Опыт зарубежных стран в развитии туризма. Международное развитие туризма (Опыт зарубежных стран и его применение в России) Головатюк Алина Владимировна Современное состояние туристского потенциала России

Туристический сектор развивается сейчас повсеместно. И Россия не является исключением. Как и у всех, у нее есть свои преимущества и недостатки, касающиеся этого направления. Попытаемся проанализировать положение России на международном туристическом рынке.

В рейтинге туристической привлекательности, рассчитанном по методологии Мирового экономического форума, Россия в 2007 году занимала 68 место, однако затем она поднялась вверх и в 2011 году достигла 59 позиции рейтинга . Эти данные могут говорить о двух важных чертах современного состояния туризма в России. С одной стороны, место РФ в рейтинге недостаточно высокое, что является показателем слабо развитой туристической инфраструктуры. С другой стороны, виден прогресс, рост позиции России, что свидетельствует о развитии, туристическая индустрия движется вперед.

Среди особенностей России можно выделить специфику предоставления туристических услуг. Стоит обратить внимание на то, что ведущие туроператоры перераспределены на том или ином направлении туристических поездок. Разделяют турагентский и туроператорский сегменты рынка. Причем в туроператорском сегменте имеет место ярко выраженная олигополистическая конкуренция: на любом из направлений существует 5-10 крупных туроператоров, которые захватили примерно 90% всего сегмента рынка. В турагентском сегменте присутствует совершенная конкуренция, что значительно снижает барьеры входа на рынок .

Институт экономических стратегий составил список компаний-лидеров туристического рынка в 2008 году. Первые места занимают: группа компаний «Интурист», «Нева», «Натали Турс», «Tez Tour», «Coral Travel», «Инна Тур», «Капитал Тур», «Pac Group» . Однако даже среди ведущих компаний дела складываются не всегда удачно. К примеру, известна ситуация с компанией «Tez Tour», которая нарушила Федеральный закон «О конкуренции» и запустила в эфир Первого канала ролик со слоганом: «Туроператор №1», что привело к административному делу, которое возбудила против турфирмы ФАС.

Для того чтобы охарактеризовать место и роль туризма в РФ, необходимо проанализировать ряд показателей. К примеру, общий вклад туризма в ВВП России составляет 5,9%. Этот показатель меньше среднемирового, однако к 2012 году ожидают рост на 4,6%. В 2011 году число занятых в сфере туризма составляло 5,5% от общей занятости, а по прогнозу на 2022 будет 5,9% . Как мы видим, доля туризма по этим показателям не очень велика, однако отмечаются тенденции к росту.

Следующее, что заслуживает внимания, - это въездные и выездные поездки граждан по целям .

Таблица 8 - Въезд в РФ и выезд граждан из РФ, тысяч

Число поездок иностранных граждан в РФ

Число поездок российских граждан за границу

В т. ч. по целям:

служебная

обслуживающий персонал

Проанализируем структуру таблицы. Из нее можно сделать вывод, что общее число поездок из России и в Россию растет. Однако число поездок российских граждан за границу превышает число поездок иностранных граждан в Россию более чем в три раза в 2011 году. Это нельзя назвать положительной тенденцией, так как, исходя из структуры таблицы, очевидно, что въездной туризм развит очень слабо. За последние десять лет число приезжающих иностранных граждан увеличилось на 24%, тогда как число поездок российских граждан за границу увеличилось на 198%. Бесспорно, что разница составляет очень большое значение. Причем, исходя из данных таблицы, наблюдается перспектива сохранения данной тенденции.

Если рассматривать поездки по целям, то в Россию преимущественно приезжают по служебным целям, далее идут частные поездки и туризм, занимающие примерно одинаковые позиции. Российские же туристы едут за границу по большей части с целью туризма или это частные поездки. Следовательно, можно сказать, что на данном этапе Россия - страна малопривлекательная для въездного туризма. В процентном выражении с целью туризма за последние десять лет увеличение поездок в нашу страну составило всего 0,6%. А увеличение числа поездок из РФ с той же целью составило 230%. Данные цифры сразу же отражают главную проблему РФ - малую привлекательность с точки зрения международного туризма. С другой стороны, российские граждане являются активными потребителями международных туристических услуг, что уже было рассмотрено в таблице 5.

Также стоит рассмотреть, куда преимущественно направляются российские граждане с целью туризма, какие направления наиболее популярны у них .

Таблица 9 - Число поездок российских граждан за границу с целью туризма в 2011 году, тысяч

Видно, что большинство направлений связано со странами с теплым климатом, имеющими выход к морю. Это говорит о том, что россияне больше предпочитают традиционный пляжный туризм. И опять-таки нельзя не отметить общемировую тенденцию в заинтересованности развивающимися странами в плане предоставления туристических услуг. Россия не стала исключением. Первые три страны по популярности у российских туристов - это Турция, Китай и Египет, а шестую позицию занимает Таиланд.

