Иза высоцкая в молодости. Изольда высоцкая

Рано утром не стало Изы Константиновны – сердце 81-летней актрисы остановилось в 03:30 по московскому времени.

«Нет слов, чтобы описать наше горе. Прощайте, удивительная, блистательная Иза Константиновна», - сообщили на официальной странице Нижнетагильского драматического театра, на подмостках которого почти 50 лет работала легендарная Иза.

Прощание с любимицей публики состоится в воскресенье, 22 июля, в 13.30 в ритуальном зале Реквиема по адресу: Челюскинцев, 47.

Изольда – единственная женщина в жизни Владимира Высоцкого, которой он подарил свою фамилию. Ей же знаменитый бард посвящал свои первые стихи.

Он познакомился с третьекурсницей Школы-студии МХАТ, будучи первокурсником. Тогда Иза Константиновна была замужем. Долгие ухаживание, романтичные признания – он сделал все, чтобы завоевать гордую девушку. И ее сердце дрогнуло – она подала на развод, чтобы связать себя узами брака с Высоцким.

Их любовь не смогло убить даже расстояние: по распределению Изу отправили работать в Киев, где она узнала, что находится в положении. Несмотря на сильные чувства, актриса решилась на аборт.

Позже Иза вернулась в Москву, а 25 апреля 1960 года влюбленные сыграли свадьбу. Вскоре Высоцкая узнала, что снова ждет ребенка, которому, как и первенцу, не суждено было появиться на свет. «Не помню ни единого слова, что кричала нам в то утро совсем другая Нина Максимовна – страшная и жестокая, не желавшая становиться бабушкой. Мы сидели в постели оглушенные, не смея встать, одеться, защититься. Какой-то черный провал – и снова аборт. Я отвратительна сама себе, Володя пьет. Через много-много лет я узнала, что тогда Володя плакал у больницы», - признавалась актриса в одном из интервью.

Трагедия подкосила семью, разрушив их счастье. Владимир все чаще забывался при помощи алкоголя, а позже до жены стали доходить известия об измене мужа. Она долго терпела, пока не забеременела любовница барда – «разлучницей» оказалась Людмила Абрамова, которой Высоцкий сделал предложение после развода с Изольдой.

И только через много лет посе смерти музыканта Иза Константиновна выпустила две книги воспоминаний об их некогда большой и светлой любви.

Новость о смерти первой жены барда прокомментировал и его сын Никита Высоцкий. Наследник музыканта и Людмилы Абрамовой признался, что в последний раз видел Изольду Константиновну около 15 лет назад. «Я был с ней знаком, но мне нечего комментировать, кроме того, что я сожалею и приношу соболезнования», - сказал он.

В зеркале высокого и непреходящего

прошлое значительно ближе настоящего…

Уезжая из Киева, я забрала с собой в Москву Володины письма. Они были в посылочном ящике, и их положили на антресоли в кухне вместе с моими, которые сохранил Володя. Для меня они так и лежат там, на 1-й Мещанской, дом 76, квартира 62, забытые, потерянные, может быть, уничтоженные… Не знаю. Иногда они тревожат меня, и становится страшно от мысли, что кто-то посторонний может взять их в руки, прочесть, заглянуть в только нам принадлежащий мир, только нами пережитое, никому не доверенное. Их было много. В течение двух лет, что я работала в Киеве, мы писали каждый день, исключая, конечно, встречи.

Уже почти полвека прошло, как мы встретились, и больше двадцати лет, как тебя не стало. Но ни время, ни расстояние, ни смерть не отдаляют тебя. Все так же явственно ощущаю я твое живое присутствие.

Сначала меня уговаривали, потом я сама захотела попытаться доверить бумаге мое, а значит, и твое прошлое. Я люблю тебя.

Я родилась в 1937 году в январские холода в Горьком. Бабушка придумала мне блестящее имя Изабелла. Но отец по дороге в ЗАГС забыл «…беллу» и осталось короткое и непонятное Иза, о чем я долго не знала.

В детстве я была Изабелла Николаевна Павлова. Перед самой войной мы жили в Гороховецких военных лагерях. Самым замечательным и притягательным местом была там круглая танцплощадка с духовым оркестром, куда я часто проникала, и всякий раз меня вылавливали танцующую под ногами взрослых.

Помню, как, обидевшись на маму, я собрала свои вещи: зеленую плюшевую сумку-лягушку, зонтик от солнца и паровоз на веревочке - и ушла в дремучий лес. Нашли меня спящей на стрельбище под кустом. От того мирного времени остались фотографии: мама с букетом ромашек - пышноволосая, с милой улыбкой родных глаз, я с тем же букетом - очень строгая в белой кофточке и еще мы с папой. Он обнимает нас, и это называется счастьем.

Инна Ивановна Мешкова - моя мама. Она беззаветно любила и умела радоваться пустякам. 1940 год.

Потом была война. Папа ушел на фронт. Мы с мамой жили в Горьком в военном трехэтажном доме красного кирпича - бывшем монастыре. Когда спрашивали: «Где вы живете?» - так и отвечали: «В монастыре». Толстые белые стены его замыкали в себе белый храм, где давным-давно никто не служил, белую высокую колокольню с молчащими колоколами, прочные приземистые дома, в которых когда-то жили священнослужители, а теперь просто люди, и разрушенное кладбище, на котором никого не хоронили, а совсем наоборот: мраморные памятники и надгробные плиты всех таинственно-заморских цветов были свалены в огромную угрюмую кучу, могильные холмики коряво срыты или просто разворочены, из склепов с приоткрытыми ржавыми дверями тянуло холодной сыростью, и туда было жутко заглядывать. Говорили, что на месте кладбища собирались сделать парк культуры и отдыха, но не успели. (В центре города уже был такой парк имени Куйбышева, но в народе его называли «парк живых и мертвых».)

Только одна могила стояла нетронутая с большим железным крестом в ограде с надписью «Мельников-Печерский». Потом, уже после войны, году в 47-м, за одну ночь появилась еще одна. Холмик, покрытый свежим дерном, и памятник красно-коричневого мрамора с детским профилем - Катюша Пешкова. Сереньким весенним утром привезли на черной машине сухонькую женщину в черном. Она постояла на могилке, усыпала ее ландышами, и ее увезли. А мы узнали, что Катюша Пешкова - дочь Максима Горького, в честь которого наш город из Нижнего Новгорода превратился в Горький.

В монастырских стенах у ворот были кельи. В них жили бывшие монашки. Мы ходили к ним тайно от родителей. У них были белая козочка и огромные диковинные книги в невиданных переплетах с серебряными замками и непонятными буквами. Некрещеная наша братия слушала жития святых и прятала в потайных местах «живые помощи».

