Иосиф бродский - собрание сочинений. Иосиф бродский - собрание сочинений Популярные произведения бродского


Бродский Иосиф Александрович - без малейшей доли сомнения один из крупнейших русских поэтов ушедшего столетия, за свою весьма недолгую, по нынешним меркам, жизнь возвел гигантский дворец стихотворений, поэм, а также произведений специфического, лично им созданного поджанра - "больших стихотворений". До глубины души верный сложившимся традициям русских классиков - Пушкина, Лермонтова, - он молниеносно расширял поле своей плодотворной творческой работы.

Родился на Выборгской стороне в семье военного фотокорреспондента. Имя получил в честь Иосифа Сталина. Отец Бродского служил на флоте, затем работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах, мать Бродского была бухгалтером. Раннее детство Иосифа Бродского пришлось на годы войны, блокады, затем — послевоенной бедности и тесноты. В 1942 году после блокадной зимы мать с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец.

В 1955 году, закончив семь классов и начав восьмой, Иосиф Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием Бродского финансово поддержать семью. Безуспешно пытался поступить в школу подводников. В 16 лет загорелся идеей стать врачом, месяц работал помощником прозектора в морге при областной больнице, анатомировал трупы, но в конце концов отказался от медицинской карьеры. Кроме того, в течение пяти лет после ухода из школы Бродский работал истопником в котельной, матросом на маяке, рабочим в пяти геологических экспедициях. В то же время он очень много, но хаотично читал — в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки, переводить польских поэтов. Начал писать стихи 1956—1957 годах. Одним из решающих толчков стало знакомство с поэзией Бориса Слуцкого. Несмотря на то что Бродский не писал прямых политических стихов против советской власти, независимость формы и содержания его стихов плюс независимость личного поведения приводили в раздражение идеологических надзирателей.

В 1958 г. Бродский с друзьями рассматривал возможность бегства из СССР путём угона самолёта, но затем отказался от этого замысла. Этот дерзкий замысел у будущего нобелевского лауреата и двух его товарищей родился в стенах редакции «Смены». В 1959 году знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой.

14 февраля 1960 года состоялось первое крупное публичное выступление Иосифа Бродского на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры им. Горького с участием А. С. Кушнера, Г. Я. Горбовского, В. А. Сосноры. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал.

В августе 1961 года в Комарово Евгений Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой. Вместе с Найманом и Рейном, Бродский входил в последнее окружение Анны Ахматовой называемое «ахматовскими сиротами». В 1962 году во время поездки в Псков он знакомится с Н. Я. Мандельштам, а в 1963 году у Ахматовой — с Лидией Чуковской.

В 1962 году Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову. Первые стихи с посвящением «М. Б.» — «Я обнял эти плечи и взглянул...», «Ни тоски, ни любви, ни печали...», «Загадка ангелу» датируются тем же годом. Они окончательно расстались в 1968 году после рождения общего сына Андрея Басманова.

8 января 1964 года «Вечерний Ленинград» опубликовал подборку писем читателей с требованиями наказать «тунеядца Бродского». 13 февраля 1964 года Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве. Два заседания суда над Бродским были законспектированы Фридой Вигдоровой и составили содержание распространявшейся в самиздате «Белой книги». Все свидетели обвинения начинали свои показания со слов: «Я с Бродским лично не знаком...», перекликаясь с образцовой формулировкой травли Пастернака: «Я роман Пастернака не читал, но осуждаю!..».

Суд над поэтом стал одним из факторов, приведших к возникновению правозащитного движения в СССР и к усилению внимания за рубежом к ситуации с правами человека в СССР. Стенограмма Фриды Вигдоровой была опубликована в нескольких влиятельных зарубежных СМИ: «New Leader», «Encounter», «Figaro Litteraire». В конце 1964 года письма в защиту Бродского были отправлены Д. Д. Шостаковичем, С. Я. Маршаком, К. И. Чуковским, К. Г. Паустовским, А. Т. Твардовским, Ю. П. Германом.

