Человеческие способности. Виды способностей – какие бывают, их классификация и уровни

У людей существуют разные виды способностей, которые получают с рождения или развивают на протяжении жизни. Известно большое количество классификаций по разным признакам, например, отличающиеся источником происхождения, направленностью, уровнем развития, наличием условий и другими критериями.

Виды способностей в психологии

У человека могут быть развиты разные способности, и к ним относят личностно-психологические качества, которые отделяют одного человека от другого и от них зависит плодотворность действий. К тому же способности нельзя отнести к знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у людей. Тщательно изучаются в психологии способности, их виды, структура и другие параметры, которые помогают лучше понять человека, его возможные пути развития в жизни и перспективы.

Классификация видов способностей в психологии

Существует несколько классификаций, которые ориентированы на разные критерии. Например, по происхождению выделяют природные и социальные способности. К первым относят умения, которые формируются на основе врожденных познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и так далее. Что касается социальных способностей, то они обусловлены системой обучения и воспитания, а проявляются они в разных сферах. Есть и другие виды способностей человека: теоретические и практические, учебные и творческие, коммуникативные и другие.

Общие способности

Под этой категорией способностей понимают систему индивидуально-волевых качеств человека, которые он использует для овладения знаниями и осуществления разной деятельности. Они могут быть получены от природы и развиты в течение жизни. Описывая, какие виды способностей бывают, стоит заметить, что они могут быть элементарными и сложными. К первым относят умения, присущие всем людям, но выражены они в разной степени, например, мыслить, переживать, запоминать и так далее. Ко вторым относят способности к общим видам деятельности: обучению, игре, работе, общению и так далее.

Интеллектуальные способности

Начнем с термина интеллект, под которым понимают общие способности к познанию, пониманию и разрешению разных проблем. Он объединяет все виды способностей индивида, направленные на изучение окружающего мира: чувства, память, воображение и так далее. Доказано, что развитие интеллекта имеет непосредственную связь с количеством перерабатываемой информации. Что интересно, первым сигналом о том, что интеллект задействован не полностью, является ухудшение памяти.

Есть определенные виды интеллектуальных способностей:

  1. Ментальный . Включает в себя способность быстро отвечать на вопросы, проводить подсчет, определять суть вопроса и так далее.
  2. Эмоциональный . Способность понимать и управлять собственными чувствами и ощущениями окружающих.
  3. Социальный . Сюда относят умение применять на себя разные роли на протяжении всей жизни.
  4. Духовный . Этот вид способности интеллекта определяет гармоничность внутреннего мира и понимание смысла жизни.
  5. Физический . Здесь имеется в виду умение управлять своими телом и телесными желаниями.

Организаторские способности

Представленное словосочетание используют, чтобы описать определенный набор качеств, которые помогают эффективно организовать работу, причем и свою, и других людей. Виды деловых способностей и организаторские в том числе, человек может развивать на протяжении всей жизни. Необходимый набор качеств содержит:

  1. Авторитетность, которая подразумевает безоговорочное доверие, профессионализм, харизму и так далее.
  2. Проницательность, основывается на умении человека замечать и правильно толковать эмоциональное состояние людей, а еще определять их психологическую совместимость, чувство такта, меры и так далее.
  3. Эмоционально-волевые качества, к которым относят активность, требовательность, адекватность, рассудительность и многие другие.

Коммуникативные способности

Успех человека во многом зависит от его способности взаимодействовать с окружающими людьми и находить с ними общий язык. Способности к коммуникации у каждого человека формируются индивидуально, и на это влияет взаимодействие с родителями, одногодками, коллегами по работе и так далее. Есть разные упражнения для их развития. Выделяют такие виды коммуникативных способностей:

  1. Информационно-коммуникативные подразумевают умение человека начинать, поддерживать и заканчивать разговор. Сюда относят способность использовать вербальные и невербальные виды общения.
  2. Аффективно-коммуникативные включают способность подмечать эмоциональное состояние собеседника и умение правильно реагировать на него, а еще проявлять уважение и сочувствие к другим людям.
  3. Регуляционно-коммуникативные подразумевают способность человека принимать помощь от других, решать конфликтные ситуации адекватными методами и поддерживать других.

