Ключевые роли — Родитель, Взрослый и Ребенок. Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка

Жизнь многослойна и многосложна. Особенно хорошо это понимается на практике взаимоотношений. Сегодня мы их рассмотрим через призму трансактного анализа Эрика Берна.

Эмоциональные состояния непостоянны, сменяют друг друга внезапно так, что порой совершенно теряется контроль над ситуацией. Чтобы людям понимать друг друга, порой приходится отказываться от собственных интересов, планов и настроений, чтобы суметь помочь человеку справиться с его эмоциями. Понимаете, насколько мы все друг для друга важны?

Мы можем видеть ситуацию друга шире, чем он сам. А он, соответственно, может видеть наши ошибки или недочеты, помогая нам своим мнением усовершенствоваться и посмотреть на ситуацию с другой стороны. Разница вашего собственного восприятия и взгляд оппонента на это же кардинальным образом отличаются.

Ролевые взаимоотношения и взгляд на мир

Выглядит это примерно так: в первом случае вы — актер , участвующий в спектакле, соответственно, вы можете оценить ситуацию лишь в узком аспекте. Вы контролируете только свою игру, в данном случае, концентрация высока именно в этой области. Второй же вариант таков: вы – зритель , который наблюдает спектакль. В этом случае, вы, будто смотритель, наблюдающий со стороны, который способен оценить все происходящее в более объемном смысле.

На практике межличностных отношений мы взаимодействуем с помощью ролей и образов, от начала до конца их проигрываем. Наш партнер или собеседник делает в точности то же самое. Порой, мы заранее «надеваем» на собеседника нужную нам роль. И часто он вполне природным образом ее принимает. Цепочку ролевых отношений можно легко просмотреть на примере трансактного анализа Эрика Берна .


Трансактный анализ Берна

Трансактный анализ есть не что иное, как осмысленное понимание элементов поведения. Это психологическая модель, которая служит для подробного рассмотрения поступков индивидуума и группы людей.

Трансакция – это единица общения, состоящая из стимула и реакции.

Например: «Здравствуйте!» — это стимул , ответ «Здравствуйте! Чем могу быть Вам полезен?» — реакция .

Три эго-состояния по Берну — Родитель, Взрослый, Ребенок

Берн различает три эго-состояния, с помощью которых индивидуум взаимодействует с окружающим миром. Они носят названия: Родитель, Взрослый, Ребенок.

Состояние «ребенка» . Человек следует самым простым нуждам и потребностям. При этом, решения им принимаются спонтанно, беззаботно, порой импульсивно.

Состояние «внутреннего родителя» , напротив же, имеет под собой установки поведения человека, перенятые извне (обычно от родителей). Такая роль обусловлена обдуманными поступками, и выражается в критическом отношении к окружению.

Состояние «взрослого» вовсе не зависимо от физического возраста человека. Проявляется в организованности, хорошем уровне адаптивности, критичной оценке, строгой рассудительности и самоконтроле.

Например, руководитель компании входит в эго-состояние Родителя и, по правилам принятой роли, обращается к своему подчиненному с указанием на совершенную им ошибку в работе. Следовательно, подчиненному ничего больше не остается, как взять на себя роль «ребенка», выслушать указания и приняться за решение возникших вопросов.

Когда собеседник принимает , контакт проходит благополучно.

Отношение к миру и к себе согласно трансактному анализу

В процессе социальной интеграции инвалидов в современное общество необходимо учитывать гендерные различия людей с ограниченными возможностями, что в целом способствует более успешному осуществлению этого процесса, Перспективой и практическим приложением данного исследования может стать разработка спецкурса «Гендерная социальная работа с инвалидами» для студентов университетов и колледжей отделения «Социальная работа», а также гендерной программы социальной реабилитации по развитию личности человека с ограниченными возможностями, которая будет направлена на решение таких задач, как: содействие в осознании гендерной роли человеком с ограниченными возможностями, коррекция сложившихся гендерных схем, формирование мотива достижения в профессиональной деятельности и эффективной гендерной модели поведения человека с инвалидностью.

Библиографический список

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т.В.Бендас. - СПб: Питер, 2005. -С. 403-411.

2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. - СПб., 2001.

3, Короленко Ц. П. Мифология пола. - Канн, 1994.

4, Макснмчикова, Е. И. Изменение подхода к определению понятию «инвалидность» / Е. И. М а коим чикова //Медицина и социальная работа / Отв.ред.и сост. А.В.Мартыненко, - М,: Институт социальной работы, 1998. - 58-64 с.

5. Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология / Р. Г. Петрова. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2006.

6, Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М.: ИНИОН РАН, 2002, - С Л 50

Е. В. Козлова

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

«РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК»

Понятие “позиция” достаточно часто используется в психолого-педагоги чес кой литературе, употребляется в различных исследованиях деятельности человека.

“Позиция” (от латинского розіїіо) - 1) установление системы отношения человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующих поступках и поведении; 2) интегрированная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре .

В узком смысле “позиция” понимается как точка зрения в каком-либо вопросе; определённая оценка какого-либо факта, явления, события, действия, поведения .

Профессор Т. И. Мальковская обращает внимание на то, что в современной философской, психолого-педагогической литературе выявляется два основных подхода к пониманию социо-психологической сущности позиции: социологическая, при которой “позиция” воспринимается как условие для проявления личности (И. С. Кон, В. И. Селиванов, В. Фридрих и др.) и социально-психологическая (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Н. А. Диветовская и др.), где под “позицией” понимается установочный компонент, относящийся к структуре образования личности .

В отечественной науке можно выделить два основных направления в изучении позиции личности. Первое это - “внешняя позиция”, т. е. положение личности в пространстве (А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, П. Ю. Базаров, А, Л. Свенцинский и др.). Исследователи рассматривают “позицию” как своеобразное объективное условие жизнедеятельности человека и раскрывают его, в основном, через понятие “роль”. Второе направление связано с изучением “внутренней позиции” - некоторого внутриличностного образования, под которым понимается построение развивающейся системы отношений человека к социальному окружению и к самому себе (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. Д. Парыгин, Н. А. Дивитовская, Р. С. Немов и др.).

Хотя понятие “позиция" является достаточно употребляемым, рабочим, единого определения этого понятия нет. В различных исследованиях деятельности человека существуют разные подходы к его пониманию. В частности, по мнению Б. Г. Ананьева, “позиция” являясь субъективной, деятельной стороной “статуса” личности, представляет собой “сложную систему отношений личности, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности; целей и ценностей, на которые направлена” .

В. Н. Маркин, рассматривая позицию как интегральную характеристику жизнедеятельности личности, определяет её как “способ включения в жизнедеятельность общества: совокупность взглядов, убеждений, социальнозначимых, прежде всего, профессиональных умений и реализующихся в отношении к окружающему миру” .

Г. М. Андреева приводит следующую формулировку: "понятие “статус” или “позиция” обозначают место индивида в системе групповой жизни” .

Б. Д. Парыгин определяет позицию как “отношение” человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его среде” .

В. Г. Крысько выделяет “три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчерк-

нуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее)” .

