Крылатыми ракетами tomahawk. Сколько США тратят на удары по Сирии? Управление процессом стрельбы

Москва, 7 апреля - "Вести.Экономика". США впервые с начала многолетнего конфликта в Сирии нанесли массированный ракетный удар по авиабазе ВВС республики.

Сирийские источники сообщили, что есть жертвы. Губернатор Хомса Талаль аль-Баррази рассказал, что после авиаудара начался пожар, пострадали несколько человек. У властей пока нет точной информации о числе погибших и раненых.

Позже стало известно, что погибли мирные жители, проживающие в деревне неподалеку от базы.

Президент США Дональд Трамп назвал удар "пропорциональным ответом" на якобы совершенную 4 апреля властями Сирии атаку на мирных жителей в Идлибе.

Тем самым действующий американский президент переступил черту, которую не решался переступить его предшественник Барак Обама, ограничивавшийся военной поддержкой сирийской оппозиции.

По официальной информации Пентагона, удар нанесли по авиабазе Шайрат ВВС Сирии в 4:40 по местному времени (3:40 мск) из акватории Средиземного моря с эсминцев Ross и Porter. Было выпущено 59 крылатых ракет Tomahawk. Этот удар США наносили самостоятельно, без участия союзников.

Сколько стоит запуск?

Меньше чем через час после того, как стало известно об авиаударах, Дональд Трамп вышел к прессе и заявил, что руководствовался "жизненно важными интересами США".

Ракета Tomahawk была создана в 1970-е гг., однако получила известность в 1991 г. во время вторжения США в Ирак, где они проводили операцию "Буря в пустыне".

Тогда ракеты Tomahawk часто применялись для поражения военных целей противника.

За последние десятилетия стоимость ракет Tomahawk существенно выросла, что связано с применением новых технологий и модернизации боеголовки. В настоящий момент ракеты Tomahawk можно запускать с кораблей и других устройств.

Текущая версия ракеты Tomahawk позволяет более точно рассчитать удар. Ее также можно перепрограммировать во время полета так, чтобы цель поражения была изменена.

Программа производства ракет Tomahawk существует уже много десятилетий, и ее стоимость превышает $10 млрд, и это только деньги, направляемые на разработку.

То есть эта сумма не включает непосредственную стоимость самих ракет.

Стоимость самой ракеты Tomahawk зависит от ее типа. Более простые версии ракеты стоят $500 тыс. Согласно данным NBC News ракеты, которые применили в Сирии, стоят примерно столько.

Тем не менее существует версия Block IV ракеты Tomahawk, которая более сложная и может поражать движущиеся цели. Ее стоимость достигает $1,5 млн.

По данным американских СМИ, общая стоимость удара по Сирии, который был нанесен по приказу президента Трампа, составил от $30 млн до $100 млн.

И если сравнить эти затраты с потерями Сирии в денежном выражении, то эффективность ударов окажется весьма низкой.

Целью удара, как заявляют представители США, было уничтожение военной техники армии Сирии. Но аэродром Шайрат уже несколько месяцев используется в качестве «склада» для техники, которой необходим серьезный ремонт или ожидает списание.

Сами сирийские военные сообщают, что были уничтожены шесть МиГ-23, требующие ремонта, транспортный Ан-26, частично демонтированный и готовящийся к утилизации, несколько других малотоннажных самолетов, а также вспомогательная техника в виде топливозаправщиков, грузовиков и легковых автомобилей.

Общий ущерб оценивается всего в $3-5 млн.

США против ИГИЛ: цифры и факты

Соединенные Штаты нанесли удар по базе сирийской армии "Шайрат". Как заявили в Пентагоне, США запустили более 50 крылатых ракет "Томагавк" с кораблей в Средиземном море.

США уже давно ведут неофициальную войну с ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ).

По состоянию на 31 января стоимость военной кампании США на Ближнем Востоке достигла $6,2 млрд, или около $480 тыс. за каждый час кампании.

И расходы продолжают расти: Пентагон просит о выделении из бюджета дополнительных $7,5 млрд, для того чтобы продолжить борьбу с террористической организацией.

Это вдвое больше той суммы, которая выделялась в 2016 г.

Теперь, когда Трамп нанес удар по Сирии, стоит ожидать дальнейшей эскалации конфликта и дальнейших военных действий на Ближнем Востоке.

Мы решили привести некоторые цифры и факты о том, как развивалась военная кампания США до сих пор.

Коалиция, возглавляемая США, нанесла свыше 10 200 авиаударов по объектам ИГИЛ в Сирии и Ираке.

Объекты, уничтоженные США в ходе авиаударов в Сирии и Ираке

Было сброшено свыше 37 тыс. бомб и ракет, убито более 50 тыс. террористов согласно данным Пентагона.

По другим данным, за время операции было поражено 32 тыс. целей, включая 164 танка, 400 машин и 2 638 объектов нефтяной инфраструктуры.

Авиаудары США и коалиции уничтожили множество объектов инфраструктуры, а также хранилище денег, в котором, предположительно, хранились миллионы долларов, которые были необходимы для операций террористической организации.

Бомбардировки задели и гражданское население. Тем не менее точные данные по жертвам противоречивы. По данным Пентагона, таких жертв всего 14. По данным мониторинговых групп, погибло свыше 1 тыс. человек.

Американские самолеты сбросили так много бомб, что начальник штаба ВВС США заявил, что они тратят боеприпасы быстрее, чем могут восполнить их запас.

