Накопление человеческого капитала. Накопление человеческого капитала и переход к новой общественной формации Современная теория человеческого капитала

Впервые кратко резюмированы понятие буржуазной политической экономии «человеческий капитал» и его использование в государственной практике, достижение абсолютного предела накопления человеческого капитала и неуклонное сокращение его совокупной величины, необходимо и неизбежно обостряющее конфликт между материальным развитием производства и его общественной формой вплоть до полагания начала переходного периода к коммунистической общественной формации.

Фактор «человеческого капитала» в современной государственной политике.

Если ещё лет 30 назад лишь в публикациях учёных и общественных деятелей, то в последние десятилетия уже и в документах ООН, МВФ, Всемирного Банка и национальных государств констатируется не просто изменение роли человеческого капитала в экономическом развитии, но превращение человеческого капитала в главный фактор экономического роста, имеющий долгосрочный характер. Также и в РФ этот тезис утверждается в официально принятых за последние 2-3 года документах стратегического планирования. Прежде всего, речь идёт о стратегиях социально-экономического развития РФ в целом и её отдельных субъектов. Такими документами на основании этого «исходного тезиса» установлено, что «первым» и «главным» среди стратегических приоритетов государства признано «развитие человеческого капитала».

Но что понимается под человеческим капиталом, как раскрывается объем и содержание этого, ставшего нормативным термина, и посредством чего планируется достичь этого самого «развития человеческого капитала»? Внятного и более-менее ясного, не говоря уже о полноте, определения термина «человеческий капитал» во всех этих документах не найти – его, как правило, вообще нет. Вместо этого «развитие человеческого капитала» декларируется в качестве «стратегического направления социально-экономического развития» государства и приводится перечень «направлений и проектов», включённых в это «стратегическое направление социально-экономического развития».

Отвлекаясь от некоторых несущественных различий между документами стратегического планирования, принятыми разными органами государственной власти РФ и её субъектов, можно констатировать, что все они руководствуются неким общим перечнем «направлений и проектов» развития «человеческого капитала». К таковым относятся следующие: демографическое развитие; развитие здравоохранения; развитие образования; развитие культуры; развитие физической культуры и спорта; рост уровня занятости и обеспечение социальной защиты населения. К этим, традиционным с советских времён, «отраслям социальной сферы» добавляются отдельные разделы, «обосновываемые нуждами» конкретных (как правило, значимых электорально и экономически) социальных групп (пенсионеры, льготники, молодежь и т.д.), а также рынок жилья.

Практически во всех документах стратегического планирования РФ, с которыми мне удалось познакомиться, «развитие человеческого капитала» подменено задачами достижения определённых целевых значений нескольких десятков абстрактных макроэкономических показателей демографии (целевая динамика численности населения, рождаемости, смертности и т.п.), обеспеченности мощностями социальной инфраструктурой, жилой площадью, уровня занятости, социальной защиты населения и безопасности. Что касается заложенных в такие документы пропорций между всеми этими макросоциальными показателями, а также между ними и макроэкономическими показателями, установленными в других разделах таких документов, то соразмерная пропорциональность значений одних показателей значениям всех прочих показателей и их взаимная обусловленность лишь декларируется как общетеоретическая предпосылка всего плана.

Установленные как «средние по больнице» целевые значения демографических и прочих социальных макропоказателей, характеризующих население в целом, уровень его доходов из всех источников, обеспеченности социальной инфраструктурой и жильём, являются только лишь некоторыми из показателей, которыми описываются условия, необходимые и достаточные для воспроизводства человеческого капитала. Но это отнюдь не все и далеко не все из числа таких показателей, не говоря уже о самих условиях. Совсем не в этих условиях и «средних по больнице» макропоказателях заключается действительная суть дела.

Дело здесь не только и не столько в стратегическом планировании. Современная государственная статистика не только в РФ, но и в большинстве государств мира, во исполнение рекомендаций органов статистики ООН и других международных организаций, обеспечивает сбор исходных данных, их методологически единообразное агрегирование и/или расчёт на основе этих данных этих же самых макропоказателей. Однако всё это планирование, реализация планов, статистический учёт и мониторинг результатов имеют весьма опосредствованное отношение к человеческому капиталу конкретных людей и их семей, городов и районов, региональных единиц и отдельных наций в целом. В равной мере всё это имеет весьма опосредствованное отношение также и к воспроизводству самих человеческих капиталов каждой из таких социальных групп и совокупного человеческого капитала конкретной нации и человечества в целом.

Человеческий капитал.

Капитал как таковой – это, прежде всего, общественное отношение стоимости, воспроизводящееся в условиях развитого товарного производства в качестве доминирующего отношения, подчиняющего себе все остальные отношения общественного воспроизводства. Если используется выражение «человеческий капитал», то самим этим выражением по сути логических связей между значениями составляющих его слов подразумевается, прежде всего, воспроизводящие самоё себя общественные отношения и деятельность человека по производству и воспроизводству стоимости. Это резюмируется в способностях и возможностях человека производить и воспроизводить не только товары, включая работы и услуги, на которые имеется платежеспособный спрос со стороны других людей и их (этих людей) корпораций различных типов, видов и уровней.

Но эти способности и возможности суть также способности и возможности человека воспроизводить отношения стоимости и все те общественные условия, которыми обусловлены необходимость отношений стоимости и процесса их воспроизводства, включая воспроизводство самой способности и возможностей человека производить и воспроизводить стоимости, а равно и самая деятельность человека по производству и воспроизводству стоимости. Речь идёт о способности и возможностях людей производить и воспроизводить, а равно и о способности и возможностях людей потреблять товары, включая работы и услуги, которые необходимы человеку для воспроизводства самого себя, своего общества и элементов своего материального богатства (совокупности товаров, работ и услуг).

Потребление товаров, работ и услуг может быть либо производительным потреблением, и тогда оно есть производство товаров, работ и услуг, либо потребительным производством, и тогда оно есть производство самих людей и их общества как таковых. Так вот лишь потреблением произведённых товаров, работ и услуг, осуществляемым посредством потребления возможностей, включая способности, к труду (рабочей силы), люди только и осуществляют воспроизводство самих себя, своего общества и своего материального богатства как таковых. Всякое конкретное потребление, будь оно производительное потребление, либо потребительное производство, осуществляется во вполне определённых институциональных условиях посредством применения соответствующей технологии и характеризуется не только вполне определённой совокупностью применяемых орудий и предметов труда, но и вполне определённой квалификацией и организацией этого труда, требуемых данной конкретной технологией и институциональными условиями её применения.

Совокупность знаний, навыков, умений, формируемых индивидом в процессе овладения теми или иными видами своей жизнедеятельности, в том числе профессиями, а также его реальная способность к практическому осуществлению таких видов жизнедеятельности на основе имеющегося опыта и соответствующих ему знаний, навыков и умений ныне называется совокупностью компетенций данного индивида. В этом отношении человеческий капитал, которым в данный момент характеризуется конкретный человек как индивид, – это не только и не столько совокупность компетенций и иных качественных и количественных характеристик (возраст, здоровье, образование, культура, физическая выносливость, психическая устойчивость и т.д.), которые характеризуют индивида в данное время. Указанная совокупность компетенций и всех иных личностных характеристик индивида в современной терминологии документов ООН и иных международных организаций (индекс развития человеческого потенциала, индекс человеческого развития и т.п. показатели, рассчитываемые этими организациями) есть не что иное, кроме как величина человеческого потенциала данного индивида.

