Разноуровневые тестовые задания по экологии родного края. Тест по окружающему миру "родной край - большой страны"

  • Обобщить и систематизировать знания детей об объектах неживой природы Елабужского района.
  • Продолжить развитие навыка чтение и понимания карты области.
  • Развивать любознательность и наблюдательность.
  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: кроссворды “Отгадай меня” для каждой группы викторины, физическая карта Татарстана, образцы полезных ископаемых (нефть, торф, песчаник, каменный уголь, и т.д.)

Ход урока

Учитель: Вот и закончилось, ребята, наше заочное путешествие по Елабужскому району. Но настоящее путешествие по нашему краю будет продолжаться всю вашу жизнь. Вы увидите, как необычен и прекрасен наш край. Сегодня вам предстоит выявить лучшего знатока природы Елабужского района и города Елабуги. Для этого надо ответить на вопросы и выполнить ряд заданий.

А подведет итоги наше жюри и выберет команду-победителя. В жюри входят ваши родители и вожатые.

Обобщение и систематизация знаний

Обобщение проходит в виде конкурсов-заданий.

Задание 1. “Отгадай меня”

Учащиеся по группам разгадывают кроссворд “ Наш город”

По горизонтали:

  1. Улица названная в честь нефтяников – первопроходцев. (Разведчиков )
  2. Кинотеатр. (Иллюзион )
  3. Река в Татарстане. (Кама )
  4. Любимая детская площадка. (Чебурашка )
  5. Кавалер-девица. (Дурова )
  6. Визитная карточка города. (Городище )
  7. Родное село поэтессы А.Силкиной. (Танайка )

По вертикали должно получится город, в котором мы живем. (Елабуга )

Задание 2. “Путешествие по карте”

  1. Показать границы Елабужского района.
  2. Найти и показать на карте города: Казань, Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск.
  3. Назвать и показать реки.

Задание 3. “Юный геолог”

Учащимся предлагаются образцы основных полезных ископаемых Татарстана; они должны назвать полезные ископаемые и доказать свое мнение. Могут быть предложены следующие образцы: торф, каменный уголь, известняк, нефть, песчаник, мрамор, гранит.

Задание 3. “Письмо”

Учитель: Ребята, я вам прочитаю письмо Бори Перепуткина. Вы внимательно слушаете его и отмечаете на своих листах ошибки в тексте. Выигрывает та команда, которая назовет все ошибки и правильно их объяснит.

“В нашем городе много памятников старины. Один из них – Пушкину А.С.(!). Центральная улица нашего города называется Дорожников(!). Елабугу окружают непроходимые леса(!). В лесах до сих пор водятся кабаны(!), лоси, волки, медведи(!).

Вокруг города не встретишь ни одной деревушки, ни поселка, ни села. А какие здесь деревушки, можно и вброд перейти(!)”

Значком (!) отмечены ошибки.

Задание 4. “Юный метеоролог”

Учитель зачитывает задание – вопрос о климате и погоде Елабужского района, а команды по очереди отвечают. Если команда не отвечает – отвечает следующая команда. За каждый правильный ответ команда получает очко. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество очков.

Примерные вопросы-задания:

  1. Деревья в морозную погоду покрываются “пушистыми” кристаллами. Что это такое? (Изморозь .)
  2. Продолжительный период без дождя. (Засуха .)
  3. С чем связаны “черемуховые холода” в нашем крае? (С проникновением холодных воздушных масс с севера, т.е. с Арктики .)
  4. С чем связаны выпадения осадков? (С переменой температуры .)
  5. Какая будет погода если:

а.) Зимой днем ясно, а к вечеру туман? (К долгим морозам .)
б.) Весной дым из труб стелется? (К осадкам .)
в.) Летом вечером и утром роса? (К ясной погоде .)
г.) Осенью при ясной погоде ветер резко меняет направление? (К ненастью .)

  1. Меня ни кто не видит, но всякий слышит. Спутницу мою всяк видит, но ни кто не слышит. (Гром и молния .)
  2. Сильнее солнца, слабее ветра. Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Туча .)
  3. Нарисовать условными знаками: гроза, дождь, снег, туман, переменная облачность.
  4. Сколько цветов у радуги? (Семь .)
  5. Когда наступает весна в Елабуге? (Середина апреля .)
  6. В каком году Елабуга отметит свое 1000-летие? (В 2007 году .)
  7. Когда день рождения зимы по календарю? (1 декабря .)
  8. Когда день равен ночи? (22 марта .)

Задание 5. “Экскурсовод”

В этом задании дети должны составить экскурсионную карту по городу, так чтобы без внимания не остался ни один исторический пункт Елабуги. (Заранее раздаются ватман и маркеры. )

Подведение итогов

Желательно, чтобы жюри подводило итоги после каждого конкурса. Команде-победителю каждого конкурса вручается жетон. В конце урока подсчитывается количество жетонов, побеждает тот, у кого больше жетонов.