С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция “Хочу!”, позиция Родителя как “Надо!”, позиция взрослого - объединение “Хочу” и “Надо”) . Аналогичный подход предложен П. Н. Ершовым, а затем Ю. С. Кри-жанской, В. П. Третьяковым которые, обозначая позиции, говорили о возможной “пристройке сверху” и “пристройке снизу” .

Таким образом, можно отметить многосторонность, многоплановость трактовок понятия “позиции”. Во-первых, "позиция” рассматривается как положение в обществе, группе (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Т. Ю. Мари-лова, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев и др.).

Во-вторых, “позиция” исследуется как отношение человека к деятельности в целом и к различным её областям (Л. И. Божович, Г. Г. Граник, Л. А. Кон-цевская, Т. А. Загрузина, Л. В. Занина, С. А. Капустин, Б. Д. Парыгин,

О. Л. Романова, А. С. Спиваковская, В. А. Яров и др.).

В-третьих, “позиция” - это место человека в непосредственном взаимодействии, в актуальной ситуации (Э. Берн, А. Л. Венгер, Н. Е. Веракса, И, Д. Добрович, П. Н. Ершов, Ю. М. Жуков, А. И. Красило, Ю. С. Крижан-ская, В. Я. Ляудис, Л. А. Петровская, В. П. Третьяков, Л. П. Федорова и др.).

Термин “позиция” в контексте определения совмещенной психологической системы “мать-ребенок” рассматривается с двух сторон: позиция ребенка в системе внутрисемейных отношений, родительская позиция.

Родительская позиция определяется как пусковой механизм, лежащий в основе становления и развития не только родительского отношения, определенных типов (стилей) воспитания детей, но и особенностей эмоциональных контактов ребенка с членами семьи, а также динамике отношений ребенка со взрослыми в семье на протяжении всего раннего онтогенеза.

Замечено, что родительская позиция определяет характер взаимной связи родителя и ребенка. Она включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Е. Г. Сидяевой выделены позиции-шаблоны, лежащие в основе непродуктивного взаимодействия в системе “мать-ребенок”: заискивающий “миротворец”, “обвинитель”, расчетливый “компьютер”, сбитый с толку, “отвлекающийся”.

Родительская позиция имеет связь с особенностями семейной среды. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости .

1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку" речевого и психического развития.

2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Выделяют также три спектра материнской позиции, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия, уважение-пренеб-режеиие, близость-дальность.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа материнской позиции используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родительского отношения к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тенденциями).

Так, в классификации типов воспитания Г.Крайга отчетливо прослеживается наличие четырех вариантов материнской позиции:

Либеральная (“Он душечка, все, что он делает прекрасно”, в поведении проявляется через теплые отношения, низкий уровень контроля);

Индифферентная (“Зачем я его родила, из-за него моя жизнь не сложилась”, в поведении проявляется через холодные отношения, низкий уровень контроля) .

Родительская позиция определяется как стабильное, не зависящее от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода явление, однако специфика его заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объек-

тивное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

В исследовании была выдвинута цель - определение видов родительской позиции в совмещенной психологической системе "мать-ребенок ".

В связи с чем. были определены исследовательские задачи:

1. Установить особенности проявления родительской позиции.

2. Определить наличие групп.

3. Выделить виды родительской позиции.

Для выявления особенностей проявления родительской позиции были использованы: сочинения на тему “Мой ребенок” и метод анкетирования, включающий в себя вопросы, утверждения, понятия, раскрывающие представления о ребенке и рефлексию по поводу взаимодействия в системе “мать-ребенок”.

Оценка и интерпретация сочинений проводилась по следующим параметрам: уровень принятия ребенка, осознание психологических особенностей ребенка, готовность и способность в оказании помощи ребенку, гибкость и вариативность в поведении матери.

Оценка и интерпретация анкет проводилась по тем же параметрам., но с учетом понятий, утверждений вопросов которые были непосредственно включены в содержание опросника.

Уважаемые родители! Данный опрос проводится с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации,

1. Охарактеризуйте понятия:

Ответственные дети, безответственные дети.(1)

Любовь, защита, забота,(2)

2. Обоснуйте утверждения:

Любовь к детям не должна быть ничем обусловлена.(1)

Если дети создают нам проблему, ее нужно быстро переложить на их плечи. (2)

Настоящая, искренняя любовь должна проявляться независимо от достоинств и достижений наших детей.(3)

У ребенка свои трудности, у взрослого свои.(4)

То, что мы говорим, не всегда совпадает с тем, что слышат наши дети.(5)

Необходимо давать возможность ребенку понять, что у него достаточно знаний и умений для достижения успеха.(б)

3. Ответьте на вопросы:

Как можно выразить свою любовь? Какие фразы и действия в выражении своей любви вы используете? (1)

Влияет ли и как поведение ребенка на изменение вашего поведения, настроения (его поведение - ваша реакция),(2)

Какие вопросы задает ребенок в течение дня.(З)

Почему взрослые вмешиваются в проблемы детей?(4)

Необходимо ли устанавливать детям ограничения и в чем это может проявляться?(5)

Что вы будете делать, если на улице холодно, а ваш ребенок собирается идти без куртки?(6)

В каких случаях ребенок имеет положительный результат. Данная ситуация положительна и для Вас? Почему?(7)

4. Выполните задание: напишите фразы, провоцирующие неадекватное поведение ребенка, и фразы, заставляющие ребенка задуматься.

Оценка и интерпретация сочинений проводилась по следующим параметрам: уровень принятия ребенка, осознание психологических особенностей ребенка, готовность и способность в оказании помощи ребенку, гибкость и вариативность в поведении матери,

Параметры оценки и интерпретации ОПРОСНИКА:

1. Уровень принятия ребенка: характеристика понятий - (1), (2); обоснование утверждений (1), (3); ответы на вопросы (1), (2).

2. Осознание психологических особенностей ребенка: обоснование утверждений (5), (6).

3. Готовность и способность в оказании помощи ребенку: обоснование утверждений (2), (4); ответы на вопросы (3), (4).

4. Гибкость и вариативность в поведении матери: ответы на вопросы (5), (6), (7); задание.

В результате анализа и интерпретации результатов исследования было обнаружено наличие четырех групп респондентов, каждая из которых характеризовалась ярко выраженными позицией матери по вопросам развития и воспитания ребенка.

Так, в первой группе респондентов по критерию “Уровень принятия ребенка”, принимают своих детей такими, “какие они есть”, с их достоинствами и недостатками, открыты в выражении своих чувств к ним: “Ответственные дети - это дети, которые способны отвечать за свои поступки, действия”; “Нужно просто любить, и чтобы ребенок чувствовал эту любовь”; “Любовь можно выразить прикосновением, поглаживанием, вниманием, поступками, а иногда словами”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” осознают наличие изменений происходящих с ребенком по мере взросления: “Дети на уровне своего возраста и мировоззрения все понимают по-своему”; .. потому что ребенок мир воспринимает по-своему, по другому”; “Следует чаще говорить: .. .ты знаешь, ты умеешь, подумай хорошо и у тебя все получится” и ребенок будет уверен в себе”.

