Классный час на тему хлеб всему голова. Методические разработки

Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Хлеб – всему голова»

Цели:

1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.

2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Оформление зала:

на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Хлеб – всему голова».

Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат хлебные изделия разных народов: румяные булочки, пироги, пряники, лаваш, чорек, багет, пицца, в центре – каравай хлеба на рушнике.

Дети входят в класс под звуки песни «Хлеб всему голова» в исполнении Ольги Воронец.

Первой идёт девочка в народном костюме с караваем в руках.

1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.

2. Чтение стихотворения (детьми)

Настя:

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Олег:

Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

Маша:

Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

Илья:

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.

Семён:

Посмотри на землю, посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба

3. Кроссворд.

Учитель: Давайте попробуем вместе разгадать слово, зашифрованное в нашем кроссворде.

Кто выращивает хлеб? (Х лебороб)

Булочное изделие небольшой массы. (Рога Л ик)

Без соли, без хлеба половина… (Об Е да)

Ай по имени зовут меня Илья Муромец,

По отцу величают сын Иванович.

Двор мне княжеский не нужен,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кусок…

Кто такой Илья Муромец? (Б огатырь)

Посеешь в пору – соберешь зерна в … (Гор У )

Хлебный злак (П Ш еница)

Загадка: Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены (К олос)

Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сн О п)

Какое слово получилось? (ХЛЕБУШКО )

Учитель: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)

Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)

А что можно получить из зерна? (муку)

А что мы испечём из муки? (хлеб)

Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

А может быть кто-нибудь помнит пословицы про хлеб? …………………….

Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

Учитель:

Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой-нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.

Раз – тепло (пришла весна – есть тепло).

Два – тепло (Солнце на небе – есть свет).

Три – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага).

Четыре - воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков).

Пять – пища (удобрение - есть пища).

Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, - они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.

Стихи (рассказывают дети)

1. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

2. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

3. Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его.

Хлебный хоровод.

Рос на поле колосок,
Был сначала невысок.
Дождик поле поливал –
Он немного подрастал.
А потом с друзьями вместе
Оказался прямо в тесте.
Хлеб в пекарне испекли
И на праздник принесли.
Смотрит он – вокруг дружки:
Круглый торт и пирожки,
Да еще подружки –
Сладкие ватрушки.
Хоровод веселый –
Праздник хлеба в школе.

5. Викторина.

1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)

2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)

3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)

4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)

Загадки

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.
(Хлеб)

Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)

Ходит полем из края в край, режет черный каравай.
(Плуг)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Колос)

Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.
(Ветряная мельница)

Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел.
(Серп)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)

6. Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученики:

1. Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.

Хлеб пахнет свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою,

Пекут из теста калачи.

2. Вот он – румяный и душистый

Лежит и дышит на столе.

За хлеб огромное спасибо

Всем хлеборобам на земле!

7. Учитель. Как нужно относиться к хлебу?

Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.

Читает Миронова:

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они ее не покупали-

Нашли за домом во дворе,

С земли ее не поднимали,

И вот она уже в игре…

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и взглянул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом. насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

Ты кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол,

Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которым налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Учитель: Я надеюсь, среди вас таких « пареньков » нет.

8. Игра со словом «хлебороб».

Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.

Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол. - Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука). А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Нам, юным, счастливым, война и не снится.

Нам голод и холод совсем не знаком.

Но знаем мы цену буханке пшеничной,

И знаем мы силу простых колосков.

А в годы войны помогал он героям:

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо сияет над миром,

Пускай отражается солнце в глазах,

Да пусть еще хлеб вечно будет в почете

На ваших и наших семейных столах.

Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

10. Паззлы.

Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.

Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» в исполнении группы «Дилижанс»

11. Конкурс «Золушка»

Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.

Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова

12. Учитель.

Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

В Украине очень популярна паляница.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.

Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.

Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.

Бисквит – западная Европа.

Брецель – Германия.

Бриошь – Нормандия, Франция.

Наан, чапати – Индия.

Пита – Ближний Восток.

Пицца – Италия.

Тортилья – Мексика.

Фолар – Португалия.

Багет – Франция.

13. Частушки.

Самоваром Вас встречаем,
Пироги на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём,

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки ,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.

Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера.

Хороши к обеду плюшки
Хлеб, батоны и ватрушки.
Всех накормит тёплый хлеб
Лучше в мире хлеба нет.

Хлеб и каша – хорошо
Будешь прыгать высоко.
А конфеты, пироги –
Шевелят наши мозги.

Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.

Ешьте кашу на здоровье
Много в ней белка
А еще поешьте хлеба
И попейте молока.

Хлеб в Калуге дорожает,

Весь народ волнуется.

Пояс туже затянула

Старая бабулечка.

Нынче был неурожай

По причине дождика,

Станет хлебный каравай

Подороже тортика.

14. Стихи. (рассказывают дети)

1. Убран хлеб. И тише стало.

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

2. Но не сразу зёрна стали

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

3. Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

4. Над селом дымки плывут.

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!

Учитель: А теперь всех приглашаем за стол!


Сценарий классного часа в 4 классе «Хлеб - всей жизни голова».


Описание работы : Данный конспект предназначен для проведения классного часа в начальной школе. Ведётся подготовительная работа:ребята разучивают стихи, рисуют рисунки. В гости можно пригласить обучающихся 4-х классов.
Сценарий классного часа в 4 классе «Хлеб - всей жизни голова».


Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, которые принимают участие в его создании.
Задачи:
-познакомить с профессиями, которые необходимы для выращивания и создания хлеба;
-показать на примере фотографий блокадного Ленинграда, какова цена хлеба была в годы Великой Отечественной войны;
-воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
- выставка рисунков учащихся
-песня «Хлеб – всему голова»
-Бетховен «Лунная соната»
-презентация
-мультимедийный проектор
Ход занятия
Учитель: Сегодня у нас праздник, посвящен хлебу. Хлеб считался и считается самым ценным богатством на земле. Люди летают в космос, бороздят просторы морей, рек, океанов, строят дома, учат детей, а хлеб остается хлебом.
Слайд
Слава миру на Земле!
Слава! Слава!
Слава хлебу на столе!
Слава! Слава!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава! Слава!