Педагогические способности

Под этим понимают совокупность определенных психологических характеристик, которые важны для преподавателей, желающих достичь успехов в воспитании и обучении детей. Понятие и виды способностей включают:

  1. Дидактические . Сюда можно отнести способность доходчиво преподносить информацию, правильно организовать урок, вызывать интерес детей и правильно их мотивировать.
  2. Академические . Под этой способностью подразумевают компетентность учителя в профильном предмете, то есть он должен иметь глубокие знания и желание постоянно развиваться, достигая новых высот.
  3. Перцептивные . Способность преподавателя к восприятию, то есть он должен уметь распознать потенциал ребенка, его темперамент и склонность к эмпатии.
  4. Речевые . Этот вид способностей описывает умение учителя правильно и доступно выражать свои мысли. Для этого важен богатый словарный запас, красноречие и так далее.
  5. Организаторские . Педагог должен уметь правильно составить учебный план, рассчитывать время на изучение каждой темы и так далее.
  6. Авторитарные . Учитель должен пользоваться авторитетом у учащихся, для чего важны такие черты: требовательность, умение контролировать эмоции, ответственность и так далее.
  7. Коммуникативные . Педагог должен уметь находить общий язык с разными людьми, причем не только с детьми, но и с родителями, и другими учителями.

Специальные способности

Под такими способностями понимают определенную систему свойств личности, благодаря которой можно получить отличные результаты в конкретной сфере деятельности. Есть разные виды и уровни способностей, относящихся к специальным, и процесс их развития является сложным и долгим. Существует их определенная классификация: учебные и творческие, умственные и физические.

Физические способности

Под этим понимают готовность людей осуществлять двигательную деятельность. Функциональные возможности органов и структур организма могут быть врожденными и приобретенными. Выясняя, какие есть виды способностей, стоит отметить, что физические качества отличаются от других тем, что они проявляются исключительно при решении двигательных задач. У каждого человека они выражаются по-разному, например, одни имеют высокий темп выполнения задачи, а другие могут долгое время выполнять действие.


Есть определенные виды физических способностей и этих качеств пять: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. С их помощью можно провести характеристику двигательной одаренности человека. Развитие подобных умений происходит под действием двух факторов: индивидуальной программы, передающейся по наследству, и социально-экологической адаптации.

Творческие способности

Под этим видом способностей понимают умение человека принимать творческие решения и создавать новые идеи. В обычной жизни они проявляются, как смекалка, используемая для достижения целей и выхода из сложных ситуаций. Есть разные виды творческих способностей, которые проявляются в многочисленных жизненных ситуациях:

  1. Возможность увидеть то, что не видно другим людям.
  2. Умение применять для решения задачи навыки, которые были получены для другой.
  3. Представляя творческие виды способностей, стоит упомянуть и умение полностью воспринимать действительность, не дробя ее на части.
  4. Простота генерирования идей и сильное творческое воображение.

Математические способности

У каждого есть врожденные математические способности, благодаря которым человек может оценивать и сравнивать количество предметов, не проводя точный счет, например, автоматически выбрать самую короткую очередь в кассе. Все виды умственных способностей и математические в их числе можно развивать, используя разные практики и тренировки. Кроме этого, стоит заметить, что улучшая математические навыки человек, формируется и элементы способностей к другим смежным видам деятельности.

Музыкальные способности

Индивидуальные умения человека, которые обуславливают возможность воспринимать, исполнять и сочинять музыку, а также обучаться, называются музыкальными способностями. Стоит заметить, что они в той или иной степени проявляются у всех людей, а если они ярко выражены, то это свидетельствует о музыкальной одаренности. Есть определенные виды музыкальных способностей:


  1. Ладовое чувство . Здесь имеется в виду способность человека ощущать эмоциональность композиции. Применяя это чувство индивид узнает мелодию и реагирует на интонации звука.
  2. Слуховое представление . Под ним понимают возможность воспроизводить мелодии на слух. С его помощью можно развивать музыкальную память и воображение. Вместе с ладовым чувством слуховое представление составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма . Описывая виды и типы способностей в музыке, нельзя обойти вниманием чувство ритма, благодаря которому можно активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и с точностью воспроизводить ее на слух.