На пустыре за монастырскими воротами мамы сажали «глазками» картошку. Все папы ушли на войну. Ждали треугольных писем, и когда было невмочь, кричали в прогоревшие печки родные имена. Верили: если жив, услышит и пришлет весточку. Жались друг к другу, делились последним. Шили детям марлевые платьица и в широком коридоре на третьем этаже устраивали детские спектакли.

Пели, смеялись и плакали. На Новый год в Доме офицеров устраивалась для нас роскошная елка: гирлянды, разноцветные цепочки и флажки, мандарины, конфеты прямо на елочных лапах, золоченые орехи и музыка.

Папа был десантник, комбат. Писем с фронта мы не ждали, только если из госпиталя. В бомбоубежище не ходили - папа не велел. Были случаи, когда бомбоубежища засыпало. Мы предпочитали смерть мгновенную. Город бомбили, особенно Окский мост, рядом с которым жила бабушка. В ночном воздухе зависали светящиеся шары, становилось сиренево светло, и начиналась бомбежка. Дребезжали заклеенные крест-накрест стекла, и стоял удушливый вой. Мы с мамой болели малярией. Нас и без того трясло.

В один прекрасный день приехал папин адъютант Вовочка Зорин, накормил нас тушенкой и «подушечками», слипшимися в один пресладкий ком, и всеми правдами и неправдами привез - через темные вокзалы, длинные серые очереди проверок документов - в хмурую Москву, в Люберцы… к папе.

Николай Федорович Павлов - папа, который носил меня на руках. 1941 год.

Каждый вечер у нас собирались папины друзья. Они все казались мне бесстрашными героями, сильными, непобедимыми и веселыми. Они не любили пятницу, пели «Сады-садочки, цветы-цветочки, над страной проносится военный ураган», слушали «Муху-цокотуху» в моем исполнении и очень хвалили мамин борщ.

По утрам приходил полковой доктор и мазал мне глаза желтой клейкой мазью, приговаривая: «До свадьбы заживет».

Приходил Вовочка Зорин и садился на табурет у двери, а я забиралась к нему на колени. Щекоталась шершавая шинель, кожно пах ремень, и было так хорошо, что ни в сказке сказать ни пером описать.

Мы катались с ним на санках, лепили ватных клоунов на елку… Мы дружили.

Вовочка Зорин погиб. Я узнала об этом много лет спустя, когда у меня уже был сын. Он оставил ощущение светлой радости и щемящей потери.

Из окна нашей комнаты было видно летное поле. В дни учебных прыжков подоконник превращался в мой наблюдательный пункт. Иногда парашюты не открывались, и на следующий день я бежала за погребальными дрожками. На этих же дрожках привозили меня домой.

Отец пропал без вести в 1945 году. Мы верили, что он жив, и ждали…

Я рано научилась читать. Первая чудесная книга была без слов. На глянцевых черных страницах ее, переложенных папиросной бумагой, были цветные морские чудеса. Вторая книга - «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. «Вий», «Страшная месть», «Майская ночь, или Утопленница» - сладкий ужас. Я так пропиталась им, что даже днем, оставаясь одна, боялась шелохнуться, боялась дышать. А однажды, когда я затаилась на стуле, бесшумно открылась дверь и вошел папа в гимнастерке с чемоданом. Я бросилась к нему и потеряла сознание. Когда я очнулась, никого не было.

Еще приходила голова - бледная-бледная, с черными-черными глазами, длинной черной косой и очень красным ртом. Она даже говорила со мной: «Не бойся, я буду приходить к тебе, ты только никому не говори». И я не говорила. Я упрашивала соседских девочек посидеть со мной, отдавала им свой хлеб. Они его брали и убегали.

В этот мучительный период страха бабушка повела меня в театр, во взрослый, оперный. Нас встретил разноголосый, тревожный и радостный гомон звуков. Потом все замерло и волшебная музыка унесла нас в мир грез. Огромный темно-красный занавес дрогнул и пополз, обнажая неведомую жизнь, где все поют, танцуют и красиво умирают. Это была опера «Кармен». В следующее воскресенье мы были на балете «Светлана» - что-то про партизан. Танец ошеломил меня, и незаметно ушли мои гоголевские страхи. Я стала танцевать всегда и всюду. Любая попавшая в мои уши мелодия превращалась в танец, и, даже засыпая, я продолжала сочинять танцевальный узор.

20 июля 2018 года умерла Иза Высоцкая – народная артистка России, чья биография наполнена яркими событиями. Причина смерти женщины остается пока еще неизвестной для широкой публики.

Близкие и родные люди проведут артистку в последний путь в ритуальном зале Реквием 22 июля. Церемония начнется в 13:30 по московскому времени.

Все, что нужно помнить

Изольда Высоцкая (до замужества Жукова) родилась 22 января 1937 года в Нижнем Новгороде. Актриса не любила распространяться о своих родителях и прошлой жизни, поэтому о ее детстве практически ничего не известно.

Девочка росла веселой и активной, любила заниматься творчеством и, кажется, интуитивно чувствовала, как подать себя другим людям. Поэтому было принято решение поступить в школу-студию МХАТ, которую Иза успешно окончила в 1958 году.

Изольда Жукова в молодости

Сразу после окончания учебы молодая актриса была принята на работу в Киевский театр им. Леси Украинки. Там Изольда приобрела неоценимый опыт и окончательно поняла, что выбрала правильный жизненный путь.

В 1961 году Изольду пригласили в Ростовский театр им. Ленинского комсомола. Девушка приняла приглашение, но выступала на сцене этого театра всего лишь один год. После этого молодая актриса решила, что нельзя сидеть на месте и начала активную работу в Перми, Владимире и даже в Театре Балтийского флота.

В Нижнетагильский драматический театр им. Д. Мамина-Сибиряка Изольда Константиновна попала в 1970 году и продолжала там работать до самой смерти. Многие зрители приходили смотреть спектакли только с ее участием и говорили о том, что Иза – самая талантливая актриса из всей труппы.

Заслуженная артистка России Иза Высоцкая

Также стоит отметить, что 10 лет своей жизни (с 2002 по 2012 год) актриса посвятила преподаванию сценической речи в Нижнетагильском колледже искусств. Высоцкая успевала учить студентов актерского отделения, репетировать и выходить на сцену с завидной частотой.

Невероятный талант и желание творить не остались незамеченными. За свою жизнь артистка смогла заполучить два титула «высшего ранга». Ее признали:

  • в 1980 году Заслуженной артисткой РСФСР;
  • в 2005 году Народной артисткой России.

До последних дней своей жизни актриса выступала на сцене театра им Д. Мамина-Сибиряка

Изольда Высоцкая всю свою жизнь стремилась к совершенству. Она смогла «вдохнуть» новую жизнь в современное искусство и доказать всем, что талантливые люди никогда не стареют и не теряют своего мастерства.