Чтобы человеческий потенциал индивида превратился в капитал, стал и был человеческим капиталом, этот индивид необходимо должен вступить во вполне определённые, а именно капиталистические, экономические отношения с другими людьми по поводу производства и воспроизводства стоимостей как товаров и непрерывно пребывать в этих экономических отношениях. То есть, чтобы человеческий потенциал превратился в капитал, стал и был человеческим капиталом, последний должен феноменологически (на поверхности общественной жизни в её господствующей идеологической данности индивидам) воспроизводить также и самого себя не как человека в значении индивида, личности, но как капитал и в значении капитала. Стало быть, человек (индивид), идеологически став капиталом, должен получить феноменологическое измерение и выражение именно как капитал, в качестве капитала, то есть не только как величина стоимости, но и, в конечном итоге, как определённая денежная величина, наиболее развитой формой которой как раз и является денежная форма стоимости.

Величина человеческого капитала индивида, рассматриваемого с этой идеологически буржуазной точки зрения, есть совокупная величина стоимости всех практически применяемых, реализуемых на практике посредством этой практики его (индивида) возможностей и способностей к производству и воспроизводству самоё себя (величины человеческого капитала) и всех иных конкретных стоимостей (товаров), измеряемых определённой величиной. Эта определённая величина стоимости человеческого капитала, оцениваемая (измеряемая) участниками буржуазных экономических отношений между людьми и признаваемая посредством этих экономических отношений, иными словами называется капитализацией данного индивида на данный момент времени. В каждый момент совокупная капитализация человеческого капитала характеризуется присущей ей структурой тех видов деятельности, в которых он (этот человеческий капитал) действительно применяется, и количественным вкладом каждого из этих его видов деятельности в совокупную капитализацию (прибыль или убыток) индивида.

В условиях развитого буржуазного общества для осуществления любого вида деятельности требуются технологически и институционально обусловленные затраты (расходы) человеческого капитала в соответствующей структуре и количестве. С другой стороны, для регулярного возобновления, то есть для систематического повторения, данной деятельности посредством применения этого человеческого капитала необходимы затраты (расходы) на простое воспроизводство самого этого человеческого капитала (его сохранение в неизменности по величине и качественному состоянию). Такие расходы с буржуазной точки зрения суть не что иное, кроме как амортизация человеческого капитала, органически входящая в совокупность расходов, требующихся конкретным видом деятельности в рамках и в целях простого воспроизводства этой деятельности.

Амортизация всякого капитала подразумевает вещную форму феноменологического бытия (здесь-бытия) этого капитала, разновидностями каковой на поверхности общественной жизни являют себя не только все орудия и предметы труда, но и индивиды, занятые в процессе воспроизводства этого капитала, то есть применяющие этот капитал в процессе его воспроизводства. Этим уже подразумевается, что отнюдь не сами эти субъекты (индивиды как субъекты труда), орудия и предметы труда, но нечто иное являются капиталом как таковым. Сами же эти субъекты, орудия и предметы труда, будучи средствами воспроизводства капитала, являются всего лишь вещными (материальными) носителями или субстратами капитала, говоря латинским термином западной философии. Вещные носители капитала подвержены физическому и моральному износу, поэтому они подлежат своевременному замещению иными вещными носителями, функционально замещающими те носители капитала, которые изношены, то есть они подвержены обычной и ускоренной амортизации, соответственно их (этих применяемых вещных носителей капитала) физическому и моральному износу.

Заметим для себя следующий существенный момент: идеологическим пониманием возможностей и способности индивидов к труду как человеческого капитала, необходимо и неизбежно подлежащего амортизации, доведён до своего полного логического и исторического завершения процесс окончательного отождествления человека с носителем капитала, понимаемым только как вещное (товарное) средство воспроизводства капиталом самоё себя. Посредством этого идеологического отождествления своё окончательное историческое и логическое завершение получил не только товарный фетишизм, но также и отношение к человеку только и исключительно только как к одному из множества вещных основ или носителей капитала, предстающего в качестве высшей, доминирующей над всеми прочими, формы институциональной власти над процессом общественного воспроизводства.

Уже к концу классической эпохи развития капиталистического производства в развитых буржуазных государствах практически всякий товар, вовлеченный в экономический оборот внутри таких государств и в отношениях между ними, за некоторыми исключениями в части рабочей силы, стал продуктом капитала, то есть продуктом развитого товарного производства. Обязательное общее и профессиональное образование, массовое медицинское обслуживание населения (обязательные прививки всего населения, начиная с детства, развитие общественной гигиены и здравоохранения, поддерживаемых ветеринарными, санитарными, коммунальными и медицинскими службами, прежде всего), развитие других институциональных и идеологических моментов западной цивилизации превратили в продукт капитала также и самих человеческих индивидов.

Всем этим, собственно, и была создана материальная основа для идеологической квалификации индивидов (человека) в качестве человеческого капитала – индивид из продукта семейной хозяйственной корпорации кровного родства превратился в интегральный продукт множества корпораций всех типов, видов и уровней, деятельность которых организована как капиталистическое товарное производство, будучи подчинена воспроизводству капитала. Одновременно этим же самым процессом была создана также и материальная основа для идеологического выражения каждого индивидуального человеческого капитала в качестве некоего конкретного ансамбля различных разновидностей этого капитала, а именно профессионального (процессирующего или производственного), культурного, символического, политического и им подобных разновидностей человеческого капитала.

В то же время индивид – это не такой же точно носитель капитала, как все иные носители капитала в его товарной форме (орудие, предмет или продукт труда). В отличие от всех иных товарных форм капитала, а равно и в отличие от капитала в денежной форме, индивид является также и субъектом труда, воспроизводящего капитал, и субъектом самого этого капитала. Но это такой субъект капитала, который, выступая в качестве особой формой капитала, одновременно служит капиталу и представляет, в том числе олицетворяет и персонифицирует, капитал, то есть является не чем иным, кроме как агентом капитала. Более того, индивид представляет и олицетворяет капитал (не только товарную форму капитала, но и капитал как таковой) тем более эффективно, чем в большей мере он (этот индивид) есть агент капитала. И, с другой стороны, чем в меньшей мере и менее эффективно данный индивид выполняет функцию агента капитала, тем в большей мере этот индивид не только излишен, но и вреден капиталу, опасен для капитала. То есть, иными словами, такой индивид подлежит бытийственному уничтожению в качестве носителя, представителя, олицетворения и персонификатора капитала в мере тем большей, чем в меньшей мере этот индивид проявляет самого себя как действительный агент капитала.

Именно этим обусловливается последовательное расширение воспроизводства всё более эффективных агентов капитала с одновременно суживаемым (вплоть до полного прекращения) воспроизводством наименее эффективных агентов капитала и расширением бытийственного уничтожения (вплоть до физического уничтожения) индивидов, наносящих вред воспроизводству капитала. Этим же самым логически и исторически завершается процесс окончательного превращения капитала в абсолютную деспотическую власть над человеком (и индивидом, и обществом), его деятельностью, сознанием и волей, противостоящую человеку как чуждая ему абсолютная сила. И, следовательно, этим же самым процесс отчуждения и самоотчуждения человека от своей родовой сущности доводится до своего логического и исторического предела – до самоуничтожения человеком самого себя не только как общественных индивидов, но и как всех иных социальных «популяций», кроме «популяции» наиболее эффективных агентов капитала. Последней находится метафорически очень точное название – «золотой миллиард», но «миллиард» лишь на определённой начальной ступени этой людоедской логики, а для последующих ступеней, если таковые будут, речь закономерно будет идти о всё более меньшем количестве индивидов, включаемых в «золотое» число агентов капитала.

