♥ღ♥Николай Рыбников и Алла Ларионова: неизвестные факты о знаменитой актерской семье♥ღ♥. Алла Ларионова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото Николай ларин друг ларионовой

Алла Ларионова родилась в Москве, ее родители познакомились во время Гражданской войны и прошли Великую Отечественную, но уже вместе с Аллочкой. Ей было 9, когда их с матерью эвакуировали в Татарстан. Там девочка давала свои первые выступления - читала стихи раненым в госпитале. Именно тогда начался ее путь к славе.

Но мама Аллы была против перспектив звездного будущего для своей дочери. Несколько раз она отказывала ассистентам режиссеров, которые уже видели в маленькой девочке звезду телеэкранов. Но когда Аллочке исполнилось 16, ей уже не нужно было родительское благословение. Так, девушка попала в массовку «Мосфильма». Для Аллы съемки стали смыслом жизни, она забросила школу. Кое-как окончив учебное заведение – на «тройки», - будущая знаменитость подала документы сразу в несколько «творческих» вузов. В ГИТИСе удача Алле не улыбнулась: она просто забыла текст. ВГИК тоже не принял девушку с распростертыми объятьями, Алла внешне не понравилась Сергею Герасимову. Однако супруга мэтра, актриса Тамара Макарова, смогла переубедить мужа. Именно она разглядела в абитуриентке «что-то такое»... Изюминку, как принято говорить.

В студенческие Алла стала еще активнее сниматься в кино, и именно на одной из съемочных площадок она познакомилась с Иваном Переверзевым, артистом, который на тот момент находился на пике популярности. У них начался роман, который, увы, так и не перерос в полноценную семейную жизнь. Несмотря на то, что актриса носила его ребенка, Переверзев не изъявил желания на ней жениться, и даже втайне расписался с другой.

Ослепительная красота Аллы не оставляла никого равнодушным. Казалось, все мужчины мира падали к ее ногам, за ней ходили толпами. Однако в ее жизни был лишь один мужчина, роман и совместная жизнь с которым осчастливили Аллу, - Николай Рыбников. В студенческие годы молодые люди учились вместе, но в то время как Алла испытывала к нему самые нежные чувства, Николай был увлечен другой девушкой.

«Я плакала по ночам в подушку, а с его стороны не было даже намека. Потом я успокоилась, а Коля, наоборот, загорелся», - вспоминала свои студенческие годы Алла Дмитриевна.

Уже вскоре, поняв свою ошибку, Рыбников стал искать возможность заполучить сердце Аллы обратно. Несколько раз он даже ввязывался в драку, защищая честь любимой. Потом, отчаявшись, попытался повеситься, но его вовремя спасли. Из-за этого случая он потом наслушался «приятностей» от Сергея Герасимова, в итоге наставник дал ему очень дельный совет: завоевать девушку любой ценой.

Николай Рыбников начал в буквальном смысле преследовать Аллу. Звонил, присылал телеграммы с признаниями в любви. И однажды, во время съемок в Москве, ему сообщили: пора! В этот момент в Минске глубоко беременная Алла нашла паспорт Переверзева, в котором красовался свежий штамп о браке. Между ними было все кончено. А вот для Николая все только начиналось. Актер незамедлительно полетел в Минск - делать предложение своей возлюбленной. На календаре - 2 января 1957 года, праздничные дни. Однако это не помешало паре расписаться: Рыбников нашел загс, в котором согласились заключить брак актеров. Так началась их счастливая семейная жизнь самой красивой пары того времени.

Сначала в паре родилась Алена, которую Николай принял как родную дочь. Даже узнав правду о своем рождении, она не стала меньше любить своего обожаемого папу, который ее вырастил… Потом родилась вторая дочка - Ариша.

Супруг Аллы Дмитриевны оказался человеком чрезвычайно замкнутым. Публичные места – по причине своей известности - не любил, не хотел, чтобы на него все постоянно глазели. Даже на отдыхе с друзьями Рыбников всегда держался в стороне, на дни рождения к друзьям тоже редко захаживал. А если появлялся, то никому не позволял смотреть на жену: очень ревновал…

Однажды Ларионовой предложили сыграть эпизодическую роль где-то под Тверью. За несколько дней Рыбников так соскучился по супруге, что на следующий же день после ее отъезда решил поехать к ней на машине. И тут - случилось несчастье: Николай перевернулся, торопясь к любимой.

«Мы ни о чем не знали: сидим с Аллой, пьем чай.. Сстук в дверь, на пороге - милиция: «Николай Николаевич попал в аварию». Привезли Колю со сломанным ребром, лежит, дышит с трудом, но в больницу ехать отказывается. Алла - в слезы. Я говорю: «Коля, если ты ее так любишь, что в Москве дождаться не мог, то почему заставляешь страдать? Посмотри, как она переживает». Вот тут-то он и согласился на больницу», - вспоминала подруга звездной пары, продюсер Светлана Павлова.

Алла Ларионова и Николай Рыбников прожили вместе 33 года. В 1990 году Николая не стало, актриса тяжело переживала потерю мужа. Стала более замкнутой, места себе не находила: непривычно было жить одной. Спасали только друзья, семья и работа в театре. Алла Дмитриевна Ларионова прожила без любимого мужа еще 10 лет.

Материал подготовлен по информации 7days.ru и peoples.ru .

Такой актёр как Николай Рыбников показывает всему миру, каким талантливым был советский кинематограф. Картины, в которых он принимал участие, например, «Девчата» и «Высота», до сих пор популярны у зрителей.

Его детство и жизнь в целом была достаточно сложной, военная юность, смерть родителей, неразделённая любовь, такие моменты подарили актёру по-настоящему мужской характер и научили, что в этой жизни нужно уметь радоваться мелочам, чтобы быть счастливым. Поклонники его творчества находятся даже среди современников, потому что актёр умеет подкупать публику своей искренностью и необычайно сильным талантом.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Николаю Рыбникову

Родился известный актёр 13 декабря 1930 года, а умер 22 октября 1990 года, прожив 59 лет и не дожив всего полтора месяца до своих 60-ти лет. Рост у актёра был 176. Жизнь актёра была трудная, хотя и очень интересная. А вот под конец своей жизни актёр сильно поменялся, превратился в обычного пенсионера, стал часто выпивать и даже начал курить.

Но немного позже одумался, бросил пагубные привычки и проживал жизнь обычного человека, который ездит на дачу и ухаживает за огородом. Рост, вес, возраст. Сколько лет Николаю Рыбникову, теперь данная информация вам известна.

Биография Николая Рыбникова

Родился актёр в Воронежской области, городе Борисоглебске. Семья у Николая была обычная, состоящая из рабочих. Папа работал слесарем, и иногда играл на сцене местного театра, а мама была домохозяйкой, занималась ведением дома и воспитанием двух сыновей. Помимо Николая в семье был ещё старший сын Вячеслав.

Когда началась война, отец Коли ушёл на войну. А мама вместе с двумя сыновьями переехала в Сталинград к своей сестре. Она думала, что там будет безопаснее, чем в родном городе. Немного времени спустя, семье пришло известие о гибели отца на фронте, мама не смогла справиться с такой новостью, и ещё недолго прожив, тоже скончалась. Так мальчики остались без родителей.

Николай учился в школе, и уже тогда пробовал на себе актёрское ремесло, выступая на местных утренниках и театральных постановках. Но, несмотря на открывшийся талант, после окончания школы парень поступил в медицинский институт Сталинграда. Правда, спустя пару лет обучения он понял, что данная профессия ему не по нраву, забрал документы и уехал в Москву, чтобы осуществлять свою мечту насчёт актёрской карьеры.

Приехав в Москву, он без труда и с первого раза смог поступить во ВГИК. Все преподаватели отмечали его способности и амбициозность. Парню удавалось добиться того, что не удавалось остальным. А его актёрский талант просто покорял своей многогранностью. Он играл как комедийные, так и драматические роли. А ещё Николай очень любил розыгрыши и часто пародировал известных личностей, разыгрывая преподавателей, за что его не раз собирались выгнать из института, но когда актёр выходил на сцену и начинал играть, все сразу забывали обо всех шалостях Николая.

Сразу после окончания обучения Николаю удалось устроиться в Сталинградский театра, где он оттачивал своё мастерство, играя различные роли. Актёр всегда любил экспериментировать, поэтому выбирал иногда настолько отличительных друг от друга персонажей, что никто не верил, что можно так перевоплощаться, но Николай доказал, что талантливый человек талантлив во всём.