Но вот в любви знаменитой женщине повезло лишь однажды. Эти светлые чувства Иза хранила в своем сердце до самого конца.

Последние фото известной актрисы

Короткая, но искренняя история любви

Иза Жукова познакомилась со своим будущем мужем на третьем курсе в 1956 году. Владимир только что стал студентом Школы-студии МХАТ и запомнился девушке чуть ли не с первых дней обучения:

«Я познакомилась с Высоцким, когда ему было 18 лет. Он был трогательным, талантливым мальчиком с открытым взглядом на мир. О нем еще никто не знал, он был еще никому неизвестным. А свои песни Володя соглашался петь только близким друзьям.

Изольда и Владимир Высоцкий в молодости

Я знала того Высоцкого, о котором сейчас, наверно, никто не вспомнит. Именно он живет в моей душе до сих пор. Его я любила и люблю» — именно так отзывалась актриса о мужчине, с которым хотела прожить всю жизнь.

Но их брак оказался коротким. Молодые люди расписались 25 апреля 1960 года, а официально расстались в 1965 году. Но очевидцы утверждают, что Владимир Высоцкий перестал жить с законной супругой на несколько лет раньше.

Несмотря ни на что, Иза продолжала любить «своего» мужчину до самой смерти. Она стала автором двух книг, посвященных .

До конца жизни Изольда любила Владимира Высоцкого

А именно:

  • «Короткое счастье на всю жизнь»;
  • «С тобой… без тебя…».

Они стали настоящим откровением и позволили посмотреть на отношения влюбленных людей с другой стороны.

Иза Высоцкая единственная из всех жен барда взяла его фамилию и умерла вместе с ней. И пусть причина смерти женщины остается неизвестной, ее «сценическая биография», записи спектаклей и интервью всегда будут согревать сердца поклонников и близких людей.


Гражданство: Россия

Роман был стремительным. Очень быстро Владимир и Иза стали неразлучными. Он называл ее Изулей, она его – Волчонком. Володя посвящал любимой стихи, забрасывал цветами, делал милые, иногда нелепые подарки.

Помню, он принес мне спелый мандарин и туфли, от которых оторвал каблуки. Володя сделал это, чтобы на прогулках мы были одного роста, и меня можно было держать за шею - это тогда было модно, - улыбается Иза Константиновна. – «Шпильки» создавали лишние проблемы, и Володя без сожаления от них избавился.

Высоцкому в ту пору исполнилось 19 лет, Изольде – 20, чувства были по-юношески горячими, и в один прекрасный день Владимир привел любимую домой, в коммуналку на Первой Мещанской.

Получилось как-то все очень естественно и просто, - вспоминает Иза Константиновна. - Без этих вопросов: почему, да не рано ли, и зачем это надо…

Междугородняя любовь

Комната, где поселились влюбленные, была проходной, вить семейное «гнездышко» пришлось за ширмой, но жили весело – молодость грустить не желает. А потом пришло время разлуки - окончив МХАТ, Иза уехала работать в Киевский драматический театр. Володя остался в Москве, у него впереди был еще один курс.

При этом мы довольно часто общались - самолетом от Москвы до Киева лету немного, были еще телефон и почта. А летом 1958 года мы с Володей ездили в Горький, к моим родным - знакомиться. Я дала телеграмму: «Еду домой с новым мужем...» - вспоминает Иза Константиновна. - На вокзале нас никто не встретил, Володя помчался искать такси, и в это время откуда-то появились мама. Помню ее шутливый вопрос: «Этот клоун не твой ли муж?» Володя был в своем буклистом пиджаке, а таких, в Горьком еще не видели: для провинции это было нечто.

Высоцкий заботливо и трогательно относился к родственникам любимой, которые, по словам Изы Константиновны, отвечали тем же.

Бабушку Володя пленил тем, что, придя к нам в гости, съел целую пол-литровую банку земляничного варенья, - смеется актриса. - Жил он в тот приезд на дебаркадере и снимал там каюту. У нас в доме негде было раскладушку поставить - да и самой раскладушки не было.

Свадьба с подснежниками

После того как Иза вернулась в Москву, было решено играть свадьбу. Мешало только одно - невеста все еще не была разведена с прежним мужем. Проблема была решена при помощи влиятельной родственницы Володи, и в апреле 1960 года Иза Мешкова-Жукова стала Высоцкой.

Наша с Волчонком свадьба – отдельная история. У нас не было ни колец, ни фаты, в руках я держала охапку подснежников, а туфли мои снова были без каблуков – так захотел Володя, - продолжает рассказ героиня. - В Рижском загсе, где нас расписывали, вместо марша Мендельсона звучала музыка из фильма «Укротительница тигров». Хохотали все. От смеха я дважды роняла цветы.

Первое время жизнь казалась пусть не всегда веселой, но сказкой. Единственным, что раздражало молодую жену, была Володина гитара.

Он не расставался с ней ни на минуту и мучил меня своим бреньканьем. Песням, которые он тогда сочинял, я не придавала никакого значения, и время от времени злилась, что гитаре достается больше внимания, чем мне, - говорит Высоцкая. – Ругались мы весело. Так упоительно наговорить кучу слов, выбежать из дома, сесть в такси: «Прямо, пожалуйста!» - и при этом знать, что следом уже гонит в такси Володя. И мириться дома тоже было так замечательно!

Потом начались проблемы - у обоих не складывалось с работой, денег катастрофически не хватало, и Владимир начал выпивать. Семью мог спасти ребенок, Изольда забеременела, но тут в дело вмешалась свекровь Нина Максимовна, категорически не желавшая быть бабушкой. Был страшный скандал, после которого у Изы случился выкидыш. Бывшая свекровь извинится много лет спустя, когда Иза тоже будет носить звание «бывшей».

Другая женщина

Вскоре супругам снова пришлось разлучиться - Иза приняла предложение ростовского театра и, полная творческих надежд, уехала из столицы.

С Володей мы переписывались, созванивались. Я ждала его – ростовский театр предлагал ему работу, и вдруг моя московская подруга сообщила мне, что некая Люся Абрамова беременна от Высоцкого, - вспоминает Иза Константиновна. - Я немедленно позвонила ему, а он мне наврал. Сказал, что свято хранил верность.

Тем не менее, весть, принесенная участливой подружкой, оказалась чистой правдой. Вскоре по Москве поползли слухи о том, что жена Высоцкого не хочет развода, скрывается и якобы уже объявлена во всесоюзный розыск. Узнав об этом, Иза Константиновна немедленно выслала в столицу необходимые для развода документы, и с этого момента ее пути с Высоцким разошлись. Владимир остался в Москве, Изольда колесила по разным театрам страны. Работала в Перми, Владимире, Лиепае и Нижнем Тагиле, где обосновалась навсегда и вышла замуж. Весть о смерти Высоцкого застала ее врасплох, приехать на похороны она не смогла, вырвалась лишь на «сороковины».

