Последствия политико правового учения большевизма. Политико-правовая теория большевизма


Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет международных отношений

Реферат на тему:
«Политико-правовая идеология большевизма»

Выполнил: студент I курса 8 группы
Ткаченко А. И.

Преподаватель: Болдырева Е.Л.

Санкт-Петербург
2011
Содержание:

    Введение………………………………………………………… ………………………………………..3
    Основные положения большевистской идеологии………………………………..3
    Виды права в СССР…………………………………………………………………… ………………4
    Политическое учение В. И. Ленина………………………………………………………….5
    Политическое учение Н. И. Бухарина………………………………………………………6
    Список использованной литературы…………………………………………………… ….9

Введение
Что такое большевизм? Большевизм или марксизм-ленинизм является «дочерней» идеологией социализма. Основной целью социализма является демонополизация всего общества людей, которая приведёт к равенству, сотрудничеству, свободе и взаимопомощи всех людей, т.е. целью социализма является упразднение эксплуатации людей. Большевизм же подразумевает собой государственную монополизацию общества и замену частной эксплуатации на государственную.
Само понятие «большевизм» возникло на II съезде РСДРП, который проходил в 1903 году. На съезде в партии выделились два течения: революционное, возглавляемое В. И. Лениным и Г. В. Плехановым, и оппортунистическое, возглавляемое Ю. О. Мартовым и П. Б. Аксельродом. Последователей Ленина оказалось больше, чем Мартова, поэтому первых начали называть «большевиками», а вторых – «меньшевиками». Позже единство партии было временно восстановлено, но в 1912 году на партийной конференции в Праге большевики создали собственную партию, с 1917 года называющаяся РСДРП(б) – Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков).
После Октябрьской революции 1917 года партия стала называться РКП(б) – Российская коммунистическая партия (большевиков), в 1925 году – ВКП(б) – Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков), в 1952 – КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза. Просуществовала она до 6 ноября 1991 года и была распущена соответствующим указом Президента РСФСР Бориса Николаевича Ельцина.

Основные положения большевистской идеологии
Основой марксизма является классовое происхождение государства и его классовое содержание. Все марксисты в своих трудах исходят именно из этого положения. Возникновение государства представляется им как последствие разделения труда, возникновения частной собственности и раскола общества на классы. Таких же убеждений придерживался и Владимир Ильич Ленин.
Большевики видели в государственном насилии способ принудить крестьян, интеллигенцию и рабочих создать справедливое социалистическое общество, которое и было конечной целью большевизма. Они считали пригодными насильственные методы для внедрения в массы коммунистической идеологии. Истинность социализма, необходимость применения насилия в единственно справедливом социал-демократическом обществе – всё это и стало основой большевистских идей после Октябрьской революции.

Виды права в СССР
После революции велось множество споров о праве и о его необходимости в новой, социалистической России. В таких дискуссиях исходя из марксистской идеологии сложилось несколько концепций понимания права.
Право как орудие диктатуры пролетариата. Эту концепцию разрабатывал и активно внедрял Дмитрий Иванович Курский, занимавший пост наркома юстиции в 1918-1928 гг. Он считал право выражением пролетарских интересов, и места для свобод и прав индивида в этих интересах присутствовать не могло. Курский восхвалял революционные народные суды, подчеркивая, что эти самые суды полностью свободны в применении уголовных репрессий и руководствуется только своими представлениями. Эта концепция была реализована в виде «военного коммунизма».
Право как порядок общественных отношений. Еще одной важной личностью в становлении советской теории права является Пётр Иванович Стучка. Он считал, что новое революционно-марксистское право должно носить классовый характер всего общества и понимание материальных общественных отношений как базиса для объяснения явления права. Признавая при этом необходимость особого права в СССР, Стучка выделял его особенность, т. к. видел в советском праве право пролетарское.
Меновая концепция права. Пашуканис Евгений Бронеславович в своей книге «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий» изложил меновую концепцию права. Она была названа так из-за определения им отношений товаровладельцев как «социальных отношений, неизбежным отражением которых является право». Именно из таких отношений Пашуканис и выводил понятие права. Согласно этой концепции буржуазное право является последней формой права, и дальнейшая его эволюция невозможна. Таким образом, пролетарское право категорически отвергалось, а то самое буржуазное было необходимо преодолеть для приведения общества к коммунизму – конечной цели большевиков.
Психологическая концепция классового права. Понимание права с позиции психологии предложил Михаил Андреевич Рейснер. Он утверждает, что общественный класс – не столько господствующий, сколько ущемленный - исходя из своего положения в обществе и психики, создают своё классовое право. Уже при капитализме параллельно с буржуазным правом существует пролетарское и крестьянское. Так что не все виды права имеют эксплуататорские начала.
Официальное «правопонимание». На I Совещании по вопросам науки советского государства и права 16-19 июня 1938 года было принято официальное определение права: «Право - совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу». 1 Тогда же было принято определение советского права: «Советское право – совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества». 2