Учитель: В настоящее время не только дети, но и мы, взрослые, настолько привыкли к тому, что на столе и в магазинах много хлеба, булочек разного А умеем ли мы бережно к нему относиться? Сегодня мы поговорим о хлебе и бережном отношении к нему.
Ученик:
Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Слава хлебу на столе!
Слава миру на Земле!
Слава тем, кто хлеб растил
Не жалел трудов и сил!
Слайд


Учитель: Хлеб – всей жизни голова! Хлебом – солью встречают гостей на русской земле испокон веков; хлебом – солью встречают родители молодоженов.
Ученик:
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как небо, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех!
Слайд


Учитель: Хлеб, который похож на тот, что мы едим появился 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. На Руси хлеб называли в старину жито, от слова жить, хлеб-кормилец.
Слайд


Учитель:
Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба, приблизительно целый вагон. Чтобы испечь одну булку нужно примерно 10.000 зёрен. Чтобы на наших столах появился хлеб трудятся люди 120 профессий.
Ученики:
Не боюсь я в стихах повториться,
Хлеб не знает предела похвал,
Если рожь на Руси колосится,
Значит, кто-то всерьёз недоспал.

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе –
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Слайд

Учитель : Вы, ребята, живете в городе. Вы не видели, как рано уходят на работу люди, которые живут в деревнях, как поздно возвращаются с поля усталые, все в пыли, в грязных рубах, пропитанных потом. Труд хлебороба тяжек, но это одна из важных профессий в мире, потому что эти люди выращивают хлеб. Долгий путь проделывает хлебушек, чтобы попасть к нам на стол. Надо сначала обработать землю, посеять зерно, ухаживать за посевами.
Ученики:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок.
Видишь, пробивается хлебный стебелек?
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...

Ветерок спросил, пролетая:
– Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
– Золотые руки растят.
Учитель: День и ночь, в жару и в дождь идет битва за урожай. Эта битва бескровна, но пропитана соленым потом хлеборобов. Для них хлеб – не только конечный продукт, но и личная гордость, радость и боль.
Ученики:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.

Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны,
Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».

В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Утрами хлебный запах льётся.
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю, как тот хлеб даётся
Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба лёгкого на свете,
Во все века
Был трудным хлеб.

Он труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
Ложится пахарю на стол.
Ему, как прежде,
Так и ныне,
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та, что во поле, цена.

Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.

Учитель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о хлебе. Кто из вас назовет их? Ученики называют пословицы и объясняют их смысл
Слайд

1. Хлеб - всей жизни голова
2. Плох обед, коли хлеба нет.
3. Хлеб в закромах - счастье в домах.
4. Не красна изба углами, красна пирогами.
5. Сердить, бранись, за хлебом - солью сходись.
6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах
7. Без хлеба куска везде тоска.
8. Пот на спине – хлеб на столе.
9. Доплясались, что без хлеба остались.
10. Рано вставать – много хлеба добывать, а долго спать – долг наспать.

Учитель:
Хлеб – это ценнейший продукт. Мы едим его каждый день. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает. Оказывается, в хлебе много питательных веществ – это углеводы, жиры, белки, минеральные соли, витамины. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Ученики:
Слыша добрые вести.
Видя силу страны,
Хлебу мы честь по чести
Поклониться должны

Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа,
В нем труд хлеборобов, их пот,
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом-солью
Встречают желанных гостей.
Учитель : Всегда ли мы с вами бережно относимся к хлебу, послушайте стихотворение.
Ученик:
Минуту я запомнил ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба ржаного.

И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой.
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой

И растоптал. И весь как был
Зарылся носом в пыль я.
А раньше дед меня не бил.
И вообще не били.

Учитель: Как вы думаете? За что дедушка ударил внука, хотя раньше никогда не бил?
Ещё одно стихотворение расскажет Кристина.
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла.
Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Учитель: А почему заплакала старушка? Это люди, которые испытали голод, прошли трудные военные годы. Для них в то тяжелое время кусочек хлеба был гранью между жизнью и смертью. Они знают цену хлеба не понаслышке, умеют ценить и беречь его.
Ученик:
Мальчишке было десять лет,
Он шел по переулку
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути, груженную песком
Он встретил пятитонку
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку...
Но если б думал мальчик тот
О зернышке, о чуде,
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди,
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтокудрых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых...
А вот сбирал бы паренек
Колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами...
Учитель: Ребята, что вы можете сказать о поступке этого мальчика?На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек.Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол¬ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в на¬шей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, Если буханка, батон зачерствели их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой лечи пекарь.
Учитель: В этом году 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда.
Слайд


Ученики:
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси,
Тебе ответить могут ленинградцы.

Они припомнят город без огней,
Когда враги стояли на пороге,
И долгих девятьсот блокадных дней...
Снарядов свист... Воздушные тревоги...