Впервые Николай Николаевич появился на экране в 1953 году. Это был фильм «Команда с нашей улицы», в нём Рыбников сыграл роль Дроздова. Но этот фильм не принёс парню большую популярность. Зато «Тревожная молодость» открыл актёра как личность, и все кинокритики были в восторге от такой актёрской игры. Именно после этого фильма его заметили режиссёры и стали приглашать к себе на съёмки.

Но настоящий триумф актёр принёс фильм «Весна на заречной улице», в котором он полностью раскрыл свой талант и показал всему советскому союзу, на что способен. Затем, в карьере актёра было ещё несколько знаменитых картин, и уже начиная с 70-х годов, приглашения в фильмы становились для Николая редкостью.

Фильмография: фильмы с участием Николая Рыбникова в главной роли

Фильмография талантливого актёра известна всему союзу такими фильмами, как: «Дорого правды», «Гибель империи», «Седьмое небо», «Будь здоров, дорогой», «Без году неделя», «две жизни». Эти фильмы были популярны не только при жизни актёра, но и даже сейчас по-прежнему волнуют публику.

Он всё больше становился домочадцем и похожим на обычного пенсионера. Следил за огородом, ездил на дачу, занимался соленьями. Умер актёр во сне. В тот вечер он попарился в бане, а затем решил выпить немного конька, после чего лёг спать. Посреди ночи у него случился сердечный приступ и он быстро скончался. Актёра похоронили на Троекуровском кладбище в Москве. Рядом с Николаем Николаевичем похоронена его жена Алла Ларионова.

Биография Николая Рыбникова наполнена как плохими, так и хорошими моментами. Несмотря на смерть обоих родителей ещё в юном возрасте, пережитые военные года, актёр смог добиться исполнения своей мечты благодаря своей воле и стремлению.

Личная жизнь Николая Рыбникова

Личная жизнь Николая Рыбникова достаточно обычная, он не знаменит множествами романов и на протяжении всей жизни у него было только одна жена, она же и была любовью всей его жизни. Ещё во время обучения во ВГИКе он встретил свою будущую жену Аллу Ларионову. Он любил, но безответно, у неё было много романов, она меняла мужчин, а на Николая не обращала внимания. Однажды от неразделённой любви он даже собирался покончить жизнь самоубийством, но его остановили друзья.

После чего об инциденте узнал один из преподавателей, пристыдил парня и сказал, что внимания женщины нужно добиваться, а не строить из себя мученика. Поэтому Николай собрался духом и стал добиваться любимую. Ещё долго пришлось ему мучиться, прежде чем Алла согласилась стать его женой. На тот период, девушка уже была беременна девочкой от другого мужчины, но Николая это не остановило, и он признал рождённую дочку своей. А немного позже у пары появился совместный ребёнок.

Семья Николая Рыбникова

После смерти родителей у Николая никого роднее брата не осталось. Во времена войны мальчиком пришлось очень трудно, в Сталинграде происходили постоянные бомбёжки, поэтому приходилось постоянно прятаться и спасаться. Именно такие годы войны воспитали в них закалённый характер и мужество.

Совсем юным парням приходилось бороться за свою жизнь, что сделало из них взрослых за считанные месяцы. Позже у Николая появилась жена и двое прекрасных дочерей, которые были его настоящей семьёй до самой смерти актёра. Семья Николая Рыбникова гордилась достижениями отца и на протяжении многих лет была по-настоящему счастлива.

Дочери и дети Николая Рыбникова

Первая дочка Николая была ему не родной. Когда он сделал предложение своей будущей жене, она уже была беременна, но Николая не испугал этот факт. Он очень любил Аллу, добивался её на протяжении многих лет, а значит её ребёнка будет любить как свою.

А спустя 4 года совместной жизни у пары родилась ещё одна дочка. Николай никогда не разделял девочек и относился к ним со всей любовью. Дети Николая Рыбникова не пошли по стопам родителей, и ни одна из дочерей не связала свою жизнь с актёрской деятельностью.

Дочь Николая Рыбникова – Алёна Рыбникова

Первая Дочь Николая Рыбникова – Алёна Рыбникова, на самом деле является ему не родной. Алла, жена Николая до женитьбы с ним, строила отношения, и даже жила с актёром Иваном Переверзевым. Несмотря на беременность, Иван не делал девушке предложение, да и вообще не сильно её ценил.

Николай решил брать дело в свои руки и сам сделал Алле предложение. Девушка согласилась, а после рождения Алёны, актёр удочерил её и любил как родную дочь. Алёна долгое время работала монтажёром на телевиденье, а на данный момент она уже на пенсии.

Дочь Николая Рыбникова – Арина Рыбникова

Вторая Дочь Николая Рыбникова – Арина Рыбникова родилась спустя 4 года брака актёров. Девочка тоже не связала свою жизнь с актёрской карьерой. Родилась Арина 19 июня 1961 года, на данный момент её уже нет в живых, она скончалась 17 июня 2004 года.

Ни одна из дочерей не подарила Николаю внуков. Но, несмотря ни на что, своих дочерей актёр любил всем сердцем и относился к ним всегда одинаково, не разделяя на родную, и не родную. Это ещё один пример проявления мужества актёра.

Жена Николая Рыбникова – Алла Ларионова

Жена Николая Рыбникова – Алла Ларионова, тоже была актрисой и причём достаточно талантливой. На её счету работы в 43-х картинах и кинопроектах. Не смотря на то, что она долго не обращала внимания на своего будущего мужа Николая, после нескольких лет совместной жизни она поняла, какое счастье четь ли не потеряла.

Алла по-настоящему любила своего мужа и очень трудна пережила его смерть, ведь сама актриса пережила мужа на целых десять лет. После его смерти она разменяла свою большую квартиру в Москве на две маленьких, чтобы ей ничего не напоминало о покойном супруге. После его кончины она всю свою любовь направила на дочерей, именно они стали её отдушиной. Скончалась Алла в 2000 года так же во сне от обширного инфаркта. Похоронили женщину рядом с мужем.

Фото Николая Рыбникова до и после пластики

В те времена, когда актёр был популярен и вообще строил свою жизнь, такого понимание, как пластическая хирургия ещё не были так распространена как сейчас, хотя уже находились в развитии.

В любом случае, Николая никогда и не требовалась помощь пластических хирургов, потому что человек старой закалки, мог и сам позаботиться о своей внешности. Актёр всегда был достаточно обаятельный и харизматичный, так что если у него и были недостатки, на них даже не обращали внимания. Фото Николая Рыбникова до и после пластики не найти на просторах интернета.

Инстаграм и Википедия Николая Рыбникова

Но на данный момент Инстаграм и Википедия Николая Рыбникова, в которой современные пользователи размещают биография и найденные из жизни фотографии актёра, помогут поклонникам его творчества больше узнать о жизни любимого актёра и, конечно же, узнать в каких фильмах он снимался, чтобы приятно провести семейный вечер за просмотром актёрской игры талантливого Николая Рыбникова. Его фильмы поднимают настроения и дарят настоящий домашний уют.

Жизнь одного из самых солнечных актеров советского кино Николая Рыбникова окружена легендами. Рассказывают, как в детстве он помогал матери, работающей прачкой, отжимать белье, как пошел учиться «на доктора», но через два года подался в актеры, сказав впоследствии, что худшей ролью в его жизни была роль врача, как разыгрывал однокурсников в общежитии — об одном из таких розыгрышей, едва не стоившем Рыбникову жизни, Петр Тодоровский снял фильм «Такая чудная игра». Но больше всего слухов ходит вокруг отношений Николая Николаевича с Аллой Ларионовой — женой и любовью всей его жизни. Он добивался ее руки 10 лет, терпеливо пережидая пылкие романы с другими и подчекнутую сдержанность к нему самому. Женившись, актер так до конца и не поверил, что теперь эта блистательная женщина принадлежит ему. О своих родителях рассказывает старшая дочь Николая Николаевича и Аллы Дмитриевны Алена, которая уже много лет работает режиссером монтажа на Первом канале российского телевидения.

«ВСЕ ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО В НАШЕМ ДОМЕ БЫЛО НА ПАПЕ, ЗАТО ЗА РУЛЕМ МАМА ЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ УВЕРЕННЕЕ»

- Алена Николаевна, что больше всего помнится вам из детства?