Ракетный комплекс "Томагавк" морского базирования включает крылатые ракеты с надводным или подводным стартом, пусковые установки, систему управления ракетной стрельбой и вспомогательное оборудование.
К началу 70-х годов советский ВМФ стал самым современным технически и технологически и одним из самых мощных морских флотов в мире. Новенькие корабли советского ВМФ: крейсеры 58-го проекта, эсминцы 61-го проекта, атомные подводные лодки 675-го проекта, вооруженные КР большой дальности комплексов П-35 (дальность пуска — 350 км), П-15 (85 км) и П-5Д (500 км) соответственно. Потрясающий "экстерьер" кораблей и их мощное ракетное вооружение поражали воображение и вызывали обоснованную зависть натовских флотоводцев. Большинство надводных кораблей их флотов были заложены еще во времена Второй мировой войны. Натовские надводные корабли, их дизельные и атомные ПЛ вооружены были артиллерийскими системами и торпедным оружием. К тому времени подобное оснащение военно-морских сил выглядело абсолютным анахронизмом. Исключение составляли только 41 ПЛАРБ ВМС США, которые к флоту имели исключительно формальную привязанность, и единичные экземпляры современных кораблей — атомный крейсер УРО "Лонг Бич" и атомный авианосец "Энтерпрайз".
В 1971 году руководство американского морского флота инициировало программу создания стратегической крылатой ракеты для атомных ПЛ. На начальном этапе рассматривались два варианта крылатых ракет (КР).
Первый вариант. Это большая КР калибра 55 дюймов под пусковые установки ракет "Поларис" UGM-27, снимаемых с вооружения. Этот вариант предусматривал принять на вооружение тяжелую КР подводного старта большой дальности полета — до 3000 миль и размещение ракет на борту десяти ПЛАРБ типов "Джордж Вашингтон" и "Этен Аллен" в пусковых установках ракет "Поларис". Тем самым ПЛАРБ становились носителями стратегических крылатых ракет ПЛАРК.
Второй вариант. Малая КР калибра 21 дюйм дальностью полета до 1500 миль под 533-мм торпедные аппараты подводных лодок.
В июне 1972 года был выбран вариант КР под торпедные аппараты. Тогда же программа получила наименование SLCM (Sea Launched Cruise Missile) — крылатая ракета морского базирования. В январе были отобраны два самых многообещающих проекта для участия в конкурсных испытаниях. Первый — фирмы General Dynamics: ракета UBGM-109A, второй — фирмы LTV: ракета UBGM-110A. В феврале 1976-го начались испытания макетов ракет с ПЛ из подводного положения. Ракета BGM-109A была объявлена победителем конкурса еще на начальном этапе испытаний.
В марте того же года флотское начальство принимает решение, что SLCM должна стать основным оперативно-тактическим и стратегическим оружием надводных кораблей. В марте 1980 года состоялось первое летное испытание ракеты BGM-109A, пуск произведен с борта эсминца ВМС США Merrill (DD-976). В июне этого же года прошли успешные летные испытания лодочного варианта ракеты. Это событие стало знаковым в истории ракетного оружия на море: произведен первый в мире пуск стратегической КР с борта подводной лодки ВМС США Guitarro SSN-665. В течение трех лет проводились интенсивные летные испытания ракет BGM-109A, произведено более 100 ракетных тестов. В результате в марте 1983 года представитель ВМС США по связям с общественностью объявил: "Ракета достигла эксплуатационной готовности и рекомендуется к принятию на вооружение".
Крылатая ракета "Томагавк" BGM-109 создана в двух основных вариантах: стратегическом (модификации A,C,D) - для стрельбы по наземным объектам и тактическом (модификации B,E) - для уничтожения надводных кораблей. Их конструктивно-схемное построение и летно-технические характеристики идентичны. Все варианты благодаря модульному принципу построения отличаются друг от друга только головной частью.
Состав
КР выполнена по самолетной схеме (моноплан), имеет корпус цилиндрической формы с оживальным обтекателем головной части, складывающееся и утапливаемое в корпус крыло в центральной части и крестообразный стабилизатор в хвостовой. Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, графитоэпоксидного пластика и радиопрозрачных материалов. Для уменьшения радиолокационной заметности на корпус, крыло и стабилизатор нанесено специальное покрытие.

Боевой частью стратегической ядерной КР "Томагавк" BGM-109A служит боеголовка W-80 (масса 123кг, длина около 1м, диаметр 0.27м и мощность 200кт). Подрыв производится контактным взрывателем. Радиус зоны разрушения 3км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность ядерной боеголовки стратегической КР "Tomahawk" BGM-109A позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели. По оценке американских специалистов, вероятность уничтожения защищенного объекта, выдерживающего избыточное давление 70 кг/см2, одной КР "Томагавк" составляет 0.85, а БРПЛ "Poseidon-СЗ" - 0.10.
Стратегическая неядерная КР BGM-109C снаряжена моноблочной (полубронебойной) БЧ, a BGM-109D - кассетной, которая включает до 166 малокалиберных бомб BLU-97B комбинированного действия (масса каждой 1.5кг) в 24 связках.
Система управления и наведения КР "Томагавк" BGM-109 A/С/D представляет собой комбинацию следующих подсистем (см.схему):
инерциальной,
корреляционной по контуру рельефа местности TERCOM (Terrain Contour Matching),
электронно-оптической корреляционной DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator).
Инерциальная подсистема управления работает на начальном и среднем участках полета ракеты (масса 11кг). Она включает бортовую ЭВМ, инерциальную платформу и барометрический высотомер. Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты в системе координат и трех акселерометров, определяющих ускорения этих отклонений. Подсистема обеспечивает определение места КР с точностью 0.8км за 1ч полета.
В систему управления и наведения стратегических КР с обычной боевой частью BGM-109C и D включена электронно-оптическая корреляционная подсистема DSMAC , которая позволяет существенно повысить точность стрельбы (КВО - до 10м). В ней используются цифровые картины предварительно отснятых районов местности по маршруту полета КР.

Для хранения и запуска ракет "Томагавк" на ПЛА используются штатные торпедные аппараты (ТА) или специальные установки вертикального пуска (УВП) Мк45 (см. схему), а на надводных кораблях-установки контейнерного типа Мк143 (см. схему, фото1, фото2) или УВП Мк41. Для хранения лодочного варианта ракеты применяется стальная капсула (масса 454кг), заполненная азотом под небольшим давлением. Это позволяет сохранять ракету в готовности к применению в течение 30 месяцев. Капсула с ракетой загружается в ТА или УВП как обычная торпеда.


