Enslaved рецензия. Enslaved: Odyssey to the West — яркие краски катастрофы

После выхода динамичного экшена Heavenly Sword от Ninja Theory , многие геймеры ждали продолжения истории воинственной Нарико, однако разработчики решили направить свои усилия на создание абсолютно новой игры – . В отличие от предыдущего творения студии, в этом проекте нас уже не будут поджидать толпы противников на каждом шагу, но и победить отдельно взятого неприятеля теперь не так легко.
Умру я – умрешь и ты

Сюжет игры Enslaved: Odyssey to the West основан на древней китайской новелле «Путешествие на Запад», опубликованной в 1590-е годы без указания автора. В XX веке утвердилось мнение, что написал произведение книжник У Чэнъэнь. Только вот режиссеры игрового проекта перенесли события в футуристический послевоенный мир, заменив злобных демонов роботами.
В будущем, просторы которого раскрывают перед нами ребята из Ninja Theory, практически все население планеты Земля было уничтожено. Оставшимся людям приходится постоянно бороться за выживание, ведь после окончания войны по всей земле осталось множество боевых роботов. Главная их задача – убивать людей, что они и пытаются сделать при обнаружении таковых в непосредственной близости.

«Оседлав» стационарную турель можно с легкостью изрешетить неприятелей.

Главными героями игры выступают Манки и Трип – две абсолютно противоположные личности. Манки – огромный парень, выросший в дикости и научившийся выживать в агрессивном мире. Трип – хрупкая девушка из мирного поселения, которая очень хорошо разбирается в электронике и компьютерах. Они оба были захвачены «работорговцами», однако корабль, перевозивший их, терпит крушение. Чудом герои спасаются, но Трип приходится одеть на парня специально перепрограммированный ею «обруч раба». Он заставляет Манки выполнять все ее приказы, а если девушка умрет по какой-либо причине, смерть парня наступит в тот же момент.
Именно в роли порабощенного Манки и выступает главный герой, которому, кроме заботы о своей жизни, придется постоянно следить за безопасностью своей спутницы.
И кто сказал, что без человечества жизнь на планете погибнет?

Большинство игр, рассказывающих о послевоенном мире, где практически все население людей погибло, рисуют пустынные серые ландшафты с руинами. Только вот разработчики Enslaved: Odyssey to the West решили отойти от этой тенденции, и большую часть игры можно наслаждаться красочными пейзажами, наполненными цветами и другой зеленой растительностью. Понятное дело, руины бывшей цивилизации никуда не делись, просто природа начала медленно, но уверенно наводить везде свои порядки, поглощая серые дома мегаполисов.
Графически все это выполнено на высочайшем уровне. Пейзажи завораживают дыхание – разрушенный Нью-Йорк, останки огромного моста, свалка роботов, родное поселение Трип. Рассматривая все вблизи, можно увидеть мельчайшие детали, а в разрушенных домах даже остались фотографии их бывших обитателей.
Атака клонов, или нашествие конвейерных роботов

Одним из главных недостатков Enslaved: Odyssey to the West является маленький набор врагов. Хотя они тут и не появляются сотнями, как в некоторых проектах, выходящих в последнее время, однообразие просто убивает интерес сражаться уже через пару часов игры. Разработчикам хватило фантазии всего на несколько модификаций роботов – их всего четыре типа, если не считать то, что каждый из них может быть как со щитом, так и без него. Скудный «парк роботов» пополняют стационарные турели и четыре типа боссов.
Очень непривычными для современных игр кажутся моменты, когда игроку приходится сражаться несколько раз с одинаковыми боссами. Причем это не сделано в виде «били-били босса, не добили», а после уничтожения одной огромной собаки есть шанс встретить на следующем уровне еще одну точно такую же. И так может повторяться несколько раз, что вызывает еще больше негативных чувств, чем обычные однотипные враги.


Любому, ставшему на пути этой громадины придется несладко.

Такое же однообразие, как в случае с врагами, ожидает всех игроков и в боевой системе. Главный герой Enslaved напрочь отказывается учить разнообразные комбинации. К стандартным коротеньким сериям ударов из слабой и ссыльной атаки по мере прокачки добавляются только возможность контратаки, удара после успешного уклонения и специальная серия атак после того, как засветится «трость» Манки. Кстати, полученное в самом начале оружие сменить не дадут вовсе. Разве что получится на пару минут отобрать пулемет у несчастного робота – оставить его себе для дальнейшего превращения ходячих железок в решето просто нельзя.
Улучшениями оборудования Манки занимается Трип, правда для этого придется собирать разбросанные по всем уровням технологические сферы. Кроме этого они в достаточном количестве выпадают из поверженных роботов. Из улучшений доступны: повышения здоровья, скорость регенерации, развитие мощности щитов, открытие дополнительных ударов и модернизация дистанционного оружия. Полезнее всего – щит, который просто необходим при перебежках по обстреливаемым роботами зонам.
Имя Манки полностью подходит главному герою