Если же посмотреть информацию о том, из каких стран в Россию приезжают туристы, то ситуация будет кардинально другой .

Таблица 10 - Число поездок иностранных граждан в Россию с целью туризма в 2011 году, тысяч

Сразу же заметно, что цифры здесь намного скромнее, чем в предыдущей таблице. При этом страны, куда выезжают российские граждане не совпадают с теми, откуда к нам приезжают иностранные туристы. В основном в Россию с целью туризма едут из Европы. Кроме того, 2 и 3 позиции занимают Китай и США.

Можно предположить, что это связано с относительно высокими расходами на туристический отдых в России, малой разработанностью туристических программ и маршрутов, слабой приспособленностью к приему зарубежных туристов.

Что касается поступлений от туризма и расходов российских граждан на туристические услуги, то здесь повторяется вышеописанная ситуация. По поступлениям от туризма Россия в 2011 году заняла 24 место в мире, причем по сравнению с предыдущим годом рост составил 29,1%. А по расходам на туристические услуги Россия входит в десятку мировых лидеров, ее расходы по сравнению с 2010 годом в 2011 году даже увеличились. Как следствие, в 2011 году Россия заняла 7 место в мире по расходам, и также наблюдается рост. Увеличение по сравнению с 2010 годом составило порядка 22,1% .

Таким образом, можно сказать, что туризм в России развивается, однако это развитие носит односторонний характер. Российские турагентства и туроператоры ориентированы в основном на выездной туризм, а въездной туризм развит крайне слабо. Подтверждает это и статистика ВТО, включающая Россию в состав крупнейших импортеров туристических услуг. Ее доля в 2011 году составила 3,4%, для сравнения доля США равняется 9,1%, Китая - 7,6%, Канады - 3,5% .

Однако у России имеется и потенциал, который может способствовать развитию туристической деятельности в части въездного туризма. Это и уникальная природа, климат, памятники истории и культуры, богатое историческое прошлое, обширная территория, пригодная для активных видов отдыха. Но снова все это наталкивается на сложно устранимые проблемы российских реалий, о которых будет сказано дальше. Причем, судя по вышеприведенным статистическим данным, сами россияне находят предоставляемые нашей страной туристические услуги как услуги недостаточно высокого качества и активно используют возможности, предоставляемые выездным туризмом. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы, риски и угрозы для российского туристического рынка, а также обозначить перспективные направления его развития.

За последние годы туристический бизнес начал свое стремительное развитие во всех странах мира. Знакомясь с опытом различных зарубежных стран можно увидеть, что успех развития туристического бизнеса во многом зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, и как государственные институты поддерживают эту отрасль. Для того чтобы получать доходы от туристского бизнеса любое цивилизованное государство должно вкладывать значительные средства для исследования своих территорий с целью оценки туристического потенциала. Государственные программы должны способствовать развитию туристского бизнеса, развитию туристских центров, созданию и развитию необходимой инфраструктуры, а также рекламы и информационного обеспечения.

Практика показывает, что частный сектор никогда не сможет вложить крупные инвестиции для развития курортных туристских предприятий, а также основных элементов туристской инфраструктуры, ему не под силу выполнять функции Национальной Туристской Администрации. В странах с развитым туристским бизнесом есть такие организации, которые подчинены, как правило, министерствам, которые занимаются разработками национальных программ развития туризма. Носят такие организации различные названия, так в Великобритании это ВТА (British Nourist Authority), в Италии – ENIT, в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Норвегии – NOTRA. Такие организации имеют свои представительства по туризму в других странах. Эти организации разрабатывают программы, которые будут привлекать туристские потоки и обеспечивают туристскую информацию.

Специфика туристского бизнеса связана с широким спектром взаимоотношений. В эти отношения вступают лица, которые участвуют в процессах организации путешествий и отдыха. Существующие отношения настолько разнообразны, что порождают определенную сложность правового регулирования.

В любом отдельном государстве взаимоотношения сторон «турфирма – государство», «турист – государство», «турист – турфирма», регулируются соответствующим законодательством. Такое законодательство должно в полной мере охватывать каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.

На сегодняшний день сложилось несколько подходов к организационному процессу государственного регулирования туризмом. Так во многих странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование полностью отсутствует, а субъекты рынка сами осуществляют оперативное регулирование. В тех странах, где существует государственное регулирование рынка туристических услуг, применяются две модели – существуют специальные органы государственной власти, или же регулирование выполняют многопрофильные органы.

Теперь давайте рассмотрим, как действуют государственные институты на примере нескольких стран.