Способности

Способности - это индивидуальные свойства личности , являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности . Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В российской психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования специальных (музыкальных) способностей внёс Б. М. Теплов . Художественные (изобразительные) способности в той или иной степени отражены в работах А.А. Мелик-Пашаева и Ю.А. Полуянова, литературные - в работах Е.М. Торшиловой, З.Н. Новлянской, А.А. Адаскиной и др. Спортивные способности изучены А.В. Родионовым, В.М. Волковым, О.А. Сиротиным и др. Информация по общим способностям наиболее полно изложена в трудах В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Е.А. Сергиенко.

К вопросу об определении

Рассмотренное в начале статьи определение способностей является общепризнанным. Данное определение способностей можно уточнить и расширить в части "Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам". Эти признаки (ЗУН), несомненно, характеризуют способности, но не определяют их в полной мере. Что превращает знания, умения и навыки в способности? Н.А. Рейнвальд считает, что способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности.

Есть необходимость отделить способности также от психических процессов (функций). Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, но память не считается способностью сама по себе. Для различения психической функции и способности наиболее уместна такая точка зрения: если речь идет об уровне развития, об успешности деятельности, которая обеспечена степенью выраженности данного качества (интенсивности и адекватности протекания психического процесса), то имеется ввиду способность, а если описывается только специфика протекания и предназначение, то так обычно характеризуются процессы (функции). Поэтому память, внимание, мышление, воображение - это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определенной деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность (интеллект).

Иначе строятся смысловые отношения понятий "темперамент" и "способности" . Люди различаются по типу темперамента, при этом выраженность того или иного темперамента может способствовать или препятствовать выполнению определенной деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, для которой требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Очевидно, что темперамент - не способность сам по себе, но выступает в качестве психофизиологической основы большинства способностей, как специальных, так и общих, то есть, темперамент входит в структуру задатков. При этом известно также, что сила, как характеристика темперамента, является важным условием для выполнения большинства видов деятельности.

Условия формирования способностей

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки . Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный » - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются./

Способности и индивидуальные различия

У каждого человека разные "наборы" способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими - схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса. Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть "индивидуальный стиль деятельности". В современной психологии чаще стали говорить о компетенциях , как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата. Можно сказать, что компетенции - это способности глазами работодателей. Фактически, работодателя не волнует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции даже называются по задаче: "способность выполнить такую-то задачу". А уж за счет каких внутренних ресурсов она будет выполнена - это проблема соискателя (или психолога, изучающего деятельность).

Способности и склонности

Ещё один термин, употребляемый Тепловым - склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые склоности» . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Способности и одарённость

Одаренность - это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» . Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М.А. Холодной).

Природа специальных способностей. Изучая конкретно - психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода - есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) - это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность тренсформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

  1. собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
  2. композиционные (для сочинения музыки);
  3. контролирующие, слуховые (музыкальный слух - звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:

  1. Способности

Отдельно следует рассмотреть понятие Одаренность . Происхождение этого термина опирается на представление о "даре" - высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н.С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно - воплощение задатков. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности - талант и гениальность. О разнице таланта и гениальности очень удачно и образно рассказали соавторы И.Акимов и В.Клименко. Они подробно рассмотрели эти варианты одаренности, подчеркивая, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта - оригинальность; продукт деятельности гения - простота. Однако И.Акимов и В.Клименко считают, что гений появляется не вдруг; он рождается из таланта; рождается как результат многолетней работы таланта над качеством. По другой точке зрения, талант и гениальность не являются стадиями, это довольно разные психологические качества, и если талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он ен может не работать в том направлении, в котором одарен, для него наказанем является лишение его возможности творить. Не случайно одаренность называют "девиацией", хоть и позитивной.

Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:

  • репродуктивный
  • реконструктивный
  • творческий

Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Методика для исследования задатков способностей «Словесный портрет» online
  • Игорь Акимов, Виктор Клименко. О мальчике, который умел летать, или ПУТЬ К СВОБОДЕ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Способности" в других словарях:

    способности - индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… … Большая психологическая энциклопедия

    Индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей… … Психологический словарь

    Данные, талант, талантливость; паренка, пар Словарь русских синонимов. способности данные см. также талант, талантливость Словарь синон … Словарь синонимов

    Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте,… … Философская энциклопедия

    Современная энциклопедия

    Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и… … Большой Энциклопедический словарь

    СПОСОБНОСТИ - СПОСОБНОСТИ. Индивидуальнопсихологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. Выделяют С. к языку, математические, музыкальные,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Способности - СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    способности - выдающиеся способности исключительные способности недюжинные способности незаурядные способности необыкновенные способности огромные способности поразительные способности удивительные способности фантастические способности … … Словарь русской идиоматики

    СПОСОБНОСТИ - индивидуально пси хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С это свойства ума, к рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми … Российская педагогическая энциклопедия Подробнее


«Этот парень — прирождённый спортсмен», «Та девушка будто родилась на сцене» — такие фразы можно услышать в исключительных случаях. Найти своё призвание совсем не просто. Что именно человеку дано делать лучше других, не всегда очевидно. Как разглядеть и реализовать потенциал, заложенный в нас природой? Адукар приблизит тебя к пониманию, что такое способности и как их правильно использовать.

Способности — это система психологических (любознательность, внимательность) и физиологических качеств (быстрота, ловкость, гибкость), которые обеспечивают лёгкость приобретения знаний и умений, а также создают предпосылки для достижения непревзойдённых результатов в каком-либо виде деятельности.

Если тебе удалось обнаружить в себе способности к определённой сфере, максимально соответствующие её требованиям, то с большой вероятностью ты добьёшься высокого признания в ней. В принципе, даже люди с очень низкими способностями к какой-либо профессии при должном старании могут в ней преуспеть. Но придётся потратить на это много времени и сил.

Чтобы лучше представить себе роль способностей для человека, проведём аналогию с компьютером. Само «железо» — способности; «софт» — знания, умения и навыки; пользователь это — мотивы, интересы, воля личности. Тот, кто работает за компьютером, может извлечь пользу из его аппаратных и программных возможностей. А толковый пользователь не только довольствуется ими, но и расширяет их с помощью апгрейда, используя определённые ресурсы.

Будь толковым пользователем по отношению к своим способностям!

Есть, конечно, и «суперкомпьютеры», которые за что ни возьмутся, всё им легко даётся. Однако таких людей немного. Тот, кто достигает выдающихся успехов, — вовсе не «чудо природы», а большой трудяга, знающий, на что способен. Ведь если на продвинутом компьютере установлены только примитивные программы, проку от его огромных возможностей нет. Даже мощный компьютер с наилучшими программами окажется бесполезным, когда они никому не нужны. То же самое происходит и со способным человеком, не найди он своего дела или воли и трудолюбия для выполнения работы.


Способности есть у всех, только у одних они выражены сильнее, а у других — слабее

Как обнаружить способности?

Первый и самый важный признак, по которому судят об их наличии, заключается в лёгкости приобретения знаний и навыков в каком-либо деле. Когда человек начинает осваивать то, к чему у него выражены способности, возникает ощущение, будто он когда-то всё это уже знал и умел, только немного подзабыл . Чтобы ощутить притяжение к деятельности, не бойся пробовать себя во многих делах.

Второй признак — гибкость, возможность совершать действия разными способами . Например, о математических способностях свидетельствует то, что ученик находит несколько способов решения сложной задачи.

Способного человека отличает и умение сформированный навык перенести в новую ситуацию . Допустим, ты изучал английский, а потом взялся за французский. Между ними много общего. Если у тебя есть лингвистические способности, язык выучишь быстрее, чем первый. А вот если таковые слабо выражены, второй язык будет даваться сложнее первого.

Четвёртый признак — быстрое положительное реагирование на подсказку и поддержку . Достаточно намекнуть, показать человеку что-то или даже просто произнести: «У тебя всё получится!» — и он справляется с заданием более высокого уровня.


Существуют следующие группы способностей: интеллектуальные (лингвистические, логико-математические, пространственные, межличностные), творческие (оригинальность, беглость, гибкость), двигательные (выносливость, координация), физические (мышечная сила, быстрота, гибкость) и специальные (например, абсолютный музыкальный слух или устойчивость к «морской болезни»).

