Логопедические занятия с онр. Конспект логопедического занятия «Овощи» с детьми с ОНР (І уровень)

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 3 лет (ОНР 2 уровня) по теме «Осень».

Тема занятия: «Осень»

Цель :

  1. Закреплять знания о времени года «Осень», учить находить изображение времени года «Осень» из двух картин осень – зима.
  2. Учить вслушиваться в речь логопеда, выполнять инструкцию; стимулировать произношение облегченных слов и звукоподражания «кап-кап»; повторять знакомые строчки стихотворения; учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (синяя шапка, синий шарф, синие брюки).
  3. Развивать моторику артикуляционного аппарата, общую моторику; речевое дыхание; слуховое восприятие.
  4. Обогащать сенсорный опыт: учить подбирать к образцу предметы синего цвета.
  5. Вызывать положительные эмоции от общения со взрослым.

Предварительная работа с ребенком :

  • наблюдение за осенними наблюдениями в природе во время прогулки.

Оборудование :

  • зеркало; пособия: «Солнышко», «Осеннее дерево»; бумажная кукла, набор бумажной одежды (шапка, куртка, брюки, зонтик) 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый); бубен; зонтик; сюжетные картинки С. Вохринцевой «Осень», «Зима»; МП3 запись детской песенки В. Алексеева и подростковой студии «Алёнушка» «Осенняя»; видео сопровождение к логоритмическому упражнению Е. Железновой «Дождик».

Ход занятия

Организационный момент.

Цель :

  • формировать навык общения, создать благоприятный эмоциональный фон занятия.

Здравствуй. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

Посмотри, солнышко проснулось, нам улыбнулось. Улыбнись и ты солнышку. Улыбнемся друг другу.

С хорошим настроением начнем занятие.

Ребенок здоровается, отвечает на вопросы взрослого, улыбается, глядя на картинку с улыбающимся солнцем.

Основная часть занятия.

1.​ Артикуляционная гимнастика.

Цель: развивать двигательную активность речевого аппарата.

А чтобы нам было еще веселее, сделаем гимнастику для языка и губ.

Читаем стихотворное сопровождение к упражнению и показываем ребенку способ его выполнения. Ребенок, глядя на себя в зеркало, выполняет упражнения:

1.​ «Лягушки»

Мы веселые лягушки
Тянем губы прямо к ушкам.

2.​ «Слоник»

А теперь на оборот –
Губы тянутся вперед.

3.​ «Лопатка»

Язычок широкий, гладкий –

Получается лопатка.

4.​ «Иголка»

Язычок наш как иголка –
Отойди, уколет колко.

5.​ «Лошадка»

Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не смог!

6.​ «Покашливание»

1.​ Губы сомкнуты. Зубы не видны. Растягивает губы в улыбке.

2.​ Вытягивает губы вперед.

3.​ Широкий язык вытянуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

4.​ Рот приоткрыть. Узкий, напряженный язык высунуть вперед как можно дальше.

5.​ Щелкает языком.

6.​ Имитация кашля

2.​ Знакомство с темой занятия.

Цель :

  • закреплять знания ребенка о признаках осени, учить находить на картинке время года осень (из двух картинок с изображениями времен года («Осень» — «Зима»); учить вслушиваться в текст песни, речь логопеда, отвечать на вопросы.

Послушай песню.

Звучит запись песни «Осенняя» подростковой студии «Аленушка». Одновременно показываем презентацию, иллюстрирующую содержание песни.

Листья пожелтели
Птицы улетели
Осенью, осенью
Осенью, осенью

Лужи на дороге
Холод на пороге
Осенью, осенью
Осенью, осенью

Теплые сапожки
Не промокнут ножки
Осенью, осенью
Осенью, осенью

Хмурая погода
Грустная природа
Осенью, осенью
Осенью, осенью

О каком времени года эта песня?

Правильно. Песня об осени.

Ребенок слушает песню «Листья пожелтели» и смотрит презентацию, иллюстрирующую содержание песни. Отвечает на вопрос взрослого.

Найди картинку, на которой изображена осень.

Правильно, молодец! На этой картинке – осень. Листья желтые, дети тепло одеты, дует прохладный ветер, срывает листья с деревьев.

Ребенок рассматривает картинки с изображением осени и зимы. Выбирает нужную.

3.​ Развитие речевого дыхания.

Цель: формировать длительную воздушную струю.

Давай подуем на дерево, как ветер.

Следим за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, воздушная струя идет по середине языка.

Ребенок дует на деревце, чтобы листочки на нем закачались.

4.​ Развитие фразовой речи.

Автоматизация звука «К» в словах.

Цель: закреплять произношение звука «К» в словах, развивать чувство ритма, грамматический строй речи, учить понимать инструкцию; учить называть предметы верхней одежды; закреплять знание ребенка о цвете, учить подбирать предметы синего цвета к образцу.

Осенью идет холодный дождь. Послушай, как он капает.

«Дождик»

Дождик, дождик кап да кап

Ты не капай долго так.

Хватит землю поливать, нам пора идти гулять.