P.S. Последние годы Иза Высоцкая живет одна, сын Глеб работает главным инженером в одной из частных фирм Екатеринбурга. Актриса по-прежнему играет в театре, некоторое время назад ей присвоили звание народной артистки России. В прошлом году Высоцкая выпустила книгу воспоминаний о Владимире Семеновиче «Короткое счастье на всю жизнь».

Во всевозможных воспоминаниях о Высоцком, я читала о нем и о себе такое, что волосы на голове вставали дыбом, слишком много там неправды, - говорит Иза Константиновна. – Надеюсь, в своей книге мне удалось показать молодого Володю таким, каким он был в действительности.

ВОСПОМИНАНИЯ

Раннее утро ранней весны 1957 года. Улица Москвина. С однокурсницей ждем такси. И вот тебе, пожалуйста, Вовочка Высоцкий, незаметный, тихий… И случилось чудо. Мальчик с торопливой, чуть вздрагивающей походкой, дерзкий и нежный, смешной и заботливый, стал родным и любимым.

Теплым, солнечным апрелем 25-го числа 1960 года в рижском загсе... С трудом удерживаю охапку подснежников, подходит забавный парень и нахально говорит: «Невестушка, поделись цветочками с нашей невестушкой!» Я делюсь, мне не жалко, нам смешно. Наши свидетели - Володины однокурсники - Марина Добровольская и Гена Ялович. Они тоже влюбленные и смешные. Нас вызывают. Грянул марш из «Укротительницы тигров», и мы, давясь смехом, входим в торжественную комнату, и торжественная женщина нам вещает: «Дорогие товарищи, крепите советскую ячейку!» Нам становится совсем смешно. Нас быстро приглашают расписаться и объявляют мужем и женой. Отныне я - Высоцкая.

Осень шестидесятого - сплошные огорчения. Мы пытались что-то сыграть с Володей, но у нас ничего не получилось, как не получалось танцевать или быть на людях рядом... Начались мои безработные муки. Володя маялся. Он получил обещанную ему центральную роль в «Свиных хвостиках», верил, что сыграет, фантазировал, но ему не дали даже репетиций. В конце концов, ходил Володя из кулисы в кулису с барабаном в массовке. Позже сыграл Лешего в «Аленьком цветочке». Вот, пожалуй, и все. Было горько. Мы так наивно верили в святое искусство.

В городе афиши "В. Высо цкий, И. Бортник". Пробиваемся сквозь толпу до грим-уборной, где заботливо приготовлены бутерброды, чай, кофе, пирожные.

Торопят с началом. "Какие, Владимир Семенович, просьбы?" - "Только одна. Устройте Изу поудобнее". На меня смотрят подозрительно и озабоченно и уводят в переполненный зал. С грехом пополам усаживают в центре дополнительного ряда прямо перед сценой. Володя выходит, я оказываюсь у него в ногах, запрокидываю голову, чтобы видеть его, и растворяюсь во всеобщем порыве любви. Перерыв между концертами минут десять, не больше. Мы снова одни. По просьбе Володи к нам никого не пускают. Володя кормит меня, сам съедает несколько ломтиков колбасы, прихлебывает кофе и поет мне одной то, что не может петь со сцены. Второй и третий концерты я слушаю за кулисами, где мне поставили стул. Володя поет другие песни, почти не повторяясь, и ставит микрофоны так, чтобы мне было лучше видно. – «Тебе удобно?» Я плачу, не пряча слез.

Народная артистка РФ.

Единственная актриса необластных театров Урала и единственная тагильчанка, удостоенная этого высшего актерского звания.

Иза Константиновна Высоцкая окончила Школу-студию имени В.Немировича-Данченко при МХАТ СССР. Работала в Киевском театре имени Леси Украинки, в Ростове, Перми, Владимире. С 1970 года - артистка нашего театра.

Лауреат премии "Браво!" 1994 года за роль Елизаветы Английской ("Ваша сестра и пленница") и 2006 года в самой почетной номинации "И мастерство, и вдохновение" за личный вклад в театральное искусство, за честь и достоинство.

Лауреат премии имени В.П.Пашнина 2015 года.

Исполнительница главных ролей в спектаклях "Золотая пыль", "Последний пылкий влюбленный", "Мать" К.Чапека, "Ваша сестра и пленница", "Гарольд и Мод" и многих других.

В 2002-2012 годах - преподаватель сценической речи на актерском отделении Нижнетагильского колледжа искусств.

Иза Высоцкая. От первого лица. Читать
Иза Высоцкая. От третьего лица. Читать
Юбилейный вечер Изы Высоцкой. Читать
Фоторепортаж Кирилла Глазырина. Смотреть
Репортаж телеканала TVMChannel-Екатеринбург с презентации уникальной биографической книги "С тобой... и без тебя" Изы Константиновны Высоцкой
Презентация книги "С тобой... и без тебя". АН "Между строк"

Телевизионный фильм "Горное гнездо" (И.Высоцкая - Нина Леонтьевна) 1 часть 2 часть
ТРК "Телекон". Иза Высоцкая в программе "Открытый вопрос"

Королева

Ни мастерство и многолетний опыт, ни звание и заслуги, ни любовь поклонников артисту лёгкой жизни не гарантируют. Каждый раз он должен заново доказывать свою творческую состоятельность, в каждой новой роли. И хорошо, когда она есть и она - твоя, словно написана драматургом специально для тебя. Каким-то непостижимым образом услышал он молитвы страждущего и, как господь Бог, внял им - дал кусок хлеба насущного изголодавшемуся актёру, чтобы тот в муке и радости мог жить на сцене и творить.

Но "своей" роли иногда приходится ждать много лет. Даже если повезёт и дождёшься, неизвестно ещё, будет ли всё так, как увидел, понял, прочувствовал сам. У режиссёра собственное видение пьесы, а значит, и её героев. Совпадут ли взгляды? Придёт ли взаимопонимание в работе? Ведь театр - творчество коллективное…

Когда сыграли премьеру "Вашей сестры и пленницы…", заслуженная артистка России Иза Высоцкая могла быть счастлива. Роль, о которой неотступно думала последние два года, стала наконец-то её ролью. Приглашённый на постановку в Нижнетагильский драматический театр режиссёр Алексей Песегов оказался единомышленником, понимали друг друга с полуслова. А образ, созданный актрисой в спектакле, открыл такие глубины и изгибы души человеческой, такой масштаб личности, что для зрителей, знающих толк в искусстве, сомнений не было: Высоцкая здесь королева!