Принцип действия навигационных систем TERCOM и DSMAC на КР "Томагавк"
Вот как сам главный конструктор ракеты Роберт Олдридж — ведущий инженер General Dynamics — описывал свое изделие в журнале "Нейшн" в статье "Пентагон на тропе войны" от 27 марта 1982 года: "Стратегический вариант ракеты рассчитан на то, чтобы пролететь со скоростью 0,7 Маха максимально возможное расстояние на высоте около 20 000 футов. Это считается для ракеты небольшой скоростью, но она обеспечивает наибольшую экономию топлива и следовательно, увеличивает радиус действия. Инерциальная система наведения, управляющая автопилотом во время полета, периодически перестраивается с учетом меняющихся условий при помощи датчика под названием TERCOM. TERCOM может следовать по заранее запрограммированному маршруту с такой точностью, можно сказать, убийственной, что ракета способна уничтожить мишени, даже сверхзащищенные и практически недоступные для более мощных ракет, например, МБР(ред. Dave77777. Тут разработчик явно слукавил). Когда ракета достигает вражеской территории, система наведения переводит ее на столь малую высоту, что позволяет ей избежать обнаружения радиолокационными средствами, и даже если радиолокатор засечет цель, "Томагавк" на экране будет похож на чайку (ред. Dave77777 "Чайка" Газ-13). В пределах 50 миль от мишени ракета снижается на высоту всего 50 футов, увеличивая при этом скорость до 1,2 Маха для последнего броска".
Функционирование ракетного комплекса происходит следующим образом. С получением приказа на применение ракетного оружия командир объявляет тревогу и переводит корабль в повышенную техническую готовность. Начинается предстартовая подготовка ракетного комплекса, на что затрачивается около 20мин. На ПЛА при стрельбе из ТА морская вода подается в трубу аппарата и через отверстия поступает в капсулу с КР. В этот момент в ракете начинает действовать устройство, создающее внутри ее корпуса избыточное давление, примерно равное внешнему, что предохраняет корпус КР от деформации. Лодка выходит на глубину пуска (30-60м) и снижает скорость хода до нескольких узлов. В систему управления и наведения КР вводятся необходимые для стрельбы данные. Затем открывается крышка ТА, срабатывает гидравлическая система выброса КР, и ракета выталкивается из капсулы. Последняя эжектируется из трубы ТА через некоторое время после выхода ракеты. Ракета связана с контейнером фалом длиной 12м, при разрыве которого (через 5с прохождения подводного участка траектории) происходит снятие ступени предохранения и включение стартового РДТТ. По мере прохождения толщи воды давление внутри корпуса КР снижается до нормального (атмосферного), и она выходит из-под воды на поверхность под углом 50°.
При стрельбе из УВП Мк45 открывается крышка шахты, включается система выброса ракеты, и избыточное давление, создаваемое газогенератором, выталкивает ракету из шахты. При выходе она разрушает мембрану капсулы, сдерживавшей давление морской воды, вертикально выходит на поверхность и, осуществив разворот, переходит на запрограммированную траекторию полета. Через 4-6с после выхода КР из-под воды или с окончанием работы стартового РДТТ пиротехническими зарядами сбрасывается хвостовой термообтекатель и раскрывается стабилизатор ракеты. В течение этого времени КР выходит на высоту 300-400м. Затем на нисходящей ветви стартового участка длиной около 4км раскрываются консоли крыла, выдвигается воздухозаборник, отстреливается за счет пироболтов стартовый РДТТ, включается маршевый двигатель, и КР переходит на заданную траекторию полета (через 60с после старта). Высота полета ракеты снижается до 15-60м, а скорость - до 885км/ч. Управление ракетой при ее полете над морем осуществляется инерциальной подсистемой управления, которая обеспечивает вывод КР в первый район коррекции (как правило, он отстоит от берега на несколько километров). Размеры этого района зависят от точности определения места стартовой платформы и ошибки инерциальной подсистемы управления КР, накапливаемой за время полета ракеты над водной поверхностью.

Наряду с оснащением кораблей ракетным оружием "Томагавк" США проводят широкомасштабную программу развития и совершенствования крылатых ракет морского базирования, которая предусматривает:
Увеличение дальности стрельбы до 3-4тыс.км за счет разработки более эффективных двигателей и топлив, снижения массо-габаритных характеристик.В частности, замена ТРДД F-107 его модификацией, по оценке американских специалистов, дает рост тяги на 19 проц. и уменьшение расхода топлива на 3%. Благодаря замене существующего турбовентиляторного двигателя винтовентиляторным в сочетании со специальным газогенератором дальность полета возрастет на 50% при неизменных массо-габаритных характеристиках ракеты.
улучшение точности наведения на цель до нескольких метров за счет оснащения КР приемной аппаратурой системы спутниковой навигации NAVSTAR и лазерным локатором. В него входят активный инфракрасный датчик переднего обзора и лазер на С02. Лазерный локатор дает возможность осуществлять селекцию неподвижных целей, навигационное обеспечение и коррекцию скорости.
увеличение глубин пуска КР с ПЛА при использовании более мощного стартового РДТТ;
снижение воздействия средств ПВО и ПРО при боевом применении крылатых ракет. Снизить воздействие средств ПВО и повысить боевую устойчивость КР предполагается за счет уменьшения ее радиолокационной заметности, увеличения количества программ полетов, возможности их быстрой замены или корректировки во время полета ракеты. С этой целью планируется применять более производительные ЭВМ и спутниковую связь.
Томагавки воздушного базирования
Стараясь удешивить производство КР компания General Dynamics модернизировала ракету AGM-109 для использования ее с воздушных носителей. Был модернизирован двигатель ракеты. Дорогая инерционная система навигации LN-35 была заменена бесплатформенная интегрированной навигационной системой оснащенной с набором лазерных гироскопов. Воздушное базирование сделано ненужным стартовый ускоритель, необходимый для выброса ракеты из-под воды или ракетной шахты. Навигационные системы были перенесены в хвостовую часть ракеты, освободив место для модульной БЧ.
AGM-109H крылатая ракета средней дальности AGM-109H воздушного базирования. Эта КР с дальностью стрельбы до 550 км предназначена для вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов. Ракету оснащена кассетной боевой частью, содержащей 28 малокалиберных бетонобойных боеприпасов BLU-106/В. Такой боеприпас весом около 19 кг имеет цилиндрический корпус длиной 110,5 см и диаметром 10 см с крестообразным складывающимся хвостовым оперением, в котором размещаются боевая часть, твердотопливный ускоритель и тормозной парашют. Отстрел боеприпасов производится в направлении, перпендикулярном оси ракеты, последовательно по команде, поступающей от бортовой системы наведения. Темп отстрела должен задаваться в соответствии с высотой и скоростью полета КР для того, чтобы нанести максимальное поражение бетонированной ВПП или укрытиям для самолетов.
После отстрела боеприпас тормозится парашютом и ориентируется под углом около 60° относительно земной поверхности. Затем парашют сбрасывается, и боеприпас разгоняется в направлении цели с помощью твердотопливного ускорителя. Боевая часть, содержащая 3 кг взрывчатого вещества, имеет бронебойный наконечник. За счет высокой кинетической энергии он пробивает бетонное покрытие цели, боеприпас проникает внутрь ее, после чего производится подрыв заряда ВВ. В иностранной прессе отмечается, что BLU-106/В весьма эффективен при действиях как по ВПП, так и по железобетонным укрытиям для самолетов. Носителем ракеты AGM-109H должны были стать B-52G и F-16, хотя крепление ракеты подходит и к другим типам самолетов ВВС США.
AGM-109L крылатая ракета средней дальности воздушного базирования. Предназначена для поражения наземных и морских целей. Навигация ракеты отличается наличием инфракрасной головки самонаведениякоторая, аналогичной, установленой на ракете AGM 65D "Мейверик". AGM-109L оснащена осколочно-фугасной боевой частью WDU-18/B массой 222 кг. Носителем AGM-109L должен был стать палубный штурмовик А-6Е.
AGM-109G крылатая ракета наземного базирования. Ракета конструктивно была выполнена из отдельных функциональных модулей, включавших комбинированную систему управления, ядерную боевую часть, топливные отсеки, выдвижные крылья, маршевый турбовентиляторный двигатель F107-WR-400, хвостовое оперение и твердотопливный стартовый ускоритель. Ракета помещалась в герметичную капсулу с разрываемой защитной диафрагмой. Капсулу устанавливали на транспортно-пусковую установку (ТПУ), смонтированную на автомобильном полуприцепе и представлявшую собой бронированный контейнер на четыре ракеты. В качестве буксировщика использовался тягач М818 концерна МАН