Победители награждаются призами.

Домашнее задание

Найти в дополнительной литературе интересные сведения о природе Елабужского района и города Елабуги.

Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.
Задачи:

Образовательные: систематизировать знания детей по экологии; формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; воспитать гуманное, эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы; закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы; развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
Речевые:развивать связную речь и активный словарь.

Демонстрационный материал:картинки с изображением животных, деревьев, эмблемы командам, мяч, песочные часы.

Методические приемы: игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, подведение итогов.

Ход:

Ребята, сейчас у нас с вами будет необычное занятие. Проведем мы с вами викторину о природе. Викторина будет называться «Природа вокруг нас!»

У каждого из нас есть свой дом. У каждого животного, насекомого, цветка, дерева тоже есть свой дом. Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля). Земля-это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие красивые стихи написал Л.Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты, будешь в нём.
Природою родной земли

Зовется этот дом

Природу надо не только любить, охранять, беречь и приумножать, но её надо изучать. Первую ступеньку знаний вы приобрели. У нас есть две команды: «Солнышки» и «Капельки».
Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество жетонов и будет победительницей. Следить за всей игрой будет наше жюри.
– А сейчас команды поприветствуют друг друга.
Команда: «Капельки».
Команда: «Солнышки».
Девиз: Береги свою планету – ведь другой на свете нету.
Итак, начнем нашу викторину.
1Конкурс- разминка. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. (Сверяем время песочными часами).
Вопросы для команды «Капельки».
1Растения, животные, птицы,человек - это природа какая? (живая)
2.Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные) 3.Когда с деревьев опадает листва? (осенью) 4.Как назвать детеныша лошади? (жеребенок) 5.Сколько ног у паука? (восемь) 6.Какая птица лечит деревья? (дятел) 7.У какого дерева белый ствол? (береза) 8.Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник) 9.Назовите детенышей курицы. (цыплята) 10.Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник) Вопросы для команды «Солнышки». 1.Солнце, небо, облака,камни, вода, дождь, снег - это природа какая?(неживая) 2.Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (птицы) 3.Как назвать детеныша коровы? (теленок) 4.У какого зверя рыжая шубка? (лиса) 5.Сколько ног у жука? (шесть) 6.У какой птицы красная грудка? (снегирь) 7.Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое) 8.Когда земляника поспевает? (летом) 9.Каким словом называютптиц, которые зимуют у нас? (зимующие) 10.Кто носит свой дом на спине? (улитка)
2 Конкурс «Кто лишний?» На доске картинки с изображением деревьев и животных нашего края. Дети должны убрать лишнюю картину и объяснить. Наши команды молодцы!

Физминутка: «У оленя дом большой». У оленя дом большой, а у зайки маленький. Олень сидит в окно глядит, Зайка по полю бежит и в окно ему стучит: «Тук - тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай, И руку мне подай».

3 Конкурс:Игра: «Я начну, а ты продолжи». Капельки: У дуба желуди, а у сосны….(иголки) Солнышки: Береза кудрявая, а сосна …(колючая) Капельки: У рябины листочки, а у сосны…(иголки) Солнышки:Осенью береза стоит золотая, сосна…(зеленая) Капельки:Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках) Солнышки:На яблоне растут яблоки, а на дубе…(желуди)

4 Конкурс:Загадки о природе. Капельки:Припрятала орешки И сушит сыроежки – Зимой в ее дупле, что хочешь на столе. (белка) Солнышки:Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет. (лиса) Капельки:Не ездок, а со шпорами. Не будильник, а всех будит. (петух) Солнышки:Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья - белобока, А зовут ее…(сорока) Капельки:Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой. (дятел) Солнышки:Всю ночь летает, Мышей добывает,А встанет светло – Спать летит в дупло. (сова) Капельки:Носит на макушке – Длинные ушки. Шубку на зиму меняет, Кто зверька такого знает? (заяц) Солнышки: Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (волк) Капельки:С неба - звездой, На ладошку водой. (снежинка) Солнышки:Меня часто зовут, дожидаются, А приду - от меня укрываются. (дождик)

5 Конкурс: Игра с мячом «Назови быстро».

Капельки:1.Белобокая птица? (сорока) 2.Какое растение может нас обжечь? (крапива) 3.Новогоднее дерево. (елка) 4.Как называется жилище медведя? (берлога)
Солнышки:1.Красногрудая птица. (снегирь) 2.Что делает еж зимой? (спит) 3.Кто является санитаром леса из птиц? (дятел) 4.Как называется дом у муравья? (муравейник)
Вот и закончилась наша викторина. Сейчас подведем итоги викторины. (считаем жетоны). Победила «Дружба». Вот так в дружбе должны жить все люди Земли: в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Стихи (читают дети): 1 реб. Берегите землю! Берегите! Любите родную природу. Озера, леса и моря. Ведь это же наша с тобой Навеки родная земля!