Политическое учение В. И. Ленина
Главным идеологом большевизма является Владимир Ильич Ленин. Он опубликовал огромное количество работ в самых разных жанрах, касающихся вопросов политики, государства и власти. Самые известные из них – «Что делать?» и «Империализм как высшая стадия капитализма».
Ленин начинает рассматривать государство с вопроса о его классовой природе. Сугубая классовость, как он считает, – неотъемлемая черта государства. Ленин утверждает, что государство является результатом и проявлением неизбежных классовых противоречий. Причиной тому является тот факт, что государственный аппарат собирается в основном из господствующего класса, и, соответственно, этот правящий класс действует лишь в своих политических, идеологических и экономических интересах. Ленин редко отмечает, что иногда деятельность государства направлена на удовлетворение потребностей общества, но считает это малозначащим, нетипичным для государства. Так он называет государство не классовой организацией, а, скорее, организацией, управляемой господствующим классом и неизбежно приводящей общество к конфликту.
Огромен вклад Ленина в марксистское учение, хотя и очень специфичен. Он настаивал: «Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой» для всякого классового общества вообще...». Суть любого государства, насколько бы демократичным оно не было, сводится к диктатуре господствующего класса. Это основной принцип жизни государства, который нельзя ни отменить, ни обойти. 3
«Диктатура господствующего класса» Лениным понимается следующим образом. Во-первых, диктатура класса – это его власть, беспрекословное подчинение воле и интересам членов социалистического общества. Во-вторых, такая власть подразумевает собой насилие, проявляющееся в самых различных формах. Это самое насилие видится Лениным основой диктатуры. В-третьих, действия господствующего класса не должны быть ограничены никакими законами, они должны быть абсолютно свободными.
Демократия, свобода, право, гуманизм рассматриваются Лениным как малозначащие компоненты общества, которые способно лишь прикрывать диктатуру и вводить в заблуждение трудящиеся массы, скрывая от них эксплуататорский характер государственного аппарата.
Политическое учение Н. И. Бухарина
Вторым из главнейших идеологов большевизма является Николай Иванович Бухарин. В своем «Письме к съезду», по сути – политическом завещании, В. И. Ленин самым значимым и крупным теоретиком компартии назвал именно его. Николай Иванович был популярен не только в Советской России, но и за рубежом. Он так же, как и Ленин, написал большое количество работ. Самые известные и популярные из них: «Мировое хозяйство и империализм» (1915), «Экономика переходного периода» (1920), «Теория исторического материализма» (1923), «Учение Маркса и его историческое значение» (1933).
Во всех своих работах Бухарин не отклонялся от большевистской идеологии и работ Ленина, Энгельса и Маркса. Главный его тезис – «государство есть продукт классового расчленения общества. Будучи продуктом развития общества в целом, оно в то же время есть насквозь классовая организация». Суть государства – это вражда классов, которые его составляют, и проявляется это во всех его аспектах, будь то политика, экономика, или социальная сфера. Государство, как аппарат публичной власти, как интегральная политическая организация, охватывающая полностью все общество, как какой-то особый механизм – все это, для Бухарина, лишь маска для сокрытия истинной природы от трудовых масс. 4
Право он рассматривает как «машину угнетения», которая выступает под псевдонимом правовых норм. Свое отношение к праву он выражает в определении «юридический кретинизм».
Все эти тезисы опираются на марксистский постулат о том, что государственная власть представляет собой организованное насилие в интересах господствующего класса для подавления остальных. Представление о государстве как об органе насилия и есть основа бухаринских суждений о государстве.
В целом государственная власть в работах Бухарина видится как сконцентрированное и организованное общественное насилие, становящееся единодержавием, иными словами, диктатуры класса, стоящего у власти. Государство и диктатура – вещи, связанные по своей природе, по своему происхождению. Бухарин говорит о том, что ни теоретически, ни практически невозможно создать государство, не содержащее в себе диктатуру.
Его взгляд на государство (тем более капиталистическое) как на диктатуру позволял ему критиковать буржуазную демократию. Она представляет собой систему «призраков демократии», обманно-маскировочных институтов власти, только лишь формального равенства граждан потому, как неравенство в экономической сфере при капиталистическом устройстве общества делает равенство всех граждан неосуществимым.
Диктатура пролетариата ставит на демократии крест. Эта диктатура – результат социалистической революции. Бухарин считает последнюю разрывом гражданского мира в обществе, гражданской войной, которую рабочие ведут против остальных во главе с коммунистами. Исходя из этого, советское государство должно иметь характер военно-пролетарской диктатуры. Именно так и получилось немногим позднее.
Бухарин строил свой анализ политических институтов на принципе «все наоборот». Общество должно было просто поменять математический знаки развития с минусов на плюсы и плюсов на минусы. Такая методология противоречила логике исторической эволюции права, государства, власти и мира в целом.
По иронии судьбы, Бухарин стал одной из многих жертв политического режима, для создания, становления и теоретического обоснования которого он немало потрудился.

Список использованной литературы:

    М. Вольфсон – «Большевизм»;
    В. И. Ленин – «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции»;
    А. А. Андреев – «История государственной власти в России»;
    Н. А. Омельченко – «История государственного управления в России»;
    В. Г. Графский – «История политических и правовых учений»;
    В. С. Нерсесянец – «История политических и правовых учений»;
    В. С. Юрчук – «История политических и правовых учений»;
    А. С. Сенин – «История российской государственности»;
    Н. И. Бухарин – «Мировое хозяйство и империализм»;
    Е. Б. Пашуканис – «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий»;
    А. Н. Тарасов – «Сакральная функция революционного субъекта»;
    Н. И. Матузов – «Теория государства и права»;
    Н. И. Бухарин – «Теория исторического материализма»;
    Н. И. Бухарин – «Экономика переходного периода»;
    Информационный образовательный юридический портал «Закон сегодня» (http://www.lawtoday.ru);
    Указ Президента РСФСР №169 от 06.11.1991 (http://document.kremlin.ru/ doc.asp?ID= 090083).
1 В. Г. Графский – «История политических и правовых учений» с.84
2 В. Г. Графский – «История политических и правовых учений» с.84
3 В. И. Ленин – «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» с. 23
4 А. С. Сенин – «История российской государственности» с.107

(название дисциплины)

Москва 2014г.


Задание I.

Прокомментируйте характер развития политико-правовой идеологии большевизма с октября 1917 г. по 1953 г. Какие главные проблемы права затрагивались в этот период времени. Оцените ее значение для развития Советского государства.

Эпоха большевизма начинается с раскола в 1903 году марксистской партии на два течения- меньшевистское и большевистское. Наиболее значительными выразителями идеологии большевизма были В.И. Ленин, Н.И. Бухарин и И.В. Сталин. Лидером и идеологом большевизма стал В.И. Ленин.

По вопросам политики, власти и государства Лениным было опубликовано множество работ, основными из которых были «Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция. Учения марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции».

Учение Ленина и получило название ленинизм. Основными положениями большевизма являлись:

Классовость государства-неотъемлемая черта государства. Характерными чертами являлось: осуществление политики в интересах господствующего класса, комплектование аппарата государства из среды господствующего класса;

Господство определенного класса над всеми остальными, ориентация власти на насилие;

Пролетарская революция, задача которой заключалась в уничтожении буржуазного государства, а целью явилось завоевание рабочими массами власти и установление диктатуры пролетариата;

Диктатура пролетариата, которая появляется в случае победы социалистической революции. Это необходимая форма перехода к безгосударственному устройству, система власти, которая опирается на силу победившего народа. Ленин считал, что « диктатура пролетариата невозможна, иначе, как через коммунистическую партию.» Руководящее положение коммунистической партии большевиков он называл основой Советской Конституции- юридической и фактической. Ленин выдвинул идею пролетарской партии, которая должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат.

Государственная форма диктатуры, при которой предполагалось выбросить всех органов власти и подотчетность депутатов;

Возможность пролетарской революции и построения социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.

Ленин обращал внимание на то, что государство появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы; эксплуататоры и эксплуатируемые. Он так же замечал, что все формы государства являются диктатурой господствующих классов. Неразрывно с государством связано и право, за которым стоит государственное принуждение. На развитие права оказывали воздействие религия и господствующая идеология. В понимании Ленина, право-это совокупность правовых норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии.

Ленин видел, что не все теоретические замыслы государства воплощаются в практике, что коммунисты стали бюрократами, и что это в итоге нас и погубит.

Так вот, развитие партийно-административной системы, которая опиралась на насилие, привело к декларативности демократических положений, противоречию практики и теории. Выражением всего этого и становится сталинизм, но это уже следующий этап развития политико-правовой мысли.

Задание II.

Дайте собственный анализ развития политико-правовой мысли с 1953 г. по настоящее время в России. Дайте характеристику основным тенденциям и концепциям. Покажите взаимосвязь развития политико-правовой теории и политического развития общества в этот период.