Кроме быстро надоедающих боев с немногочисленными противниками, для прохождения каждого из уровней надо преодолеть расстояние из точки А в точку Б. Понятное дело, пробежать по ровной местности не получится – придется прыгать по руинам, решать головоломки с раздвижными мостами и даже кататься на лопастях огромного ветряка. Отличительной особенностью акробатической части в этой игре является то, что упасть и разбиться практически невозможно. Герой просто не захочет спрыгнуть с обрыва, если внизу не будет за что ухватиться. Это может немного огорчить некоторых геймеров, однако серьезно сэкономит нервы тем, что не приходится по несколько раз пытаться преодолеть пропасть в попытках долететь туда, куда добраться в принципе нереально.
Акробатические способности главного героя Enslaved: Odyssey to the West настолько хорошо развиты, что ему позавидует любой трейсер. Манки (или «обезьяна» в переводе с английского) легко перепрыгивает ущелья в добрый десяток метров и способен карабкаться по отвесным стенам с зацепками на расстоянии в несколько метров друг от друга. Трип такими способностями не наделена, так что ее придется в прямом смысле перебрасывать через особо большие пропасти и подкидывать на высокие уступы.


Обезоружив противника, герой нещадно отстреливает тому голову.

Что касается анимации героев во время выполнения всех этих акробатических трюков, то тут автора действительно постарались. Как во время прыжков, боев и простого передвижения по локации, так и во время сюжетных роликов, движения героев выглядят естественно, а эмоции на лицах проработаны до мельчайших деталей. Совместив это с хорошей актерской игрой при озвучке, создатели добились невероятного уровня погружения игрока в виртуальный мир, заставляя его переживать все происходящее по ту сторону экрана вместе с главными героями. Только вот при этом они умудрились испортить все полученные впечатления не совсем однозначной концовкой.

Enslaved: Odyssey to the West вызывает неоднозначные чувства. После запуска игры хочется поскорее дойти до следующего сюжетного ролика, чтобы знать дальнейшую историю. Во время уничтожения толпы конвейерных роботов постоянно задаешь себе вопрос: разве создатели не могли сделать еще несколько моделей или хотя бы перекрасить уже имеющиеся для разнообразия. Но, несмотря на все однотипности, продолжаешь идти дальше, переживая за судьбу главных героев и желая узнать, что же будет с ними. Игру вполне можно порекомендовать любителям прямолинейных экшенов с увлекательным сюжетом, но не более – хорошая история и красивая графика, к сожалению, единственные серьезные плюсы Enslaved.

Суровый мир после Третьей и Четвертой мировых войн - мир, погруженный в царство дикой природы, погребенный под слоями почвы и дикорастущими пальмами. Какие испытания готовит для нас мир Enslaved вы узнаете из нашего обзора!

Отправить

Ninja Theory , студию с шестилетним стажем и тремя крупными играми в послужном списке, благодаря статусу независимой британской конторы и великолепному , еще на старте текущего поколения консолей было не стыдно приравнивать к небезызвестным землякам - если не к Lionhead , то, как минимум, до Evolution Studios (авторы серии ) они доросли.

В 2010 году англичане окончательно переросли собственный статус талантливых «догоняющих», причем сделали это крайне оригинальным способом. Сейчас, когда вы читаете этот текст, в недрах студии с жутким шумом, под вой сотен тысяч фанатов инфантильного блондина Данте, проходит процесс творческого переосмысления легендарной японской серии (в частности смена внешнего облика героя по указанию Capcom ). В это же время все, кто сумел на минуту отвлечься от преждевременных гневных выпадов в адрес восточного издателя, наверняка уже добираются до титров . Эпатажем новой прически великого героя здесь и не пахнет, зато отчетливо виден творческий почерк самой Ninja Theory .


В отличие от , своеобразного чистого листа (если, конечно, не вспоминать неровный Kung Fu Chaos ), за стояли горы идей, которые так и просились в тираж. Но стоило также понимать, что засверкают старые наработки лишь при наличии мощного сценарного фундамента: три года назад разработчики буквально озолотились на теме восточной мифологии, и в этот раз требовалось что-то не менее оригинальное. Например, апокалипсис. Да не простой, а «зеленый» - с полным погребением цивилизации под гущей тропиков.

Явно чувствуя тонкий лед под ногами (в последнее время тему полного возврата к естественной природе раскрыть толком не могут даже в кино), ответственные за сюжет люди построили максимально фактурный бэкграунд. События происходят в далеком будущем, после Третьей и Четвертой мировых войн. Человечество угнетено разумными машинами-убийцами, в то время как окружающий их мир представляет собой гигантские труднопроходимые джунгли. Радикальный раскол общества - в комплекте: на разных территориях обитают типовые мускулистые дикари и ученая интеллигенция, особняком стоят работорговцы.