А она и играет королеву. Её героиня - Елизавета Английская. Та самая, которая вдохновила писателей разных времён и народов не столько своими государственными деяниями, сколько многолетней враждой и расправой с венценосной соседкой-родственницей, королевой Шотландии Марией Стюарт.

Драма "Ваша сестра и пленница…" - ещё одна вариация на известную тему. Однако к конфликту королев автор пьесы - наша современница и соотечественница Людмила Разумовская подошла по-своему, по-женски. В центре её внимания борьба двух соперниц, двух женских типов, характеров настолько разных, что взаимное отторжение неизбежно. Мария живёт любовью, Елизавета - разумом. Первая - в плену страстей и чувственных порывов, вторая - во власти холодного расчёта, злобы, зависти.

Но если бы Иза Высоцкая играла только злобную завистницу на троне, вряд ли открылась бы в спектакле захватывающе интересная, сложная внутренняя жизнь её героини. И не вызвала бы она у нас наряду с праведным осуждением ещё и сожаление, сочувствие даже. Сожаление - о недюжинном, остром уме, изуродованном подозрительностью и потраченному на хитроумные интриги в борьбе за власть; о непреклонной воле, которая обернулась жестокостью и ведёт под топор палача не только давнюю врагиню, но и недавних друзей. Ну, а сочувствие, оно относится к несостоявшейся женской судьбе.

Тема судьбы становится для актрисы в этом образе главной. Елизавете-Высоцкой мало быть всесильной королевой. Она хочет быть женщиной. Она стремится к любви и бежит от неё, боясь потерять себя в рабстве или оказаться преданной. И её фавориты действительно один за другим предают свою возлюбленную королеву, вступая в тайные сношения с Марией, претендующей на английский престол. Для Елизаветы это двойной удар. Отвечает она на него с мужской жестокостью и с изощрённым женским коварством.

Как кошка с мышью, играет она со своими жертвами вокруг трона: дразнит, соблазняет, отталкивает, лицемерием вызывает на откровенность и не верит в искренность. Тут Елизавета в своей стихии. Изменчивая, неуловимая, она меняет не только тактику поведения, но и облик. Ох уж эти разные, разные, разные лица Елизаветы-Высоцкой!

Надменная, величественная, с торжествующей злой улыбкой во время ареста Норфолка (артист А. Шебаршин), она потом, как капризная девочка с куклой, забавляется с очередным фаворитом-"мартышкой". Горечь и подлинная боль прорываются у неё при последнем свидании с Норбумберлендом (Ю. Дунаев) - кажется, единственным достойным мужчиной, которого любила и теперь отправляет на казнь. А какой блестящий спектакль в жанре мелодрамы разыгрывает Елизавета перед Лестером (А. Рывкин).

Сброшены парик и парадное платье королевы, а с ними - царственное величие, надменность. К Лестеру вдруг является полумонахиня, немолодая женщина, некрасивая и не скрывающая этого. Она так искренне кается в грехах, демонстрирует такую кротость и смирение, что не пробудит сочувствия разве только у слепого и глухого. Лестер же хоть и глуп, но не глух. Цель достигнута: он попадает в ловушку. И тотчас кающаяся грешница становится карающей королевой.

Эти молниеносные переходы актрисы из одного состояния в другое, динамизм внутреннего действия - всегда напряжённого, без передышки и отдыха - зримо выражают накал борьбы, которую ведёт её сценическая героиня как с окружающими людьми, так и сама с собой. Потому что женская часть души её не борьбы хочет, а согласия и покоя, обыкновенной нежности, ласки.

Усталая, разбитая, некрасиво расставив босые ноги в язвах, королева-девственница одиноко сидит у себя в спальне. Наедине с собой можно дать волю чувствам. Сесил (М. Юрченко) не в счёт, он верный раб. И тут вместе с сомнениями (может, всё-таки помиловать Норбумберленда?) Елизавета мучается своей женской ущербностью, обделённостью простыми человеческими радостями. Они доступны даже нищему, но не ей. Кто виноват? Тяжкий груз короны или она сама?

Пожалуй, только один человек - государственный канцлер Сесил, давний друг и слуга её королевского величества, мог бы дать правдивый ответ. Но этот политик с умными печальными глазами молчит. Да и что изменилось бы от его слов! Елизавета останется такой, какой её сделала жизнь. И она будет вести свою игру до конца, приближая одних, отправляя на плаху других (или тех же), вымещая гнев на третьих и лукавя со всеми, в том числе и с собой.

В предисловии к пьесе Л. Разумовская отмечает, что не стоит искать тут исторической «правды», буквальной достоверности героев и событий: "для меня, - пишет автор, - мои героини уже не столь историчны, сколь мифологичны".

А мифы бессмертны, потому что, отсекая частное, несут нам общечеловеческое и каждое новое поколение находит в них вечные темы, конфликты, идеи, характеры. Наверное, поэтому драма характера английской королевы, которую раскрыла сегодня на сцене актриса Иза Высоцкая, не уводит в далёкое прошлое. Резкими светотенями нашего времени отмечен этот женский портрет.

Ада ЕГОРОВА, "Тагильский рабочий", 1994

Блистательная Иза

Сегодня впервые в роли Мод вы увидите народную артистку России Изу Высоцкую! - торжественно прозвучал голос за сценой. Зал Нижнетагильского драматического взорвался аплодисментами.

В ходе спектакля "Гарольд и Мод" овации сопровождали даже те реплики юного героя, где раньше они воспринимались зрителями спокойно. Например, обращаясь к Мод, Гарольд предлагал тост: "За Вас - вчера, сегодня, завтра!" - и зрители не жалели ладоней, адресуя это пожелание ей, любимице тагильской публики Изе Константиновне Высоцкой. В репертуаре театра спектакль уже много лет, давно "состарилась" программка, где исполнители главных ролей - И.Булыгин, ещё просто актер, без звания "заслуженного", И.Высоцкая - именно в этом статусе. А театралы идут на встречу с "Гарольдом и Мод" во второй, в третий раз, наслаждаясь игрой актрисы мхатовской школы и огромного сценического опыта и ее молодого партнера.

"Блистательная Иза!", "Дорогая наша тагильчанка!", "Достояние России, достояние города!" - поздравляя актрису после спектакля с присвоением высшего на театре звания, обращались к ней первый заместитель главы города В.Погудин, заместитель председателя городской Думы В.Исаева, руководители управлений культуры, образования и просто поклонники таланта актрисы. Она стояла на сцене, принимала цветы и поздравления, волнуясь не меньше, чем на премьерах всех сыгранных ею ролей в нашем театре. Почти 20 лет не было в Нижнетагильском драматическом народного артиста. Первой высшего в Российской Федерации актерского звания удостоена Иза Высоцкая, уж несколько десятилетий радующая тагильчан своим талантом. Гордись, "провинциальный" город!

