Методики определения темперамента на уроке холерик. Определение характера и темперамента ©


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

    Общие сведения о темпераменте
    Методики диагностики темперамента
      Методика эмпирических признаков (методика Обозова)
      Методика двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка
      Методика диагностики темперамента А.Белова
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ

С понятием темперамент мы начинаем сталкиваться уже с детства. Глядя на поведение детей можно дать некоторую характеристику каждому. Одного мы называем «холериком», другого - "сангвиником", третьего - "флегматиком", четвертого - "меланхоликом". Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.
Оказывается, чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками. Флегматики попадаются реже, а уж в меланхоличности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться. Между тем, люди самого различного темперамента могут добиться высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А.И.Герцен был типичным сангвиником, И.А.Крылов - флегматиком, А.С.Пушкин - холериком, а Н.В.Гоголь - меланхоликом. В одну эпоху прославились два выдающихся русских полководца, имеющих различный темперамент - холерик А.В.Суворов и флегматик М.И.Кутузов.
Знакомство с понятием и методами диагностики темпераментов позволяют не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.
В реферате будут описаны несколько методов диагностики, которые, на мой взгляд, являются наиболее значимыми и популярными при определении темперамента человека и группы людей.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ
Слово «темперамент» - латинского происхождения (temperamentum), означающее соразмерность, «надлежащее соотношение частей». Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа.(V-IV вв. до н. э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь (sanguis - лат.), слизь (phelgma - греч.), желчь (chole- греч.) и черная желчь (melaina chole - греч.). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).
В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален (II в. н.э.), немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), немецкий психолог В. Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э. Кречмер, американский социолог У. Шелдон, русский физиолог И.П. Павлов и другие исследователи.
В середине XX столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой. Это позволило, как отмечает Н.Н. Обозов, уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Учеными школы Б.М.Теплова-В.Д. Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспособности, имеет не только главное положительное значение, но и негативные моменты. Было доказано, например, что у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность существенно компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности.
Темперамент - индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Как можно определить тип темперамента человека без специальных средств? Существуют и применяются различные методики диагностики темперамента, позволяющие определить его тип. Рассмотрим наиболее известные из них.

2.1 Методика эмпирических признаков (методика Обозова)
Н.Н. Обозов для этой цели предлагает использовать 15 эмпирических признаков, характеризующих типы темперамента: уравновешенность поведения индивида, уровень эмоционального переживания, настроение, речь, терпение, адаптация, общительность, агрессивность в поведении, отношение к критике, активность, отношение к новому, отношение к опасности, стремление к цели, самооценка, внушаемость. Степень проявления этих признаков для каждого из типов темперамента различна (табл. 1).
Для определения типов темперамента производится построчный выбор из таблицы 1 степени проявления каждого из характерологических признаков. Например, в строке «Уравновешенность поведения» для испытуемого наиболее соответствует значение «Хорошо уравновешенное», несколько менее соответствует значение «Отлично уравновешенное». В этом случае для первого значения присваивается оценка «2 балла», для второго значения - «I балл». Остальные значения в данной строке оцениваются в 0 баллов. Подобным же образом оцениваются показатели по всем остальным характерологическим признакам. Затем подсчитываются суммы баллов по столбцам. Тот тип личности, по которому набрана наибольшая сумма баллов, является для испытуемого основным.

Таблица 1. Психологическая характеристика типов темперамента

Типы темперамента Характерологический признак
Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
1.Уравновешенность поведения
Хорошо уравновешен-ное
Отлично уравновешен-ное
Неуравновешен ное
Очень неуравновешенное
2. Эмоциональные переживания
Поверхност-ные, Слабые Сильные, кратковременные
Глубокие и длительные
3. Настроение Устойчивое, жизнерадостное
Устойчивое, без больших радостей
и печалей
Неустойчивое с преобладанием
бодрого
Неустойчивое с преобладанием пессимизма

4. Речь Громкая, живая, плавная
Монотонная, радостная
Громкая, резкая, неравномерная
Тихая с задыханием
5. Терпение Умеренное Очень большое Слабое Очень слабое
6. Адаптация Отличная Медленная Хорошая Трудная (замкнутость)
7. Общительность Умеренная Невысокая Высокая Низкая (замкнутость)
8. Агрессивность в поведении Миролюбивое Сдержанность в поведении Агрессивен Истеричность, уход от сложностей
9.Отношение к критике Спокойное Безразличное Возбужденное Обидчивое
10. Активность в деятельности Энергичная (деловая) Страстная, Поведение неутомимого труженика Неравномерное
11. Отношение к новому Безразличное Отрицательное Положительное Оптимистическое
12. Отношение к опасности Расчетливое, без особого риска Хладнокровное невозмутимое Боевое рискованное, без особого расчета Тревожное, подавленное
13. Стремление к цели Быстрое, с избеганием препятствий Медленное упорное, Сильное, с полной отдачей То сильное, то слабое, с избеганием препятствий
14. Самооценка Некоторая переоценка своих способностей Реальная оценка своих способностей Значительная переоценка своих способностей Чаще всего - недооценка своих способностей
15. Внушаемость и мнительность Небольшая Стабильная Умеренная Большая

2.2. Методика двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка

Данная методика диагностики темперамента разработана на основе анализа материалов обследования 700 солдат-невротиков. В этой модели используются связанные с темпераментом понятия экстравертированности и нейротизма.
Экстравертированность представляет собой своего рода характеристику индивидуально-психологических различий человека, крайние полюса которой соответствуют направленности личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления его собственного субъективного мира (интроверсия) (рис. 2).
Нейротизм - это понятие, которое характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, волнением, плохим самочувствием, вегетативными расстройствами. Данный фактор уже биполярен. Один из полюсов его имеет позитивное значение, характеризуется эмоциональной устойчивостью, другой полюс - эмоциональной неустойчивостью. Эмоциональная устойчивость присуща сангвиникам и флегматикам, эмоциональная неустойчивость - холерикам и меланхоликам.
Исследования Г. Айзенка привели к выводу о том, что большинство людей находится между полюсами разработанной им двухфакторной модели
экстравертированности и нейротизма и, согласно нормальному распределению, ближе к ее середине. Результатом этого исследования явилось четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента, как это обозначено на рис. 2 и 3. .
Экстравертам (сангвиникам и холерикам) свойственны общительность, импульсивность, гибкое поведение, большая инициатива, высокая социальная адаптивность, но малая настойчивость.
Интровертам (флегматикам, меланхоликам) присущи наблюдательность, замкнутость, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации, фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, социальная пассивность при достаточной настойчивости.
Для того чтобы определить место типа темперамента испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка, используется тест в форме вопросов. На каждый предлагаемый вопрос следует ответить «Да» или «Нет». Среднего значения для ответа не предусмотрено.