13 марта 1964 года на втором заседании суда Бродский был приговорён к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию — пяти годам ссылки с обязательным привлечением к труду по Указу «Об ответственности за тунеядство». Бродский был сослан в Коношский район Архангельской области и поселился в деревне Норенская. В ссылке Бродский продолжает писать: «Шум ливня...», «Песня», «Зимняя почта», «Одной поэтессе» написаны в эти годы. Изучает английскую поэзию. Несколько стихотворений Иосифа Бродского было опубликовано в коношской районной газете «Призыв».

Через полтора года наказание было отменено под давлением мировой общественности (в частности, после обращения к советскому правительству Жана-Поля Сартра и ряда других зарубежных писателей). В сентябре 1965 года Бродский по рекомендации Чуковского и Бориса Вахтина был принят в профгруппу писателей при Ленинградском отделении Союза писателей СССР, что позволило в дальнейшем избежать обвинения в тунеядстве. Бродский начинает работать как профессиональный переводчик по договору с рядом издательств.

В 1965 году большая подборка стихов Бродского и стенограмма суда были опубликованы в альманахе «Воздушные пути-IV» (Нью-Йорк). В своих интервью Бродский противился навязываемому ему — особенно американской интеллигенцией — образу борца с Советской властью. Он делал утверждения вроде: «Мне повезло во всех отношениях. Другим людям доставалось гораздо больше, приходилось гораздо тяжелее, чем мне».

12 мая 1972 года Бродского вызвали в ОВИР ленинградской милиции и поставили перед выбором: эмиграция или тюрьмы и психбольницы. 4 июня Иосиф Бродский был вынужден покинуть родину. Он уезжает в США, где получает признание и нормальные условия для литературной работы. Бродский начал работать в должности приглашённого профессора на кафедре славистики Мичиганского университета в г. Энн-Арбор: преподавал историю русской литературы, русской поэзии XX века, теорию стиха. В 1981 году переехал в Нью-Йорк. Не окончивший даже школы Бродский работал в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском.

На Западе, вышло восемь стихотворных книг Бродского на русском языке: «Стихотворения и поэмы» (1965); «Остановка в пустыне» (1970); «В Англии» (1977); «Конец прекрасной эпохи» (1977); «Часть речи» (1977); «Римские элегии» (1982); «Новые стансы к Августе» (1983); «Урания» (1987); драма «Мрамор» (на русском языке, 1984). Бродский получил широкое признание в научных и литературных кругах США и Великобритании, удостоен Ордена Почётного легиона во Франции. Занимался литературными переводами на русский (в частности, перевёл пьесу Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы») и на английский — стихи Набокова.

В 1990 году Бродский женился на русско-итальянской переводчице Марии Соццани. С их общей дочерью он говорил по-английски.

Умер Иосиф Бродский от инфарктa в ночь на 28 января 1996 года в Нью-Йорке. Похоронен в одном из любимейших городов — Венеции — на кладбище острова Сан-Микеле.

На стихи И. А. Бродского писали песни Евгений Клячкин, Александр Мирзаян, Александр Васильев, Светлана Сурганова, Диана Арбенина, Петр Мамонов и другие авторы.