Впервые наши герои встречаются на борту величавого рабовладельческого судна. Покидают воздушную тюрьму, как и положено, побегом, после чего начинают самоотверженно строить планы по свержению «железного» гнета. Все обычно, за исключением одной детали: Трип - представительница той самой интеллигенции и по совместительству - компьютерный гений, в то время как ее новоиспеченный попутчик Манки - воспитанник дикой природы, по всем внешним признакам напоминающий неандертальца. Друг без друга им, понятное дело, никуда, поэтому девушка решает перестраховаться и инсталлирует «другу» жестокую систему рабоконтроля: стоит Манки сделать неверный шаг - как голова начинает раскалываться под действием железного обруча.

На всю игру тут только три полноценных персонажа, следовательно ничто не мешало сценаристам сосредоточиться на пикантных отношениях главных героев. Протагонист, сыгранный и озвученный давним партнером Ninja Theory Энди Серкисом , демонстративно злится и бесперебойно шутит, - настолько живых персонажей в играх встретишь нечасто и за одну лишь харизму остроумного дикаря с двухметровым копьем не самому оригинальному сюжету с радостью прощаещь многое. А главное - практически все диалоги строго функциональны: в репликах умело дозирован как юмор, так и драма, соответственно дискуссии ведутся строго по делу, в угоду общей фабуле.


Плюс, конечно, запал волшебного приключения, которого мы и ждали в первую очередь. Когда персонажи на старте новой миссии обсуждают план действий и разведывают местность, а где-то вдалеке виднеется накренившаяся ржавая башня с ветряной мельницей, путь к которой устлан бетонными плитами поверх зарослей диких кустарников с озером неподалеку, - испытываешь совсем уж неприличный восторг. Хочется забыть про все дела и отправиться туда, на Запад. Жаль что к финалу разработчики так и не преподносят нам ничего интересного - изумительных солнечных видов становится все меньше, а глупых многоэтажных конструкций из металла, нагло попирающих все представления о том, что такое настоящая сказка, - больше.

Впрочем, именно сложность и разветвленность декораций являются залогами успеха геймплея. На взаимодействии героев в построено куда больше ситуаций, чем может позволить себе современный консольный экшен без возможности кооперативного прохождения. Больше всего удручает то, что Манки куда как более универсальный персонаж, нежели его рыжеволосая подружка и пресловутая зависимость героя - не более чем простая условность. Для нас этот факт оборачивается сущей рутиной: во время прохождения особенно просторных уровней Трип необходимо едва ли не ежеминутно перебрасывать через пропасти и подсаживать на уступы. Неповиновения часто караются травмой черепной коробки.


Девица в свою очередь усердно изучает данные на любимом компьютере, изредка отвлекаясь от голографического экрана, чтобы взломать систему защиты прохода на очередную локацию или вежливо намекнуть напарнику, куда бежать/лезть/прыгать дальше.

С точки зрения геймплея на этом полезность технически-подкованной барышни, правда, не иссякает. Дело в оригинальной системе прокачки: покупка новых приемов и вложения в физические характеристики производятся вроде как с помощью того самого злосчастного компьютера, который помогает Трип контролировать «добровольца поневоле». Все апгрейды привязаны к специальному меню, что вполне, кстати, логично - за владелицу хитроумного устройства поиграть все равно не разрешат, а сам протагонист вряд ли умеет пользоваться чем-то сложнее тостера (да и то в виде метательного оружия - прим. редактора ).

Это же меню, к слову, хранит опции включения контекстно-зависимых указаний: пробегая под шквальным огнем турели, мы можем легким нажатием кнопки перенести вражий огонь на товарища в юбке (которая тем временем начинает активно отвлекать врага всевозможными криками-взмахами) и спокойно двигаться к цели. Схожим образом нетрудно «сказать» героине, что пора бежать дальше, одновременно с этим обратив внимание стрелка на себя. Исполняются подобные тактические маневры без единого сучка, и ругать топорность персонажей почти не приходится. Да и, чего греха таить, некогда - роботы существа беспристрастные и неустанные, бьют наповал, стоит только высунуть макушку.

Особенно если учесть, что вышеописанные трюки - главный и единственный отголосок «стратегических сражений», по поводу которых Ninja Theory столь любезно распылялись в каждом втором предрелизном интервью. Сами битвы с роботами - худшая часть . Ситуация очень напоминает нелепое несоответствие, возникнувшее два года назад между презентациями и непосредственно самой игрой: терминаторы, в теории сложные механизмы, с десятками слабых мест, уничтожались однообразно и без лишних раздумий с нашей стороны. Тут тоже самое, только со скидкой на жанр (слэшер) и фаталити (очень зрелищные отрывания конечностей; в некоторых случаях можно отодрать от полумертвой туши пулемет). Есть два однообразных вида удара, покупаемые приемы (из которых мы рекомендуем приобрести всего один, но самый дорогой), перекаты и блок. Заметно, что разработчики по традиции брали курс на европейские слэшеры (вроде ), а стоило на японские - высокие прыжки и ловкость для Манки качества определенно более родные, нежели картинная, неторопливая брутальность.