1. В Австрии туристская отрасль курируется Министерством экономики. Рекламу туристских возможностей государства осуществляет Австрийский национальный туристский офис, который имеет свои представительства в 26 странах мира.

2. В Великобритании сферой туризма руководит Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому напрямую подчиняется орган, который отвечает за туризм - British Nourist Authority (ВТА). Эта организация занимается привлечением потоков иностранных туристов в Великобританию, а также занимается развитием внутреннего туризма. Кроме того, эта организация проводит консультации с правительством и другими государственными учреждениями, занятых в сфере туризма. Для этого по инициативе администрации проводятся рекламные компании за пределами страны через сеть своих офисов и представителей. Также для этих целей используется пресса, радио, телевидение. Администрация занимается организацией международных конференций, предоставляет консалтинговые и маркетинговые услуги по вопросам международного туризма и занимается издательством различных информационно-справочных материалов. По своей организационно-правовой форме ВТА является и частнопредпринимательским институтом, который наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках предоставляет также ряд платных маркетинговых и консалтинговых услуг, занимается организацией семинаров и выставок, осуществляет ряд проектов с привлечением иностранного капитала, издает и занимается реализацией путеводителей, видеофильмов и других рекламно-информационных продуктов. Возглавляет ВТА совет директоров, который состоит из пяти членов и президента. В штате этой организации насчитывается около 300 работников, из которых приблизительно треть работает непосредственно в Лондоне, а остальные работают в 26 представительствах за рубежом. Порядка 68% необходимых денежных средств ВТА получает из государственного бюджета.

3. В Германии организацией туристского бизнеса занимается Национальный туристский комитет Министерства экономики, который отвечает за продвижение туристского продукта в Германии и увеличение туристских потоков в страну. Представительства данного комитета работают в 27 странах мира.

4. В Израиле работает Министерство туризма. В 2007 году бюджет этой организации составлял 150 млн. долларов США. Эти средства использовались для финансирования различных мероприятий, которые связаны с презентационной, информационной, выставочной деятельностью по всем странам мира. Также часть этих средства направлялась на проведение различных конференций, организацию консалтингового обслуживания, издание рекламных материалов и буклетов.

5. В Индонезии функционирует специальное ведомство по делам туризма, которое имеет широкие полномочия в области защиты прав туристов. Так в стране действует туристская полиция, которая осуществляет надзор и контроль над всеми предприятиями туристского бизнеса. Кроме того, она принимает непосредственное участие в разрешении конфликтных ситуаций, участниками которых становятся заграничные туристы.

6. В Италии в 1983 году был принят закон по совершенствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Закон определяет основные органы управления туристским бизнесом на региональном уровне и порядок их функционирования. Дается четкое определение туристского предприятия и условия его регистрации. Также в законе определены классификация гостиничного хозяйства, изложено ряд условий, согласно которым туристским бюро, транспортным и общественным ассоциациям разрешается заниматься туристским бизнесом. Кроме того, закон регулирует деятельность профессионалов в туристской сфере, определяет меры по поддержке туристского бизнеса со стороны государства. Департамент по туристической деятельности входит в состав Министерства производственной деятельности. Департамент занимается координацией деятельности региональных туристских администраций, разрабатывает нормативно-отраслевые документы национального характера, исследует и обрабатывает статистические данные. В международной деятельности департамент занимается созданием межправительственных соглашений и взаимоотношений с другими международными туристскими организациями. Полномочия местных администраций имеют широкий характер. Они отвечают за все вопросы лицензирования туристской деятельности на своей территории, проводят классификацию отелей, имеют право рекламировать и продвигать свою туристскую продукцию как внутри страны, так и за рубежом. Но, тем не менее, главную роль в представлении Италии на международном туристском рынке отводится Национальному управлению по туризму (ENIT). Главной функцией этой организации является организация рекламно-информационной работы, проведение маркетинговых исследований, координация действий зарубежных и местных туристических организаций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму, а его деятельность полностью финансируется из государственного бюджета.