Боевое применение
широкомасштабной военной операции "Буря в пустыне" в 1991 году против Ирака. С надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, развернутых на позициях в Средиземном и Красном морях, а также в Персидском заливе, было выполнено 288 пусков КР Tomahawk, из них 261 ракета модификации TLAM-C, 27 — TLAM-D. 85 процентов из них достигли целей. В последнее десятилетие ракета Tomahawk стала основным средством бомбо-штурмовых ударов во всех крупных операциях, проводимых ВС США: "Лис пустыни" (Ирак, декабрь 1998 г.), "Союзническая сила" (Сербия, апрель-май 1999 г.), "Несгибаемая свобода" (Афганистан, октябрь 2001 г.), "Свобода Ираку" (Ирак, март-апрель 2003 г.). В ходе этих операций израсходовано более 2000 ракет Tomahawk морского и воздушного базирования.
RGM/UGM-109E Tac Tom Block 4 (тактический "Томагавк") - эта модификация ракеты — в 1998 году предлагалась флоту фирмой Raytheon как дешевая замена ракетам предыдущего поколения. Главной целью программы Tac Tom была ракета, которая станет обходиться в производстве значительно дешевле (приблизительно на половину), чем современная TLAM-C/D Block 3. Корпус ракеты, включая аэродинамические поверхности, почти полностью выполнен из углепластиковых материалов. Сокращено с четырех до трех количество перьев стабилизатора. На ракете установлен более дешевый турбовентиляторный двигатель Williams F415-WR-400/402. Недостаток новой ракеты — невозможность стрельбы ракетой через торпедный аппарат, только из специальных вертикальных пусковых установок Mk 45 ПЛ. Система наведения обладает новыми возможностями идентификации целей и перенацеливания в полете. Ракета может быть повторно запрограммирована в полете через спутниковую УВЧ-связь на 15 любых заранее предопределенных дополнительных целей. Существует техническая возможность у ракеты барражировать в районе предполагаемой цели в течение 3,5 часа на удалении 400 км от точки пуска до получения команды на поражение цели или же использовать ракету в качестве БЛА для доразведки уже пораженной цели. Общий заказ ВМС на новую ракету в период с 2003 по 2008 г. составил 1353 единицы. КРМБ "Тактический Томахок" Block 4 начали поступать на вооружение ВМС США в 2004 г. Всего планируется закупить 2200 КРМБ данного типа.

ХАРАКТЕРИСТИКИ


Дальность стрельбы,км

BGM-109A при пуске с надводного корабля

2500

BGM-109С/D при пуске с надводного корабля

1250

BGM-109С/D при пуске с подводной лодки

900

Скорость полета максимальная, км/час

1200

Скорость полета средняя, км/час

885

Длина ракеты, м

6.25

Диаметр корпуса ракеты, м

0.53

Размах крыльев, м

2.62

Стартовый вес,кг

BGM-109A

1450

BGM-109С/D

1500

Боевая часть

BGM-109A

ядерная

BGM-109С

полубронебойная - 120кг

BGM-109D

кассетная - 120кг

Маршевый двигатель F-107

Топливо

RJ-4

Масса топлива, кг

550

Вес сухого двигателя, кг

64

Тяга, кг

272

Длина, мм

940

Диаметр, мм

305

Источники

Крылатая ракета представляет управляемую бомбу с крыльями и двигателем, позволяющим пролететь 1,5-2 тыс. километров до цели. Но в конечном итоге на голову противника рухнет заряд, в целом идентичный БЧ обычной, не самой крупной, авиабомбы массой 300-400 кг.

И если в локальных конфликтах на вражеские позиции “высыпают” многие тысячи тонн средств воздушного нападения, то было бы наивно полагать, что применение пары десятков “летающих бомб” может хоть как-то повлиять на ход боевых действий даже в самом несущественном конфликте. Что, собственно, подтверждается текущей хроникой событий: несмотря на ракетные удары ВМФ России и десятки уничтоженных штабов террористов, войне в Сирии не видно конца.

Факт: В ходе операции “Буря в пустыне” военно-воздушные силы коалиции сбросили на позиции иракской армии 144 тысячи тонн бомб. 30% ударов пришлось на высокоточное управляемое оружие, в том числе почти триста крылатых ракет “Томагавк”. В результате ракетно-бомбовой феерии войска Саддама были вынуждены покинуть занятый ранее Кувейт. Однако, несмотря на все выдуманные и реальные потери, ни о каком тотальном разгроме иракских вооруженных сил речи идти не могло. Ирак сохранил значительную часть своего военного потенциала. Иначе с кем вновь доблестно сражались американцы двенадцать лет спустя? Тогда, кстати, пришлось выпустить по иракским целям уже 800 морских крылатых ракет. Это не считая ракетного обстрела в 1998 году (операция “Лиса пустыни”), когда по Ираку дополнительно запустили еще 218 “Томагавков”.

Из приведенной статистики видно, что боевая ценность единичных крылатых ракет, как и любых конвенционных средств, мягко говоря, невелика. Определенный эффект может возыметь лишь их массированное применение, и то лишь при непосредственном соучастии военно-воздушных сил и сухопутных войск.

КРМБ пригодны для поражения стационарных целей с заранее известными координатами, что делает невозможным их применение в условиях быстро сменяющейся обстановки на поле боя. Ситуацию осложняют часы ожидания, когда медлительная ракета (0,6-0,8М) доберется до цели… Наконец, неадекватно высокая стоимость КРМБ по сравнению с обычными авиационными боеприпасами: до $2 млн. долл. за серийный “Томагавк”. Стоимость российских “Калибров” засекречена, но с учетом их штучного производства она превышает стоимость аналогичного “Томагавка” в несколько раз.

Крылатые ракеты морского базирования — вспомогательный элемент для усиления огневой мощи ВВС. И они совсем не похожи на растиражированное в прессе “чудо-оружие”, способное в мгновение ока стереть с земли все базы и армии “вероятного противника”.

Факт: по состоянию на 2016 год ВМФ России располагает 17-ю носителями КРМБ семейства “Калибр”. Среди них:

Многоцелевая атомная подводная лодка К-560 “Северодвинск” (пр. 885 “Ясень”). В средней части атомохода расположено восемь пусковых шахт СМ-343 по четыре ракетные ячейки в каждой (суммарный боекомплект — 32 “Калибра”).

Фрегат пр. 22350 — “Адмирал Горшков”. Установленный на нём корабельный стрельбовый комплекс (УКСК) позволяет разместить на борту 16 “Калибров”.

Три фрегата пр. 11356: “Адмирал Григорович”, “Адмирал Эссен” и “Адмирал Макаров”. На кораблях установлен модуль УКСК на восемь ячеек для “Калибров”.

Сторожевой корабль “Дагестан” (пр. 11661К). Имеет аналогичный модуль УКСК на восемь ячеек.

Малые ракетные корабли пр. 21631 “Буян-М”, пять единиц. Имеют все тот же модуль УКСК на восемь ячеек.