- Наверное, то, что родителей постоянно не было дома. Они никогда не отказывались от предложений где-то выступить и срывались в дорогу по первому зову. Когда их не снимали, ездили с концертами «Поет товарищ кино» и «Говорит товарищ кино». Мы с сестрой Аришей по ним очень скучали. Как правило, они приезжали вечером. Если мы еще не спали, целовали нас на ночь, а утром, когда мы просыпались, их уже опять не было. Правда, это не мешало родителям воспитывать нас в строгости.

- Кто был строже - папа или мама?

Разделения на «доброго» и «злого» родителя у нас не существовало. Уж если они считали необходимым серьезно с нами поговорить, то нам с Аришей попадало от обоих по полной программе. Но, конечно, больше всего времени с нами проводила наша любимая бабушка - мамина мама Валентина Алексеевна. Чтобы мы не забыли родителей, она повесила на стену их портреты и время от времени на них показывала - напоминала.

Ариша, которая была на четыре года младше меня, привыкла: раз на стене висит портрет, то это либо папа, либо мама. В три года мама привела ее в больницу вырезать гланды. И ребенок, увидев на стене фотографию мужчины, среагировал мгновенно - показал на него пальчиком и закричал: «Папа!». На снимке был... Никита Сергеевич Хрущев. Мама рассказывала, что врачи сначала ахнули, а потом долго смеялись.

- Вашим родителям приходилось в жизни сталкиваться с Хрущевым?

Естественно. Как-то на встрече с творческой интеллигенцией Хрущев начал поучать присутствующих, как надо играть на сцене, писать книги и снимать кино. Все слушали молча, а папа, которому это надоело, крикнул: «Никита Сергеевич, расскажите лучше про Кубу!». Говорят, Хрущев от изумления просто потерял дар речи. И хоть времена были уже не сталинские, отцу все равно грозили большие неприятности. Из-под удара его вывела министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева, которая актера Рыбникова очень любила. Она знала, что он был никудышным дипломатом - всегда резал правду-матку в лицо.

- У вас был хлебосольный дом?

Не то слово. Родители любили накрывать столы и приглашать гостей. Правда, на Новый год они всегда куда-нибудь уходили, а все остальное время находились в разъездах, но свои дни рождения старались проводить дома. Поэтому 13 декабря, когда родился папа, и 19 февраля, когда родилась мама, были нашими главными семейными праздниками.

Дверь в эти дни практически не закрывалась, и бабушка говорила, что у нас не квартира, а проходной двор. За столом всегда было очень весело. Для нас устраивался отдельный детский стол, но мы все равно слышали, как взрослые смеются, поют под гитару и рассказывают анекдоты. Обязательно бывали Сергей Федорович Бондарчук с Ириной Константиновной Скобцевой (она была крестной Ариши). Приходили космонавты, шахматисты и хоккеисты...

Папа был большим поклонником хоккея. Однажды во время чемпионата мира он сидел-сидел перед телевизором, мучался-мучался, а потом сорвался и через два дня был уже в той стране, где чемпионат проходил. Сохранились документальные кадры, на которых видно, как после победы нашей сборной папа одним из первых выбегает на лед, чтобы поздравить друзей-хоккеистов.

- Чем угощали гостей?

Ради праздника мама варила суп из белых грибов и делала салат «Мао Цзэдун» - с крабами и рисом, аналог нынешнего из крабовых палочек. На стол выставлялась папина консервация: он обожал солить огурцы и помидоры, но открывать банки до октябрьских праздников запрещал. Когда его спрашивали, почему, говорил, что все должно хорошо промариноваться и просолиться. Но основным блюдом были пельмени, которые лепили все наши гости, мама специально для этого пошила много разноцветных ситцевых фартуков, чтобы всем хватило.

Вообще, все домашнее хозяйство в нашем доме было на папе. Он очень любил и умел готовить, поэтому никому не доверял походы по магазинам и рынкам. Причем умел не только выбирать продукты и вещи, но и торговаться.

- Кто же тогда делал мужскую работу по дому?

Мама. Для нее не было проблемой вбить гвоздь или вкрутить лампочку. И за рулем она чувствовала себя увереннее, хотя папа тоже неплохо водил машину. Но мама делала это виртуозно! Помню, как-то она подвозила ныне покойную Нонну Викторовну Мордюкову. Мы с сестрой на заднем сиденье возились, так мама успевала и баранку крутить, и за дорогой следить, и на нас покрикивать: «Алена, Ариша, успокойтесь!», и с Нонной Викторовной разговаривать. Та потом восторгалась: «Надо же, как Алла водит - все за рулем успевает!».

«ЕСЛИ РОДИТЕЛИ И ССОРИЛИСЬ, ТО ПО ОЧЕНЬ СМЕШНЫМ ПОВОДАМ: ИЗ-ЗА ЛЮСТРЫ ИЛИ ЗАНАВЕСОК»

- Вас мама часто катала в машине?

Гораздо чаще с ней ездила ее любимая собака - болонка Капля, которую маме подарили в каком-то питомнике, когда они со съемочной группой возили по стране фильм «Ко мне, Мухтар!».

Капля маму обожала. Когда она уезжала, лежала на мамином халате - стерегла его. Нам с сестрой хотелось с ней поиграть, но она нас за хозяек не признавала, поэтому мы все время ходили покусанные. К маме Капля никого не подпускала, причем не только чужих, но и... папу. Если он пытался обнять маму, тут же начинала на него рычать - ревновала.

- А Николай Николаевич ревновал вашу маму?

Наверное. Говорят, однажды папа чуть было не подрался с Юрием Гагариным, которому очень понравилась мама. Но на моих глазах ничего подобного никогда не было, они жили душа в душу. Даже если иногда и ссорились, то по очень смешным поводам - например, из-за новой люстры или занавесок. Дело в том, что мама, на мой взгляд, родилась не в свое время. Живи она сейчас, стала бы превосходным дизайнером, у нее не было бы отбоя от заказчиков.

У мамы был очень хороший вкус, который немного передался и мне. Она всегда чувствовала, какой именно предмет интерьера нужен в ту или иную комнату. Бывало, по блату папа купит люстру, которая совершенно ни к чему не подходит, а маме она, естественно, не нравится. Отец обижается - он ведь старался. Слово за слово, вот уже и поругались.

- Поклонники папины и мамины вам не досаждали?

Всякое случалось. Долгое время нам по телефону звонил какой-то грузин, мамин обожатель. Он то на своем языке что-то говорил, то переходил на русский, но из-за сильного акцента трудно было понять, чего он хочет. Позвонил даже в тот день, когда не стало папы. «Не беспокойте нас сегодня, - попросила я, - у нас папа умер». - «Как, - воскликнул он, - Коля умер?!». Извинился, положил трубку и больше не звонил. Помню, какая-то девушка, папина поклонница, долго стояла в подъезде. Мы с Аришей не выдержали, пригласили ее в дом. Гостья оказалась очень приятной - сказала, что приехала откуда-то из Сибири, чтобы посмотреть на любимого артиста.

- Надо понимать, что ваш отец был главным добытчиком в семье?

Даже в самые трудные и голодные времена не случалось такого, чтобы у нас в доме не было продуктов: папа всегда умудрялся доставать их буквально из-под земли или, как тогда говорили, из-под прилавка. К тому же в последние годы его жизни, когда мы жили в Марьиной Роще, он очень любил ходить в баню, а там парились все - от грузчиков до директоров магазинов. Банные знакомства позволяли ему добыть все. Но сам он ел немного - в последнее время начал полнеть и, чтобы быть в форме, часто садился на диету.

«ВО ВСЕХ ГОРОДАХ СТРАНЫ ПАПА ТУТ ЖЕ БЕЖАЛ В КНИЖНЫЙ МАГАЗИН И НАБИРАЛ ПОЛНУЮ СУМКУ КНИГ»

- У Николая Николаевича были увлечения?

- Книги - большой дефицит по тем временам. У нас была огромная библиотека, и собирал ее в основном папа. Во всех городах страны - от Калининграда до Камчатки - он, едва устроившись в гостиницу, тут же бежал в книжный магазин и набирал целую сумку книг. А поскольку их тяжело было везти с собой, отовсюду отправлял сам себе посылками. Зато с каким удовольствием потом читал!