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что дети должны пытаться сами решать свои проблемы, а взрослые всегда готовы им в этом помочь: “Все зависит от того, какая это проблема: может ребенок в состоянии решить ее сам, а может ему требуется чья-то

помощь”; “Нужно помочь ему решить ее самому”; “Если дети самостоятельно проблему решить не смогут, нужно попытаться вместе найти решение”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми жесткие ограничения и запреты используют лишь в тех случаях, когда они связаны с риском для жизни ребенка, в остальных случаях считают, что они, конечно, должны быть, но дети должны осознанно им следовать: “...ограничения только те, что опасны для жизни ребенка или мешают окружающим”; ‘Ограничения устанавливать нужно, но не в приказном порядке, а убедить, переключить внимание.в младшем возрасте либо заставить надеть курт-

ку либо ни куда не пойдет, постараюсь объяснить, почему необходимо ее надеть. А в старшем возрасте пусть идет, замерзнет - вернется и наденет”.

Вторая группа респондентов, по критерию “Уровень принятия ребенка”, принимают своих детей, сравнивая их с социально-желательными образцами. В своих ответах придерживаются общеупотребительных формулировок: “Прежде всего, в ребенке надо видеть человека, личность и его положительные стороны”; “Ответственные дети - это дети, которые выполняют любые задания и поручения в точные сроки”; “Любовь - это чувство, которому не нужны мотивы”; “Любовь можно выразить словами, делом, помощью в решении трудных вопросов”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” осознают психологические особенности своих детей. Большое внимание уделяют формированию их самооценки: . .так как мнения у разных людей раз-

ные и поступают они в соответствии с ними”; “.. .это формирует самооценку, требовательность к себе и уверенность”; “.. .на первых порах ему нужно помочь в деле, тогда у него будет хорошая самооценка”.

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что взрослые должны решать проблемы детей вместе с ними: “Если у ребенка появилась проблема, то ее нужно решать вместе с ним”; . .нужно повернуть так, чтобы ребенок сам увидел созданную им проблему и постараться вместе с ним ее ликвидировать”; “Лучше решить проблему вместе, объяснив при этом ребенку, почему лучше сделать так, а не иначе”; “Ребенок не может решить свою проблему е силу многих обстоятельств, а взрослый со своим жизненным опытом может помочь решить возникшую проблему”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми требования и запреты отождествляют с этическими нормами и правилами поведения, которым ребенок должен строго следовать, а взрослый должен убеждать ребенка в этом: “Ребенок должен соблюдать нормы поведения, этические нормы”; “Требования и запреты могут проявляться в правилах поведения”; “Постараюсь убедить ребенка, что в куртке гораздо теплее”.

Респонденты третьей группы по критерию “Уровень принятия ребенка”

обвиняют себя в том, что недостаточно внимания уделяют своим детям: “...так как истинная любовь только та, которая жертвенна”; “...можно целый день провести вместе, занимаясь только тем, что ребенок хочет”; . .уделять ему больше внимания, играть с ним в игры”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” оправдывают поступки своих детей, объясняя их некомпетентными действиями взрослых: “Некоторые выражения, которые используют взрослые, не понятны детям, поэтому они поступают по-своему”; “Иногда дети просто “закрыты” и не хотят слышать взрослых из-за несовпадения взглядов на ситуацию, иногда проявляется просто нежелание, хотя, я думаю, это проблема взрослых, что они не воспитаны в истине, т. е. в послушании”; “Дети делают все наоборот, наверное, им нравиться перечить, чтобы взрослые повторяли множество раз и, тем самым, почаще обращали на них внимание”

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что проблемы детей должны решать взрослые: . .нужно взросло-

му находить выход из этой проблемы, ребенок не должен чувствовать, что проблема заключается в нем”; “Проблема детей - это проблема взрослых”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми устанавливают жесткие запреты, ограничения для ребенка: . .это проявляется в запре-

тах, отказах ребенку в чем-либо”; “Если не наденет куртку по-хорошему, то сказать ему, что останется дома, никуда не пойдет”; “Не пущу его на улицу, пока не наденет куртку”.

В результате проведения анализа сочинений “Мой ребенок” было установлено.

Первая группа респондентов честно и открыто описывали качества и поступки своих детей. В построении “образа своего ребенка” не прослеживается стремление к социально-желательному образу, респонденты принимают своих детей такими, “какие они есть”, с их преимуществами и недостатками, адекватно их оценивают. .Посещает спортивную секцию, но с неохотой,это скорее мое желание, чтобы научился постоять за себя...”; “...Я надеюсь, что он будет доставлять больше радости, чем горести....Навязывать что-то или заставлять делать что-то так, а не иначе, я не буду. Человек должен сам выбирать свою дорогу..

В сочинениях второй группы респондентов прослеживается стремление в описании “образа своего ребенка” к соответствию его некоему социально значимому эталону, отмечены только их позитивные стороны. . .Она добрая, энергичная. Думаю, что в классе является лидером...”; “...Стремится всегда быть первой во всем..“.. .Мне хочется, чтобы мои дети учились в лицее или какой-нибудь гимназииМой ребенок добрый, послушный всегда в хорошем настроении..

Образу своего ребенка в сочинениях респондентов третьей группы присуща выраженная открытость, нежелание скрывать о нем негативную ин-

формацию и обвинение в этих негативных проявлениях себя, других и внешние обстоятельства. ",. .Воспитатель у нее только один любимый, второго она терпеть не может, наверное, сам виноват...”; “...Так как у нас нет интимных отношений, она мне ничего не говорит. На мой взгляд, появилась очень большая проблема - отсутствие взаимопонимания..Со сверстниками проблем нет, только однажды проявился конфликт (дошло до родителей), что она обидела девочку публичным прочтением ее личного письма...”.

В отличие от трех рассмотренных групп, в четвертой группе респондентов построение “образа своего ребенка” связано не с психологическими характеристиками, а с описанием биографии детей. . .Мою дочь зовут Алина. Она родилась в год Обезьяны и сейчас ходит в шестой класс., .Закончил школу в 2004 г., с хорошим аттестатом, сдал экзамены на “отлично” и поступил в политехнический институт.

В результате полученных данных было выделено четыре вида родительской позиции; принимающая, нормативная, обвиняющая, отстраненная. Данные виды родительской позиции связаны с особенностями осознания, принятия ребенка родителями, а также с особенностями построения образа ребенка и способности родителей к прогностическому анализу поведения и развития детей.

Принимающая позиция характеризуется принятием ребенка таким, “какой он есть”, с его достоинствами и недостатками, открытостью в выражении своих чувств к нему, осознанием изменений, происходящих с ребенком по мере его взросления, адекватностью в оценке его поведения и личностных качеств. Жесткие ограничения и запреты во взаимоотношениях с детьми используются лишь в тех случаях, когда они связаны с риском для их жизни, и дети должны осознанно следовать им. В построении “образа своего ребенка” не стремятся к социально-желательному образцу.