Вопросы Г. Айзенка.

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, выразить сочувствие?
3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли Вы трудно отказываетесь от своих намерений?
5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
7. Часто ли у Вас спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что в процессе спора Вы способны решиться на все? 11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком «противоположного» пола, который Вам симпатичен?
12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что Вас легко обидеть?
17. Любители Вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у Вас такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли Вы мечтаете?
22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?
23. Часто ли Вас терзает чувство вины?
24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?
27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?
28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?
30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли лезут Вам в голову?
32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует, в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей? 33. Бывает ли у Вас сердцебиение?
34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?
35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
37. Верно ли, что Вам неприятно бывает в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
38. Верно ли, что Вы раздражительны?
39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли Вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
49. Легко ли Вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?
52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56. Любите ли Вы подшучивать над другими?
57. Страдаете ли Вы бессонницей?

Обработка и интерпретация результатов тестирования.

Обработку тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл. Ключ к вопросам приведен ниже. Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению.
Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не производится.
При сумме баллов от 0 до 4 - ответы достоверны.
На чистом листе бумаги вычерчиваются две взаимно перпендикулярные оси экстравертированности и нейротизма, со значениями шкал от 0 до 24. Точка пересечения осей соответствует значению 12.
Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии - интроверсии. Баллы за ответы по данному показателю начисляются так же, как и по показателю «Искренности ответов» (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в ключе вопросника, присваивается I балл).

Ключ к вопроснику

Показатели свойств темперамента
Экстраверсия Нейротизм Показатель искренности ответов
1.Да 29. Нет 2. Да 31. Да 6. Да
3. Да 32. Нет 4. Да 33. Да 12. Нет
5. Нет 34. Нет 7. Да 35. Да 18.Нет
8. Да 37. Нет 9. Да 38. Да 24. Да
10. Да 39. Да 11. Да 40. Да 30. Нет
13. Да 41. Нет 14. Да 43. Да 36. Да
15. Нет 44. Да 16. Да 45. Да 42.Нет
17. Да 46. Да 19. Да 47. Да 48. Нет
20. Нет 49. Да 21. Да 50. Да 54. Нет
22. Да 51. Нет 23. Да 52. Да
25. Да 53. Да 26. Да 55. Да
27. Да 56. Да 28. Да 57. Да

Предположим, что при подсчете баллов по показателю экстраверсии сумма оказалась равной 15. В этом случае через значение 15 на оси экстравертированности проводится вертикальная линия. Точно также производится подсчет суммы баллов по показателю нейротизма. Пусть сумма баллов по этому показателю составила 19. Через значение 19 на оси нейротизма проводится горизонтальная линия. Точка пересечения горизонтальной и вертикальной линий покажет место испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка. В данном случае выявлен холерический темперамент, как это обозначено на рис. 2.
Очевидно, что в интерпретации Г. Айзенка испытуемый - явный экстраверт с несколько выраженной эмоциональной неустойчивостью.
По фактору экстравертированности (экстраверсия - интроверсия) испытуемых можно разделить на две группы. В случае, если по показателю экстравертированности испытуемый набрал сумму менее 12 баллов, то ему свойственна скорее интроверсия. Если сумма баллов будет больше 12, то испытуемому свойственна экстраверсия. Значения баллов от 0 до 12 отражают степень выраженности интроверсии, от 12 до 24 - экстраверсии.
Подсчет баллов по показателю нейротизма производится аналогично.
При сумме баллов менее 12 испытуемых относят к представителям, отличающимся эмоциональной устойчивостью (стабильностью). При сумме баллов более 12 испытуемых относят к эмоционально неустойчивым типам личности. При этом следует иметь в виду, что достоверность результатов тестирования, как это общепризнано психологами, не превышает значения 0,8 (т.е. 80%).
Приведем психологическую характеристику приведенных выше типов испытуемых, как она описана А. И. Красило.
Экстраверсия . Скорее всего, Вы социально открыты, расторможены, хорошо завязываете и поддерживаете эмоциональные контакты. Это может быть полезно в ситуациях, где требуется способность брать ситуацию в свои руки. Например, работа коммерсанта, брокера, торгового работника, журналиста. Вам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Вы в большей степени склонны действовать под влиянием внезапного побуждения, чем по намеченной программе. Вас, подобно магниту, притягивают предметы и объекты внешнего мира.
Интроверсия . Скорее всего, Вы скромны, не нуждаетесь в постоянной поддержке группы (самодостаточны), возможно, излишне скованы в личностных контактах испытываете трудности в общении.
Эти черты могут помочь в ситуациях, где требуется сосредоточенность и выполнение кропотливой работы. Вам более присущи склонность к самоанализу, застенчивость, социальная пассивность. Вам нелегко включаться в процесс группового решения задач, и Вы предпочитаете индивидуальную работу. Ваши интересы направлены на внутренний мир человека, который считаете более значимым, чем мир предметов и внешних обстоятельств, вынуждающих считаться с их существованием.
Нейротизм . С большей долей вероятности можно сказать, что Вы не удовлетворены своей способностью разрешать жизненные проблемы и достигать желаемых результатов. Вам свойственна повышенная тревожность по поводу мелких житейских проблем. Возможна тревожность и по поводу своего здоровья, часто не имеющая реальных оснований. Вам свойственны высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности, поэтому Вы склонны опираться на мнение большинства. Вас отличают развитое чувство ответственности, обязательность, постоянные переживания за судьбу близких. Чувства сострадания и сопереживания могут колебаться в зависимости от предмета привязанности. Вам свойственна склонность к сомнению, проверке даже хорошо сделанной работы. Ваша самооценка, скорее всего, занижена и не совпадает с завышенным идеальным образом "желаемогоЯ", которому Вы считаете необходимым соответствовать. И в тоже время у Вас нет достаточных внутренних побуждений, чтобы действительно захотеть достичь этого.
Эмоциональная стабильность . Ваша характеристика противоположна портрету тех, кому свойствен нейротизм. Вы не склонны к беспокойству, уступчивы по отношению к воздействиям со стороны окружающих людей и обстоятельств, склонны к лидерству, способны расположить к себе и вызвать доверие у большинства окружающих».

