Игровые программы для детей школьного возраста. Сценарии

Сегодня каждый детский сад, мини-центр или школа работает по определенной освоенной методике, выбирая ее из сотен разработанных и предложенных специалистами. Воспитатели и учителя обязаны составлять программу развития на предстоящий учебный год, проекты основываются на предпочтениях и направленности дошкольного и учебного заведения.

Игровые программы для детей. Цели и задачи

Современные методики развития ребят как младшего, так и школьного возраста основываются на игре. Специалисты утверждают, что именно играя ребенок лучше усваивает и запоминает материал. Игровые программы для детей нацелены на то, чтобы сделать ребят активными слушателями и инициативными участниками. Проекты такого рода совмещают в себе способы привлечения внимания и расширения кругозора. Играя, достаточно легко передать деткам сведения о природе, мире, обществе. Основные задачи проведения игровых программ, преследуемые преподавателями, - это:

  • организация досуговых и познавательных мероприятий для ребят;
  • вовлечение детей в действия;
  • формирование потребности в правильном образе жизни;
  • предоставление условий для физического, интеллектуального и духовного развития;
  • создание и организация условий для самоутверждения и самореализации.

Игровые программы для детей основаны на различных методах, к основным из которых относятся:

  • беседы на различные темы (познавательные, литературные, исторические, этические, патриотические);
  • мультипликационные показы на конкретную тему;
  • викторины и конкурсы;
  • подвижные развлечения;
  • интеллектуальные занятия (игровая познавательная программа для детей);
  • эстафеты, марафоны;
  • тематические праздники;
  • дискотеки.

В результате участники игровой программы откроют свои творческие возможности, будут вовлечены в новый увлекательный и познавательный мир, приобретут полезные навыки общения, знания и умения.

Игровые программы для детей дошкольного возраста

Все познавательно-развлекательные мероприятия классифицируются по определенным критериям. Одним из основных является возраст детей, на развитие которых нацелена программа. Для дошколят проекты представлены в большей степени развлечениями. К ним относятся игры:

  • дидактические (например "Найди детеныша", "Собери снеговика");
  • по развитию речи;
  • математические и логические;
  • с буквами и словами;
  • экологические;
  • экспериментальные;
  • пальчиковые;
  • на моторику;
  • подвижные;
  • сюжетно-ролевые.

Игровые программы для детей школьного возраста

Имеют более познавательную направленность. Они нацелены на усвоение учебной программы и успешной сдачи тестирования и экзаменов. Большую популярность сегодня обрели игровые программы по изучению иностранных языков, которые способствуют лучшему освоению и запоминанию. По окончании учебного года в продолжается познавательная и развивающая программы для детей летом в основном представлены спортивными досуговыми мероприятиями. Соревнования способствуют активному отдыху и физическому развитию ребят. Чаще всего спортивные мероприятия чередуют с игровыми программами, основной целью которых является выполнение конкретных задач.

Родителям будущих первоклассников посвящается...


Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

Так что давайте будем вместе разбираться и пытаться понять.

Во-первых, существует педагогическая система и педагогическая программа.

Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93).

Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Схематично это будет выглядеть примерно так:

Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-методического комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:

  • Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)
  • Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)
  • Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).
  • Содержание (по сути — тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос. Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.

Ниже мы иногда будем приводить примеры школ, обучающих по той или иной программе, но на самом деле, разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

Система образования Занкова

В 1995 — 1996 гг. система Л. В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

  • http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=26&article=26 — четко и полно описана система, лучше и не скажешь

Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

  1. сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.

  • Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

    • учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
    • учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
    • развить творческий потенциал, воображение учащегося.

    Принципы:

    1. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
    2. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
    3. Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.
    4. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.

    Школа 2100 (Школа 2000, программа Петерсон)

    Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.

    Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.

    Задачи:

    • сформировать готовность к производительному труду
    • сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
    • вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
    • обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
    • сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
    • предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
    • сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.

    Принципы.

    Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

    Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

    Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника.

    Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

    Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.

    Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

    Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

    «Школа России» (Плешаков)

    Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

    Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

    Задачи. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

    • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
    • обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
    • формирование естественной мотивации учения

    Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

    Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

    «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой

    Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

    Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

    Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

    Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

    «Начальная школа 21 века» (Виноградовой)

    Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

    Задачи:

    • формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).
    • организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

    Принципы: основной принцип обучения — начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь».