Ну, так вот, началом следующего этапа развития политико-правовой мысли послужила смерть Сталина в 1953 году. Это была начальная точка «хрущёвской оттепели», к периоду которой относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков, были закрыты крупные уголовные дела, прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. В эти годы вспыхивают восстания заключённых под антисталинскими лозунгами в Гулаге: Норильское восстание, Кенгирское восстание и др.
С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. Вместе с тем, в 1953-55 годах Сталин ещё продолжал официально почитаться в СССР как великий лидер; в тот период на портретах они часто изображались вдвоём с Лениным. На XX съезде КПСС в 1956 году Н. С. Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были разорваны при Сталине.
В целом, новый курс был поддержан в верхах партии. Другим мотивом были огромные административные и военные издержки, которых требовал тоталитарный контроль сталинского типа над странами социалистического лагеря.
Многие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. С 1953 года были образованы комиссии по проверке дел и реабилитации. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е — 1940-е гг. Была достигнута договорённость о государственном нейтралитете Австрии и выводе из нее всех оккупационных войск. В 1955 г. Хрущёв встретился в Женеве с президентом США Уайтом Эйзенхауэром и главами правительств Великобритании и Франции.
Период застоя — обозначение периода «развитого социализма» — периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее — до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Иногда в публицистике используется идеологическое клише «Эпоха застоя».
В таких условиях среди интеллигенции, разбуженной «оттепелью», возникло и оформилось диссидентское движение, жёстко подавлявшееся органами госбезопасности вплоть до начала 1987 года, когда единовременно были помилованы более ста диссидентов и гонения на них практически разом сошли на нет. Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР. Впрочем, масштабы диссидентского движения, как и политических репрессий, не были большими.
Частью системы идеологического свёртывания оттепели был процесс «ресталинизации» — подспудной реабилитации Сталина. Сигнал был подан на торжественном заседании в Кремле 8 мая 1965 г., когда Брежнев впервые после многолетних умолчаний под аплодисменты зала упомянул имя Сталина. В конце 1969 г., к 90-летнему юбилею Сталина, Суслов организовал ряд мероприятий по его реабилитации и был близок к цели. Однако резкие протесты интеллигенции, включая её приближённую к власти элиту, заставили Брежнева свернуть кампанию. Однако в основном вплоть до начала 1987 года о Сталине и его времени

предпочитали просто молчать.
Перестройка — общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1985 по 1991 годы. Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства.
Идеология - общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознанию, религию). Сверхидеологизированная власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеологизированный человек - раб навязанной ему идеологии. Подвергаясь этому процессу, он теряет чувство собственного достоинства и самоценности, становится способен ради охватившей его ложной идеи на предательство и жестокость, готов подавить нормальные родственные и дружеские привязанности.

Такое общество теряет динамизм, отгораживается от остального мира, не воспринимает дары цивилизации, взаимообогащение культур. Периоды тотальной сверхидеологизации периодически охватывали те или иные страны, народы, регионы, принося людям неисчислимые беды, разжигая религиозные войны, вызывая костры инквизиции, крестовые походы. Не только глухое средневековье, но и Новое время знает подобную напасть, апофеозом которой был фашизм, именовавший себя в Германии национал-социализмом.

Правовое общество, соединенное с режимом демократии и правления закона, возможно только в условиях идейного плюрализма, обеспеченного свободой печати, деидеологизацией важнейших государственных институтов, науки, культуры и иных сфер общественной жизни. Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным цивилизованным сообществом.

1. Политико-правовое учение К. Маркса и Ф. Энгельса

Марксизм возник в середине XIX в. на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Г. Гегель, Л. Фейербах), английской политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.) и французского утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), того, что позднее В. И. Ленин назвал теоретическими источниками марксизма. Идеи о буржуазной сущности государства, о неизбежности социальной революции, о диктатуре пролетариата, об отмирании государства - эти положения лежат в основе доктрины марксизма.

Марксизм - созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом философское и социально-политическое учение, включающее: философский материализм и диалектику; материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций); обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.); теорию классовой борьбы; теорию пролетарской революции.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) родился в Трире (Германия) в семье адвоката, окончил гимназию, затем юридический факультет Берлинского университета, интересовался историей, философией. После окончания университета переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором, но отказывается от карьеры ученого. Сотрудничал с «Рейнской газетой», затем в 1842 г. стал ее редактором. После ее закрытия властями в 1843 г. переехал в Париж, чтобы издавать здесь радикальный журнал. В 1844 г. знакомится с Ф. Энгельсом. В 1845 г. Маркс по настоянию прусского правительства выслан из Парижа, и переехал в Брюссель. В 1848 был выслан из Бельгии. Переехал сначала в Париж, затем в Кельн. Во время революции в Германии был отдан под суд и выслан из Германии. Отправился сначала в Париж, но был выслан и оттуда, и в 1849 г. переехал в Лондон, где и жил до последних дней жизни, занимаясь наукой.

Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) родился в Бремене (Германия) в семье фабриканта, учился в гимназии, которую не окончил, так как отец настоял, чтобы он работал в его фирме. В 1841 г. поступил в гвардейский артиллерийский полк, проходя службу, он посещал лекции в Берлинском университете. В 1842 -1844 гг. жил в Англии и работал в конторе текстильной фабрики, совладельцем которой был его отец. В 1844 г. проездом из Англии в Германию познакомился с Марксом. В 1848 г. переезжает в Германию, участвовал в вооруженной борьбе на стороне революционных сил. После поражения революции эмигрировал в Швейцарию, а затем в Великобританию. Также как и Маркс, остался без средств, бедствовал, но не стал обременять эмигрантскую кассу, и вынужден был вернуться к работе на фирме «Эрмен и Энгельс», что позволило ему оказывать материальную помощь Марксу и его семье. В 1864 г., после смерти отца, становится пайщиком фабрики, выходит из фирмы со своей долей капитала и в 1870 г. переселяется в Лондон, где и скончался в 1895.

Энгельс изучал военную историю и науку, антропологию и физиологию, турецкую историю, арабскую культуру. Владел практически всеми европейскими языками, знал персидский и немного русский язык.

Основные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса: «Нищета философии», «Манифест коммунистической партии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Капитал», «Классовая борьба во Франции», «Критика Готской программы», «Анти-Дюринг» и др.

Базовыми моментами в теории марксизма является: учение о базисе и надстройке и теория исторического материализма.

Учение о базисе и надстройке.Базис (от гр. basis – основание) - совокупность исторически определенных производственных отношений, лежащих в основе надстройки. Надстройка – совокупность идеологических отношений и взглядов – политики, права, морали, религии, философии, искусства и соответствующих им организаций и учреждений (государство, партии, церковь и т.д.). Государство и право - часть надстройки и всегда выражают интересы экономически господствующего класса.

Теорияисторического материализма . К. Маркс считал, что история подчиняется определенным законам общественного развития. Человечество, развиваясь от первобытного строя к коммунистическому обществу, проходит ряд этапов, и переход от одного этапа к другому принимает форму классовой борьбы между имущими и неимущими, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Исторический процесс представляет собой последовательную прогрессивную смену общественно-экономических формаций, которая происходит, когда производительные силы приходят в противоречие с производственными отношениями. Этот социальный конфликт разрешается путем революции, после которого все надстроечные структуры приходят в соответствие с новым базисом общества.

Государство.