- Свои фильмы ваши родители любили смотреть?

Представьте, да. Причем мама никогда не говорила: «Я смотрю кино», всегда: «Я смотрю картину». А вот звездной болезни у родителей не было никогда. В связи с этим расскажу вам одну историю.

В каждую годовщину папиной смерти - такая уж у нас была традиция - мы после кладбища обязательно шли в ресторан Дома кино, чтобы помянуть его. Ресторан этот сравнительно небольшой, да и с улицы туда просто так не попадешь - как правило, там собираются только свои. Но в тот раз за соседним столиком громко праздновали чей-то день рождения - было много гостей, стояли цветы. Мы тихо сели в сторонке, и все, кто знал папу, подходили к маме, говорили ей какие-то теплые слова и отходили.

Все было хорошо, пока кто-то из наших знакомых возмущенно не обратился к компании за соседним столиком: «Вы не могли бы потише! Мы тут Колю Рыбникова поминаем!». Мама даже в лице переменилась. «Ни в коем случае! - извиняющимся тоном сказала она. - Не обращайте, пожалуйста, на нас внимания». А этого человека отчитала: «Зачем ты портишь людям праздник?!».

В последний день своей жизни Николай Николаевич тоже пошел в баню. Возможно, с его больным сердцем ему стоило поберечься?

Кто же знал, что так получится? В баню отец всегда ходил рано утром, у него это называлось «на первый пар». Бывало, мы еще спим, а он быстренько соберется и убежит, благо идти недалеко. Так вышло и в тот день.

Я потом маму спрашивала, не было ли у нее каких-то предчувствий. Она сказала, что папа как-то особенно сильно в то утро хлопнул дверью. Как будто навсегда закрывал ее за собой. Она даже вздрогнула, но потом ее отвлекли повседневные дела...

Папы долго не было. Потом он пришел, выпил коньячку, покушал и прилег. Вроде бы все, как обычно. И только собака, которая жила у нас тогда - маленький черный пудель, - не находила себе места: бродила туда-сюда, пищала, царапала дверь папиной комнаты. Когда мама пришла его будить, оказалось, что он уже умер.

- Правда, что он ушел, ничего не почувствовав?

Да, лицо у него было какое-то удивительно спокойное, безмятежное, а на губах - улыбка... Отец всего двух месяцев не дожил до своего 60-летия. Хотелось просто сесть и поплакать, а нужно было спрятать свои чувства подальше и заниматься похоронами. В 90-е это было целой проблемой, ведь в то время в магазинах ничего нельзя было купить.

Мы с папиным братом и Аришей, взяв свидетельство о смерти, пошли в магазин - нам нужно было хотя бы два ящика водки, а давали всего один. Но когда продавец и товаровед узнали, для кого мы ее берем, продали нам три ящика. Правда, и этого едва хватило: на похороны и поминки пришло гораздо больше людей, чем мы ожидали.

«ПОСЛЕ ПАПИНОЙ СМЕРТИ МАМА ЧАСТО ГОВОРИЛА: «УСНУТЬ И НЕ ПРОСНУТЬСЯ - МНЕ БЫ ТАК. ОНА УМЕРЛА ВО СНЕ»

- Почему вы предпочли Ваганьковскому кладбищу далекое Троекуровское?

- Так решила мама, которой предложили участки на выбор. На Ваганьковском она место забраковала, потому что к нему нельзя было подъехать: гроб пришлось бы нести на руках. «И потом, - сказала, - я часто езжу на машине мимо Ваганьковского, не хочу, чтобы у меня каждый раз сердце рвалось. Лучше уж я буду приезжать на Троекуровское - посижу, поговорю с Колей». Мама заказала и памятник для папы в виде оборванной кинопленки с его портретом. Теперь там, рядом, лежит и она сама, а напротив покоится прах бабушки и моей сестры. Ариша умерла несколько лет назад - у нее тоже было больное сердце.

- Как Алла Дмитриевна пережила смерть мужа?

Статус вдовы никого не красит, люди под ним прогибаются, очень трудно привыкать к одиночеству. Была опора, надежное плечо рядом, и в один момент все исчезло. Мама у нас была стойким человеком, никому не показывала свою слабость и никогда не распускала нюни, но тут даже она растерялась.

- Что помогало ей держаться?

Работа. Вячеслав Шалевич предложил ей роль в антрепризе, где играл с Марианной Вертинской и Людмилой Целиковской. Когда Целиковская по какой-то причине ездить по городам и весям больше не смогла, Вячеслав Анатольевич пригласил маму. Она ушла в работу с головой - учила текст, ездила мерить костюмы. А ведь ей тяжело было перестроиться: она в театре никогда до этого не работала, да и бабушка у нас тогда больная лежала. Но мама взяла себя в руки и выкарабкалась.

Она пережила папу почти на 10 лет... После его смерти часто говорила: «Уснуть и не проснуться - мне бы так! Такую смерть надо заслужить». Она умерла в апреле 2000 года во сне. Значит, заслужила.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

«Все знали, что Рыбников сохнет по Ларионовой, но шансов у него не было никаких. Он оставался для нее просто другом, а встречаться Аллочка предпочитала с другими. Когда она забеременела от актера Ивана Переверзева, казалось, что теперь уже точно Рыбникову нет места в жизни Аллочки», - рассказывает подруга Ларионовой продюсер Светлана Павлова.

Алену - дочь Аллы и Коли - после школы и провала на вступительных экзаменах во ВГИК нужно было пристраивать на работу. Девочка она была не очень усидчивая: чтобы в школе ей дали аттестат, родителям пришлось дать концерт для учителей. Помню, накануне Рыбников с Ларионовой так волновались, словно им предстояло выступать в Кремлевском Дворце съездов. И вот я устроила Алену на телевидение, монтажницей. Плохо было то, что среди ее новых коллег были люди, которые слишком хорошо знали тайну появления Алены на свет. Что она не родная дочь Коле Рыбникову, а настоящий ее отец - актер Иван Переверзев. И чтобы она не услышала эту правду от чужих людей, я, с позволения Аллы и Коли, решилась ей сама обо всем рассказать. Все думала, как это сделать, мучилась, подбирала слова... А она ответила: «Теть Свет, это ничего не меняет. Папа у меня один».

Коля добивался Аллу шесть лет, со времен их учебы во ВГИКе. И в институте, и потом все знали, что Рыбников сохнет по Ларионовой, но шансов у него не было никаких. Он оставался для нее просто другом, а встречаться Аллочка предпочитала с другими. Довольно рано она начала сниматься - еще когда была студенткой, Птушко пригласил ее на главную роль в фильм «Садко». В том же фильме играл актер Иван Переверзев - там они с Аллой и познакомились. Через несколько лет между артистами закрутился роман, Ларионова забеременела. Казалось, что теперь уже точно Рыбникову нет места в жизни Аллочки. Только вот Переверзев на беременной подруге жениться не торопился. Как потом выяснилось, он тогда метался между двумя женщинами - Аллой и актрисой Театра сатиры Кирой Канаевой, которая тоже ждала от него ребенка. Развязка этой истории наступила в Минске, на съемках картины «Полесская легенда», где Ларионова снималась вместе с Переверзевым. Иван наплел ей про какие-то срочные дела в Москве и улетел. Вернулся через несколько дней. Алла потом рассказывала: «Взяла с кресла брошенный Ванькой пиджак, повесила в шкаф. Из кармана достала паспорт.


Перед тем как убрать в тумбочку, машинально пролистала, а там - свежий штамп о браке». Оказывается, вот зачем Ванька в Москву сорвался - жениться». Алла, не сказав ни слова, собрала вещи и ушла в другой номер. Позвонила по междугородке жене своего брата Вале, с которой была дружна, и выплакалась ей. А Валя тут же набрала Рыбникову: «Коль, у нее с Переверзевым все кончено!» Колю не нужно было ни просить, ни звать! Он тогда снимался в «Высоте», но все бросил и первым же рейсом вылетел к Алле в Минск -
делать предложение. И на его счастье, она ответила согласием. Это было 2 января 1957 года, праздничные дни, ни одно учреждение не работает. Но Коля был настроен решительно, сумел с кем-то договориться, чтобы открыли загс, и их с глубоко беременной Аллочкой расписали. К тому времени на экраны вышел фильм «Весна на Заречной улице», Рыбников прославился на весь Советский Союз, и отказать ему не смогли. А через два дня Коля уже вернулся в Москву на съемки «Высоты».