    Содержание: в соответствии с главным принципом (природосообразности) особое внимание авторы уделили реализации функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (например, введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей).

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

    Выбор за нами. Надеюсь, нам с Вами удалось хотя бы приблизительно разобраться «что за зверь такой» — программа. И теперь мы сможем осознанно подходить к выбору школы, класса, учителя. Примерно представляем себе, какие вопросы задать, чтобы оценить, сможет ли данный учитель в данной школе в полной мере реализовать принципы выбранной программы... Сможем правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей.

    Обсуждение

    Мы, кстати учимся сейчас по школе 21 века. Дочке очень нравится, вот все верно написано. Сложно ли было? Нет, задания выстроены так, что каждому ребенку даются в зависимости от уровня подготовки.

    Игра – путешествие по Планете детства для младшего школьного возраста

    Игровая программа с элементами спортивной эстафеты.

    Сценарий игры «Путешествие по Планете детства» для младшего школьного возраста.

    Автор : Меринова Ирина Витальевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДиМ г. Топки.
    Описание материала : Сценарий игровой программы. Можно проводить на незнакомой аудитории. Разработка может быть полезна учителям начальных классов, педагогам организаторам, родителям.
    Цель: Сплочение коллектива.
    Задачи:
    - вовлечение детей в игровое действие;
    - организация досуговой деятельности;
    - создание условий для самоутверждения.
    Оборудование: воздушные шары, спортивный инвентарь, магнитофон.
    Ход мероприятия:
    Музыка «куда уходит детство»
    Ведущий. Дорогие ребята, сегодня всех приглашаем в путешествие по «Планете детства». На этой планете нужно уметь фантазировать, смеяться и не огорчаться, играть и веселится вообще здорово проводить время.
    Для начала нужно познакомиться
    Игра на знакомство «Назови имя» чье имя сейчас назову – тот и будет выполнять задание.
    Тани руки вверх подняли.
    Оли, Вики завизжали.
    Насти, Светы помахали,
    Наташи в ладоши похлопали,
    Миши, Саши и Серёжи засвистели,
    А Марины все присели,
    Ксюши, Даши дружно мяукнули,
    А Максимы немного хрюкнули.
    Никита, Данил и Антон – крикните «Ой»
    Лена, Юля и Андрюша – крикните «Ай»
    Про кого я не сказала
    И сегодня промолчала,
    Как единая семья,
    Давайте крикнем дружно «Я»!

    КОНКУРС «ШАРИК ПО КРУГУ»
    (встать в круг, передавать шарик и пожелать друг другу счастливого пути)
    Ведущий. Сейчас мы будем передавать шарик по кругу с такими словами
    Ты, лети, воздушный шарик,
    Быстро, быстро по рукам,
    У кого остался шарик-
    Тот всем пожелает счастливого пути.
    Ведущий. Я теперь я хочу узнать вас получше.
    Игра «кто любит петь и играть» (дети отвечают на вопросы)
    Кто любит петь, играть?
    Кто уроки пропускать?
    Кто живет по распорядку?
    Утром делаем зарядку?
    Кто одежду бережет?
    Под кровать ее кладет?
    Кто из вас не любит скуки?
    Кто здесь мастер на все руки?
    Вещи кто хранит в порядке?
    Рвет и книжки и тетрадки?
    Кто дома маме помогает?
    А кто лодыря гоняет?
    Кто друзей не обижает?
    Кошек за хвосты гоняет?

    Кто любит кисель?
    А кто карусель?
    Кто любит купаться?
    В ванной?
    В море?
    В душе?
    В луже?
    Кто хотел бы стать пилотом?
    Управлять самолетом?
    Водителем хорошим стать?
    С кровати на пол летать?
    Кто из вас, скажите вслух,
    На уроке ловит мух?
    Кто из вас такой хороший,
    Загорать ходил в калошах?
    Кто любит пирожное и конфеты?
    А кто горячие котлеты?
    Кто любит яблоки и груши?
    А кто из вас не моет уши?
    Ведущий. Теперь, когда мы познакомились и узнали друг о друге много интересного, можно отправиться в путешествие, но перед этим подготовим воздушные шары, на которых мы полетим. Разделимся на две команды, и объявляется конкур.
    КОНКУРС «ВЕСЕЛЫЕ ДРУЗЬЯ» эстафета 5 человек
    За определенное количество времени нужно нарисовать на воздушном шарике смешную рожицу. (1- глаз, 2- нос, 3- рот, 4- брови, 5 уши.)