2.3 Методика диагностики темперамента А.Белова

В чистом виде типы темперамента не существуют. Между четырьмя типами темперамента располагается до 16 промежуточных форм, как вариации основных типов. Соотношение различных типов темперамента у одного и того же индивида можно определить с помощью теста «Формулатемперамента» А. Белова.
Тест позволяет определить процентное соотношение типов темперамента, присущее конкретному человеку. Испытуемый отмечает знаком «+» те качества темперамента, которые для него обычны, повседневны.

Итак, если Вы

1) неусидчивы, суетливы;
2) невыдержанны, вспыльчивы;
3) нетерпеливы;
4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
5) решительны и инициативны;
6) упрямы;
7) находчивы в споре;
8) работаете рывками;
9) склонны к риску;
10) незлопамятны;
11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
12) не уравновешенны и склонны к горячности;
13) агрессивный забияка;
14) не терпимы к недостаткам;
15) обладаете выразительной мимикой;
16) способны быстро действовать и решать;
17) неустанно стремитесь к новому;
18) обладаете резкими порывистыми движениями;
19) настойчивы в достижении поставленной цели;
20) склонны к резким сменам настроения, - то Вы чистый холерик.

Если Вы:

1) веселы и жизнерадостны;
2) энергичны и деловиты;
3) часто не доводите начатое дело до конца;
4) склонны переоценивать себя;
5) способны быстро схватывать новое;
6) неустойчивы в интересах и склонностях;
7) легко переживаете неудачи и неприятности;
8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
9) с увлечением беретесь за любое новое дело;
10) быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать;
11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;
12) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;
13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для Вас людьми;
14) выносливы и трудоспособны;
15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой;
16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;
17) находитесь всегда в бодром настроении;
18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;
19) часто несобранны, проявляете поспешность в решениях;
20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться, - то Вы, конечно же, сангвиник.

Если Вы:

1) спокойны и хладнокровны;
2) последовательны и обстоятельны в делах;
3) осторожны и рассудительны;
4) умеете ждать;
5) молчаливы и не любите попусту болтать;
6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;
7) сдержанны и терпеливы;
8) доводите начатое до конца;
9) не растрачиваете попусту силы;
10) придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе;
11) легко сдерживаете порывы;
12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию;
13) не злобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
14) постоянны в своих отношениях и интересах;
15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое;
16) ровны в отношениях со всеми;
и т.д.................

Описание методики

Павловский опросник темперамента (Pavlovian Temperament Survey, PTS), более известный в отечественной литературе как «Опросник Стреляу» или «Методика диагностики темперамента Стреляу» создан польским психологом Яном Стреляу (Jan Strelau) на основе собственной регулятивной теории темперамента (РТТ).

Опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «?» (затрудняюсь ответить), «нет».

Русскоязычная адаптация опросника сделана Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелевым.

Теоретические основы

Регулятивная Теория Темперамента (РТТ) Яна Стреляу была разработана на основе павловской идеи о том, что темперамент играет важную роль в адаптации индивида к окружающей среде, а также на основе понятия оптимального уровня возбуждения, разработанного Д. Хеббом. Согласно Регулятивной Теории Темперамента в структуре темперамента выделяются реактивность (чувствительность индивида и его выносливость, или способность к работе) и активность, которая обнаруживается в объеме и охвате предпринимаемых действий (целенаправленных поведенческих акций) при данной величине стимуляции.

Стреляу выделяет несколько исходных постулатов РТТ, например:

    Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения, заключающиеся в двух основных категориях: интенсивности (энергетический уровень поведения) и времени (временные параметры поведения);

    Сколь бы не были специфичны типы поведения человека и животных, все млекопитающие характеризуются качествами, относящимися к категории интенсивности и времени. Таким образом, темперамент имеет место как у животных, так и у человека;

    Темпераментальные характеристики есть продукт биологической эволюции и должен существовать генетический базис, который, наряду с психологическими характеристиками, определяет индивидуальные различия в темпераменте.

Процедура проведения

Инструкция

Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю» (?). Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».

Обработка результатов

Ключ

Если ответ соответствует ключу - 2 балла. Если ответ не соответствует ключу - 0 баллов. За ответ «не знаю» - один балл.

Сила процессов возбуждения

    Ответ «да»: вопросы - 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105,106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

    Ответ «нет»: вопросы - 47, 51, 107, 123.

Сила процессов торможения

    Ответ «да»: вопросы - 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

    Ответ «нет»: вопросы - 18, 34, 36, 128.

Подвижность нервных процессов

    Ответ «да»: вопросы - 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.

    Ответ «нет»: вопросы - 25, 57, 63, 116.

«Сырой» балл по каждой шкале сравнивается с диагностическими статистическими границами:

    М - среднее нормативной выборки;,

    S - стандартное отклонение.

Значение средних (М) и стандартных отклонений (S)

Интерпретация результатов

    Уровень процессов возбуждения - норма от 25 до 49, 62 - выше среднего

    Уровень процессов торможения - норма от 21 до 43, 61 - выше среднего

    Подвижность нервных процессов - норма от 24 до 48, 58 - выше среднего

Уровень процессов возбуждения:

    высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклоне­ние») отражает силу процесса возбуждения;

    низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклоне­ние») указывает на слабость процесса возбуждения.

Уровень процессов торможения:

    высокий балл отражает силу процесса торможения;

    низкий балл - слабость процесса торможения.

Подвижность нервных процессов:

    высокий балл отражает подвижность нервных процессов;

    низкий балл - инертность нервных процессов.

Что такое характер и из каких особенностей он состоит, что такое темперамент и каких типов он бывает, как определить свой характер и темперамент и какие будут последствия

Например, одним легко дается выполнение длительных, монотонных дел, например, написание книг. Другие же лучше справляются с активными делами в быстро изменяющихся условиях, например, в спорте.

Характер позволяет управлять проявлением темперамента в зависимости от конкретных обстоятельств. Т.е. при оказании одного и того же воздействия человек в одних обстоятельствах может отреагировать спокойно, а в других – бурно.

Например, если над человеком посмеется его друг, то он на это может ничего не сказать, либо посмеяться над ним в ответ. Но если это сделает незнакомый, то человек может вспылить.

Темперамент можно считать неким шаблоном , «формой», из которой «отливаются» определенные особенности характера. С помощью одной формы легко и быстро отливаются одни особенности, например, активность, общительность, щедрость. А с помощью другой формы – другие особенности, например, упорность, рассудительность, заботливость.