В феврале Алла родила Алену. Что говорили за спиной, Рыбникова и Ларионову не волновало. Переверзев был вычеркнут из их жизни: как говорится, отрезали и забыли. Сам он тоже не проявлялся, никогда не пытался объясниться с Аллой, увидеться с Аленой. Когда его уже не было на свете, отмечали какой-то юбилей Переверзева, и его внук приглашал Алену - она отказалась. У нее действительно был только один папа. И Коля любил Алену как родную, до самозабвения, никаких различий не делал между нею и их общей с Аллой дочерью Аришей.

С Аллой и Колей я познакомилась в Крыму летом 1968 года - на съемках картины «Длинный день Кольки Павлюкова». На главную роль утвердили Рыбникова. «Можно моей партнершей будет Алла Ларионова? - спросил Коля. - И хотелось бы взять с собой девчонок, чтобы заодно всей семьей отдохнуть». Конечно, мы для них расстарались, устроили их в домике на берегу. Хозяева, радушные южные люди, были счастливы, что у них поселились любимые актеры. В кино Алле часто доводилось играть холодных красавиц, а в жизни она была коммуникабельной, веселой, заводной.

И я такая же. Мы с Аллой настолько были похожи, что Михаил Жванецкий как-то спросил: «А вы не сестры?» Аллочка рассмеялась: «Да, мы близняшки!» В общем, в Москву со съемок возвращались уже не разлей вода. Помню, как ждали вылета в аэропорту Симферополя. Режиссер Костя Бромберг купил новые ботинки, а старые выкинул. Алла увидела и говорит: «Давай его разыграем!» Подобрали мы с ней Костины ботинки, упаковали их и ленточкой перевязали. И пошли в ресторан, куда в ожидании самолета отправилась вся наша группа. Там Алла подозвала официанта, протянула ему сверток с ботинками: «Передайте, пожалуйста, человеку за тем столиком». Бромберг получил подарок, развернул, и у него глаза на лоб полезли. Озирается по сторонам и ничего не понимает. Потом смотрим, он пошел в вестибюль и там отправил ботинки в урну. Мы с Аллой - туда.

Достали, снова упаковали и пошли на посадку. Летим. Алла подзывает стюардессу: «Передайте, пожалуйста, вот это пассажиру в соседнем ряду». На этот раз Костя буквально рассвирепел. После чего мы с Аллой его пожалели и закончили наш розыгрыш. Но Алла сказала: «Зря прекратили. Надо было в Москве эти ботинки Бромбергу отправить посылкой». У Ларионовой было хорошее чувство юмора, чего не могу сказать о Рыбникове. Коля даже анекдот не мог рассказать, слушаешь его и думаешь: что тут к чему? Алла не выдерживала: «Коль, ну не так, опять ты все перепутал, давай я сама расскажу!» Но при этом как же Коля зажигал на сцене! Откуда ни возьмись у него сразу появлялась такая харизма! Эта его улыбка, эти его ямочки на щеках... Как-то раз мы с Аллой во время Колиного номера стояли за кулисами, и видели бы вы, какими глазами она на него смотрела, когда он


пел песню из «Высоты», прямо вся светилась. Но как только Коля уходил со сцены - все, это был уже другой человек, сам в себе. И сколько я с ними дружила, ни разу не видела, чтобы он дома играл на гитаре или пел. На наших веселых сборищах он, помню, посидит за столом часок-другой да и заскучает. Говорит Аллочке: «Лапуся, я домой поехал». Правда, когда у них гости собирались, Коля сам лепил для них пельмени, угощал своими фирменными солеными помидорами и арбузами. А у Аллочки были свои коронные блюда: котлеты, грибная икра и борщ. Помню, как она звонила мне и удивлялась: «Представляешь, с утра наварила целую кастрюлю борща, а уже ничего не осталось - то один придет, то другой». В их хлебосольном доме двери не закрывались.

Сначала Алла с Колей жили в «трешке» у метро «Аэропорт», а потом купили две


соседние квартиры в новом кооперативном доме в Марьиной Роще, и получилось целых пять комнат. Объединили две маленькие кухни в одну, просторную. А в гостиной сделали настоящий камин - осуществили свою мечту. Неподалеку от их дома был кинотеатр «Таджикистан» - в этом здании сейчас «Сатирикон». При нем - каточек. И я, когда к ним в гости приезжала, водила Аришу кататься на коньках... Отпуск мы всегда старались проводить вместе. Как-то летом отдыхали в Пицунде, в Доме творчества Союза кинематографистов. С нами поехали Нонна Мордюкова с сестрой Наташей, которая на нескольких моих картинах была художником по костюмам, я ее очень ценила. Коля - в своем репертуаре, вроде бы и с нами, но сам по себе. Приходим на пляж, он свой лежак в сторонке поставит, наденет очки, достанет газету - и все, нет его.

Кто-то со стороны посмотрит на них с Аллой и подумает: а они что, разошлись?

Помню, попала Алла как-то раз в больницу со сломанной ключицей - на сцене упала неудачно. И кто только не приходил ее навестить: и Нонна Мордюкова, и Наташа Фатеева, и Надежда Румянцева. Только Коля - ни в какую. Говорил: «Не хочу, чтобы там на меня все глазели!» Алла просила: «Свет, передай ему, чтобы пришел. Сколько лежу, только и слышу: «ваш муж, ваш муж». А он и носу не кажет. Неудобно уже как-то! Словно ему на меня наплевать». Но я-то знала, что Коля без Аллы дома места себе не находит. Звонит мне чуть ли не каждый час и жалуется, как ему без «лапуси» тоскливо. Но сделаться предметом всеобщего любопытства где-либо, кроме съемочной площадки или сцены, ему было слишком мучительно. Такой уж характер - довольно необычный для актера.

Вот и тогда, в Пицунде, Коля после ужина - сразу к себе в номер. А мы болтали до полуночи. Нонка как начнет анекдоты с байками травить! Ужасно смешно рассказывала, как получила Сталинскую премию: впервые в жизни у нее появились приличные деньги, так она накупила подарков и с полным чемоданом поехала в свою деревню. В лицах изображала встречу с родней, мы хохотали до потери пульса.

Как-то раз я пошла на телеграф - звонить своему мужу Вите. Он должен был к нам вот-вот присоединиться, как только закончит картину в Москве (он был звукорежиссером). Муж говорит: «Все, завтра встречайте!» Довольная, я возвращаюсь в гостиницу к своим, а они сидят мрачнее тучи. Алла отводит меня в сторонку: «Пока тебя не было,

Коля с Нонной разругались в пух и прах. Он себе лежак взял, а ей нет. Ну она и давай: ах ты такой-сякой. И мне высказала, мол, твой Коля… Я ей говорю: «Нон, я-то тут при чем? Коля и мне никогда лежак не принесет, если я с компанией. Когда людей много - он сразу в сторонку!» Но она не стала слушать и со мной теперь тоже в контрах». На следующий день приезжает мой муж и вместо картины всеобщего веселья, которую я ему накануне расписала, видит совсем другое: сидят все молча в столовой, на­дутые. Из всей компании только у Коли аппетит не пропал. Он-то, как всегда, два первых, три вторых… Три дня все играли в молчанку - я думала, мы с ума сойдем. Но потом как-то помирились. Дальше - опять происшествие. Приехали Алексей Баталов с женой и дочкой. А тут начался сильный шторм. Никто из отдыхающих в воду лезть не рискнул, только племянница Сергея Герасимова. Заплыла она достаточно далеко. Баталов разволновался, кинулся ее спасать, и мой муж за ним следом. Пока помогали девушке, Лешу сильно волной обо что-то ударило, пол-лица было содрано. «Ну ты представляешь, - жаловался Баталов, - доктор запретил неделю на солнце появляться, пока не заживет. А я всего-то на неделю и приехал. Вместо отдыха теперь мази и компрессы». На обратном пути в Москву наш рейс задержали. Коля тут же в аэропорту от всех отделился и вообще куда-то пропал. Потом появляется: «Так, давайте в ресторан, я с поваром договорился, он уже лепит пельмени, сейчас все идем есть». Получается, единственной причиной находиться в большой компании, которую Коля признавал, были пельмени. Ну вот уважал Рыбников это занятие - поесть!