7. В Испании вся туристская деятельность на общенациональном уровне определена Законом «О компетенции в области туризма» и Декретом «О деятельности частных туристских предприятий» от 14 января 1965 года. Кроме общенационального закона, каждая из семнадцати автономий имеет свое собственное законодательство по туристской деятельности, основные положения которого соответствуют вышеуказанному закону. Статьи по туризму регулируют отношения между продавцом турпродукта и туристом, а также ряд условий, на которых юридическим и физическим лицам разрешается заниматься туристским бизнесом, порядок предоставления туристам своих услуг, а также предусмотрены меры контроля со стороны государства и порядок применения санкций к нарушителям. В апреле 1996 года Парламентом Испании утверждается Закон «О комбинированных путешествиях». В этом законе четко определялись права и обязанности, как туристской организации, так и самого потребителя туристских услуг. Под комбинированным путешествием понимается поездка, которая включает турпродукт, содержащий, по крайней мере, два из трех основных элементов – размещения на ночлег, транспорт и другие любые туристские услуги. Этот закон дает четкое распределение ответственности внутри туристской сферы деятельности и дает разъяснения различных аспектов туристского продукта и комбинированных путешествий. Всеми вопросами туристской деятельности в Испании занимается Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, который непосредственно подчиняется Министерству экономики. Помимо Государственного секретариата Министерству экономики также подчиняются следующие организации: – Центральная дирекция по туризму, которая занимается административными вопросами и выработкой общих направлений государственной политики в сфере туристского бизнеса. – Гостиничная сеть «Paradores», в состав которого входят 83 отеля, которые представляют историческую ценность. – Два выставочно-конгрессных центра, которые находятся в Мадриде и Малаге, а также Испанский институт туризма «Turespaca». Полномочия Министерства экономики довольно ограничены. Такие важные вопросы как сертификация услуг, лицензирование, разработка стратегии туристской индустрии, принадлежат местным властям. С целью координации деятельности этих организаций в Испании создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители государственной власти всех уровней, а также представители частного бизнеса. В большинстве случаев решения Совета носят только рекомендательный характер. Испанский институт туризма «Turespaca» занимается привлечением иностранных туристов. Также Институт занимается продвижением испанских курортов и рекламной деятельностью за рубежом. Деятельность Института полностью финансируется из государственного бюджета.

8. Во Франции Закон о туризме определяет условия, которые дают возможность заниматься продажей туров. Также установлен круг юридических и физических лиц, которые подпадают под действие этого закона, приведен перечень услуг, которые принято считать туристскими. Кроме того, сформулировано ряд условий, которые дают возможность осуществлять туристскую деятельность для туристских агентств, различных общественных организаций, местных туристских органов и отдельных лиц. Здесь речь идет о возможности получения официального разрешения на занятие туристкой деятельностью в том виде, как это определяет Закон. В специальном разделе этого Закона зафиксированы все отношения между потребителем и производителем туристских услуг. Здесь же приводятся основные права и обязанности продавца услуг и покупателя, которые обязательно должны содержаться в контракте. Закон регламентирует меры ответственности продавца туристского продукта за качество услуг, которые он представляет. Кроме того, Закон предусматривает ответственность за нарушение Закона и санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных организаций за ведением деятельности юридическими и физическими лицами, которые подпадают под действие данного Закона. Вопросами регулирования туристской деятельности занимается Министерство транспорта и общественных работ. В его структуре находятся Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Эти органы занимаются вопросами управления и регулирования туристской отрасли, инвестирования и международных отношений сфере туристского бизнеса. Помимо этого еще функционирует ряд органов, которые принимают участие в управлении туристской деятельностью с правом совещательного голоса: - Совет по туризму при Министерстве транспорта и общественных работ. – Национальный комитет по процветанию Франции, который занимается вопросами экологии и озеленения городов. – Национальное агентство по отпускным поездкам. – Французское агентство туристского инжиниринга и Национальный наблюдательный совет по туризму, в компетенцию которого входят маркетинговые исследования и статистика в туристском бизнесе. Также на региональном уровне действуют представители центральной исполнительной власти, в круг обязанностей которых входит решать вопросы развития туристской сферы и которые подчиняются непосредственно префектам. Деятельность этих представителей главным образом направлена на координацию местных инициатив в туристской сфере. Пропагандой образа Франции как туристского центра на международном рынке занимается ассоциация «Maison de la France», которая была основана в 1987 году как результат соглашения о партнерстве между администрациями объектов экскурсионного показа, туристскими фирмами и местными администрациями. Деятельность этой организации частично финансируется из государственного бюджета, доля которого составляет 60%.

9. В Финляндии туристская деятельность регулируется Законами «О субъектах, имеющих право на продажу туров» и «О турах и занятии туристской деятельностью». Принятие этого закона было вызвано вступлением Финляндии в ЕС и необходимостью приведения законов Финляндии в соответствие с требованиями ЕС. Эти законы отрегулировали отношения между клиентом и туристской фирмой по вопросам продажи тура, а также порядок урегулирования возникших спорных моментов. В марте 1995 года принимается Постановление правительственных структур Финляндии «О занятии туристской деятельностью». В этом постановлении приведены основные сведения, которые требуются при регистрации на занятие туристской деятельностью. Помимо обычных вопросов, необходимо было указывать, является ли данная фирма посредником иностранной туристской фирмы.