Если масштаб некоей деятельности, осуществляемой в рамках воспроизводства капитала на неизменном техническом базисе, расширяется, то осуществляется это расширение за счёт инвестиций (дополнительных вложений) капитала не только в соответствующие дополнительные орудия и предметы труда, но и в дополнительный по своей величине человеческий капитал. Иными словами, в таком случае речь идёт также и о расширенном воспроизводстве человеческого капитала, осуществляющемся в процессе и посредством расширенного воспроизводства соответствующих видов деятельности. Однако если технический базис воспроизводства капитала изменяется и одновременно с этим сокращается масштаб применения и, следовательно, величина применяемого человеческого капитала, то следствием этого при прочих неизменных условиях является высвобождение определённой величины (убыль) процессирующего (применяемого) человеческого капитала, проявляющееся как высвобождение работников. В отношении всей профессиональной и, шире, всей социальной группы, к которой относятся высвобождаемые работники, речь уже может идти только о сужающемся воспроизводстве этой социальной группы в качестве человеческого капитала.

Часть человеческого капитала, которая применялась прежде, но более уже не применяется, – это не действительный, но лишь эвентуальный капитал (капитал в возможности, определяемой наступлением и наличием неких, вполне определённых, условий), остающийся таковым лишь в течение определённого времени, однако убывающий по своей стоимостной величине в течение всего этого определённого времени. В части конкретных индивидов это проявляется не только как дисквалификация (утрата компетенций) этих индивидов, но и как деградация личности этих индивидов. Убыль (уменьшение) совокупной величины человеческого капитала, который представляет данный индивид или профессиональная (социальная) группа, когда эта убыль является результатом их жизни за непрерывный ряд лет, есть деградация, но отнюдь не развитие соответствующих индивидов или социальных групп в качестве носителей и представителей капитала.

В то же самое время в буржуазной экономике осуществление любого вида деятельности своей целью имеет получение соответствующих доходов. Эти последние характеризуются не только количественно, то есть в денежном (стоимостном) выражении, но и качественно – как перечень произведённых и реализованных товаров, включая в них не только работы и услуги, но и самую способность к труду (рабочую силу). И расходы на ведение деятельности, и доходы от этой деятельности имеют различные источники, находящиеся в определенных пропорциональных отношениях друг с другом, определяемых техническим базисом соответствующего производства (вида деятельности) и органическим строением применяемого в этом производстве капитала. Все эти пропорции доходов и расходов могут и должны быть выражены как баланс соответствующих статей доходов и расходов (затрат) в совокупном балансе воспроизводства некоего конкретного процессирующего капитала. Это применимо в полной мере также и к балансу воспроизводства человеческого капитала, коль речь идёт о воспроизводстве именно этого вида капитала.

Только на этой, рассмотренной пока лишь в своих наиболее существенных моментах, теоретической основе становятся понятными смысл и различие между выражениями: инвестиции (вложения) в человеческий капитал, с одной стороны, и инвестиции (вложение) человеческого капитала в конкретные бизнесы или организации (корпорации), с другой стороны. Но если для воспроизводства финансового или промышленного капитала базовым (первичным) уровнем является мировой рынок (всё человечество как общемировое хозяйство), то для воспроизводства человеческого капитала первичным (базовым) уровнем по-прежнему остаётся отнюдь не индивид и даже не мировое или национальное хозяйство, но семья как хозяйственная корпорация кровного родства (домашнее хозяйство). Именно семья в качестве корпорация кровного родства, в действительности нередко состоящая не из одного домашнего хозяйства, а из нескольких или множества таких хозяйств, выступает в качестве действительного персонификатора (владельца) капитала, наделяющего индивидов не только возможностями формирования своих способностей к труду, но и возможностями пользования, владения и распоряжения различными видами капитала.

Если во всем предыдущем определении человеческого капитала на место индивида поставить семью (домашнее хозяйство) или же муниципалитет, регион (область или республику как субъект государства), национальное государство, то мы получим, если учтём все необходимые и неизбежные изменения и усложнения, определение человеческого капитала соответственно конкретной семьи, муниципалитета, региона или национального государства. Только с рассмотренной точки зрения объём и содержание понятий человеческий капитал и развитие (расширенное воспроизводство) человеческого капитала становятся логически вполне определёнными и ясными.

Пределы накопления человеческого капитала.

Что в действительности интересует всякого конкретного жителя территории данного региона или национального государства? Его интересует, прежде всего, определённость с тем, какой будет покупательная способность доходов его семьи через год, два, пять, десять лет. И будет не абстрактно, а конкретно с высокой степенью вероятности, исходя из той приемлемой для его семьи фактической структуры, количества и качества потребления товаров, работ и услуг, которые гарантируют его семье улучшение её реальных возможностей, положения и статуса через этот год, два, пять, десять лет. А на основании чего он может обоснованно сделать такой вывод? На основании уверенности в том, что улучшающееся по качеству и количеству потребление его семьи и, следовательно, расходы его семьи, растущие в соответствии с этим, будут покрываться получаемыми ею доходами и через год, и через два, и через пять, десять лет.

Главные факторы такой уверенности людей во всей их общенациональной массе – их национальное государство и социальное самочувствие основной массы населения данного государства. Речь идёт об уверенности этой массы людей в том, что государство, во-первых, в полном объёме будет выполнять свою часть обязательств по созданию и развитию условий, которые обеспечат предложение рабочих мест, необходимое их семьям по величине оплаты труда и соответствующее возможностям семей по изменению совокупности компетенций своих членов. Во-вторых, речь идёт об уверенности этой массы людей в том, что государство в полном объёме будет выполнять свою часть обязательств по созданию и развитию условий, которые обеспечат требующуюся по качеству, количеству и цене структуру, товаров, работ и услуг во всех сферах воспроизводства человеческого капитала соответствующих семей.

Это и величина реальной заработной платы, и величина доходов от собственности семьи, и размер всех видов пенсий и социальных выплат, и величины доходов из всех иных источников безвозмездной социальной поддержки и возможных заимствований, если таковые потребуются для сбалансирования дохода семьи с её необходимыми расходами. В необходимые расходы семьи входят не только все коммунальные платежи, определяемые тарифами и ценами на соответствующие услуги, а также налоги и сборы, проценты по кредитам и погашение самих кредитов, все прочие обязательные в силу законов платежи. Кроме них, в необходимые входят расходы семьи на питание и одежду, домашнюю обстановку и обеспечение быта, образование и поддержание здоровья, удовлетворение культурных и иных потребностей досуга, отдыха и развития, оплата транспортных услуг, в том числе личного транспорта, покрытие расходов на сохранение и улучшение жилищных условий, создание страховых и резервных сбережений. И всё это отнюдь не «средние по больнице», а реальные величины, характеризующие уровень и качество жизни той конкретной группы (совокупности) семей, к которой относится семья данного конкретного жителя региона или государства. На основании этих реальных величин каждая семья так или иначе планирует и по факту регулярно сводит (или не сводит) элементарные ежедневные, ежемесячные и прочие балансы своих доходов и расходов.