Мела метель колючая, мела...
За нею голод шел в дома по следу...
И не было ни хлеба, ни тепла –
Была лишь вера твердая в победу!
Слайд
Звуки бомбардировки.
Учитель: Во время блокады Ленинграда пришлось снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители – 125 г. В этом хлебе было совсем немного муки, в него добавляли древесную целлюлозу, жмых, отруби, рисовую шелуху, обойную пыль. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. И все-таки он помог ленинградцам выстоять. Ленинградцы получали помощь с большой земли по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал ее Дорогой жизни. Посмотрите, какой это кусочек хлеба, который в народе прозвали пайкой.
Ученик:
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря “священным даром” назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Слайд


Ученик:
С мякиной, с трухой, со жмыхом
Он все же казался желанней всего
И матери тяжко и тайно вздыхали,
Когда на частицы делили его.
Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помнил я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Слайд


Учитель: Но даже такого хлеба его не хватало в страшную зиму 1942 года. По городу висели объявления. В них меняли все, что было ценного в доме, но только на одно - продукты. Люди стояли в длинных очередях за хлебом.
Перед вами фотографии тех страшных лет. В начале декабря люди начали пухнуть и чернеть от голода и холода, падать на улицах, замерзать в постелях. Не хватало сил копать могилы, некому было делать гробы. Единственная мысль, которая волновала всех – где взять хлеба.
Слайд


Инсценировка стихотворения.
(Мать, одетая в старое пальто, подвязанная рваным платком, качает ребенка, нагнувшись к нему, поет колыбельную, уговаривает)
Рассказчик:
Война, и холод, и блокада…
Какие страшные года!
Детей голодных Ленинграда
Я не забуду никогда.
Сын: Дай, мама, хлеба хоть кусочек,-
Чуть слышен детский голосок.
Рассказчик:
А мама шепчет:
Мама: Спи, сыночек,
Хлеб утром зайчик принесет.
Сын:
Дай, мамочка, ну хоть кусочек...
Рассказчик:
Промолвил и закрыл глаза.
К себе прижала – спит сыночек.
И по щеке сползла слеза
Он не попросит больше хлеба…
Оцепенела с горя мать.
(Медленно подходит девочка в костюме ангела и закрывает «крылышками» мать с ребенком)
Спустился ангелочек с неба,
Чтоб мать с дитем к себе забрать.
Учитель: Немало подвигов было совершено водителями машин, доставлявшими продукты в Ленинград по «Дороге жизни».
Ученик:
Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще, он рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны?
Он спасет шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре - 125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам,
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Учитель: 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище - тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда...»
Я думаю, что вы прониклись уважением к хлебу и тем людям, которые его выращивают, пекут, и будете бережно относиться к нему и дома, и в столовой.
Ученик:
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шел народ в огни сражений
За свободу и за хлеб.
Значит правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова.
Учитель: Прежде, чем выбросить кусочек хлеба, вспомните, что в наши дни на планете голодают 925 миллионов человек!
Учитель: В городе Зеленогорске Ленинградской области стоит памятник Хлебу. На гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции - это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников.
Слайд


Ученики:
Прошу тебя! Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!
Мы собирали каждый колосок,
Когда грозой войны гремело небо.
Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже крошка хлеба.
Но и сейчас оплачена стократ
Трудом нелегким каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю, детство без игры нелепо,
Но не смогу простить лишь одного –
Хоть крошки всуе брошенного хлеба.

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной,
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Учитель: Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. «Хлеб – это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина».
Ученик:
Пахнет хлеб и солнцем, и землей,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нем заботы и труда,
Сколько людям он несет добра!
Учитель: Народная мудрость гласит: «Сколько ни думай, а лучше хлеба не придумаешь». И это действительно так. Любая еда, любая пища надоест от долгого, частого употребления, а хлеб никогда не приедается. Хлеб всегда добр, и очень важно быть добрым и внимательным к хлебу. Это нужно не столько хлебу, сколько нам, каждому из нас, потому что рядом с хлебом каждый человек становится лучше. «Никакая глыба золота не заменит крошку хлеба».
Ученики:
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Мы спасибо говорим –
Их за все благодарим.

К хлебу все имеет отношенье –
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, правде, к счастью твоему.

Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»

«Хлеб – всему голова».
Вечно живут слова.
Вянет листва, трава.
Хлеб – всему голова.
В бурях эпох, имен

Тихо живет, права
Истина всех времен:
Хлеб – всему голова.
В дальнем краю село,
В сердце страны – Москва.
Всюду нам с ним светло:
Хлеб – всему голова!
Слайд
Звучит песня «Хлеб всему голова» Выходит ученица с караваем хлеба на белом рушнике.
Ученица:
По старой русской традиции отведайте, гости дорогие, хлеба нашего.
Ученица угощает присутствующих хлебом – солью.

Классный час: Хлеб - всему голова

для учащихся начальной школы.

Подготовила учитель начальных классов

МКОУ Куликовской ООШ Бондарева Анна Тимофеевна

Цель: прививать любовь к труду; воспитывать бережное отношение к хлебу.

На доске плакат: «Хлеб - всему голова», написаны пословицы о хлебе. Накрыт праздничный стол: каравай, румяные булочки, пирожки, пряники.

В день праздника в зале была устроена выставка хлебобулочных изделий. Это только маленькая часть того, что можно вы­ печь.

    Сообщение темы классного часа.

- ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ

Комовато, ноздревато,

И кисло, и пресно,

И легко, и кругло,

И черно, и бело.

Режут ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят! (Хлеб)

Правильно, ребята.

Хлеб никогда не приедается, не надое­ дает - таково удивительное свойство этого главного продукта питания.

Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В му­ зее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера ломтик хлеба, испеченный 6 тысяч лет назад. . Когда- то очень давно он попал в густой ил, со време­ нем окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!

Профессия пекаря –одна из древних на

земле. Особенно ценился тот пекарь, кото­ рый умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень бога­ тые люди.

Звучит песня «Русское поле», муз. Я.Френкеля, слова И.Гофф.

Дети одеты в русские национальные костюмы, у одного из них в

Руках хлеб-соль.

Они читают стихи.

Если мы хотим кого - то Он на блюде расписном

Встретить с честью и почетом , С белоснежным рушником Встретить щедро , от души , С караваем соль подносим ,

С уважением большим , Поклонясь , отведать просим :

То гостей таких встречаем - Дорогой наш гость и друг ,

Пышным круглым караваем . Принимай хлеб - соль из рук !

(Девочка с хлебом-солью в руках выходит вперед, кланяется и ставит

хлеб-соль на стол).