10. В Соединенных Штатах Америки Первый Национальный закон США «О международном туризме» был принят в 1961 году. Этот закон предусматривал создание Администрации по путешествиям и туризму (АПТ), которая функционировала в составе Федерального министерства торговли США. Несколько позже, в 1981 году был принят Закон «О Национальной политике в сфере туризма». В мае месяце 1992 года принимается Закон «О политике в сфере туризма и развития экспорта», который поставил перед АПТ следующие задачи: координация государственной политики в области туризма в интересах США, ведение статистики туристической деятельности, исследование конъюнктуры туристского рынка, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам, руководство программой развития туризма. Кроме Национального органа, занимающегося регулированием туристской деятельности на федеральном уровне, в каждом из штатов США функционирует соответствующая служба, которая отвечает за развитие туристского бизнеса. В большинстве случаев это Агентство по торговле, коммерции и туризму, которое занимается решением задач планомерного роста и всестороннего развития туристского бизнеса. Также оно занимается организацией рекламно-информационных программ по пропаганде туризма и осуществляет исследовательские акции по анализу состояния и перспективам развития туристской отрасли. В 1996 году Конгресс США принимает еще один закон, который способствовал развитию туристского бизнеса. Начиная с 1997 года, начинает функционировать новая Федеральная туристская структура – Национальная Организация Туризма (НОТ). В этом Законе говорится, что если в ближайшее время НОТ не повысит долю Соединенных Штатов в мировом туристском рынке и не увеличит поток иностранных туристов, то она будет распущена.

11. В Швейцарии всеми вопросами туризма занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ), которое является самым крупным национальным рекламным агентством.

В ЕС в июне 1990 года была принята Директива ЕС, которая регулировала все вопросы по содержанию туристских услуг и туристского продукта в целом. С целью защиты прав потребителей в этой директиве приведены к единому содержанию тексты контрактов между туристической фирмой и туристом, а также оговорены все условия, взаимные права, обязанности и гарантии.

Туризм по праву является высокодоходным и динамично развивающимся сектором экономики государства. Являясь источником поступления иностранной валюты в страну, он воздействует на платежный баланс государства, также международный туризм воздействует на культурную и социальную сферу.

Говоря о туризме как одном из важнейших секторов экономики, следует привести следующие официальные данные: по экспертной оценке ЮНВТО и Ростуризма в России доля туризма в ВВП составляет 2%. Уже в первом полугодие 2013 года видно, что въезд иностранных граждан в Россию увеличился на 11% по сравнению с показателями 2012 года (13 154 723 чел. в 2012 г. и 14 651 487 в 2013 г.). Больше всего приехало граждан Украины (3 252 239 чел.), Узбекистана (1 716 362 чел.) и Казахстана (1 708 500 чел.). Но непосредственно с целью туризма, то за 1-е полугодие 2013 года в Россию прибыло 1 049 487 тыс. человек. За тот же период в 2012 году было отмечено 993 383 туриста, виден рост на 6%. С целью туризма чаще всего к нам приезжают жители Германии (142 731 чел.), Китая (129 846 тыс.) и США (67 576 тыс.).

Интерес к развитию туризма возрастает с каждым годом во многих странах и Россия не исключение. К сожалению, туризм в России не так развит, как например туризм в Чехии, Болгарии, Франции, Египте, Таиланде и ряде других стран.

Так в чем же дело? Проанализировав официальные данные Росстат о въезде Российских граждан в страны дальнего зарубежья на примере некоторых стран можно сделать ряд выводов. На рассмотрение возьмем такие страны как Польша, Чехия и Германия. В начале двухтысячных годов выездной туризм в России только набирал обороты и люди осваивали различные способы передвижения: железнодорожные трассы, автобаны, авиаперелет. Как видно по данным Росстата в двухтысячном году 1075 тысяч поездок было в Польшу, 90 тысяч в Чешскую Республику и 450 тысяч поездок в Германию. Это было обусловлено тем, что визу в Польшу российским гражданам было получить гораздо легче, чем в Германию или Чехию, так же необходимо заметить, что Польша и ближе всех находится, то есть добраться до нее можно не только с помощью авиаперелета или железнодорожных услуг, но и на автомобиле. В 2003 году начал строиться автобан между Польшей и Германией и все больше набирали обороты экскурсионные бюро, придумывались различные экскурсионные программы в Германии, такие как «экскурсии в Бонн и Дюссельдорф», «экскурсии в Гент и Брюгге», что опять же повлекло за собой рост туристов, он увеличился на 56% по сравнению с 2000 годом. К 2004 году рост туристов вновь увеличился, но на этот раз засчет развития гостиничного сектора в крупнейших городах Германии. И если в 2003 году было сделано 790 тысяч поездок, то в 2004 он увеличился на 35 тысяч!

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод: туристы наиболее чувствительны и требовательны к комфорту. Комфортные условия должны быть не только в проживании, то есть в гостинице, но так же необходимо учитывать такие немаловажные факторы как: развитая транспортная инфраструктура, наличие профессионального гида, который смог бы подобрать наилучшее предложение, которое отвечало бы всем предпочтениям туриста.