Кап-кап-кап-кап несколько раз.

Ребенку демонстрируем презентацию с использованием песенки-инсценировки Е. Железновой «Дождик». Сочетание движения и речи. Ребенок вслед за логопедом повторяет слова логораспевки, ритмично ударяя указательными пальчиками по столу (капает дождик).

Физминутка

Осенью часто идет дождь. Поиграем с ним.

Объясняем ребенку правила игры «Солнышко и дождик»:

Когда бью в бубен – идет дождь, ты ходишь под зонтиком. Бубен замолчал – выглянуло солнышко:

Солнце вышло из-за тучки

Мы протянем солнцу ручки.

Зонтик клади и поднимай руки вверх. Как только бубен зазвенит – беги под зонтик.

Ребенок выходит из-за стола и играет с логопедом в игру: под звук бубна бежит под зонт, на слово «Солнышко» поднимает руки вверх, прыгает на двух ногах.

Вот и отдохнули.

Осенью люди надевают теплую одежду. Поможем Кате одеться на прогулку.

Катя любит синий цвет. У нее кофта синяя. Ей нужна синяя шапка, синие брюки, синий зонтик. Помоги ей выбрать синие вещи.

Ребенок подбирает к образцу одежду синего цвета, отвечает на вопросы, повторяет фразы за логопедом.

Уточняем у ребенка, какого цвета одежду он взял, обращая внимание на согласование прилагательных и существительных.

Какая шапка? (шапка синяя)

Какие брюки? (брюки синие)

Какая куртка? (куртка синяя)

Какой зонтик? (зонтик синий)

Катя оделась. Скажи Кате: «Катя, иди гулять!»

Вышла Катя на улицу, а там дождь идет. А помнишь, мы учили стихотворение про дождик? Давай его вспомним:

Дождик, дождик

Кап-кап-кап

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

Ребенок вслед за логопедом рассказывает стихотворение «Дождик», договаривает фразы, повторяет звуковые сочетания «кап-кап-кап».

Заключительная часть занятия.

Цель:

  • закреплять положительные эмоции от работы на занятии, эмоциональная оценка знания детьми.

Дождик закончился. И наше занятие тоже заканчивается.

Понравилось ли тебе на занятии? О каком времени года мы говорили?

Правильно, мы говорили об осени.

Ты хорошо занимался. Мне понравилась твоя работа. До свидания.

Ребенок сообщает об отношении к занятию, отвечает на вопросы.

Капитонова М.С.,
учитель-логопед

Краткое описание

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня.
Занятие проводилось с ребенком возраста 4года 10 месяцев. Логопедическое заключение логопеда поликлиники «Моторная алалия». ОНР первый уровень, плюс ЗПР.
При поступлении в детский сад речь состояла из гласных звуков, слога «ГА», жестов и мимики (показ).
Цель занятия - развитие экспрессивной стороны речи. Для возникновения мотивации к речевому общению и поддержанию интереса использовались сюрпризные моменты.
На занятии решалось несколько задач. Первая часть занятия – развитие общеречевых навыков, была направлена на настрой ребенка, на работу и включение его в процесс занятия. Здесь ребенок выполнял знакомые действия с незнакомым материалом.
Основная часть занятия была направлена на развитие словаря и формирования фразы с простым дополнением.
За тем следовала физминутка и в задании использовался уже знакомый материал (сказка «Репка») на котором закреплялось умение договаривать предложение и отвечать на вопросы одним словом. Кроме сюрпризных моментов на занятии большое внимание уделялось двигательной активности, что помогло удерживать активное внимание ребенка на протяжении всего занятия.
Занятие заканчивается поощрением, что создает мотивацию и положительный настрой на следующее занятие.
Файл конспекта прилагается.

Описание

Авторы: Кабаченко Н.А.; Кабаченко Е.И
учителя-логопеды по инновационной работе, высшей квалификационной категории, ГБОУ д/с №2444, ГБОУ ЦО №1446, ГБОУ ЦПМСС"Открытый мир".
файл конспекта прилагается.

КОНСПЕКТ
индивидуального логопедического занятия для детей
с общим недоразвитием речи 1-2 уровня

Тема: «Развитие экспрессивной речи»
Занятие: «Жучкины задания»
Цель: Развитие Экспрессивной речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «Ы» и звуковых рядов со звуком «П».

Коррекционно-развивающие задачи:
Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой деятельности.

Оборудование:
Сдувалочка: «Сдуй тучки».
Сюжетные динамические картинки: «Мишка идет», «Паровоз движется», «Самолет летит».
Слоговые дорожки (дорожка со следами).
Волшебный мешочек и набор картинок.
Деревянные фигурки; сказка «Репка».
Мягкая игрушка «Собака - Жучка»
Поощрение: картинки-раскраски с изображением героев сказки «Репка»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Развитие общеречевых навыков.
2. Знакомство с сюжетом и героями сказки «Репка»

Конспекты занятий для детей с онр 3 уровня дошкольного возраста

Тема занятия “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

Задачи:

    коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

    коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;

    закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;

    выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;

    развивать фонематические процессы;

    развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

    коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.