Сегодня наш классный час посвящен хлебу. Мы расскажем о том, как

хлеб попадает на наш стол, почему о хлебе люди говорят: «Хлеб -

всему голова».

II . Чтение стихотворений.

1. Пышный , мягкий , пропеченный ,

Подрумяненный слегка ,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека . 3. В нем земли родимой соки ,

2. В каждый дом , на каждый стол Солнца свет веселый в нем .

Он пожаловал , пришел , . Уплетай за обе щеки ,

В нем здоровье , наша сила , Вырастай богатырем .

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло,берегло. 4. Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает.

Сколько требует ухода

Мать-земля на целый год.

5.В каждый дом, на каждый стол

Хлеб пожаловал, пришел,-

В нем - здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло.

Много рук его растило

Сохраняло, берегло.

III . «Как хлеб на стол пришел». (Рассказы детей, на доске
картинки). Учитель. Издавна кормит людей матуш­ ка-земля. Во времена, когда люди еще не уме­ ли пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случа­ лось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятав­ шиеся в корзинке несколько зернышек. Слу­ чайно упадут они на землю возле дома - глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен полу­ чалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а спе­ циально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колос­ ки. Сперва - ячменя, потом пшеницы и ржи.

Сегодня на нашем столе, на самом почет­ ном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппе­ титной корочкой, сдобный. А вспомним, как не просто пришел он к нам. Много людей по­ могало ему в этом: и тот, кто пахал землю, се­ ял, убирал, и тот, кто потом хлеб молол, а по­ том испек. Трудно, тяжело достается хлеб. Потому и говорят часто: «трудный хлеб». Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он зани­мает важнейшее место в жизни человека.

IV . Беседа о бережном отношении к хлебу.

Чтецы:

1, На свете я видел хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом,

Он отдыхал, накрытый холстом.

2. В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка,

Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это
слово - жизнь. В музее истории г. Санкт- Петербурга хранится кусочек
заплесневелого хлеба величиной с мизинец. (Показ фото). Таков был в
зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного
немцами города. А людям надо было работать, нужно было жить,
нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда стра­ ны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зер­ ен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре.

В дыму ленинградское небо, Блокадного хлеба

Но горше смертельных ран Сто двадцать пять грамм.

Тяжелого хлеба,

Чтецы: 1. В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб - всей жизни голова!»

    Зерна наших дней, светитесь
    Позолотою резной.
    Говорим мы, берегите,
    Берегите хлеб родной.
    Берегите каждый колос
    Наших радостных полей,
    Словно песен тихий голос
    Громкой родины своей!

    Не хотим мы видеть черных

Зерен, выжженных войной,

Пусть сияет нам узорный

Золотистых волн прибой.

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Золотой простор бескрайний -

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Хлебное поле большое, как море -

Не сосчитаешь колосьев на нем

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда -

Эта живая награда за труд.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!» (Хором.)

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!» (Хором.)

Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент- Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас величием труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем». А теперь я хочу, чтобы вы послушали сказку «Легкий хлеб» и ответили на вопрос «Бывает ли хлеб легкий?»

Легкий хлеб

(Белорусская народная сказка)

Косил однажды косарь траву на лугу, сел под кустик отдохнуть. Выходит вдруг из леса голодный волк. Волк подошел к человеку и попросил у него хлеба. Понравился волку хлеб, он и говорит:

- Хотел бы я каждый день хлеб есть. Но где мне его доставать?
Подскажи.

    Надо землю вспахать.

    Тогда и хлеб будет?

    Нет, брат, постой. Дождись, пока рожь взойдет, весной вырастет,
    потом зацветет, затем начнет колоситься, потом зреть...

    Ох, - вздохнул волк, - долго же, однако, надо ждать! Нет! Это работа
    больно скучная и тяжелая. Лучше посоветуй, как легче еду добыть...

    Ну, что ж, - говорит косарь. - Раз не хочешь тяжелый хлеб есть,
    поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон, увидел коня:

Конь, конь! Я тебя съем.

- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног
подковы, чтобы не сломать себе зубы об них.

Согласился волк, нагнулся подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы. Перекувыркнулся волк - и бежать. Съесть - то не съел коня, да зато легкого хлеба отведал... и по сей день волк легкого хлеба ищет.

    Скажите, бывает ли «легкий хлеб»?

    Почему вы так думаете?

    Когда за столом вы, ребята, сидите, то помните, кто для вас хлеб
    создает. Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист,
    металлург - народ.

Запомните на всю жизнь: в хлебе - душа родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня и завтра, и всегда, трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас. Святое дело - вырастить хлеб. (Учитель зачитывает данные, записанные на доске).

* Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов
муки первого сорта.

    На выпечку одного батона уходит 1200 зерен.

    Ежедневно в стране выпекается 82000 тонн хлеба.

    В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

V . Составление правил.

- Что мы можем сделать, чтобы проявить бережное отношение к хлебу?
Ребята напоминают правила, которые должны знать все:

1.Мой руки перед едой.

2.Бери хлеба столько, сколько съешь.

3.Нельзя играть с хлебом.

4.Остатки хлеба отдай птицам.

VI . Работа с пословицами.

- В народе существует много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте
их вспомним.

Дети делятся на группы. Каждая группа получает карточки с набором слов, из которых они составляют пословицы.

    группа. Будет хлеб - будет обед.

    группа. Рожь поспела - пора и за дело.

    группа. Хлеба к обеду в меру бери: хлеб драгоценность, им не сори.

    группа. Матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеничка с разбором.

VI . Итог . Послушайте стихотворение СВ. Михал­ кова «Булка». Оно написано давно, но и се­ годня не потеряло своей значимости.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто.

При всех ее поцеловал.

    Вы кто такой? - спросили дети,
    Забыв на время про футбол.

    Я - пекарь! - человек ответил
    И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

И, взаключении, я сейчас расскажу вам сказку о девоч­ ке, которая наступила на хлеб.