Схватки с рядовыми роботам, коими игра на удивление неизобретательно мучает вас поначалу, быстро перетекают в мини-sandbox с поиском оптимального пути прохождения минного поля. После - прикрытие напарницы станковым пулеметом, побег от гигантской механизированной псины, серфинг на глайдере по жизнеутверждающих развалинах моста и...методы обольщения игрока практически иссякают.

Здесь нужно пояснить кое-что не слишком приятное. В идеале - это никакая не одиссея, а двухчасовой набор предельно сочных экшен-зарисовок, увенчанных минутной сценой битвы исполинской металлической махины с не менее внушительным роботом-скорпионом, зашедшим сюда на огонек из « ». Но по вполне очевидной ошибке (как вы думаете, легко ли отбить бюджет, полагаясь на игру продолжительностью в два часа?) все это оказалось унизительно тонким слоем размазано по восьми часам геймплея. Таким образом, главное, чем нам предстоит заниматься в перерывах между созерцанием ослепительно красивого мира и просмотром гениальных cut-сцен с шикарными диалогами - зевать, дожидаясь очередного всплеска дизайнерской фантазии.

Зевать и прыгать. Акробатика больше всего напоминает соответствующую часть , избавленную от пресной режиссуры. С одной стороны, благодаря своевольной камере, цепляющей предельно адреналиновые ракурсы, даже во время скромных прыжков по балкам чувствуешь себя действующей звездой цирковых этюдов. С другой - мы сильно ограничены в действиях (сорваться, например, почти невозможно) и по факту лишь выбираем направление героя. Все это делает акробатику крайне зрелищным, но совершенно не обязательным развлечением, о существовании которого вне рамок задания можно и не вспоминать.


Получилась игрой скромной ровно настолько, чтобы с чистой совестью поставить ей чуть менее 70%. Но старание и талант разработчиков, вкупе с мощным актерским составом иногда творят чудеса. Перед нами лучшее средство для ухода от серой осенней действительности - с солнцем, юмором и Энди Серкисом .

Путешествие двоих в сторону заката

Вот это нам обещали до релиза

За основу сюжета был взят переписанный на постапокалиптический лад китайский роман «Путешествие на Запад », опубликованный У Чэнъэнем в 1590 году во время правления династии Мин . В истории рассказанной нам известным сценаристом Алексом Гарландом , мир людей почти полностью разрушен некой масштабной войной, в результате которой остатки выживших пытаются начать новую жизнь в безумно сложных для этого условиях. То там, то здесь появляются поселения, которые начинают торговать друг с другом производимыми своими руками товарами. Только вот кроме всех прочих бед от масштабных разрушений и отсутствия централизованных источников питания и энергоснабжения миру теперь угрожает армия неизвестно откуда взявшихся роботов. Среди выживших ходят легенды о некой пирамиде, куда свозят схваченных на пустошах людей. Спасением от этой напасти стало решение об образовании закрытых поселений с полным самообеспечением как продовольствием, так и электрической энергией. Вот только, даже в таких, относительно безопасных условиях, люди не могут быть полностью уверенными в том, что их не схватят боевые мехи. Ну, так вот: главным героем игры является молодой человек по прозвищу Манки (Monkey ), который в самом начале сюжетного повествования находится в качестве пленника на борту летающей тюрьмы, перевозящей людей в ту самую таинственную пирамиду. В результате сбоя электроники управления полётом, многие жертвы смогли выбраться из своих камер. Ну, а та, кто собственно и устроила весь этот переполох, станет нашей верной напарницей, рядом с которой мы пройдём все передряги, посланные нам судьбой и разработчиками.

Многие из тех, кто играл в эту игру, всенепременно отмечали стервозность спутницы главного героя, вот только, на мой взгляд, они очень сильно ошибаются на счёт неё. Трип (Tripitaka ) кроме того, что очень красивая девушка, так ещё и умелый технарь, которая всячески помогает Манки, внимательно слушает его и делает именно то, что он ей говорит. Такие свойства безумно редко встречаются у реальных девушек. Опустим спойлерный поступок Трип, в результате которого Манки поначалу был просто вынужден ей помогать, но поверьте на слово – о такой уникальной и удивительной девушке можно только мечтать. Такие как она, как истинные чувства, встречаются крайне редко, и при этом далеко не каждому везёт хотя бы просто увидеть столь великолепный экземпляр женского пола в реальной жизни.