    (Звучит музыка) В полете мы будем выполнять движения



    И гудим все громко «У-у-у»
    В воздухе переворот
    Прекращается полет.

    Остановка на острове «Самых находчивых».

    КОНКУРС «ШАРИК НА НОСУ»
    По сигналу участники подкидывают шарик вверх и стараются его удержать, чеканя только носом. Побеждает тот, кто дольше всех удержит шарик в воздухе.

    КОНКУРС «САМЫЙ, САМЫЙ»
    -По сигналу вам нужно подкинуть воздушный шарик как можно выше.
    -А теперь по моему сигналу нужно кинуть шарик вперёд. Чей шарик пролетит дальше.

    КОНКУРС «БОЙ ШАРАМИ» выбираем самого сильного
    Приглашаются 2 участника и 2 секунданта – они будут считать удары, нанесённые сопернику. Участники должны не покидать границы ринга.
    КОНКУРС «БЕГ С ШАРАМИ» выбираем самую быструю команду.
    Удержать шарик на ракетке, добежать до кегли, вернется обратно.
    Подведение итогов.
    (Звучит музыка)
    Раз, два – полетели, (руки в стороны)
    3,4 все присели, (приседание)
    5 взлетаем мы опять (встаем, руки в стороны)
    Набираем высоту (встать на цыпочки, поднять руки.)
    И гудим все громко «У-у-у»
    В воздухе переворот
    Прекращается полет.

    Остановка на острове необычных зверей . На этом острове много странных и необычных зверей, я предлагаю вам поселить здесь новых жителей.
    КОНКУРС «ЭТО КТО?»
    Даны длинные воздушные шары, нужно сделать из воздушного шара фигуру животного или птицы и придумать им интересное название.
    (Звучит музыка)
    Раз, два – полетели, (руки в стороны)
    3,4 все присели, (приседание)
    5 взлетаем мы опять (встаем, руки в стороны)
    Набираем высоту (встать на цыпочки, поднять руки.)
    И гудим все громко «У-у-у»
    В воздухе переворот
    Прекращается полет.

    Остановка на острове «Топотушкино» . На этом острове живут дети, которые громче всех топают. Хотите с ними посоревноваться? Мальчики топают, девочки топают, а теперь все вместе. Молодцы!
    КОНКУРС «остров ТОПОТУШКИНО»
    Два участника из каждой команды получают по шарику, нужно положить шарик на пол и топать по нему, у кого быстрей лопнет шарик.
    (Звучит музыка)
    Раз, два – полетели, (руки в стороны)
    3,4 все присели, (приседание)
    5 взлетаем мы опять (встаем, руки в стороны)
    Набираем высоту (встать на цыпочки, поднять руки.)
    И гудим все громко «У-у-у»
    В воздухе переворот
    Прекращается полет.

    Остановка на острове «Африканском» . На этом острове живет много диких маленьких обезьян. Поздоровайтесь с ними.
    КОНКУРС «ОБЕЗЬЯНКИ».
    Эстафета между командами, зажать шарик между ног и допрыгать до кегли, обратно вернуться бегом и передать шарик следующему.
    (Звучит музыка)
    Раз, два – полетели, (руки в стороны)
    3,4 все присели, (приседание)
    5 взлетаем мы опять (встаем, руки в стороны)
    Набираем высоту (встать на цыпочки, поднять руки.)
    И гудим все громко «У-у-у»
    В воздухе переворот
    Прекращается полет.

    Остановка на острове Сказочном. Ребята, угадайте, кто живет на этом острове? Правильно сказочные герои, а какие мы сейчас узнаем.
    1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
    2. Кто их сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а три лучше». (Змей Горыныч)
    3. Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря своему головному убору. (Красная Шапочка)
    4. Какой герой очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
    (Звучит музыка)
    Раз, два – полетели, (руки в стороны)
    3,4 все присели, (приседание)
    5 взлетаем мы опять (встаем, руки в стороны)
    Набираем высоту (встать на цыпочки, поднять руки.)
    И гудим все громко «У-у-у»
    В воздухе переворот
    Прекращается полет.