Нормативная позиция характеризуется "оценочным” принятием своего ребенка, сравниванием его с социально-желательными образцами, стремлением в построении “образа своего ребенка” к соответствию его некоему социально значимому эталону, норме. К ребенку предъявляются завышенные требования. Ограничения и запреты отождествляются с этическими нормами и правилами поведения, которым ребенок должен строго следовать, а взрослый должен убеждать его в этом.

Для обвиняющей позиции характерна выраженная открытость, нежелание скрывать о своем ребенке негативную информацию и обвинение в этих негативных проявлениях себя, других и внешние обстоятельства; самообвинение в недостаточном внимании к своим детям; оправдывание поступков детей и объяснение их некомпетентными действиями самих взрослых. Эта категория родителей считают, что проблемы детей должны решать взрослые, устанавливают жесткие запреты, ограничения для ребенка.

Отстраненная позиция характеризуется непонимением матерью вооб-

ще смысла вопросов связанных с развитием ребенка и ролью в этом процессе взрослого. Вся связь матери и ребенка респондентов с данной позицией заключается в удовлетворении фозиологических потребностей.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г, Избранные психологические труды. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с,

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер, с англ, - М., 1992.

4. Земская, М, Семья и личность, - М., 1986.

5. Психологический словарь Под общ. Ред, В. Г. Щур. 2-е изд. - М.: Изд-во полит. Лит., 1990. -420 с.

6. Козлова, Е. В., Тарабрина, Т. В. Влияние стратегии межличностного взаимодействия в семье на представление ребенка о том, как относятся к нему родители, Материалы региональной научно-практической конференции “Наука и образование: проблемы и перспективы”. - Бийск, 2001. - С, 108-111.

7. Козлова, Е. В. Семья как фактор становления личности в раннем онтогенезе. Психолого-иедагогические проблемы современного образования. Сборник научных статей. - Барнаул, 2001. - С. 187-197.

8. Крайг, Г. Психология развития. - СПб.; Питер, 2000, - 742 с.

9. Крижаиская, Ю. С., Третьяков, В. П. Грамматика общения. - Л.: ЛГУ, 1990. - 204 с.

10. Крысько, В. Г, Социальная психология: курс лекций. - М., 2003. - 365 с.

11. Лисина, М, И- Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. дисс...докт. наук, - М., 1974.-29 с.

12. Мал ьковская, Т. Н. Воспитание социальной активности личности старшего школьника: Автореф. дисс...докт. наук.-Л., 1974.-51 с.

13. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 3971.- 351 с.

14. Сидяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.; Академия, 2002. - 192с.

15. Социологический энцоклопедический словарь. - М.: Норма, 1990. - 433 с.

16. Спнваковская, А. С. Как быть родителями. - М., 1986, - 256 с.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многообразен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания, параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения; предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Многие ученые труды, которые были проанализированы, дают достаточно близкую трактовку данной проблеме (Е. Г. Силяева, Р. В. Овчарова, В. Н. Дружинин, Е. А. Савина, Е. О. Смирнова).

Отношение в широком смысле – отношение между многими видами сущего, имеющими субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму. Оно означает материальное или смысловое единство, взаимозависимость, взаимоопределяемость этих существований. При этом имеют место объективно, точно описываемые отношения, в естествознании отличаемые от субъективных, присущих сфере переживаний коммуникационных отношений между Я и Ты. ..

Силяева Е. Г утверждает, понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно – оценочное, сознательно – избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского воспитания, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный, и поведенческий компоненты. Р. В. Овчарова раскрывает данные понятия следующим образом. .

Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.

Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями путем определения дистанции общения.

А. Я. Варга представляет четыре типа родительских отношений, отличающихся доминированием одной или нескольких образующих:

- отвергающее с явлениями инфантилизации , характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально – личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его младшим по возрасту;

- симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;

Одним из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений являются родительские установки (позиции).

Родительская позиция . А. С. Спиваковская вводит понятие «родительская позиция», понимая под этим совокупность родительских установок. Автор дает такое определение этого термина: «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми». Родительские позиции как совокупность установок родителей во взаимодействии с ребенком существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном, поведенческом.

Е. Г. Силяева также как и А. С. Спиваковская обращает внимание на то, что оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости (динамичности) и прогностичности. Рассмотрим данные требования подробнее.

Адекватность – степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношения качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Е. Г. Силяева добавляет: родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития. При неадекватной позиции родители как бы не видят своего ребенка, воспринимают его искаженно, не различают его реальных и приписываемых ему качеств. Иногда неадекватное родительское поведение приобретает характер тотального неприятия личности ребенка. Неадекватное представление о ребенке, приписывание ему незрелости, слабости, роли «маленького», «младшенького», навязывание представления о беспомощности, зависимости, невозможности существования без матери определяется как «инфантилизация». Другой вид искаженного видения ребенка – инвалидизация – состоит в недооценке психофизических данных ребенка, приписывания ему болезненности. Социальная инвалидизация заключается в обесценивании точки зрения ребенка, его планов, намерений, интересов, приписывание ему социальной несостоятельности, дурных наклонностей, социальной малоуспешности .

Параметр адекватности описывает когнитивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком.

Гибкость (динамичность) родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменение стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Динамичность отражает степень подвижности родительских позиций, способность изменениям форм и способов взаимодействия с детьми. Динамичность может проявляться:

В восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребенка либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом;

В степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка;

В степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимодействия.

Ригидная позиция - это выработанные в семье способы воздействия, которые годами применяются по отношению к уже изменившимся детям. Форма взаимодействия с ребенком в этом случае не зависит от ситуации и его возраста. Это относится к формам наказания, контроля за поведением, использованию речевых штампов.

Параметр динамичности (ригидности) описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительских позиций.

Под прогностичностью позиции понимается способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и построению взаимодействия с ним с учетом такого поведения. Таким образом, прогностичность определяет как глубину восприятия ребенка родителями, то есть описывает когнитивный компонент родительской позиции, так и особые формы взаимодействия с детьми, то есть поведенческий компонент родительской позиции.

Эмоциональный компонент появляется по всем трем параметрам родительской позиции (адекватность, динамичность, прогностичность). Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействии родители – дети.

Родительская позиция может быть осознаваемой, когда отношения и взаимодействие с ребенком отрефлексированы родителем, или неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинено влиянию неосознаваемой мотивации родителя.

В. Н. Дружинин дает следующую характеристику основным видам отношений, реализующихся в семье: доминирование – подчинение . Семья - это, в первую очередь структура, в которой реализуется отношение власти: доминирование – подчинение. Отношения доминирования – подчинения в группе людей имеет социокультурную специфику. Выделяют 5 видов социальной власти, характеризующей отношения между ребенком и взрослыми в семье.

    Власть вознаграждения. Ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально – одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание – за социально-порицаемым.

    Власть принуждения. В ее основе лежит жесткий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному – угроза, либо физическому).

    Власть эксперта. Основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).

    Власть закона. Единственная форма внеличностной власти, однако, носителем и истолкователем закона, правил поведения для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.

Как правило, социальные психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы.