При взаимодействии человеку необходимо учитывать темперамент своего партнера. Это необходимо для предотвращения конфликтов и стресса, возникающих при оказании вредного воздействия. Такое воздействие человек может оказать случайно, если не будет знать, как на него отреагирует партнер.

Типы темперамента

В зависимости от преобладания в характере определенных особенностей, темпераменты делятся на несколько типов. Каждый из них не является плохим или хорошим, полезным или вредным.

Все они нужны для формирования определенных особенностей и реагирования на самые различные воздействия. В каждом человеке одновременно присутствует не один тип, а все сразу, но в различных пропорциях, с доминированием одного или нескольких типов.

Рассмотрим несколько популярных классификаций темперамента, разработанных известнейшими учеными и дополняющих друг друга.

По Гиппократу

Фундаментальной классификацией темперамента считается работа древнегреческого врача Гиппократа. Он объяснял темперамент преобладанием в организме человека одного из «жизненных соков»:
- желтой желчи (др.-греч. холе - желчь, яд) - делает человека импульсивным, вспыльчивым – холерик (огонь)
- крови (сангуа - кровь) - делает подвижным и веселым – сангвиник (воздух)
- черной желчи (мелэна холе - черная желчь) – делает осторожным, грустным и вдумчивым – меланхолик (земля)
- лимфы (флегма - мокрота) - делает спокойным и медлительным – флегматик (вода)

Эти типы можно сравнить на следующем рисунке:

Здесь глаза отображают внешнее состояние: сходятся вниз – беспокойность, активность; сходятся вверх – спокойность, пассивность. А рот отображает внутреннее состояние: изгиб вверх – беспокойность, переживания; изгиб вниз – спокойность, умиротворенность. Причем сангвиники и флегматики обычно имеют крупное, полное тело, а холерики и меланхолики – худощавое.

Рассмотрим подробнее каждый из этих типов.

Холерик (огонь)

Быстрый, порывистый, но совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся , с эмоциональными вспышками.

Беспокоен и снаружи, и внутри. Возбуждение обычно преобладает над торможением. Нет равновесия нервных процессов.

Вспыльчив, но отходчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.

Этики оценивают мир с помощью своих эмоций, чувств, отношений между людьми . Любят одобрение, положительные оценки, мотивацию . Стараются организовать дружелюбное окружение, компании. Тактичны, эмоциональны, проявляют чувства, даже если они кажутся нерациональными.

Экстраверсия-интроверсия (E-I)

Определяет ориентацию восприятия и направленность энергии.

Экстраверты лучше воспринимают объекты внешнего мира. Любят общаться на разные темы, рассказывать о себе, быть в центре внимания . Много говорят, часто думают вслух. Сначала действуют, потом думают, решительны. Любят динамику, быстро меняющееся окружение, напряженность в работе. Воспринимают информацию поверхностно, не любят углубляться в детали.

Интроверты лучше воспринимают свои внутренние процессы, связи между собой и внешними объектами. Любят одиночество, в компании стараются находиться в стороне. Стараются углубиться во все детали, тщательно все обдумывают и только потом действуют, рассудительны. Стараются скрывать все внутренние процессы, эмоции, чувства, даже от близких. Не любят общаться, стараются разговаривать только на конкретные темы, всегда обдумывают свой ответ.

Рациональность-иррациональность (J-P)

Определяют способ обработки и выдачи информации.

Рационалы обрабатывают информацию с помощью определенных шаблонов, сценариев и выдают информацию на основе различий между входной информацией и шаблоном. Не любят незаконченные дела, непринятые решения. Стараются больше работать, чем отдыхать. Строят планы, ориентируются на результат, стараются все выполнить к назначенному сроку, считая время своим главным ресурсом. Испытывают удовольствие только тогда, когда закончат дело, а не в процессе его выполнения. Любят играть и изучать новые правила.

Иррационалы не сравнивают информацию с шаблонами, обрабатывают ее на основе текущих условий и выдают ее непосредственно. Комфортно себя чувствуют, когда имеют несколько вариантов действий и долго делают выбор. Стараются больше отдыхать и меньше работать, делая работу максимально быстро, но не всегда качественно. Часто меняют свои планы, корректируют цели. Получают больше удовольствие от процесса выполнения дела, чем от результата. Редко придерживаются сроков и халатно относятся ко времени. Любят менять обстановку, адаптироваться к новым условиям.

Соционические типы

Комбинируя дихотомии, получается 16 соционических типов:
Жуков , Маршал - сенсорно-логический экстраверт иррационал - ESTP
Штирлиц , Администратор - логико-сенсорный экстраверт рационал - ESTJ
Максим Горький , Инспектор - логико-сенсорный интроверт рационал - ISTJ
Габен , Мастер - сенсорно-логический интроверт иррационал - ISTP
Наполеон , Политик - сенсорно-этический экстраверт иррационал - ESFP
Гюго , Энтузиаст - этико-сенсорный экстраверт рационал - ESFJ
Драйзер , Хранитель - этико-сенсорный интроверт рационал - ISFJ
Дюма , Посредник - сенсорно-этический интроверт иррационал - ISFP
Дон Кихот , Новатор - интуитивно-логический экстраверт иррационал - ENTP
Джек Лондон , Предприниматель - логико-интуитивный экстраверт рационал - ENTJ
Робеспьер , Аналитик - логико-интуитивный интроверт рационал - INTJ
Бальзак , Критик - интуитивно-логический интроверт иррационал - INTP
Гексли , Инициатор/Советчик - интуитивно-этический экстраверт иррационал - ENFP
Гамлет , Наставник - этико-интуитивный экстраверт рационал - ENFJ
Достоевский , Гуманист - этико-интуитивный интроверт рационал - INFJ
Есенин , Романтик - интуитивно-этический интроверт иррационал - INFP

По международному стандарту кадрового менеджмента эти типы сведены в таблицу:


Гиппократовские типы темперамента в соционике соответствуют следующим подтипам:
- холерик : интуитивно-этический (Гексли, Гамлет, Достоевский, Есенин)
- сангвиник : сенсорно-этический (Наполеон, Гюго, Драйзер, Дюма)
- меланхолик : интуитивно-логический (Дон Кихот, Джек, Робеспьер, Бальзак)
- флегматик : сенсорно-логический (Жуков, Штирлиц, Горький, Габен)

Разработано множество тестов, помогающих определить соционический тип человека. Наиболее популярными из них являются тест MBTI - идентификатор типов Майерс-Бриггс.

