Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности - реферат. Причины и условия групповой и организованной преступности Причины развития организованной преступности

Организованная преступность, как уже указывалось, является следствием общих противоречий в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной, духовной), результатом противоречивого развития нашего общества в течение последних десятилетий.

Преодоление кризисных явлений, а значит, и организованной преступности – процесс весьма сложный, длительный, требующий значительных материально-технических, интеллектуальных, правовых, информационных, кадровых ресурсов.

Основным фактором роста организованной преступности является процесс криминализации экономики, проявляющейся в разбалансированности финансово-кредитной сферы, высокой степени монополизации при относительно свободной системе ценообразования, инфляции, неразвитости и несовершенстве налогообразования.

Экономические процессы, способствующие росту организованной преступности, в значительной мере определяются следующими социально-политическими факторами:

1) ослаблением роли государства в правовом регулировании экономики, в формировании цивилизованных рыночных отношений;

2) ликвидацией большинства форм социального контроля в результате политической нестабильности общества, обострения межнациональных, этнических, религиозных конфликтов;

3) пробелами в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве относительно понятий преступного сообщества, организованной преступной деятельности как обстоятельств, квалифицирующих деяние и отягчающих наказание виновных, процедуры доказывания и обеспечения безопасности участников процесса по делам об организованных преступлениях.

Серьезно способствуют росту организованной преступности и противоречия в сфере духовной жизни общества. Здесь особое значение имеют следующие факторы:

1) деформация нравственной позиции населения в отношении преступности вообще, организованной преступности в частности;

2) негативные процессы в сфере идеологии, воспитания молодежи;

3) значительный криминальный потенциал населения.

По данным экспертов, в России «школу» исправительных учреждений прошли 15 – 18 млн. человек; численность лиц, совершивших латентные преступления, по мнению экспертов, приближается к 15 млн.; количество ежегодно совершаемых преступлений – около 3 млн.; примерно 5 млн.


преступлений официально считаются нераскрытыми. Следовательно, 35 – 40 млн. человек (практически каждый третий взрослый россиянин) причастны к преступной деятельности.

Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер.

Общесоциальные меры, будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и, тем самым, на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу, в первую очередь, относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности. Реализация этой задачи как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности.

Важную роль в предупреждении организованной преступности играет информационно-аналитическое обеспечение, создание банка данных, включающего сведения о

преступных структурах, направлениях их деятельности, лидерах и уголовных авторитетах, складывающихся между ними отношениях и т.п.

Информационно-аналитическая работа осуществляется по следующим направлениям:

1) получение с помощью оперативно-розыскных средств и методов стратегически важной информации и ее анализ. Содержание ее – конфиденциальные сведения и статистические данные о распространении и видах организованной преступности;

2) получение разведывательной информации о преступных формированиях, совершающих преступления международного (транснационального) характера (финансовые махинации, контрабанда оружия, исторических и культурных ценностей, а также авто- и наркобизнес), направление ее соответствующим службам правоохранительных органов, координация действий этих служб с Национальным бюро Интерпола, аналогичными службами других стран (при наличии соглашений с ними);

3) получение контрразведывательной информации в целях обеспечения собственной безопасности, а также выявления коррумпированных сотрудников правоохранительных органов.

Страница 21 из 34

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Под организованной преступностью понимается общественное явление, охватывающее совокупность тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых устойчивыми, иерархическими, планомерно-действующими преступными структурами (группы, сообщества), деятельность которых прямо или опосредованно взаимоподкрепляется и согласуется организаторами и руководителями определенной территории или в определенной управленческой, предпринимательской или иной сфере экономической, политической деятельности.

Организованная преступность является одним из наиболее сложных и опасных видов уголовно-наказуемых деяний и имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерны наличие групп, организаций и лиц для систематического занятия преступлениями, устойчивость, отлаженная система связей их участников, распределение между ними ролей, иерархическая система взаимоотношений. В низших организованных преступных формированиях отношения участников строятся по схеме: главарь - рядовые исполнители (как правило, всего от 3 до 10 человек), причем роль каждого из них заранее определена. Типичными видами преступных деяний для таких групп являются кражи, грабежи, разбои, мошенничество, бандитизм.

На более высоких уровнях (средний, высший) организованной преступной деятельности осваиваются новые виды противоправного бизнеса, обеспечивается более последовательная специализация преступников, между главарем и иными участниками проявляются промежуточные звенья в виде разведчиков, боевиков, исполнителей, телохранителей и т.п. Такие группировки включают до 50 и более человек и обычно специализируются на вымогательстве, наркобизнесе, контрабанде, махинациях в кредитно-финансовой и внешнеэко-номической деятельности. Характерно наличие коррумпированных связей. Организованные преступные формирования используют подкуп чиновников непосредственно для совершения противоправных сделок, получения деловой информации и документов прикрытия, подавления конкурентов, уклонения от уплаты налогов и т.п.

Для организованной преступности характерна корыстная мотивация противоправного поведения, постоянная направленность на получение доходов. Насильственные преступления (например, заказные убийства) так или иначе подчинены корыстным целям. С их помощью устраняются конкуренты по преступному бизнесу, предприниматели, должники и т.д.

Характерной особенностью организованной преступности являются развитые межрегиональные и транснациональные связи (в пределах СНГ, а также иного ближнего и дальнего зарубежья). Организованная преступность - явление международное. Российская организованная преступность имеет специфические черты и особенности. Так, в отличие от многих стран, организованная преступность в России не только эксплуатирует различные виды подпольного и полулегального бизнеса (игорный, незаконную торговлю и т.д.), но и “имеет свою долю” в некоторых высокодоходных сферах легального предпринимательства (алкогольный, табачный, автобизнес, экспорт нефтепродуктов, каменного угля, леса и т.д.), контролирует крупные производственные объекты, органы управления экономикой, банки.