Fondamenta degli incurabili (Набережная Неисцелимых). fb2
Демократия! . fb2
Из книги эссе. fb2
Избранное. fb2
Интервью Иосифа Бродского. fb2
Как читать книгу. fb2
Коллекционный экземпляр. fb2
Конец прекрасной эпохи. fb2
Меньше единицы. fb2
Мрамор. fb2
На стороне Кавафиса. fb2
Напутствие. fb2
Нобелевская лекция. fb2
Новые стансы к Августе. fb2
О Достоевском. fb2
Об одном стихотворении. fb2
Остановка в пустыне. fb2
Пейзаж с наводнением. fb2
Полторы комнаты. fb2
Посвящается позвоночнику. fb2
Послесловие к "Котловану" А Платонова. fb2
Похвала скуке. fb2
Похороны Бобо. fb2
Поэт и проза. fb2
Проза и эссе. fb2
Путеводитель по переименованному городу. fb2
Путешествие в Стамбул. fb2
Собрание сочинений. fb2
Сочинения Иосифа Бродского. Том VI. fb2
Сочинения Иосифа Бродского. Том VII. fb2
Стихи (2). fb2
Стихи (3). fb2
Стихи (4). fb2
Стихи. fb2
Стихотворения и поэмы. fb2
Трофейное. fb2
Урания. fb2
Часть речи. fb2
Шествие. fb2

Русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, автор пьес; писал также на английском языке.

В 1972 Иосиф Бродский эмигрировал в США. В стихах (сборники «Остановка в пустыне», 1967, «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», оба 1972, «Урания», 1987) осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительные черты стиля - жесткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложненным ассоциативным образам, культурным реминисценциям (иногда приводящее к герметичности поэтического пространства). Эссе, рассказы, пьесы, переводы. Нобелевская премия (1987), кавалер ордена Почетного легиона (1987), обладатель Оксфордской премии Honori Causa.

Стремясь к двуязычию, Иосиф Бродский писал также по-английски эссе, литературную критику, стихи. Бродский сумел расширить возможности русского поэтического языка. Художественный мир поэта универсален. В его стилистике усматривают влияние барокко, неоклассицизма, акмеизма, английской метафизической поэзии, андеграунда, постмодернизма. Само существование этой личности стало воплощением интеллектуального и нравственного противостояния лжи, культурной деградации. Изначально, из-за процесса о «тунеядстве», Бродский стал некой нарицательной фигурой независимого художника, сопротивлявшегося общепринятому лицемерию и насилию - и на родине, и вне ее. До 1987 в СССР он фактически был поэтом для «посвященных»: хранение дома его стихов не только считалось предосудительным, но было наказуемо, тем не менее его стихи распространялись испытанным в советские времена способом - с помощью Самиздата.

Международная известность пришла к поэту уже после публикации его первого сборника на Западе в 1965 году. В СССР до 1987 года Иосиф Бродский практически не издавался. Некоторые строчки Бродского общеизвестны как афоризмы-формулы: «Смерть - это то, что бывает с другими» или «Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность». Мир творений Бродского отразил сознание значительной интеллектуальной группы выходцев из России, и в целом людей «исхода», живущих на грани двух миров, по выражению В. Уфлянда, «бродского человечества»: эти новые странники, словно продолжая судьбы романтических скитальцев, подобны некой соединительной ткани разных культур, языков, мировоззрений, быть может, на пути к универсальному человеку будущего.

Поэт Иосиф Бродский скоропостижно скончался в Нью-Йорке 28 января 1996 года, не дожив до 56 лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции.

Не просто перечень книг, рожденный росчерком пера выдающегося поэта и эссеиста. Это его собственный путь познания литературы. Он оптимизирован для личности, живущей в 70-х годах прошлого века. Ведь человек должен прочитать много хороших книг, прежде чем стать поэтом или писателем. Бродский считал ценностью и добродетелью эстетов своего поколения то, что люди из него, действуя «исключительно по интуиции», проложили дороги для творчества во враждебной человечеству, в принципе, тоталитарной среде.

Иосиф Александрович - человек удивительный. Уникальна и его биография. Не правда ли, это выглядит как-то по-особенному - быть поэтом и эссеистом, творящим одновременно для двух диаметрально противоположных стран, СССР и США и, пройдя путь поэта до конца, оказаться похороненным в Венеции, родине эпохи Возрождения и X регионе Римской империи!