Дизель-электрические подводные субмарины пр. 636.3 (модернизированные “Варшавянки”), шесть единиц проекта. Имеют в боекомплекте четыре КРМБ (запускаются через стандартные 533 мм торпедные аппараты).

Итого: 17 кораблей-носителей с размещенными на них 144 ракетами “Калибр”.

Второй крупный оператор крылатых ракет морского базирования — ВМС США. Они располагают значительно более внушительным арсеналом КРМБ и их носителей. “Томагавки” могут быть размещены на борту 85 надводных боевых кораблей и 57 подводных атомоходов.

Все американские крейсеры и эсминцы оснащены универсальными пусковыми ячейками — от 90 до 122 на каждый корабль (лишь у “Замволтов” их число было сокращено до 80). Как показывает практика, при проведении ударных и “карательных” операций до половины пусковых шахт корабля может быть отдано под размещение “Томагавков”. Тем не менее, при несении обычного боевого дежурства число крылатых ракет на борту невелико или они отсутствуют вообще. Большая часть УВП, как правило, пустует ввиду отсутствия адекватных задач и желания командования сократить количество инцидентов путем сокращения числа “опасных игрушек” на борту. Оставшиеся шахты заняты зенитными ракетами, космическими перехватчиками, а также противолодочными ракетоторпедами “Асрок”.

Основной способ размещения “Топоров” на американских подводных лодках — 12 вертикальных шахт в носовой части “Лос-Анджелесов” и “Вирджиний”. Часть устаревших “Лосей” способны запускать КРМБ горизонтальным способом через торпедные аппараты.

Подобным образом хранится и применяется боекомплект лодок “Сивулф” (8 ТА, до 50 морских боеприпасов, в т.ч. КРМБ “Томагавк”).

Наконец, подводные ракетоносцы типа “Огайо”. Четыре из 18 построенных ПЛАРБ в рамках договора СНВ были перестроены в носители крылатых ракет. По семь “Томагавков” в каждой из 22 шахт, где ранее размещались стратегические ракеты “Трайдент”. Оставшиеся две шахты переоборудованы в шлюзовые камеры для выхода боевых пловцов. Итого: каждая подлодка специальных операций может иметь на борту 154 “Топора”. Впрочем, на практике все иначе: пусковые стаканы установлены только в 14 шахтах, остальные восемь отданы под размещения водолазного оборудования. Рекордный залп принадлежит подлодке “Флорида”, запустившей за одну ночь 93 “Томагавка” (операция против Ливии, 2011 г.).

Ввиду высокой унификации ракет и возможности их размещения в любой конфигурации, в соответствии с текущей ситуацией и задачами флота, установить точное число КРМБ на кораблях ВМС США является невозможным. Из представленных фактов видно, что оно может достигать несколько тысяч единиц.

Краткое описание ракет

ЗМ-14 “Калибр” (противокорабельный вариант ЗМ-54 не рассматривался, т.к. конструктивно имеет мало общего с тактической крылатой ракетой БД).

Длина — от 7 до 8,2 метра.
Стартовая масса — по различным данным, от 1,77 до 2,3 тонны.
Дальность полета — от 1,5 тыс. в конвенционном до 2,5 тыс. км в ядерном оснащении (с относительно легкой спец БЧ).
Масса фугасной боевой части — 450-500 кг.

Управление в полете и способы наведения на цель: на маршевом участке ракета управляется инерциальной системой, а также использует данные спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Наведение производится на радиоконтрастную наземную цель с помощью радиолокационной головки самонаведения АРГС-14.

Первые испытательные пуски с отечественных кораблей — 2012 год. При этом экспортные модификации “Калибра” (Club) успешно поставлялись за рубеж уже с 2004 г.

BGM-109 TOMAHAWK

Оригинальный “Боевой топор” с ядерной БЧ был принят на вооружение в 1983 году. В 1986 году появился его конвенционный аналог BGM-109C с фугасной БЧ, с того момента начался рост популярности крылатых ракет.

Ниже представлены данные по модификации RGM/UGM-109E “Тактический Томагавк”, которая является основной модификацией КРМБ, стоящей на вооружении ВМС США. Основные изменения направлены на снижение стоимости боеприпасов (ракеты — не ценность, а расходный материал войны). Уменьшение массы, корпус из дешевого пластика, турбовентиляторный двигатель с минимальным ресурсом, три киля вместо четырех, из-за своей “хрупкости” ракета более непригодна для запуска через ТА. В плане точности и гибкости применения новая ракета, наоборот, превосходит все предыдущие версии. Двухсторонний спутниковый канал связи позволяет перенацеливать ракету прямо в полете. Появилась возможность стрельбы только по координатам GPS (без необходимости иметь фотоизображения и радиоконтрастные образы цели). Классические TERCOM (система навигации, измеряющая высоту рельефа по маршруту полета) и DSMAC (оптические и тепловые датчики, определяющие цель, сверяя данные с загруженной в память ракеты “картинкой”) дополнены ТВ-камерой для визуального контроля состояния цели.

Длина — 6,25 м.
Стартовая масса — 1,5 тонны.
Дальность полета — 1,6 тыс. км.
Масса боевой части — 340 кг.

Некоторые выводы из вышесказанного

1. Крылатые ракеты не являются прославленным “чудо-оружием”. Разрушительная мощь КРБД сопоставима с авиабомбой калибра 500 кг. Можно ли выиграть войну, сбросив на противника всего одну или несколько бомб? Ответ: конечно же, нет.

2. Возможность обстрела целей в глубине территории противника также не является прерогативой КРБД. На вооружении ВКС России имеются тактические крылатые ракеты воздушного базирования с дальностью полета в 5 тыс. км, что значительно превышает показатели любых “Калибров”.

3. Договор по ограничению РСМД, на который ссылаются фанаты “Калибра”, не стоит ломаного гроша. Прежде чем радоваться тому, как был обойден запрет на размещение на суше крылатых ракет с дальностью полета свыше 500 км, нужно подумать: а нужно ли такое оружие вообще? Данная ниша давно и прочно занята авиацией: самолеты “накроют” любую цель, гораздо быстрее и на большем расстоянии, чем способен “Калибр”.

4. Истории на тему того, как пять ракетных катеров прячутся в затонах Волги и “держат под прицелом” всю Европу, оставим на совести журналистов. Возня с МРК, у которого из серьезного вооружения только 8 крылатых ракет, означает одно: ОСК не способна построить боевой корабль океанской зоны, занимаясь профанацией и осваивая средства ГПВ-2020. Такие катера с “Калибрами” не значат ничего на фоне мощи воздушно-космических сил России.

5. Уничтожение объектов американской ПРО в Европе. Поверьте, для этого существуют гораздо более эффективные и действенные способы, чем горстка дозвуковых ракет, которым потребуются часы, чтобы доползти до Румынии.