Ещё одним из числа главных факторов и одновременно гарантом такой уверенности населения служит общественная практика, если она убеждает, что своими непосредственными (протесты, судебные иски, выборы и т.д.) действиями или посредством политических партий, профсоюзов и иных общественных корпораций население может принудить органы власти и работодателей выполнять свои обязательства перед населением. Это – во-первых, и, во-вторых, если эта же самая общественная практика убеждает население, что, несмотря на объективно и субъективно обусловленные провалы в отдельные трудные годы, в среднесрочной и долгосрочной перспективе (5-10-15 лет и более) государство добивается последовательного улучшения условий, обеспечивающих фактическое повышение уровня и качества жизни всего населения.

Но ничего из сказанного и в призрачной дали не просматривается даже в документах стратегического планирования экономически развитых национальных государств и их регионов, не говоря уже о реальной политике господствующего класса, проводимой органами государственной власти и хозяйственными корпорациями транснационального, национального и субнационального значения во всех прочих государствах. Почему? Видимо, потому, что в части накопления человеческого капитала документы стратегического планирования отнюдь не являются доминирующими инструментами фактической управленческой деятельности, осуществляемой органами власти и управления государств и корпораций в действительности, а равно и институциональными средствами, обеспечивающими накопление совокупного человеческого капитала в соответствующем национальном государстве.

Содержание государственных документов стратегического планирования «перпендикулярно» не только накоплению человеческого капитала всем населением соответствующих государств и их территорий, но и реальному управлению экономикой национальных государств и корпораций, ведущих деятельность на этой территории. Абсолютное большинство таких государственных документов стратегического планирования – это «бюрократический тормоз» в экономической практике государственных органов власти и одновременно «дубина» в межведомственной и межотраслевой борьбе кланов господствующего класса и корпораций, применение (реализация) которых экспоненциально увеличивает «белый шум» в государственных органах власти и транзакционные издержки государственного регулирования экономики.

Результаты, которые будут достигнуты в случае применения средств, запланированных действующими ныне документами стратегического планирования национального и субнационального уровня не только в нынешней РФ, но и в развитых государствах мира, скорее обусловят дальнейшую убыль совокупного человеческого капитала подавляющей части населения и его дальнейшую социальную и экономическую деградацию, чем сохранение имеющегося. И никакое «ручное управление», в том числе со стороны самых гениальных руководителей государства, даже теоретически не может это исправить.

Экономическим использованием территорий с населением, исчисляемым миллионами и десятками миллионов человек, и их развитием в современных условиях эффективно управлять в «ручном режиме» невозможно даже в краткосрочной (год-три) перспективе, не говоря уже о среднесрочной и долгосрочной перспективах. Это только социальные катастрофы всех видов, как правило, «рукотворны», то есть являются в качестве неизбежного результата «ручного управления» со стороны лиц, занимающих руководящие должности на всех уровнях управленческих «вертикалей» и «горизонталей». А вот устойчивое развитие возможно лишь только как результат планомерных усилий большинства, если не всех участников, этого процесса, целенаправленно по задачам, территориям и срокам координирующих и балансирующих свои интересы, имеющиеся ресурсы и повседневную деятельность.

И вот здесь, а именно распределением условий общественного воспроизводства и его результатов, групповыми и, в конечном итоге, классовыми интересами социальных групп людей на всех территориях данного национального государства полагались и полагаются пределы накопления совокупного человеческого капитала не только основной массы его населения, но и всей нации в целом. В течение длительного периода вплоть до конца 70-80-х годов минувшего века наиболее развитые нации снимали такие пределы накопления своего человеческого капитала, полагая вместо них более высокие пределы, не столько за счёт внутренних источников экономического и социального развития, сколько за счёт эксплуатации всего остального человечества.

«Развивающиеся» нации снимали (поднимали) пределы накопления национального человеческого капитала в мере тем большей, чем более эффективно они осуществляли «догоняющее развитие» не столько за счёт внутренних источников, сколько за счёт «помощи» развитых наций и участия в эксплуатации прочих народов. В конечном итоге это неизбежно вело и привело к превращению «развивающихся наций» в фактические неоколонии развитых наций и утрате развивающимися нациями самой возможности догнать и перегнать развитые нации. Даже современный Китай, судя по всему, всё более и более стремительно утрачивает реальные шансы стать исключением из этого общего правила.

Глобальный системный кризис экономической общественной формации, в конце 70-80-х годов перешедший в свою заключительную стадию, явил не только всему человечеству в целом, но и с каждым годом являет во всё большей мере также и основной массе населения развитых наций абсолютный предел дальнейшему накоплению человеческого капитала как в глобальном, так и в национальном масштабах. Мало этого, в последние десятилетия даже внутри развитых наций ускоряется осознание всё большими массами того факта, что этот абсолютный предел накопления их человеческого капитала уже остался в прошлом, и что величина их человеческого капитала уже имеет устойчивую тенденцию к неуклонному уменьшению в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Исторически возникшие и далее усугубляющиеся объективные общественные условия и факторы всё более нарастающей утраты человеческого капитала всё более возрастающими массами населения развитых и развивающихся наций необходимо и неизбежно выявляют и обостряют конфликт между материальным развитием производства и его общественной формой (см.: Условия и пределы расширения воспроизводства финансового капитала. ч.10: Актуальность неизбежной смены общественной формы производства). А это необходимо и неизбежно повлечёт за собой перерастание экономических требований и экономической борьбы широких народных масс развитых и развивающихся наций в их политические требования и действия, которые в конечном итоге не могут не привести к идеологическим, политическим, экономическим и социальным изменениям, полагающим начало переходного периода к иной общественной форме воспроизводства человека как человека.

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАРЬКОВСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н.КАРАЗИНА

Экономическийфакультет

Кафедра экономическойтеории

и экономическихметодов управления

Курсовая работа:

Человеческийкапитал: Экономическое содержание ифакторы накопления

Исполнитель:

Студентка I-гокурса

группы ЭЭ-11

Гончарова Я.А.

Научный исполнитель:

д. э. н. Ким М.Н.

Харьков – 2010

Введение

ГлаваI. Сущность человеческого капитала

1.1Современный подход к изучению человеческогокапитала

1.2Методы оценки человеческого капитала

1.3Оценка человеческого капитала исходяиз направленных инвестиций

1.4Оценка человеческого капитала поаналогии с физическим капиталом

1.5Измерение человеческого капитала:проблемы и возможности

ГлаваII. Факторы накопления человеческогокапитала

2.1Роль образования и науки в накоплениичеловеческого капитала

2.2Развитие здравоохранения и культурыкак фактор накопления капитала

2.3Значение накопления человеческогокапитала

Заключение

Списокиспользованной литературы

Введение

Перспективы мировой экономикив XXI в.

определяются характером переходастран к новому этапу развитияпроизводительных сил: от индустриальнойстадии, где доминировало крупноемеханизированное машинное производство,к постиндустриальной, где будутпревалировать сфера услуг, наука,образование и т.д.

Производствоматериальных благ, безусловно, сохранитсвою значимость, но его экономическаяэффективность будет определяться впервую очередь использованиемвысококвалифицированных кадров, новыхзнаний, технологий и методов управления.