Специфическим для России является такой вид объединения преступников, как сообщества “воров в законе”. Эти активно действующие преступники являются лидерами преступного мира. Если раньше понятие “воры в законе” ассоциировались в основном с фигурами профессиональных преступников, специализирующихся на систематическом совершении краж, то сейчас это нередко деловой человек, владеющий магазином, центром досуга, казино, продовольственным или промтоварным рынком и т.д. Воры в законе распоряжаются колоссальными денежными средствами, сосредо-точиваемыми в “общаках”.

В состав устойчивых криминальных формирований могут входить злостные, имеющие преступную длительную карьеру рецидивисты, и ранее не судимые лица, последние нередко являются лидерами. Они имеют более высокий, чем у других преступников, уровень образования и интеллектуального развития. По психологическим качествам это, как правило, энергичные, предприимчивые, целеустремленные люди, отличающиеся дерзостью, нередко жестокостью.

Свойства личности участников организованных преступных групп отличает особая дерзость, цинизм, повышенная агрессивность, жестокость.

Организованная преступность широко использует профес-сиональных преступников.

Причины и условия организованной преступности. В соответствии с генезисом и характером организованной преступности в механизме ее детерминации решающую роль играют следующие причины и условия:

1. Пороки (культурных, политических, социально-экономических) основ организации жизни общества.

2. Неэффективность мер борьбы с криминальными проявлениями: несоответствие между глубинными факторами преступности и поверхностными мерами, с помощью которых государство пытается от нее избавиться.

3. Криминальное саморазвитие (способность преступности к самоорганизации и способность на ужесточение средств борьбы с нею отвечать усилением средств обеспечения криминальной безопасности и эффективности преступной деятельности).

4. Пороки политической системы общества:

а) пассивность органов государственной власти, обусловленная дефектами политического устройства; политическими, идеологическими, социальными кризисами, коррумпированностью, слабостью полити-ческих лидеров, их неспособностью эффективно действовать в сложных условиях;

б) необеспеченность (материальная, культурная, организационная) рационального функционирования демократических институтов общественного устройства.

5. Межгосударственные противоречия, препятствующие концент-рации усилий общества в борьбе с преступностью.

Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе комплекса мер общесоциальной и специально-кримино-логической профилактики. Значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление комплекса организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих затрудняющие условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из производства криминальных методов регулирования экономических отношений, пресечение легализации преступных капиталов.

Наряду с уголовно-правовыми запретами в УК РФ для борьбы с организованной преступностью необходимо принять специальные законы, как во многих зарубежных странах, регулирующие борьбу с организованной преступностью. Особое значение в этой борьбе придается специализированным подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Борьба должна быть сосредоточена на подрыве авторитетов, создании конфликтных ситуаций, ведущих к распаду группы или сообщества, т.е. разрушении целостности, устойчивости - качественного признака преступной системы.

§ 4. Причины, условия организованной преступности и их предупреждение

В каждой стране, где сегодня существует организованная преступность, процесс ее появления, становления и развития имел свои особенности, но он связан и с общими социально-экономическими факторами.

В условиях СССР формирование организованных преступных структур происходило под воздействием целого ряда социальных, экономических и правовых факторов. Но прежде чем они начали действовать, для них была создана прочная криминогенная база. С 60-х годов преступность росла, опережая темпы прироста населения, создавая устойчивый и большой контингент профессиональных преступников (воры, грабители, мошенники, валютчики), живущих за счет преступной деятельности. Они не составили основу организованной преступности, а лишь стали катализатором криминогенных процессов, которые заключались в следующем.

В период застоя росли и не удовлетворенные государством обычные потребности народа в питании, одежде и других товарах, жилье; росло количество неотоваренных денег. Стали нормой показуха, безответственность, перестал действовать контроль за мерой труда и потребления. В результате стало увеличиваться число хищений государственного имущества в крупных и особо крупных размерах. Появились лица и группы, незаконно сосредоточившие в своих руках огромные суммы денег и ценностей, которые они вкладывали в нелегальное производство. Так начинала укрепляться криминальная часть теневой экономики. Появившиеся мультимиллионеры окружили себя боевиками, боролись за рынки сбыта, подкупая должностных лиц, проникали в государственный аппарат. Вовлекая в сферу преступных сделок все большее число служащих, они превращали отдельные отрасли народного хозяйства в свою вотчину, в постоянный и неиссякаемый источник средств существования. Это особенно ярко проявилось в торговле, в сфере снабжения, сбыта, ряде отраслей производства. Началось как бы стихийное и уголовно-организованное перераспределение национального дохода.

В этот период в уголовном мире прочно утверждается новая категория преступников под названием цеховики. С целью расширения своего нелегального бизнеса и в связи с возникшей конкуренцией они по объективным законам экономики стали объединяться в сообщества и с помощью целой системы взяток, иных противоправных средств создавать надежную защиту от социального контроля. Появились преступные структуры, действующие как по вертикали, так и по горизонтали. Организованная преступность появилась в виде кланов, различного рода дельцов и махинаторов в сфере экономики. Фактически внутри государственных учреждений действовали преступные организации, занимаясь получением незаконной прибыли.

Поскольку существовала профессиональная преступность, началось вторичное перераспределение преступно нажитых средств. Традиционная уголовная среда в этих условиях переориентировалась, стала обворовывать и грабить тех, кто обогащается. Резко возросли различные виды игорного мошенничества, похищения людей, появился рэкет в уголовной среде. Среди профессиональных преступников появились свои некоронованные короли. Они делили территории и сферы влияния, облагали данью дельцов теневой экономики. Все это стало приводить к сращиванию дельцов с главарями преступных сообществ.

Таким образом, в отличие от организованной преступности ряда западных стран, которая развивалась на запрещенных видах услуг – проституции, азартных играх, сбыте наркотиков, советская организованная преступность сформировалась в сфере экономики. В дальнейшем интересы дельцов подпольного бизнеса стали переплетаться с интересами традиционного уголовного элемента. Поэтому в отечественной организованной преступности наиболее распространены экономическая и общеуголовная преступность.

Разрастанию экономической организованной преступности в начале 90-х годов способствовали: распад СССР и последовавший после этого разрыв экономических связей, глубокий экономический кризис.

Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе всего комплекса мер общесоциальной и специально-криминологической профилактики. Решающее значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих невыносимые условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из сферы производства и распределения криминальных способов регулирования экономических отношений, пресечение движения и легализации преступных капиталов.

Для общесоциального предупреждения организованной преступности и максимального ограничения возможностей ее функционирования и воспроизводства первоочередным является: повышение жизненного уровня большинства населения, сокращение разрыва между богатыми и бедными в уровне доходов, сокращение безработицы, равный доступ каждого к занятию предпринимательской деятельностью, существенная поддержка малого предпринимательства, подъем материального производства, усиление внимания к культуре, сохранение духовно-нравственных традиций, решение проблемы воспитания подрастающего поколения.

В данном русле перспективными представляются профилактические мероприятия, связанные с: 1) восстановлением с помощью служб социального обслуживания населения жизненной перспективы лиц, утративших ее в результате потери работы, демобилизации, ухода в отставку и т.д.; предоставление специалистам в отношении которых особо значим риск их вербовки организованными преступными структурами, альтернативы в профессиональной деятельности и ее оплаты; 2) введением деклараций для государственных (муниципальных) служащих и близких родственников о доходах и имуществе; декларирования источников средств на приобретение ценного имущества; обязанности банков сообщать правоохранительным органам о принятии или перемещении крупных вкладов, происхождение которых вызывает подозрения.

Борьбе с вербовкой новых членов организованной преступности будет способствовать восстановление деятельности правоохранительных органов по предотвращению формирования группировок с антиобщественной направленностью, вовлечения несовершеннолетних в преступления; реализация и расширение сохранившихся в трудовом законодательстве и законодательстве об образовании норм о трудоустройстве выпускников образовательных учреждений, а также детей-сирот или оставшихся без попечения родителей; восстановление системы социального контроля и помощи в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы и закрытых воспитательных учреждений.

Необходимо создание системы борьбы с организованной преступностью основное направление которой – ликвидация организованных преступных формирований как таковых, их деятельности, а также экономической, организационной и другой основ их возрождения. В этих целях особое значение приобретают следующие меры: 1) разоблачение и привлечение к уголовной ответственности лидеров организованных преступных формирований; 2)перекрытие каналов движения и использования преступных доходов и капиталов, недопущение их легализации и приумножения; 3) дифференцированный подход к рядовым участникам организованных преступных формирований и поощрение добровольного сотрудничества их в деле разоблачения организованной преступной деятельности, оказание им необходимой социальной помощи в трудовом и бытовом устройстве, решение иных насущных вопросов; 4) обеспечение безопасности лиц, участвующих в разоблачении организованных преступных сообществ, свидетелей, иных участников уголовного процесса; 5) одновременное принятие действенных мер по борьбе с коррупцией; 6) противодействие установлению межрегиональных преступных связей; 7) дискредитация уголовных авторитетов; 8) нейтрализация влияния организованной преступности на малый и средний бизнес, промышленные предприятия, выпускающие высоколиквидную продукцию; 9)повышение качественного уровня агентурно-оперативной работы; 10) принятие эффективных мероприятий по обеспечению возмещения вреда жертвам преступлений организованных формирований.

Правовой основой в борьбе с организованной преступностью является принятый 3.06.97 г. Палатой Представителей Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» и одобренный Советом Республики 10.06.97 г.

Этот закон направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных и государственных интересов от организованной преступности и коррупции и определяет государственную политику борьбы с этими правонарушениями.

Основной задачей Закона является создание организованных и правовых основ борьбы с организованной преступностью и коррупцией и обеспечение при этом гарантированной защиты интересов физических и юридических лиц.

Законодательство о борьбе с организованной преступностью и коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь и включает Закон «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы республики Беларусь, другие акты законодательства РБ, а также международно-правовые договоры, участницей которых является Республика Беларусь.

Государственными органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией являются органы внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры, а коррупцией – органы Комитета государственного контроля, государственные налоговые органы, действующие в пределах своей компетенции.

Государственным координирующим органом по борьбе с организованной преступностью является межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете Безопасности РБ.

В органах внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры создаются специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Порядок создания этих подразделений в органах внутренних дел и государственной безопасности определяется Президентом РБ, в органах прокуратуры – генеральным прокурором РБ.

Права и обязанности сотрудников специальных подразделений в зависимости от их ведомственной принадлежности определяется Законом РБ «О милиции», «О прокуратуре РБ», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» и другими законодательными актами РБ.

Значительная роль в решении проблемы борьбы с организованной преступностью принадлежит совершенствованию организации оперативно-розыскной деятельности специальных подразделений органов внутренних дел и государственной безопасности.

Специальные подразделения ОВД и КГБ по борьбе с организованной преступностью и коррупцией предусмотренные УГ РБ и Законом «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» меры для выявления организованных групп и преступных организаций и пресечения их деятельности.

Оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие права и законные интересы граждан по проверке сведений об организованных преступных группах или преступных организациях и их деятельности, осуществляются в срок не более одного года.

Указанный срок может продлен по причине особой необходимости Министром внутренних дел и Председателем КГБ РБ с санкции генерального прокурора РБ до 1,5 лет. Среди практических мер направленных на борьбу с организованной преступностью можно выделить следующие.

1. Объединение усилий всех правоохранительных органов при наличии межведомственного координационного органа с тщательно разработанной программой на определенный промежуток времени.

2. Совершенствование в процессе кодификации законодательства, с тем чтобы создать прочную правовую основу для борьбы с преступными сообществами.

3. Специальная профессиональная подготовка лиц, включенных в борьбу с преступностью организованных сообществ, подобных зарубежной мафии.

4. Материально-техническое обеспечение специальных подразделений отвечающее характеру и серьезным последствиям организованной преступности.