6. С учетом той разницы в количестве крылатых ракет и их носителей запрет на размещение ядерного вооружения на кораблях (за исключением 14 стратегических подлодок) был безусловной победой российской дипломатии над американской стороной.

7. Надводные боевые корабли строятся как платформы для размещения зенитного вооружения. Это факт. Посмотрите на рождение “Иджисов”, “Тикондерог” и отечественных крейсеров класса “Орлан”. На количество зенитных ракет, радаров и ЗРК на их борту.

Облик ракетного крейсера определяют не ракетные шахты с "Томагавками". Главная конструктивная особенность "Тикондерог" — огромная надстройка с размещенными на её стенах восьмиугольниками антенн радара SPY-1.

Пуски сотен “Томагавков” — дань унифицированной установке вертикального пуска. Позволяющей принять на борт КРМБ вместо части зенитного боекомплекта. Но никак не первостепенная задача для крупного боевого корабля.

(По материалам сайта rusvesna.ru)

Томахок (англ. BGM-109 Tomahawk, [’tɒmə‚hɔ:k] - Томагавк) - американская многоцелевая высокоточная дозвуковая крылатая ракета (КР) большой дальности, стратегического и тактического назначения. Находится на вооружении кораблей и подводных лодок ВМС США, использовалась во всех значительных военных конфликтах с участием США.


BGM-109 Tomahawk разрабатывалась в целом ряде модификаций, включающих:
  • Ракеты морского базирования SLCM (англ. Sea-Launched Cruise Missile): BGM-109A/…/F, RGM/UGM-109A/…/E/H
  • Ракеты наземного базирования GLCM (англ. Ground-Launched Cruise Missile): BGM-109G
  • Ракеты воздушного базирования MRASM (англ. Medium-Range Air-to-Surface Missile): AGM-109C/H/I/J/K/L

История


В 1971 году руководство Военно-морских сил США инициировало работы по изучению возможности создания стратегической крылатой ракеты (КР) с подводным запуском. В начальной фазе работ рассматривались два варианта КР:
Первый вариант предусматривал разработку тяжелой КР с подводным стартом и боль­шой дальностью полета - до 3000 миль (5500 км) и размещение ракет на борту пяти ПЛАРБ типов «Джордж Вашингтон» и пяти типа «Этен Аллен» в пусковых установках БРПЛ UGM-27 «Поларис» (диаметром 55 дюймов), снимае­мых с вооружения. Тем самым ПЛАРБ становились носителями стратегических крылатых ракет ПЛАРК.

Второй вариант предполагал разработку более лёгкой КР под 533-мм (21 дюйм) торпедные аппараты подводных лодок с дальностью полета до 1500 миль (2500 км).


2 июня 1972 года был выбран более лёгкий вариант под торпедные аппараты, а в ноябре того-же года промышленности были выданы контракты на разработку SLCM (англ. Submarine-Launched Cruise Missile) - крылатой ракеты подводного базирования.
В январе 1974 года два наиболее перспективных проекта были отобраны для участия в конкурсных демонстрационных пусках, а в 1975 году проектам фирм «Дженерал Дайнемикс» и «Линг-Темко-Воут» (LTV) (англ. Ling-Temco-Vought) были присвоены обозначения ZBGM-109A и ZBGM-110A, соответственно (префикс «Z» в обозначении является статусным, и в системе обозначений МО США применялся для обозначения систем находящихся «на бумаге», то есть в ранней стадии разработки).


В феврале 1976 года первая попытка пуска из торпедного аппарата (ТА) прототипа YBGM-110A (префикс «Y» в обозначении) закончилась неудачно из-за неисправности ТА. Вторая попытка также не была успешной, из-за нераскрытия консолей крыла. В марте 1976 года, учитывая два безупречных пуска прототипа YBGM-109A и его менее рискованную конструкцию, ВМС США объявила победителем конкурса по программе SLCM ракету BGM-109, а работы по проекту BGM-110 были прекращены.

В тот же период флотское руководство решает, что SLCM должна также встать на вооружение надводных кораблей, поэтому значение акронима SLCM было изменёно на англ. Sea-Launched Cruise Missile - крылатая ракета морского базирования (КРМБ). Лётные испытания YBGM-109A, включая рельефометрическую систему коррекции TERCOM (англ. Terrain Contour Matching) продолжались в течение ряда лет.

В январе 1977 года, администрация президента Джимми Картера инициировала программу названную JCMP (англ. Joint Cruise Missile Project - Проект единой крылатой ракеты), которая предписывала ВВС и ВМС вести разработку их крылатых ракет на общей технологической базе. В это время, ВВС США разрабатывали крылатую ракету воздушного базирования AGM-86 ALCM (англ. Air-Launched Cruise Missile). Одним из следствий реализации программы JCMP стало то, что дальнейшее развитие получили только один тип маршевой двигательной установки (ТРДД Williams F107 ракеты AGM-86) и системы коррекции по рельефу местности TERCOM (McDonnell Douglas AN/DPW-23 ракеты BGM-109). Ещё одним следствием, стало прекращение работ по практически готовой к запуску в производство базовой модификации КР AGM-86A и проведение конкурсных лётных испытаний за роль основной крылатой ракеты воздушного базирования между удлинённым вариантом AGM-86 увеличенной до 2400 км дальности, обозначенным, как ERV ALCM (англ. Extended Range Vehicle, позднее стал AGM-86B) и AGM-109 (модификации YBGM-109A воздушного базирования). После проведённых в период между июлем 1979-го и февралём 1980 года, лётных испытаний, AGM-86B была объявлена победителем конкурса, а разработка AGM-109 ALCM воздушного базирования остановлена.

Морской вариант BGM-109 в это время продолжал развиваться. В марте 1980 года состоялось первое надводное летное испытание серийной ракеты BGM-109A Tomahawk, с борта эс­минца типа «Спрюэнс» USS Merrill (DD-976) (англ. USS Merrill (DD-976)), а в июне того же года выполнен успешный пуск серийного «Томагавка» с подводной лодки USS Guitarro (SSN-665) (англ. USS Guitarro (SSN-665)) проекта «Стёджен». Это был первый в мире пуск стратегической КР с борта подводной лодки.
Лётные испытания КРМБ Tomahawk продолжались в течение трех лет, за это время было произведено более 100 пусков, как результат, в марте 1983 года, было объявлено о достижении ракетой эксплуатационной готов­ности и были выданы рекомендации к принятию на вооружение.


Первыми модификациями этих ракет, известными как Tomahawk Block I, были стратегические BGM-109A TLAM-N (англ. Tomahawk Land-Attack Missile - Nuclear) с термоядерной боевой частью и противокорабельные BGM-109B TASM (англ. Tomahawk Anti-Ship Missile) с боевой частью в обычном снаряжении. Первоначально, модификации КР для различных типов среды запуска, обозначались присвоением цифрового суффикса, так, индексами BGM-109A-1 и −109B-1 обозначались ракеты надводного запуска, а BGM-109A-2 и −109B-2 - подводного. Однако, в 1986 году вместо цифрового суффикса, для обозначения среды запуска, в качестве первой литеры индекса («B» - обозначавшей множественность сред запуска) стали использоваться литеры «R» для КР надводных кораблей и «U» для КР подводных лодок.
Стоимость одного запуска КР "Томахок" в марте 2011 года составляла около 1,5 миллионов долларов.

