Презентация здоровьесберегающие технологии в школе. Здоровье и школа"

1 слайд

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 14 г. Волгодонска Еремченко Жанна Николаевна 2012 год Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

2 слайд

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» А.В.Сухомлинский Здоровье человека зависит: на 50% - от образа жизни на 25% - от состояния окружающей среды на 15% - от наследственной программы на 10% - от возможностей медицины.

3 слайд

Актуальность Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

4 слайд

Противоречия Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников. Отсутствие механизма внедрения принципа здорового образа жизни в массовую практику. Проблема Возникла необходимость изменения отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие обучающихся с максимально сохраненным здоровьем. Условия, необходимые для реализации образовательным учреждением функции сохранения и укрепления здоровья детей: Обновление педагогического процесса, разработка новых методик, новых педагогических технологий. Грамотность и компетентность педагогов и специалистов, осуществляющих учебно-воспитательный процесс. Организация целенаправленной внеклассной работы по формированию у обучающихся основ ЗОЖ. Создание благоприятный условий учебно-воспитательного процесса, благоприятного психологического климата. Социально-педагогическая работа по устранению влияния неблагоприятных факторов на здоровье детей. Использование комплексного подхода к организации здоровьесберегающей деятельности. Цель Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Отсюда возникают основные задачи, которые мы ставим в своей работе на первое место: обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе; снижение уровня заболеваемости обучающихся; сохранение работоспособности на уроках; формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Задачи Сформировать потребности в здоровом образе жизни; способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, созданию благоприятной обстановки в классе; создать условия для дальнейшего развития и адаптации обучающихся в социуме.

5 слайд

По определению Н.К.Смирнова понятие «здоровьесберегающая педагогика» - Это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у обучающихся и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса; 2) Это образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в программах для педагогов, обучающихся и родителей; 3) Это область медико-психолго-педагогических знаний о построении образовательного процесса с учетом интересов здоровья обучающихся и педагогов. Здоровьесберегающая технология- это совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития. (Л.Ф.Тихомирова) Ведущая идея опыта Основные цели здоровьесберегающей педагогики – обучение каждого ученика способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие обучающихся на основе здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Ожидаемые результаты Снижение психо-эмоционального напряжения обучающихся и улучшение отдельных показателей их психического здоровья; обеспечение организации учебно-воспитательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся дезадаптированных состояний: переутомления, гиподинамии, стресса; подготовка обучающихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья; формирование навыков культурного поведения; воспитание стремления к ведению ЗОЖ.

6 слайд

Средства здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке физкультминутки оздоровительные минутки минутки релаксации дыхательная гимнастика гимнастика для глаз цветотерапия пальчиковая гимнастика массаж активных точек использование музыкальных средств Виды здоровьесберегающих технологий Методика «динамических поз» (для коррекции осанки). Методика «зрительных горизонтов» (для профилактики нарушения зрения). Методика «двигательных траекторий» (для профилактики нарушения зрения). Методика «вставки о здоровье» (формирование у детей правильного отношения к своему здоровью). В.Ф.Базарный

7 слайд

8 слайд

9 слайд

Утренняя зарядка Веселые переменки Дыхательная гимнастика Уроки здоровья Озеленение класса Минутки релаксации

10 слайд

Результат проекта Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве; учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения; стабилизация показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективе; положительная динамика уровня здоровьесберегающей деятельности; положительная оценка опыта работы на школьном уровне. Теоретические основы опыта Вывод Давлятчина Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий.//Начальная школа. – 2010 - №10 Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. – М., 2004. Латыпов И.К. Повышение двигательной активности учащихся. //Начальная школа. – 2009 - №9. Середина Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии.//Начальная школа. – 2010 - №10. Смирнов Н.К. Здоровьеобразовательные технологии в работе учителя школы. – М., 2005. Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011. Правильно подобранные средства здоровьесберегающего обучения позволили не только повысить познавательную активность детей, но и способствовали формированию потребности в здоровом образе жизни обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии в школе

Подготовила: учитель начальных классов Соколова Н.Е.


Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности. (К. Д. Ушинский )

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

В.А.Сухомлинский .



  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.