5. Солидное пропагандистское обеспечение мер борьбы с организованной преступностью, имеющее целью раскрыть перед широкой общественностью преступные цели, планы и способы противоправной деятельности преступных сообществ, показ антигосударственной и антиобщественной направленности заправил преступных организаций, создать должную нравственную атмосферу в обществе, при которой у преступников «горела бы земля под ногами», а у каждого человека горела бы душа негодованием и стремлением внести свой посильный вклад в дело борьбы с опасными формами организованной преступности.

В статье 6 Закона «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» определен порядок взаимодействия органов внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры, иных государственных органов в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

В органах внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры определяются лица, в функциональные обязанности которых входит осуществление взаимодействия в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Координация деятельности специальных подразделений возлагается на Прокуратуру РБ.

Территориальные и другие органы дел государственной безопасности и прокуратуры обязаны передавать соответствующим специальным подразделениям оперативную информацию и другие материалы, связанные с организованной преступностью и коррупцией и оказывать содействие в выполнения поставленных перед специальными подразделениями задач.

Национальный банк РБ и иные государственные органы, действующие в пределах своей компетенции должны оказывать содействие органам внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры в выявлении фактов организованной преступности, в необходимых случаях участвовать в проведении проверок и ревизий.

В борьбе с организованной преступностью заметное место должно быть отведено средствам массовой информации и особенно тем, объектом воздействия которых является молодежная аудитория. Сейчас фильмов, публикаций, передач по радио, телевидению и т.д., посвященных разоблачению организованной преступности, немало. Однако в них следует усилить нравственный акцент, четче показать тот огромный ущерб, который наносится ею обществу и, что очень важно, личности, ее духовному развитию. Обязательная задача – вскрыть социальные корни этой преступности, в первую очередь те, которые лежат в повседневной жизни, психологии некоторых малых социальных групп. Нужно исключить даже малейший намек, позволяющий романтизировать преступные организации, образ жизни и поведение отдельных ее представителей, делать их привлекательными в глазах молодых людей.

Необходимо вносить коррективы в Уголовный кодекс по мере появления новых форм организованной преступной деятельности. В Уголовно-процессуальном кодексе целесообразно предусмотреть процедуру использования в уголовном судопроизводстве результатов оперативно-розыскной деятельности, а также широко применяемых в США, Италии, ряде других государств оперативно-розыскных мер и мер по предупреждению легализации (отмывания) преступных доходов.

Комплекс мер борьбы с легализацией и приумножением преступных доходов должен включать наряду с уголовно-правовыми мерами меры финансового и иного контроля, носящие специально-предупредительный характер и одновременно он должен быть направлен на выявление, пресечение незаконных операций с преступными доходами.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

Контрольная работа

криминологии

Вариант 2

Криминологическая характеристика и

предупреждение организованной преступности

Выполнила: студентка

заочного отделения, 5 курса,

группы № 56.

Кирилюк Александра Валерьевна

Адрес: 679000, г. Биробиджан,

ул. Шолом-Алейхема, д. 81/а,

кв. 44. тел. 32-8-93

г. ХАБАРОВСК 2009

План:

Введение…………………………………………………………….3

    Понятие организованной преступности, ее признаки……….4

    Причины и условия организованной преступности…………8

    Предупреждение организованной преступности……………10

Заключение…………………………………………………………14

Список использованной литературы…………………………….16

Введение.

Осознание общественно опасного характера и реальных масштабов угрозы, создаваемой организованными преступными структурами в России, является актуальной задачей юридической экономической и политической наук, широкой общественности, законодательной, исполнительной и судебной власти в стране.

Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и международной безопасности, стабильности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов и компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим процессам. Она подрывает процесс развития и сводит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы.

Данные выводы всецело подтверждаются криминальными реалиями. Но это не было вовремя услышано и осознано. Поэтому криминологическая наука призвана исследовать данный "антиобщественный" феномен, с целью нахождения эффективных методов ее предупреждения.

Актуальность проблемы криминологической характеристики организованной преступности подтверждается и тем, что анализ тенденций развития преступности свидетельствует об ухудшении общей криминогенной ситуации, активном проникновении преступного мира практически во все сферы жизни, от органов государственной власти и управления до обычной коммерческой палатки.

Современная преступность действует не спонтанно, а использует выработанную методику и практику противоборства с государством. В своем распоряжении преступники имеют самое современное вооружение, технику, транспорт. По этим причинам преступность превратилась в высокоорганизованную структуру. Все вышеперечисленное объясняет интерес к данной проблеме.

В данной работе предпринята попытка изложить криминологическую характеристику организованной преступности, проанализировать причины данного явления, предложить методы предупреждения.

    Понятие организованной преступности, ее признаки.

Организованная преступность – один из наиболее опасных видов преступности. Ее последствия крайне негативно сказываются практически на всех сферах жизни общества и государства, угрожая их безопасности.

С середины 70-х годов с периода подготовки и проведения V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями эксперты ООН заняты разработкой понятийного аппарата организованной преступности. В документе, подготовленном секретариатом ООН, было отмечено, что одной формулировкой невозможно определить многочисленные виды организованной преступности, обусловленные различными факторами, в том числе этническими, экономическими.

Однако в целом это явление можно охарактеризовать как сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, ко­торые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. 1 Это преступления, часто выходящие за преде­лы государственных границ, связанные не только с коррупцией общественных и поли­тических деятелей, получением взяток или тайных сговоров, но также и с угрозами, за­пугиванием и насилием.

Также можно привести следующее определение термина «организованная преступность», которое было дано академиком В.Н. Кудрявцевым в учебнике по криминологии. Организованная преступность – это функционирование устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции. 2

Наиболее полно рассмотреть природу организованной преступности можно через призму ее основных признаков.

Первый признак - наличие объединений лиц для систематического занятия преступлениями. В них отмечается выраженная иерархия, иными словами, соподчиненность участников, жесткая дисциплина на основе устанавливаемых правил поведения и уголовных традиций. Власть в группе концентрируется в руках одного или нескольких лидеров, а число участников колеблется от пяти до нескольких сотен и даже тысяч человек.

По данному признаку можно выделить уровни организованной преступности. К примитивному относятся устойчивые группы, имеющие простую структуру организации: главарь - участники. Количественный состав групп колеблется от трех до десяти человек. Преимущественное занятие - кражи, грабежи, мошенничества, разбои.