Происхождение государства. В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс изложил версию возникновения государства, согласно которой государство возникло, как результат естественного развития первобытного общества. В этой концепции автор выделяет два возможных фактора: первый - решающую роль в возникновении государства играет возникновение классов, т.е. государство возникает как продукт непримиримости классовых противоречий, как орудие подавления господствующим классом других. Второй фактор заключается в том, что в результате экономического развития усложняется само общество, совершенствуется управление, что и приводит к возникновению государства. Таким образом, государство возникло не только в целях поддержки господства одного класса, но также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Признаки государства : разделение подданных по территориальным делениям; публичная власть; налоги, необходимые для содержания публичной власти.

Государство есть продукт общества на известной ступени его развития, государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Поэтому, чтобы противоположности (классы) не «пожрали» друг друга и само общество в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения. Этой силой стало государство, машина для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

Классовая сущность государства. Основоположники марксизма выделяли три основных исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный и капиталистический. Согласно марксистской схеме конечная цель исторического развития человечества – построение коммунистического общества. Механизмом перехода от капитализма к коммунизму является пролетарская революция. Само коммунистическое общество имеет две фазы: социализм, главная цель которого ликвидировать основы классового господства и элементы капиталистической формации, основанной на частной собственности при сохранении государства, и коммунизм, когда окончательно исчезнут классовые различия, и отомрет государство. Однако это не означает, что воцарится произвол: управление останется, оно лишь утратит классовый характер, поскольку не будет классовых конфликтов, которые пришлось бы урегулировать с помощью силы. Коммунизм , как полагали К.Маркс и Ф.Энгельс, явит собой высокоорганизованный, гармоничный и планомерно развивающийся «союз свободных людей», который не будет нуждаться ни в правовом государстве, ни в разделении властей и контроле за правящей бюрократией, ни в идеологическом плюрализме.

Право. Для марксизма характерно рассмотрение права как части надстройки (совместно с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации). Будучи обусловлено материальными условиями жизни (базисом), государство оказывает на право определяющее воздействие. Главное в праве – его классовая сущность. В «Манифесте коммунистической партии», обращаясь к буржуазии, Маркс и Энгельс писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса», т.е. право есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса. При этом, говоря о законе, они имели в виду общеобязательное веление государственной власти, и не сводили понятие закона к нормативному акту высшего органа государственной власти, принятому в определенном порядке.

В своих исследованиях права Маркс и Энгельс часто упоминали понятие «права человека», понимая под ним присущие человеку социальные притязания на долю таких элементарных благ как: право на труд, свободу, пищу, жилье, право народа на революцию и т.д. Эти права потенциально существуют в конкретных социально-экономических условиях и не зависят от признания их в законе со стороны государства. Однако с развитием общественной жизни указанные права все чаще будут закрепляться в законе.

Марксизм стал самым влиятельным учением конца XIX – начала XX вв. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса получило развитие в трудах К. Каутского, П. Лафарга, Г. Плеханова, В. Ленина, И. Сталина и др.

Идеи марксизма в России.



Большевизм – наиболее радикальное течение марксизма, основателем которого является Владимир Ильич Ульянов (1870-1924, «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия капитализма»). Как глава СНК и признанный вождь партии, Ленин сыграл решающую роль в определении стратегического курса революции. Природа и сущность государства и права обосновываются Лениным, исходя из их экономической обусловленности. Государство и право имеют классовую природу. Их историческая эволюция рассматривалась Лениным с позиций формационного подхода. Он выдвинул идею авангардной пролетарской партии как главного средства подготовки и осуществления революции. Ленин доказывал, что самостоятельно рабочий класс может выработать только экономическое, а не политическое сознание. Партия призвана внести в рабочее движение теорию и организованность, она должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат. Партия - это объединение профессиональных революционеров, отличающееся преданностью делу, гибкостью в действиях, четкой организацией и крепкой дисциплиной. В период Первой мировой войны Ленин вносит два важных дополнения в свои представления о революции: обосновывает концепцию империализма (его признаки: концентрация производства и капитала, образование монополий; слияние банковского капитала, с промышленным, возникновение финансового капитала, финансовой олигархии; вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение; образование международных союзов монополистов, делящих мир; завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами); обосновывает идею неравномерности экономического и политического развития капитализма. Ленин уверен, что победа социализма возможна первоначально в одной отдельно взятой стране.

Идея союза и диктатуры пролетариата и крестьянства стала важным новшеством в марксистской теории, отражением специфики России и других аграрных стран. В годы первой русской революции Ленин выступал за создание в России парламентской демократической республики, а в апреле 1917 г. заявил, что Советы «есть единственно возможная форма революционного правительства». Советы сочетают законодательную и исполнительную власть и представляют собой органы власти определенных классов (рабочих и крестьян), а не всего населения, как парламентская республика. Диктатура трудящихся представала и как юридическая форма власти, предполагающая лишение нетрудящегося населения прав. Ленин не скрывал диктаторского характера режима перехода от капитализма к социализму. Но это первый в истории случай, когда подавление осуществляется в интересах большинства, против эксплуататорского меньшинства, кроме того, диктатура носит временный и краткосрочный характер, сочетается с демократией. По мере роста образованности и культуры граждан, прекращения сопротивления свергнутых классов отмирают репрессивные функции государства, а затем и само государство.

Николай Иванович Бухарин (1888-1938, «Мировое хозяйство и империализм», «Экономика переходного периода», «Теория исторического материализма») защищал идею того, что государство и право «есть продукт классового расчленения общества». Право он отождествляет с законодательством, создаваемым государством. Государственная власть есть организованное насилие одного класса для подавления другого, которое принимает форму диктатуры господствующего класса. Государство и диктатура органически связаны. Ни теоретически, ни практически невозможно государство, не являющееся диктатурой.

Ленинские идеи получили свое дальнейшее истолкование в работах Иосифа Виссарионовича Сталина (1879-1953, «Об основах ленинизма», «К вопросам ленинизма», «О проекте Конституции Союза ССР»), Отдельные положения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина используются Сталиным как непререкаемые истины. Сталин использует идею диктатуры пролетариата для укрепления культа власти. Диктатура пролетариата - власть, которая жизнедействует как насилие, подавление, принуждение. Кроме того, по Сталину, пролетарская революция не достигнет намеченных целей, если не создаст «специального органа в виде диктатуры пролетариата в качестве своей основной опоры». «Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников». На «развалинах старого государства», учит Сталин, возникает советская власть, т.е. пролетарская государственность, государственная форма диктатуры пролетариата, которая объединяет законодательную и исполнительную власти в единой государственной организации, заменяет территориальные выборные округа производственными единицами (заводами, фабриками), связывает трудящиеся массы с аппаратом государственного управления, учит их управлению страной. «Новый тип государства» есть вместе с тем новый исторический тип пролетарской, советской демократии. Демократия, по мнению Сталина, не связана с реализацией индивидом всей совокупности принадлежащих ему гражданских и политических, социально-экономических и культурных прав и свобод. Сталин занимался совершенствованием модели ВКП(б). Большевистская партия мыслилась Сталиным как могучий «орден меченосцев», члены которого спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле. Партия монолитна: в ней нет фракций, нет плюрализма мнений и дискуссий. Большевистская партия - «орудие диктатуры пролетариата», «боевой штаб рабочего класса», «ядро власти» и т.п., которая господствует над советским государством, над обществом, буквально над каждым гражданином. «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается» государственными организациями «без руководящих указаний партии». Ослушникам партийной воли грозит «карающая рука партии».
Особо отстаивал Сталин тезис о том, что большевистская партия должна монопольно обладать всей полнотой захваченной ею власти. Сталин завершил создание в рамках Ленинизма идеологии тоталитарной политической системы.

