые дела, проявлять милосердие к окружающим, усугублять свою молитву.

С внешней же стороны мусульмане следуют четким предписаниям Священного Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны… Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (2, 183-187).

Между тем, сегодня мусульманам нередко приходится слышать насмешки в сторону их религии из-за формы поста, принятого в ней. «Что у вас за пост такой? Почему вы не едите днем, зато ночью предаетесь страстям? Что, Аллах ночью не видит? Разве это воздержание?».

Конечно же, никто не обязывает мусульман отвечать на подобные кощунственные выпады. В 109-й суре Корана в этой связи говорится: «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!». Понятно, что такого рода споры ни к чему хорошему не приведут. А вот разъяснить, по крайней мере, почему пост в Исламе соблюдается именно таким образом, я думаю, будет уместно.

Одними из ключевых слов в вышеприведенных аятах можно назвать следующие: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь». Исходя из этих слов, можно предположить, что пост мусульман ничем не должен отличаться от аналогичного поклонения христиан и иудеев.


И в действительности, если мы внимательно проанализируем как иудейские, так и христианские источники, то увидим, что изначально пост являлся полным воздержанием от пищи, питья (и некоторых других вещей) в светлое время суток до наступления темноты. Именно полное воздержание, а не исключение из своего рациона определенных видов пищи животного происхождения.

Вот как описывается пост в Иудаизме: «В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле, что напоминает ритуалы траура… Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные – в течение суток… Пост рассматривался как акт раскаяния, ритуальное выражение сожаления, подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. Иногда целью этого ритуала была подготовка к общению с Богом… Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился 40 дней…» (Еврейская газета, июль 2006, №7(47) «Пост в иудаизме»).

Изначально у иудеев не существовало фиксированных дней поста, каждый сам назначал себе пост, либо его назначали старейшины для своего народа. Исключением был лишь пост в день, когда весь народ просил у Бога прощения за грехи и отпускал в пустыню козла (см. Книгу Левит, 16). Этот праздник называется Йом-Кипур. И уже после вавилонского плена появляются дни поста, установленные в память о трагических событиях в истории еврейского народа.

В Христианство посты перешли из религии Ветхого Завета. Большую часть жизни провел в посте пророк Яхья (у христиан Иоанн Креститель); Иисус, перед тем как выйти на общественное служение с пророческой миссией, также ушел в пустыню и «там сорок дней он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни…» (Евангелие от Луки: 4, 2).

В первое время формирования Христианства был известен лишь Великий Пост, уже позже появились Рождественский, Успенский и пост в честь апостолов Петра и Павла. Известны также и однодневные посты, связанные с определенными днями недели и важными событиями в истории Христианства.

Сами христиане заявляют, что Великий пост берет начало от того сорокадневного поста Иисуса в пустыне. Естественно, по человеческой немощи христианам не предписывается полное воздержание от еды и пищи в течение всех сорока дней поста, а лишь в первые два. В остальное же время христиане, следуя своему уставу о посте, должны воздерживаться от пищи и питья в дневное время. И лишь после наступления темноты им разрешается употребление пищи.

К сожалению, сегодня большинство христиан не знают своих же предписаний о посте. Изначально не было разграничений на постную и скоромную пищу: «В древние времена христиане, и даже монахи, вкушали любую пищу в любое время года… Словом же «пост» древние христиане называли период времени, когда они вообще ничего не ели и особо усердно молились. Если в древних уставах о посте говорится: «Постимся до вечера», - это означает «до захода солнца ничего не едим и усердно молимся» («Сретение». Православное приложение к газете «Карелия» N 22 (62) декабрь ´99, «Как поститься в рождественский пост»).

Действительно, если мы откроем книгу «Типикон», т.е. устав, то там, в разделе о постах ясно сказано, что христиане во время поста не едят и не пьют никакую пищу, до совершения вечерни. После этого они уже имеют право употреблять немного пищи, необходимой для поддержания сил в человеке.

Но именно после вечерни, т.е. службы, которая совершается вечером и заканчивается после того, как сядет солнце. В Великий пост вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных даров, которая так же совершается вечером.