Средний уровень организованной преступности является как бы переходной ступенью к более совершенным и опасным построениям и представлен группировками. Между главарем и исполнителем существуют промежуточные звенья. Данное объединение включает несколько подразделений: боевики, разведчики, исполнители (шестерки), телохранители, “финансисты” и т. д. Группировка достигает 50 и более человек, занимается рэкетом, наркобизнесом, контрабандой, незаконными операциями в кредитно-банковской системе. Она, как правило, имеет связи с чиновниками органов власти и управления.

Высокий уровень представлен криминальными организациями. Подобные сообщества имеют две и более ступеней управления. Преступные организации имеют восемь основных признаков:

Наличие материальной базы, что проявляется в создании общих денежных фондов, обладании банковским счетом, недвижимостью;

Официальная крыша над головой в виде зарегистрированных фондов, совместных предприятий, кооперативов, ресторанов, казино и т. д.;

Коллегиальный орган руководства, при котором управление организацией осуществляется группой лиц (советом), имеющих почти равное положение;

Устав в форме определенных правил поведения, традиций, “законов” и санкций за их нарушение (в двух из числа изученных организаций был письменный устав);

Функционально-иерархическая система - разделение организации на составные группы, межрегиональные связи, наличие промежуточного руководящего ядра (большого совета), телохранителей, информационной службы, “контролеров” и т. п.;

Специфическая языково-понятийная система, которая включает жаргон, особенности письменной и устной речи (клички, особые моральные институты);

Информационная база (сбор различного рода сведений, разведка и контрразведка);

Наличие своих людей в органах власти, в судебной и правоохранительной системах.

Преступные организации распределяют сферы своего влияния как в географическом плане, так и по конкретным объектам, лицам. Происходит их заметная специализация - одни контролируют азартные игры, проституцию, другие занимаются представлением разного рода криминальных услуг и т. д. Основой преступной мотивации является стремление к получению прибыли незаконным путем.

Второй признак организованной преступности - экономический. Систематическое нарушение закона преследует главную цель - обогащение, накопление капитала.

Третий признак – коррупция. Коррупцию можно определить как систему определенных отношений, основанных на противоправных и иных сделках должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам. 3

Если мы обратимся к ст. 35 Уголовного кодекса РФ, то мы увидим следующие признаки организованной преступности: устойчивое, сплоченное объединение лиц, либо организованных групп, которые созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

По данным статистического отчета 1ЕМ прокуратуры ЕАО, с применением п.п. 3, 4 ст. 35 в ЕАО: в 2007 г. возбужденно 10 уголовных дел, окончено 9, приостановлено 1, раскрываемость 90%; в 2008 г. возбужденно 8 уголовных дел, окончено 8, приостановлено 0, раскрываемость 100%.

Организованная преступность тесно связана с рецидивной (повторным совершением лицами преступлений после разоблачения предшествующих и принятия к виновным предусмотренных законом мер), а также с профессиональной (совокупность преступлений, совершаемых с целью извлечения основного или дополнительного дохода лицами, для которых характерен криминальный профессионализм). 5

Можно сказать, что организованная преступность невозможна без профессиональной. Практически все профессиональные преступники участвуют в организованных формированиях. В то же время организованная преступность характеризуется сотрудничеством с профессиональными преступниками, которые в свое время могут являться и рецидивистами.

При этом нельзя отождествлять понятия организованной, профессиональной и рецидивной преступности. Выше перечисленные признаки организованной преступности позволяют отличить данное явление от других.

Также следует различать организованную и групповую преступность. В этом плане можно выделить следующие существенные отличия организованной преступности: а. устойчивость; б. превращение преступной деятельности либо в основной источник дохода (аналогичный признак имеет профессиональная преступность), либо в существенный элемент легальной деятельности; в. создание системы защиты от уголовного преследования и социального контроля путем использования коррумпированности правоохранительных органов и аппарата государственной власти. 6

    Причины и условия организованной преступности.

Для успешной борьбы с организованной преступностью важно знать причины и условия, ее порождающие. Анализ юридической и специальной литературы, а также практической деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью позволяет выделить основные причины и условия, порождающие организованную преступность и отметить, что социальные отношения непреступного характера перерастают в преступность при недостатках ее прогноза, выявления и борьбы с социальными отклонениями.

Развитию организованной преступности прежде всего способствует экономическая ситуация. Существенное значение в развитии организованной преступности имеет рассогласованность роста денежных доходов населения и их товарного обеспечения, возникновение и усугубление дефицита денежных средств на все более широкий круг товаров и услуг, а также различия в оплате одного и того же труда, выполняемого работником государственного сектора производства и коммерческого.

На проявление преступности влияют также обстоятельства социального плана. Это и отстаивание социального развития от экономического, и усиливающееся в результате перераспределения доходов социально-экономическое расслоение общества на две полярные группы – одни материально обеспечены значительно лучше, другие – заметно хуже. Представляется, что наличие таких полярных групп в обществе связано, во-первых, с особенностями доходов и гораздо меньше – с расходами; во-вторых, с нарушением принципов справедливости в экономике.

Значительно худшая материальная обеспеченность категории граждан объясняется их плохой социальной защищенностью, низкой зарплатой. Многие из них не имеют постоянной работы. Часть этих людей злоупотребляет спиртными напитками, уклоняется от общественно полезного труда. Нахождение в люмпенизированной среде, возможно, и заслуженно для тех, кто не желает трудиться и пьянствует, но обществу следует подумать о членах их семей, несовершеннолетних детях, которые поставлены в условия, не способствующие их умственному и физическому развитию, и обречены на то, чтобы пополнять в дальнейшем криминогенную среду. 7

Мнение В.С.Овчинского схоже с мнением Е. Алауханова - на развитие организованной преступности сегодня повлияли:

Все усугубляющийся кризис в экономике и общественно-политической жизни общества;

Стремительное падение уровня общественного производства при одновременном росте инфляции и безработицы;

Резкое увеличение разрыва между уровнями жизни различных групп населения в связи с введением рыночной экономики, как в социальной структуре общества, так и по различным регионам;

Нарастание антидемократических, националистических, сепаратистских тенденций 8 .