Метод определения характера и темперамента

Основой для определения характера и темперамента является внешнее проявление человека. То, как он себя ведёт, как реагирует в различных ситуациях, как общается с другими людьми – все это поможет определить, какой у человека характер.

Для определения своего личного характера у человека есть особые инструменты – самосознание, опыт, чувства и эмоции. Они подсказывают человеку, как нужно отреагировать в определенной ситуации, как ответить на полезные и вредные воздействия, что сказать другому человеку в ответ на его слова или поступок.

Итак, чтобы определить ваш личный характер и темперамент, выполните следующие шаги .

Организуйте себе спокойную, уединенную обстановку , чтобы никто не мешал и ничто не отвлекало. Возьмите листок бумаги или запустите текстовый редактор на компьютере.

Запишите вопрос «Какие у меня есть особенности характера? », сконцентрируйтесь на своих мыслях и чувствах и выпишите те особенности, которые, как вы считаете, соответствуют вашему характеру.

Кому-то это может показаться достаточно сложной задачей. Но если на этом концентрироваться некоторое время, хотя бы 10 минут, то гарантированно появится множество вариантов и их будет все больше и больше.

Вспоминайте , как вы себя вели в различных ситуациях, какие чувства у вас это вызывало, на основе чего вы принимали решения и действовали. Ваш личный опыт – лучший помощник при осознании вашего характера.

Главное - не попадите в ловушку социальных стереотипов. Т.е. вы знаете, что в вашем окружении считается правильным человек с такими особенностями как доброта, щедрость, отзывчивость и т.п. И вы можете включить в свой список такие особенности, хотя на самом деле вы ими не обладаете – вы просто считаете своим желанием или обязанностью ими обладать.

Также пройдите несколько тестов на определение характера, которые можно найти в интернете, например, тест Определение темперамента . Проанализируйте полученные результаты. При возможности обсудите их с психологом или просто с близкими и друзьями. Пересмотрите ваш изначальный список особенностей и внесите изменения на основе полученных результатов (добавьте новые особенности или вычеркнете существующие).

В результате этого шага вы должны получить полный список особенностей, которые свойственны вам. Он может состоять как из полезных, так и из вредных особенностей. И это абсолютно нормально: в каждом человеке есть что-то очень хорошее, но есть и недостатки. Главное – осознать все свои сильные и слабые стороны для их дальнейшего улучшения.

Далее сравните этот список с описанием типов темпераментов, представленных выше. Помните, что вы можете соответствовать не одному конкретному типу, а нескольким, но в различных пропорциях. В вас может доминировать один конкретный тип, а остальные иногда слабо проявляться.

Определите, какому типу по Гиппократу вы наиболее соответствуете: холерику, сангвинику, меланхолику или флегматику. Определите, какой тип в вас доминирует, и насколько проявляются остальные типы. Сделайте субъективную оценку их проявления в процентах.

Можете выполнить предложенный мною выше тест Определение темперамента . Его результатом как раз является диаграмма с отображением процентного соотношения типов темперамента. Можно выполнить этот тест несколько раз с перерывом в 1-2 дня, чтобы обдумать предложенные в тесте вопросы и точно вспомнить, как вы себя проявляете в той или иной ситуации. Это даст более правильные результаты.

Например, при первом тестировании я получил следующие результаты:

Проанализировав более подробно свой характер, я внес корректировки в эти данные и получил следующую оценку: меланхолик - 50%, флегматик – 30%, холерик 10%, сангвиник - 10%.

Затем определите ваш темперамент по Павлову . Определите, какими свойствами обладает ваша нервная система по 3-м признакам: сила, уравновешенность и подвижность. Это также поможет более точно определить ваш темперамент по Гиппократу, т.к. эти классификации дополняют друг друга. На основании этого исследования внесите изменения в список ваших особенностей.

Далее определите ваш темперамент по Юнгу . Подробно изучите дихотомии и определите, какие их свойства больше всего соответствуют вам: сенсорика или интуиция, логика или этика, экстраверсия или интроверсия, рациональность или иррациональность. Помните, что каждому человеку соответствуют не крайние значения этих дихотомий, например, логика или этика, а может и промежуточное, например, логика на 70%, этика на 30%. Определите, какая особенность дихотомии в вас доминирует.

Определите, как обозначается ваш соционический тип : Гоголь, Гамлет, Есенин, Джек Лондон и т.п. Найдите свой тип в таблице международного стандарта кадрового менеджмента. Также желательно пройти тест MBTI , получить интерпретацию результатов, проанализировать их и дополнить список своих особенностей.

Пожалуй, это самый сложный шаг, т.к. соционика уже обладает очень большой базой знаний об этих типах и их определение для каждого человека - не тривиальная процедура. Но основываясь на ваших предыдущих исследованиях своего характера, это будет сделать легче. Можете выполнить несколько соционических тестов, проанализировать их результаты самостоятельно, со специалистом по соционике или с друзьями и определить, какому типу вы соответствуете больше всего. На основании этого исследования внесите изменения в список ваших особенностей.

Наконец, нужно оценить список особенностей по их полезности . Пересмотрите все записанные вами особенности, напротив каждой поставьте знак ее полезности (плюс/минус) и оценку вашей личной удовлетворенности этой особенностью, например, по 10-бальной шкале.

Например, по особенности «доброта» вы можете поставить оценку 8, зная, что в некоторых ситуациях, когда можно было сделать что-то доброе, вы этого не делали. А по особенности «вспыльчивость» можете поставить 2, зная, что иногда не сдерживаете свои негативные эмоции.

Учитывая эти оценки, в будущем вы будете больше обращать внимание на особенности своего поведения и стараться делать так, чтобы оценка повышалась – будете развивать свой характер . При этом полезные особенности старайтесь довести до оценки 10, а вредные – до 0.

На этом определение вашего характера и темперамента завершено . В результате у вас должно быть следующее:

  • Cписок особенностей вашего характера с их полезностью и оценками
  • Тип вашего темперамента по Гиппократу в процентном соотношении
  • Тип вашей нервной системы по Павлову
  • Ваш соционический тип по Юнгу

Запишите все эти данные на одном листе бумаги, озаглавьте его, например, «Мой характер» или «Это Я» и повесьте на видное для вас место. Это позволит постоянно помнить, кто вы внутри, какой у вас характер и поведение, что вас в нем устраивает, а что нужно улучшить.

Личный пример

Применив описанный метод к себе, я получил следующие результаты.

Особенности :

Тип по Гиппократу : меланхолик-50%, флегматик-30%, холерик-10%, сангвиник-10%

Тип по Павлову : слабый неуравновешенный инертный

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !

Последствия определения характера и темперамента

Зная свой характер и темперамент, вы сможете не только осознавать свою реакцию на определенное воздействие и знать ее причины, но и прогнозировать свое поведение в различных ситуациях. Это позволит яснее представлять свои цели и более четко строить план действий для их достижения, что в целом повысит вашу успешность и эффективность .

Очень полезным навыком является определение характера и темперамента других людей. Он позволяет выбирать стиль взаимодействия с конкретным человеком. Например, с флегматиками и меланхоликами нужно вести себя спокойно, а с сангвиниками и холериками – более активно. Это позволит укрепить ваши отношения , сделать их более долгосрочными. Вы сможете достигать личных целей, получая от них ресурсы на взаимовыгодных условиях, что сделает вас более успешным.

После осознания своего характера обязательно примите его таким, какой он есть, даже если он вас не очень устраивает. У каждого есть сильные стороны – развитые особенности и способности. Но каждый обладает и слабыми – особенностями, находящимися в зачаточном состоянии. Важно это осознать и смириться с этим – принять себя таким, какой вы есть сейчас.

Человек, обладая интеллектом, способен изменить свой характер и все свое состояние так, как захочет. Поставьте себе цели для улучшения конкретных особенностей, уровень которых в данный момент вас не устраивает. Определите, как вы можете их изменить и достичь поставленных целей. Человеку очень важно иметь характер, который его бы устраивал полностью . Это нужно для того, чтобы жизнь была полноценной и приятной, любая ситуация приносила удовлетворение, появилась смелость и уверенность в себе.

Помните, что любая особенность характер – это признак . А признак - это некая шкала. И вы в конкретный момент времени находитесь в определенном месте этой шкалы – обладаете определенным свойством признака. Это означает, что развиваясь, вы можете перемещаться по этой шкале, улучшая ваши особенности и характер в целом. Это гарантирует повышение вашей успешности, принесет пользу и вам, и окружающей среде.

Но не старайтесь улучшить абсолютно все свои особенности – это невыполнимая задача. Лучше сконцентрируйтесь на развитии своих сильных особенностей, чтобы они приносили еще больше пользы, чем сейчас. А свои слабые способности можно компенсировать за счет отношений с другими людьми, у которых они хорошо развиты.

В конечном итоге, определение и развитие характера делает человека более счастливым, но самое главное – свободным .

Итак, какие методы существуют для определения типа темперамента? Существует несколько тестов на определение темперамента. Мы представим здесь некоторые из наиболее часто применяемых методик. Их отличия друг от друга заключаются в способах получения результатов; результатом же во всех случаях будет отнесение испытуемого к определенному типу темперамента.

Тип темперамента по кругу Айзенка . Методика определения темперамента по известной методике Ганса Юргена Айзенка (он же автор популярного теста на IQ) вошла в прикладную психологию под названием «Круг Айзенка». На рисунке 2.6 мы видим балльные шкалы, делящие круг на четыре квадранта , каждому квадранту соответствует набор характеристик. Например, согласно распределению характеристик:

  • 1) холерик: обидчивый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, переменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный;
  • 2) сангвиник: общительный, открытый, разговорчивый, доступный, беспечный, живой, беззаботный, инициативный;
  • 3) флегматик: пассивный, старательный, задумчивый, миролюбивый, сдержанный, надежный, уравновешенный, спокойный;
  • 4) меланхолик: угрюмый, тревожный, неподатливый, неуравновешенный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.

Рис. 2.6. Круг Айзенка 1

Методика «Круг Айзенка» (EPI ) включает личностный опросник из 57 вопросов.

1. Двадцать четыре вопроса определяют склонность к интроверсии (ориентации на себя) или экстраверсии (ориентации на активные социальные контакты и коммуникабельность). Особенности экстравертов и интровертов систематизированы в табл. 2.7.

Особенности экстравертов и интровертов

Таблица 2.7

Экстраверт

Интроверт

Хорошая приспосабливаемое™ к среде

Трудности адаптации во внешней среде

Стремится к лидерству, стремится к развлечениям, несдержан

Спокойный, уравновешенный, миролюбивый

Ориентирован на активное социальное взаимодействие

Ориентирован на себя

Любит рисковать

Действия продуманы и рациональны, не любит волнений

Много друзей

Мало друзей

Импульсивен, переменчив

Любит планировать будущее, не поддается моментальным побуждениям

Жизнерадостен и оптимистичен

Пессимистичен

Не выносит монотонности, часто отвлекается, недостаточно контролирует себя

Контролирует себя, редко проявляет агрессию

Может быть необязательным

Обязателен

Расчет по шкале экстраверсии-интроверсии круга Айзенка (горизонтальная шкала) осуществляется следующим образом: 12 баллов - среднее значение, больше 15 баллов - экстраверт, больше 19 баллов - яркий экстраверт, меньше 9 баллов - интроверт, меньше 5 баллов - глубокий интроверт.

  • 2. Двадцать четыре вопроса определяют эмоциональную стабильность ; на одной стороне шкалы эмоциональной стабильности (вертикальная шкала круга Айзенка) находятся нейротики с нестабильной психикой, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, легковозбудимые, с переменчивым характером, чувствительные, тревожные, мнительные, нерешительные, медлительные (больше 15 баллов - высокий уровень нейротизма), больше 19 баллов - очень высокий уровень нейротизма. На другой стороне шкалы - эмоционально стабильные люди, их характеристики: спокойствие, уравновешенность, уверенность, решительность (меньше семи баллов по шкале).
  • 3. Девять вопросов определяют искренность отвечающих; на каждый из вопросов можно ответить только «да» или «нет». Приведем примеры вопросов. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение? Считаете ли Вы себя безобидным человеком? Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

Также методика включает описание шкал экстраверсии-интро- версии и шкалы эмоциональной стабильности; порядок определения результатов тестирования. Результаты определяются по системе координат (см. рис. 2.6); анализируемая личность находит себя в одном из квадрантов системы координат, соответствующем одному из темпераментов.

Опросник структуры темпермента (ОСТ, STQ - в англоязычной версии) В.М. Русалова. Владимир Михайлович Русалов - советский и российский психолог и антрополог. Его версии опросника структуры темперамента наиболее широко используются в русскоговорящих культурах.