Уже позже христиане перенесли совершение вечерни на утро, а совершение утрени на вечер. Исходя из этого, они по окончании вечерни, совершенной утром (около 10 часов утра), уже могут есть пищу.

Конечно, это внутреннее дело христиан - менять древнейшие установления о посте. Но факт остается фактом – издревле люди, верующие в Единого Бога и соблюдающие Его установления, понимали под постом полное воздержание от пищи и воды в светлое время суток.

Почему именно пост заканчивается вечером и наступает утром? На этот вопрос, скорее всего, никто не даст ответа, кроме Самого Аллаха. Такова Его воля.

Конечно же, во всех трех монотеистических религиях основным смыслом поста является не телесное воздержание, а совершенствование в молитве и добрых поступках. Еще пророк Исаия в Торе изрек такие слова от Всевышнего: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». (Ис. 58, 6-7).

Именно выполнение дел милосердия, повышенное внимание к духовной жизни отличает истинно постящегося человека от лицемерно выполняющего пищевые предписания, неважно, является ли он иудеем, мусульманином или христианином. И поэтому нынешний Рамадан для каждого из нас, верующих в Аллаха, должен послужить еще одной возможностью стать отзывчивее к проблемам ближних и показать всему миру, что Ислам действительно является той единственной религией истины, которая несет в мир не разрушение, а мир и покорность воле Всевышнего.

Патология исламофобии
Ответ Владислава Сохина
Юрию Максимову

За последний месяц мало кто не дал свою оценку тому факту, почему я, бывший православный священник, по собственному желанию попросил православную церковь более не считать меня ни священнослужителем, ни христианином и принял Ислам. Конечно, для России такой случай пока необычный, но он отнюдь не второй, как пытаются сегодня представить многие СМИ. Кроме Али Вячеслава Полосина и меня, Ислам приняли еще трое служителей Русской Православной Церкви, а также большое количество христиан.

Но для мусульман не важна статистика, мы не бывшие комсомольские функционеры, которые сегодня от имени Христианства пытаются устроить этакое «соцсоревнование»: кто в какую церковь больше неофитов приведет. Ислам – не какая-то церковь и не секта, а мировая истинная религия, и для Ислама важно не количество, а качество.

Суеверы, как и лицемеры, нам не нужны. Не мы оказываем Богу милость тем, что принимаем Ислам, а Бог оказывает милость тем, что принимает нас в Ислам.

Поэтому умме дороги те люди, которые сами ищут истину, сами обретают знания. Мы не уподобляемся тем христианским горе-миссионерам, которые веками насильно обращали и сейчас обращают людей в Христианство, суля им какие-то материальные блага, или поскорее крестят тысячи людей, которые не знают даже Символа веры, молитвы «Отче наш» и никогда не читали Нового Завета.

Поэтому и злоба к тем, кто добровольно и осознанно, опираясь на багаж знаний, выбирает Ислам, со стороны некоторых функционеров религиозных учреждений особая. Поэтому и не скупятся профессиональные сочинители пасквилей копаться в грязном белье, приводя немыслимые доводы о том, почему человек по доброй воле перестал себя ассоциировать с «религией большинства». Целые «исследования» на тему «исподнего» пишут.

Не удержался от искушения покопаться в грязном белье и преподаватель Московской Духовной академии Юрий Максимов. На типично миссионерском сайте, где призыв в пользу своей религии является каплей в море грязных оскорблений религий своих соотечественников-иноверцев, он разместил статью «Анатомия измены». В ней, по его словам, он «с Божьей помощью» дал «исчерпывающие ответы» и опровергнул «все претензии и вопросы христианству», опубликованные мной ранее. Как-то вспомнились слова евангельского Иисуса Христа (мир ему): «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14: 11).

Но на самом ли деле он ответил на все вопросы «бывшего священника», а вместе с ним и многих мусульман? Или еще больше погряз в присущей ему ненависти к Исламу, к Иудаизму и к другим религиям, чтобы услышать вожделенный звон монет, летящих в его ковчежец?

Максимов упрекнул меня в том, что я по семейным обстоятельствам получил часть духовного образования заочно. Но для того оно и создано и благословлено церковью. Получается, что Максимов, вместо того, чтобы быть «послушной и смиренной овцой» в «стаде Христовом», восстает против священноначалия, отвергает его установления. И гордыня Максимова этим отнюдь не ограничивается.