Таким образом, вышеперечисленные факторы обусловили появление и дальнейшее существование организованной преступности в нашей стране, которая на сегодняшний день достигла небывалых масштабов. Положение может еще больше ухудшится, так как криминальные капиталы увеличиваются и продолжается активное сопротивление контролю за ними и их возвращению законным собственникам.

    Предупреждение организованной преступности.

Предупреждение преступности в целом состоит из иерархически связанных между собой задач. Первая из них – профилактическое воздействие на динамику, структуру, причины преступности в целом (социальная профилактика). Вторая – предупреждение видов и форм преступного поведения, предупреждение преступлений в определенных сферах общественной жизни; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц и т. д. (криминологическая профилактика). Третья задача состоит в предупреждении совершения преступлений отдельными лицами (индивидуальная криминологическая профилактика).

Предупреждение организованной преступности должно проводиться так же на общем и специальном уров­нях, как и общей преступности в целом.

Особое место в системе общих мер по предупреждению организованной преступности занимает – профилактика. Профилактика преступлений – задача всего общества и всех органов государства, решаемая разнообразными политическими, экономическими, правовыми и иными методами, специально направленными на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению.

Криминалистическая профилактика является составной частью правовой профилактики, осуществляемой органами следствия и дознания, прокурорского надзора и судебной системы, специфическими методами и средствами, присущими только этим органам. Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи, дознаватели, работники оперативно-розыскных аппаратов милиции и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты.

В профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками милиции.

Основное направление борьбы – это ликвидация организованных преступных формирований как таковых и, следовательно, их деятельности, экономической, организационной и др. В этих целях особое значение приобретают следующие меры: а) разоблачение и привлечение к предусмотренной законом ответственности лидеров организованных преступных формирований; б) перекрытие каналов движения и использования преступных доходов и капиталов, недопущение их легализации и приумножения; в) дифференцированный подход к рядовым участникам организованных преступных формирований и поощрение добровольного сотрудничества их в деле разоблачения организованной преступной деятельности; оказание им необходимой социальной помощи в трудовом и бытовом устройстве, решении иных насущных вопросов; г) обеспечение безопасности участников при разоблачении преступных структур, свидетелей, иных участников уголовно-процессуальной деятельности; д) одновременное принятие действенных мер по борьбе с коррупцией, терроризмом; е) принятие эффективных мер по обеспечению возмещения вреда жертвам преступлений организованных структур.

На сегодняшний день в Российской Федерации нет четкого правового документа борьбы с организованной профессиональной преступностью: криминологическая ситуация изменяется быстро, действующий закон ее полностью «не перекрывает». В Уголовном кодексе РФ сделана попытка закрепить норму о преступных сообществах (организациях) и об особенностях ответственности их участников. Кроме того, предусмотрена дифференциация ответственности участников преступного сообщества в зависимости от выполняемой ими роли. Можно выделить ст.210 – «Организация преступных сообществ», лишь данная статья предусматривает ответственность за организацию преступного сообщества и участие в нем.

Так, лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими, должно прежде всего нести ответственность за организационную преступную деятельность. Рядовые же участники преступного сообщества будут нести ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они принимали участие, а также за участие в таком сообществе (ст. 210 УК РФ).

По данным Следственного комитета при МВД России, за период с 1997 г. по 2002 г. окончено производством 220 уголовных дел, возбужденных в отношении организаторов и участников преступных сообществ (преступных организаций). В суд направлено 156 дел данной категории (70,9% от общего количества оконченных производством дел) в отношении 1323 обвиняемых. Однако лишь по 13 делам подсудимые были осуждены по ст. 210 УК России, что составило 8,3% от направленных в суд дел данной категории. По 80 делам (51,2%) подсудимые были оправданы. В 2004 г. по ст. 210 в целом по России возбуждено всего лишь 310, а в 2006 г. - 333 уголовных дела, что явно неадекватно криминальной ситуации в стране. 9

В совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства в данной области, следует принять закон о борьбе с организованной преступностью, который предусматривал бы специальные меры борьбы с преступными организованными формированиями, легализацией ими преступных доходов, а также включил бы в себя целый ряд правовых норм, регламентирующих на только ответственность, но и действия правоохранительных органов.. Также следовало бы, расширить особенную часть УК РФ в части, касающейся организованной преступности. Например включить в статью 210 УК ряд составов, к особо квалифицирующим признакам которых было бы отнесено совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией).

Борьба с организованной преступностью, так или иначе, всегда затрагивает экономические интересы и права, как отдельных членов, так и общества в целом. Необходимо повысить требовательность к соответству­ющим государственным органам, осуществляющим контроль за банковскими и другими финансовыми операциями, част­ными фирмами и коммерческими структурами, через кото­рые идет «отмывание» денежных преступных доходов; улуч­шить таможенный контроль с целью пресечения перемеще­ния через границу контрабандных предметов и ценностей.

Результаты противодействия организованной преступности могут быть значительно повышены при комплексном взаимодействии со спецслужбами России, таможенными органами, национальным бюро Интерпола, налоговой полицией, пограничными войсками и т. д. Достичь этого можно разработкой комплексной программы участия всех субъектов правоохранительной системы, других государственных учреждений и ведомств в контроле за организованной преступностью.

В общесоциальном плане необходимо скорейшее преодоление кризисных явлений в стране, для чего повысить меры социальной защиты тех групп населения, которые ис­пользуются преступным миром в качестве «резерва» органи­зованной преступности (специалисты, не имеющие возможности найти хорошо оплачиваемую работу по своей специальности, демобилизованные офицеры вооруженных сил, спортсмены, безработные и др.).

Заключение.

