Научно исследовательская работа плесень. Исследовательская работа на тему: «Плесень: польза или вред

С чего всё начиналось… Однажды мы уехали в гости к бабушке, а когда вернулись, то обнаружили, что хлеб в полиэтиленовом пакете на кухне покрылся зелёным налётом. Мама сказала, что хлеб заплесневел, покрылся плесенью. Откуда же эта плесень могла взяться, и что она собой представляет?





Условия для развития плесени Большинство людей в жизни сталкиваются с двумя видами плесени: чёрной и зелёной. Их споры присутствуют в воздухе практически повсюду. Если им удаётся попасть в благоприятные условия и получить доступ к питательным веществам, то они начинают размножаться быстрыми темпами. Благоприятными для развития плесеней являются условия повышенной влажности и температуры от +20 до +30 градусов, но развиваются они и на замороженных продуктах, хотя и не очень быстро.


Чем опасна плесень? Вредные вещества, выделяемые плесневыми грибами, называются микотоксинами. Они могут вызывать острые отравления, снижение работоспособности, понижение иммунитета. Плесневые грибы вызывают болезни: диатез у детей, аллергию, бронхиальную астму, мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, сердечно- сосудистые нарушения, микотоксикоз, плесневые поражения внутренних органов и даже онкологические заболевания. Самой ядовитой считается плесень жёлтого цвета. Она поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи).


Чем полезна плесень? Плесневый гриб пеницилл (Penicillium). Некоторые плесневые грибы используют в сыроварении. Плесень, которую используют при приготовлении элитных сортов сыра, специально подготавливают. В 1929 английский микробиолог А. Флеминг установил, что один из видов плесневых грибков выделяет антибактериальное вещество пенициллин, который стал первым эффективным антибиотиком.




Результаты наблюдения: Наблюдая за хлебом у батареи, температура около +30 градусов, в полиэтиленовом пакете я обнаружила следы плесени через 5 дней, а затем каждый день она всё больше разрасталась и на хлебе появилась плесень чёрного, зелёного и жёлтого цвета. Через 11 дней кусочек высох, а чёрный и зелёный налёт остался на стенках мешочка, возможно, это споры плесени. Вывод: были созданы благоприятные условия: температура около +30 градусов, относительная влажность, поэтому плесень появилась и быстро размножалась.


Результаты наблюдения: В результате наблюдения за хлебом на окне, в полиэтиленовом пакете, плесень появилась на 4 день. Она была чёрного цвета с прозрачными нитями, видимыми без микроскопа. С каждым днём плесень разрасталась. Через 11 дней хлеб засох, а на пакете остался чёрный налёт. Вывод: были созданы благоприятные условия: температура около +20 градусов, повышенная влажность, поэтому плесень появилась и размножалась быстрыми темпами.


Результаты эксперимента: В ходе эксперимента я попыталась «вырастить» плесень на различных продуктах питания в разных условиях: На солёных помидорах плесень появилась через 11 дней. Помидоры стояли на окне, где постоянно открыта форточка, температура была около +7, +12 градусов. Вывод: эксперимент доказал, что для развития плесени благоприятными являются условия повышенной влажности, а также невысокой температуры.


Результаты эксперимента: На кусочке сыра плесень не появилась, так как он лежал на окне, без полиэтиленового пакета. Ему не хватило влажности. За кружочком апельсина в полиэтиленовом пакете я следила 8 дней, каждый день он терял влагу, затем совсем высох. Плесень не появилась. через 4 дня


Заключение: В ходе исследовательской работы я узнала, что такое плесень, как она распространяется, и что некоторые плесневые грибы вызывают болезни растений, животных и человека. Но есть и другие плесневые грибы: одни используют в сыроварении, а один из видов плесневых грибков выделяет антибактериальное вещество пенициллин, который стал первым эффективным антибиотиком. Я узнала много нового и интересного о плесени из книг, журналов и Интернета, поделилась полученными знаниями с одноклассниками.


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Курумоченская средняя общеобразовательная школа им. А.И.Кузнецова
с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области

I ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ: естественно-научное
ПРЕДМЕТ: биология

ТЕМА: «Загадочная плесень»

с.Курумоч 2013 г.
Содержание.
Введение. стр.3

Глава I. Загадочная плесень.. стр.5

§2. Представители плесневых грибов.

Глава II. Изучение условий роста и развития плесневых грибов...... стр.11
Исследование плесени, выращенной на хлебе под микроскопом. Сравнение её с микропрепаратом листа камелии.
Исследование условий для роста и развития плесневых грибов.
Исследование особенностей роста и развития плесневых грибов на разных продуктах.
Сравнение плесневых грибов, выращенных на различных продуктах.

Заключение стр.14
Список используемой литературы..стр.15
Приложения.стр.16

Введение
Однажды я открыл хлебницу и увидел, что хлеб покрылся серо-зелёной плесенью. Позже я увидел плесень на лимоне и внутри разрезанной ножом луковицы, а другая «чёрная» плесень появилась у нас в ванной комнате. Мне стало интересно узнать, что такое плесень, какая она бывает и при каких условиях она развивается. Так же по телевидению я посмотрел фильм «Плесень». В фильме я услышал, что плесень образуется плесневыми грибами. Я много раз видел грибы и собирал их в лесу, но плесень на них совсем не похожа. Поэтому я решил больше узнать о плесни и попытаться опытным путём определить, является ли она грибом.
Многие учёные занимаются изучением плесени, её полезных и вредных качеств. Эта тема актуальна для большинства людей, в том числе для меня. Приносит ли плесень вред, можно ли употреблять в пищу заплесневевшие продукты и какие условия надо создать, чтобы в доме не распространялась плесень – эти вопросы я исследовал в своей работе.
Объект исследования: продукты, на которых развивается плесень. Предмет исследования: плесневые грибы.
Гипотеза: плесень относится к царству грибов, она играет как отрицательную, так и положительную роль в жизни человека.
Цель работы: изучить особенности строения и жизнедеятельности плесени.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить информацию о том, что такое плесень
2. Получить новые знания в процессе выполнения работы
3. Исследовать причины появления плесени на продуктах питания
4. Попытаться «вырастить» плесень на продуктах питания
5. Распространить полученные знания
Методы исследования:
Обзор литературы;
Наблюдения;
Проведение эксперимента;
Сравнительный анализ.
Теоретической значимостью данной исследовательской работы является то, что она содержит дополнительный материал о плесневых грибах, их полезных и вредных свойствах.
Практическое значение работы заключается в подготовке сообщения и презентации для учеников 5-х классов о плесневых грибах, которое можно использовать на уроках биологии.

Глава I. Загадочная плесень.
«Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Её называют «хлебом дьявола» и «плевком Бога». Она сказочно красива и вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень».
Фрагмент из документального фильма «Плесень»

§1. Плесень – особое царство живой природы.
Живая природа делится на царства: растения, животные, бактерии и грибы. (см. Приложения. Схема1)
Наука, изучающая грибы, называется микология, от греческого «микос» «гриб» и «логос» «учение», «мысль».
Грибы - обширная группа организмов, которая насчитывает около 120 тысяч видов. Грибы разнообразны по внешнему виду и местам обитания. Однако у них есть и общие черты. По строению клетки грибы приближаются к животным (оболочка содержит хитин), а по способу питания – к растениям. Так же как и растения, грибы не заглатывают твёрдую пищу, а всасывают питательные вещества, они способны к неограниченному росту и ведут прикреплённый образ жизни. В отличие от растений, грибы лишены хлорофилла, и поэтому требуют для питания готовое органическое вещество, что роднит их с животными. (см. Приложения. Таблица1)
Основой тела гриба является мицелий или грибница, состоящая из тонких ветвящихся нитей - гифов.
Условно грибы можно разделить на классы в зависимости от строения мицелия и способа размножения на низшие, сумчатые, высшие и
несовершенные. (см. Приложения. Схема 2)
Плесень тоже состоит из мицелия и ветвящихся гифов, поэтому она также относится к царству грибов. Плесневые грибки – низшие и несовершенные грибы. Плесень (плесневые грибки) – это микроорганизмы, которые можно увидеть лишь под микроскопом. Невооружённым глазом видно лишь единую массу. Плесень состоит из множества длинных, бесцветных нитей, на которых имеются ответвления двух видов. Длинные ответвления имеют на конце маленькие чёрные шарики, содержащие споры. Другие, более короткие, проникают вглубь поверхности, на которой находится плесень. Они служат для плесени тем же, чем корни для других растений: помогают ей закрепиться на одном месте, всасывают питательные вещества, необходимые для её роста.
В словаре С. И. Ожегова даётся такое определение плесени: «Плесень – это образуемые особыми грибами налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чём-нибудь гниющем, сыром».
В «Советском энциклопедическом словаре» плесень описывается как «налет на продуктах питания, растительных остатках и других органических субстратах, то есть подстилках, предметах или веществах, служащих питательной средой для микроорганизмов. Налёты образуются так называемыми плесневыми грибами».

§3. Условия появления и развития плесени.
Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями (мицелий).
Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени – температура + 20 С и относительная влажность воздуха выше 95%. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков. Кроме этого, плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибков.
Плесень активно размножается при комнатной температуре в условиях повышенной влажности и неэффективной вентиляции на многих материалах и покрытиях, используемых внутри помещений, включая бетон, штукатурку, дерево, пластики, резину, тканевую основу линолеума, окрашенные поверхности, ковровые покрытия, книги, и т.д.
Благотворные условия для развития плесени образуются в цветочных горшках. Плесень наиболее сильна осенью, так как связана с разложением растительности.
Плесень весьма прекрасно чувствует себя при отрицательных температурах. Она, как и деревья зимой, не «живёт активной жизнью», но и не умирает. При повышении температуры плесень снова начинает образовывать споры. Высокие температуры способны убить плесень, однако для уничтожения некоторых видов необходимо воздействие температуры +100 С0 в течение 1-2 часов.

§4. Значение плесневых грибов.
В 1928 году шотландский микробиолог Александр Флеминг заметил, что какой-то плесневый грибок уничтожил так необходимые ему для экспериментов бактерии, вокруг пятен плесени, погибли все колонии золотистого стафилококка. Учёный был по-настоящему удивлён, поскольку на его памяти не было ни одного случая гибели стафилококков под действием других микроорганизмов, и уж тем более растворения их колоний. Он выяснил, что действие гриба распространяется не на все микробы, а в основном на болезнетворные бактерии, и пришёл к выводу, что «гриб продуцирует антибактериальное вещество, которое поражает одни микробы, а не другие». Флеминг назвал это вещество пенициллином в честь чудодейственного гриба.
Грибки и плесень могут приносить людям немалую пользу. Португальские учёные с их помощью надеются избавить человечество от мусора и отходов.
Сотрудники Технологического института химии и биологии выделили пять сотен видов грибов, способных поглощать самые трудноперевариваемые вещества. Более того, в результате процесса уничтожения отходов возникают полезные вещества, используемые в фармацевтической промышленности.
Существует и съедобная плесень. При изготовлении знаменитых сыров «Рокфор», «Камамбер» используют так называемую «благородную плесень».

Учёные долго считали, что плесень абсолютно безвредна
Обычно к плесени относятся пренебрежительно. Люди часто срезают поражённый участок хлебной корки, снимают белёсую верхнюю пенку с варенья и спокойно съедают то, что осталось, даже не подозревая о том, насколько это опасно.
Заплесневелый объект, не надо ворошить, лучше аккуратно закрыть чем-нибудь и выбросить. Самое главное при этом - не надышаться споровым материалом. Если лишь часть фруктов поражена грибком, это значит, что спорами грибка поражен весь фрукт. Нельзя есть заплесневелые продукты, избавляясь предварительно от видимой части плесени. И нельзя жить в доме, где растёт плесень.
При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия.
Самой ядовитой считается плесень желтого цвета, которая вырабатывает сильнейший афлатоксин. Жёлтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи).
«Безобидная» плесень на поверхности варенья – настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени.
Плесень может воздействовать практически на любой материал. Она легко разрушает лакокрасочные покрытия, выкрашивает кирпич, цемент и бетон (поражённая грибком бетонная плита рассыпается буквально за пару лет). Плесень уничтожает книги, т.к. условия их хранения зачастую соответствуют оптимальным для её развития.
На основе полученных знаний были созданы правила:
нельзя употреблять в пищу продукты зар
·ажённые плесенью, их надо уничтожать;
чтобы продукты не покрывались плесенью их надо хранить с доступом кислорода и непродолжительный срок;
чтобы в помещениях не образовывалась плесень, нужно их проветривать и не допускать повышенной влажности.

Глава II. Изучение условий роста и развития плесневых грибов
Время проведения наблюдений и исследований: ноябрь 2013 гг.
Объект наблюдений и исследований: плесени, выращенные на различных продуктах.
Опыт 1. Исследование образца плесени с помощью микроскопа.
В ходе исследовательской работы я проверял гипотезу: «плесень образована плесневыми грибами».
Для этого рассмотрел образец плесени, выращенной на хлебе, с помощью лупы. Я не увидел у плесени характерных для грибов шляпки и ножки. Но я знаю, что у всех грибов есть грибница, а клетки грибов не содержат хлорофилл. Лупа не даёт возможности более точного рассматривания образца. Учитель биологии предложила мне рассмотреть плесень под микроскопом и сравнить клетки плесени с готовым микропрепаратом листа камелии.
Я взял предметное стекло, пипеткой капнул на него воду, осторожно с помощью препаровальной иглы отделил немного плесени и положил её на стекло. Стал смотреть в микроскоп. Я увидел бесцветное пространство и множество волокон. «Это грибница», объяснила мне учитель.
Значит, плесень действительно образована плесневыми грибами. Только грибы имеют грибницу. Так подтвердилась гипотеза. С помощью грибницы гриб получает питательные вещества. Также в объектив микроскопа было видно множество кружков, похожих на шарики, в них образуются споры, которыми размножаются грибы. Цвет шариков был светло коричневый.
Затем я рассмотрел под микроскопом лист камелии. Он очень отличался от грибных клеток по строению и по цвету. В растительных клетках были чётко видны зелёные хлоропласты. Это окончательно убедило меня в том, что плесень - это гриб. (см. Приложения. Схема 3)
Опыт 2. Выявление оптимальных условий для выращивания плесени.
Для проведения эксперимента были взяты два образца пшеничного хлеба. Один образец находился на блюдце в кухне, а другой сбрызнут водой, помещён в полиэтиленовый пакет и размещён недалеко от батареи. За образцами я наблюдал несколько дней. Результаты своих наблюдений я оформил в таблицу. (см. Приложения. Таблица3)
Результаты наблюдений: хлеб на блюдце зачерствел, а хлеб, помещённый в пакет, покрылся плесенью, которая разрасталась.
Выводы:
Для благоприятного произрастания плесневых грибов необходимы определённые условия.
Такими благоприятными условиями являются повышенная влажность, отсутствие прямого доступа кислорода и умеренное тепло.

Опыт 3. Исследование особенностей роста и развития плесневых грибов на разных продуктах.
Как будут расти плесневые грибы на разных продуктах? Для этого поместил различные продукты в оптимальные для роста плесневых грибов условия. Результаты своих наблюдений я оформил в таблицу. (см. Приложения. Таблица4)
Результаты наблюдений:
На всех продуктах, помещенных в благоприятные для развития плесневых грибов условия, появилась плесень.
На различных продуктах плесень появилась в разное время. Раньше всех плесень появилась на пшеничном хлебе и яблоке, а позже всех на лимоне.
На различных продуктах плесень имела различный цвет. На хлебе и яблоке плесень была зеленоватого цвета, а на луке серо-голубоватого цвета.
На одном и том же продукте (лимоне) появились две плесени: серо-голубоватого цвета и чёрного цвета.
Плесень вызвала гниение некоторых образцов, сопровождающееся неприятным запахом. Сгнили яблоко и лук.
Наблюдая плесень, я пришёл к выводу, что на испытуемых продуктах выросли разные плесневые грибы. Я захотел убедиться в этом и рассмотрел образцы под микроскопом.
Опыт 4. Сравнение плесневых грибов, выращенных на различных продуктах.
Образцы плесени, выращенной на разных продуктах рассмотрел под микроскопом. Результаты наблюдений оформил в виде таблицы. (См. Приложения. Таблица5)
Исходя из результатов, сделал следующие выводы:
На испытуемых продуктах выросли разные плесневые грибы.
На пшеничном и ржаном хлебе, яблоке плесень образовал плесневый гриб мукор, относящийся к классу низших грибов.
На луке плесень образовал плесневый гриб пеницилл, относящийся к классу несовершенных грибов.
На лимоне выросли две различные плесени: голубовато-серая, образованная грибом пеницилл и «чёрная» плесень, которую образовал гриб аспергилл. Они относятся к классу несовершенных грибов.

В результате практической работы я подтвердил гипотезу, что плесень образована плесневыми грибами. Мне удалось вырастить плесневые грибы на разных продуктах. Я на практике выявил наиболее благоприятные условия существования плесневых грибов (влажность, тепло, отсутствие прямого доступа кислорода).
Заключение
В ходе данной исследовательской работы, задачи, поставленные в её начале, были выполнены:
Изучена информация о том, что такое плесень
Выявлены причины появления плесени на продуктах питания
«Выращены» плесневые грибы на различных продуктах питания
Кроме этого я освоил способы приготовления микропрепаратов, усовершенствовал навыки работы с микроскопом, получил много новых знаний о загадочной плесени и о том, как с ней бороться.
В работе удалось достичь поставленной цели – изучить особенности строения и жизнедеятельности плесени. Опытным путём установлено, что наиболее оптимальными условиями для развития плесневых грибов являются повышенная влажность, температура 20-30 С0, недостаток света, отсутствие прямого доступа кислорода.
Полученными знаниями я поделился с одноклассниками. Для повышения интереса к своей работе, создал копилку интересных фактов, в которую вошли интересные сведения по теме исследования (см. Приложения).

Список используемой литературы

Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. «Обо всём живом». 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.:Баллас, 2012.
Мир растений. В 7 т./ Т.2. Грибы./ Под ред. В. М. Горленко.- М.: Просвещение,1991.
Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы. В 2 т. Т.1./ Под ред. Т. И. Максимовой.- М.: Эксмо, 2008 .
Ожегов С. И. Словарь русского языка./ Под ред. Н. Ю. Шведовой.- М.: Русский язык, 1990.
Советский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия,1979.
Что такое. Кто такой: В 3 Т./ Т.1 - М.: Педагогика - Пресс, 1998 .
Энциклопедия для детей. Т. 2 Биология./ Глав. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта +, 2002.

Приложения

Схема 2

Схема 3
Сравнение плесени и растения (лист камелии) под микроскопом
Микропрепарат листа камелии Препарат плесени

Таблица 1
Сходство грибов с растениями
Сходство грибов с животными

Способ питания.
Строение клетки

Способность к неограниченному росту.
Питаются готовыми органическими веществами.

Прикреплённый образ жизни.

Таблица 2
Сравнительная таблица низших и несовершенных грибов

Область сравнения
Низшие грибы
Несовершенные грибы

Название представителей класса
Мукор
Пеницилл
Аспергилл

Внешний вид на субстрате

Строение мицелия
Одноклеточный мицелий
Состоят из развитого ветвящегося мицелия, состоящего из многочисленных клеток

Размножение
Спорами бесполым и половым путём
Спорами только бесполым путём

Место обитания

Почва, различные пищевые продукты и другие субстраты
Почва, цитрусовые, луковичные растения, ягоды, клубни картофеля, овощи, злаки, различные продукты

Таблица 3
Наблюдения за образцами хлеба, помещённого в разные среды

Дата
Хлеб на блюдце
Хлеб в пакете

20.11.2013.
Начало наблюдений
Начало наблюдений

21.11.2013
Хлеб стал черстветь по краям и сверху
Хлеб мягкий и влажный

22.11.2013
Хлеб зачерствел сильнее и уменьшился в размере
Хлеб мягкий и влажный

23.11.2013
Хлеб полностью зачерствел и стал сухарём
Хлеб мягкий и влажный

24.11.2013
Без изменений
Хлеб мягкий, в некоторых местах появилась плесень, вызванная ростом плесневых грибов.

25.11.2013
Без изменений
Зоны поражения плесенью увеличились. Конец опыта.

Таблица 4
Наблюдения за ростом плесневых грибов на различных продуктах
Дата
Наблюдение плесени на различных продуктах

пшенич-ный
ржаной

20.11
начало наблюдений
начало наблюдений
начало наблюдений
начало наблюдений
начало наблюдений

21.11
без изменений
без изменений
без изменений
появился коричневый налёт
без изменений

22.11
появился белый налёт
без изменений
без изменений
налёт стал разрастаться
без изменений

23.11
появилась плесень зеленовато- сероватого цвета
появился белый налёт
без изменений
налёт стал больше, появилась слизь
появился коричневый налёт

24.11
плесень увеличилась

появились следы плесени серо-голубого цвета
появилась плесень зеленоватого цвета
появилась плесень зеленого цвета

25.11

плесень увеличилась
плесень серо-голубоватого цвета разрасталась
плесень увеличилась, появился неприятный запах
плесень увеличилась

26.11
плесень почти полностью покрыла образец
плесень увеличилась ещё больше
рядом с серо-голубоватой плесенью появилась чёрная плесень
плесень увеличилась ещё больше, неприятный запах усилился
плесень увеличилась ещё больше, появился неприятный запах

27.11

плесень увеличилась ещё больше
обе плесени разрастаются, появился неприятный запах
образец полностью сгнил
образец начал гнить

28.11
без изменений
плесень увеличилась ещё больше
обе плесени разрастают-ся, неприятный запах усилился
препарат уничтожен
образец полностью сгнил

29.11
без изменений
плесень полностью покрыла образец
препарат уничтожен

препарат уничтожен

30.11
препарат уничтожен
препарат уничтожен

Таблица 5
Таблица сравнения различных плесневых грибов
Название продукта
Цвет плесени
Внешний вид
Вид в микроскоп
Название гриба, образующего плесень

Хлеб пшенич-ный
серо-зеленова-тый

Хлеб ржаной
серо-зеленова-тый

Лимон
серо-голубова-тый

пеницилл

чёрный

аспергилл

Яблоко
серо-зеленова-тый

Лук
серо-голубова-тый

пеницилл

Копилка интересных фактов
Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад.
Причиной смерти лиц, вскрывавших гробницы египетских фараонов, была жёлтая плесень, выделяющая афлатоксин. Афлатоксин вызывает тяжёлые пневмонии и рак печени.
Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.
В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят жёлтым рисом. Он весь заражён афлатоксином.
В старину избу, заражённую белым домовым грибком, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.
Плесени используют в сыроварении, что придает сыру особый запах и аромат.
Плесневые грибы используют при изготовлении спирта, соевых соусов, для осветления фруктовых соков, в производстве некоторых витаминов.
Плесени являются причиной аллергических реакций у человека.
Известна порча плесневыми грибами книг, картин, некоторых произведений искусства.
Существуют плесневые грибы способные разрушить древесные постройки и бетонные перегородки домов.
В 19 веке домовой гриб уничтожил множество древесных построек в Германии, Швеции, Франции, Бельгии.
В лесах тропической Америки живут самые крупные муравьи – листогрызы. Из плесневых грибов они разводят «грибные сады», чтобы питаться специальными вздутиями на мицелии гриба.
На острове Шри-Ланка разведением «грибных садов» занимаются термиты, которые грибами выкармливают личинок.
В Норвегии и США был обнаружен гриб, который выделяет вещество предотвращающее отторжение трансплантированных органов.
В 1942 году в Индии один из плесневых несовершенных грибов уничтожил посевы риса, из-за чего возник страшный голод, унёсший 2 миллиона жизней.
Поваленное грозой дерево микроскопические грибы превратят в плодородную почву через 50 – 100 лет.

13PAGE \* MERGEFORMAT14115

Живая природа

бактерии

растения

животные

Низшие (3 класса)

Сумчатые

Несовершенные

Рисунок 2Рисунок 2Рисунок 1Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0135.jpgРисунок 1Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0176.jpgРисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\НОУ Ваня\МАЛЫШКИН В (F)\IMG_0175.jpgЗаголовок 115

д. Андреевская, 2013 год

1. Обоснование выбранной темы ……………………………………………3

2. Исследование ……………………………………………………………... 4

2.1 Создание условий для роста плесневых грибов………………….. 4

2.2 Значение плесневых грибов для человека ……………………… 9

3. Заключение ……………………………………………………………… 11

Список литературы ………………………………………………………... 12

1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

Однажды мы с мамой накрывали стол к обеду, и на хлебе я увидел налёт серо-зелёного цвета. Мама такой хлеб кушать запретила, назвала это плесенью. И мне стало интересно, а что это такое – плесень? Как и отчего она появляется, вредна или полезна она для человека?

Из словаря я узнал, что плесень – это грибы.

С раннего детства мы видим вокруг себя множество растений и животных. Но окружающие нас деревья, цветы, животные бывают настолько разными. Даже просто зайдя в лес, можно увидеть сотни разных растений: деревья, кустарники, травы. И среди них – грибы. Грибы – это не растения и не животные, а представители особого царства. При слове «гриб» мы вспоминаем знакомые нам белые, подосиновики, маслята, сыроежки, мухоморы, т. е. нечто состоящее из шляпки и ножки, которое растет в лесу и попадает к нам в корзинку. Но грибы это не только те, которые растут в лесу. Покрылась сероватым налетом (плесенью) корочка хлеба, выросло на стене в сыром помещении что-то зеленоватое и неприятное, испортилась ягода – все это работа грибов.

Я поставил перед собой цель – узнать о плесени как можно больше и вырастить её в домашних условиях.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ

Вначале работы над проектом мною был проведен опрос среди одноклассников по теме «Плесень»

1. Где вы встречаете плесень в своей жизни?

В продуктах питания 55%

В подъезде – 18 %

На даче в доме – 22%

Я её не замечал(а) – 5%

2. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на продукте небольшой кусочек плесени?

Выброшу весь продукт – 40%

Срежу заплесневелую часть, остальной съем – 23%

Когда как, не задумывался(лась) над этим – 37%

3.Как вы считаете, какой вред для здоровья человека имеет плесень?

Вызывает пищевое отравление – 75%

Никакого вреда – 11%

Выводы по итогам опроса:

Плесень встречается в жизни человека достаточно часто. Она поражает продукты питания, появляется в жилище человека. Но иногда мы её даже не замечаем. Большинство людей не знает об опасности для здоровья человека, которая возникает при употреблении в пищу заплесневелых продуктов, при появлении плесени в местах обитания людей. Я считаю, что нужно больше рассказывать людям о вреде плесени, просвещать их. Но, прежде чем это делать, я сама должна изучить биологию плесени. Это поможет мне расширить свой кругозор, узнать что-то новое.

2.1 Создание условий для роста плесневых грибов

Из энциклопедии «Я познаю мир. Экология» я узнал, что плесень – это микроскопические растения, но в отличие от зеленых растений плесень поглощает органическую пищу. Но кроме питательной среды наибольшее значение для роста плесневых грибов имеют влажность и температура.

Чтобы узнать условия развития плесневых грибов я поставил опыт.

Взял два кусочка белого хлеба без корки и 2 контейнера. На один кусок хлеба я нанес немного сырой земли и поместил в контейнер. А в другой контейнер я поместил чистый кусочек хлеба. Затем плотно закрыл крышки на контейнерах и поставил на солнечное место.

В течение нескольких дней я наблюдал за тем, что происходило в контейнерах. Через 3 дня на кусочке хлеба с землей образовалась плесень.

Что же произошло? Плесень любит тепло (контейнеры были установлены на солнце) и влагу (плотно закрыв крышки, я задержал в контейнере влажность). Оказывается, еще и грязь действует как «клей» и ловит споры плесени. Поэтому на чистом куске хлеба незначительный серо-зеленый налет появился позже, только на 8 день.

Начало эксперимента

https://pandia.ru/text/78/483/images/image004_40.jpg" width="418" height="392">

На 8-й день эксперимента

(заключительный)

Результаты своих наблюдений я занес в таблицу

Число

Изменение состояния

1 контейнер (чистый хлеб)

2 контейнер (хлеб с землей)

Закладка опыта

Закладка опыта

Без изменений

Появился серый налет

Без изменений

Кусок хлеба почти весь покрылся серо-зеленым налетом

Появился серо-зеленый налет

Весь кусок покрыт бархатистым серо-зеленым налетом


2.2 Значение плесневых грибов для человека

Многие грибы вредны для человека. Так, плесени вызывают гниение и порчу продуктов, зерна, фруктов, а также тканей. Но некоторые свойства грибов полезны для человека. Плесени вызывают не только порчу пищевых продуктов, но и вырабатывают нужные нам вещества: ферменты, лекарственные средства, лимонную кислоту. Без кефирного грибка нельзя приготовить кефир, без дрожжей – хорошего пышного хлеба. А еще грибы используют в сыроварении. Есть даже специальные сыры с плесенью.

Антибиотик" href="/text/category/antibiotik/" rel="bookmark">антибиотики (от греч. anti - - против и biоs - жизнь).

Из энциклопедии «Я познаю мир. Медицина» я узнал, что антибиотики – это органические вещества, которые образуются живыми организмами и способны подавлять развитие микроорганизмов и задерживать рост опухолевых клеток.

Особый интерес у меня вызвал плесневый гриб под названием пеницилл. Это плесневый гриб, который образует налет зеленого цвета, в том числе и на продуктах питания. Такие грибы участвуют в порче продуктов и разложении растительных и животных тканей. В 1928 г. сэр Александр Флеминг обнаружил, что плесень Penicillium notatum уничтожает вредные бактерии. В настоящее время это антибиотик пенициллин. Он очень широко применяется для лечения многих инфекционных заболеваний.

https://pandia.ru/text/78/483/images/image011_15.jpg" alt="пенициллин" align="left" width="360 height=360" height="360">
Практическая часть

Я хочу рассказать о проведенных опытах.

Опыт 1

Условия появления плесени на кусочке хлеба.

Описание опыта: взял 2 кусочка свежего белого хлеба. Положил 1 кусочек (образец 1) на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, накрыл его другой тарелкой. Другой кусочек хлеба (образец 2) - без упаковки на тарелку. Оба образца я поставил в теплое светлое место.

Прошло 7 дней.

Результат: Образец 2 высох и превратился в сухарь, плесень не появилась. На образце 1 через несколько дней появился белый пушок, состоящий из тонких нитей (мукора).

Вывод: плесень на продуктах появляется в условиях повышенной влажности и при температуре от +20С.

Опыт 2

Строение плесени

Оборудование: цифровой микроскоп, фотоаппарат, пинцет, предметные и покровные стекла для препаратов, стакан с водой.

Описание опыта: для изучения строения плесени я взял образцы плесени на разных продуктах: плесень на кочерыжке капусты, плесень из банки с солеными огурцами, плесень на коробке из-под сока. Внимательно рассмотрел состав данных образцов под микроскопом. Сделал фотоснимки.

Результат: по фотоснимкам я могу сравнить строение плесени на разных продуктах. (Приложение 2)

Вывод: несмотря на то, что плесень образуется на разных продуктах, по своему строению она одинакова. Грибница плесневого гриба состоит из тонких бесцветных нитей. Многочисленные нити (гиф) - это одна сильно разросшаяся клетка.

Опыт 3

Плесень – живое существо

Оборудование: цифровой микроскоп, фотоаппарат, пинцет, предметные и покровные стекла для препаратов, стакан с водой, вата.

Описание опыта: для выяснения моего предположения, что плесень - живое существо, я исследовал плесень (образец 1) и вату (образец 2). Рассмотрел оба образца под микроскопом. (Приложение 3)

Результат: по фотоснимкам я могу сравнить строение плесени и ваты, выявить, что плесень – относится к грибам, а значит она - живое существо.

Вывод: плесень имеет такое же строение, как и большинство грибов (выводы по опыту 2), она состоит из клеток. Это признак живого существа. Внешнее строение ваты сходно с плесенью (состоит из нитей), но клеток не наблюдается, нити сплошные. Вата – неживое тело.

Проведя работу по изучению плесневых грибов, я пришел к следующим выводам:

В мире имеется большое количество различной информации о плесневых грибах; Плесневые грибы живут везде и являются живыми существами. Плесневые грибы не только наши враги, но и наши друзья, так как они играют великую роль в круговороте веществ в биосфере ; И все - таки остается еще много загадок о плесени – живом существе из царства грибов.

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Образец плесени из коробки сока Образец плесени с огурца

Образец плесени с капусты

Все образцы имеют мицелий, на последней фотографии видны ещё плодовые тела.

Приложение 3

Мицелий плесени состоит из клеток

Ватная нить едина, нет деления на клетки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате моего исследования я пришел к выводу, что плесень может быть как полезна, так и вредна для человека. На опыте я убедился, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов. Значит, чтобы сохранить продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте.

Плесневый гриб пеницилл оказал человечеству огромную помощь в развитии медицины. В начале ХХ в. ученые случайно обнаружили, что болезнетворные бактерии погибают в присутствии зелёной плесени - пеницилла. С тех пор вырабатываемое из этого гриба лекарство – пенициллин - стало самым важным антибиотиком, применение которого спасло миллионы человеческих жизней.

Также я узнал, что серая плесень – это гриб мукор, а зеленая – пеницилл. Теперь я заинтересовался, на каких продуктах можно вырастить мукор, а на каких пеницилл. Но это уже будет в моей следующей исследовательской работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: АСТ ЛТД ». - 1997г.

2. Буянов. Н. Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

3. Плешаков страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .-2000г.

4. Документальный фильм «Плесень» http://www. /watch? v=1lgAzVOEnUM

5. Сайт интернета *****

6. http://images. *****/yandsearch? p=2&text=%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C&icolor=&itype=&iorient=&isize=&type=&site=&wp=&recent=&rpt=image

Библиотека
материалов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Урская средняя общеобразовательная школа»

« Плесень »

Исследовательская работа

ученик 2 «Б» класса МБОУ « Урская СОШ»

Дом/ адрес: п. Урск ул. Стахановская,

Руководитель: Кирсанова Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов МБОУ « Урская СОШ»

2017

Введение………………………………………………... ……2 -4

Глава 1 Плесень –царство грибов.

1.1. Что такое плесень?……………….....................................4-5

1.2. Строение плесени. . …………………………………… 5

1.3 Виды плесени …………………………………………… 5-6

1.4 Интересные факты о плесени …………………… … 6-7

1.5. Роль плесени в жизни человека ……………………. .. 7

Глава 2. Мои опыты

2.1 Опыт 1……………………………….. ……… ……. … 8- 9

2.2 Опыт 2 ………………………………………………………9

2.3. Опыт 3. ……………………………………………………9-11

Заключение……………………………………..……………...12

Список литературы…………………………………………….12

Введение

Однажды мама достала апельсины, и я обратил внимание, что на его кожице есть несколько маленьких белых пятен. Я их потрогал. Они были мягкие, пушистые и издавали какой-то запах. Тогда я спросил у мамы, что это такое? Она ответила, что это плесень. С ней мы можем часто сталкиваться в реальной жизни. Мне стало интересно, а что такое плесень? Я решил спросит у своей учительницы. Она предложила узнать, что означает это слово в толковом словаре Д.Н. Ушакова.

Мы с учителем прочитали, что плесень – это мицелий гриба, появляющийся в сырых местах на различных предметах и органических телах и вызывающий их порчу. И передо мной возникло много вопросов.

Что такое плесень? Как она образуется? Вредна ли плесень для человека? Чтобы ответить на свои вопросы, мы решили провести различные опыты. .

Актуальность работы: плесень часто встречается в нашей жизни и мы должны знать как себя вести: бороться с ней или позволять присутствовать в нашей жизни.

Новизна моей работы заключается в том, что эта работа меня заинтересовала, когда я увидел белые пятна на разных продуктах питания.

Цель работы: изучение особенности строения и жизнедеятельности плесени.

Задачи:

1. Изучить строение плесени, и особенности развития и размножения плесени

2. Выяснить влияние плесени на живой организм

3. Изучить литературу по данной теме, сделать выводы.

4 Вырастить плесень в домашних условиях

5. Учиться фиксировать результаты опытов

Объект исследования : царство грибов

Предмет исследования: плесень

Методы исследования :

Опыты и наблюдения;

Сбор и анализ разных источников информации;

Поиск информации в Интернете.

Гипотезы:

- плесень быстрее вырастит на мокрых или сухих предметах

Практический результат :

Результаты исследования будут интересны одноклассникам, взрослым

Плесень опасна для здоровья

Глава 1. Плесень –царство грибов.

    1. Что такое плесень?

Плесень принадлежит к царству грибов. Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Это один из самых первых живых организмов, но до сих пор она остаётся «тайной за семью печатями».

Мы прочитали в книге, что в простонародье плесень это название плесневого грибка. Они бывают самые разные по цвету и оттенкам. Чаще всего встречаются плесени красные, жёлтые, зелёные, голубые, чёрные, белые с розовым и сиреневым оттенком. Плесень может образоваться практически везде - в почве, воде, на продуктах питания, даже на стенах домов. (Рис.1)

Рис.1

Плесень хорошо чувствует себя и на Крайнем Севере. Зимой она не "живет активной жизнью", но и не умирает. Споры плесени можно найти даже в холодильнике.

Плесень может привести к некоторым осложнениям, например хрипоте, одышке; сухому кашлю, а также высыпаниям на коже.

1.2.Строение плесени.

Плодовое тело грибов представляет собой плотно прилегающие переплетённые тонкие нити, которые называются гифами (от греческого «гиф» - ткань, паутина). Гифы обильно разрастаются, ветвятся и образуют грибницу или мицелий (от греч. «микес» - гриб).

Некоторые нити грибницы поднимаются вверх. На их концах образуются чёрные головки – спорангии. Эти головки похожи на плодовые тела шляпочных грибов. (Рис 2)

В головках (спорангиях) созревают споры. Из них и вырастает плесень. Когда споры созревают, головки лопаются. Они разносятся ветром (потоком воздуха) и находятся в воздухе. Вот и объяснение непонятному «дымку», который мы заметили с мамой, когда задели плесень на апельсине. (Рис.3)


Рис.2 Рис.3

1. 3. Виды плесени

Самые распространенные виды плесени: мукор, пеницилл .

Мукор (белая плесень) относится к низшим грибам. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого налёта. (Рис. 4)

Гифы, которые имеют вертикальный рост, формируют на своих концах спорангии чёрного цвета, внутри которых развиваются споры.

Рис. 4

Другой гриб – пеницилл– относятся к высшим грибам.(Рис. 5)

Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, которые разделены перегородками на отдельные клетки. Этим она отличается от грибницы белой плесени (мукора), которая состоит из одной клетки. Этот гриб разводят в лабораториях для получения из него лекарства.

Рис. 5

1. 4. Интересные факты о плесени

Из интернета мы узнали некоторые исторические факты:

Причиной смерти лиц, вскрывавших гробницы египетских фараонов, была плесень, которая выделяла токсины;

Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.;

В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычен цирроз печени у детей, которых кормят желтым рисом. Он весь заражен плесенью;

В старину избу, зараженную белым домовым грибком, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.

1.5. Роль плесени в жизни человека.

Благодаря своей работе мы узнали, что:

Плесень относится к царству грибов,

Плесень оказывает положительное и отрицательное влияние на организм человека:

а) отрицательное влияние : плесень развиваясь на пищевых продуктах, дереве, бумаги, пластмассы, произведениях искусства, вызывает их порчу и наносят большой ущерб народному хозяйству. (Рис.6)

переходящую в астму и даже онкологические

Рис. 6

б) положительное влияние: пенициллином лечат инфекционные заболевания, её используется в технологии производства сыра, некоторые разновидности плесени используются для производства лимонной кислоты. К грибам относятся известные всем дрожжи. Так, дрожжевые грибки, питаясь сахарами, выделяют винный спирт и углекислый газ. Их используют виноделы для получения спирта и хлебопеки для выпечки более воздушного хлеба. Без кефирного грибка нельзя приготовить кефир.

Глава 2. Опыты

Прочитав про плесень, я узнал, что её можно вырастить в домашних условиях, но только в разные промежутки времени. Проверим все это путем опытов.

2.1. Опыт 1.

Предположим, что плесень является живым организмом. И мы провели такой опыт.

Цель опыта : выяснить, является ли плесень живым организмом? Оборудование : пачка чая, пищевой контейнер

Опыт начался 25.01.17г. в 15:00. Каждый день наблюдал за ней, фотографировал изменения.

Замочив пакетик чая, мы положили его в контейнер и закрыли непрозрачной крышкой.

2день

3день

Никаких изменений на пакетике чая не увидел.

4день

27.01.17г., я увидел, что на пакетике чая появились белые пятна

5-6день

В течение следующих двух дней пушок подрос, распространился на поверхности пакетика чая

7день

белые пятна распространились по всему пакетику чая, и приобрели зеленоватый цвет.

Вывод: плесень растет! Значит – это живой организм! Что и требовалось доказать.

2.2. Опыт 2.

Цель опыта: узнать строение плесени.

Оборудование: лупа, кусочек плесени.

Описание: помещаем под лупу кусочек плесени. (Рис. 7)Мы увидели, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Их называются гифами. (Рис.8)

Рис.7 Рис. 8

2.3. Опыт 3.

Предположим, чтобы вырастить плесень нужны определенные условия. И мы провели такой опыт.

Цель опыта : определение условия образования и роста плесени.

Оборудование : 4 кусочка хлеба, стеклянная банка, пищевая пленка, целлофановый пакет, холодильник, вода.

Описание : я взял 3 кусочка белого хлеба и черного хлеба. Порезал его на небольшие кусочки. Чтобы хлеб был влажным, с помощью пипетки я накапал на образцы Все 3 образца я поместил в разные условия:

1

Положили хлеб черный и белый на блюдце(капнули 7 капель воды) накрыли банками,поставили на окно.

Положили в мешки(капнули 7 капель воды) и отправили в шкаф

Завернули в пищевую плёнку положили в холодильник.(воды не капали)

1день

Все образцы были без изменений.

2день

На окне под банкой белый хлеб начал покрываться белым еле заметным налётом и на чёрном хлебе тоже что и на белом.

В шкафу хлеб начал подсыхать.

В холодильнике хлеб без изменений.

3день

Никаких изменений не увидел.

4день

На окне под банками на чёрном хлебе видно хорошо, что образуется плесень, на белом хлебе еле заметно плесень

В шкафу хлеб подсох больше

В холодильнике хлеб не изменился.

5 день

На окне под банками хорошо видно белые точки на чёрном кусочке, на белом тоже есть, но они еле заметны

В холодильнике без изменений

7 день

На окне под банками хорошо видно на чёрном хлебе белые точки, а с другой стороны которая лежит на тарелки появилось пуховое образование, на белом кусочке стало видно белые точки, а на обратной стороне появился зелёный мох.

В шкафу хлеб ещё больше подсох.

В холодильнике хлеб стал черствым и появился белый налёт.

Вывод: главным условием появления и роста плесени является влажность, темнота, высокая температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура, тем появление и развитие происходит быстрее.

Заключение

Изучив литературу и проанализировав результаты моих опытов,

Я узнал:

Плесень относится к царству грибов

Плесень является живым организмом.

Особенность строения и жизнедеятельности плесени

зависит от влажности и температуры

Плесень оказывает положительное и отрицательное влияние на живой организм.

Поэтому мы должны проводить влажную уборку и проветривать помещение.

Список литературы

1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. М.: БАЛАСС, 2012.

2. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. М.: Ключ, 1994.

3. Википедия. Свободная энциклопедия.

4. Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина «Астрель». Москва 2006 г.

5. Компьютерная сеть Интернет:

Несколько простых полезных советов как предотвратить появление плесени на хлебе.

1. Предотвратит хлеб от плесени горсточка соли, положенная в плотно закрытую хлебницу. Соль является хорошим консервантом, задерживающим развитие микроорганизмов.

2. От плесени, а также и от неприятных запахов, поможет кусочек древесного угля, завернутый в марлю, если положить его в хлебницу. Древесный уголь прекрасно поглощает запахи и излишнюю влагу.

3. Наилучший способ - хранить хлеб в деревянных хлебницах завернутым в льняную салфетку. Пакеты из полиэтилена для этой цели абсолютно непригодны, так как хлеб в них под действием влаги быстро плесневеет.

1слайд

Моя исследовательская работа называется « Плесень»

2слайд

Однажды мама достала апельсины, и я обратил внимание, что на его кожице есть несколько маленьких белых пятен. Я их потрогал. Они были мягкие, пушистые и издавали какой-то запах. Тогда я спросил у мамы, что это такое? Она ответила, что это плесень. Меня это заинтересовало. И я обратился к своей учительнице. Ирина Анатольевна предложила прочитать значение слова в словарях. После прочитанного я многое не понял. И передо мной возникли вопросы.

Что такое плесень?

Как она образуется?

Вредна ли плесень для человека?

Чтобы ответить на свои вопросы, мы решили провести различные исследования.

3 слайд

Цель и задачи вы видите на слайде

4 слайд

Для своих исследований нами были использованы методы :

Опыты и наблюдения;

Изучение литературы по теме исследования;

5 слайд

Перед тем как мы стали исследовать, то выдвинули несколько гипотез:

Является ли плесень живым организмом

Плесень быстрее вырастит на мокрых или сухих предметах.

Плесень играет определённую роль в жизни человека

6 слайд

Результаты моей исследовательской работы вы видите на слайде

7слайд

Что такое плесень?

Плесень - относится к царству грибов.

Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад.

В простонародье плесень – это название плесневого грибка.

Это пушистый налёт разного цвета и оттенка.

Она может образоваться практически везде - в почве, воде, на продуктах питания, даже на стенах домов.

8 слайд (опыт)

Предположим, что плесень является живым организмом.

Я взял пачку чая, опустил в воду, затем положил на тарелку и накрыл крышкой. На 3день на пакетике появились белые точки. А на 5день их стало еще больше. Наша гипотеза подтвердилась

Вывод: плесень растет! Значит – это живой организм!

9 слайд (опыт)

В следующем опыте я расскажу вам о строение плесени.

Мы взяли лупу и кусочек плесени от хлеба. Рассмотрели через лупу и увидели, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Их называются гифами. Гифы обильно разрастаются, ветвятся и образуют грибницу. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх. На их концах образуются чёрные головки со спорами.

10 слайд

Плесень бывает нескольких видов: мукор и пенициллин

Вы их видите на слайде

Мукор (белая плесень) относится к низшим грибам. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого налёта.

Другой гриб – пеницилл– относятся к высшим грибам. Этот гриб разводят в лабораториях для получения из него лекарства.

11слайд (опыт)

Мы предположим, что плесень будет лучше расти на мокрых предметах. И провели такой опыт.

Все 3 образца я поместил в разные условия:
1. Положили хлеб черный и белый на блюдце(капнули 7 капель воды) накрыли банками,поставили на окно.

2. Положили в мешки(капнули 7 капель воды) и отправили в шкаф

3. Завернули в пищевую плёнку положили в холодильник.(воды не капали)

Каждый день я осматривал хлебные кусочки, и первые изменения

заметил на 5 день На окне под банками хорошо видно белые точки на чёрном кусочке, на белом тоже есть но они ели заметны у пробы. На хлебе появилось пятно плесени.

Другие кусочки хлеба оставались без изменений, правда, в холодильнике и в шкафу слегка подсохли.

7 день

На седьмой день исследования изменения появились на кусочке в холодильнике. Там появился белый налет.

В шкафу они высохли

На кусочке в банке плесень чувствовала себя хорошо и разрасталась,а на обратной стороне появился зелёный мох.

Вывод: главным условием появления и роста плесени является:

    влажность

    высокая температура воздуха

    плохой воздухообмен

Таким, образом моя гипотеза потвердилась.

12 слайд

Изучая плесень я узнал много интересных фактов

13 слайд

Плесень оказывает положительное и отрицательное влияние на организм человека:

Отрицательное, что плесень есть на пищевых продуктах, дереве, бумаги, пластмассы, произведениях искусства, вызывает их порчу и наносят большой ущерб народному хозяйству.

Плесень может вызывать диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания, мигрень, насморк, бронхит и ещё много разных болезней.

Положительное: пенициллином лечат инфекционные заболевания, её используется в технологии производства сыра, вин,

14 слайд

В заключение мне хотелось бы сказать, что мои гипотезы подтвердились. Я сделал выводы:

Нужно регулярно делать влажную уборку.

Проветривать комнату.

Нельзя принимать в пищу повреждённые плесенью продукты

Исследовательская работа на тему: «Плесень: польза или вред»

Введение

При слове грибы мы сразу вспоминаем крепкие подберезовики, яркие красноголовые подосиновики, желтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево-желтые рыжики. Но грибы это не только те, которые растут в лесу. Это лишь маленькая часть огромного грибного мира, который является большой группой растительных организмов. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна. Грибы находят широкое применение в производстве хлеба, пива, сыра, кефира и других продуктов питания.

Однажды я увидела, как покрылся сероватым налетом кусок хлеба, лежащий долгое время в полиэтиленовом пакете. При этом хлеб стал издавать неприятный,даже отталкивающий запах. А ещё я в ванной увидела на стене тоже небольшой, но уже чёрный налёт. Энциклопедия дала объяснение: это работа грибов, но грибов плесени, которые скрытно сопровождают нас в течение всей нашей жизни.

Эти явления меня очень заинтересовали, и я решила провести свое небольшое исследование.

Объект исследования: плесень на продуктах питания и в помещениях

Проблема: Необходимо выяснить, что такое плесень, условия появления и развития плесени и ответить на вопрос: грибы плесени вредны или полезны для человека.

Актуальность проблемы:

Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изучена и приносит человеку, как пользу, так и вред.

Цель:

1) Выяснить, что заставляет портиться продукты.

2) Определить сорт хлеба, наиболее устойчивый к плесневым грибам.

3) Выявить условия развития плесневых грибов на стенах в закрытом помещении.

4) Определить, можно ли устранить появление чёрной плесени на стенах в закрытом помещении.

Задачи:

Познакомиться со строением и жизнедеятельностью плесневых грибов;

В процессе проведения опытов выявить условия возникновения и существование плесени;

Определить вещества, замедляющие процесс появления плесени;

Выяснить, как предотвратить порчу продуктов.

Методы исследования:

Изучение литературы

Наблюдение.

Исследование.

Основная часть

Мы привыкли к запаху плесени, входя в подъезд старого дома. Наша ванная комната с черными грибками не шокирует нас, и зелень подвала на приусадебном участке не мешает нам хранить там овощные запасы. Нам не лень бороться с плесенью. Мы просто не знаем, зачем и как это делать. Правда потом удивляемся, почему у нас аллергия , почему нам тяжело дышится, почему идеально построенный дом гниет, а ремонт надо делать каждый год.

Плесневые грибы - это микроскопические грибы, образующие характерные налёты (плесени) на поверхности органических субстратов (пищевые продукты, бумага, кожа, текстиль и др.). Принадлежат к различным систематическим группам: зигомицетам (мукор), несовершенным грибам (аспергилл, пеницилл, триходерма и др.)

Микроскопические грибы составная часть практически любой экосистемы. Распространены микроскопические грибы повсеместно: в почве, в воздухе, морских и пресных водоемах , на поверхности и внутри тканей растений, на растительных и животных остатках, а так же в жилищах людей. Обильное развитие микроскопических грибов в зданиях наблюдается при высокой влажности воздуха. Кондиционеры, радио - и телеаппаратура, компьютеры служат источником накопления грибов.

Миллионы различных видов организмов появлялись и исчезали в ходе эволюции жизни на Земле. В самых древних растениях были обнаружены следы мицелия. Считается, что именно грибной мицелий мог стать прообразом кровеносной и нервной системы живых организмов. То есть даже человек имеет много общего с грибами.

Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 114 видов , включая ложномучнистую росу, шляпочные грибы, ржавчинные грибы и дрожжи. Грибы весьма разнообразны по внешнему виду, местам обитания и физиологическим функциям, однако у них есть и общие черты. Основой тела грибов является мицелий, или грибница, представляющая собой систему тонких ветвящихся нитей, или гиф, находящихся на поверхности субстрата, где живет гриб, или внутри него. Обычно грибница бывает весьма обильна, с большой общей поверхностью.

ПЛЕСЕНЬ - КАКАЯ ОНА БЫВАЕТ

Почернение поверхностей, шелушение стен, черные точки на потолке свидетельствуют о присутствии плесени. Порой плесень имеет вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, на гнилой древесине.

Колонии плесневых грибков имеют различную окраску, например черную или бурую, голубую или зеленую. Плесень может быть серого, желтого и красного цвета.

На Кавказе есть хорошо известная пещера в конгломератах – Фанагорийская (1470 м длины). Там была обнаружена флюоресцентная плесень. Причем флюоресценция была настолько сильна, что на расстоянии 0,5 м можно было различить черты лица.

Заметить грибковое повреждение древесины несложно: темные пятна, сероватый налет, сырое дерево. Характерными признаками грибка являются коробление дерева и его сморщивание.

Что касается цвета гнили, то она бывает красная, белая, серая, желтая, зеленая. Красная гниль поражает хвойные породы, белая и желтая – дуб и

березу, зеленая – дубовые бочки, балки и перекрытия погребов. Плесень размножается невероятно быстро. Причём основной способ размножения - это споры. Плесень размножается невероятно быстро. В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие чёрные точки - спорангии , в которых образуются споры . В одном спорангии содержится до 50.000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней! А если условия благоприятные, плесень быстро появится на книге, обуви или на упавшем дереве в лесу.

Плесень и ее споры вместе с другими микроорганизмами (вирусами , бактериями) обнаруживаются в воздухе любого помещения, как отдельно, в виде мелких частиц.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПЛЕСЕНИ

Чаще всего от плесени страдает хлеб. Многие хозяйки, обнаружив такой неприятный сюрприз, просто-напросто срезают участок, пораженный плесенью , а оставшуюся часть хлеба дальше применяют в пищу. Благодаря научным исследованиям стало известно, что заплесневелые мучные изделия и молочные продукты необходимо однозначно выбрасывать целиком (плесень уходит в глубь испорченного продукта). Часто плесень образуется в банках с домашними заготовками, вареньем, консервированными овощами. Причин появления плесени может быть несколько. Такая проблема может возникнуть при некачественной стерилизации банки или крышки под варенье. В таком случае на их поверхности сохраняются микробы, которые со временем начинают развиваться, особенно при возникновении благоприятных для этого условий. Кроме того, при неплотно закрытой крышке микробы могут попасть внутрь банки и из воздуха, что также способствует развитию плесневого грибка.. Учёные крайне негативно относятся к употреблению любых заплесневевших продуктов. При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия.

Самой ядовитой считается плесень желтого цвета. Желтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению рыба, молоко, рис). Плесень - настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени.

Для того, чтобы выявить условия развития плесневых грибов и самой вырастить эти грибки, провела опыт № 1.

Я взяла два кусочка хлеба. Положила их в плотно закрытые полиэтиленовые пакеты. Один пакет отправила в холодильник, другой - в тёплое место на подоконник, рядом с газовой плитой, где всегда температура выше.

Через 3 дня я заметила, что на пакетах, с опытным образцом, который находился в тепле выступили капли воды.

Еще через день стали образовываться небольшие пятна плесени.

Результаты опыта № 1

Я рассмотрела появившуюся на корочке хлеба плесень – на хлебе образовался мукор.

Вывод к опыту № 1

· Плесень может развиваться только в теплом и влажном месте, особенно богатом питательными веществами.

· Сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесени.

Опыт № 2.

Я взяла два сорта хлебобулочных изделий: пшеничный хлеб, ржаной хлеб Образцы завернула в полиэтиленовые пакеты и поставила в теплое место.

Результаты опыта № 2

Вывод к опыту № 3

Наиболее подвержены плесени пшеничный хлеб и булки, ржаной хлеб плесневеет позже. От сорта хлеба зависит скорость развития плесени. Качество приготовления хлеба тоже влияет на развитие плесени.

Вывод

Благодаря данным опытам я узнала и поняла, что плесневые грибы развиваются в помещении с повышенной влажностью и температурой в помещении 20 – 30 градусов тепла. Поэтому надо соблюдать меры правильного хранения продуктов.

Если на хлебе появилась плесень, недостаточно просто срезать испорченную корку – этот хлеб вам придется выбросить. Заплесневевший хлеб есть нельзя! Плесень – это яд, который становится лекарством – пенициллином – только после переработки. Существуют виды плесени, которые могут привести к тяжелым отравлениям. Один из них – картофельная палочка.

Картофельная палочка может появиться в результате неправильного хранения муки, как правило, в теплое время года. Особенно подвержены этой болезни формовой пшеничный хлеб и булки.

Для того. чтобы выяснить появление плесневых грибов на стенах в ванной комнате, я изучила научную литературу и пришла к выводам.

Плесень очень не любит чистоты и сухого воздуха, не стоит проветривать сильно помещение, когда на улице холодно и сыро. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков.

Кроме этого, плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибков. Благотворные условия для развития плесени образуются в цветочных горшках.

Микроспоры могут подниматься по вентиляции из сырых подвалов. Плесень наиболее сильна осенью, так как связана с разложением растительности.

Плесень и грибок всегда появляется там, где влага. К сожалению, все материалы, окружающие нас, в той или иной степени содержат влагу. В фасадах из камня и бетона влага образуется в результате конденсации, то есть оседает на поверхностях стен в виде мелких капелек. Конденсат может появиться в холодное время года из-за недостаточной толщины стен. В ванных комнатах (не говоря уже о банях и саунах) конденсат – обычное явление – результат разности температур поверхности и примыкающего к ней воздуха.

Ванная комната у бабушки не имеет вентиляции, поэтому в помещении очень тепло и влажно. Кроме того, помещение не раз страдало от протечек соседей сверху, да и система отопления и канализации в доме бабушки очень старая.

Существует много методов борьбы с чёрной плесенью в помещении.

Методы борьбы и выбор средств зависит от места появления грибка. Если плесень на кафеле, её можно убрать с помощью перекиси водорода самостоятельно и в дальнейшем поддерживать плитку в чистоте. Если плесень грибок поразил швы между плитками, то надо как можно раньше начинать борьбу с плесенью, чтобы грибы не проникли под плитку, и тогда не потребуется демонтировать её со стен и можно будет обойтись только удалением затирки из шва. Но бытует мнение, что победить плесень в помещении нельзя. Одно из народных средств борьбы с плесенью в помещении, с которым я познакомилась - это канцелярский клей.

Опыт №3.

Я взяла канцелярский клей, растворённый в воде и обработала им швы, покрытые чёрной плесенью, между плитками ванной. Оставила обработанные стены на 3 часа. Через некоторое время поверхность, где была плесень, тщательно вымыла.

Результаты опыта № 3

Поверхность стен в ванной стала чище, основной слой плесени исчез, но небольшая чернота осталась.

Вывод

Грибок - это следствие повышенной влажности, и чтобы победить плесень, надо бороться не со следствием, а с причиной. Поэтому, чтобы полностью избавиться от плесени в ванне, необходимо, подходить к вопросу её выведения комплексно. И один из методов борьбы и профилактики - это соблюдении чистоты, хорошее проветривание помещения, установление вентиляции в ванной комнате

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря своей работе я узнала и поняла:

1. Плесень распространяется очень быстро и заражает все доступные поверхности.

2 .Важным условием развития плесени является влажность, тепло и отсутствие кислорода.

3. Надо соблюдать меры правильного хранения продуктов

По возможности хранить хлеб в полиэтиленовой пакете в холодильнике не более 2 дней;

Соблюдать чистоту на кухне.;

Не использовать в пищу хлеб и другие продукты, зараженные плесневым грибком.

4.Чтобы не появилась плесень в помещении, необходимо проводить профилактику: проветривание, соблюдение чистоты, вентиляция. К устранению плесневого грибка на поверхности нужно подходить комплексно.

Поделиться