Ход занятия:

Логопед: Дети, посмотрите, что сегодня принес почтальон в нашу группу. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Правильно, пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

Письмо пчелы.

Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя!

По полям всю жизнь летаю.

Вот летала на лугу, не смогла собрать медку.

На лужайку прилетела, но и там я не сумела.

На лужайке той цветы необычной красоты!

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать!

Звуков много знаю я, только помощь мне нужна.

Вам - заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать.

Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь!

Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!

Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок!

Чтобы в пчелок превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки пчелок).

Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя,

Нам – заданья, пчелке – мед,

Вот и начался полет!

1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!

Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)

Логопед:- А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).

Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).

В чем различия? (В положении рта и губ).

2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).

Задание: Повторение слоговых рядов, чистоговорок, а также упражнение для развития дыхания и голоса.

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А - шире ротик детвора.

У-У-У - всех детей к себе зову.

И-И-И - ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы - губку вниз ты опусти.
О-О-О - деткам очень хорошо

АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ

ПА-ПО-ПУ-ПЫ

АВ-ОВ-УВ-ИВ

Упражнение на дыхание: - И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем, поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - третий).

Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”.

Логопед: Ребята, вы слышите?

Дети: Да! Кто-то кричит.

Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).

Дети: АУ! (заблудился кто-то).

Логопед: Повторите, что вы услышали.

Дети: АУ-АУ-АУ.

Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.

Дети выполняют задания.

(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш).

Анализ и синтез звукосочетания УА,

- “Игра живые звуки” (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)

4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).

Чтобы пчелкам сил набрать,

Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза “Пчелки”.

5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).

Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков (определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).

Логопед: Чтоб заданье выполнять,

Нужно пальчики размять.

Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром (колючий пластиковый шарик “Су-джок”) .

Затем выполняют задания:

Загадки: 1. Звук О

Молодцы крылатые

Платья полосатые

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо! (осы).

2. Звук У

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Электрический….(утюг).

3. Звук И

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает! (игла).

4. Звук А

Стою на крыше

Всех труб выше! (антенна).

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают (кроты).

Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем наш путь!

6. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели!

Задание: Собрать разрезную картинку и в слове названии картинки определить место заданного звука в слове.

Логопед: Ребята, это сложное задание и перед его выполнением необходимо потренировать свои глаза. (Упражнение “Зоркий глаз”- определить, что вы увидели на картинке).

Для сильной подгруппы – позиция звука в конце слова, для слабой подгруппы – первый звук в слове.

Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь……..

Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!

Логопед: Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

Со всем справились, устали?

Все заданья выполняли!

Ну а наша пчелка - труженица,

Весь медок собрала, умница!

Ну а нас ты угостишь? Этим нас повеселишь! – раздается стук в дверь, принесли подарок (горшочек меда).

Дети угощаются медом и делятся впечатлениями по поводу занятия.

Логопед: Ребята, да тут еще записка от пчелки!

Благодарна вам, Ребята!

Помогли мне, молодцы!

И спасибо пчелка Майя говорит вам от души!

Дети благодарят пчелку за мед.

Занятие заканчивается.


«Логопедическое занятие Осень» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Необходимое время для проведения: 25 минут

Цель: обогащение словарного запаса.

Задачи:

коррекционно-образовательные

1. расширение представлений об осенних признаках;

2. уточнение словаря по теме “Осень”;

3. формирование выполнения простого звукового анализа.

коррекционно-развивающие

1. совершенствование диалогической речи;

2. развитие фонематического слуха;

3. формирование длительного плавного выдоха;

4. развитие мелкой моторики.

коррекционно-воспитательные

1. воспитание бережного отношения к природе;

2. воспитание доброжелательного отношения к друг к другу.

Оборудование: кукла-осень, сюжетные картинки, листы с заготовленным, нарисованным стволом дерева, листья - березы, рябины, осины, тополя, нарезанные разноцветные листочки, клей.

Предварительная подготовка

Наблюдение во время прогулок за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев.

Ход занятия

п/п

Этапы занятия, временной интервал

Содержание этапа

Деятельность детей

1.

Организационный момент.

1 мин.

Здравствуйте ребята.

Логопед. Послушайте внимательно загадку, назовите мне отгадку.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья.

Молодцы! Правильно.

Приветствие педагогов.

Осень.

2.

Введение в тему.

Формулирование темы занятия.

1 мин

Логопед. Вчера Вы ходили на прогулку и наблюдали за изменениями в природе. Скажите мне ребята, как Вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить? Посмотрите, кто к нам пришел в гости. На стол выставляется кукла в костюме осени.

Конечно, в гости к нам пришла красавица Осень.

Об осени.

Осень.

3.

Основной этап занятия.

10 мин.

б) развитие длительного направленного выдоха.

в) простой звуковой анализ

Логопед. Ребята, давайте попробуем составить рассказ для нашей гостьи.

Вспомните утреннюю прогулку, посмотрите в окно, и скажите, какая сегодня погода?

(ответы детей сопровождаются сюжетными картинками)

Молодцы!