Необходимо сказать еще раз, что организованная преступность представляет собой наиболее опасную форму проявлений криминальной деятельности, так как устремлена на завладение контроля во всех областях жизнедеятельности общества и государства. Противоправная деятельность организованной преступности направлена на уничтожение устоев государственной власти и подрыв общественной безопасности. В связи с этим необходимо предпринять самые жесткие меры по противодействию организованной преступной деятельности и в самые короткие сроки, так как наша страна в настоящее время находится в катастрофической криминальной ситуации.

В данной работе были рассмотрены характеристики организованной преступности как относительно самостоятельного, целостного, наиболее опасного вида основных видов преступности и меры борьбы с ней.

Делая вывод из всего вышесказанного, можно сказать, что непринятие мер по своевременному выявлению причин и условий функционирования организованной преступности может привести к ослаблению правопорядка и стать серьезным фактором, тормозящим процессы преобразований в РФ.

Список использованной литературы:

    Уголовный кодекс РФ. –М, 2006 г.

    Алауханов Е.. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008.

    Арестов А.И. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью, /КонсультантПлюс, 2007 г.

    Гуров А.И., Жигарев Е.С., Яковлев Е.И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых организованными группами. М. 1992.

    Долгова А.И. Криминология, -М., 1999.

    Криминология /под ред.В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова, -М., 1995.

    Криминология /под ред. Н.Ф. Кузнецовой, -М., 1998.

    Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции //Государство и право. М. 1996. № 4.

    «Основы борьбы с организованной преступностью» - под ред. В.С.Овчинского, В.Е.Эминова, Н.П.Яблокова. – М., 1996.

    Овчинский В.С.//Организованная преступность. - М. 1993

    Похожие страницы:Криминологическая характеристика и предупреждение коррупцииРеферат >> Государство и право

    Обязательный элемент криминологической характеристики коррупционной преступности - ее латентность... власти представителей организованных преступных групп и преступных сообществ; ... преступностью . До настоящего времени предупреждение коррупционной преступности ...

  1. Организованная преступность (8)

    Закон >> Государство и право

    ... криминологический интерес представляет распространенность организованной преступности . В России действуют более сто тысяч организованных преступных ... предупреждению организованной преступной деятельности. Теоретическому познанию организованной преступности ...

  2. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических сре

    Закон >> Государство и право

    Специальным изучением, позволяющей выделить типичные криминологические детерминанты. Такая деятельность правоохранительных... . Особого внимания заслуживает и проблема предупреждения организованной преступности , связанной с незаконным оборотом наркотикческих...

Известно, что организованная преступность существует в демократических, а не тоталитарных странах. Это и понятно, поскольку тоталитарное государство не потерпит никакой другой организации, кроме своей собственной или той, которую она же создала, т.е. последняя является продолжением того же тоталитарного государства. Так было в нацистской Германии, фашистской Италии и в большевистском СССР. Организованная преступность в России появилась с началом распада СССР, еще до появления нового государства. Особенностью этого государства была его слабость, неразвитость основных структур и институтов государственного и общественного профиля, которые могли бы контролировать зарождение и развитие преступных организаций и, что очень важно, предотвратить расхищение общенародной собственности, что стало благоприятнейшей почвой для возникновения различных гангстерских и других организованных преступных групп.

Оценивая нынешнее состояние организованной преступности в стране, необходимо отметить, что групповые формы преступного поведения имеют в России давнюю историю и такие формы эффективно использовались еще в начале XX в., в годы Октябрьской революции и Гражданской войны. В период, предшествующий 1917 г., в условиях экономического и политического кризиса в стране возникла финансово-чиновничья и промышленная организованная преступность, которая получала огромные прибыли на военных поставках. В СССР не было организованной преступности, но были такие ее важнейшие компоненты, как "воры в законе" и другие представители элиты общеуголовного мира, преступная идеология и мораль, несметная "армия" мелких и крупных взяточников и расхитителей так называемого социалистического имущества. Нужно было только, чтобы создались условия для объединения всех этих антиобщественных сил. И эти условия появились даже не тогда, когда рухнуло тоталитарное государство, они ясно обозначились уже в тот период отечественной истории, когда государство стало разлагаться и ослабило свой контроль за теми, кто явно был склонен к объединению в преступные сообщества.

Нельзя не сказать и о том, что сама народная психология как бы готовила приход организованной преступности. Речь идет о том, что в некоторых слоях населения всегда была особая тяга к городским и сельским "робин гудам", главарям лесных банд, а в городе - к "ворам в законе". Для многих городских мальчишек последние были чуть ли не настоящим идеалом мужчины, и это при том, что в те далекие теперь советские годы так называемых гангстерских фильмов, которых мы теперь так опасаемся, практически не было. Так что, например, те же "воры в законе" - это наше отечественное изобретение, корни которого кроются в народной гуще.

Формированию организованной преступности активно способствовала советская исправительная система. В ленинско-сталинских концлагерях самые опасные общеуголовные преступники объединялись и диктовали свои условия жизни другим осужденным. Очень часто именно на этих преступников опиралась администрация "гулаговских" заведений. Эти преступные группировки активно распространяли свою идеологию и психологию не только среди других лишенных свободы, но и среди населения вообще. Таким образом, организованная преступность имеет и свои тюремные корни, которые не исчезли и в настоящее время.

В новой России произошли кардинальные, системные экономические изменения, которые способствовали появлению таких преступных организаций, которые смогли действовать в стране в течение длительного времени и замаскированными способами. При этом они активно вовлекали в качестве пособников чиновников различного ранга и сотрудников правоохранительных органов. Разумеется, такие органы нс имели в необходимом объеме возможностей эффективного противодействия организованной преступности.

В обществе произошел пересмотр некоторых очень важных социальных ценностей и установок. Некоторыми людьми и даже отдельными социальными слоями ликвидация прежних идеологических стандартов коммунизма была воспринята как ликвидация общечеловеческих ценностей, что, конечно, было грубой ошибкой. Однако подобная подмена создавала для некоторых лиц необходимую психологическую основу для того, чтобы расхищать общенародную собственность, совершать кражи и другие общеуголовные преступления. Подобное поведение расценивалось ими как естественное в новых социальных условиях. Для того чтобы легче достичь своих преступных целей, эти люди стали объединяться в преступные организации, которые к тому же обеспечивали психологическую поддержку и помощь соучастникам.