Способности — это врождённые качества или приобретённые?

Помни, что способности не сводятся к какому-то одному качеству. Это уникальные сочетания нескольких качеств, именуемых задатками. Задатки — особенности строения и функционирования организма человека, лежащие в основе способностей и передаваемые в основном по наследству (высокий рост, абсолютный слух).


По наследству передаются отдельные задатки, но их сочетания, лежащие в основе способностей, в неизменном виде не передаются

Современные исследователи утверждают, что примерно 50−60% способностей врождённые, а оставшиеся 40−50% определяются условиями жизни человека. То есть твои усилия и благоприятные условия (к примеру, время, обустроенный зал и хороший тренер для занятия спортом) компенсируют недостаток врождённых способностей. Поэтому в тех областях деятельности, где требуется высший уровень сложности исполнения (искусство, космос) важен предварительный отбор по способностям.

Раскрыть способности поможет хороший наставник. Ищи на жизненном пути таких людей, которые желают и умеют делиться знаниями и умениями. А нашёл — используй по максимуму возможность учиться у них. Помни, что талантливые учителя предпочитают работать с теми, кто сам проявил заинтересованность в обучении.

Хочешь понять, есть ли у тебя способности? на их определение и не ломай голову!

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Способности человека - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. способность задаток психологический социальный

Когда люди в одинаковых обстоятельствах достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних людей и их отсутствии у других. Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от мотивов, знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей.

Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически. Кроме врожденных, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, то есть не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.

Другое важное условие их становления - социальная среда, представители которой в лице родителей и педагогов включают ребенка в различные виды деятельности и общения, вооружают необходимыми способами их выполнения, организуют систему упражнений и тренировок. Причем возможности развития способностей во многом определяются тем потенциалом, который заложен в задатках. Этот потенциал может быть реализован в соответствующих условиях, но чаще всего он остается неосуществленным в силу неблагоприятных условий развития большинства людей. Существуют различные мнения о том, в какой степени способности определяются наследственностью, а в какой -воздействием окружающей социальной среды. Многочисленные факты свидетельствуют о доминировании как наследственности, так и социальных условий. Подтверждением того, что наследственность оказывает большое влияние на формирование способностей, являются факты раннего возникновения способностей у многих одаренных людей.

Советский психолог А.В. Петровский образно сравнивал способности с зерном, которому еще предстоит развиваться: подобно тому, как брошенное зерно -- это лишь возможность превратиться в колос при определенных условиях (таких, как структура и влажность почвы, погода и т.п.), так и способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений при благоприятных условиях. Эти возможности превращаются в действительность в результате упорного труда.

Способности можно классифицировать на:

- природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

- специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

Общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

Теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

Учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;

Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Выделяют следующие уровни способностей : репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

У человека имеется множество различных способностей, которые делятся на следующие основные группы: природно обусловленные (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общие и специальные способности, предметные и коммуникативные способности. Рассмотрим каждую из названных групп способностей в отдельности.

Природно обусловленные -- такие способности, для которых, во-первых, необходимы хорошие врожденные задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно, оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно зависит от имеющихся у человека задатков. К примеру, если человек имеет с рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков не имеет.

Социально обусловленными или приобретенными называются способности, формирование и развитие которых у человека гораздо больше зависит от его обучения и воспитания, чем от имеющихся у него врожденных задатков. Такими, например, являются организаторские способности, коммуникативные способности, способности, связанные с правильным поведением в обществе среди людей и многие другие. Приобретенными, или социально обусловленными, являются и высшие способности человека, связанные с выполнением различных видов профессиональной деятельности. Однако вопрос о зависимости их развития от организма или среды до сих пор остается открытым. Замечено, что при прочих равных условиях такие способности быстрее и лучше развиваются у одних людей, чем у других, что, по-видимому, свидетельствует о существовании врожденных задатков к развитию этих способностей. Вместе с тем, эти задатки до сих пор не изучены.