История юридической мысли советского периода -- это ис тория борьбы против государственности и права в их некомму-нистическом смысле и значении, против «юридического миро воззрения» как буржуазного мировоззрения, история замены правовой идеологии идеологией пролетарской, коммунистиче ской, марксистско-ленинской, история интерпретации учреж дений и установлений тоталитарной диктатуры как «принципи ально нового» государства и права, необходимых для движения к коммунизму и вместе с тем «отмирающих» по мере такого продвижения к коммунистическому будущему. После революции в процессе многочисленных дискуссий о судьбах права в новых социально-исторических и политических условиях постепенно в общем русле марксистского подхода к праву стали складываться различные направления и концепции понимания и трактовки права и государства. Право как орудие диктатуры пролетариата. Концепцию ново го, революционного, пролетарского права как средства осущест вления диктатуры пролетариата активно развивал и внедрял в практику советской юстиции Дмитрий Иванович Курский (1874-1932), нарком юстиции в 1918--1928 гг. Право в условиях диктатуры пролетариата -- это, согласно Курскому, выражение интересов пролетариата. Здесь, по его признанию, нет места для «норм вроде Habeas Corpus», для признания и защиты прав и свобод индивида. Курский восхвалял деятельность «революционных народных судов» как нового источника особо выделяя то обстоятельство, что «в своей основной деятельности -- уго-ловной репрессии -- народный суд абсолютно свободен и руко водствуется прежде всего своим правосознанием». Новое, революционное право, по Курскому, это «пролетар ское коммунистическое право». Советская власть, пояснял он, разрушила «все три основы института буржуазного права: ста-рое государство, крепостную семью и частную собственность... Старое государство заменили Советами; на смену крепостной и кабальной семье приходит семья свободная и насаждается об-щественное воспитание детей; частная собственность заменена собственностью пролетарского государства на все орудия про изводства». Реализация этих положений в действительности предстала в виде «военного коммунизма», который, даже по оценке Кур ского, был «по преимуществу системой принудительных норм». Частичное и временное отступление к нэповскому (буржуаз ному) праву Курский (со ссылкой на новое законодательство и кодификацию в начале 20-х гг.) трактовал как утверждение но вого, пролетарского права и правопорядка. «Государственный строй РСФСР, -- писал он в 1922 г., -- в более отчетливой, чем в ряде западноевропейских стран форме, несмотря на незакон-ченную еще полностью борьбу Советской власти с ее врагами, по существу становится правовым». Подобная попытка выдать диктатуру пролетариата, хотя бы и законодательно обрамленную, за «правовой строй» была со вершенно несостоятельной. В данной связи весьма характерно, что и сам Курский говорил о «внедрении правового порядка, совершенно своеобразного в рабоче-крестьянском государст ве». Это «своеобразие» он, подобно другим советским идеоло гам, понимал как ограничение и подчинение допускаемых прав интересам диктатуры пролетариата. Нэповское право не гаран тировало даже допущенных имущественных прав граждан (не говоря уже об их личных и политических правах и т. д.) при их столкновении с интересами власти. Это признавал и Кур ский: «Наше обязательственное право, его основная особен ность и будет состоять, по мнению Наркомюста, в том, что здесь интересы государства должны превалировать над интере сами ограждения личных прав отдельных граждан». Да и в це лом допущенные гражданско-правовые отношения осуществля лись в жестких рамках уголовных норм. В этой связи Курский отмечал, что в борьбе против свободы гражданского оборота «приходится уголовными нормами регулировать отношения там, где они в буржуазно-развитом праве регулируются в по рядке гражданском». Эти и другие сходные положения о праве как орудии дикта туры пролетариата были характерны не только для Курского, но и для представителей других направлений советской теории права и государства. Право -- порядок общественных отношений. Заметную роль в процессе зарождения и становления советской теории права сыграл Петр Иванович Стучка (1865--1932). По его собственной оценке, «решающее значение» для всего его подхода к праву имела статья Ф. Энгельса и К. Каутского «Юридический со циализм». Содержащаяся в этой статье трактовка юридического мировоззрения как классического мировоззрения буржуазии, отмечал Стучка, стала одним из основных доводов «для необхо димости нашего нового правопонимания». Основными началами такого нового, революционно-марк систского правопонимания Стучка считал: 1) классовый харак тер всякого права; 2) революционно-диалектический метод (вместо формальной юридической логики); 3) материальные общественные отношения как базис для объяснения и понима ния правовой надстройки (вместо объяснения правовых отно шений из закона или правовых идей). Признавая при этом «не обходимость и факт особого советского права», Стучка усмат ривал эту особенность в том, что «советское право» есть «пролетарское право». Представления о классовом характере права нашли свое от ражение в общем определении права, данном в официальном акте НКЮ РСФСР (декабрь 1919 г.) «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР». Позднее Стучка писал об этом: «Когда перед нами, в коллегии Наркомюста... предстала необхо димость