То, что в России не стало государственной собственности на многие орудия и средства производства, также было воспринято как возможность быстрого и безнаказанного обогащения, тем более что появился новый неконтролируемый рынок товаров и услуг, внутренних и внешних экономических связей. Как сказано выше, отечественная организованная преступность создавалась руками в том числе коррумпированных чиновников и элитой партийно-советской номенклатуры. С крушением тоталитарного строя эти люди быстро осознали, что государство практически не создает препятствий для того, чтобы они стали очень богатыми людьми.

Возникновению организованной преступности способствовали не только бездействие, а и иногда и попустительство правоохранительных органов, но и отсутствие должного правового регулирования экономической и финансовой деятельности. В начале 1990-х п. Уголовный кодекс РСФСР попросту устарел, а новый вступил в строй лишь в 1997 г. Но дело не только в этих общеуголовных законах, отсутствовало и ведомственное нормативное регулирование, что позволяло прибирать к рукам общенародное достояние, прибегая, когда это нужно, к помощи общеуголовных преступников.

Ранее говорилось о том, какую роль играют процессы глобализации в формировании и развитии организованной преступности. Практически в одночасье Россия оказалась вовлеченной в мировой глобализационный процесс, но при этом не были приняты никакие меры, для того чтобы блокировать криминогенные последствия указанного процесса. Нельзя сказать, что такие меры активно внедряются и сейчас. Во всяком случае, отечественные организованные преступники в максимальной мере используют выгоды глобализации для кооперирования с другими преступными группами, укрытия капиталов, отмывания доходов и т.д.

Развитие уже сформированных организованных преступных связей в криминальной среде разных государств, их международная интеграция и преобразование в транснациональную организованную преступность, в данный период связаны, с одной стороны, с экономическими и социальными противоречиями в эпоху перемен, а с другой - с процессом глобализации. Поэтому система уголовного правосудия и помощи многих стран столкнулась в последнее время со значительными трудностями в сфере предупреждения преступности н целом в результате многочисленных перемен, произошедших в мире. Новые социально-экономические реальности, технологический прогресс, кризисы и спады, формирование открытых рынков и свободная торговля, демократизация, институциональные реформы привели к возникновению новых форм и видов преступной деятельности, в том числе и транснациональной организованной преступности. Росту преступных тенденций способствует и политическая нестабильность, вызванная переменами и конфликтами. Ярким примером тому являются страны, принадлежавшие ранее к "социалистическому лагерю", которые сейчас претерпевают значительные изменения политического и экономического характера, всего уклада жизни.

Поэтому в качестве причин развития транснациональной организованной преступности можно назвать технологический прогресс и процесс глобализации.

Понятие глобализации означает размывание политических границ и открытие рынков, которые ранее были закрыты или жестко регулировались внутренней государственной системой. Эволюция и дерегулирование рынков привело к формированию многонациональных торговых корпораций, зачастую почти не поддающихся регулированию со стороны государства. Тем самым глобализация создает условия для возникновения новых, более широких форм преступности, в частности транснациональной. По некоторым оценкам, в мире сейчас насчитывается 50-60 тыс. транснациональных корпораций (ТНК) и около 150 наиболее крупных. К концу XX в. на их долю приходилось почти половина объема торговли развитых стран и 80-90% экспорта топливно-сырьевых и сельскохозяйственных товаров из развивающихся стран. При этом доля теневых сделок составляла от 10 до 40%.

Кроме того, глобализация породила либеральную миграционную политику европейских государств, что, в свою очередь, привело к расширению нелегальной миграции и усилению активности транснациональных криминальных корпораций как в осуществлении данного вида преступной деятельности, так и в использовании незаконных мигрантов в совершении преступлений.

Проникновение организованной преступности за пределы национальных границ, слияние преступных объединений различных стран и создание трансграничных криминальных корпораций и сообществ облегчается еще и другими (по В. А. Яценко) объективными обстоятельствами:

существенными различиями в уровнях экономического развития в мире. Это приводит к тому, что население многих стран занимается производством и распространением незаконных товаров и услуг. Ряд экономически слаборазвитых государств становятся очень уязвимыми для проникновения организованного криминала и развития преступного бизнеса на их территориях;

  • - политическими и иными конфликтами, возникающими во многих регионах мира и порождающими широкое применение насилия, стимулирующими незаконную торговлю оружием, людьми, наемничество и ряд других преступлений международного характера;
  • - различиями законодательной базы стран, позволяющими беспрепятственно осуществлять многие трансграничные криминальные операции без особого риска, отмывать преступно нажитые капиталы;
  • - разницей в вопросах криминализации отдельных видов деяний, низким уровнем регулирования вопросов процессуального сотрудничества в уголовном судопроизводстве и выдачи обвиняемых и подозреваемых. Тем самым складываются благоприятные условия для лидеров и активных членов транснациональных криминальных корпораций скрываться на территориях стран, недоступных мировому сообществу в рамках помощи по уголовным делам;
  • - проникновением представителей организованной криминальной среды во властные структуры. Использование разветвленных коррумпированных связей для осуществления транснациональных криминальных корпораций.

В силу указанных причин для транснациональной организованной преступности необходимо проникновение в органы и учреждения, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, пограничный и таможенный контроль, не только Российской Федерации, но многих других государств. Вот почему коррупция выступает в качестве определяющего условия интеграции организованных криминальных формирований не только на национальном уровне, но и на уровне нескольких государств и образования транснациональной организованной преступности во всех ее формах. В этом виде коррупция, как и транснациональная преступность, приобретает отчетливый характер угрозы безопасности отдельных государств и мирового сообщества в целом. По этой причине международные организации, и в первую очередь ООН, уделяют пристальное внимание вопросам и проблемам, связанным с коррупцией, организованной преступностью, т.е. главным образом в их транснациональном аспекте.

Поделиться