На примере Германии Чешская Республика за 2004 и 2005 год разработала ряд экскурсионных программ по стране с различными видами туризма(экскурсионный, гастрономический, лечебный и др.) и проведя ряд маркетинговых преобразований Прага стала самым мистическим городом, а Карловы Вары начали занимать лидирующие позиции в сфере лечения. И как видно из статистических данных Росстата поток туристов по сравнению с 2000 годом увеличился на 45%.

Немало важно обозначить состояние Польши, после 2003 года, поток туристов прибывающих непосредственно в этой стране с целью туризма начал резко падать, уже к 2004 году поток туристов уменьшился на 52 %. Естественно причиной такого падения стало отсутствие интереса туристов к Польше. Страна никак не развивала свою инфраструктуру, в частности гостиничный сектор, также не было развития достопримечательностей. И к 2005 году по настоящее время Польша является больше транзитной территорией, нежели развитым туристическим сектором.

Участие России в международном туризме до последнего времени, оставалось практически незаметным, на фоне стран с развитой индустрией. Зарубежные страны разработали и реализуют конкретные предложения, направленные на совершенствование туризма. Для России немаловажно принять меры, по развитию маркетинговой программы: эта страна, обладая уникальными, как в плане географии, так и культуры местами и традициями, могла бы специализироваться на религиозном, спортивном, пешем, конном, речном, культурном, оздоровительном и паломническом туризме.

На сегодняшний день Россия активно развивает гостиничный сектор, транспортную, экскурсионную и санаторно-лечебную инфраструктуру. Но говоря о перспективах туризма в России необходимо сказать, что основным фактором для развития, является дальнейшее проведение массовых международных событийных мероприятий. Зимняя Олимпиада в 2014 г., Чемпионат мира по футболу в 2018, Зимняя универсиада - 2019 в Красноярске - эти события позволят повысить интерес и увеличить поток иностранных туристов в нашу страну. По экспертной оценки ЮНВТО количество въездного туристского потока в Россию к 2020 году должно составить порядка 47 млн. человек. зарубежный страна развитие туризм

Итак, туризм - это одна из наиболее перспективных и прибыльных отраслей экономики, потенциал которой в России реализуется не в полной мере. Для достижения положительного равновесия между въездным и выездным туризмом, необходимо стимулировать развитие внутреннего туризма, чтобы граждане нашей страны стремились посещать и узнавать отечественные достопримечательности и туристские центры, а не только ставили первоначальной целью поездку за рубеж;

Обладая множеством туристских ресурсов, имея достойную и интересную историю, наша страна способна привлекать большое количество туристов со всего мира. И стоит заметить, что динамика развития туристического рынка России говорит о тенденциях к росту числа туристов, иностранных - в частности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические основы международного рынка туристических услуг. Элементы туристской индустрии. Современное послекризисное состояние международного туризма, его проблемы и тенденции. Количество международных прибытий. Доходы от международного туризма.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Изменение социально-экономических и политических условий как фактор развития международного туризма. Современные тенденции развития МТ в странах СНГ и Балтии. Международное сотрудничество в сфере туризма. Вклад ВТО в развитие международного туризма.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Основные понятия и классификации международного туризма как сектора экономики. Государственное регулирование туристской отрасли. Современное состояние, тенденции развития международного туризма в России и Амурской области. Разработка экскурсионного тура.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2010

    Роль туризма в мировой экономике. Международный туризм: понятие и классификация. Развитие международного туризма. Организация международного туристического бизнеса. Перспективы развития международного туризма. Индустрия туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2004

    Современное состояние мировой туристской индустрии. Рынок туризма в РФ. Оценка туристского потенциала и перспективы развития туризма в Белгородской области. Анализ деятельности туристического агентства "Экватор" и разработка новых туристских направлений.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2012

    Динамика и факторы развития международного туризма, его значение для экономики государств. Роль климатических особенностей и исторических достопримечательностей в развитии туризма в Турции, ее приоритетные туристические районы и статистика турпотоков.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Организации международного туризма в современных условиях. Основные тенденции развития международного туризма. Развитие и активное применение передовых технологий, активизация мирового рынка туристских услуг. Процесс формирования индустрии туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Динамика развития международного туризма. Роль глобального туристского рынка в современной экономике. Характеристика современного международного туризма в экономическом аспекте. Современное состояние туристического рынка в России и его проблемы.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

После некоторого спада наблюдавшегося в 2001 - 2003 гг., 2004 и 2005 гг. ознаменовались существенным подъемом трансграничных перемещений. Число международных туристских прибытий в 2004 г. составило 763 млн. человек, в 2005 г., оно возросло до 808 млн. человек, а на конец 2007 гг. цифра составляет почти 898 млн. человек. Если рассматривать статистику внутри конкретных регионов мира, то мы получим следующие данные.

По данным на конец 2007 г. посещение ближнего востока в целом составляло 46 миллионов туристов и остается одной из успешных с точки зрения посещения мест, несмотря на продолжающиеся напряжение в этом регионе мира. Этот регион выделяется хорошим показателем по посещаемости, и число туристов растет с каждым годом. В 2007 году среди ведущих стран этого региона по посещаемости, можно выделить Саудовскую Аравию и Египет. На фоне сильного роста вышеупомянутых стран - 7% ежегодно с 2000 г. Азию и страны Tихого океана посетило 185 миллионов туристов. На конец 2007 г. прирост посещаемости по сравнению с 2000 г. составляет: Япония (+14%), Малайзия (+20%), Камбоджа (+19%), Вьетнам (+16%), Индонезия (+15%), Индия (+13%) и Китай (+10%) эти показатели продолжают расти. С предполагаемым общим количеством в 44 миллиона международных туристов, Африка подтвердила хороший темп роста, за 2006 г., так как ее рост составил в среднем (+7%), что по сравнению с 2000 г (+3%) очень не плохой результат.

Посещаемость туристов Северной Африки составляет (+8%), что немного лучше, чем районы Сахары где прирост всего (+7%). Америка удвоила свой темп с (+2%) роста в 2006 г. на (+10%) в конце 2007, что является очень хорошим показателем.

В 2007 г. Европу посетило 480 млн. туристов.

Греция (+12%), Португалия (+10%), Италия и Швейцария (+7%), Германия (+ 12%).

Все эти показатели представлены в (таблице 1).

Таблица 1. Рассчитано по данным ЮНВТО.

Международные прибытия туристов

Доля рынка (%)

Изменения %

Ежегодный прирост %

Международный

Северная Европа

Западная Европа

Центральная/Вост. Европа

Юг/Средиземноморье

Сев-Восточная Азия

Юго-Восточная Азия

Южная Азия

Сев. Америка

Каррибский бассейн

Центральная Америка

Южная Америка

Сев. Африка

Средний Восток

В 2004 г., согласно классификации ЮНВТО, 52% всех международных туристских прибытий осуществлялись с целью проведения досуга, отдыха или отпуска (т.е., иными словами, их целью являлся туризм как таковой); 24% - c целью посещения друзей или родственников, прохождения курса лечения, религиозные мотивы (частные поездки); на деловые поездки приходилось 16% и для 8% прибытий цель поездки не была определена. (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Данные за 2007 г., намного отличаются по сравнению с 2004 г., так согласно РОССТАТ количество поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию по итогам года составило почти 23 млн. человек. Данные о въезде иностранных граждан в Российскую Федерацию представлены в таблице

Таблица 2

Рост въездного туристского потока (со служебными целями и целью отдыха) в прошедшем году (2007 г) продемонстрировали Германия, Великобритания, Австрия, Италия, Испания, Австралия, Израиль и некоторые другие страны.

Число туристских поездок со служебными целями увеличилось на 1%. Динамика делового туризма в анализируемом периоде по основным направляющим рынкам показывает существенное увеличение потока из Германии - 23%, Австрии, Нидерландов - 21%, Италии, Швеции - 16%, Великобритании, Австралии - 13%, Канады - 10%, Японии - 7%. По абсолютным значениям лидерами по въездному туризму явились такие страны дальнего зарубежья, как Германия, Великобритания, США, Франция.

Что касается традиционно туристских поездок с целью отдыха, то обращают на себя внимание значительные темпы роста поездок из Испании (47%), Австрии (22%), Нидерландов (16%), Израиля (15%), Италии (12%), Канады (13%), Норвегии (10%), Австралии (34%). В основном туристы из этих стран посещают нашу страну с культурно-познавательными целями. Однако общее число прибытий иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%, что не может радовать, поскольку сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить еще с 2006 года. Это объясняется, прежде всего, возросшими ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы из-за уменьшения числа отелей туристского класса, в результате чего произошло существенное удорожание пакета услуг, предлагаемого туристам при их путешествии в Россию (Диаграмма 2).


Диаграмма 2

Далее приведу интересные статистические данные по услугам, за первый квартал 2007 года. Проведенный Ростуризмом анализ статистических данных за первый квартал 2007 г. по туристским услугам, а также по услугам гостиниц и аналогичных средств размещения показал следующее.

В первом квартале 2007 года объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения вырос на 2 743 801,3 тыс. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. и составил 17 819 632,7 тыс. рублей.

Общий объем туристских услуг за первый квартал 2007 года достиг 7 822 621,0 тыс. рублей, что на 13,5% больше, чем за январь-март 2006 года.

В структуре объема платных услуг населению, доля услуг гостиниц и аналогичных средств размещения за первый квартал 2007 г. по сравнению с первым кварталом 2006 г. практически не изменилась, и составила 2,5% (от всех видов услуг).

Доля туристских услуг в структуре объема платных услуг населению в первом квартале 2007 года также практически осталась на уровне аналогичного периода 2006 года и составила 1,1% (от всех видов услуг). Данные по объему платных услуг населению за январь-март 2006-2007г. г. представлены в следующей (Таблица 3).

Таблица 3. Объем платных услуг населению по видам.

Из данных статистики, приведенные выше можно сделать вывод, что по сравнению с 2006 годом, объем платных услуг в российской индустрии туризма заметно вырос, и предполагается, что оживление, которое произошло в первом квартале 2007 года будет и дальше сопровождать нас новыми положительными цифрами, тем не менее по размеру доходов в расчете на одно туристское прибытие примерно (580 долл) Россия заметно отстает от среднемирового показателя примерно (850 долл), но при этом опережает целый ряд стран, входящих в группу лидеров по развитию туризма, включая Гонконг, Мексику и даже Францию. При этом по величине данного параметра РФ намного превосходит средний показатель для стран Центральной и Восточной Европы. Нужно отметить, что данный индикатор не является определяющим для характеристики роли России в системе международного туризма. Его значение зависит главным образом от трех факторов:

Транспортные издержки, связанные с доставкой туристов в страну пребывания и обратно (именно высокие затраты на авиаперевозки служат основной причиной столь высокого значения этого показателя для Океании);

Уровень цен в стране пребывания (ежедневные личные расходы туристов на питание, транспорт и т. п в скандинавских странах, например, приблизительно в три раза выше, чем, скажем, в Греции или в Испании);

Набор и степень привлекательности услуги, предлагаемых туристу в течении одного путешествия.

В настоящее время, перед Россией стоит основная задача максимизировать приток иностранных туристов в страну, и поэтому повышение стоимости туров и уровня сопутствующих расходов, в частности, может скорее отпугнуть, нежели привлечь в Россию потенциальных потребителей туристских услуг. Наоборот, на данной стадии развития туризма в целом и въездного туризма в особенности вряд ли следует стремиться к резкому повышению показателя “удельных доходов". Такая задача может быть поставлена на более поздних этапах, когда в стране будет создана конкурентоспособная туристская инфраструктура, а посещение России в глазах иностранных граждан будет считаться не менее интересным и престижным, чем, например, экскурсионная поездка во Францию. В такой ситуации речь уже может идти о целесообразности диверсификации источников въездного туризма в страну (в основном за счет увеличения удельного веса Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии), а также значительного повышения качества предоставляемых туристам услуг при соответствующем росте цен на эти услуги. Тем не менее, очевидно что в обозримом будущем России придется столкнуться в сфере туризма с все более возрастающей конкуренцией со стороны как ведущих тур стран, так и сравнительно новых участников этого огромного рынка.

Согласно прогнозным оценкам, приведенным в докладе ЮНВТО “Туризм: панорама 2020", к 2010 г. общее число международных туристских прибытий в мире превысит цифру в 1 млрд. человек, а к 2020 г. вплотную приблизится к отметке в 1,6 млрд., тем самым практически вдвое превзойдя уровень 2005 г. Следует отметить, что динамика числа международных туристов в долгосрочной перспективе может быть подвержена достаточно серьезным колебаниям на уровне отдельных макрорегионов, что связано с действием таких факторов, как стихийные бедствия эпидемии, угроза масштабных террористических актов и др. В докладе ЮНВТО отмечается, что на долговременном отрезке влияние указанных факторов в целом будет в основном преодолено, что обеспечит существенный рост туристских потоков. Предполагается, что свыше ѕ общего числа международных туристских прибытий будут приходиться на внутрирегиональный туризм, около 25% составляет поездки на дальние расстояния (межрегиональный туризм). WTTC представил список из десяти стран, туристский сектор которых предположительно в 2007 - 2016 гг. будет развиваться наиболее высокими темпами (Таблица 4).

Таблица 4 Страны-лидеры развития международного туризма в 2007 - 2016 гг.

Очень показательно, что в данный список вошли либо страны, экономика которых в предстоящий период, судя по прогнозам, будет расти наиболее быстрыми темпами, это (Китай, Индия, Вьетнам), либо государства, для которых форсированное развитие туризма с экономической точки зрения является вопросом “жизни-смерти" (Албания, Черногория, Камбоджа, отчасти Румыния и Хорватия). То, что Россия не попала в данный список, в некоторой степени можно объяснить тем, что она не соответствует этим двум вышеупомянутым условиям.

Поделиться