формулировать свое, так сказать, «советское понима- ние права», мы остановились на следующей формуле: «Право -- это система (или порядок) общественных отношений, соответ ствующая интересам господствующего класса и охраняемая ор-ганизованной силой его (т. е. этого класса)». Критикуя советский Гражданский кодекс периода нэпа за его буржуазность, Стучка писал: «Наш кодекс, наоборот, дол жен ясно и открыто показать, что и гражданский кодекс в це лом подчинен социалистической плановости рабочего класса». Эта идея вытеснения права (как буржуазного явления) планом (как социалистическим средством) имела широкое распростра нение и, по сути дела, отражала внутреннюю, принципиальную несовместимость права и социализма. В классово-социологическом подходе Стучки понятия «сис тема», «порядок», «форма» лишены какой-либо юридической специфики и собственно правовой нагрузки. Отсюда и прису щие его позиции сближения и даже отождествления права с са мими общественными, производственными, экономическими отношениями. Меновая концепция права. Для большинства советских марк систских авторов послереволюционного времени, как и для Стучки, классовый подход к праву означал признание наличия так называемого пролетарского права. По-другому классовый подход к праву был реализован в трудах Евгения Брониславовича Пашуканиса (1891 -- 1937), и пре жде всего в его книге «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий» (1924). В этой и дру-гих работах он ориентировался по преимуществу на представ ления о праве, имеющиеся в «Капитале» и «Критике Готской программы» Маркса, «Анти-Дюринге» Энгельса, «Государстве и революции» Ленина. Для Пашуканиса, как и для Маркса, Энгельса и Ленина, буржуазное право -- это исторически наи более развитый, последний тип права, после которого невозмо жен какой-либо новый тип права, какое-то новое, послебуржу- азное право. С этих позиций он отвергал возможность «проле тарского права». Поскольку Пашуканис был свободен от иллюзий о возмож ности «пролетарского права» и действительным правом для не го было лишь буржуазное право, которое необходимо преодо леть, его критика права, его антиправовая позиция, его уста новки на коммунистическое отрицание права как остаточного буржуазного феномена носили (в общем русле послереволюци- онного марксизма-ленинизма) теоретически более осмыслен ный и последовательный характер, чем у многих других марк систских авторов, и прежде всего сторонников концепции так называемого пролетарского права. Его правовой нигилизм был теоретическим следствием разделяемых им идей и положений марксистского учения о переходе от капитализма к коммуниз му. Применительно к новым, послереволюционным условиям Пашуканис, по существу, лишь повторял, обосновывал и раз вивал то, что до революции было уже сказано Марксом, Эн гельсом и Лениным. В силу негативного отношения к праву теория права для Па- шуканиса -- это марксистская критика основных юридических понятий как мистификаций буржуазной идеологии. Тем самым в теории права Пашуканис стремился повторить критический подход, примененный Марксом в экономической теории. От ношение товаровладельцев, писал он, это то «социальное отно шение sui generis, неизбежным отражением которого является форма права». Сближая форму права и форму товара, Пашука- нис генетически выводил право из меновых отношений товаро владельцев. В этой связи его теория права в литературе получи ла название меновой. Пашуканис различал право как объективное социальное явление (правовое отношение) и право как совокупность норм. «Юридическое отношение, -- подчеркивал он, -- это первичная клеточка правовой ткани, и только в ней право со вершает свое реальное движение. Право как совокупность норм наряду с этим есть не более как безжизненная абстрак ция». Право не исчерпывается нормой или правилом. «Норма как таковая, т. е. логическое содержание, или прямо выводит ся из существующих уже отношений, или, если она издана как государственный закон, представляет собой только сим птом, по которому можно «судить с некоторой долей вероят ности о возникновении в ближайшем будущем соответствую щих отношений». По характеристике Пашуканиса, всякое юридическое отно шение есть отношение между субъектами. «Субъект -- это атом юридической теории, простейший, неразложимый далее эле мент». Если генезис правовой формы, согласно Пашуканису, начи нается в отношениях обмена, то наиболее полная реализация ее представлена в суде и судебном процессе. Развитие в обществе товарно-денежных отношений создает необходимые условия для утверждения правовой формы как в частных, так и в пуб личных отношениях. Но все это, по Пашуканису, имело и имеет место до и вне социализма. В данной связи сторонники концепции нового (пролетарского, советского и т. д.) права, критикуя позицию Пашуканиса, отмечали, что применяемые им абстрактные ха рактеристики права вообще относятся лишь к буржуазному праву, но не к «пролетарскому праву», для которого нужны другие обобщающие понятия. Подобные требования со сторо ны марксистских авторов Пашуканис считал недоразумением. «Требуя для пролетарского права своих новых обобщающих по нятий, -- отвечал он своим критикам, -- это направление явля ется как будто революционным. Однако оно на деле проклами рует бессмертие формы права, ибо оно стремится вырвать эту форму из тех определенных исторических условий, которые обеспечили ей полный расцвет, и объявить ее способной к по стоянному обновлению.