Общими обычно называют способности, которые могут развиваться и имеются практически у всех людей, будучи в различной степени развитыми у них. Кроме того, к числу общих способностей относят такие, при наличии которых человек может успешно справляться с многими различными видами деятельности. Общими в указанном смысле слова являются, например, умственные и двигательные способности человека.

Специальными называют способности, которые, во-первых, обнаруживаются не у всех, а только у некоторых людей, во-вторых, при наличии таких способностей человек может успешно справляться только со специальными видами деятельности и не справляться с другими видами деятельности. Специальных способностей у людей довольно много, и они составляют большинство человеческих способностей. Это, например, художественно-творческие, математические, лингвистические, инженерные, музыкальные и многие другие способности.

Предметными называют способности, которые проявляются в различных видах деятельности, связанных с неодушевленными предметами. Это может быть деятельность человека с реальными материальными предметами (их изготовление, ремонт), работа со знаковыми системами и различными символами (язык, научные символы, черчение и т.п.), манипулирование идеальными объектами (идеями, образами и т.п.).

Коммуникативные -- это способности, которые проявляются в умениях и навыках общения с разными людьми в различных жизненных ситуациях. К их числу относятся, например, ораторские и организаторские способности, а также способности к убеждению, внушению, лидерству.

Концепции способностей человека:

В психологии выделяется три концепции способностей:

А) теория наследственности способностей,

Б) теория приобретенных способностей,

В) приобретенное и природное в способностях.

1. Теория наследственности способностей ведет свою историю еще от Платона, который утверждал, что способности имеют биологическое происхождение, т.е. их проявление целиком зависит от того, кто был родителем ребенка, от того, какие черты унаследованы. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. Она утверждает, что способности -- биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного фонда. Таких взглядов придерживаются не только некоторые профессиональные буржуазные психологи, но и представители различных областей науки и искусства (математики, писатели, художники). Первые пытаются обосновать свои взгляды данными конкретных исследований. Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в XX веке, Котс определял степень одаренности по количеству места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям. Гальтон и Котс пришли к выводу, что талант наследуется, что богатой наследственностью обладают исключительно представители привилегированных сословий. Следует сказать, что применявшаяся ими методика исследования не

выдерживает научной критики, а выводы являются классово тенденциозными. В свое время В.Г . Белинский справедливо писал, что природа действует слепо и не разбирает сословий. Если история сохранила меньше выдающихся имен из народа, то только потому, что истинный талант и даже гений умирал с голоду, обессиленный отчаянной борьбой с условиями жизни, непризнанный и

поруганный. В новейшее время приверженцы концепции о наследственной предопределенности способностей стремятся подкрепить свои взгляды изучением однояйцовых близнецов. Жизнь опровергает взгляды о наследственной предопределенности способностей. Кроме того, объективный анализ биографий выдающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве случаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых дарований, с другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся дарований не проявляли. Исключение составляют несколько семей музыкантов и ученых. Подход к наследственной природе способностей нашел отражение во взглядах, связывающих способности человека с величиной его мозга. Но эти исследования не подтвердились.

2. В противоположность первой концепции способностей вторая находит, что способности всецело определяются средой и воспитанием. Так, в XVIII веке Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. В новейшее время видный американский ученый У. Эшби утверждает, что способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллектуальной деятельности была сформирована у человека стихийно и сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого -- только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби считает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной. Буржуазные идеологи и из этой концепции делают реакционные выводы. Они рассуждают при этом так: раз способности зависят от среды, то дети рабочих, развивающиеся в тяжелой социальной среде с низким культурным и интеллектуальным уровнем окружающих людей, не могут развить и проявить свои способности. На первый взгляд кажется, что вторая концепция не устанавливает границу развития человеческой личности и выражает веру в человеческие возможности. Однако она встречала и встречает научные возражения. Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде специальных деятельностей они имеют особо важное значение. Вот почему в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной. И, наоборот, при равных социальных условиях, в каких находятся, например, братья и сестры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях, в темпе их развития. Ученые отмечают индивидуальные особенности в анатомической организации мозга, что не может не сказаться на его функциях. И, наконец, физиологи обнаружили врожденные типологические особенности нервной деятельности, которые сказываются и на становлении способностей.