Жила на свете девочка по имени Инге. Бы­ ла она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога прохо­дила через болото. Жалко стало Инге своих на рядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге поступили пи хлеб, как хлеб имеете с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подзе­ мелье у ядовитой старухи - Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Ру­ки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне», - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.

Однажды эту историю услышала малень­ кая девочка. «Бедная, бедная Инге! - запла­кала она. - Как бы я хотела, чтобы Инге по­ просила прощенья и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого серд­ца Инге. И она залилась слезами раскаянья.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой выле­ тела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и бе­ речь хлеб.

Дети угощаются хлебобулочными изделиями, которые были принесены на классный час.

Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Мы расскажем вам, как появился первый хлеб и как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему. Как передавали эту любовь от поколения к поколению. Расскажем о том, как выпекается хлеб, из чего он делается, почему одни хлеба белые, а другие черные. Не забудем поведать вам и о хлебном великолепии и разнообразии: о многочисленных видах и сортах, формах и названиях хлебобулочных изделий. Обязательно вспомним любопытные истории, связанные с тем или иным видом хлеба. И хотелось бы верить. Что наше повествование поможет вам по – новому, добрыми и заинтересованными глазами взглянуть на хлеб наш насущный.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 7 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование представления о хлебе как основе жизни человека.
Задачи:
1. Образовательная : расширить представление учащихся о хлебе, о том, как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему.
Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес литературе.
Оборудование: Выставка книг о хлебе, выставка рисунков детей

Классный час «Хлебу – почтение вечное»



Булочная Филиппова
Париж издавна славился магазинами сыров, Рим – обувными магазинами, а Москва в 19 – начале 20 века – своими булочными, и одним из самых знаменитых были булочные Филиппова. Публика сюда приходила самая разномастная – от учащейся молодёжи до старых чиновников в дорогих шинелях, от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин.


Сюда приходили москвичи, чтобы «вдохнуть хлебный дух». А детвора особенно любила отделение, где продавали булки, калачи, пряники. «Просунешь свой пятиалтынный продавцу, - вспоминали современники, и говоришь громко: «Фунт мятных пряников». Продавец непременно пошутит с тобой и быстро – быстро всыплет пряники в бумажный мешочек…». В той же Филипповской в продаже всегда были десять – двенадцать сортов пшеничной выпечки, пять – восемь – из ржаной муки. А еще около дюжины, в особинку и на радость покупателю, - свои фирменные калачи и калачики (три разновидности), песочная с творогом и повидлом квадратная ватрушка, обварные бублики, царские баранки, сушки, витушки, венская сдоба, ватрушки, бриоши…
Сам основатель династии Филипповых, Максим Филиппов, приехал в Москву из Калужской губернии в 1803 году. Вначале подрабатывал пекарем, затем, собрав денег, стал владельцем собственной пекарни на углу Бульварного кольца и ул. Мясницкой. Максим Филиппов вместе со своей семьей выпекал и продавал калачи и пироги с разной начинкой в торговых рядах города.


Иван Максимович Филиппов
После смерти отца его дело продолжил сын – Иван Максимович (1824 – 1878). К концу 1860-х годов в семье Филипповых было три хлебопекарных заведения: калачное, булочное и бараночное – на Тверской, в доме Манухина, на Сретенке, в доме Спаса, и на Пятницкой, в собственном доме. Именно Филиппов впервые в России организовал хлебный магазин при пекарне. В пекарне на Сретенской также впервые появились получившие вскоре известность во всём городе пирожки с требухой, кашей, капустой, визигой и др. Ассортимент хлеба был разнообразный: из ржаной муки (мелко смолотой и просеянной) выпекали бородинский, стародубский, рижский; а уж из пшеничной муки – неисчислимое количество сортов: французские булочки простые, с поджаристым загибом, обсыпанные мукой маленькие копеечные французские хлебцы, именовавшиеся «жуликами», витушки из перевитых жгутов крутого теста, саечки, обсыпанные маком или крупной солью, сайки простые, выпекавшиеся на соломе с золотыми соломинками, приставшими к исподу, калачи крупные и мелкие, ситники. Отправлял свой знаменитый хлеб Филиппов и в Сибирь. Калачи и сайки горячими, прямо из печи, каким – то особым способом замораживали, везли за тысячи вёрст, а уже перед самой подачей на стол оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах. Порченая же буханка или каравай, сайка или крендель не могли попасть на основной прилавок – по заведенному правилу скособоченный крендель продавали вдвое дешевле.
С 1855 года И.М. Филиппов состоял поставщиком двора его императорского величества. Звание это он получил за отличное качество и широкий ассортимент продукции. После смерти Ивана Максимовича была создана фирма «Филиппов Иван наследники», которую возглавила его вдова Татьяна Ивановна, а с 1881 года – сын Дмитрий.


Дмитрий Иванович Филиппов

По мере взросления свои булочные получили и другие сыновья Филиппова. Главной булочной оставался магазин на Тверской. После смерти братьев (конец 1890-х годов) все булочные вновь были сосредоточены в руках Дмитрия Ивановича.

Хлеб – соль


Было так: чтобы не стать врагами,
И под кровом вечно мир хранить,
Непременно должен был с гостями
Хлеб да соль хозяин разделить.

И сменялась ненависть любовью,
Радость шла наперекор беде.
Кто отведал вместе хлеба с солью,
Тот не мог помыслить о вражде.

Так давались верные обеты,
Так крепчала русская земля.
Чтились предков вещие заветы,
Колосились тучные поля.

Хлеб – бесценный дар земли родимой.
Соль – величье мудрости земной.
Дорогим гостям преподносимы
В добрый час и сердцем и душой.

На Руси есть вечные святыни.
В них надежда, вера и любовь.
С хлебом-солью слито воедино
Средоточье мудрости веков.