А вот Алле время от времени приходилось ограничивать себя в еде из-за склонности к полноте. Была у Ларионовой ее знаменитая диета: первый день - сухое белое вино, второй - сыр, третий - отварная курица, четвертый - яйцо без соли… Одно время Алла дружила с Люсей Гурченко и говорила про нее: «Людке хорошо, она может съесть подряд сто пирожных, пять вторых - и все равно будет такая же худая, а я нет!» Всегда следила за фигурой, всегда модно одевалась.

Тогда модницам приходилось либо шить себе самим - и у Аллочки, кстати, была портниха, - либо переплачивать втридорога. Но у Ларионовой были и другие, особенные возможности. Они с Рыбниковым объездили весь Советский Союз, выступали перед показом своих фильмов, и после выступления местное начальство вело любимых артистов в закрома - на спецсклады с импортной одеждой. Если такое случалось в Москве, Алла с Колей брали меня с собой, приодеться. Все тогда приходилось доставать по блату. И мы помогали в этом друг другу, кто чем мог. Рыбников дружил с одним человеком, Олегом Чертовым. Вот как я была у Аллы подруга и если что, какие-то семейные неурядицы - Алла первым делом звонила мне, так и у Коли был этот Чертов. Он заведовал секцией в магазине «Ковры». Так у всех актеров советского кино, начиная с Вячеслава Тихонова, имелись ковры из этого магазина.

Мама Аллы когда-то работала зав­хозом в детском саду. Но в то время, когда я с ней познакомилась, Валентина Алексеевна уже вышла на пенсию. И помогала дочери по хозяйству - Алла бытом заниматься не любила. Разве что дизайном. Могла табуреточку какую-


нибудь украсить: вырезала из материи или клеенки цветочки и обклеивала. Получалось необычно и красиво. А вот стирал у них в основном Коля. Помню, приду к ним, а Рыбников белье на кухне кипятит: «А, проходи-проходи, радость моя... Видишь, у меня тут постирушки». Ну а тереть, мыть, драить - это уж все оставалось Валентине Алексеевне. При этом она была женщина с характером. И Алле иной раз доставалось от нее. Например, за Мордюкову. Нонна, как с очередным мужем разведется, сразу к Аллочке, благо квартира-то пятикомнатная, есть где расположиться. И расхаживала там босиком - она же такая простая, как в своих фильмах. А Валентина Алексеевна недовольна. Что за общежитие, мол, опять устроили.

Потом Валентина Алексеевна сломала шейку бедра, слегла. И пришло время детям в свою очередь за ней поухаживать. Помню, Алла уехала на гастроли, а Коля остался - утки за тещей выносить. И от всех предложений отказывался: у меня, мол, бабка - он так любя ее называл. Как я бабку оставлю? Но ничего, он не жаловался. Он ради Аллы и не на такое был способен!

Помню, снимали мы фильм «И снова Анискин» под Калинином (теперь это Тверь). Алла приехала меня навестить, и режиссер уговорил ее сняться в эпизоде. Другая бы сказала: «Вы что, с ума сошли? Какой эпизод?» Она ведь звезда была, ее в Ташкенте как-то раз поклонники на руках вместе с машиной подняли. Но Ларионова - ничего, и в эпизоде могла сняться, и в массовке. Понравилось ей там, под Тверью. Места красивые, кругом сосны, у нас отдельный домик. Только вот Коля в Москве быстро затосковал: мол, лапуся там, я тут, поеду-ка я к лапусе. Он так гнал свои «Жигули», что перевернулся. Мы ни о чем не знали: сидим с Аллой, пьем чай, тут стук в дверь, на пороге милиция: «Николай Николаевич попал в аварию». Привезли Колю со сломанным ребром, лежит, дышит с трудом, но в больницу ехать отказывается. Алла - в слезы. Я говорю: «Коля, если ты ее так любишь, что в Москве дождаться не мог, то почему заставляешь страдать? Посмотри, как она переживает». Вот тут-то он и согласился на больницу. Отвезли мы его в хорошую, обкомовскую. Там Рыбникова, конечно, встретили с распростертыми объятиями, положили в отдельную палату. А он все равно через три дня выписался. Потому что врачи из всех отделений приходили на него посмотреть.

Алла была одной из самых красивых артисток в стране. Конечно, в нее многие влюблялись. И сама она иногда


делает вид, что ничего не произошло. Вечером у нас снова гулянка, пыль столбом. Пришел Бондарчук. Вообще-то у них со Скобцевой была своя компания - Володина, Таланкин, но Сергей Федорович от них частенько отрывался. Помню, Алла все переживала: «Сергей Федорович, Ира же там сейчас с ума сойдет, куда вы пропали!» Но, видимо, у нас было веселей. Только Коля, как всегда, в десять вечера: «Лапуся, я спать пошел».

Конечно, он и ревновал Аллу, и порой впадал в гнев. Но что он мог сделать? Знал же, что ни жить, ни дышать не сможет без своей «лапуси». Но как-то Алла в очередной раз исчезла, и я, хоть она мне и подруга, решила помочь Коле ее проучить. Говорю: «Коль, а давай ты какое-то время поживешь у Нельки! Она женщина хозяйственная, и приютит тебя, и накормит. Денька три ты у нее посидишь - и домой вернешься как ни в чем не бывало. Тогда посмотрим, что Алла скажет». Нелька работала художником-гримером, одна жила в квартире около Белорусского вокзала и согласилась участвовать в заговоре. Утром звонит Алла в недоумении: «Слушай, что-то Колька не ночевал, такого еще ни разу не было». Я изображаю удивление. Пусть, думаю, поволнуется. Но не тут-то было. Коля уже вечером сбежал от Нельки. Звонит довольная Алла: «Ну ты хороша! Коля мне все рассказал!» - «Хотела, чтобы ты почувствовала, каково ему, когда тебя нет!» - «Ну ты же знаешь, что он без меня и одного дня не выдержит!» Но это с ней он был таким мягким. А мужчинам-соперникам мог и по морде надавать. Как-то раз отмечали мой день рождения. Коля, не любивший компаний, разумеется, заранее сказал: «Я не приду!» А у Аллы был обожатель Валерка, профсоюзный работник, он был влюблен в Ларионову

до потери пульса. «Давай, - говорил, - разводись с Рыбниковым и выходи за меня, я и девочек ваших удочерю!» И вот он тоже пришел на мой день рождения. И, конечно, давай вокруг Аллы увиваться. В самый разгар веселья неожиданно звонит Коля: «Я передумал, сейчас приеду!» Думаю: надо на всякий случай Валеру от Аллы отсадить, как бы скандала не вышло. Быстренько меняю местами гостей и строго-настрого запрещаю Валерке даже смотреть на Аллочку. И вот пошла она покурить в маленькую комнату. А за ней - еще один мой гость, родственник нашего звукорежиссера, совсем юный парень Юра. Оказалось, он тоже просто бредит Ларионовой. И вот этот Юра, оказавшись с Аллой один на один, плюхается перед ней на колени и читает монолог из ее фильма «Садко». А в этот момент входит Рыбников и, ни слова не говоря, бьет по морде бедного мальчика - у того потом вся щека распухла. А Алла смеялась: «Коля не тому врезал. Надо же было Валерке!»

Но что бы Алла себе ни позволяла, у нее и мысли не было уйти от Коли. Может быть, она любила его даже не меньше, чем он ее, просто по-своему. Во всяком случае, она переживала за мужа больше, чем за себя. Была одна история, когда Аллочка собралась на международный кинофестиваль и под величайшим секретом купила немножко валюты - 200 долларов. В итоге Ларионову задержали на таможне. По тем временам это считалось страшным криминалом, за покупку валюты и попытку ее вывоза за границу могли и срок дать. Но обошлось, если не считать нескольких вызовов в партком, местком. А главное наказание - притормозили с присвоением звания народного артиста и Алле, и Коле. И вот она страшно переживала: «Рыбников-то тут при чем? Это я
покупала валюту, и при этом не играла ни монтажниц, ни ударниц. Но Колю-то - за что?» Всякий раз, когда по случаю какого-нибудь государственного праздника очередную партию артистов одаривали званиями, Алла бросалась за газетой и пыталась найти в списке фамилию Рыбникова. В 1981 году наконец дождалась и была счастлива.