3. Приобретенное и природное в способностях. Эта концепция, объединяющая приведенные выше теории, подтверждается практикой и специальными исследованиями.

Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она - сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности. Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов. К. Маркс указывал, что "человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечении". Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни. Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика понятия "способности". Классификация и виды способностей человека. Формирование и развитие одаренности, таланта, гениальности. Организация экспериментального изучения психологических способностей будущих педагогов. Анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2016

    Понятие индивидуально-психологических особенностей человека, проявляющихся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Способности к обучению, творчеству, предметной деятельности. Задатки как предпосылки способностей, их становление.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Общая характеристика способностей. Их классификация, особенности природных и специфических человеческих способностей. Понятие задатков, их отличия. Взаимосвязь способности и одаренности. Сущность таланта и гениальности. Природа человеческих способностей.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Понятие и классификация способностей. Задатки человека как основа развития его способностей. Сущность и основные функции одаренности. Влияние социальной среды на одаренность. Технология работы с одаренными детьми. Талант как высокий уровень одаренности.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Общая характеристика способностей, их классификация. Развитие способностей, их исследование и измерение. Интеллектуальные способности: конвергентные и дивергентные. Проблемы в изучении интеллектуальных способностей. Обучаемость, познавательные стили.

    реферат , добавлен 23.04.2010

    Природа человеческих способностей, их классификация и структура. Зависимость развития способностей от обучения, условия их формирования и развития. Качественные и количественные характеристики способностей человека. Коэффициент умственной одаренности.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Теории способностей, западная традиция их изучения. Френология - учение Ф. Галля о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. Концепция способностей Ф. Гальтона и В. Вундта. Показатели и критерии развития способностей.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Классификация, структура, уровни развития и проявления способностей (талант, гениальность). Задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности человека. Развитие способностей у детей в процессе обучения и воспитания, индивидуальные различия.

    реферат , добавлен 08.05.2011

    Понятие способностей, их структура, условия проявления, формирование и развитие, качественные и количественные особенности. Единство способностей и умений, знаний, навыков. Математические способности школьников. Свойства педагогических способностей.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2011

    Способности, как индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, этапы их формирования. Сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, мыслительные, коммуникативные способности. Механизм развития творческих способностей младших школьников.

Способностей выделяют множество дефиниций. Представим два понятия, отражающих суть концептуальных положений проблемы способностей в российской науке.

Способности - это совокупное психологическое качество личности, составляющее систему предрасположенностей к определенным видам деятельности и являющееся необходимой предпосылкой успешной ее реализации.

Способности - это индивидуальное свойство личности, которое проявляется в конкретной деятельности и характеризует ее со стороны быстроты, качества и легкости выполнения.

Способности представляют собой:

Такой комплекс свойств, который обнаруживается не только и даже не столько в знаниях, умениях и навыках, сколько в динамике их приобретения и развития, т.е. - насколько быстро, глубоко, легко и прочно усваиваются знания, умения и навыки.

Способности имеют качественную и количественную характеристики. Качественность способностей определяется ответом на вопрос: какими способностями обладает личность, количественность - на сколько они велики? Каждая способность выступает в комплексе с другими. Поэтому успех деятельности может осуществляться различными путями. Это связано с компенсаторными возможностями способностей личности.

Компенсация одних способностей при помощи развития других является замечательным свойством, которое может быть успешно использовано в педагогическом процессе. Исследования Б.М. Теплова показали, что даже отсутствие абсолютного музыкального слуха не может служить основанием отказа от развития музыкальных способностей. Удавалось у испытуемых выработать комплекс способностей, который компенсировал личности отсутствующий абсолютный слух.

Качественная определенность способностей позволяет личности выбрать профессию, выяснив, какие присущие ей способности соответствуют предпочитаемому виду деятельности. Для этого необходимо определить количественные параметры личностных способностей. Измерение способностей, представление их в количественной форме - давняя мечта психологов, работающих в сфере профориентации и педагогики. К сожалению, методики этих измерений далеки от совершенства.


Структура способностей.