На взаимодействии главного героя с Трип построено всё прохождение, а диадема, нацепленная на голову Манки, так и вовсе завязана на самочувствии девушки: погибнет она – умрёте и вы. Великолепные знания Трип в технике позволили ей дополнить основные функции «диадемы раба» возможностями голосовой связи. Кроме этого, девушка припасла ещё несколько очень полезных бонусов: интерактивное видеонаблюдение от перепрограммированного робота-стрекозы, динамическая информация об изменениях в жизненных функциях Манки и многое другое. Основным оружием против врагов служит очень необычный боевой посох, который кроме ударного применения может стрелять двумя видами зарядов: разрывными и оглушающими. Первый вид заряда наносит необратимые повреждения, а второй оглушает противника и лишает его энергетической защиты. В дополнение к этому, у Трип есть модуль, при включении которого появляется голограмма, отвлекающая внимание автоматизированных пулемётов, в то время как Манки перебегает контролируемое ими пространство.

На первый взгляд может сложиться впечатление, что игра кроме того что безумно проста, так ещё состоит из одних и тех же элементов: Манки постоянно где-то ползает, цепляясь за заранее подсвеченные выступы и перегородки, а добравшись в нужное место, вступает в схватку с несколькими роботами. После этого происходят сюжетные события, а затем всё повторяется с точностью до запятой, только в новых декорациях. Тут, конечно же, спорить совершенно бесполезно: как есть, так есть – игра недостаточно разнообразна. Да, в распоряжении Манки есть очень забавное летающее облако, которое он может использовать как воздушный скейтборд, но покататься на нём дают лишь только на заранее приготовленных для этого локациях (за всю игру такая возможность будет не более пяти-шести раз). Время от времени нас усаживают за пулемёт и поочерёдно выталкивают на поле нескольких мехов, которые тут же падают под ливнем пущенного в них свинца. Кроме этого, игру очень часто разбавляют заботой о Трип, которую Манки не только носит на руках, но ещё периодически подбрасывает куда-то вверх, а затем спасает, схватив её за руку, так как она то и дело не может самостоятельно вскарабкаться на выступ. Комбо-удары и QTE -элементы боя с врагами хоть и есть, но все они до ужаса просты как в исполнении, так и в конечной реализации. Ну, а благодаря тому, что анимация движений выполнена на уровне первой части inFamous (дёргано и весьма криво), печаль от прохождения может накрыть даже самого неприхотливого геймера.

Правда не стоит тут же махать рукой на проект, есть в нём какая-то удивительно тёплая энергетика, которая вкупе с великолепным дизайном локаций и достаточно приятным, хоть и незамысловатым, геймплеем, превращают игру во вполне достойный внимания проект. То, что надоедает в любой другой игре, тут идёт на «Ура». Фиг с ним, что графика могла быть в разы лучше, но зато ведь дизайн-то какой прекрасный. Подобной умиротворяющей атмосферы постапокалипсиса не встретишь ни в Fallout , ни в Rage . На память приходит лишь Bulletstorm , но это возможно ещё и от того, что движок у игры один и тот же – Unreal Engine 3 . Сама игра очень сильно напрашивается на параллели с ранее упомянутой первой частью inFamous , где есть уникальная архитектура, а главному герою постоянно нужно куда-то лезть, а затем встревать в очередную схватку. Пусть в случае с эксклюзивом от Sony есть главный герой с прорвой суперспособностей и открытый для исследования мир, но впечатления у меня они оставили совершенно одинаковые – увлечённо играешь до самых титров, пусть хоть перед глазами постоянно маячат откровенно слабые и недоработанные моменты.

Да, кат-сцены на движке вышли далекими от идеала, а подача сюжета крайне глупа и совершенно бесхитростна, но играть при этом в Enslaved не менее приятно, чем в какой-нибудь обласканный всеми Uncharted 2 . При этом обязательно стоит отметить, что игроку даже не дают хотя бы малюсенького шанса, чтобы хоть где-то застрять и не понять, что же ему делать дальше. Всякий раз на экране всплывает указание нажать на боковую левую кнопку, после чего Трип очень доходчиво объяснит и покажет, что ей нужно от вас в данный момент. Лично мне было чертовски приятно наконец-то встретить ту, кто тебя слушает, понимает и при этом не строит из себя принцессу, которая ничего не хочет делать. Если перефразировать одно древнекитайское признание в любви, то вышло бы так: «Я готов хоть сто лет носить её на руках и делать все, что бы она от меня не потребовала, лишь бы видеть её рядом с собой каждое новое утро».