Талисманы Изы

"В Нижний Тагил я попала по глупости. Ну, как часто бывает в жизни. Думала, на год, а осталась на всю жизнь. Когда приехала сюда, то в первый день меня отправили на Вагонку, на творческую встречу. Мне задали вопрос - за что вас сюда? Я сказала: приехала сама. Но это не в хулу Тагилу. В 1970 году драматический был твёрдым, прочным, периферийным, достаточно хорошего вкуса театром. С сильными труппой и режиссурой…"

Единственное в городе звание "Народная артистка РФ" и собственная книга - вот что принёс уходящий год актрисе драматического театра Изе Константиновне Высоцкой. До неё народным в Тагиле становился только Фёдор Генрихович Штоббе, актёр драмы.

Её книга, выпущенная в столичном издательстве, тоже исключительна. В мемуарах первой жены Высоцкого, о которой почти ничего не было известно, - история знакомства со студентом Володей. Свадьба, трудная жизнь в разных городах. Переговоры по телефону так пронзительно нежны, что телефонистки разрешают говорить бесплатно, но когда речь заходит о каком-нибудь деле, требуют "про любовь". Расставания и встречи, размолвки и примирения. В книге описано, как, мягко говоря, по-разному поступал Высоцкий. Но нет ничего, кроме благодарности, - за встречу, за возможность быть рядом.Накануне Нового года с новой народной встретился корреспондент "ТР".

"Зал - чёрная бездна, сказка Гофмана, загадка"

Сегодня "народными артистами" на канале "Россия" делают за несколько недель. Как вы относитесь к своему званию?

Лет 15-20 назад в Рязани был слёт Всероссийского общества. Я была там. Вел его Михаил Ульянов. И весь огромный зал проголосовал за отмену званий, в мире их ни у кого нет. Это логично - у человека есть имя. Какое звание может быть у Репина? Но вышел Миша Бушнов и сказал: "Что мы делаем? Звания помогают нам открывать двери!" И все проголосовали. Мне кажется, на нынешнем этапе развития нашей страны звания имеют значение. Для меня лично это официальное признание.

Вы на сцене больше 60 лет. Когда было интереснее играть?

Трудный вопрос. Был прекрасный первый театр - киевский им. Леси Украинки. Там актёры огромного таланта. Тянешься за ними, забываешь, кто ты. Интересно, когда прекрасный ролевой материал и партнёры. Я просто обожала Мишу Юрченко. Он многие годы был болен, не знал этого, а мы раздражались, что не может, недотягивает, а он в это время погибал...

А спектакль по Чапеку "Мать"! Или "Ваша сестра и пленница". Судьба послала предпоследнюю роль в "Гарольд и Мод" Пашнина. Это подарок судьбы… очень нежно люблю Гарольда - Булыгина в нём.

Работаем очень мало. Не можем репетировать по нескольку лет, как в больших театрах. Раз - раз, за месяц. В этой судороге многое пропускается.

Нет ощущения рутины?

Что вы! Ведь в зале люди. Порой зал словно несёт тебя на воздушной подушке, как на крыльях. Это - то удовольствие, которое мы получаем. А рутина - это дурная работа, халтура. Правда, сейчас многие актёры и пальцем не шевельнут, пока им не заплатят.

Вы часто чувствуйте такое слияние с залом?

Нет. Сегодня у меня остался один спектакль. Дорога тема Гарольда и Мод. Потому что я в том возрасте, когда важно не как, а что ты, во что веришь, что несёшь… Подпитываешь и сам питаешься. А в таких спектаклях, которые только на хохот рассчитаны, не участвую. Да меня и не занимают в них…

Помните первый выход на сцену?

В хореографическом училище были экзамены выпускного курса. Мы, первокурсники, участвовали. За занавесом открылась чёрная бездна! Страшно и совсем нерадостно. Как будто попадаешь в сказку Гофмана. И дыхание людей… Я никогда не смотрю в зрительный зал. Даже через щёлочку. МХАТовская школа учила зал ощущать. Он для меня загадка. Нечто единое.

"Я хочу закрыть глаза"

Какое влияние на вас оказала школа МХАТа?

Там приветствовали актёра - личность. В актёре ценилось своё видение материала. У нас было филфаковское образование по литературе. И лучшие мастера по всем предметам. А что уж говорить о самой атмосфере МХАТа!

Сейчас не могу судить о театре. Знаю, что им руководит Табаков, который выпускался на год раньше меня. Учились у одних педагогов. Но какого актёра МХАТа ни назови, это гиганская личность. Ну, пожалуйста - Ефремов. Всегда узнаваем, но всегда интересен. Личностный актёр. А из старого МХАТа! Это были ГЛЫБЫ.

Вы часто спорите с режиссёром. Но некоторые актёры считают, что их задача - играть, а не рассуждать. Почему вы отстаиваете свою точку зрения?

Во МХАТе нас учили тому, что настоящий театр - сотворчество личностей, содружество режиссёра и актёра. Режиссёр должен быть умнее и шире меня. И тогда я пойду за ним без оглядки. А быть тряпичной куклой в руках любого, кто скажет - пошла налево, пошла направо, я не хочу. Надо уважать себя.

Не любите современный театр и эксперименты?

Эксперимент - хорошо, если он держится на какой-то основе, классике. К сожалению, чаще классика прикрывает убогость. Попробуйте-ка окунуться в пушкинскую или в толстовскую глубины… Там утонешь!

Вот у меня студенты в прошлом году читали композицию по "Евгению Онегину". Начали неохотно. Потом влюбились. И всё это было современно. Почему-то сейчас есть тенденция: современностью называют человеческую помойку - бандиты, зона, алкоголики. Мне не свойственен этот мир. Я хочу закрыть глаза. Понимаю, что он существует, но я хочу видеть прекрасное. И оно у меня есть - дети, внуки, ученики. Люблю исторические пьесы. Когда шикарные костюмы, красивые декорации. Не люблю ущербную условность.

"Актёр с микрофоном - это какая-то мутация"

Вы смотрите ТВ?

Раньше, в другом городе, я даже работала на ТВ ведущей музыкальных программ. Сейчас слушаю и смотрю канал "Культура". Он мне даёт возможность увидеть балет, оперу, чего нет у нас.

А как относитесь к технике в театре - микрофонам, фонограммам, спецэффектам?