Здоровьесберегающее обучение

  • направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
  • опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации)
  • достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
  • приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.


  • Стретчинг
  • Витаминизация и аромотерапия
  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз- самокоррекция
  • Гимнастика дыхательная
  • Гимнастика бодрящая
  • Организация работы в режиме смены позы

  • Физкультурные занятия
  • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
  • Занятия из серии «Здоровье»-Валеология
  • Самомассаж


Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – рациональная

организация урока .

Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

в школе;

Занятия активно-двигательного характера : динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.


Релаксация

Релаксация - это расслабление после напряженной умственной дея-тельности.

Цель её - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вы-звать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.

Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, шутки, пение, танцы.


динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений,

чтобы снять усталость.

Достаточно всего 3-4 упражнений,

чтобы снять усталость.


Требования к проведению физкультминуток

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.



Литература

  • 1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
  • 2.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
  • 3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.
  • 4. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.
  • http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе».
  • http://www.za-partoi.ru/

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Новоселова Галина Николаевна

С. Старая Рудка

2015 г.


« Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится и о других людях».

В.М. Шепель


Введение

  • Теоретическое обоснование проблемы развития здоровьесберегающих технологий.
  • Методические основы развития здоровьесберегающих технологий.
  • Методическая система формирования здоровьесберегающих технологий для младших школьников.

Заключение

Литература


  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

  • Показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.

  • Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

  • Принцип «Не навреди!»
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип доступности и индивидуализации
  • Принцип всестороннего и гармоничного развития личности
  • Системного чередования нагрузок и отдыха
  • Возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
  • Соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.

  • Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения)
  • Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги)
  • Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.)
  • Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам)


  • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда, физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении.

ИГРА «СВЕТОФОР»:

Учитель поочередно показывает сигналы светофора, на красный свет все стоят, на желтый садятся, на зеленый шагают на месте (участвуют все члены команд, кто ошибается, выбывает из игры, побеждает та команда, чей участник останется).

Думаю, вы поняли, что нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движенья выполнять без возраженья.

Различать ты должен ясно цвет зеленый, желтый, красный!


Гимнастика для глаз

1. Часто-часто поморгай,

После глазки закрывай,

Сосчитай так до пяти

И сначала всё начни!

2. Руку держим пред собой,

Не мотая головой,

Пальцем водим вверх и вниз,

Вправо-влево и – следим!


  • Здоровье психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отсюда, психическая активность – потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность ребенка в познании самого себя.

Психологический настрой на урок

Отбросим в сторону переживания и неудачи.

Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,

И на уроке этом мы опять

Все поработаем на пять.


Релаксация « Тихое озеро»

« Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня »



  • Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру. Отсюда, социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащегося, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику.

Игра « Четыре стихии»

Играющие выстраиваются в одну линию. Водящий становится перед ними с мячом в руках на расстоянии 5-6 шагов.

Как вы знаете четыре стихии – это вода, воздух, земля, огонь. В воде живут рыбы, в воздухе- птицы, на земле- звери, в огне жить невозможно. Тому, кому, бросают мяч со словами одной из стихий должен поймать его и сразу бросая обратно ведущему назвать животное, которое живёт в этой стихии, Если вы ответили правильно, сделайте шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым станет на одну линию с водящим.


Педагогика сотрудничества

Добрый день! – зверям и птицам. Добрый день! – весёлым лицам. Добрый день! – гостям и детям. Добрый день! – всему на свете.

Теперь вы скажите друг другу добрые слова, которые начинаются со звука « В ». (Вежливый, внимательный, весёлый, воспитанный, великодушный.)


  • Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Упражнение «Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

  • Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?
  • Есть ли в поле светлячки?
  • Есть ли в море рыбки?
  • Есть ли крылья у теленка?
  • Есть ли клюв у поросенка?
  • Есть ли гребень у горы?
  • Есть ли двери у норы?
  • Есть ли хвост у петуха?
  • Есть ли ключ у скрипки?
  • Есть ли рифма у стиха?
  • Есть ли в нем ошибки?