Родительская ответственность является следующим компонентом родительского отношения. Ответственность относится к числу наиболее сложных понятий в психологии личности и социальной психологии.

Особое внимание проблеме ответственности было уделено в педагогической литературе, в частности, в работах А. С. Макаренко, который рассматривал возникновение и формирование «естественной ответственности» в условиях коллектива.

Как правило, авторы, говоря об ответственности, рассматривают ее социальный аспект, определяя социальную ответственность как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет в своих действиях.

В структуре социальной ответственности выделяют единство трех компонентов: когнитивного, мотивационного и поведенческого . Когнитивный компонент – система усвоенных личностью знаний о сущности социальной ответственности, нормах поведения, через которые реализуется это качество. Мотивационный компонент включает в себя иерархию мотивов социально ответственного поведения. Важной сферой проявления ответственности является область семейно – бытовых отношений. Это ответственность в отношениях между супругами, ответственность родителей за воспитание детей, ответственность детей за судьбы престарелых родителей.

Поведенческий компонент касается контроля своего поведения и происходящих событий, характеризуется занимаемой ролью в семье.

Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль». Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль родительского отношения, или стиль воспитания . Как социально- психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Стиль взаимодействия родителей и ребенка является наиболее очевидным, доступным для внешнего наблюдения. Следует сказать, что стиль семейного воспитания в силу своей очевидности является очень важным, прежде всего для самого ребенка, так как он детерминирует родительскую роль и в целом оказывает влияние на его личностное становление и развитие.

Е. Г. Силяеева дает такое определение: родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением.

Д. В. Винникотт полагает, что содержание, наполненность родительских чувств, как и родительского отношения, зачастую амбивалентно и противоречиво. Помимо родительской любви, в зависимости от ситуации родительские чувства могут содержать раздраженность, усталость, чувство вины и пр.

Исследователи стиля семейного взаимодействия придерживаются разных подходов к анализу этого вопроса. Выделяют следующие стили воспитания:

Изоляция : совместные решения в семье не принимаются; ребенок изолируется и не хочет делиться своим внутренним миром с родителями.

Соперничество : общение характеризуется противостоянием, критикой, что является следствием реализации потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

Псевдосотрудничество: партнеры проявляют эгоцентризм, мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Овчарова Р. В. рассматривая различные подходы к анализу стилей взаимодействия с ребенком, также прослеживает наличие трех составляющих: эмоциональной, когнитивной и поведенческой.

Когнитивная составляющая основывается на родительских установках и ожиданиях в отношении образ ребенка и роли в воспитании супруга. Эта составляющая включает также общие представления родителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме того, фундаментальным основанием когнитивной составляющей являются ценности родителей, которые детерминируют не только данную составляющую стиля воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его поведение.

Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, то есть проявление родительских позиций, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье, оценка себя как родителя в целом.

Наконец, в поведенческой составляющей в той или иной мере реализуются все компоненты родительства: родительское отношение, установки и ожидания, родительские чувства, позиции, реализация семейных ценностей и позиция ответственности. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «бэби», «примиритель». Л. Б. Шнейдер разъясняет данные роли следующим образом.

«Козел отпущения» - это объект для проявления взаимного недовольства супругов – родителей. Детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.

«Любимчик» заполняет вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Данная роль возникает в семье тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств.

«Бэби» в этой роли ребенок очень ограничен в своих правах, отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.

«Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, включаться в сложности семейной жизни.

Н.В. Дружинин выделяет и другие роли: «ребенок – обуза», «ребенок – раб», «ребенок – любовник» (исполняется любое желание ребенка, прихоть); ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он делился своей личной жизнью и был рядом).

ВЫВОД: Родительство является динамической структурой, которая в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

Семейные ценности являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения. Родительские установки и ожидания включают три уровня презентации, касающиеся репродуктивных установок, установок и ожиданий в детско-родительских отношениях, установок и ожиданий в отношении образа собственного ребенка (детей) и реализуются в репродуктивном поведении, взаимоотношениях с супругом в области воспитания детей, в родительском отношении, стиле семейного воспитания.

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, включающее амбивалентные элементы эмоционально – ценностного отношения и способное изменяться в определенных пределах. Реализуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями.

Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка. Идеальный вариант родительской позиции, к которой должны стремиться супруги, - равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Родительская ответственность имеет дульную природу: это ответственность перед социумом и перед безличной природой (своей совестью).

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявление и влияние на развитие ребенка наиболее очевидно. Стиль взаимоотношений с ребенком является своеобразным методом воспитания – воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы.

Становясь воспитателем, родитель должен начать с себя, с изменения своего восприятия ребенка как несовершенного «наброска» человека. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Многие авторы выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личности ребенка, внутрисемейные отношения, всякое серьезное отклонение от нормы которых означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, ее воспитательных возможностей. В.Я. Титаренко пишет о том, что внутренние семейные отношения обладают уникальными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания. Особую роль они играют в раннем возрасте, так как выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.

Один из основных факторов, влияющий на формирование личности ребенка — взаимоотношения родителей и детей. По мнению английского психолога Л. Джекона , особенность отношения родителей к своим детям закрепляются у последних в их собственном отношении к окружающим и оценкам их. На основании анализа их у детей можно конструировать меру гармоничности или напряженности положения ребенка в семье.

Одним из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений являются родительские установки или позиции. В монографии «Семья в психологической консультации» понятие «родительские установки» определяется следующим образом: «Под родительскими установками понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним» . А.С. Спиваковская конкретизирует это определение, говоря о том, что родительские позиции - это реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми .

А.С. Макаренко выделяет понятие родительского авторитета, подчеркивая, что он может быть истинным и ложным. Ложный авторитет, по мнению автора, возникает, когда единственной целью родителей становится лишь послушание детей и их собственное спокойствие. Такой авторитет неустойчив и недолговечен. Педагог выделял следующие типы ложных авторитетов: авторитет подавления, авторитет расстояния, авторитет педантизма, авторитет резонерства, авторитет любви, авторитет доброты и т.д. Истинный же авторитет, по мнению А.С.Макаренко, формируется, если родители «...всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках...» . При этом он выделяет следующие компоненты истинного авторитета: авторитет знания (информированность о жизни своего ребенка, об его интересах, друзьях и т.д.), авторитет помощи (помощь при затруднениях, но и предоставление возможности самому преодолевать их), авторитет ответственности.’

П.Ф. Лесгафт в своем антропологическом этюде описал типы школьников и те семейные ситуации, ту семейную атмосферу, которая приводит к формированию того или иного типа. Так, например, «лицемерный тип» формируется в семье, где царит ложь и лицемерие, отсутствие всякой заботы о детях, удовлетворение тех желаний ребенка, которые он добивается лаской, смиренным видом и выпрашиванием. А «честолюбивый тип» развивается вследствие соревнования или вследствие постоянных похвал и восхищения достоинствами ребенка. Также автор описывает «добродушный», «мягко-забитый» и «злостно-забитый» типы.