2 Реб. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней. Давайтеже, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей!

И в завершении нашей викторины давайте споем песенку «Улыбка».

, . .

Разноуровневые тестовые задания по экологии родного края

Вариант 1

I уровень.

1. Какая отрасль экономики нашей страны самый крупный потребитель воды:

2. Верно ли утверждение, что к образованию отходов приводит любая хозяйственная деятельность?

а) неверно;

в) верно частично: существуют такие виды деятельности , при которых отходы не образуются.

3. Экологический фактор это:

а) воздействие живых организмов друг на друга;

б) любое воздействие на живые организмы;

в) воздействие внешней среды на живые организмы.

4. Какое из определений понятия «здоровье» кажется вам наиболее правильным?

а) здоровье - это отсутствие болезней;

б) здоровье - такое состояние организма человека, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения;

в) здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

II уровень.

1. Укажите основные источники антропогенного загрязнения воздуха вашей местности:

в) энергетика;

г) химия и нефтехимия;

2. Найдите соответствия определений охраняемым природным территориям:

а) высшая категория природоохранных территорий, имеющая статус научно-исследовательского учреждения, исключенная из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, охраны видов живого и слежения за природными процессами;


б) разновидность охраняемых природных территорий, основное назначение которых состоит в частичном ограничении прав землепользователя в интересах охраны природы;

в) уникальные или типичные ценные в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношении природные объекты, взятые под государственную охрану без изъятия у землепользователей.

1) памятник природы;

2) заказник;

3) заповедник.

3. В чем вам видится стратегическая задача охраны природы":

а) в усовершенствовании технологии, которая позволит сократить выбросы загрязнителей и оздоровит среду;

б) в создании здоровых условий жизни для человека;

в) в непременном сохранении всех форм жизни.

4. Любые явления, связанные с воздействием человека на природу и обратным влиянием природы на человека и его экономику, называют:

а) антропогенным ландшафтом;

б) экологическими проблемами;

в) трансформацией ландшафтов;

г) дигрессией среды.

III уровень.

1. Выделите наиболее острые экологические проблемы вашего района:

4. В наиболее общем виде под загрязнением окружаю­щей среды понимают:

а) внесение в окружающую среду несвойственных ей химиче­ских компонентов;

б) захоронение радиоактивных отходов;

в) все, что выводит экологические системы из равновесия, от­личается от нормы, наблюдаемой (длительное время) и (или) желательной для человека;

г) введение в экосистемы несвойственных им биологических видов.

II уровень.

1. Основные источники антропогенного загрязнения гид­росферы вашей местности:

б) пищевая промышленность;

д) черная и цветная металлургия;

е) нефтеперерабатывающая промышленность;

ж) индустриальное сельское хозяйство.

2. Установите соответствия между загрязнением и их видами:

1) физические; 2) химические; 3)биологические.

а) шумовое;

б) микробное;

в) электромагнитное;

г) пестициды;

д) появление в водоемах рыбы ротан;

ж) тяжелые металлы;

3. Жители городов значительно чаще, по сравнению с сельским населением, подвержены инфекционным заболеваниям. Укажите причины активизации механизма передачи возбудителей в городах:

а) увеличение численности и плотности населения в городах;

б) занятость населения в различных сферах деятельности;

в) многообразие видов транспорта;

г) концентрация значительных контингентов населения в закрытых помещениях.

4. Как вы оцениваете роль социально-экологических знаний в жизни общества:

а) роль их незначительна, достаточно того, чтобы ими владел узкий круг профессионалов;

б) они достаточно полезны для широкого круга людей, но и без них можно обойтись в практической деятельности;

в) они необходимы всем, только с их помощью можно наде­яться на выход из экологического кризиса.

III уровень.

1. Отметьте основные причины сокращения биоразнообразия, которые проявляются в вашем районе:

а) возрастающая численность населения;

б) возрастающее потребление ресурсов;

в) пренебрежительное отношение к биологическим видам и экосистемам;

г) плохо продуманная государственная политика в области ис­пользования природных ресурсов;

д) негативное влияние международной торговли;

ж) непонимание или игнорирование значения биологического разнообразия.

2. Назовите заболевания, которых можно избежать путем обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и соблюдением санитарных норм .