Куда бы ни заносил сюжет Манки и Трип, они всегда будут бок о бок друг с другом. Жизнь парня в её руках, а её жизнь полностью зависит от его успехов. Дошло до того, что прокачка персонажа возможна лишь в случаях, когда Трип где-то рядом. Чем это обусловлено лично мне непонятно, но техсферы, которые так богато разбросаны по игровому миру и выпадают из поверженных противников, можно потратить, только если девушка где-то вблизи. Возможно, нам так дают знать, что это именно Трип технически совершенствует парня, но никакой анимации этой процедуры просто нет – напоминает крафтинг из воздуха и без применения соответствующих для этого инструментов. Плюс к этому, сама «диадема раба» работает как-то весьма и весьма странно: то и десяти шагов от Трип не даёт отступить, то позволяет беспроблемно отдаляться от неё чуть ли ни на добрую сотню метров. Вдобавок, из-за довольно скверной оптимизации, игра то и дело прямо на глазах подзагружает текстуры, да и FPS частенько и весьма заметно проседает. При желании можно очень долго и крайне грустно рассказывать о многочисленных недоработках, наличие которых не даёт игре право называться ААА -проектом и опускает её в разряд бюджетных.

Вывод : Не знаю, с какого такого перепуга, многие издания среди прочих номинантов на звание «Best Action/Adventure » выдвигали эту игру, но скажу только то, что Enslaved: Journey to the West , не смотря ни на что, очень душевная и весьма нетребовательная к опытности геймера игра. Если вы до этого никогда не сталкивались с консольными проектами, а геймпад до этого либо ни разу, либо крайне редко бывал в ваших руках, то детище Ninja Theory можно посоветовать в качестве первой пробы в мире рынка консольных видеоигр. Всё в этой игре до неприличного просто и незамысловато, но при этом завораживающе увлекательно даже для таких бывалых игроков, как я. Подобные игры принято брать в прокат или покупать в межсезонье на барахолке, когда нет совсем или выходит очень мало достойных AAA -проектов. С другой стороны, если бы как можно больше геймеров купило игру сразу же после её выхода, то это дало бы надежду на выход сиквела, где у Ninja Theory был бы шанс исправить недоработки оригинала и выпустить, если не шедевр, то хотя бы идеальный сиквел, коим стала inFamous 2 .



Пару месяцев назад случилось страшное: продюсер Capcom Кейдзи Инафунэ (Keiji Inafune) публично заявил о намерениях своей компании «перезапустить» японский сериал – на этот раз с прицелом на западных игроков, которые, по мнению самого издательства, не в восторге от готических декораций и не слишком мужественных блондинов-метросексуалов. Вслед за этим заявлением появился анонс новой DmC (название пишется только так) и небольшой ролик, в котором обновленный Данте своим свежим образом ввергает в шок всех фанатов оригинала. Хвататься за голову и винить Инафунэ в убийстве легендарной игры, конечно, можно – ситуация располагает. Но с выводами лучше не торопиться. Разработкой нового проекта займется Ninja Theory , создатели неплохой и… Enslaved: Odyssey to the West , за которую можно выписывать безлимитный кредит доверия – это настолько прекрасная игра, что ее в обязательном порядке нужно ставить в пример всем остальным разработчикам приключенческих проектов.

Enslaved каким-то невероятным образом заставляет думать о том, что ее сделали лет десять назад, когда к играм относились как к произведениям искусства. Разработчикам удалось невероятное: на основе самой простой и примитивной механики выстроить проект, который хочется рекомендовать знакомым и без конца проходить снова и снова. Так качественно игры уже не делают – за редким, разумеется, исключением.

Драма футуризма

Главный герой – огромный мужик-уголовник с говорящим именем Манки (Monkey), который в ходе собственной транспортировки из одной тюрьмы в другую вдруг оказывается в центре саботажа, организованного второй героиней игры, Трип (Trip). Последняя одевает на Манки чудо-шлем, позволяющий управлять человеком силой мысли, ну, или убить его. Чтобы освободиться от рабства, Манки нужно доставить Трип до ее родного поселения. Важно кое-что пояснить: действие происходит в далеком будущем, где почти всю грязную работу за людей выполняют машины-мехи. Они-то и встанут на пути у героев. Драма, которая по мере прохождения развивается между двумя персонажами, и заключает в себе главную особенность Enslaved , даже несмотря на то, что на экране не происходит ничего принципиально нового. Тем не менее, разговоры героев нельзя не слушать, а ко всей ситуации очень сложно относиться равнодушно – настолько удачно проработаны игровые характеры. Именно с их помощью сценаристы мастерски приковывают внимание к происходящему на экране, хотя сюжет почти не развивается. Ну, бегут два персонажа из одной точки в другую, по пути на них нападают разные , в том числе и гигантские собаки. Еще им встречаются аквариумы с рыбками и урбанистические пейзажи разрушенного Нью-Йорка.