Таким образом, анализ литературы показывает большое разнообразие описаний родительских позиций. Они могут обозначаться как стили общения, модели поведения, навязывание той или иной роли ребенку и т.д. Тем не менее, более целесообразным, по нашему мнению, представляется описание родительского поведения в системе двух пар независимых признаков: «неприятие - расположение», «гиперопека - гипоопека», предложенной И. Шефером .
И. Шефер, описывая эти признаки, отмечает, что на полюсе «расположение (тепло, любовь)» находятся родители, которые полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, принимают их такими, какие они есть. На противоположном полюсе находятся родители, которые не расположены к своим детям, не получают удовольствие от общения с ними, видят в них много недостатков. На полюсе «гиперопека (сдерживание, контроль)» строгие родители предписывают своим детям множество запретов, держат под пристальным надзором. На другом полюсе - отсутствие контроля. Снисходительные родители предписывают минимальное число норм, устанавливают минимальный контроль за их выполнением, делают мало замечаний .

На основе этой системы координат нами была сделана попытка типизации родительских позиций, описанных в различных литературных источниках . Названия родительских позиций предложены автором, заключая в себе характерную особенность той или иной позиции. Дальнейший их анализ будет проводиться именно в этой системе. (Описанные выше типы родительского отношения к ребенку также могут быть описаны в этой системе координат, но во избежание повторов будут рассмотрены позиции, не упомянутые ранее) (см. рисунок).

Рисунок. Типы родительских позиций (пояснения в тексте).

Чрезмерно оберегающие родители . Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Детям не предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия . Родители проявляют постоянную гиперопеку ребенка - ограничивают его социальные контакты, дают советы и предложения . Встречаясь с трудностями в реальной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, выросшие дети терпят неудачи, поражения, что приводит к появлению чувства неуверенности в себе, что выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни .

Гиперсоциальная требовательная позиция . В этом случае от детей требуют порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей. Требования, предъявляемые ребенку, чрезмерно высоки, их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей, умственных или физических. Достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие, формирование гуманистических ценностей .
А.Б. Добрович описывает вариант такой родительской позиции как навязывание ребенку роли «паинька»: это воспитанный, послушный ребенок, от него ждут, прежде всего, соблюдения приличий . Куперсмит в своем исследовании «Предпосылки самооценки» показал, что низкая самооценка тесно связана именно с подобной родительской позицией, а именно, с попытками родителей сформировать у ребенка способность к аккомодации. Они требуют от детей, прежде всего, послушания, умение подстроиться к другим людям, требуют зависимости от взрослого в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.
А.И. Захаров так описывает этот тип родительской позиции: это воспитание, которое имеет слишком правильный характер. Ему присущи элементы некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта. Родители не учитывают своеобразия личности ребенка, его возрастных потребностей и интересов .
Такое отношение родителей к своему ребенку приводит к тому, что он будет выполнять те или иные социальные нормы только из страха перед наказанием, осуждением со стороны родителей. А в их отсутствие будет позволять себе поступать, исходя из эгоистических интересов. Другими словами, подобная родительская позиция способствует развитию двуличия, формированию внешней воспитанности, без личностного принятия нравственных законов поведения.

Раздражительный, эмоционально лабильный родитель.
Основной чертой данной родительской позиции является противоречивость эмоций родителя по отношению к ребенку. Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность - с доминантностью, завышенные требования - с родительской беспомощностью .
Разрушающим моментом здесь является резкий беспричинный перепад в настроении родителя, ребенок не понимает, что от него требуют, не знает, как себя вести, чтобы заслужить одобрение родителей. В результате у ребенка появляется чувство неуверенности и незащищенности. Все эти факторы препятствуют усвоению нравственных норм и их реализации в поведении.

Авторитарный родитель. Такие родители больше полагаются на строгость и наказания, редко общаются с детьми. Д. Баумринд назвала такую модель поведения родителей «властной», так как они жестко контролируют детей, легко применяют власть, не побуждают детей выражать свое собственное мнение. А.Б. Добрович приводит несколько ролей, которые могут быть навязаны такими родителями. Это роль «козла отпущения», роль «забитого» и роль «золушки».
А.И. Захаров , обозначает такую позицию родителей как «доминантность» и описывает ее следующим образом: безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, использование репрессивных мер, постоянный контроль за действиями ребенка, особенно за его попытками что-то делать по-своему.
В.П. Левкович обозначает подобную родительскую позицию как приказной стиль общения, который включает в себя безапелляционный тон, требование беспрекословного послушания, придирчивость, нудные нотации и упреки, резкость, запугивание. Подобный стиль общения, приводящий к дефициту положительных эмоциональных компонентов межличностных отношений в семье, формирует у детей негативные качества: лживость; скрытность, озлобленность, жестокость, безынициативность или протест и полное неприятие авторитета родителей.
Т. Адорно разработал концепцию авторитарной личности, механизмы ее формирования, выделил ее признаки. К последним, среди прочих, он относит:

    Построение межличностных отношений на основе статуса, власти, престижа и т.п., а не эмоциональной привязанности.

    Стремление рассматривать детей как свою собственность, отсюда стремление переделать их в рамках своих ценностей.

    Идеализированное представление о самом себе (установка: «Я всегда прав!»).

    Недооценка положительных качеств и способностей ребенка.

При этом все авторы сходятся в том, что такая родительская позиция, такой стиль воспитания приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе, замкнутости, недоверчивости. Ребенок вырастает приниженным, завистливым, несамостоятельным.

Устранившийся, раздражительный родитель. Ребенок для такого родителя - главная помеха, он постоянно мешает. Если воспользоваться понятием А.Б. Добровича , ребенку навязывают роль «ужасного ребенка», создающего лишь хлопоты и напряженные ситуации. По мнению родителя, он непослушен, своеволен. Дети в такой обстановке вырастают замкнутыми, неспособными на чем-либо (ком-либо) сосредоточиться, старательными, но при это жадными, злопамятными, жестокими.

Отсутствие воспитания как такового. Дети предоставлены сами себе. Чаще это встречается в семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом. М. Земска обозначает данную родительскую позицию как позицию уклонения, при которой контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ему предоставляется полная свобода и бесконтрольность . Если говорить о нравственном воспитании, то его в данном случае осуществляет кто угодно, только не такой родитель.

Либеральный родитель. Д. Баумринд характеризует таких родителей следующим образом: снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, не поощряют детей, относительно редко и вяло делают им замечания, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. По данным Куперсмита, родители, занимающие покровительскую, снисходительную позицию, имеют низкий уровень притязаний, а их дети имеют среднюю самооценку, при этом ориентируются на мнение других о себе .
В таких семьях родители апеллируют к самостоятельности ребенка («Ты уже большой»), но на самом деле это псевдоучастие, отказ от помощи в критических ситуациях. Эмоциональные отношения между родителями и детьми, как правило, неискренни.