Одним из первых аргументов против меня он приводит мою молодость и быстрое продвижение по церковной лестнице. Максимов в своем отстаивании порочности раннего посвящения в сан священника, не заметив, шагнул слишком далеко – он даже забыл о том, что и нынешний патриарх Алексий II, вопреки правилам церковных соборов, стал священником в 21 год!

А если иметь в виду его обвинение в адрес Али Вячеслава Полосина, что тот нарушил церковные каноны, став в 1990 народным депутатом России, то, думаю, он последовал примерам покойного патриарха Пимена и нынешнего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, ставших народными депутатами СССР в 1989 году (Алексий II тогда был митрополитом, через год стал патриархом, после чего был депутатом еще полтора года).

Рамадан - это священный и главный месяц мусульман. В это время у них начинается пост, соблюдать который предписано практически всем. Праздник месяц Рамадан - время осмысления своего "я". Мусульмане отказываются практически от всех мирских благ, таких как вода, еда, интимные отношения и любые вредные привычки.

Особенности поста

Пост в месяц Рамадан может длится до 30 дней. Он проходит в разное время, в зависимости от лунного календаря, по которому и устанавливается. Главной особенностью Рамадана является то, что он начинается каждый день, как только пришел рассвет. Мусульмане выполняют первую молитву - утренний азан, и с этого момента начинается пост, но каждый вечер, сразу после заката, когда выполнена последняя дневная молитва, вечерний азан, пост заканчивается, и продолжится он только с наступлением следующего утра. То есть ночью пост не действует. По этой причине вступать в половую связь в этот месяц запрещается только днем, так как ночью этого поста по сути нет.

Начало Рамадана возвещается появлением молодой луны, которую встречают мусульмане.

Рано утром или поздно вечером каждый мусульманин после молитвы произносит вслух следующие слова: «Я буду сегодня (завтра) осуществлять пост священного месяца Рамадан во имя Аллаха».

На протяжении всего Рамадана можно отметить рост количества хороших поступков, совершения благих деяний и раздачи милостыни. Дело в том, что согласно речам Мухаммеда, во время поста Аллах увеличивает значимость любого благого поступка в 700 раз, а шайтан в это время закован в цепи и не способен помешать человеку творить добро или исполнить благие дела.

На улицах в руках детей и у домов в месяц Рамадан часто можно увидеть фонарики - фанусы. Это очень древняя традиция - зажигать их, особенно в ночное время. Это своего рода часть поста, своеобразный символ. Также в честь начала месяца часто устраивают фейерверки и салюты, но подобные радости устраиваются уже после заката. Некоторые люди также украшают дома, например, теми же фонариками и различного вида другой иллюминацией.

Учитывая, что днем мусульманам практически нечего делать, улицы пустынны. А вот ночью открываются все лотки с уличной едой и развлечениями, так как можно и есть, и развлекаться.

Еда и вода

Рамадан буквально по часам расписывает все каноны. Утренний прием пищи (сухур) происходит до рассвета, то есть пока солнце не встало, можно завтракать, но с первыми лучами солнца трапеза заканчивается. После этого читается фаджр (предрассветная молитва). Вечерняя трапеза (ифтар) происходит уже после заката, когда становтся темно. Сначала нужно произнести а затем уже приниматься за еду. Трапезу начинают, выпивая три глотка воды и съедая несколько фиников.

Блюда в этот праздник подают любые - и мясные, и овощные, также как и крупы. Из напитков предпочтение отдается чаю, кофе, молоку и воде.

Вода - это один из запретов месяца Рамадан. Однако имеется в виду не только отказ от питья воды. Любое наличие жидкости во рту с последующим ее глотанием запрещается. Вплоть до того, что нельзя глотать воду, когда чистишь зубы, или слюну партнера, когда целуешься. Если принимаешь душ, и вода случайно попадает в рот, также нужно ее выплюнуть, а не глотать.

Смысл поста в Рамадан

Главной целью Рамадана является укрепление духа и силы воли, демонстрация веры, духовной и физической веры и силы, контроль над своими мыслями и желаниями. То есть в это время мусульмане проверяют себя на прочность, можно выразиться и так. Это время, когда можно доказать, насколько ты стойкий, проявить силу духа.