Отмирание категорий (именно катего рий, а не тех или иных предписаний) буржуазного права от нюдь не означает замены их новыми категориями пролетарско го права, так же как отмирание категорий стоимости, капитала, прибыли и т. д. при переходе к развернутому социализму не бу дет означать появление новых пролетарских категорий стоимо сти, капитала, ренты и т. д.». Но постепенно Пашуканис делал шаги в сторону признания нового послереволюционного и послебуржуазного «советского права» с «особой, специфической природой». Вместе с тем это «советское право» он -- для сохранения хотя бы внешней, сло весной видимости своей концептуальной последовательно сти -- не называл «пролетарским правом». Отсутствие подлин ного права и государства при диктатуре пролетариата Пашука- нис (как и другие марксистские авторы), по существу, пытался изобразить как наличие нового, «неподлинного», советского права и государства, обреченных на «отмирание». Весь этот идеологический туман с мнимым «отмиранием» отсутствующих феноменов постоянно витал над всем марксист ским подходом к судьбам права и государства после пролетар ской революции и определял тот неизменный горизонт совет ского правоведения и государствоведения, под сводами которо го все зависело от изменчивой политической конъюнктуры.? В этой системе координат логически последовательная тео рия просто невозможна, и пример Пашуканиса в этом плане весьма показателен. Психологическая концепция классового права. Представления о классовом праве, включая и классовое пролетарское право, с позиций психологической теории права развивал Михаил Анд реевич Рейснер (1868--1928). Еще до революции он начал, а за тем продолжал классовую интерпретацию и переработку ряда идей таких представителей психологической школы права, как Л. Кнапп и Л. И. Петражицкий. Свою заслугу в области марксистского правоведения Рейс- нер видел в том, что учение Петражицкого об интуитивном праве он поставил «на марксистское основание», в результате чего «получилось не интуитивное право вообще, которое могло там и здесь давать индивидуальные формы, приспособленные к известным общественным условиям, а самое настоящее классо вое право, которое в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируемоймассы». Марксистские представления о классовости права Рейснер толковал в том смысле, что каждый общественный класс -- не только класс господствующий, но и угнетенные классы -- в со ответствии с положением данного класса в обществе и его пси хикой творит-свое реально существующее и действующее ин туитивное классовое право. Уже при капитализме, по Рейснеру, имеется не только буржуазное право, но также пролетарское право и крестьянское право. Так что не «все право» запятнано «эксплуататорской целью». В целом, согласно Рейснеру, «право, как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равенство и свя занную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента, -- а именно, во-первых, волевую сторону или одно стороннее «субъективное право» и, во-вторых, нахождение об щей правовой почвы и создание при помощи соглашения дву стороннего «объективного права». Лишь там возможна право вая борьба, где имеется возможность нахождения такой почвы». Развивая такой подход к праву в работе «Право. Наше пра во. Чужое право. Общее право» (1925), Рейснер характеризовал так называемое общее право (общий правопорядок) -- как при капитализме, так и после победы пролетарской революции -- как компромисс и объединение наличных в данном обществе субъективных классовых прав. «Ибо, -- поясняет он, -- одина ково и буржуазное государство, и наше Советское точно так же включает в свой общий правопорядок и право пролетарское, крестьянское, и буржуазное. Одного только, пожалуй, «права» у нас нет -- это права землевладельческого в смысле частного землевладения, хотя зато мы имеем грандиозного помещика в лице самих Советов, владеющих порядочным количеством име ний в виде советских хозяйств». Разница, однако, в том, что при капитализме господствующее положение в общем правопо рядке занимает право буржуазии, а в советском правопоряд ке -- пролетарское право. Именно в условиях военного коммунизма так называемое социалистическое право рабочего класса, по оценке Рейснера, «делает попытку своего наиболее яркого воплощения». При нэпе же, с сожалением отмечал Рейснер, пришлось «усилить примесь буржуазного права и буржуазной государственности, которые и без того естественно входили в состав социалистиче ского правопорядка». Вся история права -- это, по Рейснеру, «история его угаса ния». При коммунизме оно угаснет навсегда. При всем своеобразии рейснеровской классово-психологи ческой концепции права она в основных и главных своих чер тах и подходах остается в общих рамках марксистского отноше ния к праву. Его классовое перетолкование интуитивного права фактиче ски отвергает основание и суть психологического правопонима- ния вообще -- индивида с его правовой психикой, правовыми притязаниями, эмоциями и т. д. И на примере рейснеровской концепции классовости права хорошо видно, как классовость убивает право. Право как форма общественного сознания. Такой подход к праву в 20-х гг. развивал Исаак Петрович Разумовский (1893--?). При этом он отмечал, что «вопросы права и связи его с эконо-мической структурой общества, послужившие, как известно, в свое время отправным пунктом для всех дальнейших теорети ческих построений Маркса, это -- основные вопросы марксист ской социологии, это лучший пробный камень для проверки и подтверждения основных предпосылок марксистской диалекти ческой методологии».? Как идеологическое опосредование (идеологическая форма) классовых материальных (экономических) отношений право, по Разумовскому, это форма общественного сознания. Он дает следующее общее определение права как идеологического спо соба и порядка опосредования материальных отношений в классовом обществе: «Порядок общественных отношений, в конечном счете отношений между классами, поскольку он ото бражается в общественном сознании, исторически неизбежно абстрагируется, отдифференцировывается для этого сознания от своих материальных условий и, объективируясь для него, получает дальнейшее сложное идеологическое развитие в сис темах «норм». Бросается в глаза отсутствие в этом определении права ка кого-либо признака, специфичного именно для права. Отмирание «буржуазного права», по Разумовскому, означает «смерть права как идеологии» и переход в коммунистическом обществе «к сознательно регулируемой и сознающей характер своей связи с материальными условиями производства системе общественного поведения». В целом трактовка Разумовским права как идеологического явления была ориентирована на нэповский вариант пролетар ского использования буржуазного права. Вместе с тем очевидна несостоятельность его интерпретации нэповского права в духе положений Маркса и Ленина о буржуазном «равном праве» при социализме. Эти разные вещи оказались у него отождествлен ными в силу их одинаковой «идеологизированности» как форм общественного сознания. Борьба на «правовом фронте». Конец 20-х и первая половина 30-х гг. (вплоть до совещания 1938 г. по вопросам науки совет ского государства и права) отмечены обострением борьбы раз личных направлений правопонимания в советской юридиче-ской науке. Под воздействием партийно-политических решений и уста новок конца 20-х -- начала 30-х гг. о нэпе, коллективизации, темпах индустриализации, борьбе против различных «уклонов» и т. д. представители разных направлений вносили существен ные изменения и коррективы в свои подходы к проблемам пра ва и государства. Прямая ориентировка на дальнейшую политизацию юриди ческой науки (в духе тогдашней политической практики и «курса партии» на борьбу против правых и левых, против троц- кистов и бухаринцев, против «оппортунизма» и буржуазной идеологии) содержалась уже в установочном докладе Л. М. Ка гановича в Институте советского строительства и права Комму-нистической академии (4 ноября 1929 г.). Не только буржуазные юристы, но и часть коммунистов-го- сударствоведов, по оценке Кагановича, оказались «в плену у старой буржуазной юридической методологии». В качестве примера применения «буржуазно-юридического метода» он на звал работу А. Малицкого «Советская конституция» (1924), где его внимание привлекли следующие положения: подчинен ность всех органов государственной власти велению закона, т. е. праву, носит название «правового режима», а само государ ство, проводящее правовой режим, называется «правовым госу-дарством»; «советская республика есть государство правовое, осуществляющее свою деятельность в условиях правового ре жима». Эти утверждения Малицкого, разумеется, явно расходились с реалиями диктатуры пролетариата даже в условиях временно го и ограниченного допущения ряда норм буржуазного права при нэпе. Но Кагановича, разумеется, интересовало не соответ ствие тех или иных концепций реалиям, а однозначная ориен тация всех на апологию диктатуры пролетариата, не ограничен ной никакими (в том числе, конечно, и своими, советскими) законами. При этом Каганович весьма откровенно констатиро вал подлинное место и значение «законов» в условиях проле тарской диктатуры: «Конечно, все это не исключает закона. У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразно стью в каждый данный момент». Выступление Кагановича послужило сигналом к развертыва нию на «правовом фронте» широкой кампании большевист ской «критики и самокритики». В этих условиях обострилась борьба и между двумя основными позициями в советском пра воведении того времени -- позициями Пашуканиса и Стучки. В поисках ответа на усиливавшиеся к концу 20-х гг. обвине ния в адрес его теории Пашуканис в духе тогдашней «самокри тики» не только признал ряд недостатков своей позиции, но и, по...