Гипертрофированная родительская любовь. Выражается в снижении критичности и требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми, когда родители не только не замечают недостатки ребенка, но и приписывают ему несуществующие достоинства. В результате чего у ребенка, не получающего в процессе общения с родителями критической оценки своих личностных качеств и поступков, развивается завышенная самооценка .
А.Б. Добрович выделяет роли, подчеркивающие ценность ребенка для семьи . «Кумир семьи» - ребенок вызывает всеобщее восхищение домашних, как бы он себя ни вел. На эту роль похожа и другая - «мамино (папино, бабушкино...) сокровище», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром.
Ребенок растет в такой семье, требуя к себе постоянного внимания, стремясь быть на виду, он привыкает думать только о себе. Может вырасти даже антисоциальная, аморальная личность, не знающая запретов, для которой ничего недозволенного нет.

Авторитетные родители. По данным Д. Баумринд, такие родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, много с ними общаются, контролируют детей, требуют осознанного поведения. И хотя родители прислушиваются к мнению детей, уважают их независимость, они не исходят только из желания детей, придерживаются своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Дети в таких семьях обладают многими полезными качествами: у них высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке .
А. Болдуин , обозначив данную родительскую позицию как контролирующий стиль воспитания, характеризует ее следующим образом: этот стиль воспитания включает значительные ограничения поведения ребенка, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Демократичные родители. Эта модель поведения родителей сходна с предыдущей по всем признакам, кроме контроля, так как, не отвергая его, родители редко пользуются им. Дети просто поступают так, как того желают родители, без всякого видимого нажима .
А. Болдуин характеризует эту позицию следующими параметрами: высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включение детей в обсуждение семейных проблем с учетом их мнения, готовность родителей прийти на помощь, с одновременной верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Родительские позиции 9 и 10 (авторитетные и демократичные родители), являются наиболее оптимальными. Им характерна взаимная информированность родителей и детей, родители и дети адекватно представляют личностные особенности друг друга, позитивные межличностные отношения, основанные на сопереживании, доброжелательности, деликатности и т.д. . Эти позиции создают благоприятные условия для нравственного развития ребенка.

Эти две позиции, на наш взгляд можно рассматривать как единую, которая реализуется и видоизменяется вместе с взрослением ребенка: по мере роста ребенка, обретения им самостоятельности, опыта поведения в тех или иных ситуациях, анализа последствий своих поступков, родители имеют возможность все меньше контролировать его поведения, постепенно передавая самому ребенку ответственность за свои решения и поступки. И если авторитетный родитель - это, скорее, родитель ребенка дошкольного возраста, то демократический - родитель ребенка, вступающего в подростковый возраст.

Необходимо отметить, что с возрастом ребенка меняется степень контроля за его поведением со стороны родителей, а любовь, уважение, доверие, остаются на прежнем высоком уровне на протяжении всего периода воспитания ребенка, общения с ним. По данным Куперсмита дети в таких семьях имеют высокую самооценку. Семья сплочена, определенный круг семейных вопросов решается совместно, семейное воспитание несет в себе дисциплинирующее начало.

А.Б. Добрович , в свою очередь, отмечает, что такая семья не предлагает ребенку только определенные, фиксированные роли. Через все роли ребенок проходит, но не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает. Нормальная семья предлагает ребенку не только разумный «ролевой репертуар», но и социальные и ценностные ориентации, образцы для подражания, то есть, все то, что способствует формированию гармоничного характера.

В семейном консультировании рассмотрение нарушений семейного воспитания с точки зрения представленной типологии родительских позиций позволяет более четко нацеливать родителей на изменение своего поведения и восприятия ребенка - либо это изменения в степени контроля за его поведением, либо это построение качественно новых эмоциональных связей со своим ребенком. Психодиагностическое выявление родительской позиции возможно с помощью авторской (совместно с Р.И. Саневой) методики «Диагностика родительской позиции», которая имеет два варианта - для выявления родительской позиции отца и родительской позиции матери .