Пожилая женщина, когда-то попыталась предсказать судьбу молодого Бродского: «Он - славный... малый, однако боюсь, что плохо кончит». Так оно и получилось с Иосифом Александровичем: в СССР его перестали издавать, после чего он оказался в США.

Признание Бродского за рубежом

Список Бродского, как известно, был написан им в средине семидесятых годов прошлого века, во время вынужденной эмиграции в Соединенные Штаты. За океаном он пребывал в статусе профессора пяти американских колледжей. Присвоение ученых званий человеку, занимавшемуся самообразованием с 15 лет, было прецедентом признания его могучего интеллекта.

В США профессор последовательно проживал в трех городах: вначале в Энн-Арборе, затем в Нью-Йорке и напоследок - в Саут-Хадли.

Критерий отбора книг в список Бродского

Преподаватель не просто стремился превратить своих студентов в людей, разбирающихся в литературе. Он пытался трансформировать их отношение к языку.

Отправной точкой разработанной им маршрутной карты для адептов (списка Бродского) является цитата из стихотворения британца Уильяма Одена «Памяти У. Б. Йейтса», гласящая, что только развитое чувство языка может «ввергнуть», «втравить» человека в поэтическое искусство.

А свершить это духовное действо, не стимулировав тягу к самообразованию, невозможно. Американский профессор советского происхождения приобрел у студенчества славу чудака. Он был преподавателем уникальным, требующим от студентов творческого прочтения множества произведений, в каждом из них молодым людям нужно было уловить авторскую эстетику. Оценивать мудрый педагогический прием профессора следует не с точки зрения школяра, а с позиций поэта-практика.

Чувство языка как Альфа и Омега становления поэта

Имевший большой личный поэтический опыт и длительно державший руку на пульсе мировой культуры, Иосиф Александрович доказательно утверждал, что становление настоящего поэта происходит не от «жажды творчества» и не от четкого осмысления закономерностей создания стихотворений. Главной особенностью такой личности, по мнению Бродского, является именно «чувство языка». Без него поэзия мертва.

Русскоязычные интернет-пользователи иногда высказывают недоумение, возникающее из-за отсутствия в списке произведений поэтов Пушкина, Лермонтова, усматривая в этом какие-то политические инсинуации. В действительности же вряд ли о них может идти речь.

Ведь список Бродского писался американским преподавателем для своих студентов. А студенты-то были носителями английского языка. Поэтому в перечне, составленном поэтом, представлены авторы, тяготеющие к западным ценностям. В конце концов, мы сами виноваты: поэты, «ходящие босыми по лезвию ножа» и «режущие в кровь свои живые души», должны быть услышаны у себя на родине, восприняты, поняты именно ее людьми. Тогда бы Бродский не был арестован и сослан, и он написал бы свой список для русскоязычных студентов. И в последнем наверняка были бы и Пушкин, и Лермонтов, и многие другие…

Бродский и начало поэтической деятельности

Иосиф Александрович не делал тайной под семью замками свой путь в поэзию. Он рассказывал студентам, что в юности, лет до 15, он писал стихи эпизодически и случайно. Однажды, когда ему было 16 лет, он записался в геологическую экспедицию. Работал вблизи Китайской границы, севернее р. Амур.

В экспедиции он прочитал томик поэзии Баратынского, поэта XIX века (сподвижника Пушкина). Именно поэзия Евгения Абрамовича по своему воздействию на Бродского привела в действие его «чувство языка». Впечатление от творчества Баратынского побудило его к развитию, заставило поэта писать по-настоящему хорошие стихи.

В дальнейшем петербуржский молодой литератор принял к сведению много советов своего старшего коллеги, поэта Евгения Рейна, которого до конца своих дней считал одним из лучших в России.

Самый оригинальный преподаватель и его список

Его ученик Свен Биркетс, ставший известным литературным критиком, вспоминает, что его одногруппникам Бродский запомнился одновременно как самый худший преподаватель, с одной стороны, и самый харизматичный - с другой.