Наших предков дар неоценимый –
(С той поры прошло немало лет)!
Хлеб да соль, потомками хранимый,
И поныне излучает свет.

Символ дружбы, мира и согласья,
Хлеб да соль, столетия спустя,
Как залог и пожеланье счастья
Преподносят дорогим гостям.
Надежда Павловская

Хлеб – не только основа русского национального стола, но нечто большее. Он – символ народного благополучия. При этом хлеб всегда был главным кушаньем на любом пиршестве: хоть бедняцком, хоть боярском. Хозяин разрезал хлеб на ломти и подавал гостям вместе с солью – а как же иначе? «Хлеб с солью не бранится!» - так гласила народная присказка. Хлеб также означал почет и уважение. С тех давних пор и вошло в обиход выражение «хлебосольный хозяин». Отсюда, видимо, и пошли на Руси обычаи, связанные с хлебом – солью, пережившие многие столетия и в почти неизменном виде дошедшие до наших дней. Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодожёнов, новосёлов хлебом и солью, то есть выносом на полотенце или подносе большого каравая с солонкой. Хлеб в таком сочетании означает полный стол, а соль является древним, уже позабытым символом охраны, оберега дома. Позднее она стала ещё и высоким мерилом ценности и вкуса пищи, то есть символом хорошей еды. Вынос хлеба – соли как высший, и торжественный знак расположения сохранился и до сих пор. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб – соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.


«Сяду на пенёк, съем пирожок», говаривал Медведь в известной сказке про Машеньку; Красная Шапочка с риском для жизни несла больной бабушке пирожки через лес…. Быть может, с пирожками из сказок вы, ребята, познакомились даже раньше, чем с настоящими, ведь далеко не в каждой современной семье пекут пирожки.
Но если углубиться в историю, то мы узнаём, что изначально пирогом называли ситный хлеб, то есть хлеб, испечённый из лучшей просеянной пшеничной муки тонкого помола. Безусловно, в 12 веке такой пирог можно было только на знатных пирах увидеть да попробовать. Но на пиры тогда не каждого звали. В 14 – 15 веках в летописях рассказывается уже о пирогах с разными начинками. Вообще пирог – это и есть блюдо из теста с начинкой, которое выпекается или жарится, варится или даже коптится. Рецептов пирогов множество, различаются они по виду теста (дрожжевое, бисквитное или слоёное), по разнообразию начинок (с капустой, грибами, ягодами, вареньем и т.д. и т.п.), а ещё пироги могут быть открытые, закрытые и слоёные (не тесто слоёное, а пирог слоями укладывается, чтобы так потом и в печку попасть). В русской кухне для пирогов обычно используется несладкое тесто. Все пироги в старину имели продолговатую форму и различную величину; большие назывались пирогами, а маленькие – пирожками.
На Руси пирог испокон веков считался символом домовитости. Отсюда и поговорки: «Пироги ешь – хозяйку тешь!», «Без блина не Масленица, без пирога не именинник». Некоторые пироги использовались в обрядах (сватовство, поминки). Ни один русский свадебный стол не обходился без курника – закрытого пирога, по форме напоминающего купол. Именно с курником связан ритуал размалывания хлеба. Пирог разламывали над головами новобрачных, и от того, сколько пшеничных зёрен упадёт на голову молодым, зависело, насколько богатой и сытой будет их совместная жизнь. На следующий день после свадьбы молодая жена должна была испечь пирог. Этим пирогом она потчевала гостей, и по его вкусу судили о домовитости будущей хозяйки.
Как свидетельствует историк Н.И. Костомаров, «по способу печения пироги были пряженые и подовые. Подовые были всегда из квасного теста, пряженые иногда из квасного, иногда из пресного. Мука для них употреблялась пшеничная крупитчатая или толчёная, смотря по важности дня, когда они готовились; пеклись также и ржаные пироги. Сладкие пироги… с изюмом и другими разными ягодами… пеклись и не в пост вместо пирожных».
В знаменитом «Домострое», составленном во времена Ивана Грозного священником Сильвестром, перечисляются всякие пироги и пирожки: жареные с горошком, пироги подовые квашеные с горошком, пироги маковые большие жаренные в конопляном масле с горошком, большой пирог с маковым соком да сочнями, пирог с сочнями, внутри переложенный блинчиками…. Так что, как видим, в способах изготовления пирогов и пирожков, как и в начинках, нехватки фантазии не наблюдалось. Традиционно «фирменным» московским кушаньем были кулебяки, расстегаи, курники, рыбники (закрытые пироги с начинкой из рыбы) и прочие замысловатые выпечки.

Испеки нам бабушка пироги с капустой,
Чтобы теста мало, а начинки густо!
Мы тебе поможем, всю муку просеем
И капусту с огорода принести сумеем.

Мелко крошится вилок, в миске дышит тесто
Быстро растолстело, стало ему тесно.
Дружно лепим пироги, печка пышет жаром,
Там они покроются корочкой с загаром.

Из духовки старенькой пахнет очень вкусно!
Скоро будут каждому пироги с капустой.
Пышные, румяные просто загляденье!
Горкою на блюде всем на удивленье.

Закипает самовар на столе в беседке,
Сосчитали пироги воробьи на ветке.
Удался обед в саду, бабушка довольна,
Заходите к нам друзья, встретим хлебосольно!


Тайна записной книжки:
Традиция выпекать на свадьбу праздничный обрядовый хлеб присуща всем славянским народам. На русских свадьбах – это каравай, у белорусов и украинцев также существуют каравайные традиции. Свадебные караваи украшались сложными тестяными узорами, иногда живыми колосьями и веточками калины. Колосья пшеницы символизировали изобилие, достаток, листья или гроздь калины – любовь, прибавление в семье. У татар готовят на свадьбу пирог из слоёного теста – губадию. Название иное, а обрядовое значение такое же.