Как уже отмечалось, способности проявляются в комплексе психических свойств. Отдельное психическое свойство не может обеспечить продуктивности даже одного вида деятельности, не говоря уже о многих. Успехи в рисовании не могут реализовываться в художественном творчестве, если нет соответствующей чувственно-эмоциональной восприимчивости мира и своеобразия его интеллектуальной представленности. Наличие феноменальной памяти не делает автоматически другие способности личности более выдающимися, чем обычно. Каждая способность - это целостность, структурное единство включенных в нее способностей.

К примеру, структура управленческой способности предполагает единство следующих личностных способностей: способность управлять собой, ясная и устойчивая система ценностей, ясная личная цель, способность к саморазвитию, способность быстрого решения проблем, способность творчества, способность влияния на людей, способность ясного понимания специфики управленческого труда, способность обучать, способность сплачивать коллектив. Представленные 10 способностей (психических свойств) менеджера не только не исчерпывают всех элементов структуры управленческой способности, но каждая из них по отдельности имеет не менее сложную структуру.

Управленческая способность в данном случае выступает как общая, отвечающая требованиям сразу многих видов деятельности. Составляющие ее способности называются специальными, соответствующими особым видам деятельности.

В психологии принято выделять общие и специальные способности. Специальные способности - способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.). Общие способности - это способность к развитию специальных способностей.

Наиболее общими способностями можно назвать предметно-деятельные, познавательные, способности общения. В рамках первых двух типов способностей И.П.Павлов выделил три типа характеров личности, определяемых общими способностями: художник, средний тип, мыслитель.

Предметно-деятельные, познавательные и способности общения имеют бесконечные возможности классификации. Особый интерес вызывает количественная типология способностей: одаренность, мастерство, талант, гениальность.

Одаренность более всего связана с задатками и наклонностями. Наибольшая степень предрасположенности личности к определенному виду деятельности, обнаруженная в ее успешной реализации, и называется одаренностью. Одаренность является истоком и предпосылкой формирования мастерства, таланта и гениальности.

Второй степенью выраженности способности является мастерство (хотя есть и другие точки зрения). Оно характерно для большинства людей, успешно усвоивших все премудрости своей профессии. Мастерство - выражение профессиональной зрелости личности.

Талант - высшая степень проявления способностей. Это способность в квадрате: во-первых, источником таланта является одаренность, основанная по преимуществу на системе задатков, а во-вторых, талант - продукт мастерства и трудолюбия. Талант - это вершина мастерства, его творческое обрамление. Мастерство основано на знаниях, умениях и навыках, талант - на творчестве.

Гениальность - высшая степень творческой одаренности. Гениальная личность является олицетворением духа эпохи, поэтому ей приписывают такие природные и душевные основания, которых лишены обычные люди. Недаром в древнегреческой мифологии гений - это дух-покровитель, сопровождающий человека в жизни и направляющий его деятельность.

Гении - это творцы. Они создают новые направления в умах эпохи, совершают революции в науке и искусстве, творят новую идеологию. Как правило, человека признают гением после его смерти (фраза: «нет пророка в своем отечестве» - тому подтверждение), так как общество еще не готово признать и понять выдающуюся идею. Позже творения гения использует весь мир, все человечество, признавая этим самым особую ценность сделанного открытия.

Способности - понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Рассмотрим факторы влияющие на развитие способностей.

Предпосылками развития способностей являются задатки (наклонности) как биологически обусловленные предрасположенности личности к соответствующим видам деятельности.

Социальная обусловленность развития способностей выражается в зависимости от детерминации последних социальными запросами общества, содержанием и уровнем развития культуры, потребностями и интересами личности (например, сегодня актуально, востребовано развитие коммуникативных способностей человека).

Стадиальность развития способностей связана с формированием телесной организации (нервной системы, физического облика, секреторного аппарата), с периодами становления когнитивности и социализации. Развитие способностей, таким образом, сопровождается формированием всех сторон телесной, психической и социальной организации личности.

Формирование специальных способностей происходит в сензитивные (благоприятные) периоды жизни человека (способности закладываются в дошкольный период, интенсивно развиваются в школьный период и активно формируются в юношестве).

Итак, подводя итог, можно утверждать, что каждый человек уникален и своеобразен. Его неповторимость проявляется и относится к индивидуальным особенностям личности: темпераменту, характеру и способностям.

Поделиться