а) сердечнососудистые;

б) инфекционные;

в) трансмиссивные;

г) желудочно-кишечные;

3. Выделите из перечисленных проблем экологические проблемы, связанные с развитием сельского хозяйства вашего региона:

а) нарушение почвенного покрова;

б) загрязнение водоемов неочищенными стоками животноводческих комплексов;

в) повышенное содержание нитратов в овощах;

г) опустынивание, снижающееся почвенное плодородие, ин­токсикация почв и живых организмов;

4. Для создания Березинского биосферного заповедника выбирались:

а) уникальные природные территории;

б) типичные природные территории;

в) территории, затронутые хозяйственной деятельностью че­ловека;

г) территории, испытывающие воздействие от окружающих территорий, освоенных человеком.

IV уровень.

1. Учёные полагают, что если не предпринять срочных мер по нормализации экологической обстановки, то на Земле в результате деятельности человека к 2030 году исчезнет 20 000 видов особей. Сколько видов будет исчезать каждый час?

2. Какое минимальное количество деревьев необходимо посадить, чтобы обезвредить промышленные выбросы углекислого газа в атмосферу? За одни сутки выбрасывается 3; 24 тонн ядовитой окиси углерода (угарного газа), а 1 дерево перерабатывает за 1 сутки 2,5 кг ядовитой окиси углерода.

V уровень.

1. Регулярное применение соли для таяния снега на городских дорогах воздействует на деревья и кустарники, растущие вдоль дорог: деревья перестают расти, а листва буреет уже в начале лета. Объясните этот эффект. Какая общая закономерность демонстрирует этот пример?

2. Назовите основные причины антропогенного загрязнения природной среды Березовского района и дайте характеристику современной экологической ситуации района.

Эталон ответов на разноуровневые тесты по экологии родного края

Вариант 1

I уровень.

II уровень.

2. а-3, б-2, в-1;

III уровень.

1. в, д, ж, з;

2. Белоозерск;

3. а, в, г, ж;

IV уровень

2. 1200 и 9600 деревьев.

Вариант 2

I уровень.

II уровень.

2. 1- а, в; 2- г, ж; 3- б, д;

III уровень.

IV уровень.

1. 1382,4 км и 6912 км;

Окружающий мир

Тест «Растения родного край»

1. У какого растения плоды снабжены крючками и прицепками?

б). гусиный лук

в). сон - трава

г). мать – и – мачеха

2. Этот кустарник часто встречается в наших ельниках. Его часто пересаживают из леса в городские парки и скверы за красоту: листья овальные, расположены на темно – серых ветках супротивно, сверху ярко – зеленые, а снизу бледно – зеленые. Когда цветет, то кажется, что весь куст усыпан звездами.

а). черника

б). голубика

в). жимолость

г). барбарис

3. Отгадай загадку о самом распространенном дереве нашего края:

По округе славится

Зеленая красавица.

Сарафан как колокол,

По земле да волоком.

Шапочка – с опушечкой,

С острою макушечкой.

б). лиственница

в). береза

4. Удивительное растение елового леса. Его можно было бы назвать цветик – семицветик.

а). черника

б). майник

в). седмичник

г). кислица

5. Это нежное травянистое растение елового леса не терпит резкого света, ударов, громкого крика. Цветет в мае – июне. А когда отцветает, на месте цветков образуются плоды – коробочки, а в них очень мелкие, почти как пылинки, семена.

а). кислица

б). седмичник

в). майник

г). черника

6. Растение с темно – зелеными листьями по форме напоминает копыто.

а). ветреница

б).копытень

в). медуница

г). гусиный лук

7. Отгадай загадку о растении, занесенном в Красную книгу.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной.

а). купальница

б). примула

в). ландыш

г). кислица

8. Это растение никогда не бывает зеленым, чаще всего серовато – белое, серовато – зеленоватое, а иногда желтое. Растет очень медленно. У этого растения нет стеблей, листьев, корней.

а). кошачьи лапки

б). вереск

в). тимьян

г). лишайник

9. Это растение еще называют прострелом. Очень красивы его цветки. У каждого растения он всего один – крупный ярко – сиреневый колокольчик с ярко – желтыми тычинками. Цветок появляется раньше листьев.

а). кошачьи лапки

б). тимьян

в). сон - трава

г). лишайник

10. Это растение с виду самое обыкновенное, а потрогаешь – вот так диво: одна сторона у листьев теплая и покрыта мягким пушком, а другая – гладкая и потому холодная.

а). кошачьи лапки

б). гусиный лук

в). сон - трава

г). мать – и – мачеха

11.Там, где этого растения много, издали кажется, что лежит на земле кудрявая, в крупных завитках, шкурка. Отсюда и другое название – баранчики.

а). первоцвет

б). гусиный лук

в). сон - трава

г). мать – и – мачеха

12. Отгадай загадку о самом распространенном растении края:

По всем странам славится

Стройная красавица:

Белые одежки,

Золото – сережки,

С расплетенною косой

Умывается росой.

Ветер пряди шевелит –

Заплетать их не велит.

Поделиться