Коврижки


Случалось ли вам, ребята, прося у родителей купить что – нибудь, в ответ услышать: «Да ни за какие коврижки!». По их суровому тону вы понимаете, что это значит «ни за что на свете». И вы наверняка задавали вопрос: «А это что за коврижки такие?».
Древнерусская коврига представляла собой большой хлеб, но не круглый, как каравай, а трёх – или четырёхугольный. В некоторых областях России ковригой иногда называют круглый толстый ломоть хлеба, отрезанный «во всю ковригу», то есть по диаметру. «Погнался за ломтём, да ковригу потерял», - наставительно говорили в народе. А вот когда речь заходила о коврижке…. Казалось бы, чем коврижка может отличаться от ковриги? Размерами, да и только. Но тем и удивителен русский язык, что коврижкой уже величали битый пряник с узорами, то есть сладкую выпечку из пряничного теста: с мёдом, сахаром, орехами, изюмом.
Широко известны были вяземские и владимирские коврижки. «Большая, круглая и узорная коврижка почётно преподносится на свадьбах и других обрядах», - уточняет В. Даль. А охотника до коврижек, как и мастера по выпеканию сих сладостей, прозывали коврижником. Вот такие коврижки.


Взлетает пламя в высоту
И озаряет чайхану.
Но не пугайтесь, не пожар,
Тандыру нужен сильный жар.
И алый хвост, как из вулкана,
Как танец вечного канкана –
Огонь поет нам песнь свою,
Сжигая всю гузапаю.
Ушла стихия наконец,
И к делу приступил творец.
Как гнезда ласточки висят,
Самсы в тандыре, прямо в ряд.
Немного времени пройдет,
Дразнящий дух от них пойдет.
Самса, пронизанная жаром,
Сверкает бронзовым загаром.
С пылу с жару пирожок-
Укуси скорей дружок.
Очень остро? Не беда!
Этим славится самса.
Александр Ястребов

Во всех городах и населённых пунктах Узбекистана, Таджикистана, а теперь и в России, как и пирожками, торгуют на улицах и на базарах, её предлагают в небольших кафе и придорожных закусочных. Подаётся она даже в ресторанах, где чаще всего печётся из сдобного теста и имеет «европеизированный» вид.
В России самса встречается в основном виде треугольника, хотя эта разновидность пирожка бывает и округлой формы.
В узбекской, таджикской и других тюркских кухнях самсу предпочитают с начинкой из рубленого мяса с салом (преимущественно баранины, но готовят и из говядины, курятины) и луком. Вариантов приготовления этого сытного блюда множество. Например, в Алматы самсу делают с начинкой из твёрдого сыра. Но тесто для самсы всегда пресное, слоёное. При этом традиционно самса с мясом выпекается в тандыре.
Тандыр – особого вида печь – жаровня для приготовления пищи у народов Азии. Это большая керамическая посудина (полусфера объёмом от 0,25 до 1 куб.м) с круглым проёмом в стенке или дне. Как правило, тандыр ставится во дворе на глиняную платформу дном кверху. Стенки снаружи обмазываются толстым слоем сырой глины. Это делается для повышения теплоёмкости печи. Перед использованием тандыр жарко натапливается дровами или хворостом. После того как всё топливо прогорит, стенки тандыра быстро протираются от налёта гари, после чего к ним опять – таки быстрыми движениями прикрепляются предназначенные к выпеканию изделия. Они доходят до готовности за счёт тепла, накопленного в толстых стенках тандыра. Готовые изделия из такой печи вынимаются при помощи специального ковша и крюка с длинными рукоятками.
Но в последнее время самсу всё больше готовят в электрических и газовых духовках (где же, к примеру, в Москве взять тандыр?)

и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Конспект открытого занятия с 7 классом.

Цель урока: показать детям, что во все времена, у всех народов, во всех странах - хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Наглядные пособия:

Пластинка Я.Френкеля "Русское поле" картина И.И.Шишкина "Рожь". - плакаты, пословицы о хлебе, изделия из муки.

Ход занятия

I. Сегодня мы проводим очередной урок культуры поведения. Но прежде чем говорить о новом материале, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

1. Кого мы называем культурным человеком? 2. Что такое культура внешняя и внутренняя? 3. Назовите, пожалуйста, хорошие манеры.

В наше время мы уделяем большое внимание развитию духовной культуры, потому что человек нашего общества - это прежде всего человек всесторонне развитый, всесторонне образованный. Сегодня мы затронем ряд вопросов, определяющих культуру человека. Я не буду называть тему урока, вы сами сформулируете ее и сделаете это в конце урока.

А сейчас послушаем песню "Русское поле" Френкеля. Какую картину вы мысленно себе представили?

Большое желтое поле, огромное как море. Эту картину написал давным-давно замечательный русский художник

Рожь, рожь, дорога полевая Ведет неведомо куда. Рожь, рожь до свода голубого Поля без края и конца.

Эти бескрайние золотые поля - наша богатство, наш хлеб. Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью.

На наш урок пришли гости и мы встретили их хлебом-солью, как делали это задолго до нас,

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то встретить с честью и с почетом.

Встретить щедро от души, с уважением большим. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб-соль из рук. П. Пышный, мягкий, пропеченный Подрумяненный слегка Хлеб с горбушкой золоченой К нам пришел издалека. III. Дороже золота и соболя Он всем и всему голова У хлеба значенье особое И так повелось это исстари -Изба пирогами красна Хлеб - самая главная исповедь Перед жизнью во все времена.

Царская Россия издавна была главным поставщиком хлеба за границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари, не разгибая спины трудились на полях помещиков и кулаков, этот хлеб, политый потом и кровью, ели его не вдоволь.

Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая. Но был и другой

С мякиной, с трухой, со жмыхом Он все же казался желанней всего И матери тяжко и тайно вздыхали, Когда на частицы делили его.

Великий русский поэт Некрасов так писал о тяжком труде землепашца:

Руки, что вывели борозды эти Высохли в щепки, повисли как плети. Очи потухли, и голос пропал, Что заунывную песню певал. Как на соху налегая рукою Пахарь задумчиво шел полосою.