    Остановка на острове «Танцевальном»
    Объявляется танцевальный марафон между команд, кто кого перетанцует.
    Подведение итогов игровой программы.
    Ведущий. Веселитесь не грустите и не торопитесь с планеты детства. Ведь детство потом к вам никогда не вернётся. Как можно дольше оставайтесь детьми.

    Игровая программа состоит из трех блоков:

    — «Флора и фауна»;

    — «Искусство»;

    — «Спорт».

    Вопросы, задания, игры носят не только развлекательный, но и познавательный характер. В непринужденной форме дети узнают интересное из области флоры и фауны, знакомятся с видами искусства и спорта, принимают активное участие в играх.

    Творческое дело актуально для учащихся 3 — 4 классов.

    Ведущий . Приглашаю вас принять участие в игровой программе «Про все на свете». У вас есть возможность блеснуть своей эрудицией, а также узнать то, чего вы еще не знаете.

    Блок первый. «Флора и фауна»

    Напомню, что слово «флора» означает «растения», а «фауна» — животные. Начнем с разминки. Отгадайте загадки по данной теме.

    В шубу теплую одет,

    Плотины строит на воде,

    Под водой дом собирает,

    В доме шубу не снимает. (Бобр)

    По округе славится

    Зеленая красавица.

    Сарафан, как колокол,

    По земле да волоком.

    Шапочка — с опушечкой,

    С острою макушечкой. (Ель)

    С виду он похож на зонтик,

    Только меньше во сто крат.

    Коль гроза на горизонте,

    Он бывает только рад.

    Если дождик и тепло,

    Он считает — повезло! (Гриб)

    Он растет на длинной ножке

    С лепесточками, как рожки,

    Голова его крупна,

    Черных семечек полна. (Подсолнух)

    Кто они? Откуда? Чьи?

    Льются черные ручьи:

    Дружно маленькие точки

    Строят дом себе на кочке.

    Вырастает под сосной

    Домик новенький лесной. (Муравьи)

    На дорожку вышли рожки.

    Вы не будете бодать?

    Я потрогал их немножко —

    Рожки спрятались опять.

    Круглый домик...

    Может, гномик в этом домике живет?

    Он волшебный, этот домик —

    По дорожке сам ползет! (Улитка)

    Ведущий . Конкурс для знатоков флоры и фауны. Приглашаются трое желающих. (Для каждого игрока размечается мелом или фишками дорожка в 5 шагов.) Каждый правильный ответ продвигает участника на один шаг вперед. Кто же первым пройдет свою дорожку? Вопросы игрокам будут задаваться по очереди.

    Из какого растения получают манную крупу? (Овес, ячмень, пшеница )

    Закончить пословицу: «Ржаной хлебушко — белому калачу...» (дедушка , дядюшка, соседушка).

    Как называется часть растения, которая всасывает воду из почвы? (Стебель, корень , лист)

    Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты , кукушки, галки)

    Какая птица не летает? (Страус , беркут, гриф)

    Из какого дерева делают спички? (Осина , клен, дуб)

    Из какого дерева делают пианино? (Сосна, ель , ива)

    Из какого дерева обычно делают лыжи? (Береза , рябина, ясень)

    Любимое растение кошек? (Пустырник, душица, валериана )

    Самое сильное животное на земле? (Слон, бегемот, муравей )

    Какое растение имеет самые мелкие в мире цветы и плоды? (Ряска , горох, пастушья сумка)

    Самый крупный в мире цветок? (Мак, гусиный лук, трупная лилия )

    Самое высокое дерево в мире? (Баобаб, эвкалипт , лиана)

    Самое большое в обхвате дерево в мире? (Каштан, ясень, кипарис )

    Ведущий . А теперь внимание — кроссворд! Но кроссворд не простой, а с заморочкой! В чем заключается заморочка, я скажу позже. А сейчас давайте разгадаем его вместе.

    1. Синоним труда. Понятно, да? (Работа)

    2. По водным просторам мчит лодка с мотором. (Катер)

    3. На пол сел акробат, ноги вытянул в... (шпагат).