Основную сложность в противодействии крылатым ракетам типа «Томагавк» представляет задача обнаружения. Малая ЭПР ракеты накладывает ограничения на требуемую мощность радара, а маловысотный полёт - на его расположение (дальность радиогоризонта для данной высоты).


Все эти ограничения приводят к тому, что на большой дальности подобные ракеты могут быть обнаружены только с помощью самолётов ДРЛО. На средних дальностях обнаружение также возможно с помощью низковысотных обнаружителей, а также специализированными перехватчиками. На малых дальностях "Томагавки" (и им подобные крылатые ракеты) могут быть обнаружены большинством современных как военных, так и гражданских радиолокаторов.


Так как «Томагавк» летит с дозвуковой скоростью, не может маневрировать с большими перегрузками, а также не может использовать ложные цели, то обнаруженная ракета уверенно поражается любыми современными средствами ПВО и ПРО, удовлетворяющими ограничениям по высотности.
Перспективным также представляется использование средств оптико-радиоэлектронной борьбы (в частности - шумопостановщиков, подавляющих сигнал GPS), что позволит значительно снизить точность попадания ракеты, а следовательно - и опасность для обороняемого объекта.

Носители

  • 23 АПЛ типа «Лос-Анджелес», 12 КР;
  • 4 АПЛ типа «Огайо», по 154 КР;
  • 3 АПЛ типа «Сивулф», до 50 зарядов к торпедным аппаратам, в том числе крылатые ракеты;
  • 3 АПЛ типа «Вирджиния», до 12 КР;
  • Британская ударная АПЛ «Астьют» (2007, первая из четырех этого класса), водоизмещение 7200/7800 тонн, срок службы ~ 30 лет, 6 торпедных установок, 48 торпед и ракет;
  • 54 эсминца класса «Арли Бёрк» (англ. «Arleigh Burke» в строю и ещё 8 строятся на верфях Брансуика и Паскагулы, вооружение 90/96 (в зависимости от серии корабля) ПУ "Иджис" ; В универсальном варианте вооружения корабль несет 8 "Томагавков", в ударном - 56.
  • 22 ракетных крейсера класса «Ticonderoga», 122 ПУ "Иджис", в стандартном варианте - 26 КР;
  • С 2013 года спуск 2 новых эсминцев серии DDG-1000 с 80 ПУ каждый

Боевое применение

  • Война в Персидском заливе (1991)
  • Операция «Решительная сила» (1995)
  • Операция «Удар в пустыне» (1996)
  • Операция «Лиса пустыни» (1998)
  • Война НАТО против Югославии (1999)
  • Вторжение в Ирак (2003)
  • Интервенция в Ливию (2011)

В каком-то смысле, именно крылатые ракеты оказались первыми боевыми беспилотниками, только одноразовыми. О различиях боевого применения КР и БПЛА в своей статье на страницах ИА «Оружие России» рассуждает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Боевое применение крылатых ракет началось раньше, чем БПЛА. Родоначальником этого класса оружия в его современном понимании стали американские ракеты, в первую очередь – КРМБ BGM-109 «Томагавк», которые теперь воспринимаются почти как синоним самого понятия «крылатая ракета».

ВМС США заказали у компании Raytheon 361 крылатую ракету Tomahawk Block IV общей стоимостью 337,84 млн. долларов

«Томагавк» стал чрезвычайно удачным оружием, несмотря на такие серьезные недостатки, как низкая скорость при полном отсутствии оборонительных возможностей. Главным преимуществом «Томагавков» является безопасность и безнаказанность их применения при весьма высокой эффективности , это позволяет пренебречь указанными недостатками.

США уже истратили в войнах более 1,9 тыс. КРМБ и КРВБ с достаточно хорошими результатами. Хотя имели место промахи и потери ракет по различным причинам, большинство из них поразило назначенные цели.

В ВМС США носителями КРМБ являются 7 типов кораблей .

1. ПЛАРК типа «Огайо» (4 ед.) – до 154 КРМБ на каждой в специальных шахтах (вместо шахт для БРПЛ).

2. ПЛА типа «Вирджиния» (9 ед., всего будет построено 30-40) – на каждой по 12 КРМБ в специальных шахтах, еще до 38 могут, наряду с торпедами и ПКР «Гарпун», входить в состав боезапаса, предназначенного для стрельбы через торпедные аппараты.

3. ПЛА типа «Сивулф» (3 ед.) – на каждой до 50 КРМБ в составе боезапаса, выстреливаемого через ТА.

4. ПЛА типа «Лос-Анджелес» (42 ед. + 1 в резерве, постепенно выводятся из состава ВМС) – на каждой по 12 КРМБ в специальных шахтах (на 31 ПЛА) и до 37 в составе боезапаса, выстреливаемого через ТА.

5. Крейсера типа «Тикондерога» (22 ед.) – на каждом до 122 КРМБ в 2 УВП Мк41.

6. Эсминцы типа «Арли Бёрк» (60 ед., будет 75 или 99) – до 90 КРМБ в 2 УВП Мк41 на первых 28 кораблях, до 96 на следующих.

7. Эсминцы типа «Замволт» (будет построено 3) – на каждом до 80 КРМБ в 2 УВП Мк57.

Всего на вооружении ВМС США имеется примерно 2,5-2,8 тыс. КРМБ, в первую очередь – последней модификации «Тактический Томагавк» (недавно была заказана еще 361). Необходимо отметить, что эта ракета не может запускаться из торпедных аппаратов ПЛА, а только из специальных шахт.

В ВВС США единственным носителем КРВБ является стратегический бомбардировщик В-52 , способный нести до 20 таких ракет (AGM-86 и AGM-129). Количество В-52 в составе ВВС теоретически достигает 89, из них 13 находятся на базе – складе Дэвис-Монтан.

Предположительно, общее количество В-52 будет в ближайшее время сокращено до 40-50 машин, они останутся в строю до 2044 г. Сейчас в ВВС имеется примерно 1,6 тыс. КРВБ (всего было изготовлено 1733 AGM-86 и 676 AGM-129).

Носители крылатых ракет армии Великобритании

Кроме США, «Томагавки» состоят на вооружении ВМС Великобритании, ими оснащены все английские ПЛА (6 типа «Трафальгар» и 2 типа «Эстьют», последних также будет построено 6).

Очень высокая эффективность, высокая дальность полета (1,2-2,5 тыс. км в зависимости от модификации), безопасность и безнаказанность применения при относительной дешевизне американских «Томагавков» породили значительный интерес к крылатым ракетам.