Видите, ребята, как тяжел, безрадостен был труд крестьянина, как дорого доставался хлеб. Не случайно поэтому в нарядных сказках всегда присутствуют или скатертъ-самобранка, или молочные реки с кисельными берегами. Народ мечтал об изобилии, о том, что труд на полях должен приносить радость.

Писатель Н.Чернышевский в своем романе "Что делать" нарисовал картину свободного труда.

Чтение отрывка (4-ый сон В.П.). Вы понимаете, ребята, что это была мечта. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.

Послушайте что написал о хлебе замечательный педагог Сухомлинский: "Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испеченный из новой ржи. И рядом с хлебом - отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: "Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым". Пусть же для нас с вами хлеб будет святым. В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день. Показать кусок в 125 г. И все же они делились этими крохами с голодающими рабочими Германии. В Москве, в музее Революции хранятся эти маленькие черные сухари. В этом поступке - величие настоящего человека. Именно хлебом, отношением к хлебу, умением дорожить им выверяется душевная щедрость человека. Хлеб, которым делятся с тобой в трудную минуту - не имеет равного по вкусу.

Крепла наша страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины-трактора, комбайны, самолеты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась В.О.В. Молодое поколение страны узнало цену военного хлеба.

Я помню хлеб, военный, горький. Он весь почти из лебеды. В нем в каждой корке, в каждой крошке Был горький вкус людской беды. И горе было частым гостем Им были детства дни полны Особо помнил мы, что счастью Был равен горький хлеб войны.

В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба:

В дыму ленинградское небо, Но горше.смертельных ран Тяжелого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм. Блокадный хлеб со слезой пополам. Кто ел его, о нем не забывает.

Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Если мы с вами будем в С.-Петербурге, то обязательно сходим в музей истории города и увидим маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб. Это очень важно и нужно нам, чтобы лучше ценить хлеб.

Знаете, ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен. Сколько же зерен нужно, чтобы накормить народ страны?

Знаете ли вы, что если каждый человек за I день не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит у нас в интернате 10 кг, которыми можно накормить 20 человек за день, 600 - за месяц; 7200 - за год.

Знаменитый хлебороб Александр Гиталов так сказал: "Не крохоборства ради мы ведем разговор о бережливости, а потому, что бережливость-мать богатства. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, что не изведали голодного лиха, не ценят хлеба».

Даже не верится нам с тобою, Что кто-то сорит этим чудом земли Сердце за хлеб обливается болью, Когда он лежит в придорожной пыли И если заметить кусок в небрежной В грязи придорожной, в подножной пыли, То самое первое сердца движенье Поднять и спасти это чудо земли.

Когда вы берете в руки кусок хлеба, задумайтесь о том, труд скольких людей в нем заключен.

Не сама собой природа Хлеб на блюде подает Сколько требует ухода мать-земля за целый год. Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает. Колхозник, рабочий, строитель, учитель, Шахтер, машинист - народ!

Для того, чтобы хлеб был у всех на столе и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна.

И труд, и хлеб - не случайные встречные. Их судьбы сплетает единый узор. Ведь труд без хлеба - трагедия вечная. А хлеб без труда - это вечный позор.

Помните, ребята, я говорила вам о том, как в трудные минуты московские рабочие помогали голодающим рабочим Германии? Сейчас, когда нам приходится трудно, на нашу беду, нашу боль откликнулись наши немецкие друзья, да и не только немецкие. Нам шлют помощь, с нами делятся люди из других стран.

Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери - "Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что, им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий.

Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем". Сейчас как никогда мы должны как можно бережнее относиться к хлебу. Он стал очень и очень дорогим. Сравните цены: белый батон стоил 25 коп., теперь он стоит 20 py6. Это его настоящая цена. Он и раньше стоил также дорого. Просто государство доплачивало за нас за хлеб, а мы не ценили его. Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?

1. Положить в целлофановый пакет на батарею, 2. Приготовить панировочные сухари. 3. Посушить гренки для супа. 4. Поджарить гренки к чаю. 5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе?

1. Хлеб - всей жизни голова 2. Худ обед, коли хлеба нет. 3. Хлеб в закромах - счастье в домах. 4. Не красна изба углами, красна пирогами. 5. Сердить, бранись за хлебом - солью сходись. 6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах 7. Нашей пшеницей солнце гордится, вечер настанет, не хочет садиться.

А знаете ли вы значение пословицы. Хлеб не ешъ - откуда сила? Потому что хлеб очень сильный. В гостях на столе мы видим различные вкусные блюда, а хлеб стоит в стороне, нарезанный тонкими ломтиками, накрыт салфеткой и хозяин обносит гостей, предлагая хлеб. Хлеб не обижается на то, что его не ставят в центр стола, потому что он очень сильный, а сила не обижается. "С хлебом сила приходит". "Хлеб - всей жизни голова?"

Не мечтаем мы о чуде К нам полей живая речь! Берегите хлеб, вы, люди, Научитесь хлеб беречь. Зерна наших дней светить Позолотою резной. Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной.

IY. А теперь вернемся к началу нашего урока. Давайте сформулируем вместе тему нашего урока.

1. Хлеб - наше богатство 2. Берегите хлеб 3. Хлеб - всей жизни голова.

Повторите правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

1. Береги хлеб, он дорого достается 2. Не оставляй недоеденных кусков 3. Никогда не бросай хлеб. 4. Продли жизнь хлебу. 5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу.

Ведь ничего дороже нет на свете, Чем теплый хлеб, лежащей на столе.

Урок окончен. Спасибо вам за то, что были активны, спасибо гостям, за то, что пришли к нам на урок.

Приглашаем всех разделить с нами хлеб-соль.

Классный час на тему: "Хлеб - всей жизни голова"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:
Поделиться