    4. Говорит сосед соседу: «Дорога она к обеду». (Ложка)

    5. Этот металл кузнец ковал. (Железо)

    6. В золоченой раме лик святого в храме. (Икона)

    7. Аркан с петлей бросает ковбой. (Лассо)

    8. На манеже рыжий комик вызвал громкий смех до колик. (Клоун)

    9. Для показа кино натянули полотно. (Экран)

    А теперь обещанная заморочка! Из букв, отмеченных звездочками, составьте слово — синоним слова «курочка». (Пеструшка.) Кто сделает это первым, получит приз!

    Ведущий. Итак, мы узнали, что курочку называют еще пеструшкой. А как называют курочку-маму? (Наседкой). Давайте поиграем в игру, которая называется «Коршун и наседка».

    Описание игры . В игре участвуют 10—12 игроков. Один из играющих выбирается « коршуном», другой — «наседкой», все остальные — «цыплята». Они становятся за «наседкой», образуя колонну. Все держатся друг за друга, а стоящий впереди — за «наседку».

    «Коршун» становится в трех-четырех шагах от колонны. По сигналу руководителя он старается схватить «цыпленка», стоящего последним. Для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но это сделать нелегко, так как «наседка» все время поворачивается лицом к нему и преграждает путь, вытянув в сторону руки, а вся колонна отклоняется в противоположную от него сторону.

    Игра продолжается несколько минут. Если за это время «коршуну» удается схватить «цыпленка», выбирают нового «коршуна», и игра повторяется.

    Блок второй. «Искусство»

    Ведущий . Искусство — это художественное творчество людей. К искусству относятся литература, архитектура, скульптура, живопись, музыка, танец, театр, кино и так далее. Без них наша жизнь была бы скучной и однообразной. Если без кино, в принципе, жить можно, хотя мы уже с трудом себе это представляем, то без музыки или, например, танцев, невозможно представить ни один народ. Даже самые отсталые племена с низким уровнем культуры неразрывно связаны с этими видами искусств. Этот блок заданий также начнем с разминки.

    ♦ Что значит слово «синема»? (Кино)

    ♦ Все письменные и печатные произведения народа называются... (литература).

    ♦ Строительное искусство. (Архитектура)

    ♦ Что такое ТЮЗ? (Театр юного зрителя)

    ♦ Все, что вылеплено из глины и воска, высечено из камня, вырезано из дерева, отлито из бронзы или гипса, называется... (скульптура).

    ♦ Искусство, показывающее нам красоту звуков, называется... (музыка).

    ♦ Драматический, оперный, балетный... (театр).

    ♦ Искусство на манеже. (Цирк)

    ♦ Пейзаж, портрет, натюрморт — жанры... (живописи).

    ♦ «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — это... (балет).

    Ведущий. У каждого вида искусства есть свои символы. Символ — это опознавательный, отличительный знак. Посмотрите на плакат. (См. Приложение). Скажите, символы каких видов искусства изображены на нем. (Кадр киноленты — символ кино; маска — театра; лира — музыки; мольберт — живописи; перо — литературы.)

    Остановимся на театральном виде искусства. Я попрошу три группы желающих подготовить и разыграть перед нами веселые истории на школьную тему.

    Раздаются карточки с текстом.

    КАРТОЧКИ

    В класс входят четыре опоздавших ученика.

    Учитель . Ребята, почему вы опоздали?

    1-й ученик. У меня заболела бабушка, и я ходил в аптеку.

    2-й ученик . А на моих часах еще десять минут до начала урока...

    3-й ученик. А я по дороге вспомнил, что забыл выключить утюг — пришлось возвращаться.

    4-й ученик . (Молчит.)

    Учитель. Ну, а ты что молчишь?

    4-й ученик. А я не знаю, что придумать. Они уже все сказали!

    Папа (учительнице). Почему вы придираетесь к моему сыну?

    Учительница . Придираюсь? Да он же ничего не знает! Вот смотрите: сколько будет два плюс два?

    Сын. Видишь, папа, опять начала!

    Учитель физкультуры . Завтра на уроке мы будем бегать на лыжах.

    1-й ученик. Я завтра не могу, у меня горло болит.

    Учитель . Справку от врача!

    2-й ученик. И я не могу. У меня насморк!

    Учитель . Справку от врача!

    3-й ученик . Ay меня нога болит! Учитель. Справку от врача!

    4-й ученик . Иван Сергеич, а у меня лыжа сломалась!

    Учитель . Справку от врача!