Среди участников съезда доминировали сторонники Па- шуканиса. В целом предложенная названным съездом общая позиция носила эклектический характер и пыталась соединить несовместимые друг с другом представления. Особенно нагляд но это проявилось в том, что авторы резолюции, признавая пролетарскую классовую сущность советского права, в то же время отрицали концепцию «пролетарского права», чтобы как- то спасти доктринальные представления (а заодно и какие-то остатки прежних взглядов Пашуканиса) о буржуазном «равном праве» после пролетарской революции. Однако и после I съезда марксистов-государственников и правовиков какого-то единого подхода и тем более «генераль ной линии» в правопонимании не было. Споры между различ-ными концепциями (и прежде всего Стучки и Пашуканиса) продолжались. Концепция «социалистического права». Победа социализма требовала нового осмысления проблем государства и права с учетом постулатов доктрины и реалий практики. В этих условиях Пашуканисом в 1936 г. была выдвинута концепция «социалистического права». от своей прежней позиции, от концепции «буржуазности» всякого права и т. д. как «антимарксистской путаницы», он начал толковать советское право как право социалистическое с самого начала его возникновения. «Великая социалистическая Октябрьская революция, -- пояснял он, -- нанесла удар капиталистической частной собственности и положила начало новой социалисти ческой системе права. В этом основное и главное для понима ния советского права, его социалистической сущности как пра- ва пролетарского государства». Сходные представления о «со циалистическом праве» были развиты и в статье М. Доценко. Концепция «социалистического права» была в условиях по беды социализма (на путях насильственной коллективизации, ликвидации кулачества и вообще «капиталистических элемен-тов» в городе и деревне и в конечном счете полной социализа ции средств производства в стране) естественным продолжени ем представлений о наличии какого-то небуржуазного (проле тарского, советского) права. Официальное «правопонимание» (Совещание 1938 г.). В исто рии советской юридической науки особое место занимает «I Совещание по вопросам науки советского государства и пра ва» (16--19 июля 1938 г.). Его организатором был подручный Сталина на «правовом фронте» А. Я. Вышинский (1883--1954), тогдашний прокурор СССР. Совещанию был придан всесоюз ный характер, и в его работе участвовало около 600 научных ра ботников, преподавателей, практиков из различных регионов страны. Цели и задачи совещания состояли в том, чтобы в духе по требностей репрессивной практики тоталитаризма утвердить единую общеобязательную «единственно верную» марксистско- ленинскую, сталинско-большевистскую линию («генеральную линию») в юридической науке на основе нового общего опре деления права. В письменном тексте доклада Вышинского и в одобренных совещанием тезисах его доклада формулировка общего опреде ления права дана в такой «окончательной редакции в соответст вии с решением совещания»: «Право -- совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, уста новленных в законодательном порядке, а также обычаев и пра вил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой го сударства в целях охраны, закрепления и развития обществен ных отношений и порядков, выгодных и угодных господствую щему классу». Наряду с таким общим определением права на совещании было одобрено и следующее определение советского права: «Со ветское право есть совокупность правил поведения, установлен ных в законодательном порядке властью трудящихся, выражаю щих их волю и применение которых обеспечивается всей при-нудительной силой социалистического государства, в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгод ных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничто жения капитализма и его пережитков в экономике, быту и соз нании людей, построения коммунистического общества». По своему типу «правопонимание», предложенное Вышин ским и принятое совещанием, является легистским, поскольку в его основе лежит отождествление «права» и «законодательст ва» («действующего», «позитивного» права, обобщенно -- «за кона»). Такое отождествление прямо и откровенно признава лось и утверждалось Вышинским. «Право, -- подчеркивал он, -- совокупность или система правил (законов), имеющих своим назначением заботу о подчинении общества «об щим условиям производства и обмена», т. е. о подчинении гос подствующим в данном обществе классовым интересам». Фак тически за «право» здесь выдаются неправовые властно-приказные правила («нормы»). Юридико-позитивист- ская конструкция используется с целью создания видимости наличия права там, где его нет и быть не может. Приказное советско-легистское «правопонимание», одобрен - ное «с подачи» Вышинского совещанием г., стало на дол гие годы официальной общеобязательной установкой для всех. И в общетеоретических работах, и в области отраслевых юридических дисциплин почти дословно повторялась (в той или иной редакции) дефиниция Вышинского, воспроизводи лись все основные положения соответствующих подходов к праву и государству. Этот тип понимания, определения и трактовки «права», по существу, сохранился и после того, как с начала 60-х гг. по ана-логии с «советским социалистическим общенародным государ ством» стали говорить о «советском социалистическом общена родном праве». Неправовые реалии социализма в сочетании с прочной уста-новкой (в том числе -- во всем советском обществоведении, включая и юриспруденцию) на дальнейшее продвижение к не правовому будущему (коммунизму) полностью лишали общест во всякой действительно правовой перспективы. Новые подходы к праву. Уже с середины 50-х гг., в обстанов ке определенного смягчения политического режима и идеоло гической ситуации в стране, некоторые юристы старшего поко ления воспользовались появившейся возможностью отмеже ваться от определения права 1938 г., начали критику позиций Вышинского и предложили свое понимание и определение со циалистического права. Монополия официального «правопо- нимания» была нарушена. В противовес «узконормативному» определению права было предложено понимание права как единства правовой нормы и правоотношения (Кечекьян, Пионтковский) или как единст ва правовой нормы, правоотношения и правосознания (Мико- ленко). При этом правоотношение (и связанное с ним субъективное право -- в трактовках Кечекьяна и Пионтковского) и соответ ственно правоотношение и правосознание (Миколенко) пред стают как реализация и результат действия «правовой нормы», производные от нее формы и проявления права. Исходный и определяющий характер «правовой нормы», т. е. нормативность права в смысле определения 1938 г. и последующей «официаль ной» традиции, следовательно, продолжали признаваться, но эту нормативность предлагалось дополнить моментами ее осу ществления в По существу, полемика представителей так называемого широкого понимания права против сторонников так называе мого узконормативного подхода носила непринципиальный ха рактер, поскольку в фактически неправовой ситуации оба на правления в одинаковой мере базировались на априорной предпосылке о наличии «советского социалистического права», под которым имелось в виду неправовое советское законодатель ство. «Расширение» здесь «узких» мест сути дела не меняло. Отождествление права с тоталитарным законодательством, некритический позитивизм, присущий обоим подходам, ис ключали саму возможность собственно правовой оценки зако на, различения и сопоставления права и закона, противопос тавления права правонарушающему законодательству. В 60-е и особенно в 70-80-е гг. «узконормативное» (а по су ществу -- властно-приказное) правопонимание постепенно (в том числе и под влиянием новых трактовок права) теряло свое прежнее значение и позиции. Заметно активизировался отход от официальной позиции. Это особенно отчетливо про явилось на проведенном в 1979 г. журналом «Советское госу дарство и право» заседании «Круглого стола» по теме «О пони мании советского права», где в ходе острых дискуссий большая группа ученых подвергла критике официальное правопонима- ние и выступила с обоснованием иных трактовок права. Выйти из порочного круга антиправового советского легиз- ма можно было лишь на основе последовательного юридическо го (антилегистского) правопонимания. Поэтому для выяснения и критики неправового характера так называемого социалистиче ского права и законодательства, определения путей движения от неправового социализма к правовому строю, к правовому го сударству и правовому закону принципиально важное значение имело именно различение и соотношение (совпадение или расхож дение) права и закона (т. е. объективной общезначимой сущно сти и официально-обязательного явления в сфере права) и ана лиз с этих позиций сложившейся ситуации. В таком контексте и была выдвинута либертарно-юридическая концепция правового закона и понимания сущности права как необходимой всеобщей формы и равной меры свободы и справедливости. Неправовые реалии социализма в сочетании с установкой на продвижение к неправовому коммунизму полностью лишали советскую теорию и практику всякой правовой перспективы развития, движения к какому-нибудь варианту постсоциали стического права, правового закона и правовой государствен ности. Либертарная теория правопонимания, напротив, выра жала как раз правовую перспективу развития от наличного (не правового) социализма к будущему правовому строю и тем самым содействовала теоретическому уяснению и обоснованию необходимости выхода за социально-исторические рамки социа лизма как правоотрицающего переходного строя, уяснению логики постсоциалистического пути к праву. Интерес к теории различения права и закона, к идее пра вовой свободы и т. д. заметно усилился (и не только в юриди ческой науке, но и в массовой печати) в условиях перестрой ки и особенно в 90-е гг., когда стали возможны первые реаль ные шаги в сторону права и правовой государственности. Вместе с тем во все большей мере становилось ясно, что пред стоящие преобразования -- это во многом по своей сути дви жение от неправового строя к свободе и праву и что, следова тельно, подобные преобразования не стыкуются с произволь ными властно-приказными представлениями о праве и их можно осмыслить и осуществить лишь с позиций нового пра- вопонимания, исходящего из прав и свобод индивидов и ори-ентированного на утверждение и дальнейшее развитие обще человеческих достижений в сфере общественной и государст венно-правовой

Поделиться