Это хорошо. Но если театр настоящий, то можно без всего, на двух стульях сыграть так, что вы будете смеяться, рыдать, сопереживать. Много лет вспоминаю гончаровский спектакль "Визит дамы". Когда герои сидят и просто разговаривают, а у зала потрясение и очищение! Театр драматический - это всё-таки воздействие словом, развитие души. А сейчас во многих театрах "переоснащение" техникой. Мне не нравится, когда актёр с микрофоном. Это какая-то мутация. Не нравится "фанера". Вот разговаривает актриса, сегодня она чуть-чуть простужена и устала. Каждый раз голос разный. Доходит дело до вокала, а запись совершенно выбивается из контекста. Нормальная драма требует души и профессии. Профессии становится мало - плохо говорим, речь невнятная, голоса скучные, блеклые. Ведь можно влюбиться по телефону. Радиотеатры были - помните? Вдруг всё это закрывается. Очень много музыки в спектаклях. Как будто актёру не доверяют…

"Если бы Володя не был поэтом и актёром…"

Долгое время вы ничего не рассказывали о Владимире Высоцком. Как появилась книга?

Много лет мои друзья, однокурсники и научный сотрудник музея Высоцкого Андрей просили меня написать о нашей с Владимиром Высоцким истории. Потому что о нём ходит много воспоминаний, от которых нам всем очень хорошо. О себе читала такое, чего и в страшном сне не увидишь. Много неправды, вымысла. И знаете… всё как-то скучно. А о Володе что порой пишут… Это же большой человек! Я всегда говорю: если бы он не был актёром, поэтом, он всё равно был бы талантлив как человек. А я была рядом с ним в самую юность, в его становление.

В общем, меня убедили написать. Познакомили с издателем "Молодой гвардии". Книгу замечательно приняли. Как в сказке. Я не прилагала никаких усилий. Мне очень нравится формат. Маленькая, приятная книжечка. Называется "Короткое счастье на всю жизнь".

Иза Константиновна, а талисман на счастье у вас есть?

Мой дом полон их - не могу выбросит ни одну безделушку. Вот давным-давно ребёнок из хлеба собачку сделал. Без слёз смотреть нельзя, храню. Но настоящие талисманы надо хранить в сердце. У меня такие есть. О них не говорят…

Неописуемо талантливая Высоцкая

Событием для театральной публики в начале марта станет бенефис заслуженной артистки России Изы Высоцкой: любимая тагильчанами актриса сыграет главную героиню комедии Д. Патрика "Странная миссис Сэвидж". Бенефисными были многие роли Изы Константиновны - Елизавета в "Вашей сестре и пленнице", Анисья в "Золотой пыли", Мария в драме "Деньги для Марии" по роману В. Распутина, Мать в одноименной пьесе К. Чапека, в спектакле "Последний пылкий влюбленный", где она сыграла сразу трех героинь.

Накануне своего юбилея Иза Высоцкая будет играть тоже бенефисную и одну из самых любимых своих ролей - Мод в трагикомедии "Гарольд и Мод". Об этом спектакле, о его героине с Изой Высоцкой сегодня беседует корреспондент "Горного края" Анастасия Садриева.

Сюжет? Самый актуальный. Об очень одиноком ребенке, мать которого, прекрасный администратор собственной жизни, не уделяет сыну ни малейшего внимания. Чтобы обратить на себя ее величавый взор, Гарольд инсценирует самоубийства (всего 17). Другое его любимое занятие - ходить на похороны, где он и познакомится с графиней Матильдой Шарден, Мод, которой через несколько дней исполнится 80 лет. Эта эксцентричная дама берет "без спроса" чужие машины ("разве понятие собственности не абсурдно?"), еще недавно выпускала канареек из клеток ("зоопарки полны, тюрьмы переполнены"), ходила на митинги протеста и дралась с полицией зонтиком. Заботливая мать в брачном агентстве, "основанном на компьютере", отберет для сына трех невест, а он влюбится в Мод и предложит ей стать его женой. А Мод… уйдет, добровольно умрет в день своего рождения.

Я видела три постановки пьесы "Гарольд и Мод" - в московском театре "Сфера" (реж. Н. Красноярская), в академическом театре драмы в Екатеринбурге (реж. В. Гурфинкель) и, наконец, постановка В. Пашнина в Нижнем Тагиле. Спектакли настолько разные, что в темном зале Екатеринбургского театра драмы с его алхимическими светильниками-ретортами мне иногда казалось, что сейчас Гарольд и Мод вдруг начнут самовольно произносить другие слова, не думая, что же написали эти чудаковатые поклонники хиппи К. Хиггинс и Ж.-К. Каррьер. Не узнали бы друг друга и их герои. В Екатеринбургском театре драмы Гарольд (О. Ягодин) -несчастный задерганный нервный подросток, он ходит по сцене, словно по канату - напряженно и боясь оступиться. Мод (нар. арт. РФ Г. Умпелева) - психотерапевт, который каждый раз оказывает ему экстренную помощь, а в сумме - этакий гуру, который учит бедного Гарольда жить. Непонятно, почему же в конце концов он решил на ней жениться? В спектакле театра "Сфера" Мод (нар. арт. РФ Р. Быкова) - хрупкая старушка в разноцветных бомжовских лохмотьях. Актрисе за семьдесят, она ходит по сцене осторожно и танцуют они с Гарольдом, конечно, не восхитительный вальс, как у нас, а что-то вроде полонеза - церемонное и тяжеловесное. Гарольд (С. Коршунов) - абсолютно благополучный мальчик из провинции, который успешно завоевал Москву. Еще не избавился от грубоватого выговора, еще не научился легкой московской вежливости, но уже доволен своей победой. Может ли такой мальчик воспринимать Мод иначе, чем сумасшедшую старуху. А в нашем театре это спектакль о любви. Мод так прекрасна, что Гарольд просто не может в нее не влюбиться.

Когда я пришла в пьесу, она мне напомнила страшно атмосферу Брэдбери. "Вино из одуванчиков". Существует в мире такая нежнейшая, огромная, чистая любовь. Все к ней стремимся, признаемся мы в этом или нет. И в этой пьесе такая любовь есть. Я активно не хотела быть мудрой бабушкой. Когда человек мудр, сам по себе, ему не надо эту мудрость демонстрировать, она проявляется в его жизни. Пьеса начинается с того, что Мод уже знает, что ей осталось три дня. Три последних, три прекрасных дня, а дальше будут звезды. Что же она делает в эти дня? Она спасает дерево, спасает тюленя и спасает мальчика. И судьба, природа, Бог ей еще дарит вот эту юную, чистую, прекрасную любовь. Это пир души ее, трехдневный пир, это светлейшая пьеса. Она мне очень нравится, безумно нравится. Вот почему эта пьеса, если суметь такое ее прочтение воплотить, может задеть любого зрителя.