    Ведущий . А пока наши артисты готовят инсценировки, давайте сделаем физкультминутку.

    Проводится игра «Так и этак».

    Описание игры . Если ведущий скажет «так» и выполнит любое движение, то дети должны за ним повторить это движение. Если же ведущий скажет слово «этак» и выполнит какое-либо движение, то игроки не должны повторять его. Игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не допустил ошибки.

    Разыгрывание сценок.

    Блок третий. «Физкультура и спорт»

    Ведущий . Занятия физкультурой и спортом делают человека сильным, ловким, выносливым. Дети, постоянно выполняющие зарядку, ведущие подвижный образ жизни, занимающиеся закаливанием организма, всегда в хорошем настроении и меньше подвержены простудным заболеваниям. И этот блок мы начнем с разминки.

    ♦ Кинешь в речку — не тонет;

    Бьешь о стенку — не стонет;

    Будешь оземь кидать —

    Станет кверху взлетать. (Мяч)

    ♦ Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса.

    По дороге едут ноги и бегут два колеса.

    У загадки есть ответ: это мой... (велосипед).

    ♦ На квадратиках доски короли свели полки,

    Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

    ♦ Деревянные кони по снегу скачут, в снег не проваливаются. (Лыжи)

    ♦ Словно ветер, вниз с вершины мчатся быстрые машины:

    В каждой — маленький шофер, покоритель снежных гор. (Санки)

    ♦ Мчусь, как пуля, я вперед,

    Лишь поскрипывает лед

    И мелькают огоньки.

    Кто несет меня? (Коньки)

    ♦ Хула-хуп. (Обруч)

    ♦ Спортивный коллектив. (Команда)

    ♦ Трус не играет в... (хоккей).

    ♦ В здоровом теле здоровый... (дух).

    Ведущий. Внимание: конкурс! Перечисляем виды спорта. Кто окажется последним, тот получает приз! (Футбол, бокс, бильярд, альпинизм, борьба, велоспорт, фехтование, хоккей, теннис, скачки, дартс, гимнастика, волейбол и т. д.).

    А теперь переходим к практической части. Игра «Самолетики» выявит самых ловких игроков.

    Описание игры . Формируются три команды по два человека. Каждому «экипажу» выдается бумажный самолетик (в технике оригами). Задача: дуя на самолетик, игроки должны перегнать его по полю до черты и обратно. Чей «экипаж» справится быстрее, тот и победил.

    Ведущий . Игра «Футболист» определит настоящего аса футбола.

    Описание игры . Выбирается «футболист». Ему завязываются глаза. Впереди футболиста кладется воздушный шарик. Ведущий несколько раз раскручивает футболиста на месте, а затем подает ему команды: «шаг влево», «шаг вправо» или «поворот налево», «поворот направо», затем — «удар!»

    Игра повторяется несколько раз. Выигравшим считается тот, кому удалось попасть по «мячу».

    Ведущий. На этом игровая программа закончена. Всем спасибо!

    Детям предлагается разгадать загаданные разными способами слова и предметы.

    Ведущий. Я предлагаю вам поиграть со мной в за- гадалки. Я буду загадывать слова разными способами, а вы будете их отгадывать. Согласны? Начинаем!

    Загадалка первая!

    Перед вами табло, которое поможет разгадать задуманное мною слово. Цифры обозначают порядок открытия букв. Под каждым кружком скрывается буква из слова-отгадки.

    Итак, начинаем с цифры 1. Какая же буква спряталась за ней? Отгадаем загадку и узнаем ответ:

    1. Сер, да не волк,

    Длинноух, а не заяц,

    С копытами, да не конь. (Осел)

    Отгадка начинается с О. Проверим, та ли буква спряталась на табло под цифрой 1. (Открывается буква О.)

    Продолжаем отгадывать загадки.

    2. Это старый наш знакомый,

    Он живет на крыше дома —

    Длинноногий, длинноносый,

    Он летает на охоту

    За лягушками к болоту. (Аист)

    3. Ребенка животные те

    Носят в сумке на животе. (Кенгуру)

    4. Думал, кошка. Крикнул: «Брысь!»

    Оказалось, это... (рысь).

    5. Словно царскую корону,

    Носит он свои рога.