Таким образом, на переднийплан выдвигается способ производстваи передачи знаний, собственно, самчеловек – его интеллектуальный потенциал.

Поэтому все большая частьисследователей считает человеческийкапитал самым ценным ресурсомпостиндустриального общества, гораздоболее важным, чем природное или накопленноебогатство.

Уже сейчас во всех странахчеловеческий (интеллектуальный) капиталпредопределяет темпы экономическогоразвития и научно-технического прогресса.

Соответственно усиливается и интересобщества к системе образования какоснове производства этого капитала.

Несмотря на безусловнуювостребованность теории человеческогокапитала, разрабатывается она в основномамериканскими и английскими учеными.Большое внимание уделяется инвестированиюв человеческий капитал и факторам егонакопления, так как это непосредственновлияет на развитие и совершенствованиечеловеческого капитала.

В Украинеразвитие человеческого капитала являетсянеобходимым, но к сожалению на данномэтапе оно является слабым, т.к не владеетдостаточно развитой научно-техническойи информационной базой.

Для этогонеобходимо как можно глубже изучитьвсе нюансы и требования эффективногоразвития человеческого капитала иопределить значимость его накопления.

1.1 Современный подход кизучению человеческого капитала

Теория человеческого капиталаизучает процесс качественногосовершенствования человеческих ресурсов,образуя один из центральных разделовсовременного анализа предложения труда.С ее выдвижением связан настоящийпереворот в экономике труда. Наибольшеезначение имели:

1) выделение “капитальных”,инвестиционных аспектов в поведенииагентов на рынке труда;

2) переход от текущих показателейк показателям, охватывающим весьжизненный цикл работников (таким, какпожизненные заработки);

3) признание человеческоговремени в качестве ключевого экономическогоресурса.

Идея человеческого капиталаимеет давние корни в истории экономическоймысли. Одна из ее первых формулировокобнаруживается в “Политическойарифметике” У. Петти. Позднее онанашла отражение в “Богатстве народов”А. Смита, “Принципах” А.

Маршалла,и работах многих других ученых. Однакокак самостоятельный раздел экономическогоанализа теория человеческого капиталаоформилась только на рубеже 50-60-х годов20 века.

Заслуга ее выдвижения принадлежитизвестному американскому экономисту,лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу,а базовая теоретическая модель быларазработана в книге Г. Беккера (такжелауреата Нобелевской премии) “Человеческийкапитал” (первое издание 1964 г).

Этакнига стала основой для всех последующихисследований в данной области и былапризнана классикой современнойэкономической науки.

Т. Щульц внес огромный вкладв становление теории человеческогокапитала на начальном этапе ее развития,в ее принятие научной общественностьюи популяризацию. Он одним из первых ввелпонятие человеческого капитала какпроизводительного фактора. И сделалмногое для понимания роли человеческогокапитала как главного двигателя ифундамента индустриальной ипостиндустриальной экономик.

Основными результатамиинвестиций в человека Шульц считалнакопление способностей людей к труду,их эффективную созидательную деятельностьв обществе, поддержание здоровья и т.д.

Он полагал, что человеческий капиталобладает необходимыми признакамипроизводительного характера. ЧК способеннакапливаться и воспроизводиться.

Пооценкам Шульца, из производимого вобществе совокупного продукта нанакопление человеческого капиталаиспользуется уже не 1/4, как следовалоиз большинства теорий воспроизводстваXX века, а 3/4 его общей величины.

Г. Беккер, пожалуй, первымперенес понятие ЧК на микроуровень.Человеческий капитал предприятия онопределил как совокупность навыков,знаний и умений человека. В качествеинвестиций в них Беккер учел в основномзатраты на образование и обучение.Беккер оценил экономическую эффективностьобразования, прежде всего, для самогоработника.

Дополнительный доход отвысшего образования он определилследующим образом. Из доходов тех, ктоокончил колледж, он вычитал доходыработников со средним общим образованием.Издержками образования считались какпрямые затраты, так и альтернативныеиздержки – упущенный доход за времяобучения. Отдачу от инвестиций вобразование Г.

Беккер оценил как отношениедоходов к издержкам, получив примерно12-14% годовой прибыли.

Особый вклад Беккер внес втеории конкуренции, стратегии и развитияфирмы. Он ввел различение междуспециальными и общими инвестициями вчеловека. И выделил особое значениеспециального обучения, специальныхзнаний и навыков.

Специальная подготовкаработников формирует конкурентныепреимущества фирмы, характерные изначимые особенности ее продукции иповедения на рынках, в конечном итоге,ее ноу-хау, имидж и бренд. В специальнойподготовке заинтересованы в первуюочередь сами фирмы и корпорации, и онифинансируют ее.

Эти работы Беккера сталиосновой создания современной теориифирмы и конкуренции. Общая подготовкакосвенным образом оплачивается самимиработниками, когда стремясь к повышениюквалификации, они соглашаются на болеенизкую в период обучения заработнуюплату; им же достается и доход от общихинвестиций.

Напротив, специальнаяподготовка финансируется по большейчасти самими фирмами, которым поступаети основной доход от нее.

Понятиеспециального человеческого капиталапомогло объяснить, почему среди работниковс продолжительным стажем работы наодном и том же месте текучесть ниже ипочему заполнение вакансий в фирмахпроисходит в основном за счет внутреннихпродвижений по службе, а не за счетнаймов с внешнего рынка.

Еще одна область, где вкладГ. Беккера в теорию человеческогокапитала оказался особенно весом – этоанализ проблем экономического неравенства.Используя разработанный им аппараткривых спроса и предложения инвестицийв человеческий капитал, Г.

Беккерсформулировал универсальную модельраспределения личных доходов.

Неодинаковоерасположение кривых спроса на инвестициив человеческий капитал отражаетнеравенство в природных способностяхучащихся, тогда как неодинаковоерасположение кривых предложения -неравенство в доступе их семей кфинансовым ресурсам.

Предложенная Г. Беккероммодель объясняет неравенство доходовне только от труда (фактически – отчеловеческого капитала), но и отсобственности (от полученных в дар илипо наследству иных активов). Отдача отвложений в человека в среднем выше, чемот вложений в физический капитал.

Однаков случае человеческого капитала онаубывает с ростом объема инвестиций,тогда как в случае иных активов(недвижимость, ценные бумаги и т.п.)уменьшается мало или вообще не меняется.

Поэтому стратегия рациональных семейтакова: инвестировать сначала вчеловеческий капитал детей, посколькуотдача от него сравнительно больше, азатем, когда по мере убывания онасравнивается с нормой доходности прочихактивов, переключаться на инвестированиев них, чтобы впоследствии передать этиактивы детям.

Отсюда Беккер сделалвывод, что семьи, оставляющие наследства,производят инвестиции в человеческийкапитал детей в оптимальном размере,тогда как семьи, не оставляющие наследства,чаще всего недоинвестируют в ихобразование.

Развитие теории человеческогокапитала шло в русле неоклассическогонаправления. В последние десятилетияисходный для неоклассиков принципоптимизирующего поведения индивидуумовначал распространяться на различныесферы внерыночной деятельности человека.

Понятия и методы экономического анализастали применяться для изучения такихсоциальных явлений и институтов какобразование, здравоохранение, миграция,брак и семья, преступность, расоваядискриминация и т.д.