  • Элементы движений Физические упражнения Танцевальные упражнения Физкультминутки и подвижные перемены Эмоциональные разрядки и «минутки покоя» Гимнастика Лечебная физкультура Подвижные игры Массаж, самомассаж Психогимнастика
  • Элементы движений
  • Физические упражнения
  • Танцевальные упражнения
  • Физкультминутки и подвижные перемены
  • Эмоциональные разрядки и «минутки покоя»
  • Гимнастика
  • Лечебная физкультура
  • Подвижные игры
  • Массаж, самомассаж
  • Психогимнастика

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • упражнения на ковре,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж области груди, лица, рук, ног,
  • психогимнастика,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

  • Водные процедуры
  • Фитотерапия
  • Ароматерапия
  • Витаминотерапия

  • Выполнение санитарно-гигиенических требований
  • Личная и общественная гигиена (чистота тела. Чистота мест занятий, воздуха и т.д.)
  • Проветривание и влажная уборка помещений
  • Соблюдение общего режима дня
  • Обучение детей элементарным приемам ЗОЖ

Литература

Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации / Авт.-сост. Г.Ф. Суворова, О.В. Тараканова; Под общей редакцией Л.Я. Олиференко. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2005. – 80 с.- (Аттестация работников образования).

Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 384с.: ил.

Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.- 208 с.- (Мастерская учителя).

Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа.- М.:ВАКО, 2004.- 240 с. – (Мастерская учителя).

  • Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации / Авт.-сост. Г.Ф. Суворова, О.В. Тараканова; Под общей редакцией Л.Я. Олиференко. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2005. – 80 с.- (Аттестация работников образования). Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 384с.: ил. Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.- 208 с.- (Мастерская учителя). Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа.- М.:ВАКО, 2004.- 240 с. – (Мастерская учителя).

Литература

Глизерина Л.И. Крупицы опыта. Методическое пособие для учителей начальных классов. Редакция журнала «Марий Эл учитель» - Йошкар-Ола, 1996.

Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах. Пособие дл учителей начальных классов// Серия «Школа для всех» - М.: Новая школа, 2002.-272 с.

Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007- 304с.- (Педагогика. Психология. Управление.).

Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.- 93 с.

Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).

  • Глизерина Л.И. Крупицы опыта. Методическое пособие для учителей начальных классов. Редакция журнала «Марий Эл учитель» - Йошкар-Ола, 1996. Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах. Пособие дл учителей начальных классов// Серия «Школа для всех» - М.: Новая школа, 2002.-272 с. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007- 304с.- (Педагогика. Психология. Управление.). Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.- 93 с. Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).


По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции: значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их осталось не более 10 – 12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50 – 60 % школьников; резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% школьников 5 и более диагнозов).


Статистические данные о здоровье учеников школы 164 (из отчета мед.кабинета за 2007 г.) I группа здоровья II группа здоровья III группа здоровья Школьники 1-11 класс 23 (3,7%)517 (83,1%)76 (12,2%) в т.ч. 1 класса5 (0,8%)47 (7,5%)5 (0,8%) в т.ч. 9 класса1 (0,6%)56 (9,0%)9 (1,4%) в т.ч. 11 класса ___39 (6,2%)6 (0,96%)


К важнейшим причинам неблагополучия здоровья учащихся относятся: стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся; недостаток физической активности учащихся; перегруженность учебных программ; невозможность реализовать индивидуальный подход к учащимся; несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса; неправильная организация питания учащихся в школе; недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов; низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.


Проблемам, связанным со здоровьем учащихся, соответствуют задачи в этой области, стоящие перед школой: –снятие учебных перегрузок, приводящих их к состоянию переутомления; –организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии; –организация правильного питания школьников во время их пребывания в школе; –профилактика школьных болезней; –охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение стрессов, распространения вредных привычек, зависимостей и т.д.)


Здоровьесберегающие образовательные технологии – то, что делают педагоги, медики, и другие специалисты школы для защиты здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом. Здоровьесберегающая педагогика – педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья. Здоровьесберегающее пространство школы – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своём здоровье и о здоровье другого.