И тем не менее, священный месяц Рамадан всегда исправно соблюдается всеми мусульманами, даже если они живут в другой стране. Это священное правило, один из И если кто-либо не смог в силу различных причин соблюсти пост, этот человек обязательно его соблюдает в какой-либо другой месяц, но обязательно до наступления следующего Рамадана.

Созерцание и осмысление являются неотъемлемыми попутчиками Рамадана. Чтение Корана и провождение целого дня в молитвах - это естественный образ жизни на протяжении всего поста. Мусульмане переосмысливают свои былые поступки, планируют будущие деяния, в принципе именно для этого и создан пост. Смысл не в том, чтобы очистить тело или не есть долгое время, а именно в том, чтобы посмотреть со стороны на свои достижения, осознать, что у человека есть, чего не хватает, обдумать все это. А отказ от еды, воды и любовных отношений освобождает время для духовного роста и очищает голову от всех лишних мыслей.

Кто освобождается от поста?

Начало месяца Рамадан едино для всех, однако, есть люди, которые могут не соблюдать пост, или же «отложить» его. Люди иной религии, маленькие детки или взрослые с разными психологическими заболеваниями, мешающими соблюдать пост. Могут не соблюдать пост также беременные и кормящие матери. Ведь в этих случаях правильный и своевременный прием пищи может повлиять не только на здоровье, но и на жизнь человека. Женщины во время критических дней также могут не выполнять пост, но только при условии, если сами этого хотят.

В любом случае даже страдающие душевным расстройством люди или кормящая мать может соблюдать пост, если захочет. Это опасно, однако для мусульман важно, а потому такие случаи также встречаются.

Необязательно соблюдать пост в принципе тем, кто физически не может это сделать. Например, если человек тяжело болен и ему необходимо правильно питаться, или если это очень пожилой, практически немощный человек, или же если это путешественник, которому нужны силы для дороги. К примеру, заблудившийся путник без еды может даже умереть, ему необходимо питаться, когда есть возможность. Если человек летит на важную встречу, ему нужны силы, так как тяжкое путешествие и стресс могут очень сильно подорвать здоровье.

Что можно в Рамадан

  • Не отступать от правил поста.
  • Принимать пищу или воду при жизненной необходимости.
  • Обмываться водой или купаться, но чтобы вода не попадала в рот.
  • Совершать благодеяния.
  • Целоваться, не глотая слюны партнера.
  • Сдавать кровь.

Что нельзя в Рамадан

  • Нельзя пить алкоголь в любых его видах и проявлениях.
  • Курить также запрещается.
  • Вдыхать различные сильные ароматные запахи.
  • Капать капли в глаза, нос или уши.
  • Задерживать содержимое кишечника или, наоборот, вызывать рвоту.
  • Вступать в половую связь (днем), причем в любом виде.
  • Ставить банки.
  • Есть и пить.
  • Использовать лекарства вагинально или ректально.

При нарушении Рамадана

В зависимости от причины устанавливаются разные наказания за нарушение поста в священный месяц Рамадан. Так, например, если причина была в болезни или старости, нужно накормить бедняка, и сумма, потраченная на него, должна быть равной цене съеденных самолично продуктов.

Если причина уважительная: беременность, путешествие или другие уважительные причины. Рамадан для таких людей переносится и выполняется в любое другое время, до следующего Рамадана. Отдельно пропущенные дни поста, к примеру, из-за критических дней, переносятся на следующий месяц. То есть пост закончится не в положенное время, а после «отработки» тех дней, которые пропустил мусульманин.

Если во время поста была совершена половая близость днем, это карается 60 днями непрерывного поста. То есть в два раза больше необходимо поститься. Правда, такое наказание можно заменить, накормив 60 бедняков.

Вне зависимости от причины, любое нарушение поста - тяжкий грех, поэтому человек обязан покаяться.

Окончание месяца Рамадан ознаменует наступление нового месяца Шавваль. или Ид уль-фитр, так называется праздник, который устраивают после заката последнего дня поста. Устраивается торжественная трапеза в честь успешного Рамадана и приносится общеобязательная милостыня.

Поделиться