Коли не стало в 1990 году, и Алле без него пришлось туго. Еле-еле она сводила концы с концами, выступала мало, снималась редко, кино ведь переживало тяжелые времена. К тому же младшая дочь Ариша пристрастилась к веселому образу жизни. Теперь в пятикомнатной квартире в Марьиной Роще с утра до вечера гудело застолье. Ариша сошлась с каким-то парнем, не имевшим ни жилья, ни образования, ни работы. Тот сразу стал называть Ларионову мамой. «Пусть как хочет называет, терплю его ради дочери», - отмахивалась Аллочка. Но когда, кивнув на портрет Рыбникова - человека, которого он и в глаза-то никогда не видел, этот парень произнес слово «папа», тут уж Аллу перекосило. Были там и другие разные художества. И Алла наконец решила разъехаться с Аришей. И тут я узнала, что в моем подъезде не очень дорого продается «двушка». Туда-то Аллочка и перебралась, разменяв прежнюю пятикомнатную квартиру на две. Поначалу Ларионова спала на раскладушке, но не могла нарадоваться: «Наконец-то я усну спокойно, никто посреди ночи не придет, не станет шуметь». Но душа у нее все равно, конечно, болела за Аришу. У Алены-то все и в работе, и в личной жизни сложилось благополучно. Алла была за нее спокойна.

Алла все больше и больше становилась домоседкой, как Коля. Помню, Нонна Мордюкова пригласила нас на премьеру своего фильма «Мама». Это было неожиданно, потому что к тому времени мы стали меньше общаться. А тут пригласила, минутку поговорила с нами перед показом и пошла дальше в своей роскошной норковой шубе. После картины был банкет, но туда нас с Аллочкой не позвали. «Ну и хрен с ней, - даже обрадовалась Ларионова. - Сейчас купим чего-нибудь и дома посидим. Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: «Лапуля, я - спать!» Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома - это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела...»


Крепкие актерские браки редкость, особенно когда оба красивы, талантливы и востребованы.
Роман Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова достоин того, чтобы считать его одним из самых трогательных в любовной истории ХХ века.

Говорят, абсолютного и безусловного счастья не бывает, как не бывает и всепоглощающей, одной на всю жизнь любви.

Еще говорят, что в отношениях двоих один любит, а другой только позволяет себя любить, один целует, а другой только подставляет щеку. Пусть так! В их совместной жизни действительно именно она позволяла себя любить, но не становилась от этого менее счастливой.

Всегда кто-то перетягивает одеяло на себя, а другой начинает ревновать… Пара Рыбников-Ларионова оказалась счастливым исключением.
Все годы брака оба будто парили на седьмом небе, выше сплетен и интриг. Кстати, один из фильмов, в котором они снимались вместе, так и назывался -«Седьмое небо».

Он влюбился в девушку с роскошной косой и синими глазами, едва увидел ее в коридоре ВГИКа. Она сидела и плакала, ведь в приеме ей отказали. Узнав от товарищей причину слез, Коля Рыбников ворвался в кабинет Сергея Герасимова и с порога заявил: «У меня к вам мужской разговор. Примите Аллочку Ларионову на мое место. Я к вам на следующий год поступлю!»

Я люблю ее», -добавил он и вышел. Что уж там повлияло — его нахальство или мастер и сам решил, что из нее получится хорошая актриса, — но на курс принял обоих.Внешностью тогда Рыбников не блистал. По воспоминаниям самой же Ларионовой, «он был жутко худющим: жил в общежитии, питался в столовках». Бедный студент, чем он мог привлечь первую красавицу курса? Он пытался, конечно.

Постоянно напоминал о себе: в каждой киноэкспедиции Алла получала телеграммы: «Пью твое здоровье. Люблю. Твой Коля». А Ларионова уже была не просто студенткой, а самой настоящей кинозвездой!Уже вышла «Анна на шее», уже весь мир рукоплескал сказке «Садко», ей, королеве Венецианского фестиваля, целовал руку сам Чарли Чаплин и писал стихи Жерар Филип, голливудские бонзы наперебой звали Ларионову сниматься в Америку.

Он страдал по ней почти шесть лет… Однажды даже вешаться хотел. Рыбникова буквально вытащили из петли, когда их общий с Аллой сокурсник, Вадим Захаренко, рассказал, что якобы встречается (и не только!) с Аллой Ларионовой. «Хочешь, я тебе ее отдам, — смеялся Захаренко, — забирай!». Рыбников кинулся в драку. В тот раз он сломал себе палец, который неправильно сросся и напоминал ему об этой истории всю жизнь.

Пройдет время, и Захаренко даст интервью одной из центральных московских газет, в котором расскажет о своих близких отношениях с Ларионовой. Но сделает это только после ее смерти, когда она уже не сможет ни согласиться с его словами, ни опровергнуть их…

А после неудавшегося самоубийства Николаю вправлял мозги сам Герасимов. «С ума ты, что ли, сошел?! — кричал он на весь институт. — Это ж додуматься надо — вешаться из-за бабы!». — «Она не баба, — возражал Рыбников, — она красавица! Она же не виновата, что любит другого!». — «А раз красавица, — строго сказал Герасимов, — завоюй!».
Понятия не имею, как ему удавалось меня разыскивать, но, говоря современным языком, доставал. И достал!».

Иван Переверзев

Она всегда мечтала, чтобы рядом с ней был единственный мужчина, которого она любила и от которого ждала ребенка. Как она была счастлива, узнав о своей беременности! А он? Предложил сделать аборт, чтобы не растить внебрачного ребенка, и ушел. Кто мог помочь Алле? Только один человек — Николай, который был влюблен в нее давно и безнадежно.

Алла действительно умела кружить головы, ей нравилось, когда вокруг были галантные мужчины, желательно постарше. Она с удовольствием принимала ухаживания, но этим грешат все красивые женщины…

И один из этих мужчин завладел ее сердцем. С Иваном Переверзевым они познакомились на съемках сказки «Садко».
Импозантный, знаменитый, он был старше Аллы на пятнадцать лет, и, как она надеялась, мог стать той самой «каменной стеной», которую ищут все женщины. Но вместо этого он стал камнем, который есть на сердце почти у каждой из нас…

Именно он и отказался от нее и их будущего ребенка. Что было делать Алле? Она уехала в Минск на съемки «Полесской легенды», так и не приняв никакого решения. Был канун нового, 1957 года. Оставалось надеяться лишь на новогоднее чудо.Алла, конечно, много раз думала о Коле, но как теперь она будет смотреть в глаза самому преданному своему поклоннику, теперь, когда она сама себя считала падшей женщиной?

Она одна сидела в номере и горько плакала, когда в дверь постучали. В гостиничном коридоре стоял… Николай. Он не стал пускаться в долгие объяснения и просто сказал: «Выходи за меня замуж».Вместе они встретили Новый год и в первый же рабочий день, 2 января отправились в загс. Поначалу их расписывать не хотели, ведь полагалось подавать заявление заранее.

Но, узнав знаменитую артистку, сотрудники сменили гнев на милость.
Их брак многие называли сказочным: в доме достаток, мир да любовь, подрастают две дочки (первую девочку, появившуюся на свет в феврале 1957-го, супруги назвали Аленой, в 1961 году у них родилась Ариша). И продлился этот счастливый союз, как в сказке — тридцать лет и три года.

Но спокойной их семейную жизнь никак назвать было нельзя.
Страсти бушевали африканские! Алла Ларионова вспоминала: «Коля был очень ревнивый.Неоднократно Рыбников слышал от «доброжелателей» разнообразные истории о ее романах.

С годами он остепенился и уже не пускал в ход кулаки. Таким информаторам просто вежливо отказывали от дома. И никогда Рыбников не устраивал жене допросов, не выяснял отношений. «Настоящие мужики бьют по морде обидчика, а женщину подозрением не оскорбляют» — этот урок Герасимова он тоже запомнил на всю жизнь.

Они были абсолютно разными, но это лишь укрепляло их союз. Он взрывной, она уравновешенная. Он увлекался шахматами настолько, что решался вызывать на бой Михаила Таля и Ефима Геллера. Она стала заядлой картежницей: пока мужья-шахматисты сражались у доски, их жены во главе с Ларионовой резались в покер. Он не курил, она даже в больницу просила принести сигареты.

Он яростно болел за хоккей и посещал почти все матчи, она проводила время дома у телевизора.