Принципы здоровьесберегающей педагогики: принцип ненанесения вреда. принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся; принцип триединого представления о здоровье; принцип непрерывности и преемственности; принцип индивидуального подхода к учащимся; принцип соответствия содержания обучения возрастным особенностям учащихся; комплексный междисциплинарный подход; принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих воздействий; приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными; приоритет активных методов обучения; принцип охранительной и тренирующей стратегии; принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье; принцип отсроченного результата; принцип контроля за результатами;


ШКОЛА, работающая по принципам здоровьесберегающей педагогики Диагностика и мониторинг здоровья и здоровье- сберегающей работы школы Приоритет здоровья Учебно- воспитательные технологии Организационно- педагогические технологии Психолого- педагогические технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии Обратная связь Лечебно- образовательные технологии Социально- адаптирующие технологии Сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся


Возможные пути решения проблемы организации физической активности учащихся и профилактики гиподинамии: увеличение количества уроков физкультуры; изменение содержания уроков физкультуры, превращая их в «тропинки здоровья»; использование на уроках физкультминуток и проведение подвижных перемен; проведение занятий для детей с ограничениями по здоровью. обучение учителей-предметников технологиям, способствующим снятию у школьников мышечных зажимов и уменьшающим гиподинамию; предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале, бассейне и на спортплощадках школы во внеурочное время.


Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся. К физкультурно-оздоровительным технологиям относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового тренированного человека от физически слабого.


Организация физической активности учащихся и профилактика гиподинамии в нашей школе имеет систему: Уроки физкультуры. Физкультминутки на уроках. Занятия в секциях ОДОД (баскетбол, волейбол, тхэквандо) Занятия в бассейне. Спортивные праздники. Спортивные соревнования Участие в городских и районных соревнованиях. Занятия одарённых детей в спортивных школах и клубах района.








Идеальная школа Школа, целенаправленно создающая здоровьесберегающее пространство (процесс бесконечный) Все радует глаз: лица школьников и учителей, охранников и работников столовой; внутреннее убранство школы и внешний вид учеников В школе настроение сотворчества и взаимоуважения Пришкольный участок – чистый, много цветов, хорошо оборудованные спортивные площадки О курящих на ступеньках школы здесь не может быть и речи. Утром вас встречает улыбкой администрация школы, но не для того, чтобы отследить опоздавших, а чтобы поприветствовать каждого входящего. Чистота в коридорах и классах Удивляет чистота и опрятность туалетов: зеркала, сушилки, туалетная бумага. Цветы создают экологический комфорт. Заметна грамотная работа дизайнера(правильный подбор цвета стен, минимум прямых углов и прямоугольных фигур, утомляющих зрение).


На стенах стенды, которые постоянно обновляются, а значит, читаются. В одном классе занимается школьников. Помещения регулярно проветриваются, по графику. В классах кондиционеры, очищающие и увлажняющие воздух. Стекла чистые, почти не заметные. Когда включены светильники (все работают) нет никакого жужжания. Мебели много, но она складная, поэтому свободного пространства достаточно. Интерьер каждого класса индивидуален, но в каждом есть шведская стенка, широкая доска, рейки с крючками для развешивания схем, плакатов, таблиц. На потолке и в передних углах класса размещены рисунки-траектории для гимнастики глаз Телевизор и видеоплеер находятся в рабочем состоянии (экран не запылился). В одном из углов – музыкальный центр. Во всех кабинетах – компьютер. Гордость учителей – система для свето-цветовой оркестровки урока. Часть урока требует особой освещенности передней части класса, где находится учитель. В это время снижение освещенности остальной части класса позволяет учащимся лучше перестроиться в режим слушания и внимания на доску. И наоборот, когда класс выполняет задание освещенность передней части снижается.Эти переключения способствуют лучшему переключению учащихся с одного режима работы на другой.