Понятие «родительская позиция» представляет собой интегративную характеристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представления последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели ролевого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством.
Еще в 1930-х гг. были выделены такие родительские установки, как «принятие и любовь», «явное отвержение», «чрезмерная опека» и «излишняя требовательность» [Шванцара, 1978]. Однако определение родительской позиции, основывающееся лишь на одном, хотя и доминирующем параметре родительского отношения, в значительной мере упрощает ее содержание.
Существуют различные варианты определения термина «родительская позиция». А.С. Спиваковская квалифицирует ее как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Родительская позиция представляет собой систему родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним (А.А. Бодалев, В. В. Столин). А.Я. Варга и В.А. Смехов определяют родительскую позицию как триединство эмоционального отношения родителя к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка.
Е.О. Смирнова выделяет в родительской позиции два структурных компонента - личностное и предметное, определяющие своеобразие и внутреннюю конфликтность родительского отношения к ребенку, отражающие ее двойственность. Личностное начало выражено в безусловной любви родителя к ребенку и глубинной привязанности. Предметное задает объективное оценочное отношение взрослого к ребенку, направленное на формирование социально ценных качеств и свойств его личности [Смирнова, Быкова, 2001]. Оценочное отношение обусловлено ответственностью, которую несет родитель за будущее благополучие своего ребенка и его развитие.
Итак, родительская позиция характеризуется эмоциональным отноше-нием к ребенку в терминах принятия/отвержения, особенностями роди- тельского образа ребенка (когнитивное видение), определенным стилем общения с ребенком, где важной составляющей является структурирование позиций как равноправных или как позиций доминирования-подчинения, дисциплиной как систное иродительских требований, ценностями родительского воспитания, степенью устойчивости (стабильности) или противоречивости (непоследовательности) родительского отношения.
Позитивное родительское отношение определяют:
относительная непрерывность, стабильность родительского отношения во времени;
изменение родительского отношения с возрастом ребенка, учитывающее специфику его психологического возраста (Е.О. Смирнова). Очевидно, что при анализе родительского отношения к ребенку необходимо учитывать, насколько оно адекватно возрасту ребенка, задачам его развития и возрастно-психологическим особенностям;
уравновешенность в родительском отношении двух противоположных тенденций - тенденции к установлению максимальной близости с ребенком с целью защитить, обеспечить безопасность и заботу и тенденции к предоставлению ребенку автономии и самостоятельности в решении возникающих проблем.
Образ ребенка глазами родителя
Важнейшей составляющей родительской позиции является когнитивный образ ребенка, который выступает в форме ожиданий в отношении компетентности ребенка и его поведения и в форме атрибуций. Последнее означает, что ре-бенок наделяется определенной системой качеств и предполагается причинное, как правило житейское, объяснение его поведения. Ожидания и атрибуции взаимосвязаны и представляют собой образы, регулирующие родительское пове-дение и определяющие характер и тактику воспитания [МигрИеу, 1992].
Можно говорить о глобальном и дифференцированном образе ребенка. Глобальный образ ребенка характеризует черты ребенка данного возраста, представляя собой своеобразный психологический его портрет «глазами родителя». Мера его адекватности определяется степенью психолого-педагогической компетентности и воспитательного опыта родителя. По отношению ко второму и третьему ребенку родитель, как правило, обнаруживает более адекватный глобальный образ. Дифференцированный образ характеризует индивидуально-личностные качества ребенка, определяя его неповторимость и уникальность.
Система родительских представлений, включающих глобальный и дифференцированный образ ребенка, определяется следующими факторами. Во-первых, культурно-исторической природой образа детства. В разных культурах представления о возрастно-психологических особенностях ре-бенка неодинаковы. Например, североамериканские матери обнаруживают более высокие ожидания в отношении поведения детей и, соответственно, предъявляют более высокие требования к ребенку, чем в Японии, где до школы ему разрешается практически все, или в европейской культуре, где требования к поведению, достижениям и компетентности ребенка предъяв-ляются значительно раньше. Во-вторых, особенности когнитивного образа ребенка определяются позицией, которую занимает родитель в отношении к ребенку. Авторитарные мамы преувеличивают в своем образе реальные возможности ребенка, поэтому они больше требуют от детей и меньше им помогают, чем матери, реализующие демократический стиль общения.
Степень адекватности образа ребенка значительно варьируется. Понятно, что абсолютно точного образа быть не может. Безусловно, чем больше соответствует образ ребенка оригиналу, тем лучше, однако оптимальным вариантом когнитивного видения родителем ребенка будет образ, открывающий кредит доверия и создающий зону ближайшего развития личности ребенка. Видеть ребенка таким, каким он может стать и каким он, по мнению родителя, станет в потенциале его возможностей и компетентности, и строить свое взаимодействие и сотрудничество с ним, ориентируясь на потенциал его развития, «зону его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), составляет подлинное искусство воспитания.
Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Механизмы такого влияния следующие:
создание зоны ближайшего развития и организациясотрудничества" в ее пределах;
идентификация ребенка с предлагаемым родителями образом;
моделирование определенного поведения и деятельности ребенка в соответствии с заданными родителем образцами и моделями и регуляция его поведения. В процессе подражания создаются заложенные в образе-модели условия для интериоризации нужных качеств (прекрасная тому иллюстрация - уже упоминавшийся выше «эффект Пигмалиона»);
механизм обусловливания, когда посредством использования наказаний и поощрений родитель направленно формирует те или иные качества ребенка - наказывает его или поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка соответствует родительскому образу и ожиданиям. Посредством положительного и отрицательного подкрепления осуществляется коррекция поведения и деятельности ребенка и тем самым закладывается основа для формирования заданных в образе качеств и свойств.
Характер воздействия родителя на ребенка определенным образом преломляется и в сознании самого ребенка. Можно выделить два типа отношения ребенка к родительскому воздействию: 1) принятие и согласие, опреде-ляющие идентификацию, моделирование и интериоризация родительских ожиданий; 2) несогласие, протест против роли, навязываемой родителями. Отсюда вытекают два варианта формирования личностных качеств ребенка - как прямо противоположных ожиданиям родителей, так и полностью совпадающих с ними.
Степень соответствия родительского образа Я-концепции ребенка - важное условие принятия либо отвержения ребенком родительского образа. Я-концепция в основных моментах оказывается сформированной уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка появляются собственные критерии самооценки, возможность противостоять родителям в попытке модификации его Я.
Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает «мистификация», т.е. внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание им не-адекватной системы представлений о себе (Г. Стерлин). Формы ее таковы: приписывание, делегирование, инфантилизация, инвалидизация.
Приписывание определенных качеств ребенку - позитивных (чуткий, добрый, способный, одаренный) либо негативных (жадный, лживый, недобросовестный, ленивый) - нередко приводит к искажению его личностного развития. При некритичном восторженном отношении родителя к ребенку, излишнем, необоснованном преувеличении его положительных качеств у ребенка может сформироваться неадекватный образ Я, основанный на чувстве превосходства и неуважении к окружающим. Приписывание же ребенку «слабости», испорченности оборачивается снижением у него степени самоприятия, дисгармоничностью развития Я-концепции.
Делегирование предполагает отношение к ребенку как к объекту испол-нения родительских целей, замыслов и планов, не реализованных самим родителем. Механизмом делегирования является проекция родителем на ребенка неосуществленных собственных целей и жизненных планов.
Инфантилизация часто возникает вследствие того, что родитель стремится сохранить ту систему отношений, в рамках которой ребенок был послушен, зависим, им удобно было манипулировать; стремится «законсервировать» и остановить ребенка в его личностном развитии и автономизации. Родитель приписывает ребенку интересы, потребности, ценности, соответствующие младшему возрасту; строит свои отношения с ребенком как с маленьким, не по возрасту одевает и т.д. Инфантилизация может проявляться как в позитивной форме, реализующей стремление родителя остановить ход развития на детской стадии, так и в негативной посредством приписывания ребенку отвергаемых детских качеств. В последнем случае, например, родитель может даже обратиться в психологическую консультацию, заподозрив у собственного ребенка отставание в развитии.
Инвалидизация представляет собой принудительное обесценивание позиции ребенка, его интересов, планов, возможностей. В основе инвалидиза- ции часто лежит амбивалентное отношение или скрытое отвержение ребенка. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного, даже приписывает ему различные болезни, негативные асоциальные качества и т.п. Возможен специфический вариант инвалидизации - на основе фобии утраты, потворствования и гиперпротекции. Например: повреждение
13-6210
моторных функций у ребенка вследствие перенесенного полиомиелита, несмотря на благоприятный прогноз, привело к серьезным осложнениям в его развитии; мать, инвалидизируя ребенка, сделала уход за ним смыслом жизни и единственной целью, усадила его в инвалидную коляску, предупреждала малейшие желания, делала все для него и вместо него - и в результате реальные возможности коррекции были утрачены, судьба ребенка сложилась трагически.
Еще одним вариантом искажения родительского образа ребенка явля-ется недостаточный учет или игнорирование реальных трудностей развития ребенка. Например, часто игнорируются трудности общения ребенка со сверстниками, проблемы с обучением в школе, неспособность самостоятельно осуществлять учебную деятельность. При этом родители склонны преувеличивать, раздувать мелкие проблемы ребенка.
В основе искажения родительской позиции часто лежит отвержение ребенка. Приписывание ему негативных качеств, инвалидизация при этом выступают как рационализация своего отвержения, проявление защитной реакции родителя с целью сохранения позитивного самоотношения и самоуважения путем дискредитации «другого».
Родительская позиция, по мнению А.С. Спиваковской , характеризуется определенным стилем поведения, реализуемым во взаимодействии с ребенком. Параметрами ее являются динамичность/ригидность и прогностичность. Динамичность определяет способность родителя гибко использовать различные дисциплинарные методы, системы требований, запретов. В случае ригидности возможности адаптации воспитательной системы к конкретным условиям и ситуациям оказываются ограниченными. Прогностичность характеризует умение родителя предвосхищать в своих методах воспитания будущие возрастные изменения ребенка, способность к экстраполяции и прогнозированию развития ребенка.
Нарушения и искажения родительской позиции оказываются обусловленными неадекватным транслированием ригидных и неэффективных, усвоенных в родительской семье моделей воспитания, низкой степенью психологической и педагогической компетентности родителей; дисфункцией семейной системы и как следствие - искажением родительской позиции; наконец, личностными индивидуальными особенностями самого родителя.
Поделиться