Значит, мы можем с Вами сказать, что осенью очень часто погода пасмурная, дождливая.

Во время прогулки Вы наблюдали за листьями на деревьях. Какие произошли изменения? А как, одним словом мы можем сказать про листья, раскрашенные в разные цвета? Листья, какие? (Разноцветные).

Давайте вместе повторим это слово (дети повторяют слово вместе с логопедом).

Молодцы!

А какие еще изменения в природе происходят осенью? Куда собираются птицы?

Какие запасы на зиму делают животные?

Правильно, молодцы!

А теперь давайте еще раз, вместе, глядя на картинки, повторим наш рассказ об осени.

(На выставлены все картинки)

Молодцы! Мы с Вами составили очень хороший рассказ.

Ребята, давайте возьмем наши листики и подуем на них. (Листья лежат на картоне. В них продета и закреплена нитка, второй конец нитки закреплен на картоне. Картон подносится на уровень рта ребенка).

Молодцы! У нас получился настоящий листопад.

Ребята, давайте вспомним слова об осени и ее признаках которые мы сегодня произносили, но все эти слова должны начинаться со звука О.

Правильно. А какие еще слова вы можете назвать, которые тоже начинаются со звука О. Внимательно посмотрите на картинки. Молодцы! Все эти слова (Осень, Облако, Оранжевый, Овощи) начинаются со звука О.

На небе много серых облаков, солнышко спряталось за тучи. Начинается дождик.

Листья стали желтые, красные, оранжевые, а некоторые остались еще зелеными.

Птицы улетают на юг.

Белки собирают грибы, орехи. Мыши собирают зернышки.

Насупила осень. Солнышко спряталось за облака. Погода на улице пасмурная. Все чаще идут дожди. Листья на деревьях стали разноцветные: красные, желтые, оранжевые. Птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Белка собирает грибы и орехи. Мыши собирают зернышки.

Дети вдыхают воздух через нос, вытягивают губы трубочкой, и дуют на листья, не раздувая щеки.

Облако, осень

Овощи, оранжевый

4.

Физминутка

2 мин.

Воспитатель. Вы очень хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем. Воспитатель, логопед выполняют упражнения вместе с детьми.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Кружат по дорожке,

Падают под ножки.

Звучит музыка.

Дети выполняют упражнения,

Дети бегают, изображая листики

Кружатся на месте, кружатся, взявшись за руки.

Медленно приседают.

5.

Рисование

10 мин.

Воспитатель. Мы с Вами отдохнули, а теперь послушайте стихотворение “Осенние листья”.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится

Целый день сегодня всё летят, летят...

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

Ребята, а кто запомнил, как называется время, когда опадают листья с деревьев? Давайте вместе произнесем это слово ЛИСТОПАД.

Молодцы! Я предлагаю Вам самим устроить листопад для нашей гости. Для этого возьмите листы-заготовки. Скажите, что нарисовано на Ваших листах? Правильно, ствол дерева, А теперь возьмите в руки клей аккуратно нанесите его на ветки дерева. Дальше наклейте нарезанные кусочки листьев, получилась крона дерева. Теперь постарайтесь показать, как листья опадают, Для этого на кусочек листика нанесите клей и расположите его рядом с деревом, не забывайте наклеить листики на травку. Молодцы, у Вас получился настоящий листопад. (Все работы выкладываются на стол. Дети рассматривают работы.)

Наша ОСЕНЬ благодарит Вас, за работы, и прощается до следующего занятия.

Дети садятся на свои места.

Выставляется картинка.

Дети вместе с воспитателем произносят слово Листопад.

Дети, наносят клей на лист рядом с ветками и наклеивают кусочки листьев.

6.

Итог урока

1 мин.

Воспитатель, логопед. Ребята нам очень понравилось, как Вы сегодня работали. Давайте с Вами вспомним, чем мы сегодня занимались?

До свидания.

Составляли рассказ. Выделяли первый звук в словах. Дули на листики. Делали Листопад.

До свидания

Тема: “Домашние животные”

Цель: Развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Задачи:

    Расширение пассивного и активного словаря по теме

    Развитие словесно-логического мышления, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия

    Развитие произвольного внимания, его объём и концентрацию

    Развитие фразовой речи

    Развитие мелкой моторики

    Развитие воображения детей через преобразование предмета в новый образ.

Оборудование: диск со сказкой, предметные картинки, пальчиковые куклы.

Ход занятия

1. Организационный момент

Однажды в летний солнечный денек на лужайку вышли гулять домашние животные. А некоторые животные остались в своих домиках. Как вы думаете, кто?

Садитесь за парты, и мы сейчас узнаем кто живёт в каждом цветном домике.

2. Игра “Угадай, чей голосок?”

Открывается окна красного домика, где спрятано изображение свиньи

- Какого цвета домик свиньи? (красного)

(Собака – зелёный, кошка – синий, корова – жёлтый, лошадь – белый)

3. Прослушивание сказки “Репка”

- А сейчас мы предлагаем вам послушать сказку “Репка”. Кто знает эту сказку?