Во время урока проводятся физкультминутки. Если дети перевозбуждены, то учитель профессионально проводит короткий сеанс успокоения и отдыха. Улыбки в этой школе приветствуются и на уроках и во взаимоотношениях между всеми, находящимися под ее крышей. Столовая напоминает ресторан: чисто, уютно, красиво, оригинальный интерьер, тихая музыка, на столах – салфетки, йодированная соль. Но главное – ассортимент блюд соответствует принципам рационального питания. В школе используется питьевая вода. В спортзале на скамейке нет «освобожденных», они занимаются по отдельной программе. Зал оборудован всем необходимым для интересных уроков. В современно оборудованные медицинский кабинет дети почти не обращаются. Школа продолжает жить активно и творчески и после уроков. Проводятся факультативные занятия, работают кружки и секции.Идет подготовка нового стенда, снимается видеофильм, репетируется новая программа эстрадного ансамбля, идут занятия ритмикой. Не пустует психологический блок, в котором идут занятия самодиагностики и психологического тренинга, эмоциональной разгрузки. Эпицентр оживления активности – спортзал. Работает тренажерный зал и зал лечебной физкультуры. Школа проводит занятия по плаванию в бассейне.





МОУ «Воздвиженская средняя школа» учитель начальных классов педагогический стаж: 8 лет «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» А.В.Сухомлинский

Морозова

Юлия

Евгеньевна

Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Научно-исследовательские условия

Методические условия

Условия формирования личного вклада

Организационно-

педагогические

Изучение трудов Н.К.Смирнова,

Н. П. Абаскаловой,

Г. К. Зайцева

  • Всероссийская педагогическая он-лайн конференция «Здоровьесберегающая деятельность в школе в условиях реализации ФГОС»
  • Вебинар «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»
  • Курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
  • участие в МО учителей начальных классов,
  • посещение и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий,

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Теоретическое обоснование личного вклада

Здоровьесберегающие технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств , способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

необходимость сохранения здоровья школьников

отсутствие чёткой работы по формированию здоровьесберегающего пространства в школе

Обеспечение младшим школьникам

возможности сохранения здоровья за период обучения в школе,

формирование необходимых знаний умений и навыков по

здоровому образу жизни.

Выяснить значимость здоровьесберегающих технологий в

улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся

в процессе учебной деятельности.

Способствовать сохранению и укреплению здоровья

младших школьников, созданию благоприятной обстановки

в классе.

Обобщить здоровьесберегающие условия проведения

образовательного процесса.

Ведущая педагогическая идея

Формирование мотивации у обучающихся, учителей

и родителей к тому, чтобы они с самого

раннего возраста ценили, берегли и укрепляли

свое здоровье, стремились стать более здоровым

и развитым не только личностно, интеллектуально,

духовно, но и физически.

Виды здоровьесберегающих технологий

Организационно-педагогические технологии

Психолого-педагогические технологии

Учебно-воспитательные технологии

ЗСТ-это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.

(Н.К.Смирнов)

Деятельностный аспект

Средства здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

  • Физкультминутки
  • Минутки релаксации
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж активных точек
  • Чередование видов деятельности на уроке
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Анализ состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и здоровьесберегающей среды учреждения

Организация

Установление контактов с социальными партнёрами учреждений по вопросам

Освоение педагогами учреждения методик и приёмов

Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательный процесс

Работа по

Обучающимся

  • успешно адаптироваться
  • в образовательном и социальном

    пространстве,

  • способствовать формированию
  • потребности в здоровом

    образе жизни.

Диапазон личного вклада в развитие образования

  • снизить психо-эмоциональное
  • напряжение обучающихся,

  • повысить познавательную
  • активность обучающихся,

  • улучшить психологический
  • климат в коллективе,

  • предотвратить формирование
  • дезадаптациии состояния

    переутомления

Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности позволило

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Количество пропущенных учебных дней по болезни

Количество неболевших детей

Транслируемость практических

достижений профессиональной деятельности

Данная работа может заинтересовать как учителей начальной школы, так и учителей – предметников среднего звена, а так же молодых педагогов.

Достижения данной работы будут озвучены на педагогическом совете школы, а так же распространены среди учительского сообщества через сайты dnevnik.ru, nsportal.ru, prosholu.ru, multiurok.ru

Литература

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004

3. Гладышева О.В. Системная модель здоровьесберегающей школы /О. Гладышева //Директор школы.-2009

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:

"ВАКО", 2004

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

6. Советова Е.В. Оздоровительная технология в школе / Е.В.Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Спасибо за внимание!

«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».

Поделиться