Оторваться невозможно: вот Трип рассуждает о преимуществах закрытой экосистемы, которая, по ее мнению, может выжить даже в условиях разваливающегося окружающего мира. Вот она учится водить самый настоящий танк – и это, пожалуй, самый запоминающийся комичный эпизод в игре. И чем дальше движешься по сюжету, тем сильнее привязываешься к персонажам, тем больше за них переживаешь. В магии местного сюжета нет ничего удивительного, над ним работал профессиональный драматург Алекс Гарланд (Alex Garland), ответственный за сценарии к кинофильмам «Пляж» и «28 дней спустя». На «отлично» со своей ролью справились и актеры, которые профессионально передают настроение и характеры героев посредством диалогов. Свой голос громиле Манки подарил Энди Серкис (Andy Serkis), он же озвучивал Горлума во «Властелине колец» (), и он же отвечал за режиссуру в Enslaved . Нельзя не сказать и о великолепной музыке, за которую в ответе британский инди-композитор Найтин Сони (Nitin Sawhney).

В плане геймплея разработчики снова не предлагают ничего нового. По сути, перед нами очень красочный и зрелищный платформер, в основе которого лежит опыт разработки игр последней пятилетки: прыгаем по балкам, уступам. Периодически акробатика прерывается на схватки с врагами.

Придаток робота

Несмотря на то, что играть в Enslaved все-таки интересно, сам геймплей носит скорее придаточную роль и существует только для того, чтобы познакомить игрока с персонажами и потрясающе красивым миром. Здесь невозможно заблудиться и всегда понятно куда идти, невозможно упасть со скалы, невозможно убежать куда-нибудь прочь просто потому, что хитрая Трип в случае торжественного исчезновения с локации взорвет мозг Манки с помощью того самого шлема. Здесь, конечно, есть хитрые головоломки с использованием рычагов и выключателей, есть и нисколько не утомляющие прыжки по балкам, карнизам и прочим выступам, но играть при этом совершенно несложно, а для большего удобства маршрут еще и услужливо подсвечивается. Геймплей в Enslaved не утомляет и не отвлекает от сюжета, зато дает повод лишний раз полюбоваться гениальной работой художников. Многие уровни нарисованы так, что их хочется перепройти только ради еще одной возможности насладиться местными красотами. Чего только стоит, к примеру, уровень с разрушающейся прямо во время полета воздушной тюрьмой, которая в определенный момент сшибает статую свободы. Или, допустим, Бруклинский мост, ржавый и похожий на свалку.

Даже местная боевая система – и та, кажется, сделана только в декоративных целях. Приемов у Манки катастрофически мало, но свой небогатый арсенал он отрабатывает с изящностью солиста Большого театра. Большую часть игры придется сражаться в ближнем бою, охаживая врагов палкой. Из противников – только мехи, которые бывают нескольких видов. Одни сражаются с помощью клинков, другие – палят из автоматических орудий. Сами схватки делятся на три вида: ближний бой, перестрелки и сражения с боссами. Классического мордобоя, конечно, больше всего, стрелять же приходится только в установленных на уровнях роботов-турелей. Патронов здесь мало, а потому выстрелы, в основном, точечные и единичные – сумасшедшей пальбы нет.

На всякий случай разработчики добавили в Enslaved систему прокачки: по мере прохождения Манки развивает свои навыки ближнего боя и владения огнестрельным оружием, улучшает собственный щит, который какое-то время спасает от вражеских ударов и выстрелов, учит новые приемы. В принципе, кардинальных изменений в геймплей все это не вносит, зато обеспечивает более легкое прохождение игры. Хотя, казалось бы, куда уж легче…

В итоге хочется вернуться к тому, с чего начинали: Enslaved – игра исключительная, хоть и немного сбавляет обороты ближе к финалу. Тем не менее, это очередной пример того, как нужно разрабатывать приключенческие игры, да и с каким подходом игры следовало бы делать вообще. Правильный и профессионально написанный сценарий, потрясающая работа художников, стиль и модный геймплей – все это превозносит Enslaved на высоту . Остается переигрывать самые запоминающиеся моменты и мучить себя вопросом, почему столь качественные проекты выходят не чаще, чем один раз в год. Теперь вся надежда на новую DmC ?

Геймплей: 8.0
Графика: 8.0
Звук и музыка: 9.5
Интерфейс и управление: 8.5
Оценка автора: 9.0

Компания с говорящим именем Ninja Theory (дословно Теория Ниндзя) замахнулась на довольно серьезный уровень, выпуская игру, которая должна была стать новым словом в геймплее, предлагая необычный подход к игровому процессу с точки зрения кооперации с искусственным интеллектом. В-общем-то, получилось «как обычно», ничего путного не вышло… Поему?

7200 недель лет спустя.

Сценарий игры написал довольно именитый профессионал, из под пера которого выбежали на свет и успешно покорили мир «28 дней спустя» и «Пекло». Алекс Гарланд в принципе не умеет писать плохих историй, а если под ними есть «фольклорное» начало, то ничего трудного не будет. Претензий по сюжету действительно нет, все довольно органично. Прошло примерно 150 лет с текущего 2010. В мире правят машины (удивительно, это так ново, не правда ли?), а человечество находится на грани вымирания. Все довольно обыденно для современного кинематографа и научной фантастики.