- Кто из домашних животных встречается в этой сказке?

4. Инсценирование сказки

- Перед вами пальчиковые куклы, выберите героев из этой сказки.

- В сказке герои звали на помощь, как бы вы позвали. Давайте попробуем.

Кто первый звал на помощь? (дед)

- Кого звал? (бабку)

- Дед позвал бабку “Бабка, иди, пожалуйста, помоги мне вытянуть репку”

- Вот и в вашей жизни, когда вам необходима помощь, вы можете её попросить.

5. Игра “Пазл - домашние животные”

- А теперь давайте домашних животных отправим гулять на лужайку. (Каждый ребенок ищет свое место домашнему животному)

6. Оригами

-А сейчас мы предлагаем вам сделать из бумаги героя сказки – собачку.

(создание модели – собака)

7. Итог занятия

- Что вам запомнилось? Что больше всего понравилось?

Конспект занятия по логоритмике в средней группе для детей 4-5 лет с ОНР по теме “Лес. Грибы”.

тема: “Лес. Грибы”

Задачи:

- развитие памяти, внимания, оптико–пространственных функций;

- слуховых функций;

- двигательной сферы, ручной моторики;

- артикуляционной моторики;

- звукопроизношения.

Оборудование: картинки грибов, ритмический рисунок (капли), разноцвет-ные листья.

I Вводная часть

1. Динамическое упражнение. Дети заходят в зал под музыку, высоко поднимая коленки.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём,

Может быть в лесу осеннем

Мы боровичка найдём.

II Основная часть.

2. Развитие мелкой моторики “Мы идём грибы искать”

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают каждый пальчик.

Мы идём грибы искать

Указательный и средний палец пра-вой руки “шагают” по левой ладони.

Этот пальчик в лес пошёл

Этот пальчик гриб нашёл

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик всё съел

Загибают каждый пальчик

От того и потолстел

Показывают большой палец.

3. Ребята, посмотрите, сколько вокруг грибов, давайте их назовём по слогам.

Игра: “протопай – прохлопай”

(бо-ро-вик, о-пё-нок, ли-сич-ка, ры-жик, под-бе-рё-зо-вик).

4. Развитие силы голоса.

Игра: “Эхо” (половина детей “грибники”, другая половина- “эхо”)

По лесу ходили, грибы собирали

И заблудились.

Кричим в лесу: АУ! АУ! (грибники)

А нам в ответ: ау, ау. (эхо)

5. Формирование темпа и ритма.

Осенью часто идёт дождь. У дождя есть своя песенка. Дождик капает и поёт, капельки капают то медленно “кап-кап-кап”(пальчиком правой руки ударяем в ладошку левой руки), то быстро “кап-кап-кап” (в быстром темпе, на другой руке).

А теперь давайте мы споём песенку дождя по рисунку. Большая капелька означает, что надо петь медленно, а маленькие – быстро. Послушайте, как я пропою эту песенку.

КАП-кап-кап-кап КАП – КАП – кап-кап

6. Дыхательная гимнастика.

Раз, два, три за руки возьмись

И в кружочек становись.

Дыхательное упражнение “Ветер”

Ребята, на деревьях листья какого цвета? (красные, жёлтые, зелёные).

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

- дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф

- и качает так листок – ф-ф-ф-ф (плавные движения руками с небольшой амплитудой)

- дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф

- и качает так листок – ф-ф-ф-ф (движения с большой амплитудой)

7. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, мы с вами вспомнили, какие грибы растут в лесу.

В нашем зале тоже вырос гриб, давайте его поищем.

Вот он, на зеркале, подходите сюда.

- грибок - лошадка

- гармошка

8. Музыкальная распевка.

Ветер дует, листочки качаются и поют свои песни.

- осиновый – а-а-а-а

- рябиновый – и-и-и-и

- берёзовый – о-о-о-о

- дубовый – у-у-у-у

9. Песня “А мы с мамой в лес пойдём”

10. Физ. минутка

Мы шли, шли, шли

Шаги на месте

Грибочек нашли

Показывают руками силуэт гриба

Нагнулись, сорвали

Имитируют движения

по

тексту

В корзину положили

И дальше пошли

Шаги на месте

11. Подвижная игра “Грибник”

Ночь, грибник и “грибы” (дети) спят, присели, обхватив голову руками.

Под быструю музыку дети “грибы” разбегаются, а грибник их ловит.

12. Релаксация

Дети ложатся на ковер, звучит мелодия “Играют маленькие волны” Т. Гомез (аудио сборник “Волшебство природы”).

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР ”Весна”

Цели:

    Развитие мыслительных процессов

    Развитие связной речи

Оборудование: солнце, луч-радость, луч-испуг, луч-печаль.

    Орг. момент

    Осн. Часть

Это было весной. Ярко светило солнце от которого в разные стороны разбегалось много лучей. Но один проказник лучик решил отправиться в путешествие. Подумаёте, что он делал. (бегал, прыгал, скакал, светил)

Кого разбудил?

Из-под снега появилась трава.