Почему худший (непривычно слышать это слово в контексте имени известного поэта)? Свен обстоятельно отвечает на этот вопрос. Дело в том, что Иосиф Александрович ровным счетом ничего не делал, чтобы увлечь основную массу студенчества литературой.

Он был индивидуалистом, и список Бродского предполагал индивидуальное освоение его каждым адептом. Зато те студенты, которые удосужились-таки прочесть книги, обозначенные в нем, всегда могли надеяться на консультацию, беседу с Мастером. По воспоминаниям современников, голос Бродского был необычайно насыщен оттенками. Говорил он слегка в нос и рассказывал всегда интересно. Друзья в шутку называли его «человеком-духовым оркестром».

Минутам его откровенной беседы со студентами цены не было.

Педагогическая методика Иосифа Александровича, по воспоминаниям Свена Биркетса, была уникальной. Педагог, скорее, не преподавал литературу, а пытался передать отношение к ней.

Иллюзия погружения в литературу

Он в начале пары кратко презентовал одно из выдающихся произведений, которыми был наполнен ужасающий некоторых студентов-лентяев список Бродского. А затем спрашивал о чувствах, вызываемых стихотворением Ахматовой либо Монтале, выводил студента на арену, произнося знаменитую цитату Сергея Дягилева: «Удивите меня». Непросто было американскому юноше или девушке объяснить, например, сумела ли успешно Ахматова изобразить сцену пожара, или же раскрыть образность «Илиады».

Далеко не всем адресовалась высшая похвала Бродского: единственное слово «замечательно». Чаще всего среднестатистический студент банально обнажал свое недопонимание. А Бродский в это время мял в руке незажженную сигарету…

Но за всем этим действом была немалая доля юмора. Выслушав старания студента, Иосиф Александрович производил свой знаменитый глубокий выдох, обводил взглядом весь класс, а затем начинал говорить. Он задавал вопросы и сам отвечал на них. Он вел своих адептов сквозь заросли звуков и ассоциаций, наполнял воображение своих слушателей осознанием поразительной силы языка. Свен Биркетс и студенты, подобные ему, уходили с тех встреч с ощущением невидимых сил, клубящихся вокруг них, но невостребованных в обычной жизни.

Американские гуманитарии оценили список

Список Бродского для чтения оказался новаторским шагом в образовании молодых американцев. Они, прежде обучавшиеся по системе Джона Дьюи, обладали навыками самостоятельного мышления, способностью критически оценивать общественные явления. Но Иосиф Александрович не признавал этой системы. На первых же занятиях он раздавал своим студентам внушительный перечень, кратко информируя адептов о том, что ближайшие два года их жизни должны быть посвящены этому канону.

Действительно, начинается с выдающихся канонических текстов список Бродского для чтения и заканчивается художественными произведениями 70-х годов прошлого века.

Очевидно, что для современных студентов этот список может быть дополнен. Среди моря художественной литературы, появляющейся ежегодно и в изобилии на книжных полках, следует выбирать книги, имеющие реальную художественную ценность. Напомним, что главным критерием при этом должно оставаться чувство языка, талантливо истолкованное Бродским.

Содержание списка Бродского. «Бхават-гита», «Махабхарата»

Список Иосифа Бродского начинается с «Бхават-гиты» (песни бога). Ценность этого сочинения заключается в его направленности на развитие духовности человека. Оно помогает ему разрешить первичный вопрос: «Кто я?», способствует достижению внутреннего состояния, необходимого для достижения духовных ценностей. При этом «Бхават-гита» охватывает бытие от повседневной жизни до жизни духовной, а также тесно связана с реальностью.

Вторым произведением, которое упоминает список Бродского к прочтению, является «Махабхарата». В ней запечатлен эпос, отражающий проблемы социальной сущности личности, соотношения ее свободы и предназначения (судьбы). Махабхарата, с одной стороны, приветствует бескорыстие, а с другой - порицает полный отказ от благ личного характера.