А еще Рыбников оказался отличным кулинаром: сам придумывал рецепты и жарил-парил-мариновал… У плиты мог стоять сутками. Вообще, он спокойно взял на себя бытовые проблемы и никогда не выговаривал жене за то, что она не рвется хозяйничать на кухне.

Они прожили вместе 33 года… Трудно заглянуть в чужую жизнь, да, наверное, и не нужно. Ссорились ли они? Конечно. Живые же люди, а в жизни всякое случается, но до мордобоев, по словам самой Аллы Дмитриевны, не доходило — такой сценарий не для них. Ревновал ли он ее? А как можно было такую не ревновать?! Ларионова была красавицей на все времена и всегда нравилась мужчинам. Но если эта ревность и была, то знал о ней лишь сам Рыбников. Жену же он никогда и ни в чем не упрекал — ни в прошлых грехах, ни в настоящих.

Они вырастили двух дочерей — Алену и Арину. Когда уезжали на съемки, с девочками оставалась мама Ларионовой Валентина Алексеевна. Однажды родители вернулись домой через месяц, одна из дочек посмотрела на маму и сказала: «Тетя!». Ларионова долго плакала.

Тогда в семье решено было повесить на стенку большие портреты родителей. Бабушка показывала на них и внушала девочкам: «Это мама, это папа». Закончилось все конфузом. Однажды Алла Дмитриевна пришла с маленькой Аришкой в детскую поликлинику. И в очереди, сидя у мамы на руках, девочка вдруг показала на висящий на стене портрет Хрущева и закричала: «Папа! Папа!».

Спасаться от любопытных взглядов пришлось бегством.
Однажды кто-то из журналистов спросил Аллу Дмитриевну, не жалеет ли она, ведь могла сделать в жизни более выгодную партию. Ларионова ответила: «Судьба, значит.

У меня в жизни было много ситуаций и предложений. Но я не жалею. Коля был личностью… А главное, очень любил меня». Рыбников был однолюбом и гордился тем, что его жизнь укладывалась в бесхитростную схему: «Любимая женщина, любимый дом, любимая работа». Алла была не только любимой женщиной Рыбникова — она была его божеством, да и, наверное, всей его жизнью.

«Ну представьте себе, — вспоминает Ларионова, — в Москве кинофестиваль, на который приезжают Софи Лорен, Джина Лоллобриджида… А я только родила, да еще кормящая мать — поправилась, выгляжу плохо, по дому хожу в затрапезном халате. Говорю ему: «Коля, сходи посмотри, там такие женщины красивые!». А он отвечает: «Ты что, с ума сошла? Ты лучше!». Я всегда была для него лучше всех. Он вообще был замечательным мужем, любящим и заботливым отцом, хорошим хозяином…».

У них был гостеприимный дом, Рыбников любил принимать гостей и готовить, особенно пельмени. Мог прийти домой и сказать жене: «Лапуся, нашей фартуков побольше!». Ларионова шла в магазин, покупала ткань, шила. На следующий день, когда приходили гости, Рыбников… надевал на них фартуки и усаживал под своим руководством пельмени лепить. А уж когда много налепят, приглашал всех за стол.

Консервировать очень любил. У него были свои, какие-то особенные рецепты засолки огурцов и помидоров, которые Алла Дмитриевна так и не освоила.

Он прекрасно закатывал помидоры. На «водочку под помидорчик» в их гостеприимный дом всегда приходило множество народу.
Своеобразным «консервным» рубежом являлся в их семье праздник 7 Ноября, до которого открывать банки не было позволено никому. Николай Николаевич всегда говорил: «Откроем на октябрьские праздники!».

Летом 1990 года он, как всегда, накрутил множество банок: в декабре предстояло отмечать шестидесятилетие, а там и Новый год. Но до юбилея Рыбников не дожил. 22 октября лег спать и не проснулся. Заботливо приготовленные им соленья ели на поминках.

Она пережила мужа почти на 10 лет. Оставаться в доме, где все напоминало о Коле, не было сил, и Алла Дмитриевна поменяла роскошную пятикомнатную квартиру у метро «Новослободская» на двухкомнатную хрущевку. Переехать-то переехала, а вещи долго разобрать не могла — так они и стояли в коробках, и подружки грозились прийти и, выдворив хозяйку за дверь, навести порядок.

Алла Ларионова с дочерьми — Алёной и Ариной

А Алла просто не успевала заняться домом — вместе с вахтанговскими актерами Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской колесила по стране со спектаклем «Деньги, коварство и любовь», где ей досталась роль, которую раньше играла Людмила Целиковская. Говорят, она искала спасения в работе. Возможно. Но, скорее всего, сидеть без дела, предаваясь воспоминаниям, просто не могла.

Николай Рыбников и Алла Ларионова в фильме «Две жизни»

Алла по-прежнему любила принимать гостей, устраивая девичники для своих подружек. Жила жизнью и проблемами дочерей, которые до конца жизни опекали маму и называли ее ласково — Мусиком. Много курила, а вот выпить любила чуть-чуть — для настроения. Она не позволяла себе расслабиться, всегда выглядела ухоженной, элегантно и со вкусом одетой. Продолжала лихо водить машину — это всегда в отличие от домашнего хозяйства было любимым ее занятием.

У нее всегда жили собаки — стоило умереть одной, как тут же заводили другую. Только одну, карликовую болонку Каплю, пришлось отдать. Собака, которую Ларионовой подарили на съемках фильма «Ко мне, Мухтар!», считала Аллу Дмитриевну своей собственностью и никогда с ней не расставалась. Даже когда актриса была за рулем, собака сидела у нее на плече. Однажды на крутом повороте Капля просто выпала в окно. Пока болонка ревновала Ларионову к мужу и даже рычала на него, ее терпели. Но когда Капля стала кусать детей, с ней пришлось расстаться.

Рядом с пятиэтажкой, в которой жила Ларионова, построили многоэтажный дом. Она очень хотела получить в нем квартиру, и в Моссовете ей пообещали — все-таки знаменитая актриса. А потом чиновники запросили 30 тысяч долларов… У нее не было таких денег: актриса жила очень скромно — на пенсию чуть больше 500 рублей. Говорят, Наина Ельцина предлагала помощь, но Алла Дмитриевна отказалась.

Николай Рыбников и Алла Ларионова в фильме «Седьмое небо»

Вообще-то, она умирала дважды. Возвращаясь с гастролей на самолете, вдруг почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Ее уложили в проходе между креслами, дали нитроглицерин, который нашла в ее сумочке Нонна Мордюкова, расстегнули воротник блузки. Не сразу, но она вернулась…

Говорят, что когда Ларионова открыла глаза, актриса Валентина Титова предложила: «Алла, сними парик (в последнее время Ларионова его носила), легче будет!». Но актриса прошептала: «Если умирать, то только в парике!». Когда самолет приземлился, в аэропорту его встречала машина «скорой помощи»: летчики передали на землю, что Алла Ларионова умерла. Ей сказали тогда, что это добрая примета и жить она теперь будет долго-долго…

Она умерла 25 апреля 2000 года, в Страстную неделю, перед Пасхой. За несколько дней до смерти Алла Дмитриевна получила в подарок жука-скарабея и очень обрадовалась доброй примете, сказала: «Я сейчас во все верю, мне так нужно здоровье!».

Накануне в половине двенадцатого ночи соседи видели, как она курила на балконе. Легла спать, как обычно, с сеточкой на волосах и двумя крупными бигуди на челке. Ларионова умерла во сне от обширного инфаркта. Ей было 69 лет. Говорят, что такая смерть уготована только праведникам и ее надо заслужить…

Алла Ларионова не дожила до своего 70-летия почти год. Дочери, перепуганные тем, что мама не появилась у врача, к которому собиралась, и не отвечает на телефонные звонки, бросились к ней домой. Алла Дмитриевна лежала в постели на боку, свернувшись калачиком, будто спала. Ее похоронили на Троекуровском кладбище рядом с Николаем Рыбниковым — теперь они снова вместе. Навеки.

Старшая дочь Николая Николаевича и Аллы Дмитриевны Алена, уже много лет работает режиссером монтажа на Первом канале российского телевидения.
Младшая дочь Арина, скончалась 17 июня 2004 года, в возрасте 43 лет, в Москве от сердечной недостаточности.
Род Рыбникова — Арины оборвался.

Поделиться