    Ест лишайник, мох зеленый,

    Любит снежные луга. (Олень)

    6. Проживает в странах жарких,

    А в нежарких — в зоопарках,

    И спесив он, и хвастлив,

    Потому что хвост красив,

    Им любуется он сам

    И показывает нам. (Павлин)

    7. Изрисована лошадка,

    Будто школьная тетрадка. (Зебра)

    Итак, у нас открылось слово зоопарк. Именно там можно увидеть всех перечисленных животных.

    Загадалка вторая!

    Я задумываю какое-либо слово и начинаю намекать. У вас три попытки, каждая из которых все более проясняет картину. Если вы угадаете с первой попытки, то вы просто вундеркинды! Если со второй — умницы! Ну, а если с третьей — тоже неплохо! Начинаем.

    а) ОН есть почти в каждой квартире. У НЕГО может быть разный голос — приятный, мелодичный или резкий, отвратительный, б) Конечно, ОН необходим, но иногда думаешь: лучше б ЕГО не было. Впрочем, ЕГО можно отключить, но тогда к вам никто не придет.

    в) ОН предупреждает о приходе гостей своим голосом, и мы идем открывать дверь. (Звонок)

    а) ОНО может быть, а может и не быть. ОНО бывает плохим или хорошим.

    б) Когда ОНО хорошее — все кругом хорошо. Если ОНО плохое — все вокруг плохо. И если у родителей ОНО плохое, то к ним лучше не подходить!

    в) ЕГО можно поднять или опустить. Некоторым людям это хорошо удается. Если, например, я получу пятерку или мне сделают подарок, ОНО сразу само собою поднимается. А вот если получу два или меня накажут, ОНО сразу же опустится. (Настроение)

    а) ЕГО едят, но не всегда. Про НЕГО говорят: ни рыба ни мясо.

    б) У НЕГО очень много названий. ЕГО ищут. ЕГО можно жарить, варить, солить и сушить.

    в) У НЕГО есть шляпка и ножка. ОН хорошо растет после дождя. Бывает съедобный и несъедобный. Иногда ИМ можно отравиться и даже умереть. (Гриб)

    а) На работе ОНА все время разъезжает по дорогам и общается с людьми.

    б) ОНА следит за тем, чтобы в салоне не было «зайцев».

    в) Если вы только что вошли, ОНА продаст вам билетик или попросит показать удостоверение. (Кондуктор)

    а) ОН живет в квартире. У НЕГО есть свой уголок. За НИМ ухаживают и на улицу не выпускают.

    б) На НЕГО часто поглядывает кот. ОН живет очень долго, больше, чем человек. Про НЕГО даже есть мультфильм.

    в) ОН любит передразнивать людей, повторяя за ними слова. ЕГО часто называют Кешей. (Попугай)

    а) ИХ много. ОНИ предназначены для игры. В НИХ играют дети и взрослые.

    б) Некоторые мамы и папы запрещают детям в НИХ играть. А взрослые дяди часто играют в НИХ на деньги.

    в) В НИХ можно играть в «дурака». А еще на

    НИХ можно гадать и показывать фокусы.

    ОНИ находятся в колоде. (Карты)

    Ведущий. Загадалка третья!

    Давайте поиграем. Выберем водящего, которого попросим на несколько секунд выйти из комнаты. Я загадаю на кого-либо из вас и объявлю всем об этом. Войдет водящий и задаст не более 5 вопросов относительно внешности загаданного мною человека. Например, о том, какого цвета у него волосы, глаза, какая у него прическа, во что одет. Отвечать на эти вопросы будете вы. Если задуманный мной игрок после пяти вопросов будет разгадан, он становится водящим. Если не разгадан, то мы выбираем другого водящего и я загадываю следующего игрока. (Игра повторяется несколько раз.)

    Ведущий. Внимание, загадалка четвертая!

    Сейчас сказочные герои расскажут о себе в своих письмах. А вы попробуйте назвать их имена.

    ♦ «Здравствуйте, мальчики и девочки, мои юные друзья. Я уверен, что мы с вами знакомы. Мои приключения начались, когда коварный волшебник узнал из своих волшебных книг, что я, ваш покорный слуга, могу открыть великий клад. Злому чародею захотелось завладеть несметными сокровищами. Он пришел в наш дом, представился моим дядей и уговорил мать отпустить меня с ним, обещая позаботиться о моем будущем.