Ветхий Завет

Иосиф Александрович на третьей позиции среди главных книг, открывающих знаменитый список Бродского, упоминает Священное Писание христиан и иудеев - Ветхий Завет. Как известно, изначально он был написан на древнееврейском языке. Центральной философской и мировоззренческой его частью является Синайский Завет, - обязательства, наложенные Богом на народ Израиля, ставшие основой Торы (закона для исполнения).

Есть в перечне от известного поэта и дошедший до нас первый в мире бестселлер - книга о герое всего древнего мира, искателе приключений, удачливом и харизматичном царе Гильмагеше.

Античная литература

Список Бродского - это объемный перечень литературы, который можно классифицировать. Поэт не был первым человеком, составившим подобный перечень. Известный список Льва Николаевича Толстого более сбалансирован по хронологии, по направленности воздействия на читающих. Список же Иосифа Александровича направлен на то, чтобы поддерживать с ними «базовую беседу».

Сразу за духовными произведениями, по логике Бродского, следует объемный блок античной литературы: Софокл, Гомер, Геродот, Гораций, Марк Аврелий, Аристофан… Список этот неполный, в нем насчитывается порядка 20 имен. Сам Бродский в одном из интервью охарактеризовал свою приверженность мира развитием «чувства времени». Так он называл свое понимание природы времени и его влияния на людей.

Почему уделял столь пристальное внимание древнегреческой и древнеримской литературе Иосиф Александрович? Не секрет, что в литературных кругах его называли Римлянином. Поэт пользовался концептуализирующей и раскрепощающей литературной маской. Рассуждая об СССР, он иносказательно называл его «Римом».

Глубинное понимание сущности империи (культового почитания Цезаря, деспотической власти) было свойственно ему, идентифицирующему себя с опальным и сосланным поэтом Овидием.

Поэт предъявлял счет не столько советской (римской) власти, сколько интеллигенции, смирившейся с отсутствием свободы.

Список Бродского содержит вослед за античным еще несколько последовательных блоков книг. Следующий - литература эпохи Возрождения. Представлены книги и Данте Алигьери, рыцаря платонической любви.

Западная и русская поэзия

Следующим блоком в списке значится западноевропейская литература времен буржуазной общественной формации и русская поэзия серебряного века. Авторы подобраны со вкусом, соответственно их таланту и значимости литературного наследия:

  • русские: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Николай Заболоцкий, Владислав Ходасевич;
  • британские и американские: Элиот, Роберт Фрост, Марианна Мур, Уистен Оден, Элизабет Бишоп;
  • немецкие: Райнер Рильке, Ингеборг Бахман, Готфрид Бенн;
  • испанские: Фредерико Гарсиа Лорка, Антонио Мачадо, Рафаэль Альберти, Хуан Рамон Хименос;
  • польские: Збигнев Херберт, Чеслав Милош, Леопольд Стафф, Вислава Шимборска;
  • французские: Жюль Сюпервьель, Блез Сандрар, Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Анри Мишо;
  • греческие: Йоргос Сеферис, Константин Кавафис, Яннис Рицос;
  • шведские: Харри Мартинсон, Гуннар Экеллеф.

Заключение

До сих пор резонанс вызывает список Бродского. Отзывы настоящих любителей книг единодушны в том, что этот перечень, безусловно, заслуживает внимания, исходя из гениальности самого Бродского.

Возникают и споры. Отдельные читатели оспаривают целесообразность прочтения огромного массива античной литературы. Другие же им отвечают, что ценность литературы древних заключается в тонкой (сейчас так не пишут) проработке человеческих отношений.

Многие замечания читателей носят формальный характер. Кто-то напоминает, что структурно «Бхават-гита» входит в состав «Махабхараты». Кто-то сомневается в подлинности списка, мотивируя свою позицию наличием в нем произведений Николая Клюева, человека антисемитской и пропартийной направленности.