Основные конкуренты «Томагавкам»

На сегодняшний день основными конкурентом «Томагавкам» являются семейства крылатых ракет «Яхонт»-«Оникс»-«Брамос» (российско-индийские) и (Club) (российские). Крылатая отличается достаточно мощной БЧ (250 кг) и большой дальностью полета (300 км) при очень высокой скорости полета (до 2,5М) и минимальной высоте полета 5 м, что делает ее практически неуязвимой для любых существующих средств ПВО/ПРО.

Кроме того, эта ракета универсальна по носителям ( , надводные корабли, истребители Су-30, наземные ПУ). С точки зрения скорости и универсальности это семейство ракет превосходит американские КР «Томагавк» (уступая ему по дальности), а других аналогов не имеет в принципе.

Уже сейчас все 10 подлодок пр. 877, 5 эсминцев типа «Раджпут», 3 последние эсминца типа «Дели», все фрегаты пр. 17 и «Талвар» ВМС Индии имеют на вооружении ПКР «Брамос». Ими же будут вооружаться эсминцы типа «Калькутта», которых предполагается построить от 7 до 11 единиц.

Пусковые установки ракет BrahMos на эсминце Rajput ВМС Индии

Очевидно, будет широко использоваться наземный вариант ракеты, носителями «Брамосов» станут все (более 270) Су-30 ВВС Индии. В самой России носителей КР «Оникс» будет гораздо меньше. Пока это лишь перспективные ПЛА пр. 885М , кроме того, на эти ракеты предполагается перевооружить ПЛА проекта 949А.

Комплекс «Бастион» предлагается в двух вариантах подвижном «Бастион-П» и стационарном «Бастион-С»

Также в России, Вьетнаме и Сирии имеется на вооружении береговой вариант ракет «Оникс»-«Яхонт» (он называется ). Важнейшее преимущество ракет «Калибр» (Club) заключается в возможности скрытого базирования в контейнерах, по виду ничем не отличающихся от обычных грузовых.

Соответственно, они могут применяться с гражданских судов (причем контейнеровозы могут нести сотни таких ракет), автомобильных трейлеров, железнодорожных составов. Имеется ли у самой России или какой-то другой страны такой вариант «Калибра» в развернутом состоянии – неизвестно.

Зато известно, что эти ракеты состоят на вооружении дизельных ПЛ пр. 877 и 636 ВМФ РФ, ВМС КНР, Индии, а в будущем и Вьетнама. Они могут применяться также с российских ПЛА пр. 971, перспективных фрегатов проекта 11356 и , корветов проекта 20385, индийских фрегатов типов «Талвар» и «Шивалик» (пр. 17).

Эти ракеты могут поражать наземные и надводные цели, имеется и противолодочный их вариант. Вообще, оба этих семейства превосходят «Томагавк» с точки зрения универсальности ПУ.

С учетом высокой скорости полета, возможность применения с наземных ПУ и с самолетов тактической (фронтовой) авиации делает российские ракеты более функциональными, чем американские, хотя и уступают им в дальности полета.

Большого внимания заслуживает крылатая ракета наземного базирования DH-10 (размещается в мобильных пусковых установках по три ракеты на каждой)

При этом Индия создает и собственную крылатую ракету «Нирбэй». Она будет столь же универсальна по носителям, как и «Брамос», а дальность полета достигнет 1 тыс. км, правда ее скорость будет дозвуковой. Кроме указанных стран, крылатые ракеты создают государства, которые имеют для этого технологические возможности, и при этом готовы к серьезной войне. Это Китай, Тайвань, Республика Корея, Пакистан.

Причем для Тайваня массовое развертывание крылатых ракет различных видов базирования является единственным (хотя и весьма призрачным) шансом на спасение в случае китайской агрессии.

Естественно, активнее всего крылатые ракеты создает Китай, в чьем распоряжении имеются как советские , полученные с Украины, так и «Томагавки» приобретенные в Пакистане. Путем их синтеза созданы ракеты DH-10 и CJ-10, которые могут использоваться против как наземных, так и надводных целей, применяться с автомобильных, корабельных ПУ, а также с бомбардировщика Н-6М.

Путем синтеза имеющихся ракет созданы ракеты CJ-10

Предполагается, что эти ракеты сочетают сверхзвуковую скорость с очень высокой дальностью (2,5-4 тыс. км). Создается также семейство дозвуковых крылатых ракет HN, которые будут запускаться с различных ПУ, включая тактический бомбардировщик JH-7, ПЛ, эсминцы и фрегаты пр. 054А.

В Республике Корея создано семейство дозвуковых КРМБ «Хюнму-3» с дальностью полета от 500 до 2000 км, запускаемых с имеющихся ПЛ и эсминцев, а также с перспективных фрегатов типа «Инчхон».

Тайвань создает крылатые ракеты на базе ПКР «Сюн Фэн-2». Они являются дозвуковыми, их дальность полета составляет, по различным данным, от 600 до 1000 км. В зону их досягаемости попадает значительная часть крупнейших городов и объектов «новой экономики» на юго-востоке Китая, наиболее развитого региона КНР.

В сочетании с многочисленными «Сюн Фэнами» в варианте собственно ПКР (включая сверхзвуковую «Сюн Фэн-3») они могут создать Китаю определенные проблемы в случае попытки силового решения «тайваньской проблемы», хотя вряд ли предотвратят захват острова. О пакистанских крылатых ракетах «Бабур» и «Раад» было сказано в статье «Неофициальные потенциалы».

В той же статье говорилось о том, что Израиль способен применять КРМБ, в т.ч. в ядерном снаряжении, с ПЛ типа «Долфин», однако не очень понятно, какие именно это ракеты. По-видимому, речь идет о морском варианте авиационной ракеты «Попай», дальность которой, возможно, достигает 1,5 тыс. км. Крылатые ракеты воздушного базирования имеют меньшую дальность полета, чем КРМБ, из-за ограничений по массе и габаритам.

Кроме «Брамоса» и китайской HN-1, к таковым относятся американская ракета JASSM AGM-158, дальность которой составляет 360 км, а последней модификации – 980 км. Ее носителями являются практически все американские боевые самолеты.

Немецко-шведская КРВБ «Таурус» с дальностью 500 км

Европейские истребители могут вооружаться немецко-шведской КРВБ «Таурус» с дальностью 500 км и англо-французской «Сторм Шэдоу»/ «Скальп» с дальностью 250 км. Все эти ракеты являются дозвуковыми. Высокая точность и значительная дальность, превышающая радиус действия подавляющего большинства или даже всех ЗРК, гарантируют дальнейшее расширение применения крылатых ракет всех вариантов базирования.

Эти ракеты могут успешно применяться как в классических, так и в противопартизанских войнах. При этом, разумеется, основной зоной разработки, производства и применения этого класса оружия станет новый центр мира – Азия.

Поделиться