Теорию человеческогокапитала можно рассматривать как одноиз проявлений этой общей тенденции,получившей название “экономическогоимпериализма”.

Под человеческим капиталомпонимается воплощенный в человеке запасспособностей, знаний, навыков и мотиваций.

Его формирование, подобно накоплениюфизического или финансового капитала,требует отвлечения средств от текущегопотребления ради получения дополнительныхдоходов в будущем.

К важнейшими видамичеловеческих инвестиций относятобразование, подготовку на производстве,миграцию, информационный поиск, рождениеи воспитание детей.

Центральное место в теориичеловеческого капитала принадлежитпонятию внутренних норм отдачи. Онистроятся по аналогии с нормами прибылина капитал и позволяют оцениватьэффективность человеческих инвестиций,прежде всего – в образование ипроизводственную подготовку.

Теоретикичеловеческого капитала исходят изпредставления, что при вложении средствв подготовку и образование учащиеся иих родители ведут себя рационально,взвешивая соответствующие выгоды ииздержки.

Подобно “обычным”предпринимателям, они сопоставляютожидаемую предельную норму отдачи оттаких вложений с доходностью альтернативныхинвестиций (процентами по банковскимдепозитам, дивидендами по ценным бумагами т.д.).

В зависимости от того, чтоэкономически целесообразнее, принимаетсярешение либо о продолжении учебы, либоо ее прекращении. Нормы отдачи выступают,следовательно, как регулятор распределенияинвестиций между различными типами иуровнями образования, а также междусистемой просвещения в целом и остальнойэкономикой.

Высокие нормы отдачисвидетельствуют о недостаточноминвестировании, низкие – об избыточноминвестировании. Различают частные исоциальные нормы отдачи. Первые измеряютэффективность вложений с точки зренияотдельных инвесторов, вторые – с точкизрения всего общества.

Существует два основныхподхода к расчету норм отдачи. Первыйоснован на прямом измерении выгод ииздержек. Например, доход от высшегообразования можно представить какразность в пожизненных заработках тех,кто окончили колледж, и тех, кто не пошлидальше средней школы.

В состав издержекпомимо прямых расходов включаютсяпотерянные заработки, то есть доход,недополученный учащимися за годы учебы.(По существу, они измеряют ценностьвремени учащихся, затраченного наформирование человеческого капитала)На потерянные заработки приходится додвух третей суммарных издержек обучения.

Внутренняя норма отдачи будет представлятьсобой такую ставку дисконта, при которойприведенные величины выгод и издержекобразования окажутся равны.

Второй подход исходит изоценки параметров так называемой”производственной функции заработков”,которая описывает зависимость заработковчеловека (точнее – их логарифма) от уровняего образования, трудового стажа,продолжительности отработанного времении других факторов.

Разработка этогокласса функций связана с именем Дж.Минцера, доказавшего, что в рамкахподобной модели коэффициент передобразовательной переменной будетэквивалентен показателю внутреннейнормы отдачи. Это существенно упростилооценку эффективности вложений вобразование.

Оценки внутренних норм отдачикритиковались на том основании, чтовысокие заработки образованных работниковмогут свидетельствовать не о полезностиприобретенных ими знаний и навыков, абыть следствием их природной одаренностиили происхождения из более обеспеченныхсемей.

Однако эмпирический анализпоказывает, что как фактор способностей,так и фактор социального происхожденияне играют большой самостоятельной роли.Если они и оказывают воздействие назаработки, то в основном косвеннымпутем, влияя на объем и качествополучаемого образования.

Человеческий капитал: развитие, основные принципы, теория и проблемы

Человеческий капитал (ЧК) представляет собой совокупность знаний и навыков, которые применяются для удовлетворения потребностей человека и общества. Этот термин используется с 1961 года благодаря американскому экономисту Теодору Шульцу. Его последователи развили данную тему, описав факторы, методы и прочие особенности развития человеческого капитала.

История развития вопроса

В научной литературе информация о развитии человеческого капитала начала активно появляться во второй половине ХХ века. Данный термин и основы теории ввели в обращение экономисты Теодор Шульц и Гэрри Беккер, за что впоследствии получили Нобелевскую премию.

Появление теории человеческого капитала стало своего рода ответом частным экономическим теориям на потребность в реальной экономике. Была не до конца раскрыта роль человека и его потенциала в обществе.

Посредством глубокого анализа экономических процессов человеческий капитал был определен как основной фактор развития общества.

На протяжении длительного периода времени понимание человеческого капитала ограничивалось знаниями и навыками человека, а также считалось исключительно социальной категорией.

Любые инвестиции в человека (например, в образование) считались непроизводительными. К концу ХХ века отношение к данной категории изменилось.

По утверждению Фишера, человеческий капитал воплощает в себе способность человека приносить доход.

Изучив опыт передовых стран, Саймон Кузнец пришел к выводу, что накопленный человеческий капитал является главным условием развития экономики.

А экономист Эдвард Денисон акцентировал внимание не только на количестве, но и на качестве человеческих ресурсов (а именно, на важности образования).

Со временем было описано значение здоровья, эмоционального состояния, материального благополучия работников и прочих факторов.

Современная теория человеческого капитала

На основании многолетних исследований сложилась определенная теория человеческого капитала. Ее можно кратко описать такими положениями:

  • в течение жизни приобретает и накапливает знания, умения и навыки, применяя их в различных областях;
  • рост материального благосостояния влияет на заинтересованность в дальнейшем развитии человеческого капитала;
  • с целью повышения производительности труда и роста экономической эффективности целесообразно применение человеческих знаний, умений и навыков;
  • отказ от текущих потребностей в пользу формирования трудового потенциала ведет к повышению уровня благосостояния в будущем;
  • мотивация и стимулирование – это необходимые условия приобретения и накопления знаний, умений и навыков.

Как формируется человеческий капитал

Если рассмотреть формирование человеческого капитала на примере отдельно взятого человека, можно сделать вывод, что в среднем данный процесс занимает 15-25 лет. Как правило, он начинается в 3-4 года.

К этому моменту у ребенка уже достаточно информации для старта развития талантов и приобретения знаний. Конечно же, не стоит списывать со счетов врожденный потенциал.

От того, насколько успешным будет обучение в детском возрасте, зависит дальнейшее самоопределение и самореализация.

Наиболее значимым в плане личного развития считается период с 13-ти до 23-х лет (приблизительно). В это время происходит наиболее активное общее, творческое и профессиональное обучение. Чем выше уровень накопленных знаний, тем значимее возможности в плане повышения собственного благосостояния и улучшения жизни общества в целом.

Виды человеческого капитала

Выделяют несколько видов человеческого капитала. А именно:

  • Общий – все знания и навыки, независимо от источников получения и путей применения.
  • Специфический – специальные знания и навыки, имеющие практическую ценность.
  • Положительный – накопленный человеческий капитал, обеспечивающий положительную отдачу от инвестиций.
  • Отрицательный (или пассивный) – человеческий капитал, не дающий положительной отдачи.

Структура ЧК

Развитие человеческого капитала происходит по нескольким направлениям. Его структура приведена в таблице:

Факторы развития ЧК

Исследователи выделяют несколько групп факторов развития человеческого капитала. Они описаны в таблице.