На спектакле были критики из Екатеринбурга, они сказали фразу: спектакль произошел в зрительном зале. Это самое дорогое. Бывают спектакли, о которых интересней говорить, чем их смотреть. А вот когда спектакль рождается в зрительном зале, когда приходят зрители к нам с другими лицами за кулисы - это прекрасно.

Но как всякая хорошая пьеса, "Гарольд и Мод" допускает множество прочтений. В. Гурфинкель с печалью говорит о том, что чудаки в нашем рациональном мире обречены. Мы начинаем слышать их только тогда, когда они умирают, хотя они нам так необходимы. Его спектакль - об одиночестве. О его жестоком, неотвратимом и элегантно-холодном шествии. Неслучайно в финале спектакля все герои (среди которых уже не будет ни Мод, ни Гарольда, разбившегося на мотоцикле) возьмут в руки причудливые музыкальные инструменты (флейту, гармонику, ксилофон) и тихонько зазвучит волшебная мелодия. В. Пашнин рассказывает о любви к жизни и людям, знамени чудачества, переходящем от Мод к Гарольду, рассказывает щедро и красочно. В его спектакле Гарольд не может погибнуть. Даже и Мод остается как будто жива. Режиссер так тщательно продумывает финальные выходы артистов, что они кажутся продолжением спектакля - и Гарольд и Мод вместе выходят к зрителям.

Если бы я читала пьесу о том, что чудаки в нашей жизни не могут жить, мне бы не хотелось играть. Мод до последней капли рада жизни. Последний день остался, она говорит: какой день предстоит!

Для меня самая главная сцена в "Гарольде" - это когда мальчик говорит: мне понравилось быть мертвым. Вот когда я мертвый, на меня все обращают внимание. Мама обращает внимание. Причем это очень распространено. Мой сын очень часто меня пугал. Ему нравился мой испуг. Потом я стала специально переходить улицу на красный свет - я старая и ничего не вижу. Он бежал впереди и кричал: иди, зеленый. Детское желание на себя взять внимание. Герой нашего спектакля мужает, он становится ответственным. Когда он говорит Мод: вы ни в чем не будете нуждаться, все, он становится мужчиной, он берет на себя обязательства. Она мальчика выпускает в жизнь. Вот теперь он будет мир воспринимать ее глазами. Теперь у него цветы будут иметь индивидуальность, музыка будет звучать, тюлени должны быть не в зоопарке, а в море. Она ему передает свое мироощущение. И в финале в первый раз, единственный она называет его на ты: Люби еще! Любите (ко всем). Как завещание любви и дальнейшей жизни.

Моя знакомая сказала, что у спектакля нехристианский конец. Мод приручила Гарольда и ушла. Почему она умирает? Как она могла, такая сильная, такая стойкая, вдруг отказаться от жизни?

У меня когда-то был очень тяжелый разговор с одиннадцатилетним ребенком, который настаивал, что человек имеет право на самоубийство. Если человек свободен, то он имеет право распорядиться собственной жизнью. Это сложная философская тема. Мы все, люди, о смерти думаем. В молодости иначе. Вас никогда не удивляло, что огромное количество самоубийств совершается в юном возрасте, потому что там острей воспринимается, и еще к жизни не так привыкли, с ней проще расстаются. Ведь в спектакле есть маленькие-маленькие штрихи, их можно не заметить: "Я становлюсь немного неловкой", "Кажется, тело немного устало". Не в том дело, что Мод жить не хочет, она не хочет быть обузой. Ведь она одна. У нее нет ни дома, ни кола, ни двора по сути. У нее есть мир, звезды, ее огромная любовь ко всему. У нее все друзья, все человечество. А в нашем нормальном бытовом понимании у нее нет ничего. Свободный гражданин, бомж в общем-то. И она решила, что когда не сможет наслаждаться жизнью, а будет только мучиться и тяготиться, она уйдет. Мы все так хотим - если смерти, то мгновенной…

Причем для нее уход - светлый… Это, конечно, дело актрисы, есть дело режиссера - поставить задачу, а актриса должна наполнить ее собой. Если я все знаю заранее, то зачем я вдруг начну плакать. Поэтому мы не выстраивали никаких похорон, иначе появится фальшь.

Даже короткие паузы - когда Мод вспоминает погибшего мужа, находит старые письма - даже здесь я не хочу плакать, я ни разу на этом спектакле не заплакала. Я вообще очень не слезливая актриса. Когда я готовлю какие-то трагические вещи, читаю, допустим, "Реквием" Ахматовой, я отплакиваю дома. Легкие слезы мне не даны - и смеяться, и плакать должен зритель.

Я счастливый человек, у меня прекрасные друзья. Многих уже нет. Вот полтора года назад ушла из жизни моя подруга, душевная-предушевная, удивительной, трагической жизни человек. Она по сути Мод. Она очень намного пережила своего мужа и жила уже там. Неверующий человек, она верила, что с ним там встретится. Недаром Мод все время говорит о космическом пространстве, о звездах: "Одна моя подруга все время говорила о звездах". Ведь она же сама не говорит: "Вот она умерла". Она только отвечает на вопрос Гарольда. Потому что для нее эта подруга не умерла. Как у Гарсия Лорки: мы не расстаемся со своими мертвыми. Это не православная пьеса. Это не идеологический спор. Это просто человеческая пьеса.

Мод по отношению к себе иронична?

В ней есть детская наивность и есть мудрость, а мудрый человек не может быть не ироничен к себе. Он видит все свое несовершенство.

И раз Мод чуть подсмеивается над собой, она может быть столь бесстрашно патетична. Она чувствует себя ненужной в этом агрессивно нормальном мире ("когда цветы становятся ненужными, они чувствуют себя одинокими и умирают"). Но, парадокс, умирает она как раз тогда, когда появляется человек, которому она очень нужна. Им так хорошо друг с другом. И в абсолютной тишине зала, вполголоса звучат несколько строк из совсем неамериканской песни "Снится мне сад в подвенечном уборе…". Она так беззащитна, ваша Мод. И так прекрасна. Зал с восторгом принял бы их союз. Зал как-то сразу чувствует себя выше отца Финегана, который пытается (и не может "О, мне сейчас станет плохо!") представить себе здесь плотскую сторону. Зал, между прочим, воспитывается на глазах. Но - нет. "Телефон, где здесь телефон?!" - кричит Гарольд, уже понимая, что не сможет спасти Мод.

Валерий Павлович Пашнин попросил меня: вы не можете спеть один куплет. Я попробовала. У меня не вызвало это отторжения. А раз он меня не остановил и не останавливает, значит, я это делаю...

В общении она великолепна - резкая и прямая, фантастически умная, красивая и элегантная, всезнающая, речистая, неописуемо талантливая Иза Высоцкая.

Поделиться