Методика ОСТ В.М. Русалова (табл. 2.8) включает в себя:

  • - опросник, включающий 150 пунктов в полной версии и 26 пунктов в короткой версии; каждый пункт опросника предлагает четыре варианта ответа (для меня это: 1. Характерно. 2. Мало характерно. 3. Довольно характерно. 4. Характерно). Примеры вопросов: «В свободное время я с удовольствием занимаюсь физическим трудом» или «Я быстро считаю в уме»;
  • - описание 12 темпераментальных шкал;
  • - порядок определения результатов тестирования.

Русалов выделяет девять темпераментальных типов:

  • - тип 1 - холерик (высокие показатели активности и эмоциональности);
  • - тип 2 - флегматик (невысокие показатели активности и эмоциональности);
  • - тип 3 - сангвиник (высокие показатели активности и невысокие показатели эмоциональности);
  • - тип 4 - меланхолик (низкие показатели активности и высокие показатели эмоциональности);
  • - тип 5 - смешанный низкоэмоциональный тип (нормальные показатели активности, низкие показатели эмоциональности);
  • - тип 6 - смешанный высокоэмоциональны тип (нормальные показатели активности и высокие показатели эмоциональности);
  • - тип 7 - смешанный высокоактивный тип (активность выше средних показателей, эмоциональность нормальная);
  • - тип 8 - смешанный низкоактивный тип (активность ниже средних показателей, эмоциональность нормальная);
  • - тип 9 - неопределенный тип (активность и эмоциональность в норме).

Структура темперамента по В.М. Русалову

Таблица 2.8

Методика определения темперамента А.Н. Белова. Александр Николаевич Белов - российский психолог, предложивший использовать математическую формулу для расчета уровня преобладания того или иного темперамента. Формула содержит показатели параметров, характеризующих четыре темперамента:

В приведенной выше формуле - результат расчета темперамента испытуемого, показавший, что протестированный (по методике Белова) обладает отдельными чертами, характерными для всех видов темперамента. В данном случае нет ярко представленных доминирующих качеств, характерных для одного из темпераментов (должно быть больше 40%), в соответствии с методикой В.М. Русалова такой тип был бы диагностирован как неопределенный.

Методика А.Н. Белова включает опросник, содержащий четыре блока вопросов (в каждом - 20 характеристик), каждый из блоков соответствует одному из типов темперамента. Например, холерику соответствуют следующие характеристики: неусидчивый, невыдержанный, нетерпеливый, резкий и прямолинейный, решительный и инициативный, упрямый, находчивый в споре, работает рывками, склонен к риску, незлопамятен, обладает быстрой речью, склонен к горячности, агрессивный забияка, нетерпим к недостаткам, обладает выразительной мимикой, способен быстро действовать и решать, неустанно стремится к новому, обладает резкими и порывистыми движениями, настойчив в достижении поставленной цели, склонен к частым сменам настроения.

Описание процедуры тестирования: испытуемому следует отметить в каждом из блоков (на каждой карточке) знаком «+» те качества, которые для него обычны и повседневны (при сомнениях качество не отмечается).

Порядок определения результатов: посредством формулы, представляющей собой суммирование результатов определения свойств по каждому из типов темперамента.

Практическое применение. Охарактеризованные выше методики определения темперамента могут применяться вами для диагностики своих темпераментных особенностей, а также, при необходимости, в коллективе, которым Вы управляете как супервайзер, для диагностики темпераментов подчиненных. Но психологическое тестирование на темперамент практически невозможно применить к партнерам по деловой коммуникации и клиентам, поэтому в следующих параграфах Вы узнаете о том, как, не прибегая к тестированию, по внешним признакам определить, к какому типу темперамента относится Ваш партнер по деловой коммуникации, а также как применить знания о темпераменте к работе над собой и в выстраивании эффективного общения.

  • Ганс Юрген Айзенк - ученый-психолог из Великобритании, один из лидеров биологического направления в психологии, автор популярного теста на интеллект.
  • Квадрант - это четвертая часть круга.

Описание: Методика диагностики темперамента Яна Стреляу используется для изучения трех основных характеристик нервной системы: уровня (силы) процессов возбуждения, уровня (силы) процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.

Регулятивная (регулирующая) Теория Темперамента Яна Стреляу была разработана в 1974 на основе концепции Павлова о том, что темперамент играет важную роль в адаптации индивида к окружающей среде, а также на основе понятия оптимального уровня возбуждения, разработанного Д. Хеббом. Ян Стреляу определил, что свойства нервной системы Павлова могут использоваться для описания таких показателей темперамента, как экстраверсия - интроверсия, стабильность - нейротизм. Согласно Теории Яна Стреляу в структуре темперамента выделяются реактивность (чувствительность и выносливость) и активность (объем и охват целенаправленных действий) при заданной величине стимуляции. Положения теории темперамента Яна Стреляу:

  • Существуют относительно стабильные индивидуальные различия в интенсивности (силе) и времени (быстроте) по отношению к формальным характеристикам поведения;
  • Темперамент имеет место как у животных, так и у человека;
  • Характеристики темперамента это продукт биологической эволюции и генетическая основа определяет индивидуальные различия в темпераменте.

Тест - личностный опросник изучения темперамента Яна Стреляу:

Инструкция.

Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: "да", "нет", или "не знаю". Ответ "не знаю" следует давать тогда, когда трудно остановиться на "да" или "нет".

Опросник Яна Стреляу:

  1. Легко ли Вы сходитесь с людьми?
  2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до тех пор, пока не получите соответствующего распоряжения?
  3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?
  4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?
  5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональ­ных аргументов?
  6. Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул?
  7. Забываете ли об усталости, если работа Вас полностью «поглощает»?
  8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, тер­пеливо ждать ее окончания?
  9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?
  10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?
  11. Легко ли Вы возвращаетесь к работе, которой не занимались не­сколько недель или месяцев?
  12. Умеете ли Вы терпеливо объяснять?
  13. Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения?
  14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?
  15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?
  16. Способны ли Вы, когда требуется, воздержаться от проявления своего превосходства?
  17. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?
  18. Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей?
  19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?
  20. Умеете ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?
  21. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?
  22. Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение?
  23. Способны ли Вы стойко переносить поражения?
  24. Разговариваете ли Вы в присутствии кого-то, чьим мнением осо­бенно дорожите, столь же свободно, как обычно?
  25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня?
  26. Есть ли у Вас на все готовые ответы?
  27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного для себя решения (например, результат экзамена, поездка за границу)?
  28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т. п.?
  29. Обладаете ли Вы так называемой «быстрой реакцией»?
  30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных?
  31. Быстро ли Вы засыпаете?
  32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?
  33. Легко ли Вам испортить настроение?
  34. Трудно ли Вам оторваться от работы?
  35. Умеете ли Вы воздержаться от работы, если это мешает другим?
  36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?
  37. Легко ли Вы срабатываетесь с людьми?
  38. Всегда ли Вы, когда Вам предстоит что-нибудь важное, обдумыва­ете свои поступки?
  39. В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора?
  40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?
  41. Воздерживаетесь ли Вы от ненужного спора с человеком, который не прав?
  42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?
  43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мне­ние других?
  44. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?
  45. Можете ли Вы работать ночью, если работали днем?
  46. Быстро ли Вы читаете беллетристику?
  47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?
  48. Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятель­ства?
  49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?
  50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной реакции?
  51. Трудно ли Вам работать при шуме?
  52. Умеете ли Вы, когда необходимо, воздержаться от того, чтобы «резать правду-матку»?
  53. Успешно ли Вы справляетесь с волнением перед экзаменом, встречей с начальником?
  54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?
  55. Любите ли Вы частые перемены?
  56. Восстанавливает ли Вам силы ночной отдых, после того как Вы тяжело работали весь день?
  57. Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжи­тельный срок разнородных действий?
  58. Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями?
  59. Перебиваете ли Вы собеседников?
  60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?
  61. В состоянии ли Вы напряженно работать (заниматься)?
  62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?
  63. Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т.п.?
  64. Легко ли Вы переходите от одного занятия к другому?
  65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять – важное решение?
  66. Легко ли Вы преодолеваете препятствия?
  67. Не заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи?
  68. Скучно ли Вам во время всегда одинаково протекающих действий, занятий?
  69. Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах?
  70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или отве­та на вопросы от лишних движений и жестикуляций?
  71. Любите ли Вы оживленную обстановку?
  72. Любите ли Вы деятельность, требующую определенных усилий?
  73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи?
  74. Любите ли Вы занятия (работу), требующую быстрых движений?
  75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?
  76. Встаете ли Вы, если нужно, сразу после того, как проснулись?
  77. Способны ли Вы, если требуется, закончив порученную Вам рабо­ту, терпеливо ждать, пока не окончат свою работу другие?
  78. В состоянии ли Вы, после того как увидите что-либо неприятное, действовать столь же четко, как обычно?
  79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты?
  80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?
  81. Можете ли Вы, не выспавшись, нормально работать?
  82. В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва?
  83. В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб и т.п.?
  84. В состоянии ли Вы, если это необходимо, спокойно кончить рабо­ту, зная, что Ваши товарищи развлекаются или ждут Вас?
  85. Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы?
  86. Говорите ли Вы обычно быстро?
  87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?
  88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных ар­гументов?
  89. Терпеливы ли Вы?
  90. Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека?
  91. Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий?
  92. Может ли веселая компания изменить Ваше подавленное настроение?
  93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий од­новременно?
  94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свиде­телем несчастного случая на улице?
  95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных мани­пуляций?
  96. Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близ­ких Вам людей?
  97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях?
  98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компа­нии?
  99. Можете ли Вы сразу же прервать разговор, если это требуется?
  100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других?
  101. Любите ли Вы часто менять род работы?
  102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?
  103. Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок?
  104. Начинаете ли Вы сразу работать интенсивно?
  105. Решаетесь ли Вы выступить против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы?
  106. В состоянии ли Вы преодолеть временную депрессию?
  107. Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устав от умственного труда?
  108. В состоянии ли Вы спокойно ждать, например, в очереди?
  109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?
  110. В состоянии ли Вы спокойно аргументировать во время резкого разговора?
  111. В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в сложных положениях?
  112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?
  113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болез­ненные врачебные процедуры?
  114. Умеете ли Вы интенсивно работать?
  115. Охотно ли Вы меняете места развлечений и отдыха?
  116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?
  117. Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях?
  118. Воздерживаетесь ли Вы от нежелательных выкриков и жестов на спортивных матчах, в цирке и т.п.?
  119. Любите ли Вы работу (занятия), требующую частых разговоров с разными людьми?
  120. Владеете ли Вы своей мимикой?
  121. Любите ли Вы работу, требующую частых энергичных движений?
  122. Считаете ли Вы себя смелым?
  123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?
  124. Умеете ли Вы преодолевать уныние, вызванное неудачей?
  125. Если Вас об этом просят, в состоянии ли Вы длительное время стоять (сидеть) спокойно?
  126. В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
  127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?
  128. Легко ли Вас вывести из себя?
  129. Соблюдаете ли Вы без труда обязывающие в вашей среде правила поведения?
  130. Любители Вы выступать публично?
  131. Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительной под­готовки?
  132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?
  133. Энергичны ли Вы в движениях?
  134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу?

Обработка данных. Ключ к личностному опроснику Яна Стреляу:

Если ответ соответствует ключу - 2 балла. Если ответ не соответствует ключу - 0 баллов. За ответ “не знаю” - один балл.

Сила процессов возбуждения

Ответ “да”: вопросы - 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105,106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

Ответ "нет": вопросы - 47, 51, 107, 123.

Сила процессов торможения

Ответ “да”: вопросы - 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

Ответ “нет”: вопросы - 18, 34, 36, 128.

Подвижность нервных процессов

Ответ “да”: вопросы - 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.

Ответ "нет": вопросы - 25, 57, 63, 116.

“Сырой” балл по каждой шкале сравнивается с диагностическими статистическими границами:

М±S

где М - среднее нормативной выборки,

S - стандартное отклонение.

Значение средних (М) и стандартных отклонений (S)

Интерпретация (расшифровка) опросника Стреляу.

Уровень процессов возбуждения - норма от 25 до 49,

Уровень процессов торможения - норма от 21 до 43,

Подвижность нервных процессов - норма от 24 до 48.

Описание шкал

Уровень процессов возбуждения

Высокие баллы - сильная ответная реакция на возбуждение, стимул, быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.

Низкие баллы - слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость

Уровень процессов торможения

Высокие баллы - сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы.

Уровень подвижности нервных процессов

Высокие баллы - легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

Уравновешенность по силе

Уравновешенность по силе R равна отношению силы по возбуждению Fв к силе по торможению Fт:

R = Fв/Fт

Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность.

Уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15.

Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.

Причем если значение дроби больше 1,15 - это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

Если значение меньше 0,85 - это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

Методика диагностики темперамента Яна Стреляу. Тест - личностный опросник изучения темперамента.

5 Rating 5.00 (3 Votes)

Поделиться