Группы факторов Факторы
Социально-демографические – численность занятых и безработных с детализацией по регионам;- деление занятого населения по секторам экономики с детализацией по регионам;- продолжительность трудоспособного периода.
Социально-ментальные – преобладающие в обществе ценности и нормы поведения;- ценность знаний;- направленность на саморазвитие.
Производственные – спрос на рабочую силу;- условия труда;- повышение квалификации;- социальное развитие.
Демографические – численность населения;- половозрастная структура;- темп прироста населения;- продолжительность жизни;- миграционные процессы.
Институциональные – законодательная база;- государственная политика в области социального развития;- права и возможности разных слоев населения.
Экологические – общая экологическая обстановка;- качество питьевой воды;- качество продуктов питания;- природные факторы и климат;- санитарно-гигиеническое обеспечение труда;- рекреационная база.
Социально-экономические – уровень образования и профессиональной подготовки населения;- система стимулирования и мотивации;- социальная инфраструктура предприятий;- уровень технико-экономического развития предприятий;- доходы населения;- доступность товаров и услуг;- налоговая система.

Принципы управления человеческим капиталом

Управление человеческим капиталом производится на основании некоторых основополагающих принципов. А именно:

  • Рассмотрение человеческого капитала как актива, требующего инвестиций, а не как пассива, требующего затрат.
  • Совпадение бизнес-модели предприятия со стратегией развития человеческого капитала.
  • Применение новых методов, подходов и технологий в вопросах управления человеческим капиталом.
  • Сбалансированный подход к мотивированию и стимулированию трудовых ресурсов.
  • Адресность инвестиций в формирование человеческого капитала.
  • Регулярность количественной и качественной оценки человеческого капитала.
  • Научная обоснованность мероприятий.

Индекс развития человеческого капитала

В разных странах ситуация в сфере развития человеческих ресурсов неодинакова. Провести сравнительный анализ помогает такой показатель, как индекс человеческого капитала. Его ежегодно рассчитывает и публикует аналитический отдел Всемирного экономического форума совместно со специалистами Гарвардского университета и авторитетной консалтинговой компанией.

Чтобы оценить, как происходит развитие человеческого капитала в той или иной стране (всего анализируется 122 экономики), выставляются оценки от 0 до 100. Балл выставляется в результате оценки нескольких параметров, а именно:

  • доход (выраженный в валовом внутреннем продукте на душу населения);
  • образование (рассчитывается исходя из уровня грамотности среди населения, доли учащихся детей и молодежи);
  • долголетие.

Состоянием на 2017 год лидерами по индексу развития человеческого капитала стали Финляндия и Норвегия. В хвосте рейтинга Сенегал, Мавритания и Йемен. Россия в этом списке находится на 51-м месте.

Меры по развитию ЧК

Уровень развития человеческого капитала в той или иной стране во многом зависит от усилий правительства. Вот наиболее популярные меры, распространенные в мире:

  • обеспечение доступности жилья (как правило, речь идет о благоприятных условиях ипотечного кредитования, а также создании условий для развития рынка недвижимости);
  • обеспечение доступности образования (как начального, так и среднего и высшего);
  • повышение уровня благосостояния граждан (в частности, путем создания достаточного количества рабочих мест);
  • обеспечение ощущения личной защищенности путем развития доступных программ страхования;
  • обеспечение долголетия населения путем развития медицинской системы и обеспечения безопасности труда;
  • развитие новых форм пенсионного страхования.

Инновационный подход к развитию

Время диктует свои условия, а потому возникает потребность в новых путях развития человеческого капитала. Инновационные подход подразумевает такие меры:

Изучая проблему развития человеческого капитала, стоит уделить внимание инвестициям. Речь идет о финансовых вливаниях в образование здравоохранение, науку, социальные вопросы и так далее. Инвестиции в ЧК обладают такими ключевыми особенностями:

  • Эффективность напрямую связана с продолжительностью жизни. Чем раньше начнутся финансовые вливания, и чем дольше будет длиться трудоспособный возраст человека, тем больше будет отдача.
  • Приумножаются и накапливаются, несмотря на склонность к моральному и физическому износу.
  • Как только человек теряет трудоспособность (независимо от причины), эффективность инвестиций резко снижается.
  • Если вложения в человеческое благосостояние связаны с противозаконной деятельностью, их нельзя считать инвестициями в человеческий капитал.
  • Отдача от инвестирования наступает не сразу, она может быть заметна спустя 10-20 лет.

Особенности человеческого капитала в России

Россия – огромная страна, которая характеризуется некоторой неоднородностью в вопросах возможностей для населения. Так, развитие человеческого капитала на Дальнем Востоке, в Сибири или в южных регионах (и так далее) будет несколько отличаться. Тем не менее если подвести обобщенные расчеты, средние по стране показатели будут следующими:

  • Ожидаемая продолжительность жизни (на основании оценки здоровья и фактического долголетия) составляет 70,3 лет. Стоит отметить, что это не самый лучший показатель и находится на уровне стран, которые характеризуются средним развитием человеческого капитала.
  • Уровень грамотности населения (исходя из количества лет, которые люди тратят на обучение) – 15 лет. Ожидаемая продолжительность обучения для будущих поколений имеет тенденцию к снижению и составляет 12 лет. Несмотря на негативную динамику, эти показатели достаточно хорошие, характерны для стран с высоким уровнем человеческого капитала.
  • Уровень жизни (оценивается валовым доходом на душу населения по паритету покупательной способности) составляет 23 286 долларов (1 577 000 рублей). Такой показатель характерен для стран, развитие человеческого капитала в которых находится на среднем уровне.

Проблемы человеческого капитала на отечественном пространстве

Существуют ли проблемы развития человеческого капитала в России? Безусловно, к тому же их немало. Вот какие проявления кризиса ЧК выделяют отечественные исследователи:

  • критическое положение относительно финансирования науки и образование, что оказывает непосредственное негативное влияние на качество научных исследований и обучения;
  • обесценивание человеческого капитала в некоторых сферах экономики, что приводит к интеллектуальной безработице;
  • формирование профицита высококвалифицированных кадров в некоторых отраслях, что связано с сокращением финансирования;
  • тенденция к снижению уровня доходов лиц, имеющих высшее образование, что становится причиной поиска побочных заработков или смены профессии на низкоквалифицированную;
  • утечка умов за границу;
  • недостаточность или отсутствие рыночно-ориентированных знаний у политической и хозяйственной элиты;
  • несоответствие квалификации чиновников новым экономическим и социальным условиям;
  • дефицит качественных преподавательских кадров;
  • социально-психологическая напряженность, вызванная экономической и политической нестабильностью, а также сменой привычной поведенческой модели.

(стр. 1 из 6)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. КАРАЗИНА

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

и экономических методов управления

Курсовая работа:

Человеческий капитал: Экономическое содержание и факторы накопления

Исполнитель:

Студентка I-го курса

группы ЭЭ-11

Гончарова Я.А.

Научный исполнитель:

д. э. н. Ким М.Н.

Харьков – 2010

Введение

Глава I. Сущность человеческого капитала

1.1 Современный подход к изучению человеческого капитала

1.2 Методы оценки человеческого капитала

1.3 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций

1.4 Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом

1.5 Измерение человеческого капитала: проблемы и возможности

Глава II. Факторы накопления человеческого капитала

2.1 Роль образования и науки в накоплении человеческого капитала

2.2 Развитие здравоохранения и культуры как фактор накопления капитала

2.3 Значение накопления человеческого капитала

Заключение

Список использованной литературы

1.1 Современный подход к изучению человеческого капитала

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования человеческих ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

1) выделение “капитальных”, инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;

2) переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);

3) признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.

Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в “Политической арифметике” У. Петти. Позднее она нашла отражение в “Богатстве народов” А. Смита, “Принципах” А.

Маршалла, и работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50-60-х годов 20 века.

Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера (также лауреата Нобелевской премии) “Человеческий капитал” (первое издание 1964 г).

Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки.

Т. Щульц внес огромный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе ее развития, в ее принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора. И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

Основными результатами инвестиций в человека Шульц считал накопление способностей людей к труду, их эффективную созидательную деятельность в обществе, поддержание здоровья и т.д.

Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера. ЧК способен накапливаться и воспроизводиться.

По оценкам Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины.

Г. Беккер, пожалуй, первым перенес понятие ЧК на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника.

Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки – упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г.

Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14% годовой прибыли.

Особый вклад Беккер внес в теории конкуренции, стратегии и развития фирмы. Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека. И выделил особое значение специального обучения, специальных знаний и навыков.

Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и значимые особенности ее продукции и поведения на рынках, в конечном итоге, ее ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и корпорации, и они финансируют ее.

Эти работы Беккера стали основой создания современной теории фирмы и конкуренции. Общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату; им же достается и доход от общих инвестиций.

Напротив, специальная подготовка финансируется по большей части самими фирмами, которым поступает и основной доход от нее.

Понятие специального человеческого капитала помогло объяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.

Еще одна область, где вклад Г. Беккера в теорию человеческого капитала оказался особенно весом – это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный им аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г.

Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов.

Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения – неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам.

Предложенная Г. Беккером модель объясняет неравенство доходов не только от труда (фактически – от человеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал.

Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т.п.) уменьшается мало или вообще не меняется.

Поэтому стратегия рациональных семей такова: инвестировать сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше, а затем, когда по мере убывания она сравнивается с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активы детям.

Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование.

Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека.

Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т.д.

Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название “экономического империализма”.

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций.

Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.

К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

2.3 Значение накопления человеческого капитала

Человеческий капитал признан самым ценным ресурсом, более важным, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не материальные средства производства, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

Теория человеческого капитала научными методами доказывает эффективность, экономическую целесообразность инвестиций в развитие человека. Именно поэтому на научной базе теории человеческого капитала появилась и получила бурное развитие в глобальном масштабе концепция человеческого развития.

Теория человеческого капитала стала в развитых странах поворотным пунктом в мотивации человеческого развития, в тенденциях отношения к отраслям социальной сферы, обеспечивающих это развитие, – образования, здравоохранения, культуры и др., в частности в аспекте ресурсного их обеспечения.

Доведение доходности инвестиций в человеческий капитал, в частности, расходов на образование, способствовало признанию ее правящими кругами многих стран важным фактором экономического развития, а руководителями предприятий – фактором роста производительности труда и эффективности производства.

В значительной мере благодаря теории человеческого капитала общественное признание получила неформальное образование, образование взрослых, бурного развития приобрели образовательно-профессиональные программы предприятий.

В развитых странах, и в большей степени – в странах, стремящимся к быстрому и успешному развитию, образование культивируется как экономически рациональная деятельность человека не только в ее молодом возрасте, но и в течение всей жизни. Пожизненное или непрерывное образование стало концептуальным воплощением этой идеи.

Это повлияло и на ресурсное обеспечение образования, причем важно не только увеличение бюджетных ассигнований, но и диверсификация источников финансирования.

Ярким подтверждением рождения концепции человеческого капитала и человеческого развития в общественной практике является опыт социально-экономического роста стран, не имеющих существенных природных богатств, а также стран с разрушенной в ходе второй мировой войны экономикой (Тайвань, Корея, Япония, Германия). Стратегия развития их строилась в расчете на человеческий фактор – важнейшую составляющую научно-технического прогресса и неисчерпаемый ресурс экономического роста. Именно такая стратегия обеспечила высокую динамику экономического развития и впечатляющие его социальные результаты. Еще одним подтверждением большого значения и жизненности теории человеческого капитала является тот факт, что в развитых странах вложения в человека (в ее развитие и социальную защиту) с 50-х гг ХХ века все более существенное превышают размеры материального накопления.

Производственные инвестиции, при их бесспорно важном значении, все более существенно уступают инвестициям в развитие человека, и важнейшие изменения в воспроизводственном процессе развитых стран происходят вне сферы материального производства. Человеческий капитал представляет собой ценный ресурс, гораздо важнее, чем природные ресурсы или физический капитал.

По данным Всемирного банка, в структуре национального богатства исследованных 92 стран человеческий капитал составил в 1994 году у 2/3, в том числе в высшее развитых странах – около 3/4.

Это не единственное подтверждение тезиса о том, что в конце ХХ века главным фактором экономического развития и конкурентоспособности на всех уровнях становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта, умений, здоровья, мотивации и других продуктивных характеристик людей, приобретаются в процессе человеческого развития.

В конце ХХ века идеи о том, что люди и их развитие является важнейшей целью общественного прогресса, приобретают все более широкой поддержки как в научных экономических исследованиях, так и в разработке национальных программ развития и проектов международного сотрудничества.

Существенное влияние теории человеческого капитала, получают новые научные подтверждения относительно постиндустриального общества, усиливая взгляды о решающей роли человека в экономической динамике, повышения эффективности человеческой деятельности на всех уровнях.

Влияние человеческого капитала, в первую очередь повышение уровня образованности работников, на экономический рост рассматривается не только непосредственно, через повышение производительности труда вышепредставленных людей, но и опосредованно, через повышение эффективности и ускорение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и массовое внедрение их во все сферы человеческой жизнедеятельности (что также требует надлежащего уровня образования масс населения.

Государственное регулирование экономики

В отношении капитала регулирующая роль проявляется прямо и косвенно. Непосредственно она находит свое выражение в государственном секторе…

Государственное регулирование экономики: современные тенденции

1.2.3. Регулирование накопления капитала и его инвестирования

Государственное регулирование в сфере накопления капитала и инвестиционной деятельности направлено на обеспечение необходимой нормы накопления капитала, целевого использования фондов накопления…

История экономики ведущих стран в 18 веке

fАнглия как классическая страна первоначального накопления капитала

В разных странах процесс первоначального накопления капитала имел свою собственную национальную окраску, но, пожалуй, в наиболее выпуклой и рель-ефной, можно сказать, классической, форме он происходил все-таки в Англии. Именно в этой стране…

Раздел I. Период первоначального накопления капитала

Новые идеи периода первоначального накопления капитала. Социальные утопии позднего средневековья. Меркантилизм как первая школа политической экономии

I.1 Великие географические открытия как предпосылки возникновения процесса первоначального накопления капитала

Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку…

Новые идеи периода первоначального накопления капитала. Социальные утопии позднего средневековья. Меркантилизм как первая школа политической экономии

I.2 Особенности процесса первоначального накопления капитала

Главным отличным признаком эпохи первобытного накопления капитала были, во-первых, развитие товарно-денежных отношений, становления рыночной экономики, которое наложило отпечаток на все стороны общественной жизни того времени.}

Поделиться