    Чародей дал мне перстень (я потом узнал, что он волшебный и с его помощью можно вызвать джинна) и заставил меня спуститься в подземелье и принести оттуда лампу, потому что тот, кто владел этой лампой, становился могущественным волшебником.

    Главное, так у меня появился слуга — джинн, который жил в лампе. Он помог мне стать самым богатым человеком на свете и жениться на прекрасной дочери султана, которую я полюбил с первого взгляда.

    Прослышав про мое счастье, коварный чародей обманом завладел волшебной лампой, но мы нашли способ перехитрить его. Назовите мое имя!» (Алладин)

    ♦ «Здравствуйте, ребята. Вы наверняка слышали обо мне, потому что я — герой одной из сказок Александра Сергеевича Пушкина. Эта сказка была создана на основе русской народной сказки, которую рассказала Пушкину любимая няня Арина Родионовна.

    Я никогда не боялся работы, поэтому и нанялся служить к попу, которому требовался работник — одновременно повар, конюх и плотник. Поп был такой жадный, что не хотел платить мне деньги и обрадовался, когда я согласился работать за три «щелка» ему по лбу в год. Когда год моей службы начал приближаться к концу, поп забеспокоился: не захотел «щелки» получать. И решил он задать мне такую задачу, чтобы я с ней не справился. А если б я с работой не справился, то и расплачиваться со мной не пришлось. Велел он мне собрать для него оброк с чертей. Только напрасно поп надеялся: я с чертями быстро справился. Принес я деньги хозяину, и пришлось ему со мной расплатиться, как договаривались. Жалко мне было бедного попа, но его следовало наказать за жадность. Щелкал я его по лбу и приговаривал: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Теперь эта фраза стала поговоркой. Хоть имя у меня обидное и сам я кажусь простаком, но, прочитав сказку, вы поймете, что я очень веселый и сообразительный. Так как же меня зовут?» (Балда)

    ♦ «Мои маленькие друзья, мамы и папы учат вас всегда говорить правду. Действительно, обманывать очень некрасиво. Однако еще обиднее, когда ты честно рассказываешь, как с тобой приключилась какая-нибудь удивительная история, а тебе не верят и считают тебя обманщиком. Вот, например, приехал я в вашу замечательную Россию. Дело было зимой, стоял мороз, выла вьюга. Дороги совсем замело, и вскоре я и мой конь так устали, что я решил отдохнуть. Увидел я посреди заснеженного поля какой-то колышек, спешился, привязал к нему коня, а сам улегся рядом, прямо на снег, укрылся плащом и уснул. Просыпаюсь — ну и ну! — я на улице совершенно незнакомого городка, а мой конь пропал! Вдруг я услышал знакомое ржание. Поднимаю голову и вижу: лошадь моя висит на самой верхушке церковной колокольни. Оказывается, накануне весь город занесло снегом, и то, что я принял за колышек, было верхушкой креста на колокольне. Утром солнце растопило снег. И я вместе с ним опустился вниз, а бедное животное оказалось между небом и землей. Как я лошадь спас, это отдельная история, как, впрочем, и все остальные мои приключения. Я единственный человек, который ездил в санях, запряженных серым волком! Никто, кроме меня, не летал на пушечных ядрах, да еще с пересадкой! Я был знаменитым охотником, победил бешеную шубу и первым из людей побывал на Луне. Узнали меня?» (Барон Мюнхгаузен)

    Ведущий. Загадалка пятая!

    Ребята, мне нужны помощники — мастера пантомимы. Потому что сейчас я буду загадывать предметы. Помощники изобразят их с помощью жестов и мимики, а ваша задача — угадать.

    Загаданные предметы: удочка, телефон, компьютер, зеркало, конфета, букет цветов, носовой платок.

    Ведущий. Загадалка шестая ! Перед вами шкатулка. В ней лежит предмет. Кто рискнет угадать, что это за предмет? (Вызывается желающий.) Можно задавать мне любые наводящие вопросы, но только так, чтобы я могла ответить: «да» или «нет». Например: «Это школьная вещь?», «Она сделана из пластмассы?», «Ею можно писать?» и т. д. Угадавший забирает предмет себе. Загаданные предметы: стирашка, бульонный кубик, пуговица.

    Ведущий . Это была последняя загадалка. Всем спасибо.

    Поделиться