Подводя итог сказанному, стоит отметить главное: книги из списка Бродского послужили ступенями к творчеству самого Иосифа Александровича. Именно свой путь к осознанию красоты поэзии предлагает Бродский читателям своего списка.

Для кого он имеет практическую ценность? Далеко не все люди имеют специальное филологически-литературное образование. Но в некоторых из них таится поэтический или прозаический талант. Как разбудить его? Ответ очевиден: следует читать много хороших книг. И с этой точки зрения список Бродского полный - неплохой вариант для старта.

Этот книга – часть электронного собрания сочинений И. Бродского, содержащая основной корпус стихотворений и поэм. Сюда не вошли (и включены в отдельные файлы): стихотворные переводы Бродского из разных авторов на рус. язык; неоконченная поэма «Столетняя война» с примечаниями Я. Гордина; переводы стихотворений Бродского на англ. язык (самим автором и другими переводчиками); стихотворения, изначально написанные Бродским на англ. языке, и их переводы на русский язык (не автором); неоконченная поэма «История XX века», написанная на английском языке и переведенная на русский Е. Финкелем. Представлены (насколько возможно) все опубликованные в бывшем СССР оригинальные стихотворные тексты Бродского. В собрание, возможно, пока не включены некоторые ранние стихи (до 1962?), которые автор позже не захотел публиковать (например, «Земля» и «Баллада о маленьком буксире»), а также неоконченные стихи, наброски, варианты и другие малоизвестные произведения (возможно, они будут еще опубликованы).Тексты подготовлены путем сверки и вычитки электронных текстов-источников, издавна находившихся в Сети (предположительно, это были ручные наборы с ранних публикаций или «самиздата»), и OCR по изданиям: «Сочинения Иосифа Бродского», далее «СИБ» (1-е изд. в 4 тт., ред. Г. Ф. Комаров, «Пушкинский фонд», С-Пб., 1994; 2-е изд., тт. 1 и 2, ред. Я. Гордин, 1998); по утвержденному Бродским сборнику «Часть речи» (сост. Э. Безносов, М., «Художественная Литература», 1990; далее «ЧР»); и по сборнику «Форма Времени» (сост. В. Уфлянд, «Эридан», Минск, 1992; далее ФВ). При разночтениях пунктуации и мелких исправлениях текста предпочтение отдается СИБ, с исправлениями по имеющимся томам 2-го издания; при значительных отличиях текста приводятся варианты по др. публикациям или по электронному тексту-исходнику (обозначенному как «неизвестный источник»).Порядок стихотворений следует хронологическому принципу СИБ: в пределах каждого месяца, сезона, года, десятилетия сперва идут точно датированные стихотворения в хронологическом порядке, затем датированные все более и более приближенно в алфавитном порядке, т.е. датированные месяцем, сезоном, годом, затем датированные неточно, условно или вовсе не датированные – также в алфавитном порядке. Датировка следует СИБ: <1990> означает дату первой публикации, 1990? означает приблизительную датировку. Отдельные недатированные ранние стихи, не включенные в СИБ, даются по неизвестным источникам и датированы . В отдельных отмеченных случаях датировка следовала опубликованным на англ. языке при участии Бродского сборникам: «Selected Poems» (1973, далее SP), «Part of Speech» (1980, далее PS), «To Urania» (1988, далее TU) и «So Forth» (1996, далее SF).Примечания к текстам, присутствующие в СИБ, дополнены примечаниями из других публикаций (и, где необходимо, моими текстологическими пояснениями); все примечания атрибутированы. Выделенные в СИБ заглавными буквами или разрядкой слова даны курсивом.С. В.Подготовка текста: Сергей Виницкий. Собрание сочинений И. Бродскогонаходится на Сети по адресу «http://brodsky.da.ru».]

Поделиться