На Земле встречается парочка, которая олицетворяет могучее единство «силы и мозгов», которое стало возможным благодаря противостоянию, в котором мозги победили. Главный герой Monkey получил приятный головной убор, который может в любой момент его убить. Управляет сим прекрасным изобретением красавица Трип, которую придется долго и нудно оберегать от механических отродий самого разного пошиба. Трип умеет взламывать компьютерные сети, открывать двери, оглушать врагов и вообще делать все полезное, жаль только, что не стирает и не готовит – царь-жена была бы.

Главный герой, олицетворяя воинственное начало, умеет лихо махать энергетической палкой и резво скакать по неровностям рельефа, демонстрируя всем самые лучшие стороны паркур-культуры. Он умеет делать много видом комбо, отрывает мехам руки-ноги, чтобы пользоваться ими в качестве оружия и вообще молодец. В целом, парочка, достойная мистера и миссис Смит.

Казалось бы, все есть для того, чтобы закрутился интересный сюжет и образовался крутой геймплей, который поразит насмерть разнообразием и интересными игровыми событиями. К сожалению, это не так. Сюжет очень избит, если поискать параллели, то их будет очень много. Книг, которые описывают примерно похожую ситуацию с манипулированием напарником – десятки и сотни. Фильмы… Ну, достаточно вспомнить про «Обрученных со смертью». В играх такие союзы пока не светились, но Prince Persia 2008 был очень похож. Только там напарница бегала в основном в роли ходячего супер-удара и гаранта бессмертия. Разница, если честно не видна.

Боец невидимого фронта!

Несмотря на отличное «кунг-фу» главного героя обходить вооруженные группировки врага придется очень часто. В этом усиленно пытается помочь напарница, показывая места, где можно исподтишка напасть на ничего не подозревающих отсталых монстров. Потом можно с гиканием выскочить из засады, размахнуться палкой, показать парочку комбо и собирать энергетические шарики. Глядя на то, как лихо главный герой при помощи палки рушит толпы монстров, становится странным, что роботы вообще победили вооруженное и технически продвинутое человечество, у которого есть автомат Калашникова на все случаи жизни.

Трип вообще изображает из себя молодца. Драться она, как истинная, леди не умеет, но вот вывести робота из состояния на пару секунд может. Вот тут-то кроется довольно искусно запрятанный примитивизм игры. На самом деле девушка тут просто предмет антуража, с которым можно иногда поговорить, иногда потаскать на спине, чтобы в джунглях не заблудилась и на врага не напоролась, а еще пару раз приходится кидать ее через всякие пропасти и не давать ей сорваться вниз. В остальное время Enslaved – это чистой воды слэшер. Причем, не самый лучший, когда есть тот же Devil May Cry или God of War. Даже Darksiders выглядит намного круче и интереснее. В последней сюжет намного эпичнее.

В игре существует множество суперприемов, а также способов умерщвления механических тварей, которыми иногда приходится пользоваться, но по большому счету, они совершенно не нужны. Палки хватает за глаза, зачем нужно отрывать пулемет у врага – решительно непонятно. Только ради того, чтобы поиграться новой игрушкой. Лучше бы боевую систему расширили.

Великий, могучий Unreal Engine 3!

Визуальные технологии в игре хороши. Дальность прорисовки при хорошей скорости тоже впечатляет. Чего у игры не отнять – это того, что визуально это действительно очень крепкий блокбастер. Обидно, что «смотреть» игру намного интереснее, чем, собственно, играть. Тени и свет выглядят прекрасно, а лицевая анимация персонажей очень хороша, чего только свиноподобный Pigsy стоит. Жаль, что вся эта красота не приправлена более плотным экшеном и действительно интересными геймплейными решениями, которых игре не хватает, как футболистам России профессионализма.

Можно отметить качественный уровень анимации персонажей в целом. Motion Capture сделан на славу, любителям красивой акробатики понравится. Действительно интересный и мощный Monkey делает многое красиво и не без пластики. Минус – мультяшные пропорции героя. Будь он более человечным, смотрелось бы намного круче и эффектнее. Впрочем, к геймдизайнерам вообще довольно много претензий.

Хорошая игра, да любви маловато.

Сиквел запланирован. Не думаю, что это правильно… Во всяком случае, сначала бы посмотреть на все доступные DLC, а также досконально изучить игру. В ней довольно много огрехов с точки зрения геймплея, игровое время летит быстро, но процесс довольно однообразный, а управление не всегда удобное. Реиграбельность? Небольшая, вряд ли игру захочется проходить несколько раз, в ней для этого маловато свободы и возможностей…

В целом, игра неплохая, но ей еще очень многого не хватает до проекта, который может войти в историю игроиндустрии в качестве белого пятнышка.

Поделиться