В лесу проснулся в берлоге медведь.

На деревьях стали набухать почки.

Кругом тают сугробы и бегут ручьи.

На полянках появились первые цветы – подснежники.

Птицы прилетели и стали вить гнёзда.

    Самостоятельный рассказ (по карточкам-схемам)

    Загадалки-объяснялки

Наш лучик во время путешествия встретил своих братьев – лучиков, и они решили поиграть в загадалки. Угадайте, что я сегодня видел?

- длинная, прозрачная, тающая (сосулька )

- на белом покрывале – чёрная дыра (проталина )

- бежит, журчит, переливается (ручей )

- набухают, лопаются, зеленеют (почки )

3) Мимические этюды

Удивляется и радуется наш лучик весне (радость). А другой его братец испугался. Что натворил? Сосульку растворил, снежное покрывало испортил (изобрази испуг). А третий братец лучик – был просто печален (печаль). Я стал писать стихи, но не смог подобрать слова.

    Стихи (слова – омографы)

Тает снег, течёт ручей,

На ветвях полно врачей (грачей )

Тёплая весна сейчас,

Много бочек на ветвях (почек )

Весеннее небо перед нами,

Летают майки над волнами (чайки )

Тает снежок, ожил лужок,

Тень прибывает, весна наступает (день )

    Физминутка

Пойдёмте вместе с весенними лучами в лес на поляну (слушаем музыку). Решение противоречий. Тут между лучами возник спор: ”Весна это хорошо или плохо?”

Весна это хорошо, потому что…

Весна это плохо, потому что…

    МФО (метод фокальных объектов)

Устали лучики от спора и пошли домой. А как сюда попал муравей?

Муравей какой?

    • Маленький

      Быстрый

      Трудолюбивый

      Шустрый

Луч какой?

    • Маленький, когда солнце светит слабо, мало не ярко.

      Быстрый, когда поймаешь на зеркальце и рукой быстро двигаешь.

      Трудолюбивый, когда сразу тает большой сугроб или много снега.

      Шустрый, когда за один день может растопить снег в разных местах.

    Сообщение муравья.

Муравей нёс конверт с сообщением, попробуем узнать с помощью морфол. таблицы:

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме “Прогулка в лес”.

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по пройденным темам:

Лес”, “Насекомые”, “Цветы”.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

    Обогащать словарь прилагательными и глаголами.

    Развивать связную речь, учить пересказывать по картинному плану.

    Развивать фонематический анализ и восприятие.

    Совершенствовать навык слогового анализа слов.

    Закрепить навык согласования числительных с существительными.

    Закрепить навык образования существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

    Закрепить употребление предлогов.

    Закрепить навык грамматического оформления предложения.

Коррекционно-развивающие :

    Развивать пространственные функции.

    Развивать слуховое внимание и память.

    Работать над изменением силы голоса, плавным речевым выдохом.

    Работать над координацией речи с движением.

Коррекционно-воспитательные :

    Воспитывать умение работать в группе.

    Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитная доска; наборное полотно; мяч; “поезд” с двумя

вагонами, предметные картинки с изображением цветов, животных, насекомых;

карточки со схемами слов; карточки с указанием направления; картинный план для пересказа.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

(Создание эмоционально положительного фона.)

Логопед.

Я хочу загадать вам загадку о весеннем месяце.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, что за месяц это? (май)

Какой по счету месяц весны май?

Дети.

Третий, последний месяц весны.

Логопед.

Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Наступили теплые, солнечные дни. Сейчас так хорошо оказаться за городом, на природе. Хотите, чтобы сегодня наше занятие прошло в лесу?

II . Основная часть.

1. Активизация знаний детей по теме “Лес”.

Логопед.

Кто живет в лесу?

Дети.

Звери, птицы, жуки, ящерицы, бабочки.

Логопед.

Без чего не бывает леса?

Дети.

Без деревьев, травы, кустарников.

Логопед.

Что дает лес человеку, животным, птицам?

Дети.

Людям лес дает чистый и свежий воздух, спасает от жары, зноя, дает тень и прохла-ду, дарит грибы, ягоды, дрова… Животным и птицам – жилище и корм.

2. Дифференциация согласных по твердости – мягкости.

Логопед.

Посмотрите, на перроне стоит электричка. Давайте займем места в вагоне.

(садятся на стульчики)

Здесь еще два пустых вагона. Давайте поможем пассажирам занять свои места. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть твердый звук “л”, а во втором вагоне – с мягким звуком “ль”.

(дети распределяют животных по вагонам)

3. Активизация произношения звука “л” в слогах, развитие слухового внимания и памяти, развитие силы голоса.

Логопед.

Ну что ж, наш поезд отправляется. А пока мы едем, давайте договоримся, как будем звать друг друга, если кто-то отстанет. Что кричит человек, когда заблудится?

Дети.

АУ!

Логопед.

А мы будем звать друг друга по-другому. Слушайте внимательно и повторяйте за мной: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

ЛУ-ЛО-ЛЫ-ЛА

А теперь поиграем в игру “Наоборот”. Когда я буду звать вас громко, вы отвечаете тихо, и наоборот.

4. Развитие плавного речевого выдоха.

Логопед.

Пока мы с вами играли, электричка дошла до нужной станции. Выходим из вагона.

Смотрите, как хорошо в лесу. Давайте скажем на одном дыхании: “Ах, как краси-во!” (Дети повторяют.)

5. Обогащение словаря прилагательными и глаголами.

Логопед.

Какие красивые слова мы можем сказать о лесе? Лес какой? (большой, огромный, густой, дремучий, красивый, зимний, осенний, хвойный, лиственный, березовый, ду-бовый, сосновый, зеленый, нужный…)

Лес что делает? (растет, шумит, зеленеет, роняет листву, живет, дышит, очищает воздух, радует…)

6. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

Логопед.

Давайте образуем слова одной семейки от слова ЛЕС и поиграем в мяч.

Назовите лес ласково. (лесок, лесочек)

Кто ухаживает за лесом? (лесник)

Кто выращивает лес? (лесовод)

Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные)

Как называют сказочного героя, живущего в лесу? (лесовик, лесовичок)

Кто рубит лес? (лесоруб)

7. Развитие навыков фонематического анализа.

Логопед.

Смотрите, ребята, какой звонкий, веселый ручеек на нашем пути. Но вокруг столько ненужных предметов, которые засоряют его. Давайте очистим ручеек.

(Дети собирают картинки. На коврографе вывешены готовые схемы слов.)

Кто или что у вас на картинках? Произнесите названия картинок.

Дети.

Жук, лось, сом, осы, цепь, усы.

Логопед.

Поместите свои картинки под соответствующие словам схемы.

8. Координация речи с движением.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не столкнулся, не упал.

9. Развитие грамматического строя речи (согласование числительных с существи-тельными).

Логопед.

К какой красивой цветочной поляне мы пришли. Я предлагаю поиграть на этой полянке в игру “Есть – нет”.

(На полу разложены карточки с изображением различных цветов.)

Выберите для себя цветы. Первый игрок скажет, что есть у него на картинке. Например: “У меня есть два одуванчика”. Следующий игрок продолжит: “А у меня нет двух одуванчиков, но есть пять ромашек” и так далее по кругу.

10. Развитие фонематического слуха (выделение первого звука в слове).

Логопед.

Посмотрите, какие здесь еще растут необычные цветы. На их лепестках картинки.

Определите, какой лепесток лишний. Обратите внимание на первые звуки слов.

(Дети выполняют задание.)

11. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Логопед.

Кого мы видим на этой полянке?

Дети.

Насекомых.

Логопед.

Вы должны пройти по клеточкам в указанном на карточках направлении и рассказать, где находятся насекомые.

Дети.

Кузнечик прыгает с травинки на травинку.

Стрекоза села на лилию.

Муравей выползает из муравейника.

Божья коровка ползет по листику. И т.д.

Логопед.

Назовите насекомых ласково.

(Комар – комарик, стрекоза – стрекозка, пчела – пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко. И т.д.)

12. Развитие связной речи.

Дети рассказывают рассказ “Пчелки-труженицы” с опорой на план-схему.

13. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Логопед.

Нам пора возвращаться. Давайте сядем в электричку и поможем животным занять свои места. Посадите в первый вагон тех животных, в названии которых два слога, во второй – тех, в названии которых три слога.

III . Заключительная часть.

Вот мы и дома. Что понравилось? Что запомнилось?

(Логопед оценивает работу детей.)

Цели: Уточнить и расширить словарь по теме на экспрессивном уровне.

Задачи:
1.Введение в самостоятельную речь детей номинативного и предикативного словаря по теме в рамках их речевых возможностей.
2.Формирование понимания грамматических форм единственного и множественного числа существительных.
3. Формирование стереотипно-сопряженной фразы (существительное + прилагательное).
4.Формирование навыков понимания «один» — «много», «большой» — «маленький».
5. Формирование координированного дыхания, движений и речи, посредством речедвигательных упражнений.
6.Формирование общей моторики, развитие зрительного внимания и памяти.
7. Воспитывать желание подражать образцу речи взрослого.

Оборудование: натуральные овощи, муляжи овощей, дедушка – кукла бибабо, корзинка, предметные картинки.

Ход занятия

I.Организационный момент (стук в дверь) — Ребята в гости к нам пришел дедушка и принес большой мешок. Хотите узнать, что в мешке?

II.Основная часть
1. Логопед достает и показывает по одному овощу и спрашивает про каждый.
- Что это? (уточнить названия овощей.) (Это помидор. Это огурец. Это морковь. Это репа.Это капуста). Дети отвечают хором.
Логопед складывает содержимое мешка в корзинку и спрашивает:
- Что все это? Как назвать все, что принес нам дедушка? (Это овощи.) Давайте все вместе скажем (Овощи).
Л. Где растут овощи? (В огороде, на грядке, в теплице, в парнике).
Сейчас я вам расскажу, откуда появляются овощи в магазинах (показывает таблицу).
Л. Где растут овощи? (овощи растут в огороде на грядках)
Л. Как собирают овощи? (срывают, срезают).
Л. Давайте расскажем дедушке, какие овощи мы знаем.

2. Упражнение «Покажи и скажи» (дети по одному поочередно выходят, берут любой овощ, называют его, логопед задает вопросы, ребенок отвечает с помощью логопеда).
Логопед. Аня подойди к столу и возьми в руки любой овощ. Какой у тебя овощ? (ребенок показывает остальным ребятам и называет «морковь»).
Логопед. Какая она? (Она длинная, красная, гладкая.)
Логопед. Где она растет?(в огороде, на грядке)
Логопед. Что это? (Показывает помидор.)
Логопед. Какой он? (Он круглый, красный, мягкий).
Логопед. Что это? (Показывает огурец.)
Логопед. Какой он? (Он зеленый, длинный, колючий).
Логопед. Где он растет?(в огороде, на грядке)
Логопед. Что это? (Показывает капусту)
Логопед. Какая она? (Она круглая, большая, белая)
Логопед. Что это? (Показывает репу).
Логопед. Какая она? (Она желтая, круглая, маленькая)
Логопед. Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!

3. Игра «Узнай овощ по описанию».
Л.А теперь ребята слушайте внимательно, я буду описывать овощи (поднимает тот ребенок овощ, который подходит по описанию, приносит и кладет его в корзину). Л. предлагает ребенку найти свой овощ из предложенных картинок и прикрепить его на доске.

4. Игра «Один-много» (логопед называет овощ в единственном числе, затем предлагает ребенку назвать множественное число).
Л. Помидор один. Аня найди картинку, где нарисован помидор.
Л. Теперь помидор много. Это помидоры. Дети покажите где помидоры? (аналогично со всеми овощами).
огурец-огурцы.
помидор - помидоры.
репа - репы
морковь - моркови
капуста - капусты.

5. Физкультминутка.
В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры,
Помидоры собираем.
Помидоры хороши — Поглаживают свой живот.
Наедимся от души.
В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы.
Огурцы мы собираем. Сжимают и разжимают пальчики.
Огурцы хороши — Поглаживают свой живот.
Наедимся от души.
В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа.
Морковь, репу собираем. Сжимают и разжимают пальчики.
Морковь, репа хороши — Поглаживают свой живот.
Наедимся от души.

Показать детям корзину с овощами, задать вопрос: - Что мы собрали в огороде? (Мы собрали овощи.)

6. Л. Давайте еще раз расскажем дедушке про овощи, какие они (отработка стереотипной фразы сопряженная с прилагательным).
Морковка длинная, красная, гладкая
Огурец зеленый, длинный, колючий
Репа круглая, маленькая, желтая
Капуста круглая, большая, белая
Помидор круглый, красный, мягкий.

7. Д/и «Большой-маленький».
Л. Ребята овощи бывают большими, а бывают и маленькими. Л. начинает — ребенок продолжает.
Огурец – огурчик.
Капуста – капустка.
Помидор - помидорчик.
Морковь – морковочка.
Репа- репка

III.Итог занятия.
Молодцы ребята. Все старались и справились с заданиями.
Давайте еще раз вспомним, что принес нам дедушка в мешке (логопед показывает картинки, все хором повторяем их названия).
Домашнее задание. «Консервируем овощи» (приложение)

Приложение

«Консервируем овощи»

Предварительная работа: родителям вырезать овощи.
Положите сверху на изображение одной банки большие овощи, а на другую маленькие. Расположите овощи так, чтобы они все вместились в банку. А теперь наклейте овощи на банки.
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №248», г. Уфа, Республика Башкортостан

Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.


Вот какова характеристика ребенка данного возраста:

  1. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
  2. У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
  3. Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
  4. Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
  5. Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
  6. Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.

В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.


Логопедические занятия дома

На помощь мамам приходит различная литература.

Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.

Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с -х летнего возраста.

Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
  • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
  • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
  • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» - ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
  • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого - после завтрака и после дневного сна.
  • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
  • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).


Этапы домашних занятий

Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для органов артикуляции.
  • Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
  • Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.

Гимнастика для пальчиков

Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.

Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.


Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.

В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:

  • поглаживание одной ладонью другую;
  • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
  • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
  • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.

Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.

Основные упражнения показаны в этом видео:

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.

Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.

Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.

Среди упражнений можно выделить следующие:

  • на развитие и укрепление мышц языка;
  • на развитие и укрепление мышц губ;
  • на развитие и укрепление мышц щек;


Вот некоторые из этих упражнений:

«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя...».

«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.


«Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

«Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

«Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.

Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.










Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.

Основные упражнения показаны в следующих видео.

Развитие фонематического слуха

Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.

Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.


Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:

  • Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
  • Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
  • Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
  • Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)

Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах?..


Развитие речи

Работа по развитию речи ребенка включает два направления:

  1. Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
  2. Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.

Словарная работа решает следующие задачи:

  • уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
  • обогащение лексикона новыми словами;
  • формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.


Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.

Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.

Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.

Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.


Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.

Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.

В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.

Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.

Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.


Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.

Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.

Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